Немецкий автогонщик семикратный чемпион формулы 1. Единственный экс-напарник Михаэля Шумахера, ставший чемпионом

Итоги опроса F1 Racing о самых быстрых гонщиках.

Жюри

Гэри Андерсон, Даниэле Аудетто, Мартин Брандл, Кристиан Даннер, Энтони Дэвидсон, Ник Фрай, Джон Хауэтт, Эдди Джордан, Руперт Киган, Лука Марморини, Сэм Майкл, Тьяго Монтейру, Макс Мосли, Стирлинг Мосс, Ян Филипс, Тони Парнелл, Серхио Ринланд, Кеке Росберг, Рикард Райделл, Пол Стюарт, Ханс Штук, Пол Стоддарт, Марк Зурер, Пэт Симондс, Патрик Тамбэ, Марио Тайссен,Жан Тодт, Паскаль Васселон, Чарли Уайтинг.

Как мы считали

Каждый член жюри составил свой список из 20 быстрейших, по его мнению, гонщиков Формулы 1 с 1950-го по 2006-й; лучшему присуждалось 20 очков, второму – 19, и т. д. Статистические данные гонщиков высчитывались на основании истинного количества их стартов в Гран При, но сравнение с их напарником по команде проводилось только по времени квалификации – вне зависимости от того, стартовали ли они в гонке. Процент поулов берется из отношения поул-позиций к количеству проведенных квалификаций, Процент быстрых кругов – из числа Гран При, в которых гонщик стартовал.

10. Йохен Риндт (Австрия)
Карьера в Ф1 60 ГП, 1964-70
Квалификации относительно напарников 71% (44:18)
Процент поулов 16% (10)
Процент быстрых кругов 5% (3)

Результаты не соответствовали таланту, пока в 1969 году он не перешел в Lotus, но скорость его была очевидна с того самого момента, как в 1964-м он ворвался на арену Ф2. В памяти тех, кто мог наблюдать его изумительную технику вождения в сносе из-за ограждения в «Кристал Палас» или с заснеженной насыпи промозглого Нюрбургринга, он остался именно таким: самым быстрым из всех. Когда он наконец получил козырное место в Ф1, сомнения в прочности конструкций, созданных Колином Чепменом, ничуть не сказались на его бравурном стиле, когда Йохен выходил на трассу. Это сочетание принесло ему чемпионский титул – и стоило ему жизни. За рулем сегодняшних безопасных машин Ф1 он смотрелся бы потрясающе!

9. Джеки Стюарт (Великобритания)
Карьера в Ф1 99 ГП, 1965-73
Квалификации относительно напарников 77% (71:21)
Процент поулов 17% (17)
Процент быстрых кругов 15% (15)

Его никогда не заботили поулы, до середины пятого сезона на счету у Джеки не было ни одного. А потом посыпались, как из рога изобилия и понять, как ему это удается, было почти невозможно – настолько легко он побеждал в квалификациях. При необходимости он действовал, как тигр – летел на озорующем BRM по старой трассе Спа, круг за кругом преследовал Риндта в Сильверстоуне, четко повторяя все его маневры, все сносы – но куда более типичной для Стюарта была гонка в Монако, когда он вел свой Tyrrell, на котором остались только передние тормоза, к победе так, будто с машиной все было в полном порядке. Мягко сбавляя газ, мягко нажимая педаль тормоза, мягко ее отпуская, чуть-чуть прибавляя газ… – вот как он действовал за рулем Matra, BRM и Tyrrell. Мало у кого это получалось так же легко...

