Цигун и раскрытие потенциальных возможностей. Десять критических моментов в занятиях цигун и их преодоление. Критический момент возникновения опасений за сохранность собственной ци

Цигун: изменённое состояние сознания - единственный реальный способ защиты от наркомании, алкоголя и зомбирования.

Значение низкого центра тяжести для состояния «цигун».

Изменённое состояние сознания – это активизация ментальной сферы, к которой стремится каждый человек. Дело в том, что мы не машины и не животные, и чтобы полноценно себя чувствовать, нам необходима перспектива, причём явно не материальная. Счастье – цель любого свободного (незазомбированного) человека. Способ достижения каждый понимает по-своему, но наименее лёгкий – праздник. «Подарок душе» можно сделать как планомерным (подготовленным), так и неожиданным, спонтанным. Это – алкоголь или наркотики. К сожалению, последние способы – очень разрушительны, и не только для тела, но и для ума, т.к. действуют по принципу внешнего замещения, или искусственного воздействия. Тоже самое, как лекарства просто замещают нормальную работу внутренних органов и иммунной системы, полностью закрывая для больного здоровые перспективы (процесс саморазрушения становится необратим). Алкоголь – мгновенный способ снятия стресса и создания атмосферы счастья (удовольствия). Но любое внешнее воздействие – искусственное замещение функций собственного сознания. Оно ведёт к внешней зависимости и полной потере «суверенитета». Это всё легко даётся (стимуляторы), если вы не собираетесь жить дальше. Чаще всего, люди, употребляющие наркотики не «видят» себя в будущем, т.к. саморазрушение достигло необратимой фазы. Но природа придумала механизм, который может создать «праздник души» и с помощью внутренних резервов мозга.

Изменённое состояние сознания с помощью определённых техник достижимо может быть не так быстро, но намного более стабильно и устойчиво. Тем более, это – гораздо более глубокое состояние, чем алкогольное или наркотическое опьянение. К тому же, при этом организм очищается и восстанавливает свои утраченные «эволюцией» способности. Раскрытие сверхспособностей – один из «побочных эффектов» этих методик. Существует ещё один способ изменённого сознания: зомбирование с помощью гипноза и подобных техник внешнего воздействия. Но этот способ – клинический, т.к. человек, попадающий под него – психически уже болен. Его занимают собственные фантазии, не имеющие ничего общего с реальностью. Он – необратим по причинам чисто «психиатрическим». Пример: целая страна, где правят «зомби». Конечно, не киношные, а настоящие – мыслящие, но живущие без совести и чести. Это – не упрёк, это – реальность, способность некоторой части человеческого общества жить по страшным законам естественного отбора и отсутствия каких-либо правил («беспредел»).

В отличии от сект и разного рода «фондов», где человек, получая своё «маленькое счастье», отдаёт свою душу, методики цигун позволяют стать самодостаточным и не зависящим от каких-либо идей и сообществ. Главной ценностью этих методик является достижение осознанности как условия входа в изменённое состояние сознания. Осознанность – духовный самоконтроль, когда человек «видит» себя со стороны и может объективно оценивать и себя, и происходящие события вокруг. Сейчас существуют множество разного рода сект, «фондов» и «центров самопознания», в которых людей программируют и делают послушными рабами. Иногда для этой цели (в силу мощного воздействия на сознание) используются цигун и йога. Наша гордыня, эго и подсознательные желания «быть значимыми», с одной стороны, а одиночество, закрытость – с другой, дают возможность шарлатанам и «тёмным личностям» завоёвывать слабых духом. Обычная альтернатива – церковь. Но это – тоже программирование, хоть и мягкое. Лишь самодостаточность, настоящая вера в Творца (неотделимая от веры в себя и Любовь), осознанность дают независимость и твёрдую духовную опору.

Изменённое состояние сознания в цигун позволяет испытать настоящее наслаждение от жизни и по-новому взглянуть на мир. Удовольствие от управления собственным телом и умом значительно выше по глубине ощущений, чем неконтролируемый транс от наркотиков или «эмоциональный подъём» от «общих молитв» в сектах. Отличие между ними не только в том, что в цигун ты контролируешь себя и окружающую действительность, но и эйфория, восторг, «упивание» состоянием «безвременья» несравнимо сильнее и дольше по ощущениям при занятиях цигун. К тому же здесь есть будущее, которое ты сам и творишь. Во время состояния «цигун» человек становится лёгким и быстрым: он по-настоящему видит свои движения и чувствует каждую травинку и листок. С помощью этого состояния активизируется «внутренний генератор», т.е. включаются внутренние резервы организма. Разум управляет телом и окружающей реальностью (повышается скорость мышления). Практическим результатом тренировок с использованием изменённого состояния является раскрытие заблокированных возможностей сознания и тела. Боевое применение лишь помогает реализовать эти возможности, оздоровительный эффект – переходный этап, т.е., очищение организма для выхода «внутренней силы». Но чтобы войти в состояние «цигун» необходима длительная работа на релаксацию и развитие восприятия. Все подготовительные упражнения направлены на снятие любого напряжения, беспокойства, стресса в режиме обычных бытовых условий. Это – самая большая сложность для новичков. Главной ошибкой их в начале обучения является попытка изучения техники с целью наиболее точного её воспроизведения. Главное в цигун – прекрасное настроение, наслаждение собственными движениями и как результат – спокойствие и эмоциональный самоконтроль. Правильная техника приходит сама, по мере систематических «домашних» занятий. Тренер только поправляет некоторые детали, связанные чаще всего с неправильным положением позвоночника и излишним усердием. На общих занятиях ученик также учится контролировать вход в состояние «цигун», чтобы затем использовать это в самостоятельных тренировках.

Но изменённое состояние сознания – лишь путь к истине, метод раскрытия таинственной природы человека. Каждый ученик сам выбирает, когда ему полностью переключиться на самостоятельную практику. Это – нормально, т.к. у каждого – своя карма и цель. Но есть момент опасности для тех, кто научился использовать изменённое состояние, но при этом переполнен огромным количеством знаний, не применяемых на практике (взятых из древних книг) и желаний превосходства над другими. Опасность в том, что обычно такие люди или оканчивают свои дни в «психушке», или становятся магами, «тёмными» (низковибрационными) сущностями (что ещё хуже, т.к. «засоряет» карму, не давая ни какого контроля над ней). Магия – не самый лучший способ духовной самореализации. Вы уходите всё дальше от Источника, познания сущности человека (его божественной природы) в иллюзию власти над судьбой, миром, людьми. Гордыня не очистит ваш разум и точно не наполнит сердце силой Любви. Попытка обретения духовной власти подчинит вашу карму и сознание более сильным низковибрационным существам. Несколько последующих жизней окажутся в рабстве негативных энергий, которые будут коверкать разум и создадут для вас «материальный ад». Лучше уж просто ходить в церковь и молится, постепенно очищая свою душу. Для независимого пути необходим сильный дух, который способен преодолеть не только собственные кармические препятствия (созданные в прошлом), но и соблазны мистического мира превращений.

Нельзя ставить самоцелью изменённое состояние сознания, т.к. это – лишь ступень к счастью, но не само Счастье. Вход в транс подразумевает выход в астральное пространство Вселенной. Этот соблазн при вышеперечисленных желаниях погубит душу, т.к. пути назад не будет (астральный мир покажется вам реальнее и намного красивее). Если наркотики просто губят настоящую жизнь, то эгоизм при выходе в «астрал» угрожает забрать и последующие.

Вначале человек гоняется за призрачным комфортом, затем, почувствовав через медитацию изменённое состояние – за внутренней Силой и бессмертием. Но эта суета не имеет ничего общего с настоящей Силой – Любовью. Эта энергия не имеет границ и дарит настоящее бессмертие. Что такое настоящая любовь? Это очень просто: отдать всего себя миру, не оставив ни капли эго. И, конечно, любовь не имеет никакого отношения к насилию (даже мысли о нём). Избавиться от эго и склонности решать проблемы с помощью силы, можно только расширением возможностей сознания и очищением. Здесь и приходит на помощь состояние «цигун».

«Осознанный транс» позволяет раскрыть внутренние резервы мозга и одновременно резко увеличить физические возможности. В отличие от воздействия наркотиков эти возможности касаются не столько силы и быстроты, сколько управления внутренней энергией (изменение веса, перестройка внутренних органов, адаптационные возможности). Изменение состояния сознания неизменно приводит и к изменению центра тяжести занимающегося, т.е. к сбалансированию всех видов энергии и их центров, и очищению сознания от негативной информации.

