Название поворотов в формуле 1. Основные термины королевских гонок. Проектирование по профилю

Апекс - точка на внутренней стороне поворота, через которую стараются проехать гонщики. Это "пик" поворота, момент перелома траектории. То место, где поворот начинает заканчиваться, как бы странно ни звучала эта фраза. "Поймать" правильный апекс - значит, выйти из поворота на максимальной скорости. В момент прохождения апекса у руля максимальный угол.

Боксы - по факту, комплекс гаражей. Внутри боксов стоят машины в перерывах между заездами. В обычных гонках пит-стопы проходят перед боксами, но в Формуле Е вместо дозаправок и смены резины происходит замена пилотом автомобиля, поэтому гонщики заезжают внутрь "гаражей". Вся работа команды по настройкам, регулировкам и ремонту болидов проводится в боксах. Боксы расположены вдоль пит-лейн, один за другим.

Паддок - специальное место, служащее для развертывания команд и пребывания высокопоставленных личностей.

Болид (электро-болид, эболид) - вообще-то это разновидность небесных тел. Быстрая, громкая и красивая разновидность. Падают болиды очень красиво, рассекая атмосферу на огромной скорости. А в русскоязычных гоночных терминах болидом принято называть гоночный автомобиль или даже мотоцикл. В англоязычной прессе такой термин если и присутствует, то крайне редко. В на электрическом ходу, а потому их можно называть электроболидами или "эболид" (от автора).

Большой шлем - редкое статистическое достижение автогонщика. Для "получения" Большого шлема необходимо выполнить сразу несколько условий:

  • лидерство от стартовых огней до клетчатого флага;
  • лучший круг в гонке.

Из этих условий следуют выводы: чтобы взять Большой шлем, пилот должен сначала победить в квалификации, а затем и в гонке. При этом надеяться, что ни на одну секунду его не опередит ни один соперник. А ещё проехать один из гоночных кругов как можно быстрее. Большой шлем - штука редкая. За неё не начисляют очков, да и следят за этим показателем лишь преданные болельщики спорта. Тем не менее, в некоторых классах автоспорта (в частности, в Формуле Е и в различных молодёжных сериях) небольшие в гонке. В Ф1 такого нет.

Боевой круг - не следует путать с лучшим (быстрым) кругом. Обычный круг, который гонщик проехал с полной отдачей. Впрочем, в квалификационном режиме боевой круг - один из тех, на которых пилот старается показать наилучший результат (в отличие от прогревочного круга и круга возвращения в боксы).

Быстрый круг (лучший круг) - На самом деле, правильнее будет "быстрейший круг". В гоночном режиме это тот круг, который гонщик проехал за наименьшее время по сравнению с соперниками, либо лучший круг по сравнению с другими своими кругами. В квалификации быстрый круг - несколько иной термин. Это тот круг, который гонщик идет в максимально возможном (боевом) темпе, стремясь показать наилучший результат. По итогам квалификации (по лучшему из быстрых кругов) определяется расстановка на старте гонки.

Дубль - ситуация, когда на финише гонки первые два места занимают пилоты одной команды. Иногда дублем называется достижение гонщика завоевавшего поул-позицию и выигравшего гонку (ср. хет-трик, большой шлем).

Закрытый парк (фр. parc ferme): специально отведенное место на автодроме, где действуют особый режим работы с гоночными автомобилями, исключающими их обслуживание за исключением особо оговоренных случаев и процедур. Машины переводятся в закрытый парк непосредственно после заездов (гонок и, в некоторых сериях, квалификаций) для проведения технической инспекции, цель которой - убедиться в соответствии машин требованиям технического регламента.

Квалификация - соревнование участников перед гонкой, которое определяет положение гонщиков на стартовом поле. Обычно квалификация заключается в том, что гонщики проезжают один или несколько кругов по трассе, не соревнуясь друг с другом напрямую, но пытаясь показать наилучшее время прохождения круга.

Классификация - итоговый протокол, в котором указываются пилоты, прошедшие не менее определенного процента дистанции гонки (для Формулы-1 - не менее 90 %).

Гоночные флаги - Флаги, описывающие обстановку на трассе. Эти флаги имеются в распоряжении всех маршалов трассы. Как правило, маршалы самостоятельно решают, показывать ли флаг в конкретной ситуации (за исключением красного флага - его разрешено показывать только по сигналу главного судьи).

  • Клетчатый флаг - флаг, который показывается гонщикам на финише.
  • Желтый флаг - предупреждение об опасности. Показывается, если на трассе есть источник опасности: работающие люди, остановившаяся машина, обломки. В зоне жёлтых флагов гонщики обязаны двигаться без обгонов со скоростью, на которой можно объехать препятствие.
  • Красный флаг - остановить гонку. Гонщики обязаны сбавить скорость до безопасной и завести машины на стоянку.
  • Зеленый флаг - старт гонки. Рестарт гонки. опасность миновала. Отменяет действие жёлтого флага.

Кокпит (англ. cockpit) - открытая кабина гоночного автомобиля, в которую гонщик залезает сверху (например, в Формуле-1).

Комиссары (стюарды, маршалы) - обслуживающий персонал гонки. В их задачу входит сигнализация пилотам с помощью предупреждающих флагов, эвакуация разбившихся машин, обеспечение чистоты трассы и безопасности. Как правило, бригада комиссаров обслуживает все гонки на отдельной трассе, а не все трассы серии.

Леденец - табличка, которой механики на пит-стопе отдают команды гонщику. Названа так из-за своего внешнего вида, по аналогии с конфетой на палочке.

Лоллипоп (англ. lollipop - леденец) - человек, который держит леденец на пите и отдает приказания всей команде механиков, обслуживающих машину пилота

Лучший круг - самый быстрый круг в гонке, то есть круг, который какой-то пилот (автор лучшего круга) проехал за наименьшее время среди всех гонщиков и всех кругов в гонке.

