История развития олимпийского движения кратко. История олимпийского движения. Олимпийское движении современности

Монровия 02:09 27°C
облачно

Население страны 3 685 076 человек Территория Либерии 111 370 кв. км Расположенный на континенте Африка Столица Либерии Монровия Деньги в Либерии Доллар (LRD) Доменная зона.lr Телефонный код страны 231

Отели

В стране очень плохие отели. Ниже 100 долларов за ночь снять номер практически нереально. Не смотря на высокую цену, обстановка, состояние номера и качество сервиса окажется весьма сомнительным. На кондиционеры рассчитывать не приходится. Максимальное везение - противомоскитная сетка на кровати. С электричеством тоже беда: его выключают на ночь, лучше зарядить всю технику заранее, перебои со светом в стране не редкость.

Климат Либерии:: Тропический. Жарко, влажно. Сухие зимы с жаркими днями и прохладными в ночное время. Мокрое, облачное лето с частыми ливнями.

Достопримечательности

В Либерии не так много достопримечательностей. Гордость страны в том, что она никогда не была ничьей колонией. Видимо из-за этого, архитектурный центр город выглядит совсем по-африкански, знаменательной архитектуры здесь нет. Богатство страны - тропические леса, которые год за годом постепенно вымирают. Природа Либерии богата и разнообразна. Чтобы в этом убедиться, посетите Национальный парк Сапо. Это самое нетронутое человеком место на всем западном побережье материка. Передвигаться по парку можно либо пешком, либо на внедорожном авто, никаких дорог здесь нет.

Местность Либерии:: В основном равнинный на прибрежных равнинах и плато, с низкими горами на северо-востоке.

Курорты

С пляжами Либерии не повезло: течение очень сильное, может легко унести в море, поэтому курортов в стране нет. Сами пляжи находятся в запущенном состоянии, к сожалению, на многих из них расположена городская свалка, так что место для прогулки и отдыха не самое приятное.

В 80 километрах от Монровии, столицы страны, есть озеро Писо. Вдоль него нет населенных пунктов, а значит здесь чисто и приятное побережье. Совсем недавно это место стало популярным туристическим объектом в стране.

Либерия имеет ресурсы, как: : Железная руда, древесина, алмазы, золото, гидроэнергетика.

Транспорт

Прямых рейсов из России в Либерию нет. Летать придется, сделав пересадку в Марокко, Франции или Бельгии. Внутреннего авиасообщения в стране нет, но такое неудобство не сильно бросается в глаза, Либерия не такая уж и большая.

Между городами можно путешествовать на авто: асфальтовые дороги сменяются грунтом. Когда нет дождей можно спокойно путешествовать, а в непогоду дороги размывает очень сильно. В городах ситуация на дорогах крайне непростая: светофоров нет, правила дорожного движения никто не соблюдает, хаос полнейший и бесконечные пробки. Чтобы сберечь здоровье и нервы, лучше взять авто с водителем. Местные жители ездят на минибасах или мототакси, прекрасный способ объехать пробки за короткое время.

Уровень жизни

Либерия - очень бедная страна. Примерно 80% (!) населения живет ниже черты бедности, это говорит о многом. Местные жители зарабатывают чем могут: в деревнях занимаются животноводством и сельским хозяйством, в городах бойко пытаются торговать всем, что только можно (например, углем для утюгов, порционным майонезом, очищенными апельсинами или возможностью зарядить чужой мобильный телефон).

В стране проблемы с электричеством, даже в столице нет ни одной нормальной электростанции, все работает на генераторах. На каждом шагу железные будки, где можно за деньги посмотреть телевизор, поиграть в приставку (все они называются «Бизнес центр»). По городам не рекомендуется гулять в одиночестве. Нередки кражи у туристов.

Города

Столица страны - город Монровия. Это типичный город для африканских стран с неимоверными пробками на дорогах, хаотичными рыночными площадями, «картонной» застройкой, многочисленными трущобами и пылью. Благодаря тому, что в Монровии сильны позиции ООН, в местных аптеках есть лекарства, а в супермаркетах нормальные продукты. Исторических достопримечательностей в столице нет, визит сюда не такой ценный, если вы хотите побольше познакомиться с культурой страны и ее колоритом.


Население

Координаты

Монровия

Графство Монтсеррадо

6,30054 x -10,7969

Бонг Цоунты

6,99556 x -9,47222

Маргиби Цоунты

6,53 x -10,35167

Бенсонвилле

Графство Монтсеррадо

6,44611 x -10,6125

Мэриленд Цоунты

4,375 x -7,71694

8,42194 x -9,74778

Бьюкенен

Гранд Басса Цоунты

5,88083 x -10,04667

Гранд-Геде Цоунты

6,06667 x -8,12806

Новый Екепе

Нимба Цоунты

26 июля День независимости отмечает Либерия. Эта небольшая западноафриканская страна – одно из самых примечательных в историческом отношении государств континента. Строго говоря, день независимости – скорее день создания Либерии, поскольку это одна из немногих стран Африки, которая сумела сохранить суверенитет и так и не побывала колонией какой-либо европейской державы. Более того, Либерия – своего рода «африканский Израиль». Не в том смысле, что здесь тоже живут евреи, а потому, что создавалась она как государство репатриантов, вернувшихся «на историческую родину». Своим появлением «страна Свободы» на побережье Западной Африки обязана потомкам вывезенных в Северную Америку африканских рабов, которые решили вернуться на родину предков и создать здесь собственное независимое государство.


Побережье Атлантического океана, где расположилась Либерия – край равнин и невысоких гор. С давних времен его населяют негроидные племена, говорящие на различных нигеро-конголезских языках. Прежде всего, это этносы, относимые к языковым семьям манде и кру: манде, ваи, басса, гребо, кран, гере и т.д. Государственности они фактически не знали, однако и европейские колонизаторы не спешили полностью покорять территорию современной Либерии. В период с XV по XVII вв. здесь существовало несколько португальских факторий, служивших центрами торговли. Португальцы называли территорию современной Либерии Перечным берегом.

На землю обетованную

В 1822 году на территории атлантического побережья Западной Африки – в районе того самого Перечного берега – высадились первые группы афроамериканцев. Бывшие рабы, предки которых с территории Западной Африки вывозились португальскими, голландскими. Английскими работорговцами на плантации Северной Америки и Вест-Индии, надеялись, что на исторической родине они смогут обрести свое счастье. Хотя большая часть переселенцев родилась уже в Америке и к Черному континенту имела лишь генетическое отношение, африканскую землю новые поселенцы воспринимали как свою родину. Инициатором репатриации бывших рабов в Западную Африку выступило Американское колонизационное общество. Оно действовало в XIX веке при поддержке части рабовладельцев, которые не желали видеть на территории Соединенных Штатов освобожденных рабов. Поскольку вольноотпущенников становилось с каждым годом все больше и больше, сторонники сохранения рабовладельческой системы стали опасаться подрыва самих основ социального порядка, сложившегося в Соединенных Штатах.

То есть, первоначально именно расовая нетерпимость рабовладельцев и их социальный консерватизм выступили в качестве толчка к началу репатриации бывших рабов на континент. Теоретики репатриации из числа белых рабовладельцев были убеждены, что концентрация в Соединенных Штатах значительного количества освобожденных африканских рабов не приведет ни к чему хорошему и повлечет такие негативные последствия как рост маргинального населения и преступности плюс неизбежное расовое смешение. Соответственно, было принято решение распространить среди отпускаемых на волю рабов и их потомков идеи возвращения на землю предков, чем и занялись лидеры репатриации уже из среды самих афроамериканцев.

Сами вольноотпущенники, как ни странно, сошлись в интересах со вчерашними эксплуататорами – рабовладельцами. Правда, с их точки зрения, мотивы необходимости репатриации бывших рабов в Африку заключались в другом. В первую очередь, лидеры вольноотпущенников видели в возвращении на землю предков освобождение от дискриминации по расовому признаку, неизбежной в США. На Африканском континенте бывшие рабы могли обрести долгожданную свободу и подлинное равноправие.

