Краткая история каратэ. Карате, стили каратэ, история возникновения. Отличительные особенности карате

Просветление – главная цель в большинстве духовно-эзотерических учений.

Просветление – это наивысшее озарение, осознание сути жизни как таковой. Просветление устраняет неведение, иллюзии ума, расширяет сознание, и освобождает от психологических страданий. Более подробное описание далее рассматривается на примерах прямых и косвенных методов достижения просветления.

Прямые методы достижения просветления

Это лучшие, простые, мгновенные методы. Прямые методы исключают буфер ментального понимания, размышления и теоретизирования. Прямые методы просветления не связаны с обучением в школах, сектах, на семинарах, у гуру, учителей и наставников. Все это игры ума. Прямые методы – для тех, кто честен с собою на все сто. Далее по порядку описание прямых методов просветления.

Осознание настоящего
подразумевает прямое восприятие жизни здесь и сейчас. Обыватель при ознакомлении с этим методом просветления начинает представлять то, что он делает, или только что делал. Это отклонение от метода.

Осознание настоящего – это непрерывное, естественное восприятие того, что есть прямо сейчас. Это не поиск чего-либо, но если таковой присутствует, – это осознание поиска, как одной из линий рисунка настоящего момента. В идеале объектом восприятия действительно становится сам настоящий момент между прошлым и будущим.

Можно условно сказать, что быть в настоящем моменте, быть настоящим – свойство нашего Высшего «Я». Если Вы осознаете настоящее, фокус отождествления смещается на .

Если осознание настоящего момента происходит непрерывно, жизнь «схлапывается» сама в себе, и ты видишь, что сейчас есть бескрайнее присутствие в невесомой вечности, где происходит нечто за пределами будущего и прошлого. Сейчас есть само бытие, безграничное пространство сознания. Это – первичная основа всего. Это бытие и есть само осознание и жизнь как таковая. Все воспринимаемые объекты и формы происходят в нем, как нечто глубоко вторичное и равнозначное.

Приятие настоящего – по сути то же, что и осознание настоящего, но при помощи тонкой грани «впускания» в свое сознание того, что есть прямо сейчас. Психика закрывает ум от большинства ощущений, которые в итоге формируют подсознание.

Приятие настоящего – это полное раскрытие всему, что есть здесь и сейчас. Собственное сознание при этом ощущается, как чистый сосуд и проводник всех явлений. В идеале осознаешь все, как единое нераздельное явление. А если где-то остается сопротивление, оно растворяется. Все просто происходит.

Просветление – это тотальное приятие. Даже если что-то ощущается как препятствие, – это лишь форма очередной ступеньки на пути.

Расслабление в естественном присутствии – по сути то же, что осознание и приятие настоящего. С другой стороны, это еще одна тонкая грань постижения жизни. Неприятие настоящего закрывает от осознания настоящего. Возникает это неприятие из-за напряжения на всех уровнях психики. Напряжение устраняется расслаблением. И это не сон, а прекращение сопротивления настоящему.

При этом все телесные ощущения воспринимаются, как уплотнения в пустоте пространства сознания. Важно . Приятие и расслабление – две грани одного и того же процесса просветления.

Расфокусировка сознания – еще одна грань просветления. Повседневное внимание сосредотачивается умом в напряженных иллюзиях прошлого и будущего. Самая утонченная фокусировка ума создает привычную самоидентификацию – наше . Переживается она в области затылка, горла и на глубинном уровне в области груди. Расфокусировка приводит к растворению этих напряженных сгустков психической энергии. И тогда болезненные напряжения и «зловредная вертлявость ума» проходят.

Сначала ощущаешь, как в присутствии привычного «я» проявляется ощущение пространства, на фоне которого барахтаются напряжения. Затем по мере расфокусировки, привычное «я», казавшееся чем-то непробиваемо плотным и основательным, начинает давать брешь, через которую просачивается утонченная энергия сознания. Тотальная расфокусировка тождественна полному расслаблению, приятию, растождествлению и просветлению.

Осознание зрителя жизни
– тончайшее «движение», которым переносишь фокус внимания с мира форм и ощущений на самого зрителя, воспринимающего жизнь. Бытие, осознание, наблюдение, присутствие – все это описание его сути, его единственного свойства, которое выражается ограниченными словами во многих аспектах.

