Пляжная диета. Какие продукты запрещены

06.05.2018 68 450 2 Игорь

Психология и общество

Часто по телевидению или в средствах массовой информации мы слышим и видим иностранное слово «маргинал». Его значение претерпело существенные изменения, начиная со времен его формулирования американским социологом Р.Парком и заканчивая сегодняшним днем. Чтобы объяснить актуальный смысл этого понятия простыми словами, необходимо проследить историю употребления этого термина и выделить основные типы маргиналов в истории человечества.

Содержание:

Кто такой маргинал?

Впервые этот термин был употреблен в психологии в 1928 году Робертом Парком в значении человека, занимающего промежуточное положение между сельскими и городскими жителями. Это тот, кто прежде жил в селе, деревне, а затем переехал в город, при этом его культурные ценности, приобретенные за время проживания в сельской местности, не вписывались в требования и устои городской цивилизации. Его поведение, привычки оказались неприемлемыми для городской социальной среды. Сегодня маргиналами называют не только людей, не вписывающихся в городскую среду.



Этот термин получил достаточно широкое распространение. Социологическая наука относит к маргиналу ту личность, поведение которой выходит за рамки общепринятых норм и правил любой социальной группы. Он находится между двумя противоречащими друг другу группами. Это приводит к внутреннему конфликту человека. Маргинал является частью двух разных социальных групп, но не принимает ни одну из них (не живет по их законам и не руководствуется принятыми в них нормами и ценностями). С психологической точки зрения, маргинал физически принадлежит к той или иной социальной группе, но психологически, морально, эмоционально находится за ее пределами.

Значение слова «Маргинал»

Маргинал (от латинского «marginalis» – крайний или «margo» – край) – человек, живущий в социальной среде, но не принимающий навязанные ею мировоззрение, принципы, нормы, ценности, нравственные идеалы, образ жизни. Можно сказать, что он находится на краю системы, за пределами навязанных социальной структурой законов и порядков. В современном русском языке существует множество синонимов слова «маргинал»: изгой, белая ворона, неформал, индивидуал, асоциал, нигилист. Пример: бомж, хиппи, гот, монах-отшельник, аскет.




Также, людей из низших слоев общества, еще Карл Маркс обозначил термном "Люмпен". В современности, два понятия маргинал и люмпен переплелись друг с другом.

Признаки маргинальности:

  • нарушение важных для человека связей (биосоциальных, культурных, духовных, экономических), которые существовали в прежней жизни;
  • постоянное перемещение из-за отсутствия привязанности к чему-либо;
  • внутренний психологический конфликт из-за невозможности найти себя и возникновение на этой основе психических проблем;
  • по причине несоблюдения закона и порядка легкость становления противоправным членом общества (правонарушителем);
  • представители самых низких слоев общества (бомжи, алкоголики, наркоманы и т.д.);
  • формирование собственных ценностей и норм, очень часто противоречащих и враждебных ценностям той социальной группы, к которой принадлежит маргинал.

На первый взгляд, слово «маргинал» окрашено только негативными красками. На самом деле это не так. Как и любое явление, маргинальность имеет кроме отрицательных сторон, и положительные , к которым относится следующее:

  • иное мышление, мировоззрение является источником прогрессивной, новаторской деятельности;
  • по причине высокой мобильности у маргинала больше шансов начать жизнь с нового листа, получить другое образование, найти лучшую работу, переехать в более благополучный район города или сменить страну проживания на более экономически развитую;
  • благодаря своей уникальности, несхожести с другими, у маргиналов есть возможность найти неосвоенную нишу на рынке товаров и услуг и заняться бизнесом, приносящим прибыль (открыть свое дело, связанное с продажей этнических товаров, сувениров из прежнего места проживания). Маргиналы по этой причине очень часто становятся миллиардерами.




Маргинальная личность по Роберту Парку

Американский социолог Роберт Парк к главным чертам характера и особенностям личности маргиналов относил следующие:

  • беспокойство;
  • агрессивность;
  • честолюбие;
  • обидчивость;
  • эгоизм;
  • категоричность во взглядах;
  • негативизм;
  • неудовлетворенная амбициозность;
  • тревожные состояния и фобии.

