Почему гладиаторские бои были развиты в риме. Смертельные забавы в Древнем Риме – интересные факты о гладиаторах. Гладиаторы. Кровавый спорт Колизея. Видеофильм

Италия — страна-музей, полный великолепных достопримечательностей, как природных, так и культурно-исторических. Среди природных можно выделить вулканы, потухшие и действующие, такие как Этна, Везувий, Стромболи. Трудно представить без них характерные пейзажи Неаполя, Липарских островов.

Дорогие друзья! При бронировании с сайта САН-ТУР предоставляются скидки по всем турам в Италию - 3%.

Мы рады предложить Вам как недорогие туры в Италию, так и vip-туры в Италию (отели класса deluxe) . Тип отеля Вы можете выбрать прямо сейчас в зависимости от Вашего желания. Широкий ассортимент туров и услуг позволит Вам подобрать оптимальный вариант по цене, уровню сервиса и длительности тура.


Эксклюзивные условия от от наших зарубежных партнеров позволяют формировать качественные туры по оптимальным ценам.

Минимальные цены на туры в Италию из Москвы

Гостеприимная и темпераментная Италия — солнечная страна с белоснежными пляжами, изысканной кухней, теплым средиземноморским климатом и богатым историческим прошлым. Ее города удивительно красивы, курорты — чисты и уютны, а изысканные блюда — настоящая услада для гурмана.

Хотите открыть для себя Европу, посетив Италию?

Италия - одна из самых живописных стран мира, где можно в полной мере насладиться увлекательной экскурсионной программой, чистым и теплым морем, комфортными пляжами, лечением на термальных курортах, потрясающей кухней и отличным шоппингом. Путевки в Италию предоставляют прекрасную возможность комфортно отдохнуть на море и познакомиться с историческим наследием страны - многочисленными соборами, храмами, дворцами и другими уникальными памятниками архитектуры, дошедшими до нас со времён Римской империи.

Перечислить культурные достопримечательности Италии просто невозможно. Каждый её город — это настоящая сокровищница, хранящая драгоценные свидетельства других эпох. Оказавшись там, можно совершить путешествие во времени: коснуться рукой стен, построенных ещё до нашей эры, пройти по улицам, видевшим Данте, Микеланджело, Рафаэля, полюбоваться деталями зданий, скульптур, фресок, которыми восхищались ещё задолго до нас многие поколения путешественников.

Италию населяет замечательный народ, известный своим горячим южным темпераментом, открытостью, радушием, удивительной общительностью, непринужденностью и гостеприимством. Кто-то метко подметил, что каждый итальянец - это «театр одного актера», подразумевая, что жителям страны присущи индивидуальность, свободный стиль в одежде, неповторимая жестикуляция, эмоциональность. Кажется, что итальянцы абсолютно свободны и делают только то, что им нравится. И стоит ли удивляться, что сюда, на юг Европы, туристов притягивает словно магнитом.

Для многих модников и модниц Италия - это страна невероятного шоппинга, именно здесь всегда можно купить итальянскую обувь и одежду высокого европейского качества по невероятно низкой цене. Поэтому поездка в Италию - это не просто интересная и познавательная экскурсия, но и возможность обновить свой гардероб новыми и эксклюзивными вещами.

Отдых в Италии с САН-ТУР - это:

Выгодные цены на лучшие курорты страны;

Качество, контролируемое на каждом этапе создания турпродукта;

Семейные программы, предложения для туристов с детьми, а также большой выбор экскурсионных туров;

Широкий выбор отелей;

Индивидуальный подбор туров.

Что посмотреть в Италии?

Туристическая компания "САН-ТУР" предлагает туры в Италию из Москвы и других городов России. Вы можете выбрать наиболее удобные варианты перелётов, найти отель, который подойдёт именно вам и по цене, и по качеству, и всё это Вы сможете забронировать легко и быстро.

Туры в Италию - это прекрасный шанс пройтись по улицам величественного Рима, насладиться вкусом лучшей в мире пиццы в ресторанчиках Неаполя, проплыть по каналам волшебной Венеции, загореть на комфортных пляжах знаменитого Римини, побывать на удивительных пляжах Сицилии и Сардинии, посетить . В Италии туристов ждут яркие, незабываемые ощущения, которые запомнятся на всю жизнь.

Возможно, вы уже были в Италии раньше, а может быть, это ваше первое путешествие. Впрочем, это неважно. Северная Италия — отличное место для первого знакомства со страной, куда вам захочется возвращаться снова и снова.

Каждый город Италии обладает своим характером. Однако все итальянские города объединены одной общей чертой - они уникальны в своем желании сохранять во всем дух ушедшего времени и остаются ярыми приверженцами традиций.

Весной мечты сбываются, а лучи солнца дарят отличное настроение и неподдельный эмоциональный взлет. вполне можно организовать недорого: для этого стоит определиться с туристическим маршрутом и приобрести тур на весну заранее. В этот период есть множество праздничных выходных, которые могут стать прекрасной альтернативой отпуску. Недорогой поможет Вам организовать Туроператор «САН-ТУР».

Март

Март - особенный месяц в 2019 году. Снежная зима и морозы надоели, хочется тепла, свежих фруктов, солнечного тепла и пляжа. Любители снежного отдыха напротив устремляются на горнолыжные курорты, чтобы вдоволь накататься по пока еще хорошему снегу, но при уже довольно теплой погоде. И при этом практически везде в мире март - это низкий сезон, когда недорогой отдых в Италии приятно радует путешественников, предпочитающих бюджетный отдых.

Апрель

Апрель - пора межсезонья, когда горнолыжные курорты уже не так актуальны, а пляжные курорты пока работают не на полную загрузку. Отсюда - относительно невысокая стоимость отдыха в Италии, а также отсутствие толп туристов на популярных направлениях. В конце апреля, в связи с началом майских праздничных каникул, ажиотаж, а вместе с ним и цены на отдых в Италию, растут, поэтому в поездку в конце месяца следует бронировать заранее. Отдых в апреле на пляжных курортах подарит комфортную температуру воздуха и воды, а также даст возможность во всеоружии подготовиться к летнему сезону и солнечным дням.

экурсионный отдых в апреле: ,
пляжный отдых в апреле: ,

Мир - это книга, и тот, кто не путешествует, читает лишь одну ее страницу. Святой Августин

Человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать. Иван Бунин

Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома. Анатоль Франс

Дорогие друзья! "САН-ТУР" работает для вас - людей, увлеченных путешествиями! Наша политика направлена на удовлетворение Ваших запросов на подбор выгодного и качественного отдыха в Италии.

Cделать выбор Вам будет легко. Поиск туров в Италию с нашими менеджерами - это просто и не займет много времени! Вы всегда можете задать нам вопрос онлайн.

Если Вы желаете отправиться в тур в Италию, менеджеры САН-ТУР предложат Вам выбрать наиболее удобные варианты авиаперелётов, найти отель в Италии, который подойдёт именно вам и по цене, и по качеству. Мы строим отношения с клиентами на взаимном доверии. Оставляйте заявку (нажмите кнопку "Подберите мне тур за 10 минут") и убедитесь сами!

Обратите внимание на то, что стоимость туров может быть снижена! Отели Италии часто дают специальную цену по нашему запросу.

При бронировании туров в "САН-ТУР" у вас будет гарантированная цена как в известных системах бронирования. Если Вас устроила стоимость тура в Италию, например на Букинге (любом туристическом агрегаторе), мы cделаем ее ниже, а сервис качественнее! Приглашаем Вас к общению и сотрудничеству, наши менеджеры предлагают индивидуальный подход, гибкую политику и разумные компромиссы при расчете стоимости тура.

Мы любим наших туристов!

