Стиль фанатов в европе. Как выглядят футбольные фанаты в разных странах европы. Одежда футбольных фанатов Германии


Какие ассоциации возникают у вас при словосочетании «футбольный фанат» или «футбольный хулиган »? Чаще всего на ум приходит пьяный подросток в потрепанной куртке, тяжелых армейских ботинках и футбольном шарфе. Действительно, первые футбольные фанаты были пьяными, немытыми и плохо одетыми, ведь Англия родила не только любимую мужскую забаву футбол, но и научила из-за него драться. Однако в 80-е годы ситуация изменилась. Хулиганы с Туманного Альбиона обратили свое внимание на моду.

Учитывая, что средний возраст хулигана, в отличие от России, составляет в Британии 28-40 лет, многие обладали весьма высоким социальным статусом и могли позволить себе быть модниками. Многие мужчины сделали карьеру и неплохо зарабатывают, сохранив драки на футболе, как хобби, ведь адреналин - тоже своего рода наркотик.

Новый стиль одежды получил название footie casual и базировался на таких марках дорогой спортивной и не только одежды как Sergio Tacchini, Cerrutti, Ellesse, Fila, Diadora, Kappa, Lacoste и Adidas, а так же одежда для гольфа от Lyle & Scott, свитера с орнаментом в виде ромбов от Pringle. Немного позднее британские фанаты начали выезжать, сопровождая клуб или сборную, в Европу, где уделяли внимание не только барам и стадионам, но и бутикам.

В гардероб футбольных ультрас добавились новые более дорогие и элитные бренды: Stone Island, CP Company, Burberrys, Aquascutum, Timberland, Ted Baker, Hackett и Paul Smith. Из других брендов любимых бравыми ребятами можно отметить таких дизайнеров, как Ralph Lauren Polo, Stone Island denim, Lacoste, Pringle, Timberland, Iceberg, Paul Smith, Helmut Lang, Clarks, French Connection, Prada Sport и Mandarina Duck.


Впрочем этот список можно пополнить любой маркой, которая отличается оригинальным, но практичным кроем и высоким качеством, а равно и ценой.

Радикальный casual стиль Stone Island и С.P.Company вошёл в моду в начале 80-х, «подкупив» английских футбольных фанатов своей новизной. Моноволоконный нейлон, стальные нити, мультифункциональный дизайн - лишь малая часть из того, чем SI отличался от одежды других марок, стоявших у истоков хулиганского движения. К тому же, Stone Island был менее доступным из-за «неприличной» для парней с рабочих окраин цены.

Поэтому олимпийка или куртку с фирменным патчем на рукаве означали очевидное превосходство, давая возможность выделяться среди остальных.

Массимо Ости, основатель марки, придумывал коллекции для Stone Island и С.P.Company, вдохновляясь раритетной униформой военных и заводских работяг.

Его идея «практичной одежды» была реализована в специфичном крое, использовании технических материалов, обеспечении максимального комфорта и долговечности. По словам болельщиков, курткам Stone Island удавалось «выжить» даже после самых серьёзных передряг и оставаться в «хорошей форме» долгие годы.

Глядя на приезжих фанов и перенимая их стиль и привычки, следить за своим внешним видом начали и европейские фаны.

Если попытаться составить портрет футбольного хулигана, мы получим примерно следующую картинку: бейсболка, куртка-пальто до колен с меховым капюшном, короткий пуховик или дизайнерское пальто в холодную погоду, винтажная олимпийка, кофта-кенгуру или свитер с узором «ромбик», тенниска поло, стильные джинсы, кроме труб, белые винтажные кроссовки (чаще всего на липучках).

На воротнике тенниски, бейсболке, шарфе популярна клетчатая расцветка Burberrys или Aquascutum. Прическа короткая и аккуратная.Мода стала для casuals способом заявить об уникальности своей субкультуры и отмежеваться от обычных болельщиков в шарфах и клоунских колпаках.

К тому же это оказалось великолепным средством маскировки от правоохранительных органов, которые меньше всего ожидают хулиганских действий от дорого одетых приличных молодых людей без стандартной атрибутики спортивного фана.

Эти молодые люди прозванные еще top boys наводняют лучшие клубные вечериники в компании самых красивых женщин. Что вполне объяснимо, они умеют зарабатывать деньги, красиво их тратить и могут постоять за себя и свою девушку. А чувство стиля не изменяет им ни на минуту.

В России также имеются casual банды, не уступающие ни по стильности, ни по боевым качествам своим европейским собратьям.

Среди их членов есть как интеллектуалы-идеологи, так простые бойцы, обитающие в спальных районах. При всей свой ориентации на моду и увлечении консьюмеризмом - культура casual достаточно демократична.

Если ты доказал свои боевые и моральные качества, как в равном, так и в неравном бою, а околофутбол для тебя нечто большее, чем возможность почесать кулаки - добро пожаловать в мир casual. Журналисты глянцевых изданий, удачливые пиарщики и бизнесмены, резиденты пафосных клубов соседствуют в бандах с банковскими клерками.

