Церковь против игры в футбол. Игра в футбол - это грех. Почему церковь не играет в футбол

Далеко не все бабушки любят сидеть с малыми детьми. Тому есть тысяча причин - от личного эгоизма до следов советской идеологии. И редкая пенсионерка осознает, что именно внуки могут подарить ей лишние десять лет жизни без болезней и депрессий.

Недавно британские ученые опубликовали результаты почти полувекового исследования, которое проводилось в деревнях Гамбии, самой отсталой страны Африки. Эти данные претендуют на звание новой сенсации. По крайней мере они заставят заново пересмотреть наши взгляды на жизнь.

Надо сказать, что племена, живущие в этом уголке планеты, затормозились в своем развитии века на три-четыре, а может, и больше. Ученые наблюдали за жизнью местных с начала 1950-х, пытаясь воссоздать процессы, некогда имевшие место быть. Среди прочего они обратили внимание на феномен: продолжительность жизни ребенка и способность выживать зависят от его близости к матери и бабушки с материнской стороны. Ни муж, ни вторая бабушка, ни тети с дядями никак не влияют на здоровье ребенка.

И тут ученым открылась великая тайна - почему женщины, вступившие в менопаузу, живут так долго (по сравнению с ровесниками-мужчинами). Они не способны к воспроизводству и (формально) уже не нужны природе, но внуки без них умерли бы от нелепой случайности или болезни. Зачастую матери племени не способны уделить ребенку столько времени, сколько ему отдают бабушки. Пожилые женщины в своей забытой богом стране сохраняют активность вплоть до момента взросления самого младшего внука.

У нас же тесные связи «бабушка-внуки», увы, потеряны.

А ведь в дореволюционной России малые дети воспитывались исключительно дома. Лет до десяти ребенок был ограничен кругом домочадцев. Люди состоятельные нанимали гувернеров и приходящих учителей, люди попроще передавали свой опыт в повседневном общении. И бабушка в обоих раскладах была незаменима. Выражение «что старый, что малый» иллюстрирует такой подход: взрослые люди живут активной жизнью, дети и старики выключены из нее, поэтому должны держаться вместе.

В антропологическом сборнике XIX века, посвященном разным этапам взросления женщины, приведены слова немецкого проповедника Фроммеля: «Почему это бабушки и внуки так хорошо понимают друг друга и находятся между собой в таком искреннем, ничем не омрачаемом общении? Потому что они одинаково близки к небу: одни только что пришли оттуда, другие собираются вскоре возвратиться туда».

Испокон веков бабушки и дедушки были хранителями семейных преданий. Они рассказывали внучатам истории о прежних временах, и все это было так мило, пока не случилась революция. Стране понадобились трудящиеся, а не темные личности, бегущие с работы в лоно семьи. Человеком, у которого за спиной стоит маленькая, но крепкая община, невозможно управлять. Поэтому семья разрушалась явными и тайными методами.

Сначала была провозглашена свобода полового общения. Гражданским браком называлось все что угодно. Старой доброй уютной семьей тут даже не пахло. Женщине разрешили работать и занимать любые должности. Ее взяли «на слабо»: сидела забитая клуша много веков подряд, докажи-ка, что ты можешь утереть мужику нос. Клуша метнулась на фабрику.

Потом большевики развернули антирелигиозную пропаганду. И матери стали отлучать детей от стариков в страхе, что те расскажут им о Господе нашем Иисусе Христе. Затем на арене появился Сталин с лозунгом «Дети не отвечают за своих отцов». Буквально это касалось расстрельных статей, но дало рикошетом по всем областям сознания - дети и вправду открестились от родителей, конфликт поколений стал модной темой. Молодым очень просто внушить, что они и лучше, и умнее тех, кто их породил.

