Велосипеды будущего для детей. — Велосипеды будущего? Самый маленький складной велосипед

Племя разместилось на берегу одноименной реки. Условия, в которых живут эти люди, достаточно суровы. Ближайший населенный пункт находится от них в ста километрах.

Долголетие - главный феномен племени хунза. Средняя продолжительность жизни превышает сто десять лет. Некоторые жители и вовсе умудряются дожить до ста шестидесяти, что не может не удивлять.

В возрасте сорока лет многие в племени выглядят юношами или девушками. Некоторым женщинам удается рожать детей в шестьдесят лет и при этом иметь стройную и привлекательную фигуру.

Общая информация

Гималаи на карте представляют собой систему гор, где и расположилось племя хунзы. Эти люди представляют собой индоевропейцев. Население составляет порядка двадцати тысяч. Точным местом проживания считаются высокогорные районы Кашмира, который контролируется Пакистаном. Река Хунза, а именно ее берега, играют роль дома для этой народности. Вокруг расположена огромная долина, которая отличается неописуемой красотой. Из-за своего вида она получила название Счастливая.

Основной деятельностью, которой занимается народ хунзы, является работа на земле. Помимо этого, жители совершают длительные подъемы в горы. Кстати, основой своего долголетия хунзакуты (так они себя называют) считают вегетарианство, постоянные физические нагрузки и насыщенный

Народ хунзы наделен привлекательной и доброжелательной внешностью. Жители всегда рады новым гостям и всячески демонстрируют свою сердечность, несмотря на то, что условия жизни жестоки. Живут они в небольших домиках, у которых есть только отверстие для выхода дыма. Вместе с людьми в жилищах находятся и домашние животные, которые разделены перегородкой. Возможно, благодаря такой тесноте им теплее, так как дома практически не отапливаются из-за малого количества дров. Да и холодный период в основном составляет около двух-четырех месяцев. Остальное время народность хунза проводит на природе, работая и отдыхая прямо на свежем воздухе. Моются жители в холодной воде, которая очень чиста в тех районах.

Жизнь народа

Советы старейшин являются основой народности. Жители практически не совершают преступлений, поэтому нет необходимости образования тюрем. Болеют хунзакуты крайне редко, поэтому больниц тоже нет. Народ хунзы является единственным, который не подвержен онкологическим заболеваниям. Сильнейшие эпидемии также не приносили вреда населению, в то время как многие другие народы попросту вымирали.

Любопытно то, что племена, проживающие по соседству в практически таких же условиях, не могут похвастаться таким же здоровьем. Привычная для многих цивилизованных людей зубная боль для хунзакутов является чем-то необыкновенным. Потеря зрения этой народности также не знакома. Даже не страдают от дряхления кожи, болей в костях и прочих неудобств, которые привычны для многих стариков.

Помимо устойчивости к болезням, народ-долгожитель очень выносливый. Для мужчины является обычным делом сходить, например, на базар за сто километров по труднопроходимым тропам и вернуться через день. Часто жители выступают для туристов в роли проводников. Гималаи на карте занимают огромную площадь и являются местом посещения многих альпинистов, которые также нередко прибегают к помощи местных жителей.

Причина долголетия и здоровья

Первые упоминания о народе появились в рассказах врача из Шотландии, который около четырнадцати лет проработал среди этих людей. Долгожители мира произвели на доктора сильное впечатление своими особенностями. Многие ученые и путешественники начали впоследствии изучать племя. Результатом исследований стал вывод о том, что находится в специальном питании.

Конечно, многие сразу возразили, что к какой диете ни прибегай в мегаполисе, все равно таких результатов не добиться. Большинство людей полагает, что для того, чтобы иметь такое здоровье, необходимо проживать в этой долине. Однако другие народности, которые обитают поблизости, не могут похвастаться таким крепким организмом, а средняя продолжительность жизни у них в несколько раз меньше. Подобный феномен объяснить долгое время не могли самые разные специалисты.

Племя хунза имело лишь одно отличие от своих соседей - отсутствие в рационе белков. Объясняется это тем, что хунзакуты - вегетарианцы. В каких бы условиях не проживал человек, считается правильный рацион. Поэтому не удивительно отличие продолжительности жизни этих племен.

Мак Каррисон - врач, занимающийся изучением данного народа, вернувшись в Великобританию, решил провести несколько опытов на животных. Их он поделил на две группы. Первая часть животных питалась пищей, которая привычна для большинства человеческих семей. Вторая же получала питание народа хунза. Результатом исследования стало появление у первой группы заболеваний, которым подвержены люди. Вторая часть животных, которая питалась так же, как племя хунза, оставалась полностью здоровой. И это было чудом.

Народ хунзы нередко сталкивался с недостатком пищи, поэтому всегда старался экономить. В долине произрастают в основном овощи и фрукты, которые и являются основой рациона. Домашний скот представлен только в виде тех животных, которые приносят ту или иную пользу. Убивают его лишь в случае старости, то есть тогда, когда скотина перестает хозяину. Именно в таких редких случаях жители могут употребить мясо. Тем не менее этот продукт отличается крайне малым содержанием жира.

Лепешки и различные супы - ежедневная пища народа. Изготавливаются они с применением зерен. Также к этому добавляется достаточно большое количество овощей и фруктов. Есть у народа и молоко, но употребляют его редко и в малых количествах, так как в этой местности практически нет лугов, где можно производить выпас животных.

