Мышцы, их функции. Основные группы мышц человеческого тела. Мышцы. Типы мышц, их строение и значение

В нашем организме выделяют 3 типа мышц (см. Рис. 1):

1. Поперечнополосатые (скелетные)

2. Гладкие мышцы

3. Сердечная мышца (миокард) - образована поперечнополосатой сердечной мышечной тканью

Гладкие мышцы образуют стенки внутренних органов (дыхательных путей, пищеварительного тракта), кровеносных сосудов. Располагаются у основания волосков, их сокращение вызывает мурашки и приводит к поднятию волосков.

Скелетные мышцы в основном крепятся к костям скелета. Такая мышца состоит из многих связанных между собой мышечных волокон, между которыми залегают прослойки соединительной ткани. Мышечные волокна собраны в пучки первого порядка. Пучки окружены соединительнотканной оболочкой (см. Рис. 2). Пучки первого порядка объединены в пучки второго порядка и так далее.

Рис. 2.

Вся мышца снаружи покрыта тонкой соединительнотканной оболочкой - фасцией.

Мышцы выполняют большую работу и характеризуются наличием большого числа кровеносных сосудов, по которым к ним доставляется кровь и питательные вещества (см. Рис. 3). Кроме них, также имеются лимфатические сосуды и рецепторы нервных волокон.

Рис. 3.

В мышце различают головку, брюшко и хвост (см. Рис. 4). Количество головок может быть разнообразно (бицепс - двуглавая мышца, трицепс - трехглавая мышца).

Рис. 4.

Поперечнополосатая мышца подчиняется сознанию человека. И сокращается во много раз быстрее, чем гладкая мышца.

Форма и величина мышцы зависит от выполняемой ею работы.

Так, длинные мышцы располагаются на конечностях (см. Рис. 5).

Рис. 5.

Короткие мышцы располагаются между небольшими костями (позвонками) (см. Рис. 6).

Рис. 6.

Широкие мышцы расположены на туловище (см. Рис. 7).

Рис. 7.

Круговые мышцы (сфинктеры) располагаются вокруг различных отверстий (см. Рис. 8).

Рис. 8.

Мышцы прикрепляются к костям с помощью сухожилий, образующих головку и хвост мышцы. При этом хвост мышцы должен быть обязательно перекинут через сустав, чтобы обеспечить подвижность конечности.

Сокращаясь, мышца приближает друг к другу те точки кости, к которым она прикреплена. При расслаблении мышца работу не производит, поэтому для нормальной работы сустава необходимо, как минимум, 2 мышцы, которые будут работать в противоположных направлениях. Такие мышцы называются антагонистами.

Мышцы, которые работают в одном направлении, называются синергистами. Так работают мышцы брюшного пресса.

Домашнее задание

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. - М.: Дрофа. - С. 68, задания и вопрос 1, 2, 3.

2. По какому принципу определяется длина мышцы?

3. Опишите строение и расположение гладких мышц.

4. Подготовьте небольшую презентацию со сравнением 3 существующих типов мускулатуры.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждении средняя общеобразовательная школа №63

Конспект урока по теме: Мышцы. Работа мышц .

Конспект разработан к учебнику

«Биология. 8 класс. Человек»

Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев

М: Дрофа 2010

Работу выполнила учитель биологии: Сорокина Г.Н. Тема урока: « Мышцы, типы мышц, их строение и значение» 8 класс

Цель: Изучить строение скелетных мышц и их функции.

Задачи урока:

    Образовательные

* Изучить строение скелетных мышц, способ прикрепления мышц к скелету; выявить основные функции мышц, познакомить с классификацией мышц; выяснить значение физических упражнений.

    Развивающие:

* Развивать умение работать в малой группе, с учебником, анализировать и систематизировать изучаемый материал.

* Способствовать развитию самостоятельности, внимания, памяти, логического мышления, креативности учащихся;

    Воспитательные:

* Воспитывать чувство взаимопомощи, культуры общения, стремление к здоровому образу жизни; расширить образовательное пространство.

Оборудование : таблица «Скелетные мышцы»; микроскопы, микропрепараты мышечных тканей, компьютер и проектор.

Форма урока : урок с применением ИКТ, здоровьесберегающих технологий.

Тип урока : урок новых знаний.

Технология: АМО (активные методы обучения)

Методы: репродуктивный, частично-поисковый.

