Правила русской дуэли 19 го века. Дуэль: история зарождения. Отличие русских дуэлей от европейских. Потому что вы высмеяли его шляпу

Наш мир наполнен массой невероятно удивительных явлений. Одиозные и курьезные, привлекательные и манящие, они вводят в ступор и восторг одновременно. В нашей сегодняшней статье собрано все самое необычное в мире.

Река под рекой

В далекой Мексике находится река, чье русло наполнено спокойными водными потоками, а берега покрыты растениями. В общем, речка как речка…Если не считать того, что спрятана она на глубине 8 метров под водой.

Удивительная река образовалась благодаря одному из физических законов. В ее состав входит сочетание сероводорода и соленой воды, которое плотнее морской. При оседании, она формирует необычную границу в подводном царстве.

Путешественники рассказывают, что там, внизу, у многих возникает ощущение, что они парят над удивительным царством, придуманным чьей-то нестандартной фантазией.

Города на дне морском

Наверное, каждый из нас слышал сказания об Атлантиде – древнейшем городе, скрывшемся в морской пучине. Исследователи так и не смогли найти его останков, но обнаружили другие изумительные и одновременно зловещие подводные поселения:

  • Порт-Ройал на Ямайке . 4 века назад он считался самым греховным городом на планете, но летом 1692 года произошло сильнейшее землетрясение, которое унесло в морские глубины поселение и две тысячи его жителей. Сегодня Порт-Ройал скрыт под 20-тью метрами океанской воды.

  • Дварка в Индии . Его останки разыскали в 2000 году, под 40-метровым слоем воды, хотя до этого он считался просто мифом. Город посвящен Кришне и включает 70 тысяч дворцов из различных драгметаллов. Его руины состоят из невероятно четких и правильных фигур.

  • Львиный город в Китае . По праву входит в список самых необычных мест в мире. Создан в 20-200 г. н.э., занимал территорию 62-х футбольных площадок. Затоплен на уровне 25-40 м. в Озере «1000 Островов» и содержит массу прекрасных скульптур.

  • . У морских границ Александрии скрывается удивительный замок легендарной древнеегипетской владычицы. Считается, что он был затоплен больше полутора тысяч лет назад. Рядом с ним обнаружен храм Исиды и 140 загадочных исторических предметов.

Ползущие валуны в Калифорнии

Передвигающиеся (ползущие) камни – это геологическое чудо, которое наблюдается в пересохшем водоеме Рейстрэк-Плайя, расположенном в американской Долине Смерти. Вся территория усыпана следами, ведущими к каменным образованиям, раскиданны на внушительном расстоянии от их изначального месторасположения.


Ученые уверены, что перемещаются они без внешнего воздействия, однако сам момент движения никогда не был запечатлен. Основная масса валунов стремится на низ озера с большого доломитового возвышения. Масса камней может достигать нескольких сотен килограммов.

Скольжение происходит раз в 2-3 года. По мнению исследователей, оно вызвано сбоями температурного режима и движением воды.

Черное солнце в Дании

«Черным солнцем» называют датчане громадные стаи скворцов, создающих в воздухе разнообразные фигуры, практически закрывающие светило. Внешне, они выглядят как огромные черные облака, движущиеся в хаотичном порядке.


Чаще всего, столь необычное явление происходит ранней весной на западе страны, но скопление самых масштабных стай наблюдается в южном регионе Ютландии. Особенно шикарно воздушный танец смотрится на закате, после появления хищных птиц. Они пугают скворцов, а громадная стая начинает волноваться и менять очертания.

Рыбный дождь в Гондурасе

Ежегодно в мае – июле в регионе Йоро на небо надвигается темная туча, сопровождающаяся громовыми раскатами, сверканием молний, мощнейшими шквалами ветра и проливным дождем. А когда погода успокаивается, земля оказывается усыпана слоем живой рыбы.


Надо сказать, что подобные явления были зафиксированы и в других регионах, но носили они одноразовый характер. И лишь в Гондурасе рыбный дождь идет каждый год уже больше сотни лет. Впервые он был отмечен здесь в середине XIX века.

Падающие с небес рыбы относятся к одному виду и отличаются практически одинаковыми размерами. Как ни странно, но они не водятся в ближайших водоемах. Одни ученые считают, что рыбы «прилетают» сюда из Атлантического океана, расположенного в 200 км, где их засасывает сильнейший смерч. По мнению других специалистов, они могут водиться в одной из местных подземных речек.

В районе озера Маракайбо (Венесуэла) наблюдают одно из самых необычных в мире атмосферных явлений, именуемое «молниями Кататумбо». В отличие от стандартной грозы, оно всегда происходит на одном и том же участке полторы сотни ночей в году.

Нескончаемым потоком в небе полыхают громадные электрические всплески длиной более 10 км. Ежегодно грозовое скопление производит около миллиона молний в год, а за одну ночь можно насчитать до 20 тысяч разрядов.


Это явление считается одним из самых масштабных на планете производителем озона. Невероятно, но зарево на высоте 5 км практически не сопровождается грозовыми раскатами.

Зигзаги молний видны не только в штормовые, но и в спокойные дни, по 10 часов подряд. Благодаря такой очередности и постоянности, феномен был назван «Маяком Маракайбо», так как многие тысячелетия по нему ориентировались проходящие суда.


Сведения о молниях Кататумбо не раз встречались в литературных произведениях и исторических хрониках:

  • В 1595 году на Маракайбо напали войска сэра Ф. Дрэйка. Они собирались штурмовать город с приходом темноты, но осажденным жителям удалось разглядеть нападавших под светом мощнейшей молнии;
  • В 1957 году феномен упоминается в большой поэме «La Dragontea», которую написал Лопе де Вега;
  • Путешественник из Пруссии А. Гумбольд называл молнии «электровзрывами»;
  • Ученый из Италии А. Кодацци писал об этом явлении, как о «молниях, появляющихся над одной из рек Зулиа».

