Александр иваницкий борец. Александр Иваницкий: современная жизнь стала жёсткой. А мягкие по характеру тренеры добиваются успеха

Адлан Вараев будет похоронен в Чечне сегодня

Вице-президента Федерации спортивной борьбы России Адлана Вараева похоронят в его родовом селе. По словам местных жителей, Вараев много помогал селам Шаройского района, а также планировал запустить в Нихалое цех по розливу родниковой воды.

"Похороны Адлана состоятся сегодня. Обряд тезет (поминки) проходит в его доме в Грозном, а похоронят его, вероятнее всего, на кладбище села Нихалой Шатойского района, откуда он был родом", - сообщил корреспонденту "Кавказского узла" представитель министерства спорта Чечни .

Специалисты МЧС разъяснили, как погиб Вараев

В МЧС республики сообщили, что тело Адлана Вараева было обнаружено на берегу реки Аргун в районе селения Чишки Грозненского района республики.

"Это примерно в 30 километрах от того места, где 3 мая Вараев сорвался в пропасть. Его тело вынесло течением реки на берег у села Чишки", - сообщил корреспонденту "Кавказского узла" представитель республиканского МЧС .

Сотрудник ведомства подчеркнул, что тело Вараева вынесло вниз по течению реки после ливней.

"По всей видимости, после падения в пропасть тело за что-то зацепилось, а теперь, когда уровень воды в Аргуне значительно поднялся после ливней, его вынесло вниз по течению реки", - заявил собеседник.

Жители Чечни назвали весомым вклад Вараева в жизнь Шатойского района

Местные жители говорят, что Вараев планировал запустить в районе Нихалоя цех по розливу родниковой воды.

"Он построил небольшой цех на окраине села по розливу родниковой воды. Кажется, она должна была называться "Вара". В последний раз он приезжал как раз для того, чтобы осмотреть объект, и сорвался в пропасть", - рассказывают жители селения Нихалой.

Они отмечают также, что Адлан Вараев был очень отзывчивым и готовым прийти на помощь любому человеком.

"Адлана любили и уважали не только за то, что он был первым чеченцем, победившим на Олимпийских играх, но в большей степени за его доброту и отзывчивость. Он готов был помочь каждому, кто к нему обращался. Когда он пропал, на его поиски добровольно вышли сотни человек. Многие приезжали даже из других районов. Конечно, очень хотелось, чтобы его нашли живым, но если уж неизбежное случилось, то обнаружение его тела, уже большое достижение", - полагает житель Шатойского района Лема .

"Мне уже со вчерашней ночи звонят друзья и знакомые, спрашивают, не знаю ли я, где будет тезет по Адлану. Первоначально я думал, что это будет в селе Садовое, где живут его родственники, но утром мне сообщили, что это в Грозном, в Старопромысловском районе, где у него был свой дом", - сказал житель республики Имран .

Представитель духовенства республики назвал Вараева шахидом.

"Степени шахида (мученика за веру) удостаиваются не только воины, павшие в джихаде, но и те мусульмане, что погибли, защищая свою семью, свою честь и имущество, те, кто умерли во время совершения хаджа, скончались от различных эпидемий и тяжелых продолжительных болезней, женщины, умершие при родах, те, кто сгорел при пожаре или утонул. Адлан относится к их числу. Мы молим Всевышнего, чтобы Он удостоил нашего брата высшей ступени рая", - заявил по этому поводу работник ДУМ Чечни, Муса .

54-летний Адлан Вараев был старшим тренером сборной России по вольной борьбе и вице-президентом Федерации спортивной борьбы России. Вараев был первым чеченским спортсменом, завоевавшим "серебро" на Олимпийских играх 1988 года в Сеуле. В 1996 году Вараеву было присвоено звание заслуженного тренера России. Он также был удостоен высшей награды Чечни – ордена Кадырова.

РАЗГОВОР ПО ПЯТНИЦАМ

Он - знаменитый борец-вольник, олимпийский чемпион Токио. Долгие годы руководил всем спортивным телевидением Советского Союза.

А сегодня, в 75 лет, дописывает очередную книжку. Отвлекаясь на гостей - вроде нас.

***

- Верите, что борьба сохранится в олимпийской программе?

Надеюсь! Хотя живем мы во времена гей-парадов и однополых браков. Такая мощная мужская дисциплина, как борьба, этому окружению мешает. Мы не сегодня узнали, что над борьбой готовится расправа. Пробный шар запустили еще года два назад. Плюс руководители МОК ищут способ заработать. Вот и начинают выбрасывать из олимпийской программы то, что не приносит моментального денежного отката.

- В чем главный прокол теперь уже бывшего президента международной федерации борьбы Мартинетти?

Мартинетти - шпана! Я когда-то встречался с ним на ковре - более трусливого и никчемного борца в жизни не помню! Он и бегал от меня, и ползал, путался в соплях…

- Зачем же вообще пришел в борьбу - если каждый день становился для него унижением?

В Швейцарии он был сильнейшим. Вот знаете, как назначали главного тренера сборной СССР? Все толковые люди на периферии. Если приглашаешь - надо обеспечить квартирой. Поэтому среди москвичей выбирали серую личность - и тренерский совет из значимых мужиков решал: мы будем дергать за веревочки. Но через год этот человек понимал, сколь много зависит от его подписи, - и расправлял плечи, начинал клевать всех вокруг.

С Мартинетти - та же история. Изломал правила, чтобы меньше золота уходило в Россию. И менял их каждые полгода. В итоге борьба превратилась в дуэль, где один пистолет не заряжен.

- Кто-то из борцов в знак протеста отправил в МОК свои медали. Кто-то - объявил голодовку. Присоединились бы?

Безусловно. Но мое предложение такое: списаться со всеми борцами - призерами Игр - и сдать награды кучей в знаковом месте. Вроде Красной площади. Запечатать и послать в МОК.

- Медали ваши целы?

Воры, слава богу, их не нашли, хоть в квартиру дважды залезали. С тех пор олимпийскую держу в банке. Остальные в кульке, напоказ не выставляю. Почему-то гимнасты обожают устраивать дома "уголки славы". Как-то с одним выступали по линии общества "Знание", так он завел: "В сентябре 1962-го я выиграл золотую медаль на чемпионате мира в Карлсруэ. В октябре 1963-го - серебряную на брусьях…" Мама родная! Думал, все уснут!

- Как "чистили" вашу квартиру?

Первый раз лезли наркоманы. Раскурочили дверь топором, грохот стоял на весь район. Но летом кругом ремонт, отбойные молотки. Я пришел - на полу бумаги, книги выброшены. Гадкое ощущение.

- Никого не нашли?

За семь лет и в милицию-то не вызвали! А второй раз лезла здешняя пьянь. Отжимали дверь колуном.

- Вам подарили планшетку, на которой написано: "Великому борцу, не проигравшему ни единого балла зарубежному сопернику". Вы были великим борцом?

Я жутко не люблю этих слов! Что значит - "великий"? Как Ойстрах сказал о себе: "Я - вторая скрипка мира. На первую претендентов много". Я когда-то дружил с Медведем (речь о трехкратном олимпийском чемпионе Александре Медведе. - Прим. "СЭ" ), и получилось, что именно мы заложили основу, ворвавшись в мир тяжеловесов. До нас в этой категории боролись бесформенные толстяки. И тут выходим мы - поджарые, как борзые собаки. Техничные, как мухачи… А вот то, что на официальных турнирах не проиграл даже балла иностранцу, доставляет колоссальное удовольствие. Я словно боксер, не пропустивший ни одного удара.

- Ваша новая книга о борьбе?

Называется "Ломаные уши", - но обо всем. О детстве на Лиговке. О блокаде. О Питере. Периодически туда возвращаюсь, и для меня главное наслаждение - сесть на катер в белую ночь. Прокатиться по каналам. Смотришь на город снизу, и это точка восхищения! Сумраки, тени. Вот здесь, на Черной речке, Пушкин перед дуэлью встречался с Данзасом, своим секундантом. Вот дом, в который Достоевский поселил Раскольникова. Недавно еду по Мойке - вдруг грохот над головой. Оборачиваюсь и вижу над собой бронзового коня. Кажется, раздавит копытом! Это памятник везли на реставрацию…

- В квартире вашего детства на Лиговке кто живет?

