Человек спрыгнул с космоса. Феликс Баумгартнер: прыжок с парашютом из космоса. Cерфер покорил самую большую волну в мире

Вчера, 14 октября австрийский спортсмен-экстремал Феликс Баумгартнер совершил затяжной прыжок с высоты 38 км. Чтобы осуществить этот рискованный прыжок, парашютист поднялся в капсуле, прикрепленной к воздушному шару, в стратосферу на невиданную высоту, поставив этим мировой рекорд. После того, как он спрыгнул вниз, он летел более четырех минут в свободном падении и преодолел звуковой барьер, побив рекорд скорости. На высоте 7 км Феликс раскрыл парашют и благополучно приземлился на Землю.

Стоит сказать, что, если бы Баумгартнеру не удалось стабилизировать положение тела во время падения, он мог потерять сознание и не раскрыть парашют. Неизвестно было также, как организм человека отреагирует на преодоление его тела сверхзвуковой скорости. К своему прыжку Баумгартнер готовился пять лет.

(Всего 22 фото + 1 видео)

1. Баумгартнер покидает капсулу, в которой он сидел в ожидании подъема, 9 октября 2012 г. Миссия была отложена из-за сильного ветра. (Balazs Gardi/Red Bull Content Pool/Handout/Reuters)

2. Баумгартнер садится в капсулу стратостата 9 октября 2012 г. (Joerg Mitter/AFP/Getty Images)

3. Феликс Баумгартнер на стартовой площадке в Нью-Мексико 9 октября 2012 г. (Joerg Mitter/AFP/Getty Images)

4. Феликс Баумгартнер стоит на летном поле после несостоявшегося полета 9 октября 2012 г. (Red Bull Stratos via Getty Images)

5. Баумгартнер готовится к историческому полету, 14 октября 2012 г. (Jorg Mitter/AFP/Getty Images)

6. Баумгартнер выходит из трейлера и направляется к капсуле, чтобы совершить подъем в космос, 14 октября 2012 г. (Balazs Gardi/AFP/Getty Images)

7. Баумгартнер сидит в своем трейлере перед полетом, 14 октября 2012 г. (Jorg Mitter/AFP/Getty Images)

8. Стратостат с капсулой, в которой Баумгартнер поднялся в космос. Нью-Мексико, 14 октября 2012 г. (Predrag Vuckovic/AFP/Getty Images)

9. Феликс Баумгартнер забирается в капсулу перед подъемом в стратосферу, 14 октября 2012 г. (Balazs Gardi/AFP/Getty Images)

10. Изображение Баумгартнера транслируется на большой экран в центре контроля миссии в Розуэлле, Нью-Мексико, США, 14 октября 2012 г. (Stefan Aufschnaiter/AFP/Getty Images)

11. Капсула для подъема в стратосферу, Розуэлл, Нью-Мексико. (Joerg Mitter/AFP/Getty Images)

12. Капсула, в которой Баумгартнер должен подняться в космос, ждет своего пилота, Розуэлл, 9 октября 2912 г. (Joerg Mitter/AFP/Getty Images)

13. Баумгартнер выходит из трейлера для посадки в стратостат 9 октября 2012 г. (Joerg Mitter/AFP/Getty Images)

14. Баумгартнер готовится к полету 6 октября 2012 г. (Red Bull Stratos/Balazs Gardi/Handout/Reuters)

15. Баумгартнер готовится к полету 6 октября 2012 г. (Red Bull Stratos/Balazs Gardi/Handout/Reuters)

16. Баумгартнер осматривает свою капсулу, Розуэлл, 9 октября 2012 г. (Joerg Mitter/AFP/Getty Images)

17. Феликс Баумгартнер осматривает свою капсулу, Розуэлл, 9 октября 2012 г. (Joerg Mitter/AFP/Getty Images)20. Испытание стратостата, на котором Баумгартнер должен будет подняться в космос, 25 июля 2012 г. (Predrag Vuckovic/Red Bull via Getty Images)

21. Баумгартнер готовится к полету 6 октября 2012 г. (Red Bull Stratos/Balazs Gardi/Handout/Reuters)

22. Феликс Баумгартнер сидит в капсуле стратостата, 5 октября 2012 г. (Balazs Gardi/AFP/Getty Images)

  • 40.3k

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Почти каждый из нас хоть раз, но совершал в жизни какой-либо безумный поступок. Для одних безумный поступок - это в 18 лет собрать чемоданы и уехать жить в другой город. Для других - промчаться по автобану со скоростью 260 км/ч. Для третьих - прыгнуть с тарзанки. Но все это пустяки в сравнении с тем, что совершили герои этого поста. Чего стоит только прыжок без парашюта из самолета, летящего на высоте 7,6 км.

сайт собрал 10 сумасшедших поступков людей, повторить которые вряд ли кто-то из нас решится. И не потому, что нет возможности, а потому, что... страшно.

Прыжок из космоса

14 октября 2012 года 43-летний австрийский парашютист Феликс Баумгартнер прыгнул с парашютом от условной границы космоса и земной атмосферы - с высоты 39 км (хотя изначально планировалась высота 36,5 км). Через минуту экстремал преодолел сверхзвуковой барьер, достигнув скорости в 1 357,6 км/ч, и стал, таким образом, первым человеком в мире, кому удалось сделать это без какого-либо транспортного средства. В свободном полете Баумгартнер находился 4 минуты 20 секунд, а в целом его спуск длился около 14 минут.

Кстати, рекорд высоты продержался до 25 октября 2014 года: тогда он был побит одним из топ-менеджеров Google Аланом Юстасом, который прыгнул с высоты 41,42 км. Но это событие было не таким зрелищным, к тому же Юстас использовал стабилизирующий парашют.

Спуск на дно Марианского желоба

26 марта 2012 года известный режиссер Джеймс Кэмерон впервые в истории человечества в одиночку спустился на самую глубокую точку Мирового океана. На глубине 11 км Кэмерон пробыл примерно 3 часа. В ходе погружения режиссер снимал видео, а также с помощью спецоборудования проводил научные измерения, в том числе взял несколько проб грунта и поймал несколько глубоководных созданий. Снятый им фильм транслировался в 2013 году в кинотеатрах и на канале National Geographic.

Отметим, что первое погружение на дно Марианского желоба совершили в 1960 году лейтенант ВМС США Дон Уолш и исследователь Жак Пикар.

Cерфер покорил самую большую волну в мире

Бразильский серфер Родриго Кокса в ноябре 2017 года покорил самую большую волну в мире - высотой 24,38 м. Об этом официально объявили судьи на церемонии Big Wave Awards, прошедшей в Калифорнии в апреле 2018 года, и добавили, что данный рекорд будет внесен в Книгу рекордов Гиннесса.

А установлен был рекорд у побережья португальского города Назаре. Этот город известен своими высокими волнами, создаваемыми подводным каньоном с одноименным названием.

Прошел пешком 142 тыс. км. Босиком!

