Транспортное средство 300 лет назад придумал англичанин. Первый в мире гусеничный трактор и его изобретатель. Современная история развития велосипеда

Римское государство на протяжении всей своей истории сталкивалось с врагами внешними или внутренними, угрожавшими с моря или с суши. Оно, как в воздухе, нуждалось в сложных системах укреплений и мощных мобильных армиях.

Однако, будь то время процветания или периоды кризиса, государству и правителям необходимо было уделять время тому, без чего всё вышеперечисленное быстро бы загнулось, а амбиции так бы и остались мечтами - организации разведслужб. Но, обо всё по-порядку…

Предупрежден - значит вооружен.

Яркий пример важности и пользы предмета изложения - завоевание Галлии Цезарем, ведь оно было результатом не только превосходящей организационно-боевой мощи легионов, но и умелого использования разведки. Было приложено много усилий, чтобы собрать информацию о регионе и его экономике, о племенных особенностях и конфликтах. Римский полководец холодно и цинично использовал слабости галлов: их хвастливость, изменчивость, отсутствие устойчивости, и т.д. Помимо стратегической разведки, Гай Юлий также полагался на развитую и организованную систему тактической разведки, использующую малые и средние разведывательные подразделения для исследования обстановки перед идущим легионом (на расстоянии до тридцати километров), а так же для разведки территории и расположения противника во время похода. В четвертой книге Записок Цезарь рассказывает о том, что сумели узнать его разведчики об обстановке в германских племенах на другом берегу Рейна. Он скрупулезно изучил их привычки, еду, быт и одежду, и из всех наблюдений смог сделать конкретные и полезные выводы о стойкости и выносливости германских воинов. Эти данные ныне представляют большую ценность в вопросах о древних германцах.

Но не Цезарь изобрел римскую систему разведывания, это был продукт нескольких сотен лет военного опыта, и строилась система не сразу, а на собственных кровавых ошибках. Тит Ливий (древнеримский историк, автор «Истории от основания Города; 59 г. до Р.Х. - 17 г. от Р.Х. ) пишет, что римляне начали понимать важность разведки, только пройдя тяжелую школу сражений с Ганнибалом (в армии Карфагена разведка была куда более развита). Иронично, но свою систему разведывания и сигнального оповещения в это время имели даже галлы, indignum! Первое свидетельство того, что римляне начали применять систему сигнальных сообщений в военной разведке, можно найти у Ливия в его рассказе о том, как консул Фабий захватил город Арпы в Апулии. Три кровопролитные Пунические войны подтвердили истину: не сражайтесь с одним врагом слишком часто, иначе вы научите его воевать. Можно сказать, именно Ганнибал научил Рим пользоваться разведкой в полной мере.

При подготовке к вторжению в Италию через Альпы Ганнибал разослал своих агентов по всей Галлии, благодаря чему большинство галльских племен перешло на сторону Ганнибала, прежде чем римляне узнали что-либо о происходящем. По словам Аппиана, Ганнибал послал разведчиков в Альпы, чтобы обследовать перевалы, которые предстояло пройти.

Не обошлось и без широких заимствований. Так Полибий (древнегреческий историк, государственный деятель и военачальник, 206-124 гг. до Р.Х. ), изучавший ранее организацию разведывательной системы в государствах диадохов, и имевший возможность непосредственно на месте изучать систему Филиппа V (царь Македонии в 221 - 179 до Р.Х. ) во время его войн, активно и всячески помогал советами Сципиону Африканскому . Из разбора кампаний видно, что победитель Ганнибала использовал в военной разведке методы персидской службы связи.

Бурное развитие римской системы разведки приходится к I в. до Р.Х., когда власть и влияние Рима распространилась на огромные территории эллинистического Востока. В этот период римляне получили возможность из первых рук узнать о различных методах военной и политической разведки и способах передачи информации. Закономерно - чем дальше шли легионы, тем больше улучшалась разведывательно-информационная система. Завоеванные земли заполнялись римскими купцами, сборщиками налогов, агентами. Что характерно, первоначально шпионскую сеть в Малой Азии обеспечивали частные лица, ибо их интерес пересекался с государственным. Думаю, любители советской историографии уже провернули в голове образ условного Флавия, строчащего донос, что поневоле заставляет улыбаться. Однако же, феномен имеет место быть.

О чем только не узнаешь на Форуме.

Упадок римской разведывательной системы приходится на IV в. от Р.Х. , когда эффек­тивность деятельности римской военной разведки в целом упала. По словам В.А. Дмитриева это было одной из причин военно-политических не­удач Рима в рассматриваемый период и в ближайшей пер­спективе.

У нас было 2 турмы эксплораторов, 75 переводчиков…

Уже к началу Галльских войн в I веке до Р.Х., появился достаточно исчерпывающий список терминов, применяемых к различным категориям разведвойск. Остановимся на них подробнее:

Легковооруженный римский кавалерист

  • Procursatores (лат. проводники) - лёгкие передовые отряды, курьеры и тайные агенты. Судя по высказыванию Плутарха о Марцелле: «который пал смертью не полководца, но солдата из головного отряда или лазутчика », имели достаточную численность, чтобы защитить себя в случае стычки с вражеской кавалерией, из чего можно сделать вывод об их использовании не только в разведывательной роли, но и для завязывания авангардных боев.
Когда началось римское вторжение в Парфи (53 . до Р.Х.), procursatores составляли авангард семи легионов Марка Лициния Красса. После переправы через Евфрат, procursatores были развернуты для уточнения восточного маршрута по направлению к Каррам: они нашли след большого числа лошадей, возвращающихся от римлян, но не встретили людей
(Plut. Crass. 20.1).

