Скачать коррекционные упражнения. Коррекционная программа для детей с сдвг, ммд, рда. ФМ для улучшения мозгового кровообращения

Статья на тему:"Коррекционные упражнения на развитие внимания"

Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребёнка в школе. У дошкольника преобладает непроизвольное внимание; ребёнок не может ещё управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чём-то одном, в частой смене деятельности.

К началу обучения в школе у ребёнка постепенно формируется произвольное внимание. Оно развивается интенсивно, если взрослые оказывают ребёнку помощь. Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности, что предполагает тщательное выполнение любого задания - как интересного, так и неинтересного.

Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как объём, концентрация, распределение и переключение, устойчивость.

Упражнения для развития внимания

1. Расшифруй слова и запиши их без ошибок:

a. Аворок, алокш, кинечу, адогоп, алкук, теломас, анишам, рофотевс, ьлибомотва.

Корректурная проба. Определение объема внимания (норма 600 знаков – 5 ошибок).На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая буквы слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые. Работать надо быстро и точно. Время работы – 5 минут.

Например:

Е К Р Н С О А Р Н Е С В А Р К В Р Е О Д Г А В Е Н Р О М Н Е Р О П Н Е Р

3. Найди слова, которые «спрятались»:

Аврогазетаатмнисвлшктдомврмченгрозаастргрслонекго

4. Раздели слова, которые «склеились»:

Шаркорзинаботинкибинокльедаобезьянакнигарукаель

5. Зачеркни повторяющиеся слова:

Моресолнцелесводамореземлясолнцелучнебоводарыбалесуткаморесолнцепароходводаземляпоходмореискрынебодетиморе

6. Расставь числа в порядке возрастания:

a. 5, 8, 6, 4, 12, 7, 2,0 ,8 ,10 ,4 ,3 ,2 ,0, 5, 2, 8, 5, 7, 18, 22, 11, 16, 8, 13, 6, 19, 21, 15, 17, 30, 27, 32, 18, 8, 7, 4, 42.

Игра «Что убрали со стола и что добавили?» На столе лежат школьные принадлежности в количестве 10 предметов. Задание: «Внимательно посмотрите и запомните предметы, лежащие на столе, их расположение (1-2 минуты). Закройте глаза». В это время учитель убирает (или добавляет предметы), либо меняет их расположение. Затем просит открыть слова и написать все изменения, которые они заметили (или написать, если игру проводят с классом). Игру усложняют, добавляя количество предметов для запоминания и увеличивая действия с ними.

8. Игра: «Найди ошибки в примерах».

10-7=2 3+5-3=4 10+2-9=3 15-6+2= 9

Заговор на уверенность в себе

Статья на тему:"Задания на развитие внимания"

Внимание, это одно из самых важных качеств, благодаря которому мы можем познавать и изучать что-то новое. Изначально детям присуще только непроизвольное внимание, они еще не способны управлять своим вниманием, легко отвлекаются на все новое, яркое и целиком оказываются под властью внешних впечатлений. Пускать на самотек развитие произвольного внимания у ребенка ни в коем случае не рекомендуется. Упражнения на внимание помогут вам решить проблемы с концентрацией и переключением внимания у детей от 5 до 9 лет. 1. Задания на поиск и дорисовку недостающих деталей В заданиях на внимание этой группы ребенок должен рассмотреть несколько предложенных на бланке картинок и дорисовать каждую из них так, чтобы все картинки стали полностью одинаковыми. 2. Задания на нахождение у изображенной группы предметов общего признака В играх на внимание для детей этого подраздела собраны задания, в которых ребенок анализирует группы предметов, объединенных на основании общего признака. Ребенок должен выявить этот признак. Упражнения на внимание подобного типа развивают также логическое мышление у дошкольников. 3. Задания на поиск предмета по его тени В упражнениях на развитие внимания у детей этой группы ребенку предлагается соотнести ряд предметов и их теней. Т.е. для каждого предмета он должен подобрать соответствующую ему тень. 4. Игры на поиск отличий. Найди отличия в картинках В заданиях на внимание этого подраздела перед ребенком ставится задача найти все отличия между двумя схожими картинками. Порадует этот раздел тех взрослых, которые задают следующие поисковые запросы для детей: игры находить отличия, игры найди отличия, найди отличия онлайн, найди отличия картинки и т.п.