В первой четверти XIX века велись активные переговоры лидеров Американского колонизационного общества с конгрессменами с одной стороны и представителями Великобритании – с другой стороны. Британская империя на тот период уже владела Львиными горами – территорией современного Сьерра Леоне и разрешила поселить первых репатриантов именно там. По мнению британцев, вестернизированные и владеющие английским языком потомки рабов из Северной Америки смогли бы выступить в качестве проводников британского влияния в Западной Африке.

Следует отметить, что Британская империя раньше Соединенных Штатов приступила к практике вывоза на территорию Западной Африки освобожденных рабов. Причиной тому была чистая случайность. У берегов Британии потерпел крушение корабль, на котором перевозили несколько сотен африканцев в рабство в Северную Америку. По законам Великобритании, спасшиеся с корабля африканцы, которых разместили в Ливерпуле, не могли оставаться рабами на земле метрополии и им даровали свободу. Однако, что было делать в Англии не знающим языка и совершенно не адаптированным к здешним условиям африканцам? Образовался Комитет освобождения несчастных чернокожих – организация английских филантропов, поставивших своей целью спасение африканцев посредством их возвращения на родину.

В 1787 году корабль с 351 африканцем на борту пристал к берегу Сьерра Леоне. Несколько позже прибыла гораздо более крупная по численности партия репатриантов – 1131 освобожденный африканец из Канады. Свободу они получили за то, что участвовали в боевых действиях на стороне Британии во время Американской войны за независимость. В 1792 году именно они основали Фритаун - будущую столицу Сьерра Леоне, название которой и переводится как «Город свободных». В XIX веке к освобожденным ветеранам войны добавились вольноотпущенники – бывшие рабы из британских колоний в Вест-Индии, прежде всего – на Ямайке. Поэтому когда Американское колонизационное общество стало зондировать вопрос о возможности размещения в Западной Африке переселенцев из Соединенных Штатов, англичане согласились пустить их на территорию Сьерра Леоне. В 1816 году первая партия бывших рабов численностью 38 человек была доставлена в Сьерра Леоне на корабле, которым командовал Пол Каффи – самбо по расовой принадлежности (полуиндеец – полуафриканец из народности ашанти).

Однако основной поток американских репатриантов после 1816 года был направлен на соседнее со Сьерра Леоне побережье Перечного берега. В 1822 году здесь была создана колония «свободных цветных людей», которые называли себя «америко-либерийцами». В 1824 году территория, занятая колонистами, получила официальное название Либерия, а 26 июля 1847 года была провозглашена независимость Республики Либерия – первого африканского государства, созданного по образцу США американскими репатриантами.

Показательно, что прибывшие на либерийское побережье вчерашние рабы отнюдь не желали возвращаться к тем традициям и устоям социальной жизни, которыми жили коренные народы Западной Африки. Америко-либерийцы предпочли воспроизвести на западноафриканском побережье внешние атрибуты американского государства. Либерия стала президентской республикой, в ней были созданы политические партии по американо-английскому образцу. В столице Либерии Монровии был даже построен свой Капитолий, а флаг Либерии напоминает флаг Соединенных Штатов Америки.

С другой стороны, именно подчеркнутость проамериканского характера Либерии возможно и спасла эту страну от участи колонизации, так или иначе затронувшей все страны Африканского континента. По крайней мере, англичанами и французами, властвовавшими в соседних с Либерией Сьерра Леоне и Гвинее, либерийцы воспринимались как американские подданные. Впрочем, и сами америко-либерийцы всячески старались подчеркнуть свое американское происхождение, свою «инаковость» по сравнению с коренным населением Западной Африки.

Америка не получилась

Политическая система Либерии, как уже говорилось, была калькирована с американской, однако многочисленные социально-экономические проблемы давали о себе знать и Либерии, несмотря на отсутствие колониального прошлого, так и не удалось войти в число развитых и стабильных государств континента. Ситуация усугублялась постоянными конфликтами между колонистами – америко-либерийцами, и представителями племен, составляющих коренное население Либерии. По понятным причинам, долгое время именно америко-либерийцы составляли политическую и экономическую элиту страны и по этой причине Либерия пользовалась поддержкой Соединенных Штатов, предоставлявших ей многочисленные кредиты.

Америко-либерийцы, составляющие в настоящее время не более 2,5% населения страны (еще 2,5% составляют потомки переселенцев с островов Вест-Индии), концентрировали в своих руках все бразды правления страной, а также ее экономические богатства. Вчерашние рабы и дети рабов с плантаций южных штатов США сами превратились в плантаторов и относились к представителям коренного населения, превращенного в батраков и париев, едва ли не хуже, чем белые рабовладельцы Штатов – к своим черным рабам.

Между собой америко-либерийцы говорили исключительно на английском языке, совершенно не стремясь к изучению языков местных племен. Разумеется, что и по вероисповеданию выходцы из США и Британской империи оставались христианами различных протестантских церквей, тогда как местные племена продолжают в большинстве своем исповедовать традиционные культы. Даже если коренные жители формально значатся христианами, фактически они в большей степени остаются приверженцами афрохристианских культов, причудливо сочетающих христианские элементы с вудуизмом, традиционным для западноафриканского побережья.

Коренное население в культурном отношении было куда более отсталым, чем америко-либерийцы. В этом плане отсутствие колониального опыта даже сыграло отрицательную роль для страны, поскольку америко-либерийцы не проводили политику хоть сколько-нибудь значимого «окультуривания» коренного населения. В результате, лесные племена Либерии оставались крайне отсталыми даже по меркам других территорий Западной Африки. Они сохраняли ту самую «дикую культуру» Африки, с которой пытались, хотя бы частично, бороться британские, французские, португальские, итальянские колониальные власти в других регионах «Черного континента».

В полной мере все проблемы, накопившиеся в стране, вышли наружу после военного переворота, совершенного в 1980 году старшим сержантом либерийской армии Сэмюэлем Доу. 12 апреля 1980 года отряды военных под руководством Доу свергли и убили президента страны Уильяма Толберта. До военного переворота в Либерии сохранялось господствующее положение америко-либерийцев и примкнувших к ним ассимилированных представителей местного населения и эмигрантов из соседних стран, исповедующих христианство. Америко-либерийцы составляли подавляющее большинство либерийских предпринимателей, политических и общественных деятелей, старших офицеров вооруженных сил и правоохранительных органов, сотрудников учреждений образования и здравоохранения.

Фактически, Либерия вплоть до 1980 года оставалась государством америко-либерийцев, где в лесной зоне и на городских трущобных окраинах обитали куда более многочисленные коренные племена, не имеющие реального доступа ко всем тем благам, которыми пользовались потомки афроамериканских репатриантов. Естественно, что сложившееся положение вызывало значительное недовольство коренного населения, представителей которого было много среди рядового и сержантского состава либерийской армии. Так как старшие офицеры практически в полном составе происходили из америко-либерийских семей, готовящийся заговор нижних чинов возглавил двадцатидевятилетний Сэмюэль Каньон Доу, носивший звание старшего сержанта.

Диктатура Доу, происходившего из коренной народности кран, отбросила Либерию в культурном отношении на столетия назад. В первую очередь, Доу, пришедший к власти под прогрессивными лозунгами преобразования социальной системы страны, привел во властные структуры представителей своего этноса кран, тем самым установив в стране трайбалистскую диктатуру. Во-вторых, Доу, несмотря на свое происхождение из коренного народа, демонстрировал проамериканские позиции и даже в 1986 году разорвал дипломатические отношения с Советским Союзом.

Правление Доу, начавшего с лозунгов борьбы с коррупцией и уравнения в правах всех либерийцев, вызывало все большее раздражение в самых разных слоях либерийского общества. Чувствовали себя обделенными и представители других двадцати этнических групп страны, которые опять оказались на второстепенных позициях – только уже не после америко-либерийцев, а после представителей народности кран, к которой относился сам диктатор. В стране активизировались многочисленные повстанческие формирования, по сути, представлявшие собой криминальные банды с политической фразеологией.

