Что одевают на шею лошади с колокольчиком. История легендарной русской тройки. Знаете ли вы, что

При надевании хомута на лошадь его следует обмять; важно также, чтобы грива не попала под хомут. При работе в дождливую погоду рекомендуется покрывать хомут, холку и седелку непромокаемым фартуком. Это предохраняет лошадь от потертостей намокшими частями упряжи.

При употреблении шорки с постромками надо следить, чтобы грудной ремень шорки без излома, по прямой линии, переходил в постромки; последние же должны быть одинаковой длины. В противном случае шейный ремень будет излишне давить на шею и холку, а грудь лошади будет испытывать большее давление со стороны укороченной постромки.

Во избежание потертостей от постромок на боках и бедрах лошади постромки в соответствующих местах обшивают мягкой кожей; главное надо следить за тем, чтобы валек был достаточной длины. Чтобы на поворотах при работе в сельскохозяйственных орудиях постромки не путались и лошади не переступали через них, через круп лошади перекидывают ремень, который концами закреплен на постромках и не дает им возможности слишком низко опускаться.

Шлею подгоняют таким образом, чтобы она не была коротка, не натирала зад лошади и не стесняла движений. Считают, что она впору, если между ободочным ремнем и ягодицей можно поместить ладонь ребром. Слишком просторная шлея во время езды будет сползать на сторону, а при спусках не удержит хомут на месте: он может надвинуться на голову лошади; кроме того, накатывающаяся повозка может ударить ее по задним ногам. Все ремни шлеи должны быть всегда мягкими, они должны лежать на лошади плашмя.

Уздечка и вожжи служат для управления лошадью. При правильно подогнанной уздечке удила лежат на беззубом крае десны, слегка касаясь углов рта. Повод уздечки во время работы подвязывают так, чтобы он не слишком ограничивал движений головы лошади во время ее работы, особенно тяжелой. Вожжи должны быть прочны и настолько длинными, чтобы можно было, не выпуская их из рук, обойти сзади плуг, борону или повозку.

Хранение упряжи и уход за ней. В кладовой, где хранится запасная упряжь, не должно быть сырости: вредна также и чрезмерная сухость. От сырости на коже развивается плесень, разрушающая ее. В слишком сухом помещении и при сушке на жарком солнце кожаные части упряжи коробятся, трескаются и портятся.


Во избежание плесени и повреждения молью упряжь нужно почаще выносить на воздух, выбивать из нее пыль и моль из ее войлочных частей. Моль откладывает яички весной, поэтому в это время нужно особенно следить за хранением упряжи. Хранить упряжь надо на вешалах с расправленными ремнями, всегда хорошо смазанными мазью, нефтяным маслом, дегтем березовым в смеси с животным салом.

Упряжь, постоянно используемую, можно хранить или в специальном помещении при конюшне (в шорной) или же в коридоре конюшни около соответствующей лошади. Размещать упряжь следует на деревянных вешалах; нельзя пользоваться железными гвоздями, крюками и т. д. Висеть упряжь войлочными частями должна не ближе как на четверть от стены и на полметра от пола. Металлические части — удила, пряжки и т. п.— следует оберегать от ржавчины; очищают их сначала тряпкой с керосином, затем протирают сухой тряпкой и просаленной суконкой. Смазывать упряжь надо на свежем воздухе, но не на ярком солнце и не на морозе,

После смазки ее оставляют часа 2—3 висеть на воздухе, чтобы смазка хорошо впиталась. Мокрую упряжь не смазывают. Снятую с лошади упряжь нельзя класть на землю.

Ремонтировать упряжь (зашивать распоровшиеся швы, закреплять пряжки и т. п.), как бы ни была мала эта работа, нужно всегда безотлагательно. Новые дыры в ремнях пробивают только пробойником, но не прорезают ножом, так как от этого уменьшается прочность ремня. При сшивании разорвавшегося ремня нужно, чтобы концы его заходили друг на друга более чем на тройную ширину самого ремня.