5. Игра «Угадай, что я вижу» Договоритесь с ребёнком, что Вы будете на что-то смотреть, а малыш должен угадать, на что именно вы смотрите. Потом поменяйтесь ролями. В эту игру можно играть где угодно, хоть дома, хоть на прогулке. Если в игре участвует несколько детей, то каждый по очереди на что-то смотрит, а остальные угадывают. 6. Игра «Наблюдатель» В эту игру можно играть как дома, так и на улице. Если вы с ребёнком находитесь в комнате, попросите ребёнка осмотреться и назвать все круглые предметы в комнате, потом все красные, потом все твёрдые и так далее. Для трёхлетних малышей признаки, по которым ему надо называть предметы, должны быть совсем простыми, например, только по цвету или форме. Чем старше ребёнок, тем сложнее могут быть признаки. Пятилетним детям уже можно давать задания назвать все гладкие предметы в комнате, все шершавые, все деревянные, все пластмассовые, все мягкие. На прогулке можно попросить малыша называть всё подряд, что он видит на улице, а уже потом давать задания называть предметы по каким-либо признакам.

Произвольное внимание можно и нужно тренировать, используя и волевые усилия.

1. Постарайтесь найти интерес к каждому предмету (учебной теме). Именно интерес помогает сохранить устойчивость внимания.

2. Старайтесь работать в привычной обстановке: постоянное и хорошо организованное рабочее место существенно влияет на устойчивость внимания.

3. Если возможно, исключите из окружения сильные раздражители. Вероятно, вы сможете от них отключиться, но стоит ли тратить на это время?

4. Выясните, какие слабые раздражители (тихая музыка, например) помогают вам поддержать внимание и работоспособность.

5. Внимание зависит от правильной организации деятельности: 50 минут работы, 5–10 минут перерыва, после 3 часов работы 20–25 минут перерыва. Лучше, если отдых будет активным.

6. Если работа однообразная, монотонная, постарайтесь ее разнообразить и(или) ввести игровые моменты, элементы соревнования. Это позволит сохранить концентрацию внимания без лишних волевых усилий.

7. Учитывайте индивидуальные характеристики своего внимания (особенности распределения, переключения и т.д.) в организации любой деятельности. Знание потенциальных «слабых мест» и дополнительный контроль позволяют избегать ошибок, что важно в деятельности педагога.

Внимание – это познавательный психический процесс, с помощью которого в процессе познания окружающего мира позволяет человеку сосредотачивать сознание на объектах, имеющих для него определённую значимость. Особенно важно развитие внимание у детей.

1. На уроках от детей требуется быстрое переключение внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно развивать с помощью двигательных упражнений. Учащиеся могут выполнять и заканчивать свои действия по команде, быстро переходя с одного вида движений к другому (использовать физ. минутки): шагать, прыгать, останавливаться.

ЧТЕНИЕ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ

ПАМЯТЬ

1. Упражнение “Расставь по порядку”

Всем учащимся предлагаются наборы картинок, на которых изображены времена года, они должны расставить их по порядку:

  • начиная с зимы
  • начиная с лета
  • начиная с весны
  • начиная с осени

2. Упражнение “Дни недели”

Детям предлагается вспомнить название дней недели. Какого дня не хватает? /отсутствующие дни могут меняться/

3. Упражнение “Пара”

Предлагаются пары слов. После двух разового хорового повторения, ученикам предлагается вспомнить пару слов по первому слову.

Например: ваза - цветы; город - улица; машина - колесо; зима - снег и т.д.

/После применения данного упражнения, пары слов рекомендуется увеличивать/

4. Упражнение “Цветы”

Детям предлагаются таблички с названием цветов. Задание: дописать название цветов. / Роза, лилия, ромашка, одуванчик, астра и т.д./

ВНИМАНИЕ

1. Упражнение “Хлопушка”

Детям дается задание, хлопнуть в ладоши тогда, когда услышишь слово, обозначающее название овоща.

  • морковь, яблоко, арбуз, береза.
  • огород, грядка, картофель, ананас
  • грабли, лопата, груша, кабачок

2. Игра “Волшебное слово”

Дети становятся в круг. Ведущий объясняет, что он будет показывать разные движения, а дети должны их повторять, но в том случае, если ведущий скажет слово “пожалуйста”. Тот, кто ошибся должен выйти в середину круга и рассказать какое-нибудь стихотворение или загадать загадку.

3. Упражнение “Как вы знаете сказки”

Учитель читает фразы, а дети должны угадать из какой они сказки:

Козлятушки, ребятушки, отопритесь, отваритесь - ваша мама пришла молока принесла./ волк и семеро козлят/

Кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет. /теремок/

Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку. /репка/

Не садись на пенек не ешь пирожок /Маша и медведь/

4. Упражнение “Эхо”

Учитель называет слова, а ученики хором повторяют их, но не полностью все слово, а последние три буквы. Например: смех - мех, крот - рот, муха - уха и т.д.

