Влияние игры чиж на организм человека. Старые русские игры. Необходимые мероприятия для игры

Для игры требуется «чижик» - круглая палочка длиной 10-15 см и диаметром 2-3 см, заостренная с обоих концов, а также лапта- дощечка длиной 60-80 см, один конец которой обтесан, чтобы было удобнее держать в руке.

На площадке чертят квадрат 0,5-1,0 м (чем больше площадка, тем больше квадрат). На середину квадрата (дома) кладут «чижик».

Один игрок - бьющий, остальные - ловчие, которые отходят к краю площадки и встают в цепочку по одному, договорившись, кто за кем будет ловить «чижик».

Бьющий ударяет ребром лапты по концу чижика, заставляет его взлететь в воздух, а вторым ударом старается отбить его подальше в поле. Ловчий старается поймать «чижик». Если это ему удается, то он получает одно очко и право быть бьющим, а прежний бьющий становится в цепочку последним. Если же ловчий не поймает «чижик», то он должен с места его падения забросить «чижик» в дом, а бьющий отбивает его лаптой.

Если ловчий забросит «чижик» в дом, то получает одно очко, если нет, то бьющий опять подбивает «чижик» и отбивает его в поле, а ловчий опять ловит.

Это игра на очки: надо набрать 20, 40, 60 или больше очков (по предварительной договоренности). Тот, кто набрал нужное количество очков, заканчивает игру и ждет окончания партии. В следующей партии он будет бьющим, а ребята, закончившие игру следом за ним, занимают в том же порядке места в цепочке ловчих.

Правила игры

1. Бьющий получает очки, если: удачно подбил и отбил «чижик» - 2 очка, удачно отбил «чижик», брошенный в дом,- 2 очка. Бьющий не смог выбить «чижик» из дома, он получает 1 штрафное очко. Три таких штрафных очка подряд - и бьющий становится последним в цепочке ловчих.

2. Ловчий точно забросил «чижик» в дом - 1 очко. Если ловчий 3 раза не смог забросить «чижик», он наказывается штрафным очком и становится последним в цепочке ловчих. Если «чижик», брошенный ловчим, отбит лаптой, это не считается ошибкой ловчего.

Возможен вариант игры - «Кутерьма», когда каждый пятый удар бьющего - «аврал». Все ловчие получают право поймать «чижик».

Кто поймает, тот и бьющий. Остальные снова все ловчие. Но бывший бьющий становится в цепочке первым.

По материалам книги Н. Гуреева "Активный отдых" (М., "Советский спорт", 1991)

Новое – это хорошо забытое старое, известная истина. Незаслуженно забытые старые игры, в которые играли наши дедушки и бабушки, могут быть не менее увлекательными, чем современные компьютерные стратегии и «экшн». Они подарят вам спортивный азарт, возможность проявить ловкость и смекалку в реальной жизни, а не на экране монитора. Кроме того, у вас есть заманчивая перспектива стать чемпионом двора по городкам или бабкам!

Освойте старые игры и предложите их своим друзьям. Удачи вам!

Чиж

Понадобятся чиж и две палки. Чиж – это короткая палочка с заостренными концами. На земле чертят круг диаметром в 1 м – кон, в центре кладут чиж и определяют поле, куда следует направлять полет чижа.

Играют двое. Один из играющих (метальщик) ударяет палкой по заостренному концу чижа, стараясь выбить его в поле (можно сначала подбросить его вверх, а потом вторым или третьим ударом выбить подальше). В случае промаха или если чиж ляжет слишком близко от кона (на расстоянии меньшем, чем длина палки) метальщик может повторить удар, но после третьего промаха меняется с водящим ролями. Второй игрок – водящий – старается поймать чиж на лету или задержать его палкой и с того места, куда упадет чиж, ударом палки забросить его обратно в кон. Метальщик препятствует этому, стараясь отбить чиж и снова направить его в поле.

Если чиж попадет в круг или водящий поймает его на лету, игроки меняются ролями.