И стараемся, чтобы наш диалог проходил в приветливой обстановке. Можете быть уверены, что вас внимательно выслушают и учтут все пожелания. Каждый клиент для нас очень важен. Многие, воспользовавшись нашими услугами, часто возвращаются. Постоянные клиенты получают клубную карту со скидкой 7%. О работе "САН-ТУР" вы сможете ознакомиться по . Наш уютный офис расположен в Москве (ул. Зорге, дом 18, м. Полежаевская, м. Зорге). Приезжайте, мы угостим Вас чашечкой ароматного кофе и подберем самый лучший тур в Италию - для Вашего отдыха. Адрес: 125252 г. Москва, ул. Зорге, 18

Оформление туров онлайн

Мы ценим Ваше время..

Необходимые детали путешествия мы сообщим вам по телефону, а документы пришлем на e-mail. Это абсолютно безопасно. Мы проводим оплату через платежный сервис компании Uniteller. Безопасность процессинга Uniteller подтверждена сертификатом стандарта безопасности данных индустрии платежных карт PCI DSS. Надежность сервиса обеспечивается интеллектуальной системой мониторинга операций, а также применением 3D Secure - современной технологии безопасности интернет-платежей.

Собираетесь в отпуск в Италию?

Будет полезно ознакомиться с для тех, кто хочет отправится в путешествие. Подберите . Не забудьте взять с собой .


Гладиаторы (лат. gladiator, от gladius — меч) — в Древнем Риме — военнопленные, осуждённые преступники и рабы, специально обученные для вооруженной борьбы между собой на аренах амфитеатров. Гладиаторы Древнего Рима обычно сражались на публике до смерти. Поединки римских гладиаторов устраивались сначала в дни наиболее значительных религиозных праздников, а затем превратились в наиболее популярное увеселение простых граждан. Традиция боёв гладиаторов сохранялась на протяжении более чем 700 лет.

Жизнь гладиатора в большинстве своём была короткой и полной постоянного страха за свою жизнь и риска, без которого сама жизнь наверное была бы не возможной. судьбу каждого гладиатора вершил бой, уже после нескольких боёв было понятно, ожидает ли бойца будущее и вознаграждение, или бесславная кончина в расцвете сил. Для современного человека совершенно не понятно, как при таком образе жизни (см. образ жизни гладиатора) и работе на износ, некоторые бойцы выигрывали бой за боем и могли побеждать в яти, десяти боях подряд.

Гладиаторские бои были переняты римлянами у греков, этруссков и египтян и приняли религиозный характер жертвоприношения богу войны Марсу. В начале гладиаторами являлись военнопленные и приговорённые к смертной казни. Законы древнего Рима позволяли им участие в гладиаторских боях. В случае победы (на полученные деньги) можно было выкупить свою жизнь. Были случаи, когда граждане, отказавшись от имеющейся у них свободы, вступали в гладиаторы в погоне за славой и деньгами.

Для того чтобы стать гладиаторами, необходимо было принять присягу и объявить себя «юридически мёртвыми». С этого момента бойцы вступали в другой мир, где царили жестокие законы чести. Первым из них — было молчание. Гладиаторы объяснялись на арене жестами. Второй закон — полное соблюдение правил чести. Так, например, гладиатор, упавший на землю и сознающий своё полное поражение, был обязан снять защитный шлем и подставить горло под меч противника или же вонзить свой нож в собственное горло. Конечно, аудитория могла всегда предоставлять милосердие тем гладиаторам, которые отважно сражались и нравились публике, однако такое помилование случалось крайне редко.

«Мы жертвуем живыми, чтобы накормить мертвых» — так император Каракалла в III веке нашей эры сформулировал идейную основу гладиаторских боев, вместе со звериными травлями ставших самым кровавым и жестоким зрелищем в истории человечества. Согласно римским верованиям, которые они, в свою очередь, заимствовали у этрусков, зверства должны были умиротворить души умерших. В древности это было высшей честью, которую могли воздать знатному предку благодарные наследники.

Впрочем, поначалу этот этрусский обычай достаточно медленно укоренялся в жизни римлян времен ранней Республики, может быть, потому что им приходилось много работать и много воевать, и в качестве развлечений они предпочитали атлетические состязания, конные скачки, а также театральные представления, разыгрывающиеся непосредственно в толпе отдыхающих. Тогда римлян никак нельзя было назвать любителями созерцания предсмертных конвульсий и стонов раненых, так как этого более чем хватало в их повседневной полувоенной жизни.

Но энтузиасты находятся в любом деле, и в 264 году до н.э. на Коровьем рынке Рима во время поминок по Бруту Пере, устроенных его сыновьями Марком и Децимом, состоялся поединок трех пар гладиаторов (от латинского слова «gladius» — меч). Но лишь спустя еще почти 50 лет это зрелище получило определенный размах: уже 22 пары гладиаторов на протяжении 3 дней услаждали взоры жителей на погребальных играх, устроенных в память о дважды консуле Марке Эмилии Лепиде тремя его сыновьями. И только в 105 году до н.э. благодаря неустанным заботам народных трибунов об увеселении римской черни, уже начавшей формироваться как социальный класс, гладиаторские бои были введены в число официальных публичных зрелищ. Так джинн был выпущен из бутылки…


К исходу II века до н.э. бои, длившиеся несколько дней подряд при участии не одной сотни гладиаторов, не удивляли уже никого. Появились и люди, для которых содержание и обучение гладиаторов стало профессией. Они назывались ланистами. Суть их деятельности заключалась в том, что они находили на невольничьих рынках физически крепких рабов, причем желательно военнопленных и даже преступников, выкупали их, обучали всем премудростям, необходимым для выступлений на арене, а затем сдавали в аренду всем желающим устроить гладиаторские бои.

Выходя на ринг гладиаторы должны были провозглашать: ave, caesar, morituri te salutant!, что означала, смотри великий цезарь, обречённые на погибель приветствуют тебя! по традиции до начала боя бойцов-гладиаторов разделяли на пары и начинали первый демонстрационный бой – prolusio, его участники дрались не по-настоящему, их оружие было деревянным, движения больше напоминали танец, нежели бой сопровождались аккомпанементом лютни или флейты. по окончанию «лирического вступления» взвывал горн и извещал о том, что сейчас начнётся первый настоящий бой. передумавших сражаться гладиаторов избивали, а иногда даже убивали, раскаленными плетями. Бой считался законченным, когда один из противников либо был мёртв, либо подымал вверх указательный палец с просьбой о пощаде и опускал оружие. в зрелищных боях, когда люди дрались с людьми, поединок считался законченным только в случае убийства одного из противников: человека зверем или зверя человеком.

И все же основную массу профессиональных бойцов арены составляли выходцы из гладиаторских школ. Во времена правления Октавиана Августа (около 10 года до н.э.) в Риме существовало 4 императорские школы: Большая, Утренняя, где готовили бестиариев – гладиаторов, сражавшихся с дикими зверями, школа Галлов и школа Даков. Во время обучения в школе всех гладиаторов сытно кормили и квалифицированно лечили. Примером тому может служить тот факт, что знаменитый древнеримский врач Гален долгое время работал в Большой императорской школе.

Спали гладиаторы попарно в небольших каморках площадью 4-6 кв.м. Тренировки, продолжавшиеся с утра и до вечера, были очень интенсивными. Под руководством учителя, бывшего гладиатора, новички обучались фехтованию. Каждому из них давали деревянный меч и щит, сплетенный из ивы. Удары отрабатывались на вкопанном в землю деревянном колу высотой около 180 см. На начальном этапе обучения «курсант» должен был овладеть умением наносить сильные и точные удары в воображаемые грудь и голову противника, а также не раскрываться при обороне. Для укрепления мышц следующее после деревянного железное учебное оружие специально делалось в 2 раза тяжелее боевого.


