Федерации карате киокушинкай. Кёкусинкай Каратэ — обучающие материалы. Пояса каратэ: что необходимо знать

Стиль карате, основанный Масутацу Оямой в 1950-х годах. Кёкусинкай считается одной из самых трудных и жёстких разновидностей каратэ.

Каратэ Кёкусинкай

Стиль Кёкусинкай был основан в противовес множеству бесконтактных школ и самому принципу «каратэ без контакта». Демонстрируя миру мощь реального каратэ, Кёкусинкай постепенно завоевал популярность во многих странах, а позже лёг в основу ряда других контактных стилей каратэ.

Для создателя Кёкусинкай Масутацу Оямы смысл всей его подвижнической жизни заключался в возрождении каратэ как воинского искусства. Провозглашая идеал будо-каратэ, Ояма решительно отделял всю систему воинского воспитания и практики от спорта, следуя воинским традициям Японии и духу бусидо. Однако возрождение каратэ как будо (военного дела) сочеталось с массовой его пропагандой как «каратэ для миллионов», в том числе далеко за пределами Японии.

«Сильнейшее каратэ» продемонстрировало свою реальную мощь прежде всего на спортивных татами, а чемпионаты мира по Кёкусинкай претендовали на статус «Олимпийских игр в каратэ». Развитие стиля Кёкусинкай во многих странах оказалось связано со спортивными организациями и олимпийским движением, спортивными единоборствами и далёкими от воспитания воинов методиками спортивной подготовки.

За полвека существования карате Кёкусинкай оно прочно утвердилось среди спортивных единоборств, закономерно изменив и целеполагание, и ориентацию, и систему подготовки бойцов. Следствием этих изменений явились стремительное развитие этого вида спорта и впечатляющие спортивные достижения.

Каратэ Кёкусинкай - чрезвычайно зрелищный вид спорта. Спортивные поединки (кумитэ) проводятся в полный контакт без защитного снаряжения (шлемов, перчаток, протекторов). Единственное ограничение - запрет ударов в голову руками. Полноконтактные бои, насыщенные высокими ударами ногами и мощными ударами руками, неизменно привлекают на соревнования по каратэ Кёкусинкай большое число зрителей.

Иероглифический символ Кёкусинкай

Как правило, кандзи (китайские иероглифы, используемые в современной японской письменности наряду с хираганой, катаканой, арабскими цифрами и ромадзи (латинским алфавитом)) «Кёкусинкай» изображаются в каллиграфическом исполнении.

Слово «Кёкусинкай» состоит из трёх иероглифов:

Кёку (предел, полюс);
-син (правда, действительность, реальность, истина);
-кай (организация, общество, союз).
Наиболее часто встречаемая в литературе трактовка символа «Кёкусинкай» - союз абсолютной истины, но встречаются и такие переводы как, например, «общество предельной реальности».

Символ канку

Символ Канку происходит из ката Канку-дай. В этой ката руки поднимаются по кругу, как бы очерчивая небо, и так формируется символ. Точки в канку представляют пальцы и обозначают пределы или пики. Толстые секции представляют запястья и обозначают силу. Центр представляет бесконечность, обозначая глубину. Символ вписан в круг и заключён в нём, что обозначает текучесть и круговое движение.

При жизни основателя Кёкусинкай Масутацу Оямы, канку являлось символом Международной Организации Кёкусинкай и ассоциировалось с самим стилем Кёкусинкай. Однако появившиеся в середине 90-х годов Федерации, развивающие Кёкусинкай, имели свои собственные символы (например, «большая волна» у IFK, «кокоро» у WKO, «вихрь» у IBK).

Клятва Кёкусинкай

Мы будем тренировать наши сердца и тела для достижения твёрдого и непоколебимого духа.

Мы будем следовать истинному смыслу воинского пути, чтобы наши чувства всегда были наготове.

С истинным упорством мы будем развивать в себе дух самоотрицания

Мы будем соблюдать правила этикета, уважать старших и воздерживаться от насилия.

Мы будем чтить наших богов и никогда не забудем истинную добродетель скромности.

Мы будем стремиться к мудрости и силе, не ведая других желаний.

Всю нашу жизнь через карате мы будем стремиться исполнить истинное предназначение пути Кёкусинкай.

Каждая строчка оканчивается словом «клянусь». Клятва Кёкусинкай отпечатана на последней странице каждого будо-паспорта.

Система степеней

Как в абсолютном большинстве воинских искусств Японии, в Кёкусинкай различают ученические (кю) и мастерские (даны) степени. В Кёкусинкай десять кю (10-й кю является самым младшим, 1-й - старшим) и десять данов (1-й дан - младший, 10-й - старший). Каждой степени соответствует пояс определённого цвета с одной или несколькими поперечными полосками (либо без таковых), нашитыми на правый конец пояса. Традиционно, данам соответствует чёрный пояс. На чёрный пояс нашиваются жёлтые (золотые) полоски, число которых соответствует дану (с первого по девятый). Десятому дану соответствует красный пояс.

Система цветности ученических поясов (кю) значительно отличается от системы цветности поясов в других боевых искусствах и имеет более глубокое значение, чем простой переход от светлого цвета к более тёмному при увеличении степени. Цвета ученических поясов объединены в пять групп, имеющих один цвет, причём на пояс, соответствующий более старшему кю, нашивается полоска цвета более старшей группы (исключение - пояс 1-го кю имеет жёлтую полоску, хотя иногда можно увидеть и чёрную). Ниже приводится система цветности ученических поясов с описанием смысла цвета.

Каратэ Киокусинкай в мире

В Европе

Создателем Кёкусинкай в Европе считается Йон Блюминг . 2 января 1962 года Йон Блюминг по поручению Масутацу Оямы основывает первую европейскую ассоциацию каратэ, названную NKA (Netherlands Karate Association). Имя Йона Блюминга становится неотделимо от ещё молодого европейского каратэ. Под его руководством новая школа быстро набирала силу и популярность. В начале 70-х Йон Блюминг оставляет лидерство в организации своим ученикам, а сам основывает новую школу Кёкусин Будокай Каратэ.

