Итоги выборов в новой зеландии. Джасинда ардерн стала лидером партии, а затем и премьер-министром новой зеландии

Скандинавская модель - экономическая и социальная модели североевропейских стран (Дания, Исландия, Норвегия, Швеция и Финляндия).

Хотя существуют значительные различия между североевропейскими странами, все они имеют некоторые общие черты. В их числе -- государство всеобщего благосостояния, конкретно направленное на повышение индивидуальной автономии, содействие социальной мобильности и обеспечение основных прав человека, а также на стабильность экономики. Скандинавская модель отличается от других типов социальных государств своим акцентом на максимизацию участия рабочей силы (всеобщая занятость), на гендерное равенство, эгалитарные и обширные социальные пособия, большую степень перераспределения богатства.

Прогрессивная налоговая система, которую считают визитной карточкой северных экономик перераспределения, на самом деле является двойной: налог на доходы граждан облагается по восходящей, а вот шкала налога на капитальные доходы - плоская. Недавно та же Швеция упразднила налог на наследство и на богатство. Ставка налога на прибыль в стране - 22%, то есть ниже, чем в США.

Скандинавам удается сочетать высокое качество жизни населения и свободу предпринимательства. По индексу экономической свободы канадского Института Фрейзера Дания, Швеция, Норвегия и Финляндия к 2000-м годам достигли уровня США, а 40 лет назад Штаты заметно опережали их по этому индикатору.

Конечно, по некоторым параметрам роль государства в экономике североевропейских государств остается необычно высокой. В госсекторе там занято около 30% рабочей силы против 15% в среднем по клубу развитых стран, входящих в ОЭСР.

Флагманы частного бизнеса внушают скандинавам чувство гордости, однако не становятся самоценностью. Так, в годы кризиса шведское правительство не стало вытаскивать из долгов концерн Saab и дало ему спокойно обанкротиться, а Volvo была продана китайцам. Скандинавов хвалят за бережливость и заботу о завтрашнем дне. Сырьевая Норвегия имеет пенсионный фонд объемом более $700 млрд, который формируется из нефтяных доходов бюджета. Эта сумма почти в полтора раза больше ВВП страны и в четыре раза больше российских Резервного фонда и Фонда национального благосостояния вместе взятых.

Средства вкладываются как в гособлигации, так и в акции ведущих корпораций. Помимо заботы о будущих поколениях целью фонда является изъятие сырьевых доходов - если бы их инвестировали, они могли бы подстегнуть инфляцию.

В конце 1990-х Швеция создала новый формат пенсионной системы. Ее суть та же, что и во многих развитых странах, - нынешнее поколение работающих содержит пенсионеров. Главная уязвимость: население стареет, а работающих все меньше. Однако в Швеции размер будущей пенсии зависит от макроэкономических факторов. Шведы отчисляют в пенсионный фонд 16% своей зарплаты. К этой сумме ежегодно прибавляется виртуальный процент, соответствующий темпу роста зарплат в стране. Когда гражданин заканчивает трудовую деятельность, общая сумма виртуальных накоплений делится на число лет, которые он гипотетически проживет. Главный плюс - пенсия зависит от ожидаемой продолжительности жизни, что дополнительно стабилизирует пенсионную систему. В этом же кроется и слабость: если пенсия станет совсем маленькой, это политический риск для властей.

Госдолг скандинавских стран не превышает 50% ВВП - сравните с Евросоюзом с его 85% и США, где он уже превысил 100% ВВП. К модной нынче бюджетной дисциплине страны Северной Европы пришли не от хорошей жизни. Прививкой от греческой болезни для них послужил суровый банковский кризис начала 1990-х, который хорошо встряхнул скандинавские экономики. В отличие от своих южных соседей по континенту, Швеция придерживалась жесткой бюджетной диеты последние 20 лет, стремясь обеспечить профицит госбюджета. Между 1993 и 2010 годами шведский госдолг сократился с 70% до 37% ВВП, а бюджетный дефицит в 11% ВВП сменился профицитом в 0,3%. Как следствие - кризис 2008 года страна встретила в лучшей форме, чем еврозона.

В Скандинавских странах одна из лучших в мире систем образования и здравоохранения. В скандинавских странах межпоколенческая мобильность населения выше, чем в США и Великобритании. Проще говоря, в скандинавских странах заметно выше вероятность, что ваши дети будут получать зарплату больше вашей. Там, где хорошее образование дорого, социальные лифты работают хуже. Однако и издержки такого подхода известны: слишком многие предпочитают жить на пособия.

В мировых инновационных рейтингах скандинавы стоят высоко - например, занимают верхние строчки в рейтинге самых инновационных стран мира INSEAD Дания, Финляндия и Швеция находятся выше США по индексу который показывает влияние интернета на бизнес и общество. И вполне заслуженно.

В Швеции граждане могут платить налоги при помощи SMS, Финляндия славится своими бизнес-ангелами и венчурными инвестициями. Booz & Company указывает, что большие корпорации любят испытывать свои продукты в Северной Европе, поскольку потребители там отличаются повышенной любовью к тому, чтобы пробовать все новое.

Это особенно удивительно с учетом высоких налогов на доходы в этих странах, которые, по идее, должны отпугивать инноваторов, а не привлекать. Молодые и амбициозные скандинавы стараются долго не задерживаться на родине «милого» капитализма и едут в страны с более высокими рисками и потенциальным доходам - туда, где царит «беспощадный» капитализм (США, Великобритания).

Экономическая характеристика скандинавской ("шведской") модели экономики. Группы выплат и льгот в структуре социальных фондов компаний и фирм. Социальная направленность шведской модели экономики. Стразование - основной элемент социальной политики страны.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

шведская экономика социальный стразование

Введение

1.Экономическая характеристика скандинавской («шведской») модели экономики

2.Социальная направленность «шведской» модели экономики

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы работы следует из того, что в начале двадцать первого века на ход развития передовых стран доминирующее влияние оказывают социальные факторы, воздействие которых охватывает все сферы экономики и приводит к изменению структуры общественных потребностей, видов экономической деятельности и общечеловеческих ценностей.

