Достижения роберто манчини. Роберто Манчини, новый наставник «Зенита. Кадры решают все

Тот аккуратностью не отличался, и пилот воскликнул: «Паренек, да ты ничего не смыслишь в этом деле!». Через семь лет этот самый бразилец опередил Карлоса в борьбе за титул чемпиона мира «Формулы-1». Триумфатор сказал своему давешнему обидчику: «Я не сумел начистить твой шлем — может у тебя получится довести до блеска шлем чемпиона?».

14 августа 1952 г. в Рио-де-Жанейро в семье доктора Эстасио Соуто Майора, работавшего в парламенте и министерстве здравоохранения, появился четвертый ребенок. Доктор, был также тренером национальной сборной по теннису, содержал частный корт и надеялся, что младший сын - Нельсон - попадет в число ведущих теннисистов Бразилии. Но мальчик увлекся машинами. Ему было трудно дождаться возраста, необходимого для занятий картингом.


Нельсон Пике-старший на заре гоночной карьеры

Только выиграть!
Отец и сын решили - если в теннисном матче победит сын, он будет заниматься автоспортом, если нет - теннисом. Игра шла целый день, за ней наблюдала вся семья - братья Алексис и Джеральдо, сестра Дженуза и мать - донья Клотильда. Мечта Нельсона, которому в тот день исполнилось пятнадцать, сбылась, но получить водительские права он еще не мог. Его отправили в Калифорнию учиться, что он делал довольно успешно. Возвращение домой было тяжелым - брат Алексис разбился на мотоцикле, отец слышать не хотел об автоспорте. Но Нельсон поступил по-своему. Дабы не травмировать родных, юноша в протоколах соревнований использовал девичью фамилию матери - Пике. В 1972 году он выиграл основанную «Фольксвагеном» бразильскую серию гонок спортивных автомобилей, в 1973 победил в серии «Спорт-2000». В бразильской «Формуле Супер Ви» в 1974-1975 годах его часто подводила техника. В 1975 он участвовал в гонке «Формулы Атлантик». В 1976 году шесть побед обеспечили Пике титул национального чемпиона. Дальше путь лежал в Европу. Сезоны 1977-1978 годов Нельсон провел в классе «Формулы-3». В 1977 году у него третье место, а в 1978 в Англии он почти вчистую выиграл чемпионат, попутно установив рекорд серии - семь побед подряд! Теперь - прямая дорога в «Формулу-1». После тестов Пике дебютировал в Хоккенхайме и до схода выглядел неплохо. Далее он провел три гонки на частном «Макларене», финишировав девятым в Монце.


Итальянцы обеспечивают будущее бразильца

Сияющая звезда

Следующий сезон начался не очень удачно. Сначала третье место в Лонг-Бич, затем технические проблемы в Бразилии. Третий и четвертый этапы в - Буэнос-Айресе и Имоле - Нельсон выигрывает. Весь сезон Пике догоняет Рейтеманна из «Вильямса». За четыре этапа до конца сезона у Нельсона три победы, три третьих места, одно двенадцатое и тридцать девять очков. За три этапа до финиша, ему удается нагнать лидера, заняв второе место в Гран При Нидерландов. Но на следующем этапе он занимает шестое место, и Рейтеманн, придя вторым, опять обгоняет Пике. В Канаде бразилец приходит пятым. Его конкурент заканчивает гонку без очков, и Нельсон теперь отстает от лидера всего на очко. Перед последним этапом, кроме них на чемпионскую корону может претендовать только Жак Лаффит из «Лижье». Решающее сражение сезона состоялось на Гран При Лас-Вегаса. Впереди шел Джонс. Рейтеманн стартовал плохо, но вел борьбу. На семнадцатом круге Пике обогнал аргентинца. Порядок был таким: Джонс, Прост, Вильнев, Джакомелли, Лаффит, Уотсон, Пике, Рейтеманн... Жара мучила и людей, и машины. Вильнев вышел из игры. Джакомелли сошел. Измученный Пике катился как автомат, ни о чем не думая... Наконец к финишу пришел Джонсом, за ним Прост, Джакомелли, Мэнселл, Пике, Лаффит, Рейтеманн... Нельсон, закончив гонку, неподвижно просидел в кокпите четверть часа, не в силах даже снять шлем. Он осознал, что стал победителем только увидев надпись на табло «Нельсон Пике - чемпион мира 1981 года!».


Гран-при Бельгии 1981 года

В 1982 году «Брэбхэм» экспериментировала с болидом. Был опробован турбо мотор БМВ, и команда стала готовить шасси для него. В результате за весь сезон Пике финишировал лишь четырежды, и хотя каждый раз на зачетном месте - первом, втором, четвертом и пятом, не вошел даже в десятку лучших. Сезон 1983 года показал преимущество немецких двигателей. Хотя Пике не всегда удавалось финишировать, его шансы были неплохими. Сначала Прост догонял бразильца, потом они поменялись ролями. Был даже момент, когда Нельсон оказался третьим. К последнему этапу в Южной Африке Пике подошел с тремя победами, тремя вторыми, одним третьим, двумя четвертыми, одним тринадцатым местами и пятьюдесятью пятью очками. Дан старт. Арну, который теоретически мог стать чемпионом, сошел с дистанции на десятом круге. Пике шел вторым, Прост третьим. Если они так и финишируют, у обоих будет по шестьдесят одному очку, и чемпионом станет Прост - у него на одну победу больше. На тридцать шестом круге у француза отказывает турбокомпрессор и он сходит с дистанции. Теперь все зависит только от самого Пике. Бразилец не стал рисковать, сбавил темп и финишировал третьим, и стал дважды чемпионом.

