Вопросы муниципальной олимпиады по географии. Инверсия температур образуется

Twitter WhatsApp Viber Google+ Facebook

Всероссийская олимпиада по географии задания и ответы для школьного этапа 2018-2019: 26.09.2018 по 02.10.2018

Ответы для 5 класса:

Задание № 3 Пользуясь знаниями по географии, полученными в предыдущие годы, а также картами атласа, определите ошибку в логических рядах. Объясните исключение ошибочного объекта, приведите один собственный пример для продолжения логического ряда. Ответы занесите в таблицу.

1) Звезда – планета – комета – метеор – астероид.

2) Мадагаскар – Гренландия – Сахалин – Камчатка – Новая Гвинея.

3) Степь – арктическая пустыня – тайга – тундра – тропическая пустыня.

4) Дождь – ветер – град – холм – молния

Ответ:

Ответы для 6 класса:

Задание №2 Определите названия географических объектов по описанию, используя карты. Расположите их в порядке движения с севера на юг. Какой из объектов ближе всего расположен к центру Земли? Почему?

1. Я соединяю два океана и разделяю два материка, относящихся к одной части света.

2. Я самая высокая вершина самого маленького материка.

3. Через меня проходят все меридианы Земли, и первым меня покорил норвежец.

4. Я раньше всех встречаю Солнце в Евразии.

5. Я – остров, и меня пересекает нулевой меридиан.

6. А у меня интересные координаты: 0° широты и 0° долготы.

7. Я самое крупное по площади озеро на материке, который находится во всех четырёх полушариях Земли.

Ответ:

Ответы для 7 класса:

Задание №2 Внимательно прочитайте текст и, пользуясь атласами 7 класса, определите, о каком острове Земли идёт речь, и заполните таблицу.

Это самый крупный по площади остров на земном шаре среди островов аналогичного с ним происхождения. Остров расположен на границе двух литосферных плит, южнее параллели 66,5° с.ш., в океане, солёность которого чуть выше солёности Мирового океана. Северные, западные и восточные берега острова сформированы ледниками. Общая площадь современного оледенения составляет около 12 000 км2, что значительно меньше, чем на «острове-гиганте», который отделён от рассматриваемого нами острова проливом, названным по имени королевства, которому принадлежит соседний «остров-гигант».

Рельеф острова преимущественно гористый, здесь насчитывается более 150 вулканов, из них 40 действующие. Один из наиболее активных вулканов, высотой 1491 м, расположен неподалёку от столицы государства, имеющего то же название, что и остров. Извержения вулканов происходят постоянно. Например, извержение другого знаменитого вулкана в 2010 г. закрыло авиационное сообщение для многих стран региона. С вулканической деятельностью связаны знаменитые фонтанирующие горячие источники. Территория острова лежит в двух климатических поясах. Несмотря на северное положение, зимы здесь не такие суровые благодаря тёплому течению, проходящему у его берегов.

По одной из версий, впервые остров посетили монахи с «Изумрудного острова», символом которого является четырёхлистный клевер. Но осваивать остров в IX в. начали жители другой «северной страны»: знаменитые мореходы, передвигавшиеся на быстроходных для того времени судах.

Ландшафты острова выглядят сурово, но живописно. Живая природа давно изменена человеком. Здесь обитает завезённый с материка копытный представитель тундры. Из хищников встречается полярная лисица с белой шерстью. Символом страны считают маленькую птицу с красным клювом.

Ответ:

Ответы для 11 класса:

Задание №2 Определите страну по описанию и заполните таблицу.
В конце XIX столетия на территории страны разгорелась борьба двух колониальных держав. В годы Первой мировой войны здесь также происходили боевые действия. Современная республика образовалась в 1964 г. в результате слияния двух независимых стран, одна из которых располагалась на материке, а другая занимала два небольших острова. В 1873 г. на одном из островов было захоронено сердце великого путешественника, исследователя природы данного региона. В стране проживает более 120 народов. Свыше 90% жителей относятся к народам, говорящим на родственных языках одной языковой семьи. Активную роль в консолидации народов в единую этническую общность играет распространение языка, получившего статус официального, на котором говорят жители прибрежных городов. На втором официальном языке говорит не более 10 % населения. В целях национальной интеграции был разработан и осуществлён план переноса столицы из миллионного портового города вглубь территории страны. Основа экономики – сельское хозяйство. Эта аграрная страна по выращиванию одной из волокнистых культур, завезённой колонизаторами, занимает первое место в мире. Республику называют страной великих разломов. Здесь много проявлений вулканизма. Один из потухших вулканов – высочайшая вершина материка. На северной, западной и южной границах страны, в котловинах тектонического происхождения, расположены три больших озера. Страна уделяет много внимания охране природы. Самый крупный заповедник страны был образован в 1921 г., а в 1951 г. он получил статус национального парка. На его территории сосредоточено, по разным оценкам, от одного до трёх миллионов животных. В 1978 г. один из заповедников был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В его заповедной зоне находится ущелье, где были обнаружены останки человека умелого, предшественника современного человека. Этому заповеднику принадлежит и ещё один удивительный природный рекорд.