Микст (промежуточная резина) - шины специальных состава и конструкции, которые позволяют проводить гонку в условиях мокрой трассы или лёгкого дождя. Шины типа «микст» являются средним между сликами, предназначенными для абсолютно сухой трассы, и дождевыми, которые используются в условиях сильного дождя.

Монокласс - класс автогонок, в котором разрешены автомобили только одной определённой марки. К таким относятся, например, А1 Гран-при или Формула Русь.

Нон-стоп - тактика пит-стопов, заключающаяся в отсутствии таковых. В настоящее время практически не употребляется.

Пейс-кар (сейфти-кар, машина безопасности) (амер.англ. pace car, англ. safety car) - специальный автомобиль, который выезжает на гоночную трассу в экстренных случаях для того, чтобы снизить скорость пелетона. Это происходит обычно в случае аварии одного из автомобилей, когда требуется время, чтобы убрать опасные обломки с трассы. Во время присутствия на трассе машины безопасности пилоты не имеют права обгонять ни друг друга, ни пейс-кар (за исключением специально оговоренных в правилах случаев), в связи с чем вынуждены придерживаться сравнительно медленного темпа последнего.

Пелетон (пелотон) - множество машин, участвующих в гонке.

Пилот (гонщик) - водитель гоночного автомобиля.

Пит-лейн (англ. pit lane) - часть гоночной трассы, на которой располагаются боксы команд, участвующих в гонке. На пит-лейн производятся пит-стопы. Обычно, заезжая на пит-лейн, гонщик обязан снизить скорость согласно ограничениям данной гоночной серии.

Пит-стоп (англ. pit-stop) - остановка автомобиля на пит-лейн, во время которой машину могут дозаправить, сменить резину, произвести ремонт и т. д. согласно нуждам пилота и правилам данной гоночной серии.

Подиум - первые 3 места на финише гонки, пилоты, занявшие эти места, а также площадка (трёх уровней по высоте), на которую восходят пилоты. Обычно пилотам на подиуме вручаются кубки, а затем гонщики устраивают душ из шампанского.

Поул-позиция (поул) (англ. pole position) - первая позиция на стартовой решётке. Её занимает гонщик, выигравший квалификацию. В автогонки термин пришел из скачек. Дистанция для бега на ипподроме зачастую размечается столбами (англ. pole). Старт может даваться с разных точек, но конец забега всегда наступает у финишного столба. Поскольку ипподром представляет собой овал, то лошадь, которая держится ближе всего к центру овала, проходит наименьшую дистанцию. Таким образом, позиция у столба (pole-position) является наилучшей для бега. А в гонках, соответственно, таковой становится первая позиция на стартовой решетке.

Проезд по пит-лейн (англ. drive-through) - один из штрафов, которым карается гонщик за нарушение правил. Смысл его в том, что гонщик проезжает по пит-лейн, с ограничением скорости, принятым в данной гоночной серии. Более мягкий, чем стоп-энд-гоу. В Формуле-1 даётся за пересечение белой линии на пит-лейн и за превышение скорости на пит-лейн.

Прогревочный круг - в квалификации и гонке круг, который гонщик преодолевает в сравнительно медленном темпе и стараясь нагреть резину шин до оптимальной температуры. В случае если после прогревочного круга надо сразу уходить на боевой круг, значение прогревочного круга заключается и в разгоне на финишной прямой с тем, чтобы начать боевой круг максимально быстро.

Свободные заезды (практика) - заезды, которые проводятся до квалификациии и гонки, позволяющие гонщикам познакомиться с трассой, опробовать машину и подготовить ее к гонке.

Слики (англ. slicks) - абсолютно гладкие шины, не имеющие ни канавок, ни иных элементов, замедляющих движение. В автогонках в большинстве случаев используются именно слики. Форма сликов представляет собой гладкий тор и является оптимальной для сцепления с сухой асфальтовой трассой. В дождь и на грунтовых трассах применяются протекторные шины.

Слипстрим (драфтинг) (англ. slipstream) - езда непосредственно за другим автомобилем, в завихрённой зоне. Сопротивление воздуха уменьшается как для едущего сзади, так и (в меньшей степени) для едущего спереди. Слипстрим - важная часть тактики в гонках по овальным трассам, так как позволяет сэкономить топливо и оттянуть пит-стоп, либо разогнаться и совершить обгон. Недостаток езды в слипстриме - сильная недостаточная поворачиваемость.

Граунд-эффект (англ. ground effect) - эффект, при котором под днищем автомобиля создаётся область пониженного давления воздуха, что увеличивает прижимную силу. Чем выше класс автомобилей в серии, тем сильнее влияние граунд-эффекта на общую скорость болида. В Формуле Е граунд-эффект практически не важен, здесь сравнительно примитивная аэродинамика. В Ф1 граунд-эффект играет очень важную роль.

Сплэш-энд-дэш (англ. splash-and-dash - буквально «плеснул и рванул»), сплэш-энд-гоу - очень короткий пит-стоп, на котором в машину заливается немного топлива (без смены шин). Может иметь место, например, при небольшом недостатке топлива (напр. Мика Хаккинен на Гран-При Венгрии 2001 года).

Старт с места (англ. standing start). Болиды выстраиваются на стартовой решётке в соответствии с некоторым порядком (обычно - согласно результатам квалификации). Старт происходит с места и даётся с помощью светофора или иным способом (редко).