В России одежда от C.P.Company и Stone Island оказалось популярной не только в «околофутбольной » среде. Плащи Millie Miglia, тёплые джемперы с патчами, футболки и брюки Stone Island Denims разошлись по гардеробам тех, кто днями и ночами не вылезает из формальной классики, вроде Kiton.

Для «денежных воротил», загорелых стиляг и модных плейбоев «боевая слава» Stone Island не играет никакой роли. Они платят за другое - за концептуальный итальянский casual, первоклассную одежду для активного отдыха. Благодаря мощной харизме, марке Stone Island удалось объединить «субкультурщиков» и успешных бизнесменов под одним лого.

Яна Шупикова
http://integrum.ru



" + "div>" + "

Введите код на картинке:" + "div>" + "

" + "div>" + "

" + "div>" + "" + "form>"; var InnerDiv = document.getElementById("reply_comments_form_" + parent_ID); if(!InnerDiv.innerHTML) InnerDiv.innerHTML = FormBody; else InnerDiv.innerHTML = ""; }

Гоша Рубчинский представил коллаборацию с Burberry, в которой переосмыслил знаменитую клетку бренда, куртку «хэррингтон» и тренч. В это же время футбольные шарфы постепенно перекочевали со стадиона «Стэмфорд Бридж» в хроники стритстайла. Стиль футбольных фанатов уже не один десяток лет вдохновляет кинематограф и искусство. Оно и понятно: внешний вид всегда был одной из главных составляющих фанатской субкультуры. Разбираемся, почему стиль для фанатов так же важен, как победа любимой команды, и почему их манера одеваться все больше захватывает культуру и моду в особенности.

Как Burberry незаметно для себя расширил свою клиентуру

Футбольных фанатов часто путают с другими социальными группировками. От этого им часто приписывают не только ультраправые взгляды, но и характерный стиль в одежде. Нет, бомберы и ботинки Dr. Martin"s - это совсем из другой оперы. Настоящий фанатский стиль появился в 70-х годах в стране, где футбол если не изобрели, то точно сделали национальным видом спорта и самым популярным видом проведения досуга, а именно - в Англии. До поздних 70-х британские фанаты не отличались самобытным стилем. Поскольку погода на Британских островах редко балует солнечными днями и высокой температурой, а футбольные матчи длятся по два часа, одежду выбирали утилитарную и удобную. Основными предметами гардероба фанатов в то время были спортивные штаны adidas прямого кроя, комфортные поло Fred Perry (разные группировки выбирали вещи разных цветов и таким образом отличали чужих от своих), а также куртки Peter Storm, которые не стесняли движений и спасали от ветра. Удобство имело значение и в стычках футбольных фанатов, которые буквально стали вторым национальным видом спорта.

Ситуация радикально изменилась в поздние 70-е, когда футбольная команда Liverpool добилась больших успехов и стала регулярно выезжать на матчи по всей Европе. За командой традиционно следовали и ее фанаты. Посмотрев Европу и открыв для себя такие стильные спортивные бренды, как Fila, Lacoste, Sergio Tacchini, Ellesse и Kappa, а еще белоснежные немецкие кроссовки adidas моделей Sambas, Stan Smith, Forest Hills и Trim Trabs, фанаты начали совершать набеги на бутики и в результате увозили с материка на родину все, что могли унести. Так начал формироваться новый британский фанатский стиль.

Тренд распространялся очень быстро не только из-за всеобщего желания отлично выглядеть на трибунах. Драки между фанатами всегда были головной болью полиции, и в какой-то момент многих опасных с виду молодых людей перестали пускать на матчи. Среди них, например, выделялись скинхеды (c конца 60-х и в 80-е годы национализм процветал в фанатской субкультуре, а национальный фронт набирал добровольцев около стадионов), которые провоцировали на трибунах самые жесткие конфликты. Другой агрессивной группировкой были фанаты, одетые с ног до головы в атрибутику любимого клуба. Новый же стиль, который впоследствии назовут casual, не вызывал подозрений - по крайней мере, первое время.

Постепенно casual, футбол и насилие прочно вошли в английскую фанатскую культуру, и в 80–90-е годы поклонники футбола начали одеваться уже в домашние бренды - Burberry London и Pringles of Scotland с их привлекательной, качественной и удобной одеждой. Выбор в пользу британских марок был обусловлен еще и тем, что из-за стычек фанатам запретили выезжать в больших количествах на матчи в другие страны.

Ugly chic Миуччи Прады в трактовке фанатов

Внешний вид фанатов и их выбор брендов во многом зависел от команды, за которую они болели, или от группировки, к которой они принадлежали. Но вскоре собирательный стиль британского фаната, в котором сочетаются высокая мода, спортивная эстетика и налет хулиганства, стал запретно привлекательным и моментально просочился в поп-культуру - в кинематограф, бритпоп (например, куртки «хэррингтон», кеды и спортивки adidas были любимой экипировкой Дэймона Албарна времен Blur) и, конечно, моду.

