Как научится фехтовать в домашних условиях. Дюжина причин для изучения фехтования. Меч: история оружия

Фитнес улучшает выносливость организма, дают бодрость и позитивный настрой. Но, часто в погоне за красивой подтянутой фигурой, люди слишком усиливают интенсивность своих тренировок. Рассмотрим проблему перетренированности.

Как распределять нагрузки

При занятиях спортом важно не допустить чрезмерного напряжения организма. Необходимо соблюдать баланс между аэробными и силовыми нагрузками. Такая проблема часто встречается даже у спортсменов с большим опытом.

Интенсивность выражается в особенностях упражнений за определенный период, чаще всего, недельный.

Сюда входят:

  • длина дистанции;
  • вес утяжелителей;
  • выполненные подходы;
  • общее количество тренировок.

Все перечисленное является показателем трудности нагрузок. Следует правильно распределить нагрузку в программе. Это важно для любых тренировок: от йоги до силовой нагрузки.

Силовые упражнения

Нормальная реакция человека на нагрузку выражается в учащенном сердцебиении и дыхании, незначительном увеличении температуры, несильной боли мышц. О перегрузе организма свидетельствуют такие симптомы:

  • тошнота;
  • боли в боку или груди;
  • кашель;
  • головокружения.

Если силовые упражнения делают упор на мышцы, то это серьезное испытание. Обычно, речь идет об упражнениях с отягощениями. Обязательно нужно соблюдать правильное соотношение числа подходов и веса. Тренер должен подсказать, сколько тренировок требуется в неделю, а также распределить упражнения.

Блок похожие статьи

Эксперты не рекомендуют тренироваться каждый день. Важно поочередно выполнять кардио и силовые упражнения. Чтобы нарастить мышечную массу лучше всего тренироваться через день. Необходима работа как с малыми, так и с большими утяжелителями. Упражнения должны выполняться строго по правилам. В некоторых случаях, особенно после тяжелых соревнований, необходимо какое-то время отдохнуть. Можно тренироваться не больше двух раз в неделю.

Аэробные тренировки

Необходимо обратить внимание на то, есть ли у вас определенные хронические заболевания. Если принято решение заниматься кардиотренировками, нужно предварительно обсудить этот вопрос с терапевтом.

К числу указанных заболеваний относится артрит, ишемическая болезнь, сахарный диабет и выраженное ожирение, которое дает нагрузку на сердце.

Кардио или аэробные тренировки дают возможность улучшить состояние легких и сердечнососудистой системы. Они способствуют укреплению сердца и развитию силы. Аэробные упражнения это не только аэробика, но и:

  • плавание и другие.

Такие нагрузки доступны людям с различными недугами. Но важно верное распределение нагрузки.

Люди без хронических заболеваний могут заниматься до пяти раз в 7 дней по полчаса. Можно бегать утром или вечером, ездить на велосипеде и т.д. Полноценный комплекс упражнений можно делать несколько раз в неделю по 1-2 часа. Выбирая интенсивность нагрузки, ориентируйтесь на собственное самочувствие.

Не всегда люди могут правильно распределить свою нагрузку, чтобы она не принесла вреда. Человек после выполнения упражнений должен иметь силы, недопустимо, чтобы появилось чувство истощения. Нагрузка должна позитивно отражаться на самочувствии человека и его спортивной форме. Чтобы занятия сделали фигуру идеальной и улучшили здоровье, следует обратиться к профессиональному тренеру.

Некоторые из этих приемов, как и большая часть фехтования на рубящем оружии вообще, практически без изменений могут быть использованы в рукопашном бою. Принципы-то одни и те же, результативность действий разная.

1. Внезапный удар в кисть

Проще еще ничего не придумали! Если противник стоит так, что вы можете легким движением, вероятно снизу или сбоку, попасть ему в кисть руки, держащей меч - немедленно воспользуйтесь этой возможностью! Разумеется, в тренировочных или дружеских поединках никто не отменял вменяемости и контроля над силой удара. Если бой проходит на стальных клинках, то резкий удар в незащищенную руку может привести к серьезным травмам.

Во многих школах и течениях фехтования кисти рук не относятся к зонам допустимой атаки со всеми вытекающими - их не учатся защищать. В поединке с минимумом правил кисти, безусловно, являются одной из наиболее лакомых целей, как и в реальности.

2. Контратака

Во многих случаях противник раскрывается при атаке, делая выпад или удар. По крайней мере, его рука становится вытянутой. Да и положение клинка во время удара предсказуемо. Поразите противника в руку или корпус, уклонившись от его атаки или парировав ее.

Весь смысл контратаки во времени. Она должна быть нанесена в самый подходящий момент с максимальной скоростью.

3. Навязывание дистанции

Поединок двух людей одного и того же роста и телосложения на совершенно одинаковом оружии - достаточно редкая ситуация. Как правило, у вас или у вашего противника более длинные руки. Относительная длина оружия имеет огромное значение при выборе техники. В самом начале поединка оцените, кто имеет преимущество в этом аспекте.

Если вы выше, ваши руки и оружие длиннее, чем у противника - ни в коем случае не сближайтесь. Используйте это преимущество, держитесь на дистанции, на которой он не может вас атаковать, а вы его - можете.

Если же преимущество по длине не на вашей стороне, то придется навязывать ближний бой, что тоже хорошо - короткое оружие и короткие руки значительно маневреннее на малой дистанции. Постоянно наступайте.

4. Финты с атакой

Финт - это обманное движение, ложная атака. Существует бесчисленное множество различных финтов, достаточно уяснить общий принцип их применения.

Суть ложной атаки - внушительное начало, расслабление в полете и прекращение движения с изменением траектории в конце.

Предположим, вы решили провести финт, имитирующий удар в плечо справа. В отличие от настоящего удара, клинок пойдет справа налево в другой плоскости, значительно ближе к вашему телу. Смена траектории элементарно выполняется поворотом кисти.

