Почему у федора емельяненко прозвище последний император. Почему федор емельяненко последний император. Pride – это звучит гордо

8 мая 2015, 02:56

Дети Нины Соколовой бережно хранят в гардеробе парадный китель своей мамы. Первая женщина - водолаз в Союзе. Сотни часов, проведенные на глубине. С первых дней блокады она была в составе ЭПРОНа - это особая подводная служба работала на Ладожском озере. В годы Великой Отечественной войны им пришлось восстанавливать в блокированном городе поврежденные бомбежками подводные силовые кабели, строить причалы на Дороге жизни, поднимать ушедшие под лед грузовики, баржи с продовольствием, цистерны с горючим.

Она росла старшим ребенком в многодетной семье. Мать с ранних лет брала ее помогать, когда нанималась на поденные работы. После окончания школы уехала в Ленинград и поступила в институт водного транспорта. Выбрала гидротехнику. В 1936 году была направлена в Экспедицию подводных работ особого назначения. В Сочи в то время строили порт, и ей поручили руководить водолазами при укладке бетонных массивов-гигантов. Смелая девушка решила все исследовать сама. В Ленинграде прошла двухмесячные курсы усовершенствования и одновременно осваивала водолазное дело.

Начальник ЭПРОНа, контр-адмирал Фотий Крылов, подписал свидетельство, разрешающее подводные спуски до 10-метровой глубины. Это единственный документ, выданный женщине за всю историю водолазного дела. Боевое крещение она получила в Баренцевом море. Было это в 1939 году. Шла война с белофиннами. Ей поручили руководить строительством десантного причала в Полярном. Молодой инженер справилась отлично, сама спускалась в студеную воду.

Ладога стала особой страницей в судьбе Нины. Озеро занимало немалое место в стратегических планах германского командования. Не случайно оно много раз упоминалось в документах гитлеровского вермахта. В ночь на 1 июля 1941 года началось наступление немцев с целью выхода к Ладожскому озеру. Выйдя к южному берегу, враг замкнул кольцо блокады. Единственный путь, связывающий Ленинград со страной, стал возможен только по Ладожскому озеру. На Дороге жизни Нина Соколова трудилась с первых дней войны. Водолазам часто приходилось работать в условиях артиллерийского обстрела и налетов авиации. Осиновецкий порт особенно привлекал фашистов. Здесь были большой маяк, железнодорожный путь к озеру и причалы. Водолазные работы в Осиновце проводились круглосуточно. В сентябре 1941 года Ленинградский фронт высадил десант через Неву, в районе Невской Дубровки. Для переправы через реку была создана группа аварийно-спасательного обеспечения, куда входила и Нина. Главной задачей группы была прокладка по дну реки трассы для буксировки под водой танков и артиллерии.

Водолазы получали 300 граммов хле6а, немного крупы и немного жиров. В сентябре-октябре 1941 года из затонувших барж они подняли свыше 4 тысяч мешков зерна. Спасенный хлеб уже на другой день получали по карточкам в блокадном Ленинграде. В боевой обстановке, когда осажденный город задыхался без топлива, отряд водолазов принимал порой невообразимые решения. Рельсы, на которых застряли цистерны с горючим, упирались в Ладожское озеро. Родилась идея: спускать цистерны с бензином в воду и буксировать на другой берег, а там снова ставить на рельсы. Подводные железнодорожные спуски и подъемы в кратчайший срок проложили эпроновцы 27-го отряда. Цистерны с горючим спускались прямо с железнодорожных путей на воду и на понтонах доставлялись буксирами на противоположный берег. Главная задача, поставленная перед водолазами осенью 1941 года, - обеспечить командованию Ленинградского фронта устойчивую связь с Москвой. Телефонную линию можно было проложить под водой через Ладожское озеро. Несмотря на сильный шторм, водолазы 27-го отряда ЭПРОНа проложили линию. Магистраль связи безотказно действовала всю войну. Однажды Нине Соколовой пришла в голову идея провести по дну Ладоги бензопровод. Это бы избавило красную армию от лишних рисков при переправке грузов. О своей задумке молодая женщина рассказала при первом же удобном случае. Во время командировки в Москву оказалась в одном самолете с начальником восстановительных работ Ленинградского фронта Иваном Зубковым.

Галина Алейникова, друг семьи: «Она ему сказала: «Это же так просто - под Ладогой по дну провести бензопровод». И стала на коленках рисовать».

Идею моментально одобрили в столице. Ей позвонил Алексей Косыгин - он руководил эвакуацией ленинградцев и занимался снабжением блокадного города. Затем Нину Соколову срочно снова вызвали в Москву. Седьмого апреля комитет обороны распорядился начать строительство Ладожского бензопровода.

Евгений Зубков, сын Нины Соколовой:

«Она никогда не давала оценку своей работе. Она не говорила, что спасла город, это была часть ее службы, и, как выяснилось впоследствии, она принимала участи в множестве таких проектов».