Несмотря на то что Prada и Burberry, мягко говоря, были не рады такому расширению своей клиентуры, фанатские символы в той или иной мере продолжали появляться на подиумах. Так Миучча Прада, которая в эпоху гранжевых 90-х ввела в женскую моду понятие ugly chic, в мужских коллекциях Prada 1998 года берет за основу фанатские куртки, болоньевые пальто с тугим воротником или с высоким горлом на молнии. Годом позже дизайнер продолжает развивать эту тему в осенней коллекции 1999 года - в ней высокая мода уже начинает граничить с радикализмом: капюшоны-маски, закрывающие лицо, и кроваво-красные парки с перчатками как будто были созданы специально для походов на стадион.

Эстетика casuals - британской субкультуры футбольных фанатов, в образах которых отсутствует атрибутика клубов, - впервые появилась на подиумах в 90-е годы, тогда же она начала просачиваться и в мейнстрим. Уже ближе к нулевым британские chavs в Burberry с аккуратным шарфиком любимой команды стали штампом. Stone Island, Fred Perry и Lacoste, в свою очередь, отошли к адептам стиля heritage, которые скорее симпатизировали противоречивой истории этих брендов или же просто ценили их за внешний вид. Но мода со своим стремлением к утрированию начала эксплуатировать стиль именно олдскульных фанатов, которые с помощью одежды - спортивных вещей, шарфов, натянутых на нижнюю половину лица, масок ниндзя, толстовок в духе Lonsdale и т. п. - демонстрировали свои намерения и принадлежность к группам.

Раф Симонс, в чьих коллекциях Menswear всегда присутствует субкультурный элемент, отошел от привычных slim-силуэтов, рейверских и постпанк-мотивов и в 2001 году показал коллекцию, проникнутую духом городского радикализма, свойственного фанатской культуре. Дизайнер показал целую палитру городских хулиганов - от вандалов и скинхедов до футбольных фанатов в тренчах с лицами, закрытыми шарфом. Впрочем, сам рейверский стиль имеет много общего с футбольной эстетикой, и немало черт первого просочились во второй. В 90-е рейвы наравне с футбольными матчами были одним из основных вариантов приятного времяпрепровождения молодых людей из среднего класса.

Фанаты и популяризация русского стиля

О фанатах в российской моде нельзя говорить без привязки к Гоше Рубчинскому, в коллекциях которого футбольная тематика прослеживалась еще до коллаборации с Burberry. По сути, она была там всегда - вместе с панельным российским фольклором, тесно сопряженным с фанатской субкультурой и национализмом (во многих группировках все еще присутствует право-радикальная идеалогия). В своей первой коллекции весна-лето 2009 «Империя зла» Гоша впервые затронул тему футбольных фанатов - в ней появились анораки и белые кроссовки, да и сами модели, скорее всего, одевались так в повседневной жизни. Уже в следующей коллекции «Растем и развиваемся» появились шарфы, имитирующие фанатскую атрибутику, - тренд, который последние два года описывает эпоху постмодерна в уличной и даже подиумной моде.

В коллекции осень-зима 2017, ставшей для дизайнера апогеем футбольной темы, Рубчинский представил коллаборацию с adidas - брендом, в который российские команды одевались иcпокон веков. В разговоре с BoF дизайнер рассказал о том, что пытался показать современную версию российского футбольного фаната. Гоша вдохновлялся реальной жизнью и реальными людьми, которые встречались ему по пути домой - парнями, идущими с матчей в спортивных штанах, накинув на плечи пальто. С одной стороны, футбольная эстетика продолжает тему национализма, которая идет в паре с российской футбольной культурой, а с другой - наоборот, несет идею футбольного чемпионата как интернационального явления. И то, и другое в полной мере характеризует саму суть бренда.

Фанатский шарф как модный аксессуар стал настоящей пандемией в 2015–2016 годах вслед за тем, как Vetements выпустил подобный аксессуар в своей коллекции 2015 года. На нем гордо красовалась надпись «Париж» - конечно, кириллицей. Западные дизайнеры не заставили себя ждать, и стритстайл-отчеты из всех модных столиц стали больше походить на репортажи со стадиона: блогеры, редакторы и селебрити появлялись на улицах в псевдофанатских шарфах Comme des Garç ons, Stella McCartney, Raf Simons и т. д. Многие же просто достали реальные футбольные раритеты из шкафов или приобрели похожие вещи у небольших российских брендов «Спутник 1985» и «Волчок».

