Восточные практики йоги. Как выглядеть моложе своих лет: Восточные методики оздоровления организма. Как работать со священными гимнами

м Сокол, САО, район Сокол, ул. Песчаная 2-я, 4А, корп.1

Фитнес и аэробика, спортивные игры, восточные практики, единоборства, плавание, художественная гимнастика, танцы, массаж.

«Мне очень понравилось заниматься с тренером Станиславом Канашивым.Он хорошо знает свое дело и с полуслова понимает требования и пожелания.Например...»
Катерина ещё 52 отзыва

м Улица Горчакова, ЮЗАО, район Южное Бутово, ул. Адмирала Лазарева, д. 40/3

Фитнес и аэробика, восточные практики, единоборства, плавание, гимнастика, танцы.

«Удобно, что есть детская комната бесплатно. хорошие тренера, сын доволен, а я успеваю, пока он на уроке, и сама позаниматься! организаторы молодцы!...»
[email protected] ещё 28 отзывов

м Крылатское, ЗАО, район Крылатское, Рублевское шоссе, д.48

Фитнес и аэробика, восточные практики, силовой спорт, единоборства, водный спорт, художественная гимнастика, танцы, массаж.

«Я уже не молодой парень, однако, спорт мне не чужд. Правда, кроме бега во дворе дома и заниматься особо нечем. Как-то привозил сыну ключи в фитнес...»
Сергей Букреев ещё 7 отзывов

м Проспект Вернадского, ЗАО, район Проспект Вернадского, просп. Вернадского, 53

Фитнес и аэробика, настольный теннис, восточные практики, бодибилдинг, единоборства, танцы, массаж.

«Очень хороший клуб с приятной атмосферой и тренерами!»
Анга ещё 26 отзывов

м Речной вокзал, САО, район Левобережный, улица Флотская, 5в

Фитнес и аэробика, спортивные игры, восточные практики, бодибилдинг, бокс, водный спорт, танцы.

«Хороший клуб.Мои рекомендации по выбору тренера - МС международного класса Медведев Владимир.У Владимира высокопрофессиональный подход к проведению...»
Татьяна Сомова ещё 43 отзыва

м Планерная, СЗАО, район Куркино, МКАД 73км, дом 7, ТЦ "Арфа"

Спортивные игры, фитнес и аэробика, танцы, фитнес йога.

«Первой задачей после переезда с мужем и сыном поставили себе найти место, где каждый сможет выбрать спорт по душе. Но сын еще маленький, а детские...»
Ирина все отзывы

м Динамо, САО, Беговой район, Ленинградский проспект, 31ас1

Фитнес и аэробика, восточные практики, водный спорт, единоборства, танцы, массаж.

«Очень достойный фитнесс-клуб с бесплатным полотенцами, бахилами и вкуснейшим морковным фрешем в кафе. В Монархе можно расслабиться и забыть о...»
Naisha ещё 93 отзыва

м Свиблово, СВАО, район Свиблово, Снежная улица, 20с1

Фитнес и аэробика, универсальная йога, единоборства, танцы.

«Отличный спортивный центр! Низкие цены, большой выбор тренажеров, множество программ групповых занятий, молодой коллектив! В общем мысли только в...»
Anastasia Litovchenko ещё 11 отзывов

м Крестьянская застава, ЮАО, Даниловский район, Дербеневская набережная, 7с6

Фитнес и аэробика, спортивные игры, восточные практики, бодибилдинг, единоборства, плавание, акробатика, танцы, массаж.

«Футбол, бассейн, красивые девушки - что еще нужно для счастья?»
Konstantin Piroumian ещё 51 отзыв

м Шаболовская, ЮАО, Донской район, Малая Калужская, 15, стр. 4

Фитнес и аэробика, восточные практики, плавание, единоборства, танцы, здоровье, массаж.

«Новые процедуры в спа стали просто открытием, волшебные чаи в термах... Мммм)))»
Annete ещё 22 отзыва

    • 22 500 год
    • 4 000 руб. месяц
    • 600 руб. одно занятие
    • 1 000 руб. час аренды
  • м Чкаловская, ЦАО, Басманный район, улица Земляной Вал, 33

    Настольный теннис, силовой спорт, единоборства, восточные практики, фитнес и аэробика, танцы, массаж.

    «Честно говоря ходила во многие клубы.. Но этот радует больше всего)) хорошие, новые тренажеры. Позитивные люди)) тренера всегда помогут и...»
    Vera Bryzgalova ещё 62 отзыва

    м Менделеевская, ЦАО, Тверской район, Центральный федеральный округ, Москва, Сущёвская улица, 19с4

    Бодибилдинг, айенгара, аштанга йога, классическая йога, нидра, фитнес йога, хатха-йога, аэробика, танцы, массаж.

    «Обстановка в клубе превосходная. Создана приятная и располагающая к занятиям атмосфера, инструкторы заняты своим делом и готовы всегда прийти на...»
    Сергей Николаев ещё 17 отзывов

    м Рязанский проспект, ВАО, район Вешняки, улица Юности, 15

    Фитнес и аэробика, единоборства, конькобежный спорт, скалолазание, танцы, восточные практики, массаж.

    «Хороший зал за вполне демократичную цену. Никакого аншлага по вечерам в будни, можно спокойно заниматься.»
    Кирилл Ешмеков ещё 6 отзывов

    ЗАО, Можайский район, улица Кутузова, 11к2

    Фитнес и аэробика, восточные практики, единоборства, водный спорт, восточный танец, массаж.

    «Максим Курбатов- самый классный теренер. Я хожу на mix fight. Сбросила 5 кг. а еще хорошо негатив выплеснуть. Всегда интересно и весело заниматься.»
    Любовь Костюнькина ещё 59 отзывов

    м Братиславская, ЮВАО, район Марьино, улица Братиславская, д. 30

    Фитнес и аэробика, восточные практики, бодибилдинг, бокс, водный спорт, танцы, массаж.

    «Сергей,на мой взгляд,лучший инструктор по плаванию для детишек,своего пока к нему не отдавала,но собираюсь это сделать в самое ближайшее время!Пока...»
    Ekaterina Vavilova

    Допустимо ли христианину заниматься йогой и если нет, то почему? В настоящем сборнике читатель найдет аргументированный ответ на эти вопросы. Авторы материалов знакомы с йогой не понаслышке – один отдал ей в молодости семь лет жизни, а другая, будучи индианкой, происходящей из касты брахманов, практиковала йогу с детства. Во вступительной статье приводится также обзор высказываний других православных авторов.

    На Западе – в Европе и Америке, – йога уже давно не чувствует себя «гостьей с Востока», в адаптированном и упрощенном виде она прочно заняла свое место в современной массовой культуре. В последние годы это коснулось и нашей страны. Появилось много центров йоги, в одних она подается как древняя духовная традиция, ведущая к внутреннему совершенству, а в других – как комплекс физических упражнений для оздоровления тела.

