Надо ли делать Нада-йогу? Целью духовной музыки является достижение Пранавы. Подготовка к другим практикам

"Циклическая медитация"

Издавна техники глубокого расслабления являются частью практики хатха йоги, как в ее древней средневековой версии (знакомой нам по санскритским трактатам), так и в современных подходах, учитывающих повышенные стрессовые нагрузки нынешних практикующих, особенно жителей мегаполисов.

Например шавасана - «поза мертвого тела», предназначенная для глубокого расслабления после практики «тренировочных» асан, упомянута еще в трактате 15 века «Хатха Йога Прадипика». Любое занятие по практике асан в самых разных школах Индии обязательно заканчивается шавасаной, часто - под голос преподавателя, который с расслабляющей интонацией называет поочередно все части тела, помогая практикующему расслаблять тело осознанно и поэтапно, что дает более глубокий эффект. Такое практикуется, например в линии Шивананда-йоги и многих родственных ей школах.

Отсюда, из «шавасаны под голос учителя», которая возможно практиковалась в индийских школах йоги много лет или даже веков, и возник целый ряд техник глубокой релаксации, где помимо «просто лежания» используется работа с вниманием и вхождение в трансовые состояния (то есть измененные состояния сознания, когда активность обыденного, «рационального» ума, в котором у обычного человека происходит почти непрерывный «внутренний диалог», снижена, как бы «усыплена»). Состояние легкого транса, обретенного за счет релаксации, согласно современным психологам, само по себе является целебной «разгрузкой» психики. Как говаривал мой учитель гипнотерапии профессор М.Р. Гинзбург: «состояние транса само по себе терапевтично».

К подобным йогическам техникам глубокой релаксации относятся Йога-Нидра , разработанная Свами Сатьянандой Сарасвати и Циклическая медитация , известная нам из методик йога-терапевтического института «Вивекананда Йога Кендра», г. Бангалор, Карнатака, Индия.
Мой первый учитель йоги Шри Джаякумар Свамишри из Майсора закончил данный институт, и под его руководством я познакомился с практикой Циклической медитации на занятиях в посольстве Индии в Москве в 1995 году.

Название «циклическая» (англ. Cyclic Meditation) отражает поэтапное движение внимания по телу (внимание «сканирует» тело от стоп до макушки головы и обратно, описывая «цикл»), что напоминает также работу с вниманием в буддийской технике медитации «випассана». Из известных мне публикаций с описанием данной практики я встречал только одну - собственно учебник на английском языке для студентов бангалорского йога-института, проходящих 3-х летний курс обучения, который недоступен в свободной продаже. Поэтому эта практика, несмотря на свою эффективность, встречается в арсенале западных преподавателей йоги довольно редко.

Задачи практики Циклической медитации таковы: глубокое расслабление физического тела, обнаружение и освобождение от привычных мышечных напряжений, закрепощений (то, что в разговорном языке иногда называют «блоки в теле»), обучение управлению вниманием за счет осознанного поворота внимания внутрь, его направления на «грубые» (мышцы, суставы) и «тонкие» (кровообращение, сигналы нервной системы) ощущения в теле, а также наблюдение за сменой состояний ума и эмоционального фона - что является первым шагом к практике медитации как таковой.

Весь сеанс Циклической медитации выполняется с закрытыми глазами, что обеспечивает частичную пратьяхару (одна из ступеней аштанга-йоги Патанджали, означающая «сворачивание внутрь» чувственного восприятия) - ведь в психологии встречается мнение, что около 70% информации мы получаем через зрительное восприятие, следовательно весьма большой объем внимания перенаправляется на кинестетические ощущения и интроспекцию (самонаблюдение).

Физически практика Циклической медитации очень легка, несколько поз просты и не важно, как их выполняет человек с точки зрения «выравнивания» асан - надо делать расслабленно, «как получается». Задача асан здесь - лишь наблюдение за внутренними ощущениями в теле в разных положениях тела (основных направлениях подвижности). В базовом варианте, предложенным мной на аудио-диске «Циклическая медитация, тратак, шавасана» (2014) используется минимальный набор поз - шавасана, тадасана, паршва-чандрасана (боковой наклон из положения стоя, также встречается под названием ардхакати-чакрасана), анувиттасана (полупрогиб из положения стоя с упором ладонями в поясницу), расслабленная уттанасана и снова шавасана для «звукового расслабления». Этого вполне достаточно для наблюдения разнообразных ощущений в передней, задней и боковых плоскостях тела. В более сложном варианте практики добавляются (в соответствии с методичкой бангалорского института) ваджрасана, йога-мудрасана, уштрасана. Опытный преподаватель может добавить и другие позы, компенсирующие воздействие друг-друга.

Практика начинается, как это принято в традиционной индийской йоге, с мантры, настраивающей на медитативное выполнение и напоминающей о целеполагании йоги как таковой (очищении сознания).

Вот фрагмент из учебника с начальной мантрой.

«Следует разбудить ум, пребывающий в спящем состоянии.
Отвлекающийся (беспокойный) ум следует снова успокоить.
Следует полностью познать ум, окрашенный желаниями.
Ум, достигший равновесия, не следует (снова) беспокоить».

Затем выполняется «быстрое расслабление» в шавасане - тут используется известный принцип пост-изометрической релаксации (такой тип шавасаны широко применяется в Шивананда-йоге). Сначала все группы мышц под голос ведущего максимально напрягаются на несколько секунд, затем с выдохом «отпускаются». Происходит глубокое расслабление.

Затем в положении стоя (тадасана, но не по Айенгару, без отстройки, просто стоя прямо с руками по швам) выполняется практика наблюдения ощущения центра тяжести в стопах и мысленное «сканирование» всех четырех сторон тела с наблюдением любых видов ощущений (подробные инструкции на аудиозаписи). Это позволяет «настроить» внимание на наблюдение за «тонкими» сигналами и ощущениями тела. Дальнейшим методом фокусировки внимания является крайне медленные («как в замедленной киносъемке») вход и выход в указанные ранее в тексте асаны. Замедление движения («миллиметр за миллиметром») приводит к способности ощущать ранее незаметные процессы - работу мышц и суставов, движение кровообращения, импульсы нервной системы и изменения в состоянии ума. Также подобное медленное движение можно отнести к методам «кинестетического» вхождения в состояние легкого транса (а это, как мы помним, уже разгрузка психики), ибо оно «смещает» процесс восприятия с обыденного уровня.

Важным моментом практики, который я всегда объясняю перед сеансом, является позиция «внутреннего наблюдателя», мысленное «разотождествление» наблюдателя и наблюдаемых объектов (в данном случае собственного тела и состояния ума). Принцип разотождествления лежит в основе всех медитативных практик Востока, а в эриксоновской психотерапии является одним из инструментов погружения в транс (диссоциация). Помимо релаксации психики, в нем заложен гораздо более глубокий потенциал, нежели просто трансовое состояние - способность контролировать ум и эмоции, наблюдая за их колебаниями «как бы со стороны». Однако в данном случае мы придерживаемся простой, базовой задачи - научиться наблюдать и чувствовать сигналы тела и изменения в уме, пребывая при этом в некой стабильной точке «наблюдателя» или «видящего» (как тут не вспомнить термин «драшта» в первых шлоках Йога Сутр). Так простая техника релаксации вполне может являться ступенькой на пути к Раджа йоге.