История свидетельствует, трансформационный процесс перехода от командно-административной системы к социально-рыночному хозяйству опирается на различные экономические модели развития. Известны американская (США, Канада), японская (Япония, Южная Корея) модели, а также континентальная (Германия, Австрия, Швейцария, Франция) и скандинавская (Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия). Универсальной модели трансформации не существует и вряд ли она возможна, но теоретические аспекты и практический опыт этих процессов имеют значение для разработки концепции социализации национальной российской экономики, создания механизмов и финансовых инструментов ее реализации.

В ХХ веке в Швеции произошло то, что часто называют «экономическим чудом». В течение всего лишь нескольких десятилетий бедная аграрная страна превратилась в одну из богатейших и самых высокоразвитых индустриальных держав.

Быстрая индустриализация, отсутствие конфликтов на рынке труда, традиционное искусство разрешать социальные конфликты, а также то, что войны и разрушения обходили Швецию стороной, - это были основные предпосылки возникновения общества «всеобщего благоденствия». Многие годы после второй мировой войны Швеция представлялась образцовым государством, успешно развивающееся, благоустроенное общество, избравшее свой собственный, «третий» путь между капитализмом и социализмом.

Это государство всеобщего благосостояния привлекло огромное внимание со стороны специалистов по общественным наукам и политиков во всем мире, а его опыт до некоторой степени оказался приемлемым и для других стран. Однако в 1990-е гг., когда шведская модель социально-ориентированной экономки достигла зрелости, стали проявляться некоторые негативные черты. Высокий уровень налогов сдерживал развитие предпринимательства, а сильная социальная защита населения подрывала стимулы к труду у наемных работников. Швеция, которая в 1970 г. по уровню экономического развития находилась на третьем месте в мире, в середине 1990-х гг. переместилась на семнадцатую позицию, причем главной причиной снижения рейтинга страны среди развитых экономик стала модель развития Швеции.

Экономический кризис, который пережила Швеция в 90-е годы, усилил сомнения правящих кругов страны в эффективности стратегии функциональной социализации. Для его преодоления социал-демократам пришлось использовать неолиберальные рецепты регулирования, и в результате шведский опыт вновь стал предметом острой полемики между представителями различных направлений экономической и политической мысли. Поражение социал-демократов на парламентских выборах 2006 г. придало шведскому сюжету дополнительную интригу.

Цель работы - характеристика скандинавской модели экономики (на примере Швеции). В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи работы:

1.Экономическая характеристика скандинавской («шведской») модели экономики

2.Анализ социальной направленности скандинавской («шведской») модели экономики.

1. Экономическая характеристика скандинавской («шведской») модели экономики

«Шведская (или скандинавская) модель» характеризует тип экономической системы, в которой:

существенное влияние на развитие рыночной экономики оказывает государство;

конфликтные ситуации на рынке труда разрешаются посредством проведения коллективных переговоров при активном участии профсоюзов;

цель социальной политики государства -- достижение высокого качества жизни всех слоев населения.

Это обусловлено следующими причинами:

в качестве главных приоритетов социально-экономического развития выбраны показатели полной занятости и выравнивания уровня доходов населения;

сильную позицию имеют профсоюзы, оказывающие существенное влияние на уровень и динамику роста доходов населения;

шведы, как и россияне, близко воспринимают идею равенства Аксёнов С.М. Трансформирование шведской модели социально-экономического развития -- консолидированное движение к единой Европе, или Развитие процессов регионализации стран Северной Европы // Приоритеты социально-экономической политики стран Евросоюза. -- М., 2008. -- С.113.

Швеция явилась первой страной во многих социальных начинаниях. Это касается, прежде всего, института социального партнерства, начало которому было положено в 1938 году, когда Шведская федерация профсоюзов и Шведская федерации работодателей подписали соглашение о мирном урегулировании трудовых конфликтов и необходимости заключения коллективных договоров. Швеция раньше всех пришла к необходимости и начала осуществлять активную политику на рынке труда; ввела запрет на строительство АЭС; выработала курс на построение общества всеобщего благоденствия, перераспределяя через государственный бюджет огромные средства.

Результатом проведения последовательной социальной политики явился высокий уровня политической культуры, который позволил:

сформировать общественную систему диалога и корпоративный характер отношений между различными слоями общества;

достичь реализации таких важных экономических задач социально-экономического развития, как полная занятость, стабильный уровень цен, долговременный динамичный экономический рост, высокий уровень жизни и социальных гарантий для большей части населения, развитие экономики без социальных потрясений и политических конфликтов.

Это способствовало в свою очередь развитию приоритета человеческого фактора, творческого начала в стимулировании трудовой деятельности, что нашло свое отражение в концепции «человеческого капитала».

Анализ развития шведской экономики позволяет сделать вывод, что она построена, в первую очередь, на идеях кейнсианства относительно места и роли государства в экономической системе Ламеко П. Шведская модель экономической реформы // Белорусский банковский бюллетень. - 2007 -- № 2..

Первая реформа экономики в этом государстве была проведена в условиях Великой депрессии 1930-х годах. Выход из создавшейся ситуации был найден за счет усиления государственного регулирования экономики, причем в Швеции с самого начала государство было ориентировано на выполнение социальных функций Маркелова Е.Ю. Страны Северной Европы: Факторы успеха / С.-Петерб. Торг.-экон. Ин-т. -- спб, 2007. -- C.46.

Основоположником шведской модели считается Г. Мюрдаль, который обосновал и доказал тесную связь развития техники и технологии с прогрессом социума, ибо все, что делается, имеет своей целью благо для человечества.

В настоящее время доля социальных расходов в ВВП колеблется в пределах 31--35%, выплаты по социальному страхованию составляют до 30% совокупных доходов населения.

