Айртон сенна родился с болезнью. Почему разбился сенна. Последний круг Сенны

Ада Байрон Лавлейс к своему переводу статьи «Аналитическая машина Чарльза Бэббиджа» добавила комментарии, объем которых в три раза превышал длину исходного текста. Они обеспечили ей место в истории компьютера, поскольку позднее были признаны первым подробным его описанием, включая то, что сейчас называется программным обеспечением. В знак признания ее передовых идей, на 100 лет опередивших свое время, Министерство обороны США в 1980 г. назвало ее именем язык программирования.

Дочь своего отца

В противоположность отцу - известному английскому поэту-романтику лорду Байрону, - Ада Лавлейс (фото ее портрета приведено ниже) предпочла заняться более объективным полем деятельности - математикой. Тем не менее она оказалась похожей на него. Несмотря на попытки матери подавить в ней любые байроновские тенденции, ее страсть была столь же сильна.

Изучая дисциплину, которой занимались очень немногие женщины, Ада шла против традиционного викторианского общества. Ее страсть к математике можно увидеть в ее «Примечаниях» к аналитической машине Чарльза Бэббиджа - вычислительному устройству, которое никогда не было построено. Лавлейс писала с большой проницательностью, и ее идеи о возможностях этого устройства стали реальностью в компьютерах ХХ в., что обеспечило ей место в истории математики и информатики.

Ранняя биография

Августа Ада Байрон родилась 10 декабря 1815 года в Лондоне. Она была единственным законным ребенком знаменитого английского поэта. Через 5 недель после рождения Ады мать ушла от деспотичного мужа. 24 апреля 1816 года состоялся развод, и лорд Байрон оставил Англию навсегда. Ада больше не видела своего отца, потому что он умер 8 лет спустя в Греции. Тем не менее он переписывался с леди Байрон относительно ее благополучия и учебы. Он также писал о ней в своих стихах. Строчку, посвященную дочери, можно найти в 3-й песне «Паломничества Чайльд-Гарольда».

После развода леди Байрон взяла воспитание Ады под свой контроль, подавляя любые нежелательные черты характера, которые она могла унаследовать от отца.

Мать настаивала на изучении математики прежде всего потому, что эта дисциплина представляла для нее прямую противоположность всему, что было связано с ее развращенным мужем: опасным фантазиям, меланхолическим настроениям, злу и даже безумию. Эта наука была для нее средством достижения нравственной дисциплины. Поэтому она составила график обучения дочери, сделав упор на музыке (как средстве социального характера) и арифметике (для тренировки ума).

Любовь к цифрам

В раннем подростковом возрасте Ада Лавлейс поняла, что у нее настоящая страсть к цифрам, похожая на страсть отца к поэзии. Леди Байрон обеспечила ее лучшими учителями, такими ​​как математик из Кембриджа Уильям Френд, преподававший астрономию, алгебру и геометрию, и наставник Август Де Морган - первый профессор математики в недавно основанном Лондонском университете. Он отзывался об Аде как об оригинальной исследовательнице, возможно, первой величины.

Эта страсть не покидала ее всю оставшуюся жизнь. Так, в письме 1843 года к Бэббиджу Лавлейс выражала надежду, что еще один год учебы сделает ее кем-то вроде аналитика: чем больше она училась, тем больше она желала им быть. Она писала, что "ее отец не был таким поэтом, каким аналитиком (и метафизиком) она собиралась стать".

Графиня Лавлейс

8 июля 1835 г. Ада Байрон вышла замуж за Уильяма Кинга. В 1838 г. он стал первым графом, а она - графиней Лавлейс. В следующем году ее муж также стал лордом-лейтенантом Суррея. Он был на 11 лет старше ее и считался несколько ограниченным, но гордился математическими талантами своей жены и поддерживал ее усилия.

Одобрение мужа было весьма удачным для леди Ады Лавлейс, так как немногим женщинам ее положения в викторианской Англии позволялось заниматься академическими интересами любого рода. Аристократы считали эту профессию недостойной их положения. По этой причине Лавлейс подписывала свои работы инициалами. Следовательно, ее страсть к математике сдерживалась не только ее полом, но и статусом.

