Толкование евангелия от луки 1 глава. Толкование нового завета. Смерть и воскресение

В предыдущих главах мы разобрали, что «новозаветные» свобода, благодать и вера не могут полностью ни заменить, ни отменить заповеди закона Божьего. А сейчас давайте вновь вернемся к заповедям, возвещенным Иисусом. В числе других, сегодня распространено ошибочное мнение, что Христос не отменил, а просто заменил весь закон Божий двумя новыми заповедями о любви к Богу и людям. Однако это далеко не так. Давайте проанализируем знаменитые слова Иисуса Христа:

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37-39 , см. также Марк. 12:30,31).

А теперь посмотрим на это изречение Христа в контексте библейского повествования. В 22 главе Евангелия от Матфея ст. 35, 36 и в 12 главе Евангелия от Марка ст. 28 описано, как законник (в Евангелие от Марка - книжник), то есть человек, знающий и преподающий закон Моисеев, желая искусить Иисуса, спросил Его: «Какая наибольшая заповедь в законе (в Евангелие от Марка: «Какая первая из всех заповедей?» ). Именно на этот вопрос Христос ответил вышеприведенной известнейшей фразой, назвав первые и наибольшие заповеди в законе . А далее в Евангелие от Матфея Иисус продолжил: «На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки » (Мф. 22:40), а в Евангелие от Марка: «Иной большей сих заповеди нет» (Марк. 12:31).

Для человека, знающего ветхозаветное Писание, абсолютно понятно, что здесь речь идет о двух заповедях закона Моисея из числа 613-ти мицвот. Книжник задал Христу провокационный вопрос, ожидая получить возможность раскритиковать Его ответ, чтобы подорвать авторитет Иисуса в глазах народа. Но Христос не позволил ему этого, процитировав две важнейшие заповеди Писания:

«Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» (Втор. 6:5) - 3-я заповедь из разряда «делай» в перечне еврейских мицвот.

«Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19:18) – 206-я заповедь из того же разряда.

Посмотрите, далее Иисус в Евангелие от Матфея (22:40) сказал, что на этих двух заповедях базируется все данное прежде через пророков Слово Божие и закон Моисеев (см. Мф. 22:40), а в Евангелие от Марка - что эти заповеди в Писании самые важные (см. Марк. 12:31). Христос даже словом не обмолвился об отмене остальных заповедей ветхозаветного Писания. Это становится очевидным уже при первом внимательном прочтении высказывания Иисуса без отрыва от контекста. Христос говорил лишь о приоритете этих двух заповедей по отношению к другим наставлениям закона Моисея. Данный вывод подтверждает и реакция книжника – автора вопроса. На свой конкретный вопрос Иисусу он получил исчерпывающий ответ, который его удовлетворил. Продолжая мысль Христа, книжник сравнил эти заповеди Писания с другими:

«Хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв » (Марк. 12:32,33).

Стоит также отметить, что одну из этих двух заповедей Иисус упоминал и ранее, цитируя закон Моисея:

«Вы слышали, что сказано : люби ближнего твоего» (Мф. 5:43 , см. также Мф. 19:19).

А в Евангелие от Луки данные две заповеди, были процитированы уже не Иисусом, а законником. Он задал Христу вопрос: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» На что, Иисус сказал ему: «В законе что написано? как читаешь?» . И тогда законник назвал две хорошо известные заповеди Ветхого Завета, которые почему-то сейчас некоторые верующие приписывают Христу: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» . Иисус одобрил его ответ: «Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить» (см. Лук. 10:25-28).

То есть Иисус не придумал две новые заповеди, и не отменил ими весь закон, данный Моисею Господом на горе Синай. Христос лишь назвал самые важные в нем заповеди, направляя людей к сути всегда существующего вечного учения Бога. Дорогой христианин, если для себя этот факт Вы открыли впервые, или раньше об этом не задумывались, я призываю Вас проанализировать прочитанное утверждение еще раз и сделать соответствующий вывод.

Ранее закон Божий мы сравнили с законодательством государства, где Декалог - это конституция, а остальные заповеди закона Моисея – кодексы. В данной схеме две заповеди, которые Иисус назвал важнейшими, находятся выше конституции. Их можно сравнить с принципом, основой государственного устройства. Основные признаки и суть демократического государства это: 1) реальная представительная демократия и 2) обеспечение прав и свобод человека и гражданина. А суть учения Бога это: 1) неподдельная, искренняя любовь к Творцу и доверие Ему; 2) бескорыстная любовь к людям.

После Иисуса апостолы продолжали нести весть о принципе и сути закона Божьего:

«Любовь есть исполнение закона » (Рим. 13:10).

«Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал. 5:14 , см. также Рим. 13:8).

А теперь посмотрите, что говорил апостол Иоанн о взаимосвязи любви к Богу и исполнении Его заповедей:

«Это есть любовь к Богу , чтобы мы соблюдали заповеди Его ; и заповеди Его нетяжки » (1 Ин. 5:3 , см. также 2 Ин. 1:6).

