Что такое спорт кратко. Основные виды спорта. Спорт в Средние века и эпоху Возрождения

Подростковая агрессия — это защитная реакция на происходящее вокруг . Все чаще мы сталкиваемся с ней в современном мире. Агрессия подростков как социальная проблема — одно из важных ее проявлений. Чаще она дает о себе знать в ответ на негатив, окружающий подростка. Ведь такое поведение не появляется с рождения. Люди, рождаясь, не могут быть трусливыми или эгоистами, они такими становятся в зависимости от среды, в которой живут и развиваются.

В основном причиной являются отношения в семье и в близком окружении. Такие факторы, как попытки постоянного контроля подростка и оказание на него давления, необоснованная критика, отсутствие внимания и любви, способствуют проявлению озлобленности к окружающему миру. Агрессия проявляется в возрасте 10-16 лет, в период переходного возраста. Это тяжелый для ребенка период, когда у него происходит половое созревание, он меняется как личность с психологической стороны. Под давлением изменений, происходящих в нем, подросток уверен в том, что сможет справиться со всеми взрослыми вопросами самостоятельно. Чувствует себя наравне со старшими людьми из его окружения и желает, чтоб отношение с их стороны было такое же. В этот период возникает желание изменить и покорить весь мир, но реализовать это все в жизнь дети просто не могут.

Агрессивность в подростковом возрасте — это, скорее, защитная реакция на то, что его окружает, чем нападение. В такой период родителям очень важно соблюсти эту грань: дать ему почувствовать себя взрослым, не забывая при этом, что он все еще ребенок. Уделять ему внимание и заботу. Чаще всего взрослые просто не готовы психологически к такому проявлению поведения своего чада и не знают, как ему помочь, как его лечить. Во время такого поведения мы просто не знаем, как себя вести в этой ситуации и что делать, как помочь.

Проявление агрессии у подростков

Психологи выделяют 2 вида агрессии: скрытая и открытая.

Открытая агрессивность проявляется в виде нанесения вреда окружающим его людям, предметам. Подросток так хочет проявить свой авторитет среди друзей, таким образом, самореализоваться. В случае неудачи они начинают красть, пить, курить, употреблять наркотические вещества, заниматься мелким грабежом или кончают жизнь самоубийством.

При скрытой агрессии дети все держат в себе, ни с кем не делятся своими переживаниями и проблемами. Они тихие и покорные, не проявляющие свое недовольство. Но, так как негативная энергия долгое время не находила выхода наружу, позже случаются нервные срывы, длительные депрессии, невроз.

Так, приступы агрессии проявляются в виде оскорблений родных, возникают конфликты с родителями. Подростки унижают всех, кто кажется им слабее. Бьют животных, занимаются вандализмом. При непонимании со стороны родителей могут уйти из дома. Они создают свои компании, в которых часто приветствуются алкоголь и наркотики. В таких компаниях свои правила, собственный жаргон, шутки, понятные только в этой среде. Трудным подросткам, не находящим понимания дома, там становится комфортно, и они все больше времени проводят с новыми друзьями, считая, что теперь это их семья.

Вернуться к оглавлению

Формы проявления подростковой агрессии

У каждого подростка агрессия выражается по-разному (в зависимости от характера ребенка и его отношений с внешней средой). Основные особенности проявления:

  • обида (часто обижается без особого повода на весь мир и на конкретного человека);
  • подозрительность (ребенок не доверяет никому, настроен отрицательно ко всем);
  • косвенная агрессия (распускает сплетни про кого-то, злобно шутит);
  • физическая агрессия (постоянно является участником драк);
  • раздражительность (очень вспыльчив и грубит без веской на то причины);
  • вербальная агрессия (проявляет свое отношение с помощью угроз и криков);
  • скрытая агрессия (не делает то, о чем его просят, говоря что забыл; старается подольше не выполнять просьбу, а то и забывает о ней).

Каковы причины агрессии у подростков?

Рассматривают 3 основные причины того, почему же возникает агрессия в подростковом возрасте: это ситуативные, семейные и личностные.

