Лая йога. Лайя-йога: психические центры. Основные понятия теории чакр

Лайя-йога — один из видов йогической практики. В переводе с санксрита "лайя " означает "растворение ", т.е. достижение такого состояния, когда сознание практикующего (йогина ) избавляется от двойственности (ещё называется недифференцированное существование) и в конечном итоге объединяется с трансцендентным Бытием (Брахманом). Лайя-йога считается наивысшей , завершающей "колесницей " среди других учений, но не в том смысле, что она их превосходит, а в том, что учение Лайя-йоги находится вне них, не связано условностями и формальными концепциями. Принципы, которых придерживается Лайя-йога, являются основополагающими и их разделяют практически все религиозные конфессии, стремящиеся к познанию истины — индуизм, буддизм, сикхизм, даосизм, христианство, ислам . Например, в христианском исихазме подобные практики называются "умное делание ", в суфизме — "погружённость в экстаз ", в дзэн — "алогичные выпады " и т.д. Среди мастеров, практиковавших Лайя-йогу, были представители различных вероисповеданий — Тирумулар, Боганатар, Матсиендранатх, Горакшанатх, Нанак, Кабир.

Сущность учения Лайя-йоги заключается в создании и постоянном поддержании состояния осознанности , бдительного присутствия. Йогин, практикующий эту методику, идёт по пути спонтанного самоузнавания , он перестаёт жить в категориях фиксированного прошлого и мотивированного будущего. Отбрасывая связь с концептуальным мышлением, возможно достижение состояния безопорного ума (нираламбха манас) и вход в состояние нирвикальпа-самадхи (единства со всем сущим).

Вот несколько цитат, размышление над которыми позволяет увидеть суть пути Лайя-йоги :

"Подобно тому, как брошенный в воду кристалл соли растворяется в воде и становится единым с ней, так и в состоянии самадхи личное сознание сливается с высшим сознанием " (Саубхагьялакшми-упанишада, 5.26).

"Исполненное ясности тысяч светил, незагрязняемое, наполняющее дальнее и ближнее — это не самадхи, это не достижения в йоге, это не растворение ума — это единство с Брахманом " ("Махавакья-упанишада ", 6).

"Я никогда не был рождён, и Я никогда не умру. И при этом Я не исполняю никаких действий — ни хороших, ни плохих. Я — тот чистый Брахман, лишённый каких бы то ни было качеств. Как в таком случае для меня может быть связанность или освобождение? Так как Брахман вездесущий, самосияющий, недвижимый, цельный и непрерывный, то я не вижу никакого разнообразия. Как оно может быть внутри или вовне?" (Даттатрея. "Авадхута-Гита ", 1.59, 1.60).

Принципиальным отличием Лайя-йоги от других практик является достижение состояния самадхи не за счёт метода, а благодаря естественному созерцанию без применения усилий. Происходит вхождение в состояние живого присутствия — вне концепций и мыслей. Это невозможно передать при помощи знаков и слов. Конечной целью Лайя-йоги является достижение — саруба-самадхи . Это состояние божественного света, великий переход к одному из четырёх тел:

  • Шудха-дэхам — бессмертное и нестареющее тело, освобождённое от кармы, не нуждающееся в сне и еде;
  • Пранава-дэхам — бессмертное тело, которое невозможно осязать, можно только увидеть;
  • Джняна-дэхам — чистое и бесконечное сознание;
  • Дэва-дэхам — полное единство с Брахманом (Абсолют), йогин в этом состоянии не имеет фиксированной формы, эмманируется в бесчисленных телах.

Учение Лаяй-йоги ещё называют учением "трёх свобод " , так как оно подразумевает достижение подлинной свободы в проявлениях тела, речи и сознания. Тело становится свободным от внешних ритуалов, поклонений, искусственных норм поведения. Энергия речи освобождается от мантр, молитв и песнопений. Сознание получает свободу от различных доктрин, теорий и постулатов.

История Лайя-йоги

Согласно Упанишадам и другим первоисточникам, 250 тысяч учений Лайя-йоги были поведаны Адинатхом (Богом Шива) сиддхам Матсиендранатху и Горакханатху через откровения. В "Гхеранда Самхите " учитель Гхеранда утверждает: "Шива возвестил много истин — таких, как бессмертие растворения [лайя-амрита] и другие. Одну из них, ведущих к Освобождению, я передал тебе кратко " ("Гхеранда Самхита ", 7.22). Изначально Лайя-йога не являлась самостоятельным учением, среди других видов йоги, а была их высшей ступенью, своеобразной кульминацией. Знания Лайя-йоги в дальнейшем передавались великим просветлённым Кабиру, Гопичанду, Нанаку (основатель сикхизма), Нагарджуне и др. В буддийских текстах упоминается, что Будда практиковал Лайя-йогу, согласно наставлениям своего учителя Удаллака.

