Подвижность подвижный. Психология делового общения

Двигательный аппарат человеческого тела, так называемая костно-суставно-мышечная система, обладает необычайно богатой подвижностью. Основное опорное сооружение всего тела - туловище с шеей, т. е., в сущности, позвоночник с его 25 межпозвоночными соединениями и мышечным оснащением,- способно к разнообразнейшим, почти змеиным изгибам, наклонам и извивам. Шея человека, правда, далеко уступает в гибкости и подвижности шеи жирафы, страуса или лебедя, но в не меньшей степени, чем у них, обладает возможностью обеспечить точность и устойчивость в смещениях и поворотах центральной наблюдательной вышке всего тела - голове с ее высококачественными телескопами - глазами и звукоулавливателями - ушными раковинами.

С туловищем соединены посредством шарниров (как известно, обладающих наибольшим разнообразием подвижности) - плечевых и тазобедренных сочленений - четыре многозвенные рычажные системы конечностей. При этом у человека шаровые подвесы верхней пары конечностей, наиболее важной для него и наиболее богатой в смысле подвижности, сами, в свою очередь, соединены с туловищем крайне подвижно, вися почти целиком на одних мышцах. Действительно, основная опорная кость руки - лопатка нигде не сочленяется с костями туловища.

Если для начала обратиться к рассмотрению менее сложной нижней конечности, то после длинного и прочного рычага бедренной кости мы встречаем там колено с его обширным размахом сгибания и разгибания, рекордным для всех сочленений человеческого тела: около 140° активной подвижности и свыше 170° пассивной (например, при сгибании коленей в позе сидения на корточках). Коленный сустав (полусогнутый) допускает еще небольшое продольное вращение голени (на 40 - 60°). На конце ноги имеются два сочленения, расположенные у человека очень близко одно под другим и образующие единую голеностопную систему. Она позволяет стопе наклоняться относительно голени во все стороны так, как если бы между ними помещался известный гуковский шарнирградусов на 45 - 55 по каждому из направлений. Сама стопа у человека - упругий, многокостный свод, прекрасно приспособленный к держанию на себе половины веса всего тела, а при беге и прыжке - к противодействию давлениям, доходящим и до пяти-шестикратного значения этого веса; однако активная внутренняя подвижность ее у человека ничтожна. Но у тех животных, которых, как волка, «ноги кормят», у быстроногих, стройных пальцеходящих - коня, оленя, тигра, собаки и т. п., для которых еще нелегкий вопрос, какая из двух пар конечностей имеет большее значение в жизни,- у них стопа превращается в суставчатую цепочку сильно подвижных звеньев, содержащую, как, например, у лошади, целых четыре последовательных сочленения, активно участвующих в ходьбе и беге.

Верхние звенья руки человека мало чем отличаются по устройству от передних конечностей четвероногих. Только шаровой шарнир плечелопаточного сустава у человека гораздо подвижнее. Он допускает обширные движения в стороны, чего не может сделать, например, собака или лошадь. Книзу от локтя начинаются уже яркие преимущества в пользу человека. Рука человека, под руководством его мозга и в тесном сотрудничестве с ним, ввела в жизненный обиход на земле труд, но и труд зато внес в строение руки очень много изменений и усовершенствований. Только у человека и у самых высших обезьян имеется способность поворачивать предплечье с кистью в продольном направлении - пронация и супинация , это те движения, которыми мы пользуемся, когда поворачиваем ключ в двери или заводим стенные часы.

Общий размах этих движений превосходит 180°. Соединенные между предплечьем и кистью (лучезапястное сочленение) само по себе обладает двумя видами подвижности: вверх-вниз на 170°, вправо-влево на 60°. Эти два направления подвижности в сочетании с третьим направлением - пронацией и супинацией равносильны тому, как если бы кисть была подвешена к руке на втором шаровом шарнире, следующем за уже упоминавшимся плечевым. Как показывает точная теория сочленений, такие два последовательно смонтированных шаровых шарнира в сочетании еще с локтевым суставом (сгибание и разгибание локтя) не только обеспечивают кисти возможность принять любое положение и направление в досягаемых для нее частях пространства, но еще позволяют сделать это при самых разнообразных положениях промежуточных звеньев - плеча и предплечья.