Какие бы ощущения и состояния ума не замечал практикующий, он должен наблюдать за ними ровно, беспристрастно, не привязываясь к приятным ощущениям и не беспокоясь по поводу неприятных (из-за высвобождения напряжений из тела и ума могут быть кратковременные болевые ощущения в том или ином участке тела, обычно в местах старых травм, или же кратковременные «скачки» эмоционального состояния). Практикующий учится наблюдать за любыми состояниями отрешенно, сохраняя спокойствие и стабильность своей «внутренней точки опоры». Высвобождение напряжений происходит спонтанно (как я предполагаю, за счет состояния легкого транса), самому практикующему достаточно только наблюдать.

Еще одним важным пунктом практики является пропевание звуков (слогов) с мысленным «направлением» звуковой вибрации в ту или иную часть тела, для более глубокого эффекта расслабления. В традиционной йоге есть целый спектр практик, называемых «нада пранаямы» (от санскр. «нада» - звук). Это техники типа Брамари пранаямы (описана еще в Хатха Йога Прадипике), Брахма-мудра пранаямы (преподается в ашраме Свами Гитананды в Пондичерри) и другие. Еще более широко работа со звуком представлена в Мантра-йоге: биджа-мантрах тантрической традиции Шри Видья и подобных. На нашем уровне практики звуковая вибрация разделенной на три слога ведической мантры Ом (поются длинные звуки А, У и М) вместе с направлением внимания на части тела, является психо-соматической техникой релаксации, эффект который каждый может почувствовать на себе.

В завршение практики добавляется техника «Омкар-дхьяна» - «медитация на звук мантры Ом», когда лежа в шавасане практикующие 10-15 минут поют мантру, мысленно представляя ее вибрацию во всем объеме тела.

Вся сессия в базовом варианте занимает около часа. Вместе с практикой Йога-нидры Циклическая медитация относится к весьма эффективным техникам глубокого расслабления, при этом не требующим от практикующего никакого особого уровня подготовки и опыта в йоге, и может использоваться как часть как самостоятельной (под запись) так и групповой йогической практики наряду с асанами, пранаямами и медитацией.

Сделанная мной совместно с саунд-продюсером Сергеем Галояном (Москва, Лос-Анджелес) профессиональная аудиозапись содержит подробные инструкции, но идеальным вариантом является опыт практики с квалифицированным преподавателем (знакомым с методикой), а затем уже самостоятельная практика под запись. Во вкладыше к обложке диска содержаться рисунки асан и рекомендации к выполнению.

Также выпущенный диск содержит аудио-треки для самостоятельной практики Тратака (созерцание пламени свечи с 4-мя точками фокусировки внимания, в традиции Шивананда-йоги, согласно наставлениям йогачарьи Мунусами Мадавана) и подробной шавасаны под голос ведущего.

Практика Тратака (созерцание со сфокусированным вниманием) на пламя свечи относится к традиционным йоговским техникам очищения (шаткармам), описанным еще в трактате 15 века н.э. «Хатха Йога Прадипика». Практика благотворно влияет на зрение и детоксикацию глаз (через слезоотделение), а также «очищает» состояние сознания, помогая сделать его стабильным и однонаправленным. В средневековой тантрической хатха йоге считалось, что тратака активизирует силу интуиции и аджня-чакру (межбровный энергетический центр). ВАЖНО! Пламя должно быть на расстоянии не менее 1.5 - 2 метра от лица, на уровне глаз. Обильное слезоотделение благоприятно, но при сильном дискомфорте (жжении, ощущении «перегрева» глаз) практику следует закончить.

(м. Китай-Город), а также в онлайн-магазине Йогин ру (доставка в регионы)

Любую практику или технику медитации, которая вызывает полною остановку сознания, называют Лайа Йогой. Есть много садхан, рекомендованных в Лайа Йоге, и одна из них - Нада Йога. Слово "нада" происходит из санскритского корня nad, означающего, "чтобы течь". Следовательно, этимологическим значением "нада" должен быть "процесс" или "поток сознания". Обычно слово "нада" означает звук. Есть четыре стадии проявления звука согласно частоте и тонкости или грубости. Эти четыре стадии: (1) пара, (2) пашьянти, (3) мадхьяма и (4) вайкхари. Эти четыре стадии звука должны быть поняты с научной точки зрения.

Пара нада
Пара - означает, "вне" или "другая сторона". Это - вне досягаемости индрий, или органов чувств, ума и других средств познания. Следовательно, пара нада - трансцендентальный звук. Это происходит из утверждения, что есть сфера суперсознания, где звук слышится в различных измерениях. Студенты, изучающие классическую музыку, знают о том, что каждая нота отличается различной частотой колебаний в секунду. Чостота изменяется по длине, скорости и подаче. В индийской музыке эти колебания называют андолана. В одну секунду звук может производить много тысяч колебаний. Выше некоторого уровня высокой частоты звук становится неслышимым и может быть воспринят только субъективно. Уши не могут слышать такие звуки, которые вибрируют на очень высокой частоте. Поэтому, мы не знаем обо всех звуках, которые присутствуют в космосе. Звуки, имеющие самую высокую частоту, преобразованы в тишину. За определенным пределом уши не имеют способности слышать. Никто не может слышать или понимать звук, выходящий за эти пределы, даже если он присутствует. Пара или трансцендентальный звук имеет самую высокую частоту вибрации. Эта интенсивная вибрация делает пара неслышимым. Различные тексты упоминают, что звук пара не имеет никакой вибрации. Это - звук, который не имеет никакого движения и поэтому никакой частоты. Это - все еще звук, но мы не можем постигать звук, который не имеет никакой вибрации, никакого движения. Когда звук идет в его максимальной подаче, он достигает внезапной неподвижности, и это - пара нада. В Упанишадах говорится, что звук Ом является проявлением пара. Слышимое повторение Ом, которое мы производим - не пара, потому что он является физическим, доступным нашему слуху, пониманию и логике. Поэтому слышимый Ом нельзя назвать трансцендентальным Ом. Пара - космический и трансцендентальный звук, лишенный любого движения. Он является еще и бесконечным. Он также имеет форму и свет. Его природа - джоти(свет). Он отличается от всех звуков, обычно слышимых или ощущаемых. Упанишады ясно заявляют, " Это - Ом, это звук - Ом. " Пашьянти Второй вид звука, который имеет меньшую частоту и является более грубым, чем пара, это пашьянти. Это звук, который нельзя слышать, но он может быть воспринят. Пашьянти на санскрите означает "тот, который может быть замечен или визуализирован". Древние священные писания указывают, что звук также может быть и воспринят зрением. Как можно увидеть звук? Хорошо, тогда скажите, вы когда-либо слышали музыку во сне? Именно это специфическое измерение звука, поскольку он находится во сне, называют пашьянти. Его можно назвать умственным звуком, который ни сознательный звук, ни полусознательный звук. Это - подсознательный звук, имеющий отношение к качеству ума и не принадлежащий качеству органов чувств, подобно языку или ушам. Когда я говорю вслух "Рама, Рама, Рама, Рама" это будут называть вайкхари, но когда я закрываю глаза и рот и повторяю мысленно звук Рама, визуализируя его цвет и форму внутренним взглядом, это известно, как пашьянти. Когда слово или звук слышится в сфере, где слушающий не осознает внешнюю среду, он называется пашьянти. Когда все внешние звуки угасают, и вы слышите новый звук в целом в отличие от природы слышимых звуков, это известно как особый звук, или нада пашьянти.