Личностные причины проявляются так:

  • ребенок чувствует себя одиноко;
  • неуверенный в себе;
  • раздражается без особой причины и обижается;
  • чувствует себя во всем виноватым;
  • активизируются гормоны вследствие полового созревания;
  • постоянно думает о худшем.

Ситуативные причины проявляются в определенных ситуациях в жизни ребенка:

  • заболевание;
  • просмотр жестоких фильмов;
  • долгое сидение за компьютером, компьютерными играми;
  • неправильное питание.

При умственных и физических нагрузках возникает переутомление организма.

Не всегда родители могут сдерживаться, это их не оправдывает, но и они зависят от многих окружающих факторов. Семейные причины агрессии подростков возникают из-за поведения самих же родителей при детях:

  • часто родители прилюдно унижают и оскорбляют ребенка;
  • не участвуют в его жизни, пуская все на самотек;
  • проявляют безразличие и враждебность к своему ребенку;
  • не дают ему проявить себя, подавляют его желания и эмоции;
  • контролируют каждый шаг подростка;
  • мало говорят о своей любви.

Определение спорта [ | ]

Не существует чёткого определения спорта, однозначно отделяющего собственно спорт от других видов досуга, хотя попытки определить границы понятия предпринимались неоднократно. Рабле употреблял слово desporter в значении забавляться . В современном значении это слово стал употреблять шотландский врач-психиатр Томас Арнольд , изучавший влияние физических упражнений на здоровье человека.

Сайт международного конвента «СпортАккорд », объединяющего свыше ста международных спортивных федераций, предлагает определение спорта, в которое входят следующие критерии: соревновательный элемент; отсутствие основанности правил на элементе случайности или везения; исключение ненужного риска здоровью и безопасности участников и зрителей; ненанесение умышленного вреда живым существам; и отсутствие монополии единственного производителя на необходимое оборудование.

Более узкое определение спорта даёт «Большая олимпийская энциклопедия » 2006 года, согласно которой центральным в понятии спорта является его физическая составляющая; кратко спорт определяется как «соревнования по различным физическим упражнениям и их комплексам, а также система их организации и проведения». Олимпийская энциклопедия сопровождает краткую характеристику расширительным толкованием, в которое помимо собственно соревнований и систем их организации входят также подготовка к соревнованиям (тренировка), специфические социальные отношения в этой области человеческой деятельности и общественно значимые результаты такой деятельности.

История [ | ]

Спорт в древности [ | ]

Зарождение физической культуры в целом и спорта в частности пытаются объяснить ряд теорий:

Существуют предметы и строения, говорящие о том, что на территории Китая существовала деятельность, подходящая под современное определение спорта, уже за 4000 лет до нашей эры. По всей видимости, гимнастика была популярным видом спорта в древнем Китае. В 1-м тысячелетии до н. э. среди простого народа была популярна «чжу кэ» - командная игра в мяч, в рамках которой различалось до 70 видов ударов и до 10 видов нарушений правил . Шумерская цивилизация оставила археологам ряд артефактов, свидетельствующих о популярности борьбы в Древней Месопотамии , включая каменные барельефы примерно пятитысячелетней давности и бронзовую статуэтку из , изображающую борцов и датируемую примерно 2600 годом до н. э. К этому же периоду относятся живописные изображения борцов в древнеегипетских гробницах Бени-Хасана , показывающие, что уже 4,5 тысячи лет назад в борьбе применялось большинство современных захватов . Изображения этой эпохи могут свидетельствовать о том, что в состязаниях по борьбе участвовали ливийцы и нубийцы, а также о наличии судейства. Более древние изображения могут быть также истолкованы как свидетельство о состязаниях в беге, с помощью которых, возможно, даже выбирались правители . В Древней Персии существовала конная игра чаутам, напоминающая поло . Этой игре, как и шахматам, стрельбе, метанию копья, борьбе и бегу мальчиков обучали в специальных воспитательных домах при дворе.