МЫШЛЕНИЕ

Упражнение “Сравни”

Учащимся нужно сравнить предметы или явления, предложенные учителем.

Различие времен года: осень - зима, лето - весна

Сравнение: луна - солнце, птица - самолет, девочка - кукла.

ВОСПРИЯТИЕ

1. Упражнение “Квадрат из букв”

Ученикам раздаются карточки, на которых нарисован квадрат из букв.

  • Сколько раз встречается буква “А”?
  • Сколько раз встречается буква “О”?
  • Сколько раз встречается буква “Д”?
  • Сколько раз встречается буква “В”?
  • Сколько раз встречается буква “Э”?
  • Сколько раз встречается буква “Р”?

2. Упражнение “Цвета”

Учитель выступает в роли ведущего. Он называет цвет, ученики должны назвать несколько предметов данного цвета,которые находятся в классе.

Например:

  • Голубой – бант, карандаш, книга, обложка
  • Коричневый - парта, доска, карандаш, портфель и т.д.

РЕЧЬ

1. Упражнение “Конструктор”

Детям загадывают слово “МАК”. Дети придумывают слова, используя звуки этого слова:

  • “М” - мама, мыло, мир…
  • “А” - апельсин, арбуз, аист
  • “К” - круг, кукла, клоун, каша

/Предложенное слово должно включать выученные буквы/

2. Игра “Стоит кукла”

Каждый ребенок обозначает слово. Один ребенок - это слово “кукла”, второй ребенок слово “стоит”, третий – “спит”, четвертый – “играет”. Дети составляют предложения из двух слов.

Например: Кукла спит. Кукла играет. Стоит кукла.

/Закрепляют правило построение предложения, дифференцируют слова и предложения/

3. Игра “Перекличка”

Учитель называет звуки, те дети, чьи имена начинаются на названный звук быстро встают, затем встают дети, у которых фамилия начинается на названный звук. И последними поднимаются дети, в чьей фамилии есть эти звуки.

4. Упражнение “Маленькое интервью”

Предлагается игровая ситуация “Угадай животное по голосу”. Каждый ученик получает картинку с изображением животного (собака, кошка, корова, …). Сначала учитель обращается с вопросом к одному ученику: “Лена, у тебя какое животное?” Ученик: “Я не знаю, но оно подает голос так: мяу-мяу” Дети угадывают животное – кошка. Затем дети спрашивают хором “Вера, у тебя какое животное?” и т.д.

МАТЕМАТИКА

РЕЧЬ

Упражнение “Заселите домики”

Ученикам предлагается на листе ватмана нарисованный город. Нужно заселить домик, используя разнообразные способы чтения примера. Упражнение нацелено на закрепление состава числа в пределах первого десятка.


ПАМЯТЬ

1. Упражнение “Математики” /вычитание/

Задание: из 9 вычти 4 запиши разницу над девяткой сверху

2. Упражнение “Математики” /сложение/

Учащимся предлагается числовой ряд: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Задание: увеличь 5 на 3 единицы запиши ответ над пятеркой сверху

/числовой ряд может быть разнообразный, заданная цифра может быть любой по порядку, в зависимости от изучаемого состава числа/

ВНИМАНИЕ

1. Упражнение “Зоркий глаз”

Задание: Поставить знак вопроса в самом большом круге, крестик в самом маленьком.

2. Упражнение “Зоркий глаз” /2/

Ученикам раздаются карточки с изображением геометрических фигур /фигуры можно менять, комбинировать как и задание/

Задание: Поставить знак вопроса в круге, крестик в треугольнике

3. Упражнение “Зоркий глаз” /3/

Ученикам раздаются карточки с изображением геометрических фигур /фигуры можно менять, комбинировать как и задание/

Задание: Поставить знак вопроса в квадрате, крестик в круге

МЫШЛЕНИЕ

1. Игра “Соревнование”

Учащимся предлагаются стихи задачки:

Две розы Маша сорвала
В подарок маме принесла
Сорви еще и подари
Ты мамочке не две, а … (три)

Пять щенков в футбол играли
Одного домой позвали.
Он в окно глядит, считает
Сколько их теперь играет? (4)

Пять ворон на крышу сели,
Две еще к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело? (7)

Скоро десять лет Сереже
Диме нет еще семи
Дима все никак не может
До Сережи дорасти.
На сколько лет Сережа старше Димы?