Мадхьяма
Форма звука, имеющего более низкие частоты, чем пара и пашьянти, но все еще более тонкий, чем слышимая форма вайкхари звука, известна как мадхьяма. Это - звук, произведенный при шептании. Никакой слышимый эффект при этом не произведен. Мадхьяма производит очень маленькие колебания в процессе шепота. В обычном звуке два объекта ударяются друг об друга, чтобы произвести звук. Но в мадхьяме, чтобы произвести слышимый звук, никакие две вещи не ударяются. Например, когда звук произведен, подобно "тук, тук, тук", это называют грубым звуком. Слово мадхьяма означает "между" или "середина", так мадхьяма означает средний звук, звук шептания или звук шепота.

Вайкхари
Четвертый и грубый вид нада называют вайкхари. Вайкхари звук является слышимым и производимым. Разговорный звук - это вайкхари. Он произведен трением или ударом двух вещей одну об другую. Его частотные вибрации нахоодятся в пределах некоторого ограниченного диапазона. Итак, вайкхари является грубым качеством вокальных органов, мадхьяма - более тонкое качество тех же самых физических органов, пашьянти - качество подсознательного или не сознающего, и пара - качество души.

Вселенная и нада
Согласно нада йогам и священным писаниям, имеющим дело с предметом Нада Йоги, нада Брамы, или окончательный и трансцендентный звук, является семенем, от которого развилось все создание. Нада йог верит, что мир - всего лишь проекция одного звука. Целая макрокосмическая вселенная - проецирование звуковых колебаний. От этого звука развился целый мир. В Библии есть ссылка: "В начале было слово, и слово было с Богом." Это слово называют нада, или шабда.. Суфии в Индии называют это Суратом. Сурат, или шабда йога - другое название для практики Нада Йоги. Суфийские святые философского характера также полагают, что из звука формируется развитый мир. Нада йоги полагают, что эти пять элементов, пять кармендрий, пять джнанендрий, четырехкратный ум и три гуны развились из одного вечного звука. Это означает, что Пракрити - материальная, умственная, психическая и интеллектуальная Вселенная - является результатом нада Брамы. Это - окончательная вера всех нада йогов. Так что нада йог верит в действительность, которая проявилась в форме вибрации. Это - та вибрация, которая или не вибрирует вообще, или втбрирует на такой высокой частоте, что является вне досягаемости человеческого восприятия. Вечный, или первоначальный нада имеет самую высокую форму частоты и вибрации. Когда любой объект вибрирует с огромной и невообразимой скоростью, он становится бесшумным. Это означает, что самая высокая точка движения и вибрации - неподвижность. И эта нада, кажется, творческий принцип всего существующего и всей материальной субстанции. Нада Йоги утверждают, что все во Вселенной порождено и развито от вечного и бесконечного нада. В этом контексте рекомендуется изучение Упанишад со специальной ссылкой на Нада Бинду Упанишаду и Хамсопанишаду. Музыка - это также осуществленная форма нада, и движения праны в теле - также только выражения нада. Цель нада йога садханы состоит в том, чтобы узнать основной, самый прекрасный, окончательный внутренний звук - слово, или шабда. Чтобы обнаружить этот необыкновенный и неэмпирический звук, процесс начинается от внешнего грубого звука. Следовательно, окончательная форма звука мыслима только через вход в более глубокие царства нашего сознания.

Центр нада
Есть различные центры, где может быть расположен трансцендентный нада. Бхакты пробуют найти центр их ишта в анахате. Йоги пробуют найти центр интуиции в аджне. Ведантисты пробуют найти центр хираньягарбха в сахасраре. Аналогично, нада йоги определяют местонахождение центра нада в бинду. Бинду - это центр, где непрерывный, вечный, неслышимый, ненарушенный и непобежденный звук продолжается. Ради открытия нада прежде всего должна быть обнаружена бинду. Перед тем, как окунуться в глубину этой науки, было бы лучше для кандидата определить местонахождение или обнаружить умственный, астральный и психический характер звука нада. Существуют различные методы Нада Йоги, чтобы помочь кандидату пройти через различные психические и нефизические звуки, прежде чем сознание сможет, наконец, быть настроено на реальный нада.

Практика нада в Бхакти Йоге
В методы, предназначенные для Бхакти Йоги также включены и методы Нада Йоги. Когда бхакти йог исполняет мантра джапу, в первой стадии он должен изо всех сил поддерживать осознавание звука, произведенного мантрой. Развив более глубокое понимание звука мантры, он прекращает производить слышимую звуковую вибрацию, и во второй стадии пробует усиливать его осознавание на основе мантры, повторяемой тонами, которыми шепчут. Когда эта задача достигнута удовлетворительно, он прекращает шептать и повторяет ту же самую мантру мысленно. Он пробует слышать умственные и тонкие звуки, которые, хотя и неслышимые, могут визуализироваться через более глубокую форму сознания. Иногда в этой стадии возможно фактически испытать слышание той же самой молитвы внутренне. Бхакти йог будет чувствовать, как будто он действительно поет молитву слышимым тоном. Когда осознавание умственного пения мантры поглощает сознание, и ум полностью погружен в глубоком царстве сознания, мантра или нада преобразовываются в постоянное неслышимое повторение, которое будет казаться кандидату на плане сознания слышимым; но это будет незаметно и неслышимо другим. Это - способ испытать нада в практике Мантра Йоги бхакти йогами. Несколько крий, объединенные с бандхами и мантрами, также должны быть включены, чтобы стимулировать бездействующие психические области. Кандидат должен начать задачу обнаружения первого звука или нада, включая уши и слушая внутренние звуки. Когда практика правильно продвинута, уши уже не должны быть включены, чтобы общаться с различными измерениями звука. Вместо этого нужно пробовать общаться с внутренним звуком в течение неподвижности ночи, не закрывая уши. Легко почувствовать внутренние звуки в полночь или рано утром.

Диета Нада Йоги
Диета нада йоги должна быть легкая и легко удобоваримой. Любые продукты, которые посылают быстрые притоки крови к мозгу, нежелательны. Продуктов, которые вызывают гипертонию или высокое кровяное давление, нужно избегать. Должна быть обеспечена нормальное поступление пищи, требуемой для поддержания нормального функционирования тела.