Запряжка лошадей в повозки и сельскохозяйственные орудия. Виды и способы запряжек разнообразны. По количеству лошадей различают одноконные, пароконные, троечные и многолошадные запряжки, по устройству повозок — оглобельные, дышловые, санные, по виду работ — транспортные, разъездные, сельскохозяйственные для полевых работ в орудиях и машинах, существуют также специальные запряжки — гусем или цугом и т. д.

В северных и центральных районах СССР издавна распространена одноконная оглобельная с дугой запряжка в колесную повозку и сани. В южных и западных районах более обычной является парная дышловая запряжка.

Порядок запрягания лошади в одноконную оглобельную повозку примерно следующий. В конюшне на лошадь надевают уздечку, а недоуздок вешают на место, затем накладывают седелку несколько выше того места, где она должна находиться во время работы, и сдвигают по шерсти на место. Подпругу подтягивают гак, чтобы седелка плотно лежала на спине, и застегивают с левой стороны лошади. Затем надевают хомут со шлеёй, предварительно перевернув его клещами вверх (хомутовой подкладкой к лошади) и расправив шлею. Просунув хомут на шею лошади, поворачивают его около головы вокруг шеи и по шее опускают на свое место на плечи. Поворачивать хомут следует в ту сторону, куда зачесана грива; последнюю надо тщательно выбрать из-под хомута. Надев хомут, тут же надевают и paсправляют шлею. Супонь все время должна оставаться собранной и вложенной в гужи так, чтобы она не волочилась по земле и лошадь не могла на нее наступить. Лошадь с надетым хомутом и седелкой подводят к повозке и, двигаясь с лошадью по направлению от кузова к оглоблям, осторожно заводят ее между оглоблями. Надев повод на левую руку, чтобы не упустить лошадь, поднимают левую оглоблю и кладут ее на левый гуж так, чтобы в его петлю можно было вложить конец дуги. Вложив конец дуги в петлю левого гужа и держа ее правой рукой, перекидывают дугу через лошадь и опускают так, чтобы левый вложенный в гуж конец дуги оказался спереди гужа, а оглобля легла в выемкулунку на дуге. После этого берут чересседельник и подбрюшник, которые перед запряжкой должны быть прикреплены к левой оглобле, и продевают первый через ушки седелки, второй через шлевки подпруги. Перейдя на правую сторону и держа теперь повод на правой руке, поднимают ею правую оглоблю, прикладывают к ней конец дуги, а сверху на оглоблю кладут гуж. Придерживая грудью оглоблю, а левой рукой, подсунутой под хомут, притягивая его к себе, правой рукой (ладонью) надевают петлю гужа на конец дуги под оглоблей. Правый гуж также должен проходить сзади дуги.

Поставив дугу перпендикулярно к оглоблям, приступают к засупониванию хомута. Обмотав торцы клещей в два ряда супонью так, чтобы второй ряд несколько зажимал первый, и намотав свободный конец супони на правую руку, затягивают супонь до полного соприкосновения клещей друг с другом (при этом упираются ногой в торец клещей) и завязывают ее особым способом (чтобы хомут не мог рассупониться, но чтобы ее одним движением быстро и легко можно было развязать). В тех случаях, когда лошадь упадет в запряжке, провалится в глубокий снег и т. п., необходимо быстро распустить супонь и выпрячь лошадь, иначе она может задохнуться в засупоненном хомуте.

Закрепив супонь, берут свободный конец чересседельника, подводят его под правую оглоблю и подтягивают им последнюю так, чтобы хомут принял правильное положение на лошади. Конец чересседельника завязывают на правой оглобле так, чтобы его можно было легко развязать. Подбрюшник подтягивают несколько слабее и также закрепляют петлей на правой оглобле.

Теперь остается подвязать к дуге повод и завожжать лошадь. Вожжи пропускают поверх чересседельника и гужей и пристегивают к кольцам удил так, чтобы пряжка была снаружи кольца, а не касалась губ лошади. Лошадей, склонных задирать голову кверху и трудно управляемых, завожживают так, чтобы вожжи были поверх чересседельника, но проходили под гужами или через специально ввинченные в клещи хомута (несколько выше гужей) кольца.