8. Фернандо Алонсо (Испания)
Карьера в Ф1 86 ГП, 2001-06
Квалификации относительно напарников 67% (59:29)
Процент поулов 17% (15)
Процент быстрых кругов 9% (8)

Алонсо отличается уникальным стилем вождения, который требует умелого блокирования колес на входе в поворот, чтобы заставить машину заплясать на апексе. Кажется, что это противоречит логике, и уж точно – законам физики в том смысле, как ее понимают в этом виде спорта. Добавьте сюда холодный, расчетливый, безошибочно действующий ум – и вам уже не будет казаться удивительным то, что Фернандо стал самым молодым чемпионом за всю историю Формулы 1. Он добивается успехов, потому что его талант – его скорость – совершенен. Обладая аналитическим умом, позволяющим варьировать темп по ходу гонки, Алонсо может легко побеждать, стартуя из первых рядов. Но он бывает и грозным бойцом, способным стремительно рассечь пелетон, не позволяя себе даже короткой паузы, чтобы перевести дух. Он великолепно справляется с гигантским прессингом, прибавляя по мере повышения ставок – и умеет бескомпромиссно сражаться колесо в колесо, даже когда условия не равны. Подобный подход помог ему в блестящем стиле завоевать два чемпионских титула, оставив позади соперников, располагавших более быстрыми машинами.

7. Мика Хаккинен (Финляндия)
Карьера в Ф1 161 ГП, 1991-2001
Квалификации относительно напарников 71% (117:48)
Процент поулов 16% (26)
Процент быстрых кругов 16% (25)

Хаккинен был не первым «летучим финном» Формулы 1 – до него так называли Кеке Росберга, – но Мика отличался еще более высокой скоростью, чем его предшественник. Более того, он был из тех гонщиков, кто сражается тем отчаяннее, чем выше цель. Другими словами, это был великолепный матчевый игрок. Некоторые, из завоеванных им 26 поулов, казались пугающе стремительными, – отчасти, возможно, из-за серебристой раскраски его McLaren. А еще он отличался отвагой. Те счастливчики, которым довелось побывать в Спа в 2000 году, до конца своих дней будут вспоминать, как он обогнал Шуми.

6. Хуан Мануэль Фанхио (Аргентина)
Карьера в Ф1 51 ГП, 1950-58
Квалификации относительно напарников 86% (43:7)
Процент поулов 57% (29)
Процент быстрых кругов 45% (23)

В 1950 годы гонщики просто прыгали в свои машины с мотором, расположенным впереди, и мчались к финишу. Если хватало здравомыслия, они оставляли кое-какой запас, не приближались к изгородям и канавам, держались подальше от домов и деревьев. Временами Фанхио давал волю чувствам: на крутых подъемах и спусках Руана или во время своей отчаянной погони за Майком Хоторном и Питером Коллинсом на Ринге в 1957-м, за что был по праву отнесен к сонму «бессмертных». Но обычно он делал ровно столько, сколько было нужно, чтобы напомнить своим соперникам, кто тут лучший (а у них благоговейное восхищение вызывало и его умение справляться со страхом смерти), кому удалось завоевать пять чемпионских титулов.

5. Ронни Петерсон (Швеция)
Карьера в Ф1 123 ГП, 1970-78
Квалификации относительно напарников 41% (28:40)
Процент поулов 11% (7)
Процент быстрых кругов 7% (9)

Woodcote. Тот, прежний, который когда-то проходили на скорости за 200. И который был знаменит своей ужасной кочкой – прямо посередине. И вот в него входит Супершвед. В заносе! Кр-р-ру-то! Должно быть, ему повезло, что он счастливо спасся, – но ведь кругом ранее он проделал здесь то же самое. И вот он летит снова. Боже мой! Глаз не оторвать – но это, скорее всего, стоило ему потери времени… А вот и нет – Ронни взял поул. Эмерсон Фиттипальди, в те времена самый молодой чемпион мира, был в Lotus любимчиком – пока в 1973 году не получил в напарники Петерсона. Он ничем не мог ответить на скорость шведа, и был, вероятно, единственным парнем в мире, кто недолюбливал потрясающего, бесподобного Ронни.