Капелла кристаллов

В 2000 году в Мексике, в горе Naica, была найдена невероятная пещера, названная «Сикстинской капеллой кристаллов». Находится она в 300 метрах под землей и представлена переплетениями громадных прозрачных кристаллов селенита – одной из разновидностей гипса.


Для оценки масштабности находки достаточно посмотреть на фотографии, изображающие человека у кристаллических образований. Всего в пещере зафиксировано более 170 кристаллов. Длина самого большого – 15 метров, диаметр – 4 метра, масса – 55 тонн.

Паутина селенитовых кристаллов покрывает пещерные стены, формируя удивительные, запутанные дебри. Полюбоваться их красотой можно лишь в специальных костюмах, так как температура воздуха здесь около 50 0 C, а влажность – больше 90 %.

Подводный музей в Канкуне

На планете существует 5 подводных музеев, но самым крупным из них является «Национальный морской парк» в Мексике. На его территории находится 480 бетонных скульптур, выполненных в естественную величину и установленных на глубине от 2 до 10 метров.

Созданием этого невероятного мира занимался британский зодчий Д. Тейлор. Проект носил имя «Молчаливой эволюции». На его выполнение ушло 1,5 года, 120 тонн цемента, 4 000 стекловолокон, 400 кг силикона.


Музей содержит 3 экспозиции, установленные через небольшие промежутки друг от друга:

  • Рядом с островом Мухерес;
  • Недалеко от Пунта Канкуна;
  • В районе Пунта Низус.

Чтобы подводное течение не уносило человеческие фигуры, и их было легче фиксировать на морском дне, многие из них были вылеплены на специальных подставках. Создатели музея говорят, что главной целью работы было привлечение общественности к проблеме хрупкости экосистемы коралловых рифов.


Кстати, если в традиционных музеях стараются, чтобы экспонаты оставались в нетронутом состоянии, то здесь приветствуется, когда морские жители вносят свой вклад в оформление экспозиций. Немало скульптур уже начали покрываться кораллами или превратились в домики для представителей окружающей среды.

Каменный лес в Китае

Одним из самых необычных в мире чудес природы по праву считается каменный лес Шилинь. Расположен он в китайской провинции Юньнань на обширной территории в 350 км 2 . Некоторые его участки находятся под защитой ЮНЕСКО.

В реальности, Каменный лес – это известняковые образования, сформировавшиеся под воздействием тектонических сдвигов. По мнению исследователей, 200 млн. лет назад на этом участке было глубокое море, которое высохло, оставив после себя столь необычную аномалию.


Вид каменного леса действительно фантастичен – над окружающим рельефом возвышаются огромные скалы высотой около 2 тысяч метров. Издали, их очертания напоминают силуэты деревьев, птиц, животных и даже человека.

Глаз Сахары

На западе Сахары, в мавританской ее части, в 40 км от села Уадан лежит диковинное геологическое образование, представляющее из себя несколько овальных колец. Его ширина около 50 км. Официально, это странное природное явление именуется «структура Ришат», но есть у него несколько других красивых наименований – «Глаз Сахары», «Око Земли», «Глаз пустыни».


О происхождении феномена ходят разные мнения. Долгое время считалось, что Глаз является кратером от падения древнейшего метеорита, однако современные исследования этого не подтвердили.

Сегодня самой правдоподобной является версия о геологическом формировании феномена. Множество столетий горные породы, расположенные в виде купола, подвергались эрозии и постепенно «стесывались», формируя кольцевидную систему.


Тем не менее, никто не может подтвердить данную гипотезу на 100%. И поэтому, также, как и много веков назад, огромный диаметр и необычная форма «Ока пустыни» превращают его в одно из необычных и таинственных явлений в мире.

Видео

которые можно найти под водой

Группа спелеологов -любителей обнаружила в Мексике реку, по руслу которой неспешно текли водные потоки, а по берегам росли деревья, мох и другие растения… в общем, река, как река. Наверное, точно так же думали и исследователи, пока не осознали, что находятся под водой на глубине 8 метров.

Невероятно, но река действительно течет под водой. Это происходит в результате того, что речная вода представляет собой смесь из соленой воды и сероводорода, которая более плотная, чем морская вода, а, следовательно, оседает на дне, образуя своеобразную границу, разделяющую подводное царство от, протекающей по его дну реки.

Первооткрыватели подводной реки рассказали, что когда они плыли над ней, то у них возникало такое ощущение, что они парят в воздухе, пролетая над удивительным миром, придуманным фантазией гениального фантаста.

Ниже Вы можете видеть потрясающую фотографию этого места, сделанную одним из участников исследовательской группы, Анатолием Беросчиным:

К сожалению, сероводород чрезвычайно токсичен, а следовательно, если там и плавают рыбы, то только к верху брюхом. Однако это не означает, что она безжизненна! Воды подземной реки значительно более теплые, чем находящаяся над ее поверхностью морская среда, что стало решающим фактором для сотен тысяч теплолюбивых видов моллюсков, которые приспособились к жизни в токсичных водах подземной реки.

В мире существует огромное число подземных рек и озер, с песчаным дном и скалистыми берегами. Несмотря на то, что они гораздо теплее, чем окружающая их среда, ученые дали им противоречивое название “холодная течь ” (cold seeps).

Еще более удивительным является то, что по поверхности протекающих под морскими волнами рек тоже бегут волны. Убедиться в этом Вы сможете, посмотрев это видео, ставшее первым доказательством существования подводных волн:

Вы, скорее всего, уже не раз видели потрясающий воображение снимок «Великой Голубой Дыры» (Great Blue Hole), которую уфологи за глаза называют посадочной площадкой зеленых человечков.

