Во многом успешное функционирование этой экономической модели связывают со скандинавской исключительностью: страны Северной Европы длительное время стояли в стороне от многочисленных войн и конфликтов, неоднократно потрясавших континентальную Европу. В то время, когда другие разрушали, они созидали. Кроме того, скандинавы – это отдельно сложившийся, как считают многие исследователи, культурный кластер, позволяющий говорить об их относительной однородности и сплоченности .
Но на этом общескандинавском фоне все-таки выделяется шведская модель экономического развития и менеджмента, об эффективности которой могут свидетельствовать достижения таких известных всему миру компаний, как Volvo, Ericsson, Electrolux и прочих.
Однако вопрос: могут ли национально-культурные особенности этноса влиять на эффективность применяемой им формы экономической деятельности? Утвердительный ответ очевиден. И главной ценностью шведской культуры в этом плане нужно отметить равенство. Речь в данном случае идет о сравнительно низкой дифференциации населения по уровню доходов, хотя различия между социальными слоями, разумеется, есть. Критерием таких расхождений служит коэффициент GIM, который определяет, насколько велик разрыв в благосостоянии между верхними, средними и нижними по доходам слоями населения .
В Швеции самая развитая система социального обеспечения, самая большая доля валового национального продукта, выделяемая для поддержки нуждающихся. Помощь и забота – истинная ценность для большинства шведов. Она так укоренена в культуре, что их называют социалистами независимо от того, за какую партию они голосуют на выборах .
Умеренность – вот еще одно понятие, которое пронизывает всю шведскую жизнь и помогает им сглаживать многие острые углы социальных взаимоотношений. В экономической сфере именно умеренность помогла шведам найти средний путь между стремлением к экономическому росту и гуманизмом, между капитализмом и социализмом. Умеренность препятствует проявлению всякого индивидуального превосходства, стирает контрасты между вызывающим богатством и вопиющей бедностью, делая шведов спокойными и довольными как собой, так и друг другом. Умеренность и сдержанность являются и характерными чертами шведской деловой культуры. Успешный швед – совсем не обязательно тот, кто достиг богатства или славы .
В преимущественно протестантских странах Северной Европы исторически сложилось твердое убеждение о добродетельности труда, необходимости работать добросовестно, ответственно и усердно. Причем эта трудовая этика, в отличие от большинства государств мира, распространяется и на элиту, включая крупный бизнес .
Основополагающая прогрессивная тенденция развития экономических систем связана со способностью системы обеспечить условия для все большей развитости и совершенства людей .
В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, - рыночная экономика и смешанная экономика, и две нерыночные системы - традиционная и административно-командная. В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов. Современные развитые страны взяли курс на построение социально регулируемой рыночной экономики, что лежит в основе понятия «смешанная система хозяйства» .
Скандинавские страны стали такими, какими мы их знаем сейчас, не за один десяток лет. Система очень высоких налогов (в Дании, Швеции и Норвегии они достигают, соответственно, 48,7%, 48,3%, 41,2% и 44% ВВП), эффективно работающая на благо всех граждан, не позволяет полюсам бедности и богатства расходиться слишком далеко. Эта система создавалась кропотливым трудом, методом проб и ошибок. Скандинавы ощутили на себе все достоинства и недостатки модели, которая в меньшей степени обременяет их налоговыми сборами, но при этом не способна обеспечить граждан качественной государственной медициной и образованием .
Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. В руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов, например в 80-х гг., достигала 70% ВВП, причем более половины из этих расходов направлялось на социальные цели. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональная социализация», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) - на государство .
Основополагающая прогрессивная тенденция развития экономических систем связана со способностью системы обеспечить условия для все большей развитости и совершенства людей.
Однако и у скандинавской модели экономики есть свои минусы. И главный из них – это налоговый пресс. Высокие налоги, которые вынуждены платить жители регионов, заставляют многих покидать родину и переезжать в страны с более щадящей фискальной системой. Множество молодых талантливых предпринимателей из Швеции осели в Лондоне. Основатели Skype швед Никлас Зеннстрем и датчанин Янус Фриис в поисках либеральных условий ведения бизнеса остановили свой выбор сначала на Эстонии, а затем перебрались в Люксембург .
