Виктор коновалов биография

The fall and rise of Alex Zanardi is one of motor sport"s most heartening stories of the nineties. Sadly, there was to be no happy ending, as a cruel epilogue found the Italian all but crushed after a nightmare return to Grand Prix racing with Williams in 1999 which yielded not a single points finish, having gloried in three seasons of almost unbroken success racing for Chip Ganassi in the CART series.

The first chapter in the career of this untypically quiet and unassuming Italian began with seven seasons spent racing karts before he contested the national Formula 3 series in 1988. His promise shone through the following year but his Racing for Italy Ralt RT33 was handicapped when a change to unleaded fuel in mid-season hobbled his Toyota engine and his results inevitably suffered. However, switching to a Dallara chassis in 1990, Alessandro finished second in the championship just three points adrift of Roberto Colciago, winning two of the series" 12 rounds.

Having made an inauspicious debut in F3000 at the tail-end of the 1989 season, nothing much was expected of Zanardi when he took his place in the new II Barone Rampante team for the start of the 1991 campaign. Extensive pre-season testing gave the Italian an early advantage, but despite victories at Vallelunga and Mugello he eventually lost the championship to the more consistent finishing record of Christian Fittipaldi. Not that it really mattered, for by this time Zanardi had been chosen to fill the Jordan seat vacated by Michael Schumacher for the final three races of the season. His hopes of a place in the Tyrrell line-up for 1992 were dashed when the team opted for de Cesaris, but he secured a testing contract with Benetton and ultimately made three unhappy appearances for Minardi in place of his former F3000 adversary Fittipaldi, who had injured his back.

Alessandro was offered a chance to prove himself in 1993 when Mika H?kkinen left Lotus for McLaren, and Peter Collins was to be pleased with the Italian"s early form. He drove a storming race at Monaco, where he was unlucky to miss the points, and his contribution to the development of the team"s highly complex active suspension programme drew warm praise, but his season came to a premature end after an extremely violent 150 mph accident at Spa"s notorious Eau Rouge which finished with his car destroyed and Zanardi in hospital with severe concussion. While he recovered from this shaking, he was rested in favour of Pedro Lamy for the remaining Grands Prix. The Portuguese hot-shot retained the ride for the 1994 season, although Zanardi was kept on in the role of test driver. As fate would have it, Lamy was subsequently badly injured in a testing accident at Silverstone, putting Alessandro back in for the balance of a dispiriting season as the once great Team Lotus heaved its dying breath.

Zanardi was forced to sit out the 1995 season, save for an occasional Lotus GT drive, but at the end of the year he secured a deal to compete in the Indy Car series with Target/Chip Ganassi Racing after glowing recommendations from Adrian Reynard and Rick Gorne. Alex adapted to CART in sensational manner. The brilliant Italian won 15 races from his 51 starts and claimed successive PPG Cup championships in 1997 and 1998. It is all the more perplexing, therefore, that, thus far, he has been unable to translate his considerable skills to any telling effect in a Formula 1 car. At the time of writing his place at Williams seems under threat, but if he keeps his seat perhaps a revitalised figure will reappear. Certainly no one would begrudge him another chance.

(c) "Who is Who" by Steve Small, 2000

«Я остался в живых вопреки всему. С точки зрения медицины, у меня не было шансов. Доктора были уверены, что перенести подобные травмы невозможно. Поэтому то, через что я прошел, и то, что сейчас я сижу здесь, – нельзя считать чем-то само собой разумеющимся. Это фантастика».

Такими словами Алессандро Дзанарди можно начинать любую историю, в которой человек, балансирующий на грани жизни и смерти, остается в живых, своим примером доказывая, что жестокие испытания даются ему, дабы обрести нового себя.

В 2001 году известный всему миру итальянский гонщик едва не лишился жизни в страшной аварии на одном из этапов гоночной серии CART–на трассе Lausitz. Алекс, как его стали называть после того, как он впервые ушел из Формулы-1 в американский автоспорт, остался жив, но потерял обе ноги, что практически поставило крест не только на его гоночной карьере, но и на его жизни. Но Дзанарди удивил весь мир. Лишившись ног, он будто обрел крылья…

Жизнь до: Формула-1 и чемпионский дубль в CART

В Формулу-1 24-летний итальянский гонщик попал точно так же, как тремя этапами ранее это сделал Михаэль Шумахер. Дзанарди, к тому моменту успешно выступающий в Формуле-3000, получил предложение заменить в команде Jordan «бунтаря» Бертрана Гашо, который получил тюремный срок за разборки с таксистом. Конечно, Алекс согласился на предложение Эдди Джордана, но его дебют на Гран-при Испании не был столь ярким, как у его предшественника. До конца сезона-1991 оставалось всего три этапа, и дважды Алессандро сумел финишировать на девятой позиции (Испания и Австралия), после чего получил должность тест-пилота в команде Minardi, где на особые успехи рассчитывать не приходилось.

В межсезонье итальянец провел тесты с Benetton, но подписал контракт с фактически умирающей командой Lotus, где, не смотря на нестабильный болид, сумел завоевать свой первый и, как оказалось позже, единственный балл в королевских автогонках на этапе в Бразилии-1993. В том заезде финиш не увидела большая часть пелотона, из которой как минимум несколько гонщиков могли уверенно обойти Алекса. Но благодаря их неудачам Дзанарди с 15-й стартовой позиции прорвался в зачетную шестерку. В оставшийся период сезона пилот из Болоньи лишь однажды приблизился к очковой зоне, но катастрофа, произошедшая с ним на Гран-при Бельгии, уже тогда едва не поставила крест на карьере Алекса.