Бабуля за деньги

Социологи говорят, что есть две схемы воспитания молодежи: американская, в которой каждый сам за себя, и европейская, где юношу подпитывает семья. Американец уходит в мир, окончив школу, отрясает прах родителей со своих ног, строит судьбу без оглядки на семейную историю. С одной стороны, это прекрасно. Пример тому - Опра Уинфри, выросшая в трущобе, испытавшая в детстве все ужасы жизни дна и ставшая ведущей номер один. С другой стороны, велик риск «потеряться», просто исчезнуть на пути к блистательному будущему только потому, что кто-то вовремя не подставил плечо и не дал взаймы три рубля.

Европейская схема куда более человечна. Ребенок растет, а за ним уже стоит семейный капитал, семейный бизнес. Если у него нет ни энергии, ни идей, он просто вливается в производство, выстроенное его родителями. Если идеи имеются, семья наскребает по сусекам средства и знакомства. Такое молодое поколение надежно защищено от неудач, вхождение во взрослый мир происходит мягче и приятнее.

Обе схемы работали в старые времена, кое-как работают и сейчас (вспомним хотя бы клановую систему Британии). Россия советского периода пошла по американской дорожке, не обеспечив молодежь законами, льготами, правами.

В результате мы получили несколько поколений людей, лишенных семейных историй и индивидуальности. С потерей родовой памяти разомкнулись звенья поколений.

Оставим в покое благополучные семьи с традициями, выходцев из русской (впоследствии советской) интеллигенции, уцелевшей во времена репрессий. Они придерживаются дореволюционных канонов, любят своих детей, дают им хорошее воспитание, в том числе внутри семьи. Поговорим о среднестатистической семье из народа (целиком или отчасти).

В каком-то смысле повезло детям, которые росли в 60-80-е годы под опекой выписанных из деревень старушек. Такие бабушки могли быть необразованны и даже практически неграмотны, зато рассказывали народные сказки, отлично крутили котлеты и внимательно относились к детским капризам. Нынешнее поколение обделено участием взрослых.

Бабушки начала XXI века образованны куда лучше, но и претензии к жизни у них куда выше. Они находятся под влиянием пропаганды вечной молодости и достаточно равнодушно относятся к тому, во что превратится их род. Такие бабушки хотят жить в свое удовольствие.

Брать деньги за воспитание внуков для них - обычная практика. Общее место - слезы матери, вынужденной работать сверхурочно и умоляющей собственную маму или свекровь забрать ребенка на три часа, потому что няня приболела. В ответ она слышит грозное: «Нет, даже думать забудь, сама родила - сама крутись». Подтекст: «Лучше б не рожала, мне было бы спокойнее».

На этом фоне практически ангелами смотрятся бабушки и дедушки, полностью берущие на себя ответственность за малышей. На детских площадках их жалеют в голос, а те только молча улыбаются. Они-то понимают: таким способом продлевается их жизнь.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Ольга Силина, детский психолог:

«Для любой бабушки внуки становятся возможностью пережить вторую молодость. В отличие от детей внуков не нужно воспитывать - их можно просто баловать, относиться к ним безоценочно. Как правило, бабушки не хотят сидеть с детьми тогда, когда чувствуют, что их используют: „сгружают“ им детей в выходные или на время отпуска, не интересуясь планами самих бабушек».

Почему бабушки сидят с внуками:

  • пытаются взять реванш. В особенности это относится к женщинам, поднявшим семью без мужа, исполнявшим для детей функции папы и мамы в одном лице. Матери-одиночки привыкают к полновластию. Когда их работа выполнена, ощущение внутренней пустоты становится нестерпимым. Взяв внуков в свои руки, они вновь могут встать у руля семьи, диктуя вечно отсутствующим родителям, что они должны делать и чего не должны;
  • борются с чувством «я никому не нужна». Вариант предыдущего расклада, только на месте властной экс-папы-мамы здесь мы видим женщину, для которой самоотдача стала смыслом жизни. Она не стремится руководить, счастлива исполнять самые неблагодарные поручения, превратиться в няню, прислугу, поломойку - лишь бы быть актуальной в молодой семье;
  • продлевают молодость. Сознательно: маленький ребенок на руках дает иллюзию второй жизни. Многие бабушки воспринимают внуков как своих детей. И подсознательно: близость юной жизни питает жизнь старую. Есть народная примета - ребенок не должен спать в одной постели со старухой, потому что она сосет из него силы. В реальности при напряженно работающих родителях именно так и происходит, но ребенок прекрасно растет и набирает вес, обожает бабулю, а старушка расцветает на глазах. Только что она вздыхала, охала, ползла на погост - и вот уже баюкает малютку в три часа ночи, а в девять утра гуляет с ним в парке;
  • отрабатывают должок. Речь идет о чувстве вины, которое испытывают некоторые бабушки (им толком не удалось побыть мамами). В некоторых семьях так заведено: молодая женщина работает, общается, куда-то ходит, старая сидит с детьми и следит за домом. Когда время тусовок и ударного труда проходит, стареющая женщина запоздало хочет исполнить свой материнский долг;
  • любят детей. Вы будете смеяться, но такие люди все еще живут среди нас. Им не интересен личностный рост, карьера, сериалы, досуг на лавочке с соседками. Они получают заряд бодрости от общения с детьми. Им нравится читать вслух сказки. Они с удовольствием водят малышей в кружки и учат вместе с ними английские слова.

Почему бабушки не сидят с внуками:

  • хотят отдохнуть наконец. Если послушать таких лжебабушек, выходит, что они всю жизнь горбатились на своих детей. И вот теперь они хотят посвятить последние годы жизни себе. Если расспросить их детей, окажется, что матери никогда особенно не интересовались их жизнью, постоянно попрекали куском, не давая тепла;
  • ненавидят невестку. Социологи говорят, что охотнее сидят с детьми бабушки с материнской стороны. Если мать вырастила сына в одиночестве, он для нее является тем самым мужчиной, от которого трудно отказаться. Достаточно легкого шторма в семье сына, и она уже трубит на всех углах о мерзких качествах невестки. Внук, с одной стороны, любим как часть ее обожаемого сына. С другой стороны, он несет в себе гены ненавистной разлучницы. Бабушка, сама того не желая, начинает манипулировать внуком, настраивая против матери. Возникает конфликт, который часто решается способом: «Эта бабушка с моей деточкой сидеть не будет»;
  • продлевают молодость (альтернативная программа). По этому пути обычно идут образованные бабушки. Они находят себе работу. Уходят с головой в хобби. Занимаются общественной деятельностью. Ходят на утренние сеансы в кино и кафе с подругами-киноманками. Они говорят: «В наше время ничего такого не было, хочется схватить кусочек жизни». За настоящей жизнью они также ездят в Европу, наблюдают там быт местных стариков и все больше уверяются в правильности своей позиции;
  • погружаются в сериалы. Бабушки попроще меняют реальный скучный мир со множеством обязанностей на волшебный мир сериалов. Эмоциональная жизнь одиноких стареющих женщин скудна. Ее полностью может заместить 124-серийная сага о судьбах бразильских миллионеров. Герои фильма становятся их близкими друзьями, а галдящие дети мешают следить за перипетиями сюжета.
  • просто не любят детей. Не любят людей. Не любят себя. Если ваша мать, свекровь, вы сами, наконец, уже обрели гордое звание «бабушка», однако оправдываете свое нежелание нянчиться с внуками вышеперечисленными причинами, вспомните о племенах Гамбии. Не надо пытаться перехитрить мировой порядок. Вы можете урвать для себя еще десять лет счастливой трудовой жизни, вы можете делать вид, что часы остановились, но именно маленькие надоедливые мерзавцы способны избавить вас от болезней, дать дополнительный ресурс, который вы ищете в кабинетах красоты и тренажерных залах. Молодая бабушка - это не так омерзительно, как кажется на первый взгляд.