После запряжки следует проверить, одинакова ли длина обоих гужей, а также на одном ли уровне на оглоблях они наложены. Концы оглобель впереди дуги должны выступать на ширину ладони или немногим больше.

Полезное действие дуги как амортизатора толчков и ударов на дорогах с асфальтовым покрытием или шоссе не проявляется, сама дуга здесь становится излишней (вес ее является даже отрицательным фактором в работе лошади). Поэтому в городском транспорте теперь все чаще встречается запряжка без дуги. Гужи в таком случае заменяют ремнями с пряжками или даже железными брусочками, шарнирно соединяющимися с хомутом и между собой. Встречается также вариант запряжки с оглоблями и постромками с вальком, укрепляемым на крюке передка повозки. Тяга при этом передается главным образом через постромки; оглобли же служат для поворота и торможения.

Пароконная запряжка в дышловую повозку несколько проще дуговой, но требует хомутов с нагрудными ремнями и нашильниками, постромок с вальками; повозки же должны быть с дышловым передком. При дышловой запряжке всегда надо соблюдать привычный для данной пары лошадей порядок их мест относительно дышла (правая и левая лошадь). Поставив лошадь на свое место у дышла, надевают сперва постромки на валек, затем натягивают и застегивают нашильник — ремень, идущий от грудного ремня хомута к концу дышла. То же проделывают и с другой лошадью.




При такой запряжке важно, чтобы длина всех постромок была одинакова (во избежание перекоса хомутов) и чтобы нашильники по длине также были одинаковы у обеих лошадей (они должны находиться на равном и достаточном расстоянии от дышла). Более правильная запряжка достигается, когда у дышла имеется ригель — небольшой валек, подвижно укрепленный на конце (шило) дышла. К концам ригеля и прикрепляются нашильники от хомутов каждой лошади. При этом легче избежать перекоса хомутов, лошадям же удобнее двигаться вперед.

Под вьюком лошади теперь используются очень ограниченно: в горах, таежных или пустынных районах и других труднопроходимых местах, недоступных даже гужевому транспорту. Перевозить вьюком можно различные грузы как в мягкой таре, так в ящиках и другой упаковке. Для перевозки жестких деревянных или металлических предметов требуется надевать на лошадь специальное вьючное седло.

Лошадям труднее перевозить на спине вьюк, чем человека того же веса, так как всадник, особенно умеющий ездить верхом, согласует и приспосабливает свои движения к ходу лошади. Вьюк на лошади надо размещать так, чтобы его вес симметрично распределялся по бокам лошади, а груз не возвышался над холкой лошади более чем на 35 см. Важно, чтобы во время движения вьюк прочно держался на лошади, не болтался, не ерзал, а при подъемах и спусках — не сползал ни вперед, ни назад. Неумелое или небрежное навьючивание может вызвать на теле лошади потертости, побитости и тем вывести ее из работы. Чтобы передняя подпруга вьючного седла не мешала движению передних ног лошади, она должна находиться от них примерно на 10 см кзади.

Для работы под вьюком выбирают лошадей соответствующего, «вьючного» типа, ростом не выше 144 см с глубокой грудью, крепкими спиной и поясницей, на коротких и широко поставленных конечностях.

Вес вьюка устанавливается в зависимости от веса лошади и условий предстоящего маршрута, в частности крутизны подъема, высоты над уровнем моря и состояния самого пути (тропы). В предгорьях при крутизне подъема не более 10° предельный вес вьюка с седлом составляет 1/3 веса лошади (33%). В этих условиях лошади за рабочий день проходят до 36 км со средней скоростью 4,5 км в час. При очень крутых подъемах (от 25° до 40°) вес вьюка не должен быть более 24% от веса лошади; скорость движения при этом снижается до 2 км в час, а длина дневного пути не превышает 16 км.

На привалах продолжительностью даже в 10—15 мин. следует снять вьюк с лошади и дать ей отдохнуть без груза. Вьючных лошадей куют на все четыре ноги, при этом передние подковы должны быть с шипами, а задние без шипов.