О каких заповедях здесь говорит Иоанн? Если бы Иисус оставил всего две заповеди «любовь к Богу» и «любовь к людям», то почему Иоанн, назвав одну из них - «любовь к Богу» , о второй заповеди «люби ближнего» говорит во множественном числе: «Соблюди заповеди Его, … заповеди Его нетяжки » ? А в Откр. 22:14,15 Иоанн противопоставляет любодеев, идолослужителей, чародеев.., делающих неправду, соблюдающим заповеди Божьи. Безусловно, здесь апостол говорит о необходимости для христианина соблюдения всех действующих заповедей Творца. О многочисленных заповедях говорил и Павел в

Прежде чем начать рассуждения на тему о Христовых заповедях, сначала определимся с тем, что закон Божий - это как та путеводная звезда, которая указывает человеку путешествующему его дорогу, а человеку божьему - дорогу в Царствие Небесное. Закон Божий всегда означал свет, согревающий сердце, утешающий душу, посвящающий разум. Какие они - 10 заповедей Христа - и чему они учат, попробуем кратко разобраться.

Заповеди Иисуса Христа

Заповеди дают главную нравственную основу для человеческой души. О чем говорят заповеди Иисуса Христа? Примечательно, что у человека всегда есть свобода в том, чтобы подчиняться им или нет, - великая милость Божия. Она дает человеку возможность духовно расти и совершенствоваться, но и налагает на него ответственность за совершающиеся поступки. Нарушение хоть одной заповеди Христа ведет к страданиям, рабству и вырождению, в общем, к катастрофе.

Вспомним, когда Бог создал наш земной мир, то в ангельском мире произошла трагедия. Гордый ангел Денница восстал против Бога и захотел создать свое царствие, которое теперь именуется Адом.

Следующая трагедия произошла, когда Адам и Ева не послушали Бога, и их жизнь познала смерть, страдания и нищету.

Другая трагедия случилась во времена Всемирного потопа, когда Бог наказал людей - современников Ноя - за неверие и нарушение законов Божиих. За этим событием происходит уничтожение Содома и Гоморры тоже за грехи жителей этих городов. Дальше наступает разрушение Израильского, а за ним Иудейского царства. Потом падет Византия и Русская империя, а за ними будут и другие несчастья и бедствия, которые обрушатся Божиим гневом за грехи. Нравственные законы вечны и неизменны, а кто не будет соблюдать заповеди Христа, тот будет уничтожен.

История

Самым важным ветхозаветным событием является получение людьми от Бога десяти заповедей. Моисей принес их с Синайской горы, где учил его Бог, и высечены они были на двух каменных скрижалях, а не на тленной бумаге или другом веществе.

До этого момента еврейский народ представлял собой бесправных рабов, работающих на Египетское царство. После возникновения синайского законодательства создается народ, который призван служить Богу. Из этого народа потом вышли великие святые люди, и от него же родился сам Спаситель Иисус Христос.

Десять заповедей Христа

Ознакомившись с заповедями, можно увидеть в них некую последовательность. Итак, заповеди Христа (первые четыре) говорят о человеческих обязанностях по отношению к Богу. Пять следующих определяют человеческие взаимоотношения. А последняя призывает людей к чистоте помыслов и желаний.

Десять заповедей Христа выражены очень кратко и с минимальными требованиями. В них определяются границы, которые не стоит переступать человеку в общественной и личной жизни.

Первая заповедь

Первая звучит: «Я - Господь твой, пусть не будет у тебя других Богов, кроме меня». Это означает, что Бог является источником всех благ и руководителем всех человеческих поступков. И поэтому человек всю свою жизнь должен направить на познание Бога и своими благочестивыми поступками прославлять имя его. В этой заповеди указывается, что Бог един на всем белом свете и других богов иметь недопустимо.

Вторая заповедь

Во второй заповеди говорится: «Не создавай себе кумира…» Богом запрещается человеку создавать себе воображаемых или вещественных кумиров и преклоняться перед ними. Кумирами для современного человека стало земное счастье, богатство, физическое удовольствие и фанатичное преклонение перед своими лидерами и вождями.

Третья заповедь

Третья говорит: «Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно». Человеку запрещается употреблять имя Господа неблагоговейно в житейской суете, в шутках или пустых разговорах. Грехами являются богохульство, кощунство, клятвопреступление, нарушение обетов, данных Господу и т.д.

Четвертая заповедь

В четвертой говорится о том, что надо помнить день субботний и свято проводить его. Шесть дней нужно работать, а седьмой посвятить Богу своему. Это значит, что шесть дней в неделю человек трудится, а в седьмой день (субботу), должен изучать слово Божие, молиться в храме, а значит, посвящать день Господу. В эти дни нужно заботиться о спасении души своей, вести благочестивые беседы, просвещать ум религиозными знаниями, посещать больных и заключенных, помогать бедным и т.д.

Пятая заповедь

В пятой говорится: «Почитай отца и матерь свою…» Бог повелевает всегда заботиться, уважать и любить своих родителей, не оскорблять их ни словом, ни делом. Великий грех - неуважение отца и матери. В Ветхом Завете за этот грех наказывали смертью.