Горелки

Участники становятся парами, держась за руки, друг за другом – образуют колонну.

Впереди колонны – водящий. По команде водящего последняя пара разъединяет руки и бежит вперед: один по правую, другой по левую сторону колонны.

Задача игроков – увернуться от водящего и успеть взяться за руки. Если водящему удается поймать одного из игроков, то он вместе с пойманным становится первой парой колонны. Если игроки сумеют перехитрить водящего и взяться за руки – они становятся в голову колонны, а водящий начинает игру сначала.

Штандер

Названный игрок ловит мяч на лету или поднимает его с земли и старается попасть им в кого-либо из разбегающихся в стороны остальных игроков. Поймав мяч на лету, игрок имеет право крикнуть: «Штандер!» Тогда все участники должны замереть, а игрок с мячом может спокойно прицелиться и запятнать мячом любого.

Пойманный в воздухе мяч дает также право сразу бросить мяч вверх и выкрикнуть имя кого-либо из играющих.

Если тот, кого пытались запятнать, сумеет поймать брошенный в него мяч, он получает право запятнать им другого игрока. Запятнанный выбывает из игры.

Правила игры разрешают замиравшим игрокам, в которых целятся мячом, приседать, уклоняться от мяча, но сходить с места они не имеют права.

Рыбки

Игра напоминает салки, но у нее есть интересная особенность. Участники игры привязывают к поясу полутораметровую нитку с короткой палочкой (рыбкой) на конце. Задача играющих – наловить побольше рыбок, т. е. оборвать побольше волочащихся по земле палочек, наступая на них и, сохранить свою. Игрок, потерявший рыбку, выбывает из игры.

Побеждает тот, кто сумел собрать большее количество рыбок, сохранив свою.

Игра в классики

С наступлением весны, как только сходит с асфальта снег, во дворах и на детских площадках появляются классики. Вспомним некоторые варианты этой старой игры.

На асфальте мелом расчерчиваем (понадобится мел) прямоугольник шириной 1,5 м и длиной 2,5 м. Прямоугольник можно расчертить разными способами.

Участники игры определяют очередность по договору или жребием. Первый играющий становится перед классиками и бросает в первый прямоугольник (1 класс) плоскую круглую биту (бита может быть выточена из бруска железа, можно использовать обычную жестяную коробочку из-под леденцов и т. д.). Затем прыгает на одной ноге в класс и ударом ноги выбивает биту в следующий класс.

Таким образом можно пройти все классы. Можно добавить к прямоугольникам полукруг или другую фигуру (дом, рай, огонь), в которой по условию можно будет встать на обе ноги (например, дом или рай), или напротив, перепрыгнуть ее, не оставляя в ней биту (огонь).

Если бита улетела не в тот класс или игрок наступил на черту, он уступает место следующему игроку. Играя в классики, можно добавлять и придумывать новые правила, способы прыжков, очертания самих классиков.

Бабки

Старая русская игра, напоминающая городки. В старые времена бабки делали из надкопытного сустава домашнего животного, остающегося после варки студня. Биток – самую крупную бабку – заливали изнутри свинцом и использовали в игре как биту.

В наше время костяные бабки можно с успехом заменить небольшими деревянными чурками, а для битка выбрать чурку потяжелее. Бабки ставят на линию кона и выбивают с расстояния 3–5 м.

Играющие делятся на две команды. Перед каждой командой за линией кона в определенной последовательности расставляют бабки – не менее 10 штук. Участники команд стремятся сбить поставленные бабки меньшим количеством бросков.

Для каждой последовательности существуют свои правила: «забор» ставят вдоль линии кона, «гусек» в два ряда перпендикулярно ей. «Забор» можно сбивать с любого конца, но не более двух бабок за один бросок. «Гусек» начинают сбивать с последней от коновой линии пары бабок. Если за один бросок сбито более двух бабок или бабки выбиты не подряд, их ставят на место. Игроки бросают биток по очереди. Побеждает команда, первой выбившая все бабки с кона.

