В чем различие между протеином и гейнером. Существенные отличия протеина от гейнера: кому что надо употреблять. Можно ли пить гейнер и протеин одновременно

Люди с доминирующей левой рукой, проще говоря, левши, рождались всегда. В древние века левшей считали колдунами и ведьмами, потому что нередко они обладали незаурядными способностями. И такие люди подвергались сожжению на костре. В Древней Руси левшам не разрешалось давать показания в суде. Считалось, что дьявол являлся левшой.

К счастью, времена поменялись, и уже давно известно, что магия здесь не играет никакой роли. Левшой человек уже рождается. Природа создала нас ассиметричными. Наш мозг сам выбирает, какая рука будет доминирующей. Если больше развито правое полушарие мозга, то активной становится левая рука, и напротив, если больше развито левое полушарие, то главной рукой будет правая.

Мы отобрали 5 наиболее любопытных фактов из жизни левшей:

- Леворукие – очень одаренные люди , которые обладают незаурядными способностями или имеют какой-нибудь яркий талант. К примеру, учёный Альберт Энштейн, римский император Гай Юлий Цезарь, писатель Лев Толстой, Художник Пабло Пикассо, актриса Мэрилин Монро – все они были левшами. Но всё же современные психологи считают, что гениальность человека не зависит от того, какая рука у него доминирует. Но мышление левшей и правшей отличается. И это остается фактом.

- Левши – люди более творческие, активные, они не сидят на месте, глотают информацию целиком. Но вот с логикой у них могут быть проблемы . Левши способны схватывать информацию на лету, они видят проблему целиком, правше нужно разложить всё по полочкам. Если у чистого левши сложности с математическими задачами, то ему будет проще объяснить материал на образах. Правши, наоборот, предпочитают логику. Из них получаются неплохие аналитики и отличные стратеги.

- Статистика указывает на то, что среди успешных спортсменов много левшей. Теннисист Рафаэль Надаль, футболист Пеле. Теннисистка Мартина Навратилова, являющаяся левшой, девять лет носила звание первой ракетки мира. Это был абсолютный рекорд.

Статистика говорит о том, что 40 процентов золотых медалей выигрывают именно спортсмены-левши.

Чистых левшей в мире людей не так уж и много. В животном мире всё наоборот. Там больше левшей. К примеру, у обезьян и белых медведей левая лапа сильнее. Но, как исключение, в мире фауны тоже встречаются праволапые, правда, гораздо реже.

Другая сторона медали - левши чаще страдают шизофренией и алкоголизмом.Однако, ученые разных стран расходятся во мнениях об этом незаурядном факте.

Для того, чтобы определить, кем является твой ребенок, можно провести несложный тест. Для начала определим главную руку – для этого попроси ребенка сцепить кисти в замок. Какой палец окажется сверху – та рука будет являться ведущей. Так же можно сложить руки перед собой в позе Наполеона (обхватить руки друг с другом перед грудью), если сверху оказалась правая рука, то она и является у ребенка главной. Теперь попробуем определить ведущее ухо. Попроси ребенка послушать тиканье наручных часов. Каким ухом он потянется к ним, то и будет являться доминирующим. Для того, чтобы определить активный глаз, то нужно сделать в листе бумаги круглое небольшое отверстие и попросить ребенка посмотреть в него. Какой глаз заглянет в это отверстие, тот и будет являться главным. В завершении можно проверить ногу ребенка. Просто попроси его закинуть ногу на ногу. Та нога, что окажется сверху и будет являться ведущей.

Если ребенок сделал всё левой, то перед тобой чистый левша, которых на нашей планете не более 10 процентов. А чистых правшей около 45 процентов. Если же при исполнении теста «лево» и «право» перемешались, то значит, твой ребенок скрытый левша, таких людей около 50 процентов. Существуют еще амбидекстры. Их очень небольшое количество. Это люди, у которых одинаково хорошо функционируют обе руки и не выделяется ведущая. Такие люди обладают возможностью использовать сразу оба полушария. Дети амбидекстры лучше усваивают новую информацию, более сообразительные, легче адаптируются к новым условиям. Воспитывая такого ребенка, нужно учитывать то, что если оба полушария мозга поучают большую нагрузку, то у ребенка может возникнуть неврастения, он будет сильно утомляться, могут возникнуть головные боли.