Когда новичок в должной степени постигал азы боевого искусства, его, в зависимости от способностей и физической подготовки, распределяли в специализированные группы того или иного типа гладиаторов. Самым старым, классическим типом, просуществовавшим до конца Республики, были самниты, названные так по имени народа, хоть и покоренного римлянами, но нанесшего последним несколько военных поражений, за что и были практически истреблены в I веке до н.э. И, тем не менее, именно их вооружением римляне и снабдили своих первых гладиаторов. Оно состояло из большого прямоугольного щита, шлема с высоким гребнем и султаном из перьев, короткого прямого меча и поножи на левой ноге. В начале нашей эры название «самнит» заменилось на секутора (преследователя), хотя вооружение оставалось прежним. На них очень походили гопломахи, с той разницей, что их щиты были большими и круглыми.

Соперниками гопломахов и секуторов были, как правило, ретиарии – представители одного из самых технически сложных видов этого «спорта». Ретиарии получили это название от своего главного орудия – сети (от лат. – «rete») с тяжелыми грузилами по краям. Задачей ретиария было метнуть сеть так, чтобы опутать противника с головы до ног, а затем уже прикончить его трезубцем или кинжалом. Ни шлема, ни щита у ретиария не было – ему приходилось рассчитывать только на собственную ловкость. В эту группу брали наиболее быстрых и координированных новичков.

Франкийцы были вооружены маленьким круглым щитом, небольшим изогнутым мечом, поножами на обеих ногах, железным нарукавником на правой руке, шлемом с забралом со множеством отверстий, закрывавшим все лицо.

На шлемах галлов, или мурмиллонов (от лат. «murma» – рыба) изображалась рыба, а их вооружение соответствовало галльскому. Часто противниками мурмиллонов выступали ретиарии, напевавшие во время схватки песенку, придуманную в давние времена: «Я ловлю не тебя, я ловлю рыбу. Почему ты убегаешь от меня, галл?». Несколько особняком стояли эсседарии – гладиаторы, сражавшиеся на боевых колесницах. Они были вооружены арканами, пращами, луками и дубинами. Первыми эсседариями были пленные бритты, которых Юлий Цезарь привез из своего не слишком удачного Британского похода.

Наименее способные ученики попадали в андабаты. Они были вооружены только двумя кинжалами, без всякой дополнительной защиты, довершал это снаряжение шлем с двумя отверстиями, совершенно не совпадающими с глазами. Поэтому андабаты вынуждены были сражаться друг с другом практически вслепую, наугад размахивая оружием. Цирковые служители им «помогали», подталкивая сзади раскаленными железными прутами. Публика всегда очень веселилась, глядя на несчастных, а эта часть гладиаторских боев считалась у римлян самой забавной.

Гладиаторы, подобно римским воинам имели свой устав, некоторые историки называют его кодексом чести, но на самом деле это условное название. т.к. изначально гладиатор по определению не свободный человек, а понятия о чести у римских рабов как такового не было. когда человек попадал в гладиаторскую школу, особенно если до этого он был свободным, ему необходимо было для того, чтобы юридически считаться гладиатором, исполнить ряд действий, во многом конечно чисто формальных. гладиаторы давали клятву и принимали присягу на подобие воинской, согласно которой должны были считаться «формально мёртвыми» и передавали свою жизнь в собственность гладиаторской школы в которой жили, учились, тренировались и умирали.

Существовал ряд негласных правил и условностей, которых должен был придерживаться каждый гладиатор и не нарушать их ни при каких обстоятельствах. гладиатор всегда во время поединка должен был хранить молчание – единственный способ, которым он мог контактировать с залом, были жесты. когда гладиатор поднимал вверх указательный палец – это символизировало мольбу о пощаде, если же большой палец был повернут вниз, это символизировало, что боец так тяжело ране, не может продолжать бой и просит добить его, ибо знает, что погибнет и после боя. вторым негласным пунктам было соблюдение неких «правил» достоинства, которые можно сопоставить с правилами самураев. Боец – гладиатор не имел право на трусость и страх смерти. если боец чувствовал, что умирает.

Должен был открыть противнику своё лицо, чтобы тот добил его, глядя ему глаза, или сам перерезать себе горло, сняв шлем и открыв зрителям своё лицо и глаза, и те, должны были увидеть, что в них нет ни капли страха. третьим законом было то, что гладиатор не мог сам выбирать себе противника, очевидно, это было сделано для того, что бы бойцы на арене не сводили свои личные счёты и обиды. выходя на поле, гладиатор до последнего не знал, с кем ему придётся драться.

Среди римских аристократов стало модным иметь своих личных гладиаторов, которые не только зарабатывали хозяину деньги выступлениями, но и выполняли функции личных охранников, что во времена гражданских волнений поздней Республики было чрезвычайно актуальным. В этом отношении всех перещеголял Юлий Цезарь, содержавший одно время до 2 тысяч гладиаторов-телохранителей, составлявших настоящую армию. Надо сказать, что гладиаторами становились не только по принуждению рабовладельца или по приговору суда к арене, но и абсолютно добровольно, в погоне за славой и богатством.


Несмотря на все опасности этой профессии, простой, но крепкий парень с римского социального дна действительно имел шанс разбогатеть. И хотя шансов погибнуть на пропитанном кровью песке арены было куда больше, рисковали многие. Самые удачливые их них, помимо любви римской черни, а случалось, и римских матрон, получали солидные денежные призы от поклонников и устроителей боев, а также проценты от ставок в букмекерских конторах. К тому же римские зрители частенько бросали на арену особенно полюбившемуся победителю деньги, драгоценности и другие дорогостоящие безделушки, что также составляло немалую долю в доходах цирковой звезды. Император Нерон, например, подарил однажды гладиатору Спикулу целый дворец. А еще многие из известных бойцов давали всем желающим уроки фехтования, получая за это весьма приличную плату.

Тем не менее, удача на арене улыбалась совсем немногим – публика хотела видеть кровь и смерть, поэтому гладиаторам приходилось биться всерьез, доводя толпу до неистовства.

И все же большую часть гладиаторов составляли не добровольцы, а рабы и преступники. Проданные в школу или приговоренные судом к арене, что, безусловно, было предпочтительней смертной казни, они после курса обучения, длившегося 3 года, должны были сражаться в цирке. Если гладиатору удавалось остаться в живых, то после еще 2 лет обязательного пребывания в школе в качестве тренера или помощника ланиста он получал полное освобождение и восстанавливался в гражданских правах. А если принимал решение продолжить карьеру гладиатора, то так же, как и добровольцы, оставался в разряде infames – «опозоренных».

Церемония их открытия была впечатляющим зрелищем. Устроитель игр на колеснице или пешком, в зависимости от занимаемого положения, окруженный толпой друзей и клиентов, объезжал или обходил весь цирк под бурные аплодисменты и одобрительные крики толпы, уже чувствовавшей запах крови. Затем следовал парад гладиаторов – участников игр в полном боевом вооружении. Публика, приветствуя своих любимцев, буквально неистовствовала. В определенный момент гладиаторы останавливались напротив императорской ложи, выбрасывали вперед правую руку и кричали: «Цезарь! Идущие на смерть приветствуют тебя!», а после этого строем уходили в подтрибунное помещение, где ожидали выхода на арену.

Ничуть не меньше, чем поединки гладиаторов, римляне любили зрелища их сражения с дикими животными, как, впрочем, и схватки между зверями.

Еще диктатор Сулла в 93 году до н.э. выставил на арену 100 львов, затем Юлий Цезарь – 400, Помпей – 600 и еще 400 леопардов и 20 слонов. В дальнейшем число животных на аренах росло просто немыслимыми темпами: на играх, данных Ульпием Траяном в честь его победы над даками, было умерщвлено около 11 тысяч самых разных зверей.