Характерной чертой является то, что прокурсаторы действовали не без львиной доли самонадеянности. К примеру, Е.А. Разин в «Истории военного искусства», подвергает оных критике за небрежные разведмероприятия. Разведку часто осуществляли боем, уповая на хорошо обученных воинов. И временами это приводило к глупым жертвам, когда полководец, как в примере выше, мог погибнуть в такой операции.

  • Speculatores (лат. следователи/разведчики) - это военные единицы, которые изначально выполняли поручения по шпионажу, т.е. были лазутчиками. Римские speculatores действовали в ночных условиях, чтобы предупредить о смене вражеской диспозиции. Соответственно, от рекрутов требовались особые качества: хорошее ночное зрение, умение ориентироваться по звёздам и т.д. Кроме того, speculators зачастую служили исполнителями казней.
    Хотя, исследователь Ле Боэк Ян полагает, что изначальной задачей speculatores была именно охрана и сопровождение командиров, а впоследствии они выполняли разведывательные, а затем курьерские и судебные обязанности. Уже в I в. от Р.Х. во многом отошли от военной разведки и стали ассоциироваться с политическим шпионажем.
Интересный факт: по мнению Е. С. Данилова, сами небесные светила, моменты образного соотношения созвездий с мифологическими сюжетами могли легко восприниматься и использоваться в практических целях (ночная разведка) представителями римских военных кругов, в том числе и спекуляторами.

Миниатюра с римскими разведчиками

  • Mensores и Mentatores (лат. инженеры) - этими терминами определяли в древние времена трибунов и центурионов, которые отмечали место для лагеря. Позже это исполняли техники, носившие то же имя. Относительно более позднего времени (от Диоклетиана) их определяют как императорских квартирмейстеров.
  • Exploratores (лат. разведчики) - конные подразделения военной разведки, размер которых варьируется от 20 до 200 человек. Это наиболее многочисленная часть, арьергард, выполнявший разведдеятельность. Вплоть до II века не составляла постоянной единицы, затем, возможно, включилась в состав легиона на постоянной основе со своим собственным командиром. Если верить Вегецию, командующий лично выбирал exploratores из наиболее хитрых и осмотрительных воинов.

Основная и изначальная функция exploratores связана с тактическими задачами армии. Спектр их деятельности был широк: привлечение перебежчиков и дезертиров с вражеской стороны, добыча информации для разработки плана местности, по которой предстояло двигаться армии, доставка местных проводников и надзор за ними (судя по надписи о карьере Тиберия Клавдия Максимуса). К I веку новой эры exploratores продолжили свою службу на поле боя, в отличии от спекуляторов.

Интересные факты :
1. В надписях exploratores связаны с numeri и выделяются в 2 вида: exploratores et numerus, и numerus exploratorum. В связи с этим в историографии существует два направления, определяющих их взаимоотношения. Каллис, Манн, Роувел считают exploratores и numerus двумя различными формированиями, а Штайн, Нессельхауф, Вац, Вигельс включают и numerus и exploratores в одну категорию.
2. Известно, что существовал так называемый «разведочный венок» – corona exploratoria . Он выдавался за успешную разведку и был украшен стилизованными солнцем, луной и звездой.

Кроме того, в составе легиона всегда имелись специальные службы, в разной степени связанные с разведдеятельностью: interpretes - переводчики, а также quaestionarii - мучители/палачи, которые занимались обработкой пленных (captives) всеми доступными способами. Не менее активной была роль и перебежчиков - transfugae, хотя и относились к ним с большой настороженностью; обычно их принимали в армию, как это делал Помпей и Октавиан. Что характерно, именно огромное количество перебежчиков обеспечивало Августу подавляющее превосходство в столкновениях с Марком Антонием.

Кроме пленных, перебежчиков и гражданских лиц, носителями необходимой информации всегда являются знающие люди. Е. С. Данилов разделяет их на четыре условные группы:

  1. «Эксперт» . Это индивид, чьи профессиональные знания и контакты обеспечивают первоклассную ориентацию в разрабатываемом вопросе. Он позволяет по-новому взглянуть на существующую проблему, выдает базовые материалы, выводит на неизвестные источники информации.
  2. «Внутренний информатор» . Это человек из группировки противника, завербованный и поставляющий данные по различным для него причинам.
  3. «Легкомысленный информатор» . Это любое информированное лицо, проговаривающее интересные факты в деловой, дружеской, компанейской либо интимной беседе. Промелькнувшее случайно сообщение может быть необычайно ценным.
  4. «Случайный источник» . Иногда бывает, что какой-то индивид совершенно не рассматриваемый как потенциальный информатор, вдруг оказывается носителем уникальной информации.