У многих людей эта дыра вызывает ассоциации с гигантской норой, прорытой не в меру разумной доисторической тварью, решившей переждать метеоритную бомбардировку, уничтожившую всех динозавров. Но на самом деле – это естественное геологическое образование, сродни тем, что в последнее время с периодичным постоянством то тут, то там появляются на теле нашей многострадальной планеты.Ярким примером может послужить появившаяся в 2010 году в Гватемале воронка, которая поглотила целый жилой район.

«Великая Голубая Дыра» зияет рваной раной на теле Карибского моря в 60 километрах от восточных берегов Белиза.

По мнению экспертов, «Великая Голубая Дыра» изначально представляла собой витиеватую цепь известняковых пещер, сформировавшихся в ходе последнего ледникового периода. Тогда уровень моря был значительно ниже, поэтому карстовая воронка появилась лишь спустя несколько сотен лет, когда уровень моря поднялся, и пещеры обрушились в результате затопления.

Сегодня «Великая Голубая Дыра» – это гигантский природный колодец диаметром 305 метров и глубиной 124 метра.

Первооткрывателем морской ‘дыры’ в 1972 году стал наш старый знакомый – Жак-Ив Кусто, который внес ее в свой список 10 самых лучших мест для дайвинга.

А в 2010 году ‘голубая бездна’, именно так называют «Великую Голубую Дыру» дайверы, привлекла внимание всемирно известного фридайвера Гийома Нери (Guillaume Nery), который решил узнать, что находится на ее дне и выполнил погружение на 124 метровую глубину без акваланга.

Смотрим завораживающее свободное падение Гайома Нери во тьму самой живописной карстовой воронки в мире:

Порой кажется, что эти членистоногие оккупировали всю планету и единственный способ спрятаться от них – это залечь на морское дно, в прямом смысле этого слова. Однако даже там Вы рискуете встретиться с пауками, и я не имею в виду японских крабов-пауков или других похожих на этих ужасных существ морских тварей.

Действительно, существует вид пауков, которые дышат воздухом, но, несмотря на это, проводят большую часть своей жизни под водой. И делают они это при помощи природного акваланга – небольшого пузырька воздуха, помещенного в кокон.

Серебрянки или водяные пауки (лат. Argyroneta aquatica) ткут под водой специальные колоколообразные коконы, в которые помещают пузырьки воздуха, доставляемые с поверхности на кончиках их брюшек. Благодаря этому паук может находиться под водой до того момента, пока ему не понадобиться подняться на поверхность, чтобы сменить исчерпавший свой ресурс пузырек на новый.

‘Водолазный’ кокон является гнездом серебрянки, где хищник может скоротать свободное от охоты время. Однако этому членистоногому совершенно не нужен наполненный воздухом кокон для того, чтобы бороздить морские просторы. Волоски брюшка серебрянки покрыты особым жирным веществом, благодаря которому между ними задерживаются крошечные пузырьки воздуха, которые и являются основным источниками кислорода для этих существ.

Как видно из этой милой и совсем не страшной фотографии, опубликованной в «Нью-Йорк Таймс», брюшко подводного паука, засевшего в засаде на дне водоема, действительно покрывают тысячи пузырьков с воздухом:

Своим названием серебрянка обязана именно этим крошечным пузырькам, благодаря которым ее брюшко кажется серебренным под водой.

И напоследок еще несколько интересных фактов об этих пауках.

Серебрянка, как и любой другой кровожадный убийца, любит развешивать в своем логове трофеи, в качестве которых выступают трупики убиенных ей существ.

Несмотря на скоромные размеры этого паука (взрослый самец всего 15 мм в длину), его укус хоть и не ядовит, но чрезвычайно болезнен.

‘Водолазный’ кокон самки подводного паука значительно крупнее, чем у самца и может достигать размеров грецкого ореха. Это обусловлено тем, что самка, помимо всего прочего, откладывает в коконе яйца.

Некоторые подводные леса ламинарий (это такие вкусные-превкусные водоросли, больше известные любителям здоровой пищи под названием морская капуста) разрастаются до поистине невероятных размеров и по своей густоте могут сравниться разве что с непроходимыми экваториальными джунглями.

За считанные дни ламинария способна прорости с 45-метровой глубины до поверхности водной глади.

Невероятно, но факт, каждый день ламинария вырастает на 0,6-0,8 метров в длину. А теперь представьте на секунду, что бы произошло с нашим миром, если эти жадные до фотосинтеза органические щупальца облюбовали не морские глубины, а сушу!

Такие леса широко распространены по всему миру. Только не вздумайте питаться ламинариями, обнаруженными Вами в ходе исследования местной речки-вонючки, т.к. название морская капуста пошло неспроста, и встретить это растение можно лишь у берегов, омываемых водами Японского, Охотского и Карибского морей.

Леса водорослей… “Фи”, - скажете Вы, - “И что тут такого: на то они и водоросли, чтобы расти под водой!”.

Логично, мой мудрый друг!

Но не торопись закрывать страничку, т.к. следующими в нашем списке самых необычных вещей, которые можно встретить под водой, идут леса из самых что ни наесть настоящих деревьев!

Как Вы все знаете, деревьям необходим для жизни кислород, которого под водой они получить не смогут, если только не обзаведутся жабрами.

Хм, кстати, отличная, даже несмотря на свою бредовость, идея, которая в ‘руках’ умелого фантаста способна превратиться в художественный шедевр томов эдак на 20, рассказывающий историю о расе живущих под водой разумных деревьев с жабрами, которые решили изничтожить человеков, узнав, что те делают из их недалеких собратьев, произрастающих на суше, бумажные изделия санитарно-гигиенического назначения.