Система социального страхования финансируется за счет государственных и местных налогов. Основной источник (свыше 40%) -- взносы с работодателей, исчисляемые от фонда оплаты труда. В 70-е годах взносы на социальное страхование, которые уплачивались трудящимися, были заменены взносами, осуществляемыми за счет средств работодателей. С 1970-го по 2007 год, согласно действующему налоговому законодательству, они возросли с 14 до 37,5% от фонда оплаты труда для физических лиц -- работодателей, для коллективных договоров -- до 43,6% для рабочих и 46,4% для служащих. Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, сами оплачивают расходы на свое социальное страхование.

Однако в сфере распределения доходов государство занимает очень жесткую позицию, поддерживаемую, как правило, большинством населения. Система налогообложения Швеции до начала 90-х годов изымала в общей сложности до 53 % личного дохода делового человека, причем прогрессия шкалы налогообложения была достаточно крутой (5, 17, 31, 42 %). Доля налогов в ВВП Швеции составляла 55,3 %, в то время как в ВВП ФРГ - 37 %, в ВВП США - 28,9 %. Подоходный налог со шведских компаний взимался в размере 52 %.

Изъятые таким образом средства позволяют создавать полностью государственную и весьма обширную социальную сферу. Значительные пособия выплачиваются всем молодым семьям, пенитенциарная система поддерживается на таком уровне, который не имеет аналогов в мире, система образования является бесплатной и т.д. В 2002 году по расходам на душу населения в сфере образования Норвегия занимала 3 место в мире, Дания - 7, Финляндия - 11, Швеция - 12. По душевым затратам на здравоохранение Норвегия также была третьей в мире, Дания занимала 4-е место, Швеция - 6, Финляндия - 16. В итоге уровень жизни в странах с данной моделью очень высок, коммунальное хозяйство и культура общественного быта пребывают на недосягаемой высоте, расслоение по имущественному признаку очень невелико.

Однако экономика не обладает той мобильностью, которая характерна для стран с либеральной моделью, а темпы экономического роста хоть и стабильны, но невысоки Акулов В.Б. Северная Европа: Место в экономике Европы и России // Северная Европа в XXI веке: Природа, культура, экономика: Материалы междунар. конф. -- Петрозаводск, 2006. -- С.3-4. .

В странах «скандинавской модели» широко распространена кооперация. В Швеции в начале 90-х годов на кооперативы приходится 5 % всех занятых, 7,5 % занятых в промышленности и 14 % занятых в розничной торговле. Кооперативы производят 5 % промышленной продукции и 80 % конечной продукции сельского хозяйства.

Экономика стран «скандинавской модели» высококонцентрирована. На 10 крупнейших компаний приходилось 48 % норвежского экспорта, 44 % финского, 43 % шведского и 20 % датского.

На рубеже 80-х и 90-х годов страны скандинавской модели пережили кризис, оказавшийся особенно глубоким в Швеции. Уровень ВВП в этой стране на протяжении 1991-1993 годов падал. Общее сокращение составило 5 %. В 1991 году шведское правительство снизило предельную ставку подоходного налога до 50 %, а предельную ставку на доходы корпораций с 52-57 до 30 %. Это вызвало нарастание бюджетного дефицита. Подобные меры были предприняты и в Норвегии. В Швеции с 1994 года, а в других странах данной модели с 1991 года возобновился нормальный экономический рост. И хотя государственное потребление в Швеции продолжало снижаться до 1997 года, все же в 1996 году государственные расходы составляли 68 % ВВП страны, а доходы госбюджета - 53 %. Принципы построения шведской экономики не претерпели существенных изменений. Таким образом, можно констатировать, что «скандинавская модель» продемонстрировала как свою уязвимость, так и, не смотря на это, высокую жизнеспособность.

В последнее время среди стран с развитой рыночной экономикой все больше и больше высвечивается феномен скандинавской социальной модели развития, которая не позволяет полюсам бедности и богатства расходиться слишком далеко.

Критерием таких расхождений служит коэффициент GIM, который определяет, насколько велик разрыв в благосостоянии между верхними, средними и нижними по доходам слоями населения. В порядке возрастания степени неравенства между различными социальными группами исследованные страны (13 наиболее развитых стран мира) располагаются следующим образом: Дания, Швеция, Финляндия, Голландия, Норвегия, Япония, Бельгия, Германия, Канада, Франция, Австралия, США, Италия.

Три первых места (как наименее расколотые нации) занимают североевропейцы (Дания, Швеция, Финляндия), что позволяет считать этот регион одним из самых благополучных мест в мире, хотя в абсолютных цифрах экономического роста они уступают сейчас большинству западноевропейских соседей. Принятая в оплате труда различных категорий работников западноевропейских и других стран разница социально неприемлема для скандинавских стран. Заработная плата итальянского менеджера высокого ранга может быть вдвое выше, чем у его коллеги в Финляндии. Зато жизненный уровень низкооплачиваемых работников и безработных в Италии значительно уступает финским показателям.: в Японии, Германии, Швейцарии руководители компаний получают в среднем заработную плату в 10-15 раз больше других сотрудников, в Канаде, Бельгии, Голландии, Испании, Франции - в 13-15 раз, в Великобритании, Австралии - в 18-19 раз, в США - в 24 раза. В странах СНГ такой удовлетворительной статистики нет. Но ставшие известными факты (из публикаций и других источников) директорских доходов дают совсем иные соотношения: в 230 раз, 400 и более.