Знакомство с Бэббиджем

Ада Лавлейс впервые встретила Чарльза Бэббиджа, когда ей исполнилось 18 лет. Это произошло на вечеринке, организованной самой известной женщиной-ученым ХІХ века - Мэри Фэйрфакс Сомервилл. Несмотря на то что Бэббидж был на 23 года старше, он стал ее хорошим другом и интеллектуальным наставником.

Ада заинтересовалась работами, как только их увидела. Идеальная возможность изучить их представилась в 1840 г., после туринской лекции Бэббиджа. Итальянский военный инженер Луиджи Федерико Менабреа написал статью о лекции и напечатал ее в 1842 г. во французском издании. Перевод статьи с французского на английский и сопроводительные комментарии Лавлейс были опубликованы в одном из выпусков престижной серии зарубежных научных работ Scientific Memoirs.

«Примечания»

Первая леди программирования Ада Лавлейс обозначила 7 своих «Примечаний» буквами от А до G. Слово «компьютер» в XIX в. обозначало устройство, которое выполняло только арифметические действия, или лицо, чья задача заключалась в сложении чисел. Поэтому Лавлейс не использовала его.

В «Примечании A» она определила различия между разностной и аналитической машинами Бэббиджа. Это пояснение было значительным в том смысле, что в нем был описан компьютер общего назначения, изобретенный только 100 лет спустя. В «Примечании B» Лавлейс рассмотрела концепцию компьютерной памяти и возможность вставлять комментарии к программе. Эта идея похожа на существующую практику использования оператора REM, или неисполняемых команд.

В «Примечании C» Лавлейс расширила метод, позволивший вставлять карты операций в таком порядке, чтобы их можно было использовать снова и снова, подобно циклу или подпрограмме.

«Примечание D» - очень сложное объяснение того, как писать программу. В «Примечании E» подчеркнута универсальность аналитической машины и изложено краткое описание операционных карт, обозначающих циклы, что соответствует современным функциональным клавишам. В «Примечании F» Лавлейс объяснила, как аналитическая машина может решать сложные проблемы и устранять ошибки. Она позволила бы решать задачи, невыполнимые по причине ограничений по времени, трудовым ресурсам и финансовым средствам.

Последним и, вероятно, самым математически сложным и наиболее цитируемым является «Примечание G». В нем Ада сформулировала «возражение леди Лавлейс» или, в более современной фразировке, принцип «мусор на входе - мусор на выходе». Она писала о том, что выходные данные компьютера не хуже, чем информация, которая в него поступает.

«Примечание G» содержит фактическую иллюстрацию программистом Адой Лавлейс того, как машина может рассчитать таблицу чисел Бернулли (на фото выше).

Борьба с болезнями

Биография Ады Лавлейс отмечена многочисленными заболеваниями. В детстве у нее была корь и скарлатина. Лорда Байрона извещали о состоянии здоровья дочери. У нее проявлялись "симптомы наполненности сосудов головы, в разной степени проявляющиеся в разное время дня". Они не были тяжелыми, но никогда не исчезали. Поскольку отец Ады страдал таким же недугом до 14 лет, возможно, что ее мигрень была наследственной.

В 1829 г. Лавлейс перенесла неустановленное заболевание, которое на много месяцев лишило ее возможности передвигаться. Также у нее бывали приступы судорог. Высказывались предположения, что они были обусловлены ее психическим, а не физическим состоянием. Однако ни одна из этих болезней не стала постоянной. Лавлейс хорошо танцевала, ездила верхом и занималась гимнастикой. Только рак матки оказался для нее непреодолимым.

Страсть к математикам и азартным играм

Жизнь Ады Лавлейс была сопряжена с трудностями, которые она сама себе создавала. У нее была страсть не только к математике, но и к математикам. Известно, что у Ады были романы с несколькими мужчинами, чьего внимания она первоначально искала на интеллектуальном уровне. Ее связь с Джоном Кроссе оказалась самой разрушительной. Она заложила бриллианты мужа, чтобы оплатить его игорные долги, и вполне возможно, что он шантажировал ее. Лавлейс тоже имела склонность к азартным играм и просила некоторых друзей-мужчин делать для нее ставки.