И все-таки трижды чемпион

В 1984 году отменили дозаправку, и родился болид с большим топливным баком. От былой надежности машины не осталось и следа. Пике девять раз не доезжает до финиша. Тем не менее, Нельсон дважды победил, по одному разу был вторым, третьим, шестым, седьмым и девятым, заработал двадцать девять очков и стал пятым в общем зачете. К 1985 году успешный этап в истории команды «Брабхам» закончился, но Пике удалось добиться успеха на «Гран При Франции» и второго места в Монце. Еще в августе Пике подписал контракт с Френком Вильямсом и, так же как его спонсор «Хонда», был уверен, что, получит место первого пилота. Расчет не оправдался. В 1986 году Пике и английский гонщик Мэнселл сражались на равных, как любая другая пара на одинаковых болидах, что не испортило отношений между ними. Нельсон выиграл в Рио, тогда как Мэнселл угодил в аварию на первом круге. Затем целая серия сходов и низких мест завершилась схваткой на Брэндс-Хэтче, где Мэнселл, выступавший на запасной машине, после того как гонке дали повторный старт из-за массового столкновения в первом повороте, выиграл. Далее азартный бразилец одержал три победы подряд - в Хоккенхайме, на Хунгароринге и в Монце. Мэнселл ответил превосходной гонкой в Эшториле, побив Проста, Пике и Сенну в схватке «колесо к колесу». Однако титул ушел к Просту в Аделаиде, где Пике финишировал вторым, набрав в итоге шестьдесят девять очков и заняв в итоговой таблице третье место - за Мэнселлом. В 1987 году команда «Вильямс» - законодатель мод. Соперники мало что могут противопоставить Мэнселлу и Пике. Хотя у англичанина пять побед, а у Нельсона всего три, именно бразилец, набрав больше очков, становится чемпионом, семь раз придя вторым, по одному третьим и четвертым.


Что он сказал!

Став трехкратным чемпионом, Пике вызвал скандал, заявив что «Формула-1» коррумпирована, и чиновники ФИСА заранее договариваются с «конюшнями» о чемпионстве. Это ли было причиной, или время Пике ушло, но больше бразилец выдающихся результатов не показал. В 1988 и 1989 годах он выступает за «Лотус», и хотя входил в десятку сильнейших, не выиграл ни одного Гран При. Переход в «Бенеттон» принес ему новые победы, но вскоре Михаэль Шумахер затмил его. К концу 1991 года Пике уже не получал предложений ведущих команд, да и не нуждался в них. Он не считал возможным участвовать в гонках за символическое вознаграждение и отвернулся от Фоpмулы-1, решив попробовать себя в Индианаполис 500, но в практическом заезде попал в аварию, и получил тяжелые травмы ног. Нельсон вылечился и в последующие годы участвовал во многих гонках. Однако серьезных успехов не добивался. В 1997 году он возвратился в класс «Формулы-3»... владельцем собственной «конюшни», занимаясь карьерой своего сына, что продолжает делать до сих пор.

Манера езды Пике не всегда нравилась публике. Известный своим несерьезно-скандальным поведением (к примеру, вылил стакан воды в карман президенту ФИА, когда тот произносил официальную речь), на трассе Нельсон преображался в удивительно расчетливого человека. Он перенял сдержанный и аккуратный стиль пилотирования героя своего детства Эмерсона Фиттипальди и, не стремясь к безумному риску, постоянно добывал зачетные очки. Двадцать три победы и три чемпионских титула - ответ критикам осторожности и рассудительности Пике.

Сергей Подушкин

«Большой спорт» решил вспомнить тех персонажей «королевы автоспорта», кто всегда находился в самом центре громких скандалов.

В сентябре в «Формуле-1» разразился жуткий скандал: босса команды Renault Флавио Бриаторе уличили в организации умышленной аварии. Как выяснилось, он попросил своего пилота Нельсиньо Пике разбить болид на Гран-при Сингапура-2008 ради победы лидера команды Фернандо Алонсо. Флавио отстранили от гонок пожизненно. Теоретически возвращение возможно, но на данный момент «Формула» лишилась одной из самых неординарных личностей.

«Большой спорт» решил вспомнить тех персонажей «королевы автоспорта», кто в погоне за результатами не забывал эпатировать публику, не был чужд хулиганским выходкам и всегда находился (а кто-то и продолжает находиться) в самом центре громких скандалов.

    Флавио Бриаторе

    Очень симпатичный жулик
    Страна: Италия
    Год рождения: 1950
    Был директором Benetton 
с 1988-го по 1997-й
    В 2001-м возглавил Renault
    21 сентября 2009 года решением Всемирного совета по автоспорту FAI пожизненно дисквалифицирован

    Итальянец – человек-огонь! Даже его друг и ментор, бизнесмен Лучано Бенеттон, который сначала сделал Флавио своим партнером в компании по производству одежды, а затем в конце 1980-х годов поставил у руля «формульной» команды Benetton, называл Бриаторе «очень симпатичным жуликом». Флавио действительно никогда не чурался действовать на грани, а порой и за гранью фола. Он вел себя совершенно нетипично для «Формулы-1». Но вместо того чтобы провалиться, добивался успеха. Бриаторе всегда рассматривал автоспорт как бизнес, умел договориться со спонсорами и найти классных пилотов. Именно он разглядел в Михаэле Шумахере будущего чемпиона, оперативно умыкнул молодого немца в 1991-м из Jordan и сделал из него двукратного чемпиона мира в 1994-м и 1995-м. Причем ходили слухи, что успехи Benetton были связаны с использованием незаконного программного обеспечения и других запрещенных приемов. Международная федерация автоспорта (FIA ) даже проводила по этому поводу расследование, однако ничего доказать так и не удалось.

    После взлета последовало падение, Бенеттон уволил своего протеже, но в начале 2000-х команду купила Renault и Бриаторе вновь оказался у руля. Тогда же он сделал ставку на юного испанца Фернандо Алонсо и опять превратил парня в двукратного чемпиона. С каждым годом Флавио все больше эпатировал публику, вел образ жизни сибарита, менял подруг-супермоделей как перчатки. В частности, крутил роман с Наоми Кэмпбелл, а с Хайди Клум и вовсе собирался под венец (та родила от него дочь Лени), но так и не собрался. Престарелый плейбой чуть позже женился на другой супермодели – Элизабет Грегорачи, которая морально поддержала его во время успешной борьбы с раком. Возил молодоженов на свадебной церемонии, кстати, сам Алонсо.