На социальный мир североевропейцев работает скандинавская система, которая сочетает прогрессивное налогообложение с системой социальной помощи и гарантий. Налоговый пресс в этих странах самый «деньго-выжимающий» в мире. Скандинавцы его терпят потому, что перераспределение средств, поступающих в казну государства от законопослушных жителей, ощущает каждая семья. Например, если среднестатистические фирмы с ежемесячным доходом несколько меньше 2 тыс. долл. отдают налоговому ведомству примерно 30% своего заработка - около 600 долл., то те, кто получает 4 тыс. долл. и больше, отдают налоговому ведомству 45-70% своих доходов Кхалед Ю.. Тенденции развития внешней торговли Швеции /Актуальные проблемы теории и практики государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. - СПб.: РИО СПб филиала ГОУ ВПОРТА, 2005. - с. 246.

В Финляндии государство на полученные за счет высоких налогов с высокооплачиваемых работников средства обеспечивает качественное бесплатное среднее образование и основные медицинские услуги, предоставляемые муниципальными поликлиниками, а также специализированными государственными медицинскими учреждениями, давать родителям небольшую, но значимую для семейного бюджета доплату на каждого ребенка до 18 лет и всем без исключения пожилым людям выплачивать базисную, не имеющую никакой зависимости от выслуги лет (можно не иметь ни одного дня рабочего стажа) так называемую «народную пенсию». А пенсию, которая напрямую обусловлена уровнем прежнего заработка и взносов, люди получают из различных по условиям накопления пенсионных фондов.

Существующая в скандинавских странах социальная модель, держащаяся на налоговых изъятиях с каждого вида доходов, будь то пенсия или помощь безработным, многодетным, дает возможность помочь самим обездоленным, в первую очередь, потерявшим работу, а их к примеру, только в Финляндии, пережившей затяжной экономический кризис, довольно много - свыше 10% трудоспособного населения. Суммарно прямые денежные выплаты и косвенная помощь безработным в виде покрытия счетов за квартиру, электроэнергию и пользование телефоном, другие мелкие льготы выражаются цифрой, составляющей от 60 до 80% от утерянного по причине увольнения заработка.

Когда в 1992-1993 годах безработица в Финляндии подскочила до 25% и каждые трое работающих кормили одного неработающего, система доказала свою жизнеспособность - выдержала удар, не позволила сотням тысяч семей опуститься до нищеты.

Рассматривая организацию оплаты труда в странах с развитой рыночной экономикой необходимо обратить особое внимание на опыт этих стран в области сочетания материального поощрения с различными системами социальных выплат, осуществляемых на уровне компаний и фирм.

Для осуществления этих выплат они формируют специальные социальные фонды или фонды социального потребления. Необходимость создания данных фондов очевидна: при помощи выплат из этих фондов происходит улучшение жизни совокупного работника, продлевается работоспособность рабочей силы средней и высокой квалификации, совершенствуется профессионально-квалификационная и отраслевая структура рабочей силы, снижается текучесть кадров. Кроме того, улучшается материальное положение работников. Предоставляя им более широкие возможности квалификационного роста, повышая их заинтересованность в закреплении на определенных предприятиях, социальные фонды активно воздействуют на воспроизводство новой квалифицированной рабочей силы, а также на ее распределение и перераспределение. Социальные фонды образуются за счет взносов предпринимателей (примерно 50% от суммы выплаченной работникам, заработной платы), а также взносов работников (16% заработной платы) Волков А. Северные страны: Первые годы нового тысячелетия // Мировая экономика и международные отношения. -- 2007. -- № 1. -- С.74.

В структуре социальных фондов компаний и фирм выделяются следующие группы выплат и льгот:

Нерегулярные выплаты: премии, выплачиваемые по результатам работы за год, полгода, квартал, «тринадцатая зарплата», дополнительно «четырнадцатая зарплата», премия к отпуску, рождественские премии.

Выплаты по социальному обеспечению: по болезни, материнству, инвалидности, на случай смерти, по старости, в связи с потерей кормильца, семейные пособия и надбавки, на случай производственного травматизма, оплата услуг зубных врачей, частных медсестер, бесплатные услуги для отдыха и развлечений.

Добровольное социальное страхование: дополнительная пенсия, выплаты в кассы взаимопомощи, в страховые компании.

Оплата неотработанного времени: оплаченное время обеденных перерывов, перерывов для отдыха, оплата очередных отпусков и праздничных дней, отпусков по личным обстоятельствам.

Выплата пособий по частичной безработице (долевое участие в оплате которых наряду с государством принимают компании и фирмы).

Натуральные выплаты: оплата жилища, оплата угля, электричества, газа, питания, одежды, продажа работникам предприятия по сниженной стоимости производимой им продукции.

Транспортные надбавки: оплата 50% транспортных расходов на проезд к месту работы; различные договорные надбавки и премии.

Расходы на непрерывную профессиональную подготовку.

Обобщая результаты изучения опыта, ведущие капиталистические страны с развитой рыночной экономикой можно разбить по принципу применения моделей оплаты труда на следующие три группы: США, Япония и страны Западной Европы. «Американская» и «японская» модели имеют специфические отличия. В «западноевропейской» модели оплаты труда (а также в странах с переходной экономикой) встречаются элементы как «американской», так и «японской» модели типа тарифа и надтарифных условий оплаты труда. В основе тарифной части модели в США и в Западной Европе лежит аналитическая оценка, при которой каждая работа оценивается по ряду факторов: сложность, ответственность и т.д. Евдокимов А.И., Кхалед Ю. Швеция в системе мирового хозяйства //Монография. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2007.

Несмотря на то, что в компаниях и фирмах этих стран действуют различные модели оплаты труда, обобщение их опыта позволяет выделить следующие общие элементы:

Единую для всех работников систему тарифных ставок и окладов. Такой подход более обоснован, чем существующие две различные структуры заработка - для рабочих и для служащих (руководители, специалисты, технические исполнители).

Отсутствие стимулов для перевыполнения норм. Инициатива работников поощряется только в рамках официально оформленных рационализаторских предложений и участия в «кружках качества».

Заинтересованность в общих итогах работы фирмы через соответствующие премии, дивиденды по акциям.