Старт с хода (англ. rolling start). Болиды выстраиваются на стартовой решётке в соответствии с некоторым порядком, затем они следуют за пейс-каром в течение круга. Они не имеют права обгонять ни друг друга, ни пейс-кар. Незадолго до окончания круга пейс-кар сворачивает в боксы, а гонщики продолжают ехать без обгонов до конца круга. После пересечения болидом стартовой линии гонка начинается, в частности, даётся разрешение на обгон. В «Формуле-1» с хода стартовали четыре гонки: Спа-1997, Спа-2000, Интерлагос-2003 и Фудзи-2007.

Стартовая прямая - прямая, при пересечении которой пилот начинает прохождение круга. Часто стартовая прямая совпадает с финишной.

Финишная прямая - в кольцевых автогонках прямая, при пересечении которой гонщик считается закончившим круг. Пересекая финишную прямую после прохождения последнего круга гонки, пилот заканчивает гонку. Пересечением финишной прямой автомобилем считается пересечение её передней частью автомобиля. В кольцевых гонках финишная прямая обычно совпадает со стартовой.

Стартовое поле (стартовая решётка) (англ. starting grid) - место на стартовой прямой, где гонщики выстраиваются перед стартом гонки. Порядок мест на стартовом поле (расстановка) определяется по результатам квалификации. Конфигурация стартового поля определятся регламентом различных гоночных серий и техническими возможностями автодрома. Как правило, участники автомобильных гонок выстраиваются в две колонны. При этом обладатель поул-позиции располагается в непосредственной близости от линии старт, гонщик показавший второй результат в квалификации, занимает место с другой стороны трассы, отнесенное на несколько метров назад от первой позиции - и так далее. В некоторых видах автоспорта гонщики располагаются по трое в ряд и/или выстраиваются в шахматном порядке.

Стоп-энд-гоу (англ. stop-and-go - «остановись-и-езжай») - штраф, которым гонщик карается за нарушение правил. Пилот заезжает в свои боксы, останавливается там (обычно на 10 секунд) и продолжает движение. В Формуле-1 он накладывается за срезание поворотов, намеренные столкновения и другие грубые нарушения правил.

Хет-трик - достижение гонщика, выигравшего квалификацию и гонку, и показавшего в ходе гонки лучшее время круга (ср. большой шлем).

Шикана - последовательность поворотов.

Шпилька - резкий поворот менее 180 и более 90 градусов, соединяющий две прямых.

Эска - связка поворотов в форме латинской буквы S.

Электронная деревня -

Фан-Буст (fan-bust, push-to-pass) - кратковременное увеличение мощности болида в гонке (). Буст получают 3 пилота, набравшие больше всех голосов от болельщиков.

Мифический апекс – это то, во что непременно должен попасть каждый гонщик в каждом повороте по мнению каждого комментатора, и то, куда его должен привозить автомобиль по мнению каждого автомобильного журналиста. Мимо него нельзя промахиваться, с ним нельзя ошибаться, и его не так легко найти. Что же такое апекс, и почему это знание может пригодиться каждому водителю в повседневной автомобильной жизни?

1. Что такое апекс?

С чисто геометрической точки зрения апекс – это вершина поворота, то есть, та точка, где колеса на стороне, в которую поворачивает автомобиль, будут касаться внутренней обочины или разделительной линии дороги. Если представить поворот в виде возвышенности, это будет геометрическая вершина, именно поэтому апекс и называют вершиной поворота. Еще его можно охарактеризовать как точку, в которой автомобиль движется медленнее всего, заканчивает поворачивать и начинает распрямлять траекторию, и в которой вход в поворот условно переходит в выход из него.

Однако геометрический апекс – не единственная важная точка в повороте: с точки зрения гонок он далеко не всегда лежит на лучшей траектории прохождения поворота. Там, кроме него, правят еще два апекса: ранний и поздний.

2. Что такое ранний и поздний апекс?

Ранний апекс – это точка, лежащая на внутренней обочине или разделительной полосе дороги до геометрического апекса – в этом случае получается, что автомобиль чуть «срезает» путь относительно траектории, включающей геометрический апекс, а затем выходит из поворота шире нее. Поздний апекс – обратная ситуация, когда автомобиль заходит в поворот шире траектории, содержащей геометрический апекс, касаясь внутренней части поворота уже после него, а выходит из поворота по более узкой дуге.

Говоря обо всех трех видах апекса, стоит понимать, что для каждого конкретного поворота идеальный апекс может отличаться от всех трех типов, тяготея к какому-то из них: ведь при прохождении поворота могут стоять разные задачи – например, пройти его максимально быстро или максимально срезать траекторию.

С точки зрения управления автомобилем важна разница между ранним и поздним апексом. При прохождении поворота по траектории с ранним апексом скорость на входе в поворот будет выше, а проходимый путь короче, но для того, чтобы уложиться в поворот и не вылететь на выходе, придется сильнее оттормозиться и активнее доворачивать руль после апекса, а также выходить из поворота более медленно и по более широкой траектории. В случае с поздним апексом все ровно наоборот: на входе дуга будет шире, а скорость перед апексом ниже, зато на выходе, после апекса, будет проще вписаться в поворот и, используя всю его ширину, выйти из него на большей скорости. Поскольку именно быстрый и контролируемый выход из поворота важен для успешного прохождения трассы, более правильным считается поздний апекс. Ранний апекс же часто считается ошибкой, так как заставляет доворачивать руль в повороте, рискуя стабильностью автомобиля и теряя скорость. Более правильным и безопасным является такое прохождение, когда после апекса водитель начинает распрямлять траекторию.

3. Что значит «промахнуться мимо апекса»?

Промахнуться мимо апекса – обычно значит не попасть в ту самую оптимальную траекторию, на которой лежит желаемый апекс для поставленной задачи. Например, желая пройти поворот по траектории с поздним апексом, повернуть руль слишком рано и тем самым потерять скорость на выходе.

4. Как эти знания могут пригодиться в реальной жизни?