Низкий центр тяжести – это прежде всего создание энергетического фундамента организма (опускание «информационной тяжести» вниз), лёгкость и позитивные вибрации в верхних центрах. Вначале это состояние «укоренённости» и уверенности в себе нестабильно. По мере практики в тайцзи (динамичный и боевой стиль цигун) эти ощущения укрепляются. При выполнении комплекса тайцзи занимающемуся нужно обратить внимание на постоянный центр тяжести (не низкий, а стабильный). Это является залогом сохранения состояния «цигун» во время упражнений. Изменение даже на 1см способно полностью вывести человека из «транса». Особое внимание сложным позициям, т.к. в них заключена главная «тайна» тайцзи – ментальная трансформация сознания. Как сохранить единый центр тяжести в постоянных изменениях тела? Необходимо не спеша начинать упражнения, чтобы хорошо запомнить ощущения, которые даёт снижение центра тяжести. На разной высоте – они разные. Нужно постоянно «держаться» первых ощущений: это компас правильного выполнения всего комплекса. Главной ошибкой занимающихся является искусственное снижение центра тяжести во вред эмоциональному настрою. Иллюзия, что любое снижение высоты движений приводит к их эффективности идёт из внешнего ушу. Это – миф, т.к. у внутреннего ушу совсем другие критерии боевой практики. В тайцзи очень важно добиться внутреннего снижения высоты: убрать мышечное напряжение, спешку, войти в состояние «уцзи» (полный покой, остановка любого движения в сознании). Даже мельчайшее напряжение в ногах (в приседе) делает из комплекса тайцзи подобие шаолиньского ушу. А это очень разные методы и разные режимы внутренней работы. Физическая лёгкость и расслабление – основа изучения тайцзицюань.

Чем удобно тайцзи? Боевой практикой во время ментальных превращений. Боевая работа в изменённом состоянии позволяет убрать побочные эффекты от глубинного духовного погружения. Ярким признаком позитивного воздействия состояния «цигун» на разум человека является активное взаимодействие с окружающим миром, мгновенная адаптация к любым условиям, ментальное воздействие на окружающую реальность. Это – основное отличие транса в цигун и транса под внешним воздействием (наркотики, гипноз). Вообще любая активная, но реальная практика (только не во вред расслаблению) полезна для правильного овладения техникой. В цигун это – «железная рубашка», дающая контроль над энергией, умом и правильным положением тела. В тайцзи это – парные упражнения на развитие чувствительности и использовании силы противника против него самого. Разнообразие этих упражнений в тайцзи не меньше, чем в обычных боевых искусствах. Только идут они противоположными путями: конечная цель в боевых искусствах – это начальный этап в тайцзи. Если в единоборстве приёмы самообороны играют большую роль, то в тайцзицюань основную роль играет развитие рефлексов, неуязвимость в обороне, и лишение агрессивности, эмоционального запала атакующего. Всё это достигается только изменением состояния сознания. Без этого тайцзи – внешнее единоборство, похожее на айкидо. Большую часть работы в тайцзи человек проводит в самостоятельной практике «активного самопогружения».

Изменённое состояние сознания – конкретная методика, т.к. позволяет постепенно (несколько лет) раскрыть потенциальные возможности головного мозга. У человека они раскрыты приблизительно на 5-10%: большинство - 3-5%, творческие люди - 10-15%. При активизации «внутреннего генератора» эти способности доходят до 20-30%, но после «отката» (снижение активности) – возвращаются на исходный уровень. В отличие от наркотиков, частая работа «внутреннего генератора» не приводит к деградации разума: лишь истощает духовную энергию (сон, усталость). Если вы хотите повысить свои возможности, для начала необходимо узнать исходный рубеж. Критерием здесь является уровень агрессии: чем она ниже, тем выше уровень интеллекта. Здесь имеется ввиду не только физическое насилие, но и эмоциональная неустойчивость, психологическое давление, «энергетический вампиризм» и т.п.

3%-ное раскрытие мозга у тех, кто не может в жизни решать вопросы без насилия (физического или психического). Если решение проблем у вас связано с созданием новых – это говорит об отсутствии разума. Безответственность (пример: бросание мусора где угодно) – тоже яркий критерий этого уровня развития. Разум – это развитый ум, способный объективно оценивать себя и окружающих, т.е. умение абстрагироваться. Если ваш уровень - 3%, вы можете подняться только до 5%, но для этого вам придётся потратить несколько десятков лет (или всю жизнь). Единственным реальным учителем для вас может быть домашнее животное (собака или кошка), т.к. оно чище вас, а уровень интеллекта (т.е. взаимопонимания) – у вас одинаковый.

У тех, кто находится на уровне раскрытия 5-7 % -- есть внутренняя культура, такт, умение чувствовать причины происходящих событий во время них (а не после их завершения), а также умение абстрагироваться от обстоятельств, поставить себя на место другого человека. Недостаток – скрытая агрессия, эмоциональная нестабильность из-за непонимания истинного смысла жизни. Он ведь прост: Любовь и Счастье, с ней связанное. Такие люди – креатив общества, вечно ищущие себя и смысл, пытающиеся раскрыть сверхспособности. Возможности для такого человека подняться хотя бы до уровня 10 % связаны с нейтрализацией эго, «Я», самости. Иначе измениться будет невозможно.

10% возможностей – это те, кто продвигает цивилизацию вперёд прямо или косвенно. Кстати, есть современный фильм, более-менее достоверно показывающий, что представляют из себя эти скрытые способности головного мозга. В силу того, что этот фильм – яркий боевик, он не смог полностью описать реальность. Шедевр 2014г. Л.Бессона «Люси» - единственный из такого рода фильмов передаёт реалии возможностей человеческого сознания. Правда, после 40-50 % раскрытия сюжет пришлось бы свернуть, так как противники такого человека «забыли» бы навсегда свои цели.

15-20% -- это гении.

С 20% приходит естественная любовь ко всему сущему и настоящее сострадание.

И только на основе этой энергии с 30% раскрываются сверхспособности: умение управлять окружающей реальностью, событиями, изменять время и т.п. Об этом говорить не стоит, т.к. человек с 3-5% никогда не поверит в это, как и в возможность безнасильственного решения вопросов. Единственное, что ценно в этом представлении потенциалов человеческого сознания: человек с 20% никогда не сможет объяснить человеку с 5% свои ощущения. Это – разные уровни вибраций. Попробуйте понять человека, говорящего на языке, который вы никогда не слышали. Это – намного легче, чем объяснить, что познание всегда приводит в тупик, что эта вещь имеет смысл только снаружи человека.

В изменённом состоянии сознания Свет Познания и Божественный Свет внешне похожи, но это суть противоположности. Критерием здесь является осознанность и покой. Познание безгранично, так как оно уходит всё дальше от истины. Если вы достигли источника, тогда Познание как мелкая часть вашего существа может стать тем, что будет сопровождать вас некоторое время. Хотя это – мелочь, по сравнению с Вечностью. Понимание, что есть Бессмертие, хорошо отличает уровень развития головного мозга. Ответ: «Мне скучно уже 30 лет, а что будет через 300» означает, что этот вопрос был лишним. Дело не в объяснении состояния сознания бессмертного человека, а в понимании отвечающим смысла существования. Можно «завернуть» мысль как угодно виртуозно, но это не решит проблемы ментального восприятия, особенно если нет реального опыта в духовной практике. Пользу может принести только совет: если вы поняли, что нужно настоящее изменение (особенно внутреннее), то идите до конца, чтобы не случилось. А чтобы не страдать фанатизмом, почаще анализируйте свои результаты.

Лучшая практика – на природе. Проверка: уровень ментального (душевного) общения. Многие группы цигун используют его для жёсткого программирования сознания: блокируется духовный центр. Их легко отличить: практика в закрытом пространстве, упор на создание «сферы», отделяющей вас и окружающий мир. Техника не имеет значения, как и регалии. Поймите для себя, зачем вам нужен цигун: чтобы узнать что-то ещё новое, или всё-таки стереть старое, тянущий назад багаж предопределённости. Цигун прекрасно снимет «кармический груз», очистив подсознание от прошлых обид и сковывающих ваш разум привычек. Он поможет понять собственные возможности и разбудить дух, найти свой путь в этой жизни. Причём ценность цигун не только в его силе воздействия на сознание, но и в способности влиять на всё энергетическое пространство, т.е. менять и окружающую реальность. Если в вас есть хотя бы искра желания измениться (не поменять обои в квартире), то смело становитесь на этот путь.