География как наука и предметная область отличается рядом отличительных особенностей. Прежде всего, это специфика объекта изучения – земной поверхности и еетерриториальной дифференциации, обусловленной действием как природных, так и социально-экономических факторов. Вследствие этого география использует синтез знаний и методологических подходов, относящихся как к естественным, так и к общественным наукам. Наряду с этим, отличительной чертой географии является пространственный подход, предполагающий проекцию всей изучаемой совокупности объектов и явлений (естественных и социально-экономических) на территорию. Олимпиадные задания составлены с учётом специфики предмета.Включают 2 раунда: тестовый - 25 заданий и аналитический - 5 задач

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задания 1 этапа

Всероссийской олимпиады школьников по географии 2015 – 2016 учебный год.10 – 11 класс.

Время выполнения работы - 2 часа (120 минут).

Работа выполняется без использования географических атласов, карт, справочников и других источников информации.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ:

Задание включает 25 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.

1.Какое из течений Мирового океана относится к холодным?

А. Агульясское (Игольного мыса)

Б. Аляскинское

В. Бенгельское

Г. Западно-Шпицбергенское

2.Колонией какой страны была до 1954 года Союзная территория Индии Пондишери (Пудучерри)?

А. Нидерланды

Б. Португалия

В. Франция

Г. Китай

3.Какую главную опасность для человека представляет возникновение «озоновых дыр»?

А. Увеличение интенсивности вредного для живых организмов ультрафиолетового излучения

Б. Уменьшение интенсивности ультрафиолетового солнечного излучения, в малых в дозах необходимого живым организмам; расширение зон его дефицита

В. Усиление парникового эффекта и глобальное потепление климата

Г. Таяние арктических и антарктических льдов из-за увеличения приходящей солнечной радиации

4. Какой народ составляет наиболее многочисленное национальное меньшинство в Румынии?

А. Словаки

Б. Украинцы

В. Болгары

Г. Венгры

5. Дельта какой из этих рек полностью расположена на территории Индии?

А. Инд

Б. Ганг

В. Брахмапутра

Г. Годавари

6. Выберите одно неверное утверждение об Исландии.

А. Исландия входит в НАТО

Б. Исландия входит в Европейский союз

В. Исландия входит в Шенгенскую зону

Г. Исландия на текущий момент не признает независимость Абхазии и Южной Осетии

7.Какой должен быть угол наклона земной оси к плоскости эклиптики, чтобы в Москве ровно один раз в году солнце не заходило за горизонт – не восходило из-за горизонта?

А.24,8º

Б. 34,3º

В. 45,5º

Г. 55,8º

8. Что такое шуга?

А. Внутриводный лед

Б. Донный лед

В. Наросты льда в виде напластований

Г. Полосы воды, свободные ото льда

9. В какой строке правильно указаны три народа, относящиеся к одной языковой семье?

А. Хиндустанцы, немцы, курды

Б. Китайцы, вьеты, японцы

В. Баски, египтяне, банту

Г. Тамилы, хиндустанцы, тайцы

10. Выберите вариант, в котором названы две историко-культурные области Португалии.

А. Банат и Валахия

Б. Галисия и Эстремадура

В. Марке и Умбрия

Г. Алгарви и Минью

11. Какая природная зона занимает наименьшую площадь в пределах России?

А. Широколиственных лесов

Б. Пустынь и полупустынь умеренного пояса

В. Арктических пустынь

Г. Средиземноморских субтропиков

12. Какие леса являются разновидностью галерейных?

А. Колки

Б. Листвяги

В. Тугаи

Г. Гилеи

13. Сетка параллелей и меридианов какой нормальной проекции изображена на рисунке?

А. Прямой азимутальной

Б. Косой азимутальной

В. Поперечной азимутальной

Г. Псевдоазимутальной

14. У какой вершины геологический возраст слагающих ее пород составляет около 350 млн. лет?

А. Гора Белуха

Б. Гора Эльбрус

В. Гора Юдычвумчорр

Г. Ключевская сопка

15. Выберите вариант, в котором перечислены страны, в каждой из которых доля пашни в структуре земельного фонда составляет более 30%.

