Что можно нельзя есть чтобы похудеть. Какие продукты при похудении есть нельзя (список). Какие продукты исключить, чтобы похудеть

Интеллигенция

Термин интеллиге́нция используется в функциональном и социальном значениях.

  • В функциональном (изначальном) смысле слово использовалось в латинском языке , указывая на широкий спектр мыслительной деятельности .
  • В социальном значении слово стало использоваться с середины или второй половины XIX века в отношении общественной группы людей, обладающей критическим способом мышления, высокой степенью рефлексии , способностью к систематизации знаний и опыта .

Во множестве словарей формулируется как слой «людей, профессионально занятых умственным трудом».

Воспроизводится от латинского intel–lego , lexi (арх. legi Lcr, Sl), lectum, ere

1) ощущать, воспринимать, подмечать, замечать (i. ignes O): obrepit non intellecta senectus J незаметно подкрадывается старость;

2) познавать, узнавать (ex vultu alicujus aliquid i. Nep; hoc ex litteris tuis intellegendum est C); подразумевать (quem intellegimus sapientem? Sen; haec nobis pax intellegitur C); понимать (linguam alicujus Pt): intellexti (= intellexisti) Ter ты понял, т. е. да, правильно || постигать (homo ad intellegendum et ad agendum natus est C): homo non acriter intellegens C тяжелодум; intellegendi auctor C мыслитель; res difficilis inteilectu C трудная для понимания вещь; non intellegor ulli O никто меня не понимает;

3) мыслить (animum sine corpore i. non posse C): haec res facilius intellegi, quam explanari potest C это легче понять, чем объяснить;

4) знать толк, разбираться (i. aliquem Sen, Q, T etc.; i. in aliqua re C): homo intellegens C знаток.

Как непосредственно intellegentia , включает в себя ряд психологических понятий.

intellegentia, ae f

1) понимание, рассудок, познавательная сила, способность восприятия (i. est, per quam animus percipit, quae sunt C); знание (intellegentiam juris habere C): i. somniorum Just искусство снотолкования; intellegentiam alicujus fugere C быть выше чьего-л. понимания; in (sub) intellegentiam alicujus cadere C быть понятным кому-л.; i. communis C здравый смысл;

2) понятие, представление, идея (rerum intellegentias animo ac mente concipere C);

3) восприятие, чувственное познание (in gustu et odoratu i. C);

4) умение, искусство (i. pecuniae quaerendae C).

Как видно из выше изложенного, изначальный смысл понятия - функциональный. Речь идёт о деятельности сознания .

Употребляемое в таком значении, встречается даже в XIX столетии, в письме Н.П. Огарева к Грановскому в 1850 году:

«Какой-то субъект с гигантской интеллигенцией...»

В этом же значении можно прочесть использование слова в масонских кругах. В книге «Проблема авторства и теория стилей» В. В. Виноградов отмечает, что слово интеллигенция относится к числу слов, употреблявшихся в языке масонской литературы второй половины XVIII века;

«...часто встречается в рукописном наследии масона Шварца слово интеллигенция. Им обозначается здесь высшее состояние человека как умного существа, свободного от всякой грубой, телесной материи, бессмертного и неощутительно могущего влиять и действовать на все вещи. Позднее этим словом в общем значении - `разумность, высшее сознание" - воспользовался А. Галич в своей идеалистической философской концепции. Слово интеллигенция в этом значении употреблялось В. Ф. Одоевским».

Социальное значение понятия «интеллигенция».

Единого мнения о первом употреблении понятия в социальном значении не существует. Так литературовед П. Н. Сакулин , полагает, что термин "интеллигенция" был широко распространен в философской литературе Западной Европы уже в первой половине ХIХ века. Вместе с тем известна дневниковая запись В.А. Жуковского от 2 февраля 1836 года:

«Кареты, все исполненные лучшим петербургским дворянством, тем, которое у нас представляет всю русскую европейскую интеллигенцию»

Однако нельзя однозначно утверждать, что в данном случае речь идёт о социальном значении слова.

Известно, что в отношении группы лиц слово «интеллигенция» 46 раз фиксируется у К. Маркса в статьях «О сословных комиссиях Пруссии» (по-немецки - Intelligenz) при указании соотношения «между представительством интеллигенции и сословным представительством земельной собственности в ландтаге» (1842 год).

В Российской империи слово «интеллигенция» встречается так же в дневнике министра иностранных дел П.А. Валуева , опубликованном в 1865 году: «Управление, по-прежнему будет состоять из элементов интеллигенции без различий сословий»

В новом значении слово «интеллигенция» встречается в словарях и энциклопедиях XIX века. Об этом пишет Б.А. Успенский в своей работе «Русская интеллигенция как специфический феномен русской культуры».

«Социальное значение данного слова впервые фиксируется в энциклопедиях - сначала в польских (Всеоб. энцикл. VII: 145 ), затем в русских (Березин П/2: с. 427-428 (1877 г.]); см.: Вуйцик 1962: 22, 24. Напротив, в русских словарях это значение регистрируется раньше, чем в польских.»

Слово употребляется во втором издании словаря В. Даля , как «разумная, образованная, умственно развитая часть жителей» (см. сл. Даля 1881, 2, с. 46).

Журналист второй половины XIX века П. Боборыкин объявил себя первым, кто применил слово «интеллигенция» в социальном значении и утверждал, что заимствовал этот термин из немецкой культуры, где это слово использовалось для обозначения того слоя общества, представители которого занимаются интеллектуальной деятельностью. Объявляя себя «крестным отцом» нового понятия, Боборыкин настаивал на особом смысле, вложенном им в этот термин: он определял интеллигенцию как лиц «высокой умственной и этической культуры», а не как «работников умственного труда». По его мнению, интеллигенция в России - это чисто русский морально-этический феномен. К интеллигенции в этом понимании относятся люди разных профессиональных групп, принадлежащие к разным политическим движениям, но имеющие общую духовно-нравственную основу. Именно с этим особым смыслом слово «интеллигенция» вернулось затем обратно на Запад, где стало считаться специфически русским (intelligentsia).