В Великобритании

Британское каратэ Кёкусинкай было основано в 1965 году после возвращения Стива Арнейла и Боба Боултона из Японии, где они изучали Кёкусинкай в токийском хомбу. Благодаря глубоким познаниям и усилиям сихана Стива Арнейла (ныне 10-й дан) британская организация достигла больших успехов. Она известна высоким уровнем проведения нокдаун-турниров по правилам полноконтактного спарринга. Однако в ней проводятся также соревнования по ката и по кумитэ - по правилам ВУКО и кликера (что является новшеством в Кёкусинкай).

Британское каратэ Кёкусинкай является членом-основателем Международной Федерации карате IFK.

В России

Основателем каратэ Кёкусинкай в СССР является А. И. Танюшкин (ныне 7-й дан). Когда он был в Польше в служебной командировке, Танюшкин познакомился в Кракове с Анджеем Древняком и вместе с ним стал изучать каратэ. Через некоторое время, узнав о существовании каратэ стиля Кёкусинкай, Танюшкин и Древняк написали письмо Масутацу Ояме и по его указанию стали сотрудничать с Президентом Европейской Организации Кёкусинкай Люком Холландером. Первую секцию Кёкусинкай в СССР он открыл в Москве в 1973 г. К концу 1970-х годов в стране сформировалась школа, имеющая представителей во всех крупных регионах. После снятия почти 10-летнего запрета на каратэ, в 1989 году появилась Федерация Кёкусинкай СССР. Основателем её был Александр Танюшкин. Создание такой федерации было огромным шагом вперёд для развития единоборств в СССР.

За период работы национальной организации карате Кёкусинкай вошло в систему спортивной классификации страны как официальный вид спорта (1990), а развитие достигло международного уровня. В 1993 г. Федерация Кёкусинкай России одной из первых вошла в новую Международную Федерацию каратэ (IFK), возглавляемую Ханси Стивом Арнейлом (сейчас - 10 дан). По поручению IFK на базе российской национальной организации был образован Евроазиатский Комитет (ЕАК), представляющий IFK на территории бывшего СССР. Его возглавил С. Степанов (ныне 5 дан Кёкусин-кан). Комитет просуществовал до 1998 года, проведя за это время 6 международных турниров класса «А».

После кончины Масутацу Оямы в 1994 году и раскола Кёкусинкай, с конца 90-х в России начинают развиваться и другие Федерации Кёкусинкай, представляющие различные международные организации. Сейчас на территории России ведут работу:

Федерация Кекушин каратэ России (ФККР), представляющая Всемирную организацию Синкёкусинкай, WKO, лидер Кэндзи Мидори
-Российская национальная Федерация Киокушинкай каратэ (РНФКК), представляющая Международную организацию Киокушинкай, IKO, лидер Шокей Мацуи
-Федерация Киокушинкай каратэ России (ФККР), представляющая Международную организацию Киокушинкай, IKO, лидер Шокей Мацуи
-Федерация Кёкусинкай России (ФКР), представляющая Международную Федерацию Кёкусинкай, IFK, лидер Стив Арнейл
-Федерация Кёкусинкан каратэ России (ФККР), представляющая Международную организацию Кёкусинкаy, KI, лидер Хацуо Рояма
Эти пять Федераций объединены в Ассоциацию Киокусинкай России, аккредитованную Министерством спорта и возглавляемую Ю. П. Трутневым (в настоящее время - Вице-Премьер правительства России, полномочный Представитель президента РФ на Дальнем Востоке).

Также на территории России действуют:

Федерация Киокусин России (ФКР, создана в 2012 году), представляющая Международную Федерацию Киокусин, KWF, лидер Люк Холландер
-Российская Лига Кёкусин Каратэ, РЛКК, представляющая Международную организацию Киокушинкай, IKO-4, лидер Тезука Тору
-Всероссийская студенческая Федерация Киокусинкай (создана в 2012 году), тесно сотрудничающая с Российской Лигой Кёкусин Каратэ (см. выше)
-Федерация Кёкусин Будо-каратэ России, ФКБР, представляющая Международную организацию Киокушинкай, IKO-3, лидер Ёсикадзу Матсушима
-Российский Союз Кёкусин каратэ, РСКК, представляющий Всемирную организацию СоКёкусинкай, лидер Хасегава (с 23 декабря 2012 года, до 2012 года представлял Международный Союз Кёкусин, IKU, лидер Хасегава)
-Федерация Будокай России, ФБР, представляющая Международную организацию независимого Будокай, WIBK, лидер Бернард Кретон
Кроме того в России представлены без образования Федераций Всемирный Союз Кёкусин, Организация Сейбукай, Организация Ояма-Сосай, Международная организация Будокай, а также многочисленные родственные стили, организованные бывшими лидерами Кёкусинкай в мире.

“В век угрозы ядерной войны, кровопролитных локальных войн, противостояния сверхдержав и многочисленных крупных организаций, определяющих судьбы всего человечества, люди начинают заниматься каратэ-до для сохранения в какой-то мере достоинства одного человека, надеясь обрести силу”. © Масутацу Ояма

История стиля Киокушинкай каратэ

Стиль Киокушинкай каратэ создан корейцем японского происхождения Оямой Масутацу после второй мировой войны на основе различных стилей японского каратэ, прежде всего Годзю-Рю, Шотокан и корейских систем рукопашного боя.
Мастер Ояма, чьи заслуги реформатора признают все, даже недруги и завистники, сыграл огромную роль в деле возвращения каратэ-до истинного духа Будо.
В 1954 году было открыто первое додзё Киокушинкай, что и считается началом школы Киокушинкай Будо Каратэ. В переводе Киокушинкай означает “Общество абсолютной истины»”. Основная идея Оямы заключалась в том, чтобы возродить древнюю традицию истинных боевых искусств в условиях новейшего времени.