Никто. Дом снесли. Я сажусь на Невском в кафе, разглядываю прохожих. Самый дорогой спектакль, все люди что-то играют. И я понимаю, что в этом городе, где пережил блокаду, у меня не осталось никого. Никто не хлопнет по плечу: "Саша, привет".

- Грустно.

К 75-летию снимали обо мне фильм. Режиссер спрашивает: "Кто из выдающихся людей может сказать о вас доброе слово?" - "Да они все умерли…"

- А кто мог бы?

Высоцкий, Хмельницкий, Ямщиков, Шепитько, Астафьев, пианист Николай Петров… Я не одинок в этой жизни. Но те, с кем гулял и балагурил, уже ушли. А мама умерла год назад в 94.

- С Высоцким были близки?

Записывать себя в его друзья неприлично, но общались. И на его концертах, и дома у Хмельницкого, с которым они вместе что-то писали.

- Высоцкий очень гордился, что мог исполнить "крокодила", - опершись руками, удерживал туловище параллельно земле. Вы на такое способны?

Нет, конечно. Это сложнейшая штука, разве что гимнастам под силу. Для меня Высоцкий в первую очередь поэт. Как актер он бесподобно сыграл в "Месте встречи…", но остальное, с моей точки зрения, - повтор. Даже спектакли на "Таганке". Меня пугал переход на крик, это казалось искусственным. А уж концовка его жизни приводит в полное смущение. Опуститься в такую грязь… Один вопрос не дает мне покоя: где был бы Высоцкий в августе 1991-го, на какой баррикаде? Там или здесь?

***

- Блокада до сих пор с вами?

Это навсегда. Внук просит: "Расскажи, дед" - а я не могу. Не поймет. Как рассказать сегодняшнему человеку, что такое - 125 грамм хлеба на день?

- Как это выглядит?

Сырой ломтик. Еле режется ножом, в нем и целлюлоза, и овсяные хлопья, и солома. На ноже оставалась мокрая пленочка, мать эту стружку соскабливала другим ножом. Это была наша добавка. В основном питались дурандой да хряпой.

- Что такое дуранда?

Жмых высшего качества. Хряпа - нижний лист капусты темно-зеленого цвета. Который обычно не берут. А доставала мама так: ночью на окраину, ползком до огородов, разгрести снег, найти эту хряпу. Суп из нее удивительно горький. Хочу и не решаюсь сварить его сейчас. Просто попробовать.

- Вкус детства?

Вкус беды. Запихивали мы в себя это с трудом. Однажды соседка по коммуналке варила супчик из брюквы и морковки. Оставила в бидоне. Мы с братом обнаружили, руками выловили морковь и съели. Потом долили водой. Соседка вернулась - и ничего не сказала…

- К смерти были хоть раз близки?

Немцы первым делом долбанули по Бадаевским складам, город остался без продуктов. Тут же начался голод. Люди собирали у складов комки спекшейся земли. Варили в воде, процеживали и получали сладкий сироп. А мама пошла к товарным вагонам, в которых прежде возили муку. Сгребла из уголков зеленую мучную пыль с плесенью и паутиной.

- Что приготовила?

Оладьи. Мы-то проскочили, а она отравилась. Тем и спаслась. Попала в госпиталь, там все же усиленное питание. Выдавали шоколадочку. Затем ночами дежурила на крыше - щипцами тушила зажигалки. Возвращалась под утро, ставила винтовку в угол и зажигала светильник из гильзы. В городе минус тридцать, воды нет, отопления тоже. Света нет. Догадываетесь, как ходили в туалет?

- На лестничную клетку.

Да. Лестничные клетки превращались в сталактиты из нечистот. Воду брали в Неве - под бомбежками. Недалеко от нашей квартиры стоял крейсер "Киров". С него сняли орудия, превратили в электростанцию. А немцы стремились его разбить. От одной бомбы на нас, маленьких, стал падать громадный шкаф. Мать успела вскочить - и удержала его руками. А была она в положении.

- Родила?

На Урале, дочку. Та прожила месяц. Я описал вам кошмар блокады - и в этом кошмаре случилась любовь между отцом и мамой. Какое бешеное желание жить! А спас меня мертвец…

- То есть?

Ночью по "дороге жизни" переправились через Ладогу, мороз лютый. Хозяйки в хаты не пускают. В нашем грузовике были и полуживые, и трупы. Всю дорогу мне что-то кололо в бок. Выяснилось, патефон. А хозяин его по пути умер. Так за патефон нас пустили в дом, уложили на печь. Не было бы мертвеца - не было бы сейчас и меня. Замерзли бы. Мы уже не говорили, не ходили. Водянка - тронешь пальцем, и на теле ямка.

- Жуть какая.

Отец пошел добровольцем - не взяли. Бухгалтер нужен в Ленинграде. Позже его хотели отправить в эвакуацию, но отказался лететь без нас. "Умрешь вместе с семьей!" - "Значит, судьба". С товарищем из пяти разбитых грузовиков собрали один. Отец вывозил нас из города. Наткнулись на патруль - а пропуска на выезд нет! Возвращение назад - стопроцентная гибель. Он откинул брезент, часовой увидел детей: "Проезжайте".

- Отец давно умер?

Двенадцать лет назад. Очень сильный человек. Сегодняшним не объяснишь, что такое - село того времени. Хлопца не выпускали на улицу, пока двухпудовиком не перекрестится. Каждый переплывал Днепр саженками. А это река с тяжелым течением. Чтоб переплыть, надо версты на две делать поправочку. Они ныряли под колесный теплоход и выныривали на другой стороне.

О войне потрясающе рассказывали мои родственники. Дядя Федя с разведчиками врывается в блиндаж. Время идти дальше, а они видят колбасу и кофе. Набрасываются на это - потому что месяц жрали мамалыгу, обдристались все…

В 1945-м вошли в Австрию. В армии хватало мародеров. Один такой загрузил телегу барахла, едут вместе. И тут осколком мародеру срезает голову. А дядя Федя часы с убитых немцев не снимал.

Другой мой дядя успел укрыться в доте, когда фашисты выжигали все огнеметами. Выпустили сержанта, тот добыл немецкую форму. Стали продвигаться небольшим отрядом. Притормозила машина, немецкий водитель присел в кустах. Захватили грузовик. Доехали до линии фронта. В фашистских мундирах. Как переходить к своим?

- Как?

Матом кричали: "Не стреляйте, мать вашу перетак, свои…" Сержант, который всех спас, исчез. А годы спустя дядя в ГДР зашел в магазинчик. Хозяин спускается - и ему на шею! Оказалось, тот немец, чей грузовик захватили. Он всю войну просидел в лагере и выжил.

Дядю раненым везли на поезде в Ростов. В окно увидел отца и мать, работающих в поле. Кинул записку: "Сообщите таким-то…" Мать приехала в госпиталь с банкой мёда, встретила сына - и банку выронила. Где такое прочитаешь?

Того же дядю бросили с тяжелоранеными в ростовском госпитале, когда немцы входили в город. Автоматчики едут по Ростову и расстреливают всех подряд. Он прокрался к Дону, прыгнул в глиссер и на скорости ушел прямо из-под очередей. Догнал в Цимлянском море теплоход с госпиталем. Там все перепились. Так дядя добился, чтоб госпитальную верхушку арестовали!

- Блокадник всегда будет к немцу относиться скверно?

Уже работая в бюро спортивных экспертов Евровидения, очутился я в Германии. Возглавлял нашу группу человек, который был летчиком Люфтваффе и бомбил Ленинград. Он постоянно чувствовал себя виноватым передо мной! Взял под опеку. А другой мой немецкий товарищ загремел к нам в плен 17-летним. Сидел на Урале. Ворчал: "Кормили плохо". Отвечаю: "Видел бы ты, что мы ели…" Пленных в Союзе кормили лучше, чем своих.

***

- Через вашу жизнь прошли удивительные люди. Валерий Брумель, например.

Мы вместе учились в институте физкультуры - Брумель, Тер-Ованесян, я… Но Валерий проходил сквозь нашу толпу, будто нож через масло. В институт приезжал на "Волге". Себя нес, как заоблачную звезду, - а мы не существовали. Потом он сошел со сцены, пытался устроиться в жизни. Сочинял пьесы, которые ставили в непонятных зарубежных театрах. А скорее всего, писал не он, а "рабы".