ВОСПРИЯТИЕ

1. Упражнение “Фантазеры”

Детям дается задание: Назвать предметы в классе, похожие на геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Что можно нарисовать из круга, квадрата, прямоугольника, треугольника?

2. Упражнение “Мешочек”

Детям дается задание: Достать из мешочка предметы, похожие по форме на геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

3. Упражнение “Знаки”

Ученикам раздаются карточки, на которых нарисован разлинованный квадрат в котором нарисованы математические знаки

  • Сколько знаков “+” ?
  • Сколько знаков “-” ?
  • Сколько знаков “==” ?

ПИСЬМО

ПАМЯТЬ

1. Упражнение “Пары слов”

Учитель называет пары слов. Ребятам нужно хором повторять за учителем каждую пару. Затем по первому слову называемому учителем нужно вспомнить пару и записать в тетрадь.

  • Ваза – цветы
  • Город-улица
  • Зима-снег
  • Лес-гриб
  • Море-рыба
  • Дом-окно

ВНИМАНИЕ

1. Игра “Царство букв”

Детям раздаются листы бумаги, на которых написаны буквы.

ААФААААТАРНОВЛУББКБББЮББПВВВЭВВВВЕЕВВРВИЛЕННШОГБДПДБА

ДДДДЕОРООООУОООЩШУУШОРМТБЫВКЭЖЗКЕЬТАПИИИИОЛЫЫЫДЫ

Задание:

  • Вычеркнуть все гласные
  • Подчеркнуть все согласные
  • Вычеркнуть звонкие согласные
  • Вычеркнуть шипящие согласные
  • Вычеркнуть парные согласные

МЫШЛЕНИЕ

1. Упражнение “Найди лишнее”

Ученикам предлагается ряд слов, нужно выбрать лишнее и записать его в тетради.

Например:

  • Лиса, медведь, белка, кот
  • Мяч , вилка, ложка, нож
  • Ворона, сорока, роза , дятел
  • Топор, пила, стол , молоток
  • Круг, треугольник, кукла , квадрат
  • Огурец, помидор, машина , репа

ВОСПРИЯТИЕ

1. Упражнение “Наблюдатель”

Ученики должны увидеть в классе и записать в тетрадь 3 предмета на звук “Л”, “П”, “С”, “К”. Подчеркнуть требуемую букву.

/Задания даются в зависимости от надобности закрепления, того или иного звука/

2. Упражнение “Сложи целое”

Детям раздаются разрезные картинки. На них художественное изображение словарных слов.

Задание: Сложить правильное изображение, записать слово, составить с ним предложение.


Упражнения для развития памяти

Игра «Повтори за мной»

Дети стоят возле стола ведущего. Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполненные движения: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные.

Игра «Запомни движение»

Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Запомнив очередность упражнений, повторяют их в обратном порядке

Игра, «В магазине зеркал»

В магазине стоит много больших зеркал. Туда входит человек, на плече у него обезьянка. Она видит себя в зеркалах, думает, что это другие обезьянки, и начинает корчить им рожицы. Отражения отвечают ей тем же. Она грозит им кулаком, и ей грозят из зеркал; она топает ногой, и все обезьянки в зеркалах топают ногой. Что ни делает обезьянка, отражения в зеркалах точно повторяют ее движения (один ребенок - обезьянка, остальные - зеркала).

Игра «Разведчики»

В комнате в произвольном порядке расставлены стулья. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети. Разведчик прокладывает новый путь, а командир ведет по этому пути весь отряд и т. д.

Развитие умения быстро сосредотачиваться

Игра «Что слышно»

Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем просит рассказать, что они слышали. Далее он по сигналу переводит внимание детей с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что там происходило.

Преодоление двигательного автоматизма

Игра «Флажок»

Дети ходят по комнате под музыку. Когда ведущий поднимает флажок, все дети должны остановиться, хотя музыка продолжает звучать.

«Запретный номер»

Играющие становятся в круг и считают вслух, по очереди произнося числа. Перед этим выбирается одно какое-то число, которое нельзя произносить, вместо него играющий хлопает в ладоши соответствующее количество раз.

Развитие внимания

Игра «Карлики и великаны»

По команде «Карлики!» дети приседают, по команде «Великаны!» встают. Ведущий выполняет движения вместе со всеми. Команды даются вразбивку и в разном темпе.

Игра «Замри»

По сигналу ведущего все дети должны замереть в той позе, в которой были в момент сигнала. Тот, кто шевелится, проигрывает: его забирает к себе дракон или он выбывает из игры.