Существенное значение систем морального воздействия через воспитание отношений партнерства, гордости за успехи фирмы, через социальные льготы (участие фирмы в оплате питания на производстве, лечение, отпуска и т.д.).

Большое внимание к обеспечению добросовестного, ответственного отношения к выполнению производственных обязанностей.

Широкое развитие контрактной системы найма и оплаты труда, при которой работнику гарантируется определенная сумма заработной платы при условии выполнения им обязанностей, указанных в контрактах (договорах).

Необходимо отметить, что модели оплаты труда, применяемые в странах с развитой рыночной экономикой, предполагают соответствующие высокоразвитые системы организации производства и труда, инфраструктуры социальных отношений. Модели оплаты труда, применяемые в различных странах, сугубо специфичны, подчас взаимно исключают друг друга, поскольку основаны на различных экономических, политических, национально-этнических предпосылках Кхалед Ю. Швеция в системе Европейского союза: Финансы, кредит и международные экономические отношения в XXI веке. Материалы второй международной научной конференции. 29-30 марта 2007 г.: Сборник докладов. Т. 2 / Под ред. д-ра экон. наук, проф. В.Е. Леонтьева. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. - с. 199.

Таким образом, механическое перенесение моделей оплаты труда стран с развитой рыночной экономикой в существующие условия, в которых оказались предприятия стран СНГ, практически невозможно. Необходим переходный период, в течение которого организационно-технические условия предприятий были бы приближены к международным нормам современной производственной деятельности.

В то же время использование отдельных элементов материального стимулирования в странах с развитой рыночной экономикой, а также их опыт в решении проблем регулирования заработной платы имеет большое значение при совершенствовании организации оплаты труда работников предприятий и организаций стран СНГ.

2. Социальная направленность «шведской» модели экономики

В условиях «шведской» модели стабильность в обществе была достигнута за счет компромисса между государством, предприятиями и наемными работниками, которые предприняли взаимные уступки друг другу. Рабочие отказались от проведения широкомасштабных политических акций, общенациональных забастовок и призывов к национализации собственности, а работодатели признали за государством право на осуществление социальных реформ. В результате сформировалась особая культура, в рамках которой все проблемы общества решались только мирным путем. Была достигнута, по сути, максимальная степень государственного вмешательства в рыночную систему Евдокимов А.И., Кхалед Ю. Тенденция экономического сотрудничества Швеции и России. // Известия СПбГУЭФ. - СПб.: СПбГУЭФ, 2007. - № 3, с.176.

В стремлении к равенству шведские социал-демократы фактически построили государство всеобщего благосостояния, которое отвечает за оказание качественных услуг всем гражданам в ряде важных областей образования, здравоохранения, заботе о детях и пожилых людях.

Основной элемент шведской социальной политики -- страхование. Его цель - удовлетворение общественных потребностей в надежной страховой защите от случайных рисков: обеспечение граждан экономической защитой в случае болезни, при рождении ребенка и по старости (всеобщее страхование), в связи с несчастными случаями и профессиональными заболеваниями (страхование от несчастных случаев на производстве), безработицы (страхование по безработице и материальная помощь). Применение страховых механизмов в системе социального обеспечения предоставляет равные возможности получения гарантированной социальной помощи независимо от причины обращения (страхового случая), известной как «общественная помощь». Ключевым в этом подходе следует считать универсальность: подобная защита распространяется на всех жителей Швеции независимо от рода занятий и потому именуется «всеобщая социальная политика». Однако право на ряд социальных выплат зависит от оценки их необходимости, занятости и добровольности участия. Социальная политика Швеции обеспечивает высокий уровень жизни и социальных гарантий для большинства населения. По доле социальных расходов в ВВП страна вышла на первое место в мире.

В шведской модели полная занятость населения достигается активной ролью государства при более пассивной роли профсоюзов, поскольку с безработицей нельзя справиться только путем снижения заработной платы, а при повышении спроса на рабочую силу профсоюзы не могут обеспечить стабильность цен умеренными требованиями прибавки к заработной плате. Поэтому центральным пунктом в первоначальном варианте шведской модели (еще в 50-е годы прошлого века) стала ответственность правительства за экономическую стабильность и полную занятость населения, а профсоюзы совместно с организациями предпринимателей отвечали за уровень заработной платы.

По мнению Ёсты Рена, ведущего экономиста Центрального объединения профсоюзов Швеции и одного из создателей модели Рена-Мейднера, решение дилеммы «безработица-- инфляция» сводится к следующему: необходимо применять такой набор всеобщих налоговых ограничений, которые стимулируют предпринимателей удерживать цены на низком уровне относительно заработной платы и тем самым эффективно противостоять инфляционным процессам. Полная занятость населения обеспечивается специальными мерами, особой политикой на рынке труда. Сочетание общих экономических мер по поддержанию общего спроса на рабочую силу несколько ниже уровня, гарантирующего работу всем и везде, и активной селективной политики на рынке труда, а также в области социальных гарантий, направленных на поддержку слабых групп населения, отраслей и регионов, стало сущностью шведской модели. Этот пункт модели объясняет и ту роль, которая была предназначена социальной политике на рынке труда, задача которой -- помочь тем, кто ищет работу, занять вакантные места. Поэтому естественно, что шведский рынок труда весьма развит и гибок, а доля расходов на эту сферу в государственном бюджете очень высока. Причем характерно, что на меры, предусматривающие в основном подготовку и переподготовку кадров, приходится значительно больше расходов, чем на выплаты пособий по безработице Волков А. Общество бесчисленных пособий // Эксперт.- 2006.- № 3..