А. Лаос, Киргизия, Литва, Греция

Б. Гондурас, Андорра, Словения, Бутан

В. Дания, Руанда, Польша, Нигерия

Г. Гвинея-Бисау, Гайана, Панама, Мьянма

16. На фрагменте карты выделен остров…

А. Сицилия

Б. Кипр

В. Крит

Г. Сардиния

17. Найдите соответствие между страной и перечнем основных продуктов ее экспорта:

Страны

Продукция экспорта

1) Гвинея

А) Какао-бобы, кофе, древесина, лесоматериалы

2) Кот-д’Ивуар

Б) Железные руды, каучук, кофе, какао-бобы, древесина

3) Либерия

В) Бокситы, глинозём, алмазы

4) Марокко

Г) Копра, корица, рыба

5) Намибия

Д) Уран, алмазы, руды металлов

6) Сейшельские острова

Е) фосфориты, фосфорная кислота, удобрения, рыба, овощи, цитрусовые

ОТВЕТ:

Страна

Продукция экспорта

18. Как называлось судно, на котором в 1947 году отправился от берегов Перу к Полинезии Тур Хейердал?

А. Кон-Тики

Б. Ра

В. Ра II

Г. Тигрис

19. Какая форма рельефа изображена на рисунке? Как она образуется?

ОТВЕТ:

20. У какой из перечисленных стран меньше государств-соседей?

А. Белоруссия

Б. Словакия

В. Чехия

Г. Португалия

21. На каком озере НЕ бывал выдающийся русский географ Н.М. Пржевальский?

А. Таймыр

Б. Иссык-Куль

В. Кукунор

Г. Ханка

22. Какой из межконтинентальных проливов самый широкий?

А. Баб-эль-Мандебский

Б. Берингов

В. Босфор

Г. Гибралтарский

23. Какая из форм рельефа имеет антропогенное происхождение?

А. друмлин

Б. понор

В. террикон

Г. цирк

24. Какой из именованных масштабов соответствует численному 1:25 000 000?

А. в 1 см 2 500 км

Б. в 1 см 250 км

В. в 1 см 25 км

Г. в 1 см 2,5 км

25. . В каком месте тип климата такой же, как в точке с координатами 37° с.ш. и 122° з.д?

А. 36° с.ш. и 140° в.д.

Б. 33° ю.ш. и 19° в.д.

В. 46° ю.ш. и 68° з.д.

Г. 41° ю.ш. и 175° в.д.

Теоретический раунд:

Задание 1.

1.На данной карте выделены страны – члены одной из международных организаций. Члены какой организации показаны на карте? Где находится штаб-квартира этой организации? По нижеприведенным описаниям стран-членов этой организации определите, что это за страны и ответьте на дополнительные вопросы. Может ли быть выгодно членство в данной организации для России (дайте развернутый ответ).

Организация__________________Штаб-квартира _______________________

Оценка потенциального членства России:__________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Страна 1. На территории этой страны располагается самое крупное озеро на своем континенте. В бассейне этого озера имеются большие запасы ресурсы, благодаря которым данная страна и входит в искомую международную организацию. Кроме того эта страна является одним из инициаторов создания данной международной организации. О каком озере идет речь?

Страна ____________________ Озеро ______________________

Страна 2. Эта страна последней (в 2007 г.) вошла в состав организации. Данная страна получила независимость в 1975 г., в связи с государственным переворотом в стране метрополии. На юге страны располагается часть пустыни, созвучной с названием другой страны и сформировавшейся благодаря холодному океаническому течению. Назовите страну метрополию, название пустыни, холодное течение.

Страна _______________________Метрополия _______________ _________

Пустыня _____________________ Течение ____________________________

Страна 3. Эта страна выходила из состава данной организации, но в 2007 г. вновь стала ее членом. Столица не является крупнейшим городом страны. К территории данного государства относится архипелаг, наблюдения на котором помогли Чарльзу Дарвину сформировать теорию эволюции. Назовите крупнейший город страны и архипелаг.

Страна _________Крупнейший город ___________Архипелаг ____________

Страна 4. Крупнейший город этой бывшей британской колонии является одним из самых населенных не только на своем континенте, но и в мире. Среди прочих языков среди местного населения широко распространены хауса и игбо. Назовите крупнейший город страны.

Страна _________________ Крупнейший город _________________________

Задание 2. Определите четыре страны-лидера производства некоторой сельскохозяйственной культуры:

В первой стране с 90-ых годов ХХ века проводится жёсткая демографическая политика, направленная на снижение рождаемости. Второй страной с 1526 по 1858 год правили тюрки, хотя большую часть населения составляют не тюркоязычные народы. Третья – самая густонаселённая мусульманская страна и крупнейшее островное государство в мире. Две реки, сливающиеся в четвертой стране, вместе занимают третье место в мире (после Амазонки и Конго) по водоносности. Назовите также две упомянутых реки. О каком тюркоязычном народе идет речь в описании второй страны?