В конечном итоге, командир одного из таких формирований Принс Джонсон окружил Монровию, заманил президента Доу в Миссию ООН, откуда тот был похищен. 9 сентября 1990 года бывший президент-диктатор Либерии был зверски убит – его кастрировали, отрезали и скормили ему собственное ухо, а затем убили перед видеокамерой. Так в Либерии, всегда считавшейся оплотом американо-европейских политических традиций на Африканском континенте, проснулась настоящая Африка. С 1989 по 1996 годы в стране продолжалась кровопролитная гражданская война, стоившая жизни 200 тысячам либерийцев. В конечном итоге власть в стране перешла в руки партизанского командира Чарльза Тэйлора.

Тэйлор: от президента до заключенного Гаагской тюрьмы

Выходец из народа гола, Чарльз Тэйлор получил экономическое образование в Соединенных Штатах и первое время работал в администрации Сэмюэля Доу, однако в 1989 году создал повстанческую организацию Национальный патриотический фронт Либерии, ставшую одним из ключевых акторов Первой гражданской войны 1989-1996 гг. В 1997-2003 гг. он занимал пост президента Либерии, параллельно всячески поддерживая повстанцев в соседнем Сьерра Леоне, где также шла кровопролитная гражданская война.

Вмешательство во внутренние дела Сьерра Леоне объяснялось интересом либерийского руководителя к торговле алмазами, которыми богата земля «Львиных гор». Поддерживая Революционный объединенный фронт под руководством Фоде Санка, Тэйлор преследовал собственные корыстные интересы – обогащение за счет добычи алмазов, которую стремилась поставить под контроль эта повстанческая группировка, а также укрепление своих политических позиций в соседней стране. Тем временем, недовольство политикой Тэйлора нарастало и в самой Либерии, что привело ко Второй гражданской войне. В конечном итоге, Тэйлор был низвергнут и бежал в Нигерию.

Показательно, что первоначально Чарльз Тэйлор действовал при явной поддержке Соединенных Штатов. Мало того, что он получил образование в США – по линии отца он был на четверть американцем. Ряд источников утверждает, что еще с начала 1980-х годов с Тэйлором работали американские спецслужбы, которым он был нужен в качестве проводника американских интересов в Западной Африке. В частности, Тэйлор выступил в качестве одного из соорганизаторов военного переворота 15 октября 1987 года в Буркина-Фасо, в результате которого был убит Томас Санкара – глава государства и легендарный революционер, чьи социалистические эксперименты были явно не по душе Соединенным Штатам. Кстати, участие Тэйлора в организации переворота в Буркина-Фасо и убийства Санкары подтвердил его ближайший соратник Принс Джонсон – тот самый полевой командир, солдаты которого зверски убили перед видеокамерами прежнего президента Сэмюэля Доу.

Однако, со временем завербованный ЦРУ Чарльз Тэйлор превратился в «джинна, выпущенного из бутылки». С конца 1980-х годов он установил дружественные отношения с Муаммаром Каддафи, знакомство с которым организовал Блез Компаоре – бывший соратник Санкары, ставший после его свержения президентом Буркина-Фасо. Каддафи стал оказывать Тэйлору материальную помощь, хотя в отличие от других западноафриканских лидеров, Чарльза Тэйлора даже с натяжкой нельзя было назвать социалистом или антиимпериалистом. Скорее всего, именно переориентация Тэйлора на Каддафи, который поддерживал позицию либерийского президента и в «алмазной войне» в Сьерра Леоне, повлекла за собой резкое охлаждение симпатий Соединенных Штатов к своему бывшему подопечному и послужила причиной падения тэйлоровского режима. Если от репрессий в годы правления Доу Тэйлор был спасен – очевидно для того, чтобы потом использоваться в американских интересах, то препятствовать преследованиям Тэйлора после его свержения с президентского поста Штаты не стали. Разве что, его не постигла столь же страшная участь, которую люди Принса Джонсона обеспечили президенту Доу - расследование в отношении Чарльза Тэйлора начали международные структуры.

Свергнутый в 2003 году, Тэйлор на свободе долго не задержался. Теперь Западу стало выгодно повесить на него все многочисленные кровавые злодеяния, совершенные во время гражданской войны в Сьерра Леоне. В марте 2006 года руководство Нигерии выдало Тэйлора Международному трибуналу ООН, обвинявшему экс-президента Либерии в многочисленных военных преступлениях во время гражданской войны в Сьерра Леоне и в злоупотреблениях в годы президентства в Либерии.

Тэйлор был помещен в Гаагскую тюрьму в Нидерландах. В вину бывшему президенту Либерии вменялась организационная и финансовая поддержка Революционного объединенного фронта, проводившего в Сьерра Леоне операцию «Ни одной живой души», жертвами которой стали более семи тысяч человек. Среди прочего Тэйлора обвинили в многочисленных преступлениях сексуального характера и в каннибализме, утверждая, что Тэйлор и его соратники поедали противников режима из народности кран, к которой принадлежал свергнутый диктатор Сэмюэль Доу.

Расследование преступлений Тэйлора продолжалось шесть лет, пока 30 мая 2012 года Специальным судом по Сьерра Леоне бывший либерийский президент не был приговорен к 50 годам тюремного заключения. В 2006 году президентом страны, сохраняющим пост и в настоящее время, стала Элен Джонсон-Серлиф.

Семидесятишестилетняя Элен – первая женщина-президент Африканского континента – начала свою политическую карьеру еще в 1970-е годы, а в годы президентства Сэмюэля Доу первоначально занимала пост министра финансов, а затем ушла в оппозицию. Она не скрывает своих проамериканских позиций и, наверное, именно с этим связано присуждение ей Нобелевской премии мира.

В списке беднейших стран мира

Либерия по-прежнему остается одним из наиболее отсталых государств Африканского континента, с крайне неблагоприятными условиями жизни населения. Гражданские войны отбросили назад и без того слабую либерийскую экономику, подорвали социальные устои общества, поскольку образовалась достаточно большая прослойка людей, не умеющих и не желающих трудиться. С другой стороны, наличие большого количества людей с боевым опытом, оставшихся не у дел, неблагоприятно отразилось на криминогенной ситуации в Либерии, превратив ее в одну из наиболее опасных в этом отношении стран Африканского континента, и так не отличающегося спокойствием.

Более 80% населения страны живут за чертой бедности. Сохраняется высокая смертность, связанная с отсутствием должного медицинского обслуживания и низким уровнем жизни населения. Отсталость страны усугубляет и тот факт, что английским языком, являющимся государственным в стране, владеет не более трети либерийцев. Остальные разговаривают на местных бесписьменных языках и, соответственно, являются неграмотными. В стране высокий уровень преступности, особенно незащищенными являются женщины и дети, чаще всего становящиеся объектами преступных посягательств.

Известно, что здесь до сих пор похищают людей для рабского труда как в самой Либерии, так и в соседних странах. Немаловажную роль в неблагополучном существовании жителей этого западноафриканского государства играет и такая причина как определенное разложение местного населения, привыкшего к постоянным потокам гуманитарной помощи и упорно не желающего трудиться. Многие путешественники, побывавшие в Либерии, отмечают лень и склонность к воровству многих местных жителей. Конечно, это не черта национального характера либерийцев, но весьма распространенные пороки, которые сказываются и на имидже страны, и на уровне ее развития.

Страшной явью Либерии остаются человеческие жертвоприношения. Понятно, что законом они давно запрещены и совершающие их люди подлежат уголовному преследованию и суровому наказанию, однако традиции оказываются сильнее страха уголовной ответственности. Тем более, если учесть, что, в действительности, лишь меньшинство случаев жертвоприношений расследуется правоохранительными органами и виновные несут ответственность. Ведь традиционные верования до сих пор имеют очень большое распространение среди сельского населения Либерии, в особенности во внутренних областях, практически не подвергшихся христианизации.

Чаще всего в жертву для обеспечения коммерческой или жизненной удачи приносят детей. В Либерии очень высокая рождаемость – в 2010 году страна занимала третье место в мире после Демократической республики Конго и Гвинеи-Бисау по уровню рождаемости. В нищих деревнях, где в семьях наибольшее количество детей, их просто нечем кормить и маленькие либерийцы воспринимаются как товар не только покупателями, но и самими родителями. Конечно, большинство детей продается на плантации, в том числе и в соседние государства, либо на промышленные предприятия, симпатичные девочки пополняют ряды проституток, однако встречаются и случаи покупки детей с последующей целью жертвоприношения. Что говорить о борьбе с подобными преступлениями, если в 1989 году имел место факт осуждения самого министра внутренних дел страны за организацию человеческого жертвоприношения.