Ловцы животных трудились, не покладая рук, опустошая римские провинции в Африке и Азии, а также сопредельные территории. Этим чрезвычайно опасным, но и столь же выгодным бизнесом занимались тысячи профессионалов. Помимо сражающихся людей на аренах гибли сотни и тысячи львов, тигров, волков, леопардов, медведей, пантер, кабанов, диких быков, бизонов, слонов, бегемотов, носорогов, антилоп, оленей, жирафов, обезьян. Однажды ловцы ухитрились привезти в Рим даже белых медведей! Видимо, невыполнимых задач для них просто не существовало.


Все эти животные в цирках были жертвами градиаторов-бестиариев. Их обучение было гораздо более длительным, нежели классических гладиаторов. Учеников знаменитой Утренней школы, получившей такое название из-за того, что звериные травли проходили по утрам, обучали не только обращению с оружием, но и дрессуре, а также знакомили с особенностями и повадками разных животных.

Древнеримские дрессировщики достигли в своем искусстве невиданных высот: медведи ходили по канату, а львы клали бестиарию под ноги загнанного, но еще живого зайца, обезьяны ездили верхом на свирепых гирканских гончих, а оленей запрягали в колесницы. Этим удивительным трюкам не было числа. Но когда пресыщенная толпа требовала крови, на арене появлялись бесстрашные венаторы (от лат. wenator – охотник), умевшие убивать зверей не только различными видами оружия, но и голыми руками. Высшим шиком у них считалось накинуть на голову льва или леопарда плащ, замотать его, а затем убить зверя одним ударом меча или копья.

Огромной популярностью пользовалось также стравливание животных друг с другом. Римлянам надолго запомнился бой между слоном и носорогом, во время которого слон схватил метлу, которой подметали арену, ослепил ее острыми прутьями носорога, а затем растоптал противника.

Гладиаторские бои проходили по-разному. Бывали поединки единичных пар, а иногда несколько десятков, а то и сот пар сражались одновременно. Порой на арене разыгрывались целые представления, введенные в практику массовых развлечений Юлием Цезарем. Так, за считанные минуты воздвигались грандиозные декорации, изображавшие стены Карфагена, а гладиаторы, одетые и вооруженные, как легионеры и карфагеняне, представляли штурм города. Или на арене вырастал целый лес из свежесрубленных деревьев, а гладиаторы изображали нападение германцев на тех же легионеров из засады. Фантазия режиссеров-постановщиков древнеримских шоу не знала границ. И хотя римлян чем-то удивить было крайне трудно, императору Клавдию, правившему в середине I века, это вполне удалось. Воплощенная по его приказу наумахия (инсценировка морского сражения) была такого масштаба, что оказалась способной поразить воображение всех жителей Вечного города от мала до велика. Хотя наумахии устраивались достаточно редко, так как были очень дорогостоящими даже для императоров и требовали тщательной разработки.

Первую же наумахию провел в 46 году до н.э. Юлий Цезарь. Тогда на Марсовом поле Рима для проведения морской битвы было выкопано огромное искусственное озеро. В этом представлении участвовало 16 галер, на которых находились 4 тысячи гребцов и 2 тысячи солдат-гладиаторов. Казалось, более масштабное зрелище устроить уже невозможно, но во 2 году до н.э. первый римский император Октавиан Август после годичной подготовки представил римлянам наумахию с участием 24 кораблей и 3 тысяч солдат, не считая гребцов, которые разыграли битву между греками и персами при Саламине. Побить этот рекорд удалось только императору Клавдию. Для проведения задуманной им наумахии было выбрано Фуцинское озеро, находящееся в 80 километрах от Рима. Никакой другой близлежащий водоем просто не мог вместить 50 настоящих боевых трирем и бирем, экипажи которых составили 20 тысяч приговоренных к арене преступников. Для этого Клавдий опустошил все городские тюрьмы, посадив на корабли всех, кто мог носить оружие.

А чтобы отбить у такого количества преступников, собранных в одном месте, охоту организовать мятеж, озеро было окружено войсками. Морское сражение происходило в той части озера, где холмы образовывали естественный амфитеатр. Недостатка в зрителях не было: около 500 тысяч человек – практически все взрослое население Рима, расположилось на склонах.

Корабли, разделенные на два флота, изображали противостояние родосцев и сицилийцев. Сражение, начавшееся около 10 утра, закончилось лишь в четвертом часу дня, когда сдался последний «сицилийский» корабль. Римский историк Тацит писал: «Боевой дух сражавшихся преступников не уступал боевому духу настоящих воинов». Воды озера были красными от крови, не говоря уж о раненых, только убитых было больше 3 тысяч человек. После сражения Клавдий помиловал всех уцелевших, за исключением нескольких экипажей, уклонившихся, по его мнению, от боя. Публика же была в совершеннейшем восторге от увиденного. «Переиграть» Клавдия никому из последующих императоров уже не удалось. Не случайно его смерть оплакивал буквально весь город, ведь он, как никто другой, возможно, за исключением Нерона, умел развлечь публику. И пусть за время своего правления Клавдий показал себя далеко не блестящим государственным деятелем, это не мешало ему быть едва ли не самым почитаемым в народе императором.

Именно гладиаторские бои, проводимые на аренах цирков, были ежедневным и любимым зрелищем римлян, прекрасно разбиравшихся в нюансах рукопашных схваток.

Публика внимательнейшим образом следила за ходом поединка, отмечая малейшие изменения в действиях сражающихся гладиаторов.

Если один из них во время поединка был тяжело ранен, он мог бросить оружие и поднять вверх руку – этим жестом он просил зрителей о пощаде. Если публике нравилось, как он сражался, то люди поднимали вверх большие пальцы рук или просто махали платками, крича при этом «Отпусти!». Если же не нравилось, то зрители опускали большие пальцы книзу, вопя «Добей!». Вердикт толпы не оспаривался даже императором.

Бывало, что схватка затягивалась, а оба израненных гладиатора долго не могли одолеть один другого. Тогда зрители могли сами остановить поединок и потребовать от эдитора – устроителя игр – отпустить обоих бойцов с арены. И эдитор подчинялся «гласу народа». То же происходило и в том случае, если гладиатор настолько угождал публике своим мастерством и мужеством, что она требовала немедленного вручения ему деревянного тренировочного меча в качестве символа полного освобождения не только от схваток на арене, но и от рабства. Разумеется, касалось это только военнопленных и рабов, но не добровольцев.

До наших дней дошло имя гладиатора Фламмы, во время карьеры которого восхищенные зрители четырежды требовали вручения ему деревянного меча, а он все четыре раза отказывался! Не исключено, что Фламма проявлял столь неслыханное упрямство в погоне за славой и деньгами. Так или иначе, но это ему удалось, он ушел с арены добровольно, более или менее невредимым, причем в довольно зрелом возрасте и будучи обладателем приличного состояния.



Гладиаторские бои были не чужды и образованнейшим людям того времени. Цицерон, например, так оценивал эти игры: «Людям полезно видеть, что рабы могут мужественно сражаться. Если даже простой раб может проявлять мужество, то какими же должны быть римляне? Кроме того, игры приучают воинственный народ к виду убийства и готовят его к войне». Плиний, Тацит и многие другие выдающиеся римские писатели и мыслители были горячими поклонниками цирковых зрелищ. Исключение составлял, пожалуй, только философ Сенека, всячески ратовавший за их запрещение, что не в последнюю очередь привело к его вынужденному самоубийству по приказу его венценосного воспитанника Нерона.