Крепко обхватите кистью любую неподвижную рукоять или любой выступ. Вы убедитесь, что такому обхвату доступны предметы любой формы, направления или расположения, и при этом еще у вас при неподвижных туловище и лопатке останется возможность двигать локтем, т. е. смещать плечо и предплечье.

Скелет самой кисти представляет собой целую тонкую мозаику из 27 косточек (не считая еще непостоянных, совсем мелких костных вкраплений). Часто задают недоуменный вопрос: для чего нужны 12 подвижных сочлененных между собой мелких запястных и пястных костей, если они все вращены в сплошную толщу ладони, так что разделение между пальцами начинается только с середины основных фаланг? Однако каждый, кому хоть раз случалось пожать руку человеку со сведенной параличом кистью, воздержится от такого вопроса: он навсегда запомнит разницу между той жесткой искривленной дощечкой, к которой он прикоснется, и податливыми и гибкими кистями, какие он знает по рукопожатиям здоровых людей и по самому себе.

Благодаря возможности для большого пальца противополагаться каждому из остальных (так называемая оппозиция большого пальца), имеющейся из млекопитающих только у человека и обезьян, кисть является органом для обхватывания и прочного держания, и нет такой формы ручки или петли, к которой она не сумела бы автоматически приспособиться с величайшей, почти восковой, пластичностью. Пальцы кисти одни, помимо ее прочих частей, обладают 15 сочленениями, и если считать по отдельным направлениям подвижности (так называемым степеням свободы), то на долю пальцев одной руки их придется 20, понимая под каждым из направлений активную подвижность как туда, так и обратно. В целесообразных приспособительных движениях пальцев, в их быстроте, точности, ловкости человек в неизмеримое количество раз превосходит наиболее высокоразвитых животных - сородичей.

А та только что перед этим обрисованная гибкая и богатая установочная подвижность, которая присуща кисти - основанию пальцев, делает человеческую руку гениальным инструментом, вполне достойным мозга ее обладателя.

О движении языка и глаз

Остается ли еще что-нибудь достойное внимания по части подвижности после сделанного нами беглого очерка туловища, шеи и конечностей? У быстро и ловко бегающих или прыгающих животных - лисы, гончей собаки, белки, кенгуру - не мешало бы упомянуть еще о важном для них орудии - хвосте. Но насчет человека ответ не приходит на ум сразу. Между тем на голове человека мы имеем по меньшей мере два устройства, не менее поражающих богатством и точностью их подвижности, чем кисть с пальцами. Окинем и их взглядом.

Пройдем мимо нижнечелюстной кости с ее жевательной, сильной и выносливой, мускулатурной - представителем костносуставно-мышечного аппарата в области головы. Бесконечно больший интерес представляет, прежде всего, языкоглоточный речевой аппарат. Язык, в сущности, один сплошной комок поперечнополосатых мышечных пучков, пронизанный ими по всем направлениям. Подвижность его огромна даже у животных, весь «словарь» которых состоит из какого‑нибудь одного «му», «мэ» или «мяу». Этот даже не словарь, а скорее «кричарь» (да простится нам это словотворчество!) совершенно стушевывается перед богатством речевых звучаний, доступных человеку и воспроизводимых с величайшей (совершенно бессознательной) быстротой и точностью язычною и глоточной мускулатурой в процессе речи. Тонкое и совершенно своеобразное управление этими мягкотелыми органами, которое потребовалось для человеческой речи, вызвало к жизни даже особый, специализированный участок мозговой коры в левом полушарии мозга человека, о чем будет еще речь ниже. При ранениях этого так называемого поля Брока или при кровоизлияниях в его области человек утрачивает возможность речи, хотя произвольная подвижность языка и глотки ни в чем не страдает. Заметим к слову, что у «говорящих» птиц - попугаев, скворцов и т. п.- никаких следов подобного речевого участка в мозгу нет.