Весной 1942 года по предложению Соколовой начали прокладку бензопровода по дну озера. Работали под непрерывными ударами авиации. Ладожский трубопровод был проложен за 43 дня через Ладожское озеро для снабжения жидким топливом в условиях блокады. Протяженность 35 км (в том числе 27 км по дну Ладоги). С июня 1942 по март 1943 года по Ладоге поступило свыше 40 тысяч тонн горючего. Главным инженером проекта был назначен Д. Шинберг. Трубы для сооружения нашли в Колпино, на Ижорском заводе. Грузить их пришлось ночью, причем под обстрелом. Днем это было бы вообще невозможно. На заводе были отобраны стальные трубы внутренним диаметром 101 мм, изыскано необходимое для трубопровода оборудование (насосы, электродвигатели и др.), выделена рабочая сила, которые по ж.д. были привезены к западному берегу Ладоги. Специалистами Водоканала проведено обследование трассы трубопровода.

Схема проложенного трубопровода для горючего по дну Ладожского озера

Укладка трубопровода началась с аварии. 26 мая Ладога была неспокойной, однако участники работ быстро собрали и сварили 1 000-метровую плеть. Но во время попытки ее установить волнение на озере усилилось, крепление плети оборвалось, и она исчезла в волнах. Эта неудача тяжело сказалась на настроении людей. Однако надо было продолжать работу. Из случившегося были сделаны выводы. В дальнейшем эксцессов не возникало. Подгонка и сварка плетей, имеющих среднюю длину 1,4 километра, продолжались с 31 мая по 14 июня. Пятнадцать таких состыкованных плетей подводники уложили на дно Ладоги – так была построена озерная часть объекта. Водолазы обследовали трубопровод и закрепили его на грунте. Трубопровод был испытан прокачкой сначала воды под большим давлением, а потом – керосина. Утром 19 июня правительственная комиссия подписала акт приемки трубопровода, оценив работу участников стройки на отлично. Он был проложен недалеко от п. Коса за пристанями Кобоны от песчаной косы восточного побережья по дну Ладожского озера до площадки в районе станции Борисова Грива на западном берегу озера с выводом на головной склад горючего № 1186. Длина уложенного трубопровода составила 29,85 км, из них на подводную часть приходилось 21 км и 450 м. Производительность его достигала до 350 т горючего в сутки.

При его эксплуатации производилось попеременное перекачивание различных видов горючего: автомобильного бензина, лигроина, керосина и дизельного топлива «Артерия жизни» действовала 20 месяцев, в течение которых Ленинград получил более 40 тысяч тонн горючего. Интересно, что этот объект не нашел даже упоминания в мемуарах педантичных немцев, в том числе непосредственных участников тех событий. Не рассказано о нем и в дневнике верховного главнокомандования вермахта. Причина одна – они так и не узнали об этой уникальной стройке, проводившейся у них под носом в невероятно тяжелых условиях… Первый орден Красной Звезды Нине вручили за талантливое предложение и за участие в прокладке трубопровода. Осенью 1942 года ее ранило в ногу и плечо, контузило. Отлежалась в госпитале - и снова в свой отряд. В середине августа 1943 года Нина Васильевна была назначена главным инженером Ленинградского отряда подводно-технических работ. После войны водолазы Соколовой восстанавливали мосты, строили причальные стенки Ленинграда, Кронштадта, Таллина, разминировали мосты. Нина получила очередное звание - «подполковник-инженер Военно-морских сил». Единственная в мире женщина-водолаз Нина Соколова была награждена двумя орденами Красной Звезды, орденами Отечественной войны II степени и «Знак Почета», многими медалями. В 34 года преподавала в Высшем военно- морском училище. После войны преподавала в Высшем военно-морском училище им. М.В. Фрунзе, читала сложнейший курс гидравлики и гидродинамики. Она передавала свои знания и опыт будущим офицерам. После отставки в 1958 году вела военно-патриотическую работу среди молодежи. Она увлеченно занималась гимнастикой, йогой, была активным «моржом», членом клуба зимнего плавания. Воспитала двух детей - Марину и Евгения. 17 декабря 2001 года, на 90-м году жизни, легендарной женщины не стало…

После войны ее даже выдвинули на звание Героя Союза, но «женский» лимит орденов закончился. А в личной водолазной книжке инженера стоит цифра «644». Именно столько часов она проработала под водой.

В память о подвиге легендарной женщины-водолаза к столетию со дня рождения губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко принял решение увековечить память Нины Васильевны Соколовой. Комиссия по образованию, культуре и науке поддержала представление Губернатора СПб об установке мемориальной доски на доме, где она жила, по адресу: ул. Ленина, д. 48.

