Научные открытия в спорте. Знаменитые ученые, которые были чемпионами в спорте. История развития спорта в России

Каршеринг переводится с английского как “поделись машиной”. Это довольно новый, но перспективный бизнес для России, который служит альтернативой обычной аренде или Те, кто пользуются этой услугой, отмечают ее относительную дешевизну, удобство пользования и, главное, мобильность.

Суть каршерингового сервиса

  1. Клиент регистрируется на сайте (вступает в клуб), скачивает себе на телефон мобильное приложение.
  2. Когда возникает необходимость, он загружает приложение и отыскивает с помощью карты ближайший припаркованный автомобиль. Он оставляет заявку, и машина “закрепляется” за ним.
  3. В течение 20 минут он должен достичь автомобиля и сесть в него. Однако если он не успевает, то машина всё равно остается за ним, однако включится поминутная тарификация оплаты парковки.
  4. Когда клиент достигает выбранного транспорта, он нажимает на кнопку в приложении и отключает блокировку дверей машины. Теперь он может сесть за руль и беспрепятственно передвигаться по Москве.

Особенности каршеринговых автомобилей

Естественно, что автомобиль должен быть подготовлен. Особенности такой машины следующие:

  • чтобы не было проблем с заводом двигателя, ключ уже впаян в замок зажигания;
  • в бардачке находятся все необходимые документы: талон техосмотра и страховка (мульти);
  • в бардачке также находится заправочная карточка, которую нужно отдать диспетчеру на любой АЗС из числа партнеров сервиса;
  • на рабочей панели находится встроенный GPS-навигатор, который не только помогает водителю с выбором пути, но и служит “маячком”, чтобы диспечер всегда знал месторасположение автомобиля;
  • в багажнике – домкрат и другие инструменты, если необходим экстренный ремонт.

Поэтапный план развития предприятия каршеринга

  1. , привлечение инвесторов, анализ конкурентов,
  2. Поиск партнеров, заключение
  3. Аренда офиса и оборудование диспетчерской.
  4. Приобретение первых пяти
  5. Оформление страховки на машины.
  6. Разработка сайта, мобильных приложений и необходимого программного обеспечения.
  7. Найм персонала: диспетчеров, и механика-водителя.
  8. Запуск рекламной кампании.
  9. Отработка схем взаимодействия с партнерами.
  10. Закупка остальных 15-ти автомобилей.
  11. Коррективка тарифов в соответствии с затратами и доходами, выход на самообеспечение.

С чего начать каршеринг в Москве и других городах России?

Для открытия каршеринг-сервиса на первом этапе потребуется:

  1. или . Так как средств для открытия бизнеса понадобится немало, лучше собрать группу энтузиастов и открыть свою фирму. Не лишним будет привлечь инвесторов, чтобы старт был более уверенным.
  2. Встать на учет в налоговой и , приобрести кассовый аппарат.
  3. Получить лицензию на перевоз пассажиров и грузов в Минтрансе. Формально сервис можно зарегистрировать как службу такси – это избавит от лишних вопросов, однако в таком случае придется оформлять автомобили в едином стиле в соответствии с законом “О такси”, а это может отпугнуть потенциальных клиентов.
  4. Арендовать место для офиса и диспетчерской. Нет смысла искать два различных места – можно ограничиться только одним помещением. После этого можно приступать к работе.

Поиск партнеров

Каршеринг – это бизнес не из простых, и без партнерских отношений здесь не обойтись. Кого следует отыскать?

  • Инвесторов – в первую очередь. Без финансовых вложений не обойтись.
  • в которых можно дешевле производить профосмотр авто и их починку.
  • на которых клиент сможет заправляться без помех с помощью дисконтных карт.
  • на которых можно будет временно или постоянно парковать автомобили.

Чем больше партнеров удастся привлечь владельцу сервиса, тем больше возможностей он сможет предоставить своему клиенту, что в конечном счете скажется на прибыли.

Приобретение каршеринговых машин

Основа каршеринга – это автомобили. Как показывает практика, для успешного старта бизнеса в таком крупном городе, как Москва, нужно иметь не менее 20 каршеринговых машин на ходу. Естественно, что не у каждого бизнесмена есть возможность оформить нужное количество транспорта в собственность.

В качестве альтернативы можно использовать аренду машин или лизинг. Последнее даже предпочительнее, так как авто постепенно будет переходить в собственность компании.

Что касается марки машин, то необходимо отдавать предпочтение зарекомендовавшим себя иномаркам. Отлично подойдут BMW, Chevrolet, Volkswagen, Renault и т.д.

При оформлении каршеринговых машин в лизинг переговоры лучше всего вести непосредственно с представителем компании: произойдет экономия на посредниках.

Страховка и безопасность

Резонный вопрос – а как защититься от кражи машин? Здесь есть несколько решений:

  • диспетчер может отследить по GPS-навигатору местонахождение любого автомобиля и заявить о краже в дорожную полицию или в частную охранную фирму (при наличии контракта), которые перехватят нарушителя.
  • устанавливается специальное программное обеспечение, которое автоматически глушит двигатель, если авто въехал в “запретную”, то есть слишком отдаленную от Москвы внешность;
  • клиент для подстраховки должен использовать свои реальные паспортные данные (т.е. компания всегда знает, кто каким автомобилем воспользовался тот или иной водитель), а также данные водительского удостоверения.

Еще один способ обезопасить себя – оформить страховку на случай угона автомобиля. Цена вопроса обычно не больше 5 тысяч за каждый автомобиль в месяц. Однако если машина станет жертвой злого умысла, то можно будет получить на руки ее стоимость обратно.

Сервис каршеринга: организация диспетчерской службы

Работа диспетчера в каршеринге еще более сложна и ответственна, чем в обычном такси. Если там общение с диспетчером ограничивается вызовом автомобиля и – иногда – разборками с недовольными клиентами, то в каршеринге диспетчер – это стержень, на котором держится вся работа.

Он ответственен за общение с клиентами, отслеживание местонахождения всех автомобилей, работу с партнерами, обеспечение стабильной связи и т.д.

В обычных условиях понадобится не менее 4 диспетчеров, чтобы они могли оперативно решать все возникшие вопросы. Хорошо, если у каждого будет своя специализация – это благоприятно скажется на оптимизации рабочих процессов.

