Решение по логике. Как решать логические и математические задачи. Основные методы решения логических задач

Чтобы научиться решать типовые логические задачи, простые и нестандартные математические задачи, важно знать основные приемы и методы их решения. Ведь решить одну и ту же задачу и прийти к правильному ответу во многих случаях можно разными способами.

Знание и понимание различных методов решения поможет определить, какой способ подойдет лучше в каждом конкретном случае, чтобы выбрать наиболее быстрый и простой путь получения ответа.

К «классическим» логическим задачам относятся текстовые задачи, цель решения которых состоит в распознавании объектов или расположении их в определенном порядке в соответствии с заданными условиями.

Более сложными и увлекательными типами заданий являются задачи, в которых отдельные утверждения являются истинными, а другие ложными. Задачи на перемещение, перекладывание, взвешивание, переливание — самые яркие примеры широкого ряда нестандартных задач на логику.

Основные методы решения логических задач

  • метод рассуждений;
  • с помощью таблиц истинности;
  • метод блок-схем;
  • средствами алгебры логики (алгебры высказываний);
  • графический (в том числе, «дерево логических условий», метод кругов Эйлера);
  • метод математического бильярда.

Давайте рассмотрим подробнее с примерами три популярных способа решения логических задач, которые мы рекомендуем использовать в начальной школе (детям 6-12 лет):

  • метод последовательных рассуждений;
  • разновидность метода рассуждений — «с конца»;
  • табличный способ.

Метод последовательных рассуждений

Самый простой способ решения несложных задач заключается в последовательных рассуждениях с использованием всех известных условий. Выводы из утверждений, являющихся условиями задачи, постепенно приводят к ответу на поставленный вопрос.

На столе лежат Голубой , Зеленый , Коричневый и Оранжевый

Третьим лежит карандаш, в имени которого больше всего букв. Голубой карандаш лежит между Коричневым и Оранжевым .

Разложи карандаши в описанном порядке.

Решение:

Рассуждаем. Последовательно используем условия задачи для формулирования выводов о позиции, на которой должен лежать каждый следующий карандаш.

  • Больше всего букв в слове «коричневый», значит, он лежит третьим.
  • Известно, что голубой карандаш лежит между коричневым и оранжевым. Справа от коричневого есть только одна позиция, значит, расположить голубой между коричневым и другим карандашом возможно только слева от коричневого.
  • Следующий вывод на основе предыдущего: голубой карандаш лежит на второй позиции, а оранжевый — на первой.
  • Для зеленого карандаша осталась последняя позиция — он лежит четвертым.

Метод «с конца»

Такой способ решения является разновидностью метода рассуждений и отлично подходит для задач, в которых нам известен результат совершения определенных действий, а вопрос состоит в восстановлении первоначальной картины.

Бабушка испекла для троих внуков рогалики и оставила их на столе. Коля забежал перекусить первым. Сосчитал все рогалики, взял свою долю и убежал.
Аня зашла в дом позже. Она не знала, что Коля уже взял рогалики, сосчитала их и, разделив на троих, взяла свою долю.
Третьим пришел Гена, который тоже разделил остаток выпечки на троих и взял свою долю.
На столе осталось 8 рогаликов.

Сколько рогаликов из восьми оставшихся должен съесть каждый, чтобы в результате все съели поровну?

Решение:

Начинаем рассуждение «с конца».
Гена оставил для Ани и Коли 8 рогаликов (каждому по 4). Получается, и сам он съел 4 рогалика: 8 + 4 = 12.
Аня оставила для братьев 12 рогаликов (каждому по 6). Значит, и сама она съела 6 штук: 12 + 6 = 18.
Коля оставил ребятам 18 рогаликов. Значит, сам съел 9: 18 + 9 = 27.

Бабушка положила на стол 27 рогаликов, рассчитывая, что каждому достанется по 9 штук. Поскольку Коля уже съел свою долю, Аня должна съесть 3, а Гена — 5 рогаликов.

Решение логических задач с помощью таблиц истинности

Суть метода состоит в фиксации условий задачи и полученных результатов рассуждений в специально составленных под задачу таблицах. В зависимости от того, является высказывание истинным или ложным, соответствующие ячейки таблицы заполняются знаками «+» и «-» либо «1» и «0».

Три спортсмена (красный , синий и зеленый ) играли в баскетбол.
Когда мяч оказался в корзине, красный воскликнул: «Мяч забросил синий».
Синий возразил: «Мяч забросил зеленый».
Зеленый сказал: «Я не забрасывал».

Кто забросил мяч, если только один из троих сказал неправду?

Решение:

Сначала таблицу составляют: слева записывают все утверждения, которые содержатся в условии, а сверху — возможные варианты ответа.


Затем таблицу последовательно заполняют: верные утверждения отмечают знаком «+», а ложные утверждения — знаком «-«.


Рассмотрим первый вариант ответа («мяч забросил красный «), проанализируем утверждения, записанные слева, и заполним первый столбик.
Исходя из нашего предположения («мяч забросил красный «), утверждение «мяч забросил синий» — ложь. Ставим в ячейке «-«.
Утверждение «мяч забросил зеленый» также ложь. Заполняем ячейку знаком «-«.
Утверждение зеленого «Я не забрасывал» – истина. Ставим в ячейке «+».

Рассмотрим второй вариант ответа (предположим, что мяч забросил зеленый ) и заполним второй столбик.
Утверждение «мяч забросил Синий» — ложь. Ставим в ячейке «-«.
Утверждение «мяч забросил зеленый« — истина. Заполняем ячейку знаком «+».
Утверждение зеленого «Я не забрасывал» – ложь. Ставим в ячейке «-«.

И, наконец, третий вариант: предположим, что «мяч забросил синий «.
Тогда утверждение «мяч забросил синий« — истина. Ставим в ячейке «+».
Утверждение «мяч забросил зеленый» — ложь. Заполняем ячейку знаком «-«. Утверждение зеленого «Я не забрасывал» – истина. Ставим в ячейке «+».

Так как по условию лишь один из троих ребят сказал неправду, в заполненной таблице выбираем такой вариант ответа, где будет только одно ложное утверждение (в столбце один знак «-«). Подходит третий столбец.

Значит, правильный ответ – мяч забросил синий.

Метод блок-схем

Метод блок-схем считается оптимальным вариантом для решения задач на взвешивание и на переливание жидкостей. Альтернативный способ решения этого типа задач — метод перебора вариантов — не всегда является оптимальным, да и назвать его системным довольно сложно.

Порядок решения задач по методу блок-схем выглядит следующим образом:

  • графически (блок-схемой) описываем последовательность выполнения операций;
  • определяем порядок их выполнения;
  • в таблице фиксируем текущие состояния.

Подробнее об этом и других способах решения логических задач с примерами и описанием хода решения мы рассказываем в полном Курсе ЛогикЛайк по развитию логического мышления.

Отгадывайте самые , собранные специально для постоянных читателей нашего блога и учеников LogicLike, решайте логические задачи онлайн вместе с тысячами детей и взрослых!

ОТВЕТЫ И РЕШЕНИЯ

К ГЛАВЕ II. ЛОГИКА И ЯЗЫК ПРАВА

Упражнение 3

1. Вместо Х можно подставить слово “причина”, взятое в кавычки. Получаем: “Причина” - философская категория.

Упражнение 6

2. В предложении говорится о трехместном отношении “... знающий... лучше, чем...”

Упражнение 7

2. “Мать” - предметный функтор, “Сократ” - единичное имя.

Упражнение 8

1. Формула.

3. Выражение не является формулой.

К ГЛАВЕ III. ЛОГИКА И МЕТОДОЛОГИЯ. ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЛОГИКИ

Упражнение 1

1. Нарушен принцип конкретности.

Упражнение 2

2. Нарушен принцип непротиворечия.

9. Нарушен принцип достаточного основания.

К ГЛАВЕ IV. СУЖДЕНИЕ, ВОПРОС, НОРМА

Упражнение 2

2. Обще-частно-частноутвердительное суждение.

5. Частно-единично-единичноутвердительное суждение.

Упражнение 8

2. Наличие атмосферы вокруг Земли является необходимым, но не достаточным условием для возникновения существующих на Земле видов живых существ.

Упражнение 9

1. Логически возможно.

2. Фактически необходимо.

Упражнение 10

4. Суждения находятся в отношении противоречия.

Упражнение 11

1. Полное отрицание: “Ни один океан не имеет пресную воду”.

9. Некоторые студенты не изучают ни одной науки.

12. Не идет дождь или не идет снег.

Упражнение 13

9. Предпосылкой вопроса является суждение “Ты бил своего отца”. Если человек, которому задан вопрос, не бил своего отца, то предпосылка является ложной, а вопрос логически некорректным, провокационным.