Казаки-разбойники

Некогда очень популярная среди детей дворовая игра. Предварительно играющим надо обговорить границы, в которых можно перемещаться, прятаться – двор, квартал, микрорайон. Затем играющие разбиваются на команды, одна из которых – казаки, а другая – разбойники.

Разбойники разбегаются прятаться, а казаки находят и отмечают место для темницы, куда будут отводить пойманных разбойников. Темницей может быть лавочка, угол двора, песочница или просто место под деревом.

Казаки будут охранять темницу, поэтому она должна быть не слишком большой, но и не тесной. Если игра происходит на сравнительно большом пространстве, разбойники должны помечать свой путь нечастыми метками-стрелками мелом на асфальте.

Казаки выходят на поиск и ловят разбойников. Их задача – найти, догнать, запятнать и отвести в темницу разбойников. Казак отводит разбойника в темницу, держа его за руку или рукав. Пойманный и запятнанный разбойник не должен по правилам игры вырываться. Но если казак случайно разжал руку, разбойник может убежать. Разбойники могут выручать своих товарищей по дороге в темницу – неожиданно подбежать и осалить казака – тогда казак должен отпустить пленного, и оба разбойника убегают. Казак, в свою очередь, может первым запятнать разбойника, пытавшегося освободить пленного. Если ему это удастся, то он приведет уже двух пленных.

Кроме того, разбойники могут освобождать своих товарищей из темницы. Но для этого им надо, миновав сторожа, запятнать самого пленного в темнице. Сторож в это время может запятнать самих освободителей. Для ловли разбойников и охраны, пленных можно разбиться на пары или на группы – это усложнит игру.

Игра заканчивается, когда все разбойники пойманы и находятся в темнице. После этого казаки и разбойники могут поменяться ролями.

Городки

Для игры нужно подготовить биты и рюхи, можно купить (они бывают деревянные и пластиковые). Рюхи изготавливают из круглых деревянных брусков 5 см диаметром, 15 см длиной. Длина бит – 80 см, диаметр – 5 см. Для каждой команды на земле размечают линии кона, пол кона и городов. Участвуют две команды. Играть можно и с меньшим количеством участников – 2–3 человека.

Задача игроков – меньшим количеством ударов выбить из своего города наибольшее количество фигур, в которых сложены рюхи. Каждая фигура состоит из пяти рюх. Всего их 15. 1 – пушка, 2 – звезда, 3 – колодец, 4 – артиллерия, 5 – пулеметное гнездо, 6 – часовые, 7 – тир, 8 – вилка, 9 – стрела, 10 – коленчатый вал, 11 – ракетка, 12 – рак, 13 – серп, 14 – самолет, 15 – письмо. Для начала можно использовать заранее оговоренное число фигур – 3 или 5 для младших игроков,10 – для ребят постарше. После тренировок можно переходить на полный набор фигур.

В городках, как правило, фигуры устанавливают и выбивают в той же последовательности, в какой они пронумерованы. Все фигуры устанавливают на передней линии города. Каждая команда получает по жребию правый или левый город. Каждому игроку дается по две биты для двух бросков по фигурам.

Сначала метают биты все участники одной команды, затем другой. Рюха считается выбитой, если она полностью вылетела за линию кона. Если же она легла на черту или откатилась в пригород, ее продолжают выбивать. Удар не засчитывается, если игрок заступает за линию кона или пол кона. Первый удар всегда делается с кона. Если игрок не промазал и выбил какое-либо количество рюх из установленной фигуры, следующий удар он наносит с пол кона. Следующий игрок тоже начинает броски биты с кона, при успешном попадании переходит на пол кона. Команда, затратившая на все фигуры меньшее количество бит, получает очко.

Периодов в игре обычно несколько, игроки договариваются об их количестве заранее. Побеждает команда, набравшая большее количеством очков.