Страны 1-4 _______________________________________________________

Реки _____________________________________________________________

Тюркоязычный народ _______________________________________________

Сельскохозяйственная культура ______________________________________

Назовите блюдо из этой сельскохозяйственной культуры, традиционное в европейской стране – крупнейшей производительнице винограда.

Страна _____________________________ Блюдо ________________________

В этой стране работает единственный в Центральной Азии авиастроительный завод, а так же есть крупный завод, выпускающий автомобили под маркой Daewoo и Chevrolet. Назовите также страну и блюдо, изготавливаемое из искомой культуры и традиционное в этой стране.

Страна ___________________________ Блюдо _________________________

Назовите государство, которое соответствует этим условиям, если известно, что его столица – не является портом? Приведите необходимые объяснения.

Задание 3. В 2007-2008 гг. в России был реализован проект, цель которого выявление семи чудес России, т.е. природных и культурных объектов, наиболее значимых и известных в нашей стране. Перед Вами представлены 5 фотографий «чудес–финалистов». Заполните таблицу, написав названия данных объектов, регионы, где они расположены, а также ответив на дополнительные вопросы, поставленные к каждой фотографии. Ответы запишите в таблицу.

Фото

Название объекта

Регион

Дополнительные вопросы

Ответы на вопросы

1. Перечислите старые названия города, где находится этот объект.

2. Прокат какого цветного металла выпускается в этом городе?

1. По приказу какого русского царя в память о взятии Казани построен этот объект?

2. Напротив собора находится памятник известных борцов против интервентов. Назовите этих героев.

1. Назовите зарубежный аналог этого объекта во Франции.

1. Назовите высоту данного объекта, горную систему в которой он расположен и его происхождение.

1. Назовите два любых местных ветра, свойственных для этого объекта.

2. Назовите объекты-аналоги по происхождению на африканском континенте (не менее двух)

Задание 4. Определите страну Х и ее соседей, если о соседях известно вот что:

О первом:

Назывался Сиам

О втором:

Известен под аббревиатурой СРВ

О третьем:

Французы называют его Щин

Страна Х:

Результаты впишите в третью колонку таблицы.

Задание 5. Определите страны по их структуре показанной в таблице. Объясните свой выбор. (США, Китай, Япония, Россия, Вьетнам, Норвегия, Франция, Индия, Эфиопия)

Страна

Объем производства электрической энергии в 2009 г., млрд. кВт·ч

Доля производства электрической энергии, %

Структура ВВП, %

ТЭС

ГЭС

АЭС

другие

сельское хозяйство

промышленность

услуги

665,3

81,7

14,6

17,6

29,0

53,4

3271

80,2

18,5

11,3

48,6

40,1

1016

64,3

20,5

14,8

37,6

4167

71,4

20,7

19,2

79,6

1195

60,0

29,8

26,3

72,3

ОТВЕТЫ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ:

Максимальное количество баллов – 31

№ вопроса

Ответ

Количество баллов за правильный ответ

А-2, Б-1, В-3, Г-6, Д-5, Е-4

по 1 баллу за правильно указанную пару

Булгуннях (гидролакколит) – бугор с ледяным ядром. Образуются в многолетне мерзлых грунтах. Постепенно замерзающая в течение нескольких лет вода, сохранившаяся в талых грунтах, не имея возможности проникнуть в стороны, вспучивает поверхностный грунт.

1 –

за указание формы рельефа

1 –

за объяснение происхождения

Ответы аналитического раунда

Задание 1.

Критерии оценивания ответа

Баллы

1. Организация – ОПЕК

Штаб квартира – Вена

В целом же членство России в ОПЕК неизбежно приведет к установлению в последней квот на добычу нефти, что крайне невыгодно для экономики страны, хотя в тоже время стабилизация добычи нефти может благоприятно отразится на ситуации с использованием ресурсов внутри страны.

Допускаются другие оценки потенциального членства России, ответ на вопрос должен оцениваться с учетом географической грамотности, полноты ответа и приведенных доказательств своей точки зрения.