Спорт в Средние века и эпоху Возрождения [ | ]

После того, как в Европе на смену язычеству пришло христианство, занятия спортом пришли в упадок. Церковная доктрина считала упражнения для развития тела развращающими душу и отдаляющими человека от Бога. В 1-м послании к Коринфянам - каноническом христианском тексте - говорится:

Эти слова отражают раннехристианский подход к человеческому телу, коренным образом отличный от более позднего, закреплённого Никейским собором . Если для первых христиан тело - это храм Святого духа, то позже восторжествовала идея отказа от мирских благ во имя спасения души, из которой следовали требования аскетизма и «умерщвления плоти», представление о греховности физических упражнений. Один из отцов церкви Тертуллиан писал в трактате «О зрелищах» :

После превращения христианства в государственную религию Римской империи античная физическая культура пришла в упадок и уже в 394 году , при императоре Феодосии , последовал отказ от Олимпийских игр и олимпийского летосчисления. В дальнейшем спортивные состязания проводились от случая к случаю, только по специальным разрешениям и главным образом в восточной части империи (в последний раз в 520 году). После масштабных народных волнений 529 года император Юстиниан закрыл почти все организации и учреждения физической культуры, включая знаменитый Афинский гимнасий . Развитие спорта в западном мире остановилось на века, возобновившись лишь в эпоху Возрождения.

В этот же период глохнет физическая культура и на другом конце Евразии - в Китае, где под влиянием конфуцианства упал интерес к физическому развитию человека. Эта эпоха стала периодом дробления китайской лечебной гимнастики на множество сильно отличающихся направлений . Уроки восстания Жёлтых повязок побудили цзиньские власти в Китае запретить ношение оружия, что привело к появлению в народе новых форм борьбы без оружия, а также развитию фехтования на палках. В VI веке зарождается школа боевых искусств Шаолиня , затем аналогичные школы возникают и в других местах в Китае при поддержке буддийских монахов, а ещё позднее, уже в середине второго тысячелетия новой эры, похожий запрет на ношение оружия простонародьем привёл к появлению боевых искусств Японии, отличных от тех, которые развивались на континенте. В эпоху монгольского господства (династия Юань) распространение в Китае получили и другие виды спорта, связанные с военной подготовкой - верховая езда, стрельба из лука, различные виды борьбы. Японские самураи, которые даже с оружием начали проигрывать бои невооружённым крестьянам, в свою очередь разработали систему борьбы без оружия, получившей название «дзю-дзюцу» (на Западе - «джиу-джитсу »).

Несмотря на официальное отрицательное отношение христианской церкви к физической культуре властям приходилось не только поощрять подготовку рыцарства, бывшего основной военной силой в Западной Европе, но и закрывать глаза на народные игры и соревнования - в частности, в германских землях и в Ирландии, где традиция игр сохранилась до второй половины XII века . Ещё более терпимым было отношение к популярным у народа развлечениям в регионах, где господствовало православие . С ослаблением феодального гнёта в Западной Европе в период высокого Средневековья и позже в эпоху Возрождения сформировалась схожая для разных стран простонародная физическая культура, включавшая бег, прыжки, метание тяжестей и борьбу. Уже в XIII веке появляются беговые дорожки и начинается организованное производство коньков , а в XIV веке встречаются описания разнообразных игр с мячом - тенниса , файвза , бендибола , футбола (в Англии и в Италии, где игра носила название «кальчо»), боулинга , хёрлинга . В городах, где существовала цеховая культура, проводились соревнования между цехами в дисциплинах, связанных с основной профессией участников - в гребле, прыжках в воду, плавании у солеваров , в фехтовании у оружейников и т. д. С началом эпохи Возрождения в Западной и Центральной Европе возвращается интерес к гармоничному развитию человеческого тела. На смену рыцарству в качестве основы регулярных армий приходит пехота, а среди народных соревнований видное место занимают турниры по стрельбе (как из лука и арбалета, так и из огнестрельного оружия) и фехтованию. В XVI веке в Италии выходят трактаты с подробным описанием правил отдельных игр (в том числе кальчо) и методики тренировок. Во Франции в том же веке переживает бум жё-де-пом - предшественник тенниса. Современник-англичанин, посетивший Францию в конце века, писал, что число площадок для игры в мяч превышало там число церквей. В Нидерландах столь же популярной забавой стали коньки .