Диспетчерам нужно будет оборудовать рабочее место с компьютерами с выходом в интернет и интеграцией с приложением, позволяющим отслеживать местонахождение авто в реальном времени. Также их нужно обеспечить стабильной мобильной связью.

Кроме того, в команду обязательно надо будет включить водителя, механика и бухгалтера.

Разработка онлайн приложений для каршеринга

Смысл приложений сводится к следующему: клиенту необходимо максимально быстро найти ближайший автомобиль, “закрепить” его за собой, иметь возможность проникнуть внутрь, оплатить пользование машиной.

Необходимое программное обеспечение

  • Это основная рабочая площадка сервиса. На нем должна быть возможность зарегистрироваться, получить номер клиента, пополнить счет. Кроме того, через сайт водитель должен находить автомобили вблизи, иметь возможность скачать мобильные приложения.
  • Приложения под Android и iOS. Чем больше устройств поддерживается, тем шире охват аудитории и тем удобнее пользоваться сервисом.
  • Программы для диспетчеров. Хорошо, если у диспетчеров будет интерактивная карта с синхронизацией GPS-навигаторов, расположенных в машинах.

Естественно, что у клиента должна быть возможность просто позвонить диспечтеру.


Бизнес-план каршеринг-сервиса в Москве

В качестве исходных берем следующие данные: 20 автомобилей, 4 диспетчера, 1 механик (он же водитель), 1 бухгалтер-экономист, офис на окраине города (для снижения издержек).

Первоначальные расходы

  • получение все разрешений – от 10 тыс. рублей.
  • разработка сайта с необходимым функционалом – от 20 тыс. рублей;
  • разработка мобильных приложений – от 20 тыс. рублей;
  • оформление в лизинг первой партии автомобилей в количестве 20 штук – от 2 млн. рублей;
  • покупка необходимого оборудования для автомобилей, в том числе навигаторов – от 200 тыс. рублей;
  • оборудование офиса и диспетчерской – от 500 тыс. рублей;
  • реклама – от 500 тыс. рублей.

Таким образом, стартовать следует с бюджетом не менее 3 млн. 250 тыс. рублей.

Ежемесячные расходы

  • оплата аренды офиса и квартплаты – от 25 тыс. рублей;
  • – от 200 тыс. рублей;
  • выплаты по договору лизинга – от 200 тыс. рублей;
  • оформление страховки – от 100 тыс. рублей;
  • расходы на бензин и ГСМ – от 300 тыс. рублей;
  • поддержка сайта и мобильных приложений – от 20 тыс. рублей;
  • расходы на рекламу – от 50 тыс. рублей;
  • ремонт и осмотр автомобилей – от 200 тыс. рублей;
  • непредвиденные расходы – от 200 тыс. рублей.

Таким образом, ежемесячные расходы составляют 1 275 тысяч рублей.

Подсчитаем доходы

  • в среднем стоимость аренды машины в действущих каршеринг-сервисах – 10 рублей за минуту, или 600 рублей за час;
  • в сутки при полной загруженности доход с одного автомобиля составляется при такой тарификации 14 400 рублей, в реальности доход составляет порядка 3000 рублей;
  • всего автомобилей 20, значит, итоговый доход в сутки – 60 тыс. рублей;
  • в месяц доход составляет 1,8 млн. рублей.

Итого прибыль: 1 800 000 – 1 275 000 = 525 000 рублей, после вычета налогов: 493,5 тыс. рублей.

Срок окупаемости проекта: 7 месяцев.

Что такое каршеринг и в чем особенности подобного вида бизнеса вы можете узнать в этом видео:

Каршеринг – широко распространенный в Европе, США, Японии, Австралии бизнес, который предполагает сдачу авто в аренду на несколько часов через мобильное приложение. В России такие сервисы только начинают свое активное развитие, что предопределяет низкую конкуренцию на рынке. Это бизнес-идея, которая идеально стартует в кризисные годы, предполагает наличие от 10-15 собственных или арендованных авто и от 4 сотрудников на старте. Первоначальные инвестиции составляют от 1,5 млн руб., причем окупятся они за 1-2 года.

 

Покупка и содержание собственного автомобиля - затратное мероприятие, поездки на общественном транспорте - неудобно и непрестижно, услуги такси - излишне дорогое удовольствие. Существует ли выход из этого замкнутого круга? В последние годы в России начинает набирать популярность каршеринг - вариант краткосрочной аренды автомобилей, который обходится гражданам дешевле услуг такси.

Суть модели бизнеса по краткосрочной аренде авто

Каршеринг (от англ. Car Sharing - делить автомобиль) - относительно новое явление в российском бизнесе, которое состоит в том, что любой желающий может взять в аренду машину на несколько часов и оставить ее в условленном месте, после чего ее смогут использовать иные арендаторы. По какой схеме работает эта хитрая бизнес-модель?

  1. Владелец бизнеса имеет на балансе 10-20 автомобилей, которые размещены на 1-3 стоянках по городу.
  2. Фирма по каршерингу имеет собственное мобильное приложение, в котором зарегистрированные пользователи смогут узнавать информацию о месте расположения авто и резервировать их в онлайн-режиме.
  3. Выбрав автомобиль, клиент использует его в течение определенного времени, после чего оставляет на стоянке.

Важный момент! Доход компаний, предоставляющих услуги каршеринга, складывается из фиксированного взноса за регистрацию в мобильном приложении и платы за время использования машины. При этом чаще всего устанавливается поминутный тариф. Так, в Москве он составляет в среднем порядка 5-20 руб./мин.

Компания по каршерингу должна позаботиться о заправке автомобиля топливом, оформлении страховки (КАСКО, ОСАГО), установки необходимого оборудования (видеорегистратор, GPRS-навигатор и др.), а также обеспечивать регулярное техническое обслуживание.

Рисунок 1. Если в период использования транспортное средство попало в ДТП,
то ущерб возмещается за счет клиента.
Источник: сайт TopNews

Важный момент! Начать бизнес можно с покупки 10 недорогих подержанных авто (например, Renault Logan Ravon R2, Hyundai Solaris, KIA Rio), ориентированных на массовый сегмент потребителей. Из персонала достаточно будет нанять по 2 администратора и 2 охранника на каждую стоянку. При таком раскладе первоначальные затраты составят от 1,5-2 млн руб.