Литература: Коневодство и конеиспользование. Под ред. проф. В. О. Витта. М., Издательство «Колос», 1964. 383с. (Учебники и учеб, пособия для высших с.-х. учеб, заведений).

Повозки, в которые были придуманы человеком для быстрого передвижения и перевозки грузов. В эту повозку могли впрячь одного или несколько коней. С тех пор есть такое понятие, как пристяжная которую впрягали сбоку от коренной для того, чтобы основной было легче.

Русская тройка

Катание на конях, запряженных тройкой, народная русская забава. Раньше они использовались для быстрого передвижения на далекие расстояния, ни один праздник не обходился без тройки. Будь то свадьба или сватовство, катание на Масленицу.

Обычные кони для тройки - это выносливые, но неказистые внешне вятские. Тройку богатых людей определяли статные орловские жеребцы - стройные и быстрые, очень красивые.

Для того чтобы перевозить пассажиров, было правило: едешь один или вдвоем, то только на паре, а если людей набиралось трое, тогда впрягалось три коня.

В сороковых годах девятнадцатого века на ипподромах стали организовывать состязание кучеров на тройках. Европа познакомилась с тройкой только в начале двадцатого века на выставке в Лондоне. Во времена СССР тройка из орловских рысаков стала популярна в США, наши власти, пользуясь этим, дарили такие упряжки представителям из Америки в знак уважения. Это считалось превосходным и щедрым даром.

Возрождение традиции

Интересно, но в девяностые годы россияне утратили интерес к тройкам, это чуть не стало гибелью традиционной русской упряжи. Коренники и пристяжные лошади с выставок распродавались в колбасные цеха, так как их содержание в отсутствии интереса было многим не по карману.

Если бы не движение "Содружество", где оставалось достаточное количество энтузиастов, то не осталось бы в России ни одного мастера, умеющего совладать с тройкой и правильно ею управлять. Инициаторы предложили создать в городах конные состязания, где в обязательном порядке было участие тройки. Таким образом появился "Кубок России", финал которого проводился в столице. Позже к России присоединилась и Франция, были введены дорогостоящие Венсеннские призы.

Правильно запряженная тройка

Чтобы правильно запрячь тройку коней, есть несколько основных правил. Первое правило - это правильно подобранная упряжь. Она должна быть индивидуально изготовлена для каждой из тройки для того, чтобы работоспособность лошадки сохранялась, не терялись силы. Основное свойство упряжи - это передача тяги от животного к повозке. Размер животного и строение его тела - главный критерий, по которому создается упряжь, она должна иметь ремни для регулировки. В центре такой упряжки должен находиться коренник, а по бокам пристяжные лошади - ни в коем случае не наоборот. Каждая лошадь проходит специальное обучение, чтобы точно соответствовать своему предназначению.

Что такое пристяжная лошадь

Если речь идет о тройке лошадей, то здесь участвует два вида. Коренник - центральная лошадь, как правило, самая сильная и выносливая, благородной породы. Пристяжная лошадь может быть и крестьянской породы, но к ней есть особые требования. Это должен быть умный и податливый конь, легко поддающийся воспитанию. Пристяжная лошадь - управление всей повозки, от нее зависит, как вовремя и правильно повернуть упряжку. Это животное должно отменно бегать галопом - именно тот стиль, который ей требуется.

Коренник

Коренник задает скорость всей тройке. С помощью пристяжных он может развить до пятидесяти километров в час. К кореннику предъявляются высокие требования - благородная порода, отсутствие болезней и хорошая выносливость. Ему присуще передвигаться рысцой, но может перейти и на галоп. Существует и уносная лошадь. Этого коня впрягают впереди коренника, если есть необходимость большего количества лошадей, чем тройка. Существует вид многоконной упряжки - две впереди идущие - уносные, следом пара из коренника и пристяжной. Пристяжная лошадь обязательно впрягается даже в двойку. Ни в коем случае нельзя заменять лошадей. Те навыки, которыми обладает пристяжная лошадь, неизвестны кореннику, и наоборот.

