Поздравление ко дню рыбака прикольные. Красивое поздравление с днем рыбака. Поздравление с Днем рыбака

Панова Наталья

учитель-логопед в ГДОУ №113

Фрунзенского района

Грамматика русского языка достаточно сложна и при её усвоении у детей бывает немало трудностей, особенно у детей с речевыми нарушениями. Они нередко путают предлоги, падежные окончания, допускают ошибки при согласовании слов, нарушают их порядок в предложении. Родителям и педагогам необходимо исправлять такие ошибки, произнося правильные формы слов.

Предлагаемое вашему вниманию практическое пособие содержит дидактические и подвижные игры для закрепления изучаемого грамматического материала.

Игровые задания достаточно разнообразны: это и игры с мячом, и договаривание слов, и сюжетные игры и .

Важно не забывать, что усвоение грамматики для ребёнка достаточно сложно, поэтому заниматься её следует непродолжительное время, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

И самое главное – хвалите ребёнка как можно чаще, даже за его небольшие успехи в этом сложном мире грамматики!

Тема: «Овощи»

Цель: – Образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

– Согласование прилагательных с существительными в числе и роде.

Игра: «Угостим зайца и зайчонка»

Взрослый предлагает ребёнку поиграть в зайцев: «Я буду зайцем (зайчихой), а ты зайчонком. Я буду называть большой овощ, а ты маленький»: «морковь – морковочка, лук – лучок, помидор – помидорчик, огурец – огурчик, укроп – укропчик, картошка – картошечка, перец – перчик, чеснок – чесночок, горох – горошек, репа – репка.

Рекомендую повторно провести игру, усложнив её употреблением существительного в Тв.п., например: «Будем с зайцами играть – овощами угощать: зайца – морковью, зайчонка – морковкой, зайца – луком, зайчонка – лучком и т.д.»

Игра: «Подскажи словечко».

Взрослый предлагает ребёнку подсказать нужное слово.

В теплице растут зелёные…(огурцы) и круглые, красные…(помидоры).

Из земли выкопали крупную, серую…(картошку).

В винегрет мама порезала красную, круглую…(свеклу) и оранжевую…(морковь).

Бабушка засолила целое ведро белокочанной…(капусты).

Тема: «Фрукты»

Цель : – Согласование существительных и прилагательных с числительным;

– Образование единственного и множественного числа существительных.

Игра: «Сколько фруктов в магазине»

Для этой игры вам понадобятся картинки с изображениями фруктов или муляжи. Взрослый предлагает ребёнку поиграть в «Магазин» и сосчитать фрукты, называя их цвет или размер.

Например: Одно жёлтое яблоко, два жёлтых яблока… пять жёлтых яблок.

Игра: «Маловато будет!»

Для этой игры можно взять любую мягкую игрушку (например, собачку). Ребёнку предлагают поиграть с этой собачкой и говорят о том, что ей всего мало: ей предлагаешь яблоко, а она требует яблоки, ей даёшь груши, а она кричит – груши и т.д. Таким же образом взрослый называет слово в единственном числе и предлагает ребёнку назвать это слово во множественном числе:

Яблоко – яблоки Персик – персики

Груша – груши Абрикос – абрикосы

Апельсин – апельсины Банан – бананы

Мандарин – мандарины Ананас – ананасы

Пальчиковая игра: «Фрукты»

Мы купили в магазине (руки перед собой, сжимаем и разжимаем пальцы обеих рук)

Груши, персики и сливы (правой рукой загибаем поочерёдно пальцы левой руки)

И бананы, и хурмы

И домой всё отнесли. (левая рука сжата в кулак, а правой её накрываем)

Тема: «Грибы»

Цель: – Различать и употреблять предлоги;

– Употреблять существительные в родительном падеже множественного числа.

Игра: «Удачливый грибник»

Взрослый называет гриб в единственном числе, а ребёнку предлагает стать «Удачливым грибником» и найти много грибов.

Образец: Взрослый: «Я нашёл подберёзовик». Ребёнок: «Я нашёл много подберёзовиков».

Маслёнок – много маслят Лисичка – много лисичек

Моховик – много моховиков Подосиновик – много подосиновик

Боровик – много боровиков Сыроежка – много сыроежек

Опёнок – много опят

Игра: «Запасливая Белка»

Взрослый предлагает ребёнку поиграть в «Запасливых Белок» и для этого им понадобятся грибы. Вместе с ребёнком рисует на небольших листах бумаги грибы или делают аппликации, так чтобы на каждом был один гриб. Затем он предлагает спрятать запасы.

Образец: Взрослый: «Я спрячу гриб под стол». Ребёнок: «Я спрячу гриб в шкаф».

Когда все грибы спрятаны, взрослый предлагает их найти.

Например: «Я нашёл гриб за дверью».

Тема: «Осень»

Цель: – Образование относительных прилагательных;

– Согласование прилагательных с существительными

Игра: «Какого листочка нет?»

Во время прогулки соберите букет из осенних листочков и предложите поиграть с листочками. Взрослый называет сначала, какой у него листочек: «У меня красный кленовый листочек». А затем прячет его за спиной и спрашивает у ребёнка: «Какого листочка нет?»

Если дома их высушить с помощью утюга, то можно выполнить аппликации с листочками («Осенний ковёр», «Бабочка», «Птичка», «Цветочек» и т.д.) или просто поставить их в вазу.

Игра: «Подскажи Тузику»

Для этой игры Вам понадобится игрушечный щенок Тузик. Взрослый говорит, что Тузик на улице гулял и пришёл домой весь мокрый.

Взрослый:

– Тузик, почему ты весь мокрый?

– На улице дождливый погода!