Страны: Страна 1 – Венесуэла (0,5 балла ); озеро – Маракайбо (0.5 балла )

Страна 2 – Ангола (0,5 балла ); Метрополия – Португалия (0,5 балл); Пустыня – Намиб (0,5 балла); Течение – Бенгельское / Бенгела (0.5 балла)

Страна 3 – Эквадор (1 балл); Город – Гуаякиль (1 балл); Архипелаг – Галапагосские острова (1 балл)

Тюркоязычный народ – монголы

Сельскохозяйственная культура – рис

Страна – Италия; блюдо – ризотто (по 1 баллу )

Страна – Узбекистан; б людо – плов (по 1 баллу )

Итого:

Собор Василия Блаженного (Покровский собор) (1 балл )

Москва

(1 балл )

1. Иван Грозный (1 балл )

2. Минин и Пожарский (1 балл )

Петергоф (Петродворец)

(1 балл )

Санкт-Петербург

(1 балл )

1. Версаль (1 балл )

Эльбрус

(1 балл )

Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия

(1 балл )

5642 м – Кавказ – потухший вулкан

(3 балла )

Озеро Байкал

(1 балл )

Иркутская область, респ. Бурятия

(1 балл )

1. Сарма, култук, горная, баргузин и др. (4 балла, по 1 баллу за название местного ветра )

2. Ньяса, Танганьика (2 балла )

За определенную страну Х

0,5 балла

Итого:

2 балла

Задание 5.

А – Индия. Б – Китай. В – Россия. Г – США. Д – Япония. (5 баллов за правильно названные страны, плюс 4 балла за объяснение. (Итого 9 баллов )

Максимальное количество баллов теоретического раунда: 57 баллов

Общее количество баллов: Тестовый – 31 балл, теоретический – 57.

ИТОГО: 88 БАЛЛОВ (100%), 50% - 44 балла.


Всероссийская олимпиада школьников по географии проводится с 1992 года. Соревнование включает четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный...

В первом этапе олимпиады может принять участие любой ученик 5-11 класса, независимо от его успеваемости по предмету. На все последующие приглашаются только победители и призеры соответствующих этапов прошлого года и участники этого года, набравшие необходимое количество баллов на предыдущем этапе.

Школьный, муниципальный и региональный этапы олимпиады по географии проводятся в два тура: теоретический и тестовый. Заключительный этап состоит из трёх туров: теоретического, практического (полевого) и тестового.

В теоретическом туре участники решают задачи по различным темам школьного курса, в том числе из истории географической науки и географических открытий.

Полевой тур проводится по маршруту на местности. Здесь требуются навыки ориентирования и способность применять на практике географические знания. Участники должны провести измерения на местности: например, с помощью подручных средств определить ширину реки и скорость ее течения, снять показания барометра-анероида, определить горные породы и минералы.

Тестовый тур предполагает вопросы на географическую эрудицию.

Что нового

Как участвовать

  1. Первый этап олимпиады пройдет в вашей школе. Место и время проведения узнайте у своего учителя.
  2. Выполните задания школьной олимпиады. Если вы набрали необходимое количество баллов, вас ждет следующий этап.
  3. Ваш школьный учитель скажет вам, где и когда будет проводиться муниципальный этап олимпиады. Или можете узнать об этом на сайте вашего района.
  4. Решите задачи второго этапа. О результатах вам сообщит учитель или организаторы.
  5. Если вы набрали необходимое количество баллов, начинайте готовиться к региональному этапу олимпиады. Дату и место проведения этого этапа вы можете узнать на региональном сайте или у своего педагога.
  6. Примите участие в региональном этапе олимпиады. Итоги будут опубликованы на региональном сайте.
  7. Сравните свою работу с критериями проверки, при необходимости, задайте вопрос жюри.
  8. Проходные баллы публикуются на сайте всероссийской олимпиады и Минобрнауки России.
  9. Приезжайте на заключительный этап. Решайте задачи. Награждение победителей и призёров проводится во время торжественной церемонии закрытия.

Что особенного

Личная Участник самостоятельно выполняет задания

Очная Для участия нужно прийти в заранее известное место проведения

Число участников 5-7 тысяч школьников в региональном этапе, 100-200 – в заключительном этапе

Правила игры Общие положения прописаны в Порядке проведения олимпиады, который утверждает Минобрнауки РоссииПорядок проведения ВсОШ →

Всероссийская олимпиада по географии ведёт свою историю с середины XX века, когда на географическом факультете Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова впервые стали проводиться олимпиады для московских школьников. Вскоре рамки олимпиады были расширены, так как желающих принять в ней участие с каждым годом становилось всё больше и больше – школьники съезжались на олимпиаду со всего Советского союза. Примерно в эти же годы олимпиады начали проводить в Ленинградском, Горьковском и других крупных университетах и городах.

Олимпиадное движение успешно развивалось, и в 1991 году в Крыму, в Керчи прошла первая (ставшая последней) Всесоюзная олимпиада по географии, на которую приехали школьники из России, Украины, Белоруссии, Узбекистана.

После распада Союза уже в 1992 году под Ярославлем состоялась первая Всероссийская олимпиада по географии. Её задания были составлены группой научных сотрудников географического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова - А.И. Даньшиным, Н.Б. Денисовым и А.С. Наумовым. С этих пор она стала проводиться ежегодно. Поначалу олимпиада состояла из одного теоретического тура. Через несколько лет к нему добавился конкурс знатоков географии, позже – практический (полевой) тур, а совсем недавно – в 2010 году – в программу включился третий, тестовый тур.