Другой замечательный своею подвижностью аппарат, о всей сложности и жизненной важности движений которого многие имеют очень слабое понятие,- это глаза, пара «яблок», образующих в своей совокупности единый орган зрения. Зрительный аппарат человека содержит:

1) шесть пар мышц, обеспечивающих всевозможные согласованные повороты глаз при следовании взором за предметом;

2) две пары мышц, управляющих «объективами» глаз - хрусталиками: для фотолюбителей будет яснее, если сказать, что эти две пары мышц осуществляют наводку глаз на фокус; 3) две пары совсем тонких и нежных мышц, ведающих расширением и сужением зрачков; опять-таки обращаясь к языку, понятному фотолюбителям,- диафрагмированием глазных объективов в зависимости от большей или меньшей яркости освещения, и 4) две пары мышц, открывающих и закрывающих веки. Эти двадцать четыре мышцы работают в точнейшем взаимном согласовании с раннего утра до позднего вечера, работают, заметим, совершенно бессознательно и на три четверти непроизвольно. Третья часть всех этих мышц (пункты 2 и 3 нашего перечня) вообще недоступна для произвольного вмешательства в их работу. Легко представить себе, что если бы управление этими двумя дюжинами мышц требовало произвольного внимания, какого требует, например, работа наблюдателя с какими-нибудь приборами, нуждающимися в постоянной подстройке и установке, то на это понадобилось бы столько труда, что лишило бы нас всякой возможности произвольных движений другими органами тела. На минуту представим себе человека, который, с жаром изливая свои чувства обожаемой им красавице, должен был бы все время заботиться о движениях своих глаз, хотя бы для того, чтобы в самом пылу своих объяснений не потерять ее из виду или не увидеть вдруг вместо ее прекрасного лица расплывчатое пятно. А если вспомнить еще, какое значение имеют для оценки расстояний до видимых предметов правильные движения глазных яблок, то обнаружится, что нашему страдальцу нужно было бы все напряжение его внимания, чтобы, жестикулируя, не задеть предмет своего обожания по лицу или не поцеловать вместо протягиваемой ему руки рукоятку зонтика.

Содружественная работа (как говорят в физиологии, синергия ) всей глазной мускулатуры выполняет очень сложную и ответственную нагрузку. По меткому и глубокому замечанию отца русской физиологии И. М. Сеченова, мы не просто видим нашими глазами - мы ими смотрим. Действительно, весь акт зрения от начала до конца активен : мы находим глазами интересующий нас предмет и следим за ним, приводя его изображение в самую чувствительную и зоркую точку глазной сетчатки; мы оцениваем по ощущениям напряжения в глазодвигательных мышцах расстояние, отделяющее нас от этого предмета; мы обводим его взором, ощупываем нашим взглядом, как будто бы и в самом деле из наших глаз к нему протягивались какие-то невещественные щупальцы (приписывавшиеся глазу учеными древности).

В процессе «смотрения» наши глаза: 1) движутся по любому направлению следом за движущимся предметом; 2) движутся при этом точно согласованно, то строго параллельно, то сводясь в той или иной степени; 3) намеренно сводятся для устранения «двоения» изображения в глазах и для оценки расстояния до предмета (так называемое стереоскопическое зрение); 4) одновременно регулируют «наводку на фокус» хрусталиков; 5) при этом все время управляют шириною просвета зрачка, отмеряя для нервных элементов глазного дна точно такое количество света, какое им нужно для наиболее ясного видения; 6) наконец, как уже упоминалось, сами активно обходят и ощупывают взглядом предметы, водят взором вдоль строчек читаемой книги и т. д. Все эти движения совершаются одновременно и дружно, не сбивая друг друга, совершаются совершенно автоматически, но отнюдь не машинообразно, по какому-нибудь неизменному шаблону, а с чрезвычайно большой и ловкой приспособительностью.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15

Взаимодействуя с тонким элементом воздуха, ум обретает способность быть подвижным. Если не управлять этим качеством ума и пустить его на самотёк, то он достаточно быстро становится непостоянным, изменчивым и будет приносить одни лишь неприятности. Поэтому мы должны постоянно следить за тем, в какую сторону повернулся изменчивый ум.