Чтобы этого избежать, нужно постараться уменьшить нагрузку на левое полушарие, которое отвечает за интеллектуальное развитие и логику, вместо этого больше развивать правое, которое отвечает за творчество. Например, вместо дополнительных занятий математикой занимайся с ребёнком рисованием, танцами, можно записать ребенка в музыкальную школу. Тогда мозг ребёнка не будет испытывать чрезмерных нагрузок.

Но наш мир больше приспособлен для правшей, так как всё-таки их большинство. Например, если взять магазин. Во всех супермаркетах движение по торговому залу идёт против часовой стрелки. Это придумано для того, чтобы праворуким покупателям было удобней складывать товар в корзину. Чем больше товара взято, тем быстрее растут продажи магазина.

Маркетинговый ход. Спортивные стадионы устроены по такому же принципу. Спортсмены бегут по стадиону против часовой стрелки, чтобы на повороте активная правая нога могла уберечь бегуна от падения. Турникеты в метро приспособлены для правшей, а также отверстие для руки в швейной машинке. Для левшей удалось найти лишь канцтовары – ножницы, точилки, линейки с зеркальной шкалой. А с остальным левшам пока приходится справляться самим.

Чем отличается левша от правши

Современное человечество можно разделить на праворуких (подавляющее большинство) и леворуких жителей планеты Земля. Данная доминантная деятельность в советский период подавлялась, сегодня этому явлению не придают даже никакой особой значимости.

Левшой принято называть человека, у которого ведущей рукой является, судя по определению – левая. Левой рукой человек пишет, ест, берет вещи. На планете таких людей не так уж и много, от силы наберется где-то около 15-ти % .

Леворукость очень интересное явление, отражающее необычный человеческий мир. Леворукие люди левым полушарием головного мозга грезят и мечтают, а вот рабочим у них считается правое полушарие, именно благодаря ему они пытаются решать сложнейшие математические и логические задачи.

Почему человек становится левшой?

На сегодняшний день на данный вопрос однозначного ответа не имеется. Существует лишь ряд предполагаемых учеными умами ряд гипотез, которые пытаются определить причину возникновения у человечества леворукости. Среди самых известных и популярных гипотез выделяют:

  1. Адаптивную реакцию , которая происходит на фоне перемен в жизни маленького ребенка.
  2. Получаемые эмбрионом огромное количество тестостерона большими дозами еще во внутриутробном состоянии.
  3. Затяжную травму правой руки, когда при длительном ее неиспользовании человек просто будет вынужден овладевать левой рукой и выполнять ею все необходимые для его жизни действия,
  4. Однояйцовость плодов (близнецов), находящихся в материнской утробе.

Учеными в XX веке был установлен один очень интересный факт, повествующий о том, что в глубочайшей древности первобытные люди одинаково могли пользоваться, как левой, так и правой рукой (не чета современному поколению). Эта особенность со временем исчезла непонятно по каким причинам, осталось лишь доминантное разделение, дожившее до наших дней. Однако же, современное общество может полноценно владеть обоими руками сразу, для этого стоит лишь специально развивать данный навык.

В Древней Греции такое явление было достаточно редким, но все же оно имело место быть. Левшу цивилизованные эллины считали божественным потомком богов, живущих на Олимпе.

В средние века таких людей наоборот не жаловали, считая порождением Дьявола, за ними всегда охотилась Святая Инквизиция. Такого человека всегда ждала казнь на костре: в те времена священнослужители даже не задумывались над анатомическими особенностями строения человеческого тела

В далеком СССР детей, рождавшихся левшами, насильно переучивали в правшей, делая это порой при помощи ремня, привязывания левой руки к стулу и за спину. Это делалось лишь для поддержания единой стандартизации общества, предписанной указами советского правительства.