«Плата шпиону-бритту, северная Англия, I век от Р.Х.» Angus McBride

Стоит также добавить, что римляне активно использовали информацию, поступающую от разведки союзников - socii , местных информаторов - indices , как, например Цезарь, и на тактическом, и на стратегическом уровнях. По словам Полибия, в период республики консулы назначали двенадцать префектов для командования союзниками. Эти префекты отбирали одну треть конницы и пятую часть пехоты - extraordinarii . Шестьсот всадников экстраординариев двигались рассыпным строем и осуществляли разведку. Сенат так же пользовался союзниками. Во многих странах были агенты его влияния, клиенты и гостеприимцы римских граждан, своеобразные негласные союзники . Одним из таковых являлся Калликрат, способствовавший возрастанию римского влияния в Ахейском союзе.
Временами, правда, некомпетентные военачальники игнорировали информацию, поступающую от союзников. Самый известный и страшный пример такой халатности - поражение в Тевтобургском лесу.

Ко всему прочему, есть свидетельство, зафиксированное Аммианом Марцеллином, на основании которого можно сделать вывод, что существовала и засланная агентура в качестве контрразведки. Это упоминание от 368 г. об упразднении такого института Феодосием:

«Класс людей, существующий с давних пор, о которых я рассказывал кое-что в "Истории Константа", постепенно стали продажными, и в итоге он [Феодосий] прогнал их с постов. Их изобличили в том, что они в жажде наживы в различное время предавали врагам все, что происходило у нас, тогда как их долгом было бывать везде во всех дальних краях, чтобы давать информацию военачальникам о восстаниях среди соседних народов»

От Аммиана же нам известно о сатрапе Кордуэны, Иовиниане, тайном союзнике римлян. К нему, видимо, обращались за точными сведениями о военных приготовлениях персов.

Вербовка

ЛЛожка дёгтя в бочке мёда.

Безусловно, римская система разведки преводходно развилась со временем, однако у неё был и существенный недостаток, ведущий своё начало еще с Цезаря. Именно Гай Юлий институционализировал некоторые из наиболее важных особенностей разведки, в частности право прямого доступа разведчиков лично к командующему. Таким образом, агенты всегда находились при полководце или командире, а зачастую шли в разведку вместе с ним, что с одной стороны в разы увеличивало эффективность, а с другой подвергало его постоянному риску.

В конечном счете, кризис империи в III-IV веках потребовал почти постоянного присутствия одного из главнокомандующих (а к этому времени их было два или больше) с армией на границе для отражения нападений. Так, в 378 году от Р.Х. при Адрианополе, римская армия во главе с Валентом II готовилась отразить натиск готов у Дунайского лимеса, что характерно, его эксплораторы правильно сообщили о силе и расположении противника. И тут аукнулись века практикования тандема командира и его разведчиков. Результаты битвы оказались чудовищными: армия Восточного Рима была полностью разгромлена, а император погиб, империя стояла на грани коллапса.

Magister Militum и его букелларии, IV век от Р.Х. Арт от Jose Daniel.

Соглядатаи по воле судьбы.

Война и деньги всегда идут рука об руку. То, что римские торговцы - mercatores могли быть в то же время и шпионами, хорошо понимали все соседи Рима, и справедливо остерегались их, устанавливая всяческие рамки в деятельности оных, а в случае войны даже принимались массово убивать их, как то произошло, например, во время Митридатовых войн. Торговые корпорации пользовались всеми доступными средствами для борьбы с конкурентами, они обладали и широкой сетью информаторов, и всеми качествами, подходящими скорее шпиону, чем торговцу. Были и недостатки: торговцы всегда алчны и действуют лишь исходя из собственной выгоды, а сведенья от них не всегда были правдивы, зачастую являясь лишь слухами. Впрочем, этим качеством тоже пользовались активно, рассылая слухи-пугалки. Торговцы могли заниматься и тактической разведкой. Объяснялось это банальной необходимостью сбыта военной добычи и приобретения нужных для армии вещей, поэтому первые сопровождали в походах последних.

В «Истории гражданских войн» Аппиан передает нам информацию о том, как Марк Антоний еще до вражды с Октавианом пытается подорвать авторитет оного у плебса. В ответ на это Августу приходится задействовать своих агентов, отослав их под видом торговцев в лагерь Антония. Возможно, это первое свидетельство работы фрументариев в качестве политических агентов. Аппиан Александрийский утверждает, что такая пропаганда была достаточно эффективна, и отличить честных торговцев от замаскированных шпионов было невозможно.

Фрументарии - (лат. frumentarii, от frumentum - зерно) - в Древнем Риме первоначально военнослужащие, занимавшиеся поставками хлеба для армии, а затем служащие, наделённые функциями политического сыска.

Римские воины жнут хлеб в поле. Рельеф с колонны Траяна

В результате, такое оригинальное использование, казалось бы, прямо не причастных к делу лиц, превратило простую службу доставки припасов и писем в целую службу по слежке и шпионажу. Дошло до того, что ко II веку от Р.Х. уже в каждом легионе имелся собственный отряд фрументариев.