Справка! Если стоимость каршеринга обходится потребителями ниже цены проезда в такси, то даже в этом случае бизнес окупится в течение 1-2 лет.

Перспективно ли организовывать бизнес на каршеринге в России?

Краткосрочная аренда автомобилей - весьма распространенное явление за рубежом. Активная конкурентная борьба на рынке побуждает владельцев бизнеса предлагать клиентам новые полезные опции: онлайн-калькулятор для определения величины экономии за счет «дележа автомобиля», разные тарифные планы, бонусы аккуратным водителям с большим стажем вождения, карты доступа с определением радиуса дальности и др.

Справка! Схема каршеринга впервые была реализована на практике в Швейцарии в 1948 году. Ныне это явление широко распространено в США, Великобритании, Франции, Германии, Нидерландах, Дании, Австрии, Сингапуре, Японии, Австралии, Бельгии, Швеции, Канаде, Бразилии, Ирландии, Новой Зеландии. Крупнейшая каршеринговая компания в мире - Car2Go (США), которая обслужила в 2017 году около 1 млн клиентов.

Рисунок 2. Американская компания Car2Go в последние годы переходит на использование электрокаров.
Источник: официальный сайт компании Car2Go

Первая российская каршеринговая компания Anytime появилась в 2013 году. В настоящее время она обслуживает порядка 15 000 зарегистрированных в ее приложении клиентов. Однако до сих пор российский рынок характеризуется предложением, которое существенно превышает спрос.

Существуют и иные факторы, которые обуславливают актуальность и перспективность этой бизнес-идеи:

  1. По статистике, одна каршеринговая машина способна заменить 10-15 личных авто и разгрузить дороги, оттого местные власти всегда поддерживают предпринимателей, которые создают подобный бизнес.

    Справка! С 2015 года в Москве плата за парковку каршерингового автомобиля составляет 60 000 руб. в год, в то время как для обычных машин платеж установлен на уровне 250 000 руб. (Постановление Правительства Москвы от 19 августа 2015 г. N 523-ПП)

  2. Конкуренция на рынке каршеринга чрезвычайно мала: в Москве ныне функционирует 6 операторов, в Санкт-Петербурге - 4, а в некоторых городах регионального значения такая услуга и вовсе отсутствует, несмотря на внушительную численность населения.
  3. Каршеринг - бизнес, который переживает активный рост именно в годы кризиса, когда совершенно невыгодно: в попытке сэкономить люди пытаются в первую очередь сократить затраты на личное авто, а краткосрочная аренда - способ снизить затраты на 200-500 долл. в год. Следовательно, начинать бизнес можно не только со сдачи собственных автомобилей, но и с посреднических операций по предоставлению в аренду машин третьих лиц.

Остается добавить, что для каршеринга характерны иные преимущества, уместные и для иных видов бизнеса: компания, зарегистрированная в форме ООО, может использовать выгоды упрощенных режимов налогообложения, даже с парком в 10-15 машин можно обойтись 4-8 работниками, местные власти могут помочь с выделением участка земли под стоянку и др.

Справка! В настоящее время в Москве проживает более 12 млн человек. По статистике, на такое количество граждан оптимальным будет порядка 2-2,2 тыс. каршеринговых авто. При этом их реальное число приближается к 1,5 тыс., что свидетельствует о значительном потенциале рынка.

Форматы каршерингового бизнеса

Анализ практики краткосрочной аренды авто позволяет выделить три формата работы таких компаний:

  1. B2C (business-to-customer) - фирма закупает автомобили в собственность, после чего предоставляет их в аренду клиентам.
  2. P2P (peer-to-peer) - компания выступает посредником - арендует машины у частных владельцев, а затем сдает их клиентам, выигрывая на разнице в ценах.
  3. NFP (non-profit or co-op) - особая форма каршеринга, когда машины сдаются в аренду не ради прибыли, а в целях продвижения благотворительных программ.

Важный момент! Не следует путать каршеринг с рейдшерингом. Во втором случае клиенты такси ищут попутчиков и разделяют с ними стоимость поездки.

Рисунок 3. Если клиент возвращает машину в исходную точку, то он снял машину на условиях round-trip, если оставляет в любой точке города - one-way.
Источник: сайт Wroom

Каршеринг в России - примеры действующего бизнеса

Anytime - первые авто в краткосрочный наем в Москве

Anytime - первая компания по каршерингу в России, которая была основана в 2013 году. Ныне она предлагает свои услуги на территории Москвы и Московской области, а в течение 2018-2019 годов Anytime планирует охватить своей деятельностью еще 24 региона России.

Основателями уникальной для России бизнес-модели стали Роман Ильканаев, Салим и Сабина Якубовы. Начинать им пришлось непросто: первые 72 автомобиля партнеры взяли в лизинг, в сутки загрузка в среднем составляла 4 часа, а требовалось не менее 6. В итоге 2013 год фирма закончила с убытком в 12,7 млн руб.

Рисунок 4. Практичные автомобили компании Anytime.
Источник: официальная страница Anytime ВКонтакте

Первая неудача не смутила предпринимателей, и в 2014 году они запустили иную бизнес-модель, которая позволила им добиться прибыли и сохранить одну из ведущих позиций в отрасли. Ныне Anytime предлагает своим клиентам три тарифа: Classic и Black (для пассажиров) и Cargo ().

Справка! Смена бизнес-модели состояла переходе от формата B2C к формату P2P: если ранее компания сдавала приобретенные в лизинг авто, то ныне она представляет собой платформу, на базе которой в краткосрочную аренду сдается более 150 машин частных лиц.

О каршеринге сегодня размышляют даже те, кто ездит на работу с водителем и без сожаления тратит десятки тысяч рублей на парковку. Этот интерес - результат бума, который мы наблюдаем в том числе и в Москве. Столичный рынок каршеринга в прошлом году вырос на 400%, еще плюс 70% эксперты ожидают по итогам нынешнего года.

В планетарном масштабе тоже прогнозируют кратный рост, хотя и на более длительной дистанции. По оценке Global Market Insights, к 2024 году мировой рынок каршеринга достигнет в денежном выражении $6,5 млрд против $1 млрд в 2015-м.

