Строительство сочинской олимпиады. "налог на олигархов", или кто строил олимпийский сочи. Ледовый дворец «Шайба»

Комплекс был возведен специально к XXII Олимпийским играм 1980 года и именно 19 июля – день открытия Олимпиады в Москве - стал и официальным днем рождения «Олимпийского». На протяжении 36 лет «Олимпийский» остаётся самым большим сооружением такого рода на территории Европы

В 2015 году, вчесть 35-летия со дня открытия спортивного комплекса «Олимпийский», знаменитые артисты и спортсмены прислали свои поздравления с юбилеем.

Вы просмотрели все фотографии в этом альбоме, продолжить просмотр?


6 / 6







Комплекс состоит из двух спортивных сооружений - крытого стадиона и плавательного бассейна, которые начали строить в 1977 году и закончили летом 1980 года. Возглавлял большую команду архитекторов Михаил Посохин, который за этот проект вместе с Борисом Тхором в 1982 году был удостоен Ленинской премии.

В начале ХХ века на месте спорткомплекса располагался стадион "Унион", московские футболисты тогда только осваивались в новой игре в ножной мяч. В советское время "Унион" неоднократно менял названия - стадион Совторгслужащих, стадион Профинтерна и "Буревестник".

Для строительства спортивного комплекса "Олимпийский" была расчищена большая территория, где помимо стадиона находились Опытный химико-металлургический завод, фабрика "Восход" и жилая застройка Выползова, Тополева и Самарского переулков.

Крытый стадион:

Центральная арена (126х90 м, высота 24 м, трибуны на 35 000 зрителей)

Спортивный зал гимнастики (42х24 м)

Игровой зал командных видов спорта (42х24 м)

Большой (36х18 м) и малый залы хореографии

Тренажёрный зал

Тренировочная ледовая площадка

Крыша-мембрана крытого стадиона толщиной 6 миллиметров укреплена на наружном железобетонном кольце, которое покоится на сорокаметровых колоннах. Других, промежуточных, опор у перекрытия нет. Арена стадиона приспособлена для нескольких типов покрытий. На ней можно уложить синтетический ковер, рекортановую беговую дорожку или превратить её в искусственное ледяное поле.

В 1980-е годы на синтетике "Олимпийского" игрались ранневесенние и осенние матчи Чемпионата СССР и Кубка СССР по футболу. Считалось, что лучше обдирать колени на шершавом искусственном покрытии, чем месить грязь на открытой поляне. Впрочем, футболисты приспособились к необычным условиям и стали играть в трико. Большой футбол ушёл из "Олимпийского" с оборудованием открытых стадионов современными дренажными системами и подогревом, но вплоть до 2010 года здесь проходил зимний международный товарищеский турнир - Кубок Содружества.

Основную арену можно трансформировать в отдельные площадки для одновременного проведения соревнований по разным видам спорта. Так, например, во время Олимпиады в Москве на южной стороне стадиона 17 тысяч зрителей следили за перипетиями баскетбольного турнира, а в северной части 18 тысяч человек наблюдали за боксерским поединком.

Уникальная особенность стадиона - звуконепроницаемая перегородка высотой в восьмиэтажный дом. Перегородка состоит из 26 панелей, собирается всего два с половиной часа и позволяет разделять арену на две части и соответственно проводить одновременно сразу два мероприятия.

За годы своего существования "Олимпийский" познакомился с самыми разными видами спорта: боксом, баскетболом, спортивной и художественной гимнастикой, волейболом, хоккеем с шайбой и хоккеем с мячом, карате и тхэквондо, бадминтоном, лёгкой атлетикой, биатлоном и т.д.

Олимпийские Игры 1980 года

  • Международные соревнования Олимпийского уровня «Дружба - 84» по плаванию
  • Международные соревнования Игры доброй воли «Игры - 86»
  • Чемпионат мира по подводному плаванию 1981 года
  • Чемпионат мира по плаванию на короткой воде 2002 года
  • Чемпионаты мира по современному пятиборью 2004 и 2011 года
  • Первенство мира по плаванию в ластах 2006 года
  • Кубок мира по подводному спорту 2008 г.
  • Мировая серия ФИНА 2010 г. по синхронному плаванию
  • Игры Мировой лиги по водному поло
  • этапы Кубка мира FINA по плаванию (с 2004 года)
  • этапы Серии FINA по прыжкам в воду (2011-2014)
  • Чемпионаты России, СНГ и СССР по плаванию (с 1981 года)
  • Пловец Владимир Сальников, Олимпийские Игры в Москве, июль 1980