Почему фанаты стали иконами стиля

Недавняя коллаборация Гоши Рубчинского и Burberry - самый свежий пример апроприирования футбольной эстетики. В ней Рубчинский переделал знаковые как для британского бренда, так и для фанатского движения вещи - тренчкот, куртку «хэррингтон» и клетчатый тотал-лук. И хотя Burberry уже давно потерял очевидную связь с субкультурой фанатов, которая в свое время влетела бренду в копейку , в руках Гоши, большого любителя миксовать субкультуры и связывать их с эстетикой спальных районов, коллекция бренда зазвучала в том самом, прежнем ключе.

Современное молодое поколение уже не объединяется в группировки по интересам. Для них субкультуры стали частью информационного потока из прошлого и разложились на антропологические составляющие, стали частью визуальной истории. Теперь необязательно быть панком, чтобы носить косуху, а клетка Burberry или футбольный шарф не являются маркерами принадлежности к футбольному фанклубу. Значение имеют внешний вид этих вещей и то, насколько они соответствуют стейтменту, который мы хотим донести. Футбольные шарфы наряду с фанатской эстетикой, будь то casuals или их радикальная противоположность ultras, в массовом сознании несут сильный социальный посыл и прочно ассоциируются с протестом и хулиганством. Протест, как известно, в 2017 году отлично продается . Во многом этим можно объяснить импульсивное желание Кристофера Бейли сотрудничать с Гошей Рубчинским и привлечь внимание молодого поколения к бренду посредством фанатской эстетики, от которой он долгое время открещивался.

С другой стороны, бум на апроприирование фанатской и нацоналистской эстетики, которую зачастую ошибочно причисляют к футбольному движению, говорит многое о нашей эпохе и тенденциях в международной политике - Brexit в Великобритании, геополитический конфликт России и Украины, президент-республиканец во главе демократичных Штатов. Все это так или иначе сказывается на самосознании молодого поколения, которое с одной стороны, все больше обращается к собственным корням, а с другой - все чаще хочет вынести свою национальную эстетику на глобальный уровень. И феномен футбольных фанатов, который родился исключительно как локальный трайб, но разросся до глобального явления - лучшая метафора этого, на первый взгляд, противоречивого желания. И в соответствии с постмодернизмом образца 2017 года оно выразилось в одежде и надписях на кириллице.

Спорный момент заключается в том, что апроприирование стиля социальных и национальных групп - будь то дреды, футболки Slasher, клетчатый шарфик или скейтерские кроссовки - несет за собой их обесценивание. К тому же, надев вещи с определенным культурным бэкграундом, вы рискуете быть понятым неправильно, и здесь печально известная и смешная фраза «пояснить за шмот» может стать реальной угрозой. По крайней мере, футбольных матчей точно придется избегать.

Ультрас и хулиганы – стороннему зрителю непросто отличить, кто где. На трибуне два крыла фанатского движения стоят плечом к плечу. Но одни занимаются визуальной поддержкой команды, а другие – силовой. Каждую неделю по всей стране дерутся фанаты. Причем редко они – ассоциальные элементы, чаще всего они так же ходят на работу или учатся. А собравшись в лесной глуши, они бьются стенка на стенку, иронично называя эти схватки «танцами». Вдали от стадионов околофутбол теряет связь с собственно футболом. Но субкультура хулиганов (или хуллз – от английского hooligans) пробудилась вокруг спорта номер один и сопровождает его, несмотря ни на что.

У них есть свои легенды, победы и поражения, альянсы и интриги. Это свой собственный параллельный мир, попасть в который посторонним, к счастью, непросто. Нам удалось побеседовать со многими бойцами, но никто даже на условиях анонимности не дал согласия использовать свои прямые цитаты в прессе. В этой среде не заботятся о рекламе и предпочитают находиться в «зоне тишины».

Этот мир редко пересекается с нашим. И обычным болельщикам в основном нечего бояться – люди, которые ходят на стадионы на центральные сектора, изначально не являются «клиентами» фанатских фирм. Поэтому в «зоне тишины» отечественным хулиганам удалось просуществовать уже почти четверть века. И только лишь изредка во время городских акций они попадают в сводки происшествий.

Первые хулиганские коллективы в России стали появляться на заре девяностых, но не имели никакой связи с фанатизмом по-советски. Автор книг о фанатском движении в России, журналист и фанат со стажем Дмитрий Лекух воспоминает: «Тогда с сектора ушли люди моего поколения, «старая гвардия», «авторитеты 80-х». Причины объяснимы: ситуация в стране, взрослые парни оказались сосредоточены на элементарном выживании. Понять это, безусловно, можно. Но молодым и, как следствие, куда менее ответственным в этом плане мальчишкам осталась едва ли не «выжженная земля». Ни авторитетов, ни традиций – им пришлось создавать все заново». Создавали, ориентируясь на Европу, так на трибунах появились баннеры, а позже пиротехника, «хореографии» и прочие атрибуты итальянских стадионов.