На этом фоне в сети появились десятки предложений для инвесторов от небольших компаний и сотни материалов о том, как открыть собственный каршеринговый сервис. Авторы нередко ссылаются на опыт крупных автопроизводителей и профессиональных инвесторов.

Соблазнительный пример

Действительно, в 2016 году сразу несколько автоконцернов вложились в этот сегмент, купив доли в профильных компаниях или запустив собственные платформы в развитых и развивающихся странах. GM организовала совместный проект с Uber, а затем инвестировала в одного из китайских операторов. Ford продолжил вкладываться в индийскую ZoomCar, сервис от BMW появился в нескольких американских городах.

Самый любопытный вариант, пожалуй, получился у Toyota. Компания не просто вложилась в американский Getaround, а создала модель, которая позволяет клиентам быстрее расплачиваться по лизинговым сделкам. Пользователи могут сдавать в аренду свои «Тойоты» и «Лексусы», а полученную плату использовать для погашения долга.

Инвестиции автогигантов в каршеринг не всегда масштабны. Так, PSA Group, владеющая брендами Peugeot и Citroen, сначала вложилась в Communauto - одного из основных канадских операторов краткосрочной аренды. А затем инвестировала скромные $16 млн в компанию TravelCar, которая работала исключительно в Париже.

К моменту появления автоконцернов на рынке многие каршеринговые компании успели пройти несколько инвестраундов и привлечь средства фондов. В России этот этап пока в разгаре.

Так, основатель итальянской Conсern General Invest Винченцо Трани через подконтрольные структуры аккумулировал более половины «Делимобиля», лидирующего на московском рынке. Трани вложил, по различным оценкам, до 1,5 млрд рублей и не планирует останавливаться.

Более молодая и компактная BelkaCar привлекла сначала $260 000 от BMT Private Equity основателя «Вымпелкома» Дмитрия Зимина. А чуть позже - еще €2,1 млн от европейского фонда прямых инвестиций Bryanston.

Объявляя о сделках, представители автоиндустрии и профессиональные инвесторы в один голос говорили о многообещающих рыночных перспективах, растущем спросе и пока еще свободной нише. Но может ли частный инвестор успешно следовать этим примерам?

Не биржевой товар

Проблема в том, что большинство привычных инвестору инструментов не применимы к каршерингу. За редким исключением участники этого сегмента так и не вышли на IPO, и их бумаги не торгуются на бирже.

Опыт каршерингов, которые все же оказались на бирже, не очень вдохновляет остальных. Так, американская Zipcar провела IPO в 2011-м, по итогам размещения ее капитализация превышала $1 млрд. Каршеринг тогда был модной новинкой в США. Рынок поддался ажиотажу и переоценил оператора, хотя тот с момента своего создания ежегодно демонстрировал потери.

К декабрю 2012-го бумаги ZipCar подешевели в 3,5 раза. В конце концов ее поглотила Avis Budget, заплатив за нее $0,5 млрд.

В минувшем июне на IPO вышла небольшая датская компания Green Mobility, которая работает с модными в Европе электрокарами. Рынок оценил оператора в $33 млн. Перспективы, учитывая опыт Zipcar, пока оцениваются осторожно.

С краудфандингом профильным игрокам тоже не очень везет. Новозеландская MyCarYourRental собрала на краудфандинговой площадке всего $4 000 вместо $300 000. Уже упомянутая BelkaCar - чуть более 42 000 рублей вместо запрошенных 1,6 млн. Хотя обе компании благополучно привлекли средства от венчурных и инвестфондов.

Частным лицам тоже нередко предлагают войти в капитал или прокредитовать развитие по договору с владельцем. Но обычно это микро-игроки, для которых прогнозы неутешительны. В крупных городах компаниям с парком до 100 машин выжить уже сложно, в мелких - недостаточна клиентская база.

Есть и специфические для каршеринга инструменты заработка - например, сдавать собственное авто через сервисы вроде Darenta или купить так называемую «инвестиционную машину». Первый способ подходит водителям, которые редко пользуются личным транспортом, и может принести скромную прибавку в $1 000-3 000 ежегодно. Второй подразумевает, что инвестор купит авто специально для того, чтобы передать сервису.

По расчетам Anytime, которая активно использует вторую модель, купленная примерно за 760 000 рублей Kia Rio принесет за два года 24% прибыли. Компания исходит из того, что машину можно будет продать за 0,5 млн рублей после двух лет использования в каршеринге. Но высокая аварийность, о которой говорят, например, фаундеры BelkaCar и пользователи Getaround, заставляет усомниться в цене продажи.

С автогигантами - спокойнее

Что же остается инвестору, который, несмотря ни на что, хочет заработать на каршеринге? Если он не обладает специальными знаниями в автомобильном бизнесе и не владеет ремонтной мастерской, финансовые инструменты, пусть и не многочисленные, для него удобнее и безопаснее, чем прямое участие в бизнесе.

Однако придется запастись терпением и тщательно выбирать объект вложений.

Европейский рынок каршеринга, на котором работает публичная Green Mobility, выглядит довольно привлекательно. Число пользователей в странах ЕС в прошлом году оценивалось примерно в 3 млн человек. К 2021 году этот показатель вырастет до 14 млн, считают аналитики BCG. Более того, именно в Европе будет сгенерирована основная часть доходов от каршеринга - €2,1 млн из общемировых €4,7 млн.

По сравнению с Zipcar, которая уходила в глубокий минус из-за агрессивной экспансии и расходов на ремонт, Green Mobility сморится лучше. Компания пока не собирается покорять весь мир и готова ограничиться Северной Европой. А здесь потребительская культура позволяет избежать огромного числа поломок и аварий, а значит, и расходов на починку.

Стоимость акции Green Mobility пока колеблется вокруг цены размещения с небольшой тенденцией к росту. И все же не стоит забывать, что по итогам прошлого года оператор показывал отрицательный доход.

К тому же компания - основана всего пару лет назад. Желающим вложиться в более опытных игроков придется искать площадки для инвестиций в непубличные компании. Так, платформа Equity Zen предлагает своим клиентам инвестиции в Getaround, которая работает в плюс.