68-летний пенсионер Владимир Несин из Нижневартовска вот уже 22 года путешествует пешком по миру. Босиком! Недавно мужчина подсчитал, что за эти годы он прошел пешком уже 142 тыс. км, посетив при этом более 120 стран. А ходит он босиком, поскольку таким образом «ощущает связь с землей, да и для здоровья полезно». Владимир не использует карты и компас, иногда пользуется автостопом, чаще всего ночует в палатке, питается на $ 1 в день, а самое главное, путешествует на свою пенсию в 12 тыс. рублей.

Почти час в «одежде» из 637 тыс. пчел

В 2012 году бесстрашный китаец по имени Руан Лянмин установил мировой рекорд, взвалив на свое тело «мантию» из пчел, общий вес которых превысил 62 кг. По подсчетам, на его теле и рядом с ним копошились около 637 тыс. пчел. При этом в такой «одежде» из жалящих насекомых он продержался почти 54 минуты, что и зафиксировали представители Книги рекордов Гиннесса.

Поездка на крыше машины со скоростью 260 км/ч

В 1985 году два американских лыжника, Шон Кридланд и Кирстен Калвер, установили мировые рекорды по катанию в полном снаряжении на автомобиле. Кирстен прокатилась на скорости немногим более 246 км/ч, а Шон - на 260 км/ч. Изначально таким способом лыжники тренировались, чтобы научиться контролировать свое тело при сильном ветре во время гонок. Но затем вместе с легендарным гонщиком Bonneville Риком Веско лыжники решили установить своеобразный рекорд, который, кстати, никем не побит до сих пор.

По воде на лодке со скоростью 511 км/ч

В 1976 году австралийский гонщик Кен Уорби установил абсолютный рекорд скорости движения по воде. Его скоростной катер двигался по поверхности озера со скоростью 511 км/ч. Это рекордное достижение также никто не смог побить и по сей день.

Экстремал прошагал по тросу почти километр

Швейцарский спортсмен-экстремал Фредди Нок в 2011 году в рамках благотворительной акции под эгидой ЮНЕСКО установил в Альпах 7 рекордов за 7 дней. В частности, он прошел по канатной дороге, ведущей на самую высокую гору Германии под названием Цугшпитце, почти километр без страховки и балансира.

Прыжок из космоса с парашютом

Вертикальный воздушный туннель в Скай-Венчер города Перрис – это настоящий ураган в жестяном контейнере. Скорость воздуха в нем достигает более 150 км/ч, а сам цилиндр напоминает вышку командно-диспетчерского пункта для самолетов. Возможно, это и не самое высокое здание в городке Перрис, который представляет собой не больше чем беспорядочную застройку магазинов и типовых домов в нескольких часах езды от Лос-Анджелеса, но уж точно не самое маленькое. Почти на самом верху вышки, где обычно сидят диспетчеры, расположен ряд дверей, которые и ведут в воздушный туннель. Посетители просто ложатся на воздух и парят в воздухе с распростертыми в стороны руками и ногами. В спортивном мире это настоящая сенсация: свободное падение без малейшей опасности, своего рода прыжок с парашютом, но без самого парашюта. Каждому, кто приходит сюда впервые, работники базы помогают удержаться в правильном положении, не запаниковать и остаться посередине, а не отскакивать от стенок, как теннисный мячик.

Сегодня Феликс Баумгартнер впервые посетит Скай-Венчер, но помощь сотрудников центра ему совсем не потребуется. 41-летний фотогеничный австриец является высококлассным скайдайвером и бейс-джампером. В YouTube можно просмотреть видеозаписи его полета с правой руки огромной статуи Христа в Рио-де-Жанейро или, например, более прозаичного прыжка с крыши варшавского отеля «Марриотт». Практически все свои прыжки он совершал в костюме скайдайвера, но с крыши «Марриотт» он прыгнул в деловом костюме. Ему пришлось сделать это, чтобы пройти мимо сотрудников отеля, не возбудив при этом ненужных подозрений. В итоге от того, как он идет по краю крыши в галстуке и аккуратной рубашке, а затем просто спрыгивает в таком виде с крыши, создается впечатление, что именно так и проходят рабочие будни Феликса Баумгартнера.

А сегодня вечером Баумгартнер одет как настоящий астронавт. Его приезд в Перрис – часть программы «Стратос», финансируемой компанией RedBull. У этой поездки двойная цель. Но меня интересует главным образом ее аэромедицинская сторона. Баумгартнер должен протестировать усовершенствованный костюм аварийного покидания корабля, созданный фирмой «Дэвид Кларк Компани», которая занимается разработкой скафандров еще со времен «Меркурия». После того как в 1986 году космический шаттл «Челленджер» взорвался через 72 секунды после своего запуска, астронавтам предписано носить герметизированные костюмы не только при работе в открытом космосе, но и во время запуска шаттла, его входа в атмосферу и приземления как в самых непредсказуемых частях полета. Баумгартнер должен будет совершить «космический прыжок» с высоты в 36 километров как раз в таком костюме. (Технически это, конечно же, не космос – космос начинается на высоте в 100 километров, – но вполне подходящая для эксперимента высота; атмосферное давление уже на этой высоте составляет менее одного процента обычного для уровня моря давления.) Сам прыжок (который запланирован на лето или осень 2010 года и состоится в секретном месте) предоставит инженерам по системам безопасности бесценную информацию о поведении падающего тела в герметизированном костюме в условиях чрезмерно разреженного воздуха и реакции организма на около-и сверхзвуковую скорость. Ввиду практически полного отсутствия сопротивления воздуха ученые предполагают, что предельная скорость Баумгартнер при падении достигнет 1000 км/ч вместо обычных 190. Прежде астронавты не пользовались аварийным выходом при возвращении на Землю, и поэтому никто не знает, насколько это безопасно на разных стадиях полета.

Баумгартнер говорит, что он очень горд тем, какой вклад может сделать в развитие систем безопасности космических полетов, но главный интерес для него все же заключается в постановке нового рекорда. На сегодняшний день самый длинный прыжок был сделан с высоты в 31 километр. Этот рекорд поставил человек, который тестировал снаряжение для высотных полетов. В 1960 году в рамках проекта «Эксельсиор» капитан ВВС Джо Киттингер спрыгнул с парашютом с края открытой корзины для воздушного шара в частично герметизированном костюме. Так он проверял многоступенчатую систему раскрытия парашюта. В своем рассказе, записанном Музеем истории освоения космоса в Нью-Мексико, Киттингер говорил, что во время этого прыжка он преодолел звуковой барьер, но на нем не было соответствующего оборудования, чтобы официально зафиксировать этот рекорд. Так что Баумгартнер, по всей видимости, войдет в книги рекордов как первый человек, преодолевший звуковой барьер без истребителя или любого другого транспортного средства.

Программа «Стратос» финансируется главным образом корпоративным спонсором Баумгартнера, компанией Red Bull. Посредством такой спонсорской поддержки спортсменов компания заявляет во всеуслышание, что бренд пропагандирует не только популяризацию кофеинсодержащего напитка, но и, как говорится в их пресс-релизах, «расширение границ возможного» и «осуществимость нереального». Ну а подростки, у которых мало шансов стать знаменитыми скейтбордерами или джамперами-рекордсменами, могут пить этот напиток и чувствовать то же, что и настоящие спортсмены. Пожалуй, НАСА тоже следовало бы применить подход компании Red Bull к популяризации астронавтики. Только представьте: вместо государственного служащего в скафандре и с низкой зарплатой появляется спортсмен-суперэкстремал. Да, Red Bull знает, как раскрутить космическую индустрию.