Шестая заповедь

Шестая гласит: «Не убивай». Эта заповедь запрещает забирать жизнь у других и у себя. Жизнь - великий дар Божий, и только он устанавливает человеку пределы земной жизни. Поэтому самоубийство - это есть самый тяжелый грех. В самоубийство кроме самого убийства вкладываются еще и грехи маловерия, отчаяния, ропот против Господа и восстание против его промысла. Всякий, кто питает чувство ненависти к другим, желает смерти ближним, заводит ссоры и драки, тот грешит против этой заповеди.

Седьмая заповедь

В седьмой написано: «Не прелюбодействуй». В ней указывается, что человеку нужно быть, если он не женат, целомудренным, а если женат, хранить верность мужу или жене. Чтобы не грешить, не нужно устраивать бесстыдные песни и танцы, смотреть соблазнительные фотографии и фильмы, слушать пикантные анекдоты и т.д.

Восьмая заповедь

Восьмая говорит: «Не кради». Бог запрещает присваивать имущество другого. Нельзя заниматься воровством, грабительством, тунеядством, взяточничеством, лихоимством, а также уклоняться от долгов, обвешивать покупателя, утаивать найденное, обманывать, удерживать зарплату наемного работника и т.д.

Девятая заповедь

Девятая указывает: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». Господь запрещает человеку давать ложные показания против другого на суде, совершать доносы, клеветать, сплетничать и злословить. Это дело дьявольское, ведь слово «дьявол» означает «клеветник».

Десятая заповедь

В десятой заповеди Господь учит: «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его…» Здесь людям указывается на то, что надо учиться воздерживаться от зависти и не иметь нехороших желаний.

Все предшествующие заповеди Христа учили преимущественно правильному поведению, а вот последняя обращается к тому, что может происходить внутри человека, к его чувствам, мыслям и желаниям. Человеку всегда нужно заботиться о чистоте душевных помыслов, ведь любой грех начинается с недоброй мысли, на которой он может остановиться, и тогда возникнет греховное желание, которое будет подталкивать на неблагоприятные поступки. Поэтому нужно научиться пресекать свои нехорошие мысли, чтобы не нагрешить.

Новый Завет. Заповеди Христа

Кратко суть одной из заповедей Иисус Христос изложил так: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим". Вторая же, подобная ей: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя". Это и есть самая главная заповедь Христа. Она дает то глубокое осознание всех тех десяти, которые четко и ясно помогают понять, в чем выражается человеческая любовь к Господу и что этой любви противоречит.

Для того чтобы новые заповеди Иисуса Христа приносили пользу человеку, необходимо сделать так, чтобы они руководили нашими мыслями и поступками. Они должны проникать в наше мировоззрение и подсознание и всегда находиться на скрижалях нашей души и сердца.

10 заповедей Христа - это основное нравственное руководство, необходимое для созидания в жизни. Иначе все будет обречено на уничтожение.

Праведный царь Давид писал, что блажен тот человек, который выполняет закон Господа и размышляет о нем и днем, и ночью. Он будет как то посаженное в потоках вод дерево, которое принесет плод свой в свой час и не увянет.

Дискуссия о том, какая из многочисленных заповедей Закона - первая, была классической в раввинских школах в период земной жизни Иисуса Христа. Иисуса считали Учителем, и Он не ушёл от ответа на заданный Ему вопрос: "Какая наибольшая заповедь?" Он ответил в оригинальной манере, соединив любовь к Богу с любовью к ближнему. Его последователи не могут отделить одно от другого, как нельзя разделить корень и крону дерева: чем больше любят они Бога, тем сильнее становится их любовь к братьям и сёстрам; чем больше любят они братьев и сестёр, тем глубже их любовь к Богу.

Иисус лучше всех знает, Кто на самом деле есть Бог, Которого нам заповедано любить, и знает, как нужно Его любить: Он Отец Иисуса и наш Отец, Бог Иисуса и наш Бог (см. Ин 20, 17). Он Бог, любящий каждого человека лично; Он любит меня, любит тебя: Он мой Бог, твой Бог ("возлюби Господа Бога твоего").

И мы можем любить Его, потому что Он возлюбил нас первым: значит, заповеданная нам любовь - это ответ на Любовь. Мы можем обращаться к Нему так же откровенно и доверительно, как делал это Иисус, когда говорил Ему "Авва", что означает "Отец". И мы, подобно Иисусу, можем часто беседовать с Богом, поверяя Ему все свои нужды, намерения и планы, вновь и вновь говоря о нашей исключительной любви к Нему. Ждать с нетерпением, когда придёт время вступить с Ним в глубокий контакт посредством молитвы, которая есть диалог, общение, интенсивные дружеские отношения. В такие моменты мы можем изливать свою любовь: поклоняться Богу, сущему вне тварного мира, прославлять Его, присутствующего повсюду во всей вселенной, возносить Ему хвалу в тайниках нашего сердца или в церкви, где Он пребывает под видом Хлеба и Вина; думать о том, что Он рядом с нами там, где мы находимся: в комнате, на работе, в офисе, когда мы вместе с другими людьми...