К ГЛАВЕ V. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

Упражнение 1

1. Схема умозаключения:

Умозаключение не является правильным, так как не относится к какому-либо из правильных модусов.

Упражнение 2

3. Умозаключение правильное. Относится к отрицающе-утверждающему модусу.

Упражнение 3

1. Умозаключение правильное.

Упражнение 4

1. ((р? q) ? r).

Упражнение 6

1. Формула является тождественно-истинной.

2. Формула является тождественно-ложной.

Упражнение 14

6. Все металлы (М) - электропроводные вещества (F). Все металлы (М) - теплопроводные вещества (S). Все теплопроводные вещества (S) являются электропроводными (Р).

Силлогизм неправильный, так как заключение не является частным суждением.

Круговая схема:

Упражнение 15

4. Здесь заключение “Некоторые водные животные (S) не являются рыбами (Р)". Оставшееся суждение “Эти водные животные (S) - теплокровные (М)".

Восстановим энтимему в полный силлогизм:

Ни одно теплокровное животное (М) не является рыбой (Р).

Эти водные животные (S) - теплокровные (М).

Некоторые водные животные (S) не являются рыбами (Р).

I фигура I фигура

Правила фигуры соблюдены. Соблюдены и общие правила силлогизма.

Круговая схема:

(одна из схем)

Часть круга входит в М, а следовательно, не входит в Р.

Упражнение 17

4. Заключение не обосновано, поскольку не соблюдено требование: представители всех подклассов должны попасть в выборку. Не опрошены лица, которые не совершили тяжкого преступления из-за строгости наказания.

Упражнение 18

1. По методу единственного различия.

3. По методу сопутствующих изменений.

Упражнение 20

4. Агриппа рассуждал по аналогии. Аналогия не является строгой.

К ГЛАВЕ VI. ПОНЯТИЕ

Упражнение 3

3. Простой положительный признак.

Упражнение 6

2. Непустое, общее, несобирательное, положительное, безотносительное.

7. Непустое, общее, несобирательное, отрицательное, относительное.

Упражнение 7

1. Деяние (А), наказуемое деяние (В), ненаказуемое деяние (С). Между понятиями В и С имеет место отношение противоречия. В и С соподчинены понятию А.

Круговая схема:

Упражнение 8

1. Обобщение правильное.

5. Неправильное, поскольку денежное выражение стоимости не есть стоимость.

Упражнение 10

1. Ограничение правильное.

К ГЛАВЕ VII. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ

Упражнение 3

1. Явное определение путем указания рода и видового отличия, атрибутивно-реляционное.

4. Явное определение путем указания рода и видового отличия, операциональное.

5. Явное определение. Определение предиката. 8. Определение путем указания рода и видового отличия, генетическое.

Упражнение 4

1. Определение через отношение к противоположному.

2. Нормальное контекстуальное определение, в котором определяется знак дизъюнкции.

3. Определение в контексте.

Упражнение 5

1. Определение неправильное. Ошибка - “круг в определении”.

2. Определение неправильное. Ошибка - “тавтология”.

5. Определение неправильное. Ошибка - “круг в определении”.

6. Определение неправильное. Ошибка - “неясное определение”.

10. Определение правильное.

Упражнение 7

3. Неполное таксономическое деление.

5. Сбивчивое таксономическое деление.

6. Правильное мереологическое деление.

9. Таксономическое деление с излишним членом.

Упражнение 8

1. Правильная таксономическая классификация.

К ГЛАВЕ VIII. ЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АРГУМЕНТАЦИИ И КРИТИКИ

Упражнения

3. Тезис - “Невозможны коляски, которые ездят без лошадей”. Аргументация не является доказательной.

9. Нарушено правило по отношению к тезису. Не определено понятие “лгун”.

11. Правильная доказательная аргументация “от противного”.

13. Заменим высказывания “Петр виновен” и “Павел виновен” соответственно буквами р и q.

Показания первого свидетеля: ¬ р.

Показания второго свидетеля: ¬ q.

Показания третьего свидетеля: ¬ р?¬q.

Показания четвертого свидетеля: ¬(¬ р?¬ q). Поскольку прав оказался четвертый свидетель, верно:

¬¬ р?¬¬q и p?q. Таким образом, преступление совершили Петр и Павел вместе.

К ГЛАВЕ IX. ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЯ

Упражнение 1

1. В тексте проблема не ставится.

2. Ставится неразвитая проблема.

3. Ставится развитая проблема.

Упражнение 2

1. Выдвигается догадка.

2. Выдвигается гипотеза.

Упражнение 4

2. Учтены не все версии. Не учтено предположение о том, что жена К. уехала.

Из книги Современные буддийские мастера автора Корнфилд Джек

Из книги Человек - это многосложное существо автора Гурджиев Георгий Иванович

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ Нью-Йорк, 24 февраля 1924 г.ВОПРОС: Требует ли работа Института того, чтобы мы отказались на несколько лет от нашей основной работы, или ее можно продолжать одновременно?ОТВЕТ: Работа Института - это внутренняя работа; до сих пор вы делали только внешнюю

Из книги Открытое общество и его враги автора Поппер Карл Раймунд

10. Решения С точки зрения развиваемой нами концепции, окончательное обоснование или оправдание теории в общем случае находится вне сферы наших возможностей. И поэтому хотя критические доводы могут оказывать поддержку нашим теориям, эта

Из книги На весах Иова автора Шестов Лев Исаакович

XXIX. Вопросы и ответы. Предлагать вопросы еще не значит спрашивать. Предложить вопрос может и попугай. И, в известном смысле, все люди на девять десятых попугаи. Говорить - говорят, но под их словами ничего не скрывается. Так что, если кто-нибудь спрашивает, что такое время

Из книги Тайны пространства и времени автора Комаров Виктор

Вопросы и ответы Изучать Вселенную человек начал с того, что непосредственно видел на небе. А видел он Солнце, Луну, планеты, звезды. Особенно сильное впечатление производила на людей картина ночного звездного неба.Созерцание звездного неба рождало множество вопросов. И

Из книги Простая правильная жизнь автора Козлов Николай Иванович

Решения «Глядя на Колесо моей жизни, я думаю, что мне стоит…» Что добавить, что себе подарить, чтобы ваша жизнь стала и бодрее, и гармоничнее? С какого направления, с какой оси сделать самые первые шаги? На чем сконцентрироваться после этого, чтобы поддержать изменения? А

Из книги Сочинения в двух томах. Том 1 автора Юм Дэвид

Глава 4. Ответы на возражения Наша теория пространства и времени состоит из двух частей, тесно связанных друг с другом. Первая часть основана на следующей цепи рассуждений. Способность ума не бесконечна, следовательно, всякая наша идея протяжения или длительности состоит

Из книги Здоровое общество. Догмат о Христе автора Фромм Эрих Зелигманн

Глава VII. Различные ответы В XIX в. проницательные люди разглядели признаки упадка и дегуманизации за блеском, богатством и политической мощью западного общества. Некоторые из них смирились с неизбежностью такого поворота к варварству, другие же настаивали на возможности

Из книги Командующее Я автора Шах Идрис

ПИСЬМА И ОТВЕТЫ В.: Я вижу у вас гору писем, которые и распечатаны-то не будут. Разве вы не отвечаете на письма?О.: Конечно, отвечаю. Но эти письма от людей, которые пишут мне ежедневно, а иногда и по несколько раз в день. Время от времени, как и многие другие, я получаю от одного

Из книги Логика: Учебное пособие для юридических вузов автора Демидов И. В.

ОТВЕТЫ И РЕШЕНИЯ Задача № 1. Два мальчика переправляются на противоположный берег. Один оста­ется, а другой возвращается к солдатам. Сам остается на этом берегу, а один солдат пе­реправляется на противоположный берег. Другой мальчик перегоняет лодку обратно, за­бирает

Из книги Первая и последняя свобода автора Джидду Кришнамурти

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ 1. О современном кризисе ВОПРОС: Вы говорите, что нынешний кризис беспрецедентен. Что в нём такого исключительного?КРИШНАМУРТИ: Несомненно, нынешний кризис по всему миру исключителен, беспрецедентен. В различные периоды истории постоянно происходили

Из книги Жемчужины мудрости: притчи, истории, наставления автора Евтихов Олег Владимирович

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ Однажды некий мужчина двадцать лет спустя после окончания университета приехал в город, в котором провел студенческие годы. Он с радостью узнал, что его ближайший друг студенческих времен ныне преподает в этом университете. Конечно же, он не упустил

Из книги Звездные головоломки автора Таунсенд Чарлз Барри

ОТВЕТЫ Как помочь профессору?Линии BD, DG и GB образуют равносторонний треугольник. Следовательно, угол между линиями BD и DG равен 60 градусам.Официант-мошенникНед Баззарс легко раскрыл уловку официанта, потому что еще до того, как увидел в чашке плавающую муху, успел положить

Из книги Самые трудные головоломки из старинных журналов автора Таунсенд Чарлз Барри

ОТВЕТЫ Хитроумный землемерПроведите прямую линию от пункта А до пункта Г. Пункт Г делит отрезок ВД пополам. Треугольник АБГ является половиной прямоугольника со сторонами АБ и БГ. Считаем в умеБыть «Волшебником Мысли» на самом деле просто. Все, что от вас требуется, -

Из книги Логика для юристов: учебник автора Ивлев Ю. В.