Спорт в Новое время [ | ]

Важный вклад в развитие физической культуры, как своего времени, так и последующих веков, внёс немецкий врач и филантроп И. К. Ф. Гутсмутс . Им были не только написаны учебники гимнастики и плавания, а также труд, популяризовавший спортивные игры, но и внедрены использующиеся до сих пор гимнастические снаряды, в том числе модернизированный гимнастический конь и турник , а также прыжки с шестом . Гимнастика активно развивалась на протяжении XIX века во многих европейских странах, где ей придавали прикладное значение в условиях роста национального самосознания и необходимости массовой военной подготовки. Свои гимнастические школы появились во Франции, Дании, германских государствах, Швейцарии, Чехии (в то время входившей в Австрийскую империю) и Швеции. Шведский педагог Ялмар Линг, сын терапевта Пера Линга , разработал ряд использующихся по сей день гимнастических снарядов - скамью с седлом (дальнейшее развитие гимнастического коня), бревно , шведскую стенку , прыжковый трамплин . В России к началу XX века особо популярными были чешская, шведская и немецкая гимнастические школы, а также собственная система физического воспитания, разработанная П. Ф. Лесгафтом .

Первые международные спортивные союзы по годам основания (приводятся по книге: В. В. Григорьевич. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М. : Советский спорт, 2008. )
Вид спорта Международные федерации спорта Год основания
Гимнастика Международная федерация гимнастики 1881
Гребля Международная федерация гребных обществ 1892
Конькобежный спорт Международный союз конькобежцев 1892
Боулинг Международная федерация боулинга 1895
Велосипедный спорт Международный союз велосипедистов 1900
Автомобильный спорт Международная автомобильная федерация 1904
Футбол Международная федерация футбольных ассоциаций 1904
Авиационный спорт Международная авиационная федерация 1905
Стрелковый спорт Международная федерация спортивной стрельбы 1905/1907
Парусный спорт Международная федерация парусного спорта 1907
Мотоспорт Международная федерация мотоспорта 1908
Плавание Международная федерация плавания 1908
Хоккей Международная лига хоккея на льду 1908
Крикет Международный совет крикета 1909
Лёгкая атлетика Международная ассоциация легкоатлетических федераций 1912
Теннис Международная федерация тенниса 1912/1913
Борьба Международная федерация объединённых стилей борьбы 1912/1914
Фехтование Международная федерация фехтования 1913

К концу XIX века в основном сформировались правила популярных спортивных игр. В Англии подлинно народной игрой становился футбол, развивались крикет и крокет , своих поклонников нашли завезенные из колоний поло , бадминтон , настольный теннис , лакросс . В США обрёл популярность бейсбол , развившийся из английской народной игры с битой. Во Франции особо популярными стали легкоатлетические соревнования, в 80-е годы сооружена конькобежная дорожка из искусственного льда. В разных странах зарождаются традиции вело-, а затем и автогонок . Большую роль в популяризации спорта и физической культуры сыграла международная Ассоциация молодых христиан (YMCA). Под её эгидой развивался институт спортивного тренерства, строились спортивные сооружения; деятельность Ассоциации привела к изобретению волейбола и баскетбола . В России один из деятелей YMCA основал Общество содействия духовному, нравственному и физическому развитию молодых людей «Маяк», просуществовавшее до Октябрьской революции . Другой популярной в России физкультурно-спортивной организацией стало Общество телесного воспитания «Богатырь», всего же подобного рода организаций к 1914 году насчитывалось в стране уже 360.