- Тогда общались?

Да. Был у него в гостях, Брумель здорово лепил пельмени. Посреди кухни шла безобразная газовая труба. Так он разрисовал ее языками пламени. А на потолке - словно оранжевый огонь. Но поразил по-настоящему Брумель на Олимпиаде в Токио.

- Чем?

Он соревновался с американцем Томасом, прежде ему, бывало, проигрывал. И накануне решающего прыжка на ночь махнул стакан водки. Спал, как убиенный. А главное на соревнованиях - выспаться! Мы с Медведем, чтоб унять нервы, играли в карты. Механически, до одурения. А в свободный вечер убежали с ним на стриптиз. Вокруг старики, они в экстазе. Подумал: я-то, молодой идиот, что среди них делаю? С тех пор к порнофильмам абсолютно равнодушен. Если случайно натыкался - ноль эмоций. Хотя из-за порно рухнула моя комсомольская карьера.

- Как романтично.

Олимпиада в Мехико. Я по комсомольской линии занимался культурным обеспечением спортсменов. Приезжает большая группа функционеров из областей. И первое желание у них - посмотреть порнофильм. Уже разузнали: на окраине есть специальный кинотеатр. Загрузились в автобус, поехали. Купили билеты, зашли. Никого не волнует - начало ли фильма, конец… И вот пятьдесят советских граждан уселись. На экране что-то греческое. Кульминация: она в пеньюаре у окна, луна, звезды, ветер колышет занавеску. Не угадывается даже силуэт. Проходит время - та же сцена. Я понимаю, что пошел по второму кругу, весь "порнофильм" - в этом.

- Досадно.

Выхожу из зала, ночь. Водитель автобуса докладывает: рабочий день закончился. Если немедленно не погрузимся, он уезжает. На такси денег нет. Я вернулся в кинотеатр, встал в луче прожектора, сложил руки рупором: "Советские туристы, на выход!"

- Ушли разочарованные?

Готовы были меня поколотить! Когда эта орда явилась в общежитие, собрался комсомольский штаб. Вызвали меня: "Ты действительно произнес: "Советские туристы, на выход?" - "Да". Больше в комсомоле высоких должностей мне не предлагали.

- Вы сказали: "Мы дружили с Медведем". Почему в прошедшем времени?

С годами дружба растворилась. Тем, кто чего-то достиг в спорте, я предъявляю серьезные требования. Если ты трехкратный олимпийский чемпион, попробуй и в новой жизни сотворить что-то значимое. Сложно - но некоторые сумели. Юрий Власов, к примеру. Или Карелин. Когда он начинает говорить - народ цепенеет. Типаж вроде Михайло Ломоносова. А Медведь окостенел, довольствуясь своей борцовской славой. Да и слишком разные мы. Я всегда посмеивался над его крестьянскими повадками. Знаете, как он ботинки выбирал?

- Как?

Ногтем проведет, согнет - не трескается ли кожа? Если яйца покупает, обязательно каждое проверит, посмотрит на свет. За границей в магазинах любил торговаться. Толкую: "Здесь так не принято. Это ж не рынок". Медведь ни в какую. Своим упрямством доводил продавцов до белого каления. Те вызывали менеджера, который долго выслушивал - и отдавал все за полцены. Я в этих походах помогал ему с переводом. А потом Медведь меня подставил.

- Каким образом?

На турнирах схватки между нами были свирепые, но завершались обычно вничью. Мы же тренировались вместе, изучили друг друга как облупленные. Чтоб обойти Медведя и стать чемпионом Союза в тяжелом весе, мне надо было чисто выиграть у Ситко из Эстонии. Забавный, кстати, персонаж. Изрек однажды: "Я в сборной первый красюк…" И действительно, когда в Румынии мы шагали по улице, местные девушки шеи сворачивали, глядя вслед этому голубоглазому атлету с вьющимися пшеничными волосами.

Так вот, выходим с Ситко на ковер, начинаем бороться, и я его кладу. До сих пор не знаю, что было на самом деле - положил его или он просто отдал победу, понимая, что мне она нужнее. Хоть, ей-богу, ни о чем Ситко не просил. А Медведь сразу побежал к начальству, шум поднял, дескать, они договорились…

- Иван Ярыгин каким вспоминается?

В сторону его борцовские подвиги. Для меня Ярыгин - олицетворение сибирского богатыря. Могучий, добрый, щедрый. Хотя за образом рубахи-парня скрывался тонкий, расчетливый ум. Он был опасный картежник. По виду этого не скажешь - и некоторые обжигались, когда садились с Иваном играть.

К Олимпиаде-80 мы получили квартиры в Чертанове в соседних домах. Рядом с ним жила многодетная семья. Ребятня пролезала к Ярыгину по балкону, посягая на содержимое холодильника. Прознав об этом, он взял мальчишек под свое крыло, подкармливал. Иван часто бывал в родных сибирских краях. Приглашал к себе в заимку на реке Кантегир. Говорил: "Вертолет закажем, по-другому туда не добраться. Рыбалка, грибы, брусники море…"

- Съездили?

Нет, так, дурак, и не вырвался. Все думал, успею. Зато Иван зазвал туда японскую делегацию. Накрыл поляну. Принялся на их глазах свежевать барана - и президент Федерации борьбы Японии грохнулся в обморок. Слишком впечатлительный оказался.

А когда Ярыгин возглавил федерацию, то в обед выгонял всех из кабинета, расставлял стулья в ряд - и ложился покемарить. Мы же на сборах привыкли спать днем. Я сам первые лет пять после ухода из спорта, попадая на затяжные совещания в ЦК комсомола, страшно мучился. Хотелось растянуться, как Ваня, на стульях - и уснуть.

- Самые необычные борцы, которых встречали?

Был чемпион мира из Турции по прозвищу Железный хромец. В детстве переболел полиомиелитом, одна нога сухая. Как ветка дерева. Когда выходил на ковер, у всех было желание: схватить за эту ногу, разорвать турка.

- В чем секрет?

Его хватали - а он в шпагате дотягивался до тебя и переворачивал. Все это знали! Но смотрели, загипнотизированные, на сухую ногу, которую тот выставлял вперед. Помню и чеха Иржи Кубака. Со своей техникой шлепал его, как котенка. Тюк - лежит. Уходим вместе, спрашивает: "Как ты это делаешь?" Я рассказал. Не жалко: потому что к следующему чемпионату ты должен быть абсолютно другим. Это все равно что сегодня продать НАТО чертежи танка Т-34.

- Что за прием ему показали?

Называется "самоклад". Я стелился над ковром, почти касаясь лопатками. Чуть заденешь спиной - все, поражение. Я пролетал с зазором сантиметра в два, затягивая чеха на себя. Он выслушал: "Нет, так бросить нельзя".

- Сложный прием?

У меня был доведен до автоматизма. Как-то сталкиваюсь на соревнованиях с парнем, которому из-за меня пришлось покинуть ЦСКА. Я был сильнее. И вот подходит: "Саш, понятно, что победишь. А мне собираются давать квартиру. Прошу об одном - не выигрывай чисто…" Конечно, я не собирался его "убивать". Но уровень был такой, что бросок произошел помимо моей воли! Я не соображал, что делаю! Первым кинулся к судье, чтоб не засчитывал победу. Но он засчитал. А тот борец, наверное, считает меня подлецом.

- Еще кто-то живет с обидой на вас?

Едва ли. Я очень терпимый и невзрывной. Со мной любили жить "сгонщики".

- Почему?

- "Сгонщик" - это сухой порох. Слово скажи - взорвется. Али Алиев просился ко мне в соседи. Он много гонял.

- Величайший борец. Ни разу не ставший олимпийским чемпионом.

Во-первых, постоянная сгонка. Во-вторых, перегорал от желания выиграть Олимпиаду. Пять раз берет чемпионат мира, а приезжает на Игры - и "сливает". Хотя был сильнее всех. Я спросил: "Что такое сгонка?" - "Представь, у тебя в груди доменная печь…" Алиев в Болгарии наливал ванну ледяной воды, бросал на дно черешню. После соревнований залезал в нее и ел взахлеб. Была у него мечта сильнее олимпийского золота.

- Какая?

