Зачем кнопки на руле формулы. Управление болидом: все под руками

Рабочее место пилотов Формулы-1 часто сравнивают с кабиной самолета. На рулях болидов примерно двадцать переключателей, тумблеров и кнопок. Стоимость каждого «штурвала» может доходить до 50 тысяч евро. «Мотор» отснял рули команд Ф-1 и разобрался, зачем нужны все эти кнопки и переключатели.

Расположение органов управления на руле зависит как от особенностей машины, так и от предпочтений пилотов команды. Чаще всего используемые кнопки располагаются в верхней части руля – так, чтобы пилотам было легко добраться до них большими пальцами. Именно здесь практически на всех рулях можно найти кнопки ограничителя оборотов на пит-лейн, радиосвязи, а также DRS и KERS. Для последней на руле есть как правило еще несколько переключателей, отвечающих за накопление и отдачу энергии. Для каждой трассы необходимо найти правильный баланс – KERS «помогает» автомобилю на торможениях и чересчур агрессивные настройки системы могут привести к блокировке колес.

В ходе гонок KERS редко используется на протяжении всей гонки на полную мощность, чтобы избежать перегрева. Заставить KERS работать на максимум, в случае необходимости, пилоты могут самостоятельно при помощи переключателей.

####Что можно найти на руле болида Формулы-1

На большинстве рулей в удобном месте расположена кнопка подачи воды для питья в шлем гонщика. На руле Шумахера такой кнопки нет.

Основной элемент верхней части руля Формулы-1 – цифровой дисплей. В этом правиле всего два исключения – Red Bull и Toro Rosso. Выглядят цифровые табло у всех команд одинаково. Светодиодная шкала сверху – обороты мотора. На центральном дисплее отображается передача, на два боковых экрана может выводиться разнообразная информация: время на круге, время на отдельных секторах, отставание от своего лучшего результата или от соперника, уровень заряда батареи KERS и другие параметры. Сбоку расположены еще по три диода – они дублируют флаги, показываемые маршалами. Если на трассе желтые флаги – на руле загораются желтые сигналы, красные – в случае остановки гонки, голубые – если необходимо пропустить более быстрого соперника на круг.

Передачи переключаются подрулевыми лепестками, но есть еще две кнопки на передней панели, отвечающие за работу трансмиссии – это включение нейтрали и задней передачи. Наличие последней – требование регламента. Большая часть пилотов обходится без этой кнопки на протяжении всего сезона.

Руль болида Mercedes AMG испещрен цветными переключателями -- так пилотам удобнее ориентироваться в гонке.

Место в центре рулевого колеса поделено между переключателями, отвечающими за работу дифференциала (их в большинстве случаев три: для настроек на входе в поворот, в средней части и на выходе), мотора (ограничитель оборотов, настройки педали газа и крутящего момента) и шин. У разных типов резины Pirelli разный диаметр. Пилот должен самостоятельно с помощью переключателя на руле дать автомобилю понять, какой тип покрышек установлен в данный момент. Это необходимо для нормального функционирования всех остальных систем и корректного отображения параметров.

Центральный элемент руля Формулы-1 – многофункциональный переключатель. Здесь можно выбрать режимы работы тех узлов, для которых не предусмотрено дополнительных переключателей, исправить возможные сбои электроники или, например, включить круиз-контроль – его команды используют для работы с аэродинамическими элементами в ходе тренировок и тестов. Дополнительные кнопки (чаще всего обозначенные как «+1» и «+10») позволяют выбрать необходимый режим работы. Запоминать все комбинации гонщику не нужно: обычно гоночный инженер пилота по радио сообщает, какой параметр необходимо выставить. Например, "Топливо, 14".

Еще одна кнопка, чаще всего обозначенная как «Ack» (Acknowledge – в переводе с английского «подтвердить») или «Acc» (Accept – «принять»), нужна для подтверждения операции.

% % %Вид сзади % %С обратной стороны руля помимо лепестков коробки передач, располагаются и "ушки" сцепления. Им пилоты пользуются только при старте и на пит-стопах. Рычага сцепления два, но отвечают они за одну и ту же функцию. Лепестки сцепления располагаются внизу. Верхние лепестки служат для выбора передачи. Правый – передача вверх, левый – передача вниз.

За функцию «подтвердить» отвечает и еще одна кнопка, чаще всего – «ОК». Используется она в том случае, если пилот не может выйти на связь, но при этом слышит инженера. Ее нажатие подтверждает, что гонщик понял, о чем сообщает инженер.

Рассмотрим руль каждой команды в деталях.

###Red Bull Racing

Руль RB8 – особенный во многих смыслах. Отсутствие дисплея делает его одним из самых маленьких и легких в современной Формуле-1. Центральная панель не такая большая, на ней тесно, и даже кнопкам KERS и DRS здесь не нашлось места. Для них предусмотрены дополнительные лепестки сзади. Всего у руля RB8 их шесть.

Для трех переключателей дифференциала на передней панели также нет места. Его настройки выбираются колесиками «DIF» (1) и «C» (2). У переключателя «C» три положения, обозначающих вход, среднюю часть поворота и выход.

Мультифункциональный переключатель также выглядит нестандартно. Его роль выполняют колесико «MULT» (3) на ручке справа и тумблеры «DEFAULT» (4). Кнопка подтверждения обозначена крестиком. Еще одно колесико – «TRQ» (5), расположенное в правом верхнем углу, – отвечает за крутящий момент. В центре расположены переключатели режимов работы мотора (6 и 7), KERS (8) и сцепления (9), а также определитель типа резины.