На тренировке перед стартом этапа в Спа Алессандро попал в страшную аварию в легендарном повороте Eau Rouge. От болида гонщика остался только монокок, а вылетевший в том же месте Айртон Сенна с ужасом наблюдал за тем, как гонщика долго извлекали из болида. Дзанарди выбыл из Больших Призов на целых восемь этапов, вернувшись лишь к пятой гонке следующего сезона. Но, к сожалению, эта авария не была самой драматической в карьере итальянского пилота…

Возвращение в уже полностью неконкурентоспособный (а в конце сезона – обанкротившийся) Lotus с новым двигателем Mugen Honda не позволило Алексу претендовать на лавры победителя. Не сумев найти команду для выступлений в следующем сезоне, Дзанарди решил покинуть Формулу-1, и попробовать силы в заокеанских чемпионатах.

В 1996-м Алекс (именно американцы сократили имя Алессандро до привычного им – Алекс) дебютировал в чемпионате PPG IndyCar World Series. Сильная команда Chip Ganassi Racing под управлением Чипа Гэннэси позволила итальянцу продемонстрировать весь свой талант. То, что не получилось у Алекса в Формуле-1, где ему очень часто не везло, он сполна реализовал в США. В дебютном сезоне Алекс с напарником Джимми Вассером завоевали 10 поул-позиций и семь побед. Джимми стал чемпионом, а Алекс занял третье место и получил полностью заслуженное звание «Новичок года». К слову, в том сезоне Дзанарди набрал одинаковое количество баллов с Майклом Андретти из команды Newman/HaasRacing, уступив ему лишь по дополнительным показателям.

Уже в следующем году итальянец взял семь подиумов, четыре из которых оказались победными. Это позволило ему стать чемпионом серии CARTи опередить ближайшего конкурента Жиля де Феррана на 33 пункта. Алекс не собирался останавливаться, и в 1998-м повторил свое достижение, но уже заполучив семь побед и 15 подиумов. Его преимущество над ближайшим соперником в борьбе за титул в конце сезона составило почти 120 баллов. Этим соперником был его напарник по команде Джимми Вассер, которого Алекс легко оставил позади.

Успех в заокеанских гонках не остался незамеченным. Талант Алессандро, который так и не раскрылся в Формуле-1, привлек внимание Фрэнка Уильямса, ранее пригласившего из США Жака Вильнева. Глава Williams решил выменять Алекса Дзанарди у Ganassi на тест-пилота команды Хуана-Пабло Монтойю. Стороны достигли соглашения, и Алекс, насытившись победами, вернулся в Большой Цирк, дабы вновь испытать себя в королевских автогонках. Безусловно, Дзанарди ожидал, что Williams сможет подарить ему победы, ведь их болид был на голову выше всех тех, на которых ранее гонялся итальянец. Но, в отличие от колумбийца, который легко выиграл американскую серию, дела Алекса в Формуле-1 вновь не заладились (в 16-ти этапах он сошел 10 раз, в восьми случаях – только из-за технических проблем). Его напарник, Ральф Шумахер, выступал гораздо успешней. На три подиума немца и шестое место в личном зачете Дзанарди ответил лучшим финишем на седьмой позиции и 19-м местом в генеральной классификации. В конце сезона Фрэнк досрочно разорвал двухлетний контракт с двукратным чемпионом серии CART, выплатив ему в качестве неустойки четыре миллиона долларов. Безусловно, в Формуле-1 итальянцам везло меньше, чем представителям других национальностей, – и Алессандро не стал исключением из правила.

На сей раз Дзанарди бесповоротно покончил с королевскими гонками. Пять сезонов в Больших Призах, в которых он стартовал 41 раз, но завоевал всего один единственный балл, стали финалом формульной карьеры Алессандро.

Алекс провел целый год без гонок. Ему нужно было время на размышления, которые закончились логическим решением – он вернулся туда, где у него все получалось. В США Дзанарди подписал контракт с командой серии CART Mo Nunn Racing.

Алексу было не так просто вернуться на прежние позиции. Первые три этапа он финишировал далеко за пределами десятки, не попадая даже в топ-20, но на японской трассе Twin Ring Motegiон закончил гонку седьмым, в шаге от подиума завершил заезд в Торонто и попал в топ-10 на треке Chicagoland Speedway. В сезоне-2001 в чемпионате CART дебютировал новейший, открытый лишь годом ранее трек Lausitz в Германии. Гонка должна была состояться 15 сентября, но решение об ее окончательном проведении приняли лишь за несколько дней до старта в связи с событиями в США 11 сентября.