Право на бесплатное медицинское обслуживание или на оплату части суммы на лечение гарантировано в Швеции органами, не входящими в систему здравоохранения. Каждый ландстинг (областной орган власти) отвечает за то, чтобы любой его житель имел свободный доступ к хорошему медицинскому обслуживанию. На финансирование здравоохранения идет примерно 80% собранных налогов с доходов. Государство оплачивает от 30 до 100% расходов на медицинское обслуживание и лекарства. При этом Национальная система страхования компенсирует два вида расходов: оплату назначенных врачами лекарств и стоматологических услуг. Однако, существуют некоторые ограничения. В среднем шведы платят за лекарства не более 120 долларов в год, страховые выплаты выше этой суммы, но не более 250 долларов за 12 месяцев. Выплаты производятся не наличными денежными средствами, а перечислением средств непосредственно в аптеки из фондов страхования. С января 1999 года в Швеции были введены новые правила субсидирования лечения зубов, которые стимулируют людей регулярно заниматься профилактикой и не запускать болезни.

Кроме того, все жители страны с годовым доходом не менее 720 долл. охвачены национальной системой страхования, гарантирующей пособие в случае болезни. Пособие по временной нетрудоспособности в настоящее время составляет 80% от суммы потерянного дохода, хотя еще не так давно его размер достигал 90% от заработной платы. В течение первых трех недель болезни работники получают компенсацию от работодателей, по их истечении -- пособие гарантировано государством в размере 77,6% от суммы потерянного дохода, но не более 25 долл. в день, при этом количество дней болезни работников не ограничено.

В современной Швеции существуют и другие виды социального обеспечения. Так, страхование от несчастных случаев на производстве предполагает в случае заболевания или инвалидности, вызванных производственной травмой, сначала выдачу пособия на общих основаниях, а затем в качестве дополнительных выплат может быть назначено специальное страховое обеспечение в зависимости от тяжести последствий -- оно распространяется на всех работающих по найму. Если полученная травма ведет к полной потере трудоспособности, пострадавшему назначается пособие в размере 100% утраченного трудового дохода вплоть до достижения пенсионного возраста. Из фонда медицинского страхования оплачиваются расходы на лечение, превышающие размеры выплат. Фонд страхования от несчастных случаев на производстве создан за счет взносов, перечисляемых работодателями в размере 1,38% от фонда оплаты труда.

В Швеции существуют две системы выплат пособий по безработице. Первая (добровольная) называется страхованием на случай потери работы и финансируется (при поддержке и надзоре государства) специальными страховыми фондами, связанными с профсоюзами. В этих фондах состоит почти 90% всех трудящихся. Условиями позволяющими получать пособие являются: членство в страховом фонде не менее одного года и не менее шести месяцев работы за предшествующий год; регистрация в качестве безработного на бирже труда; участие в программе подготовки и переподготовки кадров; обязательство занять предлагаемое рабочее место.

С января 1998 года в Швеции действует новый государственный страховой фонд, за счет которого любой дееспособный гражданин может получать пособие по безработице. Эта система именуется материальной поддержкой рынка труда и включает всех, кого не охватывает деятельность страхового фонда при потере работы. При этом безработный должен быть зарегистрирован на бирже труда и отработать до увольнения не менее шести месяцев Бабынина Л.О. Страны Северной Европы и дифференциация в ЕС //Современная Европа. -- 2007. № 3 (июль). -- С.64.

Действующая система страхования предоставляет равные права для родителей, как матери, так и отцу ребенка. Можно выделить две разновидности пособия родителям. Первая -- пособие по случаю рождения ребенка, которое, как правило, выплачивается в течение 480 дней. Если мать и отец берут на себя совместный уход за ребенком, то за каждым из родителей резервируется по 60 дней из 480, а средства за оставшийся период может востребовать любой из них. Причем, в первые 390 дней размер выплачиваемого пособия равен пособию по болезни (80% потерянного дохода), а затем предоставляется в размере установленной суммы за день. Другая разновидность -- пособие по уходу за больным ребенком, которое обычно выплачивается в течение не более 60 дней на ребенка в год.

Другим видом финансовой поддержки семей с детьми является пособие на детей в возрасте до 16 лет. Причем это пособие, в отличие от большинства других, не облагается налогом, а его размер определяется решением риксдага. Семьи, в которых детей, более трех, получают дополнительные выплаты. Для семей с детьми предусмотрена компенсация части коммунальных платежей, ее величина зависит от числа детей, размера доходов и суммы оплаты за коммунальные услуги.

На протяжении десятилетий в Швеции действовали две взаимосвязанные схемы пенсионного обеспечения. Первая, вступившая в силу еще в 1913 году (и модернизированная в 1946-м), была призвана гарантировать социальное обеспечение каждого жителя, и предполагала выплату так называемой базовой (народной, или основной) пенсии. В 1960 году было принято решение о выплате государственных пенсионных надбавок, или дополнительной (служебной, трудовой) пенсии, что гарантировало связь между размером пенсии и прежними трудовыми доходами. Пенсии по старости, инвалидности («досрочные пенсии») и в случае потери кормильца выплачивались в соответствии с положениями обеих схем. С 1999 года началась пенсионная реформа, обусловленная современным состоянием экономики: по мнению авторов реформы, она имеет возможность решить назревшие демографические, финансовые, политические проблемы. Прежняя система финансирования пенсий по старости стала испытывать затруднения из-за демографических проблем (непрерывного роста доли пенсионеров), и средства Всеобщего пенсионного фонда вскоре могли оказаться в дефиците. Необходимо было либо сокращать объемы пенсионных выплат, либо увеличивать взносы. Кроме того, система ущемляла интересы лиц с низкими доходами, и риксдаг после длительной дискуссии в 1994 году принял решение о проведении реформы, начатой пять лет спустя. Новая пенсионная система, во-первых, учитывает доходы, полученные в течение всей жизни, во-вторых, обеспечивает гарантированную пенсию для тех, кто получал очень низкие доходы или их вообще не получал, а в-третьих, включает систему обязательных взносов в негосударственные пенсионные фонды на индивидуальные счета (взносы в пенсионную систему составляют 18,5% от полученных доходов, в том числе 2,5% на индивидуальные счета). В отличие от прежней системы в пенсионный стаж включается время, проведенное дома по уходу за ребенком или потраченное на образование и воинскую службу Пагротски Л. Европейскую модель необходимо модернизировать //Дипкурьер.- 2007.- №10.