Вернуться в аул и до ломоты в зубах пить из арыка. Воспламененный мозг!

***

- Мало кому известно, что вы уберегли от тюрьмы Василия Алексеева…

Было. Ко мне в ЦК комсомола заглянул тренер по штанге Александр Чужин, с которым учился в институте физкультуры: "Выручай! Есть в Архангельской области талантливый парень. Силища неимоверная. Но с характером. На танцах подрался с комсомольским вожаком, сломал ему челюсть. Теперь три года светит. Зовут Вася Алексеев". Со мной работали ребята из архангельского обкома. Через них удалось помочь. Алексеев не подозревал, какая за его спиной разворачивалась драма. Чужин звонил, благодарил. Я и забыл о том случае. Вспомнил, когда вскоре этот Вася прогремел на весь мир, первым набрав в троеборье 600 кг.

- Он так и не узнал, кому обязан?

На Балу олимпийцев выпили с ним шампанское, и я рассказал, что сыграл в его судьбе определенную роль. Вася покосился недоверчиво и загудел: "Да кто ты такой?! Как мог меня спасти?!" Я долго себя корил за тот разговор. Видимо, он решил, что примазываюсь к его биографии.

- С Алексеевым связано множество историй. Не разберешь - что правда, что вымысел.

Об одной знаю точно. В Горьком он проводил тренировку. Молоденький боксер застрял в зале, засмотрелся на него. Васе это надоело. Подходит: "Чего уставился?" А тот простодушно отвечает: "Василий Иванович, вот гляжу на вас и думаю - если ударю в голову, вы сразу с копыт слетите или только зашатаетесь?" Алексеев обомлел, молча развернулся и пошел к штанге. Вообще-то штангисты перед тренировкой закрывают дверь на ключ.

- Зачем?

Соперники не должны быть в курсе, как ты готов, сколько выполнил подходов. В зале спортсмен да тренер. И это накладывает отпечаток на их характер. Люди предельно закрытые, не умеют общаться. Каждый штангист - волк-одиночка.

- Вы упомянули Юрия Власова. Знакомы?

Еще бы! Наш зал в ЦСКА на втором этаже, их - на первом. А комната у тренеров по вольной борьбе и штанге была общая. Из спортсменов, кроме Власова и меня, туда никого не пускали. А я приходил после учебы в институте физкультуры и до тренировки успевал часок вздремнуть, накрывшись шинелью. Для Власова я был пацаном, невесть как допущенным в святая святых. Он покровительственно похлопывал по плечу. Иногда на машине привозил с собой курцхаара.

- Это кто?

Короткошерстая легавая. Я мечтал - вот буду при деньгах, тоже заведу собаку. Власов говорил, что собирается стать литератором. Меня завораживало это слово. Не писатель - литератор! Именно Власов разрушил стереотип "пана-спортсмена". До него мы все считались физкультурниками.

- Читали его книги?

От первой - сборника рассказов "Себя преодолеть" - не в восторге. Резануло, что почти каждое предложение начинается: "Я, я, я…" Вот "Особый район Китая" понравился. Хотя, по словам Власова, это переработка записей его отца, который был советником Мао Цзэдуна. Прочие книжки не попадались.

В перестройку я предложил сделать программу о Власове. В концертной студии "Останкино" он выступал три с половиной часа. Я сам монтировал, показал Власову, что получилось. Возражений не услышал. Но зампред Гостелерадио Попов, который утверждал программу, кучу моментов потребовал вырезать.

- И что?

Я отстоял всё! Рискуя карьерой! Каково же было изумление, когда после эфира Власов публично возмущался: мол, его обрезали, не дали высказаться.

***

- В Останкине гуляла шутка - если б на телевидение пришли Маркс, Энгельс и Ленин, к экрану их не подпустили бы…

Ну да, председатель Гостелерадио Лапин запрещал появляться на экране бородатым. Не любил их - как и Петр Первый. На коллегиях Лапин напоминал старый гриб. Сидит, прищурившись, кажется, вполуха слушает. Вдруг глазочек открывает - и видишь четкий, осмысленный взгляд. Понимаешь, старик не так прост.

- Почему он был категорически против кандидатуры Высоцкого на роль Жеглова?

Не хотел видеть его на экране, считая идеологическим противником. Больше скажу - Лапин запретил посылать оператора, когда хоронили Высоцкого. Тайком от начальства камеру взяла одна из наших ведущих, сама все отсняла. Благодаря ей и сохранились кадры прощания с Высоцким. Жаль, забыл фамилию этой отважной девушки - позже она погибла в автокатастрофе.

- Читали, у вас был принцип: приглашать к микрофону лишь тех, кто добился успеха в спорте.

Заблуждение! На мой взгляд, величайшим комментатором был Вадим Синявский, который никакого отношения к спорту не имел. Я чуть-чуть застал его на телевидении. Но работал он уже мало. Больше запомнился фразой, что мужчина должен быть гладко выбрит и слегка пахнуть коньяком. Когда Синявский ушел из жизни, я отыскал его репортажи. Послушал и понял, какой это мастер. Настолько образное мышление! "Мяч влетел в сетку и затрепетал, как бабочка в сачке". В эфире он позволял себе невероятные вещи. Шум, атака, "Иванов идет к воротам, удар…" И умолкает. Взрыв трибун. Он не подает голос. Почти минуту! Потом говорит: "Что мне к этому добавить? Конечно, гол".

- Синявский - великий радиокомментатор. Однако на телевидении себя не нашел.

Ему там было неуютно. Синявский мыслил образами. Но если они идут вразрез с тем, что видишь на экране, это довольно странно. А возвращаясь к вопросу… У нас были комментаторы, которые не знали спорт изнутри. Тогда я настаивал, чтоб рядом у микрофона сажали известного спортсмена. Допустим, едет Дымарский во Львов на чемпионат Европы по гимнастике. Говорю: "Там судит семикратный олимпийский чемпион Борис Шахлин. Пусть с вами комментирует". Выходит Сергей Диамидов на брусья. У Дымарского стандартная бодяга - возраст, титулы, этапы большого пути. Наконец передает слово Шахлину. Тот краток: "У гимнаста повреждена суставная сумка. Как бы не сорвал знаменитую диамидовскую вертушку. Давайте посмотрим…" И полторы минуты тишина в эфире. Но зритель-то подготовлен! Блеск! Впрочем, двух знаменитых спортсменок я на работу не принял.

- Кого?

Ларису Латынину и Людмилу Титову. Латынина - легенда, о своем виде знает все, язык подвешен. Но гимнастику транслируем два раза в год. Чем остальное время ей заниматься? Сидеть гранд-дамой и получать зарплату? Это удар по коллективу. Лапин настойчиво просил взять Латынину, но я отказался. А Титова, олимпийская чемпионка в беге на коньках, успела отучиться в МГУ на курсах спортивной журналистики. Прикрепил ее к комментатору Семенову, отвечавшему как раз за коньки. Отправляются на прямой эфир. Он начал репортаж, передал слово Людмиле. И все, она замкнулась.

- Почему?

Не готовилась. Думала, будет слушать, учиться - а ее в эфир. И комментатора Титовой не стало. Один эпизод все перечеркнул.

- Самый большой комментаторский провал на вашей памяти?

Его допустил Иваницкий Александр Владимирович.

- ???

Олимпиада в Инсбруке. Поехал на лыжную гонку, комментирует Сурков. Пять минут до трансляции - его нет. Из наушников несется: "Ответьте Москве!" Что делать? Сажусь к микрофону. Понятия не имею, кто под каким номером стартует, протокола у меня нет. В панике леплю черт-те что! "Идет снег, он очень густой, его очень много, по такой погоде очень важно подобрать смазку…" Минут десять глупой, никому не нужной отсебятины!

Замечаю боковым зрением комментатора Толю Малявина. Машу руками - и он продолжает репортаж вместо меня. А час спустя заявляется Сурков. Улыбается, пальто нараспашку, морда багровая, перегарчик. Впервые мне хотелось оторвать человеку голову собственными руками. И вручить обратный билет до Москвы. Хватаю за грудки, Жора бормочет: "Я перепутал московское и местное время…" Сзади тихонько подходит комментатор Новиков, муж Нины Ереминой. Я держал его на дистанции, а он рвался работать и готов был на все. Шепчет: "Сурков вчера с тренерами злоупотребил". Меня это так взбесило, что весь гнев переключился на Новикова: ""Ах ты, гад! Что ж товарища продаешь?!"