Игра «Повторяй за мной»

Под любую считалку ведущий ритмично выполняет простые движения, например хлопает в ладоши, по коленям, топает ногой, кивает головой. Дети повторяют его движения. Неожиданно для них ведущий меняет движение, и тот, кто вовремя не заметил этого и не сменил движение, выбывает из игры.

Подвижные игры для детей

Игра «Поссорились два петушка»

Двое детей сцепляют за спиной пальцы рук, становятся на одну ногу и, подпрыгивая, пытаются толкнуть друг друга резкими движения¬ми плеч вперед.

Игра «Иголка и нитка»

Дети становятся друг за другом. Первый из них - «иголка» - бегает, меняя направление. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать.

Игра «Дракон кусает свой хвост»

Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок - это голова дракона, последний - кончик хвоста. Пока звучит музыка, первый играющий пытается схватить последнего - дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль головы дракона назначается другой ребенок.

Успокоение возбужденных детей

Игра «Слушай команду»

Дети под музыку идут друг за другом по кругу. Когда музыка прекращается, все останавливаются, слушают команду ведущего, произнесенную шепотом, и тотчас же ее выполняют. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа хорошо слушает и точно выполняет задание.

Игра «Смотри на руки!»

Дети стоят друг за другом, первый - командир. Во время спокойного марша по кругу командир показывает различные движения рук, остальные дети повторяют эти движения. Затем выбирается новый командир. Он должен придумать другие движения.

Упражнения для развития моторики и внимания

1.Ребенок должен по инструкции:

  • протянуть руки вверх, вниз, направо, налево (если не знает "направо", "налево", то - "на окно", "на дверь");
  • показать вытянутой рукой на называемый предмет (окно, стол, книга и т.д.);
  • нарисовать мелом (карандашом) кружок (палочку, к рестик) наверху, внизу, справа, слева доски (тетради).

2.Упражнения для пальцев рук:

  • растопырить пальцы, сжать в кулак - разжать;
  • из сжатого кулака попеременно выпрямит ь пальцы;
  • скатывать из пластилина шарики, змейки, цепочки;
  • перекладывать мелкие предметы из одной коробки в другую;
  • собрать рассыпанные на полу мелкие предметы в коробку.

3. Мелом на доске или карандашом в тетради ставят две точки, ребенок должен пальцем провести линию, их соединяющую (точки даются в разных направлениях).
4. Ребенок должен:

  • пройти по начерченной линии (прямая, круг,
  • пробежать по дощечке, неся какой-нибудь предмет.

Упражнения для развития памяти и внимания

1. Педагог показывает ребенку картинки и быстро их убирает. Ребенок должен по памяти назвать, что видел.
2. Несколько раз ударяют в ладоши или карандашом о стол. Ребенок должен сказать сколько раз.
3. Производится ритмичный стук (палочкой о стол). От воспитанников требуется повторить его.
4. Проделывается какое-нибудь движение. Ребенок по памяти должен его повторить.
5. Ребенку завязывают глаза, педагог прикасается к нему. Ребенок должен определить, сколько раз к нему прикасались.


Коррекционные упражнения для достижения определенной быстроты движений


Эти упражнения целесообразно проводить с инертными, малоподвижными детьми.
1. Убрать со стола руки быстро по команде.
2. Быстрые движения рук по команде (поднять руку, протянуть в сторону и т.п.).
3. Быстро простучать по столу 3,4,5 раз.
4. Быстро выйти из-за стола, сказать свое имя (или возраст, или адрес) и сесть на место.
5. Быстро поднять какой-нибудь предмет (предварительно педагог его роняет)
6. Быстро вытереть доску.
7. В быстром темпе называть показываемые предметные картинки.
8. Когда ребенок научится складывать пирамидку, собирать матрешку, можно устраивать с ним соревнование "Кто быстрее". Педагог одновременно с ним складывает такую же пирамидку, иногда опережая ребенка, иногда предоставляя победу ему.