Уже с середины XIX века спорт вновь перерос национальные рамки, началось развитие международного спортивного движения. В 1851 году прошёл первый международный шахматный турнир , начались частным образом организованные «чемпионаты мира» по разным видам спорта. Зачастую такие соревнования проходили несколько раз в год в разных странах и по разным правилам, что стало толчком к организации международных спортивных союзов (первым из которых стал в 1881 году Европейский союз гимнастики - с 1897 года Международная федерация гимнастики) и унификации правил.

Также в середине XIX века начинаются попытки возрождения Олимпийских игр античности. Первые «Олимпийские игры» нового времени прошли в 1836 году в курортном местечке Рамлёса (Швеция) - их организовал для жителей соседних сёл ученик Пера Линга Густав Шаратау. Через два года была предпринята попытка возродить Олимпийские игры уже в недавно получившей независимость Греции, но дальше первых игр в деревне рядом с исторической Олимпией дело в этот раз не пошло. В 1859 году игры прошли уже в Афинах, с большим размахом, под патронажем короля Оттона , и включали соревнования в ряде спортивных дисциплин на восстановленном античном стадионе, а также состязания в искусстве в специально для этого построенном «Заппейоне» (названном в честь пожертвовавшего деньги на организацию Евангелиса Заппаса). Эти игры ещё были не международными в полном смысле слова - в них участвовали только этнические греки из разных стран. В дальнейшем игры в этом формате проводились ещё три раза - в 1870, 1875, и 1888-1889 годах.

Подлинным возрождением Олимпийские игры обязаны энтузиасту физического воспитания Пьеру де Кубертену . В начале 1880-х годов Кубертен с единомышленниками основал во Франции Национальную лигу физического воспитания, а в конце того же десятилетия - Комитет по пропаганде физического воспитания (вместе с министром просвещения Жюлем Симоном) и Союз французских атлетических обществ. В 1889 году по инициативе Кубертена в рамках Всемирной выставки в Париже прошёл конгресс по физической культуре, а в 1892 году он впервые выступил в Сорбонне с инициативой мультиспортивных международных соревнований - новых Олимпийских игр. Учредительный конгресс Олимпийских игр прошёл два года спустя при участии делегатов от 39 спортивных обществ Франции, Великобритании, США, России, Швеции, Испании, Италии, Греции, Бельгии и Нидерландов (были также получены заверения о поддержке из Австралии и Японии). Делегатами было принято решение, что первые Олимпийские игры современности пройдут в 1896 году в Греции, и был учреждён Международный олимпийский комитет . Первые Олимпийские игры прошли в апреле 1896 года. Соревнования проводились в греко-римской борьбе, велоспорте, гимнастике, легкой атлетике, плавании, стрельбе, теннисе, тяжелой атлетике и фехтовании - всего были разыграны 43 комплекта наград; планировавшиеся соревнования по гребле не состоялись из-за отсутствия участников. Всего в Играх участвовал 241 спортсмен из 14 стран (из них больше 200 от страны-организатора), медали в общей сложности завоевали спортсмены десяти разных стран . После этого Олимпийские игры современности проводятся каждые четыре года, за исключением годов, попавших на период мировых войн.

Тенденции спорта как массового зрелища получили развитие с появлением СМИ и глобальных коммуникаций. Спорт стал , что ещё больше увеличило его популярность. Современное постиндустриальное общество , базируясь на таких ресурсах, как информация и знания, используя возможности индивидуальных контактов людей при помощи интернет -технологий, активно культивирует интеллектуальные виды спорта, такие как покер и сетевые многопользовательские игры .

Профессиональный спорт [ | ]

Хотя первоначально спортивные состязания носили любительский характер и участники Олимпийских игр в остальное время были заняты трудом в других сферах деятельности, уже в античности, начиная с V в. до н. э. , сформировалась прослойка профессиональных атлетов. Система местных соревнований-агонов со значительными призами позволяла представителям низших классов, занимающимся профессиональным спортом, обеспечивать себе безбедное существование . Особое распространение профессиональный спорт получил сначала в эллинистической Греции, а затем в Древнем Риме , как результат изменения концепции физического воспитания: из подготовки бойцов всеобщего ополчения спорт превращался в зрелище, и целенаправленно им, как любым видом искусства, занимались лишь немногие . Созданный в I в. до н. э. образ профессионального атлета - кулачного бойца - работы Аполлония, сына Нестора , показывает, как далеко к этому времени ушла сама концепция спорта от его первоначальной идеи. Скульптурный портрет вместо гармонично сложенной фигуры человека-гражданина, характерной для классической греческой школы, передаёт с натуралистическими подробностями гипертрофированную мускулатуру профессионального бойца, сломанный нос, разорванные уши и шрамы, а также «спортивный инвентарь» - перчатки с железными вставками на руках.