- Сурков досрочно улетел в Москву?

Нет. Утренний эфир, руководство, к счастью, не слышало. Так что обошлось.

- А кто выругался в прямом эфире?

Евгений Майоров. Но не в эфире - а в перерыве хоккейного матча, когда микрофон отключен и переговоры идут по внутренним линиям. На кого-то он разозлился и сказал что-то грубое. Не матом - но в те годы и это считалось непозволительным. Лапин потребовал санкций. Пришлось Майорова на полгода спрятать от трансляций.

- А Озерову приписывали фразу: "Гол! Х…! Штанга!"

Да ну, байка. Не было такого никогда. А уж интеллигентнейший Николай Николаевич подобного себе точно не мог позволить. Между прочим, я послал человека на три буквы раз в жизни.

- Где?

В Сеуле. Закончилась Олимпиада. Рейс ранний, из-за наплыва делегаций в аэропорту необходимо быть за три часа до вылета. Я предупредил, что в 6 утра автобус отходит от гостиницы. К этому времени там собрались все, кроме Маслаченко. Бегу к нему в номер. Открывает в трусах, заспанный, с бодуна. Вещи не собраны. Понимаю - деньги у него есть, французский знает. Говорю: "Мы поехали, а ты доберешься на такси". В автобусе кто-то из его приятелей спросил: "Может, дождемся Володю?" И вот тут я ответил матом.

- Успел Маслаченко?

Да он примчался в аэропорт быстрее нас! Но этой истории мне не простил.

- То-то прошелся по вам в мемуарах.

Перед смертью исправился. В том самом юбилейном фильме Маслаченко сказал обо мне самые теплые слова.

- Озеров тоже на вас обижался за то, что убрали его с телевидения?

Убрать Озерова было не в моей власти. Там все сошлось. Озеровым зрителя перекормили. Слишком часто он был в эфире, его интонации приелись. Все чаще вместо редакции он мотался на гастроли с программой "Товарищ кино!" К тому же сильно болел. Еле ходил. В зарубежных командировках ему обязательно требовался человек в обслугу. Чтоб дотащил чемодан, отвез на машине из гостиницы на стадион и обратно, принес протоколы, написал за него текст…

Озерова предложили проводить на пенсию. Он хлопнул дверью и ушел сам. Демаршем обрубил концы. А нам не хватило мудрости. Озерову вполне могло бы найтись место в редакции, чтоб как-то использовать его опыт. Я думаю, это продлило бы ему жизнь.

- Говорят, Озеров был скуповат?

Если только это касалось бутерброда. Тут его действительно давила жаба. Но это простительная слабость человека, который абсолютно бескорыстно всем помогал. Даже незнакомым людям. Просьбами его одолевали постоянно. Озеров никому не отказывал. Скрупулезно записывал все в блокнот, а потом шел в обком или горком. Пробивал квартиры, машины, телефоны, путевки…

- Откройте секрет - как в 75 держать себя в такой форме?

Главное, ребята, никому не завидовать. Я восхищаюсь талантом художников, писателей, скульпторов. Но никогда не испытывал зависть к чужим заработкам, славе. У поэта Игоря Шкляревского есть замечательные строчки:

"Дай мне все! Я не стану богаче.

Все возьми! Я не стану бедней".


Спортивные достижения:
1966 Чемпионат Мира - золото
1965 Чемпионат Мира - золото
1965 Чемпионат СССР - золото
1964 Олимпийские игры - золото (97 кг)
1964 Чемпионат СССР - золото
1963 Чемпионат Мира - золото
1963 Заслуженный мастер спорта СССР по ВБ
1962 Чемпионат Мира - золото

Дата рождения: 10.12.1937

РАССКАЗ ОБ АЛЕКСАНДРЕ ИВАНИЦКОМ

Родился 10 декабря 1937 года в с. Яровая Краснолиманского района Донецкой области (Украина). Отец - Иваницкий Владимир Селиверстович. Мать - Иваницкая Мария Михайловна. Супруга - Иваницкая Татьяна Владимировна. Сын: Владимир. Дочь - Екатерина. Внуки: Иван, Александра, Никита, Анна, Мария, Анастасия.

Сегодня это трудно себе представить, но триумфальная спортивная биография А. Иваницкого вообще могла не состояться. В 4-летнем возрасте будущий борец пережил Ленинградскую блокаду. Его и брата Юрия спасла Дорога жизни, проложенная по льду Ладожского озера. Изможденных, опухших от голода, уже переставших ходить, январской ночью братьев вывезли по Ладоге в тыл. Затем было возвращение в освобожденный от блокады город, начальная школа и дворовый доморощенный спорт. Лапта, городки, казаки-разбойники, конечно - футбол и хоккей, где мяч и шайбу заменяла пустая консервная банка, разнокалиберные лыжи и коньки, велосипед (единственный на весь двор), самокаты и прочая ребячья «самодеятельность» - все это было той своеобразной детской спортивной вольницей, в которую с упоением, с жадностью бросались послевоенная питерская детвора.

Удивительно, но один только ленинградский двор (так называемая «Дурдинка» - дом с башенкой на углу Обводного канала и Лиговского проспекта) дал стране двух олимпийских чемпионов: Эльвиру Озолину, победительницу в метании копья в Риме в 1960 году и Александра Иваницкого, завоевавшего «золото» в Токио в 1964 году.

Любопытная деталь - сам Иваницкий никогда, даже в самых смелых своих мечтах не видел себя ни спортсменом, ни тем более борцом. Учась в техникуме, он посещал музыкальный кружок. Научился играть на контрабасе, начал осваивать саксофон. Он считал, что «большой» спорт для него заказан, как и для всех перенесших блокаду. До сих пор он не может объяснить, почему на школьных уроках на последних страницах тетрадей он почти машинально рисовал богатырей.

В борцовский зал его за руку, чуть ли не насильно привел приятель, который услышал, что там ищут высокорослых ребят. Александру в ту пору исполнилось 17 лет, он вымахал под 190 сантиметров, и хотя не мог ни разу подтянуться на руках на турнике, решился переступить порог борцовского зала. Буквально через месяц состоялся чемпионат Ленинграда по борьбе самбо среди юношей, и произошло настоящее чудо: Александр стал чемпионом в тяжелом весе.

Он так вспоминает о своем первом чемпионском титуле. Борцом он был, разумеется, еще «никаким» - так, какие-то разрозненные начальные навыки. Вместо легких кожаных борцовских ботинок на ногах - тряпичные гимнастические тапочки. Правда, перед соревнованиями ему выдали во временное пользование спортивную форму. Борьба проходила в актовом зале какого-то профтехучилища. Зрителей не было, поэтому спортсмены раздевались прямо в партере, складывали одежду на спинках кресел - каждая команда особо, оставляя одного в качестве охранника. Александру поручили сторожить пальто, чемоданчики, ботинки, шарфы - он ведь был тяжеловесом, а значит, выступал в числе последних. Попав впервые на соревнования, он с интересом за всем наблюдал: как вызванные на ковер борцы сходятся по свистку на середине, пожимают друг другу руки, расходятся в противоположные стороны, поворачиваются друг к другу лицом и - схватка начинается.

«Мне тогда, - вспоминает Александр Владимирович, - сразу же пришла в голову мысль. Вот они пожали руки, сделали шаг-другой навстречу, оказались спина к спине, затем развернулись, теперь уже оказались лицом к лицу и сошлись в захвате. А что если после того, как я окажусь за спиной соперника, мгновенно развернуться, и пока тот будет поворачиваться ко мне лицом, я уже успею броситься к нему в ноги и повалить на ковер. Ведь свисток о начале поединка уже дан, и мы обменялись рукопожатием. Так я и поступил. Соперника я от волнения толком и не разглядел - запомнил лишь лицо, усыпанное подростковыми прыщиками. Мы, как полагалось по тем правилам, пожали руки, разошлись, оказавшись спиной к спине. И когда он развернулся ко мне лицом, я уже успел подхватить его под коленки и что есть силы дернуть».