P.S. Впервые эту историю я услышала несколько месяцев назад от мамы, которая смотрела док.фильм/передачу, в которой принимала участие сама Нина Васильевна. Когда на Сплетнике начался марафон постов о героях ВОВ, я вспомнила об этой истории. Так фамилию этой уникальной женщины ни мама, ни я не помнили, то в поисковике я забивала просто "прокладка трубопровода в военное время по дну Ладожского озера". К моему большому удивлению, в большинстве источников было написано следующее "к сожалению сейчас невозможно точно установить кому принадлежала эта идея", либо что "эта идея принадлежала инженерам ЭПРОНа". Причем там был упомянут "чертеж на коленке" - но, о авторе чертежа - ни слова! Пересмотрев несколько источников, я наконец нашла упоминание о первой женщине-водолазе, которая принимала участие в прокладке трубопровода. И только набрав ее фамилию, я нашла полную историю подвига Нины Васильевны Соколовой.

Рассказ о легендарной первой женщине - тяжелом водолазе в нашей стране Н.В. Соколовой.

Боевое крещение тяжёлый водолаз военный инженер 3-го ранга Нина Васильевна Соколова получила в Баренцевом море. Было это в 1939 году. Шла война с белофиннами. Инженеру-гидротехнику Нине Соколовой поручили руководить строительством десантного причала в Полярном. Молодой инженер справилась отлично, сама опускалась в студёную воду.

Спуск на 10-метровую глубину разрешён

После окончания школы № 1 города Череповца Вологодской области Нина Соколова уехала в Ленинград и поступила в институт водного транспорта. Выбрала гидротехнику. В 1936 году получила диплом и была направлена в Экспедицию подводных работ особого назначения (ЭПРОН).

В Сочи в то время строили порт, и ей поручили руководить водолазами при укладке бетонных массивов. А как руководить, если не знаешь, как там внизу подготовили «постель» для блоков, как их устанавливают? Смелая девушка решила всё посмотреть сама - ответственность ведь огромная. Командование, узнав об этом поступке, пришло в ярость. Но девушка была настойчива.

В Ленинграде закончила двухмесячные курсы усовершенствования и одновременно узнала водолазное дело. Экзаменационная комиссия была поражена глубоким знанием мужской профессии. Начальник ЭПРОНа контр-адмирал Фотий Иванович Крылов подписал свидетельство, разрешающее подводные спуски до 10-метровой глубины - единственный документ, выданный женщине за всю историю водолазного дела. Для этого потребовалось личное разрешение М. И. Калинина.

Самостоятельности её удивлялись с детства. Нина была старшим ребёнком в многодетной семье. Она воспитывалась по наказу отца: «Жить по совести. Людям только хорошее делать и на плохое никогда не отвечать плохим». По этому правилу жила, и её всегда примечали.
Волевая, целеустремленная, пытливая, ответственная. Начальство стало прислушиваться к её дельным советам. И уже через три года службы в ЭПРОНе её начальник Ф. И. Крылов дал такую характеристику военному инженеру 3-го ранга Соколовой:
«В текущем году она назначена на должность начальника гидротехнического отдела. Молодой энергичный работник, постоянно совершенствует знания и опыт. Тверда и настойчива в достижении своих целей. Прямолинейна и смела. Живо интересуется военно-морским делом. Отлично выдержала испытания по военно-морскому минимуму. Требовательна, пользуется авторитетом у товарищей по службе и у подчиненных».
Справедливость его оценки подтвердили события Великой Отечественной войны.

Подвиги на Ладоге

Ладога стала особой страницей в жизни военного инженера. В июне 1941 года Нина Васильевна служила в аварийно-спасательной службе Краснознаменного Балтийского флота. Ее хотели перевести в Москву, но смелая девушка отказалась, сославшись на то, что является депутатом Ленгорсовета, и её место в блокадном Ленинграде. На «Дороге жизни» Нина Васильевна с первых дней Великой Отечественной войны. Водолазам часто приходилось работать в условиях артиллерийского обстрела и налётов авиации.

В сентябре Ленинградский фронт высадил десант через Неву в районе Невской Дубровки. Десант удался. Войсками был занят пятачок земли шириной 1800 метров и глубиной 700 метров, насквозь простреливаемый пулемётным и оружейным огнём. Для обеспечения действия переправы через реку была создана группа аварийно-спасательного обеспечения, куда входила и Нина.

Главной задачей группы была прокладка по дну реки трассы для буксировки под водой танков и артиллерии. Буксировка техники под водой не получалась из-за сложного рельефа дна и постоянных повреждений тросов под водой от разрывов снарядов. Работали круглосуточно за пределами человеческих сил, от огня противника и нечеловеческого напряжения теряли водолазов. В итоге задачу по буксировке техники под водой так и не удалось выполнить, но наступившие холода сковали реку льдом. По льду реки, несмотря на постоянный огонь и бомбардировки, осуществлялось снабжение войск оружием, боеприпасами, продовольствием. Значительная часть этих средств уходила под лёд через многочисленные полыньи. Жизненные условия в этот период были очень тяжёлыми. Водолазы получали по 300 граммов хлеба, немного крупы и очень мало жиров.