Средства: работа с книгой, беседа, лабораторная работа, объяснение, тест.

Основные понятия : миофибриллы, фасция, мышечные волокна, сухожилия, группы мышц.

Структура урока: 1. Орг.момент. Валеологическая минутка

2. Целеполагание.

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление материала.

5. Лабораторная работа.

6. Проверочная работа. Эмоциональная разрядка.

7. Домашнее задание.

8. Рефлексия.

9. Оценивание.

1 . Организационный момент.

Валеологическая минутка.

Цель: создание обстановки психологического комфорта на уроке, снятие напряжения.

Педагог предлагает детям представить, ч то они кораблики , которые плывут в страну «Знаний». Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьте мышцы рук и ног. Представьте, что кораблики качаются на волнах, светит солнышко, тишина, волны ласкают кораблик. Затем учащиеся открывают глаза и улыбаются соседу по парте.

11. Выход на тему.

Учитель приглашает испытуемого(по желанию) и просит сесть на стул, затем подняться с него, а учащиеся наблюдают внимательно за положением тела при подъеме, (туловище наклонятся вперед). Затем просит подняться с ровной спиной, это не удается.

Как вы думаете, благодаря чему испытуемый поднимается,

о чем пойдет речь?

Почему испытуемый наклоняется вперед при подъеме?

Затрудняетесь ответить. А хотите узнать?

Что уже мы знаем по этой теме?

Что бы вы хотели еще узнать?

Итак, тема нашего урока « Мышцы, их строение и функционирование».

Определение ожиданий и опасений.

Учитель предлагает учащимся «Билет на кораблик», половина билета белая, а другая – черная. Сложите билет и покажите «свою половину». Если она – белая, то ваши ожидания от урока и вашей работы на нем –положительные, если – черная, вы испытываете опасения.

I II.Изучение нового материала

1.Беседа: термин «мышцы» произошел от слова «мускулус», что значит «мышь». Связано это с тем, что анатомы, наблюдая сокращения скелетных мышц, заметили, что они как бы бегают под кожей, словно мыши.

Мышцы, мускулы (musculi) - органы тела, состоящие из мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов.

Значение мышц. Мышцы - отдел опорно - двигательной системы, обеспечивающий различные движения организма. С участием мышц обеспечивается ориентация организма в пространстве и регулируется равновесие. Диафрагма (разделяет грудную и брюшную полости) и межреберные мышцы участвуют в процессе дыхания.

Глотание, образование звуков, движение глаз, все типы двигательной активности осуществляются при помощи мышц. Вместе со скелетом мышцы придают организму форму, обеспечивают вертикальное положение тела человека в пространстве.

Строение мышц. По строению мышцы делятся на гладкие и поперечнополосатые (скелетные и сердечные). Гладкuе мышцы выстилают стенки полых внутренних органов (пищевод, желудок, кишечник, кровеносные сосуды, трахея и бронхи, мочевой пузырь и др.). Сокращение гладких мышц плавное и периодичное. Оно не подвластно воле человека. Гладкие мышцы состоят из отдельных длинных веретенообразных клеток.

Снаружи мышцы покрыты фасцией (соединительнотканная оболочка). Между мышечными клетками - волокнами - находятся кровеносные сосуды и нервные волокна. На концах скелетных мышц расположены сухожилия, образованные из прочной соединительной ткани. С помощью сухожилий мышцы прикрепляются к костям. Сами сухожилия пассивны и в сокращении не участвуют. Так как мышечные клетки способны только сокращаться, мышцы тянут кости, но не могут их отталкивать. В связи с этим к каждой кости крепятся 2 мышцы - антагонисты (противоположные). Они делятся на сгибатели и разгибатели.

Поперечнополосатые мышцы состоят из мышечных волокон, имеющих поперечную исчерченность. Поперечнополосатые скелетные мышцы приводят в движение скелет. Их функции регулируются сознанием.

К скелетным мышцам относятся мышцы туловища и конечностей. Чаще всего оба конца мышцы прикрепляются к соседним костям, подвижно соединенным друг с другом. При сокращении мышцы укорачиваются и тянут соответствующие кости. Так они производят движение.

В организме насчитывают более 600 мышц. В разговоре их иногда называют мускулами.

Сердечная мышца также имеет поперечную исчерченность. Ее сокращения не зависят от воли человека. Сердце обладает свойством автоматии, т. е. способностью сокращаться за счет импульсов, возникающих в нем самом.

