Рабочая программа по внеклассному чтению для 6А класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требованиями авторской программы В. Я. Коровина, В. П. Журавлева, В. И. Коровина.
Программа рассчитана на 68 часов. Занятия два раза в неделю, продолжительностью 30 минут.
Внеклассное чтение - один из важных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса внеклассного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Внеклассное чтение - это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества изучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту слова, свойственного школьникам младшего возраста, формирование в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.
Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.
Актуальность:
Чтение является одним из основных средств обучения, воспитания и развития.
Внеклассное чтение - значимо для личностного развития ребенка, поскольку формирует представление о мире, культуре, этических понятиях, добре и зле, нравственности; создает условия для успешности обучения по всем предметам; формирует потребность в систематическом чтении.
Цель этой программы - создание условий для привития детям любви к чтению через организацию самостоятельного чтения, стимулирование потребности чтения и значимости формирования грамотного талантливого читателя.
Задачи:
Совершенствовать навыкчтения обучающихся;
Развивать устойчивый и осознанный интереск чтению художественной литературы;
Учить детей умению видеть эстетическую сторону текста и обучить их анализу произведения;
Развивать творческое и ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную речь;
- развивать разговорную и диалогическую речь;
- формировать творческое воображение;
Совершенствовать умение давать оценку поступкам героев произведения.
Методы и формы решения поставленных задач:
Коллективная работа;
Индивидуальная работа;
Парная работа;
Игровая работа;
Игра - путешествие;
Создание книги из рисунков;
Обсуждение;
Проблемно-поисковая деятельность;
Самооценка;
Дифференцированный подход;
Практическая деятельность;
Выставка прочитанных книг;
Создание буклетов;
Конкурс иллюстраций к любимой книге.
Планирование внеклассных занятий
Тема занятия | Содержание занятия | Задачи воспитания | Формы и методы | Словарь занятия | Дата |
|
Малые жанры фольклора. Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки, считалки | Познакомить с понятием «фольклор», выразительное чтение, беседа, работа с проектом | Закрепить умения обучающихся оценивать собственные ответы и ответы товарищей, развивать творческие способности, познавательную активность через выполнение заданий творческого характера; Воспитывать доброе отношение к людям, ответственность за свои поступки | Фронтальная, индивидуальная, работа в группах. Диалог, постановка проблемы, частично-поисковый метод | Что такое
устное народное творчество
? Что такое
фольклор
? | 1.09. 7.09. 8.09. |
|
Русские народные сказки «Царевна-лягушка», «Иван-крестьянский сын и чудо юдо» | Беседа, выразительное чтение, практическая работа, итоговая беседа | Научить делить героев на положительных и отрицательных; - объяснить роль животных в сказке; Работать над связной речью обучающихся | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах. Беседа, комментированное чтение, иллюстрирование, ответы на вопросы | Какой фразой начинается сказка? Кто главные герои сказки? Почему мы называем сказку «Царевна-лягушка» волшебной? -Какие чудеса происходят в сказке? Волшебной сказка называется потому, что в ней есть чудо, волшебство. | 14.09. 15.09. 21.09. 22.09. 28.09. |
|
И.А.Крылов басни | Формировать представление о таком жанре творчества, как басня. Учить определять мораль басни, выделять главный смысл. | Презентация, работа в тетради по внеклассному чтению. Ответы на вопросы | Русский баснописец, Что задумали животные? Почему в басне нет людей? Мораль, основная мысль | 29.09 5. 10. 16. 10. 12. 10. 13.10. |
||
В.А. Жуковский «Спящая царевна» | Выразительное чтение. Размышление о прочитанном | Формировать свое отношение к прочитанному и уметь объяснять значение устаревших слов; Формировать умение высказывать свою точку зрения; Развивать умение находить необходимые отрывки в тексте; Развивать любознательность, интерес к народному творчеству; Формировать у детей выдумку, фантазию. Расширить словарный запас | Решение проблемной ситуации (работа с текстом); Чтение сказки, ответы на вопросы, работа с карточками, работа в тетради по внеклассному чтению, рисование по заданию. Работа с толковыми словарями Ожегова, Даля | — Какие слова и выражения вам показались старинными, непонятными? Пророк — предсказатель будущего, выполняющий волю богов. Оплошал — недоглядел, поступил оплошно, неразумно. | 19.10. 20.10. 26.10. 27.10. |
|