Состав упряжки

Каждая упряжка в обязательном порядке состоит из нескольких вещей. Каждая деталь обязательна и имеет свой функционал. Узда создана для того, чтобы кучер без проблем понукал пристяжных лошадей и коренника. Состоит из ремней, темляка, поводьев и удил. Ремни крепко фиксируются на голове и морде животного, для их изготовления применяют кожу высокого качества или синтетические, эластичные материалы.

Узда не должны создавать дискомфорта животному, если таковой есть, то коренник не будет набирать нужную прыть, а пристяжная лошадь может путать повороты, неустанно тряся головой.

Основа упряжи - это хомут. Именно он передает усилия тяговые от коня к повозке. Состоит из двух клещей, двух подушек, хомутины, покрышки, супони, подкладки, горта и двух гужей. Это необходимо правильно собрать, чтобы лошадки не тратили лишние усилия.

Вместо хомута можно применять шорку - это чисто кожаное изделие. Шорка более удобная и легкая, состоит из широкого ремня для крепления на груди, к нему крепится еще два боковых поддерживающих ремня, соединяются они между собой специальными кольцами. К этим же кольцам крепят и постромки.

Седелка состоит из двух основных частей. Подбрюшник не позволяет колебаться оглоблям и хомуту, а также прочим частям упряжи. Чересседельник удерживает большой вес оглобель, хомута и дуги, чтобы спина лошади не перенапрягалась. У этих животных слабые позвоночники, при любой резкой нагрузке, которую может доставить дуга, хомут или всадник, есть возможность перелома. Поэтому необходимо соблюдать все правила упряжи и креплений.

Подпруга подкладывается под седелку, чтобы ее придерживать, шьется из хлопковой или хлопчатобумажной ткани. Дуга - это своеобразный амортизатор, она смягчает толчки и удары повозки. Соединяет оглобли с хомутом. С помощью вожжей кучер управляет лошадьми, а шлея предназначена для того, чтобы хомут не накренялся вперед. Она необходима для безопасной остановки повозки, тем более если торможение резкое.

Если соблюдены правильно все требования, по которым собирается упряжка, то и коням будет легче, и кучеру. Позаботьтесь о своих животных, одинакового внимания требует и пристяжная лошадь, и коренник.


Прошел почти век с тех времен с улиц городов России проносились тройки запряженных лошадей, олицетворяющих удалую русскую душу. Они навсегда остались национальным символом, а крылатое выражение Николая Гоголя: "Какой же русский не любит быстрой езды?" ,- актуально и по сей день.

Приезжие иностранцы, впервые воочию увидевшие русскую тройку , летящую по мостовой, замирали в изумлении: такой красоты и головокружительной скорости нельзя было увидеть ни в одной стране мира. Память об этой уникальной знаменитой упряжке, благодаря живописным полотнам художников, сохранилась и сегодня.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-troyuka-0011.jpg" alt="Илья Пророк в огненной колеснице." title="Илья Пророк в огненной колеснице." border="0" vspace="5">


По одной из версий идея упряжи в три лошади была позаимствована с былин и мифов северных народов относящихся к Илье Пророку. С древних времен в некоторых селениях русского Севера ежегодно в Ильин день местные жители устраивали ритуальные скачки на тройках, которые являлись символом огненной колесницы, что вознесла Илью на небо.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/image-02.jpg" alt=" «Выезд царя Алексея Михайловича на смотр воинства в 1664 году». Автор: Н.Е.Сверчков." title=" «Выезд царя Алексея Михайловича на смотр воинства в 1664 году».

Появление парной упряжи лошадей «на отлет» стало предпосылкой появления тройной запряжки, которая не сразу прижилась и была крайне редким явлением на извечно плохих русских дорогах. Однако со временем тройка приобрела широкую популярность и на рубеже 17-18 столетия стала успешно использоваться в почтовых целях, что значительно уменьшило сроки доставки почтовых отправлений и багажа.