В итоге старт был дан – пилотам предстояло проехать полтысячи километров по новому треку. Алекс Дзанарди, после доброй сотни кругов, сумел захватить лидерство, что было просто невероятным достижением как для него, так и для команды. За 13 кругов до финиша Алекс отправился в боксы, а вернувшись обратно – потерял контроль над автомобилем, который развернуло прямо посреди трассы. На сумасшедшей скорости в болид Дзанарди влетел его теска Алекс Тальяни. Страх и паника охватили всех. Болид Mo Nunn буквально разрубило пополам. Глядя на то, что осталось от автомобиля итальянца, было очень сложно поверить, что гонщик еще жив. Но Алекс не погиб…

Дзанарди потерял критическое количество крови (около 75%), но оперативное вмешательство врачей спасло жизнь гонщику.

Последствия катастрофы оказались плачевными: медики смогли вытащить Алекса с того света, но не сумели спасти его ноги. Когда он пришел в себя, семья сообщила ему эту страшную новость. Все, что тогда ответил Алекс, уместилось в одну короткую фразу: «Главное, что я жив».

За полтора месяца в больнице Берлина Алекс перенес 14 сложнейших операций. Никто не гарантировал, что он сможет выжить, а о гарантиях того, что он продолжит карьеру, речь не шла вовсе.

Жизнь после: новые победы и золото Паралимпиады

«Как только я понял, что жив, я начал строить планы. Я начал учиться ходить. Я падал, но в конце концов сделал это. Дальше я планировал вновь сесть за руль…»

Долгий период реабилитации, который ожидал гонщика, завершился для него возвращением в автоспорт. Это казалось невероятным, но Алекс вернулся. На специально переоборудованном автомобиле Дзанарди, спустя два года, доехал те 13 кругов на треке Lausitz, которые не сумел преодолеть из-за аварии. Люди, собравшиеся на автодроме, стоя аплодировали мужеству итальянца, который, казалось бы, не потерял ноги, а обрел крылья. Алекс сумел показать темп, который мог позволить ему выиграть гонку в 2001-м, после чего в шутку заявил, что это стало возможным, так как «я стал немного легче».

Специальный автомобиль с ручным управлением позволил Алексу полноценно вернуться в гонки. Площадкой для своего кам-бэка итальянец выбрал туринговые чемпионаты, после чего завоевал титул в серии Italian Touring Car Championship (ETCC)и бронзу European Touring Car Cup в 2005-м. В том же году он получил престижную награду Laureus в номинации «Возвращение года».

В 2006-м Алекс дебютировал в WTCC, проведя там четыре сезона, а в 2011-м итальянский гонщик принял решение защищать честь национальной паралимпийской сборной Италии, выбрав наиболее схожий с автоспортом олимпийский вид – гонки на велосипедах с ручным управлением.

Такой велосипед превратился в часть жизни Алекса задолго до того, как гонщик стал частью паралимпийской сборной своей страны. В 2007-м Алессандро занял четвертое место в престижном нью-йоркском марафоне. До старта в заезде Алекс провел всего четыре недели тренировок в новом для себя виде спорта. Позже он принял участие в чемпионате мира по гонкам на велосипедах с ручным управлением, активно ездил во всевозможных марафонах, со второй попытки выиграл марафон в Нью-Йорке и вскоре заявил, что хотел бы защищать честь Италии на Паралимпийских играх в Лондоне-2012.

Два золота и одна серебряная паралимпийская медаль еще больше придали уверенности Алессандро. Казалось бы, после тяжелейшей аварии, ампутации и длительной реабилитации Дзанарди стал еще сильнее. И это действительно так. Жизнь обрела новый смысл.

Не бросив автоспорт, Алексначал подготовку к Паралимпиаде в Рио-2016, где сумел повторить свое достижение: два золота и одно серебро.Будьте уверены: с трибун, мимо которых Алекс проезжал на своем велосипеде, доносились не одинокие возгласы: «Это Дзанарди!» –четырехкратный паралипийский чемпион Дзанарди, ставший примером для всех павших духом людей.

Жизнь Алессандро Дзанарди – прямое свидетельство того, что неприятности, даже самые страшные, нужно принять как шанс начать все заново. Их нужно преодолеть, доказав всем, что ограниченные возможности ни коим образом не ограничивают человека, стремящегося к победам. Сколько бы наград ни выиграл Алекс, одну главную победу он уже завоевал. И пускай за нее не дают медалей и она не идет в зачет ни одного из известных человечеству видов спорта, но эта победа, добытая над самим собой – одна из важнейших в жизни каждого человека.

Дзанарди начал занимался картингом с 13 лет, позднее выступал в итальянской Формуле-3. В 1991 году дебютировал в международном чемпионате Формулы-3000. В дебютном сезоне Алессандро выиграл две гонки и стал вице-чемпионом по итогам чемпионата-1991.

Дебют в Формуле-1

В конце 1991 года Занарди провел две гонки за команду Jordan в Формуле-1, став одним из многочисленных (Михаэль Шумахер, Роберто Морено) сменщиков арестованного за драку Бертрана Гашо. Итальянец не набрал ни одного очка, оба раза финишировав девятым. На следующий год Занарди был тест-пилотом Minardi, и принял участие в трех этапах за неё (вместо травмированного Кристиана Фиттипальди), но в двух из них даже не прошёл квалификацию, а в третьей - сошёл.