А.Погорельский «Чёрная курица или подземные жители» | Знакомство с творчеством писателя. Чтение произведения. Ответы на вопросы | Показать соотношение выдуманного и настоящего мира, развивать умение рассуждать, высказывать свое мнение. | Беседа о творчестве писателя. Работа в тетрадях. Чтение вслух по цепочке | С ке мы познакомились? Что произошло с Алёшей? Какое желание он высказал подземному королю? | 9.1110.1116.11 |
|
М.Ю.Лермонтов «Бородино» | Презентация по творчеству поэта. Знакомство с войной 1812 года. Чтение стихотворения | Познакомить детей с творчествм поэта. Дать знания о русской истории, стойкости русских людей | Презентация по творчеству, рисование по заданию. Работа с толковыми словарями | Что мы прочитали? В какое время происходят события? От какого лица ведётся рассказ? | 17.11 23.11 |
|
Н.В.Гоголь «Майская ночь, или утопленница» | Слово о писателе. Знакомство с Ганной. История с головой. Встреча у пруда. Пробуждение. | Познакомить с творчеством писателя; - показать колорит украинской природы, выявить соотношение реального и вымышленного; описывать иллюстрации, соотносить их и текстом. | Чтение, беседа по прочитанному материалу, ответы на вопросы, просмотр сказки А.А.Роу «Майская ночь», рисование по заданию, работа в тетради по внеклассному чтению. | С творчеством какого писателя мы познакомилась? Назовите главных героев. О чём просила Левко панночка? Прочтите описание природы. Какие слова подходят к этой иллюстрации? | 24.1130.111.12 |
|
Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос» | Познакомить с творчеством поэта. Вызывать интерес к чтению стихотворных произведений. Развивать монологическую речь. | Презентация жизни и творчества поэта. Чтение стихотворения. Обсуждение прочитанного материала. Рисование по предложенной теме. | Чтение по ролям, работа в тетради по внеклассному чтению, просмотр одноимённого мультфильма, образ главных героев. | Поэма, царица, селенье, убогая обстановка, диво, копна, безделье, утеха, конный, робеть, перлы, убогий, нищий. | 7.128.12 14.12 |
|
И.С.Тургенев «Муму» | Знакомство с творчеством И.С. Тургенева, выразительное чтение, анализ текста | Познакомить обучающихся с писателем и его проникновенным произведением; рассказать об истории создания повести; привлечь внимание и симпатию читателей к судьбе главного героя; показать духовные и нравственные качества главного героя; учить сочувствовать чужой беде, умению помочь, утешить | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах (группах). Знакомство с текстом. Словарная работа. Составление портрета главного героя. Беседа о прочитанномс элементами выборочного чтения | Ваши впечатления о прочитанном? Что вы узнали о герое? Как выглядит барский дом? Каким вы увидели Герасима? (Это человек, одаренный природой необычайной силой, красивый, хороший работник, но не совсем счастливый из-за своего безмолвия | 15.12 21.12 22.12 28.12 |
|
А.П.Чехов Рассказы | Знакомство с творчеством А.П.Чехова на примере рассказа «Хирургия». Размышление над поступками героев и их последствиями | Введение понятий «юмор», «сатира»; развивать культуру речи, читательские умения; развивать навыки сравнительного анализа; воспитывать нравственные качества | Презентация «Жизнь и творчество А.П.Чехова», работа с карточками - заданиями в группах, чтение по цепочке, ответы на вопросы. Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Познакомимся с биографией А.П.Чехова. Что нового вы узнали о А.П.Чехове? Понравился рассказ Чехова? Можно ли назвать этот рассказ юмористическим? Сатира - смех жгучий, искореняющий, смеется над опасным, вредным для людей, высмеивает общественные пороки, обличает зло | 18.01 19.01 25.01 |
|
П.П.Бажов «Медной горы хозяйка» | Познакомить обучающихся с личностью и творчеством П.П. Бажова; Продолжать обучение выразительному чтению, устному монологическому высказыванию; Развивать навыки работы с текстом, умение наблюдать, обобщать и делать выводы; Развивать память, логическое мышление, речь; Воспитывать любовь к чтению, познавательный интерес | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах (группах). Работа с карточками - заданиями в группах, чтение по цепочке, ответы на вопросы | С каким писателем мы сегодня познакомились? - Мы познакомились с П.П. Бажовым.-Когда он родился? Он родился 28 января 1879 г-Вкаком году вышла книга «Малахитовая шкатулка»? Книга вышла в 1939 г. С каким сказом мы сегодня начали знакомиться? Сказ «Медной горы хозяйка» | 26.01 1.02 2.028.02 |
||
К.Г. Паустовский «Заячьи лапы» | Знакомство с творчеством П.П. Бажова. Беседа по прочитанному Знакомство с творчеством К.Г. Паустовского. Выразительное чтение. Работа с текстом | Развивать речь, воображение обучающихся; Развитие умения анализировать поступки и характер героев; умения выделять главное, т.е. отделять существенное от несущественного; умения обобщать; развитие мыслительных операций; | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах (группах). Работа с кроссвордом - заданиями в группах, чтение по цепочке, ответы на вопросы | Ларец, - искусно сделанный, украшенный ящичек для хранения драгоценностей; шкатулка, сундучок. Что хранят в ларцах? -Правильно, в них хранят какие-то ценности. Назовите действующих лиц этого рассказа. | 9.02 15.02 16.02 |