И удаляй печаль от сердца твоего,
и уклоняй злое от тела твоего,
потому что детство и юность - суета.
Еккл. 11, 10

В эти дни футбольные фанаты активно сопереживают пробившимся в финальную стадию чемпионата мира командам. Когда-то и я с нетерпением ждал этого фееричного шоу, а совсем в юном возрасте сам активно занимался профессиональным футболом и конечно же мечтал стать суперзвездой.
Но все меняется, и вот я уже абсолютно не интересуюсь ни футболом, ни каким-либо еще видом спорта, и все, на что меня хватает - утренняя зарядка. Активных болельщиков я окончательно перестал понимать. Еще не много, и я перейду в фазу активного их осуждения, что, конечно же, грех.
Неоднократно обсуждая сей вопрос среди друзей и знакомых, я наткнулся на любопытный материал православного автора под заголовком "Православие и спорт: размышление на тему".
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/15p/ponomarev/sport/contents.html
На мой взгляд, это замечательный анализ спортивного вопроса с позиций православия. После прочтения все точки над "i" оказались расставлены.

В КАЧЕСТВЕ ВВЕДЕНИЯ:
Среди людей церковных существует масса предубеждений против спорта, которые, как правило, возникают на основе их личного негативного спортивного опыта. Например, известно мнение, что святые отцы Древней Церкви крайне отрицательно относились к спорту или что христианам нельзя играть с мячом, поскольку когда-то подобные игры придумали язычники, игравшие в них головами казненных за веру христиан.

Когда слышишь подобные заблуждения, становится интересно: как есть на самом деле? Что христиане древности писали о спорте? На основе чего появилось мнение, что футбол-де - игра антихристианская по своей сути? Все это - уже повод хотя бы для самого поверхностного исследования.

Но современный спорт ставит куда более сложные вопросы, требующие осмысления. Есть вещи, которые христиане принять никак не могут: культ денег, допинг, идея национального престижа, дух вражды и соперничества, спортивные хулиганы. Должно ли быть так? И может ли быть иначе? Неужели современный спорт - дело богопротивное? Если да, то любое дальнейшее обсуждение бесполезно и не представляет никакой ценности. А если нет, то может ли путь спортсмена стать дорогой христианина в Царствие Небесное?

НЕМНОГО О ФУТБОЛЕ:
Английская Церковь была против футбола, и на то были веские причины. Жесткие столкновения игроков часто приводили к смертельным исходам и тяжелым повреждениям. Время, в которое играли, тоже было неудачным. Матчи проходили в воскресные дни, после литургии, на масленой неделе, в Великий пост. Словом, грубая игра, сопровождавшаяся отборными ругательствами, никак не способствовала спасению души человека, а, напротив, вводила его в неистовое, греховное состояние. Подчас из-за футбола происходило откровенное святотатство. Например, был зафиксирован случай, когда в качестве футбольного поля использовалось кладбище. Именно поэтому в церковных кругах футбол называли игрой «недостойной и бессмысленной».

А теперь перенесемся в наши дни. Возникает вопрос: а далеко ли в цивилизованную эпоху мы ушли от средневековых англичан? Ответ найдется на ближайшем дворовом футбольном поле или на баскетбольной площадке. Ругательства, которым наверняка удивился бы даже житель средневековой Англии, разлетаются на сотни метров вокруг. А выражения типа «сейчас ноги переломаю» (или «руки вырву», если играют в баскетбол) слышатся с периодичностью в 10-15 минут. Игра подчас не сплачивает людей, а, наоборот, разъединяет. Закадычные друзья ссорятся, становятся врагами. Конфликтные ситуации возникают то и дело. И глядя на все это, невольно задаешься следующим вопросом: так может ли вообще христианин играть в футбол?

Рискну ответить: может. Исходя из слов Климента Александрийского, футбол полезен для здоровья, прекрасно развивает различные физические навыки. Но, принимая во внимание все написанное выше, следует отметить, что христианин, играющий в футбол, несет дополнительную нравственную ответственность.

Христианин должен оставаться христианином всегда, иными словами, сохранять образ Божий в том числе и на футбольном поле, собственным примером являть остальным доброту и любовь. Игра в футбол вполне может быть доброй, веселой, возогревать в людях дружеские чувства и дух товарищества. Разумеется, иногда этого сложно достичь, почти невозможно, тогда лучше во избежание греха все же удалиться.