    Среди посетителей этих центров оказались и люди, называющие себя православными христианами. Многие из них считают занятия йогой не противоречащим своей вере, и болезненно реагируют на слова священнослужителей и богословов, которые говорят о недопустимости увлечения йогой для христианина. Причины столь резкой позиции для них остаются непонятными.

    Для того, чтобы обозначить и объяснить православное отношение к йоге, и был составлен настоящий сборник. Поскольку среди многих апологетов йоги распространено мнение, что будто бы критику йоги позволяют себе только люди, толком не знакомые с ней и потому их суждения не могут быть компетентны, в настоящем сборнике представлены работы таких православных авторов, которые знакомы с йогой не понаслышке.

    Далее отец Михаил специально останавливается на разоблачении некоторых мифов о йоге, распространяемых ее западными приверженцами: «Мне не раз доводилось слышать или читать утверждения российских адептов йоги, что, дескать, индийские йоги живут долго и счастливо, при этом не болеют тяжелыми хроническими заболеваниями, на них не давит груз стрессов и нерешенных проблем. Это ложь, миф… Всеобщая диспансеризация, которая была в Индии (первый и последний раз) в 1980-х годах, показала, что йогины, которых там несколько миллионов человек, живут в среднем даже меньше, чем обычный житель Индии и страдают, к тому же, массой заболеваний. Например, катарактой глаз, потому что постоянно концентрируются на солнце, вывихами суставов, артритами и артрозами из-за частого нахождения подолгу в противоестественных позах. Йоги страдают букетом заболеваний верхних дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта, потому как каждый день делают клизмы, жгутами очищают носоглотку, что со временем практически уничтожает слизистую оболочку в кишечнике и носовой полости… Не смотря на то, что все они, за исключением женатых шиваитов, дают обет безбрачия, подавляющее большинство йогинов оказались больны хроническими венерическими заболеваниями. Те же йогины, которые не хотят поддаваться блудной страсти, весьма часто оскопляют себя изуверскими способами…»

    Отец Михаил делает следующий вывод: «Говоря о духовной опасности от занятий йогой, можно кратко сказать так: если будешь заниматься настоящей индуисткой или буддисткой йогой – впадешь в самообольщение – будешь считать себя «богом», а если будешь заниматься ньюэйджевской йогой также впадешь в прелесть… От занятий фитнес-йогой серьезных духовных последствий нет, впрочем, как правило, фитнесом занимаются люди, которые вообще не живут никакой духовной жизнью… По моему мнению, правильнее сказать, что любой фитнес, не только с элементами йоги, сам по себе не душеполезен. Люди, которые слишком заботятся о своем внешнем виде и здоровье тем самым свидетельствуют, что они не живут духовной жизнью» .

    Стоит также привести мнение иеромонаха , который в молодости, до принятия Православия, также немало времени занимался восточными медитативными практиками: «Почти двадцать лет назад французский монах-бенедиктинец Дешане написал о своем опыте превращения йоги в «христианское» учение… Любой понимающий природу прелести, или духовного заблуждения, узнает в этом описании «христианской йоги» точные характеристики тех, кто духовно сбился с пути… То же стремление к «святым и божественным чувствам», та же открытость и готовность быть «восхищенным» неким духом, те же поиски не Бога, а «духовных утешений», то же самоопьянение, которое ошибочно принимается за «состояние благодати», та же невероятная легкость, с которой человек становится «созерцателем» или «мистиком», те же «мистические откровения» и псевдодуховные состояния. Это общие характерные признаки тех, кто впал именно в это состояние духовного заблуждения…»

    В заключение хотелось бы процитировать запись разговора, сделанную митрополитом , – по его просьбе один из афонских старцев кратко обозначил основные отличия православной Иисусовой молитвы от индийского типа йоги и медитации:

    «Во-первых, в молитве решительно выражается вера в Бога, Который сотворил мир, управляет им и любит его. Он – нежный Отец, Который заботится о спасении Своего творения. Спасение совершается в Боге, поэтому в молитве мы просим Его: «Помилуй мя». От делателя умной молитвы далеко отстоит самоспасение и самообожение, в котором и состоял грех Адамов, грех падения… Спасение совершается не «в себе и через себя», как утверждают человеческие учения, но в Боге.

    Во-вторых, в молитве мы стремимся встретиться не с безликим богом. Мы не ставим цель подняться до «абсолютного ничто». Наша молитва сосредоточивается на личностном Боге – Богочеловеке Иисусе. Отсюда и молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий»… Мы любим Христа и храним Его заповеди. Мы подвизаемся в их осуществлении. Он сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (). Любя Христа и храня Его заповеди, мы соединяемся с Пресвятой Троицей.

    В-третьих, при умной непрестанной молитве мы не впадаем в состояние гордости. Учения, о которых ты говорил мне ранее, изобилуют гордостью. Нашей же молитвой приобретается блаженное состояние смирения. «Помилуй мя», – говорим мы и считаем себя хуже всех. Не превозносимся ни над каким братом. Любая гордость чужда делателю молитвы. Имеющий ее безумен.

    В-четвертых, как уже отмечалось, спасение – не абстрактное состояние, но единение с Триипостасным Богом в лице Господа нашего Иисуса Христа. Но это единение не устраняет человеческого фактора. Мы не ассимилируемся, поскольку каждый из нас – особая личность…

    В-пятых, при прохождении молитвы приобретается способность различать искушения. Мы видим и понимаем движения сатаны, но вместе с тем и действие Христово, то есть распознаем дух лести, который столь часто преобразуется в Ангела света, отделяем добро от зла, нетварное от тварного.

    В-шестых, борьба за молитву связана с очищением души и тела от разрушительного влияния страстей. Мы стремимся достичь бесстрастия не стоического, но динамического, то есть не умерщвления страсти, а преображения ее. Вне «бесстрастной страсти» нельзя любить Бога и спастись… Мы боремся за очищение от обезображенных состояний, которые создает диавол. Без этой личной борьбы, которая совершается по благодати Христовой, невозможно спастись.

    В-седьмых, молитвой мы не стремимся привести ум к абсолютному ничто; мы хотим обратить его в сердце и стяжать благодать Божию в душе, откуда она распространяется и на тело. Царствие Божие внутрь вас есть (). Тело, по учению нашей Церкви, – не зло; злом является плотской разум. Оно не «одеяние души» как говорят философские учения, и его нужно стремиться не сбросить, но спасти. Ибо под спасением всего человека подразумевается и его душа, и его тело. Следовательно, мы не стремимся к гибели тела, но воюем против служения ему. Не хотим гибели жизни. Не стремимся впасть в такое состояние, чтобы ради прекращения страданий не иметь желания жить. Мы упражняемся в молитве потому, что жаждем жизни и стремимся вечно пребывать с Богом.