Упражнения для различения цвета, формы, величины

1. Показывается какая-нибудь фигурка из цветной геометрической мозаики (ромб, кружок, треугольник). Ребенок должен выбрать такие же по форме (по цвету).
2. Показывается определенная фигурка (из той же мозаики), а затем она убирается. Ребенок должен по памяти подобрать такую же.
3. Раскладывание разноцветных шариков, палочек в кучки по цвету.
4. Складывание различных пирамидок.
5. Складывание матрешек.
6. Выстраивание цепочкой кубиков одинаковой величины и одного цвета. Выстраивание кубиков разной величины в ряд по принципу постепенного уменьшения размера каждого последующего кубика.
7. Выстраивают однородные предметы разного размера (грибочки, лодочки, куклы и т.д.). Ребенку предлагают показать самую большую, самую маленькую.
8. Раскладываются различные предметы резко контрастных цветов. Ребенку предлагают отделить предметы одного цвета от предметов другого цвета. Затем учат правильно называть эти цвета; постепенно вводятся новые. Путем упражнений на различных предметах, группируя их и называя цвета, ребенок учится правильно распознавать и называть цвета. Можно использовать бусинки, шарики, мотки ниток, полоски бумаги, палочки, флажки, пуговицы, предметы, сделанные из пластилина.

Коррекционные упражнения для беспокойных детей

Для беспокойных, импульсных детей целесообразно чередовать со специальными упражнениями, требующими покоя и самообладания.

Эти упражнения могут быть следующими:

1. Посидеть спокойно 5-10-15 секунд.
2. Посидеть молча, заложив руки за спину.

3. Медленно, молча проводить рукой по краю стола.

4. Бесшумно встать и сесть.
5. Бесшумно пройти до окна (до двери), вернуться на свое место и сесть.
6. Тихо поднять и опустить книгу. Можно несколько раз.

Медлительность не является каким-то недугом или недостатком, но, как правило, доставляет немало неприятностей детям и их родителям.

Однажды стала свидетелем такой картины в раздевалке у второклашек. Растерявшийся мальчуган пытается одеться, а нависающая над ним раздраженная мама грозно кричит: «Ну что же это такое, что же ты копаешься?! Все уже ушли, а ты как всегда… Так, ещё две минуты, и я ухожу!». Вконец испуганный мальчик, теперь даже не способный попасть ногой в сапог, начинает плакать навзрыд, чем окончательно доводит маму до изнеможения. Печально, не правда ли?..

Медлительность является особенностью развития нервной системы, которая, однако, если приложить старание, в детском возрасте поддается коррекции. Необходимо тренировать подвижность нервных процессов у медлительных детей. Существует множество различных общеизвестных игр для тренировки медлительных детей.

В рамках данного материала сделана попытка систематизировать игры и упражнения для развития подвижности нервных процессов, успешно использующиеся в нашем образовательном учреждении, в частности на уроках физической культуры в начальных классах.

I. Игры со сменой темпа движений
Название игры Содержание

«Бегу-иду-гуляю»

Дети идут по кругу, меняя скорость движения по определенным заранее сигналам учителя (ведущего). Ходьба - бег - медленная ходьба.

«Догони соперников»

Дети выстраиваются в две колонны напротив друг друга на разных сторонах площадки. По сигналу учителя дети выполняют задания в определенной последовательности: ходьба приставным шагом вдоль линии зала, учащенная ходьба, медленный бег, ходьба с подскоками и обычная ходьба. В процессе выполнения заданий каждая колонна старается догнать друг друга; та, которой это удается, побеждает.

«Хлоп - топ»

В этом упражнении детям необходимо хлопать в ладоши, топать с разной скоростью, меняя темп по сигналу учителя.

«Весёлые пальчики»

В этом упражнении дети должны сгибать и разгибать пальцы рук в определенном темпе вслед за учителем.

«Открой - сожми»

Учащиеся держат руки, сжатые в кулаки, перед собой, а потом со словами: «Открой окна, впусти свет» - резко разжимают пальцы.

II. Игры с максимально быстрыми движениями

«Передай мяч»

Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.

«Переложи мяч»

Дети стоят прямо, слегка расставив ноги, руки внизу, в одной из них мяч. По сигналу учителя быстро перекладывают мяч из одной руки в другую впереди и сзади себя.

«Принеси флажок»

Дети стоят в одном конце зала, а и другом его конце поставлены стойки (по числу играющих детей), на которых лежат флажки. По сигналу дети бегут к стойкам, берут флажок и возвращаются на свои места. Тот, кто пробежал первым, дает сигнал к следующему «забегу».

«Оттолкни – повернись – поймай»

Дети играют парами, находясь на расстоянии 3-3,5 м. Один ребенок стоит, второй сидит на корточках с мячом в руках. Сидящий отталкивает мяч по полу стоящему, после этого быстро встает, делает поворот вокруг себя и ловит брошенный ему стоящим ребенком мяч. По сигналу учителя дети меняются местами.

«Обмоталочки» -1

Берется длинная веревка, не менее 5 м, ее середина помечается узлом. Игроки встают по разные стороны веревки, закрепляют концы на поясе. По сигналу учителя дети начинают крутиться на месте, накручивая на себя концы веревки, пока не встретятся. Побеждает тот, на чьем поясе окажется узелок. Можно наматывать веревку не вокруг пояса, а на запястье руки.