Место в истории

Страсти Ады Лавлейс намного превышали возможности ее организма. Она умерла вечером 27 ноября 1852 года от рака матки в возрасте 36 лет. Ей было столько же, сколько и ее отцу, когда он умер. Согласно завещанию, она была похоронена рядом с отцом в фамильном склепе в Хакналл-Торкарде, недалеко от аббатства Ньюстед в Ноттингемшире.

Хотя «Примечания» Лавлейс были хорошо восприняты ее знакомыми, нет никаких данных о том, как они были приняты широкой публикой. Фактически она не получила широкого признания до тех пор, пока историк лорд Боуден не открыл «Примечания» в 1952 г. и не перепечатал их в следующем году, спустя 110 лет после первоначальной публикации.

Посмертная слава, вероятно, не была тем, чего хотела Лавлейс при жизни. Тем не менее она, несомненно, была бы довольна, что в ее честь назвали язык программирования четвертого поколения. Ада Байрон Лавлейс - первый программист и толкователь работы вычислительной машины. Она также была замечательной женщиной, интересной как с точки зрения ее мотивов, так и в плане ее работы, иллюстрирующей столкновение творческой энергии с подавленной страстью.

20 лет назад, 1 мая 1994 года, произошла самая загадочная и необъяснимая авария за всю историю Формулы-1. Легендарный гонщик Айртон Сенна, находясь на пике карьеры, врезался в бетонные ограждения на скорости более 200 километров в час. Медики сделали все от них зависящее, но легендарного спортсмена спасти не удалось: Сенна получил травмы, несовместимые с жизнью. В годовщину самого черного дня в истории автогонок, как его назвали журналисты, мы попытались воспроизвести события Гран-при Сан-Марино 20-летней давности.


11:00

Адриана Галисто, подруга Сенны, собирает сумку возлюбленному. Вещей у Айртона не слишком много: гонщик не любил выделяться. Пара сменных футболок, белье и Библия – с таким набором Айртон отправлялся на большинство Гран-при.


13:00

Сенна выходит из дома, рядом с которым уже припарковано такси до аэропорта. Регулярными рейсами гонщик не летал из-за требований безопасности в команде Williams, за которую выступал. Вот и в этот раз Айртон воспользовался собственным восьмиместным самолетом British Aerospace HS125.

Самолет гонщика приземляется в итальянском городке Форли. Сенна прилетел в Италию раньше многих членов команды из-за того, что у него было несколько обязательств по рекламным контрактам. В Италии Сенна должен был присутствовать на премьере нового бренда, под которым выпускали велосипеды – Senna.



22:00

Сенна заселился в гостиницу Castello, в которой обычно останавливается McLaren. С этим отелем у него связаны самые яркие впечатления еще во времена его выступлений именно за McLaren.


01:30

Поужинав, гонщик отправляется в номер. Сенна, часто страдающий бессонницей, редко засыпал раньше двух часов ночи. Этот раз исключением не стал – заснул Айртон только в начале третьего.

Свободные заезды начинаются рано – уже в девять часов. Сенна смог показать лучший круг, почти на секунду опередив ближайшего преследователя.

Квалификационные заезды начинаются с первой аварии в черный уик-энд. Рубенс Баррикелло по необъяснимым причинам вылетает с трассы и врезается в ограждение. Пилот экстренно госпитализирован, а квалификация прервана.


13:31

Сенна, едва узнав об аварии, решает покинуть автодром – гонщик направляется в больницу. Спустя несколько лет Барикелло еще не раз вспомнит тревожные глаза Айртона, когда тот увидел его под капельницей.

Ужинают члены команды в полном молчании. Сенна, уткнувшись в бумажник, рассматривает фотографии возлюбленной - Адрианы Галисто.




12:00

Вторая квалификационная сессия в самом разгаре. Сенна, которому удалось полностью переключиться на гонку и на время забыть о вчерашнем происшествии, улучшает результаты круг за кругом.