В настоящее время Либерия находится под особым контролем Организации Объединенных Наций. Несмотря на то, что в стране формально налаживается демократическая политическая система, в действительности существенную роль в поддержании подобия порядка играет размещение здесь миротворческих сил и иностранных военных и полицейских советников, помогающих укреплять треснувшую по швам оборонную и правоохранительную систему страны.

Есть ли шансы у Либерии улучшить социально-экономическое положение, обрести долгожданную политическую стабильность и превратиться в более-менее нормальное государство? Теоретически – да, и по утверждениям западных СМИ об этом свидетельствуют такие прогрессивные начинания, как президентство женщины - нобелевского лауреата. Но в действительности вряд ли возможна серьезная модернизация этого африканского государства в условиях продолжающейся неоколониальной политики Соединенных Штатов, заинтересованных в эксплуатации природных ресурсов и, одновременно, в поддержании низкого уровня жизни и политической нестабильности в странах «третьего мира». Тем более, что созданная в Либерии социальная система с точностью до нельзя воспроизвела американскую в ее худших чертах, с таким же расслоением населения, только не по расовому, а по этническому признаку. Эта система складывалась на протяжении почти двух столетий существования Либерии как суверенного государства и слабо верится в то, что она сможет быть изменена, по крайней мере, в ближайший исторический период.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Официальное название - Республика Либерия (Republic of Liberia).

Расположена в западной части Африки. Площадь 111,4 тыс. км2, численность населения 3,3 млн чел. (2002). Государственный язык - английский. Столица - г. Монровия (1,3 млн чел., 2000). Государственный праздник - День независимости 26 июля (с 1847). Денежная единица - либерийский доллар (равен 100 центам).

Член ок. 40 международных организаций, в т.ч. ООН (с 1945), ряда её специализированных организаций, АС, Движения неприсоединения, Группы стран Африки, Карибского бассейна и Тихоокеанского региона и др.

Достопримечательности Либерии

География Либерии

Расположена между 10°50′ и 13°18′ восточной долготы и 6°50′и 10° северной широты. На севере граничит со Сьерра-Леоне и Гвинеей, на востоке - с Кот-д’Ивуаром. На юго-западе омывается водами Атлантического океана. Береговая линия ровная (579 км), в ряде мест изрезана лагунами, мангровыми болотами, эстуариями рек. Прибрежная равнина постепенно повышается и переходит в Леоно-Либерийскую возвышенность. Вершины: г. Нимба (1752 м) на стыке границ с Гвинеей и Кот-д’Ивуаром и г. Вутеве (1380 м) - на севере. Недра богаты железной рудой, алмазами и золотом.

Преобладают красно-жёлтые латеритные почвы. Климат тропический, жаркий и влажный. Среднегодовое количество осадков на побережье достигает 5000 мм, во внутренних районах - 1500-2000 мм.

Максимум осадков выпадает в «сезон дождей» (май-октябрь) и минимум - в «сухой сезон» (ноябрь-апрель). Среднемесячная температура не опускается ниже +23°C.

Ок. 1/3 территории страны занята влажными вечнозелёными тропическими лесами (красное дерево, палисандр, гевея, различные виды пальм, пандаус), которые к границе с Гвинеей переходят в высокотравную саванну (зонтичная акация, баобаб).

В Либерии обитает множество различных животных (слоны, антилопы, обезьяны, буйволы, леопарды, дикие свиньи, змеи, крокодилы). Значительная территория охвачена ареалом обитания мухи цеце.

Разветвлённая сеть рек. Наиболее крупные из них: Мано, Лоффа, Сент-Пол, Сент-Джон, Сесс и Кавалли.

Население Либерии

По оценке на 2002, прирост населения 2,54%, рождаемость 45,95%, смертность 16,05%, детская смертность 130,21 чел. на 1000 новорождённых. Продолжительность жизни 51,8 года, в т.ч. женщин 53,33 и мужчин 50,33 года. Возрастная структура населения: 0- 14 лет 43,3%, 15-64 года 53,2%, 65 лет и старше 3,5%. Среди либерийцев несколько преобладают женщины, которых на 2% больше, чем мужчин. В городах проживает 45% населения.

По этническому составу 95% - коренные африканцы, представляющие языковые группы манде, ква и мел и принадлежащие 16-20 местным племенам (кпелле, басса, гио, кру, гребо, мано, крахн, гола, гбан-ди, лома, кисси, ваи, деи, белла, мандинго, менде), 2,5% - американо-либерийцы (потомки иммигрантов из США), 2,5% - потомки иммигрантов из стран Карибского бассейна. Языки - английский, как разговорные используются до 20 местных языков, многие из которых не имеют письменности.

Ок. 40% населения - приверженцы местных религиозных верований, 40% - христиане и 20% исповедует ислам.

История Либерии

Либерия - уникальное государство, основанное возвратившимися в Африку свободными чернокожими гражданами США, бывшими рабами. 7 января 1822 здесь высадилась первая группа переселенцев, 26 июля 1847 страна была провозглашена республикой. Хотя за все годы существования в Либерию переселилось всего ок. 10 тыс. американских чернокожих, более 100 лет ведущие политические и экономические позиции в стране занимали американо-либерийцы.

В кон. 1970-х гг. экономические трудности, связанные с падением конъюнктуры на мировых рынках каучука и железной руды, привели к власти представителей коренных этнических групп. В 1980 сержант С. Доу возглавил военный переворот, а в 1986 стал президентом Либерии. Однако ни отстранение от власти американо-либерийцев, ни переход к гражданскому правлению не изменили бедственного положения населения. К кон. 1980-х гг. также резко обострились и межэтнические отношения, что вылилось в междоусобную войну 1989-96, унесшую жизни более 10 тыс. либерийцев.

Ввод в Либерию межафриканских сил под эгидой ЭКОВАС, их миротворческая деятельность привели к завершению в 1996 активных боевых действий. В 1997 в стране прошли всеобщие выборы, принесшие победу лидеру повстанцев Ч. Тейлору, ставшему президентом.

Однако вялотекущие боевые столкновения правительственных сил и оппозиции продолжались. Несмотря на то что ок. 1/2 населения Либерии продолжали сохранять статус беженцев, а подорванная боевыми действиями экономика не восстанавливалась, правящие круги Либерии продолжали нагнетать напряжённость в регионе, поддерживая оружием и материально отдельные военно-политические группировки в соседней Сьерра-Леоне. В марте 2003 специальный Трибунал ООН для Сьерра-Леоне обвинил Тейлора в военных преступлениях. Вооружённые формирования оппозиции вступили в Монровию. В июне подписано и вступило в силу соглашение между правительством и повстанцами о прекращении огня.

Государственное устройство и политическая система Либерии

Либерия - республика. Действует Конституция 1986 (с поправками 1988).
Административно Либерия делится на 15 графств: Бо-ми, Бонг, Гпарболу, Гранд-Басса, Гранд-Кейп-Маунт, Гранд-Гедех, Гранд-Кру, Лофа, Марджиби, Мэриленд, Монтсеррадо, Нимба, Ривер-Кесс, Ривер-Гии, Сино. Наиболее крупные города: Монровия, Бьюке-нен, Гринвилл, Ганта, Гранд-Сесс, Дуабо, Каката, Ма-но-Ривер, Маршалл, Нджебеле, Робертспорт, Саг-леипие, Таппита, Харпер, Чиен. Государственное управление Либерии осуществляется тремя ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной. Высший орган законодательной власти - двухпалатная Национальная ассамблея, состоящая из Сената и палаты представителей. Высший орган исполнительной власти - президент, который является главой государства и главой правительства, главнокомандующим Вооружёнными силами. Министры правительства назначаются президентом, а затем утверждаются Сенатом.