Пенсионная система предусматривает также выплату пенсий инвалидам и вдовам. Эти нововведения вызвали в стране волну дискуссий, которые обсуждаются до настоящего времени. Сторонники реформ считают, что новая система гарантирует более высокий уровень стабильности в случае экономических потрясений. Говоря о недостатках системы, ее противники отмечают рост различий в размерах пенсий, что ведет к усилению неравенства между пенсионерами. Вместе с тем эта радикальная реформа привлекла внимание других стран и стимулировала схожие процессы.

Заключение

шведская экономика социальный

Основные выводы по работе:

1.Скандинавская (шведская) модель фактически представляет собой либеральный вариант, надстроенный сильной социальной политикой и политикой выравнивания доходов. В области собственно производства и бизнеса господствуют свободные рыночные отношения, доля государственной собственности несущественно отличается от сложившейся в странах с либеральной экономикой. Так в Швеции в начале 90-х годов число государственных предприятий составляло около 7 % среди средних и крупных, на них было занято приблизительно 12 % работающих. Продукция шведских государственных предприятий составляла 10 % ВВП. В Норвегии на государственных предприятиях было занято 9 % работающих, в Дании - 3 %, продукция датских госпредприятий составляла 4 % ВВП.

2.Избрав принцип всеобщего благосостояния, организаторы скандинавской («шведской») модели постепенно расширили государственный сектор экономики до размеров, сделавших страну уникальной в этой области: занятость в государственном секторе достигла одной трети дееспособного населения. Естественно, это нашло отражение в исключительно высоких ставках налогообложения. Суммарные государственные расходы, включающие затраты на содержание государственного сектора и трансфертные платежи, превысили 60% ВВП Швеции, что вывело ее по этому показателю на первое место в мире. Высокий уровень налогообложения позволил государству сосредоточить в своих руках значительные финансовые средства и направить их на решение социальных задач. Опыт Швеции интересен в том отношении, что в ее социально-экономический практике общие закономерности развития социально-ориентированной рыночной экономики, присущие и другим странам постиндустриального общества, проявились наиболее ярко.

Список использованной литературы

Аксёнов С.М. Трансформирование шведской модели социально-экономического развития -- консолидированное движение к единой Европе, или Развитие процессов регионализации стран Северной Европы // Приоритеты социально-экономической политики стран Евросоюза. -- М., 2008. -- С.112-220.

Акулов В.Б. Северная Европа: Место в экономике Европы и России // Северная Европа в XXI веке: Природа, культура, экономика: Материалы междунар. конф. -- Петрозаводск, 2006. -- С.3-4.

Бабынина Л.О. Страны Северной Европы и дифференциация в ЕС //Современная Европа. -- 2007. № 3 (июль). -- С.58-71.

Волков А. Общество бесчисленных пособий // Эксперт.- 2006.- № 3.

Волков А. Северные страны: Первые годы нового тысячелетия // Мировая экономика и международные отношения. -- 2007. -- № 1. -- С.70-76.

Евдокимов А.И., Кхалед Ю. Тенденция экономического сотрудничества Швеции и России. // Известия СПбГУЭФ. - СПб.: СПбГУЭФ, 2007. - № 3, с.174-177

Евдокимов А.И., Кхалед Ю. Швеция в системе мирового хозяйства //Монография. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2007.

Кхалед Ю. Швеция в системе Европейского союза: Финансы, кредит и международные экономические отношения в XXI веке. Материалы второй международной научной конференции. 29-30 марта 2007 г.: Сборник докладов. Т. 2 / Под ред. д-ра экон. наук, проф. В.Е. Леонтьева. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. - с. 199-201

Кхалед Ю.. Тенденции развития внешней торговли Швеции /Актуальные проблемы теории и практики государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. - СПб.: РИО СПб филиала ГОУ ВПОРТА, 2005. - с. 242-248

Ламеко П. Шведская модель экономической реформы // Белорусский банковский бюллетень. - 2007 -- № 2.

Маркелова Е.Ю. Страны Северной Европы: Факторы успеха / С.-Петерб. Торг.-экон. Ин-т. -- спб, 2007. -- 79 с.

Пагротски Л. Европейскую модель необходимо модернизировать //Дипкурьер.- 2007.- №10

Размещено на www.allbest.

...

Подобные документы

    Основные черты и этапы отечественной переходной экономики. Экономическая политика государства. Характеристика особенностей российского хозяйства. Преимущества национальной, индийской, израильско-скандинавской модели. Промышленность новых технологий.

    контрольная работа , добавлен 26.08.2013

    Экономические цели современного общества. Исследование различий шведской, американской и японской моделей рыночной экономики по распределению производимых товаров и уровню капитализации доходов. Особенности российской модели переходной экономики.

    реферат , добавлен 26.10.2014

    Модели рыночной экономики и их критериальные характеристики. Многообразие моделей экономического устройства на примере США, Германии, Швеции, Японии, Китая. Анализ социально ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь. Ее характерные черты.

    курсовая работа , добавлен 22.11.2013

    Характеристика и внутренняя структура, взаимосвязь участников, закономерности организации административно-плановой модели экономики. Денежно-товарная сбалансированность в рыночной модели. Структура смешанной модели экономики, роль и значение денег в ней.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2014

    Характеристика американской, японской, шведской моделей экономики. Особенности построения социально-ориентированной рыночной (смешанной) экономики в Республике Беларусь. Анализ динамики показателей ВВП, продукции промышленности, инвестиций страны.

    контрольная работа , добавлен 27.06.2010

    Специфика формирования белорусской модели рыночной экономики в рамках реформирования командно-административной системы хозяйствования. Характеристика моделей рыночной экономики. Особенности белорусской модели экономического развития, динамика занятости.