Организацией и проведением Всероссийской олимпиады школьников по географии на протяжении 20 лет занимается Алексей Станиславович Наумов, кандидат географических наук, доцент кафедры социально-экономической географии зарубежных стран.

География Олимпиады очень широка - она проходила во многих городах России: Тамбове, Ульяновске, Великом Новгороде, Твери, Смоленске, Владимире, Пензе, Орле, Туапсе, Нижнем Новгороде, Липецке, Калуге, Рязани, Железноводске, Белгороде, Кисловодске.

Победители Всероссийской олимпиады по географии получают именные стипендии Президента России, благотворительного фонда Владимира Потанина, журнала "Вокруг Света", ценные призы от Русского географического общества и других организаций, а также издательств, печатающих учебники и книги по географии. Ребята принимаются без вступительных испытаний в ведущие университеты страны на географические и смежные специальности. При поступлении на другие направления подготовки, результаты победителей и призёров Всероссийской олимпиады по географии признаются вузами как наивысшие результаты вступительных испытаний ("100 балов") по соответствующим общеобразовательным предметам.

Олимпиада стала самым массовым географическим мероприятием в России, в котором ежегодно участвуют тысячи школьников из всех регионов России. Более сотни победителей Всероссийской олимпиады по географии поступили в престижные отечественные университеты, многие успели с отличием закончить их, а некоторые даже защитили кандидатские диссертации.

Победители Всероссийской олимпиады по географии принимают участие в международных географических соревнованиях: Международной олимпиаде по географии и Всемирном географическом чемпионате.

Школьная олимпиада 20015г.

Вопросы олимпиады по географии для 7 класс

Теоретические задания

1. Какое утверждение, относящееся к Земле как планете, неверное?

а) экваториальный радиус больше полярного

б) длина всех меридианов одинакова

в) период ее оборота вокруг Солнца составляет 24 часа

г) ее естественным спутником является Луна

2. Масштаб, нанесенный в форме выражения «в 1 см 30 км», называется:

а) именованным, б) численным, в) линейным, г) горизонтальным

3. Определите, на каком расстоянии друг от друга на карте масштаба 1:10 000 будут располагаться деревни Ивановское и Сосенки, если расстояние между ними на местности составляет 2 км.

а) 30 см, б) 5см, в) 20 см, г) 2 м.

4. Вычислите, чему равна годовая амплитуда температур, если температура января равняется 28 С, а температура июля +10 С.

5.Выберите утверждение, правильно характеризующее географическое положение Евразии:

а) материк омывается водами всех океанов планеты

б) крайняя южная точка материка располагается в южном полушарии

в) материк целиком расположен в восточном полушарии

г) крайняя северная точка материка лежит южнее Северного полярного круга

6. Выберите единственное неверное утверждение из перечисленных и исправьте его:

а) Земля является третьей по счету планетой от Солнца

б) Наиболее близкой к Земле планетной Солнечной системы является Меркурий

в) Смена времен года на Земле является следствием ее вращения вокруг Солнца

г) Единственный естественный спутник Земли - Луна

д) Наиболее близкой к Земле планетой Солнечной системы является Венера

Аналитические задания

1.Проходя Торресовым проливом, легендарный подводный корабль «Наутилус» сел на мель. По этому поводу капитан Немо сделал следующее замечание: «Сегодня 4 января, через пять дней будет полнолуние, и я буду очень удивлен, если любезный спутник нашей планеты не поднимет воды и тем не окажет мне услугу, которой я ни от кого не приму, кроме него». Почему капитан Немо надеялся на полнолуние? О каком литературном произведении идет речь?

.2 . Был полдень. Лучи солнца падали совершенно отвесно, так что тень от моей фигуры ложилась прямо подо мной на ярко сияющий крупно зернистый снег… Странно было сознавать, что в каких-нибудь 27–28 км к северу лежит экватор, а неподалеку сияет величайший шрам на лике Земли…

О какой местности (вершине мира) идет речь? Подробно опишите логику своего ответа.

Вопросы олимпиады по географии для 8 класса

1.

2.Сколько часов будет в Магадане (10-й часовой пояс), если в Москве (2-й часовой пояс) 12 часов?

а) 4 утра б) 8 утра в) 16 часов г) 20 часов.

3.С какими странами у России нет сухопутной границы:

а) Норвегия. Финляндия б) КНДР, Китай в) Грузия. Азербайджан

г) Япония, США.

4.Жители каких городов России встречают Новый год первыми, а каких - последними?