На сезон-1993 Алессандро подписал контракт с некогда сильной командой Lotus. Во второй гонке за британский коллектив, итальянец завоевал свое первое (и, как потом оказалось, единственное очко в чемпионате мира), придя шестым в гонке в Бразилии. На Гран-при Бельгии гонщик попал в тяжелую аварию на тренировке, и пропустил окончание сезона. В 1994 году Занарди заменил в составе Lotus получившего тяжёлые травмы Педро Лами (ранее дебютировавшего в Формуле-1 после аварии самого Дзанарди), но выступил неудачно, закончив сезон без единого очка. Lotus окончательно обанкротился зимой 1995. Дзанарди не нашёл себе нового места и покинул чемпионат.

CART

В 1996 году итальянец, благодаря посредничеству конструктора Мориса Нанна, получил место в успешной команде Chip Ganassi Racing серии CART. Дебют Алекса оказался успешным: он стартовал с поула уже во второй гонке и выиграл три гран-при в дебютном сезоне. Дзанарди закончил 1996 год с бронзой чемпионата, поделив по количеству очков второе место с Майклом Андретти и уступив только чемпиону, своему напарнику Джимми Вассеру. Алекс также получил звание «Новичок года».

Следующие два года Занарди доминировал на трассах, уверенно выиграв чемпионаты 1997 и 1998 годов и одержав двенадцать побед. Оба этих сезона он по-прежнему провел в составе конюшни Чипа Ганасси.

Возвращение в Формулу-1

На следующий год чемпиону поступило предложение от Williams. Чип Ганасси и Фрэнк Уильямс совершили своеобразный обмен: Уильямс отпустил в Америку своего тест-пилота Хуана Пабло Монтойю и получил взамен право подписать контракт с Дзанарди. Однако итальянец не оправдал надежд: на трассах Формулы-1 он явно уступал своему партнеру - Ральфу Шумахеру, и опять не набрал ни единого очка. Вдобавок Williams 1999 года, оснащенный двигателями Supertec, был недостаточно быстр и очень ненадежен. Разочарованный сэр Фрэнк разорвал контракт с итальянцем уже после первого года сотрудничества и выплатил ему неустойку. Поскольку Монтойя, ставший к тому времени чемпионом CART, по условиям контракта с Ганасси не мог сразу вернуться в «Формулу», место партнера Ральфа Шумахера в сезоне-2000 занял англичанин Дженсон Баттон .

Возвращение в CART

Дзанарди вернулся на другую сторону Атлантики и подписал контракт с Мо Нанном, к тому времени оставившим пост технического директора Ganassi и основавшим собственную команду. Болиды Mo Nunn Racing, произведенные компанией Reynard, не отличались большой скоростью: в тот год Мо потерял поставщика двигателей в лице Mercedes и вынужден был использовать более слабые Honda.

15 сентября 2001 года в гонке на трассе Лаузитцринг в Германии, Дзанарди попал в тяжелейшую аварию. Выехав на трассу после пит-стопа, Алекс на непрогретой резине слишком рано ускорился и потерял управление болида. Его машину развернуло поперек трассы. В следующую секунду в него врезался болид канадца Алекса Тальяни. Reynard итальянца разрубило пополам. Врачи вынуждены были позднее ампутировать обе ноги до колена. Уже к концу года, правда, Алекс смог ходить, используя специальные протезы.

В 2003 году перед гонкой CART на Лаузитцринге Дзанарди, на специально переоборудованном болиде, проехал оставшиеся с 2001-го года тринадцать кругов своей гонки. Зрители стоя аплодировали мужеству итальянца, ведь показанное им время на круге позволило бы занять ему шестое место на стартовой решетке.

Туринг

Пройдя программу реабилитации, Занарди вернулся к гонкам, используя специально оснащенные ручным управлением автомобили.

Итальянец дебютировал в Чемпионате Европы по автогонкам в классе туринг (ETCC) в 2003 году, а с 2004 начал там постоянные выступления как боевой пилот. В 2005 Алессандро перешёл в WTCC.

В 2006 году Дзанарди провел показательные тесты за рулем болида BMW F1.

Паралимпийские игры

В настоящее время Алессандро готовится к соревнованиям по гонкам на ручных велосипедах на паралимпиаде в Лондоне 2012 где будет представлять Италию. В ноябре 2011 года одержал победу в престижном Нью-Йоркском марафоне в классе ручных велосипедов.

Чтоб ты знал: после аварии на гоночной трассе этот мужчина, которого буквально разорвало пополам, не стал жевать сопли и вернулся в любимый спорт. А спустя 11 лет принял участие в Параолимпийских играх, где стал двукратным чемпионом в классе ручных велосипедов. Ну а теперь чуть подробнее.

Символическое возвращение

Оказалось, что вынудить уйти из любимого спорта Дзанарди не могут никакие обстоятельства. Уже в следующем году он начал ходить на протезах, а в 2003-м символически вернулся в автоспорт: Алессандро проехал оставшиеся после аварии 13 кругов по трассе Лаузитцринг - публика встретила его громкими овациями. Дзанарди показал отличное время, которое, возможно, и подтолкнуло его к идее возродить свою карьеру.

Кузовной спорт

С того же 2003 года Дзанарди начинает выступать в кузовном автоспорте (он использует специальные автомобили, оснащенные ручным управлением) и вплоть до 2009 числится боевым пилотом команды BMW Team Italy-Spain, выступающей в сериях WTCC и ETCC. К слову, в 2005 году Алессандро смог стать чемпионом «Итальянского супертуринга», хотя в 1992 году, будучи молодым и здоровым, он занял лишь 21-ю строчку в личном зачете.