Подвижность ума в благости - это его способность настраиваться на нужные объекты и постоянно избегать контакта с ненужными.

Подвижность в страсти вызывает метания ума с целью найти желаемый объект.

Подвижность в невежестве происходит в результате бесцельной, хаотической жизни, кода ум не способен сконцентрироваться и постоянно блуждает с одной идеи на другую.


Подвижность ума в благости

Если начать регулировать свою жизнь и всё делать согласно правильному расписанию, а также таких факторов, как движение Солнца, Луны и других планет, то постепенно человек приобретает способность удерживать подвижный ум только в позитивном направлении. Однако иметь способность всегда и при любых обстоятельствах концентрироваться на желательных объектах и избегать нежелательные, позволяет только безгрешный ум. Если человек, имея множество ненужных желаний, всё же хочет встать на праведный путь, то ему неизбежно придётся столкнуться с определёнными трудностями. Оказывается, когда: очень много ненужных желаний, они «жужжат как мухи» и мешают уму сосредоточиться. Поэтому человек должен учиться выбирать, чего можно хотеть, а чего желать не стоит. Как бы то ни было, чтобы стать счастливыми, мы должны учиться сосредоточиться в позитивном направлении. Однако ум, находящийся под влиянием плохих поступков, совершенных в прошлом, ищет во всем только одни недостатки. Так ум, отягощённый греховными желаниями, обретает подвижность в невежестве.

Для очищения ума от грехов его всё же нужно сосредоточить на духовных или хотя бы на позитивных объектах. А иначе, в силу своей подвижности он убежит и начнёт о ком-то сплетничать, Таким образом, сосредоточить свой ум на духовном возможно только в том случае, если человек безгрешен. Получается замкнутый круг. Однако, зная. возможности ума, человек все же постепенно решает эту проблему. Чтобы выйти из этого тупика, нужно воспользоваться способностью ума перенимать качества характера другого человека. Поэтому, для того чтобы встать на путь прогресса удачливые люди выбирают себе наставника. Так, используя возможность ума двигаться и меняться к лучшему, следуя воле мудреца, они быстро исправляют свой характер. Самый лучший способ следовать наставнику - это ежедневно смиренно слушать его голос. Духовное знание богато разнообразием, поэтому подвижный ум найдёт в нём для себя много интересного. Звукозаписывающая техника сейчас позволяет общаться со святым человеком, даже если он не присутствует рядом. Например, мне посчастливилось слушать лекции Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, который впервые своими замечательными книгами так широко распространил ведическое знание по всему миру. При желании, начав изучать качества характера святой личности и выбрав себе наставника. Вы тоже, дорогой читатель, найдёте подобную возможность. Слушая голос возвышенной личности, ум постепенно очищается и становится способным воспринимать всё позитивное и отвергать всё негативное. Овладев этой способностью, человек немедленно наполняется счастьем, так как в уме пропадают все греховные желания. Так ум, изменчивый по своей природе, меняется только в сторону счастья.