Фрументарии разделяли с разведчиками полицейские функции, например, поиск и преследование разбойников, содержание заключённых под стражей, и т.д. Во время гонений на христиан фрументарии шпионили за ними и производили аресты. Более того, императоры постоянно прибегали к их помощи в вопросах слежки и контроля своих подчиненных. Особенно в этом отличился император Адриан. Награжденный от природы неуёмным любопытством и подозрительностью, он собирал сведения о личной жизни своих приближённых, временами даже производя перлюстрацию писем. Часто фрументарии использовались и для устранения особенно неугодных лиц.

Не сложно догадаться, к чему привело такое злоупотребление «фуражирами». К III веку фрументарии приобрели такую ужасную репутацию, что император Диоклетиан был вынужден полностью упразднить эту службу. Смех вызывает тот факт, что через некоторое время им же была создана аналогичная служба - Agentes in rebus (лат. « те, кто занимается делами») или на греческий манер magistrianoi , находившаяся в ведомстве Магистра Оффиций (начальника дворцовой администрации) и выполнявшая по сути те же функции. Что характерно, магистрианы просуществовали в таком виде вплоть до VIII века.

Гай Аврелий Валерий Диоклетиан, римский император с 284 по 305 гг. от Р.Х.

Aeternum institutum.

Системы, однако, не сильно меняются, если не меняются обстоятельства, и на протяжении пяти веков величия Римской Империи было мало изменений в системе разведывательной деятельности. Рекогносцировка в течение всего периода проводилась на слух и зрение, устно или письменно, со скоростью не быстрее, чем у самой быстроногой лошади. Что было привычным для Рима, так и останется, в примерно том же виде, для мира на ближайшие 1500 лет.

Крах Западной империи в V веке от Р.Х. повлек за собой также крах организованных разведывательных служб и многих других вспомогательных служб, как, к примеру, картография (хотя римские карты для нас покажутся странными, поскольку, обычно, имели форму маршрутных путей), их исчезновение было серьезной потерей для поколений после). Но это уже совсем другая история…

Старинный велосипед в свое время стал настоящим прорывом в мелкой транспортной отрасли. Его изобретение приписывают различным людям. Имеется версия, что проекты с цепной передачей и парой колес принадлежат еще Леонардо да Винчи. Патент на изобретение в 1814 году получил немецкий барон Карл фон Дрез. Модель выполнялась из дерева и не имела педалей, для того чтобы ехать, необходимо было отталкиваться ногами от земли. Бытует мнение, что подобный аппарат создал русский умелец Ефим Артамонов (на 14 лет раньше немецкого коллеги), однако он его не патентовал. При этом первый велосипед проехал порядка 5 тысяч километров, изготовлен также был из дерева.

Усовершенствование

Конструктор из Германии Дрез создал в 1817 году старинный велосипед, который по факту представлял собой деревянный самокат, оборудованный седлом и рулем. Изобретение назвали в честь создателя «дрезиной». Этот термин используется до сих пор по отношению к некоторым самоходным машинам.

В сороковых годах девятнадцатого века аппарат подвергается модернизации, благодаря усилиям Кирка Патрика Макмиллана (кузнеца шотландских кровей). Бывший ранее велосипед без педалей оснащается металлическими стержнями, фиксируемыми на заднем колесе. С помощью них можно было приводить машину в движение посредством ног. Сам водитель располагался между передним и задним колесом, корректируя направление при помощи руля, взаимодействующего с передним ободом.

Стоит отметить, что инженер Томпсон вскоре предоставил надувные шины, которые на то время не приобрели популярности, по причине своего технического несовершенства. Массовое производство велосипедов с педалями и камерами началось после 1867 года.

Дальнейшее развитие

Свое название велосипед получил благодаря Пьеру Мишо, который запатентовал педальный привод, устанавливаемый на переднем колесе. В конце 19 века популярными стали модели «пенни-фартинг», названные так по аналогии диаметров монет между собой (пенни меньше фартинга). Педали устанавливались на большом переднем колесе. Седло располагалось сверху них. Поскольку такое транспортное средство имело смещенный центр тяжести, велосипед с большим передним колесом считался довольно опасной модификацией, езда на которой требовала внимания и сбалансированности ездока.

Альтернативой этому устройству стали трехколесные модели, быстро завоевавшие популярность. Следующей стадией развития велосипеда можно считать применение металлического колеса с внутренними спицами. Подобное изобретение было предложено в 1867 году Эдуардом Каупером. Буквально через пару лет транспортное средство оборудовали рамой, а в конце 70-х появилась цепная передача (изобретатель - англичанин Лоусон).

Конец 19-го столетия

На смену пенни-фартинг и аналогичным моделям пришел велосипед, отдаленно напоминающий современные модификации. Изготовил его английский умелец Джон Кемп Старли в 1884 году. Машина получила название «Скиталец» (Rover). Через 12 месяцев началось серийное производство этой версии. Агрегат имел цепную передачу, одинаковый диаметр колес, водительское кресло вынесли на середину, между фронтальным и задним ободом. В дальнейшем компания Rover занялась производством автомобилей и другой техники, вплоть до 2005 года, после чего обанкротилась.