…Когда прозвучал финальный свисток, судья поднял в знак победы руку Александра, чему тот был несказанно удивлен. Оказывается, в конце концов он набрал больше баллов - всего лишь на «четвертушку» (была и такая оценка, самая низкая по тем временам, в одну четверть балла). За кулисами его поздравляли, жали руку, тормошили, а он был почти невменяем - от усталости, от переживаний, - но запомнил на всю жизнь одобрительные слова тренера: «А знаешь, у кого ты выиграл? У самого чемпиона Ленинграда прошлого года!»

Александр помнит предельно ясно свою реакцию на эти слова до сих пор. Он чуть не рухнул от страха на дощатый пыльный пол за кулисами. «Если бы кто-нибудь перед схваткой, - признается Александр, - догадался намекнуть мне, с каким титулованным соперником мне, зеленому новичку, придется бороться, я ни за что бы не выиграл». Видимо, в соревновательной суматохе его просто забыли предупредить. Именно это незнание о грозившей ему «опасности» и породило победу…

Если говорить о самых интересных страницах борцовской биографии Александра Иваницкого, прежде всего надо отметить, что его появление на спортивной арене в роли тяжеловеса (или супертяжеловеса, как теперь именуется эта весовая категория) положило начало совершенно новому типу тяжеловеса. Раньше настоящим тяжеловесом считался лишь тот борец, кто имел вес не менее 125 кг, и на ковре царили богатыри весом и под 140, и под 200 кг (например, американец Тейлор на Мюнхенской олимпиаде в 1972 г.). Александр стал родоначальником совершенно иного типа атлетов - высокий, поджарый (боевой вес 105-107 кг), великолепно сложенный и, главное, вооруженный отличной техникой. В скорости выполнения приемов, их разнообразии, тактическом рисунке поединка он не уступал так называемым «мухачам», то есть борцам легких весовых категорий. Прямым продолжателем этого стиля в последующем стал тяжеловес Александр Медведь, трехкратный олимпийский чемпион. А в классической борьбе нагляднее всего подобный типаж представлен уже современным атлетом, также трехкратным олимпийским чемпионом, легендарным Александром Карелиным. Следует повторить, что А. Иваницкий был родоначальником этого направления: он своей борьбой, своими победами доказал, что тяжеловесу нет необходимости обрастать броней жировых напластований.

Сам Александр не любит повествовать ни о своих подвигах, ни об изнурительной спортивной доле. Ему претит, когда какая-либо спортивная знаменитость позволяет себе стенания по поводу изматывающих тренировок, травм, нервных срывов. Его точка зрения проста: если человек занимается своим любимым делом, ему всё в радость. Если с натугой - бросай, сел не в свои сани. Спортсмена ведь никто не понуждает. Он занимается тем или иным видом спорта по доброй воле, а раз так - «нечего нудить».

Не забывал Александр и об образовании: в 1957 году он окончил Ленинградский радиотехникум по специальности гидроакустик. В 1966 году получил диплом Государственного центрального института физической культуры (ГЦОЛИФК) в Москве (педагогический факультет). В 1979 году окончил Академию общественных наук при ЦК КПСС (факультет журналистики).

Любимый «конек» Александра Иваницкого - тактика поединка. При встрече с юным поколением борцов он обязательно рассказывает о своем поединке с Александром Медведем на Спартакиаде народов СССР 1959 года в Москве. Оба они незадолго до этого были включены в состав сборной СССР по вольной борьбе, оба боролись в тяжелом весе. Эта весовая категория считалась особой. Редко удается воспитать тренеру настоящего тяжеловеса. И на тренировках партнера себе подстать подобрать сложно. Поэтому двум Александрам постоянно приходилось меряться силами друг с другом. Сколько вместе провели спаррингов - сотню, две - никто не считал. На официальных соревнованиях один раз выиграл Иваницкий (отборочные соревнования перед поездкой сборной страны в Японию), другой раз победил Медведь (чемпионат страны 1961 г. в Минске). А так - сплошные ничьи. Не толкотня, не пыхтение, а действительно боевые ничьи: кто-то выигрывал, потом отыгрывался, приемы - один за другим, а в результате - ничья. Знали-то друг друга как облупленные…

Ничья на той спартакиаде была нужна Александру Медведю как воздух. В этом случае он становился бронзовым призером и получал шанс сразу войти в тяжеловесную элиту сборной СССР. Иваницкому же для получения бронзы была нужна только победа, и тогда он тоже попал бы в число избранных. Истекала последняя минута поединка, измотавшего обоих до предела. Пот застилал глаза, а на судейском табло значилась ничья. «Бронза» уплывала из рук Иваницкого. Ему позарез нужен был напоследок хотя бы один результативный бросок, необходимо хотя бы «через не могу» вырвать у Медведя один балл.

Вот как об этой последней минуте рассказывает сам Александр: «Секунды таяли с неумолимой быстротой. Я заметил, что в спешке Медведь раза два украдкой бросил взгляд на часы. Я видел, он устал не меньше моего, что он весь в напряжении - ждет не дождется, когда истекут последние секунды и раздастся гонг. И тут меня словно осенило. Надо ухитриться развернуть его спиной к часам. Сделать так, чтобы он не видел стремительного бега секундной стрелки. Мы на середине ковра. Часы за спиной противника. Ух, получилось! Мы полусогнутые, Медведь напряженно смотрит мне в глаза, понимая, что я в последнее мгновение ринусь в отчаянную атаку. Я чуть приподнимаю голову, как бы давая понять, что поверх Александра смотрю на часы. На моем лице он читает полнейшее разочарование. Вот-вот прозвучит свисток арбитра. Делаю шаг навстречу Медведю. Протягиваю руку для приветствия. Он тоже, облегченно вздыхая, распрямляется. На лице его появляется подобие улыбки, в которой вся усталость и удовлетворение оттого, что наконец-то все так благополучно для него разрешилось. А я в молниеносном броске уже у него в ногах. Рывок - и Александр, как говорят борцы, «на втором этаже». Я знаю, что для верного броска, а значит, для столь желанной победы у меня есть еще в запасе три-четыре секунды. Зал просто ахнул: что-то будет! А меня душит дурацкий хохот - хохот до колик, до слез. И нет уже сил для броска, руки сами разжимаются, и Медведь то ли выскальзывает, то ли сползает со «второго этажа» на ковер. Свисток. Ничья. Бронза у моего друга. А я не могу остановиться. Ну надо же, на какой пустяковине провел соперника! В зале тоже смеются. На трибунах болельщик свой, профессиональный - зрители оценили и замысел «трюка», и его исполнение, и растерянность оторванного от ковра Медведя, и то, что броска… не было. И тогда, и теперь доволен и я, что махнул рукой на верный выигрышный балл и на бронзовую медаль. Их еще много будет впереди, - добавляет Александр, - а вот такой спонтанной импровизации забывать не надо. Они дорогого стоят».

Начиная с 1962 года А. Иваницкий выступает в печати, написал ряд книг, в том числе «Тайная сила ростка», «Удаль молодецкая», стал автором документальных телефильмов («Залог победы», «Жизнь после жизни» и др.), занимался преподавательской деятельностью на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, в преддверии московской Олимпиады организовал там спецкурс «Спортивная телерадиожурналистика». После завершения спортивной карьеры в 1967 году был принят на работу в отдел спортивной и оборонно-массовой работы при ЦК ВЛКСМ на должность заместителя заведующего отделом. Отвечал за развитие массовых подростковых соревнований «Кожаный мяч» (футбол) и «Золотая шайба» (дворовый детский хоккей). В 1973 году был назначен Главным редактором Главной редакции спортивных программ Гостелерадио СССР.

На спортивном телевидении своим высшим достижением Александр считает Олимпиаду-80. Проходила она, как известно, в сложной политической обстановке, что, впрочем, не умалило ни значения Игр, ни их масштаба. Такое огромное комплексное спортивное мероприятие проходило в стране впервые. Телевизионный вариант Гостелерадио СССР должно было обеспечить для всего мира. Многим хотелось, чтобы у русских все сорвалось - опыта-то никакого…

Ситуация осложнялась еще и тем, что спортивное телевидение всегда служило своеобразным полигоном для всех остальных телевизионных форм. Именно в спорте впервые опробовались все новинки: замедленные повторы, телесъемки в движении, с воздуха, на мотоциклах, автомобилях, подводные съемки. Именно в спорте нашли применение миниатюрные телекамеры. Тем более новое слово обязаны были вносить Олимпиады: во-первых, они делались всей мощью той или иной страны, а во-вторых, Игры делались интернациональной командой.