Нажатием кнопки «FAIL» (10) пилот информирует команду о сбое, а клавишей «WARM» (11) пользуется на прогревочном круге – либо перед началом попытки в квалификации, либо перед стартом. Она активирует специальный режим работы мотора и коробки передач, который позволяет лучше прогреть резину. Кнопка «OIL» (12) обеспечивает подачу масла к двигателю из дополнительного резервуара.

Руль McLaren выглядит аскетично. Кнопки и переключатели здесь значительно меньшего размера, чем на других рулях. Большая часть переключателей отмечена буквами. Так A (1), D (2) и H (3) отвечают за настройки дифференциала, G (4) – за работу педали газа, F (5) – за смесь топлива. Мультифункциональный переключатель C (6) – в левом нижнем углу. Кнопка подтверждения находится выше.

T (7) – радио. Кнопка N (8) в левом верхнем углу – нейтральная передача. Двойное нажатие включает заднюю. Клавиша OT (9) – означает «Overtake» (обгон). Специальный режим позволяет мотору кратковременно раскрутиться до максимальных 18000 оборотов в минуту.

Справа внизу – переключатель (10) для выбора типа резины. В нем четыре основных зоны. DRY – для сликов в сухую погоду, INT – для промежуточных шин, WET – для дождевых. При выборе режимов INT или WET автоматически загорается красный фонарь сзади – он дает возможность соперникам разглядеть автомобиль в туче брызг. Режим D+RL необходим в тех случаях, когда трасса все еще мокрая после дождя, но автомобиль уже переобут в слики. D – в данном случае это «Dry» (сухая резина), а RL – «Red Light» (красный фонарь).

На руле Ferrari обращает на себя внимание отсутствие кнопок DRS и KERS. Они, как и у Red Bull, расположены на двух дополнительных лепестках с обратной стороны. На передней панели сразу два переключателя для выбора режимы работы KERS: CHRG (1) отвечает за заряд батареи, BOOST (2) – за отдачу накопленной энергии.

На центральной панели всего один переключатель для настроек дифференциала – колесико слева DIF IN (3), отвечающее за вход в поворот. Остальные параметры дифференциала можно отрегулировать с помощью мультифункционального переключателя MF (4) в центре. Вокруг него пристроены переключатель для выбора топливной смеси MIX (5), ограничитель оборотов REV (6) и крутящий момент TRQ (7). GRP (8) отвечает за работу сцепления.

Как и у McLaren, у пилотов Ferrari есть на руле кнопка обгона – "Ov" (9). Клавиша PUMP (10) – для подачи масла. Вокруг кнопки ограничителя скорости на пит-лейн P (11) сделан небольшой колодец, чтобы пилот не нажал на нее случайно. Внизу на руле пристроены три тумблера. BO (12) – режим «Burn out» для прогрева шин. START (13) пилоту необходимо включить на старте, а WET (14) – если трасса мокрая.

На руле Mercedes AMG нет кнопки DRS – для активации системы пилоты нажимают на дополнительную педаль свободной от торможения левой ногой. KERS обозначена кнопкой BOOST (1) – на нее пилот нажимает большим пальцем левой руки. Для настроек системы рекуперации пилоты используют колесико HARVEST (2). В переводе с английского это значит «урожай» – речь идет о сборе заряда на торможениях.

За дифференциал отвечают два зеленых переключателя (3, 4) под дисплеем и колесико ENTRY (5). Красные переключатели MIX и TRQ – для выбора режимов работы мотора. Голубой переключатель в центре (6) – мультифункциональный.

Справа внизу еще один переключатель для дисплея (7). Пилот может самостоятельно в любой момент выбрать, какую информацию выводить на дисплей. Mercedes AMG – единственная команда, у которой подобная функция выведена на отдельный переключатель. BITEPOINT (8) отвечает за работу сцепления на старте: кнопкой BPF (9), которая означает "Bite Point Find" (или «найти момент сцепления»), пилоты пользуются на свободных заездах при отработке старта. В режиме BPF специальные датчики фиксируют уровень сцепления с трассой, а инженеры затем при помощи показаний телеметрии могут выбрать подходящие настройки для процедуры старта.

Кнопка SC (10) – используется при выезде на трассу машины безопасности. При нажатии клавиши на дисплей будет выведено минимально допустимое время прохождения круга. Регламент обязывает пилотов сбрасывать скорость в режиме Safety Car. Время круга рассчитывается автоматически специальной системой FIA в зависимости от положения пилота на трассе.

Руль Lotus симметричен, в плане эргономики он выглядит одним из самых удобных. До любой из десяти кнопок, расположенных по краям центральной панели, можно дотянуться большими пальцами. Здесь наиболее часто используемые кнопки: ограничитель скорости на пит-лейн (1), радио (2), активация режима обгона OV (3) и DRS (4) обозначенная как RW ("Rear Wing"), подача воды D (5), а также другие важные функции. «Box» (6) используется пилотами для того, чтобы известить команду о возвращении на пит-лейн. BB (7) – баланс тормозов. При нажатии информация о распределении тормозного усилия выводится на экран. Изменить баланс можно с помощью мультифункционального переключателя (8).

Два колесика на рукоятке справа – настройки дифференциала на входе (9) и в средней части (10) поворота. Настройки на выходе – на переключателе EXIT (11) на центральной панели – он используется значительно реже. Колесики слева отвечают за режимы сбора энергии KERS (12) и работы педали газа (13). За активацию KERS отвечают дополнительные лепестки на обратной стороне руля.