Сам оператор уже привлек почти $90 млн от различных фондов и предлагает присоединиться к инвесторам через платформу AngelList. Вместе с Getaround там числятся около двух десятков каршеринговых проектов. На площадку попадают стартапы, у которых уже есть не менее $100 000 посевных инвестиций. С одной стороны, это подтверждает, что компанию позитивно оценили венчурные фонды, решив в нее вложиться. С другой, не стоит забывать, что фонды именно венчурные и изначально рассчитаны на высокий уровень риска.

Более безопасный сценарий - заработать на каршеринге косвенно, через инвестиции в бумаги автомобильных гигантов. Когда крупные автопроизводители объявляли о покупке или запуске каршерингового проекта, цена их акций почти всегда устойчиво шла вверх.

Да и в целом мировой авторынок чувствует себя лучше, чем прежде. Годовая доходность акций GM, запустившей сервис вместе с Uber, на сегодня превышает 18%. В свою очередь, автомобильный ETF CARZ показал плюс 21,2% за год: сюда входят бумаги крупнейших автоконцернов, и большинство из них уже работают в новом сегменте.

Однако в более длительной перспективе каршеринг способен принести немало головной боли компаниям, которые его развивают. Из-за перехода на совместное использование автомобилей, по прогнозу BCG, продажи машин упадут в ближайшие четыре года как минимум на процент.

Хотя к тому моменту каршеринговые сервисы уже должны освоиться на бирже.

Рынок краткосрочной аренды автомобилей в Москве набирает обороты. На днях первый оператор каршеринга пришел в инноград Сколково; сервис поиска и выбора автомобилей для краткосрочной аренды тестирует «Яндекс». Михаил Седых, сооснователь компании-разработчика софта и оборудования для интеллектуальной аренды автомобилей CARiOT (резидент космического кластера Фонда «Сколково»), размышляет об изнанке рынка каршеринга в России и за границей

Принято считать, что каршеринг зародился еще в середине прошлого столетия. Но я бы сказал, что тогда появился не каршеринг, а идея совместного использования в целях экономической выгоды. Технически каршеринг стал возможен только в начале XXI века и только вместе с должным уровнем развития систем мониторинга, ПО и сотовой связи.

Зачем и кому нужен каршеринг

Изначально у каршеринга очень правильные, социально ориентированные цели: уменьшить число автомобилей в личном владении, сохранив мобильность водителя и позволив значительно сэкономить на содержании авто. И, как следствие, улучшить экологию и разгрузить дороги.

Система налажена в Европе: владение личным автомобилем уже не считается обязательной опцией для жителей городов. В Германии число автовладельцев за последние десять лет сократилось на треть. А по данным исследования, которое провели ученые из Калифорнийского университета в Беркли, каждый электромобиль каршеринга заменяет собой до 7 личных автомобилей.

Михаил Седых. Фото: из личного альбома.

В России системе каршеринга до таких показателей далеко. У нас автомобиль пока является символом социального благополучия, вещью для домашнего хозяйства штучной. Правда, в больших городах ситуация стремительно меняется, но не по велению разума, а по причине сложившихся обстоятельств: средняя скорость транспортного потока в часы пик в городах с населением более миллиона почти равна скорости велосипедиста; растет количество часов, проведенных в дорожном заторе; развязки и новые дороги строятся медленно и лишь незначительно разгружают дороги.

Каршеринг попробовали менее 2 % населения крупных городов в РФ, и лишь полпроцента пользуются им на регулярной основе. Тем не менее, популяризация этого сервиса в России не за горами

Все больше горожан понимает, что пользоваться машиной такси или каршеринга проще и выгоднее, чем содержать собственный автомобиль. Причем отношение к личному автомобилю меняется у групп населения, различных по возрасту и социальному статусу.

Студенты и молодые люди в возрасте до 27 лет начинают пользоваться каршерингом, так как не могут купить себе автомобиль, но постепенно «не могу купить» заменяется на «не хочу покупать», потому что городские сервисы такси и каршеринга всегда доступны и относительно дёшевы. Более обеспеченные слои населения, имеющие личный автомобиль, видят в каршеринге сервис мобильного передвижения по городу без головной боли и лишних затрат на парковку.

Каршеринг по-русски

На начало 2017 года в Москве около двух с половиной тысяч автомобилей, доступных для поминутной аренды. Средняя цена минуты 9 рублей, франшиза при ДТП по вине водителя до 150 тысяч, бензин, парковка и мойка включены в стоимость. Это примерно треть необходимых городу машин. Около 100 автомобилей каршеринга доступны на черноморском побережье, и 150 - в Санкт-Петербурге. Система тестируется и проходит обкатку еще в 9 городах России.

Иллюстрация: CARiOT

Из пяти компаний по краткосрочному прокату автомобилей, реализующих бизнес-модель каршеринга в Москве, ни одна не имеет в учредителях автопроизводителей или прокатных компаний с мировым именем, которые давно пришли в Россию и успешно работают на рынке долгосрочной аренды автомобилей.

Подобная ситуация совершенно немыслима для Европы и Америки. В этих странах доля участия производителей автомобилей в развитии модели каршеринга достигает 60-80%. Не отстают от них и крупнейшие автопрокатчики: Avis, Herts, Sixt, Europcar - все эти компании активно занимаются популяризацией каршеринга за границей и привлекают в каршеринг свою клиентскую базу.

Впрочем, предпосылки для изменения ситуации есть. Уже сегодня модель каршеринга адаптируется операторами под российские реалии, компании изучают точки спроса российского рынка проката, уточняется портрет клиента, прорабатываются варианты защиты от национальных рисков сервиса, к развитию каршеринга подключаются крупнейшие агрегаторы такси.

Как все начиналось

В 2014 году мы занимались удаленной диагностикой автомобилей, к нам пришли ребята из компании STREETCAR (сервис почасовой аренды авто в СПб, сейчас закрыт) с просьбой разработать русскоязычную платформу для каршеринга. На тот момент они использовали сервис Metavera, и были проблемы с его адаптацией и оперативной поддержкой на русском языке.

Тема была созвучна нашему направлению, мы взялись за расчеты. При внимательном исследовании заметили, что при должной настройке оборудование в автомобиле может не только контролировать центральный замок, но и существенно снижать другие риски автопроката. Сейчас это кажется естественным, но тогда на рынке вообще не было такого решения. Кроме того, мы посчитали, что ежемесячная абонентская плата российской разработки получилась бы в 7 (!) раз ниже (при курсе доллара 36 рублей).