Для левши выпускаются оптимизированные для удобства дверные ручки, бытовые приборы – устройство данных предметов требует применения ведущей руки – левой.

Психологи отмечают, что левши более талантливы, чем правши, в процессе обучения они имеют более высокие оценки, нежели люди, владеющие в качестве ведущей правой рукой.

Известные левши:

  • Джордж Клуни.
  • Наполеон Бонапарт.
  • Барак Обама и так далее.

Правшой же в сою очередь называют того человека, у которого доминантной является правая рука. При помощи рабочей правой руки человек может осуществлять все действия.

Правая конечность более разработанная, чем левая, она гибка, ловка, выполняет достаточно сложные действия. Правшей в современном мире проживает подавляющее большинство. У данных людей ведущим полушарием обязательно будет левое.

Почему правши преобладают?

Какой-либо конкретной теории по этому поводу не существует. Никто не может определить, почему праворуких людей рождается больше, чем леворуких. Скорее всего, все связано с навязанными обществу стандартами , в которых ведущей рукой обязательно должна была быть именно правая, а не наоборот. Современные родители этому моменту особого внимания не уделяют, если ребенок рождается леворуким, то переучивают своих чад лишь немногие папы и мамы.

Амбидекстром принято называть современного человека, равноценно владеющего и правой, и левой рукой. Такие люди являются по большей части выходцами из советского прошлого, так как указано выше во времена СССР было принято переучивать насильно леворуких людей. Они в равной степени владеют навыками пользования обеих рук, но чаще всего они выбирают в качестве рабочей руки правую, мотивируя этот свой выбор тем, что данной рукой более удобно пользоваться.

Общее между леворукими и праворукими

  • Один и тот же человек одновременно может владеть навыками пользования как левой, так и правой руки.
  • Обоими руками выполняется одинаковый набор действий.

Различие

  1. Психологи отмечают, что леворукие люди являются более талантливыми, чем праворукие.
  2. В координации действий задействованы разные полушария головного мозга (правый – левая рука, левый – правая).
  3. Людей, владеющих левой рукой, проживает на планете Земля гораздо меньшее количество.
  4. Правша воспринимается обществом привычно, левша же имеет к себе неоднозначное отношение.
  5. Левша в прежние времена переучивался на абсолютное владение правой рукой.
  6. Левши более наивны и доверчивы.
  7. Дети, владеющие в совершенстве левой рукой, чаще отстают в развитии, чем праворукие.
  8. Точные науки и левша – вещи несовместимые.
  9. У детей, ведущей рукой которых является левая, более развита мелкая моторика.
  10. Чаще всего левша чувствует в окружающем его обществе неуверенно, вследствие чего имеет огромное количество разнообразных комплексов.

Левша – человек-загадка?

Человеческий организм – большая загадка для самого же человека.

Кто такой левша? Это человек, у которого доминирует правая половина головного мозга.

Обычно доминирует какая-либо половина мозга, при этом происходит перекрещивание, т.е. правой половиной человеческого тела управляет левое полушарие, а левой – правое. Ученые выделили степени доминирования: сильно выраженная (“стопроцентный” правша или ярко выраженный левша ) и слабо выраженная (может быть 1-2 признака “левшества” – ведущий левый глаз и левое ухо, но ведущая рука – правая).
А люди, так казываемые амбидекстры , у которых одинаково работают оба полушария , они одинаково хорошо владеют обеими руками, ушами, глазами, т.е. парными органами. Таких людей немного, но, по исследованиям ученых, их количество постоянно растет.

Как же выяснить, к какому типу относится человек? Далее приведу тесты, а пока – общие характеристики.

Если человек – “стопроцентный” правша, у него наблюдаются следующие признаки:

  • Пишет и выполняет большинство действий, особенно сложных, правой рукой
  • Трубку телефона прикладывает к правому уху
  • Ведущие глаз, ухо – правые
  • Ведущая нога тоже правая (она толчковая, с нее человек начинает идти)
Если же хоть один из этих признаков имеет зеркальное отражение (при ведущей правой руке лучше слышит левое ухо, например) – это более (или менее) выраженный левша . Таких людей ученые называют “скрытыми левшами” .

