Школа фигурного катания олимпик. Фигурное катание. Школа фигурного катания "Олимпик"

Айкидо один из наиболее молодых видов воинских искусств Японии, основателем которого является Морихей Уесиба. Айкидо - искусство, синтезирующее в себе изучение техники приемов, духовных, энергетических, психологических аспектов развития личности.

Айкидо одинаково эффективно, как общеукрепляющая и саморазвивающая здоровье система упражнений, так и прикладная ее часть, которая является универсальным средством самообороны.

Являясь разновидностью японских будо (боевых искусств), айкидо представляет собой превосходно сбалансированную систему физического, психического и духовного воспитания личности. Ее специфическая философия, граничащая с религией, также представляет огромный интерес для исследователей и заслуживает отдельного изучения.

Айкидо отказываются причислять к спорту как сами спортсмены, так и теоретики спорта, поскольку принципиальное отсутствие каких-либо соревнований не позволяет охарактеризовать его как вид спорта. Однако айкидо все же более спорт, чем просто физическая культура, поскольку постоянное стремление к повышению мастерства и оттачивание навыков - черта, характерная для высшего спорта. Да и пресловутое отсутствие физических нагрузок, которым так гордятся айкидоисты - не более чем миф (достаточно вспомнить "Адский зал" основателя айкидо Морихэя Уэсибы).

В последнее время айкидо приобретает все больше поклонников и последователей по всему миру. Такие характерные черты этого искусства, как демократичность требований к уровню физической подготовки, возрасту и полу занимающихся, кажущееся отсутствие больших физических нагрузок, красота и гармоничность движений, очевидная несоревновательная направленность, привлекают к нему тысячи людей самых разных возрастов и профессий. Это и спортсмены со стажем, собирающиеся повысить уровень своей общей подготовки, и люди со слабым здоровьем, желающие его поправить, и люди экстремальных профессий (военные, охранники, милиционеры), и дети самых разных возрастов, и многие, многие другие.

Совершенно очевидно, что японская методика тренировок, рассчитанная на человека с восточным (а более конкретно - с японским) менталитетом и основывающаяся на тысячелетней традиции передачи знаний, неприменима в оригинальном виде при обучении спортсменов-европейцев и требует определенной адаптации к западным условиям, с учетом сложившихся на Западе традиций обучения спортсменов.

Гипертрофированный коллективизм, слепое подчинение авторитету старшего, стремление принадлежать какому-либо кай (обществу людей, связанных единой идеей) или иэ (родовой общине), веками вырабатывавшиеся в Японии, являются залогом успешного роста айкидоистов в техническом и духовном плане.

Однако при столкновении с прагматическим мышлением европейских спортсменов-индивидуалистов традиционная методика часто терпит крах, поскольку требует полной перестройки сознания занимающихся на японский лад, а это удается лишь отдельным энтузиастам. Основная же масса занимающихся айкидо чаще всего воспринимает лишь технику, и часто достигает хороших результатов, однако дальнейший прогресс в техническом плане оказывается практически невозможным из-за отсутствия духовной наполненности отрабатываемых действий.

Другая, не менее важная проблема обучения айкидо - возраст занимающихся. С какого возраста можно начинать тренировки? Какие требования имеет смысл предъявлять к малолетним спортсменам? Какие подходы использовать при обучении детей и подростков, а ведь они составляют весьма значительный процент занимающихся? На эти вопросы до сих пор не получено четких ответов. Обучение детей либо предполагает слепое копирование схем построения тренировок для взрослых с поправкой на возраст занимающихся, либо обусловлено субъективно-интуитивным видением каждого отдельного тренера.

Практика Айкидо весьма полезна для людей любого возраста, не зависимо от физических данных, не носит религиозного характера, одинаково доступна для всех желающих.

Это единоборство представляет собой синтез воинских искусств, сведенных в эффективную систему защиты. Кроме того, это еще и динамическая форма медитации, которая призвана решить большинство конфликтных ситуаций.

Айкидо относится к традиционным будо. Название состоит из трёх иероглифов, имеющих следующее значение:

Ай (яп. 合) - 1. подходить для чего-либо; 2. совпадать, согласовываться; 3. быть правильным; 4. Гармония, единение.
Ки (яп. 気) - энергия духа, жизненная энергия, дыхание, движение пара (кит. ци);
До (яп. 道) - дорога, путь, метод.

