Духовная практика агни йоги. Живая этика - агни-йога. Практика Агни-йоги в обычной жизни

Наталья Капцова — практик интегрального нейропрограммирования, эксперт-психолог

Время на чтение: 3 минуты

А А

Мечта каждой женщины – это удачное замужество. Но ведь нам хочется не просто выйти замуж за первого встречного, а найти себе спутника жизни на долгие годы и быть с ним счастливой.

Давайте же сегодня поговорим о том, как выбрать себе мужа и за какого мужчину лучше выходить замуж .

Чаще всего женщины выбирают себе в мужья мужчин, которые обладают следующими личностными качествами :

  • Доброта
    Понятие доброты очень относительно и для каждого подразумевает что-то свое. Очевидно, что быть добрым и хорошим для всех, вряд ли, у кого получится. Но основные черты, которые могут охарактеризовать мужчину, как добродушного и позитивного человека необходимы, чтобы он стал именно тем, кого женщина готова выбрать себе в спутники жизни.
  • Чувство юмора
    Кто из нас не любит посмеяться над хорошими шутками? В семейной жизни всегда должно оставаться место чувству юмора. Кому как не главному весельчаку в компании всегда удается влюбить в себя всех представительниц противоположного пола? В связи с этим, и замуж очень часто выходят именно за обладателей отменного чувства юмора.
  • Интеллект
    В выборе спутника жизни одним из главных приоритетов всегда становится ум и образованность мужчины. Он может быть не сильно богат на момент заключения брака, но если у него развит интеллект, то такой мужчина автоматически становится очень перспективным, как в карьере, так и во всех жизненных аспектах. С таким мужчиной всегда есть о чем поговорить и быть уверенной, что решение каких-то серьезных вопросов не свалится на ваши хрупкие плечи.
  • Романтичность
    Что как не романтика на первоначальном этапе отношений может покорить женское сердце? Цветы, подарки, милые сюрпризы, любование на звездное небо и романтические прогулки не дадут устоять ни одной представительнице прекрасного пола. Мужчина, способный на какие-то романтические поступки, в первую очередь, не боится открыть своих чувств и воспринимается, как искренний, любящий и щедрый человек. А такие качества очень важны для того, что бы женщина начала его рассматривать, как будущего мужа, с которым она хочет провести свою жизнь.
  • Любовь к детям
    Выходя замуж, практически каждая женщина думает о том, что именно от этого мужчины она готова рожать детей. Поэтому очень важно, что бы мужчина испытывал теплые чувства к детям и хотел иметь совместных детишек с вами. Также это очень важно в тех случаях, когда у женщины уже есть ребенок от предыдущего брака. Мужчина, который войдет в вашу семью, обязательно должен относиться к вашему ребенку с добротой и, если не заменить ему отца, то стать хорошим старшим другом, защитником и помощником.
  • Гостеприимность
    Когда к вам в гости приходят подружки или приезжают родители, то очень приятно, когда ваш мужчина может поддержать разговор, посидеть за общим столом и произвести на всех приятное впечатление. Любой женщине хочется гордиться своим мужчиной и чувствовать, что он всем нравится. Поэтому в выборе спутника жизни часто не последнюю роль играет его общительность, доброжелательность, коммуникабельность и гостеприимство.
  • Порядочность
    В это понятие может входить много пунктов, каждый из которых может сыграть немаловажную роль в процессе выбора спутника жизни. Но, в общем, порядочность – это способность мужчины брать на себя ответственность, отвечать за свои поступки и быть вам опорой во всем. Мужчины, обладающие этим качеством, пожалуй, самые достойные и надежные кандидаты в мужья.
  • Щедрость
    Жадные мужчины, считающие каждую копейку и каждый раз норовящие упрекнуть за излишние траты, вряд ли, привлекут представительниц прекрасного пола. Каждой женщине хочется красиво и модно одеваться, пользоваться качественной косметикой и ездить отдыхать на море. А как приятно получать цветы и подарки! Естественно, что любая женщина не устоит перед щедрым поклонником. Именно за таких мужчин хочет выйти замуж, наверное, большая половина женщин.
  • Финансовая независимость и обеспеченность
    Этот пункт тесно связан с предыдущим. Ведь без финансовой свободы, вряд ли, какой мужчина сможет потакать всем вашим маленьким капризам. И что бы кто ни говорил о том, что деньги не главное, но любая женщина думает не только о своем будущем, но и о будущем своих детей. Мужчина должен уметь зарабатывать деньги и, если он заводит семью, то он также должен думать и о том, как он ее обеспечит.
  • Внешние данные
    Все мы знаем, что мужчина вовсе не обязан быть красавцем. И влюбляемся мы совсем не в модельную внешность. Но как часто мы можем влюбиться в улыбку или в цвет глаз или в ямочку на подбородке. И бывает такое, что эта ямочка становится наваждением и мы понимаем, что без этого мужчины именно такого, с его неповторимыми внешними данными, мы уже не сможем прожить ни минуты. Поэтому часто бывает так, что мужа себе женщина может выбрать исходя из каких-то черт его внешности, которые могут произвести на нее неизгладимое впечатление.

Критериев, по которым мы выбираем себе спутника жизни, очень много. И у каждой из нас, конечно же, свои требования. Но нужно помнить, что это — один из самых важных выборов , от которого зависит вся наша дальнейшая жизнь. И поэтому его необходимо сделать со всей ответственностью, тщательно взвесив все за и против .

Текущая страница: 1 (всего у книги 76 страниц) [доступный отрывок для чтения: 50 страниц]

Елена Ивановна Рерих
Сокровенное знание. Теория и практика Агни Йоги

Е.И. Рерих

Примечания и условные обозначения

Знаком обозначены слова, значение которых поясняется в словаре.

Знаком + обозначены тексты, к которым даются приложения и комментарии из других источников.

Основные источники:

«Письма Елены Рерих». 1929-1938. В 2 томах. Минск, 1992.

«Письма Елены Рерих». 1932-1955. Новосибирск, 1993.

«Письма Е. Рерих». См.: Знамя Преподобного Сергия Радонежского. Новосибирск, 1991.

Тематическое обозначение содержания отдельных фрагментов писем, сделанное составителями, а также все примечания (кроме сносок) составителей и редактора выделены крупным шрифтом или курсивом.

Дополнительный источник:

«Грани Агни Йоги» (записи Б. Н. Абрамова). Т. 1-13, Новосибирск, 1993-1998.

Сокращения: Грани А. Й. – «Грани Агни Йоги».

Примечание: из записей Б. Н. Абрамова в сборник в основном вошли тексты, авторство которых принадлежит Е. И. Рерих (в серии книг «Грани Агни Йоги» эти тексты помечены аббревиатурой М. А. Й.).

В приложениях к письмам Е. И. Рерих использованы тексты книг из серии «Агни Йога».

Н. К. Рерих
Письма Елены Ивановны

Вышли два тома писем1
Первое издание писем Е.И. Рерих состоялось в Риге. См.: Письма Елены Рерих. Рига, 1940, в 2-х томах. – Прим. ред .

Только подумать, что эта тысяча убористых страниц представляет лишь малую, вернее сказать, малейшую часть всего Ел[еной] Ив[ановной] написанного. Кроме того, изданные письма представляют лишь фрагменты, ибо столько по разным обстоятельствам должно было быть опущено. Жаль подумать, что разные житейские соображения заставляют безжалостно срезывать иногда самые яркие места. Пройдут годы, и покажется странным, почему именно эти места должны были быть отброшены. Сам знаю, что уже через десять лет кажется непонятным, по каким таким причинам почти две трети «Алтай – Гималаи» были выброшены. Самое же обидное, что все эти осужденные места уже не могут быть восстановлены. А ведь в свое время казалось, что каждое такое упоминание будет кому-то совершенно неприемлемо. Также жалко, что и письма Е[лены] И[вановны], вошедшие в два тома, даны не полностью. Сколько прекраснейших и нужнейших мыслей было изъято! Между тем сами мировые обстоятельства показывают, насколько сказанное было своевременно. <...> Ну что ж, каждая мысль имеет в виду не только одного определенного собеседника, но главные слушатели и последователи этой мысли всегда остаются автору неизвестными. Пути слова неисповедимы. Невозможно проследить трудные хождения книги. И нельзя представить себе, где и как она находит свое лучшее применение. В сердечном желании добра писались все эти письма. Всегда было нужным это пожелание, а сейчас оно совершенно необходимо. В ближайшем будущем, когда гуманитарные познавания опять займут свое основное в человеческой жизни место, тогда все действенные советы окажутся поистине неувядаемыми. Пройдут они через старшее поколение и достигнут молодых сердец, сейчас подрастающих.