Взрослый, обращается к ребёнку:

– Подскажи Тузику, погода какая? (дождливая погода)

– А ещё ветер сильная . (сильный ветер)

Взрослый предлагает исправлять неправильные фразы.

– День холодная . (холодный день)

– В небе чёрный тучи. (черные тучи)

– На дороге большой лужи. (большие лужи)

Тема: «Игрушки»

Цель: – Различение значений и употребление предлогов;

– Употребление существительных в родительном падеже в единственном и множественном числе.

Игра: «Волшебный платочек»

Для игры Вам понадобится платочек и различные игрушки ребёнка. Взрослый сначала называет игрушку, затем накрывает её (или их) платком. Например: «Вот машина (накрывает платком), нет машины». Далее предлагает ребёнку стать волшебником и прятать игрушки. Взрослому необходимо следить за правильностью речевого высказывания ребёнка.

Игра: «Уберём игрушки вместе»

Взрослый предлагает ребёнку убрать игрушки на свои места и проговаривать выполняемое действие. Например: «Машину я поставлю в гараж. Куклу посажу за стол и т.д.»

Можно соревноваться, кто больше уберёт игрушек.

Тема: «Посуда»

Цель:

– Образование относительных прилагательных.

Игра: «Резиночки»

Для этой игры Вам понадобится две резиночки, длинной 15-20 см. Взрослый предлагает поиграть с этой резиночкой. Он называет маленький предмет (с уменьшительно – ласкательным суффиксом), а когда растягивает резиночку называет большой. Например: «Маленькая чашечка (растягивает резиночку) – большая чашка. Так же он предлагает ребёнку называть большую и маленькую посуду.

Маленькая тарелочка – большая тарелка.

Маленькая кастрюлька – большая кастрюля.

Маленькая сковородка – большая сковорода.

Маленький чайничек – большой чайник.

Игра: «Какая у нас есть посуда?»

Предложите ребёнку посмотреть, какая есть у Вас посуда. Например: Взрослый: «У нас есть стакан из стекла. Какой он?» Ребёнок: «Стеклянный».

Кастрюля из алюминия – алюминиевая

Сковорода из чугуна – чугунная

Чашка из фарфора – фарфоровая и т.д.

Также можно поиграть в эту игру, когда вы будете вместе мыть посуду.

Тема: «Одежда и обувь»

Цель: – Согласование существительных с притяжательными местоимениями;

– Употребление существительных в родительном, дательном, винительном и предложном падежах.

Игра: «Жадная Принцесса»

Взрослый берёт куклу и говорит, что это «Жадная Принцесса» и все до чего она коснётся – это её, особенно, она, любит наряды. Например: Взрослый касается куклой до кофты: «Моя кофта», до платья: «Моё платье». Взрослый передаёт куклу ребёнку и предлагает ему поиграть с ней.

Речь с движением: «Одеваем куклу на прогулку»

С куклой мы пойдём гулять (шагаем на месте)

Будем куклу одевать: (правой рукой погладили левую руку, а затем левой – правую)

Кофту тёплую, штаны, (двумя руками погладили сначала грудь, затем ноги)

А на ноги – сапоги, (потопали ногами)

Шапку, шарфик и пальто – (погладили голову, шею и скрестили руки на груди)

Будет куколке тепло! (руки скрещены на груди, повороты корпуса влево – вправо)

Тема: «Зима»

Цель: – Изменение существительных по падежам;

– Употребление предлогов.

Игра: «Доскажи словечко»

Взрослый произносит незаконченное предложение и предлагает ребёнку подобрать нужное слово.

Лепить из снега… (снеговика)

Кататься с горки на… (на санках)

На катке катаются на… (на коньках)

Съехать на санках с … (с горки)

По лыжне кататься на… (на лыжах)

Зимой строить крепость из … (из снега)

Мороз рисует узор на … (на окне)

Положить птица зёрна в … (в кормушку)

Снежинки летят по … (по воздуху)

В Новый год Дед Мороз придёт в гости к … (к детям)

Игра: «Куда снежинка полетела?»

Для игры Вам потребуются снежинки для взрослого и ребёнка из бумаги или из ваты. Взрослый говорит, что начинается снегопад и их снежинки полетели.

Например: «Снежинка летала, летала и на стол упала, ветер подул, и она дальше полетела – под стол улетела…».

Тема: «Дикие звери»

Цель: – Образование притяжательных прилагательных;

– Употребление сложных предлогов –из –за, -из – под .

Игра: «Я зверь лесной»

Взрослый предлагает ребёнку вместе с ним превратиться в лесных зверей: «Давай превратимся в лесных зверей, я буду медведем, а кем будешь ты? (например лисой) У меня медвежий лапы, а у тебя? (лисьи лапы). У меня медвежьи уши, а у тебя? (лисьи уши). У меня медвежьи глаза, а у тебя? (лисьи глаза) и т.д.»

Пальчиковая игра: «В лесу»

Вылез ёжик из – под ёлки (руки поднять над головой и соединить «домиком»)

На спине держа иголки. (переплести пальцы перед собой)

Из – за кустика глядят (выглядываем из – за раскрытых ладоней)

Пара маленьких зайчат. (сложить «ушки» из указательных и средних пальцев на обеих руках)

На опушке, посмотри, (положить одну ладонь на другую, затем нижнюю ладонь складываем в

Вылез крот из – под земли. кулак и переворачиваем так что бы кулак был на верху, а ладонь внизу

Тема: «Домашние животные»

Цель: – Образование существительных субъективной оценки с помощью суффикса – ищ ;

Употребление существительных единственного и множественного числа в предложном падеже.

Игра: «Хвастливые животные»

Для этой игры Вам потребуются два игрушечных животных, например кот и собака. Взрослый предлагает ребёнку поиграть с хвастливыми животными, как бы соревнуясь, кто из них самый лучший.