Иисус учит нас, как ещё можно любить Господа Бога. Для Иисуса любить - значит исполнять волю Отца, отдавая в Его распоряжение Свой разум, сердце, все силы и саму жизнь: Он отдал всего Себя на осуществление замысла о Нём, который был у Отца. Евангелие показывает нам Иисуса всегда и полностью обращённым к Отцу (см. Ин 1, 18), всегда пребывающим в Отце, всегда сосредоточенным на том, чтобы говорить только слова, слышанные от Отца, чтобы совершать только те действия, о которых просил Отец. Того же Он ждёт и от нас: любить - значит исполнять волю Возлюбленного, не ограничиваясь полумерами, всем своим существом, "всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим". Ведь любовь не есть только чувство. "Что вы зовёте Меня: "Господи! Господи!" и не делаете того, что Я говорю?" (Лк 6, 46) - спрашивает Иисус тех, кто любит лишь на словах.

"Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим".

Как же исполнять эту заповедь Иисуса Христа? Для этого, безусловно, нужно поддерживать сыновние и дружеские отношения с Богом, но прежде всего делать то, что Ему угодно. Нам следует, подобно Иисусу, быть постоянно обращёнными к Отцу: слушать, что Он нам говорит, и подчиняться Ему, чтобы исполнять Его замысел и ничего помимо этого.

Здесь мы должны быть очень радикальными. Богу нельзя отдать меньше, чем всё: всё сердце, всю душу, всё разумение своё. Значит, нужно хорошо, до конца делать то дело, которое угодно Богу в данную минуту.

Для того, чтобы исполнить Его волю, сообразоваться с ней, нередко приходится сжечь собственную волю, принеся в жертву всё, что есть у нас на сердце и на уме не относящегося к настоящему моменту. Это могут быть идеи, чувства, мысли о чём-нибудь или о ком-нибудь, желания, воспоминания...

Нужно всецело сосредоточиться на том, что" требуется от нас в настоящее мгновение. Говорить с человеком, звонить, слушать, кому-нибудь помогать, учиться, молиться, есть, спать - исполнять волю Божию, не отвлекаясь ни на что другое, вкладывая в свои действия всё сердце, душу и разумение, чтобы они были законченными, чистыми, совершенными. Единственной побудительной причиной каждого нашего поступка должна быть любовь, чтобы мы в любой момент могли сказать: "Да, мой Боже, в эту минуту, в этом действии я любил Тебя всем сердцем, всем моим существом!" Только тогда сможем мы сказать, что любим Бога и отвечаем на Его Любовь к нам, будучи в свою очередь - в подражание Ему - любовью.

"Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим".

Чтобы применять в жизни эти слова, полезно было бы время от времени проверять самих себя: действительно ли Бог занимает главное место в нашей душе?

Итак, совет в заключение. Давайте возобновим уже сделанный выбор: пусть Бог будет нашим единственным Идеалом, смыслом нашей жизни, самым главным для нас. Будем как можно совершеннее исполнять Его волю в настоящий момент и жить так, чтобы мы могли искренне сказать Ему: "Мой Бог, Ты для меня - всё! Ты Бог, Ты мой Бог, наш Бог бесконечной любви!"

Нельзя любить только сердцем, без согласия разума.

Михаил Черенков

«Возлюби Господа, Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Марк. 12:30)

Всецельная любовь к Богу – первая заповедь Торы, подтвержденная Христом и для эпохи Нового завета. О любви всем «сердцем» и «крепостью» («силами») учат много, хотя мне до сих пор мало понятно, что значит «любить» «сердцем» и «силами». За этими словами всегда остается очень много эмоций и совсем мало ясности.

Но о любви всем «разумением» («всеми помыслами») слышал крайне редко, хотя здесь, на мой скромный взгляд, можно легче разобраться, а потому лучше с этого пункта и начинать, то есть начинать с разумения, чтобы потом подключить и другие «органы».

Почему-то христиане пренебрегают «разумением», «помыслами», предпочитая любить «сердцем». Мне же кажется, что заповеданная любовь к Богу только и возможна, что вместе, цельно, едино – сердцем, разумом и силами. И когда мы говорим только о сердце, мы создаем завесу таинственности, романтичности, эмоциональности, успокаивая себя неведением и непониманием.

Нельзя любить только сердцем, без согласия разума. Неразумная, безрассудная любовь не только опасна, но и противоестественна, абсурдна, ибо разрывает личность, а не соединяет; живет приятным самообманом, а не «сорадуется истине» (1 Кор. 13:6); делает рабом, а не освобождает.