    В-восьмых, в нас нет безразличия к окружающему миру. Те учения, о которых ты упоминал, избегают углубляться в человеческие проблемы с целью сохранить свой мир и безмятежие. Мы же стремимся к иному – непрерывно молимся за всех. Плачем о всем мире. Хотя спасение – это единение со Христом, мы состоим в общении с другими людьми. Не можем спасаться сами по себе. Радость, которая существует только для нас, но не для мира, не является действительной радостью.

    В-девятых, мы не придаем большого значения психотехническим методам, а также различным положениям тела, хотя и считаем, что некоторые из них помогают сосредоточить ум в сердце. Но, повторяю, мы стремимся не к апатии (это отрицательное состояние), а к стяжанию Божественной благодати» .

    О восточных духовных практиках

    «На переломе созревавшей молодости я совершил великий грех: в безумном движении невежественной гордости я «оставил» Его ради иного, воображаемого Сверх-личного Абсолюта. Преодолев добрый навык молиться моему детскому Богу, я в часы медитации стремился к абсолютному Бытию. Я совлекался, как мне казалось, всего относительного, что связано с различными формами: видимыми или невидимыми, чувственными или мысленными. Я упорно уходил во мрак неведения, чтобы чрез совлечение всего преходящего достичь Того, Что или Кто трансцендирует грани всего изменяемого, колеблемого. Случалось, я испытывал некий «покой» и не чувственно-плотски услаждался этим состоянием. При более полном порыве к неименуемому, все-трансцендирующему Бытию-Небытию я видел мой ум как свет. Я не гнался ни за чем на этой Земле, кроме как к вечному. Параллельно с этим я напряженно искал выражения в картине красоты, свойственной едва ли не всякому природному явлению.

    Тот период моей жизни кто-либо мог бы счесть полным вдохновения, но я вспоминаю его далеко не с любовью: я понял, что я предавался своеобразному «упокоению», которое было по существу своему самоубийством в метафизическом смысле. Из этого ложного положения я никогда бы не вышел своими силами, но Господь пожалел меня и настиг, быть может, в последний момент. Сотворил Он сие чудо милосердия, посетив мое сердце, которым немалое время я пытался пренебрегать. Не вижу путей рассказать последовательно о духовных событиях того времени. Как бы вдруг – мне стало ясным до очевидности, что мое искусственное погружение в отвлеченную умную сферу не приведет меня к достоверному познанию о Перво-Начале всех начал. Чрез мои аскетические совлечения всего относительного – я не достигал реального единения с Искомым мною. Мои мистические опыты носили негативный характер. Не «чистое Бытие» представало предо мною, но смерть для всего меня, включая мое персональное начало» .

    «Медитации приводили к покою от рассеянности заботами земной жизни, – давали мне часы интеллектуального наслаждения, – возносили меня в мнимые духовные сферы, – поставляли меня выше окружающей меня среды. Философски я не мог мыслить Абсолютное Начало – персональным. Причиною тому было отчасти мое следование общему заблуждению тех кругов, в которых я вращался: смешение понятия персоны с понятием индивидуума, тогда как философски они диаметрально противоположны. Ребенком я был научен молиться Бессмертному Отцу Небесному, к Которому ушли все мои деды и прадеды. Тогда, в детской вере (ср.; ), Персона и Вечность легко сочетались. Итак, с младенческого возраста воспринятый мною христианский персонализм в какой-то момент стал самым существенным вопросом: Бытие, абсолютное, может ли быть персональным? Мой искренний «восточный» опыт носил, скорее, интеллектуальную – оторванную от сердца – форму: аскеза умного совлечения со всего относительного. Постепенно я убеждался, что стою на неправильном пути: ухожу от истинного реального Бытия в не-бытие» .

    «По моем новом обретении Христа, мой «восточный» опыт, длившийся приблизительно семь или восемь лет предстал моему духу как самое страшное преступление пред любовью Бога, Которого знала моя душа с раннего детства» .

    «Наиболее недопустимым является смешение ее [Иисусовой молитвы] с йогой, с буддизмом и даже «трансцендентальной медитацией» и подобное сему. Радикальное различие всех этих уклонений с христианством состоит в том, что в основе нашей жизни лежит Откровение о Боге личном: АЗ ЕСМЬ. Все другие пути отводят ум человека от личных взаимоотношений между Богом и молящимся в область отвлеченного трансперсонального Абсолюта, в имперсональную аскетику. Медитация, как отвлечение нашего ума от всяких образов, может давать нам ощущение успокоения, мира, исхода из условий времени и пространства, но в ней отсутствует сознательное предстояние Богу личному; в ней нет действительной молитвы, т. е. лицом к Лицу. Это может привести к тому, что увлеченный медитацией удовлетворится психическими результатами подобных экспериментов и, что хуже всего, восприятие Живого Бога, Абсолюта Персонального станет для него чуждым» .

    «В этом устремлении к универсальному, трансцендентальному, сверхличному человек, как живая личность, должен исчезнуть. Параллельно с этим и на Востоке ум людской искал слияния с абсолютным Бытием, трансцендирующим все, что характерно миру преходящих явлений. Создавался разрыв между реально сущим и отвлеченным созерцанием человеческого рассудка… Во всех этих случаях мы находимся перед расслоением целостного человека, кончающимся его полным уничтожением» .

    «Путь наших отцов требует крепкой веры и долготерпения, тогда как наши современники пытаются схватить все духовные дары, включая даже непосредственное созерцание Абсолютного Бога, нажимом в короткий срок. Нередко среди них встречается склонность провести параллель между молитвою Именем Иисуса и йогой, или «трансцендентальной медитацией», и подобное сему. Полагаю нужным указать на опасность такого заблуждения – опасность смотреть на молитву как на простейшее и легкое «техническое» средство, приводящее к непосредственному единению с Богом. Считаю необходимым категорически подчеркнуть радикальное различие между Иисусовой молитвой и всеми иными аскетическими теориями.

    Заблуждаются все те, что стремятся мысленно совлечься всего преходящего, относительного, чтобы таким образом перешагнуть некий невидимый порог, осознать свою безначальность, свое «тожество» с Истоком всего сущего; чтобы возвратиться к Нему, безымянным трансперсональным Абсолютом; чтобы растворить в океане сверхмысленного и свою персональность, смешивая сию последнюю с индивидуализированною формою природного существования. Аскетические усилия подобного рода дали некоторым возможность подняться до металогического созерцания бытия, испытать некий мистический трепет, познать состояние молчания ума по выходе сего последнего за пределы временных и пространственных измерений. В подобных опытах человек может ощущать покой совлечения непрестанно меняющихся явлений видимого мира; раскрыть в себе свободу духа и созерцать умную красоту. Конечное развитие такой имперсоналистической аскетики многих привело к усмотрению божественного начала в самой природе человека, к тенденции самообожению, лежащей в основе великого Падения; прозреть в себе некую «абсолютность», которая по существу есть не что иное, как отражение Божией Абсолютности в созданном по образу; испытать влечение к возврату в то состояние покоя, в котором человек был, якобы, до явления своего в этот мир; во всяком случае, после опыта совлечения может родиться в уме этот род мысленной аберрации.