Обоняние, осязание, вкус, зрение и слух – инструменты восприятия. Кто использует эти инструменты? Где стыкуются эти пять нитей восприятия жизни? Тот, кто смотрит на жизнь прямо сейчас – и есть вечный зритель жизни. Он есть всегда. Меняются формы. Просветление – это осознание своей сути как непрерывного свободного присутствия.

Разоблачение выбора – еще одна грань просветления. Личность – это набор выборов проходящих через сознание в настоящем. Выбор рождается неприятием настоящего. Личность напряжена в настоящем, поэтому избегает его, выбирая иллюзорное будущее.

Самоотдача – другая одна грань просветления. Отдаешь все, что есть. Не в материальном смысле, а в сущностном. Самоотдача происходит неактивно, без усилий и потуг, в расслаблении. Можно сказать, что этот метод просветления – грань расслабления, в которой отпускаешь хватку за происходящее здесь и сейчас.

Созерцание настоящего . Как правило, начинается с концентрации внимания на любом объекте. Метод отличается от «осознания зрителя жизни» акцентом на созерцании как таковом. Суть этого метода просветления в том, чтобы сделать процесс созерцания основным и непрерывным. Тогда фокус самосознания переносится на Высшее «Я». Восприятие как таковое является свойством Высшего «Я». Когда созерцаешь то, что есть, высшее «Я» как бы «активируется». Просветление – это проявление созерцательного начала жизни. Это и есть истинная . В идеале созерцание объекта происходит без , как нечто предельно естественное.

Осознание того, кто ты есть – метод просветления Раманы Махарши. В основе метода стоит вопрос: «кто я?». Задаешь вопрос один раз, с ясным осознанием смысла этого вопроса. Затем переносишь внимание на ощущение «я есть». Если «я» есть, то его можно как-то ощутить. Что такое «я»? Кто «я»? Словесный ответ ничего не значит. Необходимо пережить, кто ты есть на самом деле. Постижение «Я» – это постижение реальности.

Все эти методы – разные грани одного и того же процесса. В силу уникального опыта разным людям открываются различные проходы к просветлению.

Косвенные методы достижения просветления

Эти методы, как правило, связаны с переменами в энергетике, очищением ума, подготовкой тела и психики к ясному сознанию. Разделение на прямые и косвенные методы – условное. Иногда прямые методы становятся косвенными, а косвенные прямыми, в зависимости от готовности сознания.

Подъем энергии – это переживание пробуждения застоявшейся энергии. Может быть вызвано энергетическими упражнениями, и в особо удачных случаях устраняет ментальные блоки, очищает ум и просветляет сознание. Сюда входят практики крийя-йоги, кундалини-йоги, работа с энергетикой и др. эзотерические практики.

Шактипат , или дикша – духовное посвящение. Как правило, дается наставником, гуру, или мастером. В особо удачных случаях дает мгновенное расширение сознания и просветление. Чаще дает переживание озарения, которое сеет «зерно» просветления. Если посвященный бережет энергию, зерно прорастает и со временем лотос сознания раскрывается и расцветает.

Срединный путь . Проповедовал Будда. В моем понимании этот путь к просветлению – интуитивное, расслабленное обретение равновесия в каждое новое мгновение жизни. Кастанедовский Дон Хуан образно говорил, как человек знания идет по жизни «слегка ко всему прикасаясь». Этому пути помогает жизни. Не напрягаешься, не спишь, позволяешь реальности случаться. При этом, как ни парадоксально, обретаешь способность прилагать усилия, на которые суетный и напряженный ум просто не способен.

Неделание – метод просветления Карлоса Кастанеды. Восприятие мира – это тонкое усилие в сознании. Привычным делаешь мир в своем уме. – это прекращение «усилия» по . Тогда привычные явления обнажают свою сущность. Начинаешь ощущать происходящее, как игру энергии. А на более тонком уровне – как чистое сознание.

Сверхусилия – метод просветления Георгия Гурджиева. Это один из самых сложных методов на грани жизни и смерти. Гурджиев говорил о том, что в человеческом теле есть что-то наподобие бытовых аккумуляторов. Когда их энергия израсходована, человек валится с ног. Но если в это время сделать рывок, сверхусилие, то сознание переключается на глубинный, почти неистощимый источник энергии, и ты продолжаешь двигаться.