Социальное государство в Скандинавии вынуждено модернизироваться и из-за резко возросшего наплыва мигрантов. Они все больше полагаются на систему пособий, при этом гораздо меньше коренного населения пополняют госказну, а то и вовсе избегают этого.
Другая существенная проблема, особенно сильно обострившаяся в последние годы, - демографическая. Низкая рождаемость и большая продолжительность жизни в Швеции привели к значительному «постарению» нации. В Норвегии уже треть работающих ухаживают за стариками. Денег на поддержку молодых семей ради рождения детей нет. Доля пожилого населения неудержимо растет. Молодые вынуждены много работать, чтобы выплачивать огромные личные налоги, которые опять уходят на поддержание растущего числа пенсионеров, на их архидорогое медицинское обслуживание. Швеция держит пальму первенства по числу распавшихся семей: Стокгольм называют «постсемейным городом» .
Тем не менее эти минусы не идут ни в какое сравнение с плюсами экономик скандинавских стран. Неслучайно многие азиатские государства, включая Китай, все больше устремляют взор на модель устройства социального государства в Северной Европе.
Современная рыночная экономика является сложной системой хозяйствования, в которой тесно взаимодействуют рыночные закономерности, которые постоянно меняются. В силу объективных и субъективных причин, страны с рыночной экономикой по-разному строили свою систему хозяйствования и сегодня находятся в разных условиях в плане обеспечения своего эффективного развития. Результатом этого процесса стало возникновение разнообразных моделей рынка.
Под рыночной экономической моделью понимают упрощенное отображение реальности, определенного экономического явления. В рамках модели делается попытка описать все стороны действительности. Другими словами, рыночная модель - это условный образ рыночной экономики, построенный с целью упрощения процесса его исследования. Сила модели - в устранении деталей, которые не имеют отношения к делу, что позволяет исследователю сосредоточить внимание на существенно важных чертах экономической реальности, которую он попытается понять. Рыночные экономические модели позволяют выявить и проанализировать особенности функционирование рыночного экономического объекта.
Американская модель - это либеральная рыночная модель, о которой заговорили в 90-х годах, когда лидерство в экономическом росте перешло к США. Эта модель строится на системе содействия всякому поощрению предпринимательской активности, обогащению населения, на стимулировании развития новой техники и технологии, наиболее перспективных и эффективных производств. Эту модель характеризуют высокий уровень производительности труда. Влияние государства направлено на поддержку стабильной конъюнктуры и экономического равновесия. Среди всех других моделей она считается самой эффективной.
Скандинавская модель (Швеция, Норвегия, Финляндия) - коллективистско-универсалистская модель на основе частной собственности и рынка. Она отличается от многих других моделей сильной целеустремленной, более открытой и устойчивой социальной политикой. В основе ее лежит концепция функциональной социализации экономики. Доходы распределяются в пользу малообеспеченных граждан и распространенных разнообразных “свободных ассоциаций”. Свое название эта модель получила в связи со специфическим развитием скандинавских стран, и в первую очередь Швеции, в 60-80 гг. ХХ века. В этот период Швеция, Норвегия и Финляндия достигли самых высоких среди других развитых стран, показателей социализации экономики, особенно в распределении: долей в ВВП социальных расходов государства; по доле в денежных доходах население государственных трансфертов; по степени равномерности в распределении доходов; по удельному весу государственного сектора социальных услуг в общей занятости; по доле в ВВП конечного потребления государства, ее услуг; по доле социальных взносов работодателей в общей массе налогов; по сближению уровней оплаты труда; по меньшей численностью лиц, которые находятся ниже официальной черты бедности. Скандинавская модель начала давать сбои уже 80-х, когда стала распадаться централизованная система коллективно-договорного регулирования, до минимума уменьшилось влияние государства в области формирование заработной платы. В конце 80-х уровень инфляции оказался значительно выше, чем в других развитых странах. Уровень безработицы увеличился от 2-3% в 70-80 годах до 6-8% в 90-е годы. Все это вызывает необходимость совершенствования скандинавской модели - либерализации экономики, пересмотра стратегии развития, дерегулирования, приватизации и усилению роли рынка.