ОТВЕТЫ И РЕШЕНИЯ К ГЛАВЕ II. ЛОГИКА И ЯЗЫК ПРАВА Упражнение 3 1. Вместо Х можно подставить слово “причина”, взятое в кавычки. Получаем: “Причина” - философская категория.Упражнение 6 2. В предложении говорится о трехместном отношении “... знающий... лучше, чем...”Упражнение 72.

Из книги 200 занимательных логических задач автора Гусев Дмитрий Алексеевич

Ответы и комментарии 1. Такое место на земном шаре, конечно же, есть. Это южный географический полюс. В какую бы сторону от него ни идти, направление будет только одно – на север, ведь вокруг него всюду север. Поэтому стрелка компаса, помещенного на южный полюс, обоими

Дошкольники решают эту задачу за 5-10 минут. У некоторых программистов уходит на неё до часа. Но многие люди, исписав несколько листов бумаги, сдаются.

Номер парковочного места

На решение этой задачи у шестилетнего ребенка уходит обычно не больше 20 секунд. А вот неподготовленных взрослых она часто вводит в ступор. Так какое же число скрыто под машиной?

Загадка для гения

Гений находит решение за 10 секунд. Билл Гейтс - за 20 секунд. Выпускник Гарварда (Harvard University) - за 40 секунд. Если вы нашли ответ за 2 минуты, то вы принадлежите к 15% наиболее одаренных людей. 75% людей не способны решить эту задачу.

Правитель острова

Самодержавный правитель одного острова хотел воспрепятствовать тому, чтобы на острове поселились пришельцы. Желая соблюсти видимость справедливости, он издал распоряжение, согласно которому всякий, желающий поселиться на острове должен, хорошо поразмыслив, высказать любое утверждение, причем после предварительного предупреждения, что от содержания этого утверждения зависит его жизнь. Распоряжение гласило: «Если пришелец скажет правду, его расстреляют. Если он скажет неправду, его повесят». Может ли пришелец стать жителем острова?

Утверждение проекта

Согласно договоренности, порядок утверждения нового проекта, в разработке которого участвуют учреждения А, Б, В, таков: если в утверждении принимают сначала участие А и Б, то должно подключиться к участию и учреждение В. Если утверждение происходит сначала в учреждениях Б и В, присоединяется и учреждение А. Спрашивается: возможны ли такие случаи при утверждении проекта, когда принимали бы в нем участие только учреждения А и В, между тем, как участие учреждения Б не было бы необходимо (при сохранении договоренности о порядке утверждения проектов)?

Два племени

На острове живут два племени: молодцы. Которые всегда говорят правду, и лжецы, которые всегда лгут. Путешественник встретил островитянина, спросил его, кто он такой, и когда услышал, что он из племени молодцов, нанял его в проводники. Они пошли и увидели вдали другого островитянина, и путешественник послал своего проводника спросить его, к какому племени он принадлежит. Проводник вернулся и сказал, что тот утверждает, что он из племени молодцов. Спрашивается: был проводник молодцом или лгуном?

Аборигены и пришельцы

Перед судом стоят три человека, из которых каждый может быть либо аборигеном, либо пришельцем. Судья знает, что аборигены всегда отвечают на вопросы правдиво, а пришельцы всегда лгут. Однако судья не знает, кто из них абориген, а кто - пришелец. Он спрашивает первого, но не понимает его ответа. Поэтому он спрашивает сначала второго, а потом третьего о том, что ответил первый. Второй говорит, что первый говорил, что он абориген. Третий говорит, что первый назвал себя пришельцем. Кем были второй и третий подсудимые?

Жук на ленте

Жук отправился в путешествие. Он ползет по ленте, длина которой 90 сантиметров. На другом конце ленты, в двух сантиметрах от конца, - цветок. Сколько сантиметров придется ползти жуку до цветка: 88 или 92 (при условии, что ползает он все время по одной стороне и лишь в конце может через торец ленты перебраться на другую сторону)?

Покупка

Марина долго выбирала, какой кувшинчик купить. Наконец выбрала. Продавщица уложила покупку в коробку. Что купила Марина? Сколько кувшинов продавщица поставила на полки, на каких они стояли раньше?

Турист

Турист шел к озеру. Он дошел до перекрестка, откуда вела одна дорога направо, а другая – налево; одна шла к озеру, другая – нет. На перекрестке сидели двое парней, один из них всегда говорил правду, второй всегда лгал. Оба они отвечали на любой вопрос либо «да», либо «нет». Все это было туристу известно, но он не знал, кто из них говорит правду, а кто лжет; он также не знал, какая из дорог ведет к озеру. Турист поставил лишь один вопрос одному из парней. Какой это был вопрос, раз он узнал по ответу, какая дорога ведет к озеру?

Разбитое окно

В перерыве в классе оставалось девять учеников. Один из них разбил окно. На вопрос учителя были получены следующие ответы:

Сколько треугольников? Какая команда?

Читайте внимательно и ничего не записывайте: «Торпедо» возглавляет турнирную таблицу, «Спартак» находится на пятом месте, а «Динамо» как раз посередине между ними. Если «Локомотив» опережает «Спартака», а «Зенит» занимает место сразу же за «Динамо», то какая из перечисленных команд находится на втором месте? На раздумье дается 30 секунд.

Порядок утверждения проектов

На предприятии есть три цеха – A, B, C, договорившиеся о порядке утверждения проектов, а именно: 1. Если цех B не участвует в утверждении проекта, то в этом утверждении не участвует и цех A. 2. Если цех B принимает участие в утверждении проекта, то в нем принимают участие цехи A и C. Спрашивается: обязан ли при этих условиях цех C принимать участие в утверждении проекта, когда в утверждении принимает участие цех A?

Вечерняя прогулка

Кто из этих девяти усачей отправился на «вечернюю прогулку»?

7 кнопок

Какую из 7 кнопок надо нажать. Чтобы звонок зазвонил? Рекомендуется найти путь мысленно.

Составьте таблицу

В московском полуфинале первенства Европы по баскетболу, проходившем в советское время, места распределились следующим образом: СССР – 14 очков, Италия и Чехословакия – по 12, Израиль – 11, Финляндия – 10, ГДР и Румыния – по 9 и Венгрия – 7 очков. Согласно положению. Каждая команда за выигрыш получала 2 очка, за поражение – 1 очко, за неявку – 0 очков. Ничьи не допускались. Составьте сводную таблицу результатов игр, если известно, что команда Финляндии выиграла у команды Италии и проиграла команде Румынии.

Объяснение неизбежно

Во вторник около 10 часов утра в комнату инспектора Варнике ворвался незнакомец. Он был крайне возбужден. Руки его дрожали, взъерошенные волосы торчали во все стороны. Через несколько минут, закурив сигарету и успокоившись, посетитель начал свой рассказ: - Сегодня утром я вернулся из отпуска. Всю ночь мне пришлось трястись в поезде. Я не выспался и, придя домой, решил прилечь на диван. От усталости я не сразу заметил, что из комнаты исчез рояль, а журнальный столик и кресло сдвинуты с места. На этом листе бумаги я начертил план расположения мебели в комнате до моего отъезда. - Вот что, уважаемый, - сказал инспектор Варнике, бегло взглянув на рисунок, - Прежде всего мне совершенно ясно, что рояля у Вас вообще не было. А теперь давайте выясним, зачем Вам понадобилась эта ложь. Почему инспектор Варнике усомнился в правдивости рассказа посетителя?

ЗАДАЧИ НА ЛОГИКУ

Логические задачи , так же как и математику, называют «гимнастикой ума». Но, в отличие от математики, задачи на логику - это занимательная гимнастика, которая в увлекательной форме позволяет испытывать и тренировать мыслительные процессы, иногда в неожиданном ракурсе. Для их решения нужна сообразительность, иногда интуиция, но не специальные знания. Решение задач на логику состоит в том, чтобы досконально разобрать условие задачи, распутать клубок противоречивых связей между персонажами или объектами. Логические задачи для детей - это, как правило, целые истории с популярными действующими лицами, в которые нужно просто вжиться, почувствовать ситуацию, наглядно ее представить и уловить связи.

Даже самые сложные задачи на логику не содержат чисел, векторов, функций. Но математический способ мышления здесь необходим: главное, осмыслить и понять условие логической задачи . Не всегда самое очевидное решение, лежащее на поверхности, является правильным. Но чаще всего, решение задачи на логику оказывается гораздо проще, чем кажется на первый взгляд, несмотря на путаное условие.