5.Прочитайте стихотворение поэта М. Пляцковского:

Треплет вьюга белой лапой по плечу,

Я живу на половину суток раньше,

И когда домой со льдины прилечу,

Это значит – возвращусь я в день вчерашний.

Где в таком случае должны находиться льдина и дом полярника?

6.Сгруппируйте географические объекты по материкам:

Триполи, Муррей, Калахари, Большая песчаная, Замбези, Парана, Атакама, Руб-Эль-Хали, Долина смерти, Мехико, Лима, Юкон, Сидней, Токио.

7. Какой древний российский город считается родиной деда мороза?

8.С каким городом можно познакомиться с помощью российской купюры достоинством 10 рублей?

9.Найдите единственную ошибку в описании России:

а) она граничит по суше с 14-ю странами4

б) самые протяженные границы – с Казахстаном, Монголией, Китаем, Украиной;

в) омывается морями трех океанов;

г) население России составляет около половины населения бывшего СССР;

д) в составе России 16 республик

10.Установи соответствие:

А. Тихий океан 1.Баренцево море

Б. Атлантический океан 2. Берингово море

В. Северный Ледовитый океан 3.Аравийское море

Г. Индийский океан 4. Азовское море.

Вопросы олимпиады по географии для 9класса

1 . Какой из России городов расположен в пределах главной полосы расселения? 1) Красноярск; 2) Норильск; 3) Якутск; 4) Магадан?

2. Представьте, что Вам поступило предложение от одного известного автоконцерна мира о размещении сборочного производства автомобилей в России. В каком из предложенных центров Вы бы разместили такое производство: 1) Владивосток; 2) Саратов; 3) Новороссийск; 4) Сыктывкар.

3 . Выберите регион, в котором представлено наибольшее количество автономных республик:

1) Европейский Север; 2) Волго-Вятский район; 3) Поволжье; 4) Северный Кавказ.

4. Выберите пару государств, в которой присутствуют государства, с которыми Россия имеет наименее протяженную сухопутную границу: 1) Литва и Польша; 2) Казахстан и Китай; 3) КНДР и Норвегия; 4) Грузия и Азербайджан.

5. Найдите исключение из предложенных вариантов, в которых перечислены города-«миллионеры» России: 1) Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород; 2) Екатеринбург, Самара, Омск, Челябинск; 3) Пермь, Уфа, Казань, Ростов-на-Дону; 4) Москва, Новгород, Екатеринбург, Казань.

6. Вам необходимо разместить промышленное предприятие, основным фактором размещения которого является только наличие трудовых ресурсов. В каком из предложенных городов Вы это сделаете не сомневаясь: 1) Москва; 2) Нальчик; 3) Санкт-Петербург; 4) Ханты-Мансийск.

7. Перед Вами стоит задача, где разместить новое предприятие по выплавке алюминия. Известно, что в данном месте сырьевым фактором можно пренебречь. В каком из предложенных регионов России Вы бы это сделали: 1) Рязанская обл.; 2 ) Ставропольский край; 3) Калининградская обл.; 4) Иркутская обл.?

8. Составьте пары правильных ответов “прибор – единица измерения, которой характеризуется измеряемая этим прибором величина”. Определите оставшийся без пары прибор. Что он показывает?

Приборы: барометр, гигрометр, осадкомер, сейсмограф, термометр, флюгер.

Единица измерения: балл, градус, миллиметр, миллиметр ртутного столба, процент.

9. Укажите названия географических объектов или фамилии географов, исследователей и землепроходцев в соответствии с указаниями, перечисленными в таблице.

1. Тобольский боярин, составитель “Чертежной книги Сибири”

3. Город, из которого отправился в свое путешествие Афанасий Никитин

4. Заместитель Беринга во время двух Камчатских экспедиций

5. Острова, место гибели Магеллана

6. Руководитель экспедиции, которая достигла Южного полюса второй после экспедиции Р. Амундсена

7. Транспортный путь в Древней Руси от Балтийского моря до Черного

8. Русский землепроходец, чье имя носит краевой центр на Дальнем Востоке

9. Море, названное по фамилии двух участников Великой Северной экспедиции

Вопросы олимпиады по географии для 10класса

1. Самый большой по площади территории субъект Российской Федерации – это:

1) Красноярский край; 2) город Москва; 3) Республика Саха (Якутия); 4) Новосибирская область?

2. Подумайте, какой известный физико-географический объект объединяет такие страны как Россия, Туркмения, Иран, Казахстан, Азербайджан:

1) Уральские горы; 2) Кавказские горы; 3) Каспийское море; 4) Прикаспийская низменность?

3. Выберите субъект РФ, лидирующий по добыче угля:

1) Кемеровская обл.; 2) Красноярский край; 3) Республика Коми; 4) Ростовская обл.