В письмах отвечено на многие вопросы, заданные искренними искателями. Это дает особую жизненность и разнообразие затронутых проблем. В разные страны писались эти письма. Совопросники задавали иногда идентичные вопросы, и приходилось им посылать вариации тех же разъяснений. Но и в этой кажущейся повторности имеется своя усугубленная убедительность. Обычно такие утверждения группируются около наиболее жгучих вопросов, и вы никогда не знаете, которая именно вариация будет доходчивее. Не забудем, что обдумывались письма в самых разных странах и условиях. То среди просторов Средней Азии, то в шуме Парижа, то на высотах Гималаев – и в тепле и в холоде писались эти письма. Но сердечная мысль, сказанная в них, не знала холода. Вспоминаю, как Е[лена] И[вановна] на коне пересекает просторы Монголии и высоты Тибета. Кто же из иноземок совершил такой путь! И среди всяких путевых трудностей опять же мыслилось о далеких друзьях, сердце пылало желанием помочь им и подать наилучший совет. Уже приходят трогательные отзвуки на эти письма. Книга начинает свой далекий путь. В добрый час!

Из сборника «Листы дневника»

Предисловие

«Звезда Утра»

12 февраля 1879 года в известной аристократической семье столичного Санкт-Петербурга родилась Елена Ивановна Рерих – будущая спутница жизни и духовная соратница великого русского художника и мыслителя Николая Константиновича Рериха.

Художник называл жену «Лада моя» и боготворил ее не только за поразительную красоту и обаяние, которое отмечали в ней все окружающие, но и за мужество и силу духа. Эта женщина обладала поистине пламенным сердцем, огромным интеллектом, несокрушимой твердостью воли и характера. Она разделила с Николаем Константиновичем весь его необычный жизненный путь, полный выдающихся творческих свершений, но вместе с тем трудностей и опасностей.

Елена Ивановна была очень скромна, всегда держалась как бы в тени. И тем не менее именно она была основным автором фундаментальных научно-философских работ, вызывающих сейчас огромный интерес как ученых, так и широкой общественности всего мира.

Сотрудница Шамбалы

Жизнь и деятельность семьи Рерихов, их богатейшее творческое наследие были связаны с одним из самых загадочных на нашей планете явлений – расположенной в неприступных горах Тибета духовной общиной подвижников-мудрецов, именуемой в тибетском фольклоре Шамбалой. Сколько мнений и споров вызывала сама идея существования этой общины Востока! Одни видели в этом лишь легенды или вымыслы. Другие считали, что Шамбала – это лишь метафора, символ или философское понятие, отражение вековой мечты всего человечества о государстве, основанном на принципах социальной справедливости и высокой духовности, присущих его жителям. Но Рерихи увидели в рассказах о Шамбале не легенду и не метафору, а историческую действительность – и оказались правы. Понятие Шамбалы стало той путеводной нитью, с помощью которой сначала Е. П. Блаватская, а затем и семья Рерихов соединили Восток с Западом, легенды – с реальностью, эзотерическое знание древности – с современной наукой, прошлое – с будущим. Принесение в Россию и западные страны современного учения Шамбалы – Агни Йоги, или Живой Этики, – стало одним из основных аспектов великой духовной миссии, исполненной нашими соотечественниками...

Первая встреча Рерихов с их духовными наставниками – Учителями Шамбалы – произошла 24 марта 1920 года в Лондоне. Это событие положило начало передаче семье Рерихов учения Агни Йоги.

Сам факт передачи людям Запада сокровенных знаний Востока был необычным. Веками Восток нерушимо хранил в тайне древнее знание, перешедшее к нему из незапамятных глубин человеческой истории, от далеких ушедших народов и цивилизаций. Основы этого знания были изложены в редчайших манускриптах языком сложных, завуалированных символов, разобраться в которых не смогли бы не только европейские ученые, но и обычные восточные священнослужители, если они не были посвящены в высшее эзотерическое знание. В Индии и Тибете таких священнослужителей было не так уж много. Если бы какой-либо ученый решил найти ключи к древнему знанию обычным способом – поиском и изучением древних источников – и если бы ради этого он согласился навечно поселиться на Востоке, все равно его жизни не хватило бы на то, чтобы расшифровать и ничтожную часть архаичного философского наследия древности.

Жизненный путь Рерихов складывался так, что помимо осуществляемой ими научно-исследовательской работы по изучению восточных культур они вели широчайшую культурно-просветительную работу по всему миру. Но недаром все, что было связано с Шамбалой, имело необычные пути осуществления. Учение Агни Йоги было передано Рерихам Учителями телепатически. Основная нагрузка на принятие и запись текстов учения ложилась на Е. И. Рерих, благодаря развитым способностям ясновидения и яснослышания, которыми она обладала от рождения. Запись текстов учения велась ею постоянно, с 1920 по 1955 год, – даже тогда, когда она находилась от Учителя, передающего ей учение, на расстоянии многих тысяч километров.

Сама по себе способность телепатической передачи информации была признана реально существующим явлением уже при жизни Рерихов. В наше время эксперименты по телепатическому приему и передаче информации стали обычными для многих ученых. Однако телепатический контакт, установленный между Е. И. Рерих и ее духовными Наставниками, представлял собой гораздо более сложное явление, чем обычные опыты по передаче мыслей на расстояние. Создание энергетического канала связи между сознанием Е. И. Рерих и намного превосходящим его по энергетическому потенциалу сознанием Учителя было доступно далеко не каждому.

Живая Этика

Опубликованное около 80 лет тому назад учение Живой Этики предугадало многие открытия современной науки, а во многом и предопределило тематику новейших научных исследований. Теория многомерной структуры Вселенной, многомерная природа человеческого организма, посмертное бытие сознания, реинкарнации и память прошлых жизней, измененные состояния сознания, психоэнергетические причины различных заболеваний и новые методы лечения и многие другие научные проблемы нашли решение и обоснование в Агни Йоге задолго до того, как современная наука обратилась к их изучению. Непреходящее общечеловеческое значение нового учения Востока заключалось не только в научной, но и в социальной проблематике, отраженной в нем. Извечные проблемы жизни, актуальнейшие общественно-психологические проблемы, которые так и не смогла решить традиционная психология, получили в Живой Этике иное обоснование и видение, неожиданные и удивительно мудрые решения. Этика и психология человеческих взаимоотношений, их кармическая взаимообусловленность, оптимальные методы духовной самореализации, высшее предназначение культуры и искусства, пути выхода из нравственного тупика вульгарно-материалистического мировоззрения, проблемы брака, семьи, воспитания детей, эзотерические аспекты истории, политики, социологии – вряд ли существует на свете проблема, на которую не было бы дано ответа в Агни Йоге. Неудивительно, что с самого своего возникновения это учение вызвало живейший интерес к себе практически всех слоев общества. Живая Этика не могла не интересовать людей, потому что знания, изложенные в ней, не были одной лишь философской абстракцией. Они касались самых животрепещущих, самых насущных жизненных проблем.

Интерес к новому духовно-философскому учению был таким, что почти сразу же после выхода в свет (на русском языке) в Америке и Латвии тексты Агни Йоги были переведены на основные европейские языки. Но в России (точнее, в СССР) судьба учения Агни Йоги оказалась непростой. Как и многие учения русских философов-идеалистов, в советские времена Агни Йога была предана забвению в спецхранах библиотек. Однако проблемы, освещаемые этим учением, были настолько актуальны и интересны для всех мыслящих людей, что «запрещенное» учение продолжало распространяться подпольно, самиздатом. Книги Агни Йоги (в основном рижские издания) тайно копировались и передавались из рук в руки. Само же рижское рериховское общество в 40-е годы, в период сталинизма, было разгромлено за причастность к «немарксистской идеологии». Члены общества были сосланы в тюрьмы и лагеря, и немногие из них, отсидев по 20 лет, вернулись домой живыми. Руководитель рижского рериховского общества Рихард Рудзитис во время допросов был подвергнут пыткам в застенках Лубянки.

В годы застоя за изучение Живой Этики в лагеря уже не ссылали, но обыски время от времени все же проводили и за хранение нелегальной литературы могли исключить из комсомола, выгнать из института и с работы... Но книги Живой Этики все равно находили своих читателей. В те годы и речи не могло идти об изучении Агни Йоги официальной наукой. Неудивительно поэтому, что широкий общественный интерес к учению Рерихов при отсутствии научной методологии его изучения обернулся серьезной проблемой – объективности и правильности понимания Учения теми, кто считал себя его последователями. Эта проблема сохранила свою актуальность и сейчас. То там, то здесь мелькают иногда, попадая даже на страницы печати, такие откровения псевдорериховцев, которые и тени общего не имеют со взглядами самих Рерихов.