    Я не ставлю в данном случае пред собою цели перечислить все вариации умственных интуиций, но скажу из моего собственного опыта, что Бога Истинного, Живого, т. е. Того, Который есть «Сущий», – во всем этом НЕТ. Это есть естественный гений человеческого духа в его сублимированных движениях к Абсолюту. Все созерцания, достигаемые на этом пути, суть самосозерцания, а не Богосозерцания. В этих положениях мы раскрываем для себя красоту еще тварную, а не Перво-Бытие. И во всем этом нет спасения человеку» .

    Христина Мангала Фрост

    Йога и христианская вера

    Я родилась в индийской семье, стала христианкой в 22 года и являюсь православной христианкой в течение десяти лет. Воспитана я была в духе йоги. Мой дед был другом одного из основоположников современной йоги Свами Шивананды, который обычно вместе со сладким, травяным, богатым витаминами варевом, которое нам очень нравилось, присылал свои книги по йоге. В детстве родителями поощрялось выполнение определённых поз и дыхательных упражнений, всегда с чётким предупреждением, что существуют различные способы дыхания для мужчин и женщин, так как их тела различной формы.

    Когда я вышла замуж и у меня появились дети, я научила их некоторым вещам, которые посчитала полезными и взяла из моих детских уроков йоги, например, выполнять некоторые позы и извлекать пользу из этих упражнений. Мои дети были воспитаны в христианской семье и находились вне опасности впасть в заблуждение индуистских эзотерических духовных идей, таких как, например, «самореализация», которые часто сопровождают современную йогу. Во время поездки в Индию они столкнулись с подобными идеями в ашраме, но быстро отвергли их, как принадлежность идолопоклоннической, культовой атмосферы, царившей в этом ашраме.

    Я излагаю всё это, главным образом, для того, чтобы подчеркнуть, что йога – это больше, чем просто упражнения, и что мы сейчас, как никогда, нуждаемся в даре проницательности при знакомстве с йогой. Нам необходимо иметь чёткое представление о том, с чем мы имеем дело.

    К йоге когда-то относились с благоговением в Индии, как к таинственной ветви индуистской духовной дисциплины, которая требует большой физической и психологической отваги. К ней обращались искатели, стремящиеся достичь высот индийского представления о духовном совершенстве. Такой искатель должен был придерживаться сурового режима физической и умственной деятельности под строгим руководством почитаемого мастера – гуру. Конечной целью йоги было не что иное, как ощущение божественного в себе.

    С девятнадцатого века, во многом благодаря усилиям неустанной пропаганды индийских гуру-миссионеров, таких как Свами Вивекананда, йога лишена своей мистики и сложности. Внешне это выразилось в форме американских школ самопомощи и позитивного мышления и преподносится массам как безопасный и лёгкий путь к блаженству, доступный каждому. Слово «Йога» теперь хорошо известно и на Востоке, и на Западе; пользующаяся большой популярностью определённая программа регулярных упражнений изучается и практикуется большим количеством людей в школьных залах и на спортивных площадках. Пока одни учителя йоги продвигают её как простую технику для обеспечения физического благополучия человека, другие выступают за то, что это универсальный ответ на основные вопросы жизни. Некоторые преподаватели и студенты йоги преуменьшают важность индийского этоса, в котором закреплён духовный язык йоги, другие с готовностью вбирают в себя тот самый этос, особенно те, кто находят православное вероисповедание, его обряды и требования утомительными. Многие христиане занимаются йогой, не обращая внимания на её духовный багаж, в то время как другие чувствуют из-за этого некоторое беспокойство и часто встречают неодобрение со стороны своих священников и епископов.

    Характерный случай в англиканской церкви

    В газете «Таймс» от 31 августа 2007 года была опубликована статья, которая наделала много шума. «Священники запрещают нехристианскую йогу для малышей» гласил заголовок, и далее говорилось: «Была запрещена детская группа, проводившая занятия йогой в двух помещениях церкви. Группа была разогнана священниками, которые описали Йогу как нечто мошенническое и нехристианское». Точка зрения, представленная в статье, казалось, позволяет предположить, что священники повели себя как неразумные и чрезмерно фанатичные паникёры. Из статьи также известно, что учительница йоги мисс Вудкок была «возмущена» их запретом на её «Юм-Юм йогу для малышей и их мам». Она утверждает, что объяснила церкви, что её «йога носит совершенно нерелигиозный характер». Она, однако, была вынуждена признать, что «некоторые виды взрослой йоги основаны на индуистских и буддийских медитациях».

    Употребляя слово «упражнение», а не «медитация», учительница обращает наше внимание на два основных типа йоги, распространённых сегодня: современная физическая йога и современная медитативная йога. Понимая, что медитативная йога часто углубляется в духовные сферы и ставит цели, несовместимые с христианством, мисс Вудкок стремится сохранить «упражнение», без «медитации». Может ли такой отказ сделать йогу «безопасной»?

    Священники не согласны: «Философия йоги не может быть отсоединена от её практики, и любой учитель йоги (даже для малышей) должен разделять точку зрения этой философии. Йога может показаться безвредной или даже полезной, но таким образом люди могут начать думать, что есть способ достижения целостности тела и души с помощью человеческих методов, в то время как единственно верный путь к целостности – это вера в Бога, через Иисуса Христа».

    Любая надежда исключительно на «человеческий метод» для достижения целостности в отрыве от веры в Иисуса Христа, безусловно, подвергается осуждению со стороны священнослужителей – в том числе англиканских и баптистских.

    Но при этом среди мирян есть такие, кто задается вопросом о том, нельзя ли рассматривать методы йоги как средство «для настройки» нашего тела и души, чтобы мы стали лучше воспринимать Божью благодать? Прежде чем попытаться ответить на эти вопросы, мне необходимо вкратце рассказать о видах йоги, которые можно сегодня встретить, и о том индо-буддийском этосе, неотъемлемой частью которого они являются.

    Что такое йога

    1. Голливудская Йога, как это следует из названия, направлена на достижение внешней привлекательности, хорошей физической формы и долголетия.

    2. Гарвардская Йога нацелена на ясность ума, концентрацию и душевное равновесие.

    3. Гималайская Йога не укладывается в рамки двух предыдущих и направлена на достижение особого состояния, известного как самадхи (погружённость).

    4. Культовая Йога в центр внимания ставит харизматических гуру. Считается, что просвещённость нисходит только одним прикосновением гуру к ученику, который поклоняется ему или ей, как Богу.