Неопытный фехтовальщик не сможет отличить финт от атаки и серьезно вложится в защиту, открывшись для удара слева, который тут же будет нанесен.

Более опытный противник может успеть защититься от атаки или даже понять, что первое движение было финтом - но никто не мешает сделать два или три финта, нанеся атаку в самый подходящий момент.

5. Комбинация мощных ударов

Откровенно говоря, я люблю простоту. Простой прием проще провести, и нет ничего проще, чем изобразить из себя отбойный молоток. Проведя атаку, которая была заблокирована, тут же нанесите еще одну в этом или другом направлении. Повторять по необходимости до победного конца.

Если атаки блокируются, то закрывайтесь, возвращаясь в стойку, а потом сразу же атакуйте. Если атаки парируются, то используйте круговые движения для нанесения множества рубящих ударов под разными углами. Следите за скоростью натиска и контролируйте дистанцию. При промедлении вы немедленно будете контратакованы.

6. Вложенный удар

Фехтовальщики часто любят зеркальную защиту - то есть симметричные ответы на все действия противника. Хороший способ пробить ее - вложенный удар. Вы провоцируете зеркальную защиту от простого удара справа. После соприкосновения клинков вы тут же вкладываете всю силу руки от локтя и плеча, провернув кисть так, чтобы этот импульс сбил меч противника вниз, в землю.
Эффект жуткий, вплоть до травмы запястья у противника. Разумеется, после вложенного удара он будет полностью открыт.

7. Контроль клинка

Совершенно идентичная техника используется в рукопашном бое. Суть проста - прижимайтесь своим мечом к клинку противника. Не нужно стараться давить на клинок всей массой, но небольшое усилие должно прикладываться постоянно. При контроле клинка вы совершенно точно знаете, когда пойдет атака. Кроме того, вы заранее защитились от большинства возможных ударов.
Эта техника не обеспечит вам быстрой победы, но она спасет вас от быстрого поражения с минимальными затратами.

8. Атака по ногам

Очень многие бойцы привыкли защищать голову и корпус. И это правильно. Неправильно другое. При попытке спрятать голову и корпус назад нередко в жертву приносятся ноги. Слишком далеко выставленная вперед нога - обычное дело. Во многих школах и направлениях фехтования удары в ноги либо не засчитываются, либо не выгодны по очкам, и в некоторых случаях это вполне логично. Например, укол рапирой в бедро может быть фатален, если пострадает артерия, но смерть наступит совсем не сразу, а укол откроет всю верхнюю часть тела атакующего для встречной атаки.

В рубящей технике все совсем не так: и удар более разрушителен, и открывает не так сильно, как выпад, и вернуться назад проще. А защищаться от него все так же не умеют. Бейте в ноги.

9. Проходящий батман

Батман или отбив - совершенно обычное действие, возникающее сплошь и рядом при столкновении двух клинков. Проходящий батман - это довольно хитрый трюк, изучение которого потребует некоторой практики. Но оно того стоит.

Предположим, вы сражаетесь против значительно более сильного физически противника, имеющего склонность к зеркальной защите. Вложенный удар не помогает, враг слишком силен. Что делать?

Сначала финт справа, но не такой, в котором ваш клинок избегает контакта с мечом противника. Напротив, они должны соприкоснуться как при обычном ударе. Разница же в том, что к моменту соприкосновения ваша рука расслабленна. Меч противника сносит ваш клинок, но рука не останавливается и проходит дальше налево, волоком таща за собой оружие.

После того, как ваш клинок проскочит под мечом противника, немедленно нанесите очень сильный удар в спину вражеского меча. Вектор его движения и так был направлен слева направо относительно вас, а вы еще и подтолкнули его, используя силу врага против него.

Дальнейшее действие вполне очевидно - по открытому противнику наносится прямой удар.

10. Крик с атакой

Несмотря на то, что недооценка противника может быть фатальной, почему бы не попробовать трюк, работающий против не слишком хорошо подготовленных бойцов? Опять же, нет ничего проще: без предупреждения вы громко и резко кричите, а затем, пользуясь секундным ступором, тут же наносите результативный удар.

Опасность этого трюка в том, что у людей с хорошо поставленными рефлексами в подобной ситуации будет правильная реакция на крик, а именно - встречный удар. Будьте осторожны, атакуя противника. Впрочем, как и всегда.

Фехтование — экзотичный, но распространённый вид спорта . Это настоящее боевое искусство с использованием специального оружия (шпага, рапира, сабля ), которое пришло к нам из глубины веков.

Соревнования по фехтованию входят в программу Олимпийских игр , а фехтовальные кружки и секции принимают на тренировки как детей, так и взрослых и мужского, и женского пола. Так как фехтование достаточно травматично, а также из-за того, что в этом виде спорта важна техника, то для обучения рекомендуется найти опытного инструктора и вступить в специальный клуб или секцию.

В каких секциях можно научиться фехтованию

Фехтовальные секции распространены по всей России. Например, в Москве организованы спортивные школы олимпийского резерва, где занятия проходят бесплатно. Принимают туда детей с 9—10 лет и старше . 10 лет , по мнению опытных инструкторов по фехтованию — это наиболее перспективный возраст для начала обучения.

Фото 1. Тренировка по фехтованию для начинающих. Сначала спортсмены учатся поражать цель, закрепленную на стене.

Если ребёнок увлечётся всерьёз, родителям придётся приобрести для тренировок специальную экипировку. Защитный костюм для занятий фехтованием состоит из специальной куртки, брюк длиной до колена, которые держатся на подтяжках, гетр, обуви на плоской подошве, маски с металлической сеткой и воротом, защищающей лицо и горло, перчаток, пластронов (защита под мышками). Экипировка может несколько отличаться в зависимости от того, каким оружием будет владеть спортсмен: сабля, рапира или шпага.