Почти все римские императоры стремились превзойти в грандиозности игр друг друга, чтобы завоевать любовь толпы. Император Тит на открытии Колизея, вмещавшего до 80 тысяч зрителей и сразу ставшего главной ареной Древнего Рима, приказал умертвить разными способами 17 тысяч евреев, десять лет работавших на его строительстве. А император Коммод, прошедший курс обучения в гладиаторской школе, сам сражался на арене. Все его поединки, естественно, заканчивались победами. Впрочем, римляне, не любившие «халтуры» в таком важном деле, довольно быстро заставили его закончить карьеру гладиатора. Хотя войти в летопись игр Коммоду все же удалось – однажды он убил меткими выстрелами из лука пятерых весьма дорогостоящих бегемотов. Император Домициан, будучи виртуозом в стрельбе из лука, любил потешить зрителей, поражая стрелами голову льва или медведя так, чтобы стрелы как будто становились для них рогами. А рогатых от природы животных – оленей, быков, зубров и так далее он убивал выстрелом в глаз. Надо сказать, что римский народ очень любил этого правителя.

Встречались среди римских императоров и весельчаки. С именем Галлиена, например, связана очень забавная история. Одного ювелира, продававшего фальшивые драгоценные камни и приговоренного за это к арене, бестиарии выгнали на середину цирка и поставили напротив закрытой львиной клетки. Несчастный с замиранием сердца ждал неминуемой и притом ужасной смерти, и тут дверь клетки распахнулась, и из нее вышел… цыпленок. Не выдержавший напряжения ювелир упал в обморок. Когда зрители вдоволь насмеялись, Галлиен повелел объявить: «Этот человек обманывал, поэтому и его обманули». Затем ювелира привели в чувство и отпустили на все четыре стороны.

К началу IV века гладиаторские бои и звериные травли стали постепенно приходить в упадок. Это было время, когда некогда Великая Римская империя стала буквально изнемогать под ударами многочисленных «варварских» племен. Положение усугублялось непрекращающимся экономическим кризисом – сами римляне практически не работали, а привозимые товары непрерывно дорожали. А потому у римских императоров того периода хватало забот, помимо устройства дорогостоящих игр. И, тем не менее, они продолжались, хотя уже и без прежнего размаха. Окончательно гладиаторские бои были запрещены за 72 года до падения Римской империи.

Конец кровавым оргиям на арене положила христианская церковь, ставшая в поздней Римской империи серьезной как духовной, так и политической силой. Выдержав страшные гонения в первые 300 лет и потеряв десятки тысяч первых последователей Христа, замученных все на той же арене, церковь в 365 году добилась повсеместного запрета звериной травли в цирках. В 404 году монах Телемах, вмешавшись в сражение гладиаторов, сумел прекратить его ценой собственной жизни. Это событие стало последней каплей, переполнившей чашу терпения императора-христианина Гонория, наложившего на бои официальный запрет.

Для историков по сей день остаётся не прочитанной книгой судьба женщин – гладиаторов. не стоит сомневаться, жестокие нравы того времени могли допустить и такое. в 2000 году все газеты мира провозглашали сенсацию: «найдены останки женщины – гладиатора!». эту, по истине, шокирующую находку сделали британские учёные проводившие раскопки исследования римского периода. если ранее, единственным что доказывало факт того, что женщины не только могли участвовать в сражениях, но участвовали в них, были только гипотезы учёных. изучив тазовые кости и позвоночник, ученые смогли установить с большой достоверностью, что найденные останки принадлежат женщине. проведя сложный анализ определяющий возраст, учёные констатировали факт, что ставки относятся к римскому периоду.

Женщина умерла от многочисленных повреждений, и возможно предполагать, участвовала в схватке с животным. римляне исповедовали язычества, и поэтому природа римской религии не запрещала женщинам «лицедействовать» т.е. перевоплощаться, по средствам театральной игры. впервые женщину в качестве актёра на сцене увидели при нейроне. нейрон восторгался красотой женского тела и привлекал женщин не только к исполнению на сцене песен и театральных актов, но и к настоящим дракам. Постепенно, женщина перекочевала из театра в амфитеатр. Первые в истории гладиаторские бои в честь смерти женщины были проведены после смерти любимой дочери цезаря юлии. существует также информация, что эти игры сопровождались женскими ритуальными танцами, в ходе которых женщины имитировали бой. Конечно, точно никто пока не назовёт имён женщин гладиаторов, причин тому несколько. во-первых, поступая в школу они возможно получали мужские имена, под которым и были похоронены, во вторых, даже читая римских историков, становится понятно, что женские бои были более таинственные и сакральные… а тайны как известно, принято не разглашать.

Выступление женщин – гладиаторов, о котором упоминает светоний в жизнеописании императора домициана (81-96гг.), уже в то время считалось чем-то новым. В цирке устраивались кровавые бои женщин – гладиаторов, в которых участвовали даже женщины из почтенных семейств, что считалось особенно позорным. на 9-том году правления нерона эти бои приняли невероятные масштабы. Было бы совершенно неверным думать, что представительницы нежного пола только в продвинутом и эмансипированном хх веке так упорно стремились присвоить все исконно мужское — манеру поведения, участие в общественной жизни, одежду, профессии, увлечения. такова уж натура женщины, что ей всегда хочется того, что, по идее, ей не должно принадлежать. так что уже древние гречанки прилагали немало усилий (вплоть до риска лишиться жизни), чтоб попасть на запретные для женщин олимпийские игры, а древние римлянки обожали мужские бани и мужской разгульный образ жизни. более того, женщины-гладиаторы иной раз одерживали победу над представителями сильнейшего пола.

Мир менялся, и вместе с ним менялись ценностные ориентации людей. когда римским императором был Константин, христианство крепло и набирало силу. постепенно церковь становилась сильным феодалом, она владела землей и вследствие этого серьёзно влияла на государственную политику.

Сам Константин – великий принял христианство первым среди римских императоров, правда, сделал это за несколько мину перед смертью. вскоре христианство было принято равноправной с римским язычеством религией, а после и вовсе вытеснило языческие представления римлян о богах, и навязала единобожие. на сборе первого же церковного собора было принято решение бороться с кровавыми языческими игрищами. осуждённых высшим удом больше не обрекали на смерть и не бросали на арену с хищными жаждущими крови зверями, вместо этого им инкриминировали принудительные каторжные работы.

Однако, даже после принятия этого эдикта на апеннинском полуострове жрецы, с согласия императора, всё же ещё продолжали организовывать гладиаторские бои. жрецы, хлебом для которых было служение кровавым культом, не хотели расставаться со своими привычными и понятными ритуалами, и с их лёгкой руки гладиаторские бои чуть было не возродились. Однако, в 357 году император Константин второй запретил военнообязанным юношам вступать в гладиаторские школы, а в 399 закрылась последняя из них. но, расстаться с привычкой видеть смерть, живущую в обществе долгое время, было не так-то просто. через пять лет, понадобился новый императорский указ решительно и бесповоротно запрещающий организацию как школ, так и гладиаторских сражений. поводом для этого послужила трагическая гибель христианского послушника в 404 году, некого Телемаха. монах выбежал на арену и пробовал успокоить дерущихся, но вместо этого сам был разорван разъярённой толпой. после этого император Ганорий запретил гладиаторство. навсегда.

Пожалуй, ни об одних бойцах не создавалось столько мифов, как о гладиаторах. И появились эти мифы уже в настоящее время, когда из-за произведений художественной литературы и фильмов, посвященных гладиаторским боям, отважные бойцы римских амфитеатров стали вновь популярны. В этой статье мы рассмотрим самые распространенные заблуждения о гладиаторах.

Следует заметить, что обилие мифов о гладиаторах породило банальное отсутствие достоверной информации об этих отважных бойцах Древнего Рима. Дело в том, что долгое время гладиаторские игры и все, что было с ними связано, не было предметом отдельного изучения историков. Вооружение, жизнь и быт этих бойцов рассматривали лишь как довесок к другим исследованиям — например, отечественные историки занимались гладиаторами только в контексте восстаний римских рабов, в частности, восстания Спартака. Или же им уделялось немного внимания как общему элементу древнеримской культуры массовых зрелищ.