После упадка спорта в целом в Средние века и его возрождения в новое время получил новое развитие и профессиональный спорт. Например, из общей массы любителей кулачных боёв в Англии в XVIII веке выделились лучшие мастера, поставившие эти развлечение на финансовую основу. Первую школу бокса в Англии открыл в первой половине XVIII века лучший боксёр-тяжеловес своего времени Джеймс Фигг , дававший уроки кулачного боя за плату . В середине того же века уже началась практика манипуляций с результатами боёв, позволявшая антрепренёрам получать значительные суммы денег.

В XX веке, когда большое развитие получила культура досуга , спортивные состязания и наблюдения за ними стали популярными развлечениями для зрителей и профессиональной деятельностью для спортсменов. Профессиональные спортсмены высокого уровня зарабатывают большие гонорары, а также получают доходы, рекламируя различные товары, и становятся знаменитостями - иногда исключительно в среде болельщиков, а иногда и среди большинства населения.

Для регулирования происходящего в профессиональном спорте образуются общие и узкоспециальные организации и ассоциации, которые объединяют спортсменов, тренеров , судей , а иногда и болельщиков .

Виды спорта [ | ]

Федеральный закон РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» для целей закона определяет:

Вид спорта - часть спорта, которая признана в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона обособленной сферой общественных отношений, имеющей соответствующие правила, утверждённые в установленном настоящим Федеральным законом порядке, среду занятий, используемый спортивный инвентарь (без учёта защитных средств) и оборудование.

Все виды спорта включаются во Всероссийский реестр видов спорта . При этом выделение отдельных видов спорта может не совпадать с принятым МОК: например, плавание , прыжки в воду , водное поло и синхронное плавание с точки зрения МОК представляют собой один вид спорта (их развитием руководит одна международная федерация - FINA), а с точки зрения законодательства России - разные виды.

Федеральный закон РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», кроме того, выделяет (для целей закона) следующие группы видов спорта:

Военно-прикладные и служебно-прикладные виды спорта - виды спорта, основой которых являются специальные действия (в том числе приёмы), связанные с выполнением военнослужащими и сотрудниками некоторых федеральных органов исполнительной власти … своих служебных обязанностей, и которые развиваются в рамках деятельности одного или нескольких федеральных органов исполнительной власти.

Национальные виды спорта - виды спорта, исторически сложившиеся в этнических группах населения, имеющие социально-культурную направленность и развивающиеся в пределах одного субъекта Российской Федерации.

Спортивные соревнования [ | ]

Спортивные награды [ | ]

Спортивные медали (награды) - это призы и награды, вручаемые участникам соревнований и т. п. в основном победителям, призёрам, абсолютным победителям.

К спортивным призам и наградам, вручаемых победителям и призёрам спортивных соревнований, относятся:

Спорт в России [ | ]

Спорт в России - один из наиболее востребованных видов деятельности. Спортом занимаются профессионально и любительски. Любительский спорт тесно связан с понятием физкультуры. Многие российские спортивные школы являются ведущими в мире. Доказательством тому - высокие достижения на самых престижных спортивных соревнованиях, таких как Олимпийские игры , чемпионаты мира и Европы по различным видам спорта. Многие российские спортсмены являются мировыми спортивными «звёздами».

Регулированием спортивной сферы в РФ занимается Министерство спорта Российской Федерации.