Образец: «У меня не кот, а котище, у него не усы, а усищи и т.д.»

Игра: «Кто о ком думает?»

Думает кошка о малых … (котятах)

Мама собака о детках … (щенятах)

Корова вздыхает о сыне … (телёнке)

А лошадь о быстром своём … (жеребёнке)

Мама овечка о детях … (ягнятах)

И мама свинья о своих … (поросятах)

Тема: «Транспорт»

Цель: – Употребление приставочных глаголов;

– Согласование числительных с существительными.

Игра: «Машины»

Для этой игры Вам потребуются две машинки. Взрослый предлагает отправиться в путешествия на машинах, при этом комментирует свои действия и побуждает ребёнка проговаривать выполняемые действия. В этой игре важно использовать приставочные глаголы: ехать, выехать, переехать, заехать, подъехать, уехать, доехать.

Игра: «Посчитаем машины»

Если у Вашего ребёнка есть игрушечные машины, то предложите ему их посчитать: «Одна машина, две машины … пять машин». Можно усложнить задачу и считать машины с учётом признака цвета или величины: «Одна маленькая машина, две маленьких машины … пять маленьких машин».

Тема: «Весна»

Цель: – Употребление сравнительной степени наречий;

– Употребление падежных форм существительных во множественном числе.

Игра с мячом: Скажи наоборот»

Взрослый бросает мяч ребёнку и называет слово, а ребёнок изменяет слово по образцу.

Теплее – холоднее

Быстрее – медленнее

Темнее – светлее

Длиннее – короче

Грязнее – чище

Игра: «Нарисуем подснежники»

Взрослый предлагает ребёнку нарисовать подснежники и побуждает ребёнка комментировать его действия: «Что я рисую? (подснежники) На чём я рисую? (на бумаге) Чем я их рисую? (карандашами) У подснежников нет зелёных …(листочков) Что ты видишь? (подснежники)» и т.д.

Тема: «Семья»

Цель: – Образование притяжательных прилагательных с помощью суффикса –ин -;

– Образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Игра: «Чья это вещь?»

Для этой игры Вам потребуется по одной вещи каждого членов семьи. Сложите их в мешок и когда будете доставать, спрашивайте: «Чья это вещь?»

Аналогично можно предложить ребёнку разобрать вещи, например, после стирки.

Игра с мячом: «Назови ласково»

Взрослый бросает ребёнку мяч и предлагает назвать ласково все членов семьи.

Мама – мамочка

Папа – папочка

Бабушка – бабулечка

Дедушка – дедулечка

Брат – братишка

Сестра – сестричка

Можно рассмотреть семейный альбом, называя ласково членов семьи.

Тема: «Мебель»

Цель: – Согласование числительных с существительными и прилагательными;

– Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

– Употребление предлогов.

Игра: «Озорные игрушки»

Для этой игры Вам потребуются две игрушки. Взрослый говорит ребёнку, что игрушки непростые, а игрушки озорные. Они на месте не сидят, а по мебели прыгать хотят! И предлагает ребёнку взять одну игрушку, а другую берёт сам и показывает, как они прыгают по мебели, называя свои действия (например: «Моя кошка прыгнула под стол; залезла в шкаф; вылезла из – под стола и т.д)

Игра: «Посчитай мебель в квартире»

Например: «Один обеденный стол, три больших стула, один маленький стульчик, одна детская кроватка и т.д.»

Тема: «Профессии»

Цель: – Употребление существительных в творительном падеже;

– Употребление глаголов в настоящем и будущем времени.

Игра: «Кто чем работает?»

Землекоп копает… (лопатой)

Врач укол делает … (шприцом)

Портной шьет платье … (иглой)

Маляр красит … (кистью)

Лесоруб рубит деревья … (топором)

Игра с мячом: «Вчера – завтра»

Взрослый с ребёнком садятся на пол напротив друг друга, раздвигают ноги и перекатывают друг другу мяч.

Вчера я работал, а завтра – … (буду работать)

Вчера я строил, а завтра – … (буду строить)

Вчера я шил, а завтра -…(буду шить)

Вчера я стирал, а завтра – … (буду стирать)

Вчера я продавал, а завтра – …(буду продавать)

Вчера я красил, а завтра – … (буду красить)

Тема: «Цветы»

Цель: – Согласование числительных в именительном и косвенных падежах с прилагательными и существительными;

– Образование уменьшительно – ласкательных форм существительных и прилагательных.

Игра с мячом: «Посчитай цветы»

Количество посчитанных цветов зависит от уровня знаний ребёнка.

Образец: Растёт одна белая ромашка – растут две белых ромашки …

Радуемся одной белой ромашки – двум белым ромашкам …

Сорвали одну белую ромашку – сорвали две белых ромашки …

Нет одной белой ромашки – нет двух белых ромашек …

Вспомню об одной белой ромашке – вспомню о двух белых ромашках …

Игра: «Цветок и цветочек»

Взрослый предлагает ребёнку поиграть в цветок и цветочек: «Я буду называть большой цветок, а ты маленький цветочек».

Образец: Большая белая ромашка – маленькая беленькая ромашечка.

Большая красная гвоздика – маленькая красненькая гвоздичка.

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте "Логопедия для Всех " Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email . Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в

Наталья Владимировна
Игры-загадки «Подскажи словечко»

Игровая форма занятий в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи является одним из условий успешного формирования всех компонентов языковой системы - фонетики, лексики и грамматики. Загадка - наиболее эффективное средство активизации мыслительной деятельности и развития речи. Поэтому она чаще всего используется воспитателями и логопедами.