Традиционное Айкидо - современное восточное единоборство. Оно было развито от традиционных воинских искусств O-сенсеем Морихеем Уесиба (родился 14 декабря 1883 г., умер 26 апреля 1969 г.). Уесиба, рожденный в Taнабе (теперь префектура Вакаяма в Японии), постепенно стал одним из самых больших мастеров в военных искусствах его времени. На него особенно повлияло и вдохновило Дайто рю Айки джиу-джитсу мастера Сокаку Такеда. Это военное искусство стало технической основой Айкидо O-сенсея. Другое большое влияние на Уесибу было оказано человеком по имени Онисабуро Дегучи. Это был духовный лидер Oмото-кио, группы людей, занимающихся Синтоизмом. Именно через Oнисабуро и его духовное обучение O-сенсей нашел основу для развития "aiki"- создание гармонии между физическим и духовным в Айкидо и в жизни. Исходя из своего обширного опыта, O-сенсей создавал Budo, которое он наконец назвал Айкидо. Хотя Айкидо - недавно развитое военное искусство, это искусство, основанное на твердых, проверенных и испытанных принципах, как для техники без оружия, так и с оружием.

Айкидо прошло различные стадии после собственного развития Уесибы: от Дайто рю - базовой техники 1930-ых - к Айкидо, каким мы знаем его сегодня. Хонбу Додзё было основано в 1927 г. в Токио, но когда началась Вторая Мировая Война, Уесиба переехал в деревню Ивама, к северу от Токио в префектуре Ибараки. Он неоднократно говорил, что Ивама была местом, где его Айкидо было систематизировано и усовершенствовано.

И именно в Ивама Доджо он завершил создание и преподавал базовые и продвинутые формы техники с пустыми руками. Также это было единственное место, где Уесиба регулярно и систематически преподавал технику с оружием, которую он развил как неотъемлимую часть искусства Айкидо. Таким образом Айкидо О-сенсея состоит из трёх переплетающихся дисциплин: ken (меч), jou (палка) и taijutsu.

Пять принципов айкидо, сформулированные Основателем:
  1. Айкидо - это путь, который вечно объединяет все пути Вселенной; это Универсальный Разум, который содержит все и все объединяет.
  2. Айкидо - это истина, которой учит Вселенная и которая должна применяться к нашим жизням на Земле.
  3. Айкидо - это принцип и путь, который объединяет человечество с Универсальным Сознанием.
  4. Айкидо придет к своему завершению, когда каждый, кто следовал своему истинному пути, станет одним целым со Вселенной.
  5. Айкидо - это путь силы и сострадания, который ведет к бесконечному совершенству и вечно растущей славе Бога.

Период Кобукан Додзё (Часть I)

В апреле 1931 года Морихей Уесиба, основатель айкидо, открыл в районе Синдзуки в Токио частное додзё под названием «Кобукан». Более чем на десять лет оно стало центром всей деятельности Основателя и местом, с которым связывают рождение айкидо, духовного воинского искусства Японии...

Период Кобукан Додзё (Часть II)

В первой части мы видели, какое драматическое влияние оказали на жизнь и психологическое состояние Морихея Уесиба Второй Инцидент Омото и его последствия. Он не мог больше встречаться со многими людьми, с которыми у него за предшествующие 15 лет установились хорошие связи, поскольку японское правительство преследовало членов сообщества Омото. Некоторое время Морихей скрывался в доме начальника полиции Сонезаки, и только затем смог вернуться к обычной жизни и тренировкам...

Истоки айкидо

По мнению некоторых исследователей, предшествовавшее Айкидо комплексное боевое искусство Айкидзюдзюцу было основано шестым сыном императора Сэйва (850-880), принцем Тэйдзюном и через сына последнего, Цунэмото, стало достоянием могущест-венного самурайского клана Минамото...

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 6

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 5

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 4

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 3

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 2

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 1

Хронология айкидо

История развития айкидо с момента рождения О-сэнсэя до конца ХХ века.

Ивама: место рождения айкидо

Спроси любого айкидоку, кто является основателем айкидо, и даже новичок без особого труда сможет назвать имя Морихея Уэсибы. По-видимому, это можно объяснить тем, что фотография Основателя висит на видном месте практически в каждом додзё по всему миру, да и в разговорах имя учителя упоминается достаточно часто. Но если не останавливаться на первом вопросе, а продолжать спрашивать дальше: когда и где Уесиба развивал и совершенствовал свое искусство - то даже среди опытных айкидок мало кто сможет дать точный ответ.

В сентябре 1989 г. в Ленинград приехала делегация Копенгагенского Айкидо клуба, ученики Сайто - сенсея: Итан Вейсгард (3 дан), Кит (3 дан), Ян Стеффенсен (2 дан), Ларс Ландберг (2 дан). Был проведен двухнедельный семинар. А в октябре того же года был организован клуб Айкидо "Такемусу Айки". С этого момента и начинается история Такемусу Айкидо России.