Я пытаюсь понять, на кого так похож Баумгартнер. Как было сказано в рекламе режущих предметов, которая недавно попалась мне на глаза в каком-то журнале, «у него очень удобная ручка и несгибаемый острый край». Он действительно выглядит как Марк Уолберг и разговаривает как Арнольд Шварценеггер, но он определенно круче, чем любой из них. Сейчас он летает в воздушном туннеле: лицом вниз, с распростертыми в стороны руками и ногами – в так называемой позиции свободного падения. Логотипы на его костюме приняли вертикальное положение, отчего кажется, что некоторые из красных быков тоже выполняют элемент под названием сит-флай. Баумгартнер дотягивается рукой до лба, чтобы нащупать вытяжной трос парашюта (видеть его он не может, потому что костюм не позволяет поворачивать голову). Затем он выпрямляет ноги, чтобы проверить эластичность костюма. В результате этого площадь сопротивления увеличивается, и Баумгартнера поднимает метра на три вверх. Здесь он уже останавливается и некоторое время парит над группой зрителей, словно воздушный шар над площадью в День благодарения.

После того как Джо Киттингер испытал на себе костюм для аварийного покидания корабля и парашюты для высотных прыжков, подобных экспериментов больше не проводилось. (Дело в том, что все эти исследования обходятся очень недешево. Баумгартнер, к примеру, будет подниматься в герметичной капсуле, подвешенной к огромному – в 700 миллионов литров – гелиевому шару.) Хотя, возможно, делать это следовало бы почаще. В условиях столь низкого сопротивления воздуха контролировать положение тела достаточно сложно. Попробуйте хотя бы подержать свои руки за окном мчащейся со скоростью 90 км/ч машины. Наклоняя руку под различным углом и изменяя площадь поверхности сопротивления, вы почувствуете изменения и в направлении ветра, и в силе его давления. Но если машина будет ехать со скоростью не больше 40 км/ч, ничего подобного вы не ощутите. При прыжке с такой большой высоты скайдай-веру или астронавту будет очень сложно перестать вертеться, а плохо сделанный костюм может даже усложнить ситуацию. Баумгартнер должен будет продержаться около 30 секунд прежде, чем ему удастся набрать достаточную скорость, чтобы ощутить силу ветра, необходимую для получения контроля над положением своего тела – или чтобы раскрыть запасной парашют, который замедлит падение.

В чем конкретно заключается опасность вращения при падении с такой высоты, объяснил мне отставной полковник ВВС и мастер-парашютист Дэн Фулгам. Некогда Фулгам был дублером Джо Киттингера в проекте «Эксельсиор» и тестировщиком старой системы аварийного покидания корабля для ВВС и НАСА. Во время проверки системы катапультирования на космическом самолете X-20 Фулгама начало крутить в плоском штопоре. Сила вращения была настолько мощной, что он не мог даже дотянуться до своей груди и дернуть за кольцо. «Ощущение было, словно меня заковали в железо», – говорит он. И хотя парашют открылся автоматически, смерть по-прежнему дышала ему в затылок. Датчики зафиксировали, что Фулгам вертелся со скоростью 177 оборотов в минуту. «Мы проводили похожие эксперименты с обезьянами на центрифуге базы Райт-Паттерсон, – говорит он дальше. – Частота оборотов достигла тогда 144 в минуту. Во время этого вращения головной мозг обезьян настолько сильно впивался в верхнюю часть черепа, что даже отделялся от спинного. Это же происходило, по всей видимости, и со мной». Смерть также могла наступить и от «красной пелены», состояния, при котором к голове приливает такое количество крови, что разрывает сосуды. Вы видели, как у фигуристки Мирай Нагасу к концу тренировки на Олимпийских играх 2010 пошла носом кровь? Это то же самое. Центробежная сила заставляет кровь стремиться наружу, прямо как воду в центрифуге для обсушки салатных листьев.

С помощью сегодняшнего эксперимента Баумгартнер и команда «Стратос» хотят проверить, можно ли в этом костюме пролететь как Супермен: слегка наклонившись вперед и с вытянутыми вперед руками. «В такой позе «преследования» скай-дайвер буквально падает вниз», – объясняет мне Арт Томпсон, технический директор программы Red Bull «Стратос», который и наблюдает за течением этой тренировки. Для наглядности он использует пару складных очков. Смещая центр вращения, в позиции «преследования» можно перейти от тугих оборотов вокруг своей оси к более спокойному движению по трехмерной спирали. Томпсон очерчивает очками траекторию движения: сверху вниз до уровня груди и дугообразный поворот налево. Если это не сработает, центробежная сила инициирует раскрытие вспомогательного тормозного парашюта. Он поднимет голову Баумгартнера вверх и предотвратит, таким образом, опасность прилива большого количества крови к голове, а значит, спасет ему жизнь. (Если он, конечно же, не раскроется преждевременно, не обовьется вокруг шеи парашютиста и не задушит его прежде, чем тот сумеет освободиться, что уже случалось с Джо Киттингером во время пробного прыжка с высоты в 23 километра.)

На Земле смоделировать свободное падение в вакууме невозможно. Поэтому команда проекта «Эксельсиор» вынуждена была сбрасывать для этого с воздушного шара человеческие манекены. И результаты оказались очень тревожными. К слову, простые люди, проходя по зоне испытания, поднимали иногда головы и видели, что там происходит. Поскольку сам проект был строго засекречен, а поисковая команда действовала очень быстро и осторожно (а еще потому, что макеты возвращались на землю с обожженными пальцами, без носов и ушей), поползли слухи, будто где-то в лесной чащи, недалеко от Розуэлла разбилось НЛО и военные пытаются как-то замять это происшествие.

Тем самым «инопланетянином», которого якобы видели люди, был Дэн Фулгам. Фулгам и Киттингер потерпели крушение одним субботним утром, когда их воздушный шар неудачно приземлился недалеко от Розуэлла. 350-килограммовая корзина оторвалась от шара слишком рано, и ее начало швырять из стороны в сторону, так же как и голову Фулгама. Когда Фулгам снял шлем, его голова выглядела настолько раздутой, что Киттингер, говоря о лице напарника, упомянул только «большой пузырь». После аварии Фулгама тут же отвезли в госпиталь при военно-воздушной базе Уолкер, где находились и гражданские пациенты. Я спросила Фулгама, не смотрели ли на него как на настоящего пришельца. «Понятия не имею, – отвечал он мне. – Чтобы хоть что-то увидеть, мне надо было раздвинуть веки пальцами».

Когда Киттингер выходил из самолета с Фулгамом на руках, «к самолету подбежала его жена и спросила, где ее муж. "Вот же он", – ответил я. Она вскрикнула и начала плакать», – свидетельствовал в «Розуэльском отчете» Киттингер. Я тоже видела фотографии Фулгама, сделанные после аварии. Говорят, ему понадобилась не одна неделя, чтобы снова приобрести человеческий вид.