    Тем не менее Флавио и не думал успока­иваться. Еще до свадьбы, в конце 2007-го, он вышел сухим из воды после обвинений Renault в шпионаже, в этом году запомнился оскорбительными комментариями в адрес ряда пилотов во главе с лидерами чемпионата Дженсоном Баттоном и Рубенсом Баррикелло, от лица ассоци­ации команд шантажировал президента FIA Макса Мосли организацией альтернативного чемпионата и фактически победил. Но все же получил ответный удар – уволенный из Renault Нельсон Пике-младший «настучал» на босса, заставившего его намеренно разбить машину год назад в Сингапуре в максимально выгодный для Алонсо момент. Сам Бриаторе вины не признал и намеревается оспорить пожизненную дисквалификацию в гражданском суде.

    Джеймс Хант

    Секс, драки и женщины
    Страна: Англия
    Годы жизни: 1947–1993
    Сезоны: 7 (1973–1979)
    Чемпионство: 1 (1976)

    Когда нынешних пилотов «Формулы-1» обвиняют в неяркости, бесконфликтности и заученных политкорректных ответах на острые вопросы, для контраста сразу же вспоминают Джеймса Ханта. Этот англичанин прославился не столько своим чемпионским титулом 1976 года, сколько вызывающим поведением вне трассы.

    Уже в юности из-за постоянных аварий Джеймс получил прозвище Хант-разрушитель. И конечно же, он всегда отличался буйным нравом – однажды, после столкновения с машиной соперника, пилот набросился на оппонента с кулаками, наградив его затрещиной. В 1977 году, уже в ранге чемпиона мира, на Гран-при Канады Хант ударил маршала, пытающегося всего-навсего помочь ему выбраться из кокпита после аварии.

    Но главное, что контролировать англичанина было практически невозможно – он мог запросто сбежать с тестов, категорически отказывался облачаться в костюмы, много ел, пил, курил, по слухам, даже частенько употреблял наркотики. А скандальные подробности его романов регулярно появлялись на страницах таблоидов. Сам Хант такой славы не стеснялся, наоборот, носил на своем гоночном комбинезоне значок с девизом «Секс – завтрак для чемпионов».

    Такой образ жизни, само собой, не мог не сказаться на спортивных успехах – вскоре Ханту пришлось пересесть из кокпита в комментаторское кресло на BBC , где он прославился весьма жесткими эпитетами в адрес бывших коллег. В начале 1990-х Джеймс Хант заверил общественность, что остепенился, но вскоре неожиданно умер от сердечного приступа. Тем не менее он по-прежнему популярен в «формульном» мире. К примеру, именно этого английского пилота чемпион мира-2007 Кими Райкконен считает своим кумиром и даже выступает в гонках вне «Формулы-1» под псевдонимом Джеймс Хант. И такое отношение вполне можно понять – Кими и сам не прочь в свободное время заложить за воротник.

    Нельсон 
Пике-старший

    Сплетник и скупердяй
    Страна: Бразилия
    Год рождения: 1952
    Сезоны: 14 (1978–1991)
    Чемпионство: 3 (1981, 1983, 1987)

    Трехкратный чемпион мира в классе «Формула-1» всегда доказывал, что палец ему в рот не клади. Откусит! Бразилец подтверждал это не раз и не два. Драке на Гран-при Германии-1982 с чилийцем Элисио Салазаром, выбившим Пике с трассы, мог позавидовать, наверное, и сам Хант. Нельсон в бешенстве едва не нанес Салазару серь­езные увечья. Сопернику повезло, что он не успел снять шлем, иначе мог и в нокаут угодить. Кроме того, Пике прославился как мастер психологических войн. В них он не гнушался любых оскорблений. В частности, жену своего партнера по Williams Найджела Мэнселла он назвал уродливой стервой. А после, вместо извинений, в шутливой форме обвинил во всем журналистов. Мол, это они виноваты, раз спросили о супруге Найджела, не мог же Пике в ответ врать… Не избежал нападок и француз Ален Прост. Но больше всего пострадал от Нельсона его соотечественник Айртон Сенна. Из ревности к успехам последнего Пике как-то раз поделился с прессой своими мыслями по поводу нетрадиционной ориентации соперника, намекал на связь молодого бразильца с одним из механиков. От этих наветов Сенне потом еще долго пришлось отмываться.

    Также Пике прославился жадностью, он всегда говорил: «Деньги стоят того, чтобы за ними нагнуться», отчаянно торговался по поводу сумм контрактов. Поэтому, несмотря на богемный образ жизни, покинул «Формулу-1» весьма богатым человеком. В последние годы занимался бизнесом и карь­ерой сына Нельсиньо Пике-младшего. Именно отец уговорил Нельсиньо дать показания против Бриаторе. Любопытно, что Флавио в ответ использовал метод самого Пике, испытанный на Сенне. Он рассказал, что молодой бразилец мстит ему даже не за увольнение, а… за разрушенную личную жизнь. «Одно время Нельсиньо жил с каким-то 50-летним джентльменом. Папа попросил меня оградить сына от влияния этого человека, что я и сделал. И в итоге оказался виноват», – заявил Флавио.

    Эдди Ирвайн

    Плейбой и дебошир
    Страна: Великобритания
    Год рождения: 1965
    Сезоны: 10 (1993–2002)
    Чемпионство: 0 (лучший результат – 
2-е место в 1999 году)

    Еще один пилот, предпочитающий жить «на полную катушку» и не любящий держать язык за зубами. Ирвайн за последние полтора десятка лет в качестве пилота и эксперта «проехался», пожалуй, по нескольким десяткам своих соперников, обычно в стиле клоунады, но порой и в весьма грубой форме. К примеру, так он охарактеризовал чемпиона мира 1997 года Жака Вильнева: «Я думаю, что парень полон дерьма. Впрочем, все это и так знают».

    В «Формуле-1» Эдди дебютировал в 27 лет, зато как! В первой же гонке на легендарной трассе Сузука в 1993-м он занял шестое место и заработал одно очко, но, главное, умудрился вывести из себя самого Сенну, блокировав его под дождем. После финиша взбешенный Айртон прибежал в боксы разбираться, но извинений так и не услышал. В итоге Эдди смачно получил кулаком по лицу. Однако особо по этому поводу не расстроился.