По данным на 2008 год, в России имелось 2687 стадионов с трибунами на 1500 мест и более, 3762 плавательных бассейна, 123,2 тыс. плоскостных спортивных сооружения . В 2008 году численность занимавшихся в спортивных секциях и группах составляла 22,6 млн человек, в том числе 8,1 млн женщин.

Критика [ | ]

В конце XIX века, когда спорт уже превращался из увлечения аристократов в жанр массовых зрелищ, американский социолог Торстейн Веблен в своём труде «Теория праздного класса » писал, что спорт «предназначен только для праздных бездельников, то бишь для аристократии или промышленников, стремившихся выместить в спорте обиды, нанесенные их престижу», тогда как для трудящихся он совершенно бесполезен. С точки зрения Веблена, современный ему спорт являлся не более чем атавистическим пережитком варварского периода в истории человечества .

Большой спорт уже давно начинается там, где утрачивается связь со здоровьем. Самое мерзкое, что можно себе придумать, - это спорт как эквивалент. Эти люди аргументируют так: сегодня нужно думать больше, чем в 1880 году. Поэтому необходимо заниматься спортом, чтобы компенсировать это. Даже помимо того, что сначала пусть мне докажут, что сегодня нужно больше думать, чем в 1880 году, - почему тот факт, что людям сегодня труднее справляться со своими делами, чем в 1880 году, дает право считать, что они могут стать более выносливыми телесно?
Апологеты спорта (даже «критики», и в первую очередь именно они), придерживающиеся этой теории о его истоках, постоянно ищут нечто, что «на самом деле» (в лучшем немецком смысле слова) стоит «за спортом» и могло бы если не освятить спортивные действия, то хотя бы «облагородить» их. Поэтому я не могу отделаться от впечатления, что подобная потребность придать спорту трансцендентное величие (како-го бы то ни было рода) носит некоторые черты самооправдания, что люди все же «втайне» слегка стесняются своего восторга (как потребители спорта), своей страсти (как активные спортсмены), своей профессии (как спортивные журналисты), своей области (как социологи спорта) и именно поэтому любят искать его отражения в «принципиальных» моментах (где-то между богоугодностью, естественностью и истинной сущностью человека, между идеализированным индивидуализмом и духом общности, между целостностью и здоровьем, жертвенностью и преодолением себя, эстетикой и экстазом, эросом, смертью и преображением).
Подростки продают себя в полурабство за миллионы долларов, спортсмены-«любители» получают такие серые доходы, что, став профессионалами, жалуются на финансовые потери. А использование запрещенных препаратов сопровождает отчаянное желание выиграть. Картина в целом выглядит отталкивающе. […]Обобщая вышесказанное, спорт - это «искаженная капитализмом форма игры». Спорт - не бегство из мира труда, но, скорее, четко структурированная и функциональная копия этого мира. Спорт не компенсирует фрустрации, вызванной отчуждением труда в капиталистическом обществе, он заманивает незадачливого спортсмена или зрителя во вторичный мир работы, более авторитарный и репрессивный и менее различимый, чем сама экономическая сфера. Капиталистическое общество по своей сути ориентировано на высокие достижения и соревнование, а спорт оказывается чистой моделью такого общества. Вот что не так со спортом. Общество нуждается не в большем напряжении для достижений, а в свободе от бесконечной погони за рекордом и от «бесчеловечного абсурда воли к победе». Обществу нужна игра, а не спорт, не «принцип реальности» (Realitaetsprinzip), а «принцип удовольствия» (Lustprinzip). Спорт репрессирует, игра эмансипирует.