Предпосылки появления интеллигенции

Представители будущей интеллигенции выделялись из различных социальных групп Европейских стран: духовенства, дворянства, ремесленников. Возрастал спрос на профессиональных учителей и философов, естествоиспытателей и врачей, юристов и политиков, писателей и художников. Представители этих профессий и создали базовые предпосылки выделения интеллигенции в социальную группу в XIX веке.

Современный социолог Н.В. Латова замечает:

«Люди, профессионально занимающиеся интеллектуальными видами деятельности (учителя, артисты, врачи и т.д.), существовали уже в античности и в средневековье. Но крупной социальной группой они стали только в эпоху нового времени, когда резко возросло количество людей, занятых умственном трудом. Только с этого времени можно говорить о социокультурной общности, представители которой своей профессиональной интеллектуальной деятельностью (наука, образование, искусство, право и т.д.) генерируют, воспроизводят и развивают культурные ценности, способствуя просвещению и прогрессу общества.»

В России, первоначально производством духовных ценностей занимались в основном выходцы из дворянского сословия. «Первыми типично русскими интеллигентами» Д. С. Лихачёв называет дворян-вольнодумцев конца XVIII века , таких как Радищев и Новиков . В XIX веке основную массу этой социальной группы стали составлять выходцы уже из недворянских слоев общества («разночинцы»).

Интеллигенция как общественная группа

Во множестве языков мира понятие «интеллигенция» употребляется довольно редко. На Западе более популярен термин «интеллектуалы » (intellectuals ), которым обозначают людей, профессионально занимающихся интеллектуальной (умственной) деятельностью, не претендуя, как правило, на роль носителей «высших идеалов». Основой для выделения такой группы является разделение труда между работниками умственного и физического труда.

Групповую черту, присущую только интеллигенции выделить трудно. Множественность представлений об интеллигенции как социальной группе не дают возможности однозначно сформулировать её характерные черты, задачи и место в обществе. Спектр деятельности интеллигентов достаточно широк, в определённых социальных условиях задачи меняются, приписываемые черты разнообразны, не чётки и, порой, противоречивы.

Попытки понять внутреннюю структуру интеллигенции как социальной группы, определить её признаки и черты продолжаются. Например, В.В. Тепикин предлагает 10 признаков интеллигенции в своей работе «Интеллигенция: культурный контекст», а социолог Я. Щепаньский в 50-е годы 20-го столетия, и А. Севастьянов в конце 20-го века рассматривают внутренние структурные связи и уровни интеллигенции.

«Является ли интеллигенция отдельной, самостоятельной социальной группой, или у каждой социальной группы есть своя особая категория интеллигенции? На этот вопрос ответить непросто, ибо современный историче­ский процесс порождает многообразие форм различных категорий интеллигенции.»

Обсуждение данной проблемы продолжается и неразрывно связано с понятиями: общество , социальная группа, культура .

Российская интеллигенция

Основная статья: Интеллигенция в России

Русская интеллигенция была трансплантацией: западным интеллектуальством, пересаженным на русскую казарменную почву. Специфику русской интеллигенции породила специфика русской государственной власти. В отсталой России власть была нерасчлененной и аморфной, она требовала не специалистов-интеллектуалов, а универсалов: при Петре - таких людей, как Татищев или Нартов , при большевиках - таких комиссаров, которых легко перебрасывали из ЧК в НКПС, в промежутках - николаевских и александровских генералов, которых назначали командовать финансами, и никто не удивлялся. Зеркалом такой русской власти и оказалась русская оппозиция на все руки, роль которой пришлось взять на себя интеллигенции. „Повесть об одной благополучной деревне“ Б. Вахтина начинается приблизительно так (цитирую по памяти): „Когда государыня Елизавета Петровна отменила на Руси смертную казнь и тем положила начало русской интеллигенции…“ То есть когда оппозиция государственной власти перестала физически уничтожаться и стала, худо ли, хорошо ли, скапливаться и искать себе в обществе бассейн поудобнее для такого скопления. Таким бассейном и оказался тот просвещенный и полупросвещенный слой общества, из которого потом сложилась интеллигенция как специфически русское явление. Оно могло бы и не стать таким специфическим, если бы в русской социальной мелиорации была надежная система дренажа, оберегающая бассейн от переполнения, а его окрестности - от революционного потопа. Но об этом ни Елизавета Петровна, ни ее преемники по разным причинам не позаботились...

Мы видели, как критерий классической эпохи, совесть, уступает место двум другим, старому и новому: с одной стороны, это просвещенность, с другой стороны, это интеллигентность как умение чувствовать в ближнем равного и относиться к нему с уважением. Лишь бы понятие «интеллигент» не самоотождествилось, расплываясь, с понятием «просто хороший человек», (Почему уже неудобно сказать «я интеллигент»? Потому что это все равно что сказать «я хороший человек».) Самоумиление опасно.

Слова Ленина практически повторил режиссер С.Говорухин, назвав либеральных писателей и интеллигенцию "не мозгом нации, а говном нации".

См. также

Примечания

Литература

  • Меметов В. С., Расторгуев В. Н. Интеллигенция // Большая российская энциклопедия. М.,2008. Т. 11.
  • Письмо Т. Н. Грановскому, в кн.: Звенья, сб. 1, М. - Л., 1932, с. 101;
  • Вехи. Из глубины. М.: Изд-во «Правда», 1991

Ссылки

  • Грамши А. Формирование интеллигенции
  • Л. Троцкий Об интеллигенции
  • Г.Федотов Трагедия интеллигенции
  • Уваров Павел Борисович Дети Хаоса: исторический феномен интеллигенции *
  • Константин Арест-Якубович «К вопросу о кризисе российской интеллигенции» журнал «Свободная мысль», 2007, № 1. - С.57-72.
  • Реферат статьи А. Полларда. Происхождение слова «интеллигенция» и его производных .
  • И. С. Кон . Размышления об американской интеллигенции . «Новый мир », 1968, № 1. - С. 173-197
  • Русская интеллигенция и западный интеллектуализм. Материалы международной конференции. Составитель Б. А. Успенский .
  • Эхо Москвы: Говорим по-русски. Передача-игра о слове интеллигенция от 30 марта 2008
  • Луков Вал. А. Миссия интеллигенции в современном российском обществе
  • Кормер В. Двойное сознание интеллигенции и псевдо-культура ( , опубл. в под псевдонимом Алтаев ). - В кн.: Кормер В. Крот истории. - М.: Время , . - С. 211−252. - ISBN 978-5-9691-0427-3 (эл.вариант).
  • Возникновение термина «интеллигенция» в русском языке
  • Гусарова М. Н. Теоретико-методологические подходы к исследованию процессов формирования научно-технической интеллигенции в современной России . - 2009. - № 6 - История .