Спонтанность и созерцание

Практики Лайя-йоги заключаются в спонтанности , мгновенном самоосвобождении тела, речи и мыслей. Отключение ума, располагающегося в головной чакре, позволяет организму действовать без диктата сознания , отдаться управлению Бога. Внешне это может выглядеть, к примеру, как спонтанный танец в состоянии медитации (латихан). Одной из практик Лайя-йоги является биолокация. Это трактуется как передача Лайе своей руки, в которой находится биолокационная рамка. Под управлением божественного рука при помощи рамки может найти воду под землёй, провести энергетическую диагностику организма и т.д. Существует практика спонтанного рисования , когда рука не под контролем ума самостоятельно водит карандашом или кистью. Также можно достичь способности написания текстов в подобном состоянии.

В связи с тем, что Лайя-йога является глубокой внутренней практикой, то необходимо помнить о мерах безопасности, так как идёт активная работа с энергией (кундалини). Это трудный и сложный процесс, так как с одной стороны, ученик стремится к высшим духовным знаниям, а с другой, под влиянием своего эго, цепляется за старые структуры, которые уничтожаются кундалини. Чтобы смягчить этот переход существуют различные техники в Лайя-йоге. По большей части речь идёт о медитативных практиках, в том числе визуализирующих растворение различных недоработок (ревность, зависть, ненависть, страх и т.д.). Также применяются вспомогательные средства звук (нада), янтры (формы).

Когда путь и идущий по пути с самого начала признаются неотличными от плода конечной реализации.

Сущность учения Лайя-йоги заключается в поддержании особого состояния круглосуточного бдительного присутствия (осознанности). Лайя-йога - это путь вне метода, вне концепций и усилий, путь спонтанного самоузнавания. В этом случае мы перестаём жить в категориях фиксированного прошлого и мотивированного будущего.

Лайя-йога не ограничена ни религиозными догматами или концепциями нашего мышления, ни культурными традициями, поскольку состояние погружения в неконцептуальную осознанность выше любых религиозных ограничений.

«Учение зародилось около 3-5 тыс. лет до н. э. и окончательно оформилось в традицию в VIII-XI вв. Учение представляет собой глубокую изысканную традицию индуистского тантризма стиля „Сахаджаяны“ (колесницы естественного пути), в свое время впитавшей идеи буддизма Ваджраяны, и которая по праву относится к разряду высших недвойственных Учений Ануттара -тантры. Бессмертные сиддхи-авадхуты являются живым воплощением самых глубоких и сокровенных принципов Учения Лайя-йоги, главные представители из которых Авадхута Даттатрейя, махасиддхи Матсиендранатх, Горокхонатх, Великий Брахман Сараха, Бхагаван Шри Рамалинга Свамигал. Учение махасиддхов сосредоточено на неконцептуальном, живом опыте постижения природы „Я“, которое может быть открыто в самадхи (прямое видение Шуньяты). Сиддхов не интересуют теологические спекуляции, философия, эсхатология и т. д. Учение сиддхов - это глубоко внутренний путь трансмутации энергии и сознания, вплоть до достижения высших состояний - сахаджа-нирвикальпа-самадхи, то есть непрерывной внимательности к естественному состоянию, пребывание в созерцании на Высшую Сущность - Истинное „Я“, вплоть до саруба-самадхи - перехода в Радужное тело Света. Для авадхутов не имеет значение, каких концептуальных идей придерживается йогин, для сиддхов главное - практический подход, достигнуто самадхи или нет? Критерии успешного самадхи - остановка дыхания и сердцебиения в медитации, способность осознавать себя во сне без сновидений, а также способность поддерживать состояние осознанности в повседневной жизни и проявлять сверхъестественные силы - путешествовать в тонком теле по другим мирам, контролировать энергию, управлять стихиями, событиями и т. д. Во взглядах на мир и творение вселенной за основу принята традиционная Адвайта-веданта в толковании Даттатрейи, Гаудапады, Шанкары. Взгляды близки кашмирскому шиваизму, идеям буддизма Ваджраяны (Дзогчен, Махамудра), а в некоторых аспектах неотличны от них. Подобный подход имеет место в виду „двоякой“ принадлежности многих махасиддхов как к традиционному индуизму, так и к буддизму. К примеру, Матсиендранатх, Горокхонатх, Сараха считаются одновременно и индуистскими, и буддийскими святыми, давшими начало школам кауликов, натхов, канпхатов и школам Ваджраяны в Тибете. Много общего можно найти и в других близких по духу Учениях - даосизме, китайском дзен, Учении Кабира.»