    · Её Светлость княгиня Шарлен Монакская во время мастер-класса для детей в бассейне СК «Олимпийский», октябрь 2013

    Александр Попов, четырехкратный олимпийский чемпион по плаванию и Майкл Фелпс, 18-кратный олимпийский чемпион. Этап Кубка Мира по плаванию, октябрь 2011

    Когда 4 июля 2007 года Международный олимпийский комитет (МОК) объявил Сочи местом проведения XXII зимних Олимпийских игр, казалось, что судьба приморского города радикально изменилась. Провинциальный город-курорт, каким был Сочи до победы на конкурсе МОК, привлек внимание влиятельных российских компаний и бизнесменов. Заявления инвесторов напоминали английский аукцион — кто предложит больше инвестиций.

    Спустя семь лет очевидно, что многие обещания так и остались на бумаге, а главным инвестором стал госбюджет. Из 1,5 трлн рублей, потраченных на Олимпиаду, больше двух третей составляют средства федерального бюджета, госкомпаний и кредиты ВЭБа основным частным инвесторам — Владимиру Потанину, Олегу Дерипаске, Виктору Вексельбергу и др. Кто владеет крупнейшими объектами недвижимости в олимпийской столице, кто из них продолжит зарабатывать, а кому придется подсчитывать убытки?

    Старожилы

    Большой Сочи растянут на 145 км вдоль побережья Черного моря. Олимпиада пройдет в Адлерском районе, куда помимо Адлера входит и Красная Поляна. Основные спортивные и инфраструктурные объекты, в том числе гостиницы, возводились именно здесь. В Центральном районе, то есть непосредственно в городе Сочи, инвесторы строили торговую недвижимость, а также реконструировали имеющийся гостиничный фонд.

    Старые корпоративные пансионаты и санатории в Сочи до сих пор показывают самую большую выручку.

    Например, санаторий «Заполярье», где отдыхают сотрудники «Норильского никеля» и проводятся выездные мероприятия этой компании, по итогам 2013 года получил 1,1 млрд рублей выручки, говорит представитель «Норникеля».

    Среди профильных инвесторов в гостиничную недвижимость Сочи выделяются местный предприниматель Рубен Татулян, а также участник рейтинга Forbes «Крупнейшие рантье России 2010» Александр Куликов, владелец «Союз Маринс групп». Структуры этих предпринимателей управляют готовыми объектами коммерческой недвижимости.

    Компаниям Татуляна кроме пансионата «Весна» принадлежит несколько коммерческих объектов в Сочи общей площадью около 70 000 кв. м с выручкой порядка 850-900 млн рублей в год. Среди них и первый в городе настоящий торговый центр общей площадью 7000 кв. м, названный в честь хозяина — «Татулян». Характеризуя Татуляна, его представитель особо подчеркивает, что тот «известный и уважаемый в городе человек». Татулян — помощник депутата Госдумы Александра Карелина и президент федерации борьбы Сочи. Представитель Татуляна отвечать на вопросы Forbes отказался.

    «Союз Маринс групп» управляет в Сочи одним из крупнейших санаториев — «Жемчужиной», расположенной в центре города и насчитывающей свыше 900 номеров. Именно здесь вплоть до 2012 года проводился ежегодный Сочинский инвестиционный форум. По-видимому, группа не только управляет, но уже и владеет «Жемчужиной»: участники рынка рассказывают, что структуры «Союз Маринс групп» выкупили доли ОАО «ГК «Жемчужина» у ряда физических лиц. В самой компании эту информацию не комментируют. Другой сочинский отель, которым владеет группа, — «Маринс Парк отель» более чем на 400 номеров. Местные риелторы оценивают совокупную выручку двух объектов примерно в 1 млрд рублей.

    В Сочи, кроме того, по-прежнему функционируют государственные ведомственные санатории, оставшиеся с советских времен. Среди них санатории Управделами президента «Дагомыс» и «Сочи», а также принадлежащие РЖД «Мыс Видный» и «Черноморье». До объявления Сочи олимпийским городом доля ведомственных санаториев составляла более трети местной базы размещения (Forbes не учитывал их в своих подсчетах).