Москве же нужно было опираться только на свои силы. И тогда А. Иваницким была воплощена в жизнь следующая задумка: за 4 года до Олимпиады он с помощниками перешерстил все областные, краевые и республиканские телестудии, отобрал режиссеров не просто талантливых, а тяготеющих к тому или иному виду спорта, более того, знающих о нем не понаслышке. Затем на все предшествующие Олимпиаде 4 года закрепил каждого режиссера за «своим» видом спорта. Они отвечали за его показ на Гостелерадио, выезжали на сборы в команды, посылались в соцстраны на стажировку. А перед самой Олимпиадой впервые в истории спортивного телевидения в Москве в концертной студии Останкино собрал всех ведущих спортивных режиссеров мира. Три дня шел семинар, на котором наши «спецы» перед столь представительной аудиторией защищали каждый свой проект, свою концепцию показа своего «родного» вида спорта на Олимпиаде. Пройдя такое горнило, они не ударили лицом в грязь во время самих соревнований, и даже самые предвзятые критики - американцы, наблюдавшие за каждым нашим шагом в самой Москве, в Останкино, где у них была своя законспирированная по случаю бойкота студия, ничего не могли сказать.

Дело в том, что еще до Олимпиады-80 Александр Иваницкий сумел внедрить в наше спортивное телевидение еще одну новинку, разделившую стилистику спортивной телережиссуры на «до» и «после» Олимпиады. Названия у нее до сих пор нет. Сам же Александр окрестил ее «крупным планом». За плечами Александра до прихода на телевидение был большой спорт и журналистика. У него не было режиссерского образования, тем более - телевизионного. Но с первых же своих шагов на новом поприще он обратил внимание на то, что все виды спорта (чаще других хозяевами телеэкрана были футбол и хоккей) показываются как бы с высоты птичьего полета. Главная камера, камера номер один, ставилась по центру поля на самой вершине трибун. Она-то в основном и давала картинку, рисунок всей игры, сверху ведь четче всего видно все поле, все комбинации. Но эта телекартинка, по мнению Александра, была лишена эмоции, то есть ей недоставало крупных планов: лиц игроков, тренеров, болельщиков. Пытаясь разобраться в своих сомнениях, Александр вступал в разговоры с режиссерами. Общая их точка зрения была таковой: главное - рисунок, нельзя разрывать ткань игры, разрушать ее вставками крупных планов. Телекамера - это глаза болельщика, взгляд с трибун человека, который хочет любоваться футбольными кружевами и не хочет при этом, чтобы ему кто-то мешал.

А. Иваницкий принимал их возражения, но про себя продолжал с ними свой творческий спор. Ведь спортсмен, рассуждал он, не видит себя со стороны, тем более с высоты птичьего полета. Но разве от этого у него меньше эмоций, чем у болельщиков? Он же внутри события, где все крупно: мяч, руки, ноги, свисток арбитра, напряженное лицо вратаря, радость от забитого гола удачливого нападающего или огорченная гримаса мазилы.

Долго пришлось убеждать режиссеров, но все же получилось. Была найдена та соразмерность в применении крупного плана, которая не разрушала ткань трансляции, а, наоборот, обогащала ее, насыщая эмоциями, присущими любой игре; была выработана такая мгновенная кнопочная реакция, которая позволяла в доли секунды давать нужный план, переключая телекамеры, насыщать экран реалиями спортивных противостояний. На московской Олимпиаде впервые в мировой практике это было воплощено как бы в единый почерк, стало единым подходом в показе спортивного зрелища. Режиссеры будто обрели крылья, творчески выросли. Ведущий режиссер Олимпиады Ян Садеков даже умудрился увидеть своим телеоком трепещущие крылья стрекозы, севшей на лопасть весла «восьмерки» за миг до старта лодки. И трепет ее крыльев чудесным образом передал безмолвное напряжение ожидания.

А еще А. Иваницкий гордится тем, что Гостелерадио СССР в ту пору стало лидером спортивного вещания в мире. Пожалуй, ни в одной стране не было телестанции, которая в течение года давала бы более 700 часов спортивного вещания, не оставляя «за бортом» ни одно крупное спортивное событие. Тогда на голубом экране находилось место и футболу, и хоккею, а также биатлону, легкой атлетике, фигурному катанию, спортивной и художественной гимнастике, лыжам, утренней зарядке, городкам, планерам, парашюту и багги, очеркам о наших прославленных спортсменах и тренерах. Спортивное телевидение тогда говорило на понятном для большинства языке о мужестве, добре, верности…

В 1991 году А. Иваницкий перешел на вновь созданный телеканал РТР, где возглавил спортивную редакцию «Арена» - точнее, начал создавать «с нуля» спортивное вещание. «Арена» на тот момент имела в своем распоряжении один шатающийся стул, но через полгода РТР уже показывал зимние Олимпийские игры из Альбервилля. Наряду со становлением спортивного телевещания на общенациональном государственном телеканале А. Иваницкий явился инициатором создания первого в истории нашей страны специализированного спортивного спутникового телеканала «Метеор-Спорт» (1996). Канал работал в экспериментальном режиме в течение месяца, круглосуточно показывая летние Олимпийские игры в Атланте. В 1993 году А. Иваницкого избирают в Бюро спортивных экспертов Евровидения.

10 декабря 1997 года Федерация борьбы России, отмечая 60-летие А. Иваницкого, вручила ему памятную планшетку, на которой выгравировано: «4-кратному чемпиону мира, чемпиону Олимпийских игр по вольной борьбе. Великому тяжеловесу России, который не проиграл ни одной схватки и ни одного балла зарубежным тяжеловесам». Вот этим своим рекордом, известным только узкому кругу посвященных, А. Иваницкий гордится, наверное, больше всего.

Александр Владимирович Иваницкий - Заслуженный мастер спорта СССР, олимпийский чемпион (1964), четырехкратный чемпион мира (1962-63, 1965-66), чемпион СССР (1964-65). Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1965), Дружбы народов (1980), «За заслуги перед Отечеством» II степени (1996), медалями и другими знаками отличия.

Традиции отечественного спорта не только необходимо сохранять, но и развивать. Один из выдающихся советских спортсменов (олимпийский чемпион Токио-1984, неоднократный чемпион мира по вольной борьбе), организатор соревнований "Кожаный мяч" и "Золотая шайба", многолетний куратор спортивного вещания в нашей стране Александр Владимирович Иваницкий - уникальный человек, с которым мы знакомим наших читателей. Выдающийся спортсмен, не проигравший в многочисленных схватках с иностранными спортсменами-борцами в схватках ни одного балла(!) Александр Иваницкий приложил много усилий, чтобы отстоять вольную борьбу в программе Олимпиад.

СПРАВКА
Александр Владимирович Иваницкий (р. 10 декабря 1937, село Яровая, Краснолиманский район, Донецкая область) — советский борец вольного стиля, олимпийский чемпион 1964 года, заслуженный мастер спорта СССР (1964).
Родился в 1937 году в селе Яровая Донецкой области. В детстве переехал в Ленинград, во время блокады Ленинграда был эвакуирован, по окончании войны вернулся в Ленинград. Жил в известном доме по адресу Лиговский проспект, 130 (так называемая «Дурдинка»). Борьбой начал заниматься в 1954 году и уже через месяц выиграл чемпионат Ленинграда по самбо.
На летних Олимпийских играх 1964 года в Токио боролся в весовой категории свыше 97 килограммов (тяжёлый вес). В схватках:
- в первом круге на 1-й минуте тушировал Санджаа Церендонина (Монголия);
- во втором круге выиграл решением судей у Лэрри Кристофа (США);
- в третьем круге на 3-й минуте тушировал Яноша Режняка (Венгрия);
- в четвёртом круге выиграл решением судей у Стефана Стингу (Румыния);
- в пятом круге в схватке с Лютви Ахмедовым (Болгария) была зафиксирована ничья и по меньшему количеству штрафных баллов А. В. Иваницкий стал чемпионом Олимпийских игр.
Четырёхкратный чемпион мира (1962, 1963, 1965, 1966), чемпион СССР (1964, 1965). Не проиграл ни одной схватки и ни одного балла зарубежным спортсменам.
На соревнованиях различного уровня неоднократно встречался с Александром Медведем, победив и проиграв по одному разу; остальные все встречи свелись вничью.