Среди выдающихся политических лидеров Либерии:

Уильям Ваканарат Шадрач Табмэн - президент Либерии (1944-71), реформатор, инициатор «политики объединения», направленной на объединение американо-либерийцев и коренных жителей страны в один народ - либерийцев, проводник политики «открытых дверей», поощрявшей приток иностранных инвестиций, поборник активного включения Либерии в Содружество африканских народов;

Уильям Р. Толберт - президент Либерии (1971-80), инициатор ряда программ развития, в т.ч. «опоры на собственные силы», либерализации экономики, сокращения зависимости от иностранной помощи.

Действует многопартийная система. Помимо правящей Национально-патриотической партии, располагающей 21 местом в Сенате и 49 в палате представителей, в стране функционируют Вселиберийская коалиционная партия, Либерийский национальный союз, Народная партия Либерии, Национально-демократическая партия Либерии, Народно-демократическая партия Либерии, Партия истинных вигов, Партия единства, Объединённая народная партия и ряд других партий.

Профсоюзы объединены в Либерийскую федерацию профсоюзов.

Численность Вооружённых сил 14 тыс. солдат и офицеров (1999).

Экономика Либерии

Либерия - слаборазвитая страна с аграрно-сырьевой специализацией, занимающая одно из ведущих мест в мире по производству и экспорту натурального каучука и железной руды. Существенной статьёй доходов страны является предоставление «удобного флага» иностранным судам. В экономике господствует иностранный капитал. Производственная инфраструктура была подорвана гражданской войной 1989-96, предопределив отток иностранного капитала из страны.

ВВП 3,6 млрд долл. США, т.е. ок. 1100 долл. в расчёте на душу населения (2001). Тем не менее ок. 80% населения находится за чертой бедности. Темп прироста ВВП 5%, инфляция 8% (2001) свидетельствуют о послевоенном оживлении экономики страны.

В отраслевой структуре экономики на сельское хозяйство приходится 60% ВВП (2001) и в сельскохозяйственном производстве занято подавляющее большинство экономически активного населения - 70% (2000). Для промышленности эти показатели составляют 10 и 8% соответственно, для сферы услуг - 30 и 22%.

Сельское хозяйство Либерии сильно пострадало от боевых действий: резко снизились сборы продовольственных культур, прежде всего риса и кассавы, в результате чего население зависит от импорта продовольствия, прежде всего зерновых. Война подорвала и производство товарных (экспортных) культур: каучука, какао, кофе, продукции масличной пальмы. Наряду с оттоком из страны капитала иностранных компаний происходит перераспределение их инвестиций в производстве экспортных культур, а также перелив иностранного капитала в добычу железной руды, алмазов и т.д. Тем не менее американская компания «Файерстоун», несмотря на продажу в кон. 1980-х гг. своего либерийского предприятия по производству каучука японской компании, продолжает занимать видное положение в отрасли, сохранив контроль над плантациями гевеи.

Из-за распространения мухи цеце животноводство развито слабо - стадо представлено небольшим поголовьем крупного рогатого скота, коз и овец, а также свиней.

Развиты отрасли горнодобывающей промышленности, связанные с производством железной руды и алмазов. Однако будущее отрасли зависит от стабилизации политического положения в стране.

Основной вид транспорта - автомобильный, протяжённость автомобильных дорог 10,6 тыс. км, в т.ч. 657 км дорог с твёрдым покрытием и 9943 км - грунтовые дороги (1996).

Общая протяжённость железных дорог 490 км, в т.ч. 328 км с одной колеёй. 345 км имеют стандартную (1435 мм) и 145 км - узкую (1067 мм) колею (2001).

Либерия располагает портами в Монровии, Бьюкене-не, Гринвилле, Харпере. В 2002 торговый флот страны насчитывал 1513 судов водоизмещением 1000 т и выше, в т.ч. 1425 судов иностранных государств, использующих либерийский флаг как «удобный», в т.ч. из ФРГ - 437, из Греции - 154, из США - 113, из Норвегии - 103, из Японии - 90, из России - 66, из Монако - 56. Общее водоизмещение флота 51 912,2 тыс.

В стране 47 аэродромов, два из них имеют взлётно-посадочную полосу с покрытием (2001).

Работают 7 ультракоротковолновых и 2 коротковолновых радиостанции, телевизионная станция и 4 маломощных ретранслятора (2001), в пользовании находится 790 тыс. радиоприёмников и 70 тыс. телевизоров (1997), насчитывается 6,7 тыс. телефонных линий (2000), 2 интернет-провайдера (2001) и 500 пользователей Интернета (2000).

В Либерии функционирует ок. 10 банков. Во главе банковской системы находится Центральный банк Либерии. Внешний долг Либерии 3,5 млрд долл. США (2003).

Государственный бюджет составил (2000): доходы 85,4 млн, расходы 90,5 млн долл. США.

Внешняя торговля имеет исключительно важное значение для Либерии. По её каналам в обмен на каучук, древесину ценных пород, железную руду, алмазы, какао и кофе страна получает машины, оборудование и транспортные средства, топливо, промышленные товары, продовольствие, прежде всего рис.

Наука и культура Либерии

Читать и писать умеют 38,3% взрослых либерийцев, в т.ч. 53,9% мужчин и 22,4% женщин (оценка 1995). В Либерии имеются три высших учебных заведения: Государственный университет Либерии, англиканский Каттингтонский университетский колледж и католический колледж Фатимской Богоматери.

Рождение всемирного праздника (начало)

Как возникло это масштабное общественное явление - Олимпийские игры?

Известно, что мировое сообщество развивалось небыстро: веками, тысячелетиями оно совершенствовало свой первобытный ум. Появился великий человек - увы, неизвестный, навсегда безымянный изобретатель колеса. После него пришел великий Архимед, затем великий Ньютон, потом великий Пушкин, а потом - великий Эйнштейн и так далее.

Но были вещи и явления, которые сразу возникали совершенными, не требующими доработки. Таковы скульптуры великих мастеров древности, таковы египетские пирамиды, таковы «Илиада» и «Одиссея» Гомера, картины Боттичелли, музыка Моцарта и т.д.

Вот к таким, сразу совершенным, творениям человеческого гения можно отнести идею проведения Олимпийских игр. Конечно, программа игр менялась не раз и не два: совершенствовалась и ухудшалась, но оставалось всегда главное - идея честных, товарищеских игр.

В истории возникновения Олимпийских игр немало неясностей, а порой и легенд мифологического характера. Неясными пока для историков остаются сроки их проведения. Но бесспорно одно - родиной Олимпийских игр является Древняя Греция

Почитаемое греками святилище - Олимпия. Здесь, у подножья горы Кронос в долине реки Алфей, и в наши дни зажигается олимпийский огонь. Отсюда начинается факельная эстафета.

Конечно, о самих Олимпийских играх древности известно не из легенд, а из более достоверных источников. Для нас особенно важно и значимо то, с каким уважением и любовью древние греки относились к Олимпийским играм, к самой их идее.

Уже тогда в спорте видели средство укрепления здоровья, что должно было компенсировать зачаточное состояние медицины. К тому же древние часто воевали, и физическая подготовка, умение драться, бороться, быстро бегать им были необходимы. И еще, греки понимали - Игры помогают им не столько хорошо воевать, сколько регулярно встречаться, осуществлять культурный обмен, т.е. Олимпийские игры способствовали разрушению образа врага. А это было важным в объединении многочисленных территорий и народов древней Греции. Спорт и физические упражнения ценили и за то, что они возвышают, облагораживают душу, что они неразрывно связаны с умственным, эстетическим и нравственным развитием. Проще говоря, греки считали, что нельзя быть человеком культурным, если ты ленишься заниматься физической культурой, хотя бы для себя. О некультурном человеке древние эллины говорили: «Не умеет ни читать, ни плавать!». Идея гармоничного развития личности дошла и до наших дней.

Первые Олимпийские игры древности состоялись в 776 году до новой эры. Это начальная дата. Известен и первый победитель игр, с этого имени начинается олимпийская история человечества.

Это - Короибос, атлет из города-полиса Элиды.

Кто имел право участвовать в Олимпийских играх?

Олимпийцами могли стать только греки по происхождению и только мужчины.