    Море с моллом

    Торговые комплексы и бизнес-центры — обычно самые высокодоходные объекты, поэтому в большинстве российских городов именно с них начиналось развитие рынка недвижимости. Другое дело Сочи. На конец 2013 года рынок качественной торговой недвижимости Большого Сочи оценивался в 530 кв. м на 1000 человек населения. Для сравнения: в крупных российских городах этот показатель варьируется от 250 до 400 кв. м на 1000 человек. Всего два года назад уровень обеспеченности торговой недвижимостью в Сочи был почти в три раза меньше. Ситуацию исправило открытие в IV квартале 2012 года крупнейшего торгово-развлекательного комплекса «Море молл». Он принадлежит компании «ТПС Недвижимость», владельцами которой являются миллиардеры Аркадий Ротенберг и Александр Пономаренко. Общая площадь «Море молла» составляет 168 000 кв. м, а полезная — 80 000 кв. м. Сегодня это треть арендопригодной площади качественной торговой недвижимости города. Представитель компании Екатерина Новоженина уверяет, что ТРК уникален для Сочи: «Выход единственного сопоставимого с нами по площади, но уступающего нам по местоположению проекта — олимпийского «Медиацентра» (158 000 кв. м), который после соревнований переоборудуют в молл, — мы ожидаем не ранее 2015 года».

    «Море молл» входит в число крупнейших сочинских объектов и по объемам годовой выручки. Однако, чтобы вернуть 7,5 млрд рублей инвестиций в проект, инвесторам придется ждать по меньшей мере восемь лет.

    Остальные сочинские торговые центры в разы меньше как по площади, так и по выручке. Площадь самого крупного из них, ТРК «Олимп», составляет 34 400 кв. м (выручка — 280 млн рублей).

    Что касается офисной недвижимости, то крупных бизнес-центров в городе вообще нет. Обеспеченность офисной площадью в Сочи в два раза ниже, чем в региональной столице Краснодаре, однако, несмотря на небольшой объем рынка, дефицита офисных площадей в городе не наблюдается. «Значительного спроса на качественные офисные объекты в Сочи никогда не было, так как здесь никогда не было крупного бизнеса», — объясняет директор краснодарской консалтинговой компании Macon Realty Group Илья Володько. В городе наиболее востребованными считаются небольшие офисные помещения по 20-40 кв. м и по 100-150 кв. м.

    Гонка за столицей

    Зато в Сочи теперь много отелей. По данным сочинской администрации, объем гостиничного фонда города на конец 2013 года составил 35 000 номеров. К началу Игр он вырастет почти в полтора раза, до 55 000 номеров, преимущественно за счет временных средств размещения (номера в зафрахтованных круизных лайнерах и объектах, которые после Олимпиады будут проданы как апартаменты). После закрытия временных гостиниц по окончании Олимпиады в городе останется примерно 40 000 номеров. Для сравнения: в Москве сейчас насчитывается около 43 000 номеров. Примечательно, что активнее всего строились гостиницы «4-5 звезд» — за шесть лет номерной фонд в этой категории вырос в 10 раз, до 13 500 номеров, причем в основном в одном районе — Адлерском.

    В числе частных инвесторов олимпийской стройки Виктор Вексельберг, Владимир Потанин, Олег Дерипаска, Самвел Карапетян. Их совокупные инвестиции в олимпийскую инфраструктуру (в основном в гостиницы и апартаменты) составили 137 млрд рублей. Почти две трети этой суммы вложили компании Владимира Потанина.

    Окупятся ли вложенные деньги?

    Бизнес-планы проектов Потанина и Дерипаски предполагали старт продаж недвижимости (апартаментов) еще в 2011 году. К началу 2014 года планировалось продать не менее 30% фонда, рассказывает представитель «Базэла». «Продавать до окончания Игр апартаменты нам не разрешили, и модель полностью поломалась», — говорит Потанин (интервью с Владимиром Потаниным см. на стр. 86). Марина Смирнова из консалтинговой компании Cushman & Wakefield уточняет, что речь идет не о прямом запрете продаж. Апартаменты можно было продавать, но полностью распоряжаться своим имуществом можно только по окончании Олимпиады. К тому же недвижимость находилась в залоге у ВЭБа как основного кредитора и получить разрешения у банка на продажу никому так и не удалось, напоминает Смирнова. Потанин говорит, что пока сроков окупаемости у этих проектов нет. Уже принято решение, что ВЭБ предоставит инвесторам каникулы на уплату процентов.