Хулиганские сцены тоже делят на разные стили: английский, польский, балканский. Россия выделилась особенной манерой. «Русский стиль – это уже классическое определение, хорошо известное и в Европах, – рассказывает Лекух. – Все на «чистых руках». Есть исключения, но в основном все придерживаются этой тенденции». Чистые руки – значит без ножей, камней и других предметов, которые можно использовать как оружие.

Очередная демонстрация русского стиля прошла минувшим летом, когда в Польшу на чемпионат Европы съехалась элита отечественного хулиганского движения. До сих пор обычные болельщики не совсем понимают, что это было в день матча сборных России и Польши. Но это hooligans дрались на улицах Варшавы и дрались по-английски: все против всех. Характерная история для хуллз – выступать единым фронтом в международных «встречах».

Выйдя даже на один день из «зоны тишины» хулиганы сразу же оказались в центре внимания. Хотя еще до беспорядков в польской столице в России всерьез заговорили о законе «О болельщиках». Но самих хуллз он затронет разве что по касательной.

«С точки зрения общественной безопасности проблема хулиганов, безусловно, преувеличена, – остужает пыл властей Лекух. – Эти парни предпочитают разбираться между собой, «гражданские» их мало интересуют: репутация зарабатывается только между равными. А вот с точки зрения «теневого» влияния, возможно, даже и преуменьшена».

Но даже влияние хуллз на процессы в фанатской среде оценить и взвесить очень сложно. Попытка рассчитать хулиганские фирмы России по порядковым номерам обречена на провал. Околофутбольные коллективы не удастся свести в таблицу, а любой регламент чемпионата хулиганов будет спорным. Особенно в отношении ведущих фирм, которые активизируются редко, но метко. «А почему дерби происходят только два раза в год? – проводит параллель Лекух. – Потому что иначе это перестанет быть «событием».

«Ярославка»



Основана : 1996 год

Цвета : красно-черно-синие

Оппоненты

Слова : «Ярославка» правит миром»

Последняя буква в алфавите и первая в «армейском» фанатском движении. В следующем году «Ярославка» отпразднует свое совершеннолетие. Во «взрослую жизнь» коллектив вступает, обладая репутацией одной из самых опасных фирм России. Хотя один из бойцов поправит: «Самой топовой, все остальные – иллюзия».

В эпоху зарождения отечественного фанатизма выделялась активностью «армейская» бригада Red-Blue Warriors. Зона ответственности «воинов» распространялась и на поддержку ЦСКА с трибуны, и на выяснение отношений с противниками в «третьих таймах». Правопреемницей RBW стала «Ярославка».

Изначально «Я» не была самостоятельным элементом, а вместе с коллективами Red-Blue Supports и K.I.D.S дополняла состав «воинов». «Буква», как еще именуют «Ярославку», шла к успеху поступательно. Пока «ярославцы» наращивали мускулы в фигуральном и буквальном смыслах, значимость RBW снижалась. Долголетие любой фирмы основывается не только на подготовке бойцов, но и на регулярном вливании свежей крови. «Воины» с омоложением затянули, тогда как «Я» находилась в числе самых перспективных коллективов России.

Почувствовав уверенность, молодая фирма совершила одну, как считают в движении, из самых дерзких акций. «Ярославский» хардкор встретил с работы десяток бойцов известной красно-белой бригады Flint’s Crew. Эффект неожиданности, помноженный на превосходство в числе, сработал. А бой-реванш, состоявшийся некоторое время спустя в Ботаническом саду на чистых руках, также остался за «армейцами». Девиз «Ярославка» правит миром!» зазвучал в полный голос.

Одним из основателей «Буквы» был Сергей «Маугли», собравший фанатов ЦСКА подмосковной ветки ярославского (отсюда и название) направления в мощный «кулак». Пока не пришло время скрываться в лесах, хулиганы устраивали акции на улицах. «Олдскул» – любимая тема для ностальгии в этих кругах. «Однажды мы вычислили место около одной станции метро, где собирались фанаты «Торпедо». Нас было 18 человек, а их больше 40, – вспоминает Максим в книге «Top Boys». – Мы прыгнули на них, заряжая «Юнион, Юнион!», чтобы они подумали, будто мы хулиганы «Спартака», так как у них с ними союз. Они были в замешательстве. Мы стали их валить, а они не понимали, что, черт возьми, происходит. Только когда одна половина их убежала, а другая осталась лежать на земле, мы им сказали, кто мы на самом деле».

Главное правило мира хуллз гласит: на каждого крутого бойца найдется боец сильнее. Так и в биографии «Ярославки» случались болезненные падения. В 2005 году основа была сметена спартаковским «общаком» (Gladiators Firm’96, Devils Band, «Банда Тука», «Синдикат») на станции метро «Проспект мира». Действительность порой шла вразрез с девизом «Ярославка не бежит. Никогда не бежит». В рождественском сражении при подмосковной станции «Маленковская» семь десятков бойцов «Я» капитулировали перед составом красно-белых.