Гигиена мышц. Движение - такая же естественная потребность организма, как воздух, вода и пища. От повседневных физических нагрузок зависят не только сила мышц, но и эластичность связок, прочность костей, активность обмена веществ, состояние сердца, сосудов, легких и т. д. Физические упражнения полезны не только для предупреждения, но и лечения болезней (лечебная физкультура).

2. Проработка содержания темы.

- Какие же группы мышц позволили нашему испытуемому подняться со стула?

Правильно – поперечнополосатые скелетные приводят в движение скелет.

Почему при вставании испытуемый наклоняется вперед?

Да, работа нервной системы и мышечной взаимосвязаны, но об этом мы будем говорить на другом уроке.

А вот центр тяжести находится не над площадью опоры, а сзади. А при наклоне вперед центр тяжести подводится под площадь опоры, тело человека приобретает устойчивость и он может выпрямиться.

3.Самостоятельная работа с текстом учебника п.13 с.62-63

Учащиеся читают текст учебника и составляют схемы, таблицы (по желанию)

Микроскопическое строение скелетных мышц . Скелетные мышцы состоят из пучков поперечнополосатых мышечных волокон. Они содержат сократительные нити, состоящие из двух разных белков, и поэтому кажутся поперечно исчерченными. Каждый мышечный пучок покрывает соединительнотканная пленка, а всю мышцу в целом, состоящую из множества пучков, общая оболочка - фасция. Она состоит также из соединительной ткани. Благодаря четко очерченным пучкам силы тяги прикладывается к строго определенным частям кости.

Макроскопическое строение мышц. В строении многих мышц различают брюшко и сухожилия. Брюшко состоит из множества пучков поперечнополосатых мышечных волокон, покрытых соединительнотканными оболочками. Сухожилия, с помощью которых мышца прикрепляется к костям, состоят из плотной соединительной ткани. Они тесно срастаются с надкостницей и при напряжении мышцы стимулируют отделение костного вещества. Вот почему у людей физического труда и спортсменов шероховатость и бугристость на костях в местах прикрепления мышц выражена сильнее.

То сухожилие, которое прикрепляется к костям, остающимся при движении малоподвижными, называют головками мышцы, а то, что прикрепляется к подвижным костям - хвостом.

Скелетная мышца хорошо снабжена кровеносными и лимфатическими сосудами. К ней подходят нервы, которые регулируют ее работу.

4. Беседа: Выделяют 4 основные группы мышц: мышцы головы и шеи, мышцы туловища, мышцы верхних конечностей и мышцы нижних конечностей. К первой группе относятся жевательные и мимические мышцы. Жевательные мышцы обеспечивают пережевывание пищи, приводя в движение нижнюю челюсть. Мимические, сокращаясь, изменяют выражение лица и помогают человеку в процессе общения.

К мышцам туловища относятся мышцы груди, спины и живота. Мышцы груди принимают участие в движении грудной клетки, а также рук (с помощью большой грудной мышцы). Мышцы живота образуют брюшной пресс, с помощью которого органы брюшной полости удерживаются в нормальном положении. Они состоят из слоев, волокна которых перекрещиваются, что делает стенку живота более прочной и позволяет ей преодолевать давление внутренних органов. А мышцы спины участвуют в движении позвоночника и обеспечивают сохранение вертикального положения тела.

Более подробно с этими группами мышц вы ознакомитесь в процессе выполнения лабораторной работы.

1 V. Закрепление

5. Обобщительная беседа.

Какие основные функции выполняют мышцы?

По каким признакам можно классифицировать мышцы?

Как устроена скелетная мышца?

Какие основные группы мышц выделяют?

Зачем необходимо тренировать мышцы?

V . Лабораторная работа «Скелетные мышцы»

Перед началом лабораторной работы учитель проводит инструктаж, поясняет, как следует ее выполнять и оформлять.

Лабораторная работа выполняется и оформляется учащимися самостоятельно по инструктивным карточкам, которые раздаются учащимся вместе с лабораторным оборудованием и критериями оценки.

Учитель контролирует ход выполнения и оформления работы, отвечает на вопросы учащихся, разъясняет им непонятные моменты, помогает, консультирует.

Инструктивная карточка к лабораторной работе № 3
«Скелетные мышцы»

1. Рассмотрите кусочек вареного мяса при помощи лупы, обратите внимание на пучки поперечнополосатых мышечных волокон.