Заказ мы получили, но, когда система была готова на 30%, компания- заказчик закрылась, рынок отсутствовал, и мы отложили этот проект в долгий ящик.

Вернулись мы к идее только в начале 2016 года, когда на одной из выставок к нам обратились десятки человек с вопросом о системе каршеринга. Тогда же мы собрали команду и заполнили заявку, чтобы стать резидентом Сколково. Проект оказался очень перспективным и инновационным: благодаря ему, существенно изменится облик городской аренды автомобиля, в том числе, рынок долгосрочного автопроката, который тоже активно развивается сейчас в России.

Мы понимаем, что полноценный рынок каршеринга в России - дело будущего. Сегодня каршеринг - это модное понятие в мейнстриме «Shаring economy» - наряду с сервисами по онлайн-бронированию квартир, краудфайндинговыми платформами и сайтами обмена вещами. Реально его попробовали менее 2 % населения крупных городов, и лишь полпроцента пользуются благами каршеринга на регулярной основе. Тем не менее, популяризация этого сервиса в России не за горами. От того инвесторы и продвинутые предприниматели «щупают» рынок и стремятся поскорее занять на нем свою нишу.

Про клиентов

Наши клиенты - самые-самые. В том смысле, что они самые пробивные, обладают отличной интуицией и лучше всего чувствуют потребности рынка. Настоящие бизнесмены. Рынок интеллектуального проката в России в первую очередь строится их руками и идеями.

К нам регулярно обращаются предприниматели с просьбой посодействовать в открытии каршеринга в их городе. Окрыленные внешней простотой процесса, они бывают сильно удивлены, сколько всевозможных нюансов и мелочей приходится предусмотреть и учесть для полноценной работы системы. В итоге просчитываются хорошие бизнес-модели, очень инновационные, в меру рисковые и достаточно рентабельные. Правда, есть одно но - страхование и лизинг очень неохотно идут навстречу «первопроходцам», особенно если у них нет опыта работы в смежной сфере. Сейчас как минимум 2 сервиса ждут выхода на рынок именно по этой причине.

Совсем другой подход к каршерингу показывают существующие точки автопроката. Они, прошедшие огонь и воду в этом бизнесе, очень осторожны во внедрении инновационного продукта. Понимая его перспективность, практически подпольно, внедряют и тестируют систему каршеринга среди своих работников или самых преданных клиентов. За последние 9 месяцев нашу систему протестировали около 30 прокатчиков из 12 городов России. Кто-то попросил внедрить интеллектуальную составляющую в долгосрочный прокат без каршеринга, кто-то остановился на 10 авто, кому-то показалось достаточным 2. Ездят сами, считают потенциальную (пока упущенную) прибыль, привыкают доверять автоматизированным системам учета автопарка.

У водителей в РФ есть две национальные особенности. Наши разработчики в шутку называют их «4 НЕ»: «не могу не схитрить» и «не мое - не жалко»

Самое частое пожелание от компаний автопроката - возможность совмещать в системе долгосрочный и краткосрочный прокат. Это разные модели. Они отличаются по цене, по стоимости, по уровню износа автопарка, по прибыльности. Но наша система дает такую возможность, правда, по отзывам самих клиентов, для высокой отдачи каршерингу лучше выделить отдельный автопарк.

Про водителей

Вместе с клиентами мы регулярно изучаем портрет потенциального клиента каршеринга. В первые 1,5 -2 года становления сервиса в регионе, как правило, это «синие воротнички». Постоянный пользователь - мужчина от 23 до 35 лет, который не расстается с смартфоном, разбирается в ИТ и потому доверяет автоматизированным системам. Постепенно портрет трансформируется: увеличивается возрастная вилка, на первое место выходит шаговая доступность сервиса, все больше женщин пользуются сервисом, растет спрос среди локальных групп по интересам.

Постоянно идет поиск и расчет нишевых, узко специализированных сервисов - университетские, корпоративные. Например, совсем недавно в кооперации с ветеринарными клиниками мы просчитывали сервис для перевозки мелких и средних домашних животных.

Чтобы начинать этот бизнес в новом регионе, нужно понимать, кто и зачем им в городе будет пользоваться. Мы не берем в расчет Москву (хотя и там, по нашим расчетам, рынок развит лишь процентов на 30 %), но, помимо своих общеизвестных функций (снизить трафик, повысить мобильность, сэкономить деньги и время), в каждом конкретном городе каршеринг технически может решить еще несколько местных «наболевших» проблем. От этого, кстати, зависит и имиджевая составляющая сервиса - модельный ряд автопарка.

Самое частое пожелание от компаний автопроката - возможность совмещать в системе долгосрочный и краткосрочный прокат. Наша система дает такую возможность

А еще у русских водителей есть две национальные особенности. Наши разработчики в шутку называют их «4 НЕ»: «не могу не схитрить» и «не мое - не жалко». Так как мы занимается разработкой программного обеспечения и навигационного оборудования для операторов каршеринга, то постоянно проводим исследования рынка каршеринга в России и странах СНГ, анализируем потребительские предпочтения и техническую составляющую существующих сервисов. Наша задача - выявлять слабые стороны сервиса каршеринга и технически устранять их до того, как мошенники смогут нанести оператору серьезный ущерб. Все наши клиенты должны быть защищены от рисков и национальных особенностей развития сервиса. И это базовые параметры для работы над безопасностью в нашей системе.

Услуги каршеринга уже сейчас выгодны для тех, кто хорошо считает и мало ездит: содержание личного легкового авто в 2016 г. значительно подорожало - сказался рост стоимости автостраховки, топлива и запчастей. Цены на техобслуживание автомобиля выросли почти на 6 %, а стоимость бензина увеличилась на 5,1%, тарифы ОСАГО повысились до 40%.

Спрос уже сформирован. Как только на рынке каршеринга увеличится количество автомобилей в шаговой доступности, бизнес-модель покажет отличные результаты.

Чем дело кончится

Мы ожидаем появления новых игроков рынка не только в Москве. Система каршеринга будет адаптироваться в регионах.

Конечно, идеальный вариант - это привлечение местной администрации к развитию сервисов городской мобильности (для разных групп населения, удаленных от инфраструктуры жилых комплексов, университетских городков, гостиниц и торговых центров).