ОЛИМПИЙСКИЕ РЕКОРДЫ:
Когда в 1894 году усилия барона Пьера де Кубертена по возрождению Олимпийских игр увенчались успехом, цели большого спорта вполне согласовывались с жизнью христианина. Прежде всего, родоначальник олимпийского движения хотел, чтобы человечество перестало озверевать. Международные и гражданские войны последних столетий ему крайне не нравились. И он нашел выход - некий идеал - в придуманной античности. Он решил, что нужно возобновить проведение Олимпийских игр, чтобы в жизнь человека вернулись красота и гармония. Главное, что пленило де Кубертена в античной идее олимпизма,- прекращение войн на весь период проведения соревнований, олимпийское перемирие. Иными словами, идея заключалась в том, чтобы, участвуя в соревнованиях в качестве спортсменов или болельщиков, люди прекращали враждовать, становились дружелюбными, благородными, а главное - увидели окружающую их красоту. Стирались бы национальные границы, поскольку в соревнованиях принимали бы участие не государства, а атлеты. Национальный эгоизм уступал бы место единству, политика - красоте, война - дружбе.

В начале своего существования цели большого спорта вполне соответствовали словам апостола Павла о естественном нравственном законе, когда язычники могли познавать Творца, сотворившего окружающую их красоту. Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах (Рим. 2, 14-15). Выступление спортивных гениев поистине невольно становилось гимном совершенству творения.

Но… «так погибают замыслы с размахом, вначале обещавшие успех». Не успело олимпийское движение встать на ноги, как почти сразу превратилось в орудие политических игр. же в 1920-х годах в олимпийский лексикон прочно вошло понятие политического протеста, когда на Олимпийские игры сознательно не были приглашены атлеты из Германии и Советской России. Кроме того, появились прецеденты разнообразных демаршей, которые устраивали спортсмены, несогласные с политикой какого-либо государства. На протяжении всего XX века национальный и политический аспекты только усиливали свое влияние в олимпийском движении. С течением времени противоречий становилось все больше. Допинг, политическое давление, деньги - все это разрушило идеи барона де Кубертена.

ВЫВОДЫ:
1. С точки зрения христианина спорт действительно явление сложное, неоднозначное и противоречивое по своей сути. Его нельзя отнести к вещам, которые способствуют нравственному и духовному совершенствованию человека, но в то же время нельзя включить в список порождений зла. Зло вообще лишено творческого начала и может только испортить уже сотворенное.

2. Православное христианство всегда обращается к творениям святых отцов и учителей Церкви. Великие мужи прошлого оставили нам наследие, в котором можно найти ответ на любой злободневный вопрос.
В случае со спортом ситуация как раз такая. О современном спорте отцы не писали, но писали о вещах похожих. Они осуждали в спорте то, что уводит человека от Бога. Тщеславие - главный грех спортсменов во все времена. Ради лаврового венка и земной славы олимпийцы тренировались всю жизнь, гладиаторы гибли на аренах Колизея. В наши дни из-за желания побед, денег, признания ломаются жизни и души спортсменов. Бывает, происходит откровенная ложь: понятие «допинг» уже давно прочно вошло в спортивный лексикон. Подобное всегда происходит из-за того, что спорт становится главной ценностью жизни, а о Боге человек забывает.
Святые отцы осуждали неистовое, греховное состояние, в которое впадал человек, приходивший на трибуны. История повторяется. Спортивный фанатизм стал одной из основных проблем современного спорта и в то же время естественным следствием спортивной политики последних десятилетий.

3. Спорт способен быть безобидным увлечением, и, более того, в каком-то смысле он может способствовать достижению целей христианства. Святые отцы лишь намекали на это в своих творениях, говоря о том, что спорт полезен для здоровья, а также закаляет характер, прививает такие важные качества, как целеустремленность и усердие.