Загадка помогает детям осваивать лексико-грамматические закономерности и стилистические особенности текстов (сказок, рассказов, поговорок, потешек) С ее помощью дети быстрее и надежнее запоминают новые словоформы , устойчивые

обороты, образные выражения, осваивают лексическую сочетаемость слов Мир родного языка становится понятным, доступным, а значит - интересным

В последнее время педагогами часто используются так называемые структурно неоконченные загадки, их незавершенность связана с синтаксическим оформлением, с пропуском рифмы. Завершенность появляется при нахождении слова-отгадки :

Куда бежит - сама не знает,

В степи ровна, в лесу плутает,

Споткнется у порога,

Что это? (Дорога)

При ритмизированном тексте языковая задача решается довольно просто с

помощью актуализации слова-рифмы :

По реке плывет бревно.

Ох, и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит. (крокодил) .

Е. Серова

Такие загадки-игры получили название «Подскажи словечко » . Они развивают у детей с ОНР чувство ритма и языковое чутьё, операции памяти, воображения, речеслухового внимания и чувство юмора, обогащают и актуализируют лексикон.

В практике логопедической работы загадки «Подскажи словечко » подбираются с учетом лексических тем. Их содержание отвечает программным требованиям, принципам общей и специальной педагогики. Разнообразие видов игровых и дидактических упражнений создают положительную и стойкую мотивацию к преодолению имеющихся речевых нарушений и формируют основы общеучебных навыков.

Игры-загадки «Подскажи словечко » нами используются при различных видах языкового анализа и синтеза, для преодоления имеющихся у дошкольников с ОНР нарушений слоговой структуры слов , развития фонематических представлений, слухового восприятия и лексико-грамматического строя речи.

Расскажем об отдельных видах работы.

При изучении лексических тем «Профессии» или «Хлеб. Растения поля» рассматривается картина «Уборка урожая» . Знакомим детей с лексическим значением слова агроном (специалистом по сельскому хозяйству, который выращивает урожай, с особенностями его профессиональной деятельности. В ходе занятия детям предлагается дополнить четверостишие недостающим словом :

Детский сад одноэтажный

Улыбается окном.

Грач по нивам ходит важно,

Словно сельский . (агроном) .

После ответа каждый ребенок закрепляет в произношении слово агроном . Логопед спрашивает, почему птицу сравнивают с человеком? Проводится соответствующая беседа. Далее по картинкам со словом агроном составляются предложения.

Загадки «Подскажи словечко » можно использовать не только для обогащения речи детей новыми словами , но и для знакомства с их многозначностью. Это приучает ребенка находить оттенки лексического значения слов :

Они обычно для шитья,

И у ежа их видел я.

Бывают на сосне, на елке,

А называются. (иголки) .

Если мы растем на ели,

Мы на месте, мы приделе.

А на лбах у ребятишек

Никому не нужно. (шишек) .

Вместе с детьми приходим к выводу, что, оказывается, в простых словах ,

давно знакомых и понятных, заключена тайна, и ее можно разгадать.

Эти загадки можно использовать шире, как упражнения на сравнение, классификацию, группировку и обобщение. В словаре дошкольника с ОНР часто смешиваются слова , обозначающие родовые (грибы, цветы, рыбы, посуда) и видовые понятия (подосиновик, роза, сом, чашка) . Он не устанавливает между ними соответствующие ассоциативные связи. Логические упражнения помогают усваивать не только слова и отдельные грамматические понятия, но и целый ряд мыслительных операций, по-могающих систематизировать словарный материал . Например :

У бабушки на грядке выросли загадки.

Здесь весною было пусто.

Летом выросла. (капуста) .

Собираем мы в лукошко

Очень крупную. (картошку) .

От дождя земля намокла –

Вылезай, толстушка. (свекла) .

Из земли - за чуб плутовку!

Тянем сочную. (морковку) .

Надо поклониться низко,

Чтобы вытащить. (редиску) .

Помогает деду внук –

Собирает с грядок. (лук) .

Просит дедушка Федюшку : -

Собери еще. (петрушку) .

Вот зеленый толстячок –

Крупный, гладкий. (кабачок)

И красавец-великан

Темно-синий. (баклажан) .

Вот и все! Хоть и устали,

Загадки о птицах помогают овладеть навыками группировки : отгадав загадки, дети сначала называют зимующих птиц, а потом - перелетных, например :

Ворона («На осине в гуще кроны вьет гнездо свое.» );

Скворец («На шесте - дворец, во дворце - певец, а зовут его.» );

Дрозд («Он один из певчих звезд, а короче - певчий.» );

Синица («Я маленькая птичка, зовут меня.» );

Сорока («Верещунья, белобока, а зовут ее.» ).

Упражнение «Кто лишний и почему?»

Дети отгадывают, например, две-три загадки о домашних животных и одну загадку о диком животном :

Овца («Шубу теплую в колечках носит тихая.» );

Корова («Есть копыта и рога, летом ходит на луга. Чтобы были все здоровы, молоко дает.»);

Кот («Очень ласковый и чистый, лапой моется пушистой. Если пустит когти в ход, - страшный зверь, домашний.»);

Заяц («Хитрый след плести стараясь, по сугробам прыгал.» ).

Задается вопросы : «Вспомните и назовите всех животных. Кто из них лишний? Почему?» Дети отвечают : «Заяц, потому что овца, корова и кот - домашние животные, а заяц - дикое животное».

Особый интерес вызывает у детей прием сравнения загадок об одном и том же предмете (например, о петухе) .

1. Он свой род обороняет

И цыпляток охраняет.

Курам муж он и пастух,

А зовут его. (петух) .

2. Догадались, кто у Жоры?

Пестрый хвост! Сверкают

Ярко-красный гребешок!

Ну, конечно,. (петушок) .