4. Найджел Мэнселл (Великобритания)
Карьера в Ф1 187 ГП, 1980-95
Квалификации относительно напарников 47% (91:103)
Процент поулов 17% (32)
Процент быстрых кругов 16% (30)

Il Leone – «лев» для итальянских тифози – получил свое меткое прозвище за то, что его лучшие выступления отличали редкостный напор, отвага и мощь. Вне машины Мэнселл частенько казался запуганным параноиком, но все эти слабости искупал, когда садился в кокпит, демонстрируя в гонках невероятную отвагу. И когда бы он ни выходил на бой, этот запас стойкости делал его непобедимым. Вспомните его обгон Пике в Сильверстоуне в 1987 году, резкий бросок мимо бессильного Айртона Сенны в Венгрии в 1989-м или захватывающий дух прорыв по внешней траектории мимо Бергера в профилированном вираже Peraltada в Мексике в 1990-м. Только Мэнселл мог выжать такое из гоночной машины. Рикардо Патрезе однажды показалось, что это уже чересчур. «Сними штаны, Найджел, – пошутил итальянец после того, как британец привез ему 2 секунды, завоевав поул на Гран При Великобритании 1992 года. – Хочу своими глазами увидеть, сколь велика твоя отвага…»

3. Джим Кларк ((Великобритания)
Карьера в Ф1 72 ГП, 1960-68
Квалификации относительно напарников 83% (60:12)
Процент поулов 46% (33)
Процент быстрых кругов 39% (28)

Если статистика и свидетельствует об уровне скорости гонщика, то это справедливо в отношении Джима Кларка: стартовав в 72 гонках, он выиграл 25, но вторым финишировал лишь однажды (на Нюрбургринге в 1963-м), причем, с «чихавшим» мотором Climax. Ошибки? Трудно припомнить. В Гонке чемпионов 1965 года он летел по трассе в стиле Сенны, испытывая невероятный прессинг со стороны Дэна Герни. В 1960-м в Порту во время тренировки потерял управление своим Lotus 18 на трамвайных путях. Во всем остальном же – только безупречное, превосходно отточенное вождение.

Сильверстоун, 1965 год: падало давление масла, на последних кругах Кларк даже выключал мотор, походя повороты Stowe и Club, но мимо боксов проносился на полной скорости, чтобы ничем не выдать свои проблемы соперникам (и одолел Грэма Хилла, который шел на пределе). Монца, 1967 год: потеряв целый круг после прокола колеса, Кларк на последних кругах вышел в лидеры, но проиграл из-за утечки топлива. Он великолепно смотрелся даже за рулем неконкурентоспособной машины, – к примеру, в 1966 году, когда круг, принесший ему поул в Монако, придал новый смысл понятию «совершенство». Так чем же он был хуже Сенны или Шумахера? Ответ: ничем.

2. Михаэль Шумахер (Германия)
Карьера в Ф1 249 ГП, 1991-2006
Квалификации относительно напарников 86% (214:36)
Процент поулов 27% (68)
Процент быстрых кругов 31% (76)

Почему Михаэля сочли не таким быстрым, каким был Сенна? Ответить на этот вопрос не так-то просто. Видимо, наши присяжные выносили свой вердикт как под влиянием эмоций («Айртон соперничал с Михаэлем на абсолютно легальном Williams» или «Сенна не позволял себе выходок вроде той, какую Шуми допустил в Монако»), так и полагаясь на здравый анализ. Ибо такова загадка Айртона Сенны. Чего не было у Михаэля, так это странной манеры Айртона на протяжении всей карьеры поигрывать газом в ожидании «момента». Михаэль, напротив, демонстрировал образцовое терпение.

В свою эпоху, в дни, когда столь многое зависит от техники, Михаэль был лучшим. Он знал, как надо проходить круг: результаты во вторых квалификационных сессиях трех последних этапов сезона-2006 останутся лучшими в его карьере, лучшими за все времена. Он не боялся перемен и с максимальным эффектом использовал любые «примочки», появлявшиеся на машине. Он всей душой и сердцем стремился окружить себя безупречной командой. Он без конца совершенствовал свои собственные способности. Он был безупречен в любых условиях: на быстрых трассах и на медленных, под дождем и в сухую погоду, в хорошей машине или в плохой, стартуя из хвоста пелетона или же с поула. И он ненавидел проигрывать – просто не признавал поражений. И при всем этом был быстр.