Однако недавно появилось несколько работ, например, "Игры со смертью" немецкого историка М. Юнкельмана или "Гладиаторы" отечественного специалиста по истории оружия К. Носова, в которых феномен гладиаторских игр рассматривается сам по себе. И сразу же выяснилось, что общие представления об этих бойцах в большинстве случаев совершенно неправильны. Именно такие мифы, порожденные неверным толкованием или ориентировкой не на исторические источники, а на произведения художественной литературы, я и хочу рассмотреть. Итак,

Миф первый: традицию состязаний гладиаторов римляне переняли от этрусков

Следует заметить, что подобное заблуждение часто встречается не только в научно-популярных статьях, но и в научных работах. Причем, как это не странно, оно вообще ни на чем не основано — нет никаких свидетельств того, что этруски устраивали что-то подобное. Не сохранилось ни барельефов, ни мозаик, ни письменных свидетельств того, что на территории, контролируемой этрусками, проходили гладиаторские бои. Есть, правда, фреска из этрусской "гробницы Авгуров", изображающая бой человека с собакой, однако это скорее не гладиаторский бой ("мунус", как называли его римляне), а звериная травля ("венацио").

Корни же венацио и мунеры (множественное число от "мунус") весьма различны — первые берут свое начало от подготовки и тренировок охотников. А вот мунера происходит от ритуала погребения — первые гладиаторские игры всегда устраивались над могилой усопшего. Таким образом, они являлись чем-то вроде жертвоприношения духу умершего римлянина (а кроме того, считалось, что погибшие гладиаторы будут его телохранителями на том свете). Таким образом логично предположить, что если римляне что-то и заимствовали от этрусков, так это венацио — бои людей и животных (или животных друг с другом), но никак не гладиаторские игры.

Что касается места возникновения мунеры, то, по мнению многих ученых, эти игры, скорее всего, появились в Кампании. Там найдены самые древние памятники, указывающие на бои гладиаторов, относящиеся к IV веку до нашей эры — в самом Риме первые бои гладиаторов были устроены на сотню лет позже. Кроме того, именно в области проживания кампанцев были найдены самые древние гладиаторские школы. Так что, судя по всему, мунера появилась именно в этой местности.

Миф второй: в основном гладиаторы были рабами

Скорее всего, подобное заблуждение базируется на том, что именно гладиатор Спартак был предводителем крупнейшего в Древнем Риме восстания рабов. При этом упускается из вида тот факт, что сам Спартак не был рабом до того, как попал в гладиаторы. Его определили сражаться на арену после того, как этот отважный фракиец дезертировал из римской армии (а туда он попал как военнопленный — римляне во время Республики часто пополняли войска захваченными в плен воинами противника). То есть Спартака приговорили к боям на арене за преступление.

Вообще, гладиаторов можно было разделить на четыре категории, и в первую войдут военнопленные. Это, без сомнения, самый древний тип гладиаторов, который существовал и во времена Республики, и в эпоху Империи. Во вторую категорию войдут приговоренные к битвам на арене преступники — эта традиция началась в эпоху поздней Республики и продолжалась во время Империи. Третья категория — это рабы, которых тоже стали отдавать в гладиаторы со времен конца Республики. Однако во время Империи таковых в рядах бойцов на арене значительно сократилось — публике не нравилось, что гладиаторы-рабы часто дрались вяло и без энтузиазма.

Следует заметить, что ни для кого из бойцов вышеупомянутых трех категорий теоретически гладиаторство не было пожизненным занятием. Так, каждый боец — и раб, и преступник, и военнопленный получал за выступление деньги (если оставался жив), причем немалые. Гонорар такого бойца равнялся пятой части его рыночной стоимости. То есть через пять удачных боев раб и военнопленный вполне могли выкупиться на волю. А что касается осужденных преступников, то их срок выступления на арене обычно ограничивался пятью годами, после чего такой боец мог спокойно покинуть гладиаторскую казарму.

Более того, достаточно часто гладиатор, принадлежащий к одной из этих трех категорий мог быть отпущен по желанию зрителей после удачного выступления на арене. Или же освобождение ему дарил эдитор (устроитель игр) за проявленное мужество или первоклассное владение оружием. В знак такого освобождения гладиатору выдавали деревянный меч под названием рудис — отсюда и термин "рудиарий", то есть освобожденный от своих обязанностей гладиатор.

Тем не менее этим шансом пользовались далеко не все — имеется немало свидетельств период Империи, когда рудиарии вновь возвращались на арену. Скорее всего, их толкала на это жажда легкого и очень большого заработка — ведь рудиарий получал за каждый бой не менее 12 тысяч сестерциев (для сравнения — на прокорм семьи в течении года у римского крестьянина или ремесленника уходило где-то 500 сестерциев). Но иногда рудиарии вновь оказывались на арене за новые преступления — таков был сирийский гладиатор Фламма, который получал рудис целых четыре раза — и дожил при этом до 30 лет, после чего устроился тренером (римляне называли их "докторами") в гладиаторскую школу.

Но кроме трех вышеперечисленных категорий существовала еще и четвертая — свободные люди, добровольно ушедшие в гладиаторы (ауктораты). Такие появились еще при Республике, однако во времена Империи их количество резко возросло. На некоторых мунера количество аукторатов превосходило число гладиаторов рабов — так, надпись в одном из малоазиатских городов свидетельствует, что на устроенных там в конце I века нашей эры играх на 3-х гладиаторов-рабов приходилось 5 аукторатов.

Интересно, что согласно свидетельствам римских историков, во время Империи в гладиаторы шли не только бедняки, но и дети сенаторов, всадников и богатых торговцев. Бывали случаи, что на арене выступали и императоры, как например, хорошо известный всем Коммод. Кстати, этот император получал за каждое выступление миллион сестерциев — согласитесь, неплохой способ пополнять вечно пустующую римскую казну. Однако в гладиаторы "золотая молодежь" шла не только ради денег — многие делали это для того, чтобы пользоваться успехом у прекрасных дам (гладиаторы всегда нравились женщинам, были даже случаи, когда жены сенаторов и всадников сбегали от своих мужей вместе с этими бойцами) или же из-за нехватки острых ощущений в повседневной жизни (так и напрашивается аналогия с современным увлечением богатых молодых людей экстремальными видами спорта).

Миф третий: гладиаторов на арене заставляли сражаться

Действительно, известны свидетельства современников, говорящие о том, что бойцов на арене принуждали к битве при помощи кнутов и раскаленных железных прутьев. Однако такое применяли только лишь к гладиаторам-преступникам (ноксиям). Профессиональные гладиаторы в понукании не нуждались — они сами с удовольствием вступали в бой, суливший им деньги и славу. Более того, известно, что часто профессионалы жаловались на то, что им приходится редко выступать — дело в том, что гонорар и стоимость профессионала дорого обходились эдиторам, и поэтому они охотнее арендовали у ланист (поставщики бойцов) для представлений новичков.

Кстати, тут следует развенчать еще один миф — крюками с арены тела погибших гладиаторов утаскивали только в тех случаях, когда те были ноксиями, не пережившими своего первого боя. Всех остальных увозили на специальных тележках и после отдавали товарищам по школе, которые хоронили их с честью. В настоящее время известно немало кладбищ гладиаторов при школах, и вид надгробий свидетельствует о том, что эти похороны были, что называется, по первому разряду.

Миф четвертый: жизнь гладиатора была не долгой

На самом деле анализ надгробных надписей свидетельствует о том, что были гладиаторы, которые за свою жизнь провели более сотни боев (рекорд — 158 схваток, и при этом после последней гладиатор остался жив, но вскоре умер от ран). Анализ же известных скелетов гладиаторов показывает, что средняя продолжительность жизни бойца арены равнялась 25-30 годам. Это совпадает со средней продолжительностью жизни всех обитателей Империи того времени — увы, в Риме вообще редко кто доживал до 50-ти лет.