Подвижностъ в страсти

Принимая такие удовольствия, как сытость, комфорт, возможность иметь много секса и хороший отдых за истинное счастье, человек стремится достичь всего этого любой ценой. Так ум начинает метаться в поисках средств и возможностей, теряя покой и умиротворение. Как в том стихе; "Покой нам только снится, летит вперёд степная кобылица". В Ведах пять чувств сравниваются с пятью конями, которые несут нас к своей цели. Если у человека в жизни только материальные цели, то чувства начинают его разрывать, пытаясь удовлетворить всевозможные желания. То мы слышим какую-то новость и погружаемся в сплетни. То начинает раздражать одежда, и хочется другую, более комфортную. Иногда мы видим что-то привлекательное и бежим к прилавку. Затем неожиданно захотелось дыню, но сезон ещё не наступил. Или от кого-то в автобусе дурно пахнет и хочется выбежать из него, а остановка ещё не скоро. Неправда ли, знакомые жизненные ситуации. Тем не менее, если во всех этих случаях направлять подвижный ум в поисках внутреннего счастья, а не внешнего комфорта, то, несмотря на жизненные трудности, можно научиться быть умиротворённым. В противном случае необузданные чувства будут приносить множество страданий. Если человек под воздействием своих плохих прошлых поступков попал в ужасные условия существования, и не имеет представления о том, что такое внутренняя духовная жизнь, в этом случае его ум начинает метаться как пойманная лань. Таким образом, для того чтобы успокоить чрезмерно подвижный ум, в нашу обычную жизнь нужно включить также и духовные интересы и цели. Когда ум пребывает в состоянии страсти, жизненная энергия находится под полным контролем чувств, и это состояние можно определить по одному признаку. Если такому человеку предложить сделать что-то связанное с его увлечённостью, то у него немедленно появляются и силы и желание. Однако если его попросить сделать что-то вне его личных интересов, то немедленно пропадают силы и одолевает усталость. Таким образом, ум в страсти подвижен только в сторону личных интересов. В результате очень трудно избегать конфликтов во взаимоотношениях, особенно с близкими людьми.

Общая психология (фрагмент семинара)

КИНЕСТАТИКА
("движение + стоятие" /гр./ - родовидовой элемент 1.4. Таблицы 1)
подвижность, устойчивость, инертность, уравновешенность

- Подвижность - это многообразие движений человека?

Подвижность - это способность психических элементов перемещаться, изменять свое место в пространстве. Внешне это свойство проявляется в подвижности человека. Внутренне - в перемещении образов, изменении подходов, смене отношений.

Подвижность может быть заложена в геноме человека как врожденная характеристика, а может быть приобретена в результате развития человека. Она может быть осознанной (необходимость поиска чего-либо), а может быть неосознанной (суета, метания). Подвижность позволяет человеку перестраивать психику и психические процессы. Подвижные люди имеют большие возможности в поисково-исследовательской деятельности, большую способность к свободным перемещениям.

- А что такое инертность? Судя по смыслу, - это нечто противоположное подвижности?

Совершенно верно. Подвижность и инертность - это две взаимоисключающие и, - как это ни странно, - взаимодополняющие характеристики психики человека.

Инертность (неподвижность, бездеятельность - лат.) - способность психики сохранять состояние покоя и места в пространстве. Инертность и ригидность (твердость - лат.) психики необходимы в стационарных (неподвижных - лат.) условиях деятельности. Здесь подвижность только мешает. Инертные люди хорошо выполняют монотонную, однообразную работу. У них лучше формируются установки. Они более консервативны в своих отношениях к действительности...

Когда ругают консервативных, ригидных, инертных людей, называя их косными, твердолобыми, заторможенными, у меня возникает протест. Хочется в качестве эксперимента предложить шустрым, подвижным "обвинителям" попробовать выполнить работу, требующую постоянного надзора, контроля, твердости позиций.

- Но инертность, консерватизм часто вредят человеку и мешают развитию!

Я бы сказал не "часто вредят", а "могут вредить" человеку. Там, где необходима перестройка, а человек инертен, то он или погибнет, или займет худшее место в жизненном пространстве. Что касается развития, движения вперед, то неизвестно куда это развитие приведет. Только ретроспективный анализ событий может показать роль консерваторов. Консервативные люди по инерции продолжают двигаться вперед, а другие консервативные люди, требуют остановиться в этом безудержном развитии. Кто прав, кто не прав - рассудит время.