Вопрос к Мастеру Сюи Минтану: Почему люди занимаются Цигун?

Ответ: У каждого человека, пришедшего к системе цигун свои цели. Люди со слабым здоровьем, занимаются ради того чтобы выздороветь. Люди,»практически здоровые»- чтобы быть бодрыми и стрессоусойчивыми. Те же, кому удалось поправить здоровье и накопить достаточно энергии, могут с помощью Цигун развить высшие способности, которых предостаточно в нашем теле. Четвертая цель в Цигун — это счастье. Человек который изучил свой организм, знает свою миссию и пребывает в гармонии с миром, не может быть несчастным!

Что такое ЦИГУН?

Цигун – это наука о культивировании внутренней энергии тела, которая по-китайски называется ци. В Китае ци исследуют уже четыре (по некоторым источниках – более семи) тысячи лет. В результате обнаружили, что цигун является эффективным средством для достижения умственного и душевного равновесия, улучшения здоровья и лечения многих заболеваний.

Цигун происходит из Китая, как древнейшая из систем саморазвития. По преданию, методы Цигун использовались еще легендарным китайским императором Шин-Нонгом при создании им основ китайской натуральной медицины более семи тысяч лет тому назад. До недавнего времени практика Цигун считалась секретной. Существовало множество различных школ: клановых, семейных, монастырских… Очень медленно, на протяжении сотен лет, шло их взаимопроникновение. Лишь в последние десятилетия тайны, веками хранимые от непосвященных, становятся доступными широкому кругу практикующих во всём мире.
Многие направления, такие как Феншуй, Китайская Традиционная Медицина, китайская астрономия и восточные боевые искусства произрастают корнями из Цигун. Все эти дисциплины используют общие принципы, все они основаны на трех основных теориях: Инь-Ян (единство двух противоположностей), У-Син (система пяти первоэлементов) и Ба-Гуа (восьми триграмм). Все эти системы знаний появились на свет как результат прямой передачи знаний и навыков от мастеров Цигун.

Системы Цигун высшего уровня позволяют обрести знания о нашем внутреннем и внешнем мире, о том, что представляет собой Человек и каковы пути его развития.

Термин «цигун» достаточно современный. Он упоминался в период правления династии Хань, но популярности не получил, а стал широко распространенным только после 50-х годов ХХ в., с тех пор это название стало применяться для обозначения всех видов искусств, связанных с ЦИ .

Ци – некая субстанция, существующая в каждой точке Вселенной. Она содержит три компонента, три составляющие: материальную, энергетическую и информационную. Гун – это действие, работа, которую необходимо затратить, чтобы научиться управлять энергией ци.

Цигун – это любой вид тренировки или учебы, связанный с ци и требующий затрат времени и усилий. Цигун – это искусство использования энергии ци: получение ее из окружающей среды, преобразование и использование.
Но в более широком смысле Цигун – это, прежде всего, искусство поддержания своего здоровья в нормальном состоянии, это наука, это философия, это метод энерго-информационного обмена с окружающим миром.

Какие существуют направления школ цигун?

Существуют разные направления и школы цигун: конфуцианское, даосское, буддийское, медицинское (лечебное), боевых искусств.
В боевых искусствах существует жесткий цигун, и менее известный легкий.

Тело человека в результате практики жесткого цигун становится не чувствительным к ударам, способно противостоять режущему и колющему оружию.
Легкий цигун позволяет управлять весом своего тела, быстро перемещаться на протяжении многих часов без отдыха и без устали, быстро подниматься на крутые горы.
Наглядная возможность легкого цигун — хождение по свежим яйцам, не разрушая скорлупы, и по тонкой бумажной ленте, натянутой между опорами.

Все методики цигун делятся на два типа: мягкие и жесткие. Жесткие типы предназначены для развития навыков мгновенного включение на полную мощь физических и психических возможностей человека.

Мягкие системы обычно преследуют цель лечения и оздоровления человека. Хотя эта грань зачастую достаточно условна.
Помимо этого, деление происходит по способу выполнения упражнений:
статические (иногда их называют тихими), динамические или статико-динамические. И любое упражнение из этих классов выполняет определённую роль: регулирование тела, регулирование дыхания и регулирование сознания (ума) и их комбинации.

Религиозные школы выделены в отдельный блок.

Особое внимание сейчас уделяется оздоровительным профилактическим и лечебным методикам – блок, который можно назвать лечебно-оздоровительным цигун.
Спортивно-прикладное направление – в него входят различные стили ушу и другие виды боевых искусств.
Есть ещё и научный цигун. В это направление входят: исследование возможностей организма человека при воздействии на него методов цигун; исследование феноменов, таких как телекинез, телепортация и др. (работа с пространством и временем); исследования, связанные с получением информации методами цигун (ясновидение, телепатия и др.).

О правильном состоянии при практике цигун.

У человека бывает несколько состояний: обычное состояние бодрствования, состояние сна, пограничное состояние (предсонное) и состояние цигун. Состояние цигун это примерно нечто среднее между предсонным состоянием и состояние сна. Это необычное состояние сознание, это, так называемое, измененное состояние сознания. Человек может перейти в состояние цигун только после того, как он потеряет свое обычное состояние. Измененные состояния сознания по-разному называются в разных системах и практиках. В практиках Эриксоновского гипноза, например, эти состояния называются гипнотическим трансом. В практиках цигун – это состояние цигун. На первых порах практики в это состояние легче попасть, когда человек пытается расслабиться и ни о чем не думать. Естественная реакция организма, когда тело расслабилось, а в голове нет мыслей, заснуть. Но чем больше у человека опыта, тем дольше он сможет находиться в состоянии цигун, и при этом ему не будет хотеться спать.
В состоянии цигун сознание по-иному воспринимает окружающий мир. Обычно переход в глубокое состояние цигун очень труден.

Все упражнения цигун характеризуются тремя смысловыми уровнями.

Первый смысловой уровень – самый низкий – рассматривается с позиций физического тела, т.е. как обычное физическое упражнение.

Второй смысловой уровень рассматривается с точки зрения ци.

Третий смысловой уровень – самый высокий – рассматривается с точки зрения цигун. Это отождествление себя с конкретным образом, если это предусмотрено формой упражнения.

При выполнении упражнений цигун эти уровни нужно совместить и стараться выполнять упражнения на всех уровнях сразу. Делая движения телом, расслабляться и пытаться чувствовать ци и движение ци в теле, и представлять себе мысленно образ, требуемый в конкретном упражнении.

Что особенного в практике цигун?

Основной отличительной особенностью всех упражнений цигун является необходимость использовать мысль, воображение, образное представление. Именно так мы меняем информационную структуру своей ци и опосредованно воздействуем на глубокие основы нашего физического тела.
Элементарно простые на первый взгляд физические упражнения требуют обязательного участия сознания.

Что нужно для того, чтобы заниматься цигун?

Только Ваше желание, хорошее настроение, немного свободного времени и пространства.

В какой одежде лучше заниматься цигун?

В свободной и удобной. И, конечно, лучше всего иметь для занятий специальную одежду из натуральных тканей. Но будьте осторожны в выборе тканей, т.к. разные ткани несут разные энергии. В нашем холодном климате нужно выбирать «Янские» ткани, такие так хлопок, натуральный шёлк, овечья и собачья шерсти. Ткани, такие как лён, любая синтетика и даже козья и верблюжья шерсти несут в себе Иньские качества, поэтому будут вас охолождать. Эти ткани нужно носить в жаркие дни или в жарком климате.

На ноги — мягкую обувь без каблуков, в тесной обуви заниматься не рекомендуется.

Можно ли научиться самостоятельно заниматься цигун?

Можно научиться делать только лёгкие упражнения, и то, есть вероятность, что Вы не сможете погрузиться в правильное состояние, чтобы получить от этих упражнений 100%-ую пользу. Все упражнения цигун нужно выполнять в состоянии глубокого расслабления.

Но основные упражнения цигун освоить самостоятельно практически невозможно. Считается, что обязательно нужно получить их от Мастера, или от инструктора, который у Мастера обучался.