Философия учения

Философской, концептуальной основой Лайя-йоги безусловно является Адвайта-веданта. Понимание недвойственности, тождество «я» и Брахмана - фундамент всех высших учений йоги и тантры .

Я никогда не был рожден, и Я никогда не умру. И при этом Я не исполняю никаких действий - ни хороших, ни плохих. Я - тот чистый Брахман, лишенный каких бы то ни было качеств. Как в таком случае для меня может быть связанность или освобождение? Так как Брахман вездесущий, самосияющий, недвижимый, цельный и непрерывный, то я не вижу никакого разнообразия. Как оно может быть внутри или вовне?»

Даттатрея. «Авадхута-гита».

Таким образом, в основе философии Лайя-йоги лежит недвойственное видение Реальности , вне слов и концепций, достигаемое лишь в самадхи - чистом состоянии ума. Это Исконное «Я» есть «Сахаджья» - естественное состояние каждого, но оно затмевается покровом двойственных мыслей и клеш . Когда йогин может пребывать в созерцании, естественное состояние раскрывается, обнажая пустотную природу Ума.

В Лайя-йоге самадхи достигается за счёт естественного созерцания без усилий, а не за счёт метода. Также, в отличие от других видов йоги, в Лайя-йоге нирвикальпа-самадхи - не самоцель, а всего лишь промежуточная ступень для достижения более высоких - сахаджа-самадхи и саруба-самадхи.

Саруба-самадхи предполагает Просветление не только ума, но и энергии, тела, проявляющиеся как звук, свет, божества (нада, джьоти, дэвата). Практика с усилием на этом уровне прекращается и становится «не практикой» - «не методом» - «анупайя», «не медитацией», так как любое усилие является помехой.

Сахаджа-самадхи - это особое состояние сознания йога, когда он естественно, без усилий погружён в присутствие Атмана независимо от того, ест он, работает, говорит, спит, ходит или сидит. Такая погружённость и есть бхава (чувство). Ничего не отрицается, всё объединяется с присутствием в этом состоянии. Всё больше отдаваясь этому чувству («прапати» - самоотдача), йогин растворяет «я» в Высшей Реальности Брахмана. Полностью отдавшись ему, он испытывает неописуемое состояние непрерывного естественного единства; без усилий, без отречения, без техник и медитаций , реализовав ум без опоры - «нираламбха». В этом самадхи он окончательно узнаёт своё «я» как тождественное Брахману (пратьябхиджня) и с этого момента не отождествляет себя ни с чем иным. Цель и средства здесь объединяются. Цель - погружённость в Атман, средство - тоже.

Путь

Путь - это методы созерцания , медитации , управления внутренней энергией. Путь состоит из трёх главных принципов:

  • прямое введение в естественное состояние с помощью Учителя (шравана);
  • прояснение с помощью обдумывания и устранения сомнений (манана);
  • неуклонное продолжение созерцательного присутствия с помощью особых методов Лайя-йоги (нидидхьясана).

Главным же методом практики является непрерывная внимательность к естественному состоянию, созерцание, самоосвобождение двойственного восприятия благодаря присутствию осознанности.

Созерцание в Лайя-йоге означает безусильное присутствие бдительного осознавания, которое не фокусируется на чём-либо конкретном. Йогин старается не цепляться за прошлое, не фантазировать о будущем, не схватываться концепциями настоящего, а пребывать за пределами концепций в естественном состоянии.

Естественное состояние ни внутри, ни снаружи, оно подобно небу без границ и центра. Это ум в его Истинной Таковости . Он подобен пространству без качеств, однако все качества возникают из него.

Узнав своё сознание - Чити как безграничное пространство, подобное небу, йогин учится поддерживать его, не отвлекаясь на пути к высшей цели - саруба-самадхи - трансмутации физического тела. Для этого он учится воспринимать весь мир недуальным способом как манифестацию, игру сознания - Чити-Шакти. Весь мир он видит как свой ум, а ум не имеет ни качеств, ни основы; своё тело - как иллюзорное, а свою чистую энергию - как божества, звук - нада и свет - джьоти.