    курсовая работа , добавлен 29.10.2014

    Основные признаки современной капиталистической экономики. Государственное регулирование рыночной экономики. Национальные модели организации экономической жизни. Особенности современных моделей экономики Российской Федерации и Республики Татарстан.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2011

    Понятие рыночной модели экономики. Условия возникновения рыночной экономики. Центрально-управляемая модель экономики. Два подхода к "экономике советского типа" и концепции ее эволюции. Основные черты смешанной экономики - ее зарождение и модели.

    курсовая работа , добавлен 26.07.2010

    Социальная политика: содержание, направления, принципы и уровни. Модели социального обеспечения на примере стран с трансформационной экономикой. Анализ особенностей реализации социальной политики в Беларуси, обоснование направлений ее совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 01.05.2013

    Определение основных особенностей национальных экономических моделей и теоретическое исследование классификации экономических систем. Характеристика субъектов экономической системы. Анализ моделей рыночной экономики на примере США, Швеции и Германии.

Скандинавская модель экономики является одним из вариантов социально-ры­ночного хозяйства, т. е. предполагает довольно значительную роль государства в экономике, особенно с точки зрения социальной защиты населения.

Во многом такая модель связана со скандинавской исключительностью: стра­ны Северной Европы стояли в стороне от многочисленных войн и революций, сотрясавших Европейский континент. Здесь зародился капитализм принципиаль­но иного типа, чем в остальной Европе, поскольку экономическое развитие Скан­динавских стран шло по пути консолидации общества, компромисса между коро­ной, дворянством, буржуазией и крестьянами. Социально-экономические сдвиги не сопровождались насилием, властям всегда удавалось поддерживать баланс в обществе. В Северной Европе были созданы и чрезвычайно выгодные условия для накопления капитала, поскольку с середины XIX в. Скандинавские страны не участвовали в войнах, объявив себя нейтральными.

В 1930-е гг. к власти в странах Скандинавии приходят социал-демократы, ко­торые начинают проводить экономическую политику, сочетающую рыночную ориентацию национального хозяйства и высокую степень социальной защиты населения. Целью социал-демократов стало построение общества нового типа, достижение идеала, провозглашенного социалистами и российскими большеви­ками, но принципиально иным способом. Социально ориентированная экономика, по замыслу скандинавских социал-демократов, строится не через насилие, рево­люции и социальные катаклизмы, а мирным ненасильственным путем в процессе длительных, постепенных реформ на базе компромисса между различными поли­тическими силами и группами, а также их интересами.

Скандинавский социализм - это рыночная экономика смешанного типа с гос­подством частной собственности, парламентаризм в политике (плюрализм и демократия), зрелость социальной инфраструктуры. В сущности, данная модель экономики сочетает в себе лучшие черты капиталистического и социалистически путей развития. Основой скандинавской экономики остаются частная собственность, индивидуальное предпринимательство. Доля частного сектора в экономике составляет около 85%, а на долю государства соответственно приходится менее 15%. Основной задачей государства в скандинавской модели экономики является отнюдь не национализация частного капитала, не прямое вмешательство в экономику, а перераспределение созданного сильным и эффективным частным сектором совокупного общественного продукта.

Особое отношение социал-демократии к частной собственности можно понять высказывания бывшего премьер-министра Швеции Улофа Пальме: «Зачем резать курицу, несущую золотые яйца?», т. е. обобществлять эффективный конку-рентоспосо6ный частный сектор, если можно контролировать процесс перераспределения доходов, создаваемых в частном секторе. Основной смысл скандинавской модели заключается в сохранении различных и равноправных форм собственности (частной, государственной, коммунальной, кооперативной) с абсолютным преоб­ладанием частной собственности. Государство в такой системе не владеет, а распо­ряжается средствами производства, перераспределяя через налоговую систему до­ходы, полученные в частном секторе экономики. Государство также осуществляет весьма строгий законодательный контроль за деятельностью частного бизнеса, сле­дит за соблюдением законов, принятых с учетом интересов всех членов общества. Финансовой основой скандинавской социал-демократии является государствен­ный бюджет, предполагающий достаточно высокий уровень государственных расходов, для финансирования которых установлен довольно высокий уровень налогового бремени. В частности, в Швеции, Норвегии и Дании налоги составля­ют 52-63% ВВП, в Финляндии и Исландии - 33-36% ВВП. Еще совсем недавно максимальные налоговые ставки в Швеции составляли 90%, но и сейчас их уро­вень в 55% для индивидуального подоходного налога является одним из самых высоких в Западной Европе. Таким образом, государственный сектор скандинав­ской экономики - это отнюдь не тотальное государственное регулирование и конт­роль, полномасштабная государственная собственность, а перераспределение го­сударством ВВП через налоговую систему для достижения принципа социальной справедливости. Доля государственного сектора в распределении ВВП в странах Северной Европы традиционно избыточна: например, в Швеции она составляет почти 70%.

Основными экономическими функциями государства в скандинавской эконо­мике являются разработка долговременной стратегии развития экономики (выра­ботка приоритетов развития национального хозяйства, инвестиционная политика, стимулирование НИОКР, внешнеэкономическая стратегия) и законодательное регулирование предпринимательства.

Социальная направленность скандинавской модели заключается в:

- перераспределительной роли государства в экономике: воздействие на эконо­мику через механизм налогообложения, действие принципа «выравнивания доходов» путем передачи части доходов предпринимателей в пользу трудя­щихся, работающих по найму, социальная защита населения; 1

- активности общества в социально-экономических процессах: на практике во­площается принцип социального партнерства трудящихся, профсоюзов и пред­принимателей;

- экономической политике властей, нацеленной на первоочередное решение социальных проблем, в частности уменьшение количества безработных;

- высокой этике труда и предпринимательской культуре, высочайших мораль­но-этических нормах поведения жителей Скандинавских стран. 2



  • Разделы сайта