Оценив неимоверную скорость, удивительную выносливость, большую грузоподъемность и хорошую проходимость, тройку официально узаконили и начали использовать не только для доставки почты. Ими перевозили госслужащих, курьеров и пассажиров, используя сани, тарантасы, кибитки, коляски. Однако тройку никогда не впрягали в упряжь карет.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-troyuka-0007.jpg" alt="

По центру упряжки впрягали "коренника"- сильную и крупную лошадь, которая должна была идти "четкой и быстрой рысью", а по бокам - "присяжных" лошадей, скачущих галопом и изогнувших головы в сторону. Такая расстановка «лошадиных сил» в запряжке давала возможность лошадям развивать головокружительную скорость. Выходило так, что коренника как бы несли за собой пристяжные лошади. Это и было секретом малой утомляемости и огромной скорости русских троек. Ну а ежели удалой кучер хотел немного "полихачить", он пускал коренника в галоп и тогда, казалось, что тройка летит над землей.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-troyuka-0013.jpg" alt="Тройка.

До сих пор бытует история, которая гласит, что во времена царствования Екатерины Великой в Петербург пожаловал с визитом император Австрии Иосиф. Русская императрица решив удивить высокого гостя, захотела прокатить его на русской тройке в Москву.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/image-03.jpg" alt="Понесли.

И здесь в пору будет вспомнить слова русского классика Н.В. Гоголя, который так описал образ России, сравнив ее с «птицей-тройкой»: "Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади... Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение? И что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях?"

Отбор рысаков для тройной упряжи

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-troyuka-0004.jpg" alt="Русская тройка орловских рысаков.

Украшение русской тройки

Украшение упряжи это особая статья культа русской тройки, поэтому невозможно было себе представить коренника без дуги, украшенной позолотой. Немногим позже дуги украшали орнаментальной росписью или резьбой. Причем это носило не только эстетический характер, но и служило оберегом от злых сил, от дикого зверя и от разбойников.


Каждый кучер-«троечник» старался украсить свою тройку необычно, ярко и узнаваемо, поэтому тройки были уникальны. Во второй половине 19 века позолоченные дуги были заменены живописными, резными, инкрустированными медью, а к концу столетия их стали окрашивать в один цвет и обвивать разноцветными лентами.

Тройки со звоном поддужных колокольчиков

С течением времени конный транспорт наполнял улицы городов, а так как правил дорожного движения не существовало, то для скоростной тройной упряжи начали использовать бубенцы и колокольчики, которые можно было услышать за 2 версты. Это давало возможность горожанам и извозчикам вовремя освободить дорогу для стремительно несущейся «птицы-тройки».


В самом начале их разрешалось вешать лишь на почтовые тройки и курьерские, перевозящие важные государственные депеши. Заслышав звон колокольчика, почтовые работники успевали приготовить сменную тройку лошадей, чтобы не задерживать доставку срочной почты. А немногим позже езда на тройках с бубенцами стала широко популярной не только среди почтовых ямщиков.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-troyuka-0001.jpg" alt="Паутов Игорь. Русская тройка" title="Паутов Игорь. Русская тройка" border="0" vspace="5">


Эпоха знаменитых русских троек подошла к концу в средине 19 века, их постепенно начала вытеснять железнодорожный и автомобильный транспорт в сельские местности. А а начале 20 века был положен конец двухсотлетней истории тройки, однако она осталась популярной и незаменимой в традиционных народных гуляньях.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-troyuka-0006.jpg" alt=" Народное гулянье.

Популярность троек не имела границ и всегда вызывала дух соревнования. Поэтому, начиная с 1840 года в Москве на ипподроме начали устраиваться конные состязания. А в 1911 году русскую тройку впервые увидели в Европе, а именно - в Лондоне на Всемирной выставке. Во времена советской власти тройки для соревнований почти всегда составляли из орловских рысаков, которые выглядели невообразимо шикарно.

Русские тройки также были достойным презентом для высокопоставленных лиц многих государств. И по сей день соревнования, где участвуют русские тройки, очень зрелищны и популярны.

В мире существует множество невообразимо , которые восхищают своим экзотическим видом.