2. Используя рисунки и анатомическое описание, определите местоположение мышечных групп (мышцы головы и шеи, мышцы туловища, мышцы верхних и нижних конечностей) и выполняемые ими функции. Результаты работы оформите в виде таблицы:

Группы мышц человека

2.1. Мышцы головы и шеи:

    Познакомьтесь с функцией мимических мышц. Наморщите лоб, то, что мы делаем, когда недовольны или когда задумались. Сокращается надчерепная мышца. Найдите ее на рисунке 35 учебника биологии. Пронаблюдайте функцию круговой мышцы глаза и круговой мышцы рта.

    Поверните голову вправо и прощупайте левую грудино-ключично-сосцевидную мышцу. Поверните голову влево и обнаружьте правую. Что позволяют сделать эти мышцы человеку?

2.2. Мышцы туловища спереди и сзади:

    По рисунку 36 в учебнике биологии найдите большую грудную мышцу, мышцы живота образующие пресс, межреберные мышцы (зубчатые мышцы): наружные осуществляют вдох, внутренние - выдох.

    По рисунку 36 в учебнике биологии определите мышцы, которые образуют мышцы туловища сзади. Какую функцию они выполняют?

2.3. Мышцы верхней конечности:

    Найдите на рисунках 28, 34 и 36 в учебнике биологии дельтовидную мышцу (она находится над плечевым суставом и отводит руку в сторону до горизонтального положения), двуглавую и трехглавую мышцы плеча. Какую функцию они выполняют?

    Мышцы предплечья. Чтобы понять их функцию, положите руку на стол ладонной стороной вниз. Прижмите ее к столу, после чего сжимайте кисть в кулак и разжимайте ее. Вы почувствуете, как сокращаются мышцы предплечья. Почему это происходит?

2.4. Мышцы нижней конечности: по рисунку 36 в учебнике биологии определите, какие мышцы входят в состав мышц нижней конечности. Какую функцию они выполняют? Поднимите ноги на носочки. Ощупав ногу, определите местоположение мышцы, которая выполняет данное действие. Найдите ее в учебнике на иллюстрации и определите название.

3. Сделайте вывод о проделанной работе.

VI . Проверочная работа

Для проверки освоенности материала, предлагаю вам выполнить небольшой тест. Кто затрудняется, может пользоваться записями и учебником. На работу 3 минуты (тест распечатывается и раздается каждому индивидуально).

Эмоциональная разрядка.

Цель: снятие напряжения перед обучающим тестом

«Вечный двигатель»

Учитель просит всех встать и взяться за руки. Под музыку учащиеся выполняют глагольные команды педагога, не расцепляя рук.

Тест

Мышечная ткань бывает гладкая, сердечная, ……………….. Из поперечно – полосатой мышечной ткани образуются …………….. мышцы. Всего в теле человека насчитывают около ……. мышц. Мышцы состоят из пучков мышечных волокон, а в состав волокон входят нити ……… белков актина и ……. Выделяют условно три основные группы мышц: головы и шеи, ………………., …………... Мышцы классифицируют: по расположению, по форме, по ………., по строению (направлению мышечных волокон).

7 . Взаимопроверка.

Закончили. Поменяйтесь работами и проверьте. В помощь вам слайд.

«0» ошибок – 5, «1 – 2» ошибки - 4, «3-4» ошибки – 3.

Кто не справился? Что вызвало затруднение? Как это можно ликвидировать?

V1 i . Домашнее задание

Изучите п.13 на с. 62

*Выясните, людям, каких профессий особенно важны знания о строении и расположении мышц

V11 I . Рефлексия

На каком этапе урока вам было легче всего, интереснее?

На каком этапе урока испытали затруднение?

Как вы думаете, какой вид деятельности вам помог лучше усвоить изучаемый материал?

Все ли вы узнали, что планировали в начале урока?

Вам понравился урок?

IX . Оценивание

Какой я? Учащийся оценивает себя по лестнице успеха.