Но, несмотря на все свои внутренние проблемы, рериховское движение имеет огромный позитивный потенциал. Члены рериховских обществ России и СНГ занимаются благотворительной и культурно-просветительской деятельностью, работают в хосписах и домах престарелых, помогают инвaлидам и детям-сиротам, участвуют в восстановлении памятников культуры, в экологических проектах – словом, везде, где есть место конкретному воплощению в жизнь высоких гуманистических принципов Агни Йоги, главный этический идеал которой был сформулирован ее авторами как принцип Общего Блага.

«Кто предупрежден, тот вооружен»

Почему же Учителя Шамбалы открыли всему миру веками хранившееся на Востоке втайне от непосвященных эзотерическое учение о природе, человеке и Космосе?

К этому побудило Учителей стремление помочь людям всего мира пережить трудное время катаклизмов и глобальных космопространственных перемен, которые должны произойти на нашей планете в конце XX – начале XXI столетия.

Во многих мировых религиозных и философских учениях говорится о предстоящих природных и социальных катаклизмах, вызванных отклонением современной цивилизации от правильного, духовного пути развития, погружением человечества в пороки и бездуховность. Древние пророчества подтвердили ясновидящие и пророки более близких нам времен – Нострадамус, Эдгар Кейси, Ванга и многие другие. Сведения о природных изменениях, которые скоро произойдут на Земле, содержатся и в философских учениях, переданных миру Учителями Шамбалы благодаря деятельности Е. П. Блаватской и Рерихов. В этих учениях информация о предстоящих изменениях на планете была дана людям не в виде религиозных и мистических откровений, а в качестве научного, системного, аргументированного знания.

Что же говорит Агни Йога об апокалиптических временах? В чем видит она их причины?

В свое время и наш гениальный соотечественник В. И. Вернадский, и другие выдающиеся представители отечественной и мировой науки высказывали предположения о том, что наша планета окружена особым энергоинформационным полем, сохраняющим в себе информацию обо всем происходящем на ее пространствах. Информационный слой планеты, хранящий в себе все научные и культурные достижения человечества, Вернадский назвал ноосферой, сферой разума. Мысль человека энергетична, и содержание наших мыслей и чувств запечатлевается в информационном поле планеты. Если бы мышление всех людей имело творческий и духовный характер, параллельный план Земли был бы насыщен положительной, созидательной энергетикой, гармонизирующей энергии природных стихий и ускоряющей духовный и интеллектуальный прогресс человечества. Но из-за низкого в моральном отношении уровня развития большинства людей нашей эпохи тонкоматериальное пространство Земли оказалось наполненным мыслеэнергиями не добра и гармонии, а взаимной ненависти, злобы и алчности. Среди психических излучений человечества, веками накапливающихся в ауре Земли, стали преобладать энергии эгоизма и зла, а не добра. Но любое энергетическое поле оказывает определенное воздействие на окружающее его пространство. Влияние психической энергии социума на природу и самих людей прямо пропорционально моральному содержанию наших мыслей и чувств. Психоэнергетическое поле злобы, вражды и агрессии, накопленное в информационном поле Земли, разрушительно воздействует не только на здоровье людей, но и на состояние природных стихий планеты. Естественное энергетическое равновесие в природе давно уже нарушено – потопы, ураганы и землетрясения давно уже сотрясают нашу планету. Еще полвека тому назад учение Агни Йоги, говоря об огромной творческой силе человеческого разума, предупреждало: «Можно просить человека: «Друг, не устраивай землетрясения». Еще тогда, когда не было исследований в области многомерности пространства, не было теорий лептонных и торсионных полей, в учении Агни Йоги уже говорилось о теснейшей взаимосвязи, существующей между социальной этикой и природной энергетикой. «Планета наша больна. Мышление человечества окутано мраком. Cтихийные бедствия в виде ураганов, наводнений, ливней, землетрясений, нарушений климата обрушиваются на планету. Это же разновесие проявляется и в человеческом организме, в котором стихии воды, земли, воздуха и огня выражены во всей полноте. Это разновесие сопровождается ростом всевозможных болезней... И пока дух человеческий не проснется и пока не переродится мысль, равновесие стихий не установится. Все есть единое, и все связано между собой. Новая эпоха будет сопровождаться изменением пространственных токов и астрологических условий планеты. Если планета войдет в гармонию с ними, на Земле установится мир и преобразится мысль коллективная, если же нет, катастрофы мирового порядка или частичной не избежать», – говорится о наступлении новых времен в Агни Йоге.

«Агни Йога приходит ко времени...»

Рассматривая природу и человека в неразрывной взаимосвязи, Агни Йога подчеркивает и взаимообусловленность космических и общественно-духовных явлений. Конечно, изменения физических условий жизни на планете в первую очередь зависят от космических факторов. Новое астрономическое положение Земли принесет в атмосферу планеты новые, неизвестные пока современной науке сверхмощные энергии – это объективный, природно-космический фактор. Но каково будет восприятие этих энергий людьми – это зависит уже от нас самих, точнее, от духовно-нравственного уровня нашего развития...

Одна из важнейших заслуг Агни Йоги состоит в том, что именно в этом учении было аргументированно показано, что духовность – это не абстракция и не отвлеченное понятие, а конкретная реальность, имеющая выражение не только на морально-этическом, но и на физическом, точнее, психоэнергетическом, уровне. Согласно учению Агни Йоги, уровень духовного развития человека выражается не только в его личностных качествах и образе жизни, но и в тонкоматериальной структуре его организма. Как говорится в эзотерической философии, человеческий организм напоминает собой айсберг, небольшую, видимую часть которого составляет физическое тело, а большую, скрытую от обычного глаза – невидимые энергоинформационные субстраты, называемые в Агни Йоге тонкими телами. Эти невидимые компоненты организма, созданные из более разреженных видов космической материи, после смерти физического тела человека становятся носителями его сознания-души, переходящего вместе с ними на иной план существования.

Тонкие тела располагают особыми энергетическими центрами – чакрами, являющимися главными силовыми узлами энергоинформационной структуры человека, своеобразными генераторами тонких видов энергии в его организме. Низшие чакры обеспечивают организм человека более плотной, низковибрационной энергетикой, необходимой для осуществления физиологических функций, высшие центры связаны с творческой, интеллектуальной и духовной деятельностью индивида. Уровень активности высших центров определяет и степень духовного развития человека.

Чакры не случайно были названы в Живой Этике «центрами сознания»: содержание сознания конкретного человека, уровень его духовного развития определяется активностью или пассивностью его высших центров.

Невидимым тонкоматериальным центрам человека предстоит сыграть кардинальную роль в тех природных изменениях, которые, как говорится в эзотерических учениях мира, в скором времени произойдут на нашей планете. Космопланетарные перемены, предсказанные древними пророками и ясновидящими, будут способствовать появлению Новой расы – людей более совершенного эволюционного типа, отличающегося большей духовностью и связанными с ней творческими, в том числе и паранормальными способностями: ясновидением, яснослышанием, творческой интуицией и т. д.

Природно-космические условия будущего будут способствовать духовному преображению человечества и нарождению Новой расы. Высшие энергии, которые придут из Космоса на Землю, в значительной мере активизируют энергетику высших центров сознания у людей, нравственно эволюционирующих, а не деградирующих. Энергетический потенциал центров, который у большинства людей нашей эпохи находится в латентном, спящем, состоянии, под влиянием новой космической энергетики начнет активизироваться. Но, конечно, для того, чтобы организм человека смог ассимилировать (воспринять) высшие космические энергии, необходима хотя бы минимальная степень активности высших центров сознания, т. е. уже имеющийся духовно-нравственный потенциал. Если его не окажется, организм человека не сможет ассимилировать новую пространственную энергетику и в этом случае ему могут угрожать новые виды опасных заболеваний. О взаимодействии организма человека с пространственными энергиями в книгах Агни Йоги говорится: «Скажите врачу: можешь изучать феномены возгорания огней (так именуются в учениях йоги чакры. – Н. К .). Тем более это явление важно, что при развитии центров человечество будет ощущать непонятные ему симптомы, которые будут относиться невежественной наукой к самым несоответственным заболеваниям. Потому своевременно сказать о наблюдениях за огнями жизни. Советуем не откладывать, ибо нужно пояснить миру явления реальности и общности бытия. Незаметно входят в жизнь новые сочетания понятий. Эти знаки, видимые для немногих, составляют основу жизни, проникая во все построения. Только слепой не заметит, как наполняется жизнь новыми понятиями. Потому следует созвать ученых для освещения очевидности. Врач, не упусти!»

«Кто-то недомыслящий полагает: «Деды жили без познания огня и спокойно сошли в могилу. Какое мне дело до огня?»

Но мыслящий думает: откуда необъяснимые эпидемии, иссушающие легкие, гортань и сердце? Поверх всех причин есть еще нечто, не предусмотренное врачами. Не условия жизни, но нечто извне косит толпы».