Лошадь, как и всадник, нуждается в защитной экипировке, ведь при падении ей также больно и она равно как человек требует защиты.

Важность использования

Такая защитная экипировка для лошади не подобает на средневековую бронь, скорее наоборот включает в себя несколько элементов своеобразных снаряжений. Предназначение, которых является защитить вашего любимца от дискомфорта, и неприятных ощущений.

Специализированный вальтрап, потники, идущие под , ногавки – все это нужное приспособления. Только используя их, нужно помнить, что они ни при каких обстоятельствах не заменят неважно подогнанное седло либо недобросовестную езду самого всадника.

Более того, необходимо , она должна перебывать в отменном состоянии. В противном случае они средства защиты сами по себе могут принести животному только дискомфорт, и прочие неприятности. А в некоторых случаях могут стать даже причиной травмы. Бинты, ногавки и колокольчики должны быть обязательно без любых повреждений и дырок. Вальтрапы для лошади также должны быть без повреждений и еще, что немало важно подходить по размеру. Поскольку не правильно подобранный по размеру вальтрап будет приносить животному только неудобства.

А теперь рассмотрим некоторые элементы защитной экипировки.

Вальтрап

Это нехитрое приспособление нужно для того, чтобы правильно распределить вес всадника, что незаменимо для лошади, особенно при осуществлении прыжков.


Фото вальтрапов

Вальтрап для лошади - это средство защиты, что действует в области спины и холки, защищая эти участки от удара. Он исключает возможность натереть седлом спину лошади. И, конечно же, лошадиный вальтрап является, незаменим с гигиенической точки зрения, ведь впитывает весь пот и грязь из области седла в себя.

Изготавливается из разных материалов, но наиболее лучшие сырье, это натуральные вещества – хлопок и шерсть.


Вид вальтрапа под седлом

Поскольку вальтрап стелиться под седло лошади, то и форму он должен иметь соответствующую. Для удобства у отдельных вальтрапов предусмотрены закрепительные держалки, что находятся снизу и по бокам. Они дополнительно поддерживают седло. Обязательно нужно ухаживать за вальтрапом – периодически стирать его и мыть, а после каждой тренировки хорошенько просушивать.

Ногавки

Начинающие наездники часто задают вопрос: Ногавки – это снаряжение для ног, которое защищает от ударов либо смягчает их. Они не нужны лошади при обыкновенной ходьбе только в том случае, если она все время движется правильно. Но когда ваш любимец при перемещении задевает одну ногу второй, наступает на пятки копыта или вы заметили еще какие-то нюансы не правильной ходьбы, или лошадь выполняет тяжелую работу, то лучше будет, если вы позаботитесь о таком приспособлении.

Как правильно надеть ногавки?


Надевание ногавок и колокольчиков

Надевать ногавки для лошади нужно так:

  1. Приставьте ногавки на уровни между запястным и путовым суставами. Переместите их немного выше, после чего опустите так, чтобы шерсть легла гладко. Почти все ногавки надеваются достаточно просто.
  2. Начните застегать ногавки из верхней застежки, при этом свободные концы должны спускаться назад (в случае двойной застежки – нижняя идет назад, а верхняя – вперед).
  3. На всякий случай убедитесь в правильном надевании и немного подправьте, если есть такая необходимость. Помните, что ногавки не должны сидеть слишком плотно, но и не соскальзывать с ноги, не вращаться вокруг и, естественно, что не мешать животному при любом движении.

Колокольчики

Еще один вид специальной защиты для лошадей. Зачастую такие кобуры используют с целью уберечь венчик и пятку лошади от засекания и ушиба при быстром галопе. Колокольчики для лошади снимаются через копыто, но они имеют неудобное свойство – сложно одеваться, а еще со временем могут ослабнуть и перекручиваться. По этой причине одевать их нужно предельно осторожно и желательно с конюхом либо тренером.

Но появились и новые модели, которые имеют более широкую функциональность, чем обыкновенные. Так что покупать лучше всего новинки.