Ученые, проводившие исследования по выявлению явных и скрытых левшей, выяснили, что таких людей – 62% ! Т.е. больше половины здоровых людей! Хоть у разных исследователей процентное соотношение левшей-правшей несколько отличается, все равно получается, что левши составляют около половины общего населения.

Большинство людей являются “частичными” левшами (т.е. ведущая рука – левая, а ведущий глаз, например, правый).

У маленьких детей скрытая леворукость, явные признаки ведущего правого полушария наблюдаются гораздо чаще, чем у взрослых. Также часто дети одинаково хорошо владеют и левой, и правой руками, т.е. являются амбидекстрами . Считается, что до года закладывается основа развития мозга, а ведущее полушарие формируется к 6-7 годам, но уже в 4 года можно уверенно сказать, какая рука у малыша ведущая.

Ученые выделили несколько причин возникновения леворукости у детей (хотя они полностью не доказаны и спорны):

  • Родовой стресс (наличие не менее 2х неблагоприятных факторов, среди которых малый вес новорожденного, слишком быстрые или затянувшиеся роды, применение инструментов родовспоможения, асфиксия у новорожденного и т.д.)
  • Особенности воспитания (когда взрослые перекладывают ложку в “правильную” руку, наказывают за проявления леворукости)
  • Передается генетически по наследству, причем это может произойти через поколения.
Гена, отвечающего за левшество (правшество) пока не найдено. И на вопрос “Откуда берутся левши?” нет точного ответа.

За что “отвечают” полушария?

Левое полушарие отвечает за логическое, аналитическое, абстрактное мышление. Отвечает за речь (примерно 50% по последним исследованиям).

Правое полушарие обрабатывает информацию одномоментно (т.е. левши и амбидекстры при тестировании справляются с заданиями быстрее). Принимает участие в адаптационных процессах. Отвечает за эмоции, интуитивные способности, “помогает” понимать юмор, отвечает за пространственно-зрительные функции (ориентация на местности). Очень музыкально, чутко реагирует на интонацию. Отвечает за образное мышление, воображение, творческие способности.

Любая деятельность “делится между полушариями мозга так, что одни этапы выполняются правым, а другие – левым, т.е. полушария головного мозга работают в тесном взаимодействии, дополняют друг друга.

Какие проблемы возникают у детей–левшей и амбидекстров (оба полушария работают одинаково).

Обучение письму, грамоте рассчитано на праворуких детей, жесткие требования (класть тетрадь горизонтально с небольшим наклоном, держать ручку определенным образом, т.д.) мешают детям неправшам полноценно развиваться, нарушается усвоение информации, происходит нарушение почерка, возникают грамматические ошибки.

Часто дети в начале освоения навыков письма изображают буквы, цифры зеркально (“Е” и “З”, “6” и “9”, т.д.) Это говорит о том, что у ребенка еще не сформировалось окончательно распределение функций полушарий, со временем ошибки исчезнут, бояться их и бороться за “правильность” не стоит.

Обычно такие дети хорошо рисуют, одарены музыкально, а вот с письмом и чтением примерно лет до 9и (у каждого индивидуально) возникают проблемы.

Часто у левшей происходит задержка речевого развития, неправильное произношение звуков, но и это проходит по мере взросления.

Левши часто не любят точные науки, но не из-за того, что им неинтересно или сложно. Просто обучение в школе строится с учетом особенностей восприятия правшей, в леворукие дети несколько по-другому усваивают учебный материал.

У таких детей хорошо развита интуиция, образное мышление, а вот логика “хромает”.

Не переучивайте ребенка- левшу! И не позволяйте этого делать другим взрослым (учителям, воспитателям, родственникам)!