    Чистые индийские техники утверждают, что нужно следовать указаниям оригинального санскритского текста, «Йога Сутры» Патанджали. Индийская традиция предполагает «восьмиступенчатую» йогу, для которой выполнение физических упражнений – относительно незначительный пункт программы, а основной упор сделан на умственное и нравственное очищение и использование психических сил для самосовершенствования. «Восемь ступеней» – это:

        1. «пять ограничений» (яма),

    2. «пять дисциплин» (нияма),

    3. «физические упражнения» (асана),

    4. «расширение жизненной энергии» (пранаяма),

    5. «внутренняя сфокусированность» (пратьяхара),

    6. «концентрация» (дхарана),

    7. «медитация» (дхьяна),

    8. «погружённость» (самадхи).

    Прохождение первых двух «ступеней» направлено на развитие таких нравственных качеств, как правдивость, самоотверженность и ненасилие. Некоторые индийские учителя йоги сожалеют, что третья ступень, «физические упражнения», в настоящее время широко преподаётся без какого-либо отношения к нравственному совершенствованию. Они настаивают на том, что равновесие, достигаемое практикой поз, это, то, что, прежде всего, направляет йога на путь, конечной духовной целью которого является состояние постоянного блаженства, известное как самадхи, или «погружённость».

    Погружённость во что? Можно встретить множество ответов на этот вопрос – всё зависит от того, во что вы верите.

    Если вы индус, который верит, что нет никакой разницы между его сущностью (атманом) и Верховной сущностью (Брахманом), «погружённость» означает достижение опыта неразделимого единства с Брахманом. Такой индус видит конечную духовную реальность как Безликую и решительно утверждает, что вера в Безликого превосходит любую веру в Личного Бога.

    Если вы индус-теист, который развивает личные любовные отношения со своим богом или богиней и стремится к освобождению по милости божества, то «погружённость» означает утопление себя в данном конкретном боге.

    Если вы буддист и не верите в Бога-Творца (что часто повторяет Далай-лама), «погружённость» означает наступление нирваны, «угасание», окончательное исчезновение себя.

    Хотя амбициозная духовная программа йоги Патанджали превратилась в упражнения для поддержания физической формы в западных руководствах по йоге, она всё ещё встречается в несколько изменённой форме даже на Западе.

    В основе всех традиционных подходов к йоге лежит точка зрения философской системы, известной как санкхья. Согласно ей, наше обычное психосоматическое «я» является побочным продуктом физических процессов, и с помощью тренировок человек будто бы очищается, как луковица, добираясь до того центра, где находится «чистое сознание». Вот как объяснил это один учитель йоги: «однажды личность осознаёт, что она, в сущности, есть чистое сознание, отличное и отдельное от психофизических процессов, от своих ложных представлений» .

    Однако утверждение, что систематический разрыв контактов с внешним миром создаёт единство в человеке, кажется весьма сомнительным. Напротив, как показал Р. Д. Лэйкг в своём «Разделённом Я», начало радикального выхода из внешней реальности вполне может привести к шизофрении. Мало того, что, пускаясь, согласно йоге, в путешествие в себя, человек рискует заболеть психически, так ещё и такая цель поднимает ряд серьёзных проблем для христианина. Иисус призывает нас искать внутри Царство Божие, а не «чистое сознание». Даже в христианской монашеской традиции, которая рекомендует удаление от мира, от объектов чувственного опыта, монах находится в поисках «внутреннего царства». В этом «внутреннем царстве» – Божественная Святая Троица, Господь наш. Мы познаём Христа и общаемся с Ним в Духе Святом и силою этого же Духа мы называем Бога «Отче наш». «Чистое сознание» – это лишь далёкий отзвук того, чем является христианское состояние «Царства Божия».

    Влиятельные индийские миссионеры, как Вивекананда и его последователи, приводят в действие определённые методы йоги для продвижения поп-мистики, основанные на понятии «самореализации», которое стало крылатым словом йоги. Путь к «самореализации» с помощью йоги представлен как всеобщий призыв, свободный от догм и строго светский. Тем не менее, тщательное изучение сочинений Вивекананды показывает сильный уклон в сторону одной конкретной индийской традиции, из которой Вивекананда убрал тонкую метафизику индийской недуалистичности (адвайты) и то, что осталось, стал поддерживать на рынке со всем пылом. Случайные цитаты из его работ иллюстрируют его безрассудный синкретизм и опрометчивые, часто нелепые утверждения того, что он сделал для метода «самореализации».

    «Всё есть Я. Говори это непрестанно». «Иди в свою комнату и получи Упанишады из самого Себя. Ты есть величайшая книга, которая когда-либо существовала или когда-либо будет, бесконечное хранилище всего, что есть». «Я сущность блаженства». «Не следуй за идеалом, ты содержишь их все в себе». «Христы и Будды просто случаи, в которых олицетворяются твои внутренние силы. В действительности это мы отвечаем на каши собственные молитвы». «Мы можем называть это Буддой, Иисусом, Кришной, Иеговой, Аллахом, Агни, но это только Я». «Вселенная – это мысль, и Веды – слова этой мысли. Мы можем создавать и уничтожать, пересоздавать целую вселенную» .

    Когда Вивекананда понял, что ему нужно нечто большее, чем несвязные философские разговоры о его бренде «самореализации», он написал работу о Раджа-Йоге, которая является практическим пособием для тех, кто ищет так называемую «самореализацию».

    Несовместимость йоги и христианства

    Существует множество причин, почему духовные основы современной йоги несовместимы с христианством, главной из которых является чрезмерный акцент на себе. Эгоцентризм с христианской точки зрения есть корень зла. В нем – падение человека, его отклонение от Бога в сторону ошибочной, мятежной зависимости от себя. Это разрыв общения с Богом, который заканчивается грехом и смертью.

    Восточные практики могут нанести серьезный вред западному человеку, такой вывод можно сделать прочитав информацию ниже ↓

    Найдя ключи здоровья физического тела в глубинах психики, древние мастера Востока достигали удивительных высот самосовершенствования. Знания о чудодейственных восточных практиках, способных исцелить, омолодить и продлить жизнь человека, веками скрывались хранителями духовных традиций. И только в конце 19 века за пределы Азии начинают выходить сначала философские концепции буддизма, даосизма и йоги, а уже позже, с середины 20 века, на Западе начинается настоящий взрыв популярности эзотерических практик — телесных и духовных. Интерес этот не угасает и по сей день.

    Но мало кому известно, что восточные практики глубокого погружения, при неправильном использовании, могут нанести западному человеку достаточно серьезный вред, вплоть до тяжелых, трудноизлечимых болезней. Чаще всего люди уходят в медитативные состояния из любопытства, из интереса узнать, что находится в пространстве, где нет мыслей. К сожалению, не все понимают, что тем самым они очень ощутимо вмешиваются в работу организма, нарушая его биохимические и энергетические процессы. Тем более, что начинается все, как правило, хорошо, а негативные последствия восточных практик, в виде слома иммунной системы, проявляются не сразу…

    Ниже представлена запись реальной консультации по Skype с Виктором Федотовым, переведенная в текст. Прочитав ее, вы узнаете следующую информацию:

    • Высокая эффективность восточных практик — это польза или вред?
    • Физиологичны ли для европейского человека восточные практики?
    • Будьте осторожны: практики в группе!
    • Онкология как системное заболевание всей жизни человека
    • Важность психоэмоциональных практик в излечении сложных заболеваний
    • Гипноз и самогипноз – чему отдать предпочтение в процессе лечения
    • Зачем нужно знать свою историческую религиозную принадлежность
    • Вероятность рецидива после курса лечения онкологического заболевания
    • Особенности питания после химиотерапии.