Как и когда выполнять упражнения цигун? И сколько их необходимо проделывать?

Древние говорили так: «Цигун выполняется с опущенной и поднятой головой, выпрямившись и согнувшись, в движении и лежа, стоя на ногах и опираясь на что-либо, во время быстрой и медленной ходьбы, когда громко говоришь и молчишь». Т.е. главное – заниматься, пусть даже немного.

Зачем нужно заниматься упражнениями цигун?

Научившись заниматься цигун и расслабляться, вы сможете избавиться от многих неприятных симптомов, вызванных стрессом и излечиться от многих заболеваний.
-У вас уменьшится мышечное напряжение и вместе с ним исчезнут боли в различных частях тела.
-Умение расслабляться позволит вам быть бодрее в течение всего дня, так как Вы будете меньше уставать.
-Вы станете лучше спать.
-У вас улучшатся отношения с близкими, потому что вы будете реагировать на все более спокойно.

Что противопоказано и на что следует обратить внимание во время занятий цигун?

Чтобы достичь с помощью цигун терапевтического эффекта, следует отказаться от курения, алкоголя, употребления в пищу сырых продуктов, холодных, острых и кислых блюд.
Перед занятиями следует ослабить ремень или пояс, посетить туалет. Для занятий выбирается тихое место, где бы вам никто не помешал. Воздерживайтесь от занятий натощак, на полный желудок или когда вы возбуждены и взволнованы. По представлениям китайской медицины, чрезмерно бурная радость вредит сердцу, гнев — печени, обеспокоенность — селезенке, огорчения — легким, страх — почкам. Повышенные эмоции являются внутренним фактором патогенеза — они могут вызвать нарушения в системе каналов и, таким образом, болезни.
Во время занятий избегайте сквозняков, особенно если вы вспотели. В этом случае вовремя смените одежду.

Воздерживайтесь от тренировок под прямыми солнечными лучами во избежание перегрева, по той же причине нельзя слишком укутываться. Во время «погружения в состояние покоя» устраните посторонние мысли. Избегайте сосредоточения на образах, которые эмоционально значимы для вас. После занятий противопоказано садиться на холодную землю или камень. Перед завершением упражнения медленно проглотить накопившуюся во рту слюну.

В этой статье я хочу рассказать о 9 ошибках, которые могут допускать люди, занимающиеся Цигун. Этот список, конечно, не является полным, и я сознательно не ставил типичную для подобных статей приставку “ТОП 9 ошибок…”, так как эти ошибки не обязательно являются самыми распространенными. Но вам стоит проверить себя и убедиться, что их нет в вашей практике.

1 Электрическая Ци

Начав заниматься Цигун, а позже и Внутренней алхимией, я воспринимал Ци, как эквивалент Энергии, прежде всего с материалистической точки зрения. Множество раз я слышал, что у Ци есть и информационный аспект, и аспект Духа (одухотворенность). Но и это мой технический ум воспринимал, как модуляцию (кодирование) сигнала, используемую в радио и телевидении.

Только спустя несколько лет, когда передо мной неумолимо встала задача поиска Изначальной Ци, я начал все больше и больше уделять внимание аспекту одухотворенности Ци. Стал смещать свое восприятие с идеи о неживой, электрической Ци, которая бездумно несет в себе некую информацию, к понятию жизненности, одухотворенности, концепции живой Ци, которая даже обладает некоторым уровнем самостоятельности.

Все во Вселенной состоит из Ци. Эта Ци постоянно находится в движении, трансформируется из одного вида в другой. Тонкая, одухотворенная Ци, сгущаясь, превращается в материю и на разных уровнях участвует во всевозможных процессах. Чтобы такие процессы были возможны, необходим определенный контроль, система, которая несет в себе животворящую функцию и подчиняется определенным принципам и законам. Эта функция в древних трактатах иногда называется Небесной пружиной, которая приводит все мироздание в движение.

Таким образом, Ци - много больше, чем просто движение частиц или волн, имеющих определенную модуляцию (несущих некую информацию). Есть нечто таинственное, именуемое Духом, что и придает Ци свойства, которые практикующему необходимо постигать.

В своей практике постепенно идите от Тела к Ци, а от Ци - к Духу, к одухотворенной Ци. Не останавливайтесь на ощущениях тепла и холода, движения и покалывания, так как это - лишь начало, и есть более глубокие уровни постижения себя и мира.

2 Контроль Ци

Практически во всех упражнениях Цигун мы достаточно активно взаимодействуем с внутренней и внешней Ци. Естественно, что проще всего начать поступать с Ци так же, как мы поступаем с телом. Когда я хочу поднять руку вверх, я мысленно даю команду - и чувствую, как рука начинает двигаться. По мере движения я контролирую степень ее поднятия и принимаю решение, когда остановить движение. Обучение движениям такого рода начинается еще в детстве, и, конечно, после длительной практики ребенку не требуется постоянный сознательный контроль тела - движения доводятся до автоматизма и превращаются в навыки.

Когда я начал заниматься Цигун, то также поступал и с Ци. Если надо было, чтобы она вращалась, - я вращал ее, следя за всей траекторией движения своим вниманием. Но давайте вспомним, что Ци - в некотором смысле живая:)

Необходимо “приглашать” Ци следовать за вниманием, и далее - отпускать движение, запустив процесс, позволить ему течь без нашей активной вовлеченности. Таким образом мы на низком уровне культивируем принцип недеяния и неэгоистичности. Мы как бы приглашаем Ци на танец, а потом просто следуем за музыкой, подключаемся к естественному принципу циркуляции Ци во Вселенной, позволяем Изначальной пружине двигать Ци вместо нас.

Если наше сердце и сознание очищено и мы пребываем в Пустоте во время практики, то наша Изначальная Ци может сама направлять нас, даже не только на уровне Ци, но и на уровне тела (так называемые спонтанные движения в Цигун).

Такой подход в практике Цигун также стоит переносить и на свою жизнь. Мы запускаем некие процессы с помощью действий - и как бы отстраняемся, позволяем событиям течь естественным образом. В наивысшем своем проявлении, будучи абсолютно чистыми на всех уровнях, мы начинаем проявлять намерение Небесной пружины (нашей Изначальной природы) через свои действия во внешнем мире, осуществляя замысел Дао.

Постарайтесь в своей практике Цигун уменьшать свой активный контроль действий умом, пока не останется только намерение сердца-сознания. Тогда ваша практика станет частью процессов, протекающих во Вселенной, и Небесная пружина будет выполнять действия вместо вас.

3 Активная деятельность

Данная ошибка тесно связана с предыдущей - с излишним контролем Ци. С самого начала занятий Учитель постоянно говорит о том, как важно расслабляться. Особенно стоит обратить внимание на мышцы черепа и даже на напряжение внутри мозга!

Но как только начинается практика, человек постепенно все больше и больше вовлекается в действия упражнения, теряя глубину расслабления и сосредоточения без сосредоточения.

Чтобы понять, каким должно быть внутреннее усилие, необходимое для правильного выполнения упражнение, можете проделать такой эксперимент:

Возьмите нитку и привяжите к ней пуговицу. Далее сядьте за стол, возьмите конец нитки двумя пальцами, и поставьте локоть руки с ниткой на стол. Рука должна быть расслаблена, нитка свисать вниз к столу, пуговица - висеть над столом на нитке. Далее, не двигая рукой, представьте, как этот импровизированный маятник раскачивается из стороны в сторону. Через пару минут вы увидите, как этот маятник действительно начнет выполнять то, что вы хотите.

Секрет этого фокуса прост - ваше внимание и мысли о маятнике заставляют руку начать совершать микродвижения, хотя сознательно вы рукой и не двигаете. И потому через время маятник начинает раскачиваться.

В конечном счете, усилия по выполнению упражнений Цигун должны быть настолько малы, что будет казаться, что все совершается само собой. Если, к примеру, необходимо сидеть и дышать животом, то дыхание должно стать легким, медленным, естественным, как будто воздух и Ци сами втекают к вам в живот, а вы лишь наблюдаете за процессом.

Постарайтесь во время практики не выплывать на поверхность и не терять расслабление, утончайте свою концентрацию, чтобы она становилась острой, внимательной, но максимально мягкой. Все больше и больше погружайтесь в пустоту и покой. Даже если вам кажется, что практика идет не так активно, как нужно, позвольте вашей Ци взять на себя роль того, кто действует.