Музыка и Нада Йога
Музыка - это также Нада Йога, где музыка предоставлена абсолютно научной и классической, чтобы испытать нада. Развитие музыкальных систем в прошлом происходило строго в соответствии с представлениями нада йога садханы. Известный и самый древний гимн Сама Веда всегда поется с научной точностью и в соответствии с нада йога садханой. В различных стадиях сознательного понимания ум легко привлекаем различными волнами нада. Некоторые колебания надав определенное время кажутся приятными, в то время как другие неприятны в определенное время дня. Некоторые комбинации нада приятны одним людям и неприятны другим. В музыке нада колебания известны как рага, или музыкальные звуи. Раги, имеющие короткие колебания, некоторыми не одобряется. Утренняя музыка Индии, подобно Бхайрава или Бхайрави раге, обращается к немногим, но не ко всем. Я люблю музыку полуночи Индии, Малкос, Дурга или Джогья рага. Вечерняя рага, подобно Бхимпаласи, также обычно нравится. Вообще, девочки и мальчики чуткого возраста предпочитают Бхайрави. Это показывает, что ум реагирует по-разному на разные звуковые волны в разное время. Музыка может быть поднята как духовная садхана, как предварительная практика, или также, как приятная, интересная и вдохновляющая садхана Нада Йоги, через которую ум может быть настроен на самые тонкие колебания перед попыткой обнаружить последний трансцендентальный звук нада.

Время для практики
Можно заниматься Нада Йогой всякий раз, когда есть свободное время. Новичок должен заниматься между полуночью и двумя часами ночи, в период, свободный от тревожащих влияний внешних звуков. Отсутствие света также помогает практике. Это помогает уму сосредоточиваться на самом себе.

Предосторожности
Немного предосторожностей нужно помнить, потому что йогическая нада садхана может вызвать проявление любого звука. Иногда, если практик имеет слабое состояние ума (нездоров), в течение дня может возникнуть гудение в ушах. Иногда он может слышать звон или другие звуки. Проявление этих различных звуков нарушает мир практикующего. Если звук продолжает волновать ум, нада йога садхана должна быть прекращена. Можно быть уверенным, что при правильной практике Нада Йоги внутренние звуки развиваются стадиями. Их не слышат ни в какое другое время в течение бодрствующего периода. Нада йог способен к слушанию голоса в бодрствующем состоянии, если он нахождится на очень продвинутой стадии. Кажется, как будто кто-то шепчет в его уши. Это - своего рода сиддхи; возможность слышать звук от неизвестного.

Подготовка к нада садхане
Прежде всего, нада йог должен заняться мула бандха, ваджроли/сахаджроли мудра и йога мудра. Они важны. Когда они будут изучены, нужно заняться кумбхака и сосредоточить сознание на бинду. Пранаяма также формирует важную предварительную и существенную часть этой садханы. Есть много методов пранаямы, которые могут заставить нада проявиться, в т.ч. мурчха. Нужно также заняться брамари со включенными ушами, и с пальцами, нажимающими на глаза, как в шанмукти мудра. Верхние и нижние зубы должны держаться обособленно, челюсти разжаты. После этого возможна практика Нада Йоги.

Практика для проявления нада
Сядьте на устойчивую подушку в положении на корточках, помещая подошвы ног на полу с локтями, опирающимися на колени или бедра. Для некоторых будет удобна более низкая подушка, для других более высокая. Самый важный пункт здесь то, что копчик и промежность должны быть нажаты против подушки в точке муладхара, и поэтому подушка должна быть круглая и твердая. Таким образом, без сокращения заднего прохода, муладхара чакра должна быть прижата, сидя на высокой и твердой подушке. После осуществления мурчха пранаямы, шанмукти мудры, муля бандхи, ваджроли/сахаджроли мудры и брамари пранаямы в течение нескольких минут, начинают практику Нада Йоги в следующем режиме. Включите оба уха. Подведите сознание к бинду и пробуйте услышать или осознать любой звук, являющийся внутренним. Этот внутренний звук может напомнить что-нибудь. Это может походить на прохождение облака или течение потока, рев моря или звонящий звонок. Это может также быть звук флейты, ритм гитары или голоса птиц, щебечущих вечером во время заката. Это может быть отдаленный шум океана или звук удара молнии. Или это может быть даже видение звездной ночи, лишенной любого звука. Эти внутренние звуки должны быть обнаружены кандидатом. Если трудно обнаружить звук в бинду, распространите ваше сознание в сахасрара или аджна, или в центре мозга, или в правой или левой барабанных перепонках. Или сфокусируйте ваш ум в чидакаше или в центре третьего глаза, пока вы не получите увереное ощущение звука. Метод обнаруживать звук прост. Вместо того, чтобы воображать звук, сделайте ваш ум однонаправленным, затем обнаружьте первый звук, и отслеживайте его до конца. Один внутренний звук нада должен сопровождаться до степени, где он становится все более ясным и видным. Как только он станет ясным и четким, другой звук (отличный от предыдущего) услышится и почувствуется на заднем плане. Когда вы обнаружите второй звук, оставьте первый и следуйте за вторым. К примеру, так: закройте ваши уши и услышьте первый звук, например, вечерний звук птиц. Продолжите слушать это. Когда он станет полностью ясным и четким, найдите другое проявление звука позади, подобно звуку соловья. Теперь продолжите следовать за вашим сознанием. Идите дальше от звука вечерней песни птиц. Позвольте музыке соловья становиться более ясной, пока первый звук не уйдет. Когда он полностью проявится четко и ясно в вашем сознании, на заднем плане станет слышен другой звук. Этот звук может походить на звук сверчка "чини, чини, чини, чини". Когда этот звук также станет очень ясным, отклоните предыдущий, пение соловья, и соберите этот новый. Он также станет более ясным после некоторого времени, и будет заменен четвертым. Этот процесс продолжается, пока сознание полностью не потеряно, или сознание полностью не будет лишено содержания ума.

Нада в кошах
Эти звуки, которые слышатся, правильные. Они - символы содержания ума и сознания. Ум опирается на эти символы, и идет быстрее с их помощью. Эти звуки - опыты более глубоких слоев сознания, принадлежащего аннамая коша, пранамая коша и маномая коша. Эти звуки не воображаемы. Они могут быть поняты как колебания различных сфер существования. Физический, пранический, умственный, супраментальный и полное блаженство или атмик - пять сфер существования. В различных сферах существования слышат различные звуки. Сначала слышатся физические звуки, но когда сознание становится прекрасным и превышает физический план, оно входит в контакт с тонкими звуками движения пранического сознания в физическом теле Полный диапазон человеческого сознания разделен на три, или подразделен на пять частей. Сознательное состояние состоит из аннамая и пранамая каша, и эти два тела составлены из пищи и праны. Вторая сфера индивидуальности состоит из маномая и виджнанамая коша и главным образом содержит умственную и астральную материю. Третье измерение сознания - царство анандамая коша, которая является полным счастьем. В практике Нада Йоги проявление нада имеет место в соответствии с отношением, установленным между умом и другими сферами сознания. Например, если ум или сознание внедрены в физическом теле, то, закрывая уши, вы будете слышать звуки или колебания, произведенные движениями сердца, легких, мозга, обращения крови, процесса метаболизма и катаболизма, которые продолжаются в теле. Если сознание проникло через пранамая коша, вы будете слышать еще много звуков. И если ум ушел еще глубже, в анандамая коша, то все другие звуки исчезнут, и на его месте останется эффект Нада Йоги. Трудно сказать, какой специфический нада принадлежит какой специфической сфере. В Индии иллюстрации даются в форме символических историй. Индивидуальное сознание, которое продолжает взлетать высоко и обнаруживать трансцендентные звуки, символизируется в индийской мифологии как Риши Нарада. Не отрицая исторического существования Риши Нарада, должно быть понято тайное значение слова Нарада. Нарада, как предполагается, является Риши, который держит вину (инструмент) в своих руках. В Нада Йоге звук вины, как полагают, является музыкой очень высокой сферы. Согласно всем традиционным культам Нада Йоги, нада флейты и вины принадлежат той сфере сознания, где двайта бхава, или дуальность сознания, прекращает существовать.