В общем, суть Вы уловили: ни одно нормальное дерево не сможет вырасти под водой! Однако, оно вполне может там оказаться уже будучи в полном расцвете сил. Например, при постройке гидроэлектростанций частенько затапливаются целые лесные массивы!

Давайте поближе взглянем на находящее в Казахстане 400-метровое озеро Каинды, глубина которого составляет всего 30 метров.

Деревья берут свое начало на дне озера и стремятся ввысь, прорываясь через его темные воды.

С геологической точки зрения это озеро очень молодое, оно образовалось лишь в прошлом веке, и причиной тому послужили оползни известняковых пород, вслед за которыми вода затопила образовавшуюся воронку.

В зимние месяцы озеро Каинды покрывается коркой льда, что в прочем не останавливает многих смельчаков и охотников за прекрасным от посещения подводного леса.

До определенного момента времени такие деревья находились под водой в большей безопасности, чем на суше и могли спокойно догнивать свой век, не боясь, что в один прекрасный день будут срублены рукой подвыпившего дровосека.

Но все изменилось с изобретением подводного робота «Рыба-пила» (Sawfish), который под руководством опытного оператора за час может ‘свалить’ до 10 подводных деревьев.

Этот беспилотный подводный аппарат, способный погружаться на глубину до 60 метров, наметив жертву, отпиливает ствол, который, при помощи заранее прикрепленной к нему воздушной подушки, поднимается на поверхность.

Что может быть вкуснее рыбы! И пиво тут не при чем: сейчас разговор пойдет о птицах, которые в своем желании полакомиться селедкой, ну или какой другой рыбешкой, с грацией топора обрушиваются на водную гладь. Например, птичка с гордым именем баклан.

Но Вы ведь это и так знали! Не раз и не два Вы видели по телевизору птиц, которые погружались под воду и через мгновение появлялись на поверхности с добычей.

Однако, вряд ли Вы могли себя даже вообразить, что бакланы способны нырять на глубину до 30,5 метров и находиться под водой более 4 минут!

Как ни странно, но у таких далеких от подводного царства существ, как бакланы есть несколько приспособлений, позволяющих им комфортно себя чувствовать под водой: прозрачная мигательная перепонка, которая служит природным аналогом очков для ныряния, горловой мешок, играющий роль акваланга, и отсутствие внешних дыхательных отверстий.

Зачастую бакланов можно встреть на глубинах от 25 до 30,5 м, где они, подгребая крыльями, вальяжно проплывают между рыбьими косяками и шокируют своим присутствием местных акул.

Нередко, ‘прогуливаясь’ по дну морскому можно наткнуться и на развалины древних городов.

И в этом нет ничего удивительного, ведь только за последние 100 лет уровень моря поднялся более чем на 26 метров.

Приведем несколько примеров покоящихся на морском дне городов:

А в 110 километрах от восточных берегов Тайваня располагаются Острова Йонагуни, главной изюминкой которых являются подводные руины древнего артефакта, возраст которого составляет более 8000 лет.

Артефакт представляет собой выложенные друг на друга под правильным углом многотонные плиты.

Многие знатоки утверждают, что это невероятное сооружение является частью континента Му (гипотетический затонувший материк Тихого океана, ставший колыбелью жизни и праматерью всех мировых культур), однако археологи утверждают, что аккуратно выложенные плиты появились в результате ряда необъяснимых геологических процессов.

В мире существует всего 5 подводных музеев. Крупнейшим из них по праву считается «Национальный Морской Парк» (National Marine Park), который находиться на дне Карибского моря, неподалеку от популярного среди туристов мексиканского курортного города Канкун.

Экспозицию музея составляют 480 бетонных скульптур, основной задачей которых является отвлечение внимания туристов от коралловых рифов, которые ежегодно подвергаются нападкам приезжих вандалов.

Наполнение «Национального Морского Парка» экспонатами проходило под руководством известного скульптора Джейсона де Кэйрса Тэйлора (Jason de Caires Taylor), который приложил руку к созданию первого в мире подводный парк скульптур, находящегося в Гранаде, Испания.

Изготовленные из PH-нейтрального бетона статуи музея моментально облюбовали моллюски и проросшие на них мхи и водоросли, что благоприятно влияет как на поддержание экосистемы коралловых рифов, так и на дальнейшее ее развитие. Со временем, статуи начнут обрастать кораллами, и их первоначальный вид будет меняться.

“Буквально через каких-то 5-10 лет этот парк будет выглядеть так, словно покоился на морском дне с тех времен, когда Землей правили динозавры”, - с гордостью за плоды своего труда говорит Джейсон де Кэйрс Тэйлор.

Ледяной сталактит (так же называемый брайниклом - от английского brine icicle, что в переводе звучит как морская сосулька) - удивительное, но отнюдь не редкое, природное явление, зарождающееся в подледных водах Мирового океана. Формирование ледяных сталактитов происходит в момент, когда сверххолодные водные потоки с поверхности пробиваются сквозь ледяную корку и проникают в более теплую морскую среду.

Когда сосулька обрушивается на океаническое дно, то начинает распускать свои ледяные сети, живыми из которых не сможет выбраться ни одно живое существо.

А самые отважные исследователи морских глубин смогут заглянуть в лицо бездны Тихого океана, дно которой является самой глубокой точкой на планете Земля.

Да, Вы правильно поняли, сейчас речь в очередной раз пойдет о Марианской впадине, которая простирается вглубь нашей планеты на 10 971 метров.

Обитающие на такой глубине существа не способны выжить в зонах с более слабым давлением, поэтому их в прямом смысле слова разорвет на части, если попытаться доставить их на поверхность.

Человечество вот уже более 50 лет успешно бороздит просторы ближнего космоса, а вот на дно Марианской впадины спускалось всего 1 раз и то в далеком 1960 году. Поэтому мы можем лишь предполагать обо всех загадках и тайнах, которые таит в себе эта глубина.