Профессиональная экипировка для занятий фехтованием довольно дорогая. Брюки обойдутся примерно в 4—8 тыс. р ., куртка — 3—7 тыс. р. , обувь — 3—4 тыс. р. , рапира — 6—8 тыс. р.

Внимание! Качественная экипировка важна для фехтовальщика, так как она защищает спортсмена от травм , которые может нанести партнёр по поединку.

Стоит ли брать несколько уроков для начинающих

Перед тем как вступать в секцию и начинать серьёзные тренировки, рекомендуется обдумать, с какой целью будут проходить занятия этим видом спорта.

Фехтование — древнее боевое искусство со своими традициями.

Удобный способ погрузиться в атмосферу этого вида спорта, познакомиться с его основами, и оценить для себя потребность в дальнейших тренировках — это взять несколько индивидуальных уроков.

На персональном занятии инструктор покажет как правильно держать оружие, продемонстрирует разные его виды, даст представление об основных стойках и, конечно же, обучит технике безопасности. Цена одного занятия с тренером — 1000—1500 р. и более.

Какие занятия бывают

Занятия по фехтованию подразделяются на групповые и индивидуальные.

Групповые

Групповые занятия — удобный и экономичный способ тренировок. Во-первых , такое обучение может быть либо полностью бесплатными, либо оплачиваться за низкую стоимость (намного дешевле индивидуального ). Во-вторых , это отличный способ найти друзей по интересам .

В-третьих , на групповых занятиях партнёры по спаррингу постоянно меняются, а, следовательно, каждый раз будут попадаться разные соперники как сильнее и профессиональнее, так и слабее. Это развивает боевой и соревновательный дух. В-четвёртых , в группах организуются турниры. Победы в турнирах стимулируют на дальнейшие свершения.

Фото 2. Групповое занятие по фехтованию. Несколько пар спортсменов отрабатывают приемы друг с другом.

Индивидуальные

Минус индивидуальных занятий заключается в том, что они почти всегда отличаются высокой стоимостью. Но огромный плюс этого — возможность заниматься с инструктором один на один. Все время занятий тренер посвящает одному ученику. Техника и мастерство у таких фехтовальщиков растёт намного быстрее , нежели у их собратьев, занимающихся в группах.

Техника в зависимости от выбранного оружия

Рапира, сабля и шпага отличаются друг от друга по длине и весу. Техника нанесения ударов (уколов) практически идентична, но предусматриваются некоторые расхождения. Например, рапира требует от спортсмена наибольшей аккуратности. В спарринге будут засчитаны только те удары, которые наносились в торс противника. Сабля менее травмоопасна. Этим оружием разрешается наносить удары в любую часть тела соперника.

Такие расхождения в технике нанесения ударов появились из-за особенностей создания .

Например, шпага по своему происхождению — дуэльное оружие.

Исход дуэли мог определить укол в любую часть тела, а вот рапира изначально создавалась, как тренировочное оружие. Именно поэтому у рапиристов более щадящие методы борьбы.

Вам также будет интересно:

Как проходят тренировки

Тренировка проходит в экипировке на нетравмоопасных аналогах клинкового оружия . Для начала инструктор обучает технике безопасности, рассказывает и показывает, как правильно держать оружие, обучает правильной стойке, движениям. Следующий блок занятий состоит из обучения азам фехтования.

Это всевозможные выпады, удары, защита. Ученик начинает вступать в спарринги с партнёрами, нарабатывает опыт, улучшает координацию и оттачивает технику нанесения ударов. Конечный этап: изучение связок ударов и навыков построения специальной стратегии боя.

Общая физическая подготовка

Успехи в фехтовании зависят от физической подготовки спортсмена и появляются прямо пропорционально развитию фехтовальщика в физическом плане.

Занимаясь этим видом спорта, человек развивает быстроту, ловкость, выносливость, силу, умственные способности, умение принимать молниеносные решения и контролировать собственные эмоции.

Изучение основ

Основа фехтования — навык правильного владения оружием. Задача инструктора — объяснить, как держать спортивный инструмент, рассказать о том, что оружием нельзя размахивать перед лицом, не защищённым маской, направлять на человека без экипировки. Изучая основы фехтования, ученик узнаёт, что острый конец шпаги всегда накрывается защитой для предотвращения повреждений, и то, что во время сражения руки остаются расслабленными , а запястья — гибкими.

Изучение приёмов

Изучение приёмов фехтования — главный этап в овладении техникой боя. Во время поединка важна работа ног. Спортсмен должен отработать до автоматизма плавные и лёгкие движения, а также научиться быстро перемещаться, и совершать молниеносные удары.

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ФЕХТОВАНИЮ


Обучение технике и тренировка - неразрывно связанные между собой процессы. Однако сложность техники фехтования (а, следова-тельно, и методики обучения) заставляет предварительно рассмотреть изолированно методику обучения фехтовальной технике.

Каждый фехтовальный прием, являясь физическим упражне-нием с присущими ему биомеханическими закономерностями, с одной стороны, соответствующим образом воздействует на организм и с дру-гой - представляет из себя элементы боевых действий, которые боец будет применять в практике спортивного вольного боя.

С самого начала обучения всякий прием должен преподноситься с освещением его тактического содержания и с образцовым показом для создания правильного представления о технике и назначении дви-жения. Однако в начале замятий главное внимание должно быть уделено технике движения приема. После овладения схемой приема необходимо дать занимающимся возможность самостоятельного ана-лиза деталей данного движения.

Закрепление усвоенного приема осуществляется повторением и соответствующей проверкой. Дальнейшее совершенствование осу-ществляется путем тренировки приема в сочетании с другими при-емами, практикой применения этого приема в бою с целью выработки необходимых бойцу качеств.