У Force India за активацию KERS также отвечают подрулевые лепестки. Включение DRS – фиолетовая кнопка «WING» (1). Четыре самые удобные позиции заняты кнопками N (2) – нейтраль, P (3) – ограничитель скорости на пит-лейн, PC (4) – подтверждение посещения пит-лейн и TALK (5) – радио.

Все настройки дифференциала регулируются при помощи колесиков на рукоятках. Слева вверху (6) – вход в поворот, средняя часть (7) – слева посередине, выход (8) – справа вверху. Еще одно колесико справа – ограничитель оборотов. Переключатели в центре: за сбор и отдачу энергии KERS отвечают зеленый (9) и фиолетовый (10) соответственно, красный (11) – крутящий момент, белый (12) – выбор типа резины, желтый (13) – мультифункциональный.

Две белые кнопки внизу WET (14) и DRY (15) позволяют пилоту быстро изменить базовые настройки с «сухих» на «мокрые» и обратно.

Руль Sauber – единственный, рукоятки которого отделаны не резиной, а замшей – такой же материал используется на перчатках пилотов для обеспечения максимального сцепления. Остальные команды предпочитают прорезиненное покрытие.

Кнопки активации KERS и DRS обозначены как B (1) и W (2) соответственно. В удобных местах также расположены клавиши PL (3) – ограничитель оборотов и N (4) – нейтраль. Обе находятся в специальных углублениях, чтобы пилот не нажал на них случайно.

Переключатели на центральной панели: настройки дифференциала «Entry» (5) «Prel» (6) и «Visco» (7) для входа, средней части поворота и выхода соответственно; режим работы KERS – «KRel» (8) и «KRec» (9), ограничитель оборотов RPM (10) и педаль газа «Pedal» (11). В центре – многофункциональный переключатель (12), справа внизу – выбор типа шин (13).

У пилотов Sauber разнообразный набор функций на случай, если не работает радио (14). Пилот может известить команду о посещении пит-лейн кнопкой «Box», ответить «да» на сообщение инженера кнопкой «Ack/Yes» (15) или «нет» при помощи маленького лепестка «Prob/No» (16) слева. Его же нажатием можно известить команду о возникшей проблеме. С противоположной стороны на таком же лепестке с литерой D (17) запрограммирована функция «пить».

На руле Williams FW34 нет ни одного колесика. Все параметры можно отрегулировать при помощи девяти (!) переключателей на центральной панели. Центральный (1) отвечает за выбор типа резины; два голубых сверху – за настройки дифференциала на входе (2) и выходе (3) из поворота; бирюзовые – за сбор энергии (4) на батарею KERS и ее отдачу (5); настройки крутящего момента и педали газа – красные переключатели TRQ (6) и MODE (7); желтые – сцепление CLCH (8) и мультифункциональный переключатель MF (9).

Набор кнопок стандартный. На наиболее удобных позициях, как и в большинстве случаев, находятся нейтраль N/R (10), отвечающая также за заднюю передачу, и ограничитель оборотов LIM (11). На белых кнопках KRS (12) и WING (13) соответственно для систем KERS и DRS сделаны специальные выпуклости, чтобы их легче было отыскать на ощупь.

За последние недели из-за внедрения новых правил в Формулу-1 (KERS и регулируемое заднее антикрыло) мы начитались много переживаний пилотов по поводу сложности управления болидом из-за обилия кнопок на руле Формулы-1. Давайте попробуем поближе разобраться, являются ли обоснованными их замечания.

Давным давно на руле было три кнопки: для включения нейтральной передачи, для подвода питьевой воды пилоту через трубочку и управления радио. Сегодня же благодаря кнопкам и переключателям можно выполнить до 747 операций. Стоимость такого руля порой доходит до 50 тысяч долларов.

Руль должен сниматься не менее, чем за пять секунд, а пилот, покидая болид, обязан забирать его с собой. От упора до упора рулевое колесо вращается только 3/4 оборота, поэтому руль перестал быть круглым. Его изготавливают из углеродного волокна, алюминия, титана, стали, каучука и пластмассы, а весит он меньше килограмма. В среднем на каждого пилота за сезон рассчитано 7-8 рулей.

Функции рулевого колеса:

1. Основной дисплей, на который выводится выбранная пилотом информация, в частности: номер включенной передачи, обороты двигателя, температура охлаждающей жидкости и моторного масла.

2. Два дисплея, на которых отображается текущее время и время прохождения круга.

3. Многофункциональные переключатели...

4. "Тахометр", отображающий обороты двигателя. По мере того, как раскручивается, по одному загораются светодиоды. Когда загорается последний, пора переходить на более высокую передачу. Как правило, это делает электроника.

5. Задняя передача.

6. Подготовка к старту.

7. Кнопка перевода КП на нейтральную передачу. Используется во время пит-стопа.

8. Кнопка включения ограничителя скорости на пит-лейн.

9. Система контроля старта. Нужно нажать один раз, чтобы активировать ее, и затем снова, когда погаснут стартовые огни (данная система запрещена FIA с 2003 года).

10. Кнопка включения радиосвязи с боксами.

11. Тумблер регулировки чувствительности дифференциала. Предусмотрены несколько вариантов настроек. Дифференциал определяет, насколько могут отличаться скорости вращения задних колес в повороте.

12. Тумблер выбора различных программ функционирования электронного акселератора.

13. Кнопка блокировки дифференциала после изменения его настроек.

14. Кнопка разблокировки дифференциала. Если гонщик хочет изменить его настройки, то эту функцию возможно осуществить с помощью кнопок 13 и 14, а также тумблера 11.