Теория прохождения поворотов – одна из фундаментальных сложностей автогонок. Мы же не будем углубляться в теорию с разными сочетаниями конфигураций дороги после поворота и рассмотрим условную дорогу общего пользования, где поворот один, имеет простую форму, и выход из него ничем не усложнен.

В таком повседневном вождении важно и полезно понимание того, что такое «правильный» поздний апекс. Как и гонках, каждый поворот здесь все равно уникален, а способ его лучшего прохождения зависит от множества факторов вроде типа дорожного покрытия, типа привода автомобиля, сезона, влажности дороги и прочего. Однако принцип позднего апекса работает на разрешенных скоростях практически универсально.

Суть более безопасного прохождения поворота в повседневной жизни заключается именно в выборе траектории с поздним апексом: стоит тормозить и выбирать оптимальную скорость до поворота, заходить в него шире, проходить его через поздний апекс и выходить по более узкой и, следовательно, безопасной траектории без риска не уложиться в поворот и вылететь на обочину или встречную полосу. То есть, в обычных дорожных условиях работает тот же принцип, который мы описали как правильный в первом пункте: для безопасного прохождения поворота нужно выбирать такую траекторию, при которой после апекса не нужно будет тормозить и доворачивать руль, чтобы вписаться в поворот – а наоборот, можно будет слегка прибавить газу и начать распрямлять передние колеса.

А вы как обычно поворачиваете?

Краткая и общая информация об актуальных и современных трассах на которых проходят Гран-При Формулы 1.

Трасса Яс Марина
Гоночная трасса Формулы-1 — Яс Марина (Yas Marina Circuit) расположена в Абу-Дали (ОАЭ). Именно на ней в 2009 году дебютировал Гран-при Абу-Даби Формулы-1. Трасса раскинулась на искусственном острове под названием Яс, площадь которого составляет 2500 га. Рядом с Яс Марина построена гавань для яхт, Ferrari – развлекательный парк, элитное жилье, отели, площадки для гольфа, бассейны, а также «Яс Молл» — торговый центр, площадь которого 300 000 м2.

Трассу задумали как восточный аналог автодрома, расположенного в Монако. Она содержит 9 правых поворотов и 12 левых, что включает проходящие мимо причала и пролегающие по песчаным дюнам участки. Длина круга составляет 5,554 км. Яс Марина – трасса, движение по которой осуществляется против часовой стрелки. Для гонщиков такое движение создает дополнительную трудность. То же самое можно встретить на таких трассах, как Марина Бей, Истанбул Парк и Интерлагос. В исламских странах число 5 является счастливым (как в христианских число 7). Первоначально планировали создать трассу протяженностью 5555 метров. После сдачу в эксплуатацию было выяснено, что 1 метр необъяснимым образом исчез.

Трасса Альберт-Парк
Трасса Альберт-Парк (Albert Park, Мельбурн, Австралия) используется с 1996 года для гонок Формулы 1, Формулы 3 и Формулы FORD. Длина круга 5303м, имеет 16 поворотов. Рекорд круга 1:24,125.

Трасса Альберт-Парк (Melbourne Grand Prix Circuit) одна из любимых у гонщиков Формулы 1, так как расположена вокруг озера и часть трассы проходит через улицы, поэтому и покрытие на разных участках разное. Стены расположены вплотную к дороге, при этом длинных прямых участков, тем не менее обгоны на этой трассе далеко не редкость. Трасса является довольно сложной из-за наличия пыли и листья на городском участке, так же своей извилистостью и узким коридорам. Все это требует от пилотов высшей техники вождения, но так же трасс требует и от болидов высокие стандарты из-за разнообразия по качеству участков трассы. Но благодаря этим деталям, трасса делает Гран-При очень зрелищным и интересным.

Трасса Сахир
Сахир (Bahrain International Circuit) – автодром международного значения, который используют для гонки Гран-при Бахрейна Формулы-1, гонок драг-рэйсинг, Серии GP2, а также Формулы-3. Проектировщиком автодрома является Герман Тильке. Трасса стала одной из первой в азиатских странах, на которой стали организовывать гонки Формулы-1. Трассу возвели к 2004 г., Гран-при Бахрейна. На ее строительство было затрачено 150 000 000$. Длина круга составляет 5,406 км, количество поворотов – 15.
Инженер Renault Род Нельсон произнес, что Сахир предъявляет к тормозам особую требовательность. На круге гонщикам приходится тормозить 3 раза со скорости 320 км/ч до 1 или 2 передачи, поэтому износ тормозов напоминает канадский. Тормозные диски остывать не успевают, поэтому в Бахрейне используются наиболее толстые трубки системы охлаждения. Трасса почти не используется, поэтому уровень сцепления с асфальтом крайне низок, вследствие чего гонщики на свободных заездах, стремясь уберечь от песка резину, держатся траектории и на медленном круге.

И многое другое…

Трасса Спа-Франкоршам
Спа-Франкоршам (Circuit de Spa-Francorchamps) – бельгийская гоночная трасса Формулы-1, одна из наиболее известных в мире кольцевых трасс. Немало болельщиков и пилотов называют ее самой интересной. Особенно популярен комплекс поворотов под названием Eau Rouge. На данный момент на трассе организуются гонки Гран-при Бельгии Формулы-1, GP2, DTM и тому подобные кольцевые серии автоспорта. Длина трассы составляет 6,973 км, а поворотов всего 18.
Трасса Спа-Франкоршам известна в мире с 1921 г. Она появилась на свет благодаря Жюлю де Тьеру, менеджеру газеты «La Meuse», и Генри Ван Офему, который был главой спортивного отдела Королевского автомобильного клуба страны. Де Тьеру пришла в голову идея использования треугольника, сформированного местными дорогами, которые соединяли 3 населенных пункта, в качестве гоночной трассы. Трасса начиналась у г. Франкоршам, спускалась в долину реки под названием О Руж, затем поднималась на гребни холмов, после чего спускалась вновь к деревне Бурневилль и достигала до поворота Malmedy. После этого она петляла по равнине вплоть до поселения Маста, поворачивала на южную вершину этого треугольника под названием Stavelot и брала курс на север, возвращаясь мимо селения Бланшимор к Франкоршам обратно.