Следовательно, примерная схема обучения отдельному приему будет такой: 1) образцовый показ приема в целом, 2) тактическое обоснование приема, 3) краткое обоснование техники, 4) выполнение приема занимающимся под команду руководителя, 5) самостоятель-ная работа занимающихся и проверка руководителем правильности исполнения, 6) выполнение приема в сочетании с другими приемами, 7) применение сочетания приемов в процессе ведения боя. Схема эта, не являясь догмой при изучении всех приемов, может быть вы-держана либо полностью, либо частично.

В соответствии с этим и организация занятий должна предусма-тривать последовательное проведение обучения: а) без противника, б) с использованием подсобных снарядов, в) при непосредственном соприкосновении с противником (преподаватель, товарищ по трени-ровке).


I. ОБУЧЕНИЕ БЕЗ ПРОТИВНИКА В ФЕХТОВАНИИ


Этот метод применяется главным образом при изучении основ-ных положений и движении н некоторых элементов боевых действий. Методические приемы следующие:


Групповое шереножное обучение

а) В 1, 2, 3 шеренгах в зависимости от количества занимающихся, б) самостоятельное выполнение занимающимися приемов по зада-нию (индивидуально или группой), в) «поточно» - один за другим (первый выполнит прием, за ним выполняет второй, третий и т. д.), г) группой или «поточно» - на внезапный сигнал руководителя (сиг-нал зрительного или слухового характера).


Индивидуальное обучение

а) Самостоятельное выполнение занимающимся приемов по за-данию (индивидуально или группой 3-5 чел.), б) то же, под кон-тролем и с помощью преподавателя.


Инструкторская практика

Занимающийся в роли преподавателя: а) парная работа (один обучает другого), б) групповая работа (один обучает нескольких).


Учебные соревнования

Совершенствование изучаемых приемов с внесением элементов соревнований на лучшее исполнение техники приема производится на быстроту и точность выполнения.


II. ОБУЧЕНИЕ НА ПОДСОБНЫХ СНАРЯДАХ В ФЕХТОВАНИИ


Обучение на подсобных снарядах предусматривает задачи: на-учить наносить правильные, меткие уколы и удары по конкретным целям, чучелам, мишеням, рассчитывать дистанцию и выполнять приемы в соответствующем самостоятельном или заданном ритме или темпе. Методические приемы таковы:


Групповое поражение цели

а) Под команду руководителя (выполняют все занимающиеся одновременно), б) «поточно» - один за другим, в) на внезапный сиг-нал руководителя, группой или «поточно».


Индивидуальное обучение

Самостоятельно по заданию и под контролем преподавателя.


Инструкторская практика

Занимающийся в роли преподавателя: а) парная работа (один командует другому), б) групповая (один командует нескольким).


Учебные соревнования

Совершенствование изучаемых приемов с внесением соревнова-тельных моментов (соревнования внутри групп) производится: а) на меткость поражения цели, б) на меткость и быстроту поражения
цели.


III. ОБУЧЕНИЕ БОЕВЫМ ДЕЙСТВИЯМ В ФЕХТОВАНИИ


Задача - научить нанесению боевых ударов противнику и за-щите от них, овладению приемами боевых действий: атаками, при-емами подготовки к атакам и защитам.

Методические приемы таковы:


Парное обучение боевым действиям

а) Под команду руководителя (партнер не обороняется), б) под команду руководителя (партнер обороняется), в) по заданию с парт-нером, который периодически то обороняется, то не обороняется.


Инструкторская практика

Занимающийся в роли преподавателя: а) парная работа (один обучает другого), б) групповая (один обучает несколько пар).


Индивидуальный урок с преподавателем

Урок проводится в форме: а) обучения приемам боевых действий, б) проверки правильности изучаемых приемов, в) тренировки прие-мов боевых действий, г) урока боя.


Учебные соревнования

Соревновательная работа проводится на уроке в форме боя: а) по заданию, б) с преподавателем, в) с товарищами по обучению.


IV. ПЕРВЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ


Методика обучения фехтованию должна начинаться с объясне-ния цели, задач и содержания того или иного вида фехтования и демонстрации его в виде боя.

Изучение техники производится в известной последовательности и состоит из пяти основных этапов : 1-й этап - изучение основ-ных положений и движений; 2-й этап - изучение основных элемен-тов боевых действий на чучелах, мишенях и т. п.; 3-й этап - обуче-ние основным простым действиям; 4-й этап - обучение сложным и усовершенствование простых действий и 5-й этап - обучение фех-товальному бою.

На первом этапе изучается техника основных положений и движе-ний с соответствующими тактическими указаниями. Задача - овладе-ние техникой основных приемов и усвоение основ специфической для фехтования координации. Далее необходимо создать предпо-сылки для дальнейшего овладения техникой путем: качественной проработки мускулатуры двигательного аппарата, по преимуществу ног и плечевого пояса, общефизиологической подготовки сердечно-сосудистой и дыхательной систем и мобилизации нужных психо-физических качеств - внимания, точности движений, быстроты реак-ции и т. д.

Приемы изучаются в такой последовательности: способ держания оружия, стойка «смирно» с оружием, фехтовальная стойка, стойка «вольнс», передвижение вперед, назад в сторону, сбор, приветствие, показ укола - как вытягивание руки или рук; выпад и воз-вращение назад, вперед, движение повторного выпада; основные позиции и переходы из одной позиции в другую.

Каждый из приемов изучается вначале по возможности самосто-ятельно. По мере усвоения материала обучение усложняется соче-танием нескольких приемов. Необходимо использовать тактически целесообразные сочетания приемов наступления и обороны.

Усвоение техники проверяется преподавателем.

В целях приучения к соревнованиям, наблюдения за ростом уча-щихся и повышения их интереса необходимо уже с первого этапа включать в обучение соревнования: на технику выполнения отдель-ных приемов, комбинацию их на балльную оценку и пр. и другие со-ревновательные элементы.


V. ВТОРОЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ


На втором этапе основные положения и движения изучаются на подсобных снарядах.

В целях освоения основных элементов боевых действий уколы и удары с ближней, средней и дальней дистанции изучаются на чучелах и мишенях в такой последовательности:

    Уколы без выпада из различных позиций.

    Уколы с выпадом: а) с показом укола (в 2 темпа) и б) слитно (в 1 темп).

    Уколы с передвижением и выпадом: а) уколы без выпада с пере-движением (шагом вперед или назад), с показом укола и выпадом и б) передвижение - укол с выпадом.

    Укол с броском «стрелой».

    Удары без выпада из различных позиций.

    Удары с выпадом: а) удары с остановкой на выпаде и б) удары без остановки на выпаде (с уходом назад или вперед).

    Удары с передвижением и выпадом.

    Удары с броском «стрелой».

    Отбивы, уколы или удары из различных позиций.

Вначале обучение производится на чучелах. Задача: научить правильно колоть или наносить рубящие удары и сочетать их с раз-личными движениями тела. Усложнение производится путем сочета-ния последовательно выполняемых приемов.

Для овладения меткостью укола и умения выполнять его в раз-личных условиях (на внезапный сигнал, з различного цвета квадраты, круги, треугольники, номера и т. п.) - дальнейшее совершенство-вание проводится на мишенях.

В процессе обучения должно быть принято во внимание не только овладение техникой и совершенствование ее, ной выработка быстроты, точности, чувства времени.

В заключение изучаются движения броска с пробежкой, т. е. движение атаки «стрелой». Применение его возможно только после усвоения движения выпада, уколов и ударов на чучелах и мишенях. Движение атаки «стрелой» с пробежкой изучается на обычных чучелах, на выставленную преподавателем маску, на внезапно появляющуюся и удаляющуюся маску, на подвесных качающихся малых и боль-ших мешках и на подвижных чучелах.

При занятиях на подвижных мишенях, чучелах и снарядах прак-тикуются движения потоком. Бойцы двигаются в колонне по одному, и поочередно, пробегая мимо, выполняют тот или другой прием. Вслед за тем они становятся в затылок левофланговому для последующей очередной работы.

Соревнования на этом этапе производятся на меткость: укола, удара по соответствующим целям и на удар с различных дистанций с разной скоростью.

В методике обучения первые два этапа (несколько схематично подразделенные) в большинстве случаев тесно между собой связаны и могут рассматриваться как один раздел, имеющий общую задачу подготовки бойца к боевым действиям с активным противником.


VI . ТРЕТИЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ


Изучаются приемы простых боевых действий - простые атаки, защиты и ответные атаки при наличии активного противника. На этом этапе изучаются:


Простые атаки

а) Прямой укол, удпр, б) перевод, в) перенос. Выполняются (стоя на месте с выпадом и движением атаки «стрелой» и с пробежкой): а) из различных позиций, б) из соединения и вне соединения, в) с ближней и средней дистанции.


Защиты

а) Прямые, б) круговые, в) уступающие, г) отклонением корпуса, уходом или бегом. Выполняются (отводом и отбивом): а) из одной защиты в другую, б) круговой защитой, в) из одной в другую, усту-пая нажиму оружия противника.


Ответные атаки

а) Ответ прямым уколом или ударом, б) ответ переводом, в) от-вет переносом выполняются: без выпада и с выпадом.

Широко используется групповое парное обучение с применением различных методических приемов. Вначале необходимо научить нанесению атак уколом, ударом и принимать их, не защищаясь. В по-следующем удары изучаются с расчетом дистанций, согласованием движений своего оружия с движением оружия бойца (работающего в паре). Надо выработать соответствующую быстроту и точность атаки. Параллельно изучаются противодействующие атаке приемы защит. Здесь особое внимание уделяется точности и тонкости движе-ний, очень быстро переходя к взаимной связи их с ответными атаками. Следует добиваться максимально быстрого ответа, доводя наиболее часто встречающиеся комбинации до автоматизма. Одновременно надо создавать достаточный запас разнообразия ответных действий.

Большое значение в обучении простым действиям имеют мето-дические приемы инструкторской практики, когда один боец по за-данию руководителя обучает (тренирует) другого.

При этом оба тщательно анализируют технику и тактическое обоснование приема, совершенствуют понимание взаимодействий (взаимосвязи) атаки, защит и действий атакующего и обороняю-щегося.

На третьем этапе элементы соревнований лучше всего исполь-зуются в следующей форме: один боец стремится нанести укол или удар, а второй - взять защиту оружием. Основным требованием при этом является точное соблюдение техники выполнения приема. Таким образом, учащиеся практически усваивают основные принципы фех-тования. Для успешности того или другого действия требуются бы-строта, точность, расчет расстояния и выбор момента. Поэтому надо давать занимающимся возможность практически убедиться, что при правильном учете и хорошей технике преимущество всегда будет на стороне атакующего.

Результаты проработки простых атак, защит и ответов в группо-вом обучении должды периодически проверяться. Надо совершен-ствовать технику (в деталях) в индивидуальном уроке. Особое вни-мание надо обратить на выработку тактически наиболее целесо-образных приемов, на точность и быстроту выполнения и сочетания их.

Изучение в простых действиях атак «стрелой» с пробежкой в один темп лучше всего проводить в форме «потока» на необороняющегося, затем на обороняющегося преподавателя или заменяющих его дру-гих бойцов.

Наилучшим следует считать способ чередования бойцов, при-нимающих на себя атаки: один боец принимает не более 8-10 бой-цов, затем его место занимает другой и т. д. Выполнение атак сопровождается техническими и тактическими указаниями препо-давателя. Изучение простых действий следует заканчивать боями на 3 удара. Вначале это делается по заданию: один боец атакует про-стыми атаками с элементарным приемом подготовки - шагом впе-ред; второй - обороняется у стенки (защищается оружием, без от-ступления назад и давая ответные атаки). Работают попеременно (выполнять атаки «стрелой» с пробежкой не разрешается).