Не исключено, что в 2018 году некоторые операторы каршеринга сменят владельцев или расширят состав учредителей, что в Россию придут крупные иностранные игроки со своими правилами и моделями.

Иллюстрация: CARiOT.

Также мы ожидаем, что повышенный интерес к каршерингу проявят автопроизводители. Кстати, уже сейчас многие из них заинтересованы в этом рынке и предлагают операторам очень гибкие цены на покупку своих автомобилей.

А программное обеспечение и оборудование нашей компании позволит запустить сервис каршеринга и выйти на рынок в самые короткие сроки.

Collinson Shura and 4 others like this" data-format="people who like this" data-configuration="Format=%3Ca%20class%3D%27who-likes%27%3Epeople%20who%20like%20this%3C%2Fa%3E" >

Еще несколько лет назад граждане России и представить не могли, что можно пользоваться арендованной машиной, соответственно и подобная услуга была практически не востребована. Сегодня же прокатный бизнес активно развивается, появляются все новые и новые компании.

С чего лучше начать, как удобнее построить этот бизнес, нам рассказал директор по продажам и маркетингу компании «Delta rent-a-car» Сергей Иванов.

1. Как лучше построить свой бизнес

Вариантов существует несколько. Во-первых, можно заключить франчайзинговый договор с какой-нибудь западной прокатной компанией и стать ее представителем в Москве или любом другом городе. Во-вторых, небольшие прокатные фирмы все чаще и чаще открываются при крупных дилерских центрах. И, в-третьих, вы создаете свою, ни от кого не зависящую компанию, каковой и является «Delta rent-a-car».

Но, прежде чем выбрать ту или иную форму развития собственного бизнеса, тщательно изучите рынок - насколько он емок. И, главное, необходимо понять, будет пользоваться спросом подобная услуга или нет. Известны случаи, когда в других городах России прокатные компании открывались, а спрос был практически нулевым.

Если же вы все-таки решились, то с регистрацией фирмы особых трудностей быть не должно, так как лицензирование практически по всем видам автомобильного бизнеса отменено. Сам старт мало чем отличается от начала любого другого бизнеса: необходимо арендовать офис, нанять персонал, закупить компьютерное обеспечение, и так далее. Но тут появляются нюансы, которые, безусловно, важно учесть заранее. Во-первых, нелегко найти специалистов, сведущих в аренде автомобилей, так как бизнес относительно молод, профессионалов в этой области единицы. Во-вторых, с ростом числа фирм возникает жесткая конкуренция, в условиях которой вам просто придется бороться за свое существование. Особенных ноу-хау здесь пока еще нет. К примеру, компания «Delta rent-a-car» выбрала для себя следующую позицию: «Мы не предлагаем того, чего ни у кого нет. Мы просто делаем это качественно».

2. Определите свою будущую клиентуру

Сегодня машины берут в аренду как частные лица, так и юридические. Если говорить о частных - это, в основном, активные деловые круги среднего звена и топ-менеджмент достаточно крупных компаний. Все чаще и чаще в прокатные фирмы обращаются развивающиеся организации, открывающиеся иностранные представительства. Причина проста: возникает острая необходимость в машинах, а свой автопарк еще не создан. Более того, если говорить о юридических лицах, то многие компании в последнее время приходят к тому, что свой автопарк: его закупка, техобслуживание, продажа, содержание дополнительного штата сотрудников, и так далее - довольно большая проблема. В случае аренды автомобилей - вся эта головная боль ложится на нас, то есть на прокатную компанию. С экономической точки зрения здесь есть свои плюсы и свои минусы. Однако, если посчитать общую сумму расходов, учитывая все финансовые, человеческие и временне затраты, то аренда автомобилей может оказаться более выгодной, чем обустройство собственного автопарка.

3. Ваш автопарк может насчитывать от одной до двухсот машин

В настоящее время, по разным оценкам, московские прокатные компании обладают порядка 1500 машин. Из них несколько крупных, которые имеют сотню, а то и две сотни автомобилей, но, в основном, это представительства крупнейших западных компаний. И очень много мелких фирм, в чьих автопарках насчитывается от 5 до 10 машин. Чаще всего они организовываются при дилерских центрах или центрах технического обслуживания в качестве еще одной услуги для собственных клиентов.

Рынок меняется очень активно: спрос растет, но растет и число прокатных компаний, поэтому правильно рассчитать необходимое количество машин практически невозможно.

Все зависит от подхода и первоначального капитала. Если вы частный предприниматель - можете купить одну машину или сдавать в аренду собственную, получать небольшую прибыль и развиваться дальше. Можно закупить большой автопарк и провести мощную рекламную кампанию. Однако надо помнить: одной рекламы недостаточно, чтобы вся Москва продала свои машины и пересела на арендованные. К сожалению, российский клиент еще не совсем готов к этой услуге. Есть люди, которые годами ездят на прокатных автомобилях и считают, что лучшего быть не может, так как они всегда находятся за рулем застрахованной машины. С ней, как правило, не бывает проблем, если что-то случается - то и это не их головная боль, они имеют возможность менять авто в зависимости от ситуации, и так далее. А встречаются и такие, кто понятия не имеет, что в Москве можно взять автомобиль в аренду.

Кроме того, есть фирмы, которые закупают машины, уже бывшие в употреблении. Аренда не нового автомобиля обойдется, вероятно, значительно дешевле, но и качество оказанной услуги будет соответствующим.

Компания «Delta rent-a-car» решила для себя эту проблему следующим образом: закупили несколько десятков новых машин, это составило достаточно большой автопарк, и загрузили их под краткосрочную аренду - для частных лиц и компаний, берущих машины не на длительный срок. Кроме того, предложили оперативный лизинг компаниям, которые не хотят создавать свой автопарк, а долгое время пользуются арендованными машинами.