Вопреки распространенным «духовным» рассуждениям, оказывается, что нельзя любить и говорить о любви без участия разума. Но часто ли мы слышим о любви Бога разумением? Насколько наш разум посвящен и служит Ему? Не лишаем ли мы себя больших благословений, пренебрегая разумом как даром Божьим? Как проявлять любовь Богу через заботу о разуме и «разумное служение»? Эти вопросы встречаются так редко, что должны вызывать тревогу – здесь мы упустили из виду действительно важное, здесь мы замалчивали не дополнительное, но необходимое условие наших отношений с Богом.

Разум – часть нашего подобия Богу. Мы так мало знаем о «сердце» и «душе», что вполне серьезно говорим о сердечной любви или душевной привязанности к домашним собакам и кошкам. Но если говорить о любви серьезно, то только с участием разума как познающего, разбирающегося, принимающего решения, отдающего отчет. Если говорить о любви к Богу, то только о любви разумной.

Апостол Павел умоляет – т.е. нижайше просит, упрашивает относиться к Богу и служению Ему разумно, сознательно, не формально, не слепо, не безрассудно. «Умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:1-2).

«Век этот» производит людей неразумных, форматирует умы людей под себя, под свою превратную логику, свои мнимые ценности. Легче всего плыть по течению, «сообразоваться», приспособляться, становиться таким же как все люди «мира этого». Но апостол призывает «преобразоваться», измениться, жить и мыслить вопреки «миру», идти против течения.

Преобразование возможно через «покаяние» как «перемену ума», а затем в процессе «обновления ума» и познания обновленным умом «воли Божьей». Если Бог хочет «разумного служения», то Его не удовлетворят наши ссылки на омертвевшую традицию («так всегда было», «так нас научили») или на дух времени («сейчас иначе нельзя», «так все делают»). Бог ожидает осознанного, осмысленного, разумного отношения.

Разумное служение Богу и познание Его воли связываются не с эмоциями, душевными порывами, страстной увлеченностью, но с эффективной работой ума как органа мысли и инструмента познания. Мы ответственны не только за здравие тела и духа, но и за здоровье ума, его гигиену, профилактику, лечение, укрепление, развитие.

«Возлюбить Бога всем разумением» означает видеть в разуме Бога и видеть Бога разумом, благодарно принимать разум как дар и откровение, ответственно использовать всю полноту его возможностей.

Богу нравятся умные, но еще больше - любящие. Если мы хотим любить Бога, мы должны сделать свой разум любящим, а любовь разумной.

Вся полнота нашей личности должна устремиться к Богу, чтобы преобразиться в Его присутствии, в Его любви. Устремляясь к Богу, ум обновляется. Вблизи Бога исцеляется конфликт, противоречия сердца и ума. Любовь к Богу и любовь Божья соединяют все стороны личности воедино так, что Бог будет все во всем. «Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом» (1 Кор. 14:15).

23 24

1:1
«Любящий Бога» - так переводится имя Феофил; для него было написано это Евангелие. Книга Деяний, также написанная Лукой, начинается тем же обращением.

1:1
Христос- это греческая форма еврейского слова «Мессия», означающего «Божий помазанник». Эта книга является жизнеописанием Иисуса Христа. Для своих греческих читателей, любивших и ценивших совершенство, Лука рисует Иисуса совершенным человеком. Он говорит об Иисусе как о подлинном человеке, который в то же время поистине является Богом. Лука - единственный из новозаветных авторов, о котором нам известно, что он не был иудеем.

1:1-4
В то время существовал огромный интерес к личности Иисуса, и многие писали о Нем повествования. Используя все доступные ему источники, Лука придает этим рассказам завершенную форму, исследовав их историческую достоверность. Для него было важно сохранить историческую истину, и поэтому он во многом полагался на свидетельства очевидцев. Христианство не требует: «Закрой глаза и веруй», - скорее напротив: «Исследуй это сам». Библия призывает нас тщательно исследовать ее утверждения (Ин 1:46; 21:24; Деян 17:11,12), потому что выводы являются для нас вопросом жизни и смерти.

1:3
Как врач Лука понимал всю важность тщательной проверки. Он использовал свои профессиональные навыки наблюдения и анализа, чтобы исследовать рассказы об Иисусе. Каким был его вывод? Евангелие Иисуса Христа истинно! Читая повествование Луки, вы можете быть уверены, что его написал добросовестный мыслитель и внимательный исследователь. Евангелие основано на исторической истине, и поэтому наш духовный рост должен включать в себя тщательное, постоянное и терпеливое изучение Божьего слова. Если подобное изучение не является частью вашей жизни, найдите пастора, учителя или книгу, которые помогут вам начать его и будут руководить вами в этой важной области христианского роста.

1:5
Иудейский священник служил в храме, следил за обрядами, учил народ Божьему слову и совершал жертвоприношения. В то время в Израиле было около 20000 священников - безусловно, слишком много для того, чтобы они могли служить в храме одновременно. Поэтому по приказу царя Давида (1 Пар 24:3-19) священники разделялись на 24 группы, приблизительно по 1000 человек в каждой. Захария был членом группы Авия, и его очередь служить приходилась на эту неделю. Каждое утро священнику полагалось входить во внутреннее святилище храма и возжигать ладан. Чтобы решить, кому войти туда, бросали жребий. В тот раз жребий выпал Захарии. То, что ему настал черед служить, и то, что он был избран войти во внутреннее святилище - не случайность. Бог участвовал в событиях человеческой истории, чтобы приготовить путь для прихода Христа.