1. Айртон Сенна (Бразилия)
Карьера в Ф1 161 ГП, 1984-94
Квалификации относительно напарников 89% (141:18)
Процент поулов 40% (65)
Процент быстрых кругов 12% (19)

Удивлены? Вот и мы тоже нет. Пока Шумахер, наконец, не побил мировой рекорд Сенны по количеству поулов (у Айртона их было 65), это число было таким же символом величия в спорте, как 1220 голов, забитых Пеле за годы его карьеры, или три победы Эмиля Затопека (в беге на 5000 м, 10000 м и в марафоне) на Олимпийских играх в Хельсинки в 1952 году. Но статистика, как и у всех немногочисленных гениев спорта, умевших заставить своих соперников выглядеть не более чем середняками, это только половина истории. Сердца заставляла биться манера, в какой Сенна добивался своих триумфов.

Воспоминания о его квалификации в Монако-1988 (на полторы секунды быстрее Проста – на такой же машине, между прочим) до сих пор вызывают восхищение, а Сенна, словно усиливая магию своего волшебства, не мог найти слов, чтобы объяснить, откуда взялась такая скорость. Вот и в Донингтоне в 1993-м он каким-то образом умудрился, словно по волшебству, найти поразительное сцепление на абсолютно мокром асфальте, на котором его соперники скользили, словно пьяные на катке. Так был ли он безупречным гонщиком? Нет, он был слишком безжалостен, иногда до безумства. Но удавалось ли еще хоть кому-нибудь вести машину Ф1 быстрее него, с таким же напором, с пустыми баками на последних секундах любой из квалификаций конца 80-х или начала 90-х? Абсолютно точно – нет. Никому. Он был не просто быстр, он был сама СКОРОСТЬ.

Гонщики, занявшие места с 11 по 50...

11 Жиль Вильнев Канада
12 Стирлинг Мосс Великобритания
13 Кими Райкконен Финляндия
14 Ален Прост Франция
15 Нельсон Пике Бразилия
16 Альберто Аскари Италия
17 Эмерсон Фиттипальди Бразилия
18 Ники Лауда Австрия
19 Штефан Беллоф Германия
20 Кеке Росберг Финляндия
21 Джеймс Хант Великобритания
22 Алан Джонс Австралия
23 Франсуа Сэвер Франция
24 Крис Эймон Новая Зеландия
25 Хуан-Пабло Монтойя Колумбия
26 Жаки Икс Бельгия
27 Марио Андретти США
28 Карлос Рейтеманн Аргентина
29 Том Прайс Великобритания
30 Джоди Шектер Южная Африка
31 Деймон Хилл Великобритания
32 Джек Брэбем Австралия
33 Джузеппе Фарина Италия
34 Ханс-Йоахим Штук Германия
35 Карлуш Пас Бразилия
36 Тони Брукс Великобритания
37 Джон Сертис Великобритания
38 Джонни Серво-Гавен Франция
39 Герхард Бергер Австрия
40 Йо Зифферт Швейцария
41 Дидье Пирони Франция
42 Ярно Трулли Италия
43 Марк Уэббер Австралия
44 Рене Арну Франция
45 Жан Алези Франция
46 Дэн Герни США
47 Риккардо Патрезе Италия
48 Жан-Пьер Жарье Франция
49 Дженсон Баттон Великобритания
50 Тони Брайз Великобритания

Вот и завершился сезон-2016, по итогам которого Нико Росберг впервые в карьере стал чемпионом мира. Что нужно знать о немецком гонщике Mercedes? сайт предлагает взглянуть на факты...

1. 33-3-3

Впервые за шесть последних лет в Королевских гонках появился новый чемпион мира, который стал 33-м в истории Формулы 1. С 2010 по 2013 годы доминировал Себастьян Феттель, а в 2014-м пальму первенства перехватил Льюис Хэмилтон, добавивший два титула к завоёванному в 2008-м.

При этом Росберг стал всего третьим немецким чемпионом после Михаэля Шумахера и Феттеля и третьим гонщиком, ставшим чемпионом за рулём машины Mercedes после Хуана-Мануэля Фанхио и Хэмилтона.

2. Второй в истории чемпион после Деймона Хилла, чей отец также выигрывал чемпионат мира

Отец Нико Кеке завоевал титул в 1982-м. Правда, если Росберг-старший сделал это с одной победой в кармане, то младшему потребовалось целых девять викторий по ходу сезона.