Интересные задачи на логику для детей по самым разным предметам — математике, физике, биологии - вызывают у них повышенный интерес к этим учебным дисциплинам и помогают в их осмысленном изучении. Логические задачи на взвешивание, переливание, задачи на нестандартное логическое мышление помогут и в повседневной жизни решать житейские проблемы нестандартным образом.

В процессе решения задач на логику вы познакомитесь с математической логикой — отдельной наукой, именуемой по-другому «математикой без формул». Логика как наука была создана Аристотелем, который был не математиком, а философом. И логика первоначально была частью философии, одним из методов рассуждений. В труде «Аналитики» Аристотель создал 20 схем рассуждений, которые назвал силлогизмами. Одним из самых известных его силлогизмов является: «Сократ - человек; все люди смертны; значит Сократ смертен». Логика (с др.-греч. Λογική — речь, рассуждение, мысль) - это наука о правильном мышлении, или, иными словами, «искусство рассуждения».

Существуют определенные приемы решения логических задач :

способ рассуждений , с помощью которого решаются самые простые логические задачи. Этот метод считается самым тривиальным. В ходе решения используются рассуждения, последовательно учитывающие все условия задачи, которые постепенно приводят к выводу и правильному ответу.

способ таблиц, применяемый при решении текстовых логических задач. Как следует из названия, решение логических задач заключается в построении таблиц, которые позволяют наглядно представить условие задачи, контролировать процесс рассуждений и помогают сделать правильные логические выводы.

способ графов состоит в переборе возможных вариантов развития событий и окончательном выборе единственно верного решения.

способ блок-схем — метод, широко используемый в программировании и решении логических задач на переливание. Он заключается в том, что сначала в виде блоков выделяются операции (команды), затем устанавливается последовательность выполнения этих команд. Это и есть блок-схема, которая по сути является программой, выполнение которой приводит к решению поставленной задачи.

способ бильярда следует из теории траекторий (один из разделов теории вероятности). Для решения задачи необходимо нарисовать бильярдный стол и интерпретировать действия движениями бильярдного шара по разным траекториям. При этом необходимо вести записи возможных результатов в отдельной таблице.

Каждый из этих методов применим к решению логических задач из разных областей. Эти, казалось бы, сложные и научные приемы вполне можно использовать в решении задач на логику для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 классов.

Представляем вам самые разнообразные логические задачи для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 класса. Мы подобрали для вас наиболее интересные задачи на логику с ответами , которые будут интересны не только детям, но и родителям.

  • подбирайте для ребенка задачи на логику в соответствии с его возрастом и развитием
  • не торопитесь открыть ответ, позвольте ребенку самому найти решение логической задачи . Пусть он сам дойдет до правильного решения и вы увидите — какое удовольствие и чувство восторга у него возникнет при совпадении его ответа с данным.
  • в процессе решения задач на логику допустимы наводящие вопросы и косвенные подсказки, указывающие направление размышления.

С помощью нашей подборки логических задач с ответами вы действительно научитесь решать логические задачи, расширите свой кругозор и значительно разовьете логическое мышление. Дерзайте!!!

Решение логических задач — первый шаг к развитию ребенка.

Э.Давыдова

Логика - это искусство приходить к непредсказуемому выводу.

Сэмюэл Джонсон

Без логики почти невозможно внесение в наш мир гениальных находок интуиции.

Кирилл Фандеев

Человек, рассуждающий логично, приятно выделяется на фоне реального мира.

Американское изречение

Логика — это нравственность мысли и речи.

Ян Лукасевич

Страница 1 из 18

В помощь родителям и ученикам представляем вашему вниманию Задачи с ответами в рабочей тетради по логике "Юным умникам и умницам" , 2 класс, часть 2.

Вы найдете ответы на самые сложные вопросы и задачи.

ЗАНЯТИЕ 19

Разминка

1. За тобою он плетется, хоть на месте остается. Что это?
Ответ: след
2. Через речку лег, пробежать помог. Что это?
Ответ: мост.
3. Кто над нами вверх ногами?
Ответ: муха.
4. На что похожа половинка яблока?
Ответ: на другую половинку.
5. По чему часто ходят и никогда не ездят?
Ответ: по лестнице.
6. Назови кислую ягоду, которая растет на болоте.
ответ: клюква.
9. Сколько минут надо варить крутое яйцо?
Ответ: нисколько, оно уже сварено.
10. Какие буквы не употребляются в начале русских слов?
Ответ: ы, ъ, ь.

5. Врач прописал Буратино три таблетки...

Ответ: 40 минут.

7. Коля умеет складывать двузначные числа на калькуляторе. Но у Колиного калькулятора заедает кнопку "9", и она не нажимается. Напиши, как Коля может вычислить 57+29 на своем калькуляторе.
Ответ: 57 + 28 + 1 = 86

8. Рыдают буквы в каждой строчке...
Ответ: Рак.

9. Миша, Игорь, Боря и Вася занимались спортом...
Ответ: Миша - бег, Игорь - коньки, Вася - плавание, Боря - прыжки.


Упражнения из сборника Кириллова В.И. и др.

Глава 1 .

Упражнение 7

Определите вид отношения между совместимыми понятиями и изобразите его с помощью круговых схем (кругов Эйлера)

Образцы :

1. Преступление (А). Уголовное правонарушение (В). – Равнообьемность (схема 1).

2. Европейское государство (А). Федеративное государство (В). - Пересечение (перекрещивание) (схема 2).

З. Наказание (А). Ограничение свободы (В).

7.1. Высшее учебное заведение (А) . Университет. (В). - Подчинение (субординация) (схема 3).

7.2. Юрист. Депутат парламента. (В). - Пересечение (перекрещивание) (схема 2).

7.3. Тайное хищение чужого имущества (А). Кража (В). – Равнообьемность (схема 1).

Упражнение 13.

Подберите понятия, находящиеся в отношении соподчинения к данным (родовым) понятиям.

13.1. (А) Учебное заведение. (В)Школа. (С)Гимназия. (D)Лицей.

13.2. (А) Наука.(В)Биология.(С)Химия. (D)Физика.

13.3. (А) Административное право­нарушение. (В)Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав (С) Самовольная добыча янтаря.

Упражнение 14.

Подберите понятия, противоположные и противоречащие данным.

14.1. Законный – незаконный

14.2. Научный – антинаучный

Упражнение 15.

15.3 А .Наказание. В. Лишение свободы на определенный срок. С. Исправительные работы. D . Обязательные работы. E . Ограничение свободы.

Соподчинение.

15.10. Метрополитен (А). Автобус (В). Городской транспорт (С).

Отношение соподчинения: в отношении соподчинения находятся два или более понятия, объемы которых полностью не совпадают между собой, но одинаково входят (подчиняются) в объем более общего (родо­вого) для них понятия.

Упражнение 17.

Обобщите понятия

17. 10. Трудовой кодекс РФ. – Кодекс.

Упражнение 18

Ограничьте понятия .

Образец:

Периодическое издание - газета.

18.1. Осень – дождливый сентябрь.

18.2. Преступление – преступление против собственности.

18.3. Революция – научная революция.

18.4. Закон – закон исключенного третьего.

Упраженеие 23 .

Произведите анализ определений через род и видовое отличие; укажите определяемое и определяющее понятие, в последнем – род и видовое отличие.

Образец:

Суд (А) - орган государства (В), рассматривающий гражданские и уголов­ные дела в соответствии с установленными процессуальными правила­ми (С). А - определяемое понятие, Bс- определяющее, В - род, С - видо­вое отличие.

23.1. Держава (А) – большое независимое государство (В), ведущее самостоятельную политику (С). А-определяемое понятие, Вc- определяющее. В-род, С- видовое отличие.

23.2. Клика (А) – группа людей (В), стремящихся к достижению каких-либо корыстных, неблаговидных целей(С). А-определяемое понятие, ВС - определяющее. В-род, С- видовое отличие.

Упражнение 24.

24. 10. Истина - дочь разума, мать мудрости.

Неправильное определение , так как здесь метафора, а не определение.

Правильное определение: Истина - идеал познания, заключающийся в совпадении мыслимого с действительностью, в правильном понимании, знании объективной действительности.

Упражнение 25.

Укажите вид деления понятий, делимое понятие, члены основания деления.

25.1 Периодические издания подразделяются на газеты, журналы, бюллетени и периодические сборники.– Деление по видоизменению признака. Делимое понятие – периодические издания. Члены деления – газеты, журналы, бюллетени и периодические сборники.

25.2. Политические партии разделяются на правящие и оппозиционные.– Дихотомическое деление. Делимое понятие – политические партии. Члены деления – правящие и оппозиционные.