Автодром в Сан-Марино погрузился в тишину. В это поверить было невозможно: ровно через 24 часа на трассе происходит еще одна авария. На этот раз, с летальным исходом. Роланд Ратценбергер, разогнав болид практически до предельной скорости, врезался в ограждение.


13:20

Сенна до последнего не может поверить в то, что произошло. Он садится в машину безопасности и лично направляется к месту трагедии.

Квалификационные заезды возобновляются, но большинство гонщиков решают прекратить сессии. Сенна - в их числе.


09:30

По инициативе Сенны состоялось собрание гонщиков. На нем пилоты договорились о создании рабочей группы по безопасности.



13:00

До основной гонки остается ровно час. Сенна, который умело выходил из трудных ситуаций, на этот раз, по признанию партнеров, спасовал. По его лицу было видно, что желания принимать участие в гонке у него абсолютно нет.

Спустя 17 минут после старта произошла третья авария. Та, которую назовут самой необъяснимой в истории Формулы-1. Проходя скоростной поворот, Сенна врезался в отбойник на скорости более 300 километров в час. Болид откинуло в сторону заграждений. В момент столкновения скорость составляла около 209 километров в час.


14:19

Гонка прервана. Кадры, на которых видно, как пилота достают из искореженного болида, облетели весь мир. Домработница в доме Сенны в Португалии потом будет вспоминать, как девушка пилота вскрикнула: «На самом деле, это хорошо. Наконец-то Айртон приедет домой раньше, чем обычно». Но уже через считанные минуты она поняла, насколько серьезно столкновение.

К месту аварии подъезжает профессор Сид Уоткинс – один из лучший врачей тех времен. У Сенны раздроблен череп, а из-под шлема, не переставая, сочится кровь. Консилиум врачей понимает: пилота уже не спасти.


14:25

Тем временем в паддоке Берни Эклстоун принимает решение, которое потом еще долго будут обсуждать на разных уровнях: Гран-при Сан-Марино будет возобновлено.

Спустя 40 минут после трагедии был дан рестарт. В той гонке победил Михаэль Шумахер, который позже признался, что это самая горькая победа в его жизни. «Ничего более кошмарного, чем в тот день, я не испытывал», - сказал спортсмен.

Когда через два с половиной месяца после трагедии в Имоле сборная Бразилии в серии послематчевых пенальти победила итальянскую команду, футболисты посвятили триумф погибшему соотечественнику. На могилу Сенны приходит больше народу, чем к Джону Кеннеди или Элвису Пресли. Как на днях признался бывший президент Макс Мосли, после Гран-при Сан-Марино политики всерьёз заговорили о запрете Формулы-1 как таковой. Считается, что незаменимых нет, но заменить Айртона Сенну было невозможно - после его гибели меняться пришлось Формуле-1, а остальному миру - лишь скорбеть об утрате настоящего героя…

Расцвет автоспорта

Во времена Айртона Сенны Формула-1 переживала один из бурных периодов расцвета. Началась эра турбодвигателей, гонщики и инженеры были одержимы скоростью, компромиссы здесь презирались. Когда пришёл Сенна, на трассах блистал Ники Лауда, «Макларен» был неудержим. Но в 1986-м на тестах погиб Элио де Анжелис, с которым Айртон выступал в «Лотусе».

Нельзя сказать, что это стало большой неожиданностью. Всего четыре года назад погибли Жиль Вильнёв и Рикардо Палетти. Публика помнила, что автогонки сами по себе небезопасны. Правда, граунд-эффект к тому моменту уже был запрещён: хотя генерируемая им прижимная сила и давала явное преимущество, недостатки идеи делали машину неуправляемой и опасной.

После сезона 1988 года - через два с половиной года после гибели де Анжелиса - в Формуле-1 запретили турбодвигатели. Вместо укрощения мощностей инженеры занялись тем, чтобы оптимизировать поведение машины. Появилось множество электронных помощников - активной подвески, антипробуксовочной системы и ряда других. В гонки добавился элемент программирования, «Макларен» потерял лидерство в чемпионате, и на первый план вышел «Уильямс».