Однако Томпсон не очень-то склонен доверять результатам эксперимента с манекенами и уверен, что у Баумгартнера особых проблем с вращением не возникнет. Тогда я упомянула чуть не приведший к смерти случай с Фулгамом и историю, когда Киттингера чуть не задушил его собственный парашют, и Томпсон мне ответил, что в то время люди еще не вытворяли с парашютами такого, что они делают сейчас. «Они не знали о преимуществах контроля положения тела в процессе полета, да и возможности были не те», – говорит он. И с этим согласится каждый, кто хотя бы раз был в Скай-Венчер и видел парящих здесь, как колибри, спортсменов.

Проблема только в том, что астронавты, в отличие от этих ребят, совсем не профессиональные скайдайверы. И если Баумгартнер, выпрыгивая из спокойно парящего по небу шара, начнет спуск с нулевой скорости, то начальная скорость при прыжке с космического корабля уже будет около 20 000 км/ч. А это далеко не одно и то же.

Начальник медицинского отдела программы «Стратос» – высококвалифицированный специалист. Джон Кларк был некогда парашютистом американских войск особого назначения, а также военным хирургом НАСА и принимал участие в расследовании катастрофы с шаттлом «Колумбия». (Космический корабль «Колумбия» погиб при посадке в феврале 2003 года. Отколовшийся еще на старте от внешнего топливного бака кусок изоляционной пены повредил внешнюю теплоизоляцию на левом крыле шаттла, и корабль разрушился при входе в атмосферу.) Команда Кларка исследовала останки членов экипажа, чтобы выявить, когда именно они погибли и как это произошло, а также узнать, возможно ли было сделать что-нибудь для их спасения.

Но сегодня Кларка в Перрис нет. Я познакомилась с ним лично около года назад на острове Девон, где принимала участие в пробной «лунной» экспедиции исследовательской станции ХМП, но слышала о нем еще раньше. Его палатка стояла как раз возле моей, и каждый вечер, часов этак около одиннадцати, рядом со мной раздавались недовольные вздохи мужчины средних лет, который то и дело пытался поудобнее устроиться на промерзшей земле. В тот вечер, когда я наконец-то познакомилась с Кларком, он показал мне выполненную в PowerPoint презентацию технологий, которые уже используют ВВС, космические агентства и, конечно же, частные компании, чтобы сохранить жизнь пилотам и астронавтам в случае, если что-то пойдет не так. Там же были и приспособления, которые могли помочь, если не сработают уже эти новомодные технологии. В общем, как выразился Кларк, «хай-тек да и только».

Мы сидели за столом в его палатке. Кругом никого не было. Установленный снаружи ветряк издавал гулкий, завывающий звук. Тут он мне молча протянул нашивку ТКС-177, вроде той, что носили на своих костюмах астронавты «Колумбии». Я поблагодарила его и села на стол. Похоже, это и был самый подходящий момент, чтобы начать разговор о расследовании катастрофы с шаттлом «Колумбия».

Из официального отчета о катастрофе я знала, что в момент, когда в отсеке упало давление, на астронавтах не было шлемов, и мне стало интересно, могли ли бы они выжить, если бы оказались в тот момент в скафандрах и с самораскрывающимися парашютами за спиной. Пожалуй, самой похожей на этот прецедент аварией было крушение самолета летчика-испытателя ВВС США Била Уивера. 25 января 1966 года его «Блэкберд SR-71» буквально развалился на части, когда число Маха при полете достигло 3,2, то есть более чем в три раза превысило скорость звука. В этот момент он находился на высоте почти 25 километров, где плотность воздуха составляет лишь 3 % плотности атмосферы на поверхности земли, и только герметизированный костюм защитил его от фрикционного нагрева и воздушных потоков, которые наверняка убили бы его, если бы полет проходил на более низкой высоте. При падении «Колумбии» число Маха составляло 17, но если учесть очень низкую плотность воздуха на высоте в 65 километров, то тамошний порыв ветра по силе можно сравнить со скоростью ветра в 650 км/ч над уровнем моря. А это и есть то, что Арт Томпсон называет управляемым риском. «Выжить при этом было возможно», – утверждал Кларк.

Но астронавтам «Колумбии» угрожало нечто большее, чем просто термические ожоги и порывы ветра. «Мы обнаружили очень странные повреждения, природу которых никак не могли объяснить», – рассказывал Кларк. Говоря «мы», он имел в виду военных врачей, людей, которые привыкли к виду вытекшего мозга или раздробленных конечностей.

«Мы знаем, как обычно разрывает людей, – продолжал Кларк. – Это происходит в местах суставов». То есть так же, как расчленение курицы или любого другого существа с костями. «Но здесь было что-то другое. Выглядело так, словно их разрубили на части, но не какими-то упавшими на них деталями корабля». Он говорил обо всем этом ровным и спокойным голосом, что напомнило мне агента Малдера из «Секретных материалов». «Эти повреждения не могли быть результатом взрыва, ведь для распространения огня нужен кислород».

Я смотрела на нашивку, которую мне дал Кларк. По ее периметру были вышиты имена семи астронавтов: Маккул, Рамон, Андерсон, Хазбэнд, Браун, Кларк, Чавла. «Кларк», – щелкнуло что-то у меня в голове. Когда я только приехала на остров Девон, то услышала, что супруг или супруга одного из астронавтов «Колумбии» тоже будет здесь. И только сейчас я поняла, что Лорел Кларк была женой Джона Кларка. Я не знала, надо ли мне что-то говорить, а если да, то что и как. Но пока я думала, момент ушел, и Кларк продолжил свой рассказ.

На 65-километровой высоте атмосфера слишком разрежена, чтобы там могла пройти взрывная волна, а вот возникновение ударной волны очень даже вероятно. Следственная группа, в основном путем исключений, пришла к выводу, что именно это и убило астронавтов. Кларк пояснил, что, если разрушение проходит на скорости, превышающей 5 Махов (то есть в пять раз выше скорости звука, что составляет около 5500 км/ч), в игру вступает пока слабоизученный феномен ударной волны под названием перекрестный удар. Он наступает, когда части разваливающегося при возвращении в атмосферу корабля начинают непредсказуемым образом двигаться со сверхзвуковой скоростью и создавать сеть ударных волн. Кларк сравнил их с волнами, возникающими в результате движения катера для водных лыж. В точках пересечения этих волн силы каждой из них удваиваются, приобретая дикую, сверхъестественную мощь.

«По сути, эти волны просто разорвали корабль на кусочки, – говорил Кларк, – но не целиком. Мы находили и абсолютно целые предметы». Он рассказал об исследователе, который осматривал обломки корабля в Техасе и нашел тонометр, прибор для измерения внутриглазного давления, и тот оказался исправным.