Упражнение 26.

Укажите в каких задачах произведено деление понятий и в ка­ких – расчленение целого на части.

26.1. По характеру психической активности память делят на двига­тельную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. Д еление понятий.

26.2. Рабовладельческое общество было разделено на рабов и рабо­владельцев. Расчленение целого на части.

26.3. Привычки бывают полезные или вредные. Д еление понятий.

Упражнение 28.

28.1. Соучастниками преступления являются подстрекатели и пособ­ники преступления. Деление неправильное: нарушено правило соразмерности деления. Ошибка неполного деления: соучастниками преступления является также организатор.

28. 10. Республики разделяются на парламентарные, президентские и унитарные.

Деление неправильное: смешаны основания деления: формы правления – парламентарные, унитарные и принцип устройства – унитарные.

Упражнение 31.

Образуйте дополнение к клaccy. Приведите символическую запись и схему.

Образец:

Спортсмены (1). Олимпийские чемпионы (А). 1 - А = А".

Результатом дополнения к классу спортсменов будут все

Спортсмены, кроме олимпийских чемпио­нов.

31.1. Деревья (1). Хвойные деревья (A). 1 - А = А". Лиственные деревья.

31.2. Приговоры(1). Обвинительные приговоры(A). 1 - А = А". Оправдательные приговоры.

Глава 2.

Упражнение 2.

Определите вид суждения, приведите схемы атрибутивных суж­дений и суждений с отношениями.

Образцы:

1. Внедрение новых технологий - основа повышения эффективности произ­водства. - Атрибутивное суждение (S есть P).

2. Ярославль южнее Вологды. - Суждение с отношениями (хRу).

3. В атмосфере Юпитера нет кислорода. - Суждение существования.

2.1. Исполнительные документы, по которым истек срок давности, судом в производство не принимаются. Атрибутивное суждение (S есть P ).

2.2. Май этого года по статистике теплее мая предыдущих пяти лет. - Суждение с отношениями (х R у).

2.3. Лишение свободы с отсрочкой исполнения приговора имеет воспитательный характер. Атрибутивное суждение (S есть P ).

Упражнение 3.

В данных атрибутивных суждениях найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждений, укажите, если оно есть, кванторное слово. Приведите схемы суждений.

Образец:

Российская Федерация (S) - светское государство (P). - Суждение единичное - по количеству, утвердительное - по качеству. Связка явно не выражена. Это S есть Р.

3.1. Суверенитет Российской Федерации(S) распространяется на всю ее территорию(P). - Суждение единичное - по количеству, утвердительное - по качеству. Связка – распространяется. Это S есть Р.

3.2. Судьи(S) несменяемы(P). - Суждение общее - по количеству, утвердительное - по качеству. Связка явно не выражена. Все S есть Р.

3.3. Отдельные виды уголовного наказания(S) предусматривают лишение свободы(P). - Суждение частное - по количеству, утвердительное - по качеству. Связка – предусматривают. Некоторые S есть Р.

Упражнение 4.

Суждения со сложным субъектом и сложным предикатом выразите в символической записи .

Образцы:

1. Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации (ГК, ст. 1): S (S1,S2, Sз) есть Р.

2. Край, область, город федерального значения, автономная область, авто­номный округ имеет свой устав и законодательство (Конституция Россий­ской Федерации, ст. 5):

S (S1,S2, S3, S4, S5) есть Р(Р1, Р2).

4:1. Кино, радио, телевидение, пресса стали мощными факторами воздействия на массы.

S (S1,S2, Sз, S4) есть Р.

4.2. Религиозные организации отделены от государства и равны пе­ред законом.

S есть Р (Р1, Р2).

4.10. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федера­ции находятся под защитой государства.

S (S1, S2, Sз, S4) есть Р.

Упражнение 6.

6.4. На всякого мудреца довольно простоты. Общеутвердительное суждение (А),

S распределен, Р не распределен.

6.10. Среди преступников есть особо опасные рецидивисты. Частноутвердительное

Суждение (I), S не распределен, Р не распределен.

Упражнение 7.

Укажите выделяющие и исключающие суждения. Запишите их схемы.

Образцы:

А) Президент Российской Федерации является главой государства. Выде­ляющее суждение: Президент РФ, и только он, является главой государст­ва:

S, и только S, есть Р.

Б) Обязанность по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом (ГК, ст. 14). Исключающее суждение (Все S (S1,S2 кроме Sз) есть P).

7.1. Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам. (Руссо). Единичное выделяющее суждение - S, и только S, есть Р.

7.2. Доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, должна быть нотариально заверена, за исключением случаев, предусмотренных законом (ГК, ст. 185). Исключающее суждение (Все S за исключением S1 есть P).

7.3. Только не помнящие прошлого осуждены на его повторение. Единичное выделяющее суждение - S, и только S, есть Р.

7.4. Все летние месяцы стояла солнечная погода, не считая нескольких пасмурных дней в июне. Исключающее суждение- Все S, за исключением S1…Sn, суть Р.

Упражнение 11.

11.10. К вечеру или пойдет дождь, или похолодает.

В явной логической форме:

К вечеру пойдет дождь, или похолодает.

Разделительное (дизъюнктивное) суждение, нестрогая дизъюнкция, неполная. р v q

11.15. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя застучали,

Зашлепали по листьям, сверкнула молния, гроза разразилась (Тургенев).

В явной логической форме:

Сильный ветер внезапно загудел в вышине, и деревья забушевали, и крупные капли дождя застучали, и

Зашлепали по листьям, и сверкнула молния, и гроза разразилась

Соединительное (конъюнктивное) суждение. р ^ q ^ r ^ s ^ t

Упражнение 12.

12.10. Было бы начало, будет и конец.

В яв­ной логической форме:

Если будет начало (ант.), то будет и конец (конс.). Условное суждение в символи­ческой записи: р → q.

Упражнение 14.

Выразите комбинированные сложные суждения в явной логической форме, приведите их символическую запись.

Образец:

При нарушении служащим дисциплины администрация предприятия обя­зана взять у него либо устные, либо письменные объяснения.

В явной логической форме:

Если служащий нарушил дисциплину (р), то администрация предприятия обязана взять у него либо устные (q), либо письменные объяснения (r). В символической записи: р → (q v r).

14.1. В случае злостного уклонения от уплаты штрафа, он заменяется обязательными работами, исправительными работами или аре­стом (из ст. 46 УК).

В явной логической форме:

Если злостно уклоняются от уплаты штрафа(р), то он заменяется обязательными работами(q), или исправительными работами (r), или аре­стом (s). В символической записи: р → (q v r v s).

14.2. Гражданину Российской Федерации начисляется пенсия, если он достиг пенсионного возраста и имеет необходимый стаж ра­боты.

В явной логической форме:

Если Гражданин Российской Федерации достиг пенсионного возраста (р) и имеет необходимый стаж ра­боты(р1), то ему начисляется пенсия (q). В символической записи (р ^ р1) → q.

Упражнение 17.

17.1. Принудительный труд запрещен (Конституция РФ). Запрещение F(d).

17.2. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Обязанность O(d).

17.3. В общественном транспорте запрещается провозить легковоспламеняющиеся вещества. Запрещение F(d).

17.4. Размещение в жилых домах промышленных предприятий не до­пускается (ГК, ст. 288). Запрещение F(d).

17.5. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую по­мощь (Конституция РФ, СТ. 41). Разрешение P(d).

Глава 3.

Упражнение1.

2.10 Человеку свойственно ошибаться.

Человеку не свойственно не ошибаться. Ни одно S не есть не-Р

Упражнение 2

Проверьте правильность превращения. В неправильном превращении сделайте правильный вывод. Составьте схему вывода.

2.1. Некоторые грибы ядовиты.

Некоторые грибы не являются неядовитыми. Превращение сделано правильно.

2.2. Некоторые ягоды несъедобны .

Некоторые ягоды не являются съедобными. Некот. S суть не- Р

2.3 Некоторые горы высокие.

Некоторые горы не являются невысокими. Некот. S не суть не- Р

Упражнение 5

5.2. (I )Некоторые студенты МГЮА(S -) – пepвокурсники(Р-).

(I)Некоторые пepвокурсники(Р-) - студенты МГЮА(S-)

Некоторые S суть Р

Некоторые Р суть S

Некоторые S суть Р

Некоторые Р суть S

Упражнение 6.

6:10. (I) Некоторые атрибутивные суждения(S -) - общеутвердительные(P -).

(I)Некоторые общеутвердительные суждения(P-). – атрибутивные(S-).- правильный вывод

Упражнение 8

8.10. (А) Все врачи (S

(Е) Ни один неимеющий высшее медицинское образование (нe-P) не является врачом (S).

Проверим с помощью превращения и обращения:

(А) Все врачи (S ) имеют высшее медицинское образование (Р).