15. Регулятор состава бензино-воздушной смеси.

16. Рычаг программирования режимов работы двигателя (в рамках, установленных регламентом).

17. Отвечает за скорость подачи топлива.

18. Также как и клавиша 6 предназначена для подготовки к старту.

19. Регулятор тормозного усилия на переднюю и заднюю оси.

20. Регулятор оборотов двигателя.

21. Давление масла...

22. Тумблер смены режима подачи информации на основном дисплее.

23. Кнопка электросистемы и выключения двигателя, которая необходима для того, чтобы пилот мог заглушить двигатель в случае пожара или иной внештатной ситуации.

24. Подтверждение.

25. Два рычага управления электронным сцеплением. Пилот пользуется одной из двух подрулевых клавиш в зависимости от угла поворота руля.

26. Подрулевые клавиши используются для сброса передач. Если пилоту необходимо вмешаться в работу автоматики, он использует эти клавиши.

К сожалению, тут нет кнопки для активации KERS и регуляции заднего крыла, так как системы совсем свежие и команды пока хранят их строго в секрете.

Руль болида «Формулы-1» устроен намного сложнее, чем рули других гоночных машин. На нем располагается более 30 переключателей и кнопок. Разбираться в них новичок будет неделями

(1) (2) (3) +1, +10, ON/OFF . Если какой-то из датчиков болида выйдет из строя, пилот по просьбе инженера может его отключить. Сочетанием кнопок +10 и +1 он выбирает номер датчика, а кнопка ON/OFF включает или выключает его. Кнопка +10 также симулирует работу светофора. Когда пилот включает режим симуляции старта,15 огней на руле (24) загораются по очереди, как светофор. Гонщик стартует, инженеры отслеживают его реакцию и работу болида. С помощью +1 пилот также может переключать информацию на дисплеях (26) (27) : скорость, время круга, температура масла и проч.

(4) Включение системы рекуперации кинетической энергии (KERS) , повышающей мощность двигателя. Использование системы ограничено: на одном круге KERS можно включать не более чем на шесть секунд.

(5) Режим заряда KERS . Гонщик устанавливает степень заряда батареи KERS при рекуперативном торможении. Регулировать степень заряда необходимо потому, что болид по-разному ведет себя при торможении на сухой трассе, на влажной или во время следования за автомобилем безопасности.

(6) Кнопка включения нейтральной передачи. Используется на пит-стопе (технической остановке болида для дозаправки, замены шин и т. п.) или при старте. Она необходима в связи с тем, что программное обеспечение не позволяет гонщику перейти на нейтральную передачу нажатием на лепестковые переключатели (28) (29) во избежание случайного переключения.

(7) Включение задней передачи тоже производится отдельной кнопкой по причинам, описанным под цифрой (6) .

(8) Кнопка радиосвязи. Позволяет гонщику общаться с инженером, находящимся рядом с трассой и следящим за ходом заезда.

(9) Кнопка передачи данных о сцеплении инженерам. Зная температуру и степень износа механизма сцепления, а также температуру трассы и характеристики сцепления шин с дорожным полотном, пилот и инженеры могут подобрать настройки для оптимального старта. Поскольку в «Формуле-1» запрещены трекшн-контроль и лаунч-контроль, старт полностью зависит от гонщика. Трекшн-контроль (или система контроля тяги) - электрогидравлическая система, предотвращающая потерю сцепления колес с дорогой. Лаунч-контроль - электронная система оптимизации старта, благодаря которой болид может начинать движение плавно и с максимально возможной в текущих условиях скоростью.

(10) Быстрый переход к отображению на дисплее тормозного баланса (схемы распределения усилия при срабатывании тормозов). Гонщик меняет тормозной баланс между передней и задней осями для улучшения поведения машины на трассе.

(11) Выключатель ограничителя скорости на пит-лейне (участке трассы с боксами команд). На большинстве трасс на пит-лейне действует ограничение скорости в 100 км/ч во время квалификации и гонки (60 км/ч во время тренировок). Если гонщик превысит скорость на пит-лейне, то получит денежный штраф (во время квалификации и тренировки) или штрафной проезд по пит-лейну (во время гонки).

(12) Кнопка мгновенного повышения оборотов двигателя до максимально разрешенных 18 000 об/мин. Применяется в гонке во время борьбы за позицию с другими пилотами.

(13) Кнопка подтверждения того, что гонщик услышал команду инженера или сигнал из боксов совершить пит-стоп.

(14) Кнопка подтверждения, что гонщик знает о выезде на трассу автомобиля безопасности. С момента его выезда действует ограничение скорости. При нажатии на кнопку на дисплее высвечивается время максимально быстрого прохождения данного отрезка трассы. Если гонщик проедет отрезок быстрее, он получит штраф за нарушение скоростного режима.

(15) Кнопка подачи питье вой жидкости (подается через трубку в шлеме). Жидкость содержит минеральные соли и микроэлементы, необходимые для восстановления водно-солевого баланса спортсмена. На жарких этапах вроде Малайзии или Абу-Даби организм гонщика сильно обезвоживается, и он может утратить контроль над машиной или вовсе потерять сознание. Емкость вмещает 500 мл жидкости.

(16) Переключение настроек дифференциала для прохождения середины поворота. Дифференциал передает крутящий момент от двигателя на колеса, позволяя колесам вращаться с разными скоростями.