Набивая шишки себе и противникам, «Ярославка» пробивалась в лидеры европейского околофутбола. Это период Максима «Рабика» Коротина, который создал из фирмы империю. В «армейском» движении авторитет «Я» был неоспорим. Оформлением трибуны занимались другие люди, но «ярославцы» обязательно имели право голоса.

Сила такого масштаба не могла остаться незамеченной. Добившись главенствующей роли в красно-синем движении, «Ярославка» оказалась под прицелом властей. Еще в 2005 году «Я» обвиняли в участии в силовых акциях, замешанных на политике. Позже фирма пережила кризис в связи с уходом Рабика и темной истории, в которой фигурирует даже Интерпол. Из-за давления в последние годы активность «последней буквы» снизилась, но за «Ярославку» говорит ее история.

The Union



Основана : 2000 год

Цвета : красно-черно-белые

Оппоненты : красно-синие, бело-голубые, сине-бело-голубые

Слова : «Один за всех и все за одного»

Заклятые друзья «Ярославки», парни из The Union, консолидировались в фирму на рубеже веков, когда отечественный фанатизм вступил в новую стадию развития. Боевые действия стали проводиться где-нибудь в лесах и по договоренности. А главным трендом стал принцип «fair play», то есть отказ от использования подручных предметов. Драки, как принято говорить, на «говне» (камни, палки, бутылки и прочее), стали уделом слабых и символом турецкого и итальянского околофутбола.

Красно-белое движение всегда упрекали в некоторой эгоистичности. Оттого среди спартаковских фирм постоянно возникают и распадаются альянсы. Вот и «Юнион» умудрилась стать не только главным раздражителем оппонентов, но и рассориться с некоторыми «спартаковскими» мобами. Кому-то не нравились дружеские отношения фирмы с хулиганами польского «Леха», кому-то само поведение «юнов».

Восхождение «Ю» началось в момент угасания «Банды Флинта», которая считается легендой в фанатских кругах. Ее состав попросту вырос из околофутбола, а новый коллектив оказался до того близок по духу мастодонтам из Flint’s Crew, что некоторые «флинты» вошли в состав The Union.

Как «Ярославка» прославилась акцией против «флинтов», так и «Ю» заставила заговорить о себе после победы над «Буквой» (сейчас так называют и тех, и других) в 2001 году. Это был один из первых случаев боя в лесополосе по всем канонам «честной игры». Учитывая общее доминирование красно-белых на хулиганской сцене, «Юнион» выбивался в лучшие из лучших. Хотя в рядах «спартаковцев» хватало боевых единиц с историей и определенной репутацией: Gladiators Firm’96, CWO, Mad Butchers.

Начиная с 2002 года «Юнион» стала синонимом русского хулиганизма. Фирма набиралась опыта через практику. Именно «юны» впервые опробовали тактику «незваных гостей»: группировка приезжала в чужой город на сторонний матч и искала приключений. Вояжи в Санкт-Петербург до сих пор остаются любимым маршрутом.

В городе на Неве случился один из самых известных «третьих таймов» в России. В 2007 году полторы сотни «спартаковских» бойцов, ядро которых составляла «Юнион», разгромили петербургский «общак» – объединение лучших фирм. Эта история подается как пример важности выбранной стратегии: сине-бело-голубые позволили красно-белым выстроиться в тупике между домами и потеряли преимущество в численности.

В судьбе красно-белого движения и конкретно «Ю» переломными стали 2006 и 2008 года. Сначала зажатый в тисках «общак» ЦСКА выстоял против топовых бригад «Спартака», а пару лет уже «Ярославка» набрала силу. Нынешней зимой «Юнион» постаралась напомнить о себе и по старой традиции нагрянула в Северную столицу на футбольный турнир фанатов «Зенита». «Танцы» не состоялись, но жизнеспособность фирмы подтвердилась.

Capitals



Основана : 25 ноября 2000 года

Цвета : бело-голубые

Оппоненты : красно-белые, сине-бело-голубые, черно-белые

Слова : «Сила есть – ума не надо, дуракам закон не писан»

В середине нулевых «динамовское» движение переживало времена застоя. Бело-голубые объединились в первую группировку сразу после фанатов «Спартака» и ЦСКА, назвавшись на английский манер Blue-White Dynamite. Впоследствии так именовали едва ли не все «динамовские» коллективы, из чего вылупился негласный союз. «Общак» «Динамо» именовали «динамитами».

BWD были всесторонне развиты и никакого деления на бойцов и всех остальных не было. Хотя узконаправленные коллективы существовали: выделялись Top Lads, Jokers, а также Patriots. Считается, что Blue-White Dynamite умели общаться не только с руководством «Динамо», но и с ЛДПР: партия Жириновского помогала болельщикам с выездами, спонсировала выпуск фанзина Wild West Stories.