Реформы Оямы состояли прежде всего в возврате к изначальной, традиционной, системе обучения, то есть к созданию “ядра” школы, где ограниченное количество ближайших учеников (учи-дэши) проходят «посвящение» в сокровенные тайны боевого искусства под руководством самого основателя, как это делалось в родовых кланах самураев или в монастырских общинах, и в четкой привязке дзэнских принципов к технике каратэ.
Но не только это выделило детище Оямы из общей массы школ каратэ. Киокушин — это, прежде всего, предельная эффективность боевого тренинга, постоянная психологическая и физическая готовность к схватке, максимальный реализм поединков, приоритет практики перед теорией.
В начале 60-х годов, когда происходило становление стиля, Ояма и его ученики делом доказывали свою приверженность идеалам истинного Будо: яростные спарринговые марафоны, поединки с представителями различных видов единоборств, невероятные, стоящие на грани возможного трюки, поединки с животными.
Внешне техника Киокушинкай больше всего похожа на технику Годзю-Рю. Процесс обучения весьма продолжителен, и в нем можно выделить несколько важнейших этапов:

1) Базовая техника Кихон: изучение стоек, перемещений, ударов, блоков, комбинаций (рэнраку), формальных упражнений (ката);
2) Поэтапное освоение свободного боя (кумитэ), в том числе санбон-кумитэ. Базовый спарринг на развитие технических навыков, непрерывный спарринг, направленный на развитие автоматизма и специальной выносливости, мягкие спарринги, жесткие спарринги в полный контакт, поединки с несколькими противниками одновременно;
3) Специальная боевая подготовка, изучение различных видов оружия и подручных средств;
4) Подготовка к специальным тестам на разбивание предметов (тамэшивари), закалка ударных поверхностей. Причем тамэшивари рассматривается как способ активной медитации, позволяющий сконцентрировать энергию и волю и направить их на преодоление психологического барьера, возникающего у адепта при разбивании (страх получить травму, нерешительность и пр.);
5) Освоение формальных упражнений. Ояма подчеркивает важность изучения ката и утверждает, что 50% времени тренировок должно быть посвящено изучению ката.

Соревновательные поединки проводятся с полным контактом, без использования защитного снаряжения, что позволяет не только оценить технический уровень каратэка, но и его способность противостоять реальным ударам противника, вести бой в состоянии психологического и физического давления. Удары руками в голову и шею запрещены, как и удары в спину. Методы обучения отличает большая суровость и почти воинская дисциплина.
Стиль Киокушинкай, организационно, не входит ни в какие другие союзы каратэ-до. Хонбу, головная организация Международной Организации каратэ Киокушинкайкан (IKO), находится в Токио, где проводятся сезонные сборы лучших учеников.
Международная организация каратэ Киокушинкайкан, самая многочисленная из всех ветвей Киокушина, проводит соревнования различных уровней, в том числе и чемпионаты мира. В настоящее время этим стилем занимаются порядка 15 миллионов человек в 140 странах мира!

Основатель стиля — Масутацу Ояма (Masutatsu Oyama)

Ояма Масутацу (27.07.1923-26.04.1994) – “Божественная рука”, легенда современного каратэ. Основатель Киокушинкай.
Родился в Корее в 1923 году. Окончил среднюю школу в Сеуле. В 1938 году, когда ему было 15 лет, он уехал в Японию, где в 1941 году поступил в токийский университет Такусеку. Там он изучал каратэ под руководством Фунакоси Йоситаки, и вскоре получил 2 дан. В 1943 году он прерывает свою учебу в университете и вступает в армию, где продолжает заниматься каратэ, но теперь это уже Годзю-Рю. К концу войны Ояма имеет уже 4 дан. В 1947 году Ояма побеждает на турнире по каратэ и с этого момента полностью посвящает себя каратэ. В 1948 году он уединяется в горах, посвятив себя жизни отшельника.
По возвращении в мир в 1949 году Ояма с целью популяризации каратэ и саморекламы стал организовывать демонстрационные схватки с быками. Всего он провел 52 таких боя и в 3-х из них убил быка ударами кулаков. Благодаря активности СМИ и кинокомпаний Ояма стал известен всей Японии.
В 50-е годы Ояму часто можно было застать в додзе Годзюкан в токийском районе Асакуса, где после войны обосновался легендарный “Кот” Гоген Ямагучи. В 1956 году состоялись показательные выступления и демонстрационная схватка между Оямой и главой японской школы Годзю-рю Ямагучи Гогэном, организованные газетой “Токе майсэки симбун” (“Токийская ежедневная вечерняя газета”), а двумя годами раньше Ямагучи присвоил Ояме 7 дан Годзю-рю и звание кёши.
Начиная с 1952 года Ояма для развития своей концепции новой школы каратэ совершает целый ряд международных турне, произведя настоящий фурор на Западе. Он ломает толстенные доски и камни, крошит черепицу и ломает рога быкам, словом, потрясает воображение зрителей.
Благодаря своему ошеломительному успеху, по возвращении на родину в 1954 году, Ояма открывает свое первое додзе, которое превращается в настоящую Мекку для бойцов со всей страны. Их привлекает как личность мастера, так и поистине революционный подход к каратэ, как будо-искусству. Ученики, пришедшие к Ояме в этот период, впоследствии составили славу Киокушин, став блестящими мастерами. В их тренировках и спаррингах родился стиль Киокушин. Однако в 50-х годах самого этого названия еще не было, и называли этот стиль просто ‘каратэ Оямы”. С тех самых пор Киокушинкай становится одним из крупнейших стилей каратэ.
Сам Ояма обучал каратэ тысячи человек, но лишь единицы могут похвастаться, что видели своими глазами, как он спарринговал. Дело в том, что в 1956 году Ояма получил тяжелую травму колена, и после этого всерьез уже практически никогда не дрался. Поэтому описать его боевой стиль могут лишь те ученики, кто пришел к нему в небольшой промежуток между 1954 и 1956 годами. В 1963 году Ояма строит штаб-квартиру (Хонбу) своей школы каратэ, которая в 1964 году получает официальное название Киокушинкайкан — Дворец общества абсолютной истины. В 1966 году небольшая команда учеников Оямы в составе Куросаки Кэндзи, Накамуры Тадаси и Фудзихиры принимает вызов, брошенный представителями тайландского бокса, и в матче с сильнейшими бойцами муай-тай в Бангкоке одерживает победу со счетом 2:1, поддержав репутацию каратэ. С 1969 года, когда прошел первый Открытый всеяпонский турнир по каратэ-до, начинается спортивное развитие стиля Киокушин. В дальнейшем подобные чемпионаты стали проходить ежегодно, а в 1975 году состоялся Первый Открытый Чемпионат мира по каратэ Киокушинкай. До самых последних дней своей жизни Ояма проводил тренировки в Хонбу, являя собой яркий пример истинного мастера Будо.