У детей-левшей, которых упорно переучивали, развивается невроз, вот некоторые его проявления:

  • Нарушения сна
  • Нарушения аппетита
  • Головные боли
  • Боли в животе
  • Страхи
  • Дневной и ночной энурез
  • Заикание
  • Тики, навязчивые движения
  • Повышенная возбудимость, раздражительность
  • Укачивание в транспорте
  • Повышенная чувствительность к жаре, духоте, запахам
  • Длительное беспокойство, неусидчивость
  • Вялость, заторможенность
  • Ухудшение зрения
  • Бронхиальная астма, аллергические реакции
Наиболее часто у детей-левшей школьного возраста наблюдается астенический невроз. Его признаки: повышенная утомляемость, резкое снижение работоспособности, ребенок может продуктивно и активно работать только на первых двух уроках, затем усиливается двигательная расторможенность. Дети постоянно жалуются на усталость, они вялые. Приготовление уроков затягивается, повторное переписывание только ухудшает качество работы.

Невроз не проходит сам собой, здесь необходима помощь специалиста.

Что делать, если ребенка уже пытались переучивать или переучили, и теперь левша вынужден писать правой рукой?

Не торопитесь сменить руку, особенно если переучивание началось задолго до школы и ребенок уже учится в школе, пользуясь в основном правой рукой. В таком солучае придется смириться с некоторым отставанием общего развития, как правило, после 1го класса все налаживается (при отсутствии давления со стороны взрослых).

Но в ситуации, когда ребенок упорно работает левой рукой несмотря на переучивание, разрешение ее использовать может снять многие проблемы.

Если ребенка переучивали, он пользуется правой рукой, но еще не учится в школе или только начал обучение, смена руки также приведет к решению и предупреждению многих проблем.

ЛЕВША, ПРАВША ИЛИ АМБРИДЕКСТР?
(тесты)
Тестируется один ребенок, чтобы исключить “обезьянничанье”. Тесты проводятся несколько раз с временными промежутками (особенно с детьми), и на основе совокупных результатов делается вывод.

  1. Переплетите пальцы рук в “замок”. Если сверху оказался палец правой руки – признак правши.
  2. Примите позу Наполеона (руки скрещены на груди). Рука, которая оказалась сверху – ведущая.
  3. Аплодирование. Правши хлопают правой рукой по неподвижной левой ладони, левши –наоборот. Дети обычно аплодируют обеими ладошками, поставленными параллельно друг другу – признак амбидекстра, тоже относится и ко взрослым, аплодирующим обеими руками.
  4. Человек обычно жестикулирует ведущей рукой.
  5. Испытуемому дают 2 карандаша, завязывают глаза и просят нарисовать два круга или квадрата. Рисунок, выполненный ведущей рукой, получается аккуратнее, при этом движения ведущей руки м.б. медленнее, зато более точными, меньше дрожания, линии более четкие, углы не сглажены. Малыш может тоже попробовать выполнить это задание с открытыми и с закрытыми глазами.
  6. Если ребенок уже умеет писать, попросите его написать свое имя одновременно обеими руками с открытыми или с закрытыми глазами. Как правило, левши ставят обе руки в центр листа и начинают писать правой рукой слева направо, а левой – справа налево. С закрытыми глазами левши пишут свою фамилию в зеркальном, а с открытыми как обычно.
  7. Ребенку предлагается несколько коробков. Задание: “найди спичку в одной из коробочек”. Ведущая та рука, которая совершает активные действия (открывает, закрывает, достает и т.д.)
  8. Вырезание ножницами. Аккуратнее получается ведущей рукой.
  9. Чтобы выявить ведущую ногу, последите, как сидит человек, если при закидывании нога на ногу сверху оказывается правая – она ведущая. При ходьбе ведущая нога делает более широкий шаг.
  10. Чтобы определить ведущий глаз, предложите ребенку посмотреть в маленькую дырочку (в фотоаппарате, в листе бумаги, т.д.) Первым делом к отверстию прикладывается ведущий глаз.
Амбидекстры, выполняя тесты, дают разнобой. Такие люди могут писать правой рукой, слушать левым ухом, есть левой рукой и т.д.