3. Встает на заре, поет во дворе,

На голове гребешок.

Кто же это?. (Петушок) .

4. Звонко время отмечает,

Утром солнышко встречает.

Вот последний луч потух.

Спит на жердочке. (петух) .

Сравнивая первую и вторую загадки, дети выделяют их сходство и различие. Обе загадки об одной и той же домашней птице, поэтому они похожи. Загадки различаются тем, что в одной говорится о петухе как о муже курицы (значит, как о папе цыплят, как о защитнике своей семьи, а в другой описывается красивый внешний вид петуха.

Во второй паре говорится о том, что петух просыпается раньше всех и первым встречает рассвет. В первой загадке мы слышим о гребешке на голове – главном признаке внешнего вида петуха, а во второй - о том, что спать он ложится рано, как только садится солнце.

Сравнение загадок о разных предметах проходит следующим образом.

Например, предлагаем детям загадку о ели :

За рекой росли,

Их на праздник принесли,

На веточках иголки.

Что же это?. (Елки)

Спрашиваем, какие еще хвойные деревья они знают. Загадываем следующую загадку :

Хоть колюча, но не ёлка,

Подлинней её иголки,

А кора тонка, красна!

Та красавица -. (сосна)

Сравниваем ель и сосну. Можно рассмотреть не только картинки, но и живые ветки с шишками обоих деревьев.

Аналогично сравниваются и другие предметы внутри любой лексической темы (верблюда и слона, бабочку и муравья, автобус и трамвай и т. д.) .

Особую роль играют загадки «Подскажи словечко » в работе над развитием связной монологической речи, например, при составлении словосочетаний . Так, отгадав загадку о пиле и о лопате, дети отвечают на вопросы : Что делают пилой? - Пилят, Что делают лопатой? - Убирают снег, копают.

Доски сосновые пахнут смолой.

Весело, жарко работать … (пилой) .

Я расчищу снег, ребята,

Только мне нужна. (лопата) .

Такая работа активизирует глагольный словарь и навык употребления в речи имен существительных в творительном падеже (Чем обрезают, режут, стригут? Чем прибивают, забивают) .

Загадки о животных используются для составления словосочетаний : «Кто как голос подает?» .

Собака (У меня ученый пес - Круглой пуговкою нос. Если в чем-то я не прав, Громко лает он :. («Гав-гав!» ).

Корова (Ходит Зорька по лугам, Молоко приносит нам. Жить бы Зорьке в терему, А она в хлеву :. («Му-му!» ).

Кот (Кот усатый, как разбойник, Перепрыгнул подоконник, Распугал соседских кур И мурлыкает :. («Мур-мур!» ).

Пчела (Только вишня расцвела - Прилетела в сад пчела. Я давно за ней слежу,

Ищет мед она :. («Жу-жу!» ).

Дети с ОНР усваивают, кто как «разговаривает» (собака гавкает (лает, корова мычит, кошка мурлыкает, пчела жужжит) .

Стихотворный текст загадок оптимизирует работу над усвоением «слов-неприятелей » (антонимов) :

Эта избушка - маленькая,

Эта изба. (большая) .

Эта кадушка полная,

Эта кадушка. (пустая) .

Эта ограда низкая,

Эта ограда. (высокая) .

Эта рощица близкая,

Эта роща. (далекая) .

Эта тропинка узкая,

Эта тропа. (широкая) .

Эта речушка мелкая,

Эта река. (глубокая) .

Эта гора крутая,

Эта гора. (пологая) .

Эта вот ветка длинная,

Эта ветка. (короткая) .

Эта дорога прямая,

Эта дорожка. (кривая) .

Эта ножовка острая,

Эта пила. (тупая) .

И. Лопухина

Уточняется лексическое значение новых словоформ , формируются навыки словообразования с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением : река-речушка, роща-рощица, тропа-тропинка, дорога-дорожка.

Усвоение предложно-падежных форм также проводится при введении в речь дошкольников соответствующих предлогов :

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем слово «кот» склонять.

У норы добыча ждет

Притаившись, серый.

Мышь осталась без хвоста,

Убегая от.,

А теперь и за версту

Не приблизится к.

Крыса старая, и та,

Видя грозного.,

Убежит скорей под дом,

Чтоб не встретиться с.

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о.

А. Грачев

Эта загадка используется при изучении лексической темы «Домашние животные» , а также при составлении и анализе предложно-падежных конструкций.

В рамках каждой лексической темы загадки помогают детям осмыслить семантические связи между родственными словами , на практическом уровне усвоить основные способы словообразования и языкового анализ слов .

Снегопад

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю. (снег) .

С неба всё скользят пушинки –

Серебристые. (снежинки) .

Кружатся над головою

Каруселью. (снеговою) .

На проселки, на лужок

Всё снижается. (снежок) .

Землю белой, чистой, нежной

Застелил постелью. .(снежной) .

Вот веселье для ребят –

Всё сильнее. (снегопад) .

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в. (снежки) .

Снежный ком - на снежный ком,

Всё украсили. (снежком,

Словно в белый пуховик

Мы одели. (снеговик) .

Рядом снежная фигурка –

Эта девочка. (снегурка) .

На снегу-то, посмотри –

С красной грудкой. .(снегири) ..

Словно в сказке , как во сне,

Землю всю украсил. (снег) .

И. Лопухина

После отгадывания загадок детям предлагается подобрать к словам-отгадкам слова-признаки , слова-действия . Например : Какой снег? - Белый, блестящий, колючий, пушистый, узорчатый, искрящийся, красивый. Снег что делает? - Блестит, сверкает, белеет, искрится, падает, сыплется, лежит, идет. Такие упражнения дают возможность детям овладеть изобразительными сред-ствами языка, давать полные ответы, подбирать слова , точно характеризующие тот или иной предмет, явление, действие. А в дальнейшем они используются при составлении рассказа по опорным словам или по картине .