Философия стиля Киокушинкай каратэ

В системе “Киокушинкай каратэ” существует своя философия, воплощенная в базовых символах и понятиях. Главные из них – Додзёкун, Канка и Канджи Киокушинкай Каратэ.

Додзёкун – это клятва каратиста, определенный свод правил поведения спортсмена как в Додзё, так и в обществе. Клятва Додзёкун написана Сосаем Масутацу Ояма и Эйджи Йошикава, автором знаменитой повести о жизни и подвигах величайшего бойца Японии на мечах — Миямото Мусаси. В Японии Масутацу Ояма часто называют Миямото Мусаси 20-го века, и именно эта повесть Йошикавы вдохновила Сосая на уединение и тренировки в горах. А Додзёкун воплотил в себе всё самые важные наставления, которые должен постичь каждый боец Киокушинкай Каратэ

Додзёкун:

1) Мы будем тренировать наши сердца и тела
для достижения твердого непоколебимого духа.

2) Мы будем следовать истинному смыслу воинского пути,
чтобы наши чувства все время были наготове.

3) С истинным рвением мы будем стремиться
культивировать дух самоотрицания.

4) Мы будем соблюдать правила этикета,
уважать старших и воздерживаться от насилия.

5) Мы будем следовать нашим религиозным принципам
и никогда не забудем истинную добродетель скромности.

6) Мы будем стремиться к мудрости и силе,
не ведая других желаний.

7) Всю нашу жизнь, через изучение каратэ, мы будем стремиться
выполнить истинное предназначение пути Киокушинкай.

Значение Додзекун:

Человек, занимающийся Киокушинкай каратэ, тренирует не только свое тело, но и свое «сердце» — внутренний мир, достигая духовного совершенствования.
Истинный смысл воинского пути не означает, что надо всем показывать свою силу, путь воина заключается в том, чтобы помогать слабым, защищать справедливость. Настоящий воин всегда готов к бою, но вступает в него только в случае необходимости.
Всеми своими силами и возможностями мы будем стремиться превзойти свою боль, усталость и страх.
Занимающийся Киокушинкай каратэ должен соблюдать правила этикета, уважать старших и применять боевое искусство только для самозащиты.
Человек, занимающийся Киокушинкай каратэ, уважает любую веру. Никогда не хвастается тем, что он сильнее других.
Человек должен в себе развивать мудрость и силу.
Человек, вставший на путь Киокушинкай, должен следовать в течение всей своей жизнь одной цели: совершенствовать себя духовно и физически.

Символ Канку создан самим Масутацу Оямой и заключает в своей символической форме глубокий смысл замкнутого круга бесконечного пути самосовершенствования, от белого пояса новичка к черному поясу мастера, от черного пояса мастерства к выбеленному поясу мудрости, и так до бесконечности, через обретение силы и преодоление вершин испытаний. Хорошо иллюстрирует значение канку ката «Канку». В этом ката руки поднимаются по кругу, как бы очерчивая небо, и так формируется символ. Точки в канку представляют пальцы и обозначают пределы или пики. Толстые секции представляют запястья и обозначают силу. Центр представляет бесконечность, обозначая глубину. Символ вписан в круг и заключён в нём, что обозначает текучесть и круговое движение. При жизни основателя Киокушинкай Масутацу Оямы канку являлась символом Международной Организации Киокушинкайкан и ассоциировалось с самим стилем Киокушинкай.

Иероглифический символ Киокушинкай . Как правило, канджи “Киокушинкай” изображаются в каллиграфическом исполнении. Наиболее часто встречаемый перевод иероглифов “Киокушинкай” – “Союз абсолютной истины”. Слово “Киокушинкай” состоит из трёх иероглифов:

— кёку
(яп., предел, полюс);
— шин
(яп., правда,
действительность,
реальность, истина);
— кай
(яп., организация,
общество, союз).

О стиле единоборства - Каратэ Кёкусинкай

Кёкусинкай(極真会, «общество высшей истины»), или кёкусин(極真, «высшая истина») - стиль карате, основанный Масутацу Оямой (大山 倍達 О:яма Масутацу) в 1950-х годах. Кёкусинкай считается одной из самых трудных и жёстких разновидностей карате.
Стиль Кёкусинкай был создан в противовес множеству бесконтактных школ и самому принципу «карате без контакта». Демонстрируя миру мощь реального карате, Кёкусинкай постепенно завоевал популярность во многих странах, а позже лёг в основу ряда других контактных стилей карате.

Для основателя Кёкусинкай Масутацу Оямы смысл всей его подвижнической жизни заключался в возрождении карате как воинского искусства. Провозглашая идеал будо-карате, Ояма решительно отделял всю систему воинского воспитания и практики от спорта, следуя воинским традициям Японии и духу бусидо. Однако возрождение карате как будо (военного дела) сочеталось с массовой его пропагандой как «карате для миллионов», в том числе далеко за пределами Японии.

«Сильнейшее карате» продемонстрировало свою реальную мощь прежде всего на спортивных татами, а чемпионаты мира по Кёкусинкай претендовали на статус «Олимпийских игр в карате». Развитие стиля Кёкусинкай во многих странах оказалось связано со спортивными организациями и олимпийским движением, спортивными единоборствами и далёкими от воспитания воинов методиками спортивной подготовки.

За полвека существования карате Кёкусинкай оно прочно утвердилось среди спортивных единоборств, закономерно изменив и целеполагание, и ориентацию, и систему подготовки бойцов. Следствием этих изменений явились стремительное развитие этого вида спорта и впечатляющие спортивные достижения.

Карате Кёкусинкай - чрезвычайно зрелищный вид спорта. Спортивные поединки (кумитэ) проводятся в полный контакт без защитного снаряжения (шлемов, перчаток, протекторов). Единственное ограничение - запрет ударов в голову руками. Полноконтактные бои, насыщенные высокими ударами ногами и мощными ударами руками, неизменно привлекают на соревнования по карате Кёкусинкай большое число зрителей.

Каратэ Кёкусинкай для схватки предпочитает бесформенность, так чтобы можно было принять любые формы, и т.к. у каратэ Кёкусинкай в реальном поединке нет рамок, оно подходит к любому стилю поединка ведущему к победе. В результате каратэ Кёкусинкай использует все пути и не привязано ни к одному и, подобно этому, использует любые приемы или средства, которые служат его конечной цели.