    Уважаемые читатели, будьте внимательны к своему здоровью — восточные практики как эффективны, так и опасны!

    Данная консультация размещена с разрешения консультирующейся, её имя изменено для сохранения конфиденциальности.

    Оксана: Виктор, здравствуйте!

    Виктор Федотов: Здравствуйте! Я слушаю Ваши вопросы.

    Оксана: Вопросы возникли следующие: случилась неожиданная болезнь (рак), непонятно по какой причине… операция, химиотерапия и все такое … и возникает большое количество вопросов, в том числе по питанию, потому что всей тематикой, про которую Вы рассказываете, я увлекалась еще до заболевания; вроде как с питанием разбиралась, и с образом жизни, и со всем остальным, но вот так все равно получилось.

    И я хочу понять, в чем где-то может быть были ошибки, недоработки? И как мне сейчас соответственно поменять питание, восточные практики, возможно? Как-то надо перестроиться немножко.

    Виктор Федотов: Да, я вас понимаю. Здесь ситуация с одной стороны простая, с другой стороны сложная. Простая она только в том варианте, что подавляющее большинство людей находится в той же самой позиции, что и вы. Но у каждого свой финиш, также как у каждого свой старт. И по пути от старта до финиша люди попадают в те или иные ситуации более-менее стандартные. Анализ похожих ситуаций говорит о том, что все-таки ошибки тоже стандартные. Наша школа появилась не по причине, что все этим занимаются или многие якобы занимаются, а по той причине, что перенасыщение интернета информацией вредит достаточно большому количеству людей, и нам бы не хотелось, чтобы наши друзья-знакомые-родственники попадали в такие ситуации. Как вы считаете, почему на Западе одни учения, а на Востоке другие? Люди западные, европейцы, занимаясь восточными практиками, начинают болеть, причем серьезно. И наоборот – восточного типа люди, начиная практиковать наши западные европейские разработки, тоже начинают болеть, причем серьезно. Есть такая поговорка «Где родился, там и пригодился». Те или иные практики исторически разрабатывались, они ведь не в одночасье появились. Заниматься практиками без корректировки, без изменения, без адаптации к современным условиям, и особенно без адаптации восточных практик на европейский манер и европейских практик на восточных манер – это достаточно опасно. Насколько это опасно? Может, я даже смягчаю.

    Восточные практики. В чем опасность для западных людей?

    Причина очень простая: восточные практики, которые предлагаются, они достаточно эффективные. Что такое эффективность? Это как сильнодействующее лекарство. Оно действует? Никто не спорит — действует, но как? Как оно изменяет ваш биохимизм, вашу энергетику? И как интенсивно? К чему это приводит при том образе жизни, который вы сейчас ведете? Восточные практики формировались при другом образе жизни. Как вы считаете, ваш образ жизни и тот образ жизни – какого-то индуса где-нибудь в горах – похожи чем-то?

    Оксана: Нет, конечно!

    Виктор Федотов: Вот! Отсюда и первая ошибка. Все нужно проверять! Вторая ошибка в том, что мы очень много информации вокруг имеем, и человеку, сразу столкнувшемуся с проблемой, особенно как у вас, очень сложно, он сразу в растерянное состояние попадает. Ему очень сложно вычленить, а что же является правильным, что неправильным? Потому что много сейчас людей восточные практики практикуют и вроде они здоровыми выглядят в самом начале. Никто не знает, какие последствия будут потом, никто не отслеживал. Почему? Потому что где ж эти восточные практики были раньше? Почему их не было раньше, и вдруг они появились, и вдруг выясняется, что им тысячи лет? А почему наши предки не знали об этом ничего? Или может быть знали и не использовали? Тоже нужно это анализировать! Поэтому, когда начинают эксплуатировать все эти технологии, то риск очень большой. Причина простая: вы все равно влияете на свой организм, вы все равно что-то вызываете в организме – какие-то перестройки. И если вы достаточно серьезно и проникновенно занимаетесь практиками, то вы очень рискуете. Потому что чем сильнее вы внутри тела меняете что-то, тем сильнее вы заставляете организм тратить свои ресурсы. И организм, в наших условиях, с нашей иммунной системой может где-то что-то не успеть сделать.

    Оксана: Так что лучше вообще ничего не практиковать?

    Виктор Федотов: Лучше вообще ничего, чем что-то, но делать неправильно, которое потом даст вот эти результаты. Вам же не нравятся результаты, которые вы получили?

    Оксана: Не нравятся.

    Виктор Федотов: Значит, может лучше было бы не делать эти восточные практики, чтобы не получать такой результат… как вы считаете? А можно было бы заранее сказать о подобных результатах? Можно было бы! Но кто бы вам это заранее сказал? Ведь дело в том, что мы всегда живем по жизни весело. Мы идем в какой-то центр, и там друзья-подруги-знакомые тоже все занимаются, и там находится человек, который сказал, что он гуру, учитель. Ради бога, пускай будет! И вот он дает какие-то учения, какие-то восточные практики, и мы начинаем практиковать. Насколько для нас это интересно? Очень интересно! А насколько физиологично?

    Ведь дело в том, что духовные практики практиковать в группе нельзя. В группе можно, если все занимаются не менее 10-15 лет ежедневно и уже имеют высокий уровень. Потому что когда человек расслабляется в медитации, у него раскрываются все каналы, душа освобождается… и что происходит? Обмен между участниками своими проблемами, своей энергетикой. И вот у кого мало энергии, тот засасывает из пространства больше энергии, и, естественно, может получать и программы болезней серьезных от других людей, которые уже болеют. Понимаете, какая вещь, да? Вещи эти заразные, онкология тоже. Это так же, как мысль; самой заразной является мысль. И поэтому я стараюсь дать вам конкретные идеи, которые реально в вас будут жить, и дадут вам программу действий.