    Стать чемпионом Ирвайну так и не удалось, но зато он прославился как плейбой и светский тусовщик. Эдди не соблюдал режим, много пил, веселился на вечеринках в ночных клубах, ничуть этого не скрывая. Тем не менее очевидный гоночный талант помог ему заключить контракт с Ferrari и в 1999-м завоевать звание вице-чемпиона мира. Да и разгульная жизнь отнюдь не превратила ирландца в банкрота. Напротив, Эдди благодаря удачным инвестициям сколотил огромное состояние, которое нынче оценивается почти в 200 миллионов фунтов стерлингов.

    Михаэль Шумахер

    Подставы и разборки
    Страна: Германия
    Год рождения: 1969
    Сезоны: 16 (1991–2006)
    Чемпионство: 7 (1994, 1995, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004)

    Самый титулованный гонщик в истории «Формулы-1», семикратный чемпион мира частенько ради достижения цели не гнушался применением любых средств. В том числе и запрещенных. Так, свой первый титул в 1994-м Шумахер заработал благодаря тому, что в заключительной гонке сезона на поврежденной после вылета машине врезался в Williams своего главного соперника Дэймона Хилла. Тогда, несмотря на лавину критики, Михаэль вышел сухим из воды, однако попытка повторить маневр на финальном этапе чемпионата-1997 против Жака Вильнева потерпела фиаско. Шумахер не только не добился желаемого (протаранить Вильнева не удалось, тот добрался до финиша и заработал необходимое для победы количество очков), но и за некорректные действия был лишен звания вице-чемпиона. В следующем году, на Гран-при Канады, во время нахождения на трассе машины безопасности Михаэль выбил болид Хайнца-Харальда Френтцена, получил символическое наказание вместо сурового и все равно выиграл гонку.

    Чуть позже, на Гран-при Бельгии Шумахер под проливным дождем врезался в машину Дэвида Култхарда, пришел в бешенство, отправился в боксы обидчика, и только вмешательство механиков помогло избежать драки. На закате карьеры, в 2006-м, Шуми влип в еще одну неприятную историю – на квалификации Гран-при Монако ради сохранения лидерства пилот сознательно перегородил своей машиной трассу. За что был наказан стартом с последнего места и публичным осуждением коллег.

    Также Михаэль известен своими диктаторскими замашками, и в Benetton, и в Ferrari команда всегда работала только на него, принося в жертву интересы напарников. Зато в личной жизни к Шумахеру не подкопаться, он по праву считается примерным семьянином.

    Фернандо Алонсо

    Шантажист и скандалист
    Страна: Испания
    Год рождения: 1981
    Сезоны: 8 (2001, 2003–2009)
    Чемпионство: 2 (2005, 2006)

    Еще один «птенец из гнезда Бриаторе». Как и его босс, Алонсо никогда не гнушался сомнительных поступков. Два титула чемпиона мира подтверждают несомненный талант Фернандо, однако некоторые факты биографии характеризуют пилота как капризного скандалиста. Испанец заметно подмочил свою репутацию в 2007-м, после перехода из Renault в McLaren. В «серебряных стрелах» Фернандо требовал от работодателей безоговорочного статуса первого пилота, но нарвался на отказ – команда решила не давать в обиду напарника, вундеркинда Льюиса Хэмилтона. Как следствие, Алонсо открыто вступил в конфронтацию с собственной «конюшней», даже публично требовал от FIA защиты своих интересов. Мало того, по слухам, он даже шантажировал руководство McLaren во время знаменитого «шпионского скандала». Так или иначе, доказательство вины команды откуда-то появилось, ее оштрафовали на гигантскую сумму 100 миллионов долларов и исключили из Кубка Конструкторов. А дорожки Фернандо и McLaren предсказуемо разошлись.

    Грядущий сезон Алонсо, после двухлетнего пребывания в Renault, начнет в Ferrari. Однако в «Скудерию» он уходит не без шлейфа скандала. Многие эксперты и болельщики сомневаются, что испанец ничего не знал о заговоре Бриаторе и Пике, который помог победить ему на Гран-при Сингапура-2008, и, закрыв глаза, решился тогда на рискованную и почти бессмысленную тактику. Тем не менее в FIA поверили Нандо на слово и признали его невиновным.

Эпоха Нельсона Пике не попала в российский телеэфир. И если сегодня имя трехкратного чемпиона мира попадает в прессу, то только в связи с его вольнолюбивым характером. Мы сразу попали в эпоху Сенны и Проста, так что просто необходимо воздать должное знаменитому бразильцу.


Отец Нельсона доктор Эстасио Сото-Майор имел четверых детей. Он был известен и уважаем в Бразилии уже десяток лет за работу в парламенте и в министерстве здравоохранения. Кроме того он имел опыт тренера национальной сборной по теннису, содержал частный корт и надеялся, что его младший сын - Нельсон когда-нибудь попадет в число ведущих теннисистов Бразилии. Ведь все условия для этого он вполне мог предоставить. Но все сложилось по другому. Не знаю, был бы Нельсон ведущим теннисистом, вполне вероятно, но его увлекало совершенно другое. Ему было трудно дождаться возраста, необходимого для занятий картингом, которым увлекались его старшие товарищи. Нельсон хотел автомобиль. Более чудесного будущего он для себя не планировал. Расказывают, что отец и сын заключили договор - если в теннисном матче победит сын, то он будет заниматься автоспортом, если нет - продолжит занятия теннисом. Игра длилась целый день, свидетелями была вся семья - братья Алексис и Джеральдо, сестра Дженуза и мать - донья Клотильда. Мечта Нельсона, которому в этот день исполнилось 15 лет, сбылась, но поскольку получить водительские права в этом возрасте не было возможности, его отправили в Калифорнию учиться, что он и делал довольно успешно.

Время, проведенное в Америке, не прошло даром для сына богатых родителей. Главное, чему научился Нельсон - умение жить самостоятельно. Возвращение в Бразилию принесло разочарование - брат Алексис разбился на мотоцикле. Отец и слышать не хотел об автоспорте. Однако Нельсон поступил по своему. Он решил участвовать в картинговом чемпионате и вместе со своим другом Алексом Диашу Риберо принялся штурмовать первый гоночный Олимп. Уже второй сезон принес ему звание чемпиона Бразилии в 155 кубовом классе.