«Агни Йога приходит ко времени. Кто же иначе скажет, что эпидемии инфлуэнцы должно лечить психической энергией? Кто же обратит внимание на новые виды душевных, мозговых и сонных заболеваний? <...> следует задуматься над новыми врагами, созданными современной жизнью. Нельзя к ним применять старые средства, но новый подход создается расширением сознания».

Именно расширение сознания, повышение его духовного потенциала считается в Агни Йоге гарантом выживания человечества в новых природных условиях. Учение о психической энергии и о состоянии высших центров сознания нашло подробное отражение в письмах Е. И. Рерих. Но самое главное – все, что говорилось в Живой Этике о чакрах и психофизиологических основах будущей духовной эволюции человечества, было осуществлено Еленой Ивановной на практике, во время чрезвычайно сложного и опасного эксперимента, названного Учителями «Огненным Опытом».

В Живой Этике сказано, что психическая энергия есть энергия всеначальная. Все прочие виды энергии являются ее дифференциациями. Эта энергия лежит в основании Мира. Она лежит как в основе движения миров в Космосе, так и в основе высшей нервной деятельности человека. Все преуспеяние человека зависит от наличия в нем психической энергии и возрастает прямо пропорционально росту ее. В жизни каждого дня она еще более необходима, чем пища и тепло, т. к. наличие действующей психической энергии позволяет обходиться долгое время без пищи и не замерзнуть при очень низкой температуре.

Люди с древних времен знали о существовании психической энергии и отчасти умели ею пользоваться. В древней Греции эта энергия называлась Терос, в древнем Египте - Тум, на Востоке - Аум. В той или иной степени этой энергией умели пользоваться колдуны и шаманы всех континентов, но лишь сейчас открываются возможности научного познания и применения этой энергии на благо человечества.

Психическая энергия, вернее, наличие запаса ее в организме, самым непосредственным образом связана со здоровьем человека.

Во-первых, психическая энергия участвует во всех жизненных функциях организма, она же является основой иммунитета. Поэтому от ее наличия зависит правильное и полноценное развитие организма человека.

Во-вторых, следует иметь ввиду, что вокруг человека существует энергетическое поле, называемое аурой. Внешняя часть ауры, так называемая заградительная сеть, служит защитой человека от всех вредных воздействий, начиная от микробов и вирусов и кончая отравленными психическими излучениями других людей. Заградительная сеть нормально выполняет свои функции только при наличии запаса психической энергии в организме.

При временной потере психической энергии заградительная сеть ауры ослабевает и через образовавшиеся в ней бреши организм может подвергаться различным вредоносным воздействиям. Вот почему в Учении Живой Этики так много указаний на хранение заградительной сети. Известно, что многие заболевания, в частности, рак, связаны с истощением в организме психической энергии. Значит, очень важно уметь поддерживать в нем этот запас.

Часто люди, начинающие изучать Агни Йогу, вначале воспринимают это учение как чисто теоретическое, не имеющее своей системы практики. Это мнение в корне ошибочно. Конечно, в Агни Йоге нет физических упражнений, как в хатха-йоге, или методики волевого раскрытия энергетических центров сознания, как в раджа-йоге. Нет в Живой Этике и пошаговых инструкций по проведению медитаций, которые можно найти в современных западных книгах, весьма поверхностно и только в психологическом (но не в духовном!) отношении рассматривающих некоторые аспекты классической йоги. Но это не значит, что своей системы духовной практики в Агни Йоге нет. В текстах Живой Этики есть вполне конкретные рекомендации, касающиеся именно практических аспектов развития духовности. Но поскольку это учение эзотерично в своей основе, все эти рекомендации надо еще суметь понять. А это происходит только тогда, когда сознание последователя готово к осуществлению подобной практики.

По этому поводу Е.И. Рерих писала одной последовательнице учения: «Если бы читающие Книги Нового Провозвестия вдумались глубже во все проблемы жизни, во все новые области знания, затронутые в них, и задались целью основательно изучить их, то материала в них хватило бы не на одну, но на несколько жизней. Но обычно люди читают глазами, а не сердцем, и потому самые замечательные указания, самые величайшие откровения скользят по сознанию, не оставляя ни малейшего следа. Мне, имеющей ключ ко многим утверждениям в книгах Учения, приходится с грустью убеждаться в этом на каждом шагу. Книги эти дают направление всему мышлению, указывая новые области, устанавливая новые вехи для всех научных исследований. Книги эти так жизненны, так насущны, ибо они устремляют в будущее».

В чем же состоят основы практической системы самосовершенствования, изложенной в Учении Жизни?

В учении Живой Этики о практических методах самосовершенствования кардинальную роль играет уже рассмотренный нами принцип Иерархии. Священное во всех эзотерических учениях понятие личного духовного наставника – Гуру, Учителя – рассматривается в Агни Йоге как необходимое условие духовной самореализации. Учитель – это Тот, кто дает человеку новые знания, возводя его тем самым на новые ступени духовного развития, Тот, кто защищает его от нападения сил зла на всех уровнях – и земном, и астральном, кто в полном смысле слова руководит его духовной эволюцией, используя при этом свои собственные духовные силы и знания, во много раз превосходящие силы и возможности ученика. О значении Учителя-Иерарха в духовной эволюции человека Е.И. Рерих писала: «Учитель, давая ученику синтез своего накопления, тем самым дает ему возможность сохранить драгоценное время для скорейшего и дальнейшего продвижения индивидуального творчества. Без преемственности накоплений – где была бы эволюция? Если бы каждый должен был доходить до всего, опираясь только на личный опыт и отвергая руку водящую, то вряд ли бы ушли далеко и посейчас от наших предков каменного века» (из письма от 21.01.31 ).

Именно за счет обогащения сознания ученика духовно-интеллектуальными накоплениями Учителя процесс личной эволюции человека неизмеримо ускоряется. Вместо блужданий в лабиринтах неведения, случайных ошибок и неизбежных опасностей он превращается в прямой и быстрый путь достижения поставленной цели – духовной самореализации. Руководство и помощь Иерархии за считаные годы и воплощения позволяет человеку накопить потенциал, необходимый для достижения духовной самореализации. «К чему сотня воплощений, если десятью можно перешагнуть порог?» – говорится об этом в Учении («Листы Сада Мории», т. 2. («Озарение»), часть 2, V, 13 ).

Как пишет Е.И. Рерих, «…для каждого, вступившего на путь ученичества, а не просто изучающего книжный оккультизм, совершенно необходимо решить в глубине сердца своего, который из Учителей Братства ему ближе, и затем отдать себя всецело, безо всяких ограничений и условий, этому высокому Руководству. Возможно, что такой начинающий не скоро услышит и получит весть от избранного им Великого Учителя. Но он не должен отчаиваться, он должен найти в себе все терпение, все мужество и, несмотря на полное молчание Великого Учителя, продолжать устремляться и работать над своим усовершенствованием, прилагая все свои способности на общее благо.

К сожалению, нередки случаи, когда человек в своем желании немедленного продвижения и еще большего знания бросается на поиски других Учений и другого Учителя и в своем раздвоении и даже растроении теряет свое место на лестнице восхождения. Припомним, что сказано в Учении об избрании Учителя. «Утвердиться сердцем на Владыке есть первое условие на пути к Миру Огненному. Невозможно прийти к Вратам завещанным без огненного этого условия. Ведь руководство должно быть осознано духом и сердцем, ибо только принятие Руки Владыки недостаточно без отдачи сердца Владыке. Нужно понять тот закон, который связывает Учителя с учеником, ибо без явления полного примыкания к Владыке не происходит связи. Полное принятие руководства требует сознательного отношения, ибо нужно понять и почувствовать в сердце тепло, которое исходит из недр духа. Нужно особенно чуять и научиться распознавать то, чем связана сущность Владыки с сущностью ученика. Так нужно помнить, что вибрация и карма являются звеньями к Владыке и Миру Огненному. Так ученик должен подготавливать свой организм утончением своих восприятий, ибо, кто знает, кроме Великого Учителя, насколько карма устремляющегося к Нему близка или далека от цели. Потому приложите все ваши усилия и устремления, как можно лучше понять и приложить Учение в жизни и предоставьте остальное карме и великому знанию Владык» (из письма от 29.08.34 ).

В чем должна состоять духовная практика ученика после избрания им Учителя?

Об этом Е.И. Рерих в письме от 11.07.34 г. писала: «Для скорейшего самоусовершенствования и развития духовности самое необходимое условие есть непрестанное памятование о Высшем Иерархе – это и есть то великое священное созерцание, или концентрация, о которой столько пишется и которая так часто превратно толкуется. Памятуя о Нем во все минуты дня и ночи, творя все дела наши во Имя Его, мы постепенно устанавливаем ту связь, которая, наконец, дает нам великую мощь Иеровдохновения.