МЫШЦЫ МЫШЦЫ

мускулы (musculi), органы тела животных и человека, состоящие из мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов. Осуществляют перемещение тела в пространстве, смещение одних его частей относительно других (динамич. функция), активную фиксацию их положения относительно друг друга (статич. функция), изменение объёма полости тела или просвета сосуда, движение кожи и др. функции. В совокупности М. образуют мышечную систему. У человека М. составляют от 28-32% (женщины) до 35- 45% (мужчины) массы тела. В зависимости от строения мышечных клеток различают гладкие мышцы, образующие висцеральную мускулатуру, и поперечнополосатые мышцы, формирующие париетальную мускулатуру. Большинство М., в осн. скелетные, относят к поперечнополосатым. Многочисл. М. (у человека ок. 600 скелетных М.) имеют разл. форму, строение, функцию и развитие. По форме различают М. длинные, короткие, широкие и круглые, по внутр. организации - простые (мышечные волокна параллельные) и перистые (косые волокна присоединяются к сухожилию с одной или двух сторон), по положению - поверхностные и глубокие, наружные и внутренние, латеральные и медиальные, по числу вовлекаемых в движение суставов - одно-, дву- или многосуставные М. Работа простых М. зависит от числа волокон и величины их сокращения, к-рое может превышать половину первонач. длины волокна. Перистые М., как правило, сильнее простых, дают выигрыш в скорости и, кроме того, в них большее кол-во волокон занимает меньший объём. Преобразования отд. М. в ходе эволюции связаны с перестройками их внутр. структуры. В типичной М. есть активно сокращающаяся часть - тело (брюшко) и пассивная часть - сухожилие, к-рое, как правило, находится на обоих концах М. и прикрепляет её к костям скелета. Каждая М. обильно снабжена нервными волокнами и капиллярами, подходящими к ней через соединительнотканные оболочки - перимизий и эндомизий. Напр., на 1 мм3 М. в норме у человека приходится ок. 2000 капилляров; одно нервное волокно может иннервировать от 3-6 мышечных волокон (в латеральной прямой мышце глаза) до 120-160 (в трёхглавой мышце голени)- Все М., кроме мимических, окружены фасциями. Совместная работа М. организована по принципам синергизма и антагонизма. М.- синергисты действуют вместе в одном направлении, вызывая сходный эффект (напр., сгибание). М.- антагонисты совершают противоположно направленные движения (напр., одни - сгибание, другие - разгибание). Однако одна и та же М. в зависимости от режима работы может быть то синергистом, то антагонистом. По характеру выполняемых осн. движений и по действию на сустав различают М- сгибатели, или флексоры, и разгибатели, или экстензоры; приводящие - аддукторы и отводящие - абдукторы; вращающие - ротаторы (супинаторы вращают конечность наружу, пронаторы - внутрь); поднимающие - леваторы, опускающие - депрессоры; сжимающие - сфинктеры, или констрикторы, расширяющие - дилататоры; напрягающие - тензоры и выпрямляющие - эректоры. Выделяют также мимические, жевательные и дыхательные М. Большинство определений функций относится к работе М. конечностей, свободных от опоры. Иногда они вводятся и в назв. М. Все М. многофункциональны и их действие нельзя сводить к одной функции. Так, для большинства М. конечностей важна их работа в момент опоры и отталкивания. Систематич. усиленная работа М. (тренировка) увеличивает их массу, силу и работоспособность, чрезмерная работа приводит к утомлению, а бездеятельность - к атрофии.

.(Источник: «Биологический энциклопедический словарь.» Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Бабаев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. - 2-е изд., исправл. - М.: Сов. Энциклопедия, 1986.)

мы́шцы

(мускулы), органы тела животных и человека, состоящие из мышечной ткани , обладающей свойством сокращаться под действием нервных импульсов. Делятся на гладкие, поперечно-полосатые и сердечную мышцы. Скелетную мускулатуру формируют поперечно-полосатые мышцы. Концы мышц переходят в сухожилия, которые прикрепляются к костям. Различают длинные, короткие, широкие и круговые мышцы. Скелетные мышцы приводят в движение один, два или несколько суставов. Их сокращение обеспечивает движение, сохранение равновесия тела, поддержание позы. За счёт сокращения и расслабления поперечно-полосатых мышц выполняются также такие важные для организма функции, как жевание, глотание, голосообразование, движение глазных яблок. Сокращение мышц происходит под контролем коры больших полушарий головного мозга.
Мышечные оболочки внутренних полых органов формируют гладкие мышцы, их функция – поддержание тонуса, продвижение содержимого (пищи, крови, лимфы и т.д.). Сокращение гладкой мускулатуры непроизвольное; чрезмерное – вызывает спазм, который приводит к болевым ощущениям, за-труднённому глотанию, приступам удушья (бронхо-спазм), головной боли (мигрень), желудочной и кишечной колики и т.д.
Сердечная мышца обладает повышенной выносливостью и автоматизмом сокращений (см. Сердце ).