В обществе маргинальными личностями называли людей с асоциальным образом жизни (бедных беженцев, бомжей, попрошаек, бродяг, людей с разного рода зависимостями, нарушителей закона), которых можно отнести к представителям социального дна. Условия их жизни оказывают значительное негативное воздействие на их психическое состояние. Любое цивилизованное общество живет по своим установленным правилам, обычаям и нормам. Р.Парк считал, что маргинальная личность :

  1. Отвергает любые принятые в обществе нормы и традиции.
  2. Не имеет чувства долга по отношению к тому обществу, в котором живет.
  3. Испытывает сильную потребность в одиночестве и избегает общества людей.

Важно ! Большинство экспертов-социологов и практикующих психологов считают, что маргинал это – источник культурного роста. Он может объективно, без внешнего влияния оценить любое явление и ситуации, потому что являются не вовлеченными в нее, как бы изолированными. Он наполняет социальную группу новыми идеями, взглядами, привносит новые тенденции, помогает членам общества развиваться, расширять кругозор, смотреть на проблемы с другого ракурса, прививает .

Типы маргиналов



В зависимости от причин развития маргинального способа жизни и особенностей своего проявления маргиналы делятся на следующие типы:

  1. Этнические – люди, которые вынуждены были в силу разных причин и обстоятельств сменить свое место жительства и оказались среди представителей другой национальности, народности, этноса, культуры. Этот тип является наиболее труднопреодолимым, поскольку человек долго приспосабливается к чужой культуре, традициям, языку, религии и не в состоянии изменить свою внешность, расовую и национальную принадлежность (потомки от смешанных браков, эмигранты).
  2. Социальные – связан со сменой одной экономической системы на другую (рабство сменилось феодализмом, социализм – капитализмом). Целые группы людей не могут сразу найти свое место и адаптироваться к новой общественной системе.
  3. Биологические – идеальным является общество, которое заботится о слабых и больных его членах. В действительности же нездоровые люди и люди с ограниченными физическими возможностями или умственными способностями не имеет никакой ценности для общества, оказываются за бортом жизни (инвалиды, старики, хронически больные, ВИЧ-инфицированные, дети с синдромом Дауна и другими заболеваниями, ограничивающими их дееспособность).
  4. Экономические – люди, которые по каким-либо причинам потеряли работу и возможность иметь стабильный доход, утратили собственность, жилье, и сверхбогатые люди, которые по причине своего материального достатка, становятся оторванными от всех остальных членов общества (нищие, бомжи, иждивенцы, миллиардеры, олигархи).
  5. Религиозные – люди, которые не относят себя ни к представителям какой-либо существующей конфессии, ни к неверующим. Это те индивиды, которые верят в свои идеалы, своих богов и создают свои собственные церкви и секты (пророки, сектанты).
  6. Политические – появляются во время переломных моментов в истории, в период политического кризиса, когда люди теряют веру в современных политиков и их провозглашаемые ценности, ведут борьбу с существующим политическим строем, не доверяют власти и занимают враждебную гражданскую позицию.
  7. Криминальные – когда отказ жить по существующим в обществе по законам и моральным нормам приводит к совершению правонарушения (преступники).
  8. Возрастные – когда у более старого поколения утрачивается связь с молодежью, возникает так называемый конфликт детей и отцов.

Примеры известных в истории маргиналов

Яркими примерами маргиналов в истории являются целые кварталы нью-йоркских эмигрантов, китайский Чайна-Таун и российский Брайтон-Бич. Множество эмигрантов в силу сложившегося менталитета оказываются за бортом американского общества, не в силах интегрироваться в него и принять новые ценности.



Еще один пример – маргиналы как подкласс российского общества, возникший в результате «ломки» старых и появления новых социально-экономических отношений в 90-е годы XX века. Причем к числу маргиналов тогда относились представители обоих полюсов социального неравенства: низшие слои общества («социальное дно») и, так называемые, «новые русские».

Маргиналами называли всемирно известных писателей и поэтов , художников и творцов, гениев и ученых, которые при жизни считались умалишенными и изгоями по причине их несхожести с другими и непониманием их взглядов и творчества остальными членами общества. В современном мире существует еще одна группа маргиналов – люди, которые проводят большую часть своего времени за компьютером, что приводит к изменению их сознания, преобладанию виртуальной жизни над реальной.

Из истории к маргиналам можно отнести:

  • Диоген Синопский - древнегреческий филосов, ученик Антисфена;
  • Степан Разин - донской казак, предводитель восстания 1670-1671 годов;
  • Емельян Пугачев - донской казак, предводитель Крестьянской войны 1773-1775 годов;
  • Устим Кармелюк - украинский крестьянин, предводитель крестьянского движения на Подолье в 1813-1835 годах.