4. На границе какого государства и региона России находится крайняя южная точка страны:

1) Грузия – Республика Карачаево-Черкесия; 2) Азербайджан – Республика Дагестан; 3) Монголия – Республика Тува; 4) Северная Корея – Приморский край?

5. Укажите ошибку в составе «Большой восьмерки»:

1) США; 2) Япония; 3) Испания; 4) Великобритания; 5) Германия; 6) Франция; 7) Италия; 8) Канада.

6. Выберите вариант, в котором все страны имеют низкую плотность населения:

1) Монголия, Австралия, Мавритания; 2) Саудовская Аравия, Уругвай, Великобритания; 3) Индия, Вьетнам, Ирак; 4) Казахстан, Япония, Китай; 5) Норвегия, Исландия, ФРГ.

7. Какая электростанция из предложенного списка имеет самую большую мощность и не использует минеральное топливо

1) Курская; 2) Саяно-Шушенская; 3) Костромская; 4) Билибинская; 5) Кольская; 6) Саратовская.

8 .“Галопом по Европе”

1. Родина Олимпийских игр и марафонского бега.

2. “Молочная ферма” Европы.

3. Страна банкир.

4. Страна тюльпанов.

5. Страна розового масла.

6. Государство – теократическая монархия.

7. Страна, непрерывно воюющая с морем.

8. Страна, большая часть которой находится на полуострове, а столица на острове.

9. В стране работает фабрика “Кох и Нор”, выпускающая 1 млн. карандашей в день.

10. В 1990 году эта страна увеличила свою площадь на 108 тыс. кв. км, а население на 17 млн. человек.

Ключ к заданиям школьного этапа олимпиады по географии 7 класса

1. в 6.б 11.г

2. 2а 7.г 12.в

4.38 0 9.в 14.В полнолуние наибольший прилив. « Капитан Немо»

5.а 10.б 15 .Лучи солнца отвесно падают на экваторе в полдень. Снег может лежать на вершине горы Кения, что находится так близко к экватору. Здесь проходит зона Великих Африканских разломов.

Ключ к заданиям школьного этапа олимпиады по географии 8 класса

2.Австралию пересекает посередине южный тропик, где высокое давление воздуха и нисходящие потоки, поэтому мало осадков. Южную Америку в ее широкой части пересекает экватор. Там низкое атмосферное давление, восходящие потоки воздуха приводят к образованию обильных осадков.

4.Магадан, Владивосток,…,Калининград,…

5.Речь идет о разнице в 12 часов, а в России только11 часовых поясов т.е. льдина может находиться в Северном Ледовитом океане в 14 часовом поясе, а дом полярника во 2 часовом поясе, т.к. территория России лежит от 2 до 12 пояса

6.Африка –Триполи, Калахари, Замбези,

Южная Америка - Парана, Атакама, Лима

Австралия – Муррей, Большая песчаная, Сидней

Северная Америка - Долина смерти, Мехико, Юкон

Евразия- Руб-Эль-Хали, Токио.

7.Великий Устюг.

10.А2, Б4, В1, Г3

13.На Северном полюсе.

14.Большая часть населения нашей страны проживает в европейской части, там находится наша столица, возникла Русь на Восточно-европейской равнине, а Сибирь присоединена в17 веке,…

16.озеро Виктория и водопад Виктория в Африке, штат Виктория в Австралии. Пустыня Виктория, река Виктория в Австралии и др.

Ключ к заданиям школьного этапа олимпиады по географии 9 класса

8.барометр- миллиметр ртутного столба, гигрометр- процент, осадкомер – миллиметр, сейсмограф – балл, термометр – градус, флюгер – балл.

9.1.Ремезов 2-Обручев 3-Тверь 4 –Чириков 5- Филиппинские 6 – Роберт Скотт 7 – Из варяг в греки 8 – Е.П. Хабаров 9 – Лаптевых 10 –В. В. Докучаев

10. гора Базардюзю.

11. г. Тайшет, БАМ, Транссиб, Тайшет – Абакан

15.Атмосферный вихрь с высоким давлением в центре

Ключ к заданиям школьного этапа олимпиады по географии 10 класса

11.Австралия,Северная Америка

14. Саха-Якутия

Ключ к заданиям школьного этапа олимпиады по географии 11 класса

8. 1 –Греция 2 – Дания 3 – Швейцария 4 –Нидерланды 5 –Болгария 6 – Ватикан 7- Нидерланды 8 – Дания 9 – Чехия 10 –Нидерланды.

9. Бельгия, Болгария, Литва, Португалия, Ирландия, Финляндия.

11.Австралия,Северная Америка

14. Саха-Якутия

16. Иркутская область, Ангара, Транссибирская, Сухой Лог



  • Разделы сайта