Саксонская (германская) модель рыночной экономики
Саксонская (германская) модель - модель социально-рыночного хозяйствования, которая основывается на предоставлении хозяйствам возможности развиваться и успешно конкурировать между собой. Стимулирование конкуренции связывается с созданием особой инфраструктуры, которая сдерживает негативное влияние рынка.
Скандинавская модель экономики является одним из вариантов социально-рыночного хозяйства, т. е. предполагает довольно значительную роль государства в экономике, особенно с точки зрения социальной защиты населения.
Во многом такая модель связана со скандинавской исключительностью: страны Северной Европы стояли в стороне от многочисленных войн и революций, сотрясавших европейский континент. Здесь зародился капитализм принципиально иного типа, чем в остальной Европе, поскольку экономическое развитие скандинавских стран шло по пути консолидации общества, компромисса между короной, дворянством, буржуазией и крестьянами. Социально-экономические сдвиги не сопровождались насилием, властям всегда удавалось поддерживать баланс в обществе. В Северной Европе были созданы и чрезвычайно выгодные условия для накопления капитала, поскольку с середины XIX в. скандинавские страны не участвовали в войнах, объявив себя нейтральными.
В 1930-е гг. к власти в странах Скандинавии приходят социал-демократы, которые начинают проводить экономическую политику, сочетающую рыночную ориентацию национального хозяйства и высокую степень социальной защиты населения. Целью социал-демократов стало построение общества нового типа, достижение идеала, провозглашенного социалистами и российскими большевиками, но принципиально иным способом. Социально ориентированная экономика, по замыслу скандинавских социал-демократов, строится не через насилие, революции и социальные катаклизмы, а мирным ненасильственным путем в процессе длительных, постепенных реформ на базе компромисса между различными политическими силами и группами, а также их интересами.
Скандинавский социализм - это рыночная экономика смешанного типа с господством частной собственности, парламентаризм в политике (плюрализм и демократия), зрелость социальной инфраструктуры. В сущности, данная модель экономики сочетает в себе лучшие черты капиталистического и социалистического путей развития. Основой скандинавской экономики остаются частная собственность, индивидуальное предпринимательство. Доля частного сектора в экономике составляет около 85%, а на долю государства соответственно приходится менее 15%. Основной задачей государства в скандинавской модели экономики является отнюдь не национализация частного капитала, не прямое вмешательство в экономику, а перераспределение созданного сильным и эффективным частным сектором совокупного общественного продукта.
Особое отношение социал-демократии к частной собственности можно понять из высказывания бывшего премьер-министра Швеции Улофа Пальме: «Зачем резать курицу, несущую золотые яйца?», т. е. обобществлять эффективный конкурентоспособный частный сектор, если можно контролировать процесс перераспределения доходов, создаваемых в частном секторе. Основной смысл скандинавской модели заключается в сохранении различных и равноправных форм собственности (частной, государственной, коммунальной, кооперативной) с абсолютным преобладанием частной собственности. Государство в такой системе не владеет, а распоряжается средствами производства, перераспределяя через налоговую систему доходы, полученные в частном секторе экономики. Государство также осуществляет весьма строгий законодательный контроль за деятельностью частного бизнеса, следит за соблюдением законов, принятых с учетом интересов всех членов общества.
Финансовой основой скандинавской социал-демократии является государственный бюджет, предполагающий достаточно высокий уровень государственных расходов, для финансирования которых установлен довольно высокий уровень налогового бремени. В частности, в Швеции, Норвегии и Дании налоги составляют 52-63% ВВП, в Финляндии и Исландии - 33-36% ВВП. Еще совсем недавно максимальные налоговые ставки в Швеции составляли 90%, но и сейчас их уровень в 55% для индивидуального подоходного налога является одним из самых высоких в Западной Европе. Таким образом, государственный сектор скандинавской экономики - это отнюдь не тотальное государственное регулирование и контроль, полномасштабная государственная собственность, а перераспределение государством ВВП через налоговую систему для достижения принципа социальной справедливости. Доля государственного сектора в распределении ВВП в странах Северной Европы традиционно избыточна: например, в Швеции она составляет почти 70%.