Соль в пище используется в малых количествах, сахар и вовсе не производится. Тем не менее даже такой скудной еды вполне хватает для полноценной жизни народа.

Основные продукты питания


Умеренность - основа здоровья

Из-за голодных периодов хунзакутам приходится распределять пищу так, чтобы хватало на длительный срок. Земли, которую можно с успехом обрабатывать, у народа достаточно мало, поэтому во многом рацион зависит от природных условий. Если летом люди редко сталкиваются с проблемами недостачи еды, то в холодное время часто приходится экономить.

Особенно голодными выдаются месяцы ближе к весне. В это время жители вынуждены поститься. Продолжается это порядка двух месяцев. Этот период обозначается практически полным отсутствием пищи. Основой рациона становится напиток, который изготавливается из сушеных абрикосов. С течением времени подобный пост перерос в культ, который очень строго соблюдается.

Основные правила питания

Итак, рассмотрев, какие продукты употребляют долгожители мира, можно выделить основные принципы, которых придерживаются хунзакуты. Их можно назвать даже некоторым сводом правил. Почему так долго живет этот народ? Сыроеды, по статистике, имеют более крепкое здоровье. Именно это является основной причиной долголетия.

  • Употребление мяса разрешено лишь в религиозные или очень важные торжества. Особенно важная деталь - готовить его необходимо сразу же после убийства животного. Мясо долго не хранится.
  • В рационе основой являются фрукты и овощи. Употребляются они в сыром виде. Овощи могут изредка быть тушеными.
  • Потребление соли, сахара и прочих приправ должно быть в ограниченном количестве.
  • Хлеб в пище используется только черный. Мука, как и мясо, долго не хранится, ее сразу после получения используют для выпечки. Рекомендуется в рацион добавлять проросшее зерно.
  • Молоко и любые молочные продукты не следует употреблять в больших объемах.
  • Особенно запрещено употребление спиртных напитков. Население лишь в некоторых особенных случаях пьет вино, которое изготавливается из винограда, выращенного в долине.

Как живут долгожители хунзы?

Долина Хунза не имеет никаких богатств, поэтому народ живет очень бедно. Никто не захочет добровольно обменять привычную жизнь и отправиться туда. Обитать хунзакутам приходится в скалистой местности, где нет ни плодородных почв, ни лесов. К тому же нередко бывает нехватка влаги. Дожди в основном идут в холодное время и в небольших количествах. Вообще, вода там очень ценится, и относятся к ней очень бережливо.

Животные ввиду нехватки пастбищ не вырастают очень большими. Коровы дают немного молока, которое почти не содержит жиров. Козы и овцы в основном молоком не радуют своих хозяев. Мясо этой скотины содержит много жил и мало жира.

Потому людям нередко приходится попросту выживать, а особенно в зимний период. В это время население в основном находится в своих небольших жилищах, которые обделены даже окнами, так как очень важно сохранять тепло. Дровами запастись достаточно сложно - нет поблизости деревьев. Топят свои печки племена хунзы в основном небольшими ветками и листьями. На них же они готовят пищу. Привычной мебели в таких домиках не найдешь. Спят и едят практически все члены семьи вместе. Домашняя скотина также вынуждена жить в соседних помещениях, которые разделены между собой тонкими перегородками.

Уже это отпугнет многих. Даже обеспечивать гигиену в таких условиях достаточно проблематично. Из-за нехватки горючего приходится стирать и мыться в холодной воде. Желающему пожить в долине придется забыть и о мыле. Из-за отсутствия жира его попросту не из чего изготовить.

Ну и ко всему сказанному стоит отметить, что у данного народа отсутствует образование. Большинство жителей не умеют писать и читать. Грамоту могут получить лишь дети высокопоставленных семей. Народ не имеет и своей выраженной культуры, поэзии, живописи, которыми наделены даже соседние племена. Люди эти достаточно необразованны. Народ хунза может похвастаться лишь несколькими музыкантами, которые являются выходцами из других племен.

В племени не принято заключать браки между представителями одной семьи. Вообще, в соответствии с историей народа, в их жилах не течет чужой крови.

Понятие здоровья

Выше представлены условия и пища, которые, по мнению народа хунзы, важны для долгой жизни. Но теперь необходимо определить, что же для этого племени означает здоровье.

  • Высокий уровень труда.Демонстрируют его они не только в работе, но и в развлечениях. Хунзакуты очень выносливы, они всячески проявляют себя во время труда. Народ этого племени может без усилий преодолевать огромные расстояния. Не проблема для него подняться и по скалам в горы.
  • Любовь к жизни. Несмотря на непростые условия жизни и тяжкий труд, хунзакуты не унывают. Даже после сложного подъема в горы они смеются и рассказывают шутки.
  • Жители никогда не сердятся и не ссорятся между собой. Очень редко можно увидеть, чтобы кто-то нервничал или был нетерпелив к своей семье. Очень стойко местные люди переносят боль.

Туризм

Первыми, кто приехал в долину, были в основном врачи и исследователи, которые хотели понять секрет долголетия. Считается, что для простых людей местечко было открыто благодаря хиппи, которые в 70-х годах прошлого века начали активно посещать страны Азии в поисках чего-нибудь нового. Особенно популярность разошлась по странам Запада. Например, американцы называют урюк сегодня Hunza Apricot. Однако хиппи, прежде всего, ехали сюда не ради экзотических фруктов, а, скорее, за индийской коноплей.