Медитация включает в себя пять путей или пять янтр Лайя-йоги:

  • Путь Мудрости (Праджня-янтра);
  • Путь Энергии (Шакти-янтра);
  • Путь Сновидений (Нидра-янтра);
  • Путь Звука (Нада-янтра);
  • Путь Света (Джьоти-янтра).

Путь Мудрости (Праджня-янтра) предполагает овладение непрерывным созерцательным состоянием, погружённостью в природу Ума (сахаджа-стхити). Для этого йогин тренируется в медитации сидя и в движении.

К практикам сидячей медитации относятся:

  • упражнение-концентрация (дхьяна) для овладения однонаправленностью ума;
  • медитация на входящее и выходящее дыхание (Анапанасати);
  • медитация на чувство «я» (ахам-вритти);
  • медитация на пустотное состояние ума;
  • медитация на Великое изречение (Махавакью);
  • решение парадоксальных задач (аналог коанов дзен);
  • медитация на пространство неба;
  • медитация на просветляющие силы вселенной, пяти элементов и т. д.;
  • медитация на световое пространство и другие.

К практикам созерцательной ходьбы относятся:

  • наблюдение за телом;
  • наблюдение за дыханием;
  • ходьба с поддержанием санкальпы (аффирмации);
  • самовспоминание;
  • созерцание Света;
  • созерцание Бесконечного пространства;
  • настройка на нисходящие силы Вселенной;
  • интеграция с пятью элементами и другие.

Путь энергии (Шакти-янтра) включает практики работы с каналами (нади), ветрами (праной) и центрами (чакрами) для:

  • пробуждения Кундалини ;
  • получения опыта нектара бессмертия;
  • выходов тонкого тела;
  • обретения непрерывного сознания в самадхи ;
  • раскрытия четырёх блаженств и пяти пространств в теле.

Для этого используются практики: асаны , мудры , бандхи, пранаямы , визуализации чакр , каналов, слияние с пятью элементами стихий и другие.

Путь сновидений (Йога-Нидра) включает обучение специальным методам ночных практик для:

  • осознавания себя во сне;
  • развития тела сновидений (Майя-дэха);
  • управления и трансформации сновидений;
  • вхождения в осознание сна без сновидений и Ясного Света.

Путь йоги Звука (Нада-йога) включает десять стадий сосредоточения на внутренних звуках для достижения нирвикальпа-самадхи и практику, когда йогин работает с единством Звука и пустотного осознавания.

Путь йоги Света (Джьоти-йога) содержит в том числе некоторые тайные методы созерцания Света, которые за короткое время генерируют световые видения: божеств , мандалы , сферы света и др. Упражняясь в созерцании, йогин работает с видениями, последовательно проходя четыре стадии: «начала», «сосуда», «нарастания», «исчерпания». Путь йоги Света считается очень глубокой садханой, позволяющей сделать быстрый скачок в практике - за одну жизнь реализовать бессмертное тело Света.

Примечания

См. также

Литература

  • Садгуру Свами Вишнудевананда Гири - Сияние драгоценных тайн Лайя-йоги. Лайя-йога Гухья Ратна Прадипика. Том 1. Нижний Новгород: РИ «Бегемот», 2004, ISBN 5-901086-38-4
  • Садгуру Свами Вишнудевананда Гири - Сияние драгоценных тайн Лайя-йоги. Лайя-йога Гухья Ратна Прадипика. Том 2. Одесса: «ВМВ», 2005, ISBN 966-8286-58-8
  • Рамамурти С. Мишра Основания йоги, Киев, София, 2000б SBN 5-220-00317-8
  • Махаси Саядо Практика реальной медитации, Москва, Маркетинг, 2003, ISBN 5-7856-0272-5
  • Shyam Sundar Goswami (1991). Layayoga: The Definitive Guide to the Chakras and Kundalini, Inner Traditions, ISBN 0-89281-766-6
  • Arthur Avalon (Sir John Woodroffe). The Serpent Power ; Being the Sat-Cakra-Nirupana and Paduka-Pancaka: Two Works on Laya-Yoga, Translated from the Sanskrit, with Introduction and Commentary, Shivalik Prakashan, ISBN 8-18880-814-8

Ссылки

  • Монастырь-академия Йоги «Собрание Тайн» (Всемирная Община Лайя-йоги) - Официальный сайт

08.09.2015

В текстах даются следующие определения Лайя-йоги и её процессов:

«Лайя-йога восхваляется десять миллионов раз – это растворение сознания; идёшь ты, стоишь, спишь или ешь – всегда размышляй об Атмане (о том, кто воспринимает). Таков смысл Лайя-йоги». («Йога-Таттва-Упанишада», 23, 24)