Начинайте изучение Киокусин каратэ с воспитания воли. Забудьте о победах и поражениях, забудьте о гордости и боли. Пусть противник разрывает вашу кожу, - и вы разорвете его плоть; пусть он разрушит вашу плоть, - вы сломаете его кости; позвольте ему ломать ваши кости, - и вы возьмете его жизнь!

Не думайте о собственной безопасности - положите вашу жизнь перед ним! Большой ошибкой является ожидание результата начатого, вы не должны думать о победе или о поражении. Пусть всё идет, как идет, а ваше тело наносит удары в подходящие моменты. Киокусин каратэ учит нас не оглядываться назад, если курс намечен. Киокусин каратэ обращается с жизнью и смертью одинаково безразлично. Киокусин каратэ избегает поверхностного, проникает в сложности, входит в сердце проблемы, точно указывает ключевые факторы. Киокусин каратэ не ходит вокруг да около. Оно не выбирает окольных путей, а следует прямо к цели. Простота - самое короткое расстояние между двумя точками.

Искусство Кёкусин каратэ - это искусство упрощать. Сама реальность заключена в ее существовании. Ее смысл – это свобода в первозданном виде, не ограниченная приспособляемостью, верованиями, расчленением на части, усложнениями. Киокусин каратэ есть познание истины. Это образ жизни, движение к контролю над телом и духом, хотя познание этого должно происходить изнутри, посредством интуиции. Тренируясь, ученик должен быть активным и динамичным во всех смыслах. Но в реальном бою, ум должен быть спокоен и ничем не встревожен. Он должен чувствовать себя так, как будто ничего особенного не происходит. Когда он продвигается вперед, его шаги должны быть легкими и спокойными, глаза не зафиксированы в одной точке, и смотреть бессмысленно на врага. Поведение не должно отличаться от обычного поведения, никаких изменений! не должно быть в его выражении, ничто не должно выдавать факта, что он вступил в смертельный бой.

Ваше тело - ваше естественное оружие, имеет двойную цель:

  1. Разрушить противника, который стоит перед вами, т.е. устранить все, что стоит на пути за мир справедливости и гуманности.
  2. Разрушить ваши собственные опасения, идущие от инстинктов самосохранения.

Отбросить все, что тревожит ваш ум. Не вредите никому, но преодолевайте вашу собственную жадность, гнев и глупость. Киокусин каратэ направлено на воспитание себя. Удары рукой и ногой являются инструментами, чтобы убить свое «Я». Инструменты представляют силу интуитивной или инстинктивной направленности, которая в отличие от интеллекта или запутанного «Я», сама себя не расчленяет, блокируя свою собственную свободу. Инструменты идут по заданному курсу, не оглядываясь назад или по сторонам. Так как чистосердечие и легкомыслие наследуются человеком, его инструмент - имеют налет этих качеств и играют свою роль с крайней степенью свободы. Инструменты стоят как символы внутреннего духа, сохраняющие ум и тело в полной активности. Отсутствие стереотипных приемов на самом деле означает быть цельным и свободным. Все линии и движения есть следствие. Отсутствие привязанностей, как основа - есть врожденная природа человека. Обычно мысль движется вперед без остановок; прошлые, настоящие и будущие мысли образуют непрерывный поток.

Клятва Кёкусинкай

Мы будем тренировать наши сердца и тела для достижения твёрдого и непоколебимого духа.

(一、我々は心身を練磨し 確固不抜の心技を極めること хитоцу, варэ варэ ва, синсин о рэммаси, какко фубацу но синги о кивамэру кото)

Мы будем следовать истинному смыслу воинского пути, чтобы наши чувства всегда были наготове.

(一、我々は武の真髄を極め 機に発し感に敏になること хитоцу, варэ варэ ва бу но синдзуй о кивамэ, ки ни хасси, кан ни бин нару кото)

С истинным упорством мы будем развивать в себе дух самоотрицания

(一、我々は質実剛健を以って 克己の精神を涵養すること хитоцу, варэ варэ ва сицудзицу го:кэн о моттэ, дзико но сэйсин о канъё: суру кото)

Мы будем соблюдать правила этикета, уважать старших и воздерживаться от насилия.

(一、我々は礼節を重んじ 長上を敬し粗暴の振舞いを慎むこと хитоцу, варэ варэ ва рэйсэцу о мондзи, тё:дзё: о кэйси, собо: но фурумай о цуцусиму кото)

Мы будем чтить наших богов и никогда не забудем истинную добродетель скромности.

(一、我々は神仏を尊び 謙譲の美徳を忘れざること Хитоцу, варэ варэ ва симбуцу о то:тоби, кэндзё: но битоку о васурэдзару кото)

Мы будем стремиться к мудрости и силе, не ведая других желаний.

(一、我々は智性と体力とを向上させ 事に望んで過たざること хитоцу, варэ варэ ва тисэй то тайрёку то о ко:дзё: сасэ, кото ни нодзондэ аяматадзару кото)

Всю нашу жизнь через карате мы будем стремиться исполнить истинное предназначение пути Кёкусинкай.

(一、我々は生涯の修行を空手の道に通じ 極真の道を全うすること хитоцу, варэ варэ ва сё:гай но сюгё: о каратэ но мити ни цу:дзи, кёкусин но мити о матто: суру кото)

Каждая строчка оканчивается словом «клянусь». Клятва Кёкусинкай отпечатана на последней странице каждого будо-паспорта.

Ритуальные поклоны

В начале и конце занятия, при входе в додзё и выходе из него, а также перед каждым кумитэ выполняются ритуальные поклоны, выражающие уважение к учителю, ученикам, тренировочному залу и символам Кёкусинкай.

Различают следующие виды ритуальных поклонов:

синдзэн ни рэй (神前に礼 поклон «алтарю» школы, духу карате; дословно «поклон перед богами»)
сихан ни рэй (師範 поклон сихану, с 5-го дана и выше)
сэнсэй ни рэй (先生に礼 поклон учителю, с 3-го дана и выше)
сэмпай ни рэй (先輩に礼 - поклон старшему, от сёдан до нидан)
отагай ни рэй (お互いに礼 поклон друг другу, дословно: «поклон сопернику»).