К слову, за всю свою карьеру в Формуле 1, а это девять сезонов, Кеке выиграл пять гонок. Единственная победа в чемпионском сезоне-1982 стала для него ещё и первой.

3. Всего пятый чемпион, одолевший напарника-чемпиона

Росберг стал всего лишь пятым в истории гонщиком, отобравшим титул действующего чемпиона мира у собственного напарника по команде. В последний раз подобное было 27 лет назад, в 1989 году, когда Ален Прост опередил партнёра по McLaren Айртона Сенну.

1989 (Айртон Сенна-Ален Прост, McLaren), 1985 (Ники Лауда-Ален Прост, McLaren), 1967 (Джек Брэбэм-Денни Хьюм, Brabham), 1951 (Нино Фарина-Хуан Мануэль Фанхио, Alfa-Romeo).

4. Десять лет к чемпионскому титулу

Ещё четыре года назад казалось, что Нико Росберг так и останется в числе подающих надежды. До Гран При Китая-2012 на счету немца не было ни одной победы. На тот момент у него за плечами было шесть сезонов в Формуле 1 и 111 стартов. Дольше него первую викторию ждали лишь Дженсон Баттон, Рубенс Баррикелло, Ярно Трулли и Марк Уэббер. Правда, из них только Баттону удалось впоследствии стать чемпионом. Британец сделал это на девятый год выступлений в Формуле 1.

Росбергу потребовалось десять лет, но немец отнюдь не рекордсмен в этом отношении. Дольше остальных, 12 лет, ждал Найджел Мэнселл, дебютировавший в 1980-м, а выигравший титул лишь в 1992-м.

5. На равных с Найджелом Мэнселом и Михаэлем Шумахером

Росберг повторил достижение Мэнселла в 1992-м и Шумахера в 1995-м, 2000-м и 2001-м, выиграв чемпионат мира с девятью победами. Правда, это не рекорд. В 2004-м Шумахер одержал 13 побед, а в 2013-м с таким же количеством викторий титул выиграл Себастьян Феттель.

6. Единственный экс-напарник Михаэля Шумахера, ставший чемпионом

Нико Росберг был 11-м и последним партнёром Михаэля Шумахера, с которым он выступал за Mercedes с 2010 по 2012 год. Уже тогда он сделал то, что не удавалось никому из его предшественников – опередил именитого гонщика в чемпионате (Эдди Ирвайн в 1999-м не в счёт, учитывая, что Шумахер пропустил большую часть второй половины сезона из-за перелома ноги). Теперь он сделал ещё один, пусть не самый заметный, но всё-таки важный шаг – стал первым и единственным бывшим напарником Шумахера, который сумел стать чемпионом мира. Нельсон Пике, являвшийся первым напарником Михаэля в Benetton в 1991-м, все три своих титула выиграл до прихода Шумахера.

7. 13-й чемпион, выигравший по ходу сезона четыре гонки подряд

Статистика говорила в пользу победы Нико Росберга в чемпионате ещё после первых четырёх этапов сезона, которые немец выиграл вчистую. За все предыдущие 66 лет проведения чемпионата мира пилот, выигравший четыре гонки подряд, в конце сезона обязательно завоёвывал титул. Данная статистика сработала и в 2016 году, но в то же время была нарушена! Ведь Льюис Хэмилтон тоже выиграл четыре гонки, причём дважды, но это не помогло ему опередить напарника по команде. Кроме того, британец стал обладателем ещё одного антирекорда, став первым гонщиком, выигравшим по ходу сезона больше восьми гонок, но оставшимся без титула.

Альберто Аскари (6 побед подряд, 1952), Джек Брэбэм (5 побед подряд, 1960; 4 победы, 1966), Джим Кларк (4 победы подряд, 1963; 5 побед, 1965), Йохен Риндт (4 победы подряд, 1970), Айртон Сенна (4 победы подряд, 1988, 1991), Найджел Мэнселл (5 побед подряд, 1992), Ален Прост (4 победы подряд, 1993), Михаэль Шумахер (4 победы подряд, 1994, 2002; 7 побед, 2004), Фернандо Алонсо (4 победы подряд, 2006), Дженсон Баттон (4 победы подряд, 2009), Себастьян Феттель (4 победы подряд, 2012; 9 побед подряд, 2013) и Льюис Хэмилтон (5 побед подряд, 2014).