Классическое выражение «Какой же русский не любит быстрой езды?» давно прижилось в народном лексиконе. Тем не менее, на тройках, кроме нашего человека, больше не ездит никто. Почему?

В поле белом тройка мчится

Ехать так быстро, чтоб захватывало дух. Мчаться по просторам родной Руси, задыхаясь от восторга. Это ли не величайшее удовольствие! Итак, конская тройка – действительно быстрое средство передвижения. Оно способно развить скорость в 60 км/час. Откуда же пошел такой удивительный принцип упряжки? Когда же появилась тройка на Руси?

Историки утверждают, что случилось это на заре 18 столетия с развитием почтово-курьерской службы. Однако если учесть, что наш человек всегда «долго запрягает», резкое появление нового средства передвижения маловероятно.

Имеет место версия, что тройная упряжь была «украдена» (или подсмотрена) и древнерусского Культа Пророка Илии, характерного северным районам. Ведь именно в Ильин День устраивались массовые гонки на конских тройках. Такая упряжь символизировала «огненную колесницу», вознесшую святого на Небеса. Именно поэтому несчастные случаи в ходе гонок считались Благодатью. Старики сопровождали их словами: «Илия в небо забрал».

Инновационность изобретения

Тройка – не просто принцип комбинирования, а полноценная инновация. В чем же она заключалась? Да в том, что каждое животное двигалось собственным аллюром. Центральное (коренник) – только рысью, а боковые (пристяжные) – только галопом, отвернув головы в разные стороны и полностью доверяя центровому рысаку.

Удивительная комбинация состояла в том, что животные берегли собственные силы. Коренник задавал темп, а боковые – «несли» его. Так лошади меньше уставали, а скорость получалась внушительной.

Скорость движения

60 км/ч – довольно солидная скорость, особенно в старину. Ни одна упряжка (соло или пара) не достигла бы подобного результата. А если бы достигла, животные непременно бы пали от усталости.

Существует такая история. В екатерининские времена прибыл в столицу австрийский король Иосиф. Матушка решила сразить его русскими традициями и предложила прокатить тройкой.

Во дворец был вызван самый удалой из местных ямщиков. Императрица спросила его: «Доставишь гостя в Москву за полтора суток?». На что тот ответил: «Прикажите, матушка! Только душу потерять по дороге можем». К слову, дорога до Москвы в то время занимала 2-3 дня на перекладных.

Порода

Для тройки, как правило, использовали выносливых вятских лошадей. В упряжках богачей стояли орловские рысаки. Все зависело от степени состоятельности. Однако традиции были немаловажным фактором. Да и кому захочется экспериментировать с породой, коль есть риск замерзнуть насмерть в полях, если плохие кони падут?

Как применялась тройка

Считается, что первое применение тройки связано с курьерской службой. К концу 18 столетия появились и пассажирские экипажи. Правда, были они не слишком распространенными, перевозили важных людей и ценные грузы.

Постепенно на тройках начали «летать» свадьбы. Гулянья без празднично украшенных упряжек признавались бедными. То же можно сказать и о всенародных гуляньях.

Как украшались детали

Богатое украшение – непременное условие. Коренную дугу часто красили позолотой. Хотя простой народ этого не понимал и считал вычурным. Ведь золото традиционно ассоциировалось с Илией.

Позднее на дугах начала появляться резьба и искусные орнаменты. То же касалось конских шор. На них наносили знаки оберегов, чтоб Лихо не попортило скотину, не сбило с пути, не угробило и в чащу не заманило.

«Гармонь ямская»

Обязательной деталью украшения упряжи были бубенцы под дугой коренного. Их звон символизировал гром Илии Пророка. Компоновались особые колокольчики, а весь набор назывался «ямская гармонь». И любая тройка имела собственную, с уникальным мелодичным звучанием.

Примечательно, что в ряде российских регионов существовала практика избавления от «ведьминых чар». Помогала этому «громкая тройка». Именно поэтому шумная езда под аккомпанемент колокольчиков стала обязательным атрибутом каждой русской свадьбы.



  • Разделы сайта