МЕАФА

Международная Евро-Азиатская Федерация Айкидо (МЕАФА) является основанным на членстве некоммерческим общественным объединением, созданным для защиты общих интересов и достижения уставных целей и задач, направленных на развитие и популяризацию айкидо.

Содержание статьи

АЙКИДО, вид японского боевого искусства, созданный на основе нескольких школ джиу-джитсу; дословно – путь («до») гармонии («ай») жизненной энергии («ки»). Айкидо отличается от других единоборств ярко выраженным оборонительным характером. В этой системе самозащиты акцент делается на психосоматической релаксации, позволяющей сохранять внутреннее равновесие и спокойствие в критических ситуациях и использовать атакующую мощь противника против него самого. Движения айкидо кажутся легкими и изящными, плавными, мягкими, но в действительности они наполнены внутренней мощью, позволяющей мастеру айкидо проявлять силу и скорость в нужный момент. Мощным вращением айкидоист вовлекает в свое движение противника, нарушая его равновесие, и при необходимости усугубляет положение болевым воздействием на суставы рук. Такая техника требует не только хорошей физической подготовки и искусного владения приемами, но, прежде всего, большой психологической натренированности, позволяющей в совершенстве владеть собой.

Историческая справка.

Уэсиба подчеркивал миролюбивый характер искусства самозащиты и утверждал, что подлинное боевое искусство не должно опираться на грубую силу, способную только разрушать, что истинны лишь те виды единоборства, которые облагораживают самого мастера. Подход к этой системе как к определенному «пути» морального и психофизического совершенствования человека отразился в самом названии основанной Уэсибой системы, в котором традиционное обозначение боевых искусств – «дзюцу» (искусство, техника) – было заменено на «до» (путь).

9 февраля 1948 Министерство образования Японии дало разрешение Уэсибе на создание международной организации «Айкикай». Тогда же главный додзе (помещение для занятий; дословно – место, где следуют пути) в Токио был переименован во Всемирный центр айкидо.

В сентябре 1956 организация «Айкикай» провела первую после Второй мировой войны публичную демонстрацию боевых искусств, продолжавшуюся пять дней и оставившую неизгладимое впечатление на высокопоставленных иностранных гостей. 1956 можно назвать годом международного признания айкидо. Желающие обучаться айкидо съезжались в Токио со всех континентов. Как каратэ и дзюдо, айкидо широко распространилось за пределами Японии, в том числе в России.

Подготовка в айкидо.

Костюм для занятий айкидо состоит из хлопчатобумажных куртки, штанов и пояса. Цвет пояса так же, как в дзюдо и каратэ, определяет уровень мастерства айкидоиста. Все мастера выше первого дана должны носить дополнительно традиционную японскую юбку-штаны (хакама) черного цвета. В отличие от других видов борьбы, атмосфера в додзе, где тренируются айкидоисты, скорее «мягкая», чем «строгая». Она наполнена душевным спокойствием, взаимной доброжелательностью, избавлена от элементов агрессии и ненависти. Важны, однако, внимание, сосредоточенность и сознательная дисциплина. Эффективность приемов зависит от точного взаимодействия многих мелких элементов. Большое внимание в подготовке айкидоиста уделяется умению падать из самых разных положений, поскольку техника айкидо основана в основном на бросках, усиленных болевыми приемами. Отработка приемов айкидо осуществляется, как правило, в парах. Большое место отведено аутогенной тренировке и упражнениям для психической релаксации.

В организациях айкидо, следующих традициям Айкикай, соревнования не проводятся. Последователи классического айкидо мотивируют это тем, что в айкидо отсутствует наступательная техника. Все приемы разучиваются и шлифуются исходя из концепции обороны.

Айкидо в России.

В России существует множество организаций и федераций айкидо, которые представлены в различных международных объединениях. Крупнейшим таким объединением в мире до сих пор остается «Айкикай», в котором членствуют и российские организации айкидо.

Постановлением № 1/13а Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму от 18 августа 1995 айкидо включено в перечень видов спорта «для введения в государственную программу физического воспитания населения и рекомендуемых для развития в Российской Федерации».