Нада Йога в Бхагавата
Нада Йога иллюстрирована в большой книге, названной Бхагавата (отличная от Бхагават Гиты). Символическое и аллегорическое описание нада дается в форме истории Кришны. Она повествует так: "Бог Кришна оставил свое место в полночь и вошел в джунгли. Это была полная лунная ночь первого месяца зимы. Он начал играть на флейте. Эхо распространяло звуки флейты в спокойной и безмятежной атмосфере. Музыку услышали гопи (деревенские пастушки). Когда они услышали звук флейты, они немедленно оставили свои дома и своих мужей, забыв про все на свете. Они бежали, не раздумывая, к тому месту, откуда исходили нада флейты. Они начали танцевать вокруг играющего на флейте Кришны. После некоторого времени, случилось так, что каждая танцевала индивидуально с Кришной." История кажется фантастической, но фактически она не понята должным образом людьми мира. Она понятна только нада йогам. Они полагают, что Кришна представляет ту более высокую сферу сознания, где нада этой сферы выделяется во время самого глубокого состояния нада садханы. Когда испускание музыки флейты имеет место, чувства, индрии, или чувства-сознание, оставляют их соответствующие объекты, и отходят от их соответствующих центров удовольствия и восприятия. Они отступают и возвращаются к тому месту, где выделяются звук флейты или нада. Там чувства танцуют вокруг нада. В этом состоянии чувства полностью отходят от внешних объектов. Другими словами, йог может сказать, что дхарана имеет место, и дхиана собирается рассветать. На санскрите слово Кришна означает, " тот, который привлекает" или "это, который притягивает, пленяет, покоряет". Оно получено из слова корня karshan. Так слово Кришна означает "зазывала", или "покоритель". Это также обозначает "фермера", а слово гопи означает "корову". На санскрите, "го" означает "чувства", "корова ", "бедный ", "скромный" и "целая воспинимаемая вселенная". Обычно, слово гопи означает "дочь пастуха". Символически гопи означает "чувства". И кто является мужьями чувств (гопи)? Может быть, говорится, что для глаз форма является мужем, а для ушей звуком. Когда слышится музыка флейты, слух уезжает или забирает себя от внешних слышимых звуков и сливает себя во внутреннем нада. Этот процесс называют пратьяхара.

Нада Йога и Кабир
Известный нада йог по имени Кабир говорит в одной из своих поэм: "Кто там играет на флейте в середине неба? На слиянии Ганги и Ямуны, флейта играет, и слияние трех рек - Ганги, Ямуны и Сарасвати - имеет место в трикути. О, эта точка встречи Ганги и Ямуны. Звук, исходящий с севера! Дочери пастуха, слыша звук флейты и Ло, они все загипнотизированы нада. " Окончательный опыт в Нада Йоге - звук выше, чем звук флейты. Музыка самой высокой сферы - это не звук флейты, вины, удара молнии, хлопания или любого музыкального инструмента. Это даже не походит на классическую музыку Востока или Запада. Музыка самой высокой сферы - "анада нада".

Анахад нада и Анахата нада
Что является "анахад нада"? Никто не способен ответить даже до этого дня. Некоторые говорят, что это - космический звук Ом. Другие говорят, что он походит на брамари, звук, напоминающий непрерывный и ненарушенный звук медоносной пчелы. Некоторые говорят, что он бьется из сердца. Некоторые люди называют это анахад, в то время как другие называют это анахат. Эти два слова передают два различных значения. Анахат происходит от "an"+ "aahat". "An" означает "Нет", "aahat" означает "тот, который является ударяющим, стучащим или бьющим". Поэтому, анахат означает "никакого стука или удара двух вещей". Обычно звук произведен двумя вещами, ударившимися друг об друга, но анахат - звук, который не произведен ударом. Он является непосредственным и автоматическим. Некоторые ученые говорят, что nada - анахад. "An" означает "Нет" и "hada" означает "границу" или "состав". Следовательно, анахад означает "без любого предела, без любой границы," или "без любой спецификации". Это - звук, который не может быть помещен ни в какие пределы. Это может быть любой звук.

Нада йога и Горакхнат
Большой Гуру Горакхнат, ученик йога Матсиендраната, дает описание Нада Йоги. Он пишет: " О садху! Сделайте джапа Сохам. Эта джапа не должна быть сделана через ум. Она должна быть сделана через сознание, так, чтобы, даже когда вы были заняты в ваших ежедневных делах, вы должны знать о 21,6000 ритмах вашего дыхания в течение 24 часов суток, по 15 или 19 раундов в минуту (что означает 900 и больше дыханий в час). Анахад нада появится и проявится самостоятельно." Он говорит далее: "Будет свет в спинном мозге. Солнечная система сурья нади будет пробуждена. Вы будете чувствовать неописуемый вибрирующий звук из каждой поры вашего тела, и он будет походить на Ом или Сохам."

Предельный нада
Предельный нада, который проявляется в самой высокой сфере сознания, неописуем. Это - звук, идущий из сферы вне анандамайа коша. Нада йог верит, что реальная точка, где индивидуальное сознание соединяется с космическим сознанием находится в самом высоком состоянии нада. Кандидат или садхака осознает свое возвышенное сознание в нада и видит целую Вселенную в форме звука.

Нада йога. У нас есть слух, мы можем слышать звуки, вызывающие у нас положительные или отрицательные эмоции. Нада йога нас учит, что есть грубый орган слуха – это наши уши, а есть тонкий – на уровне тончайшего тела, и грубый орган слуха всего лишь реализует функцию тонкого органа. Ушами мы можем слушать обычную музыку, колебания эти распространяются в нашем физическом мире, в воздухе, а все, что касается тонкого и тончайшего тел, там тоже, если угодно, своя среда, где тоже распространяются вибрации, но по другим законам. Там звук может распространяться на очень большие расстояния.

Считается, что, если йогин сосредоточился на тонких вибрациях, то они более насыщены, более захватывающи. Величайшие композиторы обладают способностью слышать на этом тонком уровне эту музыку, которую иногда называют музыкой сфер. Некоторые из них умеют потом записывать эту музыку и исполнять на обычных музыкальных инструментах, что является грубым подражанием того тонкого, но публика в восторге.