Когда Blue-White Dynamite стала терять влияние, место основной бригады бело-голубых заняла Capitals. Конкуренцию могли бы составить «патриоты», но расцвет этой фирмы, на днях отпраздновавшей 15-летие, пришелся на стык тысячелетий. Шумная акция в Санкт-Петербурге в 2000-м году остается самой громкой историей Patriots. В тот день, когда погибли два местных фаната и началась вражда между поклонниками «Динамо» и «Зенита».

Развитие Capitals было поступательным и пришлось на только-только начинавшиеся лесные встречи. Главными оппонентами коллектива, естественно, стали красно-белые объединения. На раннем этапе молодая фирма искала себе подобных – развивающиеся группировки. А окрепнув, мерилась силами с топами. В августе прошлого года элитные «подразделения» «Спартака» и «Динамо» дважды сходились в рукопашной перед дерби. «Динамовцы» убеждены, что победа осталась за ними.

Фанаты «Динамо» с 1980-х водят дружбу с «армейскими» коллегами, и союз распространяется на всю болельщицкую жизнь. В том числе участие в боях друг за друга. Так «столичные» входили в коалицию с красно-синими мобами Gallant Steeds и Einfach Jugend. Но одну из самых известных акций «динамовцы» провели своими силами. Собрав лучших бойцов (примерно 180, как принято выражаться, «касок»), бело-голубые нанесли визит в Киев. После продолжительных поисков друг друга почти четыре сотни человек устроили схватку около станции метро «Днепр». Итоги «международного конфликта» стороны оценили по-разному. Киевляне сетовали на неудачу и упрекали «москалей» в использовании пиротехники и других предметов. Москвичи просто остались довольны сражением. А победа все равно досталась полиции, разогнавшей «танцоров».

Сейчас, чтобы не забронзоветь, Capitals окружили себя молодежными филиалами («Инструменты», «Корсары»). И сегодня «столичные» заправляют не только «динамовским» околофутболом, но и делами трибуны.

Music Hall



Основана : 31 июля 2004 года

Цвета : сине-бело-голубые

Оппоненты : бело-голубые, красно-белые, красно-синие

Слова : «Одни против всех»

«Музыканты» появились на обломках питерского хулиганского движения, раздираемого внутренними противоречиями. Ранние успехи сине-бело-голубых связаны с фирмой «Коалиция». Однако ее попытка свести все питерское хуллз-движение к единому знаменателю не пришлась по душе парням из Jolly Nevsky и Gremlins. Фирмы ссорились друг с другом, появлялись и распускались. Тогда бывшие лидеры «Гремлинов» и исчезнувшей Z-44 решили сформировать в городе на Неве силу, способную противостоять российским топовым бригадам. Звучное имя Music Hall досталось фирме от одноименного бара. По легенде, там то ли засиживались бойцы, то ли неподалеку провели первое сражение.

Довольно быстро «музыканты» выбились в лидеры Петербурга. Как только появились качественная организация и дисциплина, пришли результаты. В 2009 году, пока «вираж» устраивал обструкции Владимиру Быстрову, «музыканты» отлавливали в городе хуллз ЦСКА.

Год спустя гастроль «МХ» в Перми закончилась «шедвелом» (так называется проникновение на чужой сектор со всеми вытекающими последствиями) на трибуне «Амкара». Незваным гостям достались вражеские баннеры, но это не первый и не последний случай в отношениях фанатов «Зенита» и «Амкара».

«Музыканты» причисляли себя к топовым бригадам и выбирали соперников подобающего уровня. Весной 2009 года состоялось победное сражение с еще одной фирмой «Динамо» – «Римской девяткой». И через год российский околофутбол громыхнул «дерби». На берегах Невы высадилась «Ярославка», усиленная лучшими бойцами других красно-синих фирм. Боец «Я» в интервью одному из фанзинов так описывает события: «Драка продолжалась минуту с чем-то. Пропорция была такой: нас 80, их около 90, то есть силы практически равны. У них по итогам мероприятия осталось загорать и изучать особенности грунта человек 50, остальные же после пары минут драки «дали в тапки». Следующие минут пять я нырял в снег лицом, так как оно серьезно заплывало».

Кризис настиг «МХ» прошлой весной, когда группа раскололась в мнениях о присутствии стюардов на «Петровском». Успокоить общественность, которая засомневалась в продолжении существования «музыкального» коллектива, получилось лишь после сражения с Gladiators Firm’96. Для многих участников обеих фирм это был прощальный бой. Оттого, наверное, полиция подоспела к финалу «танцев» – не хотели портить событие.