Смотрите обзор набора для игры в городки , там также показаны способы расстановки (с названиями).

психологические упражнения для тренингов

Игра «Чижик»

В центре площадки чертят круг диаметром 70-80 см, в середине которого делают небольшое углубление. Туда кладут чижик – небольшую прямоугольную палку с тупо заточенными концами. Три стороны – грани палки – отмечают числами 1, 2, 3, а четвертую – 10. Количество играющих – от шести до десяти детей. Игру начинает ребенок, получивший право играть первым согласно жеребьевке. Он держит в руке плоскую доску с ручкой – чиликапет. Длина чиликапета 40 см, ширина 10 см. Игрок старается так ударить чилика-петом по выступающему концу чижика, лежащего в углублении круга, чтобы успеть при отскакивании его от земли нанести второй удар и отбросить чижик по возможности дальше от круга.

Если игроки другой команды поймают чижик в воздухе, то начинают игру сами. Если же не поймают, то игрок, к которому ближе всех упал чижик, бросает его обратно, стараясь попасть в круг. В том случае, если чижик не долетит до круга, все игроки подходят к нему, чтобы уточнить, какой стороной вверх он лежит: если стороной, обозначенной цифрой 10, то за игроком противоположной команды сохраняется право бросить чижик в круг; если же чижик лежит вверх стороной, отмеченной любым другим числом, то игрок команды, начавший игру, отбрасывает чижик дальше от круга. Каждый удар чиликапетом по отлетевшему от земли чижику засчитывается команде как очко.

Правила игры . Игру начинают, выбивая чижик из круга. Дети заранее договариваются, сколько очков должен набрать каждый игрок (или каждая команда). В течение игры очки сохраняются и прибавляются до обусловленного числа.

армянская народная игра


22.05.2010
прикольная детская игра, не то, что сейчас дети сидят в компах типа "Контрстрайк" и тому подобное.................
01.07.2010
Ася
Прикольненько,буду играть. мне 11
05.02.2011
Васёк
игра моего детства
05.02.2011
Васёк
детства* мне 23, игра супер спору нет, из за неё только в школу и ходил)
23.03.2011
Василий
Чертят не круг, а квадрат примерно метр на метр. Чижик - это не палка, а небольшой деревянный брусок с правильным квадратным профилем. С обоих концов он заточен навроде карандаша. Играющий кладет чижика в квадрат и бьет плоской битой по его краю, так чтобы, когда он подскочит, ударить его битой как можно сильней. На каждой стороне чижика вырезаны цифры от 1 до 4. Они указываюь на то, за сколько попыток водящий, находящийся за пределами квадрата, имеет право вбросик чижик в квадрат. Играющий находится в квадрате и при помощи биты (другим способом касаться чижика он не имеет право)пытается его отбивать, как можно дальше. При этом он может покидать квадрат, но, если водящий в это время сможет в него заскочить, то игрок сам становится водящим.
Тактика такая: если водящий имеет несколько попыток, то он пытается подбросить чижик, как можно ближе к квадрату, а после с максимально близкого растояния вбрасывает его в квадрат. Игрок, стоящий в квадрате, защищает его с помощью биты, но, когда водящему удается приземлить чижик внутри квадрата, то водящим становится игрок, не сумувший защитить квадрат.
Так играют в чижика.