|
С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» | Знакомство с творчеством С.Я. Маршака. Выразительное чтение по ролям. Работа с текстом. Просмотр отрывка из мультфильма «Двенадцать месяцев» | Формировать интерес к творчеству С.Я. Маршака, его произведениям знакомым и незнакомым; -формировать умение выразительно читать произведения по ролям; - развивать речь, мышление, воображение, творческие способности обучающихся, умение делать выводы; -развивать умение воображать; - воспитывать нравственные качества обучающихся; - воспитывать умение слушать товарищей | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах (группах). Работа карточками - заданиями в группах, чтение по ролям, ответы на вопросы | Самуил Яковлевич Маршак. - Куда отправляет мачеха падчерицу? Для чего понадобились подснежники зимой? Возможно, ли найти в зимнем лесу цветы? Кто из героев вам понравился? Кого вы осуждаете? Подснежник - первый цветок весны | 22.02 1.03 2.03 8.03 |
|
Х.К. Андерсен «Снежная королева» | Краткое знакомство с жизнью и творчеством Х.К.Андерсена. Расширение представления о литературе | Развивать внимание, память, творческое воображение обучающихся, пополнять их словарный запас. Прививать детям чувства взаимовыручки, ответственности за близких людей, показать на примере сказки, что такое дружба | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах (группах). Выразительное чтение. Путешествие по страницам книг | С каким произведением вы познакомились? - Мы познакомились со сказкой «Снежная королева». -Понравилась ли вам сказка? Чем? - Мне понравилась сказка….. | 9.03 15.0316.03 22.03 23.03 |
|
Марк Твен «Приключения Тома Сойера» | Знакомство с творчеством Марка Твена. Краткий обзор произведений. Чтение рассказа «Приключения Тома Сойера» Составление диафильма. | Давать оценку поступкам героев, учить отстаивать собственное мнение. Уметь выделять главных героев, определять положительных и отрицательных героев в рассказе. | Чтение, беседа по прочитанному материалу, ответы на вопросы, рассуждение на тему, зарисовка понравившегося отрывка повести, составление характеристики героев, разгадывание кроссворда. | Настоящее имя писателя-СамюэлКлеменс. Псевдоним, типография, река Миссипи, фу, мулаты, масса. В чём проявлялась изобретательность Тома? | 5.04 6.04 12.04 13.04 |
|
Д.Дефо «Робинзон Крузо» | Чтение текста, разбор непонятных слов, беседа по содержанию | Определять главную мысль произведения, выделять положительных и отрицательных героев | Моряк, кораблекрушение, необитаемый остров, шлюпка, дикарь, одиночество | 19.04 20.04 26.04 27.04 4.05 |
||
Тема великой отечественной войны в русской литературе | Знакомство с произведениями о Великой отечественной войне. Рассуждение «Что такое героизм». | Вспомнить о Великой Отечественной войне; - дать знания, какие страшные испытания пришлось пройти нашему народу во время войны; - воспитывать чувство гордости за своё Отечество, за свой народ; побуждать детей к размышлениям о судьбе человека, вызывать сопереживание к чужой трудной судьбе. | Презентация о Великой Отечественной войне, чтение рассказов, беседа | Вероломное нападение на Советский Союз, оккупация, попал в окружение и плен, концлагерь, воронка от разрыва бомбы, сброшенной с фашистского самолёта. | 10.05 11.05 17.05 18.05 |
|
Викторина по пройденному материалу | Закрепление знаний, полученных в течении года | Отвечать на вопросы, решение кроссворда | 24.05 25.05 |
Требования к уровню подготовки воспитанников
К концу учебного года обучающиеся должны знать:
правила гигиены чтения и обращения с книгой;
смысл прочитанного материала;
должны уметь
определять содержание произведения по названию и автору;
ориентироваться в группе книг, определять тему чтения;
выражать свое отношение к прочитанному;
давать нравственную оценку ситуации, поведения и поступков героев.
Список литературы
Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2005.
Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 1./ В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - 2 изд.- М. : Просвещение, 2013.-303с.
Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995.
Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука, 2001.
Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука,2001. Российская школьная хрестоматия. 1-4 классы. Издательство «Интербук»,1985.
Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М. 1991.
Журналы «Начальная школа», 2006-2009 гг.