Когда подкатывает смертельная усталость, делаешь еще один рывок и с глубинного источника энергии, переключаешься на причинный источник. При этом активируется сверхтонкое сознание. Метод крайне опасен для самостоятельной практики.

Страдания . Закаляют и развивают душу. Это всем известно. Страдания – один из главных стимулов для истинной отрешенности. Отрешенность от преходящих явлений приводит к истине и просветлению. Многие святые шли на сознательные страдания, чтобы взрастить духовные качества.

Ни в коем случае страдать не призываю. Можно ограничиться таким пониманием, что уже пережитое не было бесполезным.

Унижение . Один из мощных стимулов для капитуляции эго и . Унижение и гордыня идут рука об руку. На этом маятнике базируется невротичная самоидентификация. Опять же, не призываю унижаться – достаточно относиться к собственной персоне проще: , и не забегать вперед, приукрашивая реальность.

Исповедь , перепросмотр, ведение дневника, психотерапия – эффективные методы очищения ума. Светские мемуары – не в счет. Для работы на просветление, необходимо проговаривать искренне все собственные страхи, высвечивать все, что было подавлено, и .

Размышление о запредельном: о Боге, о вечности и бесконечности, о любви, об истинном «Я» – также, считается одним из методов прояснения сознания и просветления. Если размышляющий старается прочувствовать тему своих размышлений, его внимание отрывается от теорий, и прикасается к этим глубинным пластам жизни на практике.

Карма-йога – это работа без ожидания результата. Ум расчетлив, и если делаешь что-то для других без личной выгоды, хватка эго ослабляется. В идеале карма-йога выполняется с полным погружением сознания в настоящий момент, без целей в будущем. Созерцание настоящего – один из прямых методов просветления. Созерцание в движении – высший пилотаж в практике просветления. Истинная карма-йога – это, как говорил Свами Вивекананда, – сведение цели и средства воедино.

Безусловная любовь считается лучшим методом духовного преображения и просветления. Этот метод открывается, . Безусловная любовь не знает неискренности и обмана. Это любовь к самой жизни. В идеале на таком пути погружаешься в блаженство, и оставляя все разделения, отдаешься этому переживанию без остатка.

Сомнения

Есть мнение, что просветления достичь невозможно. Кто-то говорит, что просветление нужно заслужить, или «получить» от мастера. Но тогда речь заходит о том, какие существуют методы для этого «получения». Как правило, все сводится к передаче своих ресурсов и времени школам, где страждущие оказываются в зависимости от , прослужив которым долгие годы, у них вроде как, появляется шанс просветлеть.

Иной вариант – заплатить огромные деньги за посвящение, и тогда, если ум не зайдет за разум, опять же, появляется шанс просветлеть «на халяву».

Кто-то говорит, что просветление просто «случается» за пределами методов и практик. Разумеется это так. Но прежде этого человек проходит какой-то путь. И чащего всего именно такой путь называют духовным. Неважно как, неважно в прошлой, или нынешней жизни. Путь включает в себя все происходящее.

Кто-то говорит, что все и так просветлены: не к чему стремиться, нечего достигать. Но чего стоят эти слова? Почему бы и нет? Жизнь праведная, или жизнь практика – ни чем не хуже обыденной, наполненной противоречиями и суетой.

Другие говорят, что просветление доступно лишь Буддам, которые приходят раз в тысячелетие, а то и реже, и простым смертным истины не видать. Так звучит голос сомнения в себе и своих силах, голос ума, пребывающего в оковах концепций.

Люди склонны верить, что чем, серьезней они воспринимают жизнь, тем ближе такое восприятие к действительности. Однако серьезность эта состоит из и эмоций, проецирующих субъективные картины ума на реальность, не имеющую с этими проекциями ничего общего.

В этой статье, выражая, субъективное мнение, я утверждаю, что просветление достигается, и для этого существуют подходящие методы. Пусть все относительно, и достижение иллюзорно. Но иначе и говорить не о чем.