(17) Изменение состава топливной смеси. Обогащенная бензином смесь позволяет повысить скорость болида. Если гонщик находится на чистой трассе и ему никто не мешает, он может поставить рычажок на максимальный уровень, чтобы двигаться на предельной скорости.

(18) Регулировка крутящего момента и чувствительности педали газа. В зависимости от состояния трассы, шин и погоды спортсмен может изменять крутящий момент, передающийся от двигателя к колесам. При дожде, например, уменьшение крутящего момента делает педаль газа менее чувствительной, и ход автомобиля становится плавнее.

(19) Настройки механизма сцепления. В зависимости от состояния сцепления, температуры трассы и т. п. гонщик может менять настройки для оптимизации старта.

(20) С помощью этого переключателя пилот указывает компьютерной системе, какой тип шин установлен на болиде (сухие основные, сухие опциональные, промежуточные, дождевые). Система записывает точные данные о поведении машины на трассе для инженерного анализа.

(21) Настройка дифференциала на высоких скоростях.

(22) Переключение настроек дифференциала для входа в поворот.

(23) С помощью этого многофункционального переключателя пилот может перевести двигатель в один из стандартных режимов работы (например, для максимального ускорения на трассе или во время следования за автомобилем безопасности), а также поменять настройки дисплея, коробки передач, дифференциала.

(24) Указатель оборотов двигателя. На низких оборотах горят синие лампочки, на средних - синие и красные, на высоких добавляются зеленые. Момент, когда горят все 15 индикаторов, наиболее выгоден для повышения передачи.

(25) Указатель передачи показывает, какая передача включена (от 1 до 7, нейтральная, задняя).

(26) (27) Дисплеи. Показывают гонщику необходимые параметры работы болида (в данном случае скорость движения и температуру охлаждающей жидкости). Также могут показывать время прохождения круга или отдельного сектора и т. п.

(28) (29) Лепестковые переключатели. Прижимая их к рулю, гонщик повышает передачу, обратное движение понижает ее.

(30) (31) Настройка сцепления. Изменяя силу нажатия на левый и правый рычаги, гонщик предотвращает пробуксовку колес на старте.

(32) (33) Индикаторы действий маршалов (обслуживающего персонала). Две группы по три индикатора разными цветами обозначают, какие флаги на трассе показывают маршалы и дирекция гонки. Сигнал о цвете флага подается в блок электроники дирекцией гонки. Желтый флаг: впереди происшествие. Синий флаг: пропустить более быстрого гонщика. Красный флаг: гонка или сессия остановлена.

(34) (35) Кнопки слева и справа на обратной стороне руля (на рисунке не видны). Включают и выключают DRS - сис тему снижения лобового сопротивления. Понижается уровень прижимной силы автомобиля за счет изменения угла атаки плоскости заднего антикрыла. Активация DRS на прямых ведет к повышению скорости.

Иллюстрации: Эльдар Закиров

Первый чемпионат автомобилей в классе Формула 1 состоялся в 1950 году. Первые гоночные автомобили мало отличались от дорожных аналогов. В этой статье пойдет речь о руле гоночного болида Формулы 1. О том, как он трансформировался Руль болида Формулы 1 от простого рулевого колеса до пульта управления, напичканного всевозможной электроникой, современного болида Больших Призов.

Этап первый – из рулевого колесо в штурвал. Первый этап трансформации рулевого колеса Формулы 1 это большая эпоха. Она охватила 50-80 года прошлого века и отразилась на дизайне руля болидов. Он из деревянного рулевого колеса превратился в штурвал машины.

Первые года Формулы 1, инженеры тратили свое вдохновение и энергию на двигатель автомобиля, делая его мощнее. В это время руль представлял собой круглый предмет с большим радиусом для удобного поворота колес.

В 60-70 годах прошлого века, люди причастные к Формуле 1, стали понимать значимость аэродинамики. Болиды все больше стали прижиматься к земле и их высота так же уменьшилась. В таком болиде пилот должен располагаться как можно горизонтальней. Но вот проблема, при такой позе руль загораживает и так не очень хороший обзор. Гоночные инженеры парни не промах, они просто срезали верхнюю дугу рулевого колеса, тем более, что из-за узкого кокпита само рулевое колесо стало иметь небольшой радиус и поворачивалось только на ¾ оборота.

Удачное решение, не порадовало международную автомобильную федерацию. Рога обрезанного руля могли создать опасную ситуацию для гонщиков. Было решено оставить обрезанную форму руля, но закольцевать его. Так рулевое колесо превратилось в штурвал.

Этап второй – из штурвала в пульт управления. Следующего обновления руля пришлось на конец 80-ых годов XX века. Новый “апгрейт” ознаменовался с появление в конструкции болидов полуавтоматической коробки передач. Революция произошла в 1989 году, когда инженеры Феррари стали оснащать свои автомобили таким узлом. Команда из Маранелло продемонстрировала всему миру, что теперь управлять гоночные болиды можно без рычага переключения передач. Руль дополнили специальными лепестками по обоим бокам. С одной стороны можно увеличивать передачу, а с другой уменьшать.

Здесь нужно сказать, что до появления лепестков, с помощью которых гонщик меняет номер передачи, на руле уже было несколько кнопок. Кнопки “Радио” и “Включение подачи питьевой воды” были первыми дополнительными элементами рулевого колеса.


В 1992 году на “McLaren” появилось уже больше десяти кнопок. Болиды Сенны и Бергера, так же стали первыми, у которых на штурвал было вынесено сцепление.