И в завершение, видео подледной рыбалки подо льдом. Если Вы не поняли что тут не так, то скажу по секрету, что все свои действия эксцентричные рыболовы, одетые в костюмы-поплавки (что-то наподобие спасательного жилета), выполняют под водой, стоя на льду вниз головой.

Вуди Аллен и Гарольд Гулд на съемках фильма «Любовь и смерть». 1975 год ebay.com

У каждого дворянина существовало представление о дуэльной норме, каждый знал, как «положено» делать вызов и принимать его, в каких случаях можно принять извинение и не доводить дело до поединка, а если он неизбежен — какое выбрать оружие, как вести себя на поле чести и так далее. Но в жизни в идеальные схемы всегда вмешиваются случайные обстоятельства, внешние силы, собственные слабости или амбиции. В реальных дуэлях норма реализуется с допущениями, поправками, а иногда и с прямыми нарушениями общепринятых правил, хотя, так или иначе, с оглядкой на них.

Естественно, Лермонтов прекрасно знал неписаный кодекс дуэльных правил, что, однако, не значит, что он сам в жизни, а уж тем более его герои, вел себя по правилам. Ни одна из лермонтовских дуэлей (ни биографических, ни литературных) не была образцовой. Но все они были проведены и восприняты на фоне нормы, общеизвестной тогда, а впоследствии подзабытой.

1. Убедитесь, что ваша честь (или честь тех, за кого вы в ответе — жены, родителей, подчиненных или крепостных) оскорблена. Вызвать дворянина на дуэль может только дворянин: обиду от царя можно стерпеть, обнаглевшего купца — сдать в полицию, охамевшего слугу — прибить палкой. На дуэли вы должны продемонстрировать, что честь для вас превыше всего — и жизни, и почти неизбежного наказания. Всем очевидно: без этого вы не сможете быть полноправным членом благородного общества.

2. Нанесите формальное оскорбление, запустив тем самым ритуал дела чести и обозначив, что конфликт перешел допустимые границы. Сделайте это словом («Сударь, вы подлец/хам/негодяй/трус/лжец/мальчишка/молокосос/глупец/дурак/невежа») или, жестче, делом, показав, что вы относитесь к сопернику как к неблагородному человеку, которого можно и ударить. Но это должно быть не насилие, а знак насилия: пощечина, удар перчаткой, бросок перчатки в лицо, особенно унизителен удар тростью. После этого никакие извинения уже невозможны; обидчик может сказать только что-то вроде: «Дело не может этим окончиться», «Вам это даром не пройдет», обозначив, что делает вызов. Покидайте общество, перепоручив все переговоры секундантам. Не бравируйте словами «дуэль» или «сатисфакция» — достаточно сказать что-то вроде: «Мой друг капитан NN будет у вас завтра в полдень» или «Я живу там-то и по утрам всегда дома».

3. Обдуманно выберите секунданта: приглашение — это знак доверия, от него трудно отказаться, поэтому нужно звать того, кто точно справится. Секунданты отвечают за все: за соблюдение правил поединка и равенство соперников на поле боя; за соответствие условий дуэли серьезности нанесенной обиды, чтобы благородный бой не превратился ни в посмешище, ни в бойню; за то, чтобы дуэль не привлекла лишнего внимания; наконец, потом они будут отвечать перед законом вместе с дуэлянтами. Помните, первое, что сделает секундант, — попытается использовать все благородные возможности, чтобы предотвратить дуэль. Если у вас и соперника нет подходящих секундантов или вы не хотите обрекать никого на наказание, можете договориться об условиях самостоятельно или позвать кого-нибудь в последний момент в качестве ассистента.


Сцена дуэли Онегина и Ленского в опере «Евгений Онегин». 1947-1953 годы Мультимедиа-арт-музей

4. Пусть секунданты договорятся о времени. Если оскорбление произошло публично, то любое промедление может быть расценено как трусость. Но если ссора хранится в тайне, то соображения осторожности и подготовка к поединку могут потребовать отсрочки в несколько дней. Если лето — деритесь на рассвете: в эти часы служащие служат, а неслужащие спят. Если зима — деритесь после полудня.

5. Пусть секунданты договорятся о месте. Поезжайте на природу, туда, где нет лишних глаз. Если вы петербуржец, вам подойдут Черная речка или Волково поле, если москвич — Сокольники или Марьина Роща. Там надо найти удобную просторную поляну, на которой ни один из соперников не получит преимущества. Главное — будьте начеку: выезд серьезной компании ни свет ни заря в незнакомую местность вызывает подозрения у властей.

6. Пусть секунданты договорятся о результате. В зависимости от того, насколько серьезно оскорбление, можно постановить, что поединок будет прекращен по прошествии определенного времени или после обмена определенным числом выстрелов. Бой можно вести до первой крови или раны, до невозможности продолжать его, наконец, до смертельного результата — хотя такое условие на самом деле чистая бравада: ни один секундант не позволит драться серьезно раненному принципалу.

7. Пусть секунданты договорятся об оружии: обычно его выбирает оскорбленный. Выбирайте огнестрельное оружие, если вы сильно задеты, холодное — если не очень. Если вам навязывают драку на шпагах, а вы не умеете фехтовать, нет ничего зазорного в том, чтобы отказаться: мастерство — преимущество, уместное на поле брани, но не на поле чести. А вот оснований для отказа от пистолетов быть не может. Если вы выбираете шпаги (студент может выбрать рапиру, гусар или улан — саблю), то велик шанс, что дело кончится царапиной или раной. Пистолеты уравнивают противников в шансах, а ужесточение правил, например стрельба через платок, ставит исход дуэли в прямую зависимость от случая.