А в 2014-м 48-летний итальянец решил вновь испытать судьбу и вернуться к большим гонкам. Он провел целый сезон в Blancpain Sprint Series, соперничая бок о бок с очень сильными оппонентами, среди которых были и наши: Сергей Афанасьев, Роман Русинов и Алексей Васильев. В личном зачете Дзанарди стал 20-м. Учитывая обстоятельства - нормальный результат.

Параолимпиада

До прошлогоднего возвращения в автоспорт был в судьбе Алессандро и еще один сильный момент. Приостановив карьеру автогонщика в 2009-м, он попробовал свои силы на престижном нью-йоркском марафоне в классе ручных велосипедов, и, одержав победу, изъявил желание поучаствовать в лондонских Параолимпийских играх. И вот итог: два золота на дистанциях 16 км и 64 км и серебро в эстафете. Кроме Параолимпийских игр Алессандро принял участие и в трех чемпионатах мира для людей с ограниченными возможностями, где завоевал 5 золотых и 2 серебряные медали.

Личная жизнь

Алессандро женат, у него есть сын. Наверное, если бы не семья, то вряд ли бы Дзанарди вернулся в автоспорт после столь тяжелой аварии, но поддержка жены и сына помогли итальянцу вернуть многие «доаварийные» радости: «Однажды сын захотел со мной поплавать, как до аварии. Ему было три года, как тут объяснишь, почему я не хочу вываливаться из коляски в бассейн, словно мешок с картошкой. Поэтому я обратился к ортопеду и попросил разработать мне специальные протезы. Нетонущие и чтобы на них можно было бы ходить, как на обычных протезах. Тогда таких не существовало. Мы использовали материалы из автоспорта и специальную пену, которой обычно заполняют топливные баки. В общем, плавал я в них как дельфин».

Алессандро Дзанарди вне спорта

  • В 1999 году компания Honda в честь Дзанарди и его очередного чемпионства в серии CART выпустила автомобиль Acura NSX: Alex Zanardi Edition.
  • Алессандро Дзанарди - командор (читай: кавалер) итальянского ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой».
  • Вне гонок Дзанарди ведет телепередачу на итальянском ТВ, озвучивает мультфильмы и выпускает собственные гоночные карты.
  • Дмитрий Ремизов

    Алекс – один из самых успешных и популярных гонщиков серии CART конца 90-х. За свою продолжительную карьеру ему удалось завоевать 2 чемпионских титула в одной из сильнейших американских серий того времени, вернуться в Формулу-1 после четырехлетнего перерыва и еще выиграть множество гонок в различных кузовных сериях. Но больше всего Дзанарди известен в мире автоспорта благодаря своей невероятной силе воли и преданности любимому делу – он вернулся в автогонки после страшнейшей аварии, в которой ему ампутировали обе ноги…

    Жизнь будущего гонщика началась в Болонье 23 октября 1966 года. Впервые за руль транспортного средства, коим оказался карт, Алекс сел в 13 лет, что по нынешним меркам довольно поздно. В 1988-м Дзанарди дебютирует в итальянской Формуле 3, а через 2 года становится сильнейшим гонщиком серии. Благодаря высоким результатам, в 1991 году Алессандро получает долгожданное повышение и начинает выступать за юниорскую команду Бенеттона — Il Barone Rampante, которая в том сезоне дебютировала в младшей Формуле. В первом и единственном сезоне за Benetton Junior Дзанарди трижды поднимался на верхнюю ступень пьедестала, а в итоговой классификации занял второе место.

    Талантливый гонщик не остался без внимания Формулы старшей и уже в конце 1991-го года Алекс проводит три гоночных уик-энда за команду Эдди Джордана. В следующем сезоне Дзанарди пришлось довольствоваться ролью резервного гонщика в Минарди, где участвовал в трех гран-при вместо травмированного Кристиана Фитипальди, но этого было явно недостаточно для амбициозного итальянца. В межсезонье Алекс тестировал Бенеттон, но тем не менее подписал контракт с более скромным Лотусом, в котором выступал наравне с более опытным Джонни Хербертом. В том же 1993-м Дзанарди набирает свои первые очки, точнее очко, – на гран-при Бразилии. Голодный до высоких результатов Алекс прогрессировал от старта к старту, но многочисленные сходы и проблемы с машиной не позволяли занимать высокие места, да еще вдобавок Дзанарди попал в страшнейшую аварию в Спа, после которой был вынужден пропустить остаток чемпионата и половину следующего.

    Кто бы мог тогда представить себе, что эта авария станет не самой страшной в его карьере.. Вернувшись в Большой Цирк в середине следующего сезона, в руках Алекса была абсолютно неконкурентоспособный автомобиль, который к тому же еще и часто ломался. В результате в сезоне 94 в графе очки напротив фамилии Дзанарди красовался бублик.

    Чувствуя, что в Формуле-1 не совсем все идет так, как хотелось бы, Алекс пробует себя в спортс-карах прежде чем принять решение о переезде в Америку – для участия в популярнейшей серии CART в команде Target, которой руководил Чип Гэннэси. Несмотря на скептицизм гоночного инженера команды Мо Нанна, 1996й, 97й, и 98й года стали самыми успешными в карьере Дзанарди. Всего Алекс побеждал в Америке 12 раз, каждый раз прокручивая после победы «жука»; именно Алессандро ввел моду на большое количество дыма после финиша.