С 1980 по 1994 гг. автодром несколько раз испытывал перестройки. Так, место старта не раз изменяли, был сформирован поворот Bus Stop и комплекс извилистых дорог Eau Rouge. Длина трассы изменялась множество раз, в результате чего в 1986 г. владельцами автодрома была позвана комиссия Королевского клуба страны с целью уточнения длины трассы. Однако усложненность трека на скоростные характеристики не оказала ни малейшего влияния.

Трасса Интерлагос
Интерлагос (Autodromo Jose Carlos Pace) – автодром им. Жозе Карлуса Пасе. Интерлагос – разговорное название автодрома, которое буквально означает «среди озер». Трасса располагается в южном пригороде города Сан-Паулу, Бразилия, между озерами Биллингс и Гуарапиранья, окруженная тремя улицами — Avenida do Jangadeiro, Avenida Interlagos и Avenida Jacinto Julio.
Длина круга составляет 4,309 км. Площадь трассы – 923 000 км2, стационарные трибуны вмещают 30 тысяч зрителей, а дополнительные – еще 90 тысяч. Всего имеется 24 бокса. Наблюдается сочетание внутренних медленных и внешних скоростных поворотов, что создает для гонщика при выборе настроек гоночной машины определенную сложность. Трасса располагается на высоте 750 м. над уровнем моря. На аэродинамику и мощность двигателей оказывает влияние низкое атмосферное давление.
На данный момент Интерлагос представляет собой 923 тысячи м2 площади, 23 бокса по 216 м2 каждый, 4309 длины, общий зал в 420 м2, прессс-центр в 645 м2, паддок, имеющий площадь в 3960 м2. Трибуны вмещают до 30 тысяч человек, но в наличии есть сборно-разборные конструкции, устанавливаемые при необходимости. Для зрителей имеются 2 буфета и 38 туалетов. В 2007 г. к автодрому подвели ветку городского метро. В 1999 г. здесь выступила группа Kiss, в 2009 – Iron Maiden.

Сильверстоун (Silverstone Circuit) – трасса Формулы 1, которая расположена в Нортгемптоншире недалеко от д. Сильверстоун (Великобритания). Сильверстоун является наиболее знаменитой британской трассой, которая принимает Гран-при страны Формулы-1, начиная с 1950 г. Плюс к этому на автодроме организовывается Международный трофей BRDC – одна из главных гонок, которая в чемпионат мира Формулы-1 не входит. Сильверстоун – арена первого в истории этапа чемпионата Формулы-1 официального характера 1950 г. Победа в нем досталась Джузеппе Фарина на Alfa Romeo. Среди гостей присутствовал король Георг шестой.

Автодром имени Жиля Вильнёва
Автодром им. Жиля Вильнева (Circuit Gilles Villeneuve) используют для организации гонок Гран-при Канады Формулы-1. Трассу возвели на искусственном острове под названием Нотр-Дам в Монреале, на реке св. Лаврентия (Канада). В 1982 г. ее назвали в честь Жиля Вильнева, канадского гонщика. До этого времени она называлась Островом Нотр-Дам.

Автотрассу возвели на искусственном острове в фарватере Сент-Лоренс. Она представляет собой извилистую и узкую трассу, петляющую между парковыми павильонами и озерами. Она насыщена неожиданными поворотами, вследствие чего от болидов требуется отличная тормозная система, а также аэродинамика. Эта быстрая трасса состоит из части дорог, разрешенных общему пользованию. Наиболее известная ее деталь – это стена чемпионов. Она названа так в 1999 г., когда сразу три чемпиона мира – Михаэль Шумахер, Дэймон Хилл и Жак Вильнев – разбили свои болиды о нее.

Трасса Шанхай
Автодром Шанхая (Shanghai International Circuit) представляет собой трассу Формулы-1, расположенную в Шанхае (Китай). С 2004 г. на ней проходит Гран-при Китая. Проектировщиком выступил знаменитый Герман Тильке. Автодром был готов к первому Гран-при Китая. Трассу спроектировали таким образом, что она напоминает по своим очертаниям китайский иероглиф, который переводится как «всходить» и является первым знаком в названии Шанхая.

Длина трассы составляет 5,451 км. Ширина – 13-15 м. В самом широком месте, что наблюдается у поворота Т13, она составляет 20 м. Имеется перепад высот: самая низкая точка трассы расположена на высоте в 4,5 над уровнем моря, самая высокая – у поворота Т2, 11,24 м. над уровнем моря. Трасса состоит из 14 поворотов – половина левых, половина правых. Наиболее протяженная прямая наблюдается между такими поворотами, как Т13 и Т14. Она составляет 1,175 м.

Трасса Валенсия
Трасса г. Валенсии (Circuit de la Comunitat Valenciana Ricardo Tormo) проложена по улицам испанского города и входит в календарь сезона Формулы-1 в 2008 г. Гран-при Европы. Контракт заключили сроком на 7 лет. Трасса Валенсии стала первой городской, которая была включена в Календарь Формулы-1 за последние тринадцать лет с последнего дня гонки в Аделаиде. В календаре чемпионата трасса была включена в 1985-1995 г.

Ее уникальной особенностью является наличие разводного поворотного моста, по которому и проезжают болиды. В Формуле-1 мост формирует особые сложности: стык дорожного полотна трассы и моста повышает вероятность повышенного износа шин или их прокола, затрудняя эвакуацию при поломке или аварии гонщика и болида.