    Ведь если мы с вами говорим о питании, там должны быть принципы определенные. Если мы говорим о физических упражнениях, различных практиках, то там тоже принципы должны быть положены в основу. Так где же истина? А истина находится в теле; мы с вами говорили, что тело является основной правдой. Ведь за что вы не возьмитесь, везде может быть и так, и так, но конструкция вашего тела – она не обманет. Но, не зная конструкции, как мы можем что-то изменить? Я могу вам очень коротко повториться в вопросах, которые мы поднимаем на многих лекциях – последовательность знаний, которые, за что бы мы ни взялись, они все возвращаются опять в наше тело, в нашу конструкцию. Нельзя требовать от организма то, к чему он неприспособлен. Вот эта приспособленность нашего организма, она должна быть учтена. Приспособленность может быть как физического тела, приспособленность анатомии, приспособленность физиологии, приспособленность биохимических процессов, приспособленность энергетики, так и приспособленность нашей психики, нашего сознания – это самое главное. Все ошибки идут из невежества – это вы понимаете, т.е. белые пятна в познаниях нам нужно закрывать.

    Начинать изучение любых наук нужно откуда? Правильно! Принцип зеркала: подходим к зеркалу, и видим что? То, с кого или чего нужно начинать. И естественно, по мере того как вы познаете себя, для вас раскрываются ошибки в вашей жизни, в вашей практике. Поэтому без знания конструкции своего организма делать глубокие восточные практики — опасно для жизни. Вы уже отсюда понимаете, что вы питались вот так и считали это нормальным, а, оказывается, получается, что надо не так. И это вы сами к этому выводу придете, вас не нужно будет ничему учить, потому что вы уже будете это знать. Другое дело, что когда человек уже реально столкнулся с проблемой и познавать уже некогда, нет времени у вас познавать все это детально, надо здесь и сейчас бороться с болезнью, то болезнь, которая у вас … можно сказать так – она не сегодня родилась и не вчера. И это болезнь не какого-то конкретного органа, если вы говорите об онкологии, – это системное заболевание, это заболевание, так скажем, всей жизни человека. Это касается всего организма, касается полностью всего существа человека с его психикой, с его знаниями, с его анатомией и физиологией.

    Касается ли эта болезнь кармических вещей, наработанных, может быть, не одно поколение? Возможно, касается. Понимаете? Онкология прорастает корнями через все слои существа человека. Что мы знаем — мы можем обговаривать-обсуждать, но что-то мы можем и не знать. Дело в том, что организм это знает. Мы, как социальные существа, имеющие какое-то образование, мы можем не знать этих вещей. Но организм знает. Но почему он не защитил вас от вашего заболевания? Очевидно, вы так помешали чем-то организму, так вмешались в его конструкцию, в его поведение, в его биохимизм, что иммунная система, которая призвана защищать – она где-то сломалась.

    Так что же сейчас делать в данный момент? После того, как делалась химиотерапия, после того, как делались хирургические вмешательства и.т.д.? Освободились ли вы от проблемы? Освобождение от проблемы достаточно затрудненная вещь в том плане, что вы же себя не изменили никак? Вам дали время – выигрыш времени, т.е. вы выиграли какое-то небольшое время. Проблема не устраняется оперативным путем, проблема находится на по левом уровне в пространстве. Но ее можно убрать, если вы будете работать со своим сознанием. Поэтому мы можем говорить, что для физического тела нужны минералы, витамины, микроэлементы – взять можно из трав различных, из каких-то лекарств, можно из Индии выписать, можно наши применять – много всего, но … А дальше-то что? Для энергетики что-то нужно, потому что нужен потенциал, где его брать? Известно, что тело наше из материального субстрата берет очень мало энергии. На превращении материи пищи в энергию, организм тратит энергии больше, чем из нее получается – это давно известно. Нам нужны еще какие-то виды питания – какие? Праническое питание – это же тоже питание?

    Теперь, вода: та вода, которую мы используем и которая должна быть – это большая разница. Вода определяется по светимости капли. Светимость капли можно экстрасенсорно определить, развив в себе чувствительность. И просто разные пробы воды сделать и принести к тому, кто может почувствовать энергетику воды — экстрасенсы, особо чувствительные люди, которые могут это почувствовать. Можно пойти к специалисту, который работает с приборами газоразрядной визуализации – ГРВ. Они могут посмотреть светимость капли воды. Можно прямо при них сделать разную обработку воды и проверить: сделали омагничивание – проверили: нет, не годится. Взяли ту же воду, перелили 30 раз – не годится, 50 раз перелили – о, годится! Пьем эту воду. Сделали обработку вихревую, посмотрели – тоже меняется структура воды. Добавили туда, допустим, на стакан воды каплю лимонного сока, посмотрели светимость, добавили соды немножко – посмотрели. Разнообразное воздействие на воду может показать, когда светимость возрастает. Когда вы нашли эту воду – ею и пользуйтесь.

    Речь пойдет о восточных практиках. Есть 2 главных предрассудка относительно этих дел. Один – когда думают, что восточные техники такие древние, что современному человеку не подходят. Но! Согласись, наш организм не так сильно изменился за последние несколько веков: скажем, новые конечности у нас не выросли. Да и стресс сопровождал человека всегда. Дедлайны, кофе, ночные клубы и пробки не так уж и страшны по сравнению с тиграми, наводнениями и войнами.

    Кого-то останавливает еще и то, что 2 главные системы пришли к нам готовенькими из Азии: йога – из Индии, цигун – из Китая. И потому якобы на нас, европейцев, не могут подействовать. При этом почему-то от азиатской пищи мы все отказаться не в силах. Более того, именно в традиционной восточной медицине учитываются не только типы телосложений, но и разные склады ума и характера пациентов, что позволяет назначать каждому индивидуальные средства оздоровления. Рискнем расширить горизонты?

    Нам помогали:

    Андрей Еремин
    Инструктор тайцзицюань и цигуна, центр «АнСинДао»

    Ольга Зимова
    Сертифицированный преподаватель бикрам-йоги

    Цигун

    Эта система оздоровления и саморазвития зародилась в Древнем Китае, возраста неопределенного – кто-то считает, что ей всего-то несколько веков, некоторые исследователи ведут счет на тысячелетия. Ци (или «чи», как пишут на английском) – наша жизненная энергия, цигун – управление ею. Болезни и все проблемы со здоровьем возникают из-за нарушения циркуляции энергии в теле , но специальные упражнения с концентрацией на дыхании позволяют восстанавливать ее естественное течение. Все понятно, правда?

    Когда полезно: Если хочешь расслабиться, прогнать стресс , улучшить внимание и концентрацию, восстановить силы после травмы или болезни.

    Как выглядит: Как и во многих других древних практиках, в цигуне несколько стилей и направлений. Но их объединяют глубокое, естественное дыхание и определенное, здоровое выравнивание позвоночника. Если ты видела в парках людей, неподвижно стоящих с выставленными руками, в которых как будто шар (но на деле нет), – вот это (скорее всего) цигун. К статическим упражнениям добавляются мягкие и повторяющиеся динамические: круговые движения руками, наклоны, повороты, перемещения. Этим можно заниматься как на опушке соснового бора, так и в каморке, не подходящей для активных экзерсисов. Специальная одежда тоже не обязательна. В общем, удобно.