    Сэр Фрэнк Уильямс заполучил в 1999-м году самого сильного новичка Формулы-1. Эта сделка, казалось, была выгодна им обоим: сэр Фрэнк получал сильнейшего гонщика, а Алекс получал сильную машину и возможность доказать всему миру свои амбиции в сильнейшей гоночной серии мира. Но вновь не сложилось. Дзанарди показывал результаты гораздо слабее, чем брат великого чемпиона, а несколько серьезных ошибок только усилили слухи о том, что в команде его скоро заменят. К концу сезона Алекс так и не смог набрать ни одного очка. Этот сезон стал последним в его карьере гонщика Формулы-1, а то памятное 6е место в Бразилии и 1 очко – единственным.

    Дзанарди собирался с мыслями весь 2000-й год,а в 2001-м решил совершить «камбэк» в CART. И это ему удалось. Контракт был подписан с тем самым Мо Нанном, который когда-то не верил в него. 15 сентября должен был состояться этап на автодроме в Лаузитце, но после памятных событий 11-го сентября до последнего момента было неизвестно состоится ли гонка или нет. И гонка состоялась. За 13 кругов до финиша безусловным лидером гонки был Алекс, в голове у него уже крутилась мысль, что «вот она! Победа!» после всех этих провальных гонок. Но после того как Дзанарди выехал из боксов, его машина потеряла управление и оказалась поперек трассы. Алекс Тальяни на скорости 190 миль в час не успел увернуться от неожиданно появившейся на трассе машины. Эта авария, пожалуй, одна из самых страшных в истории автоспорта – кокпит был разорван на две части и в первые секунды после аварии вообще с трудом верилось, что там мог остаться живой человек.

    Благодаря оперативным действиям врачей, Дзанарди удалось спасти несмотря на огромную потерю крови, но обе ноги пришлось ампутировать выше колена, а сам Алекс окзался в коме. Боль после аварии была настолько сильной, что, по своим собственным словам, он не мог поднять голову от подушки, а все тело было в каких-то трубках и датчиках:«на мне было больше телеметрии, чем в машине Формулы-1». Узнав, что у него нет обеих ног, Дзанарди не впал в отчаяние и стал ценить жизнь лишь больше.

    После длителньного курса реабилитации Алекс принимает невероятное решение – вернуться в автогонки, для чего ему были разработаны специальные протезы (размерчик ноги, кстати, был уменьшен с 44го до 36го). Для дебюта (как это не странно звучит) Дзанарди выбрал Чемпионат Европы по автогонкам в классе «Туринг» (ETCC) и в 2004-м году стал боевым пилотом. В следующем году Алессандро перешел в WTCC и одержал свою первую победу в гонках после страшной аварии в Лаузитце. В Лаузитц, кстати, Дзанарди позже вернулся, чтобы проехать те самы злосчастные 13 кругов. А в 2005-м Алекс вновь сел за руль машины Формулы-1, протестирорав BMW.

    Алессандро Дзанарди о своем возвращении в автоспорт: « Когда я вернулся в гонки в Туринг многие люди говорили, что это всего лишь маркетинговый ход. Но все эти разговоры стихли после того, как я выиграл свою первую гонку (Германия, 2005)! Мои соперники сначала держались подальшего от моего заднего и переднего бампера и старались избегать столкновений со мной. Тогда я начал выгрывать и теперь отношение соперников изменилось – ведь я такой же гонщик на трассе, как и они.»

    Когда его автомобиль проносится мимо трибун в Хокенхайме или Монце, Брно или Спа, люди говорят: «Это Алекс». Других слов не нужно. Равно как не важно, сколько очков на этот раз привезет своей команде гонщик. Алекс Занарди свои главные поединки уже выиграл. Наедине с собой.

    На церемонии открытия, в августе 2000 года, комментаторы назвали это кольцо «самым безопасным в мире». Гоночная трасса EuroSpeedway, построенная в местечке Лаузиц, что в получасе езды от Дрездена, действительно была «самой» по многим показателям: 159 миллионов евро инвестиций; 3,2-километровый овал и 4,3-километровая трасса Гран-при; 120 тысяч зрительских мест. Максимально возможная скорость — 400 км/ч.

    Первая трагедия произошла спустя восемь месяцев. 25 апреля 2001 года во время тестовых испытаний за рулем Audi нашел свою смерть Микеле Альборето, бывший гонщик «Формулы-1», последний раз выступавший за Minardi в 1994 году — в сезоне, когда погиб Айртон Сенна. Спустя несколько дней на том же кольце машина убила одного из распорядителей гонок. «Это аварии, увы, типичные для подобных автосостязаний, — сказал тогда один из топ-менеджеров «Лаузицринга» Ханс-Йорг Фишер. — Я не вижу в этом дурного знака».