В последующем это делается в форме свободного вольного боя на основные простые действия. Бойцы свободно могут избирать лю-бой план действия (нападения или защиты), причем защита может быть и уходом назад. Следует обратить внимание бойцов на ответ-ные атаки.


VII. ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ


На четвертом этапе продолжается совершенствование простых действий и изучаются сложные.

Обучение производится следующим образом:


Приемы подготовки атаки

а) Сближения: шаги, скачки, бег, б) действия на оружие: нажим, захват, завязывание, толчок, удар, перемена соединения, в) обманы: оружием, телом, г) вызовы: оружием, телом, ложной атакой. Выпол-няются: а) в форме простых действий в 1 прием, б) в форме сложного действия в 2 и несколько приемов.


Атака с подготовкой

а) Без действия на оружие противника, б) с действием на оружие противника, в) с комбинированным действием, т. е. со сближением, действием на оружие и с обманом. Выполняются: а) с ближней, средней, дальней дистанции, б) стоя на месте, с движением выпада и с движением атаки «стрелой» с пробежкой.


Атаки на подготовку (в темп)

а) На движение противника без действия на оружие, б) на действие противника оружием, в) на комбинированные действия противника. Выполняются: а) без выпада, б) с выпадом: вперед, назад, в сторону и с уклонением, в) с движением атаки «стрелой» и с пробежкой.


Повторные атаки

а) На уход противника, б) на отсутствие ответной атаки, в) на ответ противника с обманом. Выполняются: а) с ближней и средней дистанции, б) с выпадом, на выпаде, во время атаки «стрелой» с про-бежкой.


Атаки на атаку с одновременной защитой одним из бойцов

а) Укол на укол, б) укол на удар, в) удар на удар. Выполняются: в момент атаки противника, без выпада и с выпадом.


Сложные ответные атаки

а) Ответные с выдержкой, б) ответные с обманом. Выполняются: а) от-вет с выдержкой одного темпа, б) ответ с обманом.

Процесс изучения сложных действий аналогичен простым. Вна-чале при изучении приемов бойцы допускают нанесение ударов, не защищаясь. Затем они противодействуют наступлению и обороня-ются, работая по заданию преподавателя. На четвертом этапе, больше чем в других этапах, должны иметь место соревновательные элементы.

Прорабатывая атаки с подготовкой, следует вначале изучить (в основном) отдельные приемы подготовки (сближение, вызов, дей-ствие с обманом и т. д.). Затем надо перейти к тренировке в прове-дении после этих приемов подготовки атак с уколом и ударом. Особое внимание следует обратить на расчет дистанций, на сочетание своей скорости (быстроты) со скоростью (быстротой) обороняющегося бойца, на сочетание приемов сближения с действиями на оружие и обманами.

Основной формой работы является парная работа под команду и по заданию руководителя и инструкторские занятия, когда один боец обучает другого, способствуя выполнению движений обучае-мого бойца вначале и затрудняя их впоследствии разнообразными элементами внезапностей (т. е. сближением и уходом, захватами, обманами в различную сторону, переменами соединений и в случае несвоевременного и; медленного действия бойца - взятием защиты оружием с последующим ответом).

Прорабатывая атаки на подготовку в парном обучении, нужно требовать постепенного увеличения быстроты движений бойца, действующего с подготовкой, постепенно переходя, от обусловленных действий к внезапным, с самостоятельным выбором момента действий.

После отработки основ техники атак на подготовкувгрупповом обучении следует провести изучение в сочетании с противодействующими приемами: уодин боец, выполняя, атаку с подготовкой, вызывает другого бойца (ложной, атакой) на атаку в темп, стараясь не допустить его, взять защиту и дать ответную атаку; второй боец стремится поймать первого бойца, т. е. нанести атаку в темп или избежать ответа.

Попутно изучаются защиты и ответные атаки. По существу сложных защит существовать не должно, ибо защита должна следовать на последнее реальное, а не обманное, движение оружия атакующего.

Очень важное значение имеет точность движений при выполнении защит оружием, При ответных атаках следует учесть необходимость отработки техники выполнения ответа: а) без наклона; корпуса вперед б) с наклоном корпуса вперед и, в) с выпадом и с уходом назад. В дальнейшем; атаки с подготовкой, и на подготовку обязательно совершенствуются и закрепляются в индивидуальном обучений с преподавателем, так же как защиты и ответные атаки.

Более сложные сочетания действий в темп и оборона от них прорабатыватотся в индивидуальном обучении.

Проработка атак с, подготовкой и на подготовку заканчивается боями на заранее обусловленные атаки по выбору атакующего и защиты от них оружием (с исключением возможности отступления для обороняющегося). Изучение атак с подготовкой и на подготовку заканчивается атакой; «стрелой», выполняемой с подготовкой в виде обмана или действия на оружие. Характер проработки атакй «стрелой» с подготовкой аналогичен простой атаке «стрелой» и выполняется, потоком на необороняющегося, затем на обороняющегося преподавателя или очередирго бойца.

Одновременно изучается оборона - защита оружием и противодействующие уклонениями подставки.

Очень серьёзное значение имеет организация занятий. Надо организовать расстановку, бойцов так, чтобы они не мешали друг другу, учитывая необходимое расстояние для пробежки после выполнения атаки.

В дальнейшем изучаются атаки на атаку с одновременной защитой одного из бойцов, повторные атаки и сложные ответные атаки – с выдержкой, с обманом. Эти сложные действия прорабатывают в парном групповом обучении по типу атак с подготовкой. Для закрепле-ния их и высокой технической отработки, атаки этй должны прора-батываться в индивидуальном уроке. Вместе с этим они совершенствуются в парном обучении по заданию в спортивно-боевой форме.