Ветер снаружи палатки усиливался, скрип ветряка становился просто невыносимым. Весь вечер был какой-то необычный. Мы сидели плечом к плечу, уставившись в ноутбук Кларка. Он говорил, а я слушала. И тут я неожиданно прервала его рассказ вопросом, далеко не единственным из тех, что мне все это время хотелось ему задать. Мне хотелось спросить, как он справлялся со всем этим, узнавая новые и новые детали смерти своей жены. Почему он вообще решил присоединиться к следственной группе? Но было бы нетактичным с моей стороны задавать подобные вопросы. Поэтому я решила для себя, что причины были теми же, что побудили его принять участие и в программе «Стратос»: ему просто хочется знать как можно больше о том, что может произойти с человеческим телом, когда транспортное средство, в котором оно движется, разваливается на части, находясь при этом на большой высоте; а полученные знания он хочет применить для создания технологий, которые помогут защитить эти самые человеческие тела, спасти жизни астронавтам и космическим туристам и сохранить их семьи.

Но все это очень сложная задача. Любая система аварийного покидания корабля рассчитана на определенную скорость и высоту. Катапультирующие кресла, к примеру, сработают лишь на первых 8-10 секундах после запуска корабля или самолета, то есть пока сила динамического давления – результат взаимодействия плотности воздуха и создающей скорость силы ветра – не достигнет смертельного для человека уровня. Система катапультирования должна быстро выбросить астронавта на достаточное от корабля расстояние, чтобы не допустить удара о какую-нибудь его выступающую часть или избежать опасности быть затянутым в огненный шар, возникающий в момент взрыва ракеты. Новейшие аварийные системы покидания космического корабля предусматривают использование длинной штанги, к которой астронавты могут прицепиться крюком, выбираясь наружу, чтобы выскользнуть, не ударившись о крыло шаттла. Вышедший на пенсию инженер и историк космонавтики Терри Сандей отмечает, однако, что это сработает только в том случае, если шаттл будет лететь спокойно и ровно. «А в таком случае крюки и вовсе не нужны», – заключает он.

И все же выжить в условиях колоссальной скорости и высокой температуры по-прежнему очень сложно. Российское космическое агентство провело недавно испытание прототипа системы спасение экипажа путем торможения надувным баллоном и парашютом (ее называют ballute – от balloon и parachute). Теплозащитный экран на передней поверхности устройства защищает терпящего бедствие астронавта и своей широкой поверхностью тормозит его до такой скорости, чтобы в действие могла вступить многоступенчатая парашютная система, позволяющая совершить безопасное приземление. Но никто не испытывал это приспособление в реальной ситуации – при прыжке прямо из космоса. Подобным же образом на парашютах можно опустить на землю и всю капсулу или какую-то ее часть. (Сегодня в качестве аварийной спасательной капсулы для МКС НАСА планирует использовать «Орион»). Но парашюты достаточно тяжелые, а значит, и их использование обойдется недешево для запуска ракеты, а в случае с космическими капсулами процесс отделения отсека с экипажем от остальной части корабля может сопровождаться серьезными техническими осложнениями. Кроме того, парашюту понадобится его собственная теплоизоляция, чтобы предотвратить плавление при входе в атмосферу, что опять же доставит некоторые трудности.

Ну а что насчет пассажиров самолетов? Можно ли в случае необходимости выпрыгнуть из истребителя с парашютом за плечами и остаться живым? Если не принимать в расчет вопросы перевеса и стоимости, почему авиалайнеры не снабжены переносными кислородными баллонами и сложенными под сидениями парашютами? Причин тому много. Пожалуй, настало самое время поговорить о воздушных потоках и гипоксии.

В середине шкалы Бофорта скорость ветра равняется 4050 км/ч. «При таком ветре сложно держать зонтик открытым, – с небольшим налетом театральности говорится у Бофорта. Верхняя граница шкалы – ураган – приравнивается к скорости ветра в 120–300 км/ч. Вот и все, на что способна эта природная стихия. Но именно там, где кончается шкала Бофорта, и начинаются исследования воздушных потоков. Воздушный поток – это не погодное состояние. Это когда не ветер дует на вас, а вы врезаетесь в его течение, будь то при прыжке с парашютом или катапультировании с космического корабля.

При движении на обычной для частного самолета скорости в 220–300 км/ч эффект от воздействия воздушного потока будет в основном косметическим: щеки покрепче прижмутся к скулам и станут выглядеть молодо и подтянуто, а все лицо будет говорить о том, что вы только что сделали подтяжку кожи. Я знаю это из собственных отвратительных фотографий, которые были сделаны в Скай-Венчер, а также из статьи газеты «Авиационная медицина» за 1949 год. В последней была помещена фотография некоего Дж. Л., довольно симпатичного мужчины. На другом снимке этому же мужчине в лицо направляют воздушный поток со скоростью 440 км/ч, отчего его губы растягиваются, а десны выставляются на всеобщее обозрение, и в целом он смахивает на возбужденного и готового закричать верблюда.

На скорости в 560 км/ч происходит деформация носового хряща и подергивание кожи. «Многочисленные волны начинаются у уголка рта. и расходятся дальше по лицу, пока наконец не обрываются на подергивающемся ухе». Да, зонтиком при таком ветерке уж точно не воспользуешься. А на еще более высокой скорости сила динамического давления может стать причиной, как было осторожно сказано в том номере «Авиационной медицины», «перенатяжения тканей организма».

Средняя эксплуатационная скорость трансконтинентального лайнера составляет от 800 до 1000 км/ч. Тут уж с парашютом лучше не прыгать. Как сказал Дэн Фулгам, «слишком большой риск». Воздушный поток, движущийся со скоростью 400 км/ч, легко может сдуть кислородную маску с вашего лица, а со скоростью 600 км/ч – даже сорвать шлем, как это и случилось с Билом Уивером, вторым пилотом «SR-71». Щиток его шлема поднялся и встал, словно парус, отчего голову сильно задрало назад, и шея просто сломалась о горловое кольцо. Набегающий же напор воздуха со скоростью как минимум в 800 км/ч при попадании в трахею легко нарушит целостность вашей дыхательной системы. В работе Джона Пола Стэппа есть упоминание о неком пилоте, которого катапультировало из истребителя, двигавшегося со скоростью почти 1000 км/ч. Воздушный поток поднял его надгортанник и надул его желудок воздухом, словно резиновый мячик для плаванья. (Что в какой-то степени дало ему преимущество при приземлении на воду. «Почти три литра воздуха в желудке создали своеобразный спасательный жилет, который он был просто не в состоянии надуть самостоятельно», – писал Стэпп.)

При движении на сверхзвуковой скорости вашему организму придется испытать такую силу динамического давления, от которой буквально сотрясаются экспериментальные самолеты. Дэн Фулгам тоже слышал о пилоте, которому пришлось покинуть самолет при движении со скоростью в 1000 км/ч. «Катапультируемые кресла, помимо всего прочего, снабжены еще и металлическими крылышками с обеих сторон спинки, которые должны удерживать голову от болтания из стороны в сторону, – рассказал он мне. – Но при аутопсии медики обнаруживали, что мозг пилотов превращался просто в кашу в результате чудовищных ударов об эти самые пластинки». Поэтому летчики-истребители до последнего не покидают самолет, стараясь по возможности снизить его скорость, силу динамического давления и увеличить тем самым свои шансы на спасение. У компании Red Bull действительно есть причины для волнения за Баумгартнера: когда он приблизится к сверхзвуковой скорости или превысит ее, спортсмена может просто до смерти затрясти в костюме.