Трасса Нюрбургринг
Немецкая гоночная трасса Формулы 1 — Нюрбургринг (Nurburgring) расположена неподалеку от поселка Нюрбург на федеральной земле Рейнланд-Пфальц. Ее строительство окончили в 1927 г, и уже 18 мая того же года состоялись первые соревнования Всеобщего автомобильного клуба Германии. Сейчас эта трасса является местом проведения гонок GP2, DTM и подобных кольцевых серий. Плюс к этому на автодроме организуют соревнования по другим видам спорта. Каждый год проводится фестиваль рока под названием Rock Am Ring. Длина круга составляет 5,148 км, количество поворотов – 15.

Трасса расположена неподалеку от поселка Нюрберг. Рядом, в горах Айфель, раскинулся средневековый замок. Она построена к северо-западу от Майнца в 100 км и к югу от Кельна в 70 км. Сейчас ее часто используют автоспортсмены-любители. Со всей Европы на трассу прибывают пилоты и либо арендуют автомобиль, либо используют свой собственный. Нельзя использовать обычные прокатные автомобили, нередко прокатные конторы выплачивали штраф. К тому же на период нахождения на трассе страховка не действует.

Трасса Сепанг
Сепанг (Sepang F1 International Circuit) – международный автодром, на котором проводятся гонки Гран-при Малайзии Формулы-1, а также крупные мотоциклетные гонки. Длина трассы составляет 5,543 км. Сепанг состоит из 15 поворотов и включает два протяженных скоростных участка. Один из этих участков – основная прямая старт/финиш, которая позволяет развивать скорость от 300 км/час. Ширина трассы составляет 16-22 м. Благодаря этому сочетанию для гонщиков открывается огромное количество возможностей для обгонов.

Немаловажное значение имеет непредсказуемость погодных условий. Двигатели подвергаются большому перегреву из-за недостаточности воздуха, которая формируется ввиду жары и высокой влажности. По словам Дженсона Баттона, на этой трассе имеются такие повороты, широта которых изумительна. При должной работе болида гонщик получает от пилотирования гигантское наслаждение. В календаре Сепанг является одним из сложнейших автодромов, поскольку он представляет собой крупный диапазон подъемов, спусков, поворотов, высот и апексов. При возникновении проблем с техникой и невозможности найти настройки ситуация сильно осложнятся.

Трасса Монте-Карло
Монте-Карло – городская трасса, на которой проходят гонки Гран-при Монако Формулы-1, гонки серии F3000, GP2, Формулы Renault. Трасса включает в себя дороги общего пользования, но на время проведения Гран-при они перекрываются. Трасса действует с 1929 г. Она присутствует в календаре чемпионата мира ежегодно, начиная с 1950 г. (исключения составляют 1951-1954 гг.) Протяженность – 3,340 км. Число поворотов 16.

Неофициальное название Гран-при Монако – жемчужина чемпионата. За пределами Формулы-1 она является самой популярной гонкой. Нельзя дать однозначный ответ на вопрос почему: или модное веяние, или признак культуры, или харизма и гламур этапа, так притягивающие знаменитостей. Как бы то ни было, на гонки в Монако можно встретить самые сливки общества: звезд спорта и шоу-бизнеса, представителей всемирно известных семей.
По словам Себастьяна Феттеля, от остальных гонок эта отличается особой сложностью: множество барьеров, неровная поверхность, узость трассы, видимость обычно недостаточная. Но даже при таких условиях из автомобиля необходимо выжимать максимум. Когда гонщик умудряется избежать стены, не снизив высокой скорости, он чувствует настоящую эйфорию. Однако для этого необходимо полностью сконцентрироваться на каждом метре трассы.

Трасса Марина Бей
Марина Бей (Marina Bay Street Circuit) – городская трасса Формулы-1 г. Сингапур. На ней организуется Гран-при Сингапура с 2008 г. Трасса стала уникальной, поскольку она является первой ночной гонкой в истории Формулы-1 (при использовании искусственного освещения), а также первой городской азиатской трассой Формулы-1. Длина круга составляет 5,073 км, число поворотов – 23. Подобно Интерлагусу, Яс Марине и Истанбул Парку, направление трассы осуществляется против часовой стрелки. Максимальная скорость составляет 300 км/час, при прохождении медленных поворотов минимальная – не больше 100 км/час.

Асфальтовый состав разработали специально для автодрома. Для создания асфальта к участию привлеклась компания Shell. По слова специалистов, из-за большего на 20% сцепления он прослужит в течение 5 лет. Трассу прокладывали в городе, поэтому на всю работу потребовалась одна ночь. Движение было перекрыто, и руками рабочих 15 000 тонн асфальта было уложено. Интересный факт: девиз первой в истории Формулы-1 ночной гонки звучал следующим образом: «Светло, как днем». Эта фраза встречается в каждом официальном документе, а также именно она открывает описания автодрома, отсылаемое в пресс-центры журналистам.

Трасса Каталунья
Каталунья (Catalunya de Montmelo) – итальянский автодром, на котором проводятся гонки Гран-при Испании Формулы-1, гонки серии GP, MotoGP и GP2. Автодром построили в Монтмело в 1991 г., в северной части провинции Барселона (Испания). С 1991 г. Он постоянно становится местом проведения Гран-при Испании. Его также используют для тестирования болидов Формулы-1.

Длина круга составляет 4,655 км, количество поворотов – 16. Вследствие финансовых трудностей и малой посещаемости с 2013 г. Гран-при будет проводится раз в 2 года (в нечетный год – на трассе Каталунья, в четный – на трассе в Валенсии).