В 1888 году шотландским инженером Данлопом были предложены шины из каучука, мягче и комфортнее. Надежные камеры по сравнению с резиновыми аналогами, быстро получили популярность. Если старинный велосипед сравнивали с «трясучкой» для костей, то теперь езда стала гораздо плавнее и удобнее.

Золотая пора

Расцветом в развитии двухколесной техники без мотора считаются 90-е годы девятнадцатого столетия. Связано это с появлением педального тормоза, а также приспособления свободного хода, что позволяло не крутить педали без необходимости. Вскоре появился ручной тормоз, но его массовое применение началось несколько позже.

Первый велосипед складного типа был изготовлен в 1878 году, а уже в следующем десятилетии изобрели алюминиевые конструкции. Транспортное средство с педалями, на котором можно было передвигаться в лежачем или полулежащем положении, изобрели в 1895 г. Подобная модификация получила название «рикамбент». Его массовым производством через несколько лет после презентации занялась компания «Пежо».

Что изменилось в начале 20-го века?

Старинный деревянный велосипед в начале 20-го столетия давно канул в небытие. В 1915 году появились модели, оборудованные задней и фронтальной подвеской. Основное их предназначение - использование для нужд итальянской армии. Через десяток лет появляются в устройстве подшипники шарикового типа, многоскоростные втулки, конвейерный метод сборки, регулятор скоростей на цепном приводе и стальные трубы с ножными тормозами.

Первые механизмы переключения передач были далеки от совершенства. На заднем колесе монтировались специальные звездочки с обеих сторон. Чтобы переключить скорость, необходимо было останавливать технику, снимать и переворачивать колесо. Кроме того, требовалось регулировать положение и натяжку цепи.

Современная история развития велосипеда

Служащий прототипом для современного устройства переключения скоростей, был изобретен в 1903 году, однако распространение получил почти через 30 лет. Более современная модификация переключателя передач изготовлена итальянским велогонщиком Тулио Кампаньоло (1950 год), который впоследствии стал известным производителем веломашин.

В 74-м году прошлого столетия появляются модели велосипедов из титана, немного позже - из углепластика. Специальный компьютер, позволяющий отслеживать параметры нагрузки, скорости и времени, вышел в 1983 году.

Старинный велосипед пользовался успехом, по причине отсутствия альтернативных вариантов. В двадцатом веке популярность рассматриваемой техники была нестабильна. Это связано с развитием автомобилестроения и изобретением Мода на веломашины появилась снова, во многом благодаря и защите экологической системы. В качестве основного транспортного средства сейчас чаще всего велосипед используют жители европейских стран. Самыми активными пользователями считаются жители Дании и Голландии. В среднем датчанин проезжает на велосипеде порядка 900 километров в год, житель Нидерландов - 850 км. В Германии и Бельгии этот показатель равняется 300 км. Менее используемой техника является в Южной Европе. Например, среднестатистический испанец преодолевает на ней всего 20 километров.

Особенности

Политика правительств разных стран, направленная на развитие велостроения, позволяет популизировать это вид транспорта, улучшить состояние здоровья населения, разгрузить центральные улицы от плотного потока машин и сохранить экологию. В Китае, Индии и многих других странах велосипед считается основным средством передвижения. Это связано с его маневренностью на узких улочках и доступностью по цене. Бывали случаи, что власти запрещали передвижение на этом виде технике, дабы не препятствовать проезду машин. Например, в Шанхае (2003 год) был введен запрет на несколько месяцев.

Ниже приведены некоторые интересные факты, связанные с историей развития двухколесных агрегатов без моторов:

  • Велосипед без педалей изобретен еще в 1814 году, изготовлен из дерева, передвигаться на нем можно было, отталкиваясь от земли ногами.
  • Первая была проведена в пригороде Парижа (дистанция составила 2 километра, 1868 год).
  • В России массово модели с цепной передачей начали появляться в 1880 году.
  • Существенный рывок в развитии велосипедов произошел в 1884 году. Ветеринар из Шотландии Данлоп придумал Изначально он пытался наполнить ее водой, но это значительно снижало скорость. Затем изобретатель задул в нее воздух и придумал специальный клапан, предотвращающий выход смеси обратно.
  • Основным современным производителем велосипедов считается Китай, поскольку там расположено большинство мощностей (порядка 95 % продукции).

Критерии выбора

При выборе велосипедного транспорта необходимо учитывать ряд параметров. Во-первых, необходимо определиться с местом основного передвижения (город или проселочная дорога). Во-вторых, нужно учитывать возраст и пол будущего владельца. Кроме того, рама должна подходить по росту и весу человека. С учетом всех этих факторов вы сможете подобрать двухколесную технику, обеспечивающую безопасность, надежность и комфортность передвижения.

Какими бывают виды современных велосипедов?

Старинный трехколесный велосипед сейчас можно встретить разве что в музее. Современные аналоги можно условно разделить на три вида:

  1. Горные модели. Они предназначены для перемещения по пересеченной местности, горам и бездорожью. Качественные модификации этого типа считаются самыми популярными, надежными, прочными и долговечными. Некоторые версии оснащены парой амортизаторов (двумя подвесами). Несмотря на то что такая машина тяжелее стандартной вариации, она показывает лучшие показатели при езде по неровной поверхности.
  2. Велосипеды шоссейного типа. Эти модификации легче, имеют колеса большего диаметра с узкими шинами. Модель оборудована заниженным рулем, что позволяет принять аэродинамическое положение водителю, вследствие чего улучшаются скоростные показатели.
  3. Смешанные варианты. Такие велосипеды объединяют лучшие качества рассмотренных выше аналогов, предназначены для езды за городом и в нем, но не подойдут участникам спортивных заездов.