Окончил Ленинградский радиотехникум по специальности гидроакустик (1957), Государственный центральный институт физической культуры (1966), Академию общественных наук (факультет журналистики, 1979). Награждён орденами Трудового Красного Знамени (1965), Дружбы народов (1980), медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (1996), другими медалями и наградами.

После завершения спортивной карьеры в 1967 году был принят на работу в отдел спортивной и оборонно-массовой работы при ЦК ВЛКСМ на должность заместителя заведующего отделом и отвечал за развитие массовых подростковых соревнований «Кожаный мяч» и «Золотая шайба». В 1973 году был назначен главным редактором главной редакции спортивных программ Гостелерадио СССР. Принял активное участие в организации телевещания 22-х Олимпийских игр. В 1991 году А.В. Иваницкий перешёл на созданный телеканал РТР, где возглавил спортивную редакцию «Арена». Член Бюро спортивных экспертов Евровидения.

С 1962 года А. В. Иваницкий выступает в печати, автор ряда книг, в том числе «Тайная сила ростка», «Удаль молодецкая», автор документальных телефильмов («Залог победы», «Жизнь после жизни»), впоследствии занимался преподавательской деятельностью на факультете журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова.

В настоящее время проживает в Москве.

Про то, чего не хватает Рокфеллеру, как разбивать другу очки, про универсальные фразы общения с иностранцами и совсем чуть-чуть про борьбу в интервью с олимпийским чемпионом, четырёхкратным чемпионом мира по вольной борьбе, членом зала славы Международной федерации объединенных стилей борьбы (FILA), мэтром спортивной журналистики и просто хорошим человеком Александром Владимировичем Иваницким .

Борьба в последнее время много реформируется. Ваш прогноз – в каком направлении и какие аспекты борьбы будут эволюционировать, а что в борьбе останется неизменным?

К моему глубокому сожалению, борьбу за последние десятилетия, буквально лихорадило от постоянных изменений правил. Горе реформаторы почти её угробили и вопрос стоял об исключения из программы Олимпийских игр. Сейчас правила вернулись почти на “круги своя” и борьба начала возрождаться. Она снова становиться интересна для зрителя. Что касается моего прогноза, то меня удивляет наличие весовых категорий, где разыгрываются олимпийские медали, а есть и “пустышки”. Надо искать выход из этой нелепой ситуации. Я знаю, что в ” классике” скоро будут бороться пять минут без перерыва. Может это и хорошо, но я давний сторонник боксерской формулы – три раунда по три минуты каждый. За столетие, она подтвердила свою живучесть. Борцы, одно время, тоже взяли её на вооружение, но потом свернули в сторону от этой столбовой дороги, и проиграли. Но именно за 9 минут можно выстроить тактику поединка, использовать весь свой технический арсенал и показать физическую подготовку.

Как всё начиналось

Вы являетесь постоянным гостем Международного турнира по вольной борьбе на Кубок главы Нефтеюганского района Владимира Семёнова. Кстати, в этом году он пройдет с 29 по 30 ноября в 11 раз. В чем вы видите сильные стороны турнира, а что, может быть, вы бы усилили?

Сильная сторона – это попытка создать центр борьбы в том регионе, где её ранее не было вообще. Я бы в этой ситуации сделал упор на тренеров – отыскать, пригласить, воспитать своих, провести со всеми мастер-классы, да не разово, а системно.

Сейчас очень популярно проведение мастер-классов, вот и в этом году начинающих спортсменов Нефтеюганского района ждет встреча со звёздами. Если бы у вас была возможность составить тренерскую команду для проведения идеального мастер-класса – кого вы бы пригласили (из всех времен)?

По мне, так хватило бы одного Александра Карелина. Вот кто умеет показать, поговорить и с детворой, и с асом.

Как вы относитесь к женской борьбе?

В начале – с опаской. Не женское это дело укладывать ” шпалы”. После войны эту мужскую работу пришлось женщинам взвалить на свои плечи. Ну, а сейчас им сплошь и рядом приходиться постоять за себя. Современная жизнь стала жесткой – иной, чем прежде. Поэтому я “за”.

Приходилось ли вам когда-либо применять навыки борьбы в обычной жизни?

Всего лишь один раз. Я с приятелем на красный свет перебегали улицу. И тут я краем глаза вижу, что на нас несётся автомобиль. Я то успеваю сигануть на тротуар и спастись, а он – нет. Ну, я его в прыжке, под спину и поддал, ниже поясницы. От смерти спас, но его бедного размазало о решетку ограды и очки вдребезги. Зато парень юшку проглатил и жив остался.

В борьбе, как и в любом спорте, очень важна мотивация. Вы 4-х кратный чемпион мира, не проигравший ни одного раунда зарубежным спортсменам. Можно ли сказать, что в эпоху СССР вы были более идеологически мотивированы, чем сейчас молодые спортсмены?

Не только не проиграл ни одного раунда, а даже и ни одного балла на официальных международных турнирах. Представьте себе боксёра, который на протяжении всей своей карьеры не попустил ни одного удара!? Что же касается мотивации, то это глубокое и потаенное чувство и тогда, и теперь. Ну как тут кричать на каждом углу, что я сражаюсь за Родину. Лично у меня, на Олимпиаде в ТОКИО ВОЗНИКЛО ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО ЗА МОЕЙ СПИНОЙ, ЧТО-ТО ГРОМАДНОЕ И БЕЗЫМЯННОЕ, КОТОРОЕ ЖДЕТ ОТ МЕНЯ ПОБЕДЫ. Думаю, что сегодняшние чемпионы, по крайней мере большинство из них, испытывают родственные чувства. За большую деньгу тоже сражаются, не без того. Порою и они выходят в герои. Но поверьте – без светлой идеи скучно жить на свете……

Чемпион XVIII Олимпиады 1964 года в Токио

Нельзя не спросить у вас, рождённого на Донбассе, сказалась ли как-то политическая ситуация на Украине на общении с коллегами из соседней страны. Или спорт вне политики?

Вне политики ничего не существует. И потом – почему только на Украине!? Месяц назад я расстался с человеком, которого считал другом более чем полвека. Слово за слово и оказалось, что он считает, что Крым – это наша агрессия, и что в России живет одна пьянь и рвань. Замечал за ним и раньше ухмылочки и экивоки, но тут открылась такая бездна!? Ну, а если подойти к этой проблеме с другого бока, то я коренной “хохол”. И когда тройка “мясников” кромсала в Беловежской Пуще нашу страну по живому, мне рыдать хотелось. Связи с Украиной мои никогда не прерывались, и я видел, как корежат молодежь, прививая ей ненависть к “москалям”… Киевская “интеллигенция” на глазах сатанела, пытаясь превзойти друг друга в обливании помоями России. Но когда удается переброситься парой словечек с работягами-мужиками, понимал, что не всё ещё потеряно. Но все же силен дядя Сэм – умеет зомбировать нации.

Вольная борьба – не единственная “любовь всей жизни”. Насколько нам известно, вы заядлый грибник…

Я подвинутый на грибах. Могу километров с полсотни по лесу за ними отмахать. Мой личный рекорд – 250 белых. Но это же пустяк. Однажды мой сосед приволок полтыщи за раз. Помню, как на Олимпиаде в Мехико-сити, я залез на пирамиду Солнца. Красотища с верхушки необыкновенная – космос. А я стою на ней и тоскую, что вот я здесь баклуши бью, а в мещерских лесах белые небось пошли!? Вообще же ” тихая” охота – это поэзия. Каждый грибок памятен и какая травинка его шляпку перепоясала, и под какой сосновой веточкой он прятался… А зимою, сваришь грибной суп и вкушаешь его – будто снова в своем бору бродишь-ходишь. И потом, гриб – вещь непознанная. Сколько раз в лихолетья он помогал нам выжить. Ни одному европейцу и в голову не придёт, что крестьянин с грибками, картошкой, квашеной капустой да ещё и черняшкой в придачу – может быть доволен жизнью, более чем Рокфеллер.



  • Разделы сайта