8. Третий чемпион под шестым номером

Всего в третий раз в истории Формулы 1 чемпионом мира стал гонщик на машине под шестым номером. В 1982 году именно с таким номером выиграл чемпионат отец Нико, а в 2007-м чемпионом с цифрой 6 на своём автомобиле стал Кими Райкконен.

9. Звание лучшего из остальных вновь возвращается Стирлингу Моссу

Имея в своём активе 23 победы, до финиша Гран При Абу-Даби Нико Росберг возглавлял список пилотов с наибольшим количеством викторий без чемпионского титула. Но теперь он избавился от этого не самого приятного клейма, которое вернулось к сэру Стирлингу Моссу, за свою карьеру выигравшему 16 гонок, но так и не ставшему чемпионом мира.

Кроме того, Мосс снова стал первым не чемпионом мира с наибольшим количеством кругов во главе пелотона (1177 кругов, 16-й за всю историю) и гонок с лидированием от старта до финиша (5).

10. 36-я победа в чемпионате без выигранной гонки

Развязка борьбы в чемпионате на Гран При Абу-Даби стала 36-м случаем в истории, когда гонщик завоевал титул без победы в гонке.

Как бы ни заявлял Росберг о намерении бороться за победу в каждой отдельной гонке в финальной части чемпионата, ни один из четырёх последних Гран При сезона-2016 он не выиграл. В истории Формулы 1 были и другие чемпионы, которые оставались без побед в нескольких последних Гран При: Айртон Сенна (4 последние гонки, 1990), Ники Лауда (4 последние гонки, 1977), Джек Брэбэм (4 последние гонки, 1959). Лидерами по этому показателю являются Нельсон Пике (5 последних гонок, 1981, 1987), Ален Прост (6 последних гонок, 1993) и Дженсон Баттон, который не выиграл ни одной из десяти последних гонок своего чемпионского сезона в 2009 году.

10-го марта мир Формулы-1 был опечален новостью о кончине чемпиона Формулы-1 1964 года и четырехкратного чемпиона мотогонок в классе 500сс Джона Сертиса , который покинул нас в возрасте 83 лет после продолжительной борьбы с респираторным заболеванием. В свое время чемпион элитного класса мотогонок сумел стать девятым по счету триумфатором Больших Призов в составе Ferrari, а после кончины Джон стал 13-м чемпионом Формулы-1 среди тех, которые покинули нас, присоединившись к дюжине легендарных пилотов, покорявших сердца болельщиков до и после него.

Xsport.ua предлагает почтить память всех ушедших чемпионов, вспомнив их заслуги на гоночных автодромах и далеко за их пределами:

Австриец Йохен Риндт вошел в историю Формулы-1 как единственный чемпион, получивший свой титул посмертно. Золотой сезон гонщика Lotus пришелся на 1970 год. Казалось, ничто не помешает этому парню стать новым триумфатором королевских автогонок, однако судьба распорядилась иначе. Пообещав своей супруге Нине уйти из опасного вида спорта сразу же после завоевания чемпионского титула, бесстрашный Риндт и не подозревал, что на тестовых заездах Гран-при Италии в Монце эксперимент команды закончится для него трагично. Вылетев в отбойник перед «параболикой», Ринд погиб в возрасте 28-ми лет, однако завоеванных баллов ему хватило, дабы стать чемпионом сезона-1970.

Майк Хоторн, с которого начался бум на британских гонщиков в Формуле-1, был поистине великим пилотом. Обладая незаурядным талантом, Майк просто не мог не остаться не замеченным Энцо Феррари, за команду которого ему удалось стать самым молодым на то время чемпионом Формулы-1 1958 года, выиграв при этом всего одну гонку. Дождливым утром 22 января следующего года на своем собственном автомобиле Jaguar Хоторн попал в аварию, которая так рано забрала жизнь первого британского чемпиона.