Следующего шага пришлось ждать 5 лет. В 1997 году, стараниями инженеров Феррари (а точнее компании Momo поставлявших рули для “красных”), отпала необходимость иметь на панели приборов тахометр. Вместо тахометра на руле появились светодиодные лампочки. По мере набора оборотов двигателя они, по очереди загорались, и когда это делала последняя, нужно было переключать передачу.

Этап третий – руль современного болида. Сегодня руль болидов Формулы 1 это настоящий пульт управления. Гонщик с его помощью может выполнить свыше 700 различных операций, так или иначе влияющих на характеристики машины.

На штурвал болида вынесен дисплей, на который выводится различная информация от скорости проезда круга, до параметров двигателя, коробки передач, сцепления или тормозной системы.

Управляя болидом, гонщик может через кнопки и переключатели на руле изменять атаку антикрыла и баланс тормозов, включать и DRS. По мере износа покрышек и выработки топлива автомобиль Формулы 1 нуждается в коррекции настроек, некоторые из них можно сделать с помощью кнопок на руле. Обычно пилот делает это раз в 3-5 кругов.

Некоторые трассы, на которых проходят соревнования в классе Формулы 1 нуждаются в корректировки настроек от поворота к повороту. К примеру, этим славиться Шанхай, где некоторые повороты пилот проходит с различными настройками тормозов. Гонщику необходимо успевать поворачивать штурвал, переключать лепестки и менять настройки с помощью кнопок. И все это при запредельной скорости и больших перегрузках.

Современный руль болида Формулы 1 весит 1,3-1,5 кг. Он состоит из более 100 элементов. Штурвал гоночного автомобиля изготавливают из углеволокна, резины, алюминия, титана, резины, пластмассы и других материалов. При нештатной ситуации гонщик должен быстро отсоединить его от рулевой колонки, чтоб он не мешал ему покинуть кокпит.

Один руль гоночного автомобиля Формулы 1 может стоить до 50 тысяч долларов. На сезон требуется около 8 рулей для одного болида. В видео, которое я нашел в сети, один из инженеров Феррари рассказывает о том, за что отвечают те или иные кнопки на руле. Хорошего просмотра.

Современный руль «Формулы-1» напоминает собой штурвал самолета. Такой руль нельзя повернуть на 180 градусов, он более чувствителен и оснащен множеством дополнительных кнопок. Пилоты болидов с помощью него переключают передачи, настраивают мощность двигателя и добиваются самого лучшего результата. Подробное описание характеристик, а также фото руля «Формулы-1» вы сможете найти в этой статье.

Гоночные болиды «Формулы-1»

Гоночные болиды «Формулы-1» соединяют в себе новейшие технологии, которые позволяют разгонять автомобили до немыслимых скоростей. Управлять подобными машинами чрезвычайно сложно, а от водителей требуется максимальная концентрация. Поэтому особое внимание при разработке уделяют рулю - именно он становится своеобразным «мозгом» болида, который отдает команды всем частям машины. Во время гонки водитель должен не только следить за дорогой и соперниками, но и прямо во время движения все время настраивать автомобиль, чтобы он выдал максимально возможный результат. С помощью руля можно контролировать абсолютно все системы болида: от величины крутящего момента до переключения передач. Водители «Формулы-1» переключают передачи и сцепление именно с помощью руля, а не ручки и педалей, как в обычных машинах.

Из-за сложного устройства руля водители болидов должны быть максимально сконцентрированы и внимательны. Ведь судьба гонки зависит от скорости их реакции и умения управляться со сложным устройством. Совсем недавно помимо руля в болидах появился жидкокристаллический дисплей, который также беспрерывно сообщает и обрабатывает информацию о системах автомобиля и об окружающей среде. Возможность протестировать известный руль есть и у обычных людей: для них разработана игровая версия, которая имитирует настоящий гоночный прибор.

Устройство

Руль гоночного болида отличается от привычного всем круглой "баранки" даже внешне. По фото руля болида "Формулы-1" можно заметить, что он похож больше на игровой джойстик, чем на средство управления автомобилем. Но на то есть свои причины. Во время гонок нет надобности разворачиваться и маневрировать в пробках, поэтому и необходимость в круглой детали отпадает. Кроме того, руль болида должен быть гораздо отзывчивее и реагировать на малейшее движение пилота, а этого можно достичь только используя приспособление, аналогичное штурвалу самолета. Именно поэтому угол поворота руля в «Формуле-1» редко бывает большим. На передней его части располагается непривычно много кнопок, которые открывают доступ к управлению практически всеми деталями автомобиля.

Описание руля «Формулы-1» редко можно найти в открытых источниках. Компании предпочитают не афишировать последние разработки во избежание воровства идей. Однако в основном все рули устроены примерно одинаково и включают в себя следующие элементы:

  1. Кнопка для переключения передач. Также отдельно может располагаться кнопка включения нейтральной передачи, которая используется на пит-стопах.
  2. Баланс тормозных сил.
  3. Система управлением антикрыла.
  4. Ограничитель скорости.
  5. Многофункциональный переключатель позволяет выполнять большинство команд по управлению болидом.
  6. Система, которая повышает мощность двигателя.
  7. Кнопка связи с инженером.
  8. Кнопка подачи воды прямо в водительский шлем.
  9. Информация о сцеплении с трассой. Также ее можно передавать инженерам.
  10. Ограничение скорости.
  11. Кнопка повышения оборотов двигателя.
  12. Регулировка крутящего момента.
  13. Кнопка регулирования топливной жидкости.
  14. Настройка дифференциала для высоких скоростей или вхождения в поворот.
  15. Настройка сцепления.
  16. Синхронизация с обслуживающим персоналом. С помощью специальных кнопок водитель может дать понять, что собирается остановиться на пит-стоп.