VIII . ПЯТЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ


Основная задача обучения на пятом этапе - обучение тактике фехтовального боя. Методика обучения должна обеспечить усвоение основных тактических принципов, разумного использования технических приемов наступления и обороны в зависимости от обстановки, момента боя и конкретного противника.

Подготовкой к фехтовальному бою являются лишь отдельные элементы учебных боев и простейшие виды соревнований. Для завершения обучения необходимо освоение боевых элементов прочных и сложных действий в синтезе боя. Результаты технической и тактической подготовки бойца в предшествующие этапы обучения

выявляются в свободном, индивидуальном проявлении каждого занимающегося. Сложность и ответственность задачи требуют, чтобы в самом начале основной формой обучения на пятом этапе являлся индивидуальный урок преподавателя с занимающимися. Урок бывает либо в форме боя по заданию, либо в форме свободного боя.


Урок боя по заданию


Урок проводится без команды. Преподаватель дает краткие ука-зания бойцу о вариантах возможных действий и вступает с ним в бой, способствуя проявлению инициативы бойца и выполнению задуман-ных им планов действий. В начале боя преподаватель дает бойцу возможность довести атаку до конца, постепенно усложняя действия и повышая требовательность.

Необходимо, чтобы преподаватель менял обстановку, вводя различные новые наступательные и оборонительные действия в соответ-ствии с технической и тактической подготовкой бойца. Эти действия должны постепенно ускоряться, темп и сложность увеличиваться, план действия бойца затрудняться. Допущенные ошибки, неточности несвоевременные действия бойца должны быть во-время замечены преподавателем и исправлены краткими указаниями и соответствующими действиями оружия, наглядно подтверждающими возможные результаты допускаемой ошибки.


Урок свободного вольного боя


Преподаватель выступает в роли равноправного бойца, с учетом и соблюдением правил, вольного боя. Преподаватель использует разнообразные наступательные и оборонительные действия, практически показывая превосходство одних над другими при правильном техническом и тактическом выполнении. Допущенные бойцом во время боя ошибки (неиспользованный или плохо выбранный момент) немедленно должны «наказываться» ударом. Бой по окончании детально обсуждается с преподавателем.

Для дальнейшего совершенствования такие же бои производятся между бойцами.

Вольный бой в методике обучения рассматривается как итог обучения т. е. насколько техническая и тактическая подготовка допускает ведение боя в отдельных соревнованиях.

Вам когда-нибудь хотелось узнать, как сражаются на шпагах? Некоторые не верят, что фехтование живо до сих пор. Но не тут то было. Правила стали намного сложнее, появилось электрооборудование, по всему миру открылись школы фехтования. Это захватывающий олимпийский вид спорта, в котором сочетаются многовековые традиции и передовые технологии. К счастью, время дуэлей на шпагах осталось далеко в прошлом, поэтому вы можете наслаждаться фехтованием, не рискуя жизнью и здоровьем.

Шаги

Соберите необходимую информацию прежде, чем начать

    Решите, для чего вы хотите научиться фехтовать. Чтобы участвовать в соревнованиях или из интереса к истории? Все это обоснованные причины, и каждая подразумевает разные стили фехтования и виды тренировок. Фехтование – это древнее искусство со своими традициями и культурой, поэтому вы можете узнать для себя много интересного, начав заниматься этим видом спорта. Фехтование – это отличный способ развить свои умственные и физические способности, стать дисциплинированным. Кроме того, это отличный вид тренировки для тех, кто занимается фехтованием как любитель!

    Изучайте различные виды фехтования. Фехтование отличается сильными традициями, существуют отличные друг от друга школы с разными стилями и направлениями. Итальянская, испанская и французская школы фехтования, которые начинали свою историю сотни лет назад, являются доминирующими во всем мире. Разница между ними сравнительно небольшая, в основном они отличаются по виду оружия. Однако, перед тем как начать заниматься, нужно овладеть базовыми знаниями.

    • Первую книгу по фехтованию – «Трактат об оружии», написал испанец Диего де Валера между 1458 и 1471 годом.
    • Вы узнаете много интересных историй о фехтовании, которые, возможно, еще больше вдохновят вас взяться за шпагу.
  1. Найдите фехтовальный клуб или школу рядом с вами. Следующим шагом для вас станет поиск школы где-нибудь поближе. Вы можете обнаружить, что на самом деле возможностей намного больше, чем вы могли себе представить,поэтому исследуйте все расположенные неподалеку от вас школы. Вы должны учитывать следующие критерии при выборе школы:

    • Соответствует ли клуб вашим целям? Если вы хотите участвовать в турнирах или даже в Олимпийских играх, вам нужен клуб, в котором царит соревновательный дух. Если вам хочется просто отдохнуть и повеселиться, то вам нужен более спокойный клуб.
    • Гарантирует ли клуб вашу безопасность? Разрешается ли фехтовальщикам использовать свои клинки, когда не надеты маски? Если такие опасные правила допускаются, исключайте этот клуб из своего списка.
    • Легко ли добраться до клуба? Хотя это не имеет прямого отношения к фехтованию, нужно учесть, что вам регулярно придется добираться до клуба и возвращаться обратно.
    • Знакомы ли вы с каким-нибудь фехтовальщиком? Узнайте, где он занимается и что думает об этом месте.
    • Есть ли в клубе начальные, средние и продвинутые уровни фехтования? На начальном этапе хорошо заниматься вместе с людьми вашего уровня. Хорошей репутацией для клуба является его стабильность и большой стаж работы.
    • Достаточно ли там тренеров для проведения регулярных индивидуальных занятий? Частные уроки с тренером очень помогают фехтовальщикам начального и промежуточного уровня.
    • Обучают ли они фехтовать тем оружием, которое вы выбрали? Многие школы и клубы обучают одному или двум видам фехтования. Поэтому прежде, чем вступать в клуб, узнайте, есть ли у них интересующий вас вид.
  2. Выберите себе оружие. Как только появится возможность выбора, сфокусируйтесь на одном виде оружия, которое вам понравилось. Ваш тренер, скорее всего, предложит вам на выбор: рапиру, шпагу или саблю, или сразу даст рапиру. Многие мастера фехтования и тренеры считают, что нужно знакомиться с оружием именно в таком порядке: рапира – шпага – сабля. Некоторые тренера начинают со шпаги или сабли. (на самом деле это практикуется больше в гимназиях, так как там нужно быстро обучить обращению со всеми видами оружия).