Майк Хоторн / Keystone/Getty Images

Автор многих рекордов Формулы-1, победитель легендарной гонки «Инди-500» и двукратный чемпион Больших Призов Джим Кларк прожил короткую, но достойную жизнь. Достигнув небывалых высот и побив рекорд Хуана-Мануэля Фанхио по количеству побед в Формуле-1 (25-й триумф в Южной Африке, к сожалению, стал для него последним), Джим не собирался останавливаться на достигнутом, активно участвуя во всевозможных заездах. Тем не менее, авария на треке «Хоккенхаймринг», произошедшая из-за неисправностей подвески, оставила мир Формулы-1 без талантливого чемпиона 1963 и 1965 года.

Джим Кларк / Victor Blackman/Express/Getty Images

Жизнь Айртона Сенны, трехкратного чемпиона Формулы-1 (1988, 1990-1991), трагически оборвалась в первый день мая 1994 года на Гран-при Сан-Марино. Легенда мирового автоспорта, самый известный гонщик планеты, волшебник бразильской торсиды и герой в глазах миллионов фанатов автоспорта ушел из жизни в возрасте 34-х лет после страшной аварии в его первом сезоне за Williams, в котором с самого начала что-то пошло не так. Несмотря на столь раннюю гибель, этого чемпиона Формулы-1, пожалуй, никогда не забудут.

Айртон Сенна / Mike King/Getty Images

Сын любимчика Энцо Феррари стал одним из первых звездных пилотов в команде своего соотечественника. Альберто Аскари на протяжении всей своей карьеры (за исключением нескольких гонок) был верен «вздыбленной лошадке» Энцо, получая за это не маленькие гонорары. Его отважный стиль пилотирования, безусловно перешедший ему в дар от отца Антонио, помог гонщику дважды завоевать чемпионский титул (1952-1953) и стать вторым и последним итальянцем, взобравшимся на вершину королевы автоспорта.

На внеплановых тестах гоночного автомобиля Ferrari 750 Аскари, впервые севший за руль без своего шлема и перчаток, разбился на треке в Монце. Всю жизнь опасаясь числа 26 (отец Антонио погиб 26-го июля), двукратный чемпион Формулы-1 умер по дороге в госпиталь 26-го мая 1955 года.

Альберто Аскари / Allsport Hulton

Джеймс Хант был дерзким и талантливым гонщиком, хотя его образ жизни, с нескончаемыми вечеринками, алкоголем, сигаретами и толпами любовниц, едва не стал причиной досрочного завершения карьеры. Но Джеймс был настолько сильным пилотом, что несмотря ни на что сумел справиться со сложнейшими условиями в тот момент, когда его главный соперник в борьбе за титул решил прекратить гонку из-за весьма опасных условий дождливого трека «Фудзи». Хант стал чемпионом в 1976-м, а уйдя на пенсию, умер от сердечного приступа в своем доме 15 июня 1993 года, лишь несколько месяцев не дожив до своего 46-летия.

Джеймс Хант / Minihan/Evening Standard/Getty Images

Обладатель так званой «Тройной короны» Грэм Хилл и в наши дни остается уникальным гонщиком. Помимо двух чемпионских титулов Формулы-1 (1962-го и 1968-го года), британцу удалось навсегда войти в историю мирового автоспорта, став единственным в мире человеком, которому покорились три главных гонки планеты в трех разных чемпионатах: Гран-при Монако в Формуле-1, «Инди-500» в IndyCar и марафон «24 Часа Ле-Мана», к триумфу в котором он шел долгих 10 лет.

Погиб чемпион в ужасной авиакатастрофе, которая произошла 29-го ноября 1975 года близ аэродрома «Аркли» в Лондоне после того, как Хилл в условиях низкой видимости из-за тумана пытался посадить самолет, в котором вместе с ним летели и представители команды Embassy Hill.

Грэм Хилл / Ronald Dumont/Express/Getty Images

Единственный в истории Новой Зеландии гонщик, покоривший Формулу-1, не был самым выдающимся пилотом, однако его достижение навсегда вписано в зал славы Формулы-1. Денни Халм (иногда его фамилию читают как Хьюм) за всю карьеру в 10 сезонов выступал всего за две команды, и с коллективом Brabham ему удалось стать лучшим пилотом сезона-1967. Тогда он отобрал титул у гонщика и владельца конюшни Джека Брэбема, из-за чего уже в следующем году вынужден был искать себе место в другой команде, которой стал коллектив McLaren, где особых вершин достичь так и не удалось. Официально смерть гонщика настала от сердечного приступа четвертого октября 1992 года, который произошел во время участия 56-летнего пилота в гонке Bathurst 1000 в Австралии.