Система степеней
Как в большинстве воинских искусств Японии, в Кёкусинкай различают ученические (кю) и мастерские (даны) степени. В Кёкусинкай десять кю (10-й кю является самым младшим, 1-й - старшим) и десять данов (1-й дан - младший, 10-й - старший). Каждой степени соответствует пояс определённого цвета с одной или несколькими поперечными полосками (либо без таковых), нашитыми на правый конец пояса. Традиционно, данам соответствует чёрный пояс. На чёрный пояс нашиваются жёлтые (золотые) полоски, число которых соответствует дану (с первого по девятый). Десятому дану соответствует красный пояс.

Значение слова «Ос!»

【押忍の精神】 Osu nо Seishin – Дух Osu

«Ос» (яп. 【押忍】 Осу) - это слово, которое вы будете чаще всего слышать в Додзё каратэ Кёкусинкай или на турнире по каратэ Кёкусинкай. Когда Вы входите или покидаете Додзё, Вы кланяетесь и говорите «Ос». Когда Вы приветствуете каратэка (【空手家】 Karateka – занимающийся каратэ), Вы говорите «Ос» вместо «привет». Когда Вы следуете наставлению или отвечаете на вопрос в зале, Вы говорите «Ос» вместо «да», или «я понимаю». При выполнении Кихон Вадза (【基本技】 Kihon Waza - базовая техника) в Додзё, каждое движение часто сопровождается громким «Ос». При осуществлении спарринга в зале, если Ваш противник применяет хорошую, сложную технику, Вы говорите «Ос», чтобы признать умение вашего противника. Как степень уважения, бойцы на турнире кланяются и говорят «Ос» вперед, рефери и друг другу, до и после боя. «Ос» используется во многих ситуациях и, похоже, имеет много значений.

Но что же оно действительно означает?

【押忍】 «Ос» - это сокращение слов:
【押し】 Osi - «давление» (нажимать и удерживать);
【忍ぶ】 Sinobu - «терпеть» (подвергаться чему-либо; выдерживать испытание временем).

Оно означает настойчивость, решительность и упорство. Каждый раз, когда мы говорим «Ос», мы напоминаем себе об этом.

Обучение каратэ Кёкусинкай очень требовательно. Вы подталкиваете себя, пока, по Вашему мнению, Вы не достигнете своего предела. Сначала Ваше тело хочет остановиться, но Ваша сила воли продолжает подталкивать Вас, когда Ваш разум хочет остановиться, Ваш дух поддерживает Вас в движении, Вы терпите боль, Вы упорно продолжаете заниматься. Это и есть «Ос».

Каратэ Кёкусинкай не может быть изучено быстро. Это уходят годы, чтобы должным образом изучить основные принципы каратэ. Основные приёмы каратэ выполняются тысячи раз (【錬磨】 Renma - «всегда оттачивающий»), пока они не станут рефлекторными, инстинктивными движениями, без осознания того, что Вы делаете (【無心】Mushin - «никаких мыслей»). Легко сломаться, делая одно и тоже снова и снова, особенно, когда прогресса, кажется, почти нет. Преодоление этого и продолжение обучения требует терпения и настойчивости. Это - «Ос».

Абсолютная и непоколебимая преданность, необходимая для восхождения на вершину каратэ Кёкусинкай - есть «Ос».

Дух «Ос», вероятно, лучше всего описал Сихан Камерон Квин (Cameron Quinn) из Австралии в своей книге «Будо каратэ Мас Оямы»: «Есть высказывание в Японии - «Ishi no ue ni mo sannen» 【石の上にも三年】, в переводе это означает «три года на скале». Это высказывание символизирует потребность упорства во всём. Это - одна из наиболее важных философий в каратэ Кёкусинкай.

Каратэ Кёкусинкай - это искусство, требующие от вас жертвы ради целей, достигаемых длительными тренировками. В конечном счёте, понимаешь, что в сердцах участников живёт особый дух, преодолевающий удары и ката. Это учит их встречать без страха, осознано и терпеливо, трудности повседневной жизни. Будо-ка (【武道家】 Budoka – занимающийся боевыми искусствами) непоколебим лёгкими ударами судьбы, он понимает, что чтобы достичь и проявить свой истинный потенциал, человеку потребуется непреклонный дух настойчивости.

Эта сила развивается в течение трудного обучения и известна как «Osu но Seishin» (яп. 押忍の精神 « Дух Ос»). Слово «Ос» произошло от 【押し忍ぶ】Osi Shinobu, что означает «упорно продолжать заниматься пока можешь (до предела)». Это подразумевает готовность подталкивать себя к пределам выносливости, упорно продолжать заниматься под любым видом давления.

Отдельное слово «Ос» наиболее точно показывает, что может предложить искусство каратэ, особенно каратэ Кёкусинкай. Тот, кто действительно способен проявить «Дух Ос» в каждом слове, мысли и действии может считаться мудрым и храбрым. Прежде всего, тренировка должна проходить в духе «Ос». Повседневная жизнь, и обязанности ею налагаемые, полностью раскрывается, если идёт в духе «Ос».

Даже новичку, который ощущает свой недостаток обучения и не горит желанием столкнуться с требованиями обучения, достаточно просто осознавать, что через настойчивость и желание продолжать он может достигнуть большей физической, умственной, духовной и эмоциональной силы. Все, что необходимо - твёрдое намерение. Другими словами, «Ос».

Стиль карате, основанный Масутацу Оямой в 1950-х годах. Кёкусинкай считается одной из самых трудных и жёстких разновидностей каратэ.

Каратэ Кёкусинкай

Стиль Кёкусинкай был основан в противовес множеству бесконтактных школ и самому принципу «каратэ без контакта». Демонстрируя миру мощь реального каратэ, Кёкусинкай постепенно завоевал популярность во многих странах, а позже лёг в основу ряда других контактных стилей каратэ.

Для создателя Кёкусинкай Масутацу Оямы смысл всей его подвижнической жизни заключался в возрождении каратэ как воинского искусства. Провозглашая идеал будо-каратэ, Ояма решительно отделял всю систему воинского воспитания и практики от спорта, следуя воинским традициям Японии и духу бусидо. Однако возрождение каратэ как будо (военного дела) сочеталось с массовой его пропагандой как «каратэ для миллионов», в том числе далеко за пределами Японии.