    Что будет происходить на сочинском рынке после Олимпийских игр? Илья Володько считает, что у инвесторов вряд ли получится вернуть вложенные в дорогие сочинские объекты средства. Состоятельных россиян слишком мало, чтобы обеспечить достаточный платежеспособный спрос.

    Сочи всегда был «курортом для всех», поэтому после Олимпиады ему придется снижать цены, если он хочет оставаться общедоступным, полагает Марина Смирнова. А собственникам недвижимости, как, впрочем, и чиновникам, придется подумать, за счет чего привлечь клиентов в новые отели. Превращение Сочи в общедоступный курорт начнется после Олимпиады, когда из-за низкой загрузки гостиницы начнут снижать цены, добавляет Володько.

    По подсчетам Forbes, после Олимпиады в городе появится свыше 270 000 кв. м дополнительной коммерческой площади, которую можно использовать в качестве торговых и офисных помещений. Кроме того, на рынке появятся помещения, высвободившиеся после закрытия офисов госучреждений и компаний, которые работали в городе во время подготовки к Олимпиаде. По подсчетам Macon Realty Group, сегодня они арендуют примерно 10% всей офисной недвижимости. Все эти факторы приведут к падению арендных ставок.

    ВСЕ ФОТО

    Крупнейшие кубанские компании, строившие дороги в Сочи перед проведением Олимпиады , обанкротились, пишет газета "Ведомости" . Первыми в этом списке оказались краснодарская КДБ и "Тоннельный отряд - 44".

    КДБ обанкротилась в июле, в феврале - (Сочи), который строил в том числе Курортного проспекта.

    Затем пришла очередь "Тоннельдорстроя". 29 сентября Краснодарский арбитраж рассмотрел заявление о банкротстве компании и сразу постановил вести конкурсное производство.

    Согласно акту, к моменту банкротства долги "Тоннельдорстроя" составляли 3,7 млрд рублей, в том числе по подтвержденным судебным решениям - 1,9 млрд рублей, имущество и дебиторская задолженность компании оценивались всего в 1,8 млрд рублей.

    В реестре "Тоннельного отряда - 44" указаны 15 кредиторов с требованиями на 4 млрд рублей. Крупнейшим кредитором компании является ВТБ, на который приходится 3,6 млрд рублей долга.

    Реестр кредиторов КДБ и "Тоннельдорстроя" суды еще не успели сформировать.

    Вал банкротств

    Напомним, что в апреле о банкротстве заявлял один из крупнейших российских господрядчиков - омская строительная компания НПО "Мостовик" , возводившая в Сочи большую ледовую арену на 12 тысяч мест для хоккея с шайбой, санно-бобслейную трассу и ряд крупных объектов транспортной инфраструктуры города. Компания также была одним из крупнейших подрядчиков при подготовке к саммиту стран АТЭС - 2012 во Владивостоке.

    Крупные кредиторы "Мостовика" подали иски о возмещении на сумму более 25 млрд рублей, в том числе "Сбербанк" - на сумму порядка 18,8 млрд рублей, "Альфа-банк" и "Газпромбанк" - по 3,4 млрд рублей. Еще 2,3 млрд рублей требует с НПО "Ханты-Мансийский банк". Рассмотрение иска в суде стартовало накануне, 16 октября. Ранее банк уже отсудил у компании 317 млн рублей, сообщает Kvnews.ru .

    В марте 2014 года о ликвидации объявил еще один из крупных российских генподрядчиков - корпорация . Она занималась строительством к Олимпиаде 14 объектов, в том числе автодороги между курортами "Альпика-Сервис" и "Роза Хутор", Главного олимпийского медиацентра, гидротехнических комплексов в порту Сочи и в устье Мзымты и др.

    Основным владельцем компании является бывший министр строительства России Ефим Басин. В феврале 2014 года он получил медаль "За строительство транспортных объектов", сообщал сайт Минтранса. А спустя всего месяц было объявлено о ликвидации "Инжтрансстроя". Как отмечал сайт "РБК" , свои проблемы Басин связывал с олимпийскими заказами в Сочи.

    В апреле эксперты прогнозировали, что крах трех компаний - это только начало. Вал новых банкротств еще впереди, говорил один из сочинских подрядчиков, чье мнение приводилось в другой статье "Ведомостей".

    Компаниям отказали возмещать убытки

    Крах компаний их руководители объясняли недочетами в проектной документации, следовало из текста статьи. Дело в том, что экспертиза олимпийских проектов происходила едва ли не в авральном порядке, поэтому стоимость строительства радикально отличалась от первоначальной.