Руль «Формулы-1» показывает, что эта деталь использует передовые технологии машиностроения для достижения самого лучшего результата.

Управление двигателем

На рулях болидов расположено более 25 переключателей, кнопок и рычагов. Стоимость подобной детали может достигать 60 тысяч евро (более 4,5 млн руб.). Управление «сердцем» машины и его основными деталями происходит с помощью многофункционального дисплея. Обычно он находится в верхней части руля. На нем расположена информация о текущих настройках машины - например, передача, время на круге, качество сцепления, количество текущих оборотов. С помощью дисплея также происходит связь с маршалами. Если гонка остановлена, на руле появляется красный флаг, и голубой, если нужно пропустить более быстрого соперника. На этот дисплей даже можно отправлять короткие сообщения, однако в гонках не злоупотребляют этой возможностью.

Небольшой рычаг в верхнем левом углу отвечает за систему рекуперации кинетической энергии, которая повышает мощность двигателя. Эту опцию нельзя использовать на полную мощность, так как мотор может просто перегреться. Но KERS часто включают на небольших промежутках, когда необходимо повысить скорость и обогнать противника. Сбоку также можно найти кнопку повышения оборотов. Она моментально доводит их до максимального значения - 18 000 в минуту. Отдельным рычажком вынесена кнопка регулировки количества оборотов и чувствительности педали газа. Ведь степень нажима на газ изменяется в зависимости от погодных условий. Если идет дождь, то педаль становится менее чувствительной, и водитель должен внести коррективы для достижения максимальной скорости.

С помощью руля «Формулы-1» возможно также корректировать качество топливной смеси. Если водителю нужно резко разогнаться, то топливо заменяется на смесь, больше обогащенную бензином, в результате чего мощность двигателя возрастает. Также у двигателя есть несколько стандартных режимов, которые изредка используются во время некоторых ситуаций. Например, для ускорения на трассе или точного вхождения в поворот. Обычно за эту функцию отвечает многофункциональный переключатель, который представляет собой рычаг посередине руля.

Управление коробкой передач

Переключение передач также осуществляется прямо на руле. Если водитель захочет включить нейтральную передачу, то ему нужно будет нажать кнопку в верхней левой части руля. Она расположена там не случайно - в этой зоне нет риска того, что водитель случайно заденет ее. По этой же причине в отдельный сектор вынесена и кнопка включения задней передачи. Ведь если водитель включит ее на полной скорости, то автомобиль выйдет из строя и может попросту разбиться, потеряв управление. С помощью руля также можно контролировать сцепление. Так как в «Формуле-1» запрещены системы, улучшающие сцепку с дорогой, при старте машины часто пробуксовывают. Для того чтобы избежать этого, на руле расположены левый и правый рычаги, с помощью которых пилот предотвращает этот неприятный эффект.

Другие функции

На руле «Формулы-1» есть специальные кнопки, которые обеспечивают быстрый переход к информации о тормозном балансе. Обычно он выводится на главный дисплей и позволяет оптимизировать тормозной процесс. Сбалансировав тормозной баланс между передней и задней осью, водитель получает лучшее поведение машины на трассе.

Также на руле расположено несколько кнопок подтверждения команд. Они дают понять команде гонщика, что тот услышал их команду. Например, есть отдельная кнопка для подтверждения сигнала о пит-стопе и о въезде на трассу безопасности. На таких отрезках автомобиль должен ехать не быстрее установленной скорости, поэтому система заранее оповещает пилота об ограничениях. Для снижения лобового сопротивления сзади предусмотрено антикрыло, и на руль также выведена кнопка управление им. Снижается сопротивление с помощью изменения угла антикрыла. Пара кнопок на руле всегда остаются свободными, и пилот может запрограммировать их по своему усмотрению.

Руль RB8

Руль болида «Формулы-1» это очень индивидуальная вещь. Нередко даже в одной команде эти детали отличаются. Описание руля «Формулы-1» показывает, что конфигурация их может быть очень разной. Каждый водитель подбирает руль индивидуально исходя из размера ладони и личных предпочтений. Одним из самых известных считается руль RB8, который является самым компактным в мире гонок. Его маленький размер обусловлен отсутствием дисплея. Да и кнопок на нем не так много: например, отсутствуют функции включения системы сопротивления и рекуперации энергии. Вместо многофункционального переключателя, на панели расположено небольшое колесико и пара тумблеров. Но есть в этом руле и кое-что интересное: дополнительная кнопка «Warm» позволяет выбрать такой режим работы двигателя, который быстрее прогреет резину. Руль RB8 подойдет самым неприхотливым и аскетичным пилотам.

Руль McLaren

Руль от «Макларен» не сильно отличается от RB8: он также оснащен только самыми необходимыми рычагами. Некоторые переключатели отвечают за настройки дифференциала, другие за отзывчивость педали газа. Также на руле можно найти кнопку включения максимального количества оборотов и выбор режима для резины. В зависимости от того, сухое, мокрое или влажное покрытие на трассе, система управления корректирует технические характеристики болида.