    Что происходит: Физическая нагрузка минимальна – практически отсутствует. Но последствия для нервной системы – как от медитации (собственно, это одна из ее форм). Дыхание управляется и сознанием, и подсознанием, то есть именно сосредоточенность на естественном дыхательном процессе их объединяет. Ум избавляется от беспокойных мыслей, движения выполняются расслабленно, в комфортном ритме и диапазоне. Накопив ци, можно направить ее к органам, требующим оздоровления, и к определенным энергетическим точкам, что сродни акупунктуре, но без уколов.

    Кому подходит: Хотя в цигуне есть и суровые техники – превращают тело адепта в камень, можно спокойно спать на гвоздях, – массово распространены «мягкие» направления, к которым сложно придумать противопоказания. Цигуном могут заниматься люди юные и не очень, с физическими ограничениями и те, кому не подходят обычные виды фитнеса по каким-то причинам. Акцент на натуральном дыхании расслабляет и укрепляет легкие, в частности, исследования говорят, что это помогает при астме. А еще практика спасает граждан, которые вдоволь обеспечены физической нагрузкой, но изнывают от стрессов и срочно нуждаются в восстановлении душевного спокойствия.

    Бикрам-йога

    Это направление создал во второй половине прошлого века индиец Бикрам Чоудхури. Сначала он добился больших успехов в классической йоге, но зачем-то занимался еще и тяжелой атлетикой – получил серьезную травму колена и приговор от врачей, что ходить больше не сможет. Но Бикрам не сдался и решил изобрести собственный способ восстановления : здраво рассудив, что тело лучше растягивается в разогретом состоянии, а суставам полезно прогревание при некоторых заболеваниях, он занялся практикой в помещении с повышенной температурой. Так и избавился от последствий травмы, а потом стал помогать ближним. Среди его учеников – президент Никсон и Мадонна.

    Когда полезно: Хочешь серьезно поработать над своей гибкостью, снять болевые ощущения в мышцах и суставах, постройнеть, попробовать необычный вид йоги, погреться в зимнем городе.

    Как выглядит: Комплекс состоит из 26 асан классической и двух дыхательных упражнений в начале и в конце занятия. Каждая поза повторяется дважды, при этом первая часть урока состоит из асан в положении стоя (разминка и работа с мышцами), а вторая (работа со спиной и позвоночником) вся проходит лежа и сидя на полу.

    Но главная особенность – температура помещения чуть выше температуры тела, около 40 градусов при влажности 40%. Когда входишь в зал, кажется, что там просто тепло, и дышать приятно. Жарко становится только в процессе выполнения асан. А покидаешь класс уже полностью мокрой (хотя влага, в основном, идет из воздуха). Впрочем, в любой студии тебе выдадут 2 полотенца – для занятия и для душа, так что нечего стесняться.

    Что происходит: Потоотделение повышается (организм выводит воду, чтобы охладиться), но температура тела остается в пределах нормы, частота пульса может подняться до отметки 160 – это максимум. Терморегуляция работает активно, но не в стрессовом режиме, а как в жаркий летний денек. Помимо полезных эффектов классической йоги (общее оздоровление, расслабление, улучшение концентрации и тонуса), бикрам отменно развивает гибкость, не приводя при этом к растяжениям мышц, что случается при выполнении асан в прохладных помещениях. Кровь циркулирует быстрее и, обогащенная кислородом, интенсивно омывает все внутренние органы.

    И, конечно, снимаются боли в суставах, проявляющиеся и обостряющиеся при переохлаждении. Полезно прогревание и при некоторых видах травм и для восстановления мышц после ударной силовой нагрузки. И – та-дам! – бикрам-йога сжигает больше калорий, правда, и требует взамен немалых усилий.

    Кому подходит: Бикрам-йогой могут заниматься все, кроме граждан до 15 лет (дети почти не потеют, так что температура тела рискует подскочить). Конечно, особые условия добавляют пикантности: на первых уроках может кружиться голова и чуть тошнить, но это проходит, когда выходишь из зала. Среди противопоказаний – хронические заболевания в стадии обострения, эпилепсия и психические расстройства разного рода. И нельзя идти на йогу с температурой. В общем, заниматься можно здоровым людям – только осторожно, внимательно слушая педагога. Среди индивидуальных противопоказаний также некоторые кожные и суставные заболевания, обостряющиеся при нагреве. Так что обязательно проконсультируйся с врачом.

    Тайцзицюань

    Он же – тайчичуан (на английский манер), или скромненько – тай-чи. Родом тоже из Китая. Изначально был искусством рукопашного боя («тайцзицюань» переводится как «кулак Великого Предела»). Но древние мастера заметили, что изящная и плавная отработка боевых связок благотворно действует на организм. Так возникла отдельная практика для улучшения общей физической формы, укрепления тела и развития, не побоимся этого слова, грациозности. Основными принципами тай-чи напоминает цигун, но имеет главное отличие: здесь внутренняя расслабленность и покой переходят в непрерывное движение, и хореография намного разнообразнее и интереснее.


    Когда полезно: Если хочешь добавить нагрузки для тела, улучшить координацию и подвижность, оздоровить и разработать суставы.

    Как выглядит: Тай-чи – это комплексы ударов, защитных блоков и перемещений из единоборства, но выполняются они неторопливо, под полным контролем, просто красиво. Внешне смахивает на замедленный танец из десятков связок, в котором один прием переходит в другой. Хотя в разных формах есть ускорения и замедления, в целом преобладает идея текучести движений, без потери плавности, без незапланированных рывков и дерганий. Для полноценного выполнения комплекса с перемещениями и широкими и низкими стойками уже понадобятся свободные пространство и одежда.

    Что происходит: Тай-чи, как более подвижный вид техники, улучшает кровообращение во всех частях тела и органах. Плавные круговые движения мягко прорабатывают суставы, восстанавливая их работоспособность. Принцип комфортности нагрузки сохраняется: ты выполняешь все так, как позволяет тело в данный момент. Интенсивность можно увеличивать постепенно, работая с минимальной скоростью (что вовсе не легко) и опускаясь в более глубокие и широкие стойки. Так даже лучше тренируются мышцы, связки и суставы. При этом ум, как и в цигуне, погружается в действия тела, то есть нервная система тоже не в накладе. Ну и, наконец, когда ты стремишься делать это красиво (а стремиться надо), улучшаются растяжка, координация и баланс.

    Кому подходит: Тай-чи – шаг от расслабления к физической нагрузке и укреплению тела, но мягкое, комфортное исполнение годится для многих. Особо полезно тем, кто лишен обычной двигательной активности и имеет проблемы с суставами : исследования показали, что такие упражнения облегчают состояние даже при артрите. Еще практика помогает в особо беспокойных случаях: когда индивидууму жизненно необходимо расслабиться, но погрузиться в транс, смиренно сидя на месте, он не способен. Тай-чи – это медитация в движении.



  • Разделы сайта