Понимаю, что для освещения заявленной темы все-таки необходимо быть членом всемирной ассоциации просветленных мастеров, коим я не являюсь. Поэтому здесь, как и везде, я поступаю хитро, и ни в коем случае не настаиваю на окончательной истинности слов и эффективности «методов».

Пусть каждый поверит своему опыту, и удостоверится в том, что истина есть. Пусть каждый лично удостоверится в том, что он/она ЕСТЬ. Кому-то потребуются школы и учителя, кому-то хватит личной усердной практики, кому-то – простого ознакомления с темой, и прямого взгляда на то, что есть здесь и сейчас.

Воинское искусство, которое в наше время известно под названием , пришло к нам более 2000 лет назад из Индии и Китая. Затем оно попало на остров Окинава и только после этого – в Японию. Каратэ явилось результатом трансформации древних воинских стилей, которые изменяются вплоть до настоящего времени. О том, что история каратэ уходит корнями в глубокую древность, свидетельствуют археологические находки во многих странах Востока. С определённой долей уверенности можно утверждать, что древнее китайское воинское искусство у-шу (или как его ещё называют кунг-фу ) является непосредственным предшественником каратэ.

Из известного китайского монастыря Шаолинь («молодой лес»), что в китайской провинции Хэнань, берёт своё начало школа Шаолинь-цюань (в переводе – «шаолиньский кулак»), которая основывается на духовных традициях древней китайской культуры – основе любого боевого искусства. Основателем древней школы стал монах по имени Бодхидхарма, который прибыл из Индии и создал созерцательную ветвь буддизма, которую называют «Чань-на» в Китае и «Дзен» в Японии. Бодхидхарма хотел донести до людей идею о единении тела и духа и конечном торжестве справедливости на земле. Бодхидхарма оставил после себя комплекс дыхательных и гимнастических упражнений, привезённых им из Индии, который шаолиньские монахи использовали для поддержания своей боевой формы.

История доказывает, что Шаолинь, подвергнувшись за время своего существования многочисленным испытаниям, явился колыбелью первой необыкновенно эффективной техники борьбы.

В 1723 году Шаолинь, будучи центром восстания, после долгого и кровопролитного сражения был сожжён. Лишь нескольким монахам, в совершенстве владевшим боевой техникой, удалось скрыться. Позже эти монахи стали обучать владению своим искусством население Китая. До этого времени искусством кунг-фу владели лишь немногие избранные. По всему Китаю возникло несколько сотен школ этой борьбы. Боевые искусства Китая, будучи достоянием широких слоёв населения, не могли не распространиться за пределы страны. Так кунг-фу попало на остров Окинава архипелага Рюкю, находящийся к югу от Японии и бывший центром торговли между двумя государствами. Именно здесь, на Окинаве, на пересечении японской и китайской культур, возникла форма, из которой берут своё начало все существующие ныне многочисленные стили и школы каратэ.

В то время за господство над островом боролись две страны – Китай, а затем Япония, завоевавшая остров в 1609 году, и местные жители часто были вынуждены оказывать сопротивление захватчикам.

Им запрещалось иметь при себе какое-либо оружие, и приходилось превращать в него различные сельскохозяйственные инструменты. Так появились сай, тонфа, бо и нунтяку.

Во время тайных ночных тренировок крестьяне закаляли свои руки и ноги, которые становились грозным оружием. Основой нового боевого искусства несомненно оставалось китайское кунг-фу, которое в сочетании с элементами местной боевой техники и японского дзю-дзюцу составило техническую базу Окинава-тэ («окинавская рука»). Окинава-тэ окончательно сформировалось к началу ХIХ века. Тогда существовало три основных центра в городах Томари, Наха и Сюри. Соответственно и направления единоборства условно подразделялись на Томари-тэ, Наха-тэ и Сюри-тэ. В это же время появляется в названии боевого искусства иероглиф «кара» - что значит «китайский». Впервые иероглифы каратэ появились в школе мастера Сакугава, которого по праву можно считать основоположником Окинава-тэ. Последователь Сакугавы – Сокон Мацумура 1832 году создал школу Сёриндзи-рю каратэ.

Официально наименование Каратэ на Окинаве утвердилось в конце 80-х годов 19 века.

В 1868 году в результате Реформ Мэйдзи самурайское сословие было ликвидировано, а остров Окинава стал одной из провинций Японии.