АиФ.ru собрал 20 любопытных фактов про левшей :

1. Почти 90% людей на планете — правши, и только у 3-5% «ведущая рука» — левая. Остальные — амбидекстры.

2. Количество левшей все время сокращается. В каменном веке их было 50%, в бронзовом — 25%, а сейчас — всего 5%. Около 2500 левшей умирают ежегодно в результате несчастных случаев, связанных с использованием предметов, предназначенных только для правшей.

3. Южное полушарие Земли более «леворуко»: среди населения Южной Азии, Восточной Европы, Юго-восточной Азии, Австралии встречается намного больше левшей, чем в других этнических группах во всем мире, в то время как среди населения Западной и Северной Европы, Африки — левшей встречается намного меньше.

4. В разные времена леворукость рассматривалась то как вредная привычка или даже как знак дьявола, то как признак невроза или мятежного характера. Позже ее стали рассматривать как признак творческих и музыкальных способностей.

5. В Японии вплоть до ХХ века леворукость жены считалась достаточным основанием для развода.

6. Во многих языках слово «левый» имеет негативную смысловую окраску и является синонимом слов «неловкий», «фальшивый», «неискренний», «вызывающий подозрение». В английском языке синонимы слова «left-handed» — «неуклюжий», «неумелый», «двусмысленный» и «сомнительный».

Французское «gauche» означает не только «левый», но и «нечестный».

7. Заикание и дислексия (неспособность к чтению) чаще встречаются у левшей.

8. Правши живут в среднем на 9 лет дольше, чем левши.

9. Левши пользуются правой рукой гораздо чаще, чем правши — левой.

10. Вероятность рождения леворукого ребенка, если оба родителя правши, всего 2%. Если один из родителей левша, вероятность повышается до 17%, у обоих леворуких родителей дети-левши появляются в 46% случаев.

11. Левши наиболее часто встречаются среди однояйцевых близнецов.

12. Дети-левши обычно намного упрямее своих сверстников-правшей, и период упрямства у них имеет затяжной характер.

13. У многих левшей хорошие музыкальные способности и абсолютный слух.

14. Зачастую дети-левши начинают говорить позже, чем их сверстники, и имеют трудности с произношением некоторых звуков.

15. «Вынужденное левшество» возникает из-за травмы правой руки в раннем возрасте. Также бывает, что ребенок подражает одному из родителей-левшей, и в результате леворукость входит в привычку.

16. Левши чаще выбирают профессии артистов, художников, писателей, они особенно ценятся в боксе, в фехтовании и плавании.

17. 40% золотых медалей в боксе завоевали леворукие. Леворукий боксёр имеет преимущество при ударе в печень, но теряет преимущество, свойственное праворукому боксеру, при ударе в сердце.

18. Левшами чаще являются мужчины, чем женщины.

19. Среди тех, кто закончил колледж, мужчины-левши на 15% богаче мужчин-правшей, а среди получивших высшее образование мужчины-левши богаче правшей на 26%. У женщин связи между зарплатой и леворукостью не выявлено.

20. Термины «левша» и «правша» применимы не только к людям, но и к животным. Среди кошек большинство — правши, среди мышей 44% правшей, 28% левшей, а остальные — амбидекстры, а все белые медведи — левши.

Сперва левшей считали «неправильными»: во многих европейских языках «левый» означает «плохой». Так обстоит дело не только в русской разговорной речи, но и, например, в английском, где sinister («зловещий») восходит к латинскому слову, которое писалось точно так же, но означало просто «левый». Во многих мусульманских странах передать человеку какой-нибудь предмет левой рукой до сих пор считается сознательным оскорблением. Левшей переучивали держать ручку и ложку, применяя к ним порой суровые наказания: например, еще в XIX веке в ряде школ детям-левшам привязывали левую руку за спину, не оставляя другого выбора, кроме как научиться в совершенстве владеть «правильной» рукой. И это при том, что доля левшей среди людей довольно велика - около 15%! А в 1903 году Чезаре Ломброзо подвел под эти дискриминационные представления «научную» базу, опубликовав работу, в которой утверждал, что левши в 3 раза чаще правшей становятся преступниками и чаще страдают лунатизмом. С ходом времени левшам стали приписывать предрасположенность и к различным психическим болезням - в частности, шизофрении.