Трасса Америк
Гоночная трасса Формулы 1 — Америк (Circuit of the Americas) расположена рядом с г. Остин, в округе Тревис (Техас, США). Америк – первый американский автодром, который проектировался и был построен исключительно для соревнований Формулы-1. По истечении времени трассу будут регулярно использовать для того, чтобы проводить Гран-при США Формулы-1. FIM – международная мотоциклетная федерация – имеет планы на проведение на Америке этапа чемпионата в классе MotoGP по шоссейно-кольцевым мотогонкам. Данный этап, который называется Texas motorcycle Grand Prix, является включенным в официальный календарь чемпионата на текущий 2013 год. Плюс к этому организаторы гоночной серии V8 Superstars также планируют использовать трассу Америк для собственных автогонок.

Длина трассы составляет 5513 м., число поворотов – 20. 41 метр – таков перепад высот на трассе. Ее наивысшей точкой является зона 1 поворота. Уникальная особенность трассы заключается в том, что для облегчения пилотам проходить повороты с помощью больших гоночных траекторий в зонах поворотах трассу намеренно расширили. То же самое Герман Тильке применил для проектирования индийского автодрома «Будда», на котором при подходе к тому или иному повороту трасса расширяется.

Международный автодром Будды
Автодром Будды (Buddh International Circuit) представляет собой гоночную трассу Формулы 1 международного характера. Она расположена в Большой Нойде (Уттар-Прадеш, Индия). На этой трассе с 2011 года проходит Гран-при Индии класса Формулы-1. В апреле 2011 г. Трассу переименовали в Международный автодром Будды. Будда в индийском языке означает спокойствие и умиротворенность. У трассы имеется собственный логотип – изображение сердца, возле которого находятся цветы флага страны.

Длина трассы составляет 5,125 м., площадь – 354 га. Она состоит из 16 поворотов и 3 протяженных прямых. Вместимость трибунов автодрома – 110 тысяч человек.

Трасса Хунгароринг
Трасса Формулы-1 под названием Хунгароринг (Hungaroring, ВЕНГЕРСКОЕ КОЛЬЦО) расположена рядом с Будапештом (Венгрия). На ней с 1986 г. проводится Гран-при Венгрии. В 1986 г. на трассе впервые была проведена за Железным занавесом гонка Формулы-1. Длина трассы составляет 4,381 км, число поворотов – 16. Трассу Хунгароринг специально построили в 1986 г. для организации Гран-при Венгрии. Трасса раскинулась в небольшой долине. Короче этой трассы есть только трасса в Монте-Карло. На ней практически невозможно сделать обгон, поскольку она запыленная (вследствие особого рельефа), медленная и узкая.

Чтобы достичь успеха на этой трассе, необходимо иметь успешную квалификацию и стратегию пит-стопов. Но так бывает не всегда: например, в 1989 г. на Гран-при Венгрии участник Найджел Мэнселл, стартовав с 12 места, тем не менее, смог победить. В 2006 г. его рекорд был побит: Дженсон Баттон в дождевой гонке стартовал с 14 места и выиграл победу в Гран-при Формулы-1.

Трасса Монца
Гоночная трасса Формулы-1 — Монца (Autodromo Nazionale di Monza) – национальный автодром, расположенный возле итальянского города Монца к северу от Милана. Это одна из самых первых гоночных трасс во всем мире. Она имеет богатую историю, полную легендарных элементов. Уникальной особенностью трассы является то, что вследствие протяженных прямых участков пилоты проходят ее на высокой скорости. В современной Формуле-1 эта трасса – самая быстрая, на которой установлены рекорды скорости на круге и максимальной скорости. Также считается, что трасса более требовательна не к мастерству гонщика, а к мощности мотора и аэродинамическим характеристикам автомобиля.

Длина круга составляет 5,793 км, количество поворотов – 11. Протяженные прямые трассы сменяются несколькими медленными поворотами, что требует от автомобиля высокой мощности двигателя, низкого аэродинамического сопротивления и подходящей настройки коробки передач, чтобы достичь максимального значения скорости. Антикрылья на этой трассе настраиваются на углы атаки, которые близки к минимальным. Немаловажное значение имеют эффективные торможения (торможение болидом осуществляется на круге 4 раза с 300 до 100 км/ч), работа подвести во время атаки поребриков и правильная настройка систем DRS и KERS (ERS).

Трасса Хоккенхаймринг
Немецкая гоночная трасса Хоккенхаймринг (Hockenheimring Baden-Wurttemberg) располагается неподалеку от г. Хоккенхайм, на федеральной земле Баден-Вюртемберг. Ее используют с 1970 г. для проведения Гран-при Германии. В 2007, 2009 и 2011 г. было решено трассы Хоккейнхаймринг и Нюрбургринг чередовать, поэтому в эти года гонки на Хоккейнхаймринге не проводились. Длина круга составляет 4,574 км, количество поворотов – 13.

В 2000 г. FIA приказали в целях безопасности сократить 7-километровую трассу, пригрозив прекратить на ней проведения Гран-при Формулы-1. Власти совершили финансовые модернизации трассы под лидерством Германа Тильке. К 2002 г. была готова новая версия трассы. Секцию стадиона практически не изменили (только внесли изменения в первый поворот под названием Nordkurve и заменили дорожное покрытие). Лесную секцию полностью обрубили, сняли с нее асфальт и, за исключением небольшого участка, засадили новыми саженцами. Сейчас на продолжительных прямых растет только трава, поскольку деревья появятся только через несколько десятков лет. После того, как ввели новые трибуны, автодром стал способен вмещать в себя 120 тысяч зрителей.

Трасса Истанбул Парк
Гоночная трасса Истанбул Парк (Istanbul Park), расположенная в Стамбуле (Турция), служит для проведения Гран-при Турции Формулы-1. После того как Formula 1 Association выкупила автодром, на трассе организуются только гонки серии Формула-1. Длина круга составляет 5,338 км, количество поворотов – 16.