Раз в четыре года в греческие города-государства, а также в греческие колонии отправлялись специальные послы. Они приглашали желающих принять участие в играх.

Во время олимпиады прекращались всякие распри и войны. Никто не имел права войти на территорию Олимпии с оружием. Строгому наказанию подвергался и человек, оскорбивший путника, идущего на Олимпийские игры.

Участвовать в Играх считалось честью и большой ответственностью. Атлет должен был десять месяцев готовиться дома и еще один месяц усиленно тренироваться в Олимпии.

За будущими олимпийцами следили, и очень строго, элланодики - судьи и распорядители.

Они не только отвечали за подготовку атлетов, но и за то, чтобы места соревнований были в надлежащем порядке. Элланодики награждали победителей и накладывали штрафы.

Уже в те времена, программа игр была интересной и разнообразной. Вначале игры укладывались в один день, но по мере роста интереса и важности игр, они стали проводиться пять дней.

В храмах перед открытием игр все участники давали клятву: «Я честно и упорно готовился и буду честно соревноваться со своими соперниками». Перед самими соревнованиями приносились жертвоприношения.

Победители соревнований, Олимпионики, награждались оливковой ветвью или лавровым венком. Их ждала бессмертная слава во всем греческом мире.

Греки видели в Олимпийских играх не только чисто спортивное соревнование. Поэты здесь читали свои стихи. Ораторы соревновались в искусстве красноречия, а музыканты исполняли свои лучшие произведения. Так спортивные праздники становились фестивалями искусств.

О том, что Игры для греческого мира имели огромное значение, говорит тот факт, что посетить игры и принять в них участие считали за честь такие титаны мысли, как Пифагор, Аристотель, Платон, Геродот.

Лучшие поэты, побывавшие на играх, запечатлели эти незабываемые мгновения в своих произведениях. Именно по ним мы узнали об Олимпийских играх.

В середине II века до новой эры Грецию с ее городами-государствами завоевал окрепший Рим. Олимпия для завоевателей была просто богатым местом, которое можно грабить. И в то же время римлянам захотелось приобщиться к Олимпийской славе.

Римская эпоха принесла Олимпийским играм изменения - игры стали многонациональными. Право соревноваться получили люди всех национальностей, проживающие в Римской империи от Северной Африки, до ближнего Востока и Западной Европы. В целом Олимпийские игры проводились непрерывно 1169 лет, или 292 раза.

Закрытие и возрождение Олимпийских игр

В 394 году новой эры римский император Феодосий I запретил Олимпийские игры. Его наследник Феодосий II издал декрет о разрушении всех языческих храмов. Набирала силу новая религия - христианство. Некогда прекрасная, а теперь разграбленная Олимпия вырождалась и дряхлела. На 15 столетий Олимпия вообще как бы исчезла с лица Земли, даже название ее было забыто. Миновали мрачные средние века - эпоха инквизиции. Ни о каких Олимпийских играх не могло быть и речи. Они немедленно были бы объявлены дьявольской затеей. Наконец пришла эпоха Возрождения, а за ней - эпоха Просвещения. Человечество оглянулось назад, в свою давнюю историю, и разглядела древних эллинов, могучий Рим, античную науку, искусство. Возникла идея физического воспитания молодежи, идея возрождения Олимпийских игр. Ее высказывали чешский педагог Ян Каменский, французский философ Жан-Жак Руссо, немецкий поэт Фридрих Шиллер и русский ученый Михайло Ломоносов. В XVI-XIX вв. спорт активно развивается во многих странах мира. В 1516 году в немецком городе Баден-Бадене были проведены показательные Олимпийские игры. Но еще почти 400 лет потребовалось на то, чтобы идею воплотили в жизнь. За это время спорт преодолел границы отдельных государств и стал международным. Начали создаваться первые международные спортивные объединения по отдельным видам спорта - прообразы федераций. Огромный толчок в развитии получила педагогика - наука и практика образования, спортивная педагогика. Физическая культура и спорт стали средством духовного образования человека.

И вот этот день настал. Французские спортивные руководители приняли решение созвать в Сорбонне международный, спортивный конгресс и пригласить на него авторитетных спортивных деятелей всех стран мира.

16 июля 1894 года в присутствии 2000 человек международный форум открылся. В нем приняли участие 10 стран, в том числе и Россия. Дата 23 июня 1894 года - исторический день, когда на конгрессе прозвучали слова: «Поскольку нет никаких сомнений в преимуществах, предоставляемых возрождением Олимпийских игр как с точки зрения спортивной, так и интернациональной, да будут возрождены эти игры на основах, которые соответствуют требованиям современной жизни».

Через 1500 лет после их запрещения Олимпийские игры были возрождены для всего человечества. На этом же конгрессе было решено первые Олимпийские игры современности провести в 1896 году 6 апреля в Афинах - столице Греции, исконной родины олимпийского движения древности.

Зимние олимпийские игры

Популярность олимпийского спорта еще более возросла с появлением Олимпийских зимних игр. Это произошло в 1924 году, когда состоялись первые игры по зимним видам спорта. С этого времени они составляют самостоятельный цикл олимпийских соревнований. До 1992 года они проводились в тот же календарный год, что и игры по летним видам спорта. Международный олимпийский комитет принял решение проводить далее зимние игры в четные, но не в високосные годы.

Олимпийская хартия - конституция спортивного сообщества

Олимпийская хартия это свод правил, по которым живет на нашей планете общественное явление, именуемое Олимпийским движением. Первая Хартия была принята в 1894 году, последняя - в 1991-м, хотя каждый год Международный олимпийский комитет (МОК) вносит в нее изменения и дополнения.

1-й раздел хартии - основные принципы Олимпийского движения, его организация, участники и их взаимодействия.

2-й раздел - принципы формирования, права и обязанности, порядок работы МОК.

3-й раздел - международные, спортивные федерации, и их взаимодействие с МОК.

4-й раздел посвящен Национальным олимпийским комитетам, ведущим работу по развитию Олимпийского движения в своих странах.

5-й раздел рассказывает о самих Олимпийских играх, правилах допуска спортсменов к ним, программе игр и порядке их проведения.

Что такое Олимпизм?

Олимпизм - это философия жизни, возвышающая и объединяющая сбалансированное целое, достоинство тела, воли и разума.

В чем же эта философия жизни состоит применительно к движению? В том, чтобы объединить и сбалансировать, гармонично уравновесить в одной личности достоинства тела (его ловкость, силу и другие двигательные качества), могучую волю и просветленный разум. Никто не может и не должен заставлять человечество жить по этим замечательным правилам, но Олимпизм подает пример, которому призывают следовать.

Олимпизм стремится объединить спорт, культуру и образование, призывает к такому образу жизни, при котором человек получает радость не от праздности, а от разумных усилий, подражает хорошему и с уважением относится к благородным правилам поведения и жизни, выработанным человечеством за долгие века. Цель Олимпизма - сделать спорт важным средством гармоничного развития человека. А всеобщая гармония помогает создать благородное общество, главная забота которого - мир и сохранение человеческого достоинства.

Олимпийская идея в знаках, символах, наградах

Современный олимпийский символ - пять переплетенных колец: иногда в черно-белом варианте, но чаще - цветные. Он олицетворяет единство спортсменов пяти континентов земного шара, их встречу на Олимпийских играх. В Хартии указано: три верхних кольца (идут слева направо) - синее, черное, красное. А внизу помещены - желтое и зеленое.

В Олимпийскую символику входит олимпийский девиз: «СИТИУС, АЛЬТИУС, ФОРТИУС - БЫСТРЕЕ, ВЫШЕ, СИЛЬНЕЕ». Он отражает смысл спортивной борьбы.

Каждый Национальный олимпийский комитет имеет свою эмблему. Их обязательная основа - пять колец. Олимпийский флаг представляет собой белое полотнище размером 2Ч3 м, символизирующее идею дружбы всех без исключения наций земли, а на нем пять цветных колец.