Удивительно: прошло чуть более века, и ситуация поменялась на зеркально противоположную - с подачи популярных психологов в общественном сознании закрепилось представление о том, что левши гораздо талантливее правшей: в СМИ то и дело встречаются сообщения о том, что левши гораздо способнее к музыке, лучше водят машину, легче овладевают иностранными языками... Впрочем, авторы публикаций, в которых приводятся эти утверждения, редко дают ссылки на исследования, в которых они подкреплялись бы статистикой или экспериментами.

Так ли важно, какая рука для человека главная? Правда ли, что природа связала количество талантов, которые даны человеку уже при рождении, с тем, какое из полушарий его мозга лучше развито? Отметим две причины, по которым могло закрепиться представление, согласно которому левши - талантливее. Первая - в спорте у левшей есть преимущество неожиданности: например, в боксе боец-правша с трудом приспосабливается к тому, что его «неправильный» противник предпочитает другую стойку и с большой точностью наносит удары с той стороны, которую принято считать относительно безопасной.

Вторая причина - в силу того, что левшей продолжают переучивать (не только в некоторых школах, но и в кружках и спортивных секциях), они привыкают одинаково хорошо владеть обеими руками. У таких людей - амбидекстров - действительно есть преимущества: у них лучше развиты способности, за которые отвечают большие полушария мозга. Но так ли обстоит дело с обычными левшами, которых никто не переучивал?Прежде всего отметим: современные исследования показали, что левши как минимум обладают ничуть не большей предрасположенностью к психическим недугам, чем правши. Так, окончательно похоронило один из мифов, созданных последователями Ломброзо, проведенное в 2010 году исследование, в котором приняли участие около полутора тысяч человек. Чуть менее половины из них страдали шизофренией, остальные участники были их братьями и сестрами. Часть участников - как здоровых, так и тех, кто страдал шизофренией, - принадлежала к левшам. Задачей ученых было установить, предрасполагает ли к шизофрении асимметрия больших полушарий. Исследование показало, что никакого влияния на возникновение и развитие недуга право- и леворукость не оказывают.

А вот что касается когнитивных способностей, то здесь результаты весьма противоречивы. Например, в 2001 году нейропсихологи сравнили структуру мозга 465 добровольцев, примерно половина которых была левшами, и установили, что асимметрия больших полушарий не отражается ни на общем объеме серого вещества, ни на его распределении по разным отделам мозга. Иными словами, существенных врожденных задатков, чтобы быть умнее, ни у левшей, ни у правшей нет.

Но если брать более тонкие когнитивные процессы, здесь все оказывается куда интереснее: так, исследование, проведенное психологами Афинского университета, показало, что левши демонстрируют большую гибкость ума в решении сложных задач, лучше справляются с собой и обладают в целом более сильной краткосрочной памятью. Например, левши в экспериментах гораздо лучше справлялись с задачей, по условиям которой нужно было соединить два объекта в третий, новый, - например, сделать из жестянки и палочки скворечник. Кроме того, они намного лучше группировали случайный набор слов в самые разные категории, подмечая сходные признаки у понятий, которые, казалось бы, не имеют между собой ничего общего. А несколько других исследований показали, что процент левшей среди архитекторов, музыкантов и представителей ряда других профессий, имеющих отношение к искусству, существеннее, чем средняя доля левшей в обществе. Зато среди ученых доля левшей ничуть не выше тех 15%, о которых мы говорили выше.

Итак, миф о неполноценности левшей давно развенчан, а вот гипотеза о том, что мозг левшей работает быстрее, чем мозг правшей, может оказаться верной. Однако даже в этом случае не следует преувеличивать значение этого факта: левши - не какой-то особый вид человека: разница в особенностях когнитивных процессов между ними и правшами, например, несравнимо меньше, чем между мужчинами и женщинами.



  • Разделы сайта