(Е) Ни один врач (S ) не является не имеющим высшее образование (не-Р).

(Е) Ни один не имеющий высшее образование (нe-P) не является врачом (S).

8.11. (О) Некоторые правонарушения (S P ).

(I) Некоторые непреступные деяния (не-P) являются правонарушениями (S).

Проверим с помощью превращения и обращения:

(О) Некоторые правонарушения (S ) не являются преступными деяниями (P ).

(I) Некоторые правонарушения (S ) являются непреступные деяниями (не-Р).

(I) Некоторые непреступные деяния (не-Р) являются правонарушениями (S).

Упражнение 10.

Постройте логический квадрат. Опираясь на него, выведите суж­дения противоположные, противоречащие и подчиненные данным. Ус­тановите их истинность или ложность.

Образец:

Обвиняемый имеет право на защиту (А). Противоположность (контрар­ность): ни один обвиняемый не имеет права на защиту (┐Е). Противоречие (контрадикторность): некоторые обвиняемые не имеют права на защиту(┐О). Подчинение: некоторые обвиняемые имеют право на защиту (I).

10.10. Всякое суждение выражается в предложении(А). Ни одно суждение не выражается в предложении(┐Е) Некоторые суждения не выражаются в предложениях (┐O). Некоторые суждения выражаются в предложениях (I).

Упражнение 11.

Выполняя условия упр. 10, из приведенных суждений выведите противоречащие, частичной совместимости и подчиняющие суждения, установите их истинность или ложность .

Образец:

Некоторые государства являются унитарными (I). Противоречие: ни одно государство не является

Унитарным (┐Е). Частичная совместимость: неко­торые государства не являются унитарными(О).

Подчинение: все государ­ства являются унитарными (┐А).

11.10. Некоторые рыбы живут в реках.(I) Противоречащее: Ни одной рыбы не живет в реках (┐Е). Частичной совместимости: Некоторые рыбы не живут в реках(О) Подчиняющее: Все рыбы живут в реках(┐А).

Упражнение 13.

Сделайте полный разбор силлогизма: укажите заключение и посылки, средний, меньший и больший термины, меньшую и большую посылки. Изо­бразите в круговых схемах отношeниe между терминами.

Образцы:

1. Каждый гражданин Российской Федерации (М) имеет право на образова­ние (Р).

2. Новиков (S) - гражданин Российской Федерации (М).

З. Новиков (S) имеет право на образование (Р).

В круговых схемах:

13.3. Ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной от­ветственности. Н. не должен быть привлечен к уголовной ответ­ственности, так как он невиновен.

Ни один невиновный(М) не должен быть привлечен к уголовной от­ветственности(Р).

Н.(S ) не виновен(М).

Упражнение 16.

Определите фигуру силлогизма в задачах упражнения 15.

15.1. Судебные эксперты(P) обязаны давать правдивые показания(M).

Сви­детели(S ) обязаны давать правдивые показания.(M ) 2-я фигура

Следовательно...

15.2. Свидетели обязаны давать правдивые показания, а Иванов ­ - свидетель.

Свидетели(M) обязаны давать правдивые показания(P).

Иванов(S ) ­ - свидетель(M ).

1-я фигура

Упражнение 17.

Сделайте вывод из посылок, определите фигуру силлогизма. С помощью правил фигур установите, следует ли вывод с необходимостью.

Образец:

1. Делаем вывод из посылок:

Некоторые юристы (М) - адвокаты (Р).

Семенов (S ) - юрист (М).

Семенов (S) - адвокат (P).

3. Нарушено правило большей посылки, которая должна быть общей.

17.1. 1.Все студенты юридических вузов(М) изучают логику(Р).

Соколов(S ) не студент юридического вуза(М).

Он(S) не изучает логику(P).

2. Определяем фигуру: 1-я фигура

3. Нарушено правило меньшей посылки, которая должна быть утвердительным суждением.

17.2. 1. Все студенты юридических вузов(Р) изучают логику(М)

Федоров(S ) изу­чает логику(М) .

Федоров(S) студент юридического вуза(P).

2. Определяем фигуру: 2-я фигура

3. Нарушено правило меньшей посылки, которая должна быть отрицательным суждением.

Упражнение 19.

Укажите свойства отношений, на основании которых сделан вы­вод. Запишите схему вывода.

Образец:

Тамбов (х) южнее Рязани (у). Рязань (у) южнее Москвы (z). Сле­довательно, Тамбов (х) южнее Москвы (z). Отношение транзитивно­сти: (xRy ^ yRz)→xRz.

19.1. A = В, следовaтельно, B = А

Симметричность: xRy → yRx.

19.2. А = В, значит, А = А и В = В.

Рефлексивность xRy→ xRx ^ yRy

19.3. А > В, В> С, следовательно, А > С.

Отношение транзитивно­сти: (xRy ^ yRz)→xRz.

Упражнение 20.

Сделайте вывод из посылок, используя свойства отношений, за­пишите схему вывода .

Образец:

Пушкин - современник Дельвига. Следовательно, Дельвиг – современник Пушкина.

Симметричность: xRy → yRx.

20.1. Осло западнее Стокгольма, Стокгольм западнее Хельсинки. Следовательно, Осло западнее Хельсинки.

20.2. Вильнюс южнее Риги, Рига южнее Таллина. Следовательно, Вильнюс южнее Таллина.

Транзитивность: (xRy ^ yRx) → xRz.

Упражнение 21.

Сделайте вывод, определите его состоятельность.

Образец: Воронов знаком с Синицыным. Синицын знаком с Еремеевым. Заключение: «Воронов знаком с Еремеевым - с необходимостью не следует, так как отношение «знаком» не является транзитивным.

21.1. Ольга - сестра Татьяны. Заключение «Татьяна – сестра Ольги» следует с необходимостью, так как отношение симетрично.

21.2. Елизавета - дочь Петра. Заключение «Петр отец Елизаветы» следует с необходимостью, так как отношение симетрично.

21.3. Иван Иванович - отец Михаила. Заключение «Михаил сын Ивана Ивановича» следует с необходимостью, так как отношение симметрично.

Глава 4.

Упражнение 1

1.9. Если будет снежная зима и дождливая весна, то горные реки выйдут из берегов. Если они выйдут из берегов, то их воды размоют дороги. Если дороги окажутся размытыми, то движение по ним станет невозможным и в результате многие населенные пункты окажутся без подвоза сырья и продовольствия.

В явной логической форме:

Если будет снежная зима и дождливая весна (основание-р), то горные реки выйдут из берегов (следствие-q).

Если они выйдут из берегов (основание-q), то их воды размоют дороги (следствие -r).

Если их воды размоют дороги (основание-r), то дороги окажутся размытыми(следствие -s).

Если дороги окажутся размытыми(основание-s), то движение по ним станет невозможным(следствие -t).

Если движение по ним станет невозможным (основание- t ), то многие населенные пункты окажутся без

подвоза сырья и продовольствия. (следствие - u ).

Если будет снежная зима и дождливая весна (р), то многие населенные пункты окажутся без подвоза сырья

И продовольствия (u).

(p→ q) ^ (q→ r) ^ (r→s) ^ (s→t) ^(t→ u)

1.10. Не было гвоздя – подкова пропала.

Подкова пропала – лошадь захромала.

Лошадь захромала – командир убит.

Конница разбита, армия бежит.

Враг вступает в город, пленных не щадя,

Потому что в кузнице не было гвоздя.

В явной логической форме:

Если не будет гвоздя (основание-р), то подкова пропадет (следствие-q).

Если подкова пропадет (основание- q), то лошадь захромает (следствие- r).

Если лошадь захромает (основание- r), то командир будет убит (следствие- s).

Если командир будет убит (основание-s), то конница будет разбита (следствие- t).

Если конница будет разбита (основание- t), то армия побежит (следствие- u).

Если армия побежит (основание- u), то враг вступит в город, пленных не щадя (следствие- z).

Если не будет гвоздя (р), то враг вступит в город, пленных не щадя (z).

(p→ q) ^ (q→ r) ^ (r→s) ^ (s→t) ^(t→ u)^(u→ z)

Упражнение 2

2.1. Если туман не рассеется (основание - р), вылет будет задержан (следствие - q).

Вылет не задержали (не-q).

Туман рассеялся (не-р).

p→q, ┐ q - отрицающий модус (2)

2.2. Если изменяются экономические отношения (основание - р), изменяется и пра­восознание (следствие - q).

Экономические отношения изменились (p ).

Изменилось и пра­восознание (q).

p→q, p - утверждающий модус (1).

Упражнение 3.

З.5. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет (Кры­лов).

Если в товарищах согласья нет (р), то на лад их дело не пойдет (q).

В товарищах согласья нет (р)

На лад их дело не пойдет(q). Схема: p→q, p

Если в товарищах согласья нет (р), то на лад их дело не пойдет(q).