Интересно, что во времена Республики и в начальный период Империи достаточно часто сохраняли жизнь побежденному гладиатору. В среднем из 10 случаев в восьми проигравшему даровали "миссио" (то есть пощаду). Но вот начиная с середины II века до нашей эры уже каждый второй случай проигрыша заканчивался смертью гладиатора по желанию толпы и властей. Однако уже во время правления Диоклетиана (конец III — начало IV века нашей эры) и до самого последнего мунера (404 год нашей эры) смертные приговоры проигравшим вновь выносились достаточно редко — в трех случаях из десяти.

Гладиаторами были люди разных национальностей, попавших в рабство, но ставших среди десятков тысяч римских рабов настоящей элитой. Теми, кто постоянно оттачивал своё фехтовальное мастерство, только за тем, чтобы сразиться насмерть на потеху публике.

Из истории Римской империи известно – на аренах друг против друга выставлялись бойцы разных классов. Они отличались не только техникой ведения боя, но и амуницией.

Мурмиллон, в переводе с латинского «морская рыба». Название пошло от украшения в виде рыбы на закрытом тяжёлом шлеме. Предплечье, рука и ноги мурмиллона были защищены доспехами, а вооружался он щитом и сорокасантиметровым мечём – гладиусом. Против такого бойца обычно сражался ретиарий – то есть рыбак. Кроме одной металлической пластины на плече, тело ретиария ничем не защищено. Но зато оружие куда более экзотично – в правой руке длинный трезубец, а в левой рыболовная сеть. Задача ретиария сетью захватить противника и повалить его в песок. А трезубцем можно выхватить гладий или сделать подсечку.

Но иногда одна только сеть в руках ретиария становилась смертоносным оружием. Она была утяжелена по периметру. И её можно было использовать как цепь.

Бои мурмиллонов с ретиариями – это классическая комбинация гладиаторских поединков на аренах древнего Рима. Всего видов и классификаций гладиаторов существовало больше 20! Все они наносили друг другу совершенно разные повреждения. К примеру, скиссор кроме гладиуса был вооружён коротким ножом с двумя лезвиями и одной рукояткой. Им, не нанося глубоких ран, скиссор резал артерии врага, пока тот не истекал кровью. А димахер сражался только двумя кинжалами.

Но существовал и вид гладиаторов, противниками которых на арене выступали не люди, а дикие животные. Их называли венаторами. Это были гладиаторы, приговорённые к бою со львами за какое-либо преступление. Шансов выжить у них было немного.

В боях, как против диких зверей, так и против друг друга гладиаторы часто использовали дротики или копья.

В широком замахе таким копьём можно было перерезать горло как кинжалом, только не сокращая дистанцию с противником. Или метнуть с нескольких метров.

Но кроме разного вооружения, защиты и техники гладиаторы различались между собой и по весовым характеристикам. Кто-то двигался гораздо медленнее, кто-то быстрее. Но драться, передвигаясь по песку на ярком солнце было непросто в любом весе. Поэтому металлическими доспехами чаще всего защищалась только рука, держащая оружие, и одна нога – та, что чаще выставлялась вперёд. Щит, если он был, выполнял двойную функцию. Для защиты и атаки.

Гладиаторский поединок для римлян был одновременно драматическим спектаклем, цирковым представлением и боксёрским матчем. Эти действа организовывались заранее специальными людьми – эдиторами. Эдиторы готовили площадку для боя, занимались рекламой и распространяли билеты. Каждый желающий мог поставить на одного из бойцов любую сумму.

Тренировались гладиаторы в специальных школах, которыми руководил ланиста – то есть одновременно тренер и управляющий группой гладиаторов. В особо перспективных бойцов вкладывались немалые деньги. В этих школах военнопленных и преступников, которые считались рабами, обучали навыкам, необходимым для того, чтобы сражаться насмерть. Ланиста следил за тем, чтобы его гладиаторы хорошо питались, и не болели. Ведь они считались собственностью гладиаторской школы, и приносили невиданный доход. Но некоторые гладиаторы не были рабами, а шли на риск только ради денег или острых ощущений.

Первым делом учителя фехтования учили подопечных управляться с деревянным мечём, и только после успешных занятий те получали стальной. А по окончании школы участвовали в так называемой «Либера цена» - общем пире, где зрители могли познакомиться с характеристиками бойцов, и подумать о ставках. При этом, во времена императора Нерона, часто ставили на женщин. Ведь именно слабый пол пользовался тогда у зрителей особым спросом в качестве гладиаторов.

Парадокс заключался в том, что гладиаторы, вышедшие из многих боёв победителями, становились невероятно популярны в обществе, зарабатывали за один бой больше чем римский солдат за целый год, имели собственное жилище, но при этом всё же оставались рабами. А профессия ланисты в Риме считалась постыдной – ведь он, как и сутенёр, торговал телами. То есть гладиаторское ремесло многими приравнивалось к проституции.

В школы гладиаторов попадали рабы разного возраста и национальностей. Но до зрелости доживали не многие. Жизнь раненого на арене гладиатора чаще всего зависела от публики. Если по каким-то причинам у большинства он вызывал симпатию, зрители голосовали за жизнь, показывая кулак со спрятанным большим пальцем. Когда выбирали смерть – большой палец вытягивали в сторону. И победивший выполнял волю толпы, для того, чтобы в следующем бою, возможно, погибнуть самому.

Один день в древнем Риме. Повседневная жизнь, тайны и курьезы Анджела Альберто

15:30. Гладиаторы идут!

15:30. Гладиаторы идут!

Тем временем вдоль края арены разъезжают повозки, с которых рабы в цветочных венках и гирляндах бросают в публику "дары": хлеб, монеты и так далее.

После нескольких минут возбужденной охоты за подарками все, включая сенаторов и зрителей из нижнего яруса Колизея, снова рассаживаются по местам. Занимает место и организатор игр, патриций, принадлежащий к одной из самых богатых семей Рима. Он хотя и занимает достаточно значимую должность - эдила, то есть городского магистрата, - но находится в начале своей общественной карьеры и должен еще заработать известность и признание. Это он оплатил сегодняшние состязания, он "спонсор" (или editor, как говорят римляне) всего того, что мы видим. Несомненно, три дня представлений в Колизее ему стоили целого состояния, но с другой стороны, он по закону обязан устраивать подобные события, да и выгода ему с того, несомненно, будет. Ведь он получит благодарность от сената и признательность народа, который поддержит его в будущей политической, общественной или финансовой карьере. Народная поддержка будет иметь вес и в борьбе с политическими противниками… Да, поистине panem et circenses, как говорил Ювенал…

И потом, во всем этом есть и толика личного удовольствия: на три дня почувствовать себя "немного" императором, слушать обращенные к себе ликующие крики толпы, вершить судьбы гладиаторов, животных и так далее. В общем, эти дни станут важной отправной точкой в его карьере и, безусловно, останутся в памяти потомков. Возможно, на его загородной вилле под Римом будет выложена новая большая мозаика с изображением решающих моментов представлений с гладиаторами и осужденными (вот почему мы часто видим в музеях или в местах археологических раскопок мозаичные панно со столь жестокими сценами).

Вот он, сидит в мраморном кресле тонкой работы. Этот человек порядком отличается от распространенного стереотипа власть имущих в античном Риме: он не толст, не лыс и не сверкает перстнями. Напротив, он высокого роста, атлетического телосложения, черноволосый и голубоглазый. Рядом в ним сидит его жена, совсем молоденькая. Несомненно, она дочь какого-нибудь влиятельного римского патриция: этот брак открыл многие двери его блистательной карьере… Об этой паре много судачат как на званых пирах аристократов, так и на шумных лестничных площадках инсул…

За их спинами вытянулась по стойке "смирно" стража, чьи красные плюмажи касаются тяжелых, расшитых золотом штор, которые слегка колышутся под дуновением ветра.