Итог

Развитие велосипедной техники происходило не одно столетие. В разработке и создании этого приспособления приняло участие много изобретателей и умельцев. В итоге велосипед стал не просто развлечением, а полноценным транспортным средством.

Транспортное средство будущего из далекого прошлого June 21st, 2014

Dynasphere - уникальный проект и попытка изменить представления общества о конструкции личного транспорта. Как для своего времени проект - просто невероятный, но еще больше впечатляет период его появления. Транспорт «Dynasphere» разработал Доктор Пёрвс (J.A. Purves), который называл суть концепции «сферическим передвижением». Он открыто заявлял, что его проект внесёт революцию в транспортный дизайн, но в итоге ничего не получилось. Однако уже за идею Доктора Пёрвса можно похвалить.

Давайте узнаем про него подробнее + видео под катом …

В далеком 1932 году доктор Джон Арчибальд Первес (John Archibald Purves) изобрел необычное и для того и для сегодняшнего времени транспортное средство, получившее название Dynasphere. Dynasphere — это трехметровое стальное колесо, весом около 450 килограмм, которое, по задумке конструктора, предназначалось для использования в качестве личного транспорта, в качестве замены легковым автомобилям.

Транспортное средство Dynasphere было изготовлено в нескольких экземплярах двух типов. Первым вариантом был одноместный вариант, приводимый в движение 2.5-сильным бензиновым двигателем, который позволял этому огромному колесу разгоняться до скорости в 40 км/ч (25 миль в час). Так же был изготовлен одноместный вариант Dynasphere, приводимый в движение электрическим двигателем. Единственный пассажир, по совместительству и водитель, размещался внутри этого колеса на специальной платформе, где располагался еще и двигатель, скользившей по внутренне поверхности. Для совершения поворотов водителю приходилось отклоняться вправо или влево, смещая центр тяжести всего агрегата и молясь, что бы на пути не встретилось никаких препятствий

Вторым вариантом Dynasphere был двухместный вариант, приводимый в движение уже 6-сильным бензиновым двигателем, а платформа, на которой размещался водитель, пассажир и двигатель, была оборудована подвеской с регулируемым углом наклона относительно колеса, что позволяло управлять направлением движения Dynasphere как в автомобиле — поворотом рулевого колеса. Доктор Первес разработал еще несколько вариантов Dynasphere, Dynasphere 5 и Dynasphere 8, которые могли перевозить пять и восемь человек соответственно.

Глядя на снимки и название «Dynasphere» можно задаться вопросом, почему в названии аппарата, напоминающего по форме кольцо или бублик, появилось слово «сфера»? Оказывается, внешняя поверхность Dynasphere представляет собой часть сферы, то, что можно получить, если параллельно обрубить стороны шара относительно его центра. С помощью этой уловки доктору Первесу удалось победить основной недостаток моноциклов — их неустойчивость.

Если малость углубиться в историю, то можно узреть, что за период, начиная с 1867 года и заканчивая нынешним деньком, было записанно и патентовано около 40 главных проектов моноциклов, тс с одним колесом. Некие конструкции были так «гениальны» в техническом плане, что их реализация не представляется вероятной и на сегодня. И только немногим конструкциям моноциклов было предначертано реализоваться в действительности. Одним из таких моноциклов, воплощенных в «железе» стал моноцикл Эдисона-Путона (Edison-Puton Monowheel), который был построен в Париже в 1910 году.

Естественно, что главной неувязкой для моноциклов является его устойчивость. В неких современных конструкциях употребляются гироскопические стабилизаторы, которые работают, выскажемся так, не прекрасно. Отмечу, что конструкторы моноциклов Dynasphere и RIOT Wheel решили эту делему довольно легко, увеличив площадь колеса. Но я считаю, что пока моноцикл не будет обустроен умственной системой балансировки, езда на нем в любом случае будет сродни цирковому трюку, с большой вероятностью происхождения злосчастного варианта.

Но, вернемся к нашей основной теме. Моноцикл Эдисона-Путона был восстановлен германцем Фердинандом Шленкером (Ferdinand Schlenker) и в текущее время находится в стопроцентно работоспособном состоянии. Его единственное колесо приводится в движение двигателем внутреннего сгорания De Dion, объемом 150 кубических см и мощностью 3.5 лошадиных силы.

Главным местом «прописки» моноцикла Эдисона-Путона является музей Auto & Technik Museum в Зинсхайме, Германия, но довольно нередко этот необыкновенный механизм показывается и на других мероприятиях, например, совершенно не так давно он учавствовал в театрализованном представлении Cholmondeley Pageant of Power в Англии. Отмечу, что конструкция этого моноцикла столетний давности пользуется популярностью в наше время. И некие умельцы смогли фактически повторить ее, но, естественно, на более современном и «продвинутом» технологическом уровне. В этом можно убедиться, просмотрев видеоклип, приведенный малость ниже.