Дуэльный пистолет. 1815-1820 годы The Metropolitan Museum of Art

8. Гладкоствольные, заряжающиеся со ствола дуэльные пистолеты приобретайте парами в оружейных магазинах: самые распространенные — французские (лепаж), немецкие (кухенрейтер), бельгийские. По своим боевым качествам, надежности и точности они заметно уступают нарезному оружию, но идеально подходят для дуэли, уравнивая шансы соперников. В идеальном случае оба секунданта привозят по паре пистолетов и уже на месте жребием решают, какая пара пойдет в дело первой, а какая — в случае необходимости, для второго обмена выстрелами. В реальной жизни не всегда есть возможность найти не только две, но даже и одну новую пару; если так, одолжите пистолеты у друзей — пусть даже боевые армейские (тульские), лишь бы одинаковые и не пристрелянные: стрелять на дуэли из пристрелянного пистолета — это убийство. Из личного оружия вы можете стрелять, только если серьезно оскорблены и хотите подчеркнуть, что свою честь защищаете тем же оружием, что и Отечество.

9. Приведите дела в порядок. Будьте готовым, что с дуэли вы отправитесь не домой, а в могилу, в лазарет, в крепость или на Кавказ. Благородный человек не оставит после себя неоконченные дела или неоплаченные долги. Для них может потребоваться отсрочка в несколько дней, о ней похлопочут секунданты. Впрочем, помните: человек с делами и долгами не может позволить себе ссоры. Оскорбить кого-то, а потом просить отсрочки — недостойно. Пусть секунданты договорятся о расстоянии между соперниками: изменить на месте его будет нельзя. Расстояние свыше пятнадцати шагов (без сближения) считается большим — выбирайте его, если миролюбиво настроены. Расстояние от восьми до пятнадцати шагов считается нормальным, оно допустимо и для дуэли формальной, и для смертельной. Если вы настроены серьезно, назначайте расстояние меньше восьми шагов (обычно три). При нем ваш единственный шанс остаться в живых — это выстрелить первым так, чтобы соперник даже еще не успел навести оружие. Этот шанс бесконечно мал, так что готовьтесь, что и вы, и соперник будете смертельно ранены или убиты.

10. С толком проведите ночь перед поединком. Если вы романтик, размышляйте о бренности бытия, пишите завещание, стихи, письма родным или любимой женщине, приводите в порядок бумаги. Если вы суеверный, ничего этого не делайте: готовиться к смерти — значит накликать ее.

11. Оденьтесь правильно: прилично, но не в официальный или парадный мундир. Небрежность в одежде — вызов противнику и неуважение к ритуалу. Одежда не должна защищать от удара, поэтому фехтовать вы будете в одних рубашках или с обнаженным торсом, а стреляться, сняв часы, кошельки, пояса и все, в чем может застрять пуля (кроме нательных крестов и медальонов).


Кадр из фильма Стэнли Кубрика «Барри Линдон». 1975 год Photo by Moviestore Collection / Rex Features / Fotodom

12. Если вам может понадобиться врач, захватите его по пути на дуэль, но никогда не договаривайтесь заранее: врач обязан сообщить о готовящейся дуэли в полицию.

13. Не опаздывайте: опоздавший считается уклонившимся от боя. Если вы не смогли явиться вовремя по непредвиденным и объективным обстоятельствам, то дуэль откладывается и соперники получают дополнительную возможность для примирения.

14. Приступайте к поединку.

15. Если вы фехтуете и ранены, пусть ничтожно, бой останавливается. Если вы не можете продолжать бой, дуэль объявят оконченной независимо от вашего желания. Если продолжительность боя была ограничена по времени или количеству схваток, то после истечения установленного времени секунданты должны прервать бой, развести соперников и объявить дуэль оконченной. Однако если кровь так и не пролилась, вы прослывете трусами, поэтому изъявите готовность продолжить бой — это защитит вас от обвинений. Если вы или ваш соперник устали, секунданты имеют право остановить бой — он будет продолжен на следующий день на тех же или более жестких условиях. После длительной и безрезультатной фехтовальной дуэли вы или секунданты можете предложить сменить шпаги на пистолеты.

16. Пистолеты заряжаются на месте. Стреляться можно либо по команде одновременно, либо по очереди, либо в любой момент по желанию после команды секундантов «Стреляйте!». В последнем случае у вас появляется выбор между возможностями опередить соперника или прицелиться точнее, однако все равно многое определяет расстояние: при большом можно промахнуться, и тщательно прицелившись; при малом, даже не прицеливаясь, велик шанс, что оба соперника успеют убить или смертельно ранить друг друга.

17. Также вы можете стреляться не с места, а со сближением. Секунданты отметят для вас и вашего соперника по два барьера. Между ближними барьерами расстояние не будет превышать десять шагов, дальние будут отстоять от ближних шагов на десять-пятнадцать; вас и соперника поставят к дальним. По команде «Сходитесь!» или «Сближайтесь!» вы можете двигаться в сторону противника до ближнего барьера или оставаться на месте, прицеливаться и стрелять. Если вы выстрелите первым и промахнетесь, соперник сможет призвать вас: «К барьеру!» Ни в коем случае не пытайтесь идти и целиться одновременно: вы выстрелите на полпути и на полуприцеле, когда не сможете выдерживать напряжения. Если вы неопытны, но осторожны, не сходите с места и цельтесь получше, надеясь на верность руки и надежность пистолета. Опытный дуэлянт быстро подойдет к своему барьеру и спровоцирует противника на неподготовленный выстрел, а затем вызовет к барьеру и расстреляет в упор.