Траву здесь выращивают не ради курения, а для добавления в различные блюда. Большинство путешественников едет сюда, чтобы отведать сочных абрикосов, каких не найти в других странах. Популярно место также для множества альпинистов и любителей истории.

Одной из легенд является история о том, что данное племя было основано во время Индийского похода Александра Македонского. Бойцы полководца образовали здесь небольшое государство. Жили они в соответствии с суровыми правилами. Жители всегда имели при себе оружие и не расставались с ним даже во время еды и развлечений.

В нашей стране про этот народ известно немного. Долина Хунза уже более шестидесяти лет является предметом спора Пакистана и Индии.

Советский Союз старался не влезать в спор и держался на расстоянии. Например, в словарях название местности есть, а вот где она находится, не указано. На многих мировых картах без труда можно найти обозначение местности, но не на картах, выпущенных в СССР. Соответственно, избегали упоминаний о народности и в средствах массовой информации. Тем не менее в Хунзе о России знает практически каждый.

Доказать, действительно ли к появлению этой народности приложил руку достаточно сложно. По другим данным, основание произошло благодаря когда-то единому русскому народу. Тем не менее какая-то таинственность в появлении этого племени все-таки есть.

Язык, который считается народным - бурушасхи. До сих пор ученые, которые занимаются изучением народа хунзы, не смогли найти сходства ни с одним языком. Кроме него, многие жители владеют английским.

Религией, которую исповедует более девяноста процентов населения долины, является ислам, но с некоторой особенностью, которая включает в себя множество мистических и загадочных аспектов. Будучи в Хунзе, призыва на молитву турист не услышит. Дело это добровольное, и время для поклонения каждый выбирает самостоятельно.

Река Хунза в былые времена представляла разделительную линию между княжествами Нагар и Хунза. Нередко между ними происходила вражда. Особенно она проявлялась воровством детей и женщин с последующей продажей их в рабство.

В 1963 году прошлого века долину посетила экспедиция врачей из Франции, которую поразили здоровье и продолжительность жизни населения. Вскоре в Париже проходила конференция по раковым заболеваниям, на которой было заявлено, что данный народ не подвержен онкологическим недугам. Выявила это специальная организация, которая проводит исследования во всех регионах мира.

В 1984 году произошел удивительный случай. В аэропорт Великобритании прибыл один из жителей долины Хунза. Когда он предъявил свой паспорт эмиграционной службы, то привел всех в растерянность. В документе был указан 1823 год рождения, соответственно, старику было сто шестьдесят лет. Сопровождающий сказал, что старец считается народом хунзы святым. При этом у него не было провалов в памяти, и он отлично помнил всю свою жизнь.

Долину реки Хунза (граница Индии и Пакистана) называют «оазисом молодости». Продолжительность жизни обитателей этой долины — 110-120 лет. Они почти никогда не болеют и выглядят молодо.

1. Значит, существует некий образ жизни, приближающийся к идеальному, когда люди чувствуют себя здоровыми, счастливыми, не стареют, как в других странах, уже к 40-50-летнему возрасту. Любопытно, что жители долины Хунза, в отличие от соседних народностей, внешне очень похожи на европейцев (как и калаши, которые живут совсем рядом).

Согласно легенде, расположенное здесь карликовое горское государство основала группа воинов армии Александра Македонского во время его Индийского похода. Они, естественно, установили тут строгую боевую дисциплину — такую, что жителям с мечами и щитами пришлось и спать, и есть, и даже плясать…

2. При этом хунзакуты с легкой иронией относятся к тому, что кого-то еще в мире называют горцами. Ну, в самом деле, не очевидно ли, что с полным правом это имя должны носить лишь те, кто живет возле знаменитого «места горной встречи» — точки, где сходятся три высочайшие системы мира: Гималаи, Гиндукуш и Каракорум. Из 14 пиков-восьмитысячников Земли пять находятся поблизости, в том числе вторая после Эвереста К2 (8611 метров), подъем на которую в альпинистском сообществе ценится даже больше, чем покорение Джомолунгмы. А что сказать о не менее прославленной здешней «вершине-убийце» Нанга-Парбат (8126 метров), похоронившей рекордное число восходителей? А о десятках семи- и шеститысячников, буквально «толпящихся» вокруг Хунзы?

Пройти через эти скальные массивы будет не под силу, если вы не спортсмен мирового уровня. Вы сможете лишь «просочиться» узкими перевалами, ущельями, тропами. Издревле эти редкие артерии контролировались княжествами, которые облагали значительной пошлиной все проходящие караваны. Хунза считалась среди них одним из самых влиятельных.

3. В далекой России про этот «затерянный мир» известно немного, причем по причинам не только географическим, но и политическим: Хунза, наряду с некоторыми другими долинами Гималаев, оказалась на территории, за которую почти 60 лет ведут яростный спор Индия и Пакистан (главным его предметом остается куда более обширный Кашмир).

СССР — от греха подальше — всегда старался дистанцироваться от конфликта. К примеру, в большинстве советских словарей и энциклопедий та же К2 (другое имя — Чогори) упомянута, но без указания местности, в которой она находится. Здешние, вполне традиционные названия были стерты и с советских карт, и, соответственно, из советского новостного лексикона. Но вот что удивительно: в Хунзе про Россию как раз знают все.