Мгновенным и страшным последствием погружения в разреженный воздух является недостаток кислорода. Уже на высоте 10 километров человек сохраняет «активное сознание» лишь 30–60 секунд. И в таком состоянии хочется как можно скорее добраться до аварийного выхода. Я даже могу вам рассказать, на что похожи последние мгновения активного сознания. Перед параболическим полетом, о котором я говорила в пятой главе, мы со студентами посетили семинар НАСА по аэрокосмической психологии, в котором упоминалась и гипоксия (кислородная недостаточность), а также проводилась демонстрация этого явления в высотной камере Центра космических исследований им. Джонсона. Выкачивая воздух их барокамеры, можно создать подобие атмосферы любой высоты вплоть до полного вакуума – этакую коробку с мини-космосом внутри. Сотрудники космического агентства используют эти камеры для проверки скафандров и прочего оборудования, которое предназначено для использования в открытом космосе.

Буквально через минуту после дыхания без кислородной маски на высоте семи с половиной километров – где у человека есть от двух до пяти минут, прежде чем он потеряет сознание, – нас попросили выполнить несколько задач на проверку мышления. Одна из задач гласила: «Отнимите 20 от года своего рождения». Я чувствовала себя прекрасно, но помню, как задумалась над этим вопросом, не знала, что ответить, и просто перешла к следующему. Одним из последних был вопрос о том, что пропагандирует НАСА. Ну, тут уж я точно знала, что сказать, хотя, как оказалось, в графе ответа у меня стояла просто буква «Н».

Но куда больше вам понадобится удача, чем простая способность сохранять активное сознание, ведь в случае аварии 400 других объятых паникой пассажиров прыгнут с парашютом вместе с вами, а значит, создадут серьезную опасность их спутывания. Так что, если есть такая возможность, нужно как можно дольше оставаться на борту самолета, пока тот не сбросит скорость до уровня, прыгая при котором, вы действительно имеете шансы выжить. При прыжке возможно ощущение боли, но ничего серьезного в этом нет. Когда человек находится на большой высоте, где атмосферное давление намного ниже привычного, находящийся внутри тела воздух расширяется и требует больше пространства. Если в зубе есть незапломбированная дырка, то воздух в ней может создавать довольно сильное болевое ощущение, надавливая на зубной нерв. Нечто подобно можно ощутить и в пазушной полости – особенно если она переполнена. Даже находящийся в спинномозговой жидкости газ расширяется из-за низкого давления. А если бы у меня в черепе оказалась дырка, то ребята, которые были вместе со мной в той высотной камере, увидели бы, как мой мозг просто выплывает у меня из головы. Проще всего разрежение газов наблюдать на примере желудочно-кишечного тракта. Так, на высоте 7500 метров содержащийся в желудке воздух увеличивается в объеме втрое. «Давайте, палите», – говорил нам инструктор, будто одиннадцать студентов только и ждали его разрешения.

У Баумгартнера сейчас перерыв. Сняв шлем, он откидывается на кресло и берет стакан воды. (Скай-Венчер не закупает RedBull.) Арт Томпсон, технический директор проекта, находится в очень хорошем настроении. Костюм зарекомендовал себя неплохо, и Баумгартен чувствовал себя в нем достаточно удобно. (Для скафандра, разумеется. Как отметил историк Гарольд МакМанн, говоря о костюме для полетов, «это не самое удобное место для существования, даже для относительно недолгого».)

В момент, когда вы читаете эту книгу, Феликс Баумгартнер, скорее всего, уже совершил свой исторический прыжок. Но пока я пишу ее, никто еще не знает, чем все это закончится. Я настроена сдержанно оптимистично. Прыжок с парашютом с экстремально большой высоты – затея рискованная, но, возможно, не более рискованная, чем другие прыжки Баумгартнера, совершаемые с экстремально малой высоты. Если во время полета что-то пойдет не так, у спортсмена будет пять минут, чтобы понять, как исправить ситуацию. А ведь в бейс-джампинге у него нет и пяти секунд ! У бейс-джамперов нет даже запасных парашютов, ведь времени на их раскрытие все равно не хватит. «Именно поэтому у них обычно не очень длинная.» – Томпсон подыскивает подходящее слово.

«Жизнь»? – подсказываю я.

«Карьера».

Томпсон утверждает, что в целом он спокоен. «Так уж получается, что у большинства бейс-джамперов появляется звездная болезнь, но Феликс очень основательно подходит ко всему, что делает. Именно поэтому он и не теряет себя».

Отважный и въедливый: просто идеальный астронавт. Однако НАСА никогда не укажет в списке рекомендуемых для астронавта качеств слова вроде «въедливый». Хотя если их разозлить, то могут обозвать и более крепким словцом.

Из книги Израиль в космосе. Двадцатилетний опыт (1988-2008) автора Ортенберг Фред

ГЛАВА IV «Жертвы» космоса С «появлением» Ледовского, Шиборина и Миткова, о которых я сейчас расскажу, и возник феномен под названием «фантомная космонавтика». Эти же «герои» были первыми фигурантами в списке «космонавтов-призраков». По времени их включения в него. И

Из книги Мои прыжки. Рассказы парашютиста автора

1. Краткая история освоения космоса в Израиле Официально Израиль исчисляет свой космический возраст с 19 сентября 1988 года - дня запуска первого спутника, ОФЕК-1, собственной трехступенчатой ракетой ШАВИТ. Благодаря этому старту, Израиль вошел в престижный клуб

Из книги Заметки парашютиста-испытателя автора Романюк Василий Григорьевич

Прыжок смертника В 1777 году парижский профессор Дефонтаж изобрел летающий плащ - аппарат, который, по его словам, гарантировал безопасный спуск с большой высоты. Но осторожный, хотя и изобретательный, профессор не решился сам испытать свой плащ. Он обратился к судебным

Из книги Компьютерра PDA N146 (19.11.2011-25.11.2011) автора Журнал «Компьютерра»

Первый прыжок Весь 1935 год продолжалось упорное соревнование советских парашютистов за овладение мировыми рекордами.В этот год последовательно один за другим были установлены рекорды высотного прыжка с кислородным прибором летчиком Евдокимовым, затем Евсеевым, и в тот

Из книги Люди трех океанов автора Котыш Николай Тимофеевич

Прыжок не удался Неоднократно прыгая с виража и из спирали, я наконец решил закончить свою подготовку прыжком из штопорящего самолета. На одном из ленинградских аэродромов я только что окончил занятия с группой парашютистов. Выпустив поочередно несколько человек, я

Из книги Наше небо автора Кайтанов Константин Фёдорович

ЮБИЛЕЙНЫЙ ПРЫЖОК Осеннее утро 2 сентября 1959 года. Я иду по росистой траве аэродрома, с тревогой посматривая на сизый туман, поднимающийся от влажной земли. Со старта доносится мощный гул авиационных двигателей. Сегодня мой очередной прыжок с парашютом. Да, очередной -