«Шива возвестил много истин – таких, как бессмертие растворения (Лайя-Амрита) и другие. Одну из них, ведущих к Освобождению, я передал тебе кратко». («Гхеранда Самхита», 7.22 , Гхеранда)

«Когда прана достигает недвижности – это рассвет лайя-йоги. Посредством растворения (лайя) достигается счастье, высшее состояние блаженства собственной Сущности». («Йога-биджа», 151, Горакшанатх)

«Шри Адинатха объяснил один и четверть крора методов Лайи. Мы рассматриваем наданусандхану как наиболее эффективную из всех Лайа. Лайа-йога особенно превозносима. Но каковы характеристики Лайи? Лайя не возвращает в мир чувств, Лайя оставляет объекты опыта». («Хатха-йога ратнавали», 12-13 Шриниваса).

«Шри Адинатха (Шива) дал 250 тысяч путей Лайи. Главный из них – путь Нада». («Хатха-Йога-Прадипика», 4.65, Сватмарама)

«Звуки из Анахаты соединяются с Чайтаньей (Чистое сознание), мысль поглощается (Паравайрагья) и прекращается, лишенная своих объектов. Это растворение – лайя, ведущее к высшему состоянию Вишну (Вишну Парампада)». («Хатха-Йога-Прадипика», 4.99, Сватмарама)

«Благодаря недвижению ума достигается равновесие праны, благодаря этому бинду становится неподвижным. Благодаря неподвижности бинду обретается вечная саттва и бессмертие тела (пинда-стхайрья). Над органами чувств ум – владыка, владыка ума – прана, владыка праны – лайя, эта лая заключена в наде. По устранении вдоха и выдоха, уничтожении стремления [ума] к объектам, йогин достигает растворения (лайя), свободного от движения и изменения. В спонтанно обретаемом состоянии лайи устраняются все санкальпы, порождающие всевозможную деятельность ума. Это состояние неописуемо». («Горакша-вачана-санграха», 132-135, Горакшанатх)

Методы Лайя-йоги

Считается, что Бог Шива Адинатха передал множество тысяч практик Лайя-йоги, основная из них – это наданусандхана, куда входят методы концентрации на звуке (нада), слышимом в анахата-чакре. Нада – это Шива-Шакти-самарасья. Обычно в текстах упоминаются 4 стадии практики: арамбха (начало) – развязывается узел «брахма-грантхи» и прана входит в сушумну, в сердце раскрывается ананда и слышны звуки анахата-нады. Далее следует «гхата-авастха» (сосуд), она соответствует развязыванию узла «вишну-грантхи», опыту ати-шуньи. «Паричайя-авастха» (нарастание), опыт «Махашуньи» и «Нишпати-авастха» – завершающая стадия, в которой происходит развязывание узла «рудра-грантхи», когда сжигаются все семена кармы. В этой стадии Лайя-йоги йогин обретает совершенное тело – дивья-деха или сиддха-деха. Существует много синонимов и определений этого достижения: кайя-сиддхи, пинда-самвит, дживан-мукта и т.д. В «Сиддха-сиддханта-паддхати» Горакшанатхом сказано:

«Йогин постигает состояние самарасья в своём теле, он познал микро- и макрокосм (Вьяшти-пинда и Пара-пинда). Он всё видит в себе и себя во всём».

Лайя-йога, как правило, включает в себя подготовительные практики, в которых используются пранава Ом или же бхрамари-пранаяма, т.е. грубая форма звука, от которой можно «оттолкнуться» и перейти к внутренним практикам. В них нада поглощается в свой источник проявления, т.е. бинду. Так же существует множество других методов Лайя-йоги, например: пранаяма, мудры, бандхи, дришти, аджапа-джапа или аджапа-гайятри, чакра-бхеда, концентрация на адхарах и лакшьях, все они являются составной частью практики Лайя-йоги.

Значение нады

Нада – это майтхуна (союз, соитие) Шивы и Шакти, соприкосновение пустоты и формы, при этом образуется мудра (отражение трансцендентного света в каком-либо объекте), в мудре образуется нада. При нарастании силы нады образуется бинду, из бинду – камакала (тройное бинду). Понятие того, где именно проявляется нада, часто очень разнится: ряд источников говорит, что в анахата-чакре, другие тексты натхов утверждают, что в области черепа (брахма-гуфе). Но нада сама по себе не ограничена рамками локализации в физическом мире, нада – это поток или движение Шакти. Шакти пульсирует в нади (каналах) как тонкого, так и грубого тела, когда мы закрываем уши, мы слышим пульсацию нады, все движения в этом мире – это Шакти. Без Шакти не может произойти ничего, никакого изменения, в том числе и духовного, поэтому все практики натхов, так или иначе, пробуждают Кундалини-шакти, или же подготавливают к этому тело, ум и дух человека.