Два капитана

« Замком» многие местные жители почтительно называют Балтитский форт, нависающий со скалы над Каримабадом. Ему уже около 700 лет, и в свое время он служил местному независимому правителю и дворцом мира, и крепостью. Не лишенный импозантности снаружи, изнутри Балтит кажется мрачным и сырым. Полутемные помещения и бедная обстановка — обычные горшки, ложки, гигантская печь… В одном из помещений в полу люк — под ним мир (князь) Хунзы держал своих личных пленников. Светлых и больших помещений немного, пожалуй, лишь «балконный зал» производит приятное впечатление — отсюда открывается величественный вид на долину. На одной из стен этого зала — коллекция старинных музыкальных инструментов, на другой — оружие: сабли, мечи. И шашка, подаренная русскими.

В одной из комнат висит два портрета: британского капитана Янгхазбенда и русского капитана Громбчевского, которые решили судьбу княжества. В 1888 году на стыке Каракорума и Гималаев чуть не появилась русская станица: когда к тогдашнему миру Хунзы Сафдару Али прибыл с миссией русский офицер Бронислав Громбчевский. Тогда на границе Индостана и Средней Азии шла Большая Игра, активное противостояние двух сверхдержавXIX века — России и Великобритании. Не только военный, но и ученый, а впоследствии даже почетный член Императорского географического общества, этот человек не собирался завоевывать для своего царя земли. Да и было с ним тогда всего шестеро казаков. Но все же речь шла о скорейшем устройстве торговой фактории и политическом союзе. Россия, имевшая к тому времени влияние на всем Памире, устремила теперь свой взор к индийским товарам. Так капитан вступил в Игру.

Сафдар очень тепло принял его и охотно заключил предлагаемое соглашение — он опасался напиравших с юга англичан.

И, как оказалось, не без оснований. Миссия Громбчевского не на шутку встревожила Калькутту, где в то время находился двор вице-короля Британской Индии. И хотя специальные уполномоченные и шпионы успокаивали власти: вряд ли стоит опасаться появления русских войск на «макушке Индии» — с севера в Хунзу ведут слишком трудные перевалы, к тому же закрытые снегом большую часть года, — сюда было решено срочно отправить отряд под командованием Фрэнсиса Янгхазбенда.

4. Оба капитана были коллегами — «географами в погонах», они не раз встречались в памирских экспедициях. Теперь им предстояло определить будущее бесхозных «хунзакутских бандитов», как их называли в Калькутте.

В Хунзе тем временем потихоньку появлялись русские товары, оружие, а во дворце Балтит появился даже парадный портрет Александра III . Далекое горское правительство начало дипломатическую переписку с Санкт-Петербургом и предложило разместить у себя казачий гарнизон. А в 1891 году из Хунзы пришло сообщение: мир Сафдар Али официально просит о приеме его со всем народом в российское подданство. Эта весть скоро дошла и до Калькутты, в результате 1 декабря 1891 года горные стрелки Янгхазбенда захватили княжество, Сафдар Али бежал в Синьцзян. «Дверь в Индию для царя захлопнута», — написал британский оккупант вице-королю.

Так что российской территорией Хунза считала себя всего четыре дня. Правитель хунзакутов пожелал видеть себя русским, но официального ответа так и не успел получить. А британцы закрепились и держались тут до самого 1947 года, когда в ходе распада получившей независимость Британской Индии княжество вдруг оказалось на территории, подконтрольной мусульманам.

Сегодня Хунза управляется пакистанским Министерством по делам Кашмира и Северных территорий, но теплая память о несостоявшемся исходе Большой Игры осталась.

Более того, местные жители спрашивают у русских туристов, почему так мало туристов из России. При этом, хотя британцы и ушли почти 60 лет назад, до сих пор их хиппи наводняют территории.

Абрикосовые хиппи

5. Считается, что Хунзу заново для Запада открыли именно хиппи, которые бродили в 1970-е годы по Азии в поисках истины и экзотики. Причем популяризовали это место настолько, что даже обычный урюк американцы сегодня называют Hunza Apricot. Впрочем, сюда «детей цветов» влекли не только эти две категории, но и индийская конопля.

Одна из основных достопримечательностей Хунзы — ледник, который широкой холодной рекой спускается в долину. Впрочем, на многочисленных террасных полях выращивают картофель, овощи и коноплю, которую здесь не столько курят, как добавляют в качестве приправы к мясным блюдам и супам.

Что же касается молодых длинноволосых ребят с надписью Hippie way на майках — то ли настоящих хиппи, то ли любителей ретро, — то они в Каримабаде и в основном уплетают абрикосы. Это, несомненно, главная ценность хунзакутских садов. Весь Пакистан знает, что только здесь растут «ханские плоды», которые сочатся ароматным соком еще на деревьях.

Хунза привлекательна вовсе не только для радикальной молодежи — сюда едут и любители горных путешествий, и поклонники истории, и просто любители забраться подальше от родины. Дополняют картину, конечно, многочисленные скалолазы…

6. Поскольку долина находится на полдороге от Хунджерабского перевала до начала индостанских равнин, хунзакуты уверены, что контролируют путь вообще в «верхний мир». В горы как таковые. Трудно сказать, действительно ли это княжество когда-то основали солдаты Александра Великого, или это были бактрийцы — арийские потомки когда-то единого великого русского народа, но какая-то тайна в появлении этого небольшого и самобытного в своем окружении народа, безусловно, есть. Говорит он на своем собственном языке бурушасхи (Burushaski, родство которого до сих пор не установлено ни с одним из языков мира, хотя все здесь знают и урду, а многие — английский), исповедует, конечно, как и большинство пакистанцев, ислам, но особого толка, а именно исмаилитского, одного из самых мистических и таинственных в религии, который исповедует до 95% населения. Поэтому в Хунзе вы не услышите привычных призывов на молитву, несущихся из динамиков минаретов. Все тихо, молитва — личное дело и время каждого.