Денни Халм / Victor Blackman/Daily Express/Hulton Archive/Getty Images

Чемпионство Джузепе Фарины, или как его все называли, Нино, стал особенным. Итальянец стал первым обладателем титула в истории Формулы-1, выиграв к тому же первую гонку этого чемпионата за рулем команды Alfa Romeo. Талант этого гонщика был по-настоящему велик, однако его карьера в Больших Призах в силу возраста оказалась весьма не продолжительной. Официально завершив ее в 1958 году, Нино Фарина погиб в автомобильной аварии, которая произошла 30 июня 1966 года, однако навсегда и для всех он остался первым во всем.

Филип Хилл выиграл чемпионат Формулы-1 в 1961 году, за сезон до того, как этот же турнир покорился его однофамильцу Грэму. Заслужив расположение «Инжиньери» Феррари победой в «24 Часах Ле-Мана» и выиграв за его команду всего две гонки сезона-1961 уже в Формуле-1, Фил сумел стать первым американским триумфатором в истории королевы автоспорта, и представителем пятой нации после Италии, Аргентины, Британии и Австралии страны, которым удавалось покорить чемпионат.

Этот человек навсегда вписал свое имя во все легенды о Формуле-1. Хуан-Мануэль Фанхио стал первым пятикратным чемпионом мира (1951, 1954-1957). Выиграв все свои титулы на заре формирования королевских автогонок, его достижение оставалось недосягаемым вплоть до прихода в Формулы-1 Михаэля Шумахера, которому единственному удалось превзойти «Маэстро». Однако главным достижением аргентинского гонщика нужно считать то, что, несмотря на свой бесстрашный стиль пилотирования, он сумел не распрощаться с жизнью на трассе, остаться невредимым после похищение кубинскими революционерами, и умерить лишь в 84 года, пережив многих из тех, кто выигрывали чемпионское звание уже после него.

Хуан-Мануэль Фанхио / George Stroud/Express/Hulton Archive/Getty Images

Австралийцу Джеку Брэбему удалось стать не только первым чемпионом представителем своей страны, к тому же, завоевав титул целых три раза, а еще и создать команду, которой было суждено достигнуть вершин в главном гоночном чемпионате планеты. Родился будущий триумфатор 2-го апреля 1926 года. Уехав из Австралии, ему два года к ряду, начиная с 1959-го, удавалось стать лучшим пилотом Формулы-1 вместе с командой Cooper, и еще один раз в составе коллектива, носившего его имя. Трехкратный чемпион, которого из-за сложного характера прозвали «Черный Джек», прожил дольше всех покинувших нас чемпионов Больших Призов, скончавшись у себя дома 19-го мая 2014 года в возрасте 88-ми лет.

Джек Брэбем / W. Brown/Express/Getty Images

История Джона Сертиса известна каждому любителю не только Формулы-1, но и MotoGP. Как и многие талантливые гонщики того времени британец Сертис начал свой путь в мире гонок с мотоциклетных соревнований. Вот только в отличие от других, ему удалось добиться в мотогонках небывалых высот, трижды став лучшим на байках с объемом 350cc и четыре раз в элитном классе 500cc. Выступления на итальянском байке MV Agusta сделали Джона знаменитым в Италии. Когда он изъявил желание попробовать себя в четырехколесных видах гонок, Энцо Феррари предложил британцу пристать к его конюшне. С Ferrari в 1964 году Сертис стал чемпионом Формулы-1 и единственным по сей день человеком, добившимся таких высот в самых престижных чемпионатах мото и автоспорта.

10-го марта 2017 года Джон присоединился к чемпионам Формулы-1, которые покинули этот мир раньше него.

Джон Сертис / Victor Blackman/Express/Getty Images

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .



  • Разделы сайта