1)
XIII в.
2)
XIV в.
3)
XVI в.
4)
XVII в.
Что из названного было следствием военных побед князя Александра
Невского?
1)
укрепление Московского княжества
2)
распад Тевтонского ордена
3)
ухудшение отношений с Польшей
4)
предотвращение захвата крестоносцами русских земель
Что из названного было одной из причин возвышения Москвы в XIV в.?
1)
отсутствие альтернативы Москве как центру объединения
2)
отсутствие разрушений в Москве во время Батыева нашествия
3)
политика московских князей
4)
усиление Золотой Орды
Прочтите отрывок из летописи и укажите князя, о военном походе которого
идёт речь.
«И с этими всеми пошёл… на конях и в кораблях, и было кораблей
числом 2000. И пришёл к Царьграду: греки город затворили. И вышел… на
берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города
грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. …И повелел своим
воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул
попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же,
увидев это, испугались и сказали: "Не губи города, дадим тебе дань, какую
захочешь"».
1)
Олег Вещий
2)
Святослав Игоревич
3)
Ярослав Мудрый
4)
Владимир Святославич
Какой период XIX в. называют эпохой великих реформ?
1)
20–30 гг.
2)
40–50 гг.
3)
60–70 гг.
4)
80–90 гг.

Пропаганда революции среди крестьянства стала основной задачей
деятельности организации «Земля и воля», созданной в 1876 г.
1)
народниками
2)
марксистами
3)
октябристами
4)
кадетами
Что из перечисленного можно отнести к следствиям промышленного
переворота во второй половине XIX в.?
1)
развитие цехового производства
2)
увеличение численности городского населения
3)
рост численности сельского населения
4)
укрепление крестьянской общины
Прочтите фрагмент речи, произнесённой на заседании Государственной
думы в 1906 г., и укажите фамилию оратора.
«Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками – бунт
погашается силою, а признание неприкосновенности частной собственности,
и, как последствие… создание мелкой личной собственности, реальное право
выхода из общины и разрешение вопросов улучшения землепользования –
вот задачи, осуществление которых правительство считает вопросами
существования русской державы».
1)
А.Ф. Керенский
2)
П.А. Столыпин
3)
В.И. Ленин
4)
Л.Г. Корнилов
Укажите князя, к деятельности которого относится составление свода
законов Русская Правда.
1)
Игорь Старый
2)
Святослав Игоревич
3)
Владимир Святославич
4)
Ярослав Мудрый
В формировании архитектурного ансамбля Московского Кремля принимали
участие приглашённые из-за границы мастера
1)
Чарлз Камерон и Джакомо Кваренги
2)
Бартоломео Растрелли и Доменико Трезини
3)
Огюст Монферран и Доменико Жилярди
4)
Бон Фрязин и Алевиз Новый
В каком году в советском государстве было объявлено о переходе к политике
ликвидации кулачества как класса?
1)
1919 г.
2)
1924 г.
3)
1929 г.
4)
1937

Как назывался выборный представительный орган, распущенный
большевиками в январе 1918 г.?
1)
Совет Народных Комиссаров
2)
Учредительное собрание
3)
Революционный военный совет
4)
Государственная Дума
В результате осуществления политики индустриализации в 1930-е гг.
1)
экономика СССР по объёмам производства промышленной продукции
достигла уровня 1913 г.
2)
в СССР была создана атомная энергетика
3)
уменьшился импорт промышленного оборудования
4)
резко сократилась численность городского населения
Бόльшая часть территории Белоруссии была освобождена в период
проведения
1)
Висло-Одерской операции
2)
Сталинградской битвы
3)
стратегической наступательной операции «Багратион»
4)
Ясско-Кишинёвской наступательной операции
Прочтите отрывок из воспоминаний военачальника и укажите эпизод
Великой Отечественной войны, в ходе которого произошли указанные
события.
«Директива Ставки о создании оборонительного района была подписана
19 августа. Хотя решение было принято с некоторым опозданием – город
с 8 августа находился на осадном положении, – оно всё же внесло полную
ясность в вопросы организации обороны. События развивались следующим
образом. Пока Приморская армия не была отрезана от основных сил Южного
фронта, не возникало и мысли о возложении ответственности за оборону
города на Черноморский флот и о создании оборонительного района. Однако
в тот момент, когда войска противника подошли к дальним пригородам,
возникла необходимость объединить силы сухопутных войск под общим
командованием управления Черноморского флота».
1)
оборона Одессы
2)
оборона Сталинграда
3)
оборона Ленинграда
4)
битва за Кавказ

Вариант 1 1. Каков главный результат борьбы за власть после смерти Сталина? а) была пересмотрена экономическая

политика

б) вся полнота государственной и партийной власти перешла в руки

в) произошли перестановки в руководстве партии

2. На кого была возложена вина за репрессии 30-х годов?

а) на Берию и Ежова

б) на Молотова и Маленкова

в) на органы НКВД

3. Когда началось освоение целинных земель?

а) в 1953 г. б) в 1954 г. в) в 1959т. г) в 1962 г.

4. В чем различие программы Хрущева от программы Маленкова в развитии с/х?

а) Хрущев выступал за большую самостоятельность колхозов

б) Хрущев предлагал увеличить производство зерновых за счет целинных земель

в) Были увеличены расходы на социальное развитие села

5. Какие мероприятия относятся к экономической политике, проводимой Хрущевым?