Уже тогда фамилия Сото-Майор в протоколах соревнований сменилась на более звучную - Пике - девичью фамилию матери. Скоро эту фамилию узнает весь мир, но девятнадцатилетний юноша еще не знал об этом. Предстояло пройти огромный путь от победы в национальном чемпионате по картингу к трем чемпионским званиям "Формулы-1". Но уже в то время была одна черта, объединявшая тогдашнего юношу и опытного чемпиона - любовь к женщинам. Всю гоночную карьеру его будет сопровождать неофициальное звание "гоночного плейбоя". Но вернемся к нашей истории.

В 1972 году он выиграл основанную "Фольксвагеном" бразильскую серию гонок спортивных автомобилей за рулем "Камбер VW", в 1973 году добился победы в бразильской серии "Спорт-2000" все на том же "Камбер-Фольксваген".

В бразильской "Формуле Супер Ви" в 1974-м и 1975 годах его не раз подводила техника. В 1975-м он в компании с Рибейру участвовал в гонке "Формулы Атлантик". В 1976 году шесть побед обеспечили Пике титул национального чемпиона. Дальнейший путь лежал в Европу. Сезоны 77-го и 78-го годов Нельсон провел в классе F3. В 1977 году он завоевал призовое третье место, а в 78-м в Англии почти вчистую выиграл чемпионат F3.

Победы принесли желаемый результат. Он получил предложение попробоваться на машину "Формулы-1", по завершении тестов дебютировал в Хоккенхайме за рулем "Ensing - Ford" Мо Нанна и до преждевременного схода выглядел неплохо. Затем Пике провел три гонки на частном "Макларене", финишировав девятым в Монце, после чего был ангажирован Берни Экклстоуном в качестве партнера Ники Лауды в "Брэбхем-Альфе". Он многому научился, находясь в одной команде с двукратным чемпионом мира, но при этом не упускал случая показать, что может ездить быстрее австрийца. Правда удавалось это ему крайне нечасто. Впрочем это были времена, когда о "командной борьбе" речь даже не шла. Под руководством Ники Лауды молодой Нельсон получал свое образование в F1. В благодарность за старание он заслужил уважение Ники, который долго считал Пике одним из лучших водителей.

Но сезон 1979-го года был тяжелым для Brabham. Частые отказы техники - из 15 этапов Нельсон смог добраться до финиша только в трех гонках. В результате Пике стал только 15-м, завоевав всего 3 очка. В конце сезона команда сменила мотор Alfa-Romeo на Ford-Cosworth. Но первый полноценный сезон в "Формуле-1" оказался не самым успешным. Все еще было впереди.

Уже через год, в 1980-м, Пике был близок к завоеванию своего первого чемпионского титула. На старте сезона, в Буэнос-Айресе, он финишировал вторым на "Брэбхем-Косворт" ВТ49, сошел в Бразилии, но затем стал четвертым в Кьялами. А чуть позже, в Лонг-Бич, отпраздновал свою первую в "Формуле-1" победу, которая позволила ему возглавить общий зачет чемпионата.

После аварии в Бельгии он стал третьим в Монако, потом вторым за Джонсом в Брэндс-Хэтче и четвертым за ним же в Хоккенхайме. На трассе Зандвоорта пришла вторая победа Нельсона, затем третья - в Монце. Он проиграл в Канаде, а на Уоткинс Глене ошибся и потерял управление под прессингом нового чемпиона мира Алана Джонса и по результатам чемпионата стал вторым. И о нем заговорили. Заговорили как о звезде.

В 1980 году Нельсон также принимал участие в организованной "БМВ" серии "Прокар", где одинаковыми, экипированными двигателями средней мощности автомобилями управляли бывшие и нынешние звезды "Гран-при". Пике стал чемпионом серии. Теперь было просто необходимо победить в "Формуле-1".

Перед началом сезона 1981 года бразилец был уже в числе фаворитов. Интересно, жалел ли тогда Эстасио Сото-Майор о том, что ему не удалось уговорить сына заняться теннисом? Сезон начался не очень удачно. Сначала всего лишь третье место в Лонг-Бич, затем технические проблемы помешали ему показать хороший результат на домашней гонке в Бразилии. Но к третьему этапу все наладилось. Нельсон выигрывает этап в Буэнос-Айресе, затем в Имоле.

Решающее сражение сезона состоялось на Гран При Лас-Вегаса. Впереди шел Джонс с большим отрывом. Рейтеманн плохо стартовал, но имел перед Пике преимущество в одно очко. У Жака Лаффита также был теоретический шанс на первенство. Джонс мчался вперед. Пике и Рейтеманн вели борьбу между собой и за мировое первенство. На 17-м круге Пике обогнал аргентинца. Порядок был следующим: Джонс, Прост, Вильнев, Джакомелли, Лаффит, Уотсон, Пике, Рейтеманн... Жара мучила не только людей, но и машины. Вильнев вышел из игры. Джакомелли сошел. Усталость и цель были единственными в душе Пике. На пит-стопе показалась табличка: осталось 30 кругов (почти 100 км!!!), затем 20 кругов... Пике катился как автомат, ничего не зная, ни о чем не думая... Когда прошло немногим более часа и 44 минут, клетчатый флаг взвился над Джонсом. Затем к финишу пришел Прост, за ним Джакомелли, Мэнселл, Пике, Лаффит, Рейтеманн... Пике заехал в закрытый парк совершенно без сил. Он неподвижно сидел в автомобиле, откуда нужно было только подняться и выйти. Улыбка заиграла на лице после того как он увидел надпись на табло "Nelson Piquet World Champion 1981". Только теперь он осознал, что стал победителем.

Сезон 1982 года стал для молодого чемпиона еще более трудным. В "Формулу-1" входили двигатели с турбонаддувом и конструкторы пытались применить эти мощные, но очень неэкономные моторы. Первый автомобиль с таким мотором фирмы BMW, подготовленный для "Бребхэм" дебютировал 9 мая на "Гран-при Бельгии". На эту модель в полном масштабе выпали "муки творчества" по подготовке шасси нового поколения, адаптированных под специфику "турбо". О надежности первого варианта немецкого двигателя свидетельствует "Гран-при Франции", во время которого команда заменила восемь!!! моторов. Так что сезон 1982 года не позволил Пике повторить прошлогодний результат. Но один раз бразилец все-таки приехал первым - в Канаде, заняв в итоговом протоколе чемпионата лишь 11 место.