Здоровье

Хунзы купаются в ледяной воде даже при 15-градусном морозе, до ста лет играют в подвижные игры, 40-летние женщины у них выглядят как девушки, в 60 лет сохраняют стройность и изящество фигуры, а в 65 лет еще рожают детей. Летом они питаются сырыми фруктами и овощами, зимой — высушенными на солнце абрикосами и пророщенными зернами, овечьей брынзой.

Река Хунза являлась естественной преградой для двух средневековых княжеств Хунза и Нагар. С XVII века эти княжества постоянно враждовали, воровали друг у друга женщин и детей и продавали в рабство. Те и другие жили в укрепленных деревнях. Интересно еще одно: у жителей есть период, когда фрукты еще не поспели, — он зовется «голодной весной» и продолжается от двух до четырех месяцев. В эти месяцы они почти ничего не едят и лишь раз в день пьют напиток из сушеных абрикосов. Такой пост возведен в культ и строго соблюдается.

Шотландский врач МакКаррисон, первым описавший Счастливую долину, подчеркивал, что потребление белков там находится на низшем уровне нормы, если вообще это можно назвать нормой. Суточная калорийность хунзы составляет в среднем 1933 ккал и включает в себя 50 г белка, 36 г жира и 365 г углеводов.

Шотландец жил в непосредственной близости от долины Хунза в течение 14 лет. Он пришел к выводу, что именно диета является основным фактором долголетия этого народа. Если человек питается неправильно, то от болезней его не спасет и горный климат. Поэтому неудивительно, что соседи хунза, живущие в тех же климатических условиях, страдают самыми различными заболеваниями. Их продолжительность жизни в два раза короче.

7. МакКаррисон, вернувшись в Англию, поставил интересные эксперименты на большом количестве животных. Одни из них питались обычной пищей лондонской рабочей семьи (белый хлеб, сельдь, сахар-рафинад, консервированные и вареные овощи). В итоге в этой группе стали появляться самые разнообразные «человеческие болезни». Другие же животные находились на диете хунза и на протяжении всего опыта оставались абсолютно здоровыми.

В книге «Хунзы — народ, который не знает болезней» Р. Бирхер подчеркивает следующие очень существенные достоинства модели питания в этой стране:
— прежде всего оно вегетарианское;
— большое количество сырых продуктов;
— в ежедневном рационе преобладают овощи и фрукты;
— продукты естественные, без всякой химизации и приготовленные с сохранением всех биологически ценных веществ;
— алкоголь и лакомства потребляют исключительно редко;
— очень умеренное потребление соли;
— продукты, выращенные только на своей отечественной почве;
— регулярные периоды голодания.

К этому надо добавить и другие факторы, благоприятствующие здоровому долголетию. Но способ питания имеет здесь, несомненно, очень существенное, решающее значение.

8. В 1963 году в Хунзе побывала французская медицинская экспедиция. В результате проведенной ею переписи населения было выяснено, что средняя продолжительность жизни у хунзакутов составляет 120 лет, что вдвое превышает этот показатель среди европейцев. В августе 1977 года в Париже не международном раковом конгрессе было сделано заявление: «В соответствии с данными геоканцерологии (науки по изучению раковых заболеваний в разных регионах мира) полное отсутствие раковых заболеваний имеет место только среди народности хунза».

9. В апреле 1984 г. одна из гонконгских газет сообщила о следующем удивительном случае. Один из хунзакутов, которого звали Саид Абдул Мобут, прибывший в лондонский аэропорт Хитроу, привел в недоумение работников эмиграционной службы, когда предъявил паспорт. В соответствии с документом, хунзакут родился в 1823 году и ему исполнилось 160 лет. Сопровождавший Мобуда мулла отметил, что его подопечный считается святым в стране Хунза, славящейся своими долгожителями. У Мобуда отличное здоровье и здравый рассудок. Он прекрасно помнит события, начиная с 1850 г.

О своем секрете долголетия местные жители говорят просто: будь вегетарианцем, трудись всегда, физически, постоянно двигайся и не меняй ритма жизни, тогда и проживешь лет до 120-150. Отличительные черты хунз как народа, обладающего «полноценным здоровьем»:

1) Высокая трудоспособность в широком смысле слова. У хунзов эта трудоспособность проявляется как во время работы, так и во время плясок и игр. Для них пройти 100-200 километров — все равно, что для нас совершить короткую прогулку возле дома. Они необычайно легко взбираются на крутые горы, чтобы передать какое-то известие, и возвращаются домой свежие и веселые.

2) Жизнерадостность . Хунзы постоянно смеются, они всегда в хорошем расположении духа, даже если голодны и страдают от холода.

3) Исключительная стойкость . «У хунзов нервы крепкие, как канаты, и тонкие и нежные, как струна, — писал МакКарисон. — Они никогда не сердятся и не жалуются, не нервничают и не выказывают нетерпения, не ссорятся между собой и с полным душевным спокойствием переносят физическую боль, неприятности, шум и т.п.».