Так вот, эти люди, которые способны слышать тонкое и концентрироваться на нем, очень легко впадают в трансовое состояние, они забывают обо всем на свете, полностью погружаясь в звук, и очень легко достигают однонаправленности разума. Описывают это состояние, как если бы разум растворился в звуке. Если разум растворился в звуке, растворилось и твое неправильное представление о самом себе, твое эго, а если оно растворилось, то намного легче произвести трансформацию внутри себя, потому что ты перестал хвататься мертвой хваткой за свои заблуждения.

Этимологически слово "нада" восходит к понятию "поток сознания", хотя "нада" означает "звук". Как утверждает методология нада йоги, существуют четыре стадии тональных проявлений звука:

Пара нада, или трансцендентальный звук, пашьянти, или ментальный звук, мадхьяма, или промежуточный звук и байкхари, или звук, возникающий при столкновении двух объектов. Первая вибрация, пара нада, обладает волной бесконечной протяженности и остается за порогом обычного восприятия. Упанишады называют эту волну ОМ и утверждают, что природа этой волны есть Свет, или джьоти. Иными словами, ОМ - это абсолютная тишина. В медитативной практике свет есть тишина, а тишина есть свет. ОМ - это анахата, или неслышимая звуковая волна и источник всех слышимых звуков. ОМ - это внутренняя тишина, семя звука или возможность звука. Пифагорейцы считали, что источником звука является ничто, или ноль, т.е. сверхсущность. Пара нада представляет последнюю стадию перед самадхи.

Пашьянти, или ментальный звук - это звук воспринимаемый ухом (например, мелодия, которую мы слышим во сне). Такая вибрация воспринимается скорее нашим умом, нежели нашим ухом.

Мадхьяма обладает более низкими частотами, чем две предшествующие, но более высокой, чем байкхари. Это звук еле уловимого шепота.

Байкхари представляет звук, который возникает от прикосновения двух объектов, например, речи и музыки.

Мировая система нада йоги верит, что вселенная является проекцией звуковых колебаний, которые сформировали разнообразные формы. В индийском пантеоне последний трансцендентальный звук пара находится на том же самом уровне, что и космический источник, т.е. Пара или Брахман. Мусульманские святые так же утверждают, что мир произошел от звука и форм. Об этом говорит и христианская Библия: "В начале было Слово (т.е. звук), и Слово было у Бога, и Слово было Бог".

Развитие музыкальных систем в прошлом происходило в строгом соответствии с логикой нада йоги садханы. Различные волны нада привлекательны для различных стадий сознания. Некоторые колебания нада неприятны для одних, другие же более подходящие для иных. Кроме того, в различное время нада воспринимается различным образом. Эти нада-вибрации в музыке известны под именем раги, или музыкальных нот. Утренняя коротко частотная музыка Индии обращена лишь к некоторым, но не ко всем. Вечерние раги, напротив, более чувственны, и соответствуют влечениям большинства людей, и потому более популярны. Однако, чтобы прочувствовать душу такой музыки, ее надо слушать часами.

Нада йога различает пять планов бытия: физический, прани-ческий, ментальный, супраментальный и ананда, или атмический. Нада, или вибрация каждого плана, представляет символ, позволяющий разуму проникнуть в более глубокие слои сознания. Нада физического тела - это звуки или колебания сердца, легких, мозга, органов кровообращения и процессов обмена веществ. Когда физический план трансцендируется, начинают восприниматься тонкие вибрации пранического сознания. Однако нада йоги следуют дальше, проникая в более глубокие и сокровенные уровни сознания. Для бхактов, например, таким центром является анахата чакра (область сердца), для йогинов - аджна чакра, или т.н. "третий глаз", а для ведантистов - сахасрара. Нада-йогины способны, однако, воспринимать вечный, неслышимый ухом спонтанный звук в бинду чакре. Нада йога представлена в аллегорической форме в несравненном творении Бхагаватам:

"Господь Кришна оставил свою обитель в полночь и отправился в джунгли. Это случилось в первый месяц зимы во время полнолуния. Он стал играть на флейте и волшебные звуки вскоре пропитали всё безмятежно спавшее пространство вокруг. Казалось, что сами джунгли начали плясать и петь. Вскоре чарующие звуки достигли сердец гопи (пастушек). Услышав божественные звуки флейты, они мгновенно забыли обо всем на свете, забыли своих мужей и свои обязанности. Они самозабвенно бежали навстречу звукам, не разбирая дороги, скорей-скорей туда, к источнику волшебной флейты. Пастушки даже не заметили, как обворожительные звуки заставили их танцевать вместе с Кришной, и каждой пастушке казалось, что Кришна танцует только с ней одной..."

Здесь Кришна олицетворяет более высокий уровень сознания, его игра на флейте - нада садхану. Обязанности пастушек в отношении своих мужей - это внешняя действительность, а танец с Кришной - это наслаждение божественной вибрацией нада. Звуки флейты - это вибрации пашьянти, которые практически неслышимы, но могут восприниматься на тонком плане.

Подобные звуки некоторые воспринимают, как ОМ, другие же слышат нечто подобное жужжанию пчелы, извлекающей нектар из медоносного цветка. Согласно науке нада йоги, это нас посещают вестники из тонких сфер анандамайя коша, или третьего уровня сознания, представляющего сущность, насыщенную счастьем. На таком уровне сознания индивидуум обладает высшим пониманием и воспринимает всю вселенную как цельную вибрацию блаженства.

Практика нада йоги

Метод нада йоги позволяет проникнуть в более глубокие сферы сознания посредством звука. Наука нада йоги, как и различные философские системы и религии, рассматривает проявленную вселенную как совокупность вибраций. Современная наука также признает, что вся вселенная представляет лишь непрерывное взаимодействие различных вибраций, или колебаний энергии, а звук не более чем специфическая форма вибрации. Йога утверждает, что даже различные сферы ума и тела, как грубого, так и тонкого, являются лишь проявлением бесчисленных колебаний со многими перестановками и комбинациями. Таким образом, можно сказать, что разум и тело - это концентрированный звук.

Нада йога - превосходная практика для стимулирования пратьяхары (отвлечения ума и чувств от посторонних помех) и приближения к медитации. Подобно тому, как музыка может формировать в нас определенные состояния ума и чувств, нада йога также способна преобразовывать наше тонкое тело.

Новичкам рекомендуется начинать практику нада йоги тогда, когда вокруг тихо, т.е. поздно вечером или рано утром. Но если человек способен без проблем обнаруживать тонкие звуки, тогда нада йога может выполняться в любое время, на любом месте и без затыкания ушей. Однако, чтобы получить ощутимые опыты, необходимо практиковать каждый день. Поначалу можно начинать хотя бы с 15 минут или больше, а впоследствии продлевать на несколько минут.

Предварительная практика

Садитесь в наданусандхана асану и закройте уши.

Расслабьте все тело и ум.

Теперь вы вполне успокоились.

Вас интересует теперь только медитация.

Глубоко вдохните и во время выдоха издавайте жужжащий звук.

Расслабьте нижнюю челюсть и не прижимайте ее к верхней, рот закрыт.

Ваше жужжание должно напоминать жужжание пчелы.

Эта вибрация звучит внутри вашей головы, начиная от горла.

Продуцируйте этот звук примерно в течение тридцати секунд.