Из книги Антология шпионажа автора Вилинович Анатолий

Марсианское проклятье советского космоса Автор: Юрий ИльинОпубликовано 22 ноября 2011 года Макет "Фобос-Грунт" (Wikipedia) Количество провалившихся экспедиций к Марсу значительно превышает количество удачных. Из чуть ли не двух десятков исследовательских станций, которые

Из книги Мы из подводного космоса автора Касатонов Валерий Федорович

БАРСОВ ПРЫЖОК - Какие потери? - Четыре человека. - Кто виноват? - Нас было мало… Голубь Егор вторые сутки ничего не ел. Степан поселил его возле своей землянки в большом ящике из-под патронов. Егор сидел с закрытыми глазами. Открывал их лишь, когда хозяин протягивал

Из книги Пароль - «Прага» автора Гончаренко Павлина Федосеевна

Первый прыжок Над оренбургской степью, спаленной зноем, солнце пылало от зари до зари. Мы отдыхали лишь ночью, когда жара немного спадала. Утром опять солнце, опять нестерпимый зной…В один из таких, дней, побывав в городе, я пешком возвращался в лагерь. Утомленный жарой, я

Из книги «Крот» в окружении Андропова автора Жемчугов Аркадий Алексеевич

Прыжок на скамье Идут классные занятия.Утомленный учебным ночным полетом, я сижу с товарищами за огромным столом и сквозь полусомкнутые веки едва различаю сутулую фигуру инструктора Мухина.- Для чего, собственно, нужна затяжка при прыжке, - уныло говорит он, рисуя на

Из книги автора

Шпионаж с парашютом В 1920 г. в Париже целую бурю возмущения против Германии подняла история с раскрытием шпионажа. Французская пресса и общественность, ею руководимая, были абсолютно убеждены в том, что в лице одной женщины и троих мужчин удалось изловить германских

Из книги автора

Часть 1 Витязи подводного космоса 1. Кронштадт Финский залив затихал, предвкушая белую ночь – необычайную красоту природы, которая бывает в Петербурге в июне, когда «одна заря спешит сменить другую, всего дав ночи полчаса». На Кронштадтском рейде тишина, все замерло.

Из книги автора

ПРЫЖОК В ТЕМНОТУ Увидев зеленые огни на аэродроме, Олешинский приказал идти на посадку. Решительный, отчаянный, привыкший к неожиданностям, Евгений и на этот раз решил рискнуть: ведь другого выхода не было. «До своих не доберешься. Почему бы не заправиться у немцев?

Из книги автора

«ПРЫЖОК» НЕ СОСТОЯЛСЯ Особую головную боль доставляли Агаянцу, конечно же, разведывательные службы Германии, достаточно прочно обосновавшиеся в Иране, во многом благодаря тому, что престарелый шах Реза открыто симпатизировал Гитлеру.В районе Тавриза, в частности,

В конце прошлого года Международная авиационная федерация (ФАИ) отметила 40-летие мирового рекорда, установленного Евгением Андреевым в затяжном прыжке из стратосферы.

Не раскрывая парашюта он падал 24 500 метров. Этот рекорд до сих пор никем не превзойден.

В 1962 году испытатели парашютов полковник Петр Долгов и майор Евгений Андреев получили задание готовиться к прыжку с большой высоты. Это было связано с программой полета человека в космос. Петру Долгову предстояло испытать СИ-ЗМ - прообраз современного космического скафандра и новую парашютную систему, а Евгению Андрееву -аварийный выход из гондолы, аналога космической капсулы, а также установить возможности управления телом в свободном падении в костюме "ККО-3".

Прыжки предстояло совершить с аэростата "Волга" с максимальной высоты, на которую он сможет подняться. Парашютисты не только готовились к уникальному эксперименту, хотя им опыта в этом не занимать - у обоих было почти по полторы тысячи разной сложности прыжков, даже из стратосферы. Кроме того, за короткий срок им надо было освоить полеты на аэростате.

Работы было очень много и они трудились, чтобы выполнить порученное им задание. Они изучали материальную часть аэростата, приборы, снаряжение, тренировались в управлении, отрабатывали методы покидания гондолы, обживали в барокамере высотные костюмы, совершали прыжки с разных высот.

Руководил осуществлением проекта заслуженный мастер спорта Герой Советского Союза Василий Романюк, имеющий на своем счету 18 мировых рекордов в том числе и из стратосферы.

Его опыт и знания помогли Евгению и Петру быстро освоить предложенную программу и к концу октября 1962 года оба парашютиста были полностью готовы к выполнению задания.

=======================

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ Е.Н. АНДРЕЕВА О ШТУРМЕ СТРАТОСФЕРЫ:

"Во время подготовки к полёту в стратосферу я совершил свой юбилейный полуторатысячный прыжок. Это произошло утром, а чуть позднее почтальон пачками начал носить поздравительные телеграммы. Привёз и приветственный адрес со множеством подписей моих товарищей по работе.

1 ноября 1962 года. Пять часов утра. Проходим тщательный медицинский осмотр и надеваем высотное снаряжение. Через час автобус привозит на аэродром. Специалисты проверяют корабль, и мы занимаем свои места. Начинается комплексная проверка всех систем.

Все системы работают нормально, - докладывает Пётр Иванович Долгов руководителю полета.

Время семь часов сорок четыре минуты. Последовала команда "Старт", и громадное сооружение высотою более ста метров медленно двинулось вверх. Нет привычного грохота двигателей, стоит тишина, только ожили стрелки многочисленных приборов и по радио запросили первые данные.

Каждый из нас заполняет график полета, передает данные на землю. Специальные датчики посредством телеметрии сообщают вниз о нашем состоянии: пульсе, артериальном давлении, частоте дыхания, работе сердца. С увеличением высоты небосвод меняет окраску. Сначала он становится бледно-голубым, потом сине-фиолетовым и, наконец, черным. В корабле тепло и уютно, а за бортом холодно. На высоте тринадцать тысяч метров термометр показывает шестьдесят пять градусов ниже нуля, потом немного теплеет, и температура устанавливается на отметке минус шестьдесят один градус Цельсия.

Высота двадцать две тысячи метров. Такой рубеж впервые в мире был достигнут 30 января 1934 года нашими советскими стратонавтами П. Ф. Федосеенко, А. Б. Васенко и И. Д. Усыскиным на стратостате "Осоавиахим-1".

Еще чуть более получаса подъёма, и выходим в зону равновесия. Скороподъемность ноль. Высота двадцать пять тысяч четыреста пятьдесят восемь метров. Два часа двадцать минут потребовалось нам, чтобы набрать её.

Избыточное давление есть,- и получай разрешение разгерметизироваться полностью.

Через стеклянную стенку термоперегородки вижу спокойное, улыбающееся лицо Петра Ивановича.

До свидания, Петя!

Счастливого пути!