    • Кто-то предпочитает всегда начинать с рапиры, потому что с ней можно отработать правильную технику, а затем перейти к шпаге и сабле.
    • С другой стороны, можно отработать приемы и со шпагой. В конечном счете решать вам.

Приобретите снаряжение

Совершенствуйте свои навыки вне клуба

  1. Выполняйте много упражнений. Практически все фехтовальщики согласны, что они скучные, но никто не поспорит с тем, что они повышают уровень мастерства. Чтобы сделать их менее скучными, представляйте, что сражаетесь,используя настоящее оружие с реальным противником (даже, если вам это не нравится).Нина что не жалуйтесь, практика приведет к успеху.

    Наблюдайте за профессионалами. Потратьте некоторое время для просмотра соревнований по телевизору, чтобы больше узнать о спортсменах самого высокого уровня. Наблюдение за профессионалами может вдохновить вас на улучшение ваших навыков. Если у вас есть возможность побывать на настоящих соревнованиях, обязательно используйте ее!

    Прочитайте книги по данной теме. Литература по фехтованию очень полезна. В книге Альдо Нади «Про фехтование» очень много полезных тренировок и упражнений. А книга Руди Волкмана Magnum Libre de Escrime – великолепное пособие для начинающих.

    Улучшайте свою физическую форму. Хотя с первого взгляда не скажешь, что фехтование физически тяжелый вид спорта, но на самом деле это так. Работайте над улучшением физической формы вне занятий, чтобы повысить свою выносливость и быструю реакцию.

  • Внимательно следите за зрителями. Иногда люди, не занимающиеся фехтованием, не догадываются, какую опасность представляет клинок. Сделайте все возможное, чтобы обезопасить людей, вблизи наблюдающих за поединком.
  • Заниматься фехтованием без маски – опасно и глупо. Никогда не поднимайте оружие на человека без маски. Также никому не позволяйте размахивать оружием перед вами, если на вас нет маски. Если это происходит не один раз, выбирайте других людей и другое место. У вас всего лишь два глаза.
  • Неисправное снаряжение может быть опасным для спортсмена. Нельзя хвататься за лезвие (и такое происходит), у него острые края. Ржавая маска или куртка в дырках говорит о небрежном отношении к своему снаряжению. Старайтесь поддерживать его в хорошем состоянии.

Что вам понадобится

  • Примечание: лучше до покупки проконсультироваться с тренерами по поводу необходимого снаряжения. У них большой опыт, они хорошо разбираются в размерах и качестве экипировки, а также знают места, где можно ее купить.
  • Примечание: вся одежда для фехтования разработана и для левой, и для правой руки! Всегда правильно подбирайте одежду. Например, если вы наденете куртку для левши, куртка не защитит вас должным образом от сломанного клинка.
  • Для занятий фехтованием вам потребуется следующее снаряжение:
    • Куртка для фехтования.
    • Маска. Если вы занимаетесь фехтованием на саблях, когда собираетесь на соревнования, постарайтесь приобрести электрическую маску. Лучше сразу купить хорошую электрическую маску, чем несколько раз покупать неэлектрическую.
    • Перчатки.
    • Пластрон – это защита, которую носят под мышками. Многие люди используют только одну защиту, но это не очень хорошая идея. Материал пластрона хорошо защищает места, уязвимые на куртке. Несчастные случаи могут произойти и на занятиях, и на турнирах.
    • Нагрудные защитные вставки для женщин.
    • Легкий спортивный костюм, который одевается на тело. В шортах нельзя заниматься фехтованием.
    • Хорошая обувь. Отлично подойдут кроссовки для видов спорта на крытых кортах: бадминтон, сквош, мини-футбол и другие.
    • Традиционное оружие – клинок не электрический с резиновым наконечником вместо электрической кнопки.
    • Соревнования значительно отличаются от практики. Все официальные турниры являются электрическими, поэтому нужно иметь полный комплект электрического снаряжения с головы до ног. К тому же, на официальных соревнованиях вы должны быть полностью одеты в форму, запрещены джинсы или спортивные штаны.
  • Для турниров по фехтованию вам потребуется вся экипировка, описанная выше, плюс дополнительная:
    • Фехтовальные штаны (бриджи).
    • Высокие носки (примерно до колен).
    • Тонкая металлическая пластинка (только для рапиры и сабли).
    • Манжета (только для сабли). Это скорее электрическое оборудование.
    • Шнур для маски (только для рапиры и сабли).
    • Два электрических вида оружия – минимум! Если вы сломаете лезвие на турнире и вам нечем будет его заменить, вас дисквалифицируют.
    • Два шнура для костюма как минимум. Для разных шпаг используются различные виды, такие как сабля или рапира, поэтому убедитесь, что для вашего оружия подходит именно этот шнур.
    • При фехтовании используются разные виды оружия от сабли до шпаги. Убедитесь, что вы правильно выбрали оружие.
  • Необязательно, но желательно:
    • Обувь для фехтования.
    • Защитная чашка для паховой зоны мужчин. Именно в эту область разрешается бить и шпагой, и рапирой. Если вы не надеваете данную защиту, потом не жалуйтесь, что вас ударили туда.


  • Разделы сайта