4 Визуализация

Я, как и многие другие, считал себя визуалом. Потому на начальном этапе занятий Цигун активно использовал свой мысленный визуальный экран, чтобы представлять образы, которые отображали протекающие процессы упражнений Цигун. Это отнимало часть внимания и силы сознания, я быстро выдыхался и терял концентрацию: образы начинали плыть, меняться, превращаясь в калейдоскоп изображений, и я вновь и вновь старался стабилизировать картинку.

Но в какой-то момент мои ощущения были настолько яркие, что просто вытеснили визуальные образы. Я осознал, что то, что я почувствовал, я ощущал и ранее, но так как был постоянно поглощен визуальными образами, просто не обращал на это внимания!

Теперь я всегда стараюсь вместе с внутренним диалогом сразу тушить и свой мысленный визуальный экран. Это не всегда получается сразу, но в конечном счете помогает сосредоточится на более тонких ощущениях и не мешает осознавать и чувствовать протекающие процессы.

Практикующий во время занятий на самом деле иногда может видеть протекающие процессы, но это видение идет не на поверхности, не на мысленном экране, а глубже. И такое видение возникает само собой, сопровождая ощущения, а не предшествуя им. Если же человек начинает самостоятельно представлять какие-то этапы практики Цигун, то он может представлять их совсем не такими, какими они должны быть, что будет мешать или даже сделает практику полностью неправильной.

Потому я рекомендую вам постараться отбросить визуальную составляющую своей внутренней работы в Цигун как можно раньше. Это позволит раздвинуть границы вашего самоосознания, вы научитесь воспринимать внутренний и внешний мир совершенно другими “органами чувств”, которые не связаны с телом. Сначала вы выйдите на уровень своей энергетической системы, а со временем - и на уровень Духа.

5 Ожидание чуда

Когда я начал заниматься Цигун, то постепенно появлялись различные ощущения. Причем сначала я даже просто начал лучше чувствовать свое собственное тело, внутренние органы, давление крови и ее ток, биение сердца, дыхание. Потом ощущения утончались и теряли яркость, их становилось тяжелее осознавать и порой даже невозможно было описать словами.

Когда Учитель ставил задачу почувствовать что-то конкретное, но не описывал это, я далеко не всегда мог к этому прийти, так как совершал “ошибку ожидания чуда”.

Я ждал грома среди ясного неба, гласа господнего и откровений, просветляющих мой разум в мгновение ока, ярких магических явлений и энергетического катарсиса… конечно, я немного преувеличил:-) Все это мешало мне почувствовать, и главное - осознать, что я уже ощущаю то, что нужно.

Только обсудив свои ощущения с другими практикующими, я понял, что давно чувствую то, что необходимо, но просто не придавал значения своим ощущениям, теряя время в ожидании чего-то большего.

Следует внимательно относится к тому, что вы чувствуете во время практики, но при этом не привязываться к своим ощущениям, так как они будут с течением времени меняться.

Правда тут есть и подводный камень: если вы чувствительны, то легко можете потеряться в пучине своих ощущений. То же касается и тех людей, у кого богатая фантазия и нетерпеливый ум. Так как в этом случае их ум придумает те ощущения (и не только их), которые должны проявиться в ходе практики спустя какое-то время.

Тут можно порекомендовать только одно: будьте максимально собраны и осознанны, а также осторожны, как будто вы идете по тонкому льду озера. Прислушивайтесь к себе и своим ощущениям, но и не пленяйтесь ими. Не торопитесь почувствовать, чтобы не придумать ложные ощущения, и не тормозите себя, внушая, что вы недостаточно чувствительны или что время еще не пришло.

Это чувство Срединного Пути, кстати, пригодится вам и для практики осознанных сновидений:-), если вы решите заняться ею.

6 Стремление к магии

На занятия тайцзи-цюань я пришел с четким желанием почувствовать Ци и научиться управлять ею. У меня не было острого желания творить магические фокусы, но я видел достаточно большое количество людей, которые были одержимы магическими трюками.

Даосские Мастера частенько обладают различными необычными способностями: телекинезом, телепортацией, умением уменьшать свой вес, лечить людей и так далее, но все эти спец-эффекты никогда не являются целью практики. Такие способности могут появляться как побочный эффект духовного развития. Стремиться к ним - значит быть в плену у своих омрачений и идти по ложному Пути.

На самом деле, в самом начале Пути, даже подобное стремление к магии можно использовать себе во благо, как мотивацию к регулярному посещению занятий. Но лучше постараться поскорее очистить свое сердце и сознание от самых поверхностных омрачений, чтобы обрести Истинное намерение в практике.

Мы все пришли в этот мир, чтобы совершенствовать себя и познать свою Изначальную природу. На первом этапе будет логичным оздоравливать и очищать свое тело и сердце-сознание, чтобы подготовить их к дальнейшему совершенствованию. Так как тяга к магии есть порождение нашего Эго и появляется из стремления возвыситься над другими, стать особенным, обладать чем-то таким, чего нет у других и так далее, то очищение сердечной природы постепенно ослабит и со временем полностью уберет это желание.

Откажитесь от ощущения своей избранности в пользу чистоты и ясности вашего сердца и сознания. Это поможет быстрее обрести покой, позволит легче входить в нужное глубокое состояние, необходимое для практики Цигун, и, в конечном счете, очистит и укрепит ваше Истинное намерение.

7 Сравнение и фиксация ощущений

Практикующему просто необходимы соратники по Учению. С ними можно обсудить какие-то аспекты теории и практики, узнать об опыте других и избежать многих ошибок. Соратники также усилят ваш энтузиазм и помогут поддерживать мотивацию на должном уровне.

Но не стоит сравнивать свои достижения и ощущения в практике Цигун с достижениями и ощущениями других практикующих, имея цель в точности скопировать их, если только об этом не говорит Учитель. Все люди разные: у нас разная чувствительность, разная загрязненность тела, разный уровень осознанности в различных аспектах восприятия… Потому у разных людей некоторые моменты в практике могут различаться. Хотя, конечно, основные аспекты практики будут совпадать, такие как расслабление, успокоение, базовые характеристики Ци и тп.

В первый год занятий Цигун и Внутренней алхимией у меня постоянно появлялись новые ощущения. Казалось, что я стремительно продвигаюсь вперед и что продвижение обязательно должно быть связано с новыми ощущениями. Но через какое-то время ощущения меняются, некоторые и вовсе исчезают или становятся не такими яркими, и это нормально.

Не стоит цепляться за свои ощущения или рассказы других практикующих о тех эффектах, которые возникают у них. Даже если их ощущения в практике истинны и не надуманны, это не значит, что они обязательно должны быть и у вас. Вполне возможно, что вы начали погружаться глубже в состояние покоя, и потому ваши ощущения теряют яркость или меняют свой характер. И вместо того, чтобы идти дальше, вы будете брать пример с соратников и возвращать свою практику к яркому, но менее глубокому состоянию.

Лучше всего насчет ощущений консультироваться с Учителем, так как только он сможет дать вам необходимые наставления с учетом ваших особенностей.

8 Коллекционирование упражнений и ощущений

Как только появляются первые ощущения в практике Цигун, может возникнуть тяга к постоянному получению новых эффектов. Если нет новых ощущений, то, якобы, нет и продвижения. Тот же подход иногда имеет место и в освоении новых упражнений и методик. Часто даже опытные практикующие стремятся узнавать все новые и новые “секретные” практики, не освоив и не реализовав методы, полученные ранее…

Но некоторые процессы должны вызреть, как плод вызревает в утробе матери. И, следовательно, практика становится “менее ярко насыщенная новыми ощущениями”, либо их новизна становится не такой поверхностной и менее заметной. Например, в практике Стояния столбом после некоторого периода времени, мой первый час практики стал проходить весьма спокойно, а более яркие ощущения, и то не всегда, начинаются только через час стояния в столбе.

Некоторые люди просто склонны к коллекционированию: они в детстве собирали марки, монеты, они путешествуют по всему миру “галопом по европам”, могут стремиться попробовать все блюда в каком-либо ресторане или обойти все музеи и достопримечательности города… Иногда такая страсть проявляется и в Цигун, когда человек стремиться насобирать как можно больше всевозможных упражнений, попробовав каждое из них буквально несколько раз. Либо он просто ищет секретную практику, которая даст “все и сразу”.