- Понятие "инертность" как-то отличается от понятия "устойчивость"?

Да. Но эти понятия соседствуют друг с другом, если так можно сказать.

Устойчивость - это способность, человека, психики человека занимать прямолинейное положение или осуществлять направленное движение, не допуская колебаний в ту или иную сторону. Эта характеристика внешне проявляется в "пирамидальном", прямом положении тела или в направленном, уверенном движении. Пирамида - это достаточно устойчивое геометрическое тело. Пирамидальное, прямое положение тела - это, прежде всего, расставленные на ширину плеч ноги и прямая осанка. Обратите внимание на выправку военных людей. Здесь достаточно хорошо просматривается это феномен устойчивости...

Кроме статического положения, устойчивость крайне необходима в поступательном процессе движения к какой-либо цели. Она способствует формированию представлений, определяет направленность действий человека, помогает ему в карьерном продвижении...

Устойчивость психики часто одобряется общественным мнением. Но нужно, все-таки, помнить, что устойчивые люди часто бывают прямолинейными, не гибкими в своих намерениях и действиях. Отсутствие гибкости может привести их к проигрышу, особенно, там, где эта гибкость требуется всеми условиями эффективной жизнедеятельности.

- Устойчивость и уравновешенность - это не одно и тоже? Мне кажется, что эти понятия близки по смыслу.

Нет. Это прямо противоположные понятия. Как инертность и подвижность, устойчивость и уравновешенность - это взаимоисключающие, но и взаимодополняющие характеристики психики человека. Если устойчивость характеризует пространственное положение пирамиды, стоящей на основании, то уравновешенность - это сбалансированное положение весов. Весы, как известно, имеют свою точку опоры. Но давайте вернемся к психике человека и определим, что такое уравновешенность.

Уравновешенность - это способность психики балансировать между двумя крайностями. Уравновешенность дает человеку возможность занимать промежуточное положение между двумя противоположностями. Уравновешенный человек не впадает в крайности. Он гибок, политичен, стремясь удержать или улучшить свое положение.

Внешне уравновешенность проявляется в каких-либо позах. Позы для человека характерны в неопределенных, часто, противоречивых, противоположных ситуациях. Поэтому по позе с определенной долей вероятности можно оценить психику человека и его возможную реакцию на конкретную ситуацию.

Уравновешенность психики - весьма полезная характеристика психики. Но уравновешенный человек может быть человеком не устойчивым, не надежным, так как его реакции политичны и зависят от конкретной ситуации. Двойственность во мнениях и отношениях довольно характерна для уравновешенных людей.

Психология делового общения

СИСТЕМА МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ И ВЛИЯНИЯ
(разработана на основе полного варианта системы элементов психологии)

СИСТЕМА МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

На предложенном рисунке психологическая атака противоположна программированию, манипуляция - давлению.

Возможны смежные сочетания: атака + давление, давление + программирование, программирование + манипуляция, манипуляция + атака.

Возможны парадоксальные включения: атака с элементами программирования, программирование с элементами атаки; давление с элементами манипуляции, манипуляция с элементами давления.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АТАКА


Психологическая атака - это метод разнообразного, изменчивого; быстрого, активного; многословного, многозначного; подвижного, пантомимического воздействия на психику человека с целью отключения логического мышления: произведения или неотразимого впечатления, или введения в состояние растерянности, с последующим побуждением человека к нужной реакции.

ЭЛЕМЕНТЫ ПСИ-АТАКИ


Психологическая атака применяется политиками, предпринимателями; радио- и телеведущими; в процессе презентации, аттраксии (зазывания) и т.д. В основе либерократического стиля-метода руководства - пси-атака.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ


Психологическое программирование - это метод однообразного, константного; точного, настойчивого; однозначного, уникального; неподвижного, инертного воздействия на психику человека с целью создания алгоритмов его интеллекта и формирования стереотипов поведения (с последующим включением нужных программ через специальные коды доступа).