23.04.2011
виктор
Игра просто класс,все детство в нее играли,спасибо Василию,напомнил правила,буду учить сына.Вопрос как считать набранные очки,я забыл,годы.
10.06.2011
Игорь
Да! Игра отличная, надо детвору научить.Ещё в Клёк играли тоже супер
25.07.2011
Сергей
Василий, мы играли несколько по-другому! Числа обозначали СКОЛЬКО ПОПЫТОК у ИГРАЮЩЕГО! Т.е. после попытки водящего вбросить чижа в квадрат, выкатывалось число ударов ИГРАЮЩЕГО. Иногда чижа "забивали в другой двор или, хуже того, на улицу - прямо под а/транспорт! Кол-во ударов суммировалось и было определением конца игры... Если ВОДЯЩЕМУ не удавалось реализация своих попыток попасть в квадрат, то он "маялся" - ему нужно забросить чижа в квадрат, защищаемому ИГРАЮЩИМ и стоящим, хотя бы одной ногой в квадрате и отбивающего "чижика" битой.
25.07.2011
Сергей
Да! Ещё дополнение... Водящий мог ловить "чижа" в полёте и это было безусловная смена ИГРАЮЩЕГО и ВОДЯЩЕГО. Причём, хоть во-время игры, хоть во-время "маяты".
25.07.2011
Сергей
И последнее... До скольки играть - это договор меж иргоками: до 20 - 40 - 50 и т.д. Вся математическая состовляющая держалась в голове и была одной из причин ссор, разборок и даже обид... Маленький ценз 20, 30 давал шанс успеть сыграть большему числу желающих. Чем хороша была игра - давала пищу для развития памяти и счёту в уме! Калькуляторов-то не было!)))
03.09.2011
гриша
мне нравется
24.01.2012
леха
Спасибо, Вася! давно хотел вспомнить игру, да все недосуг-теперь дочерей своих научу-все лучше, чем в чатах сидеть!
24.01.2012
леха
Помню как устроились на лето подработать на прополке овощей в совхоз пацанов 5 было и кто-то предложил в чижа партейку...не помню, что-бы мы что-то там пололи, в основном в чижа с 9ти до 5ти играли, битва была еще та- не на жизнь! Хорошо, что в совхозе до нас никакого дела не было, даже мин.зарплату дали.Где там вракрафтам всяким..!
25.03.2012
Роман
я прочитал потому,что мне нужно сделать презентацию о русских играх
08.04.2012
представляете-заострённый Чиж летит со скорость\он не свистит-а фурыкает\и его нужно поймать,я играл с удовольствием-\но мы и с гранатами боевыми играли\-травмоопасно!!!
30.04.2012
Шрам
Помню, в приюте играли в игру эту! Весело было)))
01.06.2012
Мартын
Слишком-слишком-слишком упрощённые правила. Мы играли намного сложнее=дольше и более интересно.
02.06.2012
Николай
Ну-ну, Матын, расскажите ещё какие правила бывают - так хочется детвору заинтересовать, оттащить от компа.
Николай

08.08.2012
Валтасар
На разных этапах отличались запуски чижа: с ямки, на весу с двух рук, подкидыванием с одной руки (бита и чиж в одной руке), с биты (крест-накрест).
08.08.2012
Валтасар
То была другая игра. С недолета-перелета давалась возможность забросить чиж в ямку, ведущий защищал ее битой. Чиж и биты - обычные круглые палки. Очки начислялись с отмеренных битой расстояний от ямки до чижа.
09.10.2012
netopyr
А у нас чижик был круглым, и выбить можно было 1 раз
21.10.2012
ильдар
помню играли в детстве, до вечера целый день играли, супер игра
21.10.2012
ильдар
из за ссор бывало дрались и обижались друг на друга
23.11.2012
миха
хорошо,что нашёл кто обсуждает игру в "№чижика" 1-сначала с квадрата(импровизироного) каждый по концу "чижа"(заострённый параллепипед)бьёт и чем больше (тем лучше)подкидывает,кто больше подкинул,тот начинает первым,второй (кто подкинул меньше) мается.и т.д. Первый бьёт, подкидывает и может как мячик его подкидывать, каждый кидок -10 очков, и в конце -подальше.... мающийся берет "чижик" и кидает в квадрат.если попадает,то его очередь бить с квадрата,если нет то,сколько на чиже лёжа стоит 1,2,3,(10,20,30 очков) то столько,первый и бьет по "чижу" (с подкидыванием) четвертая метка"х" ,мы называли хыка,то мающийся кидает в квадрат.если не попал,то сколько на стороне написано,столько ведущий и бьёт.играли до 300 и вот если у тебя было 280 ,а выпадало 3(т.е.30 очков)то всё сгорало....... Не всё помню,но из квадрата лаптой выкидывали чижа те кто был на финише....Ну про клёк кое-что помню.
03.01.2013
глеб
сейчас эта игра отсутвует у детей.а мы играли всегда. Есть еще одна игра называется
- муха-. Другая игра -клек- Эти игры очень подвижны.