    А потом наступило 15 сентября. Миру тогда было не до автогонок. Еще в августе на «Хунгароринге» Шумахер в очередной скучный раз стал чемпионом. А 11 сентября пали башни-близнецы в Нью-Йорке, и «выездную сессию» американского чемпионата CART (Championship Auto Racing Teams), которая должна была состояться на «Лаузицринге», устроители посвятили памяти жертв террористов. За тринадцать кругов до финиша лидировавший в гонке Алекс Занарди остановился в боксах для смены резины. Выезжая с пит-лэйна, гонщик слишком резко начал ускорение на холодных покрышках — машину развернуло, и она встала поперек трассы. В ту же секунду в нее врезался болид Алекса Тальяни, несшийся со скоростью 320 км/ч. Автомобиль Занарди буквально разрезало надвое. Трудно было представить, что человек, находящийся в машине, мог остаться в живых. Вертолет доставил пилота в берлинскую клинику. Попади Занарди на операционный стол несколькими минутами позже, он был бы уже мертв от потери крови.

    Авария произошла в повороте, названном GoodYear. Для Алекса этот год оказался самым страшным из всей его 34-летней жизни.

    ЗАВТРАК ЧЕМПИОНА. На своем официальном сайте Алессандро Занарди дает о себе такую «объективку»: «родился 23 октября 1966 года в Болонье, сейчас живу в Монте-Карло. Рост 177 см, вес 70 кг. Увлекаюсь рыбалкой, плаванием и авиамоделизмом. В личном гараже у меня BMW M5, Honda NSX и Honda CRV». Все остальное — как бы между прочим. А остальное — это четыре десятка гонок в «Формуле-1» и сотни — в других чемпионатах, громкие спортивные титулы, страшные аварии и поражения, за которые его даже отчисляли из команд.

    Началось все, разумеется, с карта, подаренного отцом. Эта «тачка с мотором» вывела в люди многих великих гонщиков. Занарди — не исключение: он становился чемпионом Италии по картингу два года подряд: в 1985 и 1986 годах. А на следующий год даже завоевал титул чемпиона Европы.

    Когда 21-летний Алессандро перешел на следующую ступеньку профессионального автоспорта, у него не получилось практически ничего. В одном сезоне «Формулы-3» за ним было лишь 14-е место, а в следующем — 6-е. Злые языки говорят, что денег на гонки ему одолжил родитель другого спортсмена — Макса Паписа — с условием, что Алессандро не будет «бодаться с его сыном» на трассе и «поддавками» отработает полученные $30 тысяч. Все это, конечно, вранье. Что и подтвердил Занарди, завоевав в 1990 году звание вице-чемпиона Италии и Кубок Европы в Ле Мане. А когда Алессандро пересел за руль Reynard команды Il Barone Rampante «Формулы-3000», его успехи были замечены в конюшнях «Формулы-1».

    «Королева автоспорта» оказалась неблагосклонной к итальянцу. Занарди кочевал из Jordan в Benetton, потом переходил в Lotus. Его звали «подменить» то Шумахера, то Хаккинена. Он попадал в «завалы», ломал «коробки», улетал с трассы во время дождя и завоевал за годы гонок в «Формуле-1» одно-единственное очко. Плюс ко всему — открытый и жизнерадостный характер Алессандро не всегда вписывался в холодный пафос самых престижных гонок мира. На пресс-конференции, предварявшей Гран-при Малайзии, ему задали вопрос: «Как вы готовились к этапу?» «Любил в сауне свою жену» — ответил Занарди.

    Гонки, конечно, он тоже любил. «Главное для пилота — любовь к своему делу. Как только гонки станут для тебя всего лишь профессией, ты не сможешь ездить хорошо», — эти слова многие сочли непрофессионализмом. Но дело было в другом. Просто Занарди всегда был индивидуалистом и во время соревнований, по его признанию, упивался не скоростью, а сиюминутным одиночеством. Наверное, поэтому звездный час его карьеры наступил за океаном — в стране победившего эгоизма.

    ВОТ ТАКИЕ ПОНЧИКИ. «Я сразу увидел, что парень чертовски хорош, — вспоминал впоследствии Чип Ганасси, владелец команды серии CART. — Мне хватило всего нескольких кругов, которые он прошел по треку за рулем IndyCar, чтобы это понять. Пообщавшись немного с Алексом, я неожиданно подумал: «А ведь он самый неитальянский гонщик из всех итальянцев, которых я видел! Умный, осмотрительный, спокойный. Алекс будет моим», — решил я тогда».

    Он ошибся. Упрямый Занарди был только «своим». Мо Нанн, гоночный инженер в команде Ганасси, однажды бросил ему в сердцах: «Ты просто ананас!» — так в Америке называют людей твердолобых. Алекс не только не обиделся, а нарисовал этот колючий плод на своем гоночном шлеме.

    Приехав в 1996 году в Америку, Занарди сразу же завоевал титул «Новичок года», заняв третье место в чемпионате серии CART. В 1997 и 1998 годах Занарди становился чемпионом, раз за разом потешая публику своим фирменным «донатсом». Donuts — американские пончики. После очередной победы Занарди рисовал их на асфальте колесами своей машины, нажав до упора газ и резко бросив сцепление. Правда, называл он эти круги по-итальянски — tondi.

    Неудачная попытка еще одного выступления в «Формуле-1» — в сезоне 1999 года Алекс вместе с Ральфом Шумахером представлял цвета Williams — еще раз подтвердила, что «самые быстрые гонки мира», как иногда называют серию CART, — это как раз для него.