1:5
Это был Ирод Великий, утвержденный римским сенатом правителем Иудеи. Будучи иудеем лишь наполовину и желая угодить своим римским хозяевам, он, перестроив и украсив Иерусалимский храм, поместил над входом римского орла. Он помогал иудеям не из желания угодить Богу, а лишь преследуя политические цели. Позже Ирод Великий приказал устроить резню детей, тщетно пытаясь убить младенца Иисуса, которого некоторые называли новым «Царем иудеев» (Мф 2:16-18).

1:6
Захария и Елизавета не только тщательно соблюдали Божий закон, но и подкрепляли свое внешнее благочестие истинным послушанием. Праведность означает скорее покорность Божьей воле, чем слепое повиновение букве закона.

1:10
Ладан возжигался в храме два раза в день. Когда люди видели дым курящегося ладана, они молились. Этот поднимающийся к небу дым символизировал их молитвы, восходящие к Божьему престолу.

1:11,12
Ангелы - это духовные существа, которые обитают рядом с Богом и исполняют Его волю. Писание называет по имени двоих - Михаила и Гавриила, однако упоминает многих как Божьих вестников. Здесь Гавриил (1:19) приносит Захарии особую весть. Его явление не было ни сном, ни видением. Ангел явился священнику в зримой форме и говорил с ним вполне внятными словами.

1:13
Принося на алтарь ладан, Захария молился, возможно, о сыне или о приходе Мессии. В любом случае на его молитву был дан ответ. Вскоре у него должен был родиться сын, которому было суждено приготовить путь для Мессии. Бог ответил на молитву таким образом и в то время, как счел нужным. Он разрешил невозможную ситуацию (жена Захарии была бесплодна), чтобы исполнить все пророчества, относящиеся к Мессии. Если мы хотим получить ответ на свои молитвы, мы должны быть готовы к тому, что Бог может ответить нам через самые неразрешимые ситуации. Мы должны предоставить Ему действовать так и тогда, как Он сам сочтет необходимым.

1:13
Имя «Иоанн» означает «Господь милостив», а «Иисус» означает «Господь спасает». Оба этих имени были даны Богом, а не выбраны родителями. В Евангелиях показано, как Бог милует и спасает свой народ.

1:15
Иоанн был избран для особого служения Богу. Запрет пить вино мог быть частью назорейской клятвы -древнего обета посвящения Богу (Числ 6:1-4). Самсон (Суд 13), а также, возможно, Самуил (1 Цар 1:11) находились под назорейским обетом.

1:15
Это первое упоминание Луки о Святом Духе, третьем Лице Троицы. Здесь, как и в тех случаях, когда в Ветхом Завете говорится об исполнении Духом, Он пришел для особой цели, чтобы исполнить особый замысел. Со времени Пятидесятницы (Деян 2:2-4) Святой Дух приходит для того, чтобы обитать в людях постоянно.

1:17
Иоанн выступал в духе ветхозаветного пророка: он призывал людей отвернуться от греха и обратиться к Богу. Его часто сравнивали с великим ветхозаветным пророком Илией, который прославился своим противостоянием нечестивым правителям (Мал 4:5; Мф 11:14; 17:10-13). 1:17 Иоанн подготавливал народ к приходу Мессии: он словно бы заменял очерствевшие людские сердца другими - податливыми, доверчивыми и открытыми для перемен (см. Иез 11:19,20; 36:25-29). Взрослые люди не должны быть ребячливыми, но их вера должна быть подобна детской. Настолько ли вы открыты Богу, насколько нужно? Нуждаетесь ли вы в переменах?

1:18
Услышав, что у него родится сын, Захария усомнился. С человеческой точки зрения, его сомнения вполне понятны, но для Бога нет ничего невозможного. Несмотря на то, что Захария и Елизавета были уже в возрасте, Бог дал им ребенка. Легко сомневаться или заблуждаться относительно того, что Бог может совершить в нашей жизни. Даже Божьи избранники порой ошибались, доверяя своему разуму и опыту более, чем Богу. Испытывая искушение решить, что то или иное Божье обещание невыполнимо, попытайтесь посмотреть с точки зрения Бога. Он свободен от нашей ограниченности.

1:20
Захария счел невозможным, чтобы его жена и он, будучи в преклонном возрасте, смогли иметь ребенка. Но Бог исполняет свои обещания, и делает это в должное время. Вы можете быть совершенно уверены, что Бог сдержит свои обещания. Может быть, это произойдет не завтра, а в надлежащее время. Если вы ожидаете Божьего ответа на свою просьбу или нужду, сохраняйте терпение. Не важно, насколько невыполнимыми кажутся Божьи обещания - Его слово непременно окажется истинным, когда придет срок.