«Сильнейшее каратэ» продемонстрировало свою реальную мощь прежде всего на спортивных татами, а чемпионаты мира по Кёкусинкай претендовали на статус «Олимпийских игр в каратэ». Развитие стиля Кёкусинкай во многих странах оказалось связано со спортивными организациями и олимпийским движением, спортивными единоборствами и далёкими от воспитания воинов методиками спортивной подготовки.

За полвека существования карате Кёкусинкай оно прочно утвердилось среди спортивных единоборств, закономерно изменив и целеполагание, и ориентацию, и систему подготовки бойцов. Следствием этих изменений явились стремительное развитие этого вида спорта и впечатляющие спортивные достижения.

Каратэ Кёкусинкай - чрезвычайно зрелищный вид спорта. Спортивные поединки (кумитэ) проводятся в полный контакт без защитного снаряжения (шлемов, перчаток, протекторов). Единственное ограничение - запрет ударов в голову руками. Полноконтактные бои, насыщенные высокими ударами ногами и мощными ударами руками, неизменно привлекают на соревнования по каратэ Кёкусинкай большое число зрителей.

Иероглифический символ Кёкусинкай

Как правило, кандзи (китайские иероглифы, используемые в современной японской письменности наряду с хираганой, катаканой, арабскими цифрами и ромадзи (латинским алфавитом)) «Кёкусинкай» изображаются в каллиграфическом исполнении.

Слово «Кёкусинкай» состоит из трёх иероглифов:

Кёку (предел, полюс);
-син (правда, действительность, реальность, истина);
-кай (организация, общество, союз).
Наиболее часто встречаемая в литературе трактовка символа «Кёкусинкай» - союз абсолютной истины, но встречаются и такие переводы как, например, «общество предельной реальности».

Символ канку

Символ Канку происходит из ката Канку-дай. В этой ката руки поднимаются по кругу, как бы очерчивая небо, и так формируется символ. Точки в канку представляют пальцы и обозначают пределы или пики. Толстые секции представляют запястья и обозначают силу. Центр представляет бесконечность, обозначая глубину. Символ вписан в круг и заключён в нём, что обозначает текучесть и круговое движение.

При жизни основателя Кёкусинкай Масутацу Оямы, канку являлось символом Международной Организации Кёкусинкай и ассоциировалось с самим стилем Кёкусинкай. Однако появившиеся в середине 90-х годов Федерации, развивающие Кёкусинкай, имели свои собственные символы (например, «большая волна» у IFK, «кокоро» у WKO, «вихрь» у IBK).

Клятва Кёкусинкай

Мы будем тренировать наши сердца и тела для достижения твёрдого и непоколебимого духа.

Мы будем следовать истинному смыслу воинского пути, чтобы наши чувства всегда были наготове.

С истинным упорством мы будем развивать в себе дух самоотрицания

Мы будем соблюдать правила этикета, уважать старших и воздерживаться от насилия.

Мы будем чтить наших богов и никогда не забудем истинную добродетель скромности.

Мы будем стремиться к мудрости и силе, не ведая других желаний.

Всю нашу жизнь через карате мы будем стремиться исполнить истинное предназначение пути Кёкусинкай.

Каждая строчка оканчивается словом «клянусь». Клятва Кёкусинкай отпечатана на последней странице каждого будо-паспорта.

Система степеней

Как в абсолютном большинстве воинских искусств Японии, в Кёкусинкай различают ученические (кю) и мастерские (даны) степени. В Кёкусинкай десять кю (10-й кю является самым младшим, 1-й - старшим) и десять данов (1-й дан - младший, 10-й - старший). Каждой степени соответствует пояс определённого цвета с одной или несколькими поперечными полосками (либо без таковых), нашитыми на правый конец пояса. Традиционно, данам соответствует чёрный пояс. На чёрный пояс нашиваются жёлтые (золотые) полоски, число которых соответствует дану (с первого по девятый). Десятому дану соответствует красный пояс.

Система цветности ученических поясов (кю) значительно отличается от системы цветности поясов в других боевых искусствах и имеет более глубокое значение, чем простой переход от светлого цвета к более тёмному при увеличении степени. Цвета ученических поясов объединены в пять групп, имеющих один цвет, причём на пояс, соответствующий более старшему кю, нашивается полоска цвета более старшей группы (исключение - пояс 1-го кю имеет жёлтую полоску, хотя иногда можно увидеть и чёрную). Ниже приводится система цветности ученических поясов с описанием смысла цвета.

Каратэ Киокусинкай в мире

В Европе

Создателем Кёкусинкай в Европе считается Йон Блюминг . 2 января 1962 года Йон Блюминг по поручению Масутацу Оямы основывает первую европейскую ассоциацию каратэ, названную NKA (Netherlands Karate Association). Имя Йона Блюминга становится неотделимо от ещё молодого европейского каратэ. Под его руководством новая школа быстро набирала силу и популярность. В начале 70-х Йон Блюминг оставляет лидерство в организации своим ученикам, а сам основывает новую школу Кёкусин Будокай Каратэ.

В Великобритании

Британское каратэ Кёкусинкай было основано в 1965 году после возвращения Стива Арнейла и Боба Боултона из Японии, где они изучали Кёкусинкай в токийском хомбу. Благодаря глубоким познаниям и усилиям сихана Стива Арнейла (ныне 10-й дан) британская организация достигла больших успехов. Она известна высоким уровнем проведения нокдаун-турниров по правилам полноконтактного спарринга. Однако в ней проводятся также соревнования по ката и по кумитэ - по правилам ВУКО и кликера (что является новшеством в Кёкусинкай).

Британское каратэ Кёкусинкай является членом-основателем Международной Федерации карате IFK.

В России

Основателем каратэ Кёкусинкай в СССР является А. И. Танюшкин (ныне 7-й дан). Когда он был в Польше в служебной командировке, Танюшкин познакомился в Кракове с Анджеем Древняком и вместе с ним стал изучать каратэ. Через некоторое время, узнав о существовании каратэ стиля Кёкусинкай, Танюшкин и Древняк написали письмо Масутацу Ояме и по его указанию стали сотрудничать с Президентом Европейской Организации Кёкусинкай Люком Холландером. Первую секцию Кёкусинкай в СССР он открыл в Москве в 1973 г. К концу 1970-х годов в стране сформировалась школа, имеющая представителей во всех крупных регионах. После снятия почти 10-летнего запрета на каратэ, в 1989 году появилась Федерация Кёкусинкай СССР. Основателем её был Александр Танюшкин. Создание такой федерации было огромным шагом вперёд для развития единоборств в СССР.