Если вспомнить литературных героев:

  • Джеймс Мориарти - А. Конан Дойл Цикл произвидений о Шерлок Холмсе;

Человек устроен так, что ему нужно всё определять, создавать ярлыки, которые можно использовать в общении для упрощения или украшения своей речи. Термин «маргинал» создали американские социологи Роберт Эзра Парк (1864-1944) и Эверет Вернер Стоунквист (1901-1979), и его можно отнести не только к одному человеку, как определение архетипа личности, но и к обществу в целом.

Маргинал – это состояние человека, живущего в буфере между существующими социальными группами, расами, политическими взглядами, экономическим влиянием. Производная от латинского слова margo - край.

Такого человека можно отнести к нескольким группам одновременно, и на 100% ни к одной из них, вследствие непринятия и игнорирования его обществом. Он словно застрял в чистилище, из которого не может найти выход и чаще так и не находит, остаётся существовать в нём.

Сам по себе этот термин несёт негативные нотки, и его использование всегда окрашено в грустные тона. Потому, что люди привыкли всё определять, можно определить – значит нормально, значит, вписывается в рамки. К тому же, с политической точки зрения социальными группами людей управлять намного проще, когда знаешь их поведение, и можешь предугадать результат деятельности или планируемых действий. Маргинальные же личности для политиков являются угрозой, особенно когда они собираются в группы и принимают действия, результат которых может быть непредсказуемым и опасным.

Маргинальное поведение можно определить в разных сферах жизни, социологи разделяют его на следующие типы, которые мы разберем последовательно.

Социальные маргиналы

К ним относятся люди, с неопределённым статусом в обществе. В основном это молодые и пожилые люди. В первом случае, потому что еще не сформировался жизненный костяк, и они на перепутье в достижении социального статуса, который позволит им устояться как личности.

К примеру, освоение профессии после полученного образования, и карьера, семейное положение, и материальные предметы, такие как собственное жильё, машина, дача, гараж и т.д. В пожилом возрасте маргинальность возникает в связи с малой значимостью статуса в обществе.

Сюда же относятся люди, попавшие в межклассовое положение, в силу сложившихся обстоятельств. Молодой парень, получивший наследство после смерти отца и прокутив его, попал на дно жизни. Или жена олигарха, привыкшая жить в роскоши, после развода, оставшаяся ни с чем.

Биологические маргиналы

Люди, имеющие инвалидность или недееспособность, как физическую, так и умственную, которых не могут приравнять к основному статусу в обществе. Потому что они не смогут выполнять полноценную деятельность, к ним нужен особый подход, который не сразу ещё можно понять, поэтому чаще всего их отрицают и не принимают.

Их отрицают настолько, что общество порой даже не знает о существовании некоторых заболеваний и не хочет их узнавать.

Это так же отражается в отношении государственных деятелей, которые не следят за выполнением принятых норм построения инфраструктуры жизни для инвалидов. Редко в каком городе России встретишь пандусы на каждом тротуаре, или работающие механизмы для поднятия колясок в общественный транспорт. Они есть, но частями, как заплатки, тут и там, как сдали объект так и закончили, а как сможет продолжать свой путь инвалид в коляске, никому уже неинтересно.

К биологическому типу относятся и сексменьшинства – геи, бисексуалы, трансгендеры и лесбиянски. Много споров вызывают эти люди, и достаточно долгое время идёт процесс официального принятия их обществом. В некоторых странах их начали официально принимать, что проявляется в регистрации браков, и возможности усыновления детей.

И, тем не менее, отношение к таким людям в большинстве своём очень негативное, их обходят стороной, кто-то намеренно может причинить насилие, им сложно жить в обществе, их отрицают и могут не принимать на работу, или в свой круг общения. На них смотрят с отвращением. И сейчас, кажется, что их становится больше, но на самом деле, они просто начинают раскрываться, и объединяться в группы, устраивают, пикеты, парады, и другие акции в силу защиты своих прав на существование и принятие обществом. Такими действиями они доказывают свой статус и право на жизнь в равных условиях с другими людьми.

Этнические маргиналы

Миграция разных народов в страны других рас породило данный тип маргинального человека. При этом сильное внешнее отличие создает всё большее отрицание, но даже если внешне человек не отличается от живущей в стране расы, он так же находится в повышенной зоне риска - не принятия его обществом.