Сначала даже возникло некоторое разочарование: после долгого изматывающего пути - вот это заурядное плато в окружении белоснежных пиков. То есть живописное, конечно, но подобных в этих горах немало. С первого взгляда не поймешь, что оказался в одном из самых примечательных исторических мест во всех Гималаях. Отсюда, с высоты 4 700 метров, в знаменитую область Хунзу ведет Хунджерабский перевал - чуть ли не единственный, по которому можно туда добраться. Сначала даже возникло некоторое разочарование: после долгого изматывающего пути - вот это заурядное плато в окружении белоснежных пиков. То есть живописное, конечно, но подобных в этих горах немало. С первого взгляда не поймешь.

Когда-то перевал открыли караванщики, переправлявшие в Индию китайский фарфор, бумагу и шелк в обмен на специи, драгоценности и слоновую кость. Более того, по одной из версий, именно здесь зародился Великий шелковый путь, точнее, его ранний прообраз. Ведь сначала Поднебесная торговала со "страной тысячи чудес", Индией, а уж потом были открыты западные маршруты.

Сегодня же на Хунджерабе расположился самый высокогорный в мире пограничный пост - два деревянных дома метрах в пятистах друг от друга. Это - нейтральная территория между Пакистаном и КНР. Шлагбаумы, государственные флаги, скучающий офицер с пакистанской стороны, а кругом - долина, покрытая сырой травой и озерцами талой воды. Дальше - пустынные горы и ледники. Лишь на "ничейной полосе" пасутся не знающие таможенных правил ленивые яки.

…Самые многочисленные "гости" в этих местах - грузовики. То в одиночку, то целыми "механизированными группами" тяжело груженные машины сплошным ручейком просачиваются через КПП, чтобы "стечь" туда, вниз, - на южноазиатскую сторону. Ну и обратно. Здесь берет начало известное Каракорумское шоссе, по сути, совпадающее с древней караванной дорогой. По нему можно перемещаться между побережьем реки Инд, китайским Синьцзяном и даже Средней Азией.

На грузовиках надписи в основном на китайском и урду, но, прежде чем они закончат свой путь, буквы, пожалуй, успеют покрыться непроницаемым слоем грязи. Впереди долгий маршрут над обрывами холодных пенистых рек, в том числе упомянутого уже великого Инда, который берет начало совсем неподалеку от этих мест, а тут кажется простым горным потоком…

На многих машинах написано как раз "Хунза", и наш сопровождающий-пакистанец улыбается: "Почти все дороги проходят через нее. И раз вы из России, вам тоже туда: все в Хунзе помнят, как их предки едва не стали "русскими".

Танец с саблями

Жители этого древнего княжества, хунзакуты, с легкой иронией относятся к тому, что кого-то еще в мире называют горцами. Ну, в самом деле, не очевидно ли, что с полным правом это имя должны носить лишь те, кто живет возле знаменитого "места горной встречи" - точки, где сходятся три высочайшие системы мира: Гималаи, Гиндукуш и Каракорум. Из 14 пиков-восьмитысячников Земли пять находятся поблизости, в том числе вторая после Эвереста К2 (8 611 метров), подъем на которую в альпинистском сообществе ценится даже больше, чем покорение Джомолунгмы. А что сказать о не менее прославленной здешней "вершине-убийце" Нанга-Парбат (8 126 метров), похоронившей рекордное число восходителей? А о десятках семи- и шеститысячников, буквально "толпящихся" вокруг Хунзы?

Пройти через эти скальные массивы вам будет не под силу, если вы не спортсмен мирового уровня. Вы сможете лишь "просочиться" узкими перевалами, ущельями, тропами. Издревле эти редкие артерии контролировались полуразбойничьими княжествами, которые облагали значительной пошлиной все проходящие караваны. Хунза считалась среди них одним из самых влиятельных.

В далекой России про этот "затерянный мир" известно немного, причем по причинам не только географическим, но и политическим: Хунза, наряду с некоторыми другими долинами Гималаев, оказалась на территории, за которую почти 60 лет ведут яростный спор Индия и Пакистан (главным его предметом остается куда более обширный Кашмир). СССР - от греха подальше - всегда старался дистанцироваться от конфликта, и делал это со свойственной ему неуклюжестью. К примеру, в большинстве советских словарей и энциклопедий та же К2 (другое имя - Чогори) упомянута, но без указания местности, в которой она находится. Здешние, вполне традиционные названия были стерты и с советских карт, и, соответственно, из советского новостного лексикона.

Но вот что удивительно: в Хунзе про Россию как раз знают все - этот факт засвидетельствовал нам буквально первый встречный, некто Исмаил, по профессии- исполнитель национальных танцев с оружием в руках и зубах. Хунзакуты - народ воинов. Согласно легенде, их карликовое горское государство основала группа воинов, отбившихся от армии Александра Македонского во время его Индийского похода. Они, естественно, установили тут строгую боевую дисциплину - такую, что жителям с мечами и щитами пришлось и спать, и есть, и даже плясать…

С Исмаилом мы познакомились случайно, на подъезде к городу Каримабаду, административной столице Хунзы. Мой водитель указал нам на этого "известнейшего артиста", а тот, узнав, откуда я родом, согласился за умеренную плату показать "настоящий хунзакутский танец". Вечером Исмаил, уже с сыном, зашел ко мне в гостиницу: "Пойдем, тут есть одно затерянное местечко…"