С «Маклареном» Сенна выиграл уже три чемпионата, но последние два года уверенно доминировал «Уильямс», приведший к титулу Найджела Мэнселла и Алена Проста. Перед сезоном 1994 года в Гроув перебрался и Сенна. Правда, вспомогательные системы тоже запретили, и Эдриану Ньюи пришлось перестраиваться и менять подход, как и всем остальным.

Без трэкшн-контроля и активной подвески FW16 была практически неуправляемой - очень нервной и нестабильной. Автомобиль был эффективен лишь в очень узком диапазоне условий, и стоило им измениться - машину срывало с траектории. Тем не менее Сенна намерен был сражаться за чемпионский титул и завоевал поулы к трём первым Гран-при сезона.

Чёрный уик-энд в Имоле

Гран-при Сан-Марино начался с жёсткой аварии Рубенса Баррикелло в тренировках. Бразилец отделался повреждением рёбер и сломанным носом. Уже на следующее утро Баррикелло был в паддоке, хотя за руль не садился. Однако в квалификации после удара об отбойник на скорости 315 км/ч погиб Роланд Ратценбергер - перелом основания черепа. Он умер не приходя в сознание.

На следующий день на втором после рестарта круге вылетает в «Тамбурелло» и врезается в отбойник. Гравийная ловушка немного сбила скорость, но в момент столкновения она составляла свыше 200 километров в час. Рычаг подвески пробил шлем и вошёл в череп Сенны. Когда его доставили в больницу, мозг был уже мёртв, врачи оказались бессильны.


Айртон Сенна да Силва родился 21 марта 1960 года, умер 1 мая 1994 года. Он был одним из легендарнейших бразильских гонщиков. Публика знала его больше под именем Айртон Сенна .

Айртон вырос в известной и уважаемой семье бразильского плантатора. С детства отец баловал его дорогими подарками, в том числе и автомобилями. Особым пристрастием отца Айртона были автогонки. Он уделял этому виду спорта не только много внимания, но и вкладывал в его развитие не малые деньги.

По настоянию отца Айртон сел за руль гоночного карта, на тот момент ему только исполнилось 4 года.

Айртон Сенна перенял страсть отца к автогонкам. С каждым годом он все сильнее отдавался тренировкам, а его скорости приближались к максимально возможным, для тех лет.

В 1973 году Айртон Сенна(Ayrton Senna) дебютировал в гоночном чемпионате. А в 1977 году он уже занял место победителя чемпионата по картингу в Южной Америке.

В 1981 году имя Айртона победно зазвучало на британском чемпионате в классе Формула-Форд 1600. А в следующем году ему покорился чемпионат Формулы-Форд 2000.

В 1983 году Айртон Сенна стал первым в Великобритании. Он победил в Формуле-3.

В конце 1983 года молодой, но уже широко известный бразильский гонщик начал карьеру в Формуле-1. Он был принят в команду «Тоулман».

В 1985 году Сенна перешел в спортивный клуб «Lotus». Он был намного сильнее его прежней команды. В первом же сезоне в новой команде он стал обладателем «Большого шлема», мастерски победив в гонке в Эшториле. В конце сезона у Айртона Сенны постоянно возникали технические проблемы на трассе. То откажет электроника, то начнет подводить механика. Серия неудачных заездов так и преследовала талантливого спортсмена.

В 1986 году сезон для Айртона оказался более удачным. На гонках в Бразилии он стал вторым, а на мировом чемпионате занял четвертое место.

В 1988 году Сенна уже выступал за клуб «Макларен». А в 1994 году гонщик решил перейти в команду «Уильямс-Рено».

Сезон 1994 года стал последним в карьере легендарного гонщика. Айртон Сенна принял участие в своей последней гонке 1 мая 1994 года, гонка Гран-при Сан-Марино. Болид Сенны на огромной скорости столкнулся с бетонным ограждением. Водитель получил несовместимые с жизнью травмы и скончался после госпитализации в больницу.