Доведите жужжание до пяти минут.

Полностью отождествите свое внимание на этих вибрациях.

А теперь прекратите жужжание.

Прислушайтесь к тонким вибрациям. Попробуйте уловить какой-либо звук.

Продолжайте прислушиваться. Вы можете обнаружить, что какой-то звук становится все более и более отчетливым, интенсивным и чистым.

Постарайтесь удержать свой ум на этом звуке, слушайте его очень внимательно.

Если вы достаточно чувствительны, то можете обнаружить еще некий звук, как фон для первой вибрации.

Этот второй звук может быть довольно слабым, тем не менее, его можно уловить.

Отвлекитесь от первого звука.

Сфокусируйте внимание на втором звуке, который стал фоном для первого.

Прислушайтесь к нему внимательно. Слушайте только его, и вы обнаружите, что где-то позади него возникает опять слабый звуковой фон другой тональности.

Продолжайте прислушиваться к новому звуку.

Позвольте этому новому звуку завладеть всем вашим вниманием.

Продолжайте.

И опять, как прежде, отвлекайтесь от этого звука, если появляется еле слышный, другой.

Чем более тонкий звук вы улавливаете, тем глубже погружайтесь в него.

Регулярная практика нада йоги приведет вас непосредственно к медитации.

Если Вы не смогли обнаружить никакого тонкого звука при первой попытке, не беда, не отчаивайтесь.

Постепенно, с практикой, вы разовьете эту способность.

Поначалу вы сможете преобразовывать внешние звуки во внутренние, а затем начнете слышать тонкие внутренние вибрации внутренним слухом.

Звуки, которые вы услышите, могут напомнить вам звуки колокольчика, лютни, пения птиц и так далее.

Итак, при помощи простого метода нада йоги вы можете обнаружить могучие потенции своей внутренней сущности.

Стенограмма занятия по классу нада йога

Теперь садитесь удобнее для медитации и заткните уши указательными или большими пальцами.

В течение всей практики я прошу вас держать уши закрытыми.

Закройте глаза и совершайте удджайи.

Во время выдоха представьте, как удджайи пронизывает ваш позвоночник.

Продолжайте удджайи с максимальным сосредоточением.

Глаза не открывайте и слушайте меня внимательно.

Внимательно прислушивайтесь к жужжанию, похожему на жужжание пчелы.

Возможно вы почувствуете, что жужжание напоминает вам хорал, и тогда вы можете ритмично подпевать в такт выдоху и вдоху ОМ... ОМ... ОМ...

Постарайтесь, пожалуйста, проникнуться этим состоянием.

Прежде всего, вы должны хорошо закрыть уши, и когда вы делаете вдох, представьте, что ваша удджайи пронизывает позвоночник от основания до вершины, после чего вы произносите звук, подобный жужжащей пчеле.

Продолжайте в таком духе непрерывно.

И когда вы произносите этот звук, постарайтесь услышать как бы на заднем фоне ритмично вибрирующий ОМ ОМ ОМ.

Итак, во время выдоха вы продуцируете жужжание пчелы, а во время вдоха - удджайи, пронизывающее спинной мозг.

Уши по-прежнему остаются закрытыми, но если вы устали, то можете на какое-то время упереться локтями рук о колени.

Продолжайте занятия даже тогда, когда вы открыли уши. Отдохнув, опять закройте уши.

Первое, что важно помнить, это то, что удджайи пронизывает ваш позвоночник при вдохе.

И второе, что важно помнить, это то, что при закрытых ушах вы произносите протяжный звук жужжащей пчелы, в то время как на заднем фоне мысленно улавливаете ритмичное ОМ ОМ ОМ.

Если у вас есть ваша собственная мантра, вы так же можете использовать ее вместо ОМ.

Итак, повторите весь процесс еще раз.

Сделайте вдох как бы сквозь полость спинного мозга при помощи удджайи.

А теперь делайте выдох с закрытыми ушами, синхронизируя физическую вибрацию с мысленной вибрацией ОМ ОМ ОМ или с вашей мантрой.

Теперь прекратите жужжать, не продуцируйте больше звук.

Глаза не открывайте и не жужжите.

Сейчас вы должны просто внимательно прислушиваться к внутренней вибрации.

Слушайте тщательно. Прислушайтесь внимательно к любому звучанию.

Звук может возникнуть спонтанно, внутри вас. (Длинная пауза).

Через некоторое время вы можете услышать некоторый монотонный звук.

Это может быть жужжание пчелы, шум двигателя или морской прибой.

Но независимо от того, что вы слышите, этот звук исходит из вас.

Прислушивайтесь более чутко и вы, возможно, сможете уловить еще один сопутствующий звук.

Настройтесь только на него и отвлекитесь от первого звука. (Долгая пауза).

Внимательно отслеживайте новый звук.

Возможно, к вам возвращается первый звук.

Но возможно вы услыхали новый для себя звук.

Независимо от того, что вы слышите, продолжайте прислушиваться.

Продолжайте, пожалуйста, слушать в течение пяти минут.

Если возникнет новый звук, настраивайтесь на него.

(Очень длинная пауза).

Медленно опустите руки на колени, сомкнув указательные пальцы с большими.

Тело остается неподвижным. Не двигайтесь и не открывайте глаз.

Метод, который вы практикуете, называется нада йогой. Эта йога прекрасно устраняет возбуждение и волнение, после чего вы можете вернуться к своим проблемам и обдумать их в более спокойном состоянии.

Вы можете теперь размышлять о чем угодно и медитировать на любой объект, концентрируя внимание на межбровье или кончике носа.

Образ или форма, о которых вы желаете размышлять, размещайте на воображаемой черной доске в области межбровья. Привлекайте образ мысленно и концентрируйтесь только на нем одном в течение трех минут.

Совершайте этот процесс без напряжения, но сосредоточенно.

Музыка способна влиять на сознание человека, вызывая в нем определенные эмоции. Агрессия, радость, нежность, меланхолия, бодрость могут стать результатом одной прослушанной мелодии. Открыть разум через звучание помогает нада-йога, практика осознания звуков .

Сила звука давно известна великим мудрецам, нада практикуется наравне с другими учениями йогинов. Название произошло он индийского корня «над», означающего одновременно цветение и звук. В духовном смысле это понятие означает расцветание сознания под влиянием музыки. Мастера, практикующие нада-йогу, верят: мир родился из единого бесконечного звука, чистой вибрации, ставшей материалом для появления разума, пятерых элементов, чувств, мыслей и органов.

Нада-йога, основы практики

Посвящение в таинства нады происходит через непрерывное осознание окружающего звучания, слышимого и недоступного слуху. Открыть ум для понимания тайны звуков йогину помогает медитация, основанная на настройке чакр Анахаты и Сахасрары, их связи через энергетический канал – Сушумну.

Следует учитывать, что мелодию (рагу) надо подбирать индивидуально для каждого ученика. Влияние вибраций музыки на человека зависит от возраста, времени года, дня, энергетического состояния. Рага пронизывает все оболочки тела, наполняя естество светом и осознанием чистоты. Неправильный подбор звуков снижает или сводит до нуля эффективность медитации.