Существует олимпийский гимн. Традиция зажжения олимпийского огня родилась в 1912 году, а традиция зажигать огонь на олимпийском стадионе - в 1928 году. На Олимпийских зимних играх это произошло в 1952 году. Первая эстафета олимпийских факелов впервые состоялась в 1936 году. На открытии игр произносится две клятвы. Первая от имени участников прозвучало в 1920 году: «От имени всех спортсменов я обещаю, что мы будем участвовать в этих Играх, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе, во славу спорта и во имя чести своих команд».

Вторая клятва - клятва арбитров: «От имени всех судей и официальных лиц я обещаю, что мы будем выполнять наши обязанности во время этих Олимпийских игр со всей беспристрастностью, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в подлинно спортивном духе» - впервые была произнесена в 1968 году.

Главная олимпийская награда - медаль. Медали вручают в каждом номере программы - победителям и призерам: золотые, серебряные, бронзовые. Спортсмены, занявшие места с первого по восьмое в личных или командных соревнованиях получают дипломы МОК. Помимо официальной символики на олимпийских играх используются неофициальные олимпийские атрибуты - талисман, который появился впервые на олимпийских играх в 1968 году.

Как проводятся Олимпийские игры

Олимпийская хартия определяет правила, по которым должны проводиться Олимпийские игры. Отступать от правил нельзя. Но в дополнение к ним каждый олимпийский город может внести свое. Хартией предписывается, что Олимпийские летние игры проводятся в течение первого года олимпиады. Олимпийские зимние - в третий год. Продолжительность Игр не должна превышать 16 дней. Олимпийская деревня - обязательное условие проведения Олимпийских игр. Организационным комитетам игр предписывается тщательно разрабатывать культурную программу - обширную, богатую, разнообразную. Цель - психологическое «отключение» от напряженных соревнований, развитие дружеских связей между спортсменами, пропаганда национального искусства.

Каждый олимпиец должен быть гражданином той страны, которую он представляет на Играх.

Хартия запрещает использование фармакологических препаратов, запрещенных МОК как допинг.

В Олимпийской хартии подробно описана церемония открытия и закрытия Игр, а также церемония зажигания олимпийского огня. Эти церемонии постоянно совершенствуются в плане зрелищности, устраиваются целые спектакли, но основное - ритуал закрытия и открытия - остается неизменным.

Олимпийская хартия разрешает МОК проводить и другие соревнования - региональные, всемирные, континентальные. Как пример - Всемирные юношеские игры, Международные игры Азии, Игры доброй воли и многие другие.

Что такое Олимпийское движение

Это всемирное воплощение идеологических и гуманистических идеалов с помощью спорта. Олимпийское движение реализует свой важнейший принцип - «никакой дискриминации в спорте - ни политической, ни религиозной, ни расовой». Как общественное движение оно преследует ряд общественно значимых целей, но главное - всемерно помогать построению мирного мира, воспитывать молодежь при помощи спорта в духе дружбы, солидарности и чести.

Президенты МОК

За более чем 100 лет их было восемь. О каждом из низ можно говорить много и особо, но есть даже среди этих замечательных людей особо выдающиеся: ПЬЕР де КУБОРТЕН (Франция) - возглавлял МОК в 1896-1925 годах; ЭВЕРИ БРЕНДЕДЖ (США) - был президентом в 1952-1972 годах; ХУАН АНТОНИО САМАРАНЧ (Испания) - в 1980-2001 годах; ныне действующий президент - ЖАК РОГГ (Бельгия).

Олимпийское движение в нашей стране

Россия принимала участие в составе 10 стран в работе Международного атлетического конгресса в 1894 году, а в 1908-м приняла участие в IV Олимпийских играх. В 1911 году был создан Национальный олимпийский комитет (НОК), его председателем был избран педагог, руководитель учебных заведений Вячеслав Измайлович Средненский. В 1912 году на играх V Олимпиады Россию представляла самая представительная делегация. Это были последние Олимпийские игры, в которых принимала участие дореволюционная Россия. В 1951 году был создан НОК СССР, и в 1952 году, после сорока лет перерыва, спортсмены СССР приняли участие в Играх XV Олимпиады в Хельсинки. И с тех пор мы самые активные участники всех последующих олимпийских Игр - летних и зимних.

4. Физическая культура в общественной и профессиональной подготовке студентов

Цели и задачи предмета «Физическая культура»

Главная цель занятий физической культурой и спортом - формирование физической культуры личности, подготовка к социально-профессиональной деятельности, сохранение и укрепление здоровья человека.

Физическая культура личности связана с желанием, потребностью и умением человека сохранять и совершенствовать своё железное «Я». А для этого необходим определённый объём знаний: о морфофункциональных особенностях различных органов и систем организма, о влиянии физической работы и физических упражнений на их развитие, а также на развитие физических качеств - силы, выносливости, ловкости, скорости, гибкости.

Другое необходимое условие формирования физической культуры личности - это стремление к овладению системой определенных знаний, умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психического благополучия, развитие способностей.

И, пожалуй, самое главное требование, без выполнения которого цена двух предыдущих невелика, - практическое применение знаний и умений в своей жизни.

Физическая культура - это часть общечеловеческой культуры. Это вид социальной деятельности, направленной на оздоровление человека. Физическая культура - вид социальной практики. Общество признаёт такую деятельность полезной и необходимой для всех.

Показателями состояния физической культуры в обществе являются совокупность материальных и духовных ценностей, созданных для физического совершенствования людей.

К материальным ценностям физической культуры относятся стадионы, бассейны, спортзалы, спортивные базы учебных заведений, лаборатории, аппаратура, тренажёры и их количество по отношению к численности населения. Уровень здоровья и физического совершенства также являются материальной ценностью общества. Соотношение между здоровой частью населения и количеством людей с отклонениями в состоянии здоровья - это показатель физкультурной деятельности в государстве.

Духовные ценности физической культуры составляют: наука о физическом воспитании и спорте; сеть учебных заведений, готовящих кадры по физической культуре; произведения искусства, посвященные физической культуре и спорту (живопись, скульптура, книги, музыка, кино).

Понятие физическая культура включает в себя также и спорт, признаком которого является соревнование (ответ на вопрос, кто лучше, сильнее, быстрее).

Спорт - специфическая форма культуры, одна из сторон культурной деятельности общества. Спорт - действенное средство и метод укрепления здоровья и физического совершенствования людей, подготовки их к трудовой и общественной деятельности, развития волевых качеств, нравственного и эстетического воспитания, расширения интернациональных связей, культурного сотрудничества, упрочения мира и дружбы между народами. Отличительной чертой спорта является наличие соревновательной деятельности как способа сопоставления и совершенствования определенных способностей человека, что содействует более полному развитию и проявлению физических сил, высокой нравственности и волевых качеств.

Спорт принято подразделять на спорт высших достижений и массовый спорт.

Производное этих двух основ - физкультурник и спортсмен.

Физкультурник - человек, систематически занимающийся доступными физическими упражнениями с целью укрепления здоровья, гармоничного развития и физического совершенствования.

Спортсмен - человек, систематически занимающийся специальными физическими упражнениями, соревновательной деятельностью с целью достижения максимального результата для себя или команды.

Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в учёбе, работе, в общении с людьми. Физическая культура и спорт вносят свой вклад в этот процесс. Что даёт физическая культура для всестороннего развития личности?

Нравственное воспитание

На учебных занятиях, тренировках, во время спортивных соревнований большие физические и моральные нагрузки, быстро меняющаяся обстановка, сопротивление соперника, зависимость результата от усилий каждого члена команды, умение подчинять свои интересы интересам коллектива, неукоснительное выполнение определённых правил, уважительное отношение к сопернику содействуют формированию таких качеств и черт характера, как сила воли, смелость, самообладание, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, дисциплинированность.

Умственное воспитание

Физическая культура и спорт дают знания о рациональных способах выполнения двигательных действий, об использовании приобретённых навыков в жизни, помогают усваивать правила закаливания организма, обязательные требования гигиены.

Развивается наблюдательность, внимание, восприятие. Повышается уровень устойчивости умственной работоспособности. Физические упражнения способствуют совершенствованию органов чувств мышечно-двигательной чувствительности зрительного и слухового восприятия, развитию памяти, особенно зрительно-двигательной системы.