Если у вас есть такая склонность, выберите несколько упражнений Цигун и постарайтесь проработать их до самой глубины, на которую вы способны. Не торопитесь перейти к следующему уровню или практике, чтобы поставить галочку. Станьте Мастером в этих нескольких отобранных упражнениях, освоив и реализовав не только внешнюю форму, но и их внутреннюю работу, раскрыв свой потенциал с помощью них настолько, насколько это возможно. А после этого, подтвердив свой результат у Учителя, двигайтесь дальше.

9 Смешивание разных практик

И еще одна ошибка практикующих, также связанная со страстью коллекционирования, – это склонность к смешиванию всех эзотерических книг и практик в одну большую кучу. Такой подход порождает искаженное понимание даосского учения, и практикующий часто может даже осознанно искажать внутреннюю работу в Цигун, что в самом худшем случае может привести к проблемам со здоровьем и психикой. Также такой подход всегда порождает искаженное понимание философии даосизма, а значит мешает продвижению в практике.

Человек склонен выстраивать единую картину мира, в которую включает любую новую информацию. Если что-то не вписывается в наше текущее миропонимание, мы это выбрасываем. Например, я пришел в практически даосизм после прочтения книг Кастанеды. И даже какое-то время еще практиковал методы из его книг вместе с Тайцзи-цюань и Цигун. Но через несколько месяцев я понял, что лучше остановится на чем-то одном.

Нельзя смешивать разные упражнения, тем более из разных традиций. Если вам все же неймется, то обязательно уточняйте у Учителя, что можно смешивать, а что нет. Но то, что я наблюдал на своем опыте, даже если Учитель говорит: “Ладно, попробуй”, - на практике часто означает, что вы просто потратите свое время, а, возможно, еще и добавите каши в свое понимание, которое и так требует очищения, вызревания и углубления.

Конечно, если вы практикуете какую-либо систему, где нет, например, динамики, а только статические практики, то для гармонизации своих занятий вы просто будете вынуждены взять динамические упражнения откуда-то еще. В таком случае вам придется синхронизировать статические упражнения с динамическими, из другой системы самосовершенствования, в идеале - с предварительной консультацией у Учителя.

Мне повезло: я занимаюсь в школе практического даосизма Чжэнь Дао, где есть полный спектр практик на все случаи жизни. Они все проверены веками и отточены Мастерами из разных поколений. Нет никакой необходимости заимствовать что-то еще из других систем.

Если та школа, в которой вы занимаетесь, полноценна и обладает всем необходимым набором упражнений для здорового саморазвития, то настоятельно рекомендую, отбросить все, что не относится к даосским практикам. Конечно, если вы еще не уверены, что то, чем вы занимаетесь, - это то, что вам нужно, то вы вольны пробовать и другие системы самосовершенствования, пока не сделаете окончательный выбор в пользу одной из них. Но не попадитесь в еще одну ловушку - нерешительность. Я встречал людей, которые ходят из школы в школу, так и не делая свой выбор, хватая отовсюду по верхам и выстраивая нечто свое. Такое коллекционирование и нерешительность могут завести в тупик, из которого потом будет уже не выбраться.

На этом пока все, успехов вам на Пути и будьте здоровы!

Кроме опустошения в повседневной жизни, нужно стараться доводить свою внутреннюю пустоту до максимума на самом занятии. Постарайтесь отпустить все мысли, оставить все проблемы за пределами времени и места вашего занятия, успокойте себя, что вернетесь ко всем проблемам и заботам после и сосредоточьтесь на практике.

Не путайте пустоту даосского мастера с негативной пустотой человека, которому на все наплевать! Внутренняя пустота практикующего позволяет ему видеть мир ясно, без своих омрачений, без искажений эго. При этом, такой человек испытывает сострадание, любовь, радость, печаль, но не привязывается к ним, не фиксирует свои мысли на этом - позволяет течь всему опыту своей жизни сквозь себя, ничего не удерживая и не пряча от самого себя за словами, правилами и принципами. Таким образом, внутренняя пустота не уменьшает краски жизни, а делает их ярче!

Подробнее об опустошении себя вы можете почитать в книге Даосское мышление .

3 Недеяние

Недеяние - один из важных принципов жизни даосских мастеров, который подразумевает максимальную естественность в каждой ситуации. И конечно же недеяние проявляется и в практике Цигун.

Во-первых, недеяние в Цигун проявляется в самом внутреннем состоянии, которое необходимо взращивать в себе во время выполнения упражнений. Такое состояние еще называют «концентрация без концентрации». Это некая отрешенность во время занятий, которая позволяет вам не терять сосредоточенности на правильном выполнении внешней формы упражнения и внутренней работы Цигун. Но это не должно быть сосредоточение с напряжением, как когда, например, вы пытаетесь учить какой-то материал в ночь перед сессией и отчаянно боретесь со сном, напрягая все свои силы, чтобы не заснуть.

В состоянии «концентрации без концентрации» вам будет намного легче почувствовать тонкие аспекты Ци и научиться не только запускать внутренние процессы, но и слышать их, следовать им, иногда отклоняясь от практики. На умении слышать спонтанные движения Ци строится так называемый «Спонтанный Цигун», который я не рекомендую новичкам, так как вам будет легко ввести себя в заблуждение из-за недостатка опыта и чувствительности.

Во-вторых, недеяние подразумевает, что вы используете «усилие без насилия». То есть вы применяете дисциплину в занятиях и определенную серьезность, но не перегибаете палку, не создаете излишнее напряжение, которое будет, в противном случае, накапливаться и рано или поздно заставит вас сломаться. Вместо того, чтобы корить себя за неудачи, за то, что вы в очередной раз проспали утром, поели поздно вечером, пропустили занятие и т.п. намного лучше использовать позитивную мотивацию для своих начинаний. Но это не означает, что вам совсем не придется прикладывать усилий и дисциплины:-) Необходима золотая середина. Умение удерживать серединное состояние во всех аспектах своей жизни и есть недеяние.

В-третих, недеяние в Цигун также проявляется в те моменты, когда вы чувствуете, что сегодня нужно выполнить эту практику, а не ту, что вы собирались изначально. Важно учиться чувствовать и слышать свое тело, свою Ци, свое сердце, сознание и дух. Они приходят в движение и откликаются на внешнее и внутреннее: какой сейчас час, какое время года, какое у вас внутреннее состояние. Чем больше ваша чувствительность, тем в большей гармонии вы начинаете жить со всем миром и тем более естественно вы начинаете себя вести, в том числе, и при выборе практик для своего занятия.

4 Спокойное, плавное, медленное дыхание

Я также заметил, что моя чувствительность возрастает, когда я дышу медленно, а выполнение дыхательных упражнений рано утром обеспечивает меня бодростью на целый день. Жаль что я пока частенько ленюсь выполнять эти упражнения по утрам:-(

5 Связь занятий Цигун, Сингун и упражнений для тела

Я часто вижу, как некоторые практикующие сосредотачивает свое внимание только на занятиях Дао Инь (или только на занятиях Тайцзи-цюань в качестве альтернативы по работе с телом), или только на занятиях Цигун, или только на культивации добродетельных качеств, а ведь на самом деле все 3 направления дополняют и усиливают друг друга! Эту ошибку, к сожалению, иногда совершают даже те, кто уже занимается даосскими медитациями - внутренней алхимией.

Необходим комплексный подход! Вам стоит совершенствовать не только Ци, но и тело и сердце-сознание и стремиться выйти на самый тонкий уровень - уровень духа.

Например, лет так 7 назад я впервые покатался на сноуборде и потянул голеностопный сустав. В течение двух лет во время выполнения некоторых упражнений Цигун я чувствовал, что нога на самом деле на восстановилась: она могла болеть во время занятий, плохо сгибалась и плохо проводила Ци. Я лечил ее и методами Цигун и обычной разминкой. Если бы я пытался восстановить ее только энергетическими практиками, то это заняло бы лет 5-7 вместо 2-х.

Чтобы очистить свою энергетическую систему, нужно выполнять не только упражнения Цигун, но и работать с телом! В этом вам очень хорошо поможет Дао Инь, так как его упражнения воздействуют на практикующего на всех уровнях реальности (тело, Ци, сердце-сознание и дух)

Но это еще не все! Если вы не совершенствуете свою сердечную природу (не занимаетесь Сингун), то вам тяжелее расслабиться и погрузиться в покой во время практик Цигун. Если вы практикуете только телесные практики, то лишаете себя целого пласта реальности - энергетического, и в последствие, вам будет невозможно выйти на уровень духа, а также вы не совершенствуете свою сердечную природу, не уменьшаете число стрессов в своей жизни, лишая себя возможности быть более счастливыми и более здоровыми.