См. также [ | ]

Примечания [ | ]

  1. Не одно и то же//Советский спорт № 143(11762) от 20 июня 1986
  2. Definition of sport (англ.) . SportAccord . Проверено 19 июня 2013. Архивировано 19 июня 2013 года.
  3. Спорт - статья из Большой олимпийской энциклопедии (М. , 2006)
  4. , с. 4.
  5. История физической культуры и спорта (неопр.) . Общеуниверситетская кафедра физической культуры и спорта СПбГУ . Проверено 21 июня 2013. Архивировано 24 июня 2013 года.
  6. , с. 5.
  7. Jeff Hartsell. Wrestling "in our blood," says Bulldogs" Luvsandorj (англ.) . The Post and Courier (17 March 2011). Проверено 20 июня 2013. Архивировано 24 июня 2013 года.
    Undefeatable giants // The Report: Mongolia 2012 . - Oxford Business Group, 2012. - P. 239. - ISBN 1907065539 .
  8. Robert Crego. Sumo Wrestling // Sports and Games of the 18th and 19th Centuries . - Westport, CT: Greenwood Publishing Group, 2003. - P. 34. - ISBN 0-313-31610-4 .
  9. , с. 10.
  10. Bob Dellinger. The Oldest Sport (неопр.) . Mount Lebanon school district. Проверено 20 июня 2013. Архивировано 24 июня 2013 года.
  11. , с. 8-9.
  12. В. В. Григоревич. Физическая культура стран Древнего Востока ISBN 978-5-9718-0254-9 .
  13. В. В. Григоревич. Физическая культура народов Америки в период до европейской колонизации // Всеобщая история физической культуры и спорта. - М. : Советский спорт. - ISBN 978-5-9718-0254-9 .
  14. , с. 14.
  15. В. В. Григоревич. Физическая культура Древнего Рима // Всеобщая история физической культуры и спорта. - М. : Советский спорт. -

Введение

Какую роль играет спорт в жизни человека? Во всём мире люди видят её по-разному. Одни очень прохладно относятся к спорту (некоторые даже считают его бесполезной тратой времени). Другие люди понимают смысл спорта и их, к счастью, больше, чем первых. Причём каждый из них может иметь разное отношение к спорту: кто-то предпочитает смотреть его по телевизору, кто-то - заниматься каким-либо видом спорта или общефизической подготовкой, ну а для кого-то спорт - это средство существования. Среди последних могут быть действующие спортсмены, тренеры, врачи, директора спортивных обществ, попечители спорта и др. И каждый из них вносит свой вклад в развитие спорта на нашей планете.

Спорт обладает удивительными свойствами. Он может объединять людей, знакомить их между собой, в большинстве случаев спорт укрепляет здоровье, характер и даже умственные способности людей, которые им занимаются, развивает в них такие навыки как скорость, ловкость, реакция, координация, выносливость, терпение и сила. Спорт делает людей более устойчивыми к негативным факторам внешней среды. Он часто приносит людям массу положительных эмоций, например, при победе любимой команды или при достижении человеком какого-то результата в нём.

Человек всегда старается упростить себе жизнь. Физический труд для него перестаёт иметь значение в связи с развитием техники. Человек постепенно теряет заложенный в нём физический потенциал, становясь дряхлым по сравнению со своими далёкими предками. На него очень плохо могут влиять такие соблазны, как спиртное, табак и наркотики. Спорт противоположен этим злым факторам и служит той альтернативой, которая не даст человеку стать алкоголиком, курильщиком и наркоманом. Роль спорта в нашей жизни очень велика .

Понятие спорта

Спорт (англ. sport , сокращение от первоначального англ. disport - "игра", "развлечение") - организованная по определённым правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических и интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе.

Спорт представляет собой специфический род физической и интеллектуальной активности, совершаемой с целью соревнования, а также целенаправленной подготовки к ним путём разминки, тренировки, в сочетании с отдыхом, стремлением постепенного улучшения физического здоровья, повышения уровня интеллекта, получения морального удовлетворения, стремления к совершенству, улучшению личных, групповых и абсолютных рекордов, славе, улучшения собственных физических возможностей и навыков.

Спорт - составная часть физической культуры. Это собственно соревновательная деятельность и подготовка к ней. В нём ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, мобилизация физических, психических и нравственных качеств человека. Массовый спорт даёт возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие.

Спорт высших достижений - это единственная модель деятельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных физических и практических пределов здорового человека. Цель спорта высших достижений - это достижение максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях.



  • Разделы сайта