С этой датой закончился длительный период подпольного развития Каратэ на Окинаве. Ясуцунэ Итосу и Канрё Хигасионна были первыми преподавателями и внесли огромный вклад в популяризацию каратэ. Итосу впервые сместил акцент с боевого аспекта на гимнастический и оздоровительный, открыв широкой публике не столько боевую технику каратэ, сколько представил боевое искусство как систему, подходящую для достижения целей спортивно-оздоровительного характера. Вскоре последовала серия показательных выступлений ученика Итосу – Гичина Фунакоши и его соратников.

С 1912 года Фунакоши, Мабуни, Кяму, Огусуку и другие мастера проводили систематические демонстрации в залах крупнейших городов Окинавы и в 1916 году Гичин Фунакоши получил приглашение продемонстрировать своё воинское искусство в стенах токийского дворца воинских искусств – Будокудэн. Это было первое и очень удачное выступление мастера каратэ в столице.

Однако каратэ не сразу получило абсолютное и полное признание. Лишь после посещения Окинавы крон-принцем Японии в 1921 году, где в городе Сюри Фунакоши вновь продемонстрировал своё искусство, он был официально приглашён в Токио на общенациональную атлетическую выставку, состоявшуюся в 1922 г.

Гичин Фунакоши общепризнанно является основателем современного каратэ. К его заслугам относится создание первого додзё Шотокан. Среди его учеников многие великие мастера, известные по всему миру. Он ввёл термин «КАРАТЭ», изменив его значение на «искусство пустой руки». Этот выдающийся человек в первую очередь видел духовное начало в каратэ, добавив к нему суффикс «До», что означает «Путь».

«Истинное каратэ-до заключается в обыденной жизни. Тело и разум должны развиваться и совершенствоваться в духе гуманности. Человек всегда должен быть справедливым» - говорил Фунакоши.

Начиная с 20-х годов боевое искусство стало бурно развиваться в Японии.
В это время появляются основные стили современного каратэ:
- 1928 год - Тодзюн Мияги создаёт годзю-рю
- 1930 год - Окинавский мастер Кэнва Мабуни создаёт стиль сито-рю.
В конце 30-х появляется вадо-рю, основанный учеником Фунакоши доктором Хиронори Оцука.

Наибольший расцвет каратэ-до приходится на послевоенное время. В 1953 году в Соединённые Штаты приглашаются известные мастера каратэ для подготовки отборных подразделений американской армии, чуть позже каратэ появляется и в Европе.

В 1955 году Гичин Фунакоши создал Японскую Ассоциацию Каратэ (JKA), практикующую стиль мастера – Шотокан . После смерти Гичина Фунакоши Ассоциацию возглавил ученик Фунакоши – Масатоши Накаяма, обучивший и воспитавший многочисленную плеяду спортсменов и тренеров, которые продолжили работу по пропаганде и популяризации каратэ в мире. Начиная с 60-х годов ХХ века каратэ широко распространяется по всему миру. Шотокан является наиболее массовым стилем каратэ, его практикуют многие миллионы людей во всём мире. Существует несколько всемирных федераций, которые развивают стиль Шотокан: уже упомянутая JKA, JKS, WSKF, SKIF, JSKA, IKA и другие.

Первые сведения о появлении каратэ, или тодэ, как первоначально его называли, зарегистрированы в конце XVIII - начале XIX столетия. Сёсин Нагаминэ в книге «Основы окинавского каратэ-до» приводит точную дату 1761 год.

Именно тогда китаец по имени Кусанку продемонстрировал восхищённым зрителям на острове Окинаве, острове архипелага Рюкю Япония, своё мастерство в китайском боксе и технике захватов. Тодэ может означать китайский бокс, хотя в течение нескольких столетий ему предшествовало боевое искусство, известное просто как «ТИ». Позже этот термин подвергся японизации и стал звучать как «ТЭ» означая руки. Одним словом тодэ на Окинаве появилось благодаря окинавцам, которые изучали китайский бокс в Китае, и китайцам, таким, как Кусанку, которые преподавали его на Окинаве.

Карате (каратэ-до: «путь пустой руки») - японское боевое искусство. Данное написание было придумано в 1929 году Фунакоси Гитином под влиянием идей дзэн-буддизма.