Не зря Цигун, Дао Инь и Сингун входят в Закладывание фундамента - первый этап развития ученика в школе Чжэнь Дао. Все три направления - это три ноги котла, в котором вы переплавляете себя, очищая от грязи, оздоравливая и позволяя вашей Изначальной природе засиять.

6 Совершенствование во всех аспектах работы с Ци

Каждое упражнение Цигун затрагивает несколько аспектов работы с Ци, а иногда и все. Необходимо следить за тем, чтобы в вашей практике вы регулярно совершенствовались во всех нюансах работы с Ци!

Начинаете вы с умения ощущать Ци, и по мере роста вашего опыта - растет и ваша чувствительность. Вы учитесь чувствовать не только тепло или прохладу, но и плотность, частоту вибраций, другие качества и информационное наполнение Ци. Если вы уже умеете чувствовать Ци, получили какие-то ощущения, то выполняя упражнения не останавливайтесь на достигнутом! Старайтесь проникнуть в еще более тонкий слой реальности, почувствовать более тонкие характеристики Ци и выйти на уровень одухотворенной (изначальной) Ци.

Выполняя очищающие упражнения Цигун, стоит не просто замечать разницу до и после упражнений, а также учиться более ясно чувствовать сам процесс очищения: плотность и мутность Ци, которую вы очищаете из своего тела, учиться поддерживать связь с Небом и Землей во время этого процесса, увеличивать свою открытость внешним силам, воспринимать процесс очищения вместе с взаимообменом Ци с внешними источниками сил, чувствовать очищение не только на уровне Ци, но и на уровне тела, а также на уровне сердца и сознания.

Когда вы выполняете упражнения по накоплению Ци или вбираете в себя свежую Ци в рамках другого упражнения, стоит также учиться чувствовать не только само наличие потока Ци, но и его качество, силу, скорость, тонкость и т.д.

Вместе с накоплением Ци идет и гармонизация. Есть также специальные упражнения для выравнивания Инь и Ян в теле практикующего. Конечно, сначала вы учитесь чувствовать разницу между этими двумя видами Ци, потом их соотношение, взаимообмен с вешним миром и движение внутри вашей энергетической системы.

Используя некоторые дыхательные техники, медитативные или просто накопительные, вы постепенно, благодаря регулярности практики, начинаете усиливать свою Ци, повышать ее плотность. Это позволяет начать чувствовать ее более ярко, а кроме того, она более явно может проявлять свою собственную волю во время упражнений.

Таким образом, выполняя упражнения Цигун, стоит учиться ощущать связь дыхания, тела и энергетических процессов, стараться понять Ци: почувствовать ее качество, движение, изменения…

Я часто не могу сформулировать словами свои ощущения и, даже заметив их, не всегда осознаю их ясно. Это похоже на мутные образы во сне… нужна тренировка, чтобы обрести ясность и глубину осознания всех аспектов. Улучшая свое понимание Ци и процессов, которые протекают во время занятий Цигун, - вы улучшите свою практику и достигнете больших результатов!

7 Связь с тремя слоями реальности

Выполняя упражнение, даже если оно сугубо энергетическое, стоит понимать и ощущать, что оно связано и с телом и с сердцем-сознанием и с духом. Мы - сложные существа, мы едины и внутри и снаружи, потому каждое упражнение, что вы выполняете, даже самое простое, имеет свое отражение на каждом слое реальности.

Глобальная цель даосских практик - слияние с Дао. Практикующий начинает с самого малого, он обретает цельность на уровне тела (особое внимание этому уделяют в боевых искусствах, а также в Дао Инь), на уровне Ци (например, когда мы открываемся Небу и Земле), на уровне сердца-сознания (например, взращивание сострадания объединяет нас с другими людьми) и на уровне духа (работа с тремя сокровищами Цзин, Ци и Шэнь). И в процессе практики мы постепенно доводим свое единство и связь с миром до абсолюта - обретая тело света, растворяясь в воздухе, пребывая во всем и нигде конкретно.

Практикуя Цигун вам следует сначала понять, а потом постараться ощутить, что каждое упражнение выполняется в связке с другими, каждое ваше действие вплетается в ткань вашей жизни, постоянно связывая вас со всей Вселенной во времени и пространстве.

Умение видеть целостную картину, поможет вам научиться воспринимать мир, себя и свою жизнь, как единую систему на всех слоях реальности (тело, Ци, сердце-сознание и дух). Вы лучше начнете понимать всю систему даосских практик, если начнете замечать детали и увязывать их друг с другом: разница практики в квартире и на природе, зимой и летом, утром и вечером, с медленным и быстрым дыханием, в движении и покое, в той или иной последовательности…

Умение поддерживать любопытство, задавать вопросы, замечать детали - повышает вашу осознанность и взращивает ясность. Если вы сознательно занимаетесь Сингун, опустошаете себя и избавляетесь от лишнего, взращиваете добродетельные качества, то мир начинает втягивать вас в себя. Вы словно оказываетесь в объятиях Вселенной, чувствуете, как движение вашей руки или ноги тянет невидимые нити, встраиваясь в круговорот вечных перемен.

На бытовом уровне, это поможет вам не только улучшить свою практику Цигун, но также позволит вам лучше чувствовать события вашей жизни, поможет начать слышать свою интуицию, понимать то, что происходит вокруг вас, а также принимать правильные решения.

8 Познание того, что делаете

Одно из наставлений в практике Цигун заключается в том, что необходимо пытаться понять ту практику, которую вы выполняете. Начинаете вы с простых вещей: изучаете внешнюю форму, потом внутреннюю работу, потом начинаете чувствовать Ци, связь упражнения с внешними и внутренними факторам, с различными слоями реальности и, наконец, необходимо прийти к понимаю самой практики. Что она делает и как это влияет на вас, как изменяется практика, если вы меняете те или иные ее аспекты.

Конечно, с одной стороны, учитель вам уже все рассказал, как выполнять упражнение и зачем, и казалось бы, что же тут понимать? Но я говорю не о том, чтобы вы повторили слово в слово наставления инструктора, а о том, чтобы вы с помощью внутреннего опыта пришли к тому же пониманию упражнения, смогли прочувствовать его и понять, как оно соотносится с другими практиками. Когда вы познаете упражнение, то уже сами понимаете как правильно его надо выполнять и можете увидеть свои ошибки.

Это очень важно потому, что чем дальше вы продвигаетесь в своих занятиях, тем более тонкими становятся практики и тем больше вам нужно познавать все самим на своем опыте, учиться постигать процессы, которые запускаются, благодаря своему осознанию и изначальной мудрости. Постижение простых упражнений готовит вас к более сложным этапам. Вы учитесь доверять своему осознанию, учитесь ясно видеть, опустошать свой разум и понимать не с помощью осознанных логических рассуждений, а с помощью чувствования и мгновенного понимания, которое происходит без слов, в пустоте.

Пробуйте чувствовать не только Ци, но и движения тела, мышц, связок, биение сердца, движение внутренних органов вместе с телом, постоянную связь с Небом и Землей, синхронность вашего дыхания, активность Ци внутри и снаружи… все это помогает воспринимать вас самих и мир, как единое целое. Но не надо слишком сильно стараться думать об этом. Сначала все будет идти на туманных ощущениях. Если вы попробуете сознательно что-то для себя прояснить, то выплывите на поверхность, потеряете нужное внутреннее состояние. Не пытайтесь сформулировать словами то, что чувствуете, во время занятия, просто наблюдайте и расширяйте свой спектр восприятия, как мы иногда пытаемся смотреть и прямо и периферийным зрением одновременно.