Все это звучит так сложно и трудно и в то же время все так легко и просто, если в сердце не потухли искры любви к Учителю и энтузиазма к красоте и широте Учения Жизни. Искры эти так легко раздуть в пламя неукротимого устремления, несущего нас поверх всех и всего».

В книге «Иерархия» описывается одна из древнейших на Востоке духовных практик обращения к Учителю, названная «введением Лика Учителя в Третий глаз»: «Когда сознание ваше подскажет вам необходимость иметь постоянное Изображение Владыки, сядьте тогда в покойном месте и устремите взор на избранное Изображение. Но помните, что следует решить бесповоротно, ибо постоянное Изображение в случае предательства будет постоянным укором. После пристального смотрения на Изображение закройте глаза и перенесите Его в Третий глаз. Так, упражняясь, получите живое изображение и будете ощущать особенное трепетное нагнетение сердца. Скоро Изображение Владыки будет неразрывно с вами. Можете испытать себя против солнца и также будете видеть Владыку перед собою, иногда без красок, но потом жизненно и даже в движении. Молитва ваша потеряет слова, и лишь трепет сердца наполнит ваше понимание. Так можно достичь в жизни очень полезное, но нужно, чтобы сознание соответствовало бы» («Иерархия», § 89 ).

«Грани Агни Йоги» комментируют эту методику, рассматривая ее внутренние психодуховные закономерности: «Вопрос о воздействии изображений, портретов, фотографий очень глубок. Несомненно одно: отражение в Третьем глазу какого-либо лица устанавливает с ним известную связь. Эта связь устанавливается и без посредства портретов или внешних предметов, а просто лишь путем вызывания мысленного представления данного лица или предмета. Подчеркиваю, «предмета», ибо связь устанавливается со всем, что возникает в виде образа перед мысленным взором и удерживается там известное время» («Грани Агни Йоги», т. 5, § 19. ).

Необходимо отметить, что процесс установления духовной связи ученика с Учителем менее всего напоминает модные в наше время контактерские опыты. Не следует считать, что признаком установления подобной связи должна быть немедленно появляющаяся способность яснослышания и, следовательно, телепатического общения с Учителем. В перспективе, конечно, подобное общение может быть доступно, и в самом Учении говорится о том, что ученик должен готовить себя к непосредственному общению. Однако подобные способности совсем не обязательно должны проявляться непременно у каждого человека, обратившегося к Учению, и притом мгновенно. В действительности для установления духовной связи с Учителем и тем более обретения способности телепатического общения с Ним требуются долгие годы духовной подготовки, напряженного, самоотверженного труда и суровой самодисциплины. Так было даже у ближайших сотрудников Учителей – Рерихов, которые с самого рождения обладали необычными духовными способностями, но постоянное духовно-телепатическое общение с Учителями установили только в зрелом возрасте. Об этом факте, к сожалению, забывают некоторые последователи эзотерических духовных практик, считающие, что путь духовной самореализации непременно должен заключаться в необычных психодуховных проявлениях, в том числе способности общения с существами Тонкого мира путем яснослышания или телепатического приема информации.

Из всего сказанного, конечно, не следует, что стремящийся к самосовершенствованию человек не должен верить в собственные силы, в возможность установления телепатического общения с Учителем вплоть до слышания Его голоса в своем сознании. Как говорится в Учении, в перспективе установление подобной духовной связи возможно. Но не следует ожидать подобных результатов спустя несколько месяцев после вступления на путь духовного самосовершенствования.

Кроме того, признаком установления духовной связи с Учителем не обязательно должно быть именно слышание в сознании Его голоса или тем более способность телепатически принимать от Него информацию. Подобные способности, как правило, даются лишь единицам последователей, имеющих для этого кармически обусловленную миссию. Участие Учителя в жизни ученика может проявляться по-разному, отнюдь не обязательно в форме получения информации путем яснослышания. Главным (хотя и не всегда заметным самому последователю) результатом установления духовной связи с Руководителем является быстрое духовно-нравственное развитие человека, очищение, облагораживание его внутреннего существа, избавление от моральных несовершенств и недостатков. Кроме того, результатом получения духовного руководства со стороны Учителя является увеличение творческого потенциала ученика, более выраженное проявление в самых разных обстоятельствах его жизни духовной интуиции, или, как называется эта способность в Агни Йоге, чувствознания…

Было бы крайне ошибочным считать, что практика духовного общения с Учителем должна основываться исключительно на психотехнических приемах. В Агни Йоге и письмах Е.И. Рерих подчеркивается, что подлинное духовное общение с Учителем строится не на психотехнике, а на глубоких и искренних чувствах любви и благодарности ученика к Учителю за ту жертву, которую Он принимает, беря на себя руководство человеком, стремящимся к самосовершенствованию. Соответственно и ответом ученика на любовь и заботу Учителя также должны быть любовь и преданность Руководителю: «…устремимся к развитию в себе, прежде всего, любви, преданности, признательности, повиновения Иерархии, готовности к принятию каждого бремени, помня, чем тяжелее ноша, тем короче путь. В сущности говоря, именно из любви и преданности вытекают все другие качества, способствующие нашему продвижению, потому и будем растить их, как самый драгоценный цветок; и так как все растет и питается взаимно, то наибольшая любовь принесет и наибольший ответ. Потому окружим Великого Учителя огнем любви, охраним почитание Его, найдем самое бережное, самое высокое понимание Учения и Указов, и священно, молитвенно, в сердечном трепете будем предстоять пред красотою и величием творчества Его! Помните, кто выше поймет, тот выше поднимется и сам» (из письма от 15.01.31 ).

Но, чтобы быть началом, ведущим к духовному восхождению, любовь должна быть истинной, самоотверженной, а не эгоистичной, какой она часто бывает в отношениях между обычными людьми: «Правильно указывается, что любовь есть ведущее, творящее начало, значит, любовь должна быть сознательна, устремленна и самоотверженна. Творчество нуждается в этих условиях. Если в любви будет замечено самоослабление, разложение и служение самости, то это не будет высшим понятием человечества, поднимающим понятие подвига. Сердце, преисполненное любви, будет действенным, мужественным и растущим до вмещения» («Иерархия», § 280 ).

Почему именно чувство любви считается в традициях и классической, и современной йоги самым лучшим и быстрейшим мостом для установления духовной связи с Учителем? Ответ, даваемый эзотерическими учениями на этот вопрос, прост. В духовно-этическом отношении высшая, духовная форма любви является не только чувством, но и определенным состоянием сознания, служащим основой таких моральных качеств человека, как альтруизм и самоотверженность, в противоположность эгоизму. Эти качества, в свою очередь, являются показателем высокого уровня духовно-нравственного развития человека, открывающего ему путь к подлинному духовному восхождению.

Кроме того, любовь – конечно, подлинная, духовная – является и одним из самых мощных и совершенных видов космической энергии, которую способно генерировать развитое человеческое сознание. Любовь – это не только человеческое чувство, это еще и всеобщий эволюционный закон мироздания. Если в человеческих отношениях любовь проявляется как сильная и бескорыстная привязанность одного существа к другому, то в Космосе этот великий закон выражается во всеобщем магнетизме и притяжении частиц энергии и элементов, образующих Вселенную: «Основа мироздания уявлена на сцеплении энергии, или на любви»; «Космический Магнит и есть так называемая Сила Христа, или Сила Любви».

Любовь и преданность к Учителю Света считаются в Агни Йоге важнейшим условием самосовершенствования. Еще одно важное понятие и одновременно принцип в Учении Жизни – это принцип сердца, теснейшим образом связанный с проблемой духовного самосовершенствования человека.

Учение Живой Этики придает огромное значение принципу сердца в духовном развитии человека. Если в классической йоге больше внимания уделялось силе кундалини, то в Агни Йоге, как современной школе йоги, говорится о значении трех основных центров сознания: «Указывается, что кундалини, как центр, уводящий в самадхи, в дальнейшей эволюции уступает свое значение другому центру около сердца. Этот центр называется «Чашею» и является (…) средоточием чувствознания. При расширении сознания чувствознание ведет к действию, которое и является главным отличием будущей эволюции. Центр Третьего глаза действует в сочетании с «Чашею» и кундалини. Эта триада как нельзя лучше характеризует действенное начало ближайшей эпохи. Не уводящее восхищение, но деятельное утверждающее начало предопределено для грядущего подвига человечества». (Н.К. Рерих, «Сердце Азии». См.: Н.К. Рерих. «Знак Эры». М., 2009.)