Первое упоминание об айкибудо относится к 712 г. В древнейшем японском памятнике "Книга старинных вещей" одна из легенд рассказывает о сражении правителя Такеми Наката с богами боевых искусств Кашимой и Катори. Сын Накаты вызвал богов на рукопашный бой ("тэгои") и потерпел поражение. Едва он дотронулся до руки Кашимы, как его руки и оружие превратились в лед, после этого некая сила подбросила его вверх, и он замертво упал на землю. Прием, который применил бог военного искусства, основывался на объединении положительной и отрицательной энергии, дыхательной силе "айки" и "айки-ин-ё", что послужило основанием для зарождения такого известного вида единоборств, как "дайто рю айки дзю-дзюцу", который, в свою очередь, стал промежуточным этапом развития айкибудо.

История айкидо

Первым человеком, применявшим и изучавшим приемы борьбы "дайто рю айки дзю-дзюцу", был Минамоту Ёсимицу. Его имя неотрывно связано с историей становления айкибудо. Талантливый полководец и военачальник, он постигал методы боевого искусства на телах людей, погибших в сражениях. Так впервые была отработана техника "кансецу" (замков), а также различных бросков, ударов и других приемов.

За свои заслуги Ёсимицу получил титул князя и поместье. Боевое искусство, основанное Ёсимицу, было продолжено членами его семьи, внуками и правнуками. Он явился первым представителем знаменитого рода Такеда. Приемы боевого искусства держались под строгим секретом, являлись достоянием рода и развивались его потомками вплоть до начала XX века, до последнего представителя рода - Такеды Сокаку.

Наиболее известным учеником Такеды Сокаку стал Уэсиба Морихэи (1883-1969), потомок старинного самурайского рода из префектуры Вакаяма. Начиная с 1915 г. он был учеником мастера, а спустя семь лет стал его помощником и ассистентом. В 1931 г. учитель передал своему ученику манускрипт, в котором была отражена история семьи Такеда с первых лет ее образования до последнего времени и описание приемов боевого искусства "дайто рю айки дзю-дзюцу".

Великому Уэсибе Морихэи принадлежит идея создания нового вида боевого искусства - "айкидо", которое основывалось на учении Такеды Сокаку "дайто рю айки дзю-дзюцу". Он разработал философскую основу этого учения, придав ей форму "Сокровенного Знания". Техника приемов нового учения очень сильно отличалась от школы Такеда. В 1932 г. Уэсиба открывает свою школу, целиком отдаваясь задаче расширения базиса "айкидзюцу". Он стремится через занятия установить непосредственную связь с природой, совершенствовать себя и тем самым улучшать общество. Его влияние на учеников оказалось достаточно сильным, а идеи стали популярны среди широкой части японского общества. Вскоре линия Сокаку, традиционная или консервативная часть, стала сильно уступать по популярности новому прогрессивному направлению. "Айкидо" Уэсибы существенно отличается от традиционного направления "айки дзю-дзюцу" Сокаку в задачах, технике и методах занятий, потому Уэсиба и считается настоящим основателем айкидо.

Сегодня айкидо - это современная система самозащиты (в том числе и от вооруженного человека), использующая энергию нападающего, а также развивающийся вид боевого искусства, получивший признание не только на Дальнем Востоке, в Японии, но и в Европе.

Одежда для айкидо

Требование носить определенную форму одежды на занятиях айкидо - важный аспект тренировок.

Одинаковая форма выражает собой равенство стоящих на татами друг перед другом. Все присутствующие на татами являются учениками (кроме инструктора), отсюда следует одинаковая форма. Она же позволяет сконцентрироваться на тренировке, как ученикам, так и инструктору. "Доги" (форма для занятий) не позволяет направлять внимание на социальный статус учеников, что невыполнимо при свободной форме одежды, т.к. в этом случае неизбежны эмоции по поводу формы: недовольство инструктора или зависть учеников.

  • Собираясь из дома на тренировку, аккуратно уложите свою форму в сумку, так чтобы она не помялась.
  • В зал следует входить только в специальной форме. Это может быть специальная одежда для занятий айкидо - "доги" или при ее отсутствии - спортивные брюки и футболка.
  • Вы должны иметь сменные тапочки для передвижения по помещениям вне татами.
  • Одежду для занятий необходимо стирать не реже одного раза в неделю.
  • Одежда для занятий должна быть чистой и отглаженной, иметь хороший вид и запах. Не культурно посещать занятия в грязной, мятой и дурно пахнущей одежде с дырами и прорехами.
  • Одежда для занятий не должна использоваться для других целей.
  • Нельзя одевать под куртку (кроме женщин) футболки (футболка у женщин должна быть белой и желательно без рисунка на ней).
  • Полы куртки запахиваются слева направо (независимо от пола занимающегося), узел пояса завязывается так, чтобы его концы были одинаковой длины.
  • Нельзя входить в зал с незавязанным поясом на "доги" или неодетым полностью.


  • Разделы сайта