На лад их дело пойдет (┐q).

В товарищах согласье есть (┐р),

Схема: р→ q, ┐q

3.10. Не наловишь рыбы - не сваришь ухи.

Не наловишь рыбы (р)

Не сваришь ухи(q). Схема: p→q, p

Если не наловишь рыбы (р), то не сваришь ухи(q).

Сваришь уху (┐q).

Наловишь рыбы (┐р). Схема: р→ q, ┐q

Упражнение 5.

Сделайте ввод из посылок, установите, следует ли он с необходи­мостью.

Образец:

Привод обвиняемого без предварительного вызова может быть применен только в тех случаях (q), если он скрывается от следствия или не имеет оп­ределенного места жительства (p v r).

Обвиняемый не скрывался от следствия, он имеет определенное место жительства ┐(p v r).Следовательно, в отношении обвиняемого не может быть применен привод без предварительного вызова (┐q).

Схема: (p v r ) ≡ q , ┐(p v r )

Заключение получено по неправильному модусу - от отрицания основа­ния к отрицанию следствия. Но так как большая посылка является эквива­лентным суждением, вывод следует с необходимостью.

5.1. Если Н. совершил грабеж (р), он привлекается к уголовной ответст­венности (q).

Н. привлекается к уголовной ответственности (q)

Н. совершил грабеж (р).

p→q, q

5.10. Если к перевозке предъявляется багаж в неисправной упаковке (р), транспортная организация

Отказывается принять его(q).

Транс­портная организация отказалась принять багаж(q ).

К перевозке предъявлен багаж в неисправной упаковке (р).

p→q, q

Заключение получено от утверждения истинности следствия к утверждению истинности основания, то есть по неправильному модусу 4, который не дает достоверного заключения.

Упражнение 6.

Сделайте вывод из посылки разделительно-категорического умо­заключения, определите модус, постройте его схему, укажите виды дизъюнкции: строгая или нестрогая, полная или неполная.

Образец:

Трудовой договор заключается на определенный (р) или неопре­деленный срок (q).

Данный трудовой договор заключен на определенный срок (р).

Данный трудовой договор не заключен на неопределенный срок (не- q).

Схема: v q >, р

6.1. Суждение может быть простым(р) или сложным(q).

Суждение «Мед­ведев - Старшина милиции» - простое суждение(р).

Следователь­но, суждение «Мед­ведев - Старшина милиции» не является сложным(не-q)

Схема: v q >, р

┐q – строгая закрытая дизъюнкция, утверж­дающе-отрицающий модус.

6.2. По физическим характеристикам планеты Солнечной системы дeлятcя на планеты земного типа(р) и

Планеты – гиганты(q).

Юпитер не относится к планетам земного типа (не-р).

Значит, Юпитер планета – гигант(q).

Схема: р ^ q , ┐р

Q – конъюнкция, отрицающе -утверж­дающий модус.

Упражнение 7.

7.10. В этом озере можно поймать и щуку(p), и леща (q), и окуня (r), и плотву (z).

1.Умозаключение по утверждающе-отрицающему модусу.

В этом озере можно поймать щуку (р).

В этом озере нельзя поймать леща (┐q), окуня (┐r), и плотву (┐z).

Схема: p ^ q ^ r ^ z , p

┐q ^ ┐r ^ ┐z - заключение следует с необходимостью.

В этом озере нельзя поймать щуку (┐р).

В этом озере можно поймать леща (q), окуня (r), и плотву (z).

p ^ q ^ r ^ z >,┐р

Q, r ^ z - заключение следует с необходимостью.

Упражнение 8.

8.10. По существующим версиям директор одной из московских школ Е.Е. либо погибла в результате несчастного случая (p), либо покончила жизнь самоубийством (q), либо произошло убийство(r).

1. Умозаключение по утверждающе-отрицающему модусу.

По существующим версиям директор одной из московских школ Е.Е. погибла в результате несчастного случая (p ).

По существующим версиям директор одной из московских школ Е.Е. не погибла в результате самоубийства (┐q) и убийства(┐r).

Схема: p ^ q ^ r , p

2.Умозаключение по отрицающе-утверждающему модусу.

По существующим версиям директор одной из московских школ Е.Е. не погибла в результате несчастного случая (┐ p ).

По существующим версиям директор одной из московских школ Е.Е. погибла либо в результате самоубийства (q) либо убийства (r).

Схема: p ^ q ^ r >,┐р

Упражнение 11.

Сформулируйте пропущенную часть умозаключения, проверьте правильность вывода.

Образец:

Обвиняемый имеет право на защиту. Следовательно, Л. имеет право на защиту.

1. Находим заключение (оно начинается в данной задаче со слова «сле­довательно.): «Л. (S) имеет право на защиту (P)»

2. Посылка «обвиняемый (М) имеет право на защиту (Р)» является боль­шей, так как в нее входит большой термин - предикат заключения.

3. Восстанавливаем пропущенную - меньшую посылку: «Л. (S) - обвиняе­мый (М)»

4. Силлогизм примет форму:

Обвиняемый (М) имеет право на защиту (Р).

Л. (S ) - обвиняемый (М).

Л. (S) имеет право на защиту (P).

11.1. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Д. – обвиняемый. -

Обвиняемый(М) не обязан доказывать свою невиновность(Р).

Д.(S ) – обвиняемый(М).

Д.(S) не обязан доказывать свою невиновность (Р).

Это 1-я фигура простого категорического силлогизма. Все правила со­блюдены, вывод правильный.

11.2. Наблюдение широко используется в оперативно-розыскной работе. Наблюдение - метод научного познания. - Имеются большая и малая посылки, отсутствует вывод.

Наблюдение(М) широко используется в оперативно-розыскной ра­боте(Р).

Наблюдение(М) - метод научного познания.(S ) .

Некоторые методы научного познания(S) широко используется в оперативно-розыскной ра­боте(Р).

Это 3-я фигура простого категорического силлогизма. Все правила со­блюдены, вывод правильный.

Упражнение 12

Подберите рассуждение в форме энтимемы из учебной, научной или художественной литературы, разверните их в полное умозаключение.

1. "Я - литератор, следовательно, я тощ и легковесен". (А.П.Чехов) – Пропущена большая посылка.

Все литераторы тощи и легковесны .

Я - литератор.

Я тощ и легковесен.

2."Собака не может лазать по портьерам, Ватсон, следовательно, это не собака" (А.Конан-Дойль).– Пропущена меньшая посылка.

Собака не может лазать по портьерам.

То, что способно лазать по портьерам, данное животное.

Данное животное - не собака.

Глава V. Индуктивные умозаключения.

Упражнение 1 .

1.1. Для выступления с докладами на общеинститутской студенче­ской конференции подготовились шесть членов кружка по фи­лософии: Алексеев, Борисова, Круглов, Морозов, Константинов и Новиков. Студент Алексеев выступил с докладом на пленарном заседании (посылки). Студенты Борисова, Круглов, Морозов, Константинов и Новиков выступили с докладами на секциях (посылки). Таким образом, все члены кружка по философии, приготовившие доклады, выступили на конференции (заключение).

Умозаключение полной индукции, вывод достоверен.

1.13. 18 декабря на Лесной улице напротив кафе гр-на А. догнали два парня и неожиданно ударили ножом в спину. Когда А. упал, пар­ни обшарили его карманы (посылки). В тот же вечер на Красноармейской улице, в 100 м от нападения на гражданина A., неизвестные лица нанес­ли ножевые ранения гр-ну Л. (посылки). Потерпевший не разглядел нападавших и сообщить о них ничего не мог. Вскоре поступили сведения о разбойном нападении на гр-на С., которое произошло в ночь на 19 дека6ря. Преступники настигли С. на ул. Строителей, нанесли ему ножевые ранения в спину и отобрали наручные часы (посылки). Возникло предположение, что перечисленные преступления совершены одной и той же группой лиц. Все нападения совер­шены в одном микрорайоне, характер действий во всех случа­ях был одинаков: преступники нападали сзади, ударяли потерпевшего ножом в спину и, когда тот не мог уже сопротив­ляться, - грабили (заключение).

Умозаключение по аналогии.

Упражнение 2

2.4. Ни один: студент нашей группы не является неуспевающим. Д анное обобщение можно получить с помощью полной индукции.

2.5. Механическое движение способно посредством трения превра­щаться в теплоту. Нельзя

Упражнение 5.

Определите, какой метод научной индукции применяeтcя в следующих рассуждениях. Запишите их в виде схем.

Образец:

При обследовании большой группы пациентов, страдающих гипертониче­ской болезнью (А) при отсутствии у них каких-либо других серьезных забо­леваний (В) и при обычной диете (С") отмечалось высокое давление крови(d"). Им была назначена диета с пониженным содержанием соли (С²). Уже через месяц было зарегистрировано пониженное давление крови (d²). Но как только содержание соли в диете увеличивали (С³), эффект значитель­но ослабевал (d³). Это свидетельствует о том, что одним из методов лече­ния гипертонии может служить ограничение потребления соли (С).