.(Источник: «Биология. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Гл. ред. А. П. Горкин; М.: Росмэн, 2006.)


Смотреть что такое "МЫШЦЫ" в других словарях:

    МЫШЦЫ - МЫШЦЫ. I. Гистология. Общеморфодогически ткань сократительного вещества характеризуется наличием диференцировки в протоплазме ее элементов специфич. фибрилярной структуры; последние пространственно ориентированы в направлении их сокращения и… … Большая медицинская энциклопедия

    - (мускулы), комплекс тканей, составляющих основу тела, характерной особенностей которых является способность сокращаться. В человеческом организме существует три типа мышц: ПОПЕРЕЧНО ПОЛОСАТЫЕ мышцы (или скелетные), гладкие мышцы (непроизвольного… … Научно-технический энциклопедический словарь

    - (мускулы) органы тела животных и человека, состоящие из мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов … Большой Энциклопедический словарь

    I Мышцы (musculi; синоним мускулы) Функционально различают непроизвольную и произвольную мускулатуру. Непроизвольная мускулатура образована гладкой (неисчерченной) мышечной тканью. Она формирует мышечные оболочки полых органов, стенок кровеносных … Медицинская энциклопедия

    Старинный рисунок мышц человека … Википедия

    МЫШЦЫ - Рис. 1. Мышцы головы крупного рогатого скота. Рис. 1. Мышцы головы крупного рогатого скота: 1 — специальный подниматель верхней губы; 2 — носогубной подниматель; 3 — наружная щёчная; 4 — круговая глаза; 5 — лобная;… … Ветеринарный энциклопедический словарь

    Органы тела животных и человека, за счет сокращения и расслабления которых происходят все движения тела и внутренних органов. Мышцы образуются мышечной тканью в сочетании с другими тканевыми структурами соединительнотканными компонентами, нервами … Энциклопедия Кольера

    Мускулы (Musculi состоящие из особой ткани [мускульной, или мышечной] см. ниже) органы животных, которые, обладая в высшей степени способностью сокращаться в определенном направлении, служат главными активными органами движения животных… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Мышцы – активная часть двигательного аппарата. Благодаря им, возможны: все многообразие движений между звеньями скелета (туловищем, головой, конечностями), перемещение тела человека в пространстве (ходьба, бег, прыжки, вращения и т. п.), фиксация частей тела в определенных положениях, в частности сохранение вертикального положения тела.

С помощью мышц осуществляются механизмы дыхания, жева­ния, глотания, речи, мышцы влияют на положение и функцию внут­ренних органов, способствуют току крови и лимфы, участвуют в об­мене веществ, в частности теплообмене. Кроме того, мышцы – один из важнейших анализаторов, воспринимающих положение тела че­ловека в пространстве и взаиморасположение его частей.

В теле человека насчитывается около 600 мышц. Большинство из них парные и расположены симметрично по обеим сторонам тела человека. Мышцы составляют: у мужчин – 42% веса тела, у женщин – 35%, в пожилом возрасте – 30%, у спортсменов – 45-52%. Более 50% веса всех мышц расположено на нижних конеч­ностях; 25-30% – на верхних конечностях и, наконец, 20-25% – в области туловища и головы. Нужно, однако, заметить, что сте­пень развития мускулатуры у разных людей неодинакова. Она зависит от особенностей конституции, пола, профессии и других фак­торов. У спортсменов степень развития мускулатуры определяется не только характером двигательной деятельности. Систематические физические нагрузки приводят к структурной перестройке мышц, увеличению ее веса и объема. Этот процесс перестройки мышц под влиянием физической нагрузки получил название функциональной гипертрофии.

В зависимости от места расположения мышц их подразделяют на соответствующие топографические группы. Различают мышцы головы, шеи, спины, груди, живота; пояса верхних конечностей, плеча, предплечья, кисти; таза, бедра, голени, стопы. Кроме этого, могут быть выделены передняя и задняя группы мышц, поверхностные и глубокие мышцы, наружные и внутренние.

Строение мышцы.