Трудовое воспитание

Процесс освоения учебной дисциплин, а также занятия физическими упражнениями и спортом, требуют преодолевать усталость путем многократного выполнения упражнений. Целеустремлённость, настойчивость в достижении цели, воспитанные в процессе физических тренировок, переносятся в последующем и на трудовую деятельность.

Эстетическое воспитание

В физической культуре и спорте развиваются способности воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в поступках, в красоте совершенных форм тела, в доведённых до степени искусства движениях гимнаста, акробата, прыгуна в воду, фигуриста. Выполнение упражнений под музыку способствует развитию музыкальной культуры. Занятие туризмом, альпинизмом, парусным спортом позволяют понимать и чувствовать прекрасное в природе.

Физически совершенный человек имеет гармонично развитое тело и высокий уровень развития физических качеств, владеет прикладными навыками, знаниями по физической культуре, ведёт здоровый образ жизни, умеет играть в спортивные игры, танцевать.

История современного олимпийского движения насчитывает более 110 лет. Главными факторами, обусловившими его возникновение, были бурное развитие спорта в 19 в., создание на этой основе национальных и международных спортивных объединений и проведение международных встреч спортсменов, разработка в ряде стран теоретических и практических вопросов физического воспитания. Всё это в сочетании с результатами археологических раскопок в Олимпии, стимулировавшими широкий интерес спортивной общественности к Олимпийским играм древности, дало возможность Пьеру де Кубертену выдвинуть и обосновать идею организации Олимпийских игр на современной основе. Кубертен сформулировал в 1895 прогрессивную для своего времени точку зрения на спорт: «современный атлетизм имеет две тенденции. Он становится демократическим и интернациональным. Это течение, родившееся из великой тяги к миру и братству, к дружбе, которые возникают из глубин человеческого сердца. Здоровая демократия, мудрый и мирный интернационализм проникнут на новый стадион и сохранят культ чести и бескорыстия, что позволит атлетизму совершить дело морального совершенствования и социального мира единовременно с развитием мышц. Необходимо, чтобы каждые четыре года проведение Олимпийских игр давало молодёжи всего мира возможность радостной и братской встречи, благодаря чему постепенно исчезнет недоверие в отношении друг друга, в котором живут народы, которое поддерживает ненависть, аккумулирует недоразумения и ускоряет ход событий в духе беспощадной варварской войны».

В 1892 на конференции, посвящённой 10-й годовщине Союза спортивных обществ Франции, Кубертен впервые объявил о своём намерении осуществить на базе, соответствующей условиям современной жизни, грандиозное и благотворное дело - проведение Олимпийских игр. Важнейшее значение в истории олимпийского движения имеет созванный по инициативе Кубертена Международный олимпийский конгресс (1894, Париж), принявший решение об организации Олимпийских игр на современной основе, о проведении в 1896 Игр I Олимпиады, учредивший Международный олимпийский комитет. На конгрессе обсуждались проблемы любительского спорта, формулировались олимпийские идеи и принципы, программа Игр.

Программные и организационные основы олимпийского движения, выработанные в кон. 19 в. Кубертеном и его единомышленниками, совершенствовались в течение многих десятилетий.

К середине 20 в. олимпийское движение достигло очевидного прогресса. В 1894 в состав МОК были избраны 15 членов для 12 стран, в т. ч. для России, в то время существовало лишь 2 национальных олимпийских комитета. В 1950 МОК признавал, уже 61 НОК, а в его составе было 67 членов, в 1979 - 134 НОК, 89 членов. В настоящее время свой НОК имеет практически каждая страна.

Проведение Олимпийских игр на современной основе ускорило процесс образования МСФ по видам спорта, включённым в олимпийскую программу. Если ко времени проведения Олимпийских игр в 1896 существовало лишь 2 МСФ - гимнастики (осн. в 1881) и гребли (1892), то к сер. 20 в. их насчитывалось св. 100, в т. ч. 26 по олимпийским видам спорта. Несомненного успеха в своём развитии достигли Олимпийские игры, в которых идея мирных состязаний молодёжи всего мира находит своё конкретное выражение. Если в Играх I Олимпиады участвовали 311 спортсменов из 13 стран, то в Олимпийских играх 1976 - 6189 чел. из 88 стран. С 1924 стали проводиться Зимние олимпийские игры (ЗИО), в I ЗОИ - 293 чел. из 16 стран, в ЗОИ 1976 - 1064 чел. из 37 стран.

В олимпийском движении не раз возникали кризисные явления. Так было при проведении первых Олимпийских игр, когда они не только не поддерживались широкой общественностью, но и имели многочисленных противников. Особенно серьёзным испытаниям подверглось олимпийское движение в периоды 1-й и 2-й мировых войн. После 2-й мировой войны империалистические круги не раз ставили олимпийское движение на грань раскола, в частности в результате политической дискриминации спортивных организаций социалистических стран.

Однако олимпийское движение как прогрессивное общественное движение доказало жизненную силу своих гуманных принципов, идей гармоничного воспитания человека, мира, дружбы и взаимопонимания между народами. В условиях мирного сосуществования государств с различным социально-политическим строем одной из важнейших задач прогрессивной спортивной общественности является борьба за единство общественного движения.

В 1962 НОК СССР на 59-й сессии МОК в Москве внёс предложение о проведении всемирного конгресса по актуальным проблемам олимпийского движения, поддержанное многими НОК. Борьба между сторонниками и противниками созыва конгресса продолжалась более 10 лет и завершилась проведением в 1973 в Варне (Болгарии) 10-го олимпийского конгресса, который сыграл важную роль в объединении прогрессивных сил олимпийского движения, борющихся за его единство и демократическое развитие.

Бурное развитие спорта во всём мире, масштабы и роль олимпийского движения как одного из массовых движении современности всё больше привлекают внимание правительств различных стран. При современном уровне развития спорта общественные организации уже не в состоянии без помощи государства решать проблемы материально-технического, организационного и иного характера. Олимпийское движение и Олимпийские игры побуждают правительства содействовать развитию спорта.

3. Тенденции развития современного олимпийского
движения

Россия является одной из ведущих спортивных держав мира, о чем убедительно было доказано результатами выступления сборных команд страны на всех олимпийских играх, даже после распада СССР. В то же время в современном олимпийском движении имеются свои проблемы, которые требуют настоятельного решения.

Истоки развития олимпийского спорта исходят из идеи возрождения Олимпийских игр, которая стала быстро воплощаться в практику спортивного движения, а 16 июня 1894 г. был учрежден Международный Олимпийский комитет (МОК).

Пьер де Кубертен, возглавивший МОК, и его единомышленники понимали, что спорт, наряду с возвышенными идеалами, служит коммерческим, низменным страстям. Но, в то же время, они видели в спорте лучшее средство для пропаганды и утверждения таких общечеловеческих ценностей, как мир, здоровый образ жизни, укрепление семьи, преодоление сословности, расовых различий. Принятая МОК, Хартия запрещала участие в играх профессионалов и денежные призы в соревнованиях и положила начало непрерывной полемике о сущности и статусе любительства и профессионализма в спорте.

Рассматривая спортивную деятельность как педагогическую систему, в которой неразрывно взаимосвязаны элитный (олимпийский) и общедоступный (прежде всего детско-юношеский) спорт, необходимо разграничить эти понятия в процессе исторического развития.

Спорт джентльменов – это, прежде всего, занятия спортом вследствие значительного свободного времени у обеспеченных слоев общества: аристократии, буржуазии. Он становится признаком высокого социального статуса, обязательным элементом хорошего воспитания. В нем сочетаются физические упражнения с элементами развлечения, поэтому пользуются спросом игровые формы занятий, которые стимулируют жизненный тонус и не требуют проявления чрезмерного напряжения.

По мере развития спорта начинается его быстрое распространение среди широких демократических слоев населения. Возникают любительские ассоциации – аристократические: фехтование, конный спорт, теннис, собачьи бега, крикет - и буржуазные: гребля, велосипед, фехтование, туризм.

С середины XIX в. начинают формироваться и любительские рабочие организации: гимнастические общества в США, Германии; велосипедная федерация в Австрии и Бельгии; кружок любителей спорта Путиловского завода, Морозовской мануфактуры в России.



  • Разделы сайта