1:21
Люди ожидали, что Захария выйдет и благословит их, как обычно (см. Числ 6:22-27).

1:25
Захария и Елизавета были верны Богу, и тем не менее они страдали. Некоторые в то время не верили в телесное воскресение, и поэтому их надежда на бессмертие заключалась лишь в потомках. Кроме того, дети заботились о престарелых родителях и укрепляли общественное и материальное положение семьи. В детях видели благословение, а бесплодие считалось проклятием. Захария и Елизавета не имели детей и к тому времени были уже слишком стары, чтобы надеяться на перемены. Они жили в ощущении постоянного унижения, без всякой надежды. Но Бог ждал, когда придет должное время благословить их и снять с них это поношение.

1:26
Гавриил являлся не только Захарии и Марии, но и пророку Даниилу, более чем за 500 лет до того (Дан 8:15; 9:21). Каждый раз он приносил от Бога важные вести.

1:26
Назарет, родной город Иосифа и Марии, находился далеко от Иерусалима - иудейского религиозного и культурного центра. Так как Назарет стоял на большом торговом пути, его часто посещали языческие купцы и римские воины. Поэтому среди иудеев город пользовался дурной репутацией (Ин 1:46). Иисус родился в Вифлееме, но вырос в Назарете. Однако жители Назарета отказались признать Его Мессией (4:22-30).

1:28
В глазах современников Мария не обладала никакими особыми достоинствами, за которые Бог мог бы избрать ее для осуществления своего великого замысла. Однако Он избрал ее за необыкновенное послушание - великое духовное качество. Вам может казаться, что вы - не особо подходящий кандидат для Божьей службы. Не ограничивайте Божьего выбора. Он может избрать вас, если вы доверитесь Ему.

1:30,31
Божье благословение не означает, что вслед за ним сразу же придут успех и слава. Благословение Марии - честь стать матерью Мессии - принесло ей немало боли: ее чуть не оставил жених, ее Сыну были уготованы отвержение и казнь. Но лишь через Него мир мог обрести единственную надежду, и поэтому бесконечные поколения славят Марию как «благословенную среди женщин». Ее покорность послужила нашему спасению. Если благословения приносят вам скорбь, подумайте о Марии и терпеливо ждите, пока Бог осуществит свой замысел до конца.

1:31-33
«Иисус» - это греческая форма широко распространенного еврейского имени Йошуа, означающего «Господь спасает». Как Иисус Навин (евр. Йошуа бен Нун) ввел Израиль в Обетованную землю (Иис Нав 1:2), Иисус Христос вводит свой народ в вечную жизнь. Символичность Его имени была вполне очевидна для Его современников, которые относились к именам чрезвычайно серьезно, усматривая в них источник силы. Во имя Иисуса исцелялись больные, изгонялись демоны и прощались грехи.

1:32,33
За столетия до этого Бог обещал царю Давиду, что его царству суждено стоять вечно (2 Цар 7:16). Это обещание исполнилось в пришествии прямого потомка Давида - Иисуса, который будет царствовать вечно.

1:34
Рождение Иисуса от девушки было таким чудом, что многие до сих пор не могут в это поверить. Три доказательства могут укрепить нашу веру: (1) Лука был врачом и прекрасно знал, как рождаются дети. Для него поверить в девственное зачатие было, вероятно, не легче, чем нам, но тем не менее он сообщает о нем как о свершившемся факте. (2) Лука был кропотливым исследователем, положившим в основу своего Евангелия свидетельства очевидцев. По преданию, он говорил о событиях 1-2 глав с самой Марией. (3) Христиане и иудеи, чтущие Бога как Творца мироздания, должны уметь поверить, что Он властен сотворить дитя в девственной утробе.

1:35
Иисус был рожден свободным от греха, который вошел в мир через Адама. Он был рожден святым, подобно тому, как Адам был сотворен безгрешным. В отличие от Адама, который ослушался Бога, Иисус был послушен Богу, и таким образом Он способен быть искупительной жертвой за последствия греха и открыть нам доступ к Богу (Рим 5:14-19).

1:38
Незамужней девушке грозила беда, если обнаруживалось, что она беременна. Если отец ребенка не соглашался жениться на ней, она могла остаться не замужем на всю жизнь. Если же ее проклинал ее собственный отец, ей не оставалось ничего иного, как просить милостыню или торговать собой, чтобы добыть средства к существованию. Мария, с ее историей о беременности от Святого Духа, могла и вовсе прослыть сумасшедшей. Но несмотря на возможные беды и тревоги, она сказала: «Я согласна». Тогда Мария еще не знала о том великом благословении, которое она должна была получить. Она знала лишь, что Бог призывает ее служить Ему, и с радостью откликнулась на Его призыв. Не стремитесь узнать результат перед тем, как вверить Богу свою жизнь. Предоставьте Ему распоряжаться ею даже в том случае, если последствия кажутся вам катастрофическими.