«Обмоталочки» -2

Середина веревки так же помечена узлом, каждый конец привязан к палке толщиной немного больше карандаша. Двое играющих расходятся, растягивая веревку. По сигналу учителя каждый начинает наматывать веревку на палку. Побеждает тот, кто намотал больше веревки.

На полу зала проводятся несколько параллельных стене линий на расстоянии 30 см одна от другой. Дети встают перед первой к стене линией и бросают мяч о стену, ловят и отходят на следующую линию. Далее так же бросают и ловят мяч, постепенно отступая от стены. Побеждает тот, кто поймает мяч, находясь дальше всех от стены. Можно усложнить игру, увеличив количество бросков мяча о стену.

«Мяч словить, не уронить»

У центральной линии встают несколько детей. Бросают мяч вверх и ловят его, а после этого ударяют мяч о землю и снова ловят. Затем повторно подбрасывают мяч вверх и, сделав хлопок, ловят его. Каждое упражнение выполняется с продвижением на один шаг вперед. В случае падения мяча ребенок возвращается к центральной линии и начинает упражнение снова. Побеждает тот, кто быстрее дойдет до финиша, расстояние до которого – 5-8 м

III. Игры для развития внутреннего торможения

Эстафеты

(Направлены напрямую на тренировку запаздывательного торможения: дети делятся на две-три группы, первые (капитаны) от групп (команд) бегут первую дистанцию, их сменяют вторые, бегущие вторую дистанцию и т. д. Здесь возможны самые различные варианты, важно, что каждый следующий ожидает своей очереди в конце дистанции, т. е. тренирует запаздывательное торможение.)

Бежать, ведя мяч перед собой

Бежать, ведя мяч перед собой; добежав до стены, отбить мяч о стену 5 раз и вести мяч обратно следующему участнику команды.

Бежать, ведя змейкой деревянный кубик с помощью хоккейной клюшки.

Бежать, отбивая палкой воздушный шарик, не давая ему упасть на пол.

Бежать (прыгать) с зажатым между ног воздушным шариком (мячом).

Ползти, двигая шарик для настольного тенниса, подув на него.

Бежать, держа во рту ложку с шариком для настольного тенниса.

«Лыжники». Пройти дистанцию как лыжник, используя за лыжи два кусочка ткани.

«Бабки-ёжки». Пробежать дистанцию, надев юбку, косынку и зажав между ног метлу (длинную палку). Эстафета передается одеванием следующего участника (сам себя ребенок не должен одевать).

«Уборка». Участник встает одной ногой в ведро, придерживая его рукой, в другой руке – швабра. В таком положении он преодолевает дистанцию, толкая впереди швабры маленький предмет «мусор», и передает свои атрибуты следующему.

«Зеркало»

В этой игре учащиеся будут зеркалом, то есть будут повторять все движения стоящего напротив учителя (ведущего). Учитель делает самые разнообразные движения, то ускоряя, то замедляя темп. Дети повторяют их в точности, с такой же скоростью.

«Запрещенное движение»

Дети стоят лицом к учителю (ведущему). Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает учитель (ведущий). Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной, запрещенной. Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).

«Игроки без места»

Все дети, кроме одного (водящего), садятся продольно на гимнастические скамейки, установленные в один ряд, и рассчитываются на первый – второй, образуя две команды. Водящий стоит перед ними и показывает разные движения (хлопки в ладоши, наклоны вперед, сгибание и разгибание ног и т.п.), которые повторяют вслед за ним сидящие на скамейках. Перед началом оговариваются запрещенные движения для каждой команды. Например, для первой команды запрещенным является движение «руки вверх», а для второй – «Руки вперед». Игроки внимательно следят за действиями водящего. Как только он покажет одно из запрещенных движений, игроки соответствующей команды быстро встают, бегут вдоль скамеек, причем вместе с ними бежит водящий, обегают их, возвращаются и садятся на свободные места. Тот, кто остался без места, становится водящим. Игра повторяется 3-5 раз. По окончании отмечаются игроки, которые ни разу не остались без места.

«Замри»

Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны – вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому-то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка – оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге ни останется лишь один играющий. Музыку можно заменить сигналом учителя (свисток, хлопок).

«Замена»

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает учитель (ведущий). Затем выбирается одно движение, которое нужно заменить на другое движение. Например, если ведущий приседает, дети должны подпрыгнуть, если подпрыгивает – присесть. Остальные движения копируются. Каждый раз замене подлежат новые движения.