4. Спорт прочно вошел в нашу жизнь. Наряду со всеми противоречиями и минусами в нем присутствует немаловажный аспект, благодаря которому человек может неявно увидеть Истину или, по крайней мере, вспомнить о Ней. Задача христианина, который как-то связан со спортом,- собственным примером демонстрировать окружающим неравнодушие к Истине. Указывать на то, как надо, как должно быть. Иными словами, христианин должен оставаться христианином везде: на спортивных аренах, в кабинете врача команды, в тренажерном зале и даже на трибуне стадиона.

В России начался чемпионат мира по футболу. Что же говорили святые и богопросвещённые старцы нашей Православной Церкви о подобных зрелищах вообще и о футболе в частности?

В книге "Житие преподобного Василия Нового и видения ученика его Григория" есть эпизод, когда Григорий пишет об одном случае из своей жизни: "Встав, я тотчас же пошел к отцу моему Василию. В этот день были конские скачки, куда собрался весь народ. Я уже давно не ходил на это позорное зрелище, услышав об этом грозные слова Иоанна Златоустого.

И вот, когда я пошел к святому и был близ этого позорного зрелища, на месте, называемом Диоптин, у меня вдруг явилось сильное желание узнать, закончился ли первый бег коней и, преследуемый этим желанием, я невольно остановился и стал смотреть на это позорное зрелище. Придя затем к святому, я нашел его в молчальной келлии на молитве и, войдя туда, сделал ему обычный поклон.

Тогда он, благословив меня и сотворив надо мною молитву, сказал мне с великим гневом: «... Вот человек, который оставил плач о грехах своих, перестал со слезами молить об их прощении и помышлять о том, как придется стать пред судилищем Христовым... И не только это, но и на ипподром зашел, где неразумные люди радость бесам доставляют, угождая им этим позорным зрелищем. Поистине диавол внушил тебе эти мысли и тем самым дважды заставил тебя согрешить!»

Если святой Василий Новый с великим гневом говорил о том, что христиане смотрят на конские бега, то что бы он сказал о нашем времени, когда миллионы православных христиан, или на огромных стадионах или уставившись в "икону зверя" (телевизор), временами громко крича и размахивая руками, смотрят на то как 22 здоровых мужика бегают по полю, занимаясь, строго говоря, безсмысленным делом - отчаянно пытаются забить мяч в сетчатые ворота?

Откуда вообще появилась эта игра? Преподобный Варсонофий Оптинский сказал о родоначальнике футбола следующее: "...Гипноз – злая, не – христианская сила… Точно также вновь появившаяся игра футбол... Не играйте в эту игру и не ходите смотреть на нее, потому что эта игра также введена диаволом , и последствия ее будут очень плохие". Итак, святой Варсонофий Оптинский определенно заявил, что футбол - это дьявольское изобретение.

Подтверждают это и современные нам старцы. Так, старец схиархимандрит Серафим (Звягин) говорил: "Апостолы шли за Христом, не боялись, а сейчас молодые священники в футбол играют, телевизор, игры... Футбол, хоккей - бес мяч кидает, а люди бегают ".

Духовник Свято-Успенского Одесского мужского монастыря, старец схиархимандрит Иона (Игнатенко), в своей проповеди также говорит о дьявольской сущности футбола: "В церковь сейчас не так много ходит народа. А если на баловство, то весь мир подключается... Если приезжает футбольная команда заграничная, то сто тысяч на стадион собирает, а остальные все у телевизоров сидят. И даже соблазняются и монахи, и священники... туда идут на футбол. А что эта игра? От игры хлеба не будет, дорогие. Это играют маленькие дети, а взрослым не надо играть... А что эта игра дает толку? Дьявол говорит, я вам дам игру, только чтобы вы не молились: футбол - шарик, волейбол - шарик, теннис - шарик, бильярд - шарик... Игра есть шарик. Нате вам шарик, катайте этот шарик, только не молитесь Богу ".

Давайте же, братья и сестры, не будем увлекаться игрой, придуманной дьяволом для того, чтобы отвлечь людей от Бога, от покаяния. Время дорого, оно, по словам преподобного Серафима Саровского, дано нам для стяжания Духа Святого, для того, чтобы мы успели что-то сделать во спасение своей души и во славу имени Божьего. Аминь.



  • Разделы сайта