Обелиск в Пятигорске на месте дуэли М. Ю. Лермонтова. Фотография Ивана Шагина. 1950-е годы Мультимедиа-арт-музей

18. Вы можете решить для себя, хотите вы стрелять насмерть (целя в сердце, голову, живот) или до крови (в руку, ногу). Если вы по каким-то причинам не хотите стрелять в соперника, вы можете отказаться от выстрела или выстрелить «на воздух», но это нельзя делать первым. Благородно выдержать выстрел и после этого отказаться от своего и принести извинения, однако соперник не обязан эти извинения принимать, и поединок может быть продолжен.

19. После каждого обмена выстрелами вы возвращаетесь на исходные позиции и жребий бросается заново. Правила остаются теми же, но могут быть ужесточены, если, например, соперники считают, что им помешала погода. После обмена выстрелами также могут быть принесены и приняты извинения.

20. Завершайте спор, ритуально обозначая окончание дела чести. Если ваш соперник убит, его секунданты объявят, что вы действовали благородно и по правилам, или же ограничатся констатацией смерти и вежливым обменом поклонами с противниками. Если вы или ваш соперник ранены, то будет оказана первая помощь, при этом поединок объявят завершенным. Если и вы, и ваш соперник остались в живых, то вы примиряетесь, если искренне — то со взаимными извинениями. Если причина ссоры была серьезной и вы не склонны к извинениям, то примиряться за вас будут секунданты: они объявят, что соперники исполнили свой долг и достойным поведением на поединке подтвердили свое благородство.

21. Если все хорошо, отправляйтесь в ресторан. Пейте шампанское. 

«Много ли мы видели поединков за правое дело? А то всё за актрис, за карты, за коней или за порцию мороженого», - писал Александр Бестужев-Марлинский в повести «Испытание». «Культура.РФ» вспоминает, как появилась традиция дуэли в России и каким русским литераторам приходилось защищать свою честь в поединке.

ИСТОРИЯ ДУЭЛИ

Ритуал дуэли берет свое начало в Италии. То ли жаркое солнце горячило кровь итальянцев, то ли покоя не давал южный темперамент - с XIV века местные дворяне начали искать в конфликтах повод для смертельного поединка. Так появился «бой в кустах», когда противники уходили в безлюдное место и дрались тем оружием, что было под рукой. Спустя столетие мода на дуэли проникла через итальянско-французскую границу и разошлась по Европе. До России «дуэльная лихорадка» добралась лишь во времена Петра I.

Впервые у барьера в России оказались иностранцы, офицеры русской службы из «иноземного» полка в 1666 году. Спустя полвека поединки оказались под запретом. Одна из глав петровского Воинского устава 1715 года предусматривала лишение чинов и даже конфискацию имущества за один лишь вызов на дуэль, а участникам поединка грозила смертная казнь.

Екатерина II выпустила «Манифест о поединках», который приравнивал убийство на дуэли к уголовному преступлению, зачинщиков поединков пожизненно ссылали в Сибирь. Но тогда мода на дуэли лишь разгоралась, а в ХIХ веке, когда европейские страсти пошли на убыль, в России не было, казалось, и дня без смертельного поединка.

На Западе русскую дуэль называли «варварством». В России предпочтение отдавали не холодному оружию, а пистолетам и стреляли не как в Европе, с тридцати шагов, а едва ли не в упор - с десяти. В 1894 году Александр III поставил поединки под контроль офицерских судов, а в начале ХХ века появились в России и дуэльные кодексы.

ДУЭЛЬНЫЙ КОДЕКС

В России было несколько дуэльных кодексов, и одним из самых известных был Кодекс графа Василия Дурасова. Своды всех правил были схожи: дуэлянт не мог страдать психическими заболеваниями, должен был твердо держать оружие и сражаться. В поединке могли принимать участие лишь равные по положению противники, а причиной его была поруганная честь - самого оппонента или дамы. Женских дуэлей в России не было, хотя в Европе были известны несколько случаев.

Вызов на дуэль следовал за оскорблением незамедлительно: требование извинений, письменный вызов либо визит секундантов. Они ограждали дуэлянтов от прямого общения, готовили сам поединок и выступали его свидетелями. Опоздание на дуэль больше чем на 15 минут считалось уклонением от сражения, а значит, и потерей чести.

Изначально дуэлянты использовали холодное оружие: шпагу, саблю или рапиру. В ХVIII веке в ход стали чаще пускать дуэльные пистолеты, которые, будучи абсолютно одинаковыми, уравнивали шансы обоих противников на победу. Стрелялись разными способами, например через плечо, стоя спиной друг к другу («неподвижная дуэль вслепую»); с одной пулей на двоих; приставив пистолет ко лбу; «дуло в дуло».

Стреляли по очереди или одновременно, на месте или приближаясь друг к другу, почти в упор, с трех шагов и через платок, держа его вместе левыми руками. В таком отчаянном поединке, защищая честь сестры, участвовал поэт и декабрист Кондратий Рылеев. Он стрелялся с князем Константином Шаховским и был ранен, но не смертельно.

ДУЭЛИ ЛИТЕРАТОРОВ

Смерть одного из противников не была обязательным исходом дуэли. Так, на счету Александра Пушкина значилось 29 вызовов. В большинстве случаев друзья поэта договаривались с полицией, и Пушкина на время проведения поединка сажали под арест. Например, причиной дуэли Пушкина и его лицейского друга Вильгельма Кюхельбекера стала эпиграмма первого: «За ужином объелся я, / А Яков запер дверь оплошно - / Так было мне, мои друзья, / И кюхельбекерно, и тошно». Закончилась дуэль промахом обоих поэтов.

В 1822 году Пушкин и подполковник Сергей Старов не сошлись в музыкальных пристрастиях: поэт просил оркестр сыграть мазурку, а военный - кадриль. Старов воспринял ситуацию как оскорбление для всего полка, и состоялась дуэль - оба соперника промахнулись.