    Так, НПО "Мостовик", выиграв право на проектирование и строительство санно-бобслейной трассы за 3 млрд рублей, пыталось согласовать с федеральными властями увеличение сметы до 12 млрд рублей из-за необходимости потратиться на решение проблемы с оползнями. Но власти согласились заплатить лишь 7 млрд рублей.

    Кроме того, заказчики легко меняли проекты. Например, на автомобильной дороге от Красной Поляны к горной олимпийской деревне, строительством которой занимался "Инжтрансстрой", появились два тоннеля, которые не предусматривались ранее.

    Руководители компаний были уверены, что если они докажут заказчику, что проект обошелся дороже контрактной цены, то ущерб им возместят, поясняют эксперты. Однако с 2005 года действует твердая договорная цена, и чиновник не пойдет на увеличение стоимости уже заключенного контракта, пояснял "Ведомостям" человек, близкий к основному инвестору олимпийских объектов "Олимпстрою".

    В результате "серьезных разногласий" с заказчиками о стоимости объектов "Инжтрансстрой" не смог продолжать строительную деятельность, а его руководство было вынуждено объявить о ликвидации, передавало агентство РИА "Новости" со ссылкой на заявление, опубликованное на сайте самой корпорации.

    Решение не компенсировать подрядчикам убытки принимал вице-премьер Дмитрий Козак. Подрядчики приходили к Козаку и жаловались, что проект подорожал из-за ошибок в документации, "но Козак полностью отметал их претензии или соглашался лишь с частью", рассказывал "Ведомостям" некий федеральный чиновник.

    Напомним, что изначально стоимость Олимпиады в Сочи была оценена в 12 млрд долларов . На момент подачи заявки в МОК в 2007 году она равнялась уже 314 млрд рублей, в том числе 195 - из госбюджета, сообщала газета "РБК daily" . В 2013 году стоимость подготовки к Олимпиаде оценивалась в 1,5 трлн рублей. Таким образом, Игры в Сочи стали самыми дорогими в истории. По данным "Ведомостей", 98% средств было направлено на строительство.

    По обвинению в растрате бюджетных средств был арестован руководитель "Тоннельного отряда 44" Леван Гоглидзе. Как отмечает "Кубанский репортер", делом Гоглидзе занялись после увольнения и последующего бегства бывшего вице-президента ОКР Ахмеда Билалова , с которым, как утверждают следователи, тот был близок.

    Летом 2012 года два уголовных дела были возбуждены в отношении руководства "Мостовика". Как передает ТАСС, по данным правоохранительных органов, компания завышала стоимость работ в ходе строительства спортивных объектов, в частности санно-бобслейной трассы для госкорпорации "Олимпстрой".

    Кроме того, в августе этого года уголовное дело завели на гендиректора "Мостовика" - депутата законодательного собрания Омской области от партии "Единая Россия" Олега Шишова. Как писала газета "Коммерсант" , его подозревают в хищении свыше 525 млн рублей при строительстве окружной дороги в Омске, включенной в план мероприятий по подготовке к празднованию 300-летия города.

    Общий кризис

    Другие строители отделались проще - для них участие в Олимпиаде обернулось всего лишь снижением прибыли. Так, чистая прибыль "Мостотреста" Аркадия Ротенберга в 2013 году уменьшилась на 45% до 2,3 млрд рублей при росте выручки на 24% до 116,7 млрд рублей, говорилось в сообщении на сайте компании. Потери от строительства олимпийских объектов в Сочи в 2013 году "Мостотрест" оценил в 2,5–3 млрд рублей, передавало агентство ТАСС со ссылкой на гендиректора компании Владимира Власова.

    "Трансстрой" Олега Дерипаски потерял больше. Как отмечал "Коммерсант", из-за участия в олимпийской стройке прибыль компании в 2013 году сократилась на 87% по сравнению с 2012 годом. Снижение прибыли в компании объяснили тем, что фактические затраты на строительство превысили сметную стоимость.

    Между тем эксперты отмечали, что проблемы не только в Сочи. Строительная отрасль России переживает тяжелейший в истории кризис, писали "Ведомости". Неприятности есть и у других компаний, строящих на бюджетные деньги. Некогда крупнейший в столице подрядчик по инфраструктурному строительству - "Мосинжстрой" - начал ликвидацию. На грани банкротства его конкурент - НПО "Космос", практически прекратило деятельность ОАО "Горнопроходческих работ N1" (ГПР-1). Падает прибыль у "Мостотреста", АРКС, "Ингеокома" и "Трансстроя", жаловались журналистам в апреле близкие к компаниям источники. Так что дело не в Олимпиаде, она лишь выявила недостатки системы.