В сентябре-октябре 1941 года из затонувших барж, применяя обычные водоструйные насосные эжекторы, было поднято свыше четырех тысяч мешков зерна. Спасенный хлеб уже на другой день получали по карточкам в блокадном Ленинграде. В боевой обстановке, когда осажденный Ленинград задыхался без топлива, отряд водолазов принимал невообразимые решения. Родилась идея спустить цистерны с бензином в воду и буксировать на другой берег. Гитлеровцы пристреляли участок и все время разрушали причалы. Но снова и снова водолазы восстанавливали путь горючему. В их числе всегда была военный инженер 3 ранга Соколова.

Прокладывала бензопровод и электрокабель по дну

Весной 1942 года по предложению военного инженера Соколовой начали прокладку бензопровода по дну озера. Работали в чрезвычайно трудных условиях, под непрерывными ударами авиации. Место строительства трубопровода было выбрано в районе Ладожского озера недалеко от Осиновецкого маяка в начале мая 1942 года. Ладожский трубопровод для снабжения Ленинграда жидким топливом в условиях блокады был проложен за 43 дня (с 5 мая по 16 июня 1942) от мыса Кареджи до Осиновца и далее шёл до железнодорожной станции Борисова Грива Всеволожского района Ленинградской области. Протяжённость 35 км (в том числе 27 км по дну Ладоги). Пропускная способность - около 150 тонн в сутки. С июня 1942 года по март 1943-го по Ладоге поступило свыше 40 тысяч тонн горючего. И этот подвиг за полтора месяца совершили тысячи людей - специалисты, солдаты, водолазы.

Соколова в те суровые дни проводила разведку дна в составе специальной группы водолазов. Неделями ночевала в землянке, спускалась под воду. Первый орден Красной Звезды вручили ей за талантливое предложение и за участие в прокладке трубопровода. Работы проводились скрытно, чаще всего под покровом ночи. Осенью 1942 года её ранило в ногу и плечо, контузило. Отлежалась в госпитале, и снова - в свой отряд.

Пережившие блокаду ленинградцы помнят о том, как в их домах зажёгся настоящий электрический свет. Это произошло в канун 25-й годовщины празднования Великой Октябрьской революции. Водолазы 27-го отряда ЭПРОНа вместе с другими специалистами сумели провести в осажденный город волховскую электроэнергию не по высоковольтным наземным проводам, а по дну Ладоги. Нина с боевыми товарищами пять раз прошла по 25 подводных километров трассы, чтобы уложить по дну озера электрокабели. По ночам, в темноте, на ощупь, принимая из рук в руки фидеры, сцепляя их муфтами, водолазы протягивали кабели ровно, «в струнку», под носом у фашистов.

В середине августа 1943 года Нина Васильевна была назначена главным инженером Ленинградского отряда подводно-технических работ.

В 34 года - инженер-полковник

После полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады Нина Васильевна получила очередное звание - стала подполковником-инженером Военно-Морских Сил.

После войны водолазы Соколовой восстанавливали мосты, строили причальные стенки Ленинграда, Кронштадта, Таллина. Её личный счёт часам работы под водой давно перевалил за четыре сотни и составляет 644 часа.

Соколова награждена двумя орденами Красной Звезды, орденами Отечественной войны II степени и «Знаком Почёта», многими медалями. В 34 года Нина Соколова - уже инженер-полковник. Преподавала в Высшем Военно-Морском училище им. М. В. Фрунзе, где передавала свои знания и опыт будущим офицерам.

После отставки в 1958 году эта женщина удивительной нравственной силы активно вела военно-патриотическую работу среди молодёжи. Она занесена в Золотую Книгу Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Увлеченно занималась гимнастикой, была активным «моржом», членом клуба зимнего плавания. Воспитала двух замечательных детей - Марину и Евгения.

17 декабря 2001 года на 90-м году жизни легендарной женщины-водолаза не стало…
Похоронена на Серафимовском кладбище.

Кронштадтский вестник » Её личный счёт - 644 часа работы под водой

Как в городе-герое чтут память освободителей

В прошлом году торжественно отмечалось 70-летие блокады города-героя Ленинграда. Немалую роль в том, что город все же выстоял, сыграли водолазы 27-го отряда ЭПРОНа - Ленинградского отряда аварийно-спасательной службы Краснознаменного Балтийского флота. Им в годы Великой Отечественной войны пришлось восстанавливать в блокированном Ленинграде поврежденные бомбежками подводные силовые кабели. Они строили причалы на «Дороге жизни», поднимали ушедшие под лед грузовики, баржи с продовольствием, цистерны с горючим. Среди них была тяжелый водолаз, военный инженер 3 ранга Нина Соколова.

Нина Соколова позирует в водолазном костюме скульпторам.