При формировании у детей умения делить слова на слоги загадки «Подскажи словечко » используются следующим образом. Детям дается задание : «Отгадайте загадки, а отгадки найдите у себя на карточках» . Карточки

выглядят так : на листе двойного картона наклеена картинка, под ней - прорезь. Между двойным картоном вставляется лист бумаги, на котором дети изображают схему слогов в виде прерывистых линий. Например, читается загадка :

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это?. (Карандаш) .

Предварительно ритмический рисунок слова -отгадки воспроизводится с помощью хлопков. Каждый ребенок находит на карточке изображение карандаша и в прорези под ним рисует схему : _ _ _.

Аналогичные карточки используются и для звукового анализа слов , рисуя кружочки и раскрашивая их в нужные цвета (гласный звук - красным, твердый согласный - синим, мягкий согласный - зеленым).

Для развития фонематического восприятия детям предлагаются различные логические упражнения, развивающие сознательное отношение к звуковому составу слов . Задания разнообразны :

Различение слов , близких по звуковому составу :

Сел в машину верный пёс,

У него в чернилах. (лапа, шея, нос) ;

Подбор в рифму слов с определенным звуком :

Оля слушает в лесу,

Как кричат кукушки.

А для этого нужны

Нашей Оле. (ушки) . (Предлагаются слова : ушки - лягушки - катушки - хрюшки - хлопушки - кукушки.)

Поиск слов , отличающихся одним звуком :

Сладко спит в берлоге.

На столе с салатом.

Самостоятельное придумывание рифмы :

В этой молодице прячутся девицы :

Каждая сестрица для меньшей - темница.

Красные щечки, пестрые платочки,

Хлопают в ладошки веселые. (матрешки) . (Предлагаются слова : матрешки - кошки - ложки - мошки -ладошки - картошка - поварешка.)

Анализ рифмованных слов : какое слово не подходит по смыслу? Почему? Какое слово должно стоять вместо него?

В лесу бежит от волка.

Парит над океаном.

Анализ слов , начинающихся с разных звуков :

Лиза пробовала. СУП,

Заболел у Лизы. ЗУБ;

Синтез звука и слова (упражнение «Превращалки» ):

Если слово к букве «У» присоединяется,

Слово новое , другое сразу получается.

Буква «У» отметку КОЛ Переделает в. УКОЛ.

А когда я строил ДАЧУ, Принесла мне «У» . УДАЧУ,

И теперь посёлок ДАЧНЫЙ

Называется. УДАЧНЫЙ.

И. Лопухина

Анализ слов , содержащих преднамеренные ошибки (упражнение «Найди опечатки» ):

Увидал я в клетке рысь,

Ей, как кошке, крикнул : «БрОсь!»

На столе - большая пышка,

В норку тащит ее мОшка.

Стоит избушка у воды,

А из трубы струится дОм.

Такие игры -загадки сосредотачивают внимание детей на восприятии стихотворного текста, предупреждают его механическое повторение и запоминание. Они развивают также словесно-логическую память , активизируют весь спектр познавательных процессов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борисов В. и др. Загадки с рифмами. М.: Карапуз, 2001.

2. Гугляр Н. М., Полыгалова Н. В. Стихи-загадки для детей. М.: Патриот, 1992.

3. Гудимов В. П. Подскажи словечко . М.: Сфера, 2002.

4. Игры в логопедической работе с детьми. Под ред. В. И. Селиверстова. М.: Просвещение, 1987.

5. Лопухина И. С. Логопедия. Звуки, буквы, слова . СПб : Дельта, 1998.

6. Русские народные загадки, пословицы , поговорки. М.: Просвещение, 1990.

7. Серова Е. Подскажи словечко . Л.: Художник, 1981.

8. Степанов В. Учебник для малышей. М.: Фламинго, 2002.

9. Шибаев А. Стихи играют в прятки. Л.: Детская литература, 1975.

На ветке не птичка —
Зверек-невеличка.
Мех теплый, как грелка.
Кто же это?...
ОТВЕТЫ

Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щелкает орешки мелко.
Ну, конечно, это...
ОТВЕТЫ

Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Целый день по пашне вскачь,
А зовется птица...
ОТВЕТЫ

Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь —
Чистоплотный серый...
ОТВЕТЫ

В лесу под щебет и под свист
Стучит лесной телеграфист:
"Здорово, дрозд, приятель!"
И ставит подпись: ...
ОТВЕТЫ

Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель...
ОТВЕТЫ

Немытое в рот
Ни за что не возьмет.
И ты будь таким,
Как чистюля...
ОТВЕТЫ

Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это?...
ОТВЕТЫ

Из упрямства ни на шаг
Не продвинется...
ОТВЕТЫ

Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы!
У него усы, как спицы,
Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится,
Потому что это...
ОТВЕТЫ

В реках Африки живет
Злой зеленый пароход.
Кто б навстречу ни поплыл,
Всех проглотит...
ОТВЕТЫ

крокодил

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто же это?...
ОТВЕТЫ

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал.
А, проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной...
ОТВЕТЫ

В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка,
Кто же это?...
ОТВЕТЫ

Под тяжелой ношей,
Но спешит на помощь друг.
Тут народ хороший,
Без работы, хоть убей,
Жить не может...
ОТВЕТЫ

Кто имеет один рог?
Отгадайте! ...
ОТВЕТЫ

Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног,
Вот и весь я —...
ОТВЕТЫ