1:38
Предвозвещение о рождении ребенка встречало в Писании различные отклики. Сарра, жена Авраама, рассмеялась (Быт 18:9-15). Маной, отец Самсона, испугался (Суд 13:22). Захария усомнился (Лк 1:18). Мария же подчинилась. Она поверила словам ангела и согласилась на то, что было невозможно с человеческой точки зрения. Бог способен совершить невозможное. Нашим откликом на Его призыв должен быть не смех, не страх и не сомнение, но радостная готовность.

1:41-43
По-видимому, Святой Дух сказал Елизавете, что ребенок Марии будет Мессией, так как Елизавета назвала свою юную племянницу «мать моего Господа». Спеша навестить родственницу, Мария, должно быть, размышляла над тем, на самом ли деле произошли все чудесные события последних дней? Приветствие Елизаветы должно было укрепить ее веру. Обещанная беременность могла казаться невозможной, но мудрая Елизавета поверила и порадовалась об этом.

1:42,43
Несмотря на то, что она сама носила долгожданного сына, Елизавета могла бы позавидовать Марии, чей сын должен был стать более великим, чем ее собственный. Вместо этого она исполнилась радости о том, что мать Господа удостоила ее своим посещением. Случалось ли вам завидовать людям, которых Бог особо благословил? Лекарство от зависти - радоваться вместе с ними, сознавая, что Бог использует людей так, как лучше всего подходит для осуществления Его замыслов.

1:46-55
Эта песнь часто называется «Magnificat» по первому слову ее латинского перевода. Она часто перелагалась на музыку. Подобно Анне, матери Самуила (1 Цар 2:1-10), Мария прославила Бога в песне, радуясь о том, что Он совершит через нее для мира. В обеих песнях Бог изображается как защитник бедных, обездоленных и отверженных.

1:48
Когда Мария сказала: «Все будут называть меня благословенной», - была ли она горда? Нет, она осознавала и принимала дар, который дал ей Бог. Если бы Мария отказалась от своего невероятного избрания, она отвергла бы Божье благословение. Гордость заключается в отказе принимать Божьи дары, смиренный же человек принимает их и использует для того, чтобы прославить Бога и служить Ему. Не отвергайте ваших даров. Благодарите за них Бога и используйте их к Его славе.

1:54,55
Бог хранил свое обещание Аврааму всегда быть милостивым к его народу (Быт 22:16-18). Рождение Христа было исполнением этого обещания, и Мария понимала это. Она не была удивлена, когда ее Сын объявил себя Мессией. Она знала о Его предназначении еще до Его рождения. Некоторые из Божьих обещаний Израилю содержатся во 2 Цар 22:50,51; Пс 88:4,5; 102:17,18; Мих 7:18-20,

1:56
Путешествия в те времена были нелегким делом, и поэтому люди гостили друг у друга подолгу. По всей вероятности, Мария помогала Елизавете, испытывавшей трудности в связи с беременностью в преклонном возрасте.

1:59
Обряд обрезания был важным событием для семьи еврейского новорожденного. Впервые Бог заповедал совершать этот обряд, когда избрал свой святой народ (Быт 17:4-14), и впоследствии подтвердил его через Моисея (Лев 12:3). Этот обряд по-прежнему совершается сегодня в иудейских семьях. День обрезания становится праздником, когда друзья и члены семьи отмечают вступление новорожденного в Божий завет.

1:59
Семейные связи и наследственные имена были важны для иудеев. Поэтому люди предполагали, что младенец должен получить имя либо Захарии, либо кого-нибудь из родственников, и были удивлены, когда сам Захария и Елизавета захотели назвать новорожденного Иоанном.

1:67-79
Первыми словами, произнесенными после долгих месяцев молчания, Захария славил Бога. В гимне, который часто называется «Benedictus» по первым словам латинского перевода, он пророчествовал о грядущем Спасителе, который искупит свой народ, и предсказывал, что его собственный сын Иоанн должен будет приготовить путь для Мессии. Все ветхозаветные пророчества сбывались - не удивительно, что Захария славил Бога!

1:71
Иудеи напряженно ждали прихода Мессии, однако, как они полагали, Он должен был прийти, чтобы избавить их от власти Рима. Они были готовы встретить Спасителя-воина, а не Мессию, побеждающего грех.

1:72,73
Бог обещал Аврааму благословить через него все народы (Быт 12:3). Это обещание должно было исполниться через Мессию, потомка Авраама.

1:76-80
До этого Захария вспоминал столетия спасительной работы Бога в истории, начавшейся от Авраама и заканчивающейся в вечности. Теперь он говорит о том, что и его сыну суждено сыграть свою роль в Божьем замысле. Обладая неограниченной силой, Бог тем не менее предпочел действовать через слабых человеческих существ, вступающих в жизнь беспомощными младенцами.

1:80
Почему Иоанн жил в пустыне? Пророки прибегали к уединению, чтобы сосредоточить все свое внимание на Боге. Иоанн, к тому же, таким образом подчеркнул свое отделение от религиозных и политических властей, и поэтому мог направить свою проповедь против них. Своей жизнью он доказывал, что его учение отличается от их учений.



  • Разделы сайта