Мышца – это орган, являющийся целостным образованием, имеющим только ему присущие строение, функцию и расположение в организме. В состав мышцы как органа входят поперечно-полосатая скелетная мышечная ткань, составляющая ее основу, рыхлая соединительная ткань, плотная соединительная ткань, сосуды, нервы. Основные свойства мышечной ткани – возбу­димость, сократимость, эластичность – более всего выражены в мышце как органе.

Сократимость мышц регулируется нервной системой. И.М. Сеченов писал: «Мышцы суть двигатели нашего тела, но сами по себе, без толчков из нервной системы, они действовать не могут, по­этому рядом с мышцами в работе участвует всегда нервная система и участвует на множество ладов».

В мышцах находятся нервные окончания – рецепторы и эффек­торы. Рецепторы – это чувствительные нервные окончания (свобод­ные – в виде концевых разветвлений чувствительного нерва или несвободные – в виде сложно построенного нервно-мышечного ве­ретена), воспринимающие степень сокращения и растяжения мыш­цы, скорость, ускорение, силу движения. От рецепторов информа­ция поступает в центральную нервную систему, сигнализируя о со­стоянии мышцы, о том, как реализована двигательная программа действия, и т.п. В большинстве спортивных движений участвуют почти все мышцы нашего тела. В связи с этим нетрудно себе пред­ставить, какой огромный поток импульсов притекает в кору голов­ного мозга при выполнении спортивных движений, как разнообразны получаемые данные о месте и степени напряжения тех или других групп мышц. Возникающее при этом ощущение частей своего тела, так называемое мышечно-суставное чувство, является одним из важнейших для спортсменов.

Эффекторы – это нервные окончания, по которым поступают импульсы из центральной нервной системы к мышцам, вызывая их возбуждение. К мышцам подходят также нервы, обеспечивающие мышечный тонус и уровень обменных процессов. Двигательные нервные окончания в мышцах образуют так называемые моторные бляшки. По данным электронной микроскопии, бляшка не прободает оболочку, а вдавливается в нее, между бляшкой и мыш­цей образуется контакт – синаптическая связь. Место вхо­да в мышцу нервов и сосудов называют воротами мышц.

Каждая мышца имеет среднюю часть, способную сокращаться и называемую брюшком, и сухожильные концы (сухожи­лия), не обладающие сократимостью и служащие для прикрепле­ния мышц.

Брюшко мышцы содержит различной толщины пучки мышечных волокон. Каждое мышечное волокно, кнаружи от сарколеммы, окутано соединительнотканной оболочкой – эндомизием, содержащей сосуды и нервы. Группы мышечных волокон, объединяясь между собой, образуют мышечные пучки, окруженные уже более толстой соединительнотканной оболочкой, называемой перимизием. Снаружи брюшко мышцы одето еще более плотным и проч­ным покровом, который называется фасцией. Она построена из плотной соединительной ткани и имеет довольно сложное строение. Соответственно новым данным (В.В. Кованов, 1961; А.П. Сорокин, 1973), фасции делят на рыхлые, плотные, поверхностные и глубокие. Рыхлые фасции формируются под действием незначительных сил тяги. Плотные фасции образуются обычно вокруг тех мышц, которые в момент их сокращения производят сильное боковое давление на окружающий их соединительнотканный футляр. Поверхностные фасции лежат непосредственно под подкожным жировым слоем, не расщепляются на пластинки и «одевают» все наше тело, образуя для него своеобразный футляр. Следует заметить, что футлярный принцип строения характерен для всех фасций и был подробно изучен Н.И. Пироговым. Глубокие (собственные) фасции покрывают отдельные мышцы и группы мышц, а также образуют влагалища для сосудов и нервов.

Статьи и публикации:

Homo
Систематическое деление гоминин очень запутанно. В старых работах было принято выделять несколько стадий эволюции человека - архантропов, палеоантропов и неоантропов. Архантропам непосредственно предшествовали австралопитеки, или, по стад...

Органы пищеварения
Пищеварительный тракт включает ротовую полость, глотку, пищевод, желудок, кишечник, заканчивающийся анусом. Ротовая полость у рыб снабжена зубами. У нехищных рыб на челюстях зубов нет, но имеются широкие, большие глоточные зубы на пятой ж...

Гены белков холодового шока
Установлено, что у бактерий существует многочисленное семейство генов, экспрессирующихся только в ответ на резкое снижение температуры. Гены этого семейства обозначены как гены белков холодового шока. Показано, что для начала экспрессии н...



  • Разделы сайта