Основными экономическими функциями государства в скандинавской экономике являются разработка долговременной стратегии развития экономики (выработка приоритетов развития национального хозяйства, инвестиционная политика, стимулирование НИОКР, внешнеэкономическая стратегия) и законодательное регулирование предпринимательства.
Социальная направленность скандинавской модели заключается в:
Перераспределительной роли государства в экономике: воздействие на экономику через механизм налогообложения, действие принципа «выравнивания доходов» путем передачи части доходов предпринимателей в пользу трудящихся, работающих по найму, социальная защита населения; 1
Активности общества в социально-экономических процессах, на практике воплощается принцип социального партнерства трудящихся, профсоюзов И предпринимателей;
Экономической политике властей, нацеленной на первоочередное решение социальных проблем, в частности уменьшение количества безработных;
Высокой этике труда и предпринимательской культуре, высочайших морально-этических нормах поведения жителей скандинавских стран. 2
Наибольших успехов на пути реализации скандинавского социализма в свое время достигла Швеция, поэтому даже появился своеобразный лозунг: «Равнение - на Швецию!».
Однако уже в 1980-е гг. скандинавская экономика начала испытывать те же сложности, что и схожая с ней по социальной направленности экономика Германии или Франции. Высокий уровень налогов сдерживал развитие предпринимательства, а сильная социальная зашита населения подрывала стимулы к труду у наемных работников. Швеция, которая в 1970 г. по уровню экономического развития находилась на четвертом месте в мире, к концу 1990-х гг. переместилась на шестнадцатую позицию, причем главной причиной снижения рейтинга страны среди развитых экономик стала модель развития Швеции. Наглядной иллюстрацией может быть падение численности экономически активного населения Швеции. Если в 1990 г. в стране с населением в 8,5 млн. было 4,5 млн. работающих граждан, то в 1997 г. на 8,9 млн. населения приходилось уже только 3,9 млн. работающих шведов. Впрочем, в начале XXI в. ситуация несколько улучшилась, и, по данным за 2004 г., уровень безработицы в Швеции довольно умеренный по сравнению с Германией или Францией - только 5,6% экономически активного населения не имеет постоянной работы.
Стимулы к трудовой активности начали пропадать не только у наемных работников, но и у фермеров, которые получали огромные дотации от государства за невыращенный урожай, и у предпринимателей, которым приходилось выплачивать весьма значительные отчисления по социальному страхованию в пользу государства, а также избыточные налоги. Высокие налоги на занятость, по сути дела, привели к тому, что шведы стали меньше работать за прежнюю высокую заработную плату. Знаменитый «шведский социализм» начал давать серьезный сбои, и появилась реальная угроза в потере конкурентоспособных позиций некогда сильной экономики страны. Вступление Швеции в Европейский союз, а также общая волна неоконсерватизма, господствовавшая в мировой экономической идеологии в начале 1990-х гг., поставили перед страной задачу внести необходимые коррективы в прежнюю модель развития.
В экономической политике Швеции произошли изменения, которые касались отказа от чрезмерной роли государства в экономике. Позиции государственного сектора экономики были несколько видоизменены: снижены корпоративный и индивидуальный подоходный налоги, по стране прокатилась волна приватизации, введен режим «жесткой экономии», предполагающий сокращение государственных расходов. Вступление страны в Евросоюз также оказало позитивное влияние на активизацию рыночных механизмов: экономическая политика страны была приведена в соответствие с требованиями единой Европы, а по отношению к государственным финансам начали применяться критерии валютной конвергенции.