Ярким примером этнических маргиналов служит острая проблема в США «белой» расы с афроамериканцами. Отрицание их в обществе доходит до абсурда: если афроамериканец заезжает в район таунхауса, то «белые» соседи просто съезжают, лишь бы быть подальше от них. Или начинают вытеснять их, используя как психологический прессинг, так и физическое насилие.

В России маргиналы из восточных стран, приезжающих на заработки или с мечтами о лучшей жизни, подвергаются насмешкам и предвзятому отношению коренного населения городов. Их часто обманывают, и поступают недобросовестно.

Политические маргиналы

Смена власти и политического строя в стране порождает маргинальное поведение у человека, который отрицает новое направление власти и не способен принять его, остаётся в настрое старых политически устоев.

Самый яркий пример политического маргинального поведения это период перестройки в России, потому как до сих пор старые устои в обществе советской власти живут в сознании многих людей.

В Европе создание Евросоюза и объединение многих стран в него, так же отражают маргинальное поведение политического характера у народов, не принимающих его, и тем самым возникают мелкие революционные стачки, которые приходится подавлять властям.

Экономические маргиналы

В большинстве своем пересекается с политическим типом, потому как экономические маргиналы – это люди, потерявшие работу в связи с закрытием производств, в которых больше не нуждается государство, либо устаревшей профессией или заменившие их труд на машинный.

Примером экономического маргинала так же могут выступать люди, у которых пенсионный возраст наступает раньше установленного как основной в стране. В России ранний уход на пенсию положен для таких категорий работников: военнослужащие, медицинские работники, горнорабочие и некоторые другие у них наступает период, который называют маргинальным, потому что жизненная сила и способности еще на высоте, а возможности обретения новых профессий и знаний не всем бывают по силам.

Характерные признаки маргиналов

Современные социологи, психологи и философы находят проявление маргиналов в обществе как положительное, потому что такие люди гибкие, и способные на перестроение и усвоение новых знаний и норм поведения.

Когда человек по разным причинам, больше не видит ценности в существующем положении его дел, он переходит в состояние маргинала, и поиска новых идей и течений, при этом чувствуя и предполагая своё отрицание обществом, и близких людей.

Старые жизненные устои для него теряют смысл, а новые не принимаются, он подвержен состоянию депрессии и склонен к саморазрушению личности. Выход возможен в случае перехода в другую социальную группу и проявление именно в ней своих замыслов. Придя в комфортное состояние, он открывает у себя много новых возможностей, знаний и те грани жизни, которые другие не замечают из-за устоявшихся рамок обществом.

Термин

Маргинальность (позднелат. marginalis - находящийся на краю) - социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.

Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается «культурным гибридом» (Парк Р.), разделяющим жизнь и традиции двух различных групп.

Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение.

Однако маргинализация далеко не всегда приводит к «оседанию на дно». Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной либо восходящей вертикальной мобильностью. Если маргинализация связана с радикальным изменением социальной структуры (революции , реформы), частичным или полным разрушением устойчивых общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса . Однако маргинальные элементы предпринимают попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести к очень интенсивной массовой мобильности (перевороты и революции, восстания и войны). А может привести к формированию новых общественных групп, борющихся с другими группами за место в социальном пространстве. Так, расцвет этнического предпринимательства объясняется именно маргинальным положением этнических меньшинств, для которых обычные пути достижения высоких статусов (через наследование, государственную и военную службу и т.п.) затруднены и которые в развитии предпринимательства (в том числе криминального характера) находят для себя эффективные каналы вертикальной мобильности.

Ссылки

См. также

  • Маргиналии - надписи и рисунки на полях книги, исходное значение этого термина.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Маргинальность" в других словарях:

    - (позднелат. marginalis находящийся на краю, от лат. margo край, граница), социология, понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между к. л. социальными группами, что накладывает определ. отпечаток на его… … Философская энциклопедия

    - (лат. margo край, граница) понятие, традиционно используемое в социальной философии и социологии для анализа пограничного положения личности по отношению к какой либо социальной общности, накладывающего при этом определенный отпечаток на ее… … Новейший философский словарь

    Сущ., кол во синонимов: 4 обочинность (1) пограничность (3) промежуточность … Словарь синонимов

    Качественное состояние человека или группы людей, оказавшихся в силу определенных обстоятельств (миграция, межэтнические браки и др.) на грани двух культур; они участвуют во взаимодействии этих культур, но полностью не примыкают ни к одной из них … Энциклопедия культурологии

    маргинальность - и, ж. marginalité f. Свойство маргинального. По вине лидеров Русской партии слово патриотизм на долгое время после распада СССР стало синонимом агрессивности, злобы, невежества, подозрительности, неистребимой маргинальности. ЛГ 5. 9. 2001 … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    маргинальность - Франц. maroinalisme, англ. marginalism. В буквальном смысле слова периферийность, «пограничность» какого либо (политического, нравственного, духовного, мыслительного, религиозного и проч.) явления социальной жизнедеятельности человека по… … Постмодернизм. Словарь терминов.