В статье «Первая и единственная» (МК, 11.05.12) мы рассказали об истории возникновения этого отряда и о подвиге водолазов. Еще 13 марта 1923 года первые судоподъемные партии, согласно приказу ОГПУ, были преобразованы в единый орган - Экспедицию подводных работ особого назначения (ЭПРОН). Ее руководителем был назначен чекист Лев Захаров-Мейер. Строить новые корабли дорого, решили в правительстве, - проще и дешевле поднимать затонувшие суда, свои и чужие (особенно военные), ремонтировать их и вводить в строй. И государственную казну можно пополнить: это работоспособные механизмы, и вооружение, и дорогостоящие цветные металлы. Крупнейшим центром водолазного дела в Советской России стала Балаклава, где была создана водолазная школа, преобразованная потом в техникум. Заведовало всем этим обширным хозяйством Главное управление ЭПРОНа. Постепенно расширялся круг задач: спасение отечественных и иностранных судов, терпящих бедствие в своих и чужих водах, строительство портов, прокладка подводных трубопроводов. Появились собственные спасательные суда, понтоны, подводная техника. В ЭПРОН пришли специалисты высокого класса. Штатные экспедиции-подразделения появились на всех морских театрах. И даже такой экзотической вещи, как подводная археология, нашлось место в планах деятельности ЭПРОНа.

Сфера деятельности Экспедиции постепенно расширялась и географически, охватывая Черное, Азовское, Каспийское, Балтийское и Белое моря. ЭПРОН стал единой государственной организацией подводных работ. В 1927 году инженер ЭПРОНа А.З. Каплановский спроектировал камеру для наблюдения во время погружения на большие глубины. Ее незначительно измененные модификации применяются по сей день. Под флагом Экспедиции в 1932 году сконцентрировалось водолазное и судоподъемное дело на всех морях и реках Союза. Отдельные партии Экспедиции работали в Кронштадте, Мурманске, Архангельске. Южная база - в Севастополе, Керчи, Новороссийске, Туапсе, Батуми, Баку. Среди водолазов 27-го отряда ЭПРОНа была тяжелый водолаз, военный инженер 3 ранга Нина Васильевна Соколова.


С мужем и сыном Евгением

Нина росла старшим ребенком в многодетной семье. И мать с ранних лет брала ее помогать, когда нанималась работать у чужих. Она всегда помнила наказ отца: «Жить по совести. Людям только хорошее делать. И на плохое никогда не отвечать плохим». Нина всегда руководствовалась этим правилом. После окончания школы в Череповце уехала в Ленинград и поступила в институт водного транспорта. Выбрала гидротехнику. В 1936 году, получив диплом, была направлена в Экспедицию подводных работ особого назначения. В Сочи в то время строили порт, и ей поручили руководить водолазами при укладке бетонных массивов-гигантов. Смелая девушка решила все посмотреть сама. Руководство, узнав об этом поступке, пришло в ярость. Но девушка была настойчива. В Ленинграде прошла двухмесячные курсы усовершенствования и одновременно осваивала водолазное дело. Начальник ЭПРОНа, контр-адмирал Фотий Крылов, подписал свидетельство, разрешающее подводные спуски до 10-метровой глубины. Это был единственный документ, выданный женщине за всю историю водолазного дела. Для этого потребовалось личное разрешение «всесоюзного старосты» Михаила Калинина.

Значимость работы 27-го отряда ЭПРОНа в годы Великой Отечественной войны трудно переоценить. Ладожское озеро - крупнейшее в Европе. Штормы возникают внезапно, и волны могут достигать высоты 6 метров. Плавание всегда было связано с большим риском. Ладожское озеро занимало немалое место в стратегических планах германского командования. Неслучайно оно много раз упоминалось в документах гитлеровского вермахта, начиная с плана «Барбаросса». В ночь на 1 июля 1941 года началось наступление немцев с целью выхода к Ладожскому озеру. Выйдя к южному берегу, враг замкнул кольцо блокады. Единственный путь, связывающий Ленинград со страной, стал возможен только по Ладожскому озеру. На «Дороге жизни» Нина Соколова трудилась с первых дней войны. Водолазам часто приходилось работать в условиях артиллерийского обстрела и налетов авиации.

Нина Соколова. 1943 год

Осиновецкий порт особенно привлекал фашистов. Здесь были большой маяк, железнодорожный путь к озеру и причалы. Водолазные работы в Осиновце проводились круглосуточно. В сентябре 1941 года Ленинградский фронт высадил десант через Неву, в районе Невской Дубровки. Войсками был занят пятачок земли, насквозь простреливаемый пулеметным и оружейным огнем. Для обеспечения действия переправы через реку была создана группа аварийно-спасательного обеспечения, куда входила и Нина. Главной задачей группы была прокладка по дну реки трассы для буксировки под водой танков и артиллерии. Буксировка техники под водой не удавалась из-за сложного рельефа дна и постоянных повреждений тросов под водой от разрывов авиабомб и снарядов. Задачу по буксировке техники под водой не удалось выполнить, но наступившие холода сковали реку льдом. По льду, несмотря на постоянный огонь и бомбежки, осуществлялось снабжение войск оружием, боеприпасами, продовольствием. Значительная часть уходила под лед на дно реки через многочисленные полыньи.