Значение сердца подчеркивалось и в таких великих философских источниках древности, как Махабхарата. Известный исследователь Махабхараты академик Б.А. Смирнов писал, что тексты этого произведения и в психологическом, и в физиологическом отношении обращают больше внимания на сердце, чем на голову, – для того, чтобы поднять Атмана в Сахасрару (иными словами, поднять силу кундалини до седьмого главного центра – «Лотоса» Брамы, что в классической йоге означает достижение самадхи), йогины направляют свои усилия в область сердца (Махабхарата, VII, часть 2. Книга о Бхишме. Книга о побоище палицами ).

О духовном значении сердца говорят и упанишады: в Тайттирия-, Майтри-, Катха-упанишадах говорится о том, что Пуруша (т. е. духовное начало) находится «в пространстве внутри сердца». «Сокровищница пространства в сердце» считается в древнеиндийской философии «блаженством, высшим прибежищем, нашим «я» (Майтри-упанишада, VI, 21–27 ).

Почему «пространству внутри сердца» в классической древнеиндийской философии и в Агни Йоге придается такое значение, нетрудно понять, если вспомнить эзотерическое учение о том, что именно тонкоматериальный центр сердца является вместилищем одного из высших структурных принципов человеческого существа – шестого принципа, Буддхи, олицетворяющего высшую, духовно-творческую форму интуиции, называемую в Живой Этике чувствознанием, и одновременно – духовную любовь, чувство, составляющее глубокое духовное родство человека со всей Вселенной.

«Конечно, сердце следует понимать не как символ, но как великую лабораторию, где происходит трансмутация нашего сознания, следовательно, всего нашего существа. Конечно, сердце есть высшее выражение шестого принципа. Сердце есть пребывание Брамы», – писала Е.И. Рерих в письме от 10.10.34. «Все духовные центры зависят от сердца. Сердце есть великий собиратель и трансмутатор всех энергий. Сердце можно назвать Солнцем по той роли, которую оно играет в нашем организме». (Из письма от 30. 06. 34.)

Следует особо подчеркнуть тот факт, что сердце располагает, как писала Е.И. Рерих, не одним, а многими тонкоматериальными центрами, что свидетельствует о разнообразных функциях и возможностях, присущих этому принципу человеческого существа. «(…) нам нужно обратить внимание на развитие нашего сердца, на этот изумительный орган, вмещающий в себе, в своих многочисленных центрах, все творчество и всю психожизнь. Без развития центров сердца мы бесплодны, нет творчества психожизни, нет и жизни в высших сферах, и недоступен венец Архата. Только сердцем можем мы приблизиться к сознанию Архата, Учителя, ибо Его сознание в сердце». (Из письма Е. И. Рери х от 13. 10. 29. )

Конечно, духовно-нравственные способности и качества сердца, рассматриваемые в книгах Агни Йоги, относятся к его тонкоматериальному центру, а не к физическому органу. Но, как известно, тонкоматериальные центры, находящиеся в тонких телах человека, проецируются на соответствующие органы его физического тела. Поэтому определенные параллели между духовно-психологическим состоянием центра сердца и его физическим органом все же существуют – об этом также говорится в «Сердце». И прежде всего речь идет о зависимости, существующей между физическим состоянием человека и уровнем его духовно-нравственного развития: «Ведь нельзя ни в чем отделить физическое от духовного. Все так переплетено и зависит одно от другого. Именно единство это являет свою согласованность. Ведь все тонкие астральные чувства живут так же, как и физические, но в своих соответственно тонких измерениях. Нельзя рассматривать их отдельно. Всегда следует помнить о полном соответствии между тонким телом и земным. Потому так нужно всегда и ко всему применять формулу – как наверху, так и внизу».

В количественном отношении сердечно-сосудистые заболевания прочно удерживают первое место среди всех других, что является объективным показателем уровня духовного развития современного человечества. Как подчеркивается в Живой Этике, главной причиной обилия кардиологических заболеваний является низкий духовный уровень современного человечества: «Можете ли вообразить, что представляло бы из себя человечество при здоровых телах, но при акультурном сердце? Такое пиршество тьмы даже трудно представить! Все болезни и немощи не могут обуздать всемирное безумие сердца. Истинно, пока не просветится сердце, не будут отняты болезни и немощи, иначе беснование сердца, при сильных телах, ужаснет миры. Так сказано давно про праведников: «Ходил перед Господом» – значит, не нарушал Иерархию и тем очищал сердце свое. При малейшем очищении сердца человечества можно уявить водопад Благодати. Но теперь можно действовать осмотрительно, лишь где сердце не сгнило еще. Так можно не унывать, но знать, что тьма ожесточилась и множества сердец смердят. Уявление значения сердца старая истина, но никогда она не была так нужна, как сейчас». («Сердце», § 13.)

Проблема состояния здоровья населения Земли в наступающую эпоху резких природных перемен станет еще актуальнее. Учение Махатм предупреждает: «Истинно, скоро придется спасаться от расстройства стихий. Но ведь и это несчастье можно значительно смягчить образованием сердца. Просим врачей разных стран заняться исследованием сердца. Существует много санаториев от всевозможных болезней, но нет Института Сердца. От недостатка сердечного воспитания происходит это. Ибо даже невежды не считают сердце второстепенным. Между тем болезни сердца превышают рак и чахотку. Нужны сердечные санатории, где бы можно было заняться неотложными наблюдениями. Конечно, эти санатории должны быть раскинуты в разных климатах и на разных высотах. Можно видеть, что целое воинство может заняться нужными исследованиями в связи с умственными задачами вместе с агрикультурой и прочими специальностями. Институт Сердца будет Храмом Расы будущей. Институт Сердца, конечно, войдет в Общество Культуры, ибо понятия сердца и культуры неделимы». («Сердце», § 504.)

Института Сердца в современной медицинской науке до сих пор еще не существует. Тем не менее биофизические исследования сердца выявили, что сама форма сердечной мышцы такова, что наилучшим образом способствует улавливанию из пространства слабоэлектрических импульсов. Слабоэлектрическими импульсами, или взаимодействиями, в физике нередко называются еще не исследованные виды пространственных энергий, изучение которых началось сравнительно недавно. Это позволяет предположить, что в разряд подобных импульсов могут попасть и тонкие пространственные энергии, для более детального изучения которых требуются особые высокочувствительные приборы, еще не созданные современной наукой. Таким образом, назначение даже физического органа сердца может оказаться гораздо шире, чем это принято считать в современной медико-биологической науке.

Что касается функций тонкоматериального центра сердца, то современной западной науке они совершенно неизвестны. Между тем именно они являются объектом самого пристального внимания эзотерической философии Востока, изложенной в книгах Живой Этики.

Одной из важнейших духовных способностей человека является чувствознание, или духовное знание, высший вид творческой интуиции. Эта способность связана с деятельностью одного из тонкоматериальных центров сердца – центра «Чаши», который Е.И. Рерих называла «астральным сердцем». Основой способности чувствознания является опыт прежних воплощений, энергоинформационное содержание которого сохраняется на протяжении всех воплощений индивида в центре «Чаши»: «Чувствознание есть знание и опыт, накопленные в нашей «Чаше». Так называемая интуиция, но особо высокого качества», – писала сотрудница Великих Учителей в письме от 08.05.35. Фактически чувствознание является особым духовным методом познания, альтернативным принятому на Западе рационалистическому, рассудочно-логическому методу, лежащему в основе современной экспериментальной науки. Разумеется, и принцип сердца, и принцип интеллекта одинаково нужны человечеству – как в сфере познания, так и во всем жизненном укладе. Но с точки зрения эзотерической философии Востока в будущей эволюции человечества принцип сердца будет иметь большее значение, чем принцип интеллекта. О соотношении этих двух начал Е.И. Рерих пишет: «Как ум, не просветленный огнями сердца, так и сердце, не поддержанное умом, – явления уродливые. Во всем необходимо равновесие. Цель эволюции и есть достижение равновесия или гармонии всех способностей и чувств человека. Бедствие нашего времени именно и заключается в установившемся страшном разнобое между умом и сердцем. Если мы имеем перед собою Беспредельность, то, конечно, все способности могут развиваться беспредельно. Но, опять-таки, правильное развитие их будет обусловлено равновесием или гармоническим раскрытием всех сил, заложенных в человеке. Синтез есть высшая гармония…

(…) с нарождением Шестой расы, вернее, с ее утверждением, ибо уже немало людей, принадлежащих к Шестой расе, мы вступим в эпоху развития духовного сознания, имеющего свое основание в сердце». (Из письма Е.И. Рерих от 23.09.37.)

Новая космическая эпоха, началу которой мы стали свидетелями, считается в эзотерических традициях Востока эпохой возрождения духовности в человечестве. Именно поэтому принципу сердца, как духовному центру человеческого существа, в будущем будет принадлежать особая роль. О будущем значении сердца, о необходимости раскрытия его психодуховного потенциала в Учении сказано: «Без развития и утончения сердца невозможно никакое продвижение, никакой прогресс, потому в основу каждого строительства должен быть положен великий магнит сердца. Так представители Новой расы будут отличаться утонченностью сердца, этого ключа ко всем достижениям». (Из письма Е.И. Рерих от 10.10.34.)