ЭЛЕМЕНТЫ ПСИ-ПРОГРАММИРОВАНИЯ


Психологическое программирование применяется в торговой и политической рекламе; в процессе обучения, инструктажа; при кодировании и т.д. В основе бюрократического стиля-метода руководства - пси-программирование.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ


Психологическая манипуляция - это метод двойственного, композиционного; ловкого, решительного; двузначного, двусмысленного; равновесного, сбалансированного воздействия на психику человека с целью постановки его в неудобное положение необходимого выбора своего поведения между двумя альтернативами (между хорошим и плохим, хорошим и более хорошим, плохим и более плохим, хорошим и нейтральным, плохим и нейтральным поведением, выгодным манипулятору).

ЭЛЕМЕНТЫ ПСИ-МАНИПУЛЯЦИИ


Психологическая манипуляция применяется политиками, идеологами, воспитателями; мошенниками; в процессе переговоров, дискуссий, диспутов т.д. В основе демократического стиля-метода руководства - пси-манипуляция.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ДАВЛЕНИЕ


Психологическое давление - это метод представительного, внушительного; сильного, интенсивного; указующего, утвердительного; устойчивого, стабильного воздействия на психику человека с целью принуждения его к действиям и размещения на нижней ступени социальной иерархии.

ЭЛЕМЕНТЫ ПСИ-ДАВЛЕНИЯ


Давление применяется в армии, органах власти и управления; в процессе моббинга, травли, шантажа и т.д. В основе автократического стиля-метода руководства - пси-давление.

Психологическая диагностика и коррекция (краткая аннотация методики)

Методика ЛИСИ (личность-индивид-субъект-индивидуальность)

Методика позволяет выявить 4 психологических типа (акцентуации): "индивид", "субъект", "индивидуальность", "личность" и 16 подтипов (субакцентуаций): "индивид-индивид", "индивид-субъект", "личность-индивидуальность", "личность-личность".

Основа диагностического инструментария - опросник, состоящий из 105 диагностических единиц: 64-х базовых, 32-х дополнительных, 9-ти проверочных.

Интерпретация результатов опроса дает возможность отобразить психику конкретного человека комбинацией из 64-х элементов таблицы в виде:
- абсолютизируемых психотипов (категорическая интерпретация),
- относительных акцентуаций (профильная интерпретация).

Данные вербально-графической и вербальной интерпретации результатов опроса по методикам Г. Ю. Айзенка (опросники EPI; MPI) при достаточной выраженности психотипов имеют относительно высокую степень корреляции с интерпретацией результатов опроса по методике ЛИСИ.

В этом случае для вербальной интерпретации "экстраверта" можно использовать комбинационные цепи, составленные из всех первых видовых элементов таблицы, "интроверта" - из всех третьих элементов, "стабильного типа" - из всех вторых элементов, "нейротика" - из всех четвертых элементов периодической таблицы (см. Таблица 1).

Несмотря на концептуальные противоречия авторской системы (модели) и системы (модели) Г. Ю. Айзенка результаты интерпретации могут быть относительно достоверны.

В частности, у Айзенка шкала стабильность-нейротизм - шкала порядка (от устойчивости до нервности /неуравновешенности/). У автора шкала субъект-личность - это шкала равных отношений (устойчивость- "0" -уравновешенность). Если рассуждать проще, то "нейротизированный тип" может быть уравновешенным и неуравновешенным "стабильный тип" устойчивым и неустойчивым, стабильный или нейротизированный типы могут иметь устойчивую (неустойчивую) или уравновешенную (неуравновешенную) психику...

Для психологической коррекции (приведения в соответствие профильной интерпретации результатов диагностики оптимальной психограмме жизнедеятельности /деятельности/ человека) можно использовать все доступные подходы, методы методики, приемы. Они достаточно хорошо описаны в психологической литературе и представлены в практике психологов-профессионалов.

Кибернетическая психология

Полный вариант системы элементов психологии - основа программного обеспечения специальных … комплексов



  • Разделы сайта