Основными отличительными чертами экономики стран Северной Европы, включая Швецию, являются:
1) Высокая степень интеграции в систему мирохозяйственных связей. Страны Северной Европы, пожалуй, в наибольшей степени интегрированы в мировую экономику, они достаточно быстро адаптируются к изменениям во внешней среде международного бизнеса, обладают передовым производством, высококвалифицированной рабочей силой. На первый план здесь выдвинулись отрасли высоких технологий, наукоемкое производство: электроника и средства телекоммуникаций (финский концерн Nokia и шведский Ericsson), производство медицинских приборов (компании Polar electronics и Gambro) и промышленных роботов (ABB), автомобилестроение и аэрокосмическая промышленность (компании SAAB, Volvo, Scania), высокотехнологичное судостроение, фармацевтика (компания Astra) и биотехнологии. Главной особенностью современной специализации стран Северной Европы является соединение новейших технологий с традиционными, полномасштабное внедрение высоких технологий в традиционном производстве. Характерным примером может послужить шведская компания SAAB, которая адаптирует технологии, используемые в аэрокосмическом комплексе фирмы, к автомобилестроению. Высокий производственный потенциал Северной Европы подтверждают нижеследующие цифры: при наличии менее 1% населения развитых стран мира на данный регион приходится 3% ВВП и промышленного производства, а также 5% экспорта. Свыше половины ВВП стран Северной Европы поступает на экспорт. Подобная интеграция региона в систему мирохозяйственных связей вместе с тем усиливает и уязвимость Северной Европы от негативного воздействия внешних факторов. В частности, абсолютно все страны региона в 1970-1980-е гг. пострадали от структурных кризисов в мировой экономике, испытали на себе циклический спад в мировом производстве и потреблении. Негативно отразились на Северной Европе и последствия недавнего валютно-финансового кризиса в мировой экономике. Тем не менее внешние факторы стимулируют государства Северной Европы к переходу на новейшие ресурсосберегающие технологии, передовые управленческие технологии, определяют новые направления специализации в глобальной экономической системе. 3
2) Высокая доля государственного участия в экономике через механизм перераспределения ВВП. В среднем около 30% ВВП стран Северной Европы перераспределяется через налогообложение и взносы предпринимателей на социальное страхование в пользу трудящихся. Характерна также и высокая степень участия государства в общем перераспределении ВВП: в Швеции государственные расходы достигают почти 60% ВВП. Государство, кроме того, стимулирует научно-технический прогресс, почти на 80% финансируя сферу НИОКР.
3) Наличие мощных финансово-промышленных групп, а также развитое кооперативное движение. Крупные ТНК государств Северной Европы - это фирмы с общепризнанной в мире репутацией. Всемирно известны, в частности, такие крупнейшие ТНК, как Ericsson, ABB, Volvo, Svenska Handelsbanken, Skandinaviska Enskildabanken, Nokia, Sonera, Statoil, Norsk Hydro и многие др. 4 Кооперативный сектор примечателен тем, что почти 90% всех сельскохозяйственных предприятий создано в форме кооперативов.
4) Высокая квалификация рабочей силы. Высокие образовательные стандарты средней и высшей школы, программы тренинга и переподготовки персонала обеспечивают соответствие уровня квалификации рабочей силы необходимым требованиям, предъявляемым рынком.
5) Социальная направленность экономической политики правительства. Государство в странах Северной Европы обеспечивает полную занятость населения, постоянно заботится об улучшении условий труда, охране окружающей среды, развитии системы социального благосостояния.
6) Активное приспособление экономических структур к меняющимся условиям мирохозяйственного развития. Примером может служить опыт Финляндии, экономика которой вплоть до конца 1980-х гг. ориентировалась на СССР как на основной внешний рынок сбыта продукции средней степени наукоемкости традиционных отраслей промышленности. После распада СССР и начала развития системного кризиса в российской экономике Финляндии пришлось в кратчайшие сроки переориентироваться на рынок стран ЕС, а также на Северную Америку, заняв на этих рынках достойное место в ряде ниш, представляющих высокотехнологичную продукцию передовых секторов экономики.
Высокое качество и наукоемкость промышленной продукции северных стран обеспечивают хороший сбыт товаров на внешних рынках. Большинство промышленных предприятий региона являются узкоспециализированными, поставляющими на мировой рынок достаточно небольшую номенклатуру товаров. Стратегия интернационализации, а также глобальная стратегия позволяют ведущим компаниям стран Северной Европы все активнее завоевывать мировой рынок.