По старой традиции прикладываю правую руку к гермошлему для приветствия. Затем переношу ее на поручень кресла. Резко сжимаю рычаги кресла и выстреливаюсь в пустоту.

Привычной упругости воздуха не чувствуется. Чтобы меньше замерзало остекление гермошлема, переворачиваюсь на спину.

В беспредельной темноте черного неба светятся звезды, они кажутся очень близкими и какими-то не настоящими. Смотрю на высотомер - уже девятнадцать тысяч метров. На этой высоте падение происходит с наибольшей скоростью. Когда достиг высоты двенадцать тысяч метров, скорость уменьшилась, натяжные устройства высотного костюма ослабли. Свободно вздыхаю, выпрямляю тело и переворачиваюсь лицом вниз. Падать становится очень легко. Внизу Волга с ее многочисленными притоками. Хотя поверх высотного снаряжения надет морской спасательный жилет, купаться не хочется, решаю уйти от воды, выбрав ориентиром громадное поле, разворачиваюсь и под углом сорок пять градусов планирую в его сторону. На высоте тысяча пятьсот метров срабатывает сигнальное устройство. Через двадцать секунд прибор откроет парашют. В последний раз осматриваю свое снаряжение и берусь левой рукой за вытяжное кольцо. Выдергивать его не приходится, парашют открывается автоматически.

Осмотрел купол - всё в порядке. Снял остекление гермошлема и определил примерную точку приземления. Вот и земля. Устоял на ногах и пробежал метров двадцать, пока погасил парашют. Расстелил купол на земле, чтобы меня быстрее обнаружили с воздуха, и лег в центре.

Описание

  • высота прыжка - 25 458 м;
  • свободное падение -24 500 м;
  • время свободного падения - 270 с;
  • максимальная скорость свободного падения - 900 км/ч.;
  • температура за бортом выше 15 000м - -61° С

Андреев превысил бывший мировой рекорд свободного падения, принадлежавший Н. Никитину, на 9880 м.

Совершив первый прыжок в 1945 году Евгений Николаевич более полвека отдал небу. Он испытал не одну сотню новых парашютных систем, катапультных кресел и скафандров, обучал летчиков и космонавтов премудростям парашютного дела, опрыгивал гражданские и военные самолеты, чтобы найти пути безопасного покидания летательных аппаратов в аварийных ситуациях в воздухе.

За огромный труд и высокие достижения в области парашютизма полковнику Евгению Андрееву присвоены высокие звания: Героя Советского Союза (1962), "Заслуженный мастер спорта СССР" (1963), "Заслуженный парашютист-испытатель СССР" (1985 г.) и вручен знак под номером один. На его счету 4800 прыжков с парашютом, из них 8 мировых рекордов. Автор книги "Небо вокруг меня".

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Posted on Oct. 16th, 2012 at 10:53 pm | | |

Человек может прыгнуть с высоты совсем недалёкой от космоса. Это доказал австриец Феликс Баумгартнер. Его свободное падение началось почти в 40 километрах от Земли. Какое-то время он летел, обгоняя звук.

Шагнув в бездну, австриец Феликс Баумгартнер словно перешёл в другое измерение. Уже через 20 секунд он падал со скоростью реактивного самолёта, а через 48 Феликс впервые в истории человечества без каких-либо механических средств преодолел скорость звука.

Сразу после этого камеры показали, что Баумгартнер начал беспорядочно вращаться. Это именно то, чего больше всего боялись до прыжка - в разряженной атмосфере нет возможности опереться на поток воздуха и выровнять свое тело. Перегрузки от вращения могут достигать чудовищных величин - в прошлом несколько смельчаков так и погибли, прыгая в стратосфере.

"Атмосферы там практически нет. Плотность атмосферы там приблизительно в 100, а, может быть, даже и больше раз меньше, чем плотность на уровне поверхности Земли. С такой высоты падая, человек за 35-40 секунд наберет скорость 330 метров в секунду", - объясняет профессор кафедры "Космических систем и ракетостроения" Московского авиационного института Эрнст Калязин.

Прошло больше минуты с начала прыжка, а связи с Баумгартнером нет. Он в смертельно опасной среде, от которой его отделяет тонкая стенка специального скафандра. В начале прыжка он должен уберечь скайдайвера от стратосферного холода, потом от жара, который выделяется из-за трения скафандра о воздух. Но самое главное - до сих пор никто не знал, что будет чувствовать человек, преодолевая звуковой барьер.

Родным и коллегам оставалось надеяться только на огромный опыт самого известного в мире скайдайвера, что в переводе с английского означает "ныряющий в небо". 43-летний Феликс Баумгартнер шёл к этому рекорду долгие годы. На его счету множество опасных прыжков с парашютом, в том числе с самых известных небоскребов и памятников.

Но спуск из верхних слоев стратосферы - это нечто особенное, его ещё называют прыжком из ближнего космоса. И спустя 1 минуту 30 секунд с начала падения Баумгартнер вышел на связь.

Вот как сам он описывает свои ощущения в первые секунды этого сумасшедшего падения: "Я вдруг стал вращаться всё быстрее. И я пытался это остановить: вытянул одну руку - это не сработало. Потом другую руку. Но любое движение там запаздывает, потому что на такой скорости, в этом костюме невозможно предсказать, что будет дальше".

У Баумгартнера была кнопка выброса тормозного парашюта, он говорит, что несколько секунд колебался: тормозить или идти на рекорд. Похожий выбор только 52 года назад был у пилота Джо Киттенджера. Это он первым нырнул с высоты более чем 31 километр. Тогда он предпочёл раскрыть тормозной парашют. А теперь в свои 84 он выступает техническим консультантом Баумгартнера и помогает Феликсу побить свой же собственный рекорд.

Этот старт откладывался много раз. Ветер не давал возможности развернуть гигантский, высотой в 55 этажей купол стратостата. И когда, наконец, аппарат поднялся на 39 километров - весь мир замер в ожидании.

"Я стоял на краю и думал: как было бы здорово, если бы все, кто сейчас за мной наблюдает, видели то, что вижу я. Иногда тебе нужно забраться так высоко, чтобы понять, насколько ты маленький", - поделился впечатлениями скайдайвер Феликс Баумгартнер.

В СССР в 1962 году через два года после Джо Киттенджера тоже были попытки штурмовать стратосферу. Парашютист Евгений Андреев успешно прыгнул с 25 с километров, а его напарник Пётр Долгов шагнул следом и погиб из-за микротрещины в скафандре. А вот женский мировой рекорд по прыжкам из стратосферы с 1977 года и до сих пор у москвички Эльвиры Фомичевой - почти 15 километров свободного падения.

"Прыжок очень тяжелый. После 12 тысяч тяжело. Во-первых, это связано с безвоздушным пространством. Тело начинает распирать и общая нагрузка очень большая", - рассказывает рекордсменка мира Эльвира Фомичёва.

Есть ли какой-то практический смысл в таких рекордах - ответ на этот вопрос Феликс Баумгартнер готов искать теперь только на Земле. Своей возлюбленной он пообещал, что этот прыжок будет последним, и кто знает, продержится ли его рекорд ещё 50 лет.



  • Разделы сайта