Процесс познания не простой, так как мы с детства привыкли копировать, а в занятиях Цигун нам необходимо учиться познавать себя и мир напрямую, без возможности подсмотреть за другими людьми, без возможности свести все к цепочке логических рассуждений. В Цигун вы учитесь воспринимать себя и мир объемно, не только в пространстве, но и в слоях реальности… Ощущений сначала очень мало, а потом их становится больше, они становятся такими тонкими, неуловимыми, что их трудно осмыслить, трудно подобрать слова и совсем невозможно думать о них обычным способом. Их бесполезно удерживать, чтобы рассмотреть и осмыслить, так как любая излишняя концентрация ведет к тому, что вы выплываете на поверхность сознания, теряете глубину и ощущения уходят. Вам придется научиться понимать, не используя для этого мысли и свой мозг:-) Зато когда вы научитесь, то даже в обычной повседневной рутине вы начнете замечать, что у вас появился способ видеть и понимать вещи, которые вы не обдумываете, осознание приходит на уровне ощущений, как будто окружающий мир лишь продолжение вас самих.

9 Познание своей Изначальной природы

Напомню, что конечная цель практического даосизма - духовное развитие, познание своего Изначального духа, полное слияние с ним. Так как Изначальный дух является частью изначальной природы всего сущего, то слияние с ним - является слиянием с Дао (со всем что есть и чего нет).

Цигун предназначен для оздоровления практикующего и подготовки его к Внутренней алхимии, то есть он не ведет к духовному развитию напрямую, но способствует продвижению ученика по Пути! Потому даже в простых упражнениях Цигун необходимо стремиться выйти на уровень изначальной Ци, что впоследствии поможет соприкоснуться с Изначальным духом, начать познавать его и в конечном счете слиться с ним.

Вся ваша практика похожа на реку, а стремление познать свою Изначальную природу - на постройку плотины. Вы формируете намерение научиться чувствовать Ци, потом научиться осознавать различные аспекты практики, потом научиться чувствовать изначальную Ци, соприкоснуться с Изначальным духом и начать познавать его. Все это - постройка плотины. Чем выше плотина, чем дольше вы проявляете свое намерение и целеустремленно практикуете, тем выше вода, выше ваша чувствительность и уровень познания, и наконец наступает такой момент, когда воды за плотиной собралось много и она начинает переливаться через край… вот тогда вы и совершаете прорыв в практике, выходите на следующий уровень своего развития.

Начинать строить плотину, пытаться выйти на более тонкий уровень Ци, почувствовать изначальную, одухотворенную Ци, почувствовать свою Изначальную природу нужно с самого начала. Даже несмотря на то, что практики Цигун не способны в полной мере дать вам возможность работать с изначальной Ци, а полноценно почувствовать свой Изначальный дух можно лишь только в глубокой медитации. Важно само намерение и целеустремленность.

Начать вы можете с того, что будете стараться постоянно помнить о Дао. Это помогает обратить мысленный взор в самую тонкую грань мира, в самую высокую точку в небе… это поможет вам увеличить вашу повседневную осознанность и достичь успеха в ежедневной практике Сингун: опустошении себя и взращивании добродетельных качеств. Рано или поздно вода за плотиной прорвется, и придет осознание и чувствование самой основы мира и вас самих.

На этом все, успехов вам на Пути и здоровья!

К тому моменту, когда я решила пройти первую ступень цигун, я уже более пяти лет активно интересовалась разными оздоровительными практиками и системами, занималась хатха- и кундалини-йогой, динамической медитацией. С цигун меня был лишь один опыт, но тогда занятие мне напомнило физзарядку из школы, только со всякими простукиваниями и прохолопываниями.

Говорят, что у нас не бывает второго шанса произвести первое впечатление, – я поняла, что это утверждение не совсем верно и пошла на семинар получения Первой ступени.

В клубе нашу группу встретила приветливая и улыбчивая мастер цигун и рейки, имидж-терапевт Ольга Струкова , а еще она оказалась врачом с большим опытом работы с тяжелыми пациентами. Меня всегда привлекают именно такие мастера, почему-то и доверия, и уважения к ним больше. Ольга рассказала о том, как сама искала пути к здоровью, как усомнилась в доктринах традиционной медицины, как получила важные жизненные уроки и пришла к осознанности. Что и говорить, она нас очень вдохновила своей открытостью и задала особый настрой на практику.

Мы занимались в уютном зале, оформленном в китайском стиле, меня привлекла объемная фреска на стене с журавлями и ирисами, я не могла отвести от нее взгляда, наверное, даже это сыграло свою роль в последующих событиях.

Когда все начали рассаживаться, я, как послушная ученица, потянулась за блокнотом и ручкой – учиться пришла как-никак! Ольга мягко остановила меня: «Сегодня мы ничего не будем записывать, мы будем учиться использовать другие органы восприятия». Она попросила нас сесть поудобнее и положить руки ладонями вверх: «В центре ладоней находится точка, китайцы называют ее «дворец труда», здесь расположены важные энергетические каналы человека, на сегодня это наш основной орган восприятия информации».

Сначала была теория, из которой я узнала, что существует большое разнообразие школ цигун – совсем как в , а я попала к мастеру Чжун Юань Цигун или в школу Срединного Изначального Цигун. Основателем этой школы является Сюй Минтан – человек, впервые продемонстрировавший широкой публике чудеса телепортации, после чего китайские власти признали его чем-то вроде «национального достояния» и запретили выезд за границу. Мы обсудили то, как трансформируется энергия в теле человека, ее движение и возможные состояния. Все названия, конечно, были на китайском, и я пыталась запомнить все хитросплетения непонятных терминов.

Но самое интересное началось, когда мы приступили к практике. Упражнение, которое «сделало» мой первый день называлось «Большое дерево» . Несмотря на то, что это поза для медитации и в ней нет – как утверждается! – никакого особенного физического напряжения или сложности, я сразу же почувствовала жар во всем теле, хотя до этого куталась в плед. В середине медитации меня уже просто прошибло потом, а жар был такой, словно я попала в парную, где кто-то все время поддавал. В какой-то момент я ощутила легкое покалывание в области нижнего даньтянь – это зона чуть ниже пупка, — и поняла, что мне нужно срочно присесть, потому что энергии в нашей группе оказалось уж очень много! Как выяснилось, выдержала в «Большем дереве» я всего минут пятнадцать, а рекомендуемое время выполнения медитации – не меньше получаса.

Несмотря на свой стаж в йоге, ничего подобного я раньше не испытывала. Поэтому была заинтригована и с нетерпением ждала следующего в группе. Упражнение второго дня – «Пестование ци» , или наблюдение за горячим красным шариком. Цель упражнения: наполнить энергией свой первый даньтянь (или «котел»). Да, в китайской традиции не используют систему семи чакр, здесь принято говорить о трех энергетических «котлах». Суть медитации в наблюдении за тем, как расширяется и сжимается горячий красный шарик в животе, и делать это нужно тоже не менее тридцати минут. Что и говорить, китайские практики очень неспешны. После получасовой медитации у меня действительно было ощущение, что я проглотила живой баскетбольный мячик. Ольга пошутила, что иногда после этого упражнения женщины начинают думать о том, когда же они успели забеременеть, — настолько осязаемым становится ощущение движения энергии.

Еще один впечатляющий эксперимент заключался в передаче энергии друг другу с помощью ладоней: все разбились на пары, один из участников становился приемником, другой передатчиком энергии, «приемник» закрывал глаза и пробовал угадать, а точнее почувствовать, какой рукой ему передается энергия. И что вы думаете – почти все угадали, и нет здесь никакого волшебства.
Со второго дня практики мы ушли с домашним заданием, полные впечатлений и вдохновленные. А впереди еще предстояло два вечерних занятия. Как ни странно, несмотря на отсутствие записей, весь материал запомнился довольно хорошо, поэтому в практике дома сложностей ни у кого не возникло. Запоминать информацию ладошками оказалось довольно эффективно.

По истечение четырех дней занятий мы получили книжечки, подтверждающие прохождение нами Первой ступени школы Чжун Юань Цигун, всего ступеней существует пять, из них последние две даются непосредственно мастером практики – Сюй Минтаном.

Подводя итог своего опыта, хочу сказать, что я в очередной раз убедилась, что все мы способны на большее, чем думаем, и, если человек действительно чего-то очень хочет и совершает немалые усилия над собой – все возможно и достижимо . Существует большое разнообразие практик и методик, с помощью которых мы можем оздоровить свой организм, помочь своим близким, трансформировать различные жизненные ситуации. И все это совсем не волшебная таблетка, которую нужно выпить натощак перед едой, а результат дисциплины и ежедневной практики.

Как выполнить упражнение «Большое дерево»

Нравятся наши тексты? Присоединяйтесь к нам в соцсетях, чтобы быть в курсе всего самого свежего и интересного!



  • Разделы сайта