В конце XIX века, во времена административных реформ в Японии, был ликвидирован статус Рюкю как вассального государства и Окинава стала ещё одной префектурой Японской империи. Во время набора в армию, врачи обратили внимание на то, что ряд призывников с Окинавы отличался хорошей физической развитостью; было установлено, что они занимались местным боевым искусством тотэ. Это послужило аргументом для включения тотэ в программу преподавания в младших классах окинавских школ в качестве физкультуры и привело к его широкому распространению. Обратной стороной этого процесса явилось то, что карате начало терять черты боевого искусства и превращаться в военизированную гимнастику.

В начале XX века на Окинаве сложилась очень тяжёлая экономическая ситуация и жители Окинавы массово переезжали на основные японские острова в поисках работы. Вместе с ними туда попало и карате. Однако японцы на карате не обращали особого внимания до тех пор, пока в 1920-х годах окинавский мастер Мотобу Тёки не победил в публичном бою западного боксёра, а журнал «Кингу» не напечатал об этом красочный репортаж. Но, так как окинавский диалект сильно отличался от классического японского языка, то японцы более охотно шли к тем, кто мог преподавать на классическом японском языке, а это были в основном люди из окинавских школ, которые изучали карате уже по модернизированной программе. Таким образом, в Японии карате стало распространяться в основном именно в «физкультурном» варианте; есть немало высказываний окинавских мастеров 1920-40-х годов о том, что в Японии карате сильно искажено - по сравнению с «традиционным» окинавским вариантом.

Одним из основных центров карате стали клубы при университетах. Так как студент учится в университете всего несколько лет, то ради привлечения занимающихся программу подготовки в этих клубах сильно изменили по сравнению с окинавской системой обучения: молодёжь не желала изучать по несколько лет основы базовой техники. Этот процесс привёл к движению карате в сторону западного спорта, который окончательно завершился после Второй мировой войны.

Стоит разделять направления, стили и школы карате.

Так есть спортивное, прикладное и традиционное направления карате. Стили карате стали возникать еще во времена появления карате в Японии.

Возникают стили непрерывно, поскольку каждый выдающийся мастер привносит в стиль что-то своё, что зачастую приводит к созданию нового стиля. К тому же имели место случаи, когда тот или иной «мастер», пройдя одну из школ карате, откалывался от организации и создавал свой «стиль», на деле меняя лишь название. По этим и другим причинам различают более двухсот различных стилей и школ карате.

Видео карате для начинающих. Урок 1. История возникновения, развития карате, смысл этого боевого искусства.

Каратэ история возникновения

В настоящее время, благодаря фильмам о боевых искусствах, карате никого не удивить. Однако не каждый знает, что дословно в переводе с японского карате означает «пустая рука». Искусство ведения боя пустыми руками имеет сложную историю. Мы поговорим об одной из ее версий. Согласно ей, каратэ в качестве боевого искусства возникло среди угнетенных жителей Окинавы. В первой половине 15 столетия император запрещает хранение холодного оружия, в конечном итоге, для обеспечения своей безопасности и своих родственников жители острова развили имеющиеся ранее типы кулачного боя. Хорошей основой, а может, дополнением имевшейся системы стали континентальные, в частности китайские, как более развитые виды единоборств. Так или иначе, сейчас мы имеем стройную универсальную систему самозащиты, которая занимает одно из ведущих мест в мире по количеству адептов.

Японские иероглифы каратэ

До 20 века слово «карате» писалось двумя иероглифами, один из которых, кара, означал Китай. Автором нового смыслового значения стал Гучин Фунакоши, удачно заменивший иероглиф, означавший «Китай» на однозвучный, но значащий «пустота».

Задачей окинавского каратэ являлось очень быстрое убийство врага в начале схватки. Это было необходимостью тех суровых времен, но утратило первоначальный смысл после наступления гуманного 20 века. Первым показал технику карате массовой публике Гучин Фунакоши, который является основателем нынешнего спортивного карате, причем он говорил о карате не только как о совершенном методе самозащиты, но и как о философии, которая воспитывает бойца духовно и физически. Тем не менее, один из принципов карате – победа одним ударом или первым движением, звучит как эхо тех далеких времен зарождения каратэ.



  • Разделы сайта