К сезону 1983 года был готов ВТ51 - новый автомобиль с граунд-эффектом. Пике выиграл в Бразилии, Италии, на Брэндс-Хэтче. Результатом стал второй титул чемпиона мира, завоеванный в упорной борьбе: гонщик "Рено" Ален Прост отстал всего на два очка. В Кьялами Пике наклеил значок клуба своих фанов на хвост болида Проста, чем вывел последнего из себя. Однажды, когда Жан-Мари Балестр говорил речь, Пике вылил в карман президенту ФИА стакан воды. Солидному Балестру пришлось разразиться смехом.

Поскольку в 1984 году отменили дозаправку, новый ВТ53 родился с топливным баком большего объема. Но преимущество перешло к "Макларенам" с турбомотором "ТАГ-Порше". Достигнутая было в 1983 году надежность была потеряна. Первая победа досталась Пике лишь на седьмом этапе в Канаде, затем последовало первое место и Детройте. Обновленная задняя подвеска позволила Пике достичь второго места на Остеррайхринге и третьего - на вновь отстроенном автодроме Нюрбургринг, но на финише сезона Пике стал лишь пятым в общем зачете чемпионата мира.

В 1985 году основной проблемой ВТ54 была резина "Пирелли", оказавшаяся гораздо хуже используемого повсеместно "Гудьира". Пике, однако, удалось добиться успеха на "Гран-при Франции" и второго места в Монце. В остальном это был не самый удачный год. Было понятно, что успешный этап в истории команды "Brabham" закончился. На снимке - столкновение на "Гран-при Монако" между Пике и Патрезе.

Еще в августе Пике подписал контракт с Френком Вильямсом и, так же как его спонсор "Хонда", был уверен, что, получит место первого пилота с Мэнселлом в качестве поддержки. Наверно, наивно было рассчитывать на такой расклад при широчайшей популярности английского гонщика. Расчет не оправдался, и в 1986 году Пике и Мэнселл сражались на равных, как любая другая пара на одинаковых автомобилях. Но это обстоятельство не испортило отношения между ними.

В первой половине сезона Фрэнк Уильямс не присутствовал на гонках. В апреле, возвращаясь с тестов на автодроме "Поль Рикар", он попал в тяжелейшую дорожную аварию и оказался прикованным к инвалидному креслу. Команда предоставила Пике и Мэнселлу новый "Уильямс" FW11 чуть более компактного дизайна. Нельсон выиграл в Рио в то время, как Мэнселл, атакуя Сенну, угодил в аварию на первом круге. Затем целая серия сходов и низких мест завершилась схваткой на Брэндс-Хэтче, где Мэнселл, выступавший на запасной маните, после того как гонке дали повторный старт из-за массового столкновения в первом повороте, выиграл, к невероятной радости своих английских фанов. После этого азартный бразилец одержал три победы подряд - в Хоккенхайме, на Хунгароринге и в Монце. Мэнселл ответил превосходной гонкой в Эшториле, побив Проста, Пике и Сенну в схватке "колесо к колесу". Однако титул ушел к Просту в Аделаиде, где Пике финишировал вторым, а Найджел на громадной скорости вылетел с трассы из-за взрыва покрышки.

Манера езды Пике не всегда нравилась публике. В 1987-м Мэнселл стабильно выигрывал гонки а Пике приходилось довольствоваться вторыми местами. Однако, он смог одержать три решающие победы, которые сделали его в третий раз чемпионом мира. Мэнселл в Японии врезался на скорости в шинное ограждение и выбыл из борьбы за чемпионский титул. Став чемпионом. Пике сказал, что F1 полностью коррумпирована, и что чиновники FISA и "конюшни" заранее договариваются о чемпионстве. Разве этому кто-то мог тогда в это поверить?

Годы 88-й и 89-й, проведенные в команде Lotus, были несчастливыми для Нельсона. Переход в "Вenetton" принес ему новые победы, однако "солнечный мальчик" - Михаэль Шумахер отодвинул его в сторону. Он оставил F1 и решил попробовать свои силы в INDY, однако, во время тренировочных заездов в Индианаполисе попал в серьезную аварию, получив тяжелые переломы обеих ног. Он вылечился, но не оставил занятия автоспортом. Возраст давал себя знать, и он уже не был тем лихим пилотом, который вдруг стал серьезным соперником Алена Джонса.

В последующие годы он участвовал во многих гонках, самыми серьезными из которых были гонки в Ле-Мане в 1996 и 97-м годах. Однако серьезных успехов не добивался. В 1997 году он возвратился в класс F3... владельцем собственной "конюшни".

При подготовке материала использовались книги: Юха Кярккяйнен "Formula 1 Звезды", Джон Типлер "Формула-1. История побед", Артем Атоян "Формула 1. Гонки и гоночные автомобили", переводные материалы из интернета и периодической печати.

Имя: Нельсон Пике
Страна: Бразилия
Дата рождения: 17 августа, 1952 – Рио-де-Жанейро

Нельсон Сатомайор (Nelson Soutomaior) – настоящее имя гонщика – сын бразильского министра, вырос в достатке в городе Brasilia. Он был прекрасным теннисистом, так же как и его отец, поэтому в 1968 году он был отправлен в школу в Сан-Франциско, Калифорнию для построения совей карьеры в теннисе. В тот период, пока он находился в США, автогонки необычайно заинтересовали его, а по возвращению в родную Бразилию, он начал заниматься картингом под фамилией своей матери Пике (Piquet) для того, чтобы скрыть то, чем он занимался.

Однако проблема заключалась "Nelson Piquet" был настолько быстрым гонщиком, что одержал победу в Чемпионате Бразилии на второй год участия в гонках. Он сообщил своим родителям, что собирается заниматься автогонками, однако его отец отказался спонсировать его и настаивал на том, чтобы сын отправился в университет в США изучать инженерное дело и менеджмент. На заре своей карьеры в автогонках ему приходилось соревноваться со школьниками до тех пор, пока у него не появилось оборудование, необходимое для участия в Чемпионате Brazilian SuperVee. Затем гонщик принял решение, которое перевернуло всю его жизнь. Он определил свою цель – Британский Чемпионат Formula 3. В последствии то привело к разводу с его первой женой Марией (Maria Clara). Нельсон Пике приобрел автомобиль F3 March и в течение следующих 18 месяцев проживал в старом автобусе, максимально ограничивая себя во всем, неофициально участвуя в сериях Европейского Чемпионата F3. К концу года он купил автомобиль Ralt и вскоре начал побеждать в гонках и финишировал третьим в Европейском Чемпионате F3, уступив только Piercarlo Ghinzani и Андре Олфоссону (Anders Olofsson).