1) АВС" - (обычная диета) вызывает d" .

2) АВС² - (диета с пониженным содержанием соли) вызывает d² .

З) АВС³ - (увеличение содержания соли) вызывает d³.

По-видимому, С является причиной d.

5.1. Там, где плотность населения незначительна(А"), при прочих рав­ных условиях(В) развитие производительных сил происходит мед­леннее(d"). Более высокая плотность населения (А²) при прочих равных условиях(В) служит одной из важных предпосылок быстрого раз­вития производства(d²). Значит, от плотности населения (А) в той или иной мере зависит ускорение или замедление темпов развития производства (d).

Метод сопутствующих изменений:

1) А"В - вызывает d"

2) А²В - вызывает d²

5.2. Исследуя происхождение цветов радуги, английский мыслитель Роджер Бэкон установил, что цвета радуги(d) появляются при про­пускании света(А) сквозь шестигранные кристаллы(В). Расширив об­ласть своих наблюдений, он открыл, что то же явление (d) имеет ме­сто и при прохождении света(А) через другие прозрачные среды(C); он нашел его (d) в каплях росы(E), в пыли водопада (F), в брызгах от ударов веслами по воде (G). Бэкон установил, что причиной появления цветов радуги (d) явля­ется прохождение света (А) через прозрачные среды сферической или призматической формы(H).

Метод сходства:

1) АВ - вызывает d

2) АC - вызывает d

3) АЕFG - вызывает d

По-видимому, А является причиной d.

Глава 6.

Упражнение 2

2.1. а) записываем тезис:

История России - социальная наука.

б) подбираем аргументы:

Все науки, изучающие общество, являются социальными (а1).

История изучает общество России. (а2).

(а1) Все науки, изучающие общество, являются социальными

(а2) История изучает общество России.

Т – История России - социальная наука.

Правила 1 фигуры соблюдены.Тезис доказан.

2.2. а) записываем тезис:

Земля обращается вокруг Солнца по планетной орбите.

б) подбираем аргументы:

Все планеты солнечной системы обращаются вокруг солнца по планетной орбите. (а1).

Земля – планета солнечной системы. (а2).

Строим демонстрацию в форме 1 фигуры простого категорического силлогизма :

(а1) Все планеты солнечной системы обращаются вокруг солнца по планетной орбите.

(а2) Земля – планета солнечной системы.

Т – Земля обращается вокруг Солнца по планетной орбите.

Правила 1 фигуры соблюдены.Тезис доказан.

2.3. а) записываем тезис:

Суждение «Обвиняемый имеет право на защиту» - общее.

б) подбираем аргументы:

Все суждения, в которых что-либо утверждается или отрицается обо всех предметах некоторого класса, являются общими (а1).

Суждение «Обвиняемый имеет право на защиту» содержит утверждение обо всех предметах некоторого класса (а2).

Строим демонстрацию в форме 1 фигуры простого категорического силлогизма :

(а1) Все суждения, в которых что-либо утверждается или отрицается обо всех предметах некоторого класса, являются общими.

(а2) Суждение «Обвиняемый имеет право на защиту» содержит утверждение обо всех предметах некоторого класса.

Т – Суждение «Обвиняемый имеет право на защиту» - общее.

Правила 1 фигуры соблюдены.Тезис доказан.

Упражнение 4

К данным тезисам подберите аргументы, постройте демонстрацию, используя аналогию, как форму обоснования.

Образец:

А) записываем тезис:

Скорее всего в новой квартире комнатные фиалки будут расти хорошо.

Б) подбираем аргументы:

А 1 - А В старой квартире комнатные фиалки росли хорошо (Р), там не было много солнца (К), в цветочных горшках была неплохая почва (С), фиалки вовремя и в меру поливались (Д).

А 2 - В. В новой квартире также немного солнца (К), в цветочных горшках та же неплохая почва (С), фиалки вовремя и в меру поливаются (Д).

В) делаем заключение:

Т. Следовательно, по-видимому, в новой квартире комнатные фиалки будут расти хорошо (Р).

Г) записываем схему:

A 1 (А имеет признаки Р, К, С, Д)

а 2 (В имеет признаки К, С, Д).

Тезис-правдоподобен.

А) записываем тезис:

Преступление совершено Кармановым.

Б) подбираем аргументы:

А 1 – А. В преступлении, совершенном Кармановым на улице Первомайской было вскрыто пластиковое окно (Р), стеклопакет был аккуратно вынут из рамы (К), на полу были оставлены отпечатки следов кроссовок (С), к батарее был привязан синтетический шнур (Д).

А 2 - В. В преступлении, совершенном на улице Советской стеклопакет был аккуратно вынут из рамы (К), на полу были оставлены отпечатки следов кроссовок (С), к батарее был привязан синтетический шнур (Д).

В) делаем заключение:

Т. Следовательно, по-видимому, преступление совершено Кармановым (Р).

Г) записываем схему:

A 1 (А имеет признаки Р, К, С, Д)

А 2 ( В имеет признаки К, С, Д).

Т (В, по-видимому, имеет признак Р);

Д) рассуждение построено в форме аналогии предметов.

Тезис-правдоподобен.

Упражнение 5

К данным тезисам подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя любую форму обоснования.

Образец:

А) записываем тезис:

Н. привлекается к уголовной ответственности по статье 159 УК РФ.

Б) подбираем аргументы:

а1 -Лицо, занимающееся мошенничеством, привлекается к уголовной ответственности по статье 159 УК РФ;

А 2 -Н. занимался мошенничеством;

В) строим демонстрацию в форме первой фигуры простого категорического силлогизма:

Лицо, занимающееся мошенничеством, привлекается к уголовной ответственности по статье 159 УК РФ.

Н. занимался мошенничеством.

Н. привлекается к уголовной ответственности по статье 159 УК РФ;

Г) тезис доказан: заключение получено с соблюдением правил первой фигуры.

5.1. а) записываем тезис:

Некоторые известные русские юристы занимались литературной деятельностью.

Б) подбираем аргументы:

а 1 –А.Ф.Кони занимался литературной деятельностью.

А 2 – А.Ф.Кони - известный русский юрист.

В) строим демонстрацию в форме третьей фигуры простого категорического силлогизма:

А.Ф.Кони (М) занимался литературной деятельностью (P)

А.Ф.Кони (М)- известный русский юрист (S)

Некоторые известные русские юристы (S) занимались литературной деятельностью (P).

Г) тезис доказан: заключение получено с соблюдением правил третьей фигуры.

Глава 7.

Упражнение 2.

Объясните, почему данные суждения, взятые вне контекста, являются неопределенными.

Образец:

Федоров гордился этой операцией. Слово «операция» многозначно, поэто­му не понятно, о какой операции идет речь: военной, хирургической, фи­нансовой.

2.1. Он сел за книги. Употребление местоимения «он» делает непонятным, кто этот он.

2.2. Утром все получили новые наряды. Употребление местоимения «все» делает непонятным, кто эти все.

2.3. Он погнал лошадь под гору в карьер. Употребление местоимения «он» делает непонятным, кто этот он.

Упражнение 5.

Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными данные пары суждений. Правильность проверьте по логическому квадрату.

Образец:

Все преступления совершаются умышленно (А).

Некоторые преступления не совершаются умышленно (О).

Это противоречащие (контрадикторные) суждения, они не могут быть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно (здесь– второе суждение).

5.1. Некоторые студенты 1-го курса сдали зачет по иностранному языку досрочно(I).

Ни один студент 1-го курса зачет по иностран­ному языку досрочно не сдавал (E).

Это противоречащие (контрадикторные) суждения, они не могут быть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно (здесь– первое суждение).

5.2. Всякая наука имеет свой предмет исследования (А).

Ни одна наука своего предмета исследования не имеет(E)..

Это противоположные (контрарные) суждения, истинно здесь– первое суждение

Упражнение 6

Опpeделите в каких рассуждениях нарушены требования закона достаточного основания.

6.1. Поляков изучает высшую математику, так как он студент техни­ческого вуза, а в технических вузах все студенты изучают выс­шую математику. Т ребования закона достаточного основания не нарушены.

6.2. Семенов студент, ведь он сдает экзамены. Т ребования закона достаточного основания нарушены: отсутствует логическая связь между основанием и следствием.

6.3. Д. не давал и не получал взяток, поэтому он не может быть при­влечен к уголовной ответственности.

Требования закона достаточного основания не нарушены.

Не нашли свое упражнение, обращайтесь по телефону 89877205428 (МТС) Юрий, подберу решенное или решу (недорого).



  • Разделы сайта