ОСНОВНЫЕ


«Спартак» : «Школа» и Advance Guard, Gladiators Firm’96, Independent Crowd, Kindergarten, Mad Butchers, ClockWork Oranges, «Банда Боксера», «Банда Тука» «Кабаны», Aliens, Industrials Firm, Clown’s Band, «Синдикат» и «Оппозиция», «Славянки»

ЦСКА : Einfach Jugend и RBW, Gallant Steeds, «Заря», «Провинциальная семья», Shady Horse, Jungvolk, K.I.D.S., «Алфавит», «Продленка»

«Локомотив» : «Викинги», Famous Group, Funny Friends, Trains Team, White Trains, «Банда Гончара», Steam Engines, Mad Dobermans Firm

«Динамо» : «Римская девятка», «Корсары», Battaglione, «Инструменты», Out Terraces Firm

«Зенит» : «Банда Шведа», «Невский синдикат», «Бригадиры», Jolly Nevsky, Mobile Group, Snake Firm

«Рубин» : Cage crew

«Торпедо» : Troublemakers, Tubes

«Сатурн» : Hollywood Crew

«Орел» : Orel Butchers, Jockers

«Крылья Советов» : The Shadows Firm, T.O.Y.S

«Ростов» : West Band, City Lads Unity

«Кубань» : Crazy Host

«Ротор» : Outlaw Firm, Mjollnir Firm

«СКА» : Nordic Soldiers

...


«Мясники» и «Инструменты», «Гладиаторы» и «Викинги», «Чужие» и «Бешеная толпа» – каждый месяц в России появляется с десяток хулиганских фирм. География обширна, более-менее активный «кружок танцоров» имеют почти все клубы высшего дивизиона и ФНЛ. Но не многим удается сохранить боеспособность: одним надоедает шастанье по лесам и полям, другие обманываются в ожиданиях, бойцов, считающихся перспективными, переманивают в фирмы с уже сложившейся репутацией. Порядка двух десятков групп – вот и весь элитный клуб. Но это вершина айсберга. Фундамент околофутбола – фирмы-однодневки и немногочисленные по составу бригады. Они выращивают основную массу, из которой уже вылупляются коллективы, которые принято в определенных кругах снабжать приставкой «топ».

Так, ЦСКА – это не только грозная «Ярославка», но и Einfach Jugend. «Простые парни» стали второй силой «армейского» движения, объединившись с легендарными Red-Blue Warriors. Все остались довольны: молодая фирма получила опыт, а «воины» продолжили карьеру. В числе хороших товарищей Jugend можно найти хулиганов «Локомотива»–«Викингов». Но «кони» и «паровозы» бьются плечом к плечу лишь на начальных этапах, ни о каком союзе речи не ведется. Долгое время на ведущих позициях находились Gallant Steeds, которые даже обзавелись молодежным крылом – Young Gallant Steeds. Но в последнее время стремительно развивается фирма «Провинциальная семья», уникальность которой в том, что ее части разбросаны по провинции.

На роль топовой банды «Спартака» давно претендует содружество «Школы» и «Авангарда». Они составляют костяк союза с хулиганами харьковского «Металлиста», куда также входят фирмы Kindergarten и «Дружина». Хотя «школьников» упрекают в излишней распиаренности и едва ли не в дружбе с «Ярославкой». «У нас сложились теплые и нежные отношения, которые регулярно доводят представителей двух коллективов до больнички», – иронизирует боец «Школы». Нынешняя «Школа» образовалась после раскола старейшей на данный момент бригады Gladiators Firm’96. Конфликт «отцов и детей» лишил GF96 бойцов, которые устали ждать своего шанса.

На красно-белом и красно-синем фоне растворяются хулиганы прочих клубов. В Санкт-Петербурге крепки позиции Music Hall, ведь «музыканты» собрали не все сливки околофутбольного общества в городе. Зато отколовшиеся от «МХ» бойцы создали противовес – «Банду Шведа», кроме того, активизировались фирмы меньшего масштаба.

В «динамовском» движении монополист Capitals окружил себя «фарм-клубами». Лучшие бойцы «Корсаров» и «Инструментов» идут на повышение, но есть и не совсем обычная группа Battaglione. Помимо участия в драках, она регулярно устраивает акции с баннерами или граффити. В одной из дерзких выходок они исправили граффити фанатов «Зенита» в Петербурге на: «В цветах «Зенита» есть черные».

Долгое время «Локомотив» оставался за бортом околофутбольной сцены. Красно-зеленые могли собрать несколько банд в единый моб и так противостоять противнику. Считалось, что, не обладая большим количеством хулиганов, «паровозы» выезжали на морально-волевых качествах. В последнее время фанатское движение «Локомотива» радикализировалось, а на благодатной почве стали расти фирмы.

Но зачем все это и почему субкультура хуллз выросла именно вокруг футбола, участники фирм не станут объяснять. Там не принято искать ответы на подобные вопросы.

«Если сесть и проанализировать то, чем ты увлекаешься, это закончится тем, что всё потеряет смысл. Логика тут ни при чем. Просто вычеркни это из головы и наслаждайся». (К/ф «Фабрика футбола»).



  • Разделы сайта