Существует две реальности – пассивная и активная, которые не являются чем-то отдельным, а следовательно, через Шакти мы познаем Шиву, и наоборот. Сознание и энергия – нераздельны. Нада – это потоки праны в каналах, и нада также является Кундалини-шакти, она – Высшая трансцендентная реальность, «незатронутая», отображаемая во всех звуках и явлениях мира. Все явления растворяются в этой реальности, если в микрокосме мы испытываем этот процесс, то наши прана и сознание переходят на более высокий запредельный уровень, и мы достигаем самадхи. Этот процесс достигается посредством лайя-йоги, где и практикуется нада-йога. Можно по-разному называть этот процесс: поднятие Кундалини, Нивритти и т.д. Все практики, так или иначе, ведут к расширению ограниченного сознания и слиянию его со сверхсознанием «Парасамвит» или Сознанием Шивы.

Практика наданусандханы

В Натха-сампрадайе практика распознавания внутреннего звука анахата-нады, считается одной из самых основных, «анахата» на санскрите означает «незатронутая» реальность. Звук анахата-нада переводится как «непораженный» или тот, который не происходит посредством соприкосновения двух объектов. Звук – это проявление мысли, как сознание имеет свою градацию, так же ее имеет и звук. Сама практика называется «наданусандхана», «анну» означает «сверх», «сандхана» – соединение, т.е. предельное погружение ума в наду и растворение в ней. Это погружение в более тонкую звуковую вибрацию отражается на сознании: восприятие переходит в пустоту, в неизведанное, запредельное и само становится им, мысль растворяется в своем источнике – Читте. Наданусандхана является йогической техникой, где звук является методом погружения сознания в сердце своей сущности, которая пребывает в Атмане.

В этой практике вы познаете Бога внутри своего существа. Наданусандхану еще называют надопасаной (почитание нады), так как нада – это Шива и Шакти. Надопасана – это почитание (но весьма непосредственное) того, что не все способны выявить, что становится возможным благодаря хорошей шоддхане. Еще, безусловно, плоды такой внутренней практики, сказываются, в целом, на психофизическом состоянии практикующего, поэтому внутренняя практика отражается и на теле. Тело становится подобным пространству, в нем появляется легкость и много других признаков того, что практика высших разделов йоги идет в правильном ключе. В общем-то, тело – это не только инструмент, как многие практикующие йогу считают, это также и среда, в которой окончательно реализуется цель йоги.

Выполнение наданусандханы

Наданусандхана начинается с повторения Омкары или же медитации на звук бхрамари, подобному звуку пчелы. Тут, конечно, есть свои тонкости – в названии есть слово «бхрама» (трутень), этот трутень издает глухой звук, подобный гулу, который вы издаете при вдохе. А есть «бхрамари» (пчела самка), она издает звонкий гул, подобный звуку, который мы издаем при выдохе. Чаще всего выдох называют шуньякой, и он больше подходит для растворения ума, поэтому обычно многие выдох и используют в этой практике. Кумбхака – «кувшинная» задержка дыхания, здесь нет звука, вызванного процессом вдыхания и выдыхания.

Обычно бхрамари относят к разновидности кумбхак, в принципе, эта кумбхака может сама по себе стать кевали, если вы сможете услышать внутренний звук. Неслучайно такое название сравнивают с пчелой, так как она собирает нектар, но, в данном случае, бхрамари позволяет собирать нектар Нады. Этот нектар образуется внутри тела. Просто звук при вдохе и выдохе успокаивает нервную систему, снимает стресс, а вот внутренний, не произведенный звук уже погружает в глубокую медитацию, растворяя более инертные состояния сознания. К тому же, бхрамари – это, по сути, звук самой анусвары, она изображается в виде бинду – точки, расположенной поверх всех букв санскрита, которые являются лепестками чакр, каналами нади. Можно сказать, что звук бхрамари – это звук все проявленных звуков, ко всему прочему, он при своем завершении переходит в наданту (завершенное звуковое состояние, связанное со смолканием ума). Так как ум следует за звуком, то, когда звук смолкает, ум тоже растворяется. В таком состоянии пустоты уже можно перейти на более высокий уровень слышания звука из ничего, из пустоты и углубленного погружения в него.