осьминог

Строгий, быстрый,
Рога ветвисты.
Пасется весь день,
Кто же это? ...
ОТВЕТЫ

Вперевалку шел со льдин
Очень важный к нам...
ОТВЕТЫ

Чок-чок, пятачок,
Сзади розовый крючок,
Посреди бочонок,
Голос тонок, звонок.
Кто же это? Угадай!
Это...
ОТВЕТЫ

поросенок

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла...
Прилетит — плохи дела!
Ну, кого паук боится?
Угадали? Это...
ОТВЕТЫ

Лесники ее котят
Взять с собой не захотят.
Ей не скажешь: "Кошка, брысь!"
Потому что это...
ОТВЕТЫ

Целый день он спать не прочь,
Но едва наступит ночь,
Запоет его смычок,
Музыканта звать...
ОТВЕТЫ

Погасили в доме свет,
Все равно покоя нет.
Ру-чу-чу, да ру-чу-чок.
Кто же это? Там...
ОТВЕТЫ

И в море не купаются,
И нет у них щетинки,
А все же называются
Они — морские...
ОТВЕТЫ

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг — вспорхнули яблоки.
Ведь это...
ОТВЕТЫ

То погаснет, то зажжется
Ночью в роще огонек.
Угадай, как он зовется?
Золотистый...
ОТВЕТЫ

светлячок

Угадайте, что за птица:
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова...Это...
ОТВЕТЫ

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели
Голосистей и нежней?
Кто же это?...
ОТВЕТЫ

Изучение русского народного костюма. Игра «Подскажи словечко»

Фомичева Наталия Альбертовна, воспитатель, МДОУ детский сад общеразвивающего вида №30 "Теремок", г.Рыбинск Ярославской области.
Описание:
Стихи представляют интерес для учителей, воспитателей ДОУ, родителей. Стихотворная словарная игра может быть использована при ознакомлении детей старшего дошкольного и школьного возраста с древнерусским костюмом.
Смысл игры заключается в том, чтобы быстро сообразить и подсказать подходящее слово на заданную рифму. В данном случае такой отгадкой всегда будет слово "сарафан".
Цель: формирование и закрепление знаний об истории и элементах женского народного костюма на Руси.
Задачи:
- расширять знания детей о древнерусском народном костюме, его элементах, сарафане в частности;
- развивать познавательную и речевую активность, реакцию, смекалку, любознательность, кругозор;
- воспитывать желание как можно больше узнать об отечественной истории и традициях;
- воспитывать чувство патриотизма, осознания себя как наследника и носителя самобытной русской культуры.

Основным типом женского костюма в северных районах Руси стал комплекс одежды с сарафаном. Первое упоминание о сарафанах относится к 13 веку. Любопытно, что изначально сарафан считался мужской одеждой, затем его носили представители обои полов. Лишь спустя время сарафан стал исключительно женским платьем.
Для изготовления сарафана сначала ткали узкие полотнища из льняных или шерстяных нитей. Для пошива одного сарафана требовались десятки метров ткани. Так, на пошив «русского» - косоклинного распашного сарафана - уходило до 44 метров холщовых полотнищ. Суровая ткань (суровье) подвергалась белению и крашению.
Шить умели все девушки: и крестьянки, и дворянки. Сарафаны являлись непременной частью приданого. У богатых невест сарафанов было очень много. Часто для их пошива использовались дорогие ткани: парча, кисея, шелк. Бахрому и кружева мастерицы обычно плели сами. Украшали сарафаны вышивкой, тесьмой, пуговицами, бусинками, даже жемчугом.
В период правления Петра 1 был издан ряд указов, утверждающих европейский костюм на Руси. Но русское крестьянство по-прежнему являлось хранителем народного идеала и костюма.

Игра: «Подскажи словечко»

Что наши прабабушки носили?
Душегрею, опашень, кафтан...
Издавна все девушки любили

Грациозный русский... (сарафан)


Бедные крестьянки и особы,
На которых выпал важный сан,
Берегли, не износился чтобы
Яркий и нарядный... (сарафан)


На Руси невесты так красивы!
Украшал всегда девичий стан
Неизменный, бабушкин, любимый,
Длинный, весь расшитый... (сарафан)


Не страшны Петровские указы
Под влияньем чужеземных стран.
Так хотел он уничтожить сразу
И изгнать народный... (сарафан)


Шли века. Но он как прежде в моде.
Пусть французы шепчут:«О, шарман!»
Выбрать можно по любой погоде
Стильный современный... (сарафан)


Знают все про школьную нагрузку,
И про форму всем совет был дан:
«Белую купите дочкам блузку,
А поверх наденьте... (сарафан)»


Молнии, заклёпки и застёжки,
Спереди отстроченный карман.
Представитель фирменной одёжки -
Джинсовый удобный... (сарафан)


Всё пройдёт... Или уже проходит...
Но живёт, и это не обман!
Никогда из моды не выходит
Всем известный русский... (сарафан)!

0-0---------------------

Пушистый и зеленый хвост
На грядках горделиво рос.
Ухватился Ваня ловко: -
Вылезай на свет...(морковка).

Сорвала я стручок,
Надавила на бочок.
Он раскрылся. Ах!
Ох! Покатился...(горох).

Круглолица, белолица,
Любит вдоволь пить водицы.
У нее листочки с хрустом,
А зовут ее...(капуста).

Он из тыквенной родни,
На боку лежит все дни,
Как зеленый чурбачок
Под названьем...(кабачок).

А на этой грядке
Разыгрались в прятки
Зеленые хитрецы,
Молодые...(огурцы).

Верите - не верите,
Мы родом из Америки.
В сказке мы синьоры,
На грядке...(помидоры).

Заставил плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а... (лук).

Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его... (арбуз).