По краям арены несколько "оркестриков" заводят триумфальный марш. Публика в Колизее взрывается в едином крике. Словно неожиданно грянул гром и, многократно усиленный акустикой амфитеатра, разнесся над городом.

Ворота под триумфальной аркой торжественно распахиваются, и оттуда появляется кортеж; открывают шествие два ликтора, несущие знаки отличия организатора игр (поскольку он эдил, то есть магистрат, не имеющий полномочий выносить смертные приговоры, изображены только фасции, без топорика). Затем идут музыканты с длинными трубами (buccinae), после них повозка с большим плакатом, на котором расписана программа поединков. Это эквивалент передвижной афиши. В проходящих по улицам Рима императорских триумфальных кортежах также часто используются повозки с большими картинами, изображающими ход битв и поединков. Это форма "популяризации" деяний победителя, в такой форме они понятны всем: выходит нечто среднее между сицилийской тележкой и сказителем. Позади следует человек, несущий символическую пальмовую ветвь победителя.

Теперь появляются рабы, несущие шлемы и мечи - снаряжение гладиаторов. Оно будет использоваться на поединках, хотя многое, возможно, выносится лишь для парада.

Наконец, выходят сами гладиаторы. Публика беснуется, приходится затыкать уши из-за шума толпы. На мгновение нас посещает мысль, что и Колизей может рухнуть от криков и топота ног десятков тысяч зрителей. В такие моменты всеобщего возбуждения амфитеатр особенно поражает своей грандиозностью. Но грустно думать, что все это величие было создано исключительно для кровавых зрелищ.

Как не содрогнуться при мысли о том, что за четыре с половиной столетия работы Колизей успел стать местом, где число смертей на единицу площади самое высокое на Земле. Ни в Хиросиме, ни в Нагасаки не было столь высокой концентрации смерти. На этой арене были лишены жизни сотни тысяч людей, а по некоторым оценкам и больше миллиона!

Расчеты просты, их результаты леденят кровь - даже если ограничиться исследуемой нами эпохой. Как мы сказали, восемью годами раньше, в 107 году нашей эры Траян отправил на арену 10 тысяч гладиаторов (почти наверняка из числа военнопленных), а в ходе других игр, продлившихся целых 117 дней, на арене погибло свыше 9800 человек. За два года до того, в 113 году нашей эры всего за три дня в Колизее выступили целых 2400 гладиаторов, правда, мы не знаем, сколько из них погибло… Эти цифры, конечно, относятся к исключительным событиям, но они дают представление о том, сколько людей гибло на арене… И это не считая осужденных на казнь.

Если брать в расчет, что в среднем за месяц умирало 50-100 гладиаторов и осужденных (это очень скромная статистика для такого грандиозного сооружения, но в нее заложены и имевшие место в ходе веков "кризисные" моменты), в общей сложности выходит от 270 тысяч до полумиллиона человек… По мнению некоторых исследователей, эта цифра может быть и чуть ли не в два раза выше.

Из книги Один день в древнем Риме. Повседневная жизнь, тайны и курьезы автора Анджела Альберто

Секс-символы и мастера боя: кто такие гладиаторы Гладиаторы останавливаются, толпа ликует, а они в знак благодарности машут руками. Затем бойцы начинают разминку, делая выпады и демонстрируя мастерство молниеносных ударов. На каждое их движение публика отзывается

Из книги Кто есть кто во всемирной истории автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Вслед за героями книг автора Бродский Борис Ионович

Кто такие гладиаторы Гладиаторская школа была тюрьмой, казармой и учебным заведением.Со всего света пригоняли в Рим десятки тысяч рабов. Самых сильных и рослых отбирали для школ гладиаторов.Здесь их содержали в полутёмных казармах под охраной вооружённых римских

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

Из книги Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций автора Мансурова Татьяна

Гладиаторы: скромники, трезвенники и аскеты Кто из ныне живущих не слышал о гладиаторах? В нашем воображении, подогретом многочисленными историческими (и не очень) книгами и фильмами, они предстают эдакими героями меча, умирающими на потеху кровожадной толпе. Но кем они

Из книги Книга мечей автора Бёртон Ричард Фрэнсис

Глава 12 МЕЧ В ДРЕВНЕМ РИМЕ; ЛЕГИОН И ГЛАДИАТОРЫ Та роль, которую сыграл в истории языческий Рим, имела два аспекта: это была роль завоевателя и роль правителя. Подчиняясь естественному для человека захватническому инстинкту, Рим вынужден был совершенствовать инструмент,

Из книги Государство и революции автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

9. В бой идут молодые… Рубеж 20-х - 30-х годов ознаменовал собой новый этап в жизни эмиграции. Во-первых, сталинские преобразования окончательно похоронили наивные надежды на эволюцию большевизма к демократическим формам. А во-вторых, Америку и Европу охватил мировой

автора

В. Л. Горончаровский АРЕНА И КРОВЬ: Римские гладиаторы между жизнью и смертью Введение Гладиаторы и проводившиеся с их участием игры давно стали неотъемлемой частью расхожих представлений о древнеримской цивилизации. В массовом сознании благодаря многочисленным

Из книги Арена и кровь: Римские гладиаторы между жизнью и смертью автора Горончаровский Владимир Анатольевич

Глава 5 Гладиаторы на «суше» и на «море»: римские амфитеатры и навмахии Для выступлений гладиаторов были предназначены специальные архитектурные сооружения - амфитеатры и навмахии, тип которых сложился далеко не сразу. Первые амфитеатры появились в той области Италии,

Из книги Еврейский смерч или Украинский прикуп в тридцать серебреников автора Ходос Эдуард

Не русские идут, господин Президент, – «ГУССКИЕ» ИДУТ! Русская Нация сегодня в не меньшей опасности, чем Украинская, – приговор ей вынесен тот же и теми же. Поэтому биться в истерике и кричать на каждом политическом углу «Русские идут!» сегодня способны либо недоумки, либо

Из книги Жизнь древнего Рима автора Сергеенко Мария Ефимовна

Глава одиннадцатая. Гладиаторы Гладиаторские игры возникли из тризны, которую устраивали по умершему в убеждении, что он будет радоваться кровавому поединку. У этрусков такой поединок был высокой честью, которую воздавали знатному покойнику; от них этот обычай перешел и

Из книги Римляне, рабы, гладиаторы: Спартак у ворот Рима автора Хефлинг Хельмут

Гладиаторы. от жертвоприношений к официальным кровавым представлениям Император Август - устроитель развлекательной резниГладиаторы, фехтовальные школы, зрелищные бои - что было связано со всем этим в древнем Риме?«Трижды я давал гладиаторские игры от своего имени и 5

Из книги Накануне автора Кузнецов Николай Герасимович

Идут «игреки» Я был первым советским представителем, посетившим север Испании. Отсюда мне надо было при первой возможности выбраться в Мадрид, чтобы рассказать нашим товарищам, какова обстановка. Снова возвратился в Сантандер, откуда должен был идти на Мадрид самолет.

Из книги История боевого фехтования: Развитие тактики ближнего боя от древности до начала XIX века автора

Из книги История боевого фехтования автора Тараторин Валентин Вадимович

10. ГЛАДИАТОРЫ Гладиаторские игры - пожалуй, самое чудовищное порождение нравов римского общества. Римляне заставляли военнопленных или преступников убивать друг друга на арене и, наблюдая за этим, испытывали искреннее удовольствие. Однако, вместе с тем, гладиаторские

Из книги Екатерина II и ее мир: Статьи разных лет автора Гриффитс Дэвид

Русские идут, русские идут! А может, и нет… Попытка Великобритании заручиться военной помощью России в начале американской Войны за независимость общеизвестна. Считая Россию естественной союзницей Великобритании и полагая, что Екатерина II должна быть признательна за



  • Разделы сайта