В Надопасане, конечно, есть еще моменты, например, разные градации слышимого звука по тонкости. Звук связан с праной, поэтому бхрамари-пранаяма и помогает, посредством праны и звука, растворить ум. Считается, что благодаря смолканию ума внутренняя Шакти начинает пробуждаться и подниматься вверх через чакры. Внутренние звуки связаны с внутренней активностью праны, но эта практика более высокого уровня, в ней задействованы разные уровни пробуждающейся Шакти и сознательной силы. Внешне практика кажется простой, но все зависит от того, насколько вы хорошо понимаете, что такое нада, что такое анахата-нада, шабда-брахман, мантра как проявление чит-шакти. Чтобы от практики наданусандханы получить максимальную пользу, нужно действительно неплохо понимать теорию этой садханы натхов. В большинстве случаев, она людьми рассматривается часто поверхностно, просто как разновидность бхарамари-пранаямы.

Пранаяма – это всего лишь один из легкодоступных для понимания методов, но есть методы более глубокие, которые приводят к максимальной трансценденции человеческого сознания. Наданусандхана – одна из главных практик у натхов, хотя сами теории нады встречается во многих тантрических школах и соответствующие практики тоже. Например, в Кашмирском шиваизме тоже есть подобные техники, и даже теории о градациях звука, соотношения его с разными уровнями сознания, как и праны. У натхов, в основном, уделяют внимание ключевым моментам практик, связанных с надой.

Вопрос к Гуру Йоги Матсьендранатху Махараджу

Осветите, пожалуйста, тему слышимых звуков. Что это, и почему они по-разному описаны в разных источниках?

Я считаю, что наилучшее описание этих звуков можно найти у натхов, в тантрах Кашмирского шиваизма, в Кубджика-тантрах и упанишадах, таких как «Матсьендра-самхита», «Падартхадаршана», «Кубджикамата-тантра», «Хамсопанишад», «Шарада-талака», «Брахмаямала», «Свачханда-танра», «Малинивиджая» и др. Звуки описаны как:

  1. звук «чини»;
  2. звук «чинчини»;
  3. звук сверчка – «чираваки»;
  4. раковина моллюска – «шанкхашабда»;
  5. звук музыкального инструмента – «тантригхоша»;
  6. флейта/воздух в полом бамбуке – «вамшарава»;
  7. тарелки «цимбалы» – «камшьятала»;
  8. грозовая туча – «мегхашабда»;
  9. лесной пожар – «даваниргхоша»;
  10. литавра – «дундубхисвана».

В «Дикшоттара-тантре» три первых звука соотносятся с идой, пингалой и сушумной, тремя основными нади. Действительно, где-то упоминается три звука, где-то десять или меньше. Думаю, что здесь такая же ситуация как и с количеством чакр, – все зависит от видения того или иного Гуру и системы, которой он учит. Не только количество, но и последовательность, в которой должен быть услышан звук, в разных источниках описана разная. Кстати, в «Сиддха-сиддханта-паддхати», нада вместе с Кундалини-шакти считается внутренней лакшьей, на которую нужно направить свое сознание и познать. Также говорится о том, что надо ее воспринимать в пространстве головы, что согласуется с описанием чакр и тем, что объяснено в Хатха-йога прадипике. Четыре стадии лайя-йоги, работа со звуком, с праной (пранаяма), – это одна практика.

По материалам форума dharmanathi.ru
Теги:

Лайя йога представляет собой древнюю форму медитации с концентрацией на чакрах, а также на энергетических центрах. Выделяют 2 основных энергетических центра в голове и 5 в позвоночнике. Цель Лайя йоги заключается в их активизации с помощью медитации. При этом Лайя йога при помощи разных практик, помогает разбираться человеку в своих недостатках, мысленно растворяя их. Считается, что благодаря Лайя йоге в дальнейшем негативные качества начинают проявляться в меньшей степени, и со временем они покидают человека полностью.

Способов и техник, применяемых в Лайя йоге, множество – звуки (нада) и янтры (формы), благодаря которым удается не просто контролировать сознание, а направлять его в нужном направлении. Практика Лайя йоги позволяет очистить и исцелить душу и тело. Большинство людей живут сегодня лишь на трех уровнях сознания: чувственном, материальном и эгоистическом. В отличие от обычной жизни, Лайя йога, используя внутренние тонкие звуки, а также энергетические вибрации, помогает открыть путь к высоким уровням сознания, совершенствуя его. Лайя это такое состояние, при котором человек забывает об окружающих объектах чувств, при этом сам становится объектом медитации.