Дуэлью закончилась безобидная шутка Максимилиана Волошина над Николаем Гумилевым. Волошин вместе с поэтессой Елизаветой Дмитриевой, сговорившись, издали несколько стихов под именем Черубины де Габриак. Гумилев увлекся несуществующей дамой и даже пытался выведать ее адрес. Узнав, что загадочной испанки не существует, поэт рассвирепел и вызвал шутника на дуэль. На печально известной Черной речке раздались два выстрела: разгневанный Гумилев промахнулся, Волошин стрелял в воздух.

Едва не стрелялись и два других русских классика - Лев Толстой и Иван Тургенев. Будучи в гостях у Фета, Толстой невзначай оскорбил дочь Тургенева Полину и плюнул в его сторону. Поединок не состоялся лишь стараниями друзей писателей, однако после этого они не заговаривали друг с другом в течение 17 лет.

Александр Грибоедов был участником «четверной» дуэли, во время которой секундантам также полагалось стреляться после самих дуэлянтов.

Причиной поединка стала ссора балерины Авдотьи Истоминой с ее поклонником кавалергардом Василием Шереметевым. Грибоедов пригласил балерину на чай, и та оказалась в гостях у графа Александра Завадского, у которого тогда жил Грибоедов. Сам Завадский не прочь был приударить за «блистательной и воздушной» Истоминой, так что ее визит к графу крайне оскорбил Шереметева. В итоге у барьера оскорбленный кавалергард был убит.

Тогда секунданты Грибоедов и корнет Александр Якубович так и не стрелялись, но через несколько лет Якубович со словами: «Не будешь ты играть на пианино, Саша!» - возобновил дуэль и прострелил руку драматургу.

«В 14-м поехал на Кавказ. Дрался в Кисловодске на дуэли с правоведом К. После чего почувствовал немедленно, что я человек необыкновенный, герой и авантюрист, - поехал добровольцем на войну. Офицером был», - писал в своей автобиографии Михаил Зощенко.

Для дуэли использовались парные однозарядные пистолеты. Оружие не должно было быть знакомым никому из противников, этому придавалось большое значение, так как до эпохи массового промышленного производства каждый экземпляр оружия имел выраженные индивидуальные особенности, и один из дуэлянтов мог получить серьезное преимущество. Противники приезжали на поле чести каждый со своей парой пистолетов, свидетельствовали честным словом, что оружие не пристреляно, затем жребием определяли, из чьих пистолетов стреляться.

В наиболее традиционных дуэлях каждый из противников делал только один выстрел. Если оказывалось, что в результате оба соперника оставались невредимыми, считалось, тем не менее, что честь восстановлена и дело окончено. В случае, когда секунданты договаривались о дуэли «до результата» или «до ранения», в подобной ситуации пистолеты заряжались вновь и дуэль повторялась либо с самого начала, либо, если это было оговорено, с изменением условий (например, на минимальной дистанции).

Неподвижная дуэль.

Противники располагаются на оговорённом расстоянии друг от друга (как правило, в Западной Европе применялось расстояние порядка 25-35 шагов, в России - 15-20 шагов). Стреляют после команды распорядителя, в зависимости от ранее оговорённых условий, либо в произвольном порядке, либо поочерёдно, согласно жребию. После первого выстрела второй должен быть сделан не более чем через минуту.

Подвижная дуэль с барьерами.

Наиболее распространённый вид дуэли в России XVIII-XIX века. На дорожке размечается «дистанция» (10-25 шагов), границы её отмечаются «барьерами», в качестве которых могут применяться любые предметы, положенные поперёк дорожки. Противники размещаются на равном расстоянии от барьеров, держа пистолеты в руках дулом вверх. По команде распорядителя противники начинают сходиться - двигаться навстречу друг другу. Идти можно с любой скоростью, отходить назад запрещено, можно ненадолго останавливаться. Дойдя до своего барьера, дуэлянт должен остановиться. Порядок выстрелов может оговариваться, но чаще стреляют по готовности, в произвольном порядке (противника выцеливают в движении и стреляют, остановившись). Существует два варианта правил этой дуэли. Согласно первому, более распространённому в Западной Европе, противник, выстреливший первым, имел право остановиться там, откуда стрелял. Согласно второму, принятому в России, после первого выстрела тот из соперников, который ещё не стрелял, имел право потребовать, чтобы противник вышел к своему барьеру и, таким образом, получал возможность стрелять с минимального расстояния. Известное выражение «К барьеру!» как раз и означает такое требование.

Дуэль на параллельных линиях.

На земле отмечаются две параллельные линии на барьерном расстоянии, определённом соглашением (обычно 10-15 шагов). Противники встают друг напротив друга и идут вдоль линий, постепенно сокращая расстояние. Нельзя отходить назад, увеличивая расстояние до линии. Стрелять можно в любой момент.

Неподвижная дуэль вслепую.

Противники стоят неподвижно на оговорённом расстоянии, спиной друг к другу. После команды распорядителя они, в определённом или произвольном порядке, стреляют через плечо. Если после двух выстрелов оба остаются целы, пистолеты могут заряжаться снова.
«Приставить пистолет ко лбу».
Чисто русский вариант «экстремальной» дуэли. Противники встают на расстоянии, обеспечивающем гарантированное попадание (5-8 шагов). Из двух пистолетов заряжается только один, оружие выбирается по жребию. По команде распорядителя противники одновременно стреляют друг в друга.
"Дуло в дуло".
Также применялась исключительно в России. Аналогично предыдущему варианту, но заряжаются оба пистолета. В таких дуэлях нередко гибли оба противника.
«Через платок».
Противники встают спиной друг к другу, держась каждый левой рукой за уголок платка, растянутого между ними по диагонали. По команде распорядителя противники разворачиваются и стреляют.



  • Разделы сайта