Для многих смерть Айртона Сенны(Ayrton Senna) стала шокирующим событием. Ведь тогда смерть гонщика во время соревнований была редким событием.

За карьеру в профессиональном автоспорте Айртон Сенна стал трехкратным чемпионом мира в классе «Формула-1».

Айртон Сенна, трёхкратный чемпион мира Формулы-1, трагически погибший в 1994 году на Гран-При Сан-Марино в Имоле.

Айртон родился в Сан-Паулу в богатой бразильской семье землевладельца. Отец всячески способствовал развитию гоночного таланта сына, посадив его в четыре года за руль карта. В 13 лет Айртон начал участвовать в картинговых соревнованиях, где в 1977 году выиграл чемпионат Южной Америки. В 1978 году бразилец побеждает в британском чемпионате Формула-Форд 1600. С 1982 года он начинает выступать под девичьей фамилией матери - Сенна, поскольку его родная фамилия да Силва была слишком популярна в Бразилии. В 1982 году Сенна побеждает в европейском и британском чемпионатах Формулы-Форд 2000. В 1983 году он становится чемпионом британской Формулы-3, в течение этого года он тестирует машины команд Формулы-1 - Тоулман, Уильямс, Макларен, Брэбем, после чего в 1984 году ему находится место в одной из команд Формулы-1 - Toleman. В этой сравнительно небольшой команде он проводит один сезон, после чего в 1985 переходит в более сильную конюшню - Лотус, переход сопровождается трениями с командой Toleman, так как контракт с ней был подписан на два года и Toleman не хотела отпускать сильного пилота. Уже во второй гонке за Лотус он одерживает свою первую (из 41 в карьере) победу и шесть побед в период выступления за Лотус с 1985 по 1987, занимая 4-е и 3-е места в чемпионате. По ходу 1987 года у него установились хорошие отношения с компанией Honda, и когда в конце сезона истек контракт с Лотус, его пригласили в команду Макларен, которая использовала моторы Honda.

В 1988 году напарником Сенны по команде Макларен был Ален Прост, который на тот момент был уже двукратный чемпион мира, с этим человеком у бразильца связано долгое соперничество, которое получило большую огласку в СМИ и переросло во вражду между пилотами. В этом же году Сенна становится чемпионом мира. В 1989 на предпоследнем Гран-При в Японии произошло столкновение между Простом и Сенной, Прост сошёл, а Сенна смог вернуться на трассу и победить в гонке, но был дисквалифицирован маршалами за то, что вернулся на трассу не в месте вылета. Эта дисквалификация решила судьбу титула в пользу Проста. Стоит отметить, что ранее подобные нарушения вообще не наказывались маршалами.



В 1990 Прост не выдержав конкуренции бразильца переходит в Феррари. В конце сезона история повторилась, ситуация в чемпионате позволяла Сенне стать двукратным чемпионом при сходе Проста. И вот опять, на предпоследнем гран-при в Японии, Сенна стартует с поула, Прост второй, но он находится на чистой траектории, что позволило ему на старте обойти бразильца, который в свою очередь нагнав Проста допустил столкновении, что привело к сходу Проста и очередному титулу Сенны. Конечно данная ситуация вызвала большой резонанс в СМИ, но бразилец наказан не был.



В 1991 Айртон становится трёхкратным чемпионом мира. В 1992 команда Вильямс существенно прибавила и Макларен оказался лишь на 4 и 5 местах по итогам чемпионата. В 1993 победное шествие Вильямс продолжилось уже во главе с Простом, который завоевал свой четвертый в карьере титул, красиво завершив свою карьеру, Айртон второй. В 1994 году место Проста в Вильямс занимает Сенна, к чему бразилец стремился более двух лет. В первых двух гонках – Гран-при Бразилии и Тихого океана – ему не удалось финишировать, несмотря на одержанные победы в квалификации. Но третий этап в Сан-Марино стал последним в его жизни и завершил историю великолепного гонщика, как и жизнь ещё одного пилота, новичка Ф1 - Роланда Ратценбергера.