Во время практики Лайя йоги, человек находится в состоянии глубокого покоя, обеспечивающего отдых нервной системе. Благодаря этому значительно уменьшается потребление организмом кислорода, ритм дыхания замедляется, также снижается ритм сокращения сердечной мышцы. Согласно многим исследованиям, во время практики Лайя йоги человеческий организм входит в физиологическое состояние, полностью отличающееся от состояния и сна, и бодрствования. Таким образом, человеку удается укрепить нервную систему, что в дальнейшем позволяет реагировать на окружающие проблемы с большей эффективностью.

Лая йога довольно тесно переплетается с Кундалини йогой, поскольку своей целью также имеет стремление к пробуждению энергии и ее объединению с высшим сознанием. Достичь этого можно при помощи глубокой медитации (дхьяна), контроля дыхания (пранаяма) и практики поз (асаны). Под воздействием этих техник, а также повторения мантр, тонкие каналы (нади) активизируются, благодаря чему человек переходит в состояние глубокой концентрации (дхарана).

Лайя йога, в качестве визуальных инструментов, применяет янтры, которые служат для концентрации внимания. Янтры применяют при медитациях как дополнение к мантрам (молитвам). Мантры же используются для выведения сознания из внешнего во внутренний мир (концентрация). Центральное место в Лайя йоге занимает понятие Кундалини-шакти - это, так называемая, змея, представляющая собой универсальную жизненную силу, которая живет в человеческом теле. Пробуждение, а также управление этой силой является главной целью, поэтому Лайя-йога считается высшей медитативной фазой Хатха йоги.

Термин "Лайя" на санскрите буквально переводится как "ритм" - "растворение", то есть возврат к состоянию недифференцированного существования (недвойственности), когда индивидуальное сознание йогина (Атман) объединяется с трансцендентным бытием (Брахман). Завершение существования вселенной в конце кальпы (временного цикла) в Ведах и Упанишадах описывается как пралайя - великое растворение, возврат в изначальное состояние непроявленного.

В различных первоисточниках - Упанишадах, в "Тиру-Мандирам" риши Тирумулара, Гхеранда Самхита, Хатха-Йога-Прадипика считается, что 250 тысяч учений Лайя-йоги впервые были поведаны Адинатхом () через откровения сиддхам Матсиендранатху и Горакханатху. И по сей день учения Лайя йогу, подобно алмазным россыпям, сверкают в бесчисленных шастрах, тантрах и устных наставлениях святых мудрецов.

Традиционно, учение Лайя йоги считается наивысшей, завершающей, кульминационной «колесницей», но не в том смысле, что она превосходит все другие учения, а в том, что оно не связанно с условностями, разделениями и концепциями и имеет свойство прямо указывать на невыразимую Природу Реальности.

Тирумулар, Боганатар, Матсиендранатх, Горак-шанатх, Нанак, Кабир - сиддхи-авадхуты будучи существами, пребы-вающими в неизмеримой свободе, практиковали Лайя йогу, внутри раз-личных конфессий - индуизма, буддизма, сик-хизма, даосизма. Учение Лайя-йоги сиддхов не принад- лежит к какой-либо индуистской школе или секте. Так же оно не является повседневной, «бытовой религией». Лайя йога будучи за пределами слов, методов и символов является сердечной сущностью любой духовной традиции, обнаруживая себя как ее внутренняя сущность.

«Умное делание» в христианском исихазме, «погруженность в экстаз» суфия, алогичные «выпады» мастеров дзен имеют под собой одинаковую основу - погруженность в неконцептуальное осознавание - Источник, а это и есть главный принцип учения Лайя-йоги.

Часто учение Лайя йоги называют учением «трех свобод», что означает подлинную свободу в проявлениях тела, речи и сознания. Телу позволяется быть в свободе от ритуалов, форм, поклонений и каких-либо искусственных норм поведения. Энергии речи позволяется быть свободной от мантр, молитв и песнопений. Уму позволяется быть свободным от связанности философией, доктринальными теориями или постулатами.
«Позволяется быть в свободе» означает, что мы, практикуя, пребываем в состоянии созерцательного присутствия, распахнутой осознанности подобной небу, не имеющей никаких ограничений.

В этом состоянии мы можем проявлять любые действия тела, речи и ума, которые проявляясь мгновенно самоосвобождаются, превращаясь в спонтанную игру тела, речи и мыслей. Таким образом, любые внешние проявления (поведение, речь, мысли и т.д.) с точки зрения Лайя йоги представляют собой спонтанную игру активности - лилу и не являются чем-то однозначно застывшим, самоценным или реальным.



  • Разделы сайта