Оказалось, что артист знал все самые укромные и живописные поляны в округе. На одной из них, естественно, с видом на горы, уже расположился небольшой оркестрик. Отец и сын, взяв в руки сабли и небольшие щиты (кавалерийские, как мне объяснили), пошли потихоньку описывать вокруг нее круги. Постепенно плавные движения сменились настоящей схваткой на мечах - театрализованной, но мало похожей на танец. Старший танцор быстро подустал, но молодой явно не желал отпускать его, вовсю наслаждаясь диковинной "дуэлью"…

В семье Исмаила это уже далеко не первый случай наследования профессии - искусство экзотической пляски передается из поколения в поколение "уже много веков. И учтите, это не праздные телодвижения. Благодаря нашим танцам сквозь эпохи до нас дошли приемы настоящего боя. Все вокруг-то их давно уже позабыли…" - новый знакомый подмигнул мне. Дело в том, что настоящие сражения на саблях официально запрещены (поскольку хунзакуты, говорят, часто к ним прибегали). Танцоры в основном развлекают туристов, используя всякое оружие, какое под руку попадется. Между прочим, "ты знаешь, что тут, в замке, хранится русский меч? Правда, для представления он не годится, слишком тяжел. Но зато благодаря ему мы помним, как успели несколько дней "пожить" в твоей стране". Теперь обо всем по порядку.

Два капитана

"Замком" многие местные жители почтительно называют Балтитский форт, нависающий со скалы над Каримабадом. Ему уже около 700 лет, и в свое время он служил местному независимому правителю и дворцом мира, и крепостью. Говорят, мастера из соседнего Тибета строили форт с тем расчетом, чтобы он сливался с окружающими горами, хотя, по-моему, цитадель прекрасно видна из долины отовсюду. Сегодня, не лишенный импозантности снаружи, изнутри Балтит кажется мрачным и сырым. Полутемные помещения и бедная обстановка - обычные горшки, ложки, гигантская печь… В одном из помещений в полу обнаружился люк - под ним мир (князь) Хунзы держал своих личных пленников. Светлых и больших помещений немного, пожалуй, лишь "балконный зал" производит приятное впечатление - отсюда открывается величественный вид на долину. На одной из стен этого зала - коллекция старинных музыкальных инструментов, на другой - оружие: сабли, шашки и, наконец, тот самый "русский меч", о котором толковал Исмаил. Он оказался обычным драгунским офицерским палашом, подаренным миру.

А дальше разворачивается весьма нетривиальная история. В одной из комнат гид с гордостью объявляет: "Вот два портрета: британского капитана Янгхазбенда и вашего полковника Громбчевского, которые решили судьбу нашего княжества". ("Не совсем верно", - отмечаю я про себя. К моменту этого "решения" Громбчевский тоже был еще капитаном"…)

Вот как случилось, что на стыке Каракорума и Гималаев чуть не появилась русская станица: в 1888 году к тогдашнему миру Хунзы Сафдару Али прибыл с миссией русский офицер Бронислав Громбчевский. Тогда на границе Индостана и Средней Азии шла Большая Игра, активное противостояние двух сверхдержав XIX века - России и Великобритании. Не только военный, но и ученый, а впоследствии даже почетный член Императорского географического общества, этот человек не собирался завоевывать для своего царя земли. Да и было с ним тогда всего шестеро казаков. Но все же речь шла о скорейшем устройстве торговой фактории и политическом союзе. Россия, имевшая к тому времени влияние на всем Памире, устремила теперь свой взор к индийским товарам. Так капитан вступил в Игру.

Сафдар очень тепло принял его и охотно заключил предлагаемое соглашение - он опасался напиравших с юга англичан.

И, как оказалось, не без оснований. Миссия Громбчевского не на шутку встревожила Калькутту, где в то время находился двор вице-короля Британской Индии. И хотя специальные уполномоченные и шпионы успокаивали власти: вряд ли стоит опасаться появления русских войск на "макушке Индии" - с севера в Хунзу ведут слишком трудные перевалы, к тому же закрытые снегом большую часть года, - сюда было решено срочно отправить отряд под командованием Фрэнсиса Янгхазбенда.

Забавно, что оба капитана были коллегами - "географами в погонах", они не раз встречались в памирских экспедициях. Теперь им предстояло определить будущее бесхозных "хунзакутских бандитов", как их называли в Калькутте.

В Хунзе тем временем потихоньку появлялись русские товары, оружие, а во дворце Балтит появился даже парадный портрет Александра III. Далекое горское правительство начало дипломатическую переписку с Санкт-Петербургом и предложило разместить у себя казачий гарнизон. А в 1891 году из Хунзы пришло сообщение: мир Сафдар Али официально просит о приеме его со всем народом в российское подданство. Эта тревожная весть скоро дошла и до Калькутты, и тогда судьба княжества окончательно решилась: 1 декабря 1891 года горные стрелки Янгхазбенда перешли в наступление. Сафдар Али бежал в Синьцзян. "Дверь в Индию для царя захлопнута", - написал удачливый оккупант вице-королю.

Так что наш приятель, танцор Исмаил, ошибается: российской территорией Хунза официально никогда не была. Были только четыре дня, в течение которых правитель хунзакутов желал видеть себя "русским". Но официального ответа так и не получил.

А британцы закрепились и держались тут до самого 1947 года, когда в ходе распада получившей независимость Британской Индии княжество вдруг оказалось на территории, подконтрольной мусульманам.