20.01.2013
Антон
Прикольная игра для домашки супер у меня 5+
28.05.2013
КОТ
МЫ ТОЖЕ В ДЕТСТВЕ ИГРАЛИ НО ЧУТЬ ПО ДРУГОМУ, ДАВНО ЭТО БЫЛО 35 ЛЕТ НАЗАД.
18.06.2013
Вячеслав
Базару нет,клёвая игра,только в ЧИЖИКА играли по другому,и как то интересно было
30.06.2013
Лана
мы тоже в детстве играли,но вот не могу сейчас правила вспомнить.Только помню, что чижа сбивали с кирпичей.
05.01.2014
Филя
Играл в эту игру:) Х- на "Чижике" мы называли "Хрыч" (Волгоградская обл.). Если чиж падал на "хрыча вверху" - это был ноль или набранные очки сгорали.... правила разнились. "Чижа" можно было набивать, лаптой, как футболист ногою мячик, каждый отбой - десять очков. Соперник стремился в это время и вообще, поймать "чижа", чтобы сгорели очки... Надо выстрогать чижика, да позабавиться. Кстати, лапта была плоская с эргономичной:) ручкой. Бейсбол, да и только. Жаль в Олимпийские не вошёл, а то бы наша команда всех порвала!:)
01.04.2014
Кирилл
Мне 13. И я тоже люблю играть и в лапту, и в чижа. Но правила у нас немного другие.
21.05.2014
Асан
а сейчас у детей компьютеры и м дела нет до этих игр. помню выходили толпами чтоб поиграть в такие игры и часто вспоминаем с друзьями, которые разъехались по разным городам. вот это было настоящее детство, а сейчас детство все проходит виртуальном мире компьютерной техники.
15.07.2014
данила
я очень люблю играть в чижа.сказать по правде научился только сегодня.
03.05.2017
егор
спасибо большое я уже научился играть в земли и сейчас в чижа 8-12 сантиметров, диаметром в два-три сантиметра, оба конца которой срезаются на конус. Битка - палка с плоским концом в виде лопатки. Ее длина 60-80 сантиметров.
Место для игры готовят так. На поляне или площадке вычерчивают квадрат - это "дом". В центре "дома " на кону сидит "чижик ". "Дом " чертят ближе к краю площадки, чтобы перед "домом " было больше простора для игры. Размер "дома " на просторной площадке - один квадратный метр, если площадка небольшая - 50x50 сантиметров.
В центре "дома" небольшая черта - это и есть кон.
По договоренности, "чижик " в кон можно посадить так, чтобы "хвост " - один заостренный край - был приподнят несколько над землей. Для этого на кон можно положить камешек.
Играют в "Чижик " обычно группой в 8-10 человек. Из числа играющих выбирают судью. Это должен быть наиболее опытный и справедливый игрок . Он следит за выполнением правил, ведет подсчет очков.
По жребию один из играющих становится бьющим , он начинает игру . Остальные - ловчие, полевые игроки. Бьющий занимает место в "доме ". Ловчие отходят к противоположному краю поля и здесь становятся в цепочку, один за другим, заранее договорившись об очередности, кто за кем будет ловить "чижика ". Сигнал - игра началась. Бьющий ударяет по заостренному концу "чижика ". "Чижик " взлетает в воздух, и тут бьющий должен суметь вторым ударом по взлетевшему "чижику " послать его далеко в поле (за такой двойной удар он получает два очка!). Задача ловчего - поймать "чижика " на лету. При удаче он выигрывает одно очко и право занять в "доме" место бьющего. А бьющий в этом случае становится полевым игроком - ловчим , он переходит в цепочку игроков и становится позади ждущих своей очереди ловить.
Но это при большой удаче и сноровке ловчего. Если "чижик " не пойман, ловчий поднимает его с земли и с того места, где он упал, должен забросить "чижика " в "дом ". При этом бьющий может на лету отбить биткой "чижика " обратно в поле (и за это получит еще два очка). Если ловчий не поймал "чижика " и не сумел забросить его в "дом", бьющий продолжает игру. Он может поднять "чижика ", посадить его в "дом " на кон, но можно погнать в поле с того места, куда его бросил ловчий.
Состязание между бьющими и ловчими идет до тех пор , пока бьющий, не совершив ошибки, наберет установленное количество очков (об этом договариваются перед игрой, это может быть число 20, 40, 60) или пока ловчий не поймает "чижика " на лету и не займет в "доме " место бьющего. Тогда бьющий становится ловчим, уходит в цепочку полевых игроков и ждет своей очереди играть, чтобы набрать нужное количество очков.
Тот, кто набрал установленное количество очков , заканчивает игру и ждет следующей партии. Партия заканчивается, когда все, кроме последнего, набрали нужное для победы количество очков. Причем первый победитель становится в следующей партии уже без жребия первым бьющим, остальные игроки - ловчие - занимают места в цепочке по порядку очередности завоеванной победы. А тот, кто проиграл, становится в цепочку ловчих последним или выбывает из игры, если уговариваются, что игра идет на выбывание. В этом случае с каждой партией игроков становится все меньше. В последней только два - бьющий и ловчий. Борьба этих двух покажет, кто главный победитель.