А вообще очень подробно про моноциклы мы уже с вами разговаривали вот тут - или вот А вот самое последнее -

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

В изобретении этого популярного транспортного средства принимал участие не один человек. Велосипед вырос, благодаря целому ряду изобретений, проследить которые можно, начиная от нашего времени и заканчивая XVIII веком. Некоторые ученые-исследователи берутся утверждать, что чертежи транспортного средства (имеющего два колеса) и роликовой цепи принадлежат Леонардо да Винчи.

История создания велосипеда имеет долгий путь развития. Причем сначала появились его аналоги. Графом Де Сивраком во Франции была построена двухколесная машина из дерева в 1791 г., названная «Селярифер». Передвигаться на ней возможно, сидя верхом, а от земли отталкиваться ногами.

Немецкий изобретатель Карл Дрейз в 1817 году создал первый самокат под названием «машина для ходьбы». Конструкция была оснащена рулем и седлом, и названа в честь создателя – дрезиной. И по сегодняшний день в русском языке используется это слово. В 1818 году данное изобретение запатентовали. Уже в 1839-40 годах оно подвергается усовершенствованию. Кирк Патрик Макмиллан – кузнец из Шотландии приделывает к нему педали. Таким образом, металлические стержни прикрепляли заднее колесо к педали, которая толкала его. Управление велосипедом осуществлял человек, который располагался между передним и задним колесами. Он управлял устройством при помощи руля, который был прикреплен к переднему колесу.

Спустя несколько лет английский инженер Тампсон получил патент на надувные шины для велосипеда. Но из-за своего технического несовершенства, они тогда не получили распространения. Лишь только в 1867 году велосипеды с педалями стали выпускаться массово.

Название «велосипед» изобретение получило благодаря Пьеру Мишо. В 70-х годах 19-го столетия приобрели популярность велосипеды «пенни-фартинг», названные так из-за соразмерности колес (монета пенни – меньше монеты фартинг). Педали были прикреплены к большому переднему колесу, а сверху от них было седло. Из-за смещения центра тяжести велосипед считался опасным средством передвижения. Альтернативой «пенни-фартинг» стали трехколесные самокаты, которые быстро завоевали популярность.

Следующий этап в истории создания велосипедов – появление металлического колеса, внутри которого были спицы. Предложил это изобретатель Эдуард Каупер в 1867 году. А уже через два года на велосипедах появилась рама. Далее, англичанину Лоусону в конце 70-х годов удается изобрести цепную передачу.

Первым, похожим на современные, был велосипед Rover – «Скиталец». Сделал его в 1884 году англичанин Джон Кемп Старли. Уже через год эти велосипеды были в массовом производстве. У Rover была цепная передача, колеса имели одинаковый размер, место водителя было в центре, между передним колесом и задним. Велосипед завоевал много поклонников в Европе. В отличие от своих предшественников он был безопасен и удобен. Созданный в дальнейшем концерн Rover, наладив производство велосипедов, стал выпускать автомобили. Но просуществовав всего лишь до 2005 года, компания стала банкротом.

Шотландский изобретатель Джон Бойд Данлоп сконструировал каучуковые шины в 1888 году, получившие довольно широкое распространение. Они были более совершенны и надежны, нежели запатентованные – резиновые. Если до этого про велосипеды говорили, что они «костотряски», то теперь езда с колесами из каучука стала более мягкой.

Золотым веком велосипедов называли девяностые годы XIX века. Вскоре появились педальные тормоза, а также механизм свободного хода, благодаря чему не надо было постоянно крутить педали. Чуть позднее изобрели ручной тормоз, однако, применять его стали намного позже.

Год 1878 отмечен появлением первого складного велосипеда. А в 90-х годах сделали первые алюминиевые устройства. В 1895 году изобрели первый рикамбент – это такой велосипед, ехать на котором можно было полулежа или даже лежа. Массовым производством рикамбентов, спустя девять лет, занялся концерн «Пежо».

Велосипеды, имеющие заднюю и переднюю подвеску, стали выпускать в 1915 году, специально для итальянской армии. Следующее десятилетие характеризуется появлением шарикоподшипников, двух – и трехскоростных втулок, конвейерных способов сборки, переключателя передач цепного привода, стальных труб и ножного тормоза.

Механизмы переключения скоростей, изобретенные ранее (начало XX века) оказались не столь совершенны. Заднее колесо велосипеда с обеих сторон оборудовали двумя специальными звездочками, и для переключения скоростей необходимо было остановиться, чтобы снять колесо, а затем перевернуть его. Цепь при этом предстояло натянуть и зафиксировать.

Изобретенный в 1903 году планетарный механизм, служащий для переключения скоростей обрел популярность лишь в 30-е годы XX века. В 1950 году итальянский велогонщик Туллио Кампаньоло, в дальнейшем ставший производителем велосипедов, изобрел механизм, аналогом которого является сегодняшний переключатель скоростей.

В 1974 году появились модели велосипедов из титана, а годом спустя из углепластика. Уже в 1983 году изобрели велокомпьютер, в функции которого входило отслеживание скорости, времени и нагрузки.