а) замена министерств совнархозами

б) ускоренное развитие предприятий легкой промышленности

в) эксперимент с введением хозрасчета

6. Каких успехов добилась советская наука в годы «оттепели»?

а) высадка человека на Луну

б) строительство атомного ледокола

в) создание реактивного пассажирского лайнера

7. Кто из советских писателей своим произведением «Оттепель» дал название хрущевским временам?

а) А. Солженицын

б) Ф.Панферов

в) И.Эренбург

8. В каком году была образована Организация Варшавского Договора?

9. Какие соглашения были заключены между СССР и США после Карибского кризиса?

а) демонтаж советских ракет на Кубе

б) вывод американских ракет из Турции

в) отказ СССР от экономической помощи Кубе

г) закрытие американской военной базы на Кубе

10. В какую страну Восточной Европы ввел свои войска Советский Союз в 1956 году?

а) Болгария

б) Чехословакия

в) Венгрия

а) жилищное строительство

в) бесплатное образование

г) принятие закона о пенсиях

Вариант 2

1.К чему привело усиление позиций Хрущева в борьбе за власть?

а) к установлению нового культа личности б) к отставке Г.К. Жукова

в) к усилению позиций Маленкова

2. Когда состоялся XX съезд партии?

3.Найдите правильное высказывание:

а) экономическая программа Xpyщева способствовала экстенсивному развитию хозяйства

б) экономическая программа Хрущева способствовала интенсивному развитию хозяйства

в) экономическая программа Хрущева способствовала складыванию рыночной экономики

4. Почему, несмотря на успехи социальной политики, отставка Хрущева не вызвала протестов у советского народа?

а) политика Хрущева обострила национальные противоречия

б) росло недовольство возросшей ролью КПСС

в) произошел рост цен на товары повседневного спроса

г) была значительно сокращена численность армии

5. Какие мероприятия оживили культурную жизнь в СССР?

а) регулярные встречи деятелей ЦК и культуры

б) открытие Московского кинофестиваля

в) проведение международных выставок

6. Что из перечисленного является признаком «оттепели»

а) появление антисталинских произведений литературы

б) начало реабилитации

в) ослабление роли коммунистической партии

г) расширение международных контактов интеллигенции

7. Когда был запущен первый искусственный спутник?

8. Когда был заключен договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех сферах?

9. Почему произошло усиление влияния ССС Р в 00 Н?

а) произошло ослабление роли США

б) появление в СССР баллистических ракет

в) поддержка Советским Союзом антиколониального движения.

10. Во время отставки Хрущев был обвинен:

а) в волюнтаризме

б) в сокращении армии

в) в развенчании «культа личности»

11. Успехами социальной политики СССР можно считать:

а) жилищное строительство

б) снижение тарифных расценок на производстве

в) бесплатное образование

г) принятие закона о пенсиях

Какое мероприятие включала в себя аграрная реформа Столыпина:

А –отмену паспортного режима б –организацию переселенческого движения

В –ликвидацию монастырского землевладения г –передачу государственных земель в частную собственность

2. Целью аграрной реформы Столыпина было:

А –укрепление крестьянской общины б –усиление стабильности в обществе

В –уничтожение помещичьего землевладения г –ликвидация частной собственности на землю

3. Понятие «столыпинский вагон» появилось в связи с:

А –перевозкой войск на западный фронт б –увеличением экспорта зерна
за границу в –активным железнодорожным строительством г
–проведением переселенческой политики в 1907 -1914гг.

4. Аграрная реформа Столыпина способствовала:

А –освоению сибирских земель б –началу разведения картофеля

В –прекращению процесса раскрестьянивания г –полному исчезновению крестьянской общины

5. Формирование белогвардейской Добровольческой армии начал:

А –Краснов б –Алексеев в –Деникин г –Колчак

6. Вся полнота государственной власти во время Гражданской войны сосредотачивалась в руках:

А –Реввоенсовета республики б –Совета рабочей и крестьянской обороны

В –Совета народных комиссаров г –ЦК РСДРП(б)

7. Какое из событий произошло раньше других:

А –расстрел царской семьи б –мятеж чехословацкого корпуса в
–высадка английского десанта в Мурманске г –наступление на Петроград
Юденича

8. Договор о мире с Германией был подписан:

А -7.11.1918г. б -23.02.1918г. в -3.03.1918г. г -9.12.1917г.

9. В конце 1920г., в отличие от 1918 -1919гг.:

А –началась интервенция стран Антанты б –белое движение добилось
наибольших успехов в –главное сопротивление большевикам оказало
крестьянство

Г –Белое движение находилось в стадии организационного оформления

10. В 1918г. произошло выступление войск:

А –Чехословацкого корпуса б –адмирала Колчака в –генерала Юденича

11. Главную роль в разгроме армии Колчака сыграл полководец:

А –Брусилов б –Фрунзе в –Буденный г –Тухачевский

12. Причинами поражения Белого движения стали:

В –сотрудничество со всеми антибольшевистскими силами г –политика
террора к населению страны д –приверженность к старой неделимой России

13. Какое мероприятие относится к политике «военного коммунизма»:

А –ускоренная национализация отраслей б –увеличение заработной платы рабочим

В –разрешение частной собственности г –отмена бесплатных услуг

14. Что стало результатом проведения «военного коммунизма»:

А –повышение производительности труда б –развитие товарно –денежных
отношений в –строгая централизация народного хозяйства г –укрепление
международного авторитета советской власти

15. Раскрой понятия:

А –отруб б –национализация в –сепаратный мир г –коалиционное правительство

16. По какому принципу образован ряд? Корнилов, Алексеев, Колчак, Врангель.

План
Введение
1 История термина
2 Современные представления об интеллигенции
3 Российская интеллигенция

Список литературы

Введение

Интеллиге́нция (лат. intelligentia, intellegentia - понимание, познавательная сила, знание ) - особая социально-профессиональная и культурная группа людей, занятая преимущественно в сфере умственного труда, обладающая чуткостью, тактом и мягкостью в проявлениях, ответственная за поступки и склонная к самоотречению.