Центр сердца служит основой и для проявления в человеческом микрокосме всеобщего космического принципа любви: «Сердце есть средоточие, но менее всего эгоцентричность. Не самость живет в сердце, но общечеловечность. Лишь рассудок окутывает сердце паутиной эгоцентричности. Добросердечие измеряется не столько так называемыми добрыми действиями, причина которых бывает слишком различна, но самым внутренним добросердечием; оно зажигает тот свет, который во тьме светит. (…) Можно понять, как сердце излучает особый свет, который всячески преломляется нервным веществом (…)». («Сердце», § 7.)

Любовь к людям, любовь к Учителю, к совершенству, к духовности – эти высокие нравственные качества всецело зависят от творческого потенциала сердца, и без этих качеств немыслима дальнейшая эволюция человечества. Именно сердцу, как подчеркивается в книгах Учения, свойственна и самая значительная для будущей эволюции человечества способность – прием и трансформация тонких энергий пространства, установление духовной связи с высшими планами бытия и высокодуховными сущностями иных миров, направляющими эволюцию земного человечества. «…Все тончайшие космические энергии проходят через сердце. Все тончайшие, значит, и все самые мощные и все самые творческие. Но чтобы привлечь эти творческие энергии, нужно возжечь свои огни», – писала Е.И. Рерих (из письма от 13. 10. 29) . Тонкий мир, как пространственный резервуар высших творческих энергий, является ступенью, освоение которой необходимо человечеству на пути к духовному возрождению. «Но теперь сердце нужно как спасительный мост с миром Тонким. Нужно утверждать, что осознание качеств сердца составляет самую насущную ступень мира» («Сердце», § 561) .

Самым главным, самым эволюционным достижением сердца, способного «возжечь свои огни», т. е. раскрыть свой духовный потенциал, активизировав высшие центры сознания, в эзотерических учениях Востока считалась причастность к Иерархии эволюционных сил Космоса, начинающаяся с обретения духовного Учителя. В книгах Агни Йоги подчеркивается, что установление сознательной связи с высшими планами бытия и с представителями Иерархии Света всецело зависит от раскрытия духовного потенциала сердца. Духовная связь с Иерархией Света также является прерогативой центра сердца: «Кто-то будет расчленять, но мы будем соединять, ибо в соединении находится теория фокуса. Прежде Мы указывали на Фокус Иерархии, но теперь должны сосредоточиться на сердце как на проводе к Иерархии. Так никто не скажет, что Иерархия нереальность, ибо к ней нет подхода. Именно есть самый реальный подход, когда предстателем будет сердце, то самое сердце, которое бессменно стучит и бьется, чтобы не забыли о нем люди.

Самое нежное, самое напряженное, самое звучащее на близкое и на самое дальнее». («Сердце», § 340.)
Таким образом, ключ ко всем духовным достижениям находится в нас самих.
А учение Агни Йоги расскажет нам о том, как воспользоваться этим ключом.
Н. Ковалева

В Новую Россию 1 Моя первая весть.

Ты, давший Ашрам 2 ,

Ты, давшая две жизни 3 , -

возвестите.

Строители и воители, укрепите ступени.

Читающий, если не усвоишь, – перечти, переждав.

Сужденное не случайно, и листы упадают

ко времени,

Но зима – только вестник весны.

Все открыто, все доступно,

Я вас замкну щитом – трудитесь.

Я сказал.

Лондон. Март 24, 1920

ПРАКТИКА АГНИ ЙОГИ

Основной целью и непреложным условием духовного самосовершенствования, согласно Учению Агни Йоги, является овладение своими оболочками или проводниками, которые постоянно вибрируют, реагируя на внешние раздражители. Эти вибрации необходимо остановить и, тем самым, обуздать оболочки и подчинить их своей власти. Как же это сделать?
На самом деле все очень просто. Нужно только уделить немного времени в течение дня, чтобы поупражняться в овладении собой, задавшись целью утверждения спокойствия и равновесия духа. С утра мы отдаем своему сознанию приказ начать утверждать в себе желаемые качества духа. Можно в воображении ментально представить себе предстоящий процесс и его конечный результат, а затем в течение дня приступать к его выполнению. Обуздание оболочек лучше начинать с подчинения своего тела. Можно уединиться, например, в своей комнате, когда никто не мешает и посидеть несколько минут совершенно спокойно и неподвижно. Важно, чтобы тело в течение хотя бы нескольких минут сознательно находилось в полном покое и оставалось АБСОЛЮТНО НЕПОДВИЖНЫМ. Исключаются все нервные движения и импульсы. Волей тело приводится в состояние полного покоя и неподвижности. Можно даже представить себе, что вы каменная статуя, холодная и неподвижная. Для начала соблюдите неподвижность тела в состоянии внешнего покоя, а затем усложните задание и заставьте физическую оболочку оставаться спокойной в действии, не допуская лишних движений.

Г.А.Й. 1955, 122. (Март 6). Можно обратить внимание на то, что астральное, ментальное и физическое тела все время находятся в состоянии движения – они вибрируют. Вибрации эти происходят не только тогда, когда они заняты какой-то работой, но и во время относительного покоя они продолжают вибрировать постоянно и напряженно. Вот эту-то постоянную напряженность проводников и надо успокоить. Проще начать с тела. Пусть оно побудет в покое, пусть прекратятся физические движения, и особенно нервные, пусть тело ощутит состояние физического покоя, или спокойствия, или неподвижности. Нужно пользоваться всяким моментом, когда нет работы, чтобы тело побыло в неподвижности. Антиподом физического спокойствия будет поведение сидящего без дела нервного человечка, у которого ходуном ходит все тело: голова, руки, ноги, лицо и так далее. Сперва следует научиться соблюдать спокойствие в покое, а потом уже и в действии, не допуская лишних движений.

Не только тело, но и мимика лица нуждается в подчинении воле. На лице в первую очередь отражаются все наши эмоции и чувства, которые в идеале следует скрывать под маской хладнокровия или полного бесстрастия.

Г.А.Й. 1956, 862 . И голос, глаза, жесты – все выдает состояние постоянного неуравновесия, несдержанности и неумения владеть собою . Посмотрите внимательно на людей – и увидите не людей, а паяцев, постоянно дергающихся и кривляющихся в зависимости от того, за какую веревку дергают их окружающие условия или люди. Импульсы эти идут как извне, так и изнутри, от астральных оболочек окружающих людей и от своей собственной…

867. Равновесие дает власть над всеми тремя оболочками. Без этой власти невозможно достичь покоя и неподвижности физического тела… Последите хотя бы за лицом. Сколько непроизвольных движений, чувств и эмоций рефлекторно отражается на нем. Оно постоянно в движении. Мускулы лица не знают покоя, вибрирует все лицо, отражая то, что происходит в астрале и мыслях. При разделении проводников физические нити связи переходят под контроль воли, и тогда лицо может оставаться бесстрастным и неподвижным , что бы ни происходило в других проводниках. Надо научиться выключать этот провод и добиться того, чтобы лицо ничего не отражало на своей поверхности... Тот, кто не владеет своим лицом, не владеет собою: ни мускулами, ни чувствами, ни мыслями. Прежде всего, надо совершенно устранить так называемые нервы, то есть бесконтрольные и произвольные движения конечностей. Надо научиться давать телу и мускулам покой и отдых, совершенно выключая на время движение тела и приводя его в состояние полной неподвижности… . Начнем с оболочки физической. Внимательно понаблюдайте за собой и отметьте, сколько ненужных и бесконтрольных движений в ней происходит. Увидев, ужаснетесь чудовищной растрате энергии на совершенно излишние движения. Ужаснувшись, поймете, что утечку сил надо остановить. Нужен контроль и постоянный дозор первое время, пока спокойствие физическое не будет обретено…. Итак, начинаем с контроля над непроизвольными движениями тела . За ними ведь тоже скрывается необузданный астральный проводник. Пусть будет рассчитано все: каждый жест, каждая улыбка, каждое движение.