Затем гонщик принял решение участвовать в Британских сериях в следующем году в команде Ralt. Его целью было – побороть своего бразильского соперника Чико Серра (Chico Serra), однако вскоре он бросил вызов значительной фигуре того времени Дереку Уорвику (Derek Warwick) и к концу года каждый из гонщиков имел титул F3 в Британии.

В середине сезона Мо Нунн (Mo Nunn) пригласил его в Германию Ensign, которую спонсировала Tissot на Гран-При. Нельсон проделал хорошую работу и стал выступать с командой BS Fabrications, в которой он водил старенький автомобиль McLaren M23. В результате травмы он покинул поле в Австрии и Голландии, однако в Италии гонщик финишировал девятым и Берни Экклстоун (Bernie Ecclestone) решил, что выставит кандидатуру Пике в Brabham-Alfa Romeo на Гран-при в Канаде. Пике стал 14 в квалификации и Экклстоун подписал с ним контракт на 1979 год как на напарника по команде с Ники Лауда (Niki Lauda). Нельсон начал год с участия в Гонке Чемпионов и в конце сезона, став, в конце концов лидером команды, когда австриец решил уйти из спорта.
В следующем сезоне, когда Бребхем (Brabham) отправил Alfa Romeo на соревнование в Cosworth DFVs, Пике стал основным козырем команды, с которым нельзя было не считаться. Он одержал победу в Long Beach, в Zandvoort и Imola и стал вторым после Алена Джонса (Alan Jones) на Чемпионате мира.

В следующем году гонщик одержал победу над Карлосом Рёйтеманом (Carlos Reutemann) в гонке за титул чемпиона мира, опередив его на одно очко в драматическом решающем поединке в Лас-Вегасе. Бребхем тогда в течение 1982 года начал разрабатывать турбо двигатель BMW. Несмотря на то, что Бребхем сумел обеспечить команде BMW первую победу в Канаде, он все же оставался недоволен проблемами с надежностью. Однако уже в 1983 году двигатель был готов, и к концу того года Пике, подобно взрыву, занял второе место, выиграв свой титул в конце сезона, что было достигнуто, по мнению участников команды Renault, благодаря ракетному топливу.

В 1984 году, однако, Brabham-BMW все еще не была равным соперником команде McLaren-TAG, несмотря на то, что Пике одержал пару межсезонных побед. В 1985 году положение дел ухудшилось, так как команда использовала шины Pirelli, в результате Нельсон выиграл только одну гонку на трассе Paul Ricard, когда условия для этих шин были подходящими. В конце концов, в 1986 году Нельсон отверг предложение Экклстоуна (Ecclestone) и подписал контракт с командой Williams. Это был не самый удачный сезон, и Найджел Мэнселл отказался поддерживать Пике, в результате чего эти два гонщика проиграли титул в пользу Алана Проста (Alain Prost) в необычайно решающей гонке в Аделаиде (Adelaide). В следующем году Пике завоевал свой третий титул, вытеснив Мэнселла. К концу года компания Honda решила сотрудничать с командой McLaren, покинув Williams, поэтому Пике решил перейти в команду Lotus, где Camel и Honda ему предложили большую зарплату. Это было похоже на выгодное сотрудничество, однако оно продолжалось недолго. В 1988 и 1989 гг. его карьера застыла и так продолжалось до того момента, пока в 1990 году гонщик не перешел в Benetton, команду, в которой он снова стал успешным. Он закончил год двумя невероятными победами, к которым добавилась победа в Канаде, где его старый соперник Мэнселл, сошел с дистанции на последнем круге.

На Гран-При Италии Benetton наняли Михаэля Шумахера партнером Пике. Нельсон сражался с отвагой, получая отличные предположения. Он уже собирался отправиться в США, когда несчастный случай произошел с ним во время подготовки к Indianapolis 500, после которого он серьезно повредил ноги, после чего вернулся в Бразилию, где начал реализовывать свои бизнес интересы. Сейчас Пике участвует в продвижении автогонок в Бразилии, а также занимается поддержкой карьеры своего сына Нельсона Младшего.

Сегодня речь пойдет об одном из героев "королевского" вида спорта - "Формулы-1". Такое название он получил из-за высокой стоимости проведения соревнований. Цена болида с комплектующими (их 80 000 компонентов) на сезон вам обойдется в 15 000 000 у. е. Это в том случае, если все пройдет гладко, без аварий. Моторы здесь живут недолго на бешеных оборотах. В сезон на них тратится пара миллионов долларов. Плюс еще коробки передач на чуть меньшую сумму. Одна гайка на колесо стоит 110 у. е., их нужно 500 штук, и самих колес с дисками на сотни тысяч долларов. Список расходов длинный, поистине доступный лишь королям.

Факты из биографии

Фамилия героя данной статьи - Соуту-Майор, но он стал известным в мире мотоспорта под именем Нельсон Пике. Сейчас встречается приставка - "старший" или "младший", но об этом чуть позже. У серьезного госслужащего, министра здравоохранения и владельца своего теннисного клуба Эстасио Гонсалвеса Соуту-Майора, который проживал в Рио-де-Жанейро (Бразилия), родился четвертый ребенок. Самого младшего из троих сыновей (одна дочь) назвали Нельсон. Отец возлагал на него большие надежды. Он хотел дать ему хорошее образование, всей душей желал, чтобы мальчик стал чемпионом мира в большом теннисе (отец имел опыт работы главным тренером сборной страны).

Роковой матч

Свой корт у семьи был, деньги тоже. Ничего плохого в этом не было, если не учитывать, что мальчику нравились автомобили и быстрая езда. Ходят слухи, что между сыном и отцом состоялся теннисный матч-пари. Если выиграет отец, то сын должен будет заниматься теннисом, ну, а если проиграет, то разрешит ему покорять автоспорт. Нельсон выиграл, но в возрасте 15 лет ему еще не разрешалось водить машину.