1. История термина

Слово «интеллигенция» появилось в русском языке в первой половине XIX века. Вошло в иностранные словари с пометкой «русское».

В приближенном варианте к современным трактовкам слово было употреблено русским прозаиком, критиком и публицистом П. Д. Боборыкиным. В 1875 г. он подал термин в значении философском - «разумное постижение действительности». Он же осознавал интеллигенцию и в социальном значении, а именно как «самый образованный слой общества». Это определение из статьи автора под названием «Русская интеллигенция», в которой, кстати говоря, П. Д. Боборыкин объявил себя «крестным отцом» понятия. Автор, надо отметить, несколько слукавил в отношении своей роли первооткрывателя термина, хотя даже размышлял над ним и ранее. В 1870 г. в романе «Солидные добродетели» Боборыкин пишет: «Под интеллигенцией надо разуметь высший образованный слой общества как в настоящую минуту, так и ранее, на всем протяжении XIX в. и даже в последней трети XVIII в.» В глазах главного героя романа русская интеллигенция должна устремляться в народ - в этом находить свое призвание и нравственное оправдание. Однако уже в 1836 г. к слову «интеллигенция» в своих дневниках прибег В. А. Жуковский - там, где писал о петербургском дворянстве, которое, по его мнению, «представляет всю русскую европейскую интеллигенцию». Не исключено, правда, что Боборыкин и не знал о высказываниях коллеги.

Исследователь С. О. Шмидт, обращаясь к наследию В. А. Жуковского, выявил не только первое употребление им дискуссионного термина, но заметил и доказал почти современную его трактовку поэтом, как то: принадлежность к определенной социокультурной среде, европейская образованность и даже нравственный (!) образ мысли и поведения. Выходит, круг Жуковского уже имел вполне конкретное представление о такой общественной группе, как интеллигенция. А в 1860-е годы понятие всего лишь было переосмыслено и получило большее хождение в обществе".

Как указывает социолог Г. Силласте, российская интеллигенция в конце XX столетия расслоилась на три страты (от «stratum» - прослойка): «высшую интеллигенцию» - люди творческих профессий, развивающие науку, технику, культуру, гуманитарные дисциплины. Подавляющее большинство представителей этого слоя заняты в социальной и духовной сферах, меньшинство - в промышленности (техническая интеллигенция); «массовую интеллигенцию» - врачи, учителя, инженеры, журналисты, конструкторы, технологи, агрономы и другие специалисты. Многие представители страты работают в отраслях социальной сферы (здравоохранение, образование), несколько меньше (до 40 %) - в промышленности, остальные в сельском хозяйстве или в торговле. «полуинтеллигенцию» - техники, фельдшеры, медицинские сестры, ассистенты, референты, лаборанты. По уровню жизни преобладающая часть этой страты в России живёт за чертой бедности.

2. Современные представления об интеллигенции

Сегодня интеллигенция в общепринятом представлении понимается как сообщество образованных людей, которые профессионально занимаются умственным трудом. В. А. Малинин в авторитетном издании именно так пишет: «слой образованных и мыслящих людей, выполняющих функции, которые предполагают высокую степень развития интеллекта и профессиональной образованности». Акцент поставлен на профессионализм. Однако сейчас уже ясно, что это весьма и весьма однобокий подход, не дающий суть истинной картины. «Господствовавший в советской историографии социолого-профессиональный подход к понятию „интеллигенция“ сохраняет и ныне свои позиции, - свидетельствует историк В. С. Меметов. - Подавляющее большинство исследователей по-прежнему подходят к этому понятию как к некой общности всех профессионально образованных людей. При этом ни у кого не вызывает возражений тот факт, что в современном „образованном слое“ сплошь и рядом встречаются безнравственные, ничего не имеющие общего с интеллигенцией и интеллигентностью люди». Замечание, отметим, очень важное. Как и тезис Меметова, где «подлинный интеллигент - далеко не массовое явление». П. Д. Боборыкина, стоявшего у истоков термина «интеллигенция», часто приводят в пример с цитатой об образованном слое общества, напрочь забывая при этом, что сам-то автор к интеллигенции относил вовсе не всех образованных людей, а только «высшей умственной и этической культуры».

У академика Д. С. Лихачева есть точная мысль:

«не нужны толпы интеллигенции, достаточно 10-30 человек, чтобы представлять культуру страны»

3. Российская интеллигенция

«Отцом» российской интеллигенции можно считать Петра I, который создал условия для проникновения в Россию идей просвещения. Первоначально производством духовных ценностей занимались в основном выходцы из дворянского сословия. «Первыми типично русскими интеллигентами» Д. С. Лихачёв называет дворян-вольнодумцев конца XVIII века, таких как Радищев и Новиков. В XIX веке основную массу этой социальной группы стали составлять выходцы уже из недворянских слоев общества («разночинцы»).

В русской предреволюционной культуре в трактовке понятия «интеллигенция» критерий занятий умственным трудом отошёл на задний план. Главными признаками российского интеллигента стали выступать черты социального мессианства: озабоченность судьбами своего отечества (гражданская ответственность); стремление к социальной критике, к борьбе с тем, что мешает национальному развитию (роль носителя общественной совести); способность нравственно сопереживать «униженным и оскорбленным» (чувство моральной сопричастности). Благодаря группе русских философов «серебряного века», авторов нашумевшего сборника «Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции» (1909), интеллигенция стала определяться в первую очередь через противопоставление официальной государственной власти. При этом понятия «образованный класс» и «интеллигенция» были частично разведены - не любой образованный человек мог быть отнесен к интеллигенции, а лишь тот, который критиковал «отсталое» правительство. Критическое отношение к царскому правительству предопределило симпатии российской интеллигенции к либеральным и социалистическим идеям.

Русская интеллигенция, понимаемая как совокупность оппозиционных к власти лиц умственного труда, оказалась в дореволюционной России довольно изолированной социальной группой. На интеллигентов смотрели с подозрением не только официальные власти, но и «простой народ», не отличавший интеллигентов от «господ». Контраст между претензией на мессианство и оторванностью от народа приводил к культивированию среди русских интеллигентов постоянного покаяния и самобичевания.