Гран При Сан-Марино вошёл в историю Формулы-1 как "Чёрный Уикенд". Гран-При не заладился с самого начала. Во время тестов взлетел в воздух Jordan Рубенса Баррикелло, протеже Сенны. Пилот сломал нос и ребро и оказался в больнице. На следующем фото Сенна наблюдает за аварией Рубенса по монитору.





На следующий день во время квалификации у Simtek Роланда Ратценбергера оторвался кусок антикрыла. В скоростном вираже «Villeneuve» его болид потерял управление, вылетел с трассы и ударился о железный ограничитель. Через час пилот умер.


Многие говорили о том, что гонку следует отложить. И сам Айртон Сенна на пресс-конференции сказал, что будь его воля, он поступил бы именно так: «Здесь трусов нет, все понимают, за что получают деньги. Но одно дело рисковать, а другое - идти на верную смерть. А у меня очень плохое предчувствие». В гонке, состоявшейся 1 мая 1994 года, Айртон Сенна стартовал первым, заработав накануне свой 65-ый поул. В первом же повороте произошла авария с участием Педро Лами (Lotus) и Юрки Ярви Лехто (Benneton). Разлетевшимися обломками болидов было ранено трое зрителей. Один из них, получивший наиболее тяжелые травмы, впал в кому. На трассу выехала машина безопасности, за которой гонщики ехали шесть кругов. На седьмом круге при входе в поворот «Tamburello» Williams FW16 Айртона Сенны сошел с трассы и на скорости 218 км/ч разбился о бетонную стену. Как оказалось, после пятничных тестов Айртон Сенна пожаловался, что руль располагается слишком близко к панели управления и это создает ему некоторые неудобства. Механики увеличили расстояние, вварив тонкостенную трубу. По одной из версий, во время гонки в месте сварки произошел надлом, в результате чего на седьмом круге болид стал не управляем. В момент удара о стену правое переднее колесо вместе с частью подвески оторвалось и ударило пилота по голове, вследствие чего Сенна получил сильнейшую травму. Медики дали следующее заключение: Смерть в следствии большой кровопотери из-за разрыва височной артерии и раздроблением челюсти куском подвески. После аварии, пилота извлекли из болида и вертолетом отправили в госпиталь, где он скончался.






Версия с поломкой рулевой колонки была признана итальянским судом наиболее достоверной, несмотря на то, что экспертам так и не удалось достоверно определить произошла ли поломка непосредственно перед инцидентом или всё же в момент удара. Существует ещё одна версия, которой придерживаются в фильме National Geographic (см. видео внизу). По словам очевидцев, за несколько секунд до той роковой аварии из-под днища машины вылетали искры, что может свидетельствовать о контакте днища с асфальтовым полотном. Если днище машины соприкасается асфальта, то часть веса машины асфальт берёт на себя, при этом прижимная сила сцепления резины резко снижается. Так как до этого резина успела остыть, за время езды за машиной безопасности, то сцепные качества покрышек в тот момент были слишком низкими, что и привело к срыву колес и гибели великого пилота. Расследование инцидента сопровождалось судебными процессами на которых, сотрудники команды Williams обвинялись в непредумышленном убийстве, многие утверждали, что команда намеренно скрыла факты и те несколько недостающих секунд предоставленной ими записи, а журналисты окрестили всё это "Чёрной главой в истории Формулы-1". 16 декабря 1997, судья Антонио Костанцо оправдал подсудимых: владельца команды Фрэнка Уильямса, технического директор Патрика Хэда и бывшего главного конструктора команды Эдриана Ньюи по причине отсутствия доказательств вины.

В болиде Сенны нашли сложенный австрийский флаг, он планировал поднять его после финиша, стоя на подиуме, в память об ушедшем накануне Ратценбергере!

Видео того злополучного "Чёрного Уикенда" с аварией Рубенса и двумя фатальными инцидентами Ратценбергера и Сенны. на ролик (обязательно посмотрите).

Ещё одно видео аварии.

Небольшой фильм National Geographic об Айртоне Сенне.

Часть 1 (авария и предыстория)

Часть 2 (причины)



  • Разделы сайта