Образование и первые гонки

Чтобы отвлечь сына от гонок, родители воспользовались моментом и отправили сына учиться в Калифорнию. Нельсон учил английский и перенимал опыт самостоятельной жизни от богатых родителей. По приезду домой его ожидала плохая новость. В автокатастрофе на мотоцикле разбился его старший брат. О мотоспорте поднимать тему на семейном совете после этого было неуместно. Но против природы не пойдешь, и Нельсон все-таки принимал участие в гонках на картингах.

Довольно быстро он стал чемпионом Бразилии в классе моторов с объемом не больше 155 кубических сантиметров. Чтобы родственники не узнали об этих занятиях, в протоколах Нельсон указывал девичью фамилию своей матери - Пике. Страсть к машинам и женщинам дала ему прозвище "гоночный плейбой". В начале семидесятых годов он выигрывал различные национальные гонки. В 1976 году добыл титул национального чемпиона, шестикратно выигрывая в "Формуле Супер Ви" и "Атлантик".

Начало великой карьеры

Дальше путь лежал в Европу, где в 1978 году автогонщик Нельсон Пике неоднократно становился призером разных соревнований и в конце концов выиграл чемпионат Англии в "Формуле-3". За это он получил приглашение попробовать свои силы в гонках "Формула-1". И тут началась его великая карьера. Получая образование у самого из новичков Нельсон стремительно переходил в асы автоспорта тех времен.

Победы

Непрерывно участвуя в 14 сезонах F-1 в течение семи лет гонок, Нельсон Пике - старший трижды становился чемпионом мира (в 1981, 1983, 1987 годах). Один раз занимал вторую ступеньку и трижды был на третьем месте. Выступал очень стабильно на то время, когда еще техника была далека от совершенства. Турбоподдув только начал вводиться, необходимо было особое умение, чтобы держать баланс моторов от перегрева. Нельсон Пике хотя бы один раз, но побеждал в одном из Гран-При в своих 10 сезонах из 14. Видеть гонки тех времен мы можем сейчас лишь в интернете. У нас в странах СССР еще не было в то время трансляций этого вида спорта, чтобы не отвлекать народ от строительства коммунизма.

Нельсон Пике в интервью не мог не отличиться, чтобы не обмолвиться острым словцом о своих коллегах. Одного из них после аварии в гонке он даже попытался побить. Дело было в 1982 году на Гран-При в Германии, когда после столкновения на трассе Нельсон Пике не смог удержать пыл и нанес несколько ударов чилийскому гонщику Элисио Салазару. Благо, гонщики на тот момент еще были в шлемах и защитных костюмах, так что серьезных увечий нанести не получилось бы даже при сильном желании. Но факт остался фактом.

Младший сын великого гонщика

Один из сыновей гонщика - Нельсон Пике - младший, как его называют в прессе (второе прозвище - Нельсиньйо) пошел по стопам своего папы. Он был скандальным участником "Формулы-1". Устроил драку в NASCAR в борьбе даже за 14-ю позицию. Был один темный ход в команде "Рено", за которую на тот момент выступал Нельсон Пике - младший. Под угрозой увольнения ему было предложено устроить подставную аварию на Гран-При в Сингапуре 2008 года, где после удачной разводки выиграл его коллега по команде Фернандо Алонсо.

После ухода из F-1 по настоянию его отца был поднят этот факт. Зачинщики этой аварии - легендарный Флавио Бриатоле и Пет Симондс - в нужное время оказались в нужном месте. Они понесли наказание в виде отстранения от великого спорта, и до сих пор по этому делу тянутся судебные тяжбы. Гонщиков все же помиловали в этом случае.

Личная жизнь

Несомненно, это великий спорт, так что и разборки в нем тоже не мелкие. Но заслуги Нельсона Пике эти случаи не уменьшают. У него большая семья и много детей. Пять сыновей и две дочери. Об этом достижении можно долго писать. Сейчас супруги не живут вместе. Женой Нельсона Пике была голландская модель Сильвия Тамсма, с которой они прожили яркие годы жизни. Все их сыновья отличились, кто в большей, кто в меньшей степени, в автоспорте. Красавицы-дочки тоже не остались серыми мышками. Младшая дочь Джулия снялась в 2003 году в фильме "Второй шанс".

Келли - старшая дочь Пике

Старшая дочь Нельсона Пике Келли родилась 7 декабря 1988 года, когда родители жили в Германии. Училась в Европе, но старшую школу окончила уже в Бразилии. Высшее образование в сфере международных отношений получила в Нью-Йорке. Свободно владеет английским, португальским и французскими языками. Вела блоги разных модных журналов. Работала волонтером в Танзании - учила деток английскому языку. И с 2014 года начала руководить отделом SMM и ведет странички в соцсетях о соревнованиях "Формулы-Е". Но самое интересное, что на одной из вечеринок в Монако ее видели в компании с нашим гонщиком из "Формулы-1" - Даниилом Квятом.

Хоть разница у них в шесть лет, но их отношения развиваются. Возможно, когда-то Даниил наконец-то станет первым чемпионом из России в этих престижных мировых соревнованиях, а может, даже и зятем выдающемуся трехкратному чемпиону в "Формулы-1" - Нельсону Пике - старшему, который и дальше продолжает свои заезды.

После ухода из F-1, сделав свой последний заезд в Гран-при Австралии в 1991 году, он ушел в тень. Молодой Михаэль Шумахер установил надолго свое лидерство в этих соревнованиях. Нельсон Пике не стал унижать себя постоянными поражениями. Для великого гонщика это было бы слишком обидно. Лучше навсегда остаться в сердцах своих болельщиков победителем. Нельсон так и поступил.

Но, видимо, возраст начал брать свое, большой спорт остался позади. Нельсон не сдавался и продолжал гонки в серии INDY, где получил серьезное предупреждение свыше. Он попал в тяжелую аварию и переломал обе ноги. После выздоровления все равно продолжал выступления, теперь уже в гонках серии "Ле-Ман" в 1996-1997 годах. Но так и не добившись серьезных результатов, понял, что нужно дать дорогу молодым, и ушел руководить своей собственной железной конюшней в "Формуле-3".



  • Разделы сайта