Особой темой дискуссий начала XX века стало место интеллигенции в социальной структуре общества. Одни настаивали на внеклассовом подходе: интеллигенция не представляла собой никакой особой социальной группы и не относилась ни к какому классу; являясь элитой общества, она становится над классовыми интересами и выражает общечеловеческие идеалы (Н. А. Бердяев, М. И. Туган-Барановский, Р. В. Иванов-Разумник). Другие (Н. И. Бухарин, А. С. Изгоев и др.) рассматривали интеллигенцию в рамках классового подхода, но расходились в вопросе о том, к какому классу/классам её относить. Одни считали, что к интеллигенции относятся люди из разных классов, но при этом они не составляют единой социальной группы, и надо говорить не об интеллигенции вообще, а о различных видах интеллигенции (например, буржуазной, пролетарской, крестьянской и даже люмпен-интеллигенции). Другие относили интеллигенцию к какому-либо вполне определенному классу. Наиболее распространенными вариантами были утверждения, что интеллигенция является частью класса буржуазии или пролетарского класса. Наконец, третьи вообще выделяли интеллигенцию в особый класс.

В 30-е же годы совершилось и новое, уже необъятное, расширение «интеллигенции»: по государственному расчёту и покорным общественным сознанием в неё были включены миллионы государственных служащих, а верней сказать: вся интеллигенция была зачислена в служащих, иначе и не говорилось и не писалось тогда, так заполнялись анкеты, так выдавались хлебные карточки. Всем строгим регламентом интеллигенция была вогнана в служебно-чиновный класс, и само слово «интеллигенция» было заброшено, упоминалось почти исключительно как бранное. (Даже свободные профессии через «творческие союзы» были доведены до служебного состояния.) С тех пор и пребывала интеллигенция в этом резко увеличенном объеме, искажённом смысле и умаленном сознании. Когда же, с конца войны, слово «интеллигенция» восстановилось отчасти в правах, то уж теперь и с захватом многомиллионного мещанства служащих, выполняющих любую канцелярскую или полуумственную работу.

Партийное и государственное руководство, правящий класс, в довоенные годы не давали себя смешивать ни со «служащими» (они - «рабочими» оставались), ни тем более с какой-то прогнившей «интеллигенцией», они отчётливо отгораживались как «пролетарская» кость. Но после войны, а особенно в 50-е, ещё более в 60-е годы, когда увяла и «пролетарская» терминология, всё более изменяясь на «советскую», а с другой стороны и ведущие деятели интеллигенции всё более допускались на руководящие посты, по технологическим потребностям всех видов управления, - правящий класс тоже допустил называть себя «интеллигенцией» (это отражено в сегодняшнем определении интеллигенции в БСЭ), и «интеллигенция» послушно приняла и это расширение.

Насколько чудовищно мнилось до революции назвать интеллигентом священника, настолько естественно теперь зовётся интеллигентом партийный агитатор и политрук. Так, никогда не получив чёткого определения интеллигенции, мы как будто и перестали нуждаться в нём. Под этим словом понимается в нашей стране теперь весь образованный слой, все, кто получил образование выше семи классов школы. По словарю Даля образовать в отличие от просвещать означает: придать лишь наружный лоск.

Хотя и этот лоск у нас довольно третьего качества, в духе русского языка и верно по смыслу будет: сей образованный слой, всё, что самозванно или опрометчиво зовётся сейчас «интеллигенцией», называть образованщиной.

Из статьи А. Солженицына «Образованщина»

Слово интеллигентский и Ушаков, и академический словарь определяют: «свойственный интеллигенту» с отрицательным оттенком: «о свойствах старой, буржуазной интеллигенции» с ее «безволием, колебаниями, сомнениями». Слово интеллигентный и Ушаков, и академический словарь определяют: «присущий интеллигенту, интеллигенции» с положительным оттенком: «образованный, культурный». «Культурный», в свою очередь, здесь явно означает не только носителя «просвещенности, образованности, начитанности» (определение слова культура в академическом словаре), но и «обладающий определенными навыками поведения в обществе, воспитанный» (одно из определений слова культурный в том же словаре). Антитезой к слову интеллигентный в современном языковом сознании будет не столько невежда, сколько невежа (а к слову интеллигент - не мещанин, а хам). Каждый из нас ощущает разницу, например, между «интеллигентная внешность», «интеллигентное поведение» и «интеллигентская внешность», «интеллигентское поведение». При втором прилагательном как бы присутствует подозрение, что на самом-то деле эта внешность и это поведение напускные, а при первом прилагательном - подлинные. Мне запомнился характерный случай. Лет десять назад критик Андрей Левкин напечатал в журнале «Родник» статью под заглавием, которое должно было быть вызывающим: «Почему я не интеллигент». В. П. Григорьев, лингвист, сказал по этому поводу: «А вот написать: „Почему я не интеллигентен“ у него не хватило смелости»…

Из статьи М. Гаспарова «Интеллектуалы, интеллигенты, интеллигентность»

Русская интеллигенция была трансплантацией: западным интеллектуальством, пересаженным на русскую казарменную почву. Специфику русской интеллигенции породила специфика русской государственной власти. В отсталой России власть была нерасчлененной и аморфной, она требовала не специалистов-интеллектуалов, а универсалов: при Петре - таких людей, как Татищев или Нартов, при большевиках - таких комиссаров, которых легко перебрасывали из ЧК в НКПС, в промежутках - николаевских и александровских генералов, которых назначали командовать финансами, и никто не удивлялся. Зеркалом такой русской власти и оказалась русская оппозиция на все руки, роль которой пришлось взять на себя интеллигенции. «Повесть об одной благополучной деревне» Б. Вахтина начинается приблизительно так (цитирую по памяти): «Когда государыня Елизавета Петровна отменила на Руси смертную казнь и тем положила начало русской интеллигенции…» То есть когда оппозиция государственной власти перестала физически уничтожаться и стала, худо ли, хорошо ли, скапливаться и искать себе в обществе бассейн поудобнее для такого скопления. Таким бассейном и оказался тот просвещенный и полупросвещенный слой общества, из которого потом сложилась интеллигенция как специфически русское явление. Оно могло бы и не стать таким специфическим, если бы в русской социальной мелиорации была надежная система дренажа, оберегающая бассейн от переполнения, а его окрестности - от революционного потопа. Но об этом ни Елизавета Петровна, ни ее преемники по разным причинам не позаботились…