Ferrari

Ferrari является одним из самых известных партнеров «Формулы-1». Руль (фото см. ниже) этой компании установлен во многих болидах. Узнать его можно по известному символу, расположенному посередине: лошадь на желтом фоне, вставшая на дыбы. Руль оснащен не только кнопками и рычагами, но и дополнительными лепестками, которые расположены с задней части детали. Они отвечают за режим KERS, а также за заряд батареи и турбо-режим, в котором двигатель отдает накопленную энергию. Также у Ferrari есть специальная кнопка для обгона, которую включают в том случае, если нужно на короткий период разогнаться до максимальной скорости. Кнопка остановки на пит-стоп вынесена в самый дальний угол и дополнительно утоплена в поверхности руля, чтобы пилот не смог случайно нажать на нее. Кнопка «Burn out» отвечает за прогрев шин. На базе этого руля был создан руль для игры «Формулы-1», который с точностью копирует оригинал и позволяет геймерам насладиться гонками в реалистичном режиме.

Mercedes AMG

Руль Mercedes AMG сразу поражает обилием кнопок и рычагов. Это наиболее «укомплектованный» экземпляр среди конкурентов. У этого руля есть дисплей и всевозможный набор кнопок, которые отвечают за рекуперацию энергии, режим работы мотора, режим сцепления на старте, а также за регулировку скорости при выезде машины на трассу безопасности. Рычаги позволяют определить дифференциал, режим торможения. Интересным решением является вынос регулировки заднего антикрыла на отдельную педаль, которую пилот должен нажимать свободной левой ногой.

Lotus

Руль Lotus, может быть, и не так известен, как его предшественники, но является достойным противником. Благодаря симметричному расположению кнопок он по праву считается одним из самых удобных. На руле нет ничего лишнего: небольшой дисплей в верхней части показывает только самую нужную информацию, а до любой кнопки можно без труда дотянуться пальцами, не снимая при этом руку с руля. На «Лотусе» даже есть кнопка управления радио, что, несомненно, делает жизнь пилота чуть веселее. При нажатии на кнопку «Balance» на дисплей выводится результат тормозного усилия, изменить который можно с помощью многофункционального переключателя.

Sauber

У руля «Формулы-1» от Sauber ручки отделаны не привычной резиной, а замшей. Эта маленькая деталь позволяет пилотам лучше контролировать руль. Посередине находится многофункциональный переключатель, а по бокам от него - колесики настроек дифференциала, рекуперации, оборотов двигателя и педали газа. Также здесь есть функция подачи воды и включения радио. Если же пилоту нужно остановиться на пит-стоп, то достаточно нажать кнопку под названием «PL», которая находится в правом верхнем углу. Для общения с командой предусмотрены кнопки «Да» и «Нет», с помощью которых также можно спросить что-либо или сообщить о проблеме.

Marussia

Marussia является российским продуктом. Для снижения количества рычагов на данной модели не используется режим KERS, в результате чего пилот не получает возможности управлять мощностью двигателя. Во всем остальном руль напоминает устройства других фирм. Единственным отличием можно назвать расширенную систему управления дифференциалов, которая включает целых четыре рычага. С помощью них можно подобрать и настроить один из режимов езды: старт, завершение гонки, высокоскоростные и обычные повороты. Кнопки пит-стопа и включения нейтральной передачи располагаются не настолько далеко, как на других моделях, поэтому пилоту нужно быть аккуратным и постараться не нажать на них.

Руль «Формулы-1» для ПК

Если вы не один из пилотов «Формулы-1», но иногда вам хочется получить свою дозу адреналина, то можно использовать возможности, которые дарит нам компьютерная реальность. Автогонки на компьютере могут быть очень реальными, ведь для них давно выпускают все необходимое оборудование. Руль «Формулы-1» для компьютера позволяет максимально погрузиться в атмосферу игры и почувствовать себя настоящим стритрейсером. Цена на игровые модели меньше, чем на настоящие, но все же довольно внушительна: от 5 до 40 тысяч рублей. Помимо самого рулевого колеса, в комплект обычно входят педали газа и тормоза. Самыми известными из игровых рулей считаются Logitech G29 и Thrustmaster T300RS. С последним рулем играть в гонки «Формула-1» одно удовольствие, ведь его разработкой занималась итальянская компания Ferrari, а его внешний вид ничем не уступает настоящим гоночным деталям. Руль работает с помощью ременной передачи, благодаря чему гораздо более отзывчив и прост в управлении. Педали газа и тормоза обладают широким спектром регулировок: их можно настраивать под свое усмотрение. Главной изюминкой Thrustmaster является то, что насадки можно менять, например, заменить на руль Ferrari GT или F1.

Расшифровка руля "Формулы-1" показывает, что на нем кнопкам соответствуют следующие функции:

  • 1 - рычаги переключения передач.
  • 2 - светодиод с помощью светового сигнала показывает, в каком режиме находится игра.
  • 3 - командные кнопки, которые можно программировать на свое усмотрение.
  • 4 - манипулятор D-pad, позволяет настроить режим чувствительно руля и педалей.
  • 5 - кнопка выбора и пуска.
  • 6 - кнопка "Домой", которая используется только в Playstation.
  • 7 - кнопка переключения USB-селектора. Позволяет настроить подключение к ПК или к Playstation.

Для тех, кто хочет полной достоверности, в игровом мире существует руль Fanatec Clubsport Wheel. Дизайн данного устройства полностью повторяет настоящий штурвал болида. В верхней части расположен дисплей, а сам руль даже может имитировать работу антипробуксовочной системы. На переднюю панель руля выведены кнопки контроля тормозной системы, переключения передач, мощности двигателя. Цена на игровой руль "Формулы-1" от Fanatec зашкаливает - в полной комплектации игровой прибор может обойтись геймерам в 150 тысяч рублей. Зато он дает непередаваемый опыт, который по реалистичности не сравнится ни с одним аналогом.



  • Разделы сайта