Основные правила

  • 1) Больше установленного количества очков бьющий набрать не имеет права. Набрав оговоренное максимальное количество очков, он выходит из игры, предоставляя остальным возможность состязаться дальше; в этом случае место в "доме" и роль бьющего занимает ловчий, который стоит в цепочке на очереди первым.
  • 2) Если бьющий отогнал "чижика " дальше, чем на 10 метров от "дома ", ловчий может сократить это расстояние, сделав три-четыре шага к "дому " от того места, где упал "чижик " (на сколько шагов ловчий может приблизиться к "дому ", игроки договариваются заранее); чтобы не было споров во время игры, лучше сделать в поле 10-метровую отметку.
  • 3) Очки начисляются бьющему за удачный двойной удар (одним ударом подбил с земли "чижик " и вторым - на лету послал в поле) - два очка; отбил на лету "чижик ", брошенный ловчим в "дом ", - два очка.
  • 4) Если бьющий промахнулся, ударил неумело, не смог выбить "чижик " из "дома " или выбил его меньше чем на три метра - штрафное очко. Три штрафных очка подряд - и неудачливый бьющий выходит из игры или становится последним в очередь ловчих.
  • 5) Если ловчий поймал "чижик " на лету - два очка и роль бьющего; ловчий точно забросил "чижик " в "дом " - одно очко; ловчий три раза подряд не смог забросить "чижик " в "дом" - штрафное очко; четвертый раз подряд не забросил "чижик " в "дом " - объявляется штрафным игроком, - он либо выбывает из игры и ждет следующей партии, либо становится последним в цепочке ловчих. Если "чижик ", брошенный ловчим в "дом", отбит на лету, это ошибкой ловчего не считается.
Есть еще одно условие, о котором можно уговориться заранее . Это забавный, веселый вариант - "кутерьма ".
Договариваются : каждый пятый подряд удар бьющего - аврал. Полевые игроки - ловчие - рассыпаются по всему полю, все получают право ловить "чижик ". Кто поймает - тот и бьющий. Остальные - снова все ловчие. Но в этом случае побежденный в "кутерьме " бьющий становится в цепочку полевых игроков не последним, а первым. А тот, кто был ловчим в аврале, остается в поле.