…Мы видели, как критерий классической эпохи, совесть, уступает место двум другим, старому и новому: с одной стороны, это просвещенность, с другой стороны, это интеллигентность как умение чувствовать в ближнем равного и относиться к нему с уважением. Лишь бы понятие «интеллигент» не самоотождествилось, расплываясь, с понятием «просто хороший человек», (Почему уже неудобно сказать «я интеллигент»? Потому что это все равно что сказать «я хороший человек».) Самоумиление опасно.

Из книги М. Гаспарова «Записки и выписки»

Известен афоризм В. И. Ленина, обращённый к части интеллигенции. Зачастую он используется вне связи с контекстом, отчего может неверно трактоваться:

Литература

· Меметов В. С., Расторгуев В. Н. Интеллигенция // Большая российская энциклопедия. М.,2008. Т. 11.

Список литературы:

1. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. - Москва: Издательство политической литературы, 1970. - Т. 51. - С. 134-135.

Вы хотите узнать про 5 продуктов, которые нельзя есть, чтобы похудеть? Тогда наша статья как раз написана для вас! Хорошая фигура стоит того, чтобы пойти ради нее на некоторые ограничения, вы согласны? Ну, а раз так, тогда читайте статью, пользуйтесь нашими советами и стройнейте на здоровье!

Почему в организме накапливается жир?

Прежде чем начать разбираться, что нельзя кушать, чтобы похудеть, давайте поговорим о том, по какой причине может накапливаться лишний жир в нашем организме. На самом деле причин этих несколько:

  • Замедленный метаболизм.
  • Постоянное переедание.
  • Употребление в пищу слишком калорийных продуктов или продуктов с высоким гликемическим индексом.
  • Генетическая предрасположенность.
  • Некоторые заболевания (нарушения со стороны эндокринной системы, и т. д).

В рамках данной статьи мы будем говорить только о третьем пункте. Но людям, которые мечтают похудеть, а у них ничего не получается, необходимо обязательно овладеть полной информацией о возможных причинах ожирения.

5 продуктов, которые нельзя есть, чтобы похудеть

Без долгих предисловий, сразу огласим весь список, а потом пройдемся поподробнее по каждой его строчке. Итак, если вы твердо решили худеть, вам предстоит наложить строгое табу на:

  • Сахар.
  • Хлеб и
  • Картофель.
  • Белый очищенный рис.
  • Жирное мясо.

Только не говорите: "А что же тогда мы вообще есть будем?" Голодными не останетесь! Овощи, фрукты, постное мясо, рыба (в том числе и жирная), кисломолочные продукты, яйца - все это останется в вашем рационе.

Что же касается нашего запретного списка, то вот его расшифровка: сахар, хлеб и разные с пирожками да печеньками, картошка (особенно жареная) и белый очищенный рис - это продукты с очень высоким гликемическим индексом. Его значения говорят о скорости расщепления углеводов в разных продуктах, когда они попадают в организм человека. То есть чем быстрее идет этот процесс, тем выше (ГИ).

Еще один показатель вреда для фигуры той или иной пищи - это калорийность. В сахаре почти 400 ккал на 100 г, в одном кусочке белого хлеба - от 100 до 125 ккал, в 100 г жареной картошки - 192 ккал, а в белом рисе - 116 ккал. Эти цифры выглядят не такими уж страшными только потому, что указаны очень маленькие стограммовые порции, а ведь на деле тот же рис, приготовленный в виде плова, поедается в гораздо больших количествах. Отдельная тема - жирное мясо - это а следовательно, его ГИ равен нулю, но вот калорийность… просто чудовищная и может достигать 500 ккал на 100 г, в зависимости от того, какой сорт мяса используется при готовке.

Осторожно - праздники!

Конечно, в будние дни следить за фигурой гораздо легче, чем в праздники. А вот что делать, когда грядет Новый год или день рождения у какого-нибудь друга? Ведь на праздничном столе все 5 продуктов, которые нельзя есть, чтобы похудеть, как правило, присутствуют в обязательном порядке. Что же теперь, выглядеть, как белая ворона? Нет, конечно!

Праздники тем и хороши, что они бывают не каждый день. Если вы в течение длительного времени тщательно следили за своим рационом, то в праздничный денек вполне допустимо себя побаловать. Но только в разумных пределах! Можно съесть и небольшой кусочек торта, и жирное фуа-гра, но главное, чтобы на следующий день все было по-прежнему.

Как удержать достигнутый результат?

Узнать, как не набирать лишний вес - это еще полдела. А вот как удержать его на нужной отметке весов? Ведь очень часто, похудев, человек просто не знает, как вести себя дальше и начинает опять поправляться. Чтобы этого не произошло, нужно постоянно относиться с вниманием ко всему, что попадает в рот, и подсчитывать калории, хотя бы приблизительно.

Таблица калорийности должна стать вашим другом. Повесьте ее на холодильник, и очень скоро вы сможете заучить ее практически наизусть. Что же касается тех вредных для фигуры продуктов, о которых идет речь в нашей статье, то их можно есть только в умеренных количествах.

Ну и конечно, необходимо побольше двигаться. Даже банальная утренняя зарядка хорошо способствует сохранению стройности. Побольше гуляйте, дышите свежим воздухом, не пользуйтесь лифтами, летом плавайте, зимой катайтесь на лыжах и коньках. На самом деле удержать вес не так то уж и трудно, если прилагать к этому постоянные усилия.

Дополнительная информация

Из этой статьи вы узнали про 5 продуктов, которые нельзя есть, чтобы похудеть. Теперь мы хотим кое-что добавить к этой информации. Разумеется, кроме пяти указанных, есть еще немало продуктов, способных влиять отрицательно на размеры нашей талии.