4. Выбор должен быть всегда, причем чем он больше, тем, в конечном счете, лучше для вас

Любому клиенту, желающему получить машину в аренду, всегда интересно, когда есть из чего выбрать. В конечном счете, все сводится к возможностям той или иной компании и ее стремлению расширить спектр услуг. В идеале прокатная компания должна предлагать автомобили от недорогих, эконом-класса, до представительских. На сегодняшний день компания «Delta rent-a-car» располагает 6 марками различных автопроизводителей (Mitsubishi, Ford, Rover, Hyundai, Opel, Renault и других), причем каждая марка представлена от 1 до 3 моделей. В этом состоит еще одно преимущество нашей компании перед другими. «Delta rent-a- car» является 100% российской компанией, свободной от франчайзинговых договоров и договоров с официальными дилерами того или иного брэнда. Поэтому мы не ограничены выбором автомобилей одной марки и можем закупать машины разных производителей. Мы оцениваем рынок, определяем, что пользуется наибольшим спросом, - то и предлагаем нашим клиентам. Пока отказались от отечественных автомобилей: во-первых, существуют компании, специализирующиеся только на российских марках, а во-вторых, с этими машинами и проблем гораздо больше.

Что касается спроса, то, в основном, большей популярностью пользуются автомобили эконом- и среднего класса. Люди берут в аренду машины по необходимости, например, своя в ремонте, зачем же тратить большие деньги на авто представительского уровня. Часто перед тем как купить новую машину, человек берет точно такую же напрокат, чтобы попробовать ее в действии. Другое дело, когда клиенты заказывают автомобили для какого-нибудь мероприятия, будь то важная встреча или свадьба, тогда, конечно, нужен представительский класс. Но это встречается гораздо реже.

5. Приготовьтесь к большим затратам на содержание и обслуживание вашего автопарка

Этот вопрос советую рассмотреть особенно тщательно. Львиная доля затрат придется на обслуживание вашего автопарка. Безусловно, очень удобно, если компания имеет свои сервисные станции или находится на территории, на которой все уже есть. Но в целом это рационально только для крупных автопарков, требующих постоянного технического обслуживания. Например, компания «Delta rent-a-car» не заинтересована в собственных сервисных центрах - так как мы работаем с машинами иностранного производства и закупаем их только у официальных дилеров, соответственно автомобили эти находятся на гарантии и обслуживаются в фирменных сервисных центрах или непосредственно у дилеров.

Что же касается хранения машин, то в подобном бизнесе машины закупаются не для длительных стоянок в гаражах, а для сдачи их в аренду. Тем не менее, у нас есть несколько парковок и мест, где можно машину протестировать, помыть, произвести мелкий ремонт.

6. Удачное месторасположение сыграет только в плюс развитию вашего бизнеса

Выбирая место для вашей компании, обратите внимание на удобные подъезды и выезды. Старайтесь расположиться ближе к центру города, к вокзалам или аэропортам, к торговым центрам, словом, там, где вас будет легко найти и где ваши услуги действительно окажутся необходимыми клиентам.

7. Машину лучше продать, чем выбросить

Существует различная практика эксплуатации автомобиля. С точки зрения финансовой выгоды, его нужно использовать до тех пор, пока он в состоянии перемещаться, и многие компании именно так и делают. Вы можете эксплуатировать машину, пока она не развалится, а можете продать ее через три года и купить новую. Однако качество предоставляемой вами услуги резко падает, так как, когда на машине в течение пусть даже пяти лет по-разному ездят совершенно разные люди, - она просто приходит в негодность.

Я советую в этом случае брать пример с нашей компании: мы закупаем только новые автомобили, сдаем их в аренду в течение 2–3 лет, пока они находятся на гарантии дилера, а затем распродаем и докупаем новые.

8. Обязательно застрахуйте ваши машины

Все машины обязательно должны быть застрахованы на условиях АВТОКАСКО (угон + ущерб) и гражданской ответственности. Это в ваших же интересах.

Всегда обращайтесь в известные и крупные страховые компании. На этом экономить не стоит. Представьте ситуацию, что вы, частный предприниматель, закупили несколько машин, застраховали их в страховой компании, предлагающей гораздо более низкие цены, чем крупные, дали небольшую рекламу, а через несколько дней ваши машины угоняют… Процедура выплат по страховым случаям у нас еще далека от совершенства, не говоря уже о том, что мелкая страховая компания под тем или иным предлогом от таких выплат может вообще отказаться. Итог плачевный - вы потеряете все вложенные деньги, да еще останетесь должны круглую сумму.

В случае аварии с застрахованной машиной проблем также будет значительно меньше и для клиента, и для вас. Здесь все зависит только от условий заключенного с клиентом договора. Человек может взять машину без некоего лимита ответственности арендатора (франшизы) при наступлении страхового случая (тогда клиенту нужно будет только своевременно и правильно оформить то или иное происшествие) или с таким лимитом (тогда часть материальной ответственности ложится на клиента). Напрямую это отразится на стоимости аренды автомобиля.

Что же касается обязательного страхования гражданской ответственности - с этим тоже не возникнет особых проблем: есть базовая ставка (стоимость полиса обязательного страхования гражданской ответственности) и существуют различные коэффициенты, понижающие или повышающие стоимость страховки. Неограниченное число водителей - фактор, безусловно, увеличивающий стоимость страховки. Кроме того, в страховую компанию предоставляется информация о водителях, которые арендуют машину. И при наступлении страхового случая уже сама страховая компания принимает решение, что делать и как поступать.

9. Не завышайте цены!

Стоимость аренды автомобиля состоит из многих факторов. Во-первых, цены самого автомобиля, во-вторых, его страховки. Кроме того, те же прокатные компании приобретают машины по-разному: выкупают полностью, в кредит или берут в лизинг, от этого тоже будет зависеть цена аренды. Плюс - налоговые сборы. И так далее. Безусловно, аренда машины услуга не из дешевых, я бы даже сказал - дорогая. Поэтому намеренно завышать цены я бы не советовал.

10. Не стоит экономить на рекламе

Дело в том, что прокатный бизнес еще довольно молод, и многие - возможно, даже ваши потенциальные клиенты, - не знают, что в Москве можно взять в аренду автомобиль. В связи с этим не стоит экономить на рекламе. Оправдывает себя реклама в дорогих модных журналах, даже несмотря на достаточно высокую стоимость рекламного модуля.

Кстати, мощная рекламная кампания в Интернете существенно увеличит посещаемость вашего сайта, как следствие, повысит его место в рейтинге, и вас будет проще найти. Также неплохо размещать рекламу на радио. Телевидение же пока себя не оправдывает, по крайней мере, я никогда не видел по телевизору рекламу прокатных компаний.



  • Разделы сайта