«Делай наоборот»

Учитель, показывая движения, дает и словесные команды: Быстрей! Медленней! Тише! Громче! Вначале дети должны четко выполнять указания.

Затем задания меняются. Услышав «Быстрей!» – дети должны замедлить темп, «Медленней!» – напротив, убыстрить его, «Тише!» – хлопать и топать как можно громче, «Громче!» – хлопать и топать как можно тише.

«Зеваки»

Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу учителя (это может быть свисток, хлопок или какое-то слово) дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры.

«Простая арифметика»

Дети строятся в шеренгу по одному. Учитель (ведущий) называет одно за другим различные числа, а учащиеся после каждого числа называют следующее по порядку. Если в этом числе окажется «0», следует поставить руки на пояс, если «00» - вытянуть руки вперед, «000» - присесть. Например: 29/30 – руки на пояс; 99/100 – руки вперед; 1999/2000 – приседание. Отмечаются игроки, допустившие меньше ошибок. Это упражнения также направлено на развитие внимания.

«Летает – не летает»

Учитель говорит детям: «Если я назову кого-нибудь, кто может летать, например, стрекозу, то поднимите руки вверх и скажите хором: «Летает!». Если назову нелетающее животное, например, собаку, - молчите и не поднимайте руки».

Верблюд! И т. д.

«Хоп»

Дети стоят по кругу. В заданном учителем темпе они хлопают в ладоши, но не вместе, а один за другим, по ходу часовой стрелки.

По команде учителя «Хоп!» хлопки должны отбиваться в обратном направлении, против часовой стрелки.

В течение упражнения темп может меняться.

«Удочка»

Дети стоят по кругу. В центре круга находится учитель и вращает веревку (скакалку) по полу вокруг себя. Дети перепрыгивают через нее, стараясь не коснуться. Тот ребенок, которого коснулась веревка, выбывает из игры.

«Мой домик»

На полу зала в произвольном порядке лежат обручи, число которых равно числу играющих детей. В каждом обруче стоит ребенок. По первому сигналу учителя дети выпрыгивают из обручей и выполняют произвольные движения. В это время учитель убирает один обруч. По второму сигналу дети в определенной последовательности выполняют двигательные задания: ходьба приставным шагом по кругу, спортивная ходьба со сменой положения рук и т. д. На команду учителя «Все в домик!» дети должны быстро впрыгнуть в любой обруч. Не успевший занять обруч выбывает из игры.

«Воробьи и вороны»

На полу чертят 4 параллельные линии: две средние – на расстоянии 1-2 м друг от друга и две крайние – на расстоянии 8-10 м от них. Играющие разбиваются на две команды и располагаются вдоль средних линий спиной друг к другу, приняв положение низкого старта. Игроки одной шеренги – «воробьи», другой - «вороны».

Учитель называет одну из команд – например, «воробьи». При этом «воробьи» быстро поворачиваются и ловят убегающих игроков другой команды – «ворон». Ловить можно только тех, кто не добежал до своей крайней линии. По свистку учителя команды вновь возвращаются на свои места. Пойманные игроки переходят в команду соперников.

Учитель называет то одну, то другую команды в любом порядке. При этом первые два слога он произносит протяжно, а последний – отрывисто: «во-о-о-ро-о-НЫ», «во-о-о-ро-о-БЬИ». До тех пор, пока учитель не закончит слово, игроки не имеют права убегать или поворачиваться. Побеждает команда, «взявшая в плен» большее количество игроков.

Список литературы

  1. Бейсова В.Е. «Психолого-медико-педагогический консилиум и коррекционно-развивающая работа в школе» – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  2. Бин Дж., Оулдфилд А. «Волшебная дудочка» - М., «Теревинф», 2000.
  3. «Дружить со спортом и игрой. Поддержка работоспособности школьника: упражнения, игры, инсценировки» / сост. Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2008.
  4. Кольцова М.М. «Медлительные дети» - С-Пб.: Речь, 2003.
  5. «Настольная книга учителя физической культуры» / Под ред. Проф. Л.Б. Кофмана; Авт-сост. Г.И. Погадаев. – М.: Физкультуры и спорт, 1998.
  6. Соловьева Н.И., Чаленко И.А. «Сценарии спортивно-театрализованных праздников» (Серия «Здоровый образ жизни»). – М.: Школьная Пресса, 2008.
  7. Чаленко И.А. Современные уроки физкультуры в начальной школе. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.


  • Разделы сайта