Вот, к примеру, майонез - очень калорийная и вкусная штука! Люди просто обожают заправлять им салатики. Ничего не будет страшного, если в мисочку салата добавить для вкуса пару ложечек майонеза. Но, к сожалению, мы частенько нарушаем эту норму. А между тем в классическом майонезном соусе содержится приблизительно 680 ккал на 100 г. Теперь представьте, что будет, если вы начнете кушать тазики полезных салатиков, неумеренно сдобренных такой приправой… Ничего хорошего для фигуры - это уж точно! Бесполезно постоянно вопрошать окружающих: "Хочу похудеть, что нельзя есть?", а получив ответ, продолжать подливать в свою еду жирные соусы - это путь в сторону ожирения.

Теперь немного о растительном масле, которое тоже порою просто льется рекой в тарелки худеющих. Почему-то люди считают, что уж в нем-то калорий совсем немного. На деле все наоборот: средняя - 900 ккал на 100 г. Как видите, еще больше, чем у майонеза. Так что, готовя себе легкую и полезную пищу для похудения, учитываете эту информацию.

Если вы хотите поддерживать хорошую физическую форму или решили сбросить парочку лишних килограммов, то необходимо тщательно подходить к составлению собственного рациона и выбору продуктов питания.

Известен тот факт, что некоторая еда не только приносит вред организму, но и способствует появлению лишнего веса. Следовательно, употребление таких продуктов не поможет вам достичь намеченной цели и еще больше отдалит от желаемого результата.

Эта статья расскажет вам, что нельзя есть, чтобы похудеть, и от каких продуктов лучше воздержаться, чтобы не навредить своему организму. Также это будет полезно знать и тем, кто просто ведет здоровый образ жизни.

Что не есть

В повседневной жизни мы употребляем слишком много сахара . Пользы от него - никакой, это пустой углевод, не содержащий ценных витаминов, микроэлементов и белков. Усваивается организмом он превосходно и быстро вызывает жировые отложения. Нужно постараться оградить себя от потребления готовых подслащенных соков. Покупайте разные сорта хорошего чая, можно с ароматными фруктовыми добавками, высококачественный кофе, и пейте без добавления «сладкого яда». Пройдет неделя - другая, и вы привыкните к натуральному вкусу любимых напитков.

Несправедливо утверждение, что картофель вреден, но правомерно другое: от этого овоща толстеют. Виной тому повышенное содержание крахмала, способствующее прибавлению веса. Если отказаться полностью от этого продукта для вас сложно, оставьте его в своем рационе, но в минимальном количестве и только в печено-вареном виде.

Продукты быстрого питания . К ним относится весь ассортимент фаст-фуда, продающийся в макдональдсах и других подобных заведениях. Такая еда нарушает нормальный баланс гормонов, которые ответственны за чувство сытости. Фаст-фуд высококалориен и содержит вредные транс-жиры, способствующие набору лишних килограммов. Порция такой еды соответствует дневной норме питания человека, желающего похудеть, что уже является поводом исключить фаст-фуд из своего рациона.

Сухарики, любые чипсы . Чипсы напичканы всевозможными химическими веществами, в том числе глютаматом натрия, которые усиливают вкус картофеля, делают его хрустящим, но наносят вред вашему организму.

Молочные изделия , предусматривающие длительный срок хранения.

Колбасные изделия : сардельки, сосиски, колбасы. Эти продукты практически не содержат мяса, но зато в них в избытке присутствуют усилители веса, усилители вкуса, каррагенины. Да, возможно, это вкусно, но ненатурально и вредно.

Магазинные соусы, кетчупы, кубики для бульона и различные приправы . Многие из них содержат вредную добавку глютамат натрия. Поэтому будет лучше, если вы приготовите кетчуп или соус дома. Так вы сможете быть уверены в качестве и натуральности продукта.

Кондитерские изделия : пирожные, торты, эклеры, кексы, содержащие вредные транс-жиры и являющиеся главным врагом в борьбе с лишним весом.

Майонез . Без этого популярного соуса мало кто представляет свою жизнь, однако уже давно доказано, что майонез - главный противник в борьбе с лишним весом. Воздержитесь от этого продукта. Используйте в качестве приправ соевый соус или оливковое масло.

Орехи . Нет необходимости отрицать пользу орехов для всего организма. Однако они содержать огромное количество жиров, и если употреблять их ежедневно, то возможно замедление или и вовсе прекращение процесса похудения.

Импортные фрукты и овощи . Они всегда выглядят вкуснее, красивее и аппетитнее чем отечественные. Но в природе нет ничего ровного! Поэтому они подвергаются химической обработке. Для того, чтобы были зрелыми, красивыми и не портились. Это вредно для здоровья.

Все перечисленные продукты вредны не только для вашей фигуры, но и здоровья. Поэтому прежде, чем купить в магазине или ларьке какой-либо продукт, стоит внимательно изучить его состав и задуматься, насколько он натурален.

Гоните от себя следующие мысли:

№ 1: «Причина моего лишнего веса - это чрезмерное потребление «ненужной» еды ».

Неправда! Причины могут быть и в том, что вы много сидите, мало двигаетесь, принимаете гормональные препараты, плохая погода, нехватка витаминов, недосыпание, частые перекусы, «заедание» стрессов, наслаждение едой во время просмотра фильма.

№ 2: «От одного кусочка я точно не поправлюсь! Можно скушать что - нибудь сладенькое ».

От кусочка вы вес не наберете! Но мыслей у вас может быть множество (таких же). Это значит, что и кусочков «вкусностей» будет гораздо больше.

№ 3: «Если я сижу на диете, то мне вовсе необязательно заниматься спортом или ходить на тренировки! ».

Тренировки и спорт - это два огромнейших «плюса», с которыми вы будете совершеннее, чем сейчас. По состоянию здоровья.

№ 4: «Буду сексом заниматься со своим любимым человеком и кушать все, что хочу! Секс способен сотворить невероятные чудеса ».



  • Разделы сайта