Сегодня Хунза управляется пакистанским Министерством по делам Кашмира и Северных территорий, но теплая память о несостоявшемся исходе Большой Игры, как видите, осталась: "Почему, собственно, к нам так редко приезжают туристы из России? - сурово спрашивал меня гид по Балтиту, закончив свою экскурсию. - Британцы вот тоже ушли почти 60 лет назад, а глядите: их до сих пор вокруг пруд пруди! Одни хиппи чего стоят".

Абрикосовые хиппи

Действительно, заново открыли Хунзу для Запада именно хиппи, которые бродили в 1970-е годы по Азии в поисках истины и экзотики. Впрочем, сюда "детей цветов" влекли не только эти две категории, но и индийская конопля.

В горах нравы не так строги, как на равнине: хунзакуты не намерены отказываться от своих исторических привычек ради каких-то там "здравоохранительных глупостей".

Одна из основных достопримечательностей Хунзы - ледник, который широкой холодной рекой спускается в долину. А вокруг него - многочисленные террасные поля, где выращивают картофель, овощи и наркотические растения. "Хашиш, хашиш, это хашиш!" - упоенно втолковывал мне мальчик из стайки, собравшейся подле одной из таких террас. "Хашиш", который здесь, оказывается, не только курят, но и добавляют как приправу к мясным блюдам и супам.

Что же касается молодых длинноволосых ребят с надписью Hippie way на майках - то ли настоящих хиппи, то ли любителей ретро, - то они в Каримабаде, по моим наблюдениям, и вовсе не курят, а в основном уплетают абрикосы.

Это, несомненно, главная ценность хунзакутских садов. Весь Пакистан знает, что только здесь растут "ханские плоды", которые сочатся ароматным соком еще на деревьях.

…Я оказался в Хунзе как раз в сезон сбора урожая. Все крыши были уставлены корзинами с плодами, подготовленными для сушки, - словно кто-то брызнул на долину из оранжевого пульверизатора. Сладкий аромат висел над Каракорумским шоссе, и все встречные иностранцы непрерывно жевали душистые оранжевые "кругляши". Западные туристы, не вникающие особо в запутанный вопрос о государственной принадлежности здешних территорий, давно и прочно облюбовали их. И привлекательна Хунза вовсе не только для радикальной молодежи - сюда едут и любители горных путешествий, и поклонники истории, и просто любители забраться подальше от родины. Дополняют картину, конечно, многочисленные скалолазы - по дороге нашему джипу постоянно встречались микроавтобусы с альпинистским снаряжением на крыше, то здесь, то там на склонах виднелись повисшие на ремнях "живые гроздья"...

Кстати, поскольку долина находится на полдороги от Хунджерабского перевала до начала индостанских равнин, хунзакуты уверены, что контролируют путь вообще в "верхний мир". В горы, как таковые. Трудно сказать, действительно ли это княжество когда-то основали солдаты Александра Великого, но какая-то тайна в появлении этого небольшого и весьма самобытного в своем окружении народа, безусловно, есть. Говорит он на своем собственном языке бурушасхи (хотя все здесь знают и урду, а многие - английский), исповедует, конечно, как и большинство пакистанцев, ислам, но особого толка, а именно исмаилитского, одного из самых мистических и таинственных в религии. Поэтому в Хунзе вы не услышите привычных призывов на молитву, несущихся из динамиков минаретов. Все тихо, молитва - личное дело и время каждого.

А еще живут хунзакуты - по статистике! - дольше большинства своих соседей. Старики под 100 лет от роду встречаются отнюдь не редко. Сами жители объясняют это обстоятельство горным воздухом и "молодильной силой" пресловутых абрикосов. Впрочем, один из приобретенных мной в Каримабаде приятелей, Зульфикар, немного смущенно сообщил, что есть и еще одно важное средство. Оказывается, несмотря на запреты, наложенные в мусульманском Пакистане на употребление спиртного, здесь традиционно делают "крепкое вино" - собственную "версию" виноградного самогона. Зульфикар даже подарил мне пластиковую бутылку с этим напитком - на память, сообщив, что им нужно запивать кебаб из яка - его по вечерам готовят в уличных кафе.

Кебаб оказался потрясающе вкусным, а вот "самогонка" с резким запахом и странным водянистым вкусом явно подкачала. Впрочем, может, для достижения долголетия именно такое спиртное и нужно, в конце концов, много его точно не выпьешь.

Высокогорная топография Хунзы естественным образом предполагает: краткое путешествие по этой невеликой размерами долине должно закончиться там же, где началось, - на "караванном пути", Каракорумском шоссе, проложенном и качественно вымощенном в последние десятилетия пакистанскими и китайскими строителями. Теперь это необыкновенно живописная, хотя и долгая, и утомительная дорога, которая петляет среди висящих прямо над пропастью кишлаков, водопадов, горных рек.

Впрочем, хунзакуты надеются, и отнюдь не безосновательно, что число трейлеров, проходящих через их долину, благодаря новой автотрассе будет расти и расти. Тем более что недавно Пакистан стал страной-наблюдателем в Шанхайской организации сотрудничества - теперь здесь могут появиться "купцы" из Казахстана, Узбекистана и даже России. В ожидании их дорожные указатели на шоссе уже украсились надписями на соответствующих языках. Скажем, я лично видел указатель "нА ЙСЛаМабаД". Переводчик, наверное, был китаец. Но не станем придираться. Дорого внимание…



  • Разделы сайта