Подчинив контролю свой физический проводник, перейдем к обузданию следующей, еще более разнузданной оболочки – астрала.
Необходимо пресечь вибрации астрального тела, волевым усилием приведя его в состояние покоя. Нужно сначала побыть просто спокойным, когда все спокойно и тихо вокруг, а потом уже проявить качество спокойствия в действии, обуздав волей его рефлекторные движения. Второе сделать намного сложнее, если воля слаба. Но воля пробуждается и укрепляется мыслью. Нужно напрячь все усилия духа, и свести проявление эмоций к минимуму. Для этого хорошо прорепетировать в своем воображении утверждение желаемого качества, то есть, как можно чаще представлять себя спокойным в различных провоцирующих ситуациях. Это наилучший, с точки зрения Учения, способ утвердить равновесие. Если нет сил утвердить качество в жизни, сначала оно утверждается в нашем сознании и укрепляется ритмом, то есть ежедневным мысленным представлением в своем уме. А затем, когда мыслеформа кристаллизуется и уплотнится, она непреложно сама проявится в действии.
Итак, перед нами стоят две задачи:
1. Сохранять спокойствие среди покоя.
2. Сохранять спокойствие среди внешнего беспокойства или в действии. То есть утвердить качество напряжения спокойствия.

Г.А.Й. 1956, 724. Можно и земному дань отдавать. Но зачем же являть собою шутов, скоморохов и паяцев? Кривляются все, заражая друг друга. Суета торжествует, а с нею – легкомыслие и пустословие. Один, как все, и все, как один – на одно лицо, лишенное лика. Торжественность ушла из жизни и заменилась базаром, а люди – балаганными куклами, которых дергает за веревочку каждый случайный прохожий. А они кивают в ответ головами, поднимают руки, жестикулируют и являют собой яркий пример безвольных, неосмысленных, ложных, под воздействием чужой воли, движений и действий. Контроль и овладение собою нужны, чтобы освободиться от этого ужаса. Ни паяцы, ни марионетки чужих воздействий не нужны на пути к Братству. Путь к Братству – путь торжественности и суровой дисциплины воли.

725. Пусть никакие эмоции окружающих не затрагивают вас и не приводят вашу астральную оболочку в движение. Явите сдержанность, бесстрастие и холодность, когда ярые астральные оболочки окружающих устремляются на вас и требуют властно и настоятельно, чтобы вы бесновались и неистовствовали в созвучии с ними. Явите нужную степень самоуважения и достоинство духа, чтобы независимость свою отстоять. Иначе не стать сильным и не освободиться от власти окружающих.

729. (Окт. 9). … можно говорить о ком и о чем угодно. И что угодно анализировать, если отсутствуют личные эмоции и бесстрастие установлено. Именно движения в астральной оболочке создают притяжение и соединяют обсуждаемое явление с тем, кто о нем говорит или мыслит. В этом вся разница. Потому и заповедано бесстрастие , ибо в нем скрыты освобождающие от связующего элемента свойства…Говорите обо всем так, как будто это происходит не с вами, а с посторонним лицом и элемент личной заинтересованности отсутствует вовсе. Отмечайте факты, называйте их хорошими или плохими, но совершенно изъяв астральные переживания и заинтересованность личную. Можно даже думать о себе в третьем лице. Это поможет отделению личности и астрала и расчленению в сознании трех низших принципов. Холодно и голодно не вам, но телу, больно и горько не вам, но астралу, мысли ненужные, тяжкие, темные лезут в мозг и захватывают ментал, но не вас, стоящего над тремя... Без приведения астрала к молчанию нет и не может быть никакой свободы ни от людей, ни от вещей. Личная любовь, и ненависть, и все личные чувства – оковы на духе. Только бесстрастие может освободить от них дух. Борьба с астралом и подчинение воле этой буйной и неуемной оболочки – трудное дело. Но надо через это пройти и надо победить, во что бы то ни стало. Если начать с малого, погашая его постоянные вспышки и эмоциональную активность и постепенно овладевая целым роем мелких маленьких чувств, можно дойти до большого . Но надо начать, и чем скорее, тем лучше.

853. Укротить самую ярую вспышку астрала полным молчанием, хотя бы даже временным, уже будет победой, но если это молчание и внутреннее, когда не допущено никакого движения в собственной астральной оболочке, то такая победа будет уже полной , ибо требует великого самообладания и власти над собой, то есть равновесия утвержденного.

Параллельно с овладением астралом и телом, воле подчиняется ментал. Наш ум постоянно пребывает в деятельном состоянии, не зная покоя ни минуты. Чтобы обуздать его чрезмерную активность, нужно его чем-то занять, дав ему чистую пищу для размышления. Нужно учиться сосредоточению на определенных мыслях, сознательно давая уму задания подумать о чем-либо, например, размышлять на какие-либо темы из Учения и т.п. Нужно добиться того, чтобы наш ум был постоянно чем-то занят и сосредоточен на чем-то одном, не отвлекаясь на посторонние мысли.

Г.А.Й., 1955, 122. (Март 6) Трудно обуздать своеволие блуждающего ума. Потому-то он так и не любит сосредоточиваться. Он привык носиться, как молодой жеребенок по лугу, куда и когда вздумается. И он тоже не знает покоя. Ум не может ни мгновения оставаться бездеятельным. Мысли не останавливаются, следовательно, его надо занять, дав ему для продумывания определенную задачу… Пусть ум будет всегда чем-нибудь занят, не отвлекаясь по сторонам . … Владеть собою надо всегда, власть над тремя утвердив. Через эту ступень овладения все равно придется пройти. Не лучше ли начать это немедленно. Основная задача – утверждение спокойствия, как в состоянии покоя, так и в действии... Нужно ощутить это особое чувство внутреннего покоя и равновесия, чтобы почувствовать его благо. Мощь равновесия – могучая сила. Спокойствие есть венец достижения духа…Когда человек спокоен и сила трех объединена в одно, тогда, и только тогда может явить он мощь действия… Кто над собою не властен, не может мечтать ни о какой власти над чем и над кем бы то ни было.

863. Мысль есть энергия. Эта энергия всегда выливается в действие, рано или поздно, но всегда. Мысль упорна и настойчива о качествах нужных. Их утверждаем в себе для уявления в жизни... Пусть мысли эти выльются в формы – ясные, четкие, живые формы будущих действий ваших и того, что вы собою хотите являть. Думайте, думайте яро об этом, думайте о том, какими хотите вы стать, ибо станете тем, чем и кем хотите. Но сильную и яркую мысль надо предпослать к действию, то есть к тому, что вы будете являть собою в будущем, оформляемом вашими мыслями. Думайте, думайте о качествах нужных и мысленно их утверждайте в себе. Стремитесь видеть себя обладающими ими и уявляющими в жизни вашей. Их надо утвердить. Их утверждайте мыслями, порождающими действия, сильными, точными, четко оформленными. Помните: мысль творит. Используйте творческую мощь мысли для преображения сущности вашей, ибо не преображенными не войти в Царство Мое, и Свет будущего не станет доступным. Может достичь человек всего, чего захочет воля. Значит, надо действительно захотеть, чтобы мочь и чтобы достичь. Волю свою напрягите в мощном желании достижения, и, Ручаюсь, достигнете. Равновесие – страшная неодолимая сила. Неужели сильным стать не хотите? И пусть решение духа, твердое и непреклонное, будет: достичь, достичь, во что бы то ни стало, чего бы это ни стоило, достичь любою ценой .

Равновесие духа означает власть над всеми тремя оболочками. Чтобы утвердить в себе это наивысшее качество, нужно знать, что все земные явления двухполюсны, и один полюс непреложно влечет за собой проявление другого. Например, если мы радуемся слишком, то непременно вскоре испытаем разочарование и печаль. А для того, чтобы не испытывать этих чувств, необходимо сдержать чрезмерную радость, то есть не радоваться ничему слишком, тогда и печали не будет. Закон бинеров прост. Сдерживая полюса с одной из сторон, не даем проявляться другому, противоположному полюсу. Таким образом, достигается равновесие духа, о котором Говорит Владыка.

Г.А.Й. 1955, 107. … Каждое явление двойственно, и быть свободным от его воздействия можно лишь при условии отказа от обоих полюсов. Удерживая один полюс явления, желательный, тем самым привязываем себя и к другому, нежелательному. Ключ от врат свободы лежит в сознании. Но если воспринимать желательный полюс явления при условии сохранения равновесия, то и другой полюс не причинит ни страдания, ни печали. В этом сила и значение равновесия. Это основа власти сознания над биполярностью явлений, вызывающих в нас печали и радости земные. Не может быть власти ни над собою, ни над материей, ни над энергиями тонкими, пока не понята мощь равновесия и не утверждена в применении… Хорошо и полезно мысленно представить себе, как проходит сознание сквозь строй этих земных радостей и печалей, не нарушая своего спокойствия. Можно часто и подолгу мечтать об этом, репетируя, как на сцене, должный подход и отношение к невзгодам и радостям жизни земной…. Не будем ни радоваться, ни печаловаться. …Учитель же Говорит о двойственности явлений земных, терзающих сознание в сфере личных чувств и эмоций. Над ними утверждается власть путем понимания их двуполюсной сущности и сознательного погашения энергий одного из полюсов, дабы противоположный не имел силы для проявления.

Законы Новой Эпохи»



  • Разделы сайта