Желтая, пушистая,
Нежная, душистая,
Боится мороза,
Зовется... (мимоза).
Н. Нищева

Самый первый, самый тонкий
Есть цветок с названьем нежным.
Как привет капели звонкой,
Называется... (подснежник).
В. Нищев

Раным-рано поутру
Лейку новую беру.
Мне воды не жалко.
Пей, моя... (фиалка).
Н. Нищева

Золотой и молодой,
За неделю стал седой.
А денечка через два
Облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик
Бывший... (одуванчик).

Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали заметных.
Собирай, не мешкай,
Это... (сыроежки).

Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка,
Ядовитый... (мухомор).

Она весну встречает –
Сережки надевает.
Накинута на спинку
Зеленая косынка.
А платьице - в полоску.
Ты узнаешь... (березку)?

Ну и платье:
Сплошь иголки,
Его носят вечно... (ёлки).

Немытое в рот
Ни за что не возьмет.
И ты будь таким,
Как чистюля... (енот).

В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется... (медведь).

Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я... (осьминог).

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто же это?.. (лиса)

Лесники ее котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,
Потому что это... (рысь).

Ходит длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами,
Как гора, огромен он,
Ты узнал, кто это?.. (слон)

Целый день поет щегол
В клетке на окошке.
Третий год ему пошел,
А он боится... (кошки).

Шубка - иголки,
Свернётся он - колкий,
Рукой не возьмёшь.
Кто это?... (ёж)

В подполье, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто же это?.. (мышка)

Из упрямства ни на шаг
Не продвинется... (ишак).

Стройный, быстрый,
Рога ветвисты,
Пасется весь день.
Кто же это?.. (олень)

На ветке птичка –
Зверек-невеличка,
Мех теплый, как грелка.
Кто же это? ... (белка)

Уж очень вид у них чудной:
У папы локоны волной,
А мама ходит стриженой.
За что она обижена?
Недаром часто злится
На всех мамаша... (львица).

В реках Африки живет
Злой зеленый пароход!
Кто б навстречу ни поплыл,
Всех проглотит... (крокодил).

Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын... (жираф).

В реке большая драка –
Поссорились два... (рака).

Ты с модницей этой,
Конечно, знаком:
Вертушке
На месте
Никак не сидится -
Все хвастает
Синим своим сюртуком
И шапочкой синей
Гордится... (синица).
Е. Ильин

Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь –
Чистоплотный серый... (гусь).

Угадай-ка, что за птица:
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова. Это... (сова).

На шесте - дворец,
Во дворце - певец,
А зовут его... (скворец).

Встает на заре,
Поет во дворе,
На голове гребешок.
Кто же это?.. (петушок)

Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскачь,
И зовется птица... (грач).

В лесу под щебет и под свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд-приятель!» -
И ставит подпись: ... (дятел).

На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нем,
Хоть кругом и красота?
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой свалиться –
Два могучие крыла
У хозяина... (орла).

От простуд он не страдает,
Не страшится злобных вьюг
И к зиме не улетает
На далекий знойный юг.
Пусть покроют снега груды
И пригорок,
И пустырь -
Раз красавец прилетел к нам,
Житель севера... (снегирь).
Е. Ильин

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь, под крышей, обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый... (воробей).

Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Это... (ворона).

Верещунья, белобока,
И зовут ее... (сорока).

Костя в комнату вошел
И поставил сок... (НА стол).

Всем детишкам по конфете
Взял из вазочки... (В буфете).

Маша в комнату впорхнула,
Шарф и плащ взяла... (СО стула).

Катя вынула жирафа,
Мяч и гномика... (ИЗ шкафа).

Закатила барабан
Наша Оля... (ПОД диван).

На портрете - Аня с бантом,
А портрет тот... (НАД сервантом).

Если хочет Миша спать,
Он приляжет... (НА кровать).

Книжку новую Ивана
Я достал... (ИЗ-ПОД дивана).

Чтобы ноги отдохнули,
Посидит чуть-чуть... (НА стуле).

Сегодня все ликуют:
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные...
(шары).

Он - с бубенчиком в руке,
В сине-красном колпаке.
Он - веселая игрушка,
А зовут его...
(Петрушка).

В этой молодице
Прячутся девицы,
Каждая сестрица -
Для меньшой темница.
Красные щечки,
Пестрые платочки.
Хлопают в ладошки
Веселые...(матрешки).

Буду мастером таким,
Как наш дядя Евдоким:
Делать стулья и столы,
Красить двери и полы.
А пока сестре Танюшке
Сам я делаю... (игрушки).

Хлоп - и конфета
стреляет,
Как пушка!
Каждому ясно:
это... (хлопушка).

На одной ножке кружится,
Беззаботна, весела,
В пестрой юбке танцовщица –
Музыкальная... (юла).

Игра «Доскажи словечко»

Цель: учить подбирать рифму, автоматизировать звук в словах, учить дифференцировать звуки, расширять словарный запас по темам: «Растения», «Птицы», «Животные», «Мебель», «Игрушки», развивать фонематический слух, внимание, память, мышление

Варианты игр

1.В игре используются карточки по одной из тем. Логопед читает стихотворение, ребенок должен правильно досказать слово (без опоры на картинку, в случае затруднений картинка показывается), карточку получает ребенок, который первым правильно произнес слово.
2.В игре используются только те карточки, в названии которых есть необходимый звук. Играть, так же как и в первом варианте.
3.Игра «Четвертый лишний». Сначала дети договаривают слова, затем определяют лишнее слово.
4.Ребенок должен разложить карточки на группы. Затем одна из них используется для игры «Доскажи словечко».
5.У детей по одной (или более) карточек. Логопед зачитывает стихотворение, а тот, у кого карточка с нужным словом называет его и поднимает карточку.



  • Разделы сайта