В сентябре - октябре 1941 года из затонувших барж было поднято свыше 4 тысяч мешков зерна. Спасенный хлеб уже на другой день получали по карточкам в блокадном Ленинграде. В боевой обстановке, когда осажденный город задыхался без топлива, отряд водолазов принимал порой смелые решения. Рельсы, на которых застряли цистерны с горючим, упирались в Ладожское озеро. Родилась идея: спускать цистерны с бензином в воду и буксировать на другой берег, там снова ставить на рельсы. Подводные железнодорожные спуски и подъемы в кратчайший срок проложили эпроновцы 27-го отряда. Вместе со всеми Нина Соколова совершала погружения и готовила основания для причальных свай. Под ее руководством водолазы сооружали площадки для спуска на воду в бухте Гольсмана и у маяка Кареджи. Цистерны с горючим спускались прямо с железнодорожных путей на воду и на понтонах доставлялись буксирами на противоположный берег. Гитлеровцы пристреляли участок и разрушали причалы. Но снова и снова водолазы восстанавливали их. И в их числе была военный инженер Нина Соколова.

Главная задача, поставленная перед водолазами осенью 1941 года - обеспечить командованию Ленинградского фронта устойчивую связь с Москвой. Радиосвязь тогда использовалась мало, хороших радиостанций почти не было. Телефонную линию можно было проложить под водой через Ладожское озеро. Но для этого требовалось 45 км бронированного кабеля. Водолазы и связисты работали и днем и ночью. 30 октября связь была установлена. Магистраль связи безотказно действовала всю войну. Весной 1942 года по предложению Соколовой начали прокладку бензопровода по дну озера. Работали под непрерывными ударами авиации. Ладожский трубопровод был проложен за 43 дня через Ладожское озеро от мыса Кареджи до Осиновца для снабжения жидким топливом в условиях блокады. Протяженность 35 км (в том числе 27 км по дну Ладоги). С июня 1942 по март 1943 года по Ладоге поступило свыше 40 тысяч тонн горючего. И этот подвиг за полтора месяца совершили тысячи людей - специалисты, солдаты, водолазы. Первый орден Красной Звезды вручили ей за талантливое предложение и за участие в прокладке трубопровода. Осенью 1942 года ее ранило в ногу и плечо, контузило. Отлежалась в госпитале и снова - в свой отряд.

«Волховская ГЭС - Ленинград», линия электропередачи (ЛЭП), была сооружена по решению Военного совета Ленинградского фронта от 7 августа 1942 года для снабжения электроэнергией блокированного Ленинграда. Кабель для подводной части изготовили на заводе «Севкабель», где его называли «кабелем жизни». 23 сентября 1942 года Волховская ГЭС по ЛЭП была подключена к системе Ленэнерго, энергетическая блокада Ленинграда прорвана. 7 ноября 1942 года электроэнергию получили около 3 тыс. жилых домов Ленинграда. Пережившие блокаду ленинградцы помнят, как в их домах зажегся электрический свет. В середине августа 1943 года Нина Васильевна была назначена главным инженером Ленинградского отряда подводно-технических работ. На Ладоге она дважды получила ранение - в ногу и в плечо, были и контузии. После войны водолазы Соколовой восстанавливали мосты, строили причальные стенки Ленинграда. Кронштадта, Таллинна, разминировали мосты. Ее личный счет часам работы под водой давно перевалил за четыре сотни. После освобождения Ленинграда от блокады Нина Васильевна получила очередное звание - «подполковник-инженер Военно-Морских Сил». Единственная в мире женщина-водолаз Нина Соколова была награждена двумя орденами Красной Звезды, орденами Отечественной войны II степени и «Знак Почета», многими медалями. В 34 года преподавала в Высшем военно-морском училище им. М.В. Фрунзе, читала курс гидравлики и гидродинамики, передавая знания и опыт будущим офицерам. После отставки в 1958 году вела военно-патриотическую работу среди молодежи. Ее имя занесено в Золотую Книгу Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Она увлеченно занималась гимнастикой, йогой, была активным «моржом», членом клуба зимнего плавания. Воспитала двух замечательных детей - Марину и Евгения. 17 декабря 2001 года, на 90-ом году жизни, легендарной женщины не стало...