Стадии звуковой йоги

Практика нада состоит из 4 частей. Каждая стадия связана с порядком раскрытия тональности звука, его восприятием:

1 уровень. Вайкхари. Вибрация, достигающая нашего слуха, производится от механических ударов предмета о предмет. Речь человека и животных, звук камертона, барабанная дробь – все это относится к первому уровню и доступно непосвященным в йогу людям.
2 уровень. Мадхъяма. Еле различимые звуки, которые сложно прочувствовать, часто выходят за слуховой порог обычного человека. Научившись их осознавать, йогин переходит к следующей стадии раскрытия способностей разума.
3 уровень. Пашьянти. Видимый тон, недоступный человеческому слуху. Его можно прочувствовать в тонкой вибрации, или в изменении игры света и тени, но ухо не воспримет его звучания. Способность увидеть звук доступна только одаренным людям или ученикам, развивающим умения нада-йоги.
4 уровень. Пара. Звук, слышимый в молчании. Он чувствуется нутром, когда тишина не кажется пустой, а наполнена смыслом. В ней улавливается внутренняя мелодия, ее зарождение в самом истоке. Постигнувший Пару йогин сможет воспринять бесконечно долгие звуковые волны.

Освоивший все стадии нада-йоги человек сможет настраиваться на звук, необходимый ему в данное время в определенном месте. Постоянная практика раскрытия сознания позволит управлять состоянием своего тела и энергетики, улавливая тонкие вибрации музыки Вселенной.

| Йога звука

Йога звука или Нада-йога

Йога звука (нада-йога) это путь осознавания внутреннего звука.

Нада-йога является настоящим сокровищем, таинственным мистическим путем достижения внутренней реализации вплоть до Освобождения в Радужное тело, передаваемой в цепи преемственности сиддхов. Медитируя на внутренний звук, внешние звуки пяти элементов, йогин обнаруживает подлинный источник любого звука - это изначальное пространство недвойственного осознавания.

Работая с единством проявляющихся звуков и созерцательного присутствия, йогин силой созерцания берет под контроль праны в своем теле вплоть до высшего Освобождения.

Согласно учению тантры, вся проявленная Вселенная возникает из первичного звука Нада или Пранава. Внутренний звук, который йогин слышит во время медитации, называется Анахата-нада. Природа нашего чистого сознания на уровне энергии проявляется как вечный самосветящийся трансцендентальный свет — Нитья-Сваям-Джьоти и как самопорождающийся звук, поэтому он называется Анахата-нада.

Анахата-чакра связанна с чувством в сердце человека, которое возникает само собой без всякой причины. Часто приводится такой пример: "Звук самопорождается, подобно тому, как звучат струны на хорошо настроенном инструменте, если рядом заиграть на другом струнном инструменте".

Мистический звук Анахата-Нада является естественным проявлением нашего высшего «Я», когда в теле йогина достигнуто равновесие праны (ветра) и огня (агни) — это равновесие называется .

Санскритский корень "Нада " переводится как "звук" или "вибрация". Нада-йога является уникальным тайным методом и искусным средством Лайи-йоги — более широкого учения об Освобождении, через растворение индивидуального сознания йогина, в трансцендентальном состоянии Изначального Ума — Брахмане.

Считается, что учения Нада-йоги были впервые поведаны через откровения Адинатхом (Богом Шивой) древним риши и сиддхам, из которых наиболее известны и почитаемы Матсиендранатх и Горакшанатх.

В одном из коренных йогических текстов мудрец Сватмарама утверждает:

"Шри Адинатха (Шива) дал 250 тысяч путей Лайи. Главный из них — путь Нада "

Сватмарама, "Хатха-Йога-Прадипика", (4.65)

Риши Яджнавалкья утверждал, что тот, кто умеет играть на вине (струнном инструменте), может легко направить прану в сушумна-нади и, став высшим йогом, обрести сиддхи.

В пуранах, таких как Шримат-Бхагаватам, часто описывается сиддх Нарада, космический странник, путешествующий по всем мирам в тонком Теле Света. Он всегда изображается с виной. Подобные сиддхи, с точки зрения йоги, обретаются за счет контроля над элементом ветра. Вина здесь олицетворяет звук Нада , который двигает энергию ветра, давая способности к перемещениям в тонком теле по различным мирам вселенной.

Целью индийской музыки является достижение пранавы. Раги побуждают праны двигаться через определенные Нади и чакры, благодаря чему у слушателя возникает самйога праны и агни (соединение элемента ветра и огня), тогда он слышит внутренний звук Нада, поэтому занятия музыкой назывались "Надопасана" (стремлением испытать внутренний звук нада).

Когда мы говорим о Нада-йоге нас особо может воодушевить биография сиддха Винапы. Винапа достиг полной реализации и в конце жизни ушел в Ясный Свет в своем теле благодаря практике Нада-йоги, которой он обучился у своего гуру. Его имя "Винапа" происходит от названия древнеиндийского музыкального струнного инструмента "вина". До того, как стать йогином, он был принцем, увлекавшимся игрой на вине. Его увлечение было столь сильно, что ни государственные дела, ни наслаждения, ни учеба не заботили его.

Родители были в замешательстве, не зная как передать ему трон. Однажды Винапа встретил странствующего йогина и под его влиянием проникся отвращением к сансаре. У него возникло сильное желание идти по пути Дхармы, однако он не мог оставить свою единственную привязанность — игру на вине.

Его учитель, видя это, дал ему совет использовать свою привязанность в качестве духовной практики и обучил медитации на звук, исходящий из его инструмента. Благодаря такой практике, Винапа полностью устранил все двойственные представления своего ума, обрел сиддхи и стал известен как великий святой. В конце жизни он ушел в Ясный свет Брахмана (Брахмаджьоти) вместе со своим телом.

Нада-йога стоит на особом положении среди йог, описываемых в тантрах. Многие святые и мудрецы неоднократно восхваляют Нада-йогу , как превосходное средство контроля ума и достижения самадхи.

"Нет асаны, подобной сидхасане, нет Кумбхаки (способа задерживать дыхание), подобной Кевала, нет Лайи (растворения), подобной Нада (во внутреннем звуке)"

Сватмарама, "Хатха-Йога-Прадипика", (1.45)

В сутрах часто упоминаются святые, которые при жизни реализовав такое бессмертное тело, могли летать по воздуху, проходить сквозь стены, путешествовать в миры богов, передвигаясь по солнечным лучам, посещать звезды и другие планеты.

Сиддхи были мастерами самадхи, годами погруженными в глубокую медитацию, поэтому их мнение как практиков, обладающих колоссальным опытом, очень важно для нас, обычных людей, ведущих монашескую или мирскую жизнь и таким опытом не обладающих.
Великие мудрецы и сиддхи считают, что Нада-йога — наилучший и наиболее доступный способ для достижения самадхи, для людей таких как мы с вами, то есть обладающих средними способностями.

"Я даю практику Нада в Анахата-чакре, как ее описал Горакшанатх, для тех, кто не изучал священные писания и не способен понять Истину"

Сватмарама, "Хатха-Йога-Прадипика", (4.64)



  • Разделы сайта