Данный автодром представляет собой четвертое по счету творение архитектора Германа Тильке. Зимой 2004 г. началось строительство комплекса, где было задействовано 1450 рабочих и 27 инженеров, а также 80 грузовиков и 60 единиц особой техники. На площадке рабочий день длился 21 час. Извлекли 2 600 000 м3 грунта, а объем насыпных работ составил 2 900 000 м3. На строительство трассы было выделено 230 000 000$. Трасса раскинулась в азиатской части Стамбула, неподалеку от автострады под названием Стамбул-Анкара, рядом с международным аэропортом Sabina Gokcen.

Открылся Истанбул Парк в августе 2005 г. Этот автодром на данный момент – один из самых современных во всем мире. Главная трибуна вмещает 25 тысяч зрителей, а общая вместимость составляет 155 тысяч человек. Паддок состоит из 2 уровней, первый из которых принадлежит гоночным командам, а на другом имеются структуры для зрителей, состоящие из 5 тысяч мест. В конце паддока имеются 2 башни в 7 этажей, предназначенные для VIP-персон.

Трасса Судзука
Трасса Формулы-1 Судзука (Suzuka International Racing Course) расположена в одноименном городе, префектура Миэ (Япония). Здесь проводили входящие в чемпионат Гран-при Японии с 1987 по 2012 г. Исключениями являются года, когда Гран-при Японии был организован на трассе под названием Фудзи Спидвей – в 2007 и 2008. Длина круга составляет 5,807 км, количество поворотов – 17.

Эта трасса является уникальной, поскольку построена в форме восьмерки, а мост используется для пересечения. Трасса Судзука – скоростная, протяженная и сложная. Наиболее известен скоростной поворот 130R, где 130 – это радиус в метрах. В 2003 году его при изменении трассы после крупной аварии Алана Макниша перестроили. За свою историю трасса менялась незначительно, всего 4 раза.

Международный автодром Кореи
Автодром Кореи (Korean International Circuit) международного значения – это гоночная трасса, которая раскинулась в Йонам провинции под названием Чолла-Намдо (Корея). От Сеула ее отделяет 400 км. Именно на ней в сезоне 2010 г. Формулы-1 был проведен дебютный Гран-при Республики Корея. Проект оценили в 264 000 000$, а разработчиком был Герман Тильке, знаменитый немецкий архитектор.

В 2006 году было принято решение о том, чтобы провести здесь Гран-при. Решение трассы началось в 2007 г. и закончилось к 2009 г. По текущим условиям гонка будет проходить вплоть до 2021 г. Длина круга – 5,615 км, максимально допустимая скорость – 320 км/ч., расчетная скорость в среднем составляет 205 км/ч.

Автодром раскинулся в юго-западной части Кореи, в провинции под названием Чолла-Намдо. Архитектор Герман Тильке спроектировал и трассу с довольно необычной конфигурацией, и крупный развлекательный комплекс, который стал удачным дополнением к автодрому. На трассе движение гонщиков осуществляется против часовой стрелки. Трасса состоит из 3 прямых (в начале) и огромного числа поворотов. На наиболее протяженной гонщики способны разогнаться до 325 км/ч. Перед гонщиками, которые собираются принять участие в гонках на этой трассе, возникает непростой выбор: на что следует обратить особое внимание – прижимную силу или скорость?

🔧 Что такое развал схождения и зачем он нужен?

Независимо от того меняете ли вы амортизаторы, пружины, опоры или резину на новые, необходимо делать сход-развал.

В противном случае это может привести к ухудшению управляемости и быстрому износу резины.

Различные варианты настроек способны кардинально изменить повадки автомобиля при движении по дороге. Разберёмся с самим понятием сход-развал.

Развал – это угол наклона колёс по отношению к дороге. Если верхняя часть колеса имеет наклон к центру машины, то развал считается отрицательным, в противном случае, когда от центра – положительным. Плюсом отрицательного развала является то, что колесо будет иметь лучшее пятно контакта с поверхностью дороги. Если вам необходимо лучшее сцепление с дорогой (в ущерб долговечности резины) необходимо выставить 1, 5-2 градуса спереди и 1, 5 градуса сзади (объясняется тем, что передняя ось больше нагружена).

Кастером называется угол продольного наклона оси поворота колеса (горизонтальное положение колёс в арках). Слегка увеличенный кастер играет положительную роль. Автомобиль на порядок лучше реагирует на изменение положения рулевого колеса и лучше управляется, особенно на высокой скорости. Если кастер излишне увеличить, руль станет «тяжёлым». И в случае, когда кастер катастрофически огромен, добавится отрицательный развал внешнему колесу в поворотах. При желании поэкспериментировать и не переборщить, рекомендуется сделать кастер +1 либо +2 градуса к стандарту.

И, наконец, схождение. Речь идёт о суммарном схождении (сумме углов между продольной осью машины и плоскостью, которая проходит через центр правого и левого колёс). Сначала для передних колёс. Плюсом положительного схождения является стабильность на больших скоростях, а минусом – увеличение недостаточной поворачиваемости. Плюсом отрицательного схождения является улучшенная реакция колёс на движения рулевого колеса, а минусом – быстрый износ резины передача неровностей дороги на руль, либо просто «биение». Что касается задних колёс, то ситуация почти такая же. Если сделать отрицательное схождение, то автомобиль будет склонен к заносам. Самое оптимальное – управлять автомобилем с нулевым схождением на обеих осях.

Поворот налево и столкновение с KIA. Кто виновен? Не смотрящий по зеркалам автор или беспечно мчащийся KIA?



  • Разделы сайта