После публикации этой статьи в «МК» мы узнали, что к столетию со дня рождения Нины Соколовой правительство Санкт-Петербурга по необъяснимым причинам отказывается установить памятную доску на доме, где жила героическая женщина. Главный редактор Павел Гусев 8 августа обратился с письмом к губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко: «… С изумлением мы узнали, что даже к столетию героини мэрия города отказывается установить памятную доску на доме, где она жила. (письмо вице-губернатора В.Н.Кичеджи от 6 июня этого года за № 76-48543). Зная Ваше особое отношение к воспитанию патриотизма в подрастающем поколении, просим Вас принять личное участие в увековечении памяти первой и единственной женщины-водолаза Нины Соколовой.»

Письмо было рассмотрено лишь два месяца спустя. Ответ Комитета по культуре уникален. Он гласил: «…Уважая память и заслуги Нины Васильевны, вынуждены обратить внимание, что в соответствии с пунктом 2 с татьи 4 Закона рассматриваются только предложения, поступившие от государственных, общественных организаций и других юридических лиц… Вопрос об установлении мемориальной доски Н.В.Соколовой может быть рассмотрен на Совете по мемориальным доскам при правительстве Санкт-Петербурга после получения Комитетом документов, указанных в пункте 2 статьи 4.» 10 декабря 2012 года общественностью Санкт-Петербурга отмечалось 100-летие со дня рождения легендарной женщины – Нины Соколовой. Правительство города уклонилось от участия в торжествах. Памятная доска на доме так и не появилась. Можно ли после этого говорить о патриаотизме питерских чиновников? Или о том, что в городе, перенесшем блокаду, потерявшем сотни тысяч жителей, свято чтут память воинов-освободителей?

Теперь ходатайство уже от Совета депутатов муниципального образования Чкаловское Петроградского района предоставлено в Комитет по культуре Правительства, без которого увековечивание невозможно. В сентябре этого года ходатайство будет рассмотрено. Активно занимаются этим вопросом два депутата Петроградского района Александр Слизкий и Николай Савицкий, а также врач Галина Алейникова. Среди них почему-то нет скандально известного депутата Милонова. Уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к историческому наследию, гордость за наследие, оставленное потомкам - необходимые условия для воспитания подлинного патриотизма.

Сергей БЫЧКОВ

Досье «МК»: Василий Кичеджи - вице-губернатор Санкт-Петербурга с 2011 года. Родился в рабочем поселке Песочный на окраине Челябинска. Родители по национальности гагаузы, жили в Бессарабии. После войны все молодое население было депортировано за Урал. Отец работал на заводе, мать - санитарка в больнице. В семье было трое детей. Школу окончил в Челябинске, оттуда же ушел в армию. В 1980 году окончил Московский заочный институт советской торговли по специальности «управление народным хозяйством». С 2004 года- доктор экономических наук, тема - «Межрегиональная интеграция как необходимое условие реализации стратегии эффективного развития российской экономики».

В 1976-1982 годах - директор хозрасчетного предприятия вагонов-ресторанов. В 1982-1986 годах - генеральный директор комбината питания Челябинского тракторного завода. В 2007-2009 годах - генеральный директор ООО «Тамбов-цемент». В 2009-2010 годах - руководитель Департамента транспорта и связи Москвы. С сентября 2011 года - вице-губернатор Санкт-Петербурга. Отвечает за решение вопросов научной политики Санкт-Петербурга, высшего, общего, профессионального и дошкольного образования, культуры, средств массовой информации. Предприниматель-миллионер, владелец радиостанций «Говорит Москва», «Главное радио». Крупный акционер телеканала «Столица». В 2012 году с задекларированным семейным доходом 262 млн рублей занял 33-е место в рейтинге доходов российских чиновников, составленном журналом Forbes.

На нашем сайте мы продолжаем размещать материалы под новой рубрикой, посвященной заслуженным работникам нашего университета - «Слава Макаровки». Жизнь и деятельность этих людей - пример для новых поколений курсантов и студентов Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. Приглашаем преподавателей, сотрудников Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова присылать материалы для публикации под этой рубрикой. В них вы можете написать о вашей профессии, о ваших выдающихся коллегах, вашей жизни в стенах родного вуза, увлечениях, обо всём, что считаете интересным.

Материалы просьба присылать по электронному адресу

Управление внеучебной и воспитательной работы т. 322-10-31

Наши замечательные выпускники

Она спасала Ленинград

Нина Васильевна Соколова - инженер-полковник Военно-морского флота СССР, водолаз. В 1943 году участвовала в строительстве бензопровода, проложенного по дну Ладожского озера и ставшего для осажденного Ленинграда «артерией жизни». Идея спасительного бензопровода была предложена и реализована самой Соколовой.

Нина Соколова родилась в 1912 году в Череповце в многодетной семье. С ранних лет мать брала ее на тяжелую работу как помощницу, поэтому к труду и самостоятельности Нина была приучена с детства.

В 1931 году девушка поступила в Ленинградский институт инженеров водного транспорта - один из предшественников Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, а после его окончания получила направление в ЭПРОН - Экспедицию подводных работ особого назначения, которая занималась подъемом затонувших объектов, спасением иностранных и отечественных судов, строительством портов, прокладкой подводных трубопроводов.