    РЕКОНСТРУКЦИЯ. Спустя три дня после аварии врачи вывели Занарди из комы и сообщили страшную весть: гонщику пришлось ампутировать ноги: одну чуть выше, другую ниже колена.

    Страшно подумать, но уже через несколько дней Алекс нашел в себе силы ответить на вопросы циничных журналистов Bild: «Я потерял обе ноги, но я выиграл жизнь! А это, согласитесь, немало. Поэтому в будущее я смотрю с оптимизмом. У меня будет новая жизнь, из которой я постараюсь выжать максимум возможного… Момента аварии я не помню, да и не хочу вспоминать, если честно. Это роковое стечение обстоятельств. Болид потерял управление, я пытался «поймать» его, но потом как-будто выключили телевизор. Первое, что я увидел, придя в себя, была моя жена Даниэла…»

    Занарди делали операции каждые двое суток, извлекая из тела обломки машины. Потом его перевели в одну из клиник Болоньи, где врачи были просто потрясены мужеством пациента.

    «Того, что осталось от моих ног, достаточно для стимулирования нервных и мускульных импульсов, необходимых для того, чтобы снова ходить…» — заявил Алекс.

    Появление Алессандро Занарди на церемонии вручения «Золотого Шлема» 18 декабря 2001 года уже само по себе стало событием. Когда награду получил Михаэль Шумахер, он тут же преподнес трофей Алексу. Покачиваясь, итальянский гонщик приподнялся с инвалидной коляски. В это время на экране замелькали кадры самых выдающихся побед Занарди. Произошедшее было явной инсценировкой, на которые горазды устроители «Формулы-1», но зрители плакали совершенно искренне. Они знали, что пережил Занарди за те три месяца, что отделяли церемонию от страшного уик-энда на «Лаузицринге».

    ЧЕРТОВА ДЮЖИНА. В одном из интервью 2002 года Алекс грустно похвастался: «Вот, купил себе новые кроссовки — первую после аварии пару обуви…» Однако все понимали, что для настоящего гонщика, каким является Занарди, научиться ходить — это далеко не все.

    Старая итальянская пословица гласит: Col tempo la foglia di gelso diventa seta — «Время и терпение превращают тутовый лист в шелк». В мае 2003 года устроители гонок серии CART решили преподнести Алексу Занарди подарок в виде возможности проехать те самые 13 кругов, которые не успел проехать гонщик за двадцать месяцев до этого. Трасса — тот самый злополучный «Лаузицринг».

    Надо было знать Занарди, чтобы почувствовать: он постарается проехать так, как он гонял здесь до аварии. Затаив дыхание, зрители наблюдали, как болид с номером 66, под которым выступал Алекс в 2001 году, выехал на трассу и промчался со скоростью, которая позволила бы ему квалифицироваться пятым, будь он официальным участником соревнований. Стотысячные трибуны разразились овациями. Немцы, многие из которых видели предыдущую трагическую гонку Занарди, кричали: Glueck auf, Alex! Именно счастья оставалось пожелать гонщику. Все остальное он берет у жизни сам.

    ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ. «Как говорят у нас в Болонье, giuoco di mano, giuoco di villano — волю рукам дают только мужланы. Но у меня, как видите, теперь не слишком много выбора». Так комментировал Занарди работу конструкторов команды Ravaglia, модифицировавших для него автомобили.

    Все началось с BMW 540i, повседневной машины Алекса, которую доставили в Падую для переделки. Инженер Роберто Тревисан, с которым Занарди сотрудничал еще во время гонок в «Формуле-3000», тогда пошутил: «Скоро будем готовить тебе машину для кольцевых гонок». Так оно и вышло.

    Конструкторы Ravaglia перепробовали множество вариантов, пока не пришли к лучшему из них. Управление газом было вынесено на рулевое колесо, под левую руку. Сцепление же — в виде небольшого рычажка на рукоятку КПП, — под правую. Педаль тормоза сделали не подвесной, а напольной — именно так на нее удобнее жать протезом.

    25 сентября прошлого года Алекс испытал автомобиль на трассе в Монце. «После аварии моей самой большой мечтой было снова посадить себе на плечи сына, Никколо. Благодаря врачам я смог это сделать. Моя вторая мечта осуществилась благодаря друзьям из Ravaglia Motorsport — я снова могу участвовать в гонках», — это признание может выбить слезу даже у людей с проволокой вместо нервов.

    Сегодня Алессандро Занарди пилотирует специально подготовленный BMW 320i на престижных соревнованиях серии European Touring Car Championship. Его выступления пока нельзя назвать блестящими, но те, кто знает Занарди, уверены, что «ананас еще покажет класс».

    ПРОСТО САНДРИНО. «Чудом избежав два года назад смерти, — признался Занарди, — я дал себе слово вернуться к нормальной жизни, а не влачить существование инвалида. Сейчас я могу ходить, плавать, кататься на лыжах, участвовать в гонках…»

    Когда будете в Монако, то, если повезет, увидите не скучнейший из этапов «Формулы-1», а то, как Алессандро Занарди лихо выводит из гавани свою 58-футовую яхту Akuna Matata. А в родном для гонщика местечке Кастельмаджиоре соседи, которые по-прежнему называют мировую знаменитость Сандрино, расскажут вам рецепт его любимой пасты, тальятелле и ньокки. Он же итальянец и ананасы любит только на своем шлеме.



  • Разделы сайта