За период работы национальной организации карате Кёкусинкай вошло в систему спортивной классификации страны как официальный вид спорта (1990), а развитие достигло международного уровня. В 1993 г. Федерация Кёкусинкай России одной из первых вошла в новую Международную Федерацию каратэ (IFK), возглавляемую Ханси Стивом Арнейлом (сейчас - 10 дан). По поручению IFK на базе российской национальной организации был образован Евроазиатский Комитет (ЕАК), представляющий IFK на территории бывшего СССР. Его возглавил С. Степанов (ныне 5 дан Кёкусин-кан). Комитет просуществовал до 1998 года, проведя за это время 6 международных турниров класса «А».

После кончины Масутацу Оямы в 1994 году и раскола Кёкусинкай, с конца 90-х в России начинают развиваться и другие Федерации Кёкусинкай, представляющие различные международные организации. Сейчас на территории России ведут работу:

Федерация Кекушин каратэ России (ФККР), представляющая Всемирную организацию Синкёкусинкай, WKO, лидер Кэндзи Мидори
-Российская национальная Федерация Киокушинкай каратэ (РНФКК), представляющая Международную организацию Киокушинкай, IKO, лидер Шокей Мацуи
-Федерация Киокушинкай каратэ России (ФККР), представляющая Международную организацию Киокушинкай, IKO, лидер Шокей Мацуи
-Федерация Кёкусинкай России (ФКР), представляющая Международную Федерацию Кёкусинкай, IFK, лидер Стив Арнейл
-Федерация Кёкусинкан каратэ России (ФККР), представляющая Международную организацию Кёкусинкаy, KI, лидер Хацуо Рояма
Эти пять Федераций объединены в Ассоциацию Киокусинкай России, аккредитованную Министерством спорта и возглавляемую Ю. П. Трутневым (в настоящее время - Вице-Премьер правительства России, полномочный Представитель президента РФ на Дальнем Востоке).

Также на территории России действуют:

Федерация Киокусин России (ФКР, создана в 2012 году), представляющая Международную Федерацию Киокусин, KWF, лидер Люк Холландер
-Российская Лига Кёкусин Каратэ, РЛКК, представляющая Международную организацию Киокушинкай, IKO-4, лидер Тезука Тору
-Всероссийская студенческая Федерация Киокусинкай (создана в 2012 году), тесно сотрудничающая с Российской Лигой Кёкусин Каратэ (см. выше)
-Федерация Кёкусин Будо-каратэ России, ФКБР, представляющая Международную организацию Киокушинкай, IKO-3, лидер Ёсикадзу Матсушима
-Российский Союз Кёкусин каратэ, РСКК, представляющий Всемирную организацию СоКёкусинкай, лидер Хасегава (с 23 декабря 2012 года, до 2012 года представлял Международный Союз Кёкусин, IKU, лидер Хасегава)
-Федерация Будокай России, ФБР, представляющая Международную организацию независимого Будокай, WIBK, лидер Бернард Кретон
Кроме того в России представлены без образования Федераций Всемирный Союз Кёкусин, Организация Сейбукай, Организация Ояма-Сосай, Международная организация Будокай, а также многочисленные родственные стили, организованные бывшими лидерами Кёкусинкай в мире.

В 1950-х гг.

Ояма Масутацу в молодости

Киокушинкай считается одним из самых трудных и жёстких стилей каратэ.

Он был создан в противовес множеству бесконтактных школ и постепенно завоевал популярность во многих странах и лёг в основу ряда других контактных стилей карате (например, ашихара каратэ).

Для основателя киокушинкай Оямы Масутацу смысл жизни заключался в возрождении каратэ как воинского искусства. Он отделял систему воинского воспитания и практики от спорта, следуя традициям боевых искусств востока . Однако, возрождение каратэ как будо сочеталось с его пропагандой как «каратэ для миллионов», в том числе далеко за пределами Японии. Развитие киокушинкай карате во многих странах оказалось связано со спортивными организациями и олимпийским движением, весьма далёкими от воспитания воинов. За время своего существования карате киокушинкай прочно утвердилось среди спортивных единоборств, изменив изначальные цели и систему подготовки бойцов. Следствием этого явились стремительное развитие этого вида спорта и впечатляющие спортивные достижения.

Киокушинкай карате — очень зрелищный вид спорта. Поединки проводятся в полный контакт без защитного снаряжения. Единственное ограничение — запрет ударов руками в голову. Такие бои неизменно привлекают на соревнования по карате кекусинкай большое число зрителей. Предлагаем оценить эстетическую красоту поединков в кекусинкай на примере данной видеозаписи:

Также в карате Кёкусинкай изучаются и ката:

Тайкёку 1, 2, 3 — созданы Гитином Фунакоси в 1940-х гг. для обучения новичков; пример ката:

Тайкёку 1, 2, 3-ура (те же ката Тайкёку, только основные перемещения выполняются не простым шагом, а с разворотом через спину); пример ката:

Пинан 1, 2, 3, 4, 5 — созданы Анко Итосу путём упрощения более сложных китайских форм; пример ката:

Пинан 1, 2, 3, 4, 5-ура (те же ката Пинан, только основные перемещения выполняются не простым шагом, а с разворотом через спину); пример ката:

Сантин-но-ката; пример ката:

Янцу; пример ката:

Сайфа (Сайха); пример ката:

Цуки-но-ката; пример ката:

Тэнсё; любимое ката Масутацу Оямы:

Гэкусай-дай; пример ката:

Гэкусай-сё; пример ката:

Канку-дай; пример:

Гарю; пример:

Сэйпай; пример ката:

Суси хо; пример:

Стилем кекусинкай, как и многими другими видами восточных единоборств, занимаются в доги, которое отличается от традиционного более короткими рукавами — примерно до локтей или чуть ниже. Такой покрой часто называют покроем в стиле Оямы, он так же характерен для стилей, произошедших от кекусинкай (ашихара каратэ, кудо, сэйдокай, энсин). Доги и пояс имеют нашивки, определяемые конкретной федерацией и школой. Но, как правило, для всех школ характерна нашивка в виде каллиграфии «киокушинкай» на левой стороне груди.



  • Разделы сайта