Для выдачи свидетельства, разрешающего Соколовой подводные спуски на глубину до 10 метров, начальнику ЭПРОНа, контр-адмиралу Фотию Крылову понадобилось заручиться личным разрешением Михаила Калинина. В личном деле военнослужащей Крылов дал ей такую характеристику: «Назначена на должность начальника гидротехнического отдела. Молодой энергичный работник, постоянно совершенствует знания и опыт. Тверда и настойчива в достижении своих целей. Прямолинейна и смела. Живо интересуется военно-морским делом. Отлично выдержала испытания по военно-морскому минимуму. Требовательна, пользуется авторитетом у товарищей по службе и у подчиненных». Так Нина стала первой в истории женщиной-водолазом.

Службу Соколова начала в холодном Баренцевом море в 1939-м. К началу Великой Отечественной войны Нина уже была главным инженером 27-го отряда ЭПРОНа. Ее подразделение восстанавливало подводные коммуникации после бомбежек, поднимало затонувшее оружие, продукты, технику. В осажденном городе 27-й отряд ЭПРОНа работал в условиях артиллерийского обстрела и авиационных налетов: водолазы поднимали с затонувших барж мешки зерна, прокладывали подводный телефонный кабель.

На Ладоге строились подводные железнодорожные спуски и подъемы: цистерны с бензином, застрявшие у озера, спускали прямо на воду и буксировали на противоположный берег, где снова ставили на рельсы. Весной 1942 года вопрос, как по дну перейти Ладожское озеро, стал в буквальном смысле вопросом жизни и смерти: в блокадном городе горюче-смазочных материалов оставалось на 100 дней.


Легендарная женщина-водолаз участвовала в строительстве бензопровода через Ладогу - «артерии жизни» для осажденного Ленинграда. Руководитель Кронштадтского Морского музея Владимир Шатров рассказывает, что начальник Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта Иван Зубков называл саму Соколову автором идеи спасительного подводного бензопровода. Сооружение этой магистрали для многих стало главным делом жизни - и для эпроновцев, и для специалистов «Нефтепроводпроекта», предшественника компании «Гипротрубопровод».

Задача стояла тяжелейшая: работать нужно было быстро и тайно, а опыта сооружения подобных магистралей не существовало ни в отечественной, ни в зарубежной практике. 25 апреля 1942 года Государственный Комитет Обороны подписал постановление о строительстве трубопровода, назначив срок 50 дней. Главным инженером был назначен опытный проектировщик «Нефтепроводпроекта» Давид Шинберг.

Сотрудники отряда Соколовой в реализации проекта сыграли огромную роль: они проводили все подводные работы на дне озера, гидроиспытания, участвовали в укладке труб, обеспечивали необходимый водный транспорт для проведения работ.

Началась укладка первой километровой плети 26 мая. Ладога была неспокойной, дул сильный ветер. Эпроновский катер-буксир подцепил головной понтон с готовой плетью и двинулся к створу трассы. Но во время попытки ее установить волнение на озере усилилось, крепление оборвалось, и плеть исчезла в волнах. С этого дня установили правило не работать в шторм. Работа по укладке продолжилась с 31 мая - подгонка и сварка плетей средней длины 1,4 километра. На дно Ладоги подводники уложили 15 таких плетей.

Задание было выполнено за 43 дня - 16 июня 1942 года. Трубопровод протяженностью 29 километров (из них подводная часть - 21км) и диаметром чуть больше метра проложили на глубинах до тридцати пяти метров. На восточном берегу установили две насосные станции, на западном - резервуарный парк и наливную эстакаду. Производительность бензопровода по разным оценкам составила от 400 до 600 тонн горючего в сутки. За общее время эксплуатации - с июня 1942 по март 1943 года - в осажденный Ленинград через Ладогу поступило около 50 тысяч тонн бензина. После снятия блокады труба была заморожена. Об «артерии жизни» немцы так и не узнали.

Войну Нина Соколова закончила в звании инженера-подполковника Военно-морского флота СССР. Во время работы на Ладоге она была дважды ранена. Ее личный счет под водой - 644 часа, то есть почти 27 суток. Нина Васильевна стала легендой ЭПРОНа, награждена двумя орденами Красной Звезды, орденами Отечественной войны II степени и «Знак Почета».

В 34 года Нина Соколова стала инженером-полковником, преподавала в Высшем военно-морском училище имени М.В. Фрунзе (ныне - Морской корпус Петра Великого - Санкт-Петербургский военно-морской институт). Единственная женщина-водолаз последней войны ушла из жизни в 2001 году, на 90-м году жизни. Имя Нины Васильевны Соколовой занесено в Золотую книгу Санкт-Петербурга.

Управление внеучебной и воспитательной работы



  • Разделы сайта