Нельзя сказать, что популярность велосипедов в XX веке была постоянно стабильна. В начале столетия стало развиваться автомобилестроение, машины стали более доступны, вследствие чего велосипеды потеряли свою популярность. Вновь мода на велосипеды пришла вместе с пропагандой здорового образа жизни. Сегодня наибольшей популярностью они пользуются у жителей европейских стран. Самой «велосипедной» страной считается Дания. Житель этой страны проезжает на нем 893 км за год. После Дании следуют Нидерланды (853 км). Средний житель Бельгии и Германии проезжает на велосипеде примерно километров 300 за год. Самая низкая популярность в странах Южной Европы. За год среднестатистический испанец проезжает на велосипеде около 20 км.

Надо отдать должное проводимой политике правительства, в результате которой популярность этого вида транспорта способствует улучшению здоровья людей и разгрузке центральных улиц от автомобилей. Во многих азиатских странах велосипед считается практически основным средством передвижения из-за его дешевизны. Однако и там (взять хотя бы Китай и Индию) использование велосипедов стало сокращаться. Жители городов стали переходить на мопеды, мотоциклы, автомобили. Иногда, чтобы велосипедный транспорт не мешал движению машин, власти вынуждены принимать меры против него. Например, в Шанхае, в 2003 году в декабре на время было запрещено движение велосипедистов.

Основным производителем велосипедов считается Китай, так как производства большинства велосипедных фирм находятся в этой стране. Около 95% велосипедов изготовлено в Китае.

Для нас, как и для жителей большинства других городов мира, автобусы, такси и поезда являются привычным средством передвижения. Однако есть страны, в которых для перевозки пассажиров используются весьма нестандартные решения. Смотрите самые необычные транспортные средства со всего мира.

1. Canal Taxi (Таиланд) . Этими большими и шумными лодками, которые курсируют в самых разных направлениях по сети каналов, ежедневно в Бангкоке пользуются тысячи местных жителей и туристов.

2. Джонки - эти традиционные китайские лодки со встроенными двигателями являются очень популярным средством передвижения в Гонконге.

3. Сегвеи (США) . Этот электрический самобалансирующийся самокат является очень популярным транспортным средством в Соединенных Штатах. Его изобрел в 2001 году Дин Кеймен.

4. Гироскутер представляет собой транспортное средство, работающее за счет динамической балансировки при помощи электромотора. Устройство может перемещаться как вперед и назад, так и осуществляя повороты. Основными преимуществами гироскутеров перед другими транспортными средствами являются легкость управления, экологичность, мобильность и маневренность. К тому же они способны развивать приличную скорость. Гироскутер это современное интеллектуальное средство передвижения. Хороший выбор данного необычного транспортного средства по самой доступной цене на
http://Skuter77.Ru

5. «Амфибус» или автобус-амфибия (Нидерланды). Это универсальное транспортное средство, которое может ездить как по суше, так и по воде. Автобус-амфибия помещает около пятидесяти пассажиров и является очень популярной туристической достопримечательностью Роттердама.

6. Автобус-верблюд (Куба). Это транспортное средство появилось в результате замысловатого соединения автобуса с грузовиком. Столь оригинальный автобус, который может перевозить до 300 человек, лишь недавно был выведен из эксплуатации.

7. Подвесная железная дорога действует в немецком городе Вупперталь с 1901 года. «Висящий» поезд ездит на отрезке длиной 13,5 километров и ежедневно перевозит около 82 тысячи пассажиров.

8. Маглев или поезд на магнитной подушке, который развивает скорость до 431 километра в час, курсирует в Шанхае из центрального района города Пудун (Pudong) в международный аэропорт «Пудун». Маглев - это самый быстрый поезд в мире.

9. DUKW (Великобритания) - это еще один автобус-амфибия, который позволяет туристам любоваться Лондоном и с суши, и с реки Темзы.

10. Фелюга (felucca) - это традиционная египетская парусная лодка, сделанные из дерева. Египтяне используют фелюги на протяжении тысячи лет. Парусные лодки являются неотъемлемой и важной частью египетской культуры.

11. Велорикша (cyclo). Эти трехколесные велотакси используются во Вьетнаме, в основном в столице, в Ханое. С помощью велотакси местные жители и туристы могут быстро передвигаться в многолюдном городе.

12. Бамбуковая железная дорога в Камбодже. Эти импровизированные дрезины с электродвигателем изготовлены из бамбука. Они ездят со скоростью до 40 километров в час и являются одним из самых экономичных способов передвижения.

13. Barco de totora (Перу). Эти уникальные лодки изготавливают из «totory» - тростника, растущего в Перу, и являются популярным средством передвижения среди местных рыбаков и туристов.

14. Лифты (Чили). Деревянные лифты были построены в портовом городе Вальпараисо в начале ХХ века для перевозки людей к тем его районам, которые расположены на высоких холмах. В настоящее время лифтами в основном пользуются туристы, которые хотят увидеть панораму Вальпараисо.

15. Рикши используются в Японии начиная с девятнадцатого века и являются неотъемлемой частью японской культуры.



  • Разделы сайта