Воспоминания далёкого, счастливого детства… Запах пирожков из школьного буфета, волнующие чувства от улыбки одноклассницы, бесшабашные выходки зелёной юности, туповатые анекдоты и «самопальные» песенки с сомнительной рифмой и под ненастроенную гитару, первые неудачи и радости, взрывные эмоции по поводу и без, и конечно же переменки между уроками. Десять минут, не «весящие» в сегодняшней, взрослой жизни почти ничего, тогда настолько наполнялись событиями и приключениями, что ощущались, как достаточно солидный временной период, за который могло произойти столько всего!

Спринтерский рывок к ближайшему со школой пустырю, скандальное до драки распределение участков территории, заготовка нехитрой игровой атрибутики и собственно сама игра. «Чижик».

Играющих должно быть двое, но некоторое усложнение правил игры допускало возможность схватки пара на пару, или даже три на три. Для игры необходимы были две палки разных размеров. Длинная — размерами с предплечье, и короткая — с ладонь. В земле выкапывалась небольшая лунка, на которую укладывалась маленькая палочка (чижик) так, чтобы концом большой палки (биты) можно было подцепить чижика и метнуть его как можно дальше. Второй играющий старался поймать летящего чижа, не допустив его падения на землю. Если же таковое произошло, то метающий укладывал биту на то место, где недавно лежал чижик, то есть на лунку, а ловец отчерчивал точку падения чижика чертой, становился за эту черту и броском своего игрового снаряда пытался попасть в биту. Удачным считалось попадение, при котором фиксировалось касание одной палки об другую. Если ему это удавалось, то играющие менялись местами и всё начиналось сначала. То же происходило и в случае, когда ловцу удавалось поймать чижика на лету, но тогда, кроме места метателя ему ещё начислялась определённая, заранее оговорённая играющими сумма очков. Как правило это была сотня. В случае же когда ловец «лоханул» и не смог ни поймать чижа, ни сбить им биту, начинался второй этап игры.

Метатель становился над лункой, брал биту в правую руку (если он не левша), чижика в левую. Подбросив чуток чижа бил по нему битой. Ни в коем случае нельзя было производить удар с руки! Это сразу же вело к тому, что игроки менялись ролями. Ловец снова должен был поймать чижика и в случае удачи ему начислялось уже 500 очков, и доставалась всё та же роль метателя. Касание чижа земли означало очередную неудачу для ловца и необходимость опять отчерчивать место падения и выполнять упражнение на точность. На этот раз нужно было попасть чижиком в метателя. Метатель же в свою очередь должен был отбить битой летящего в него чижика как можно дальше от лунки. Если чижик попадал в метателя, либо был отбит на расстояние меньшее, чем длина биты, то происходил обмен функциями между игроками. Но при удачном попадении в крутящуюся на лету палку, когда она улетала на приличное расстояние от лунки, метатель отмерял по прямой расстояние от лунки до чижа, используя при этом биту как измерительный прибор, и начислял в свой актив количество таких отрезков. Одна бита — десять очков. После этого игра возобновлялась в тех же ролях и велась до определённого, договорённого заранее «потолка». Выигрывал тот, кому удавалось первому добраться до заветного числа очков на своём счету. Если этому процессу не мешал звонок на урок, конечно.

В игру эту играли только мальчишки. Девочки обычно собирались на асфальтированной площадке ближе к зданию школы, разлиновывали меловые квадраты и играли в классики.

Как давно это было! Во времена, когда не знали ни тетрисов, ни компьютеров, ни мобильных телефонов, детвора находила себе более здоровые и полезные игры, развивающие физическую форму, ловкость, точность, реакцию… А сколько азарта они давали! Визг и крики на переменах стояли такие, что иногда даже и звонка не было слышно. Момент начала нового урока играющие определяли только по стайке бегущих на крылечко девчонок.

Ностальгия по тем временам приятна и душещипательна.



  • Разделы сайта