    Маргинальность - (лат. – граница) – состояние личности, отвергнутой обществом или конкретным сообществом по причине отрицания или невыполнения ею их норм, правил и требований. Такой человек, по своей собственной вине или по вине окружающих, как бы выпадает из… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Маргинальность - (позднелат. marginalis находящийся на краю) социологическое понятие, обозначающее промежуточность, пограничность положения человека между какими либо социальными группами, что накладывает определенный отпечаток на его психику. Маргинал – личность … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

    Ж. отвлеч. сущ. по прил. маргинальный II 2. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Социологическое понятие, обозначающее пограничность положения человека (человеческой группы) между какими либо социальными группами. Понятие введено американским социологом Р.Парком.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Кто вообще такие маргиналы, если по-простому говорить? Люди, которые по собственному желанию не захотели быть частью общества, или ?

Или это те люди, которые просто стоят возле компании сбоку? Такое нашумевшее слово, но не все точно знают, что это понятие за собой несёт. Скажу больше. Значение этого слова довольно расплывчатое. Многие понимают когда и к кому его можно применить, но вот определения его дать не смогут. А вот мы с вами попробуем.

Маргинал – кто это такой?

Термин пришел к нам в язык из латинского. Там было слова «margo», которое означало «край, граница, грань » (маргинал, соответственно это «находящийся на краю либо уже за гранью»).

Этот термин получил распространение в 20-е годы ХХ века. Тогда это слово обозначало человека, который имеет статус эмигранта в Америке и в новом для себя обществе. Он покинул свою страну, свою семью, свою работу и привычный уклад жизни, чтобы поменять на что-то новое. Их не адаптацию к уже сложившемуся в штатах социальному поведению называли маргинализацией.

В общем смысле, маргинал — это человек волей или неволей вышедший за рамки установленных правил (его вытолкнули или он сам к этому пришел). Например, в социальном плане — находящий вне своей социальной группы человек. По сути, это изгой .

Но типов (причин) маргинализации много — социальные неудачи, финансовый крах, религиозный изгоизм, этический, политический, физический (болезнь, инвалидность). Они отражают причины, по которым люди стали изгоями.

У нас это слово почему-то (на мой взгляд, ошибочно) стало полным синонимом слову люмпен , изначально обозначающим человека из самых низов рабочего класса (переводится оно, как лохмотья). Сейчас люмпенами называют бродяг, нищих и прочих «опустившихся»людей. Их, конечно же, тоже можно отнести к «изгоям», но это все же частный случай маргинальности (финансовой).

Толковый словарь тоже неоднозначно передает значение этого слова :

  1. маргинал – это асоциальный объект, который находится вне групп (социальных, экономических, политических…);
  2. «маргинал» — слово, которое описывает человека, не участвующего в деятельности людей, собранных по интересам или целям;
  3. человек, которого по какой-то причине изъяли из группы (изгой).

Это члены общества, которые не имеют никаких ценностей материальных, у которых и они . По сути, это каста. Как правило, не имеют никакой собственности. Зарабатывают либо случайными подработками, либо попрошайничеством, либо грабят.

По мне, так люмпены это частный и весьма радикальный пример маргинализации . Он не показателен, ибо отражает только одну ипостась (финансовую).

Маргинальные слои общества вовсе не обязательно будут носить обноски и просить милостыню. Они вполне могут зарабатывать себе на жизнь. Просто они «откалываются от коллектива» и ведут «свою игру» (в социальной области, в политической, религиозной и так далее).

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Что такое менталитет и каким образом он формируется у людей Что такое эгоизм и эгоцентризм - в чём между ними разница Что такое социум и чем это понятие отличается от общества Кто такой трансгендер и как люди ими становятся Либерал - кто это такой и что такое либерализм простыми словами Что такое преступление - его признаки, виды и категории



  • Разделы сайта