    Продолжаем знакомить с отчётами архитекторов, посетивших . Статья была опубликована в журнале «Academia. Архитектура и строительство. №2, 2015», издаваемом «Российская академия архитектуры и строительных наук» (РААСН).

    А.В. Анисимов,
    главный редактор журнала «Academia. Архитектура и строительство»,
    доктор архитектуры, член-корреспондент РААСН

    Сочинская зимняя Олимпиада ушла в историю. Оказалось, что игры на льду и снежных склонах можно проводить и в субтропической зоне. И это особая поэзия – море, горы, снег, лед и солнце. Пальмы, кипарисы и высокогорная флора. Я думаю, что это была гениальная выдумка .

    Теперь, когда улеглись предолимпийские и олимпийские страсти, когда остались позади опасения за своевременное окончание строительства необходимых объектов, появилось время для спокойного и, в меру способностей, объективного рассмотрения того, что осталось от этого мероприятия людям и городу. Каково же архитектурное наследство прошедшего события? Я думаю, не только для Сочи и Адлера, но, может быть, и для всей страны.

    Хочется напомнить, что сочинская Олимпиада проходила все-таки не в городе Сочи, а в 30 км от него в Олимпийском парке за Адлером и в 70 км в горах за Красной Поляной в районе Роза Хутор. Именно это обеспечило и климатический комфорт, и транспортные удобства без перегрузки и без задушенного автомобилями города Сочи.

    Прежде всего не может не восхищать огромный масштаб проделанных работ по освоению диких и полудиких горных и равнинных участков большого, около 100 км длиной, района, гигантское количество новых зданий и сооружений, возведенных с использованием сложнейшей современной технологии. Поражает своевременная реализация самых затратных проектов – строительство дорог, энергоснабжение, коммунальные сети, природоохранные мероприятия.

    Самое сильное впечатление производят транспортные объекты: новые дороги, связавшие горные районы с побережьем, мосты, железнодорожные пути и вокзалы, многоуровневые развязки, транспортные тоннели. Всего проектировалось около 370 км новых автодорог, более 100 мостов общей протяженностью почти 30 км, 50 мостовых железнодорожных сооружений и свыше 40 объектов инженерной инфраструктуры . Всего этого еще пять лет назад не было, и далеко не все верили, что все это будет.

    Горный район за Красной Поляной, ставший крупнейшим центром горнолыжного спорта, теперь связан с побережьем двумя шоссе и новой железной дорогой. Пожалуй, трудно назвать в стране ещё один город, где бы за последнее время было построено столько многоуровневых транспортных развязок. Удивляет только одно – при сделанных затратах под этими дорожными кольцами в ряде мест всё же сохранились пересечения потоков машин. Построена целая серия замечательных вокзалов. После мучительно долгой паузы, наконец, завершено строительство нового аэровокзала в Адлере, начатое более 15 лет назад (технология института «Аэропроект»). Его эффектные фасады и очаровательные благоустроенные дворики (произведения архитекторов Ольги и Олега Козинских), куда я не смог войти (двери заперты), украшают воздушные ворота на черноморский юг.


    Положительные эмоции вызывают и . является крупнейшим железнодорожным терминалом в стране.

    В ноябре 2010 года восточнее существующего. Мощная конструктивная петля, выходящая на главный фасад, энергично выпрямлется и превращается в длинный навес над путями иплатформами. Все подчинено оптимальной технологической схеме. Внизу – главный вестибюль вокзала, а зал ожидания для пассажиров 150х50 м расположен на высоте 10 м над путями. Проект разработан архитектурной группой под руководством А. П. Даниленко (НПО « ») в сотрудничествес архитектурным бюро GMP (Берлин). Вокзал имеет две части:морскую и городскую. На кровле автостоянки вокзала установлены солнечные коллекторы, за счет которых осуществляетсятеплоснабжение. Новый вокзал станции принимает 3–5 тыс.пассажиров в час в обычном режиме эксплуатации и до 20 тыс. принял в день открытия Олимпийских игр. 28 октября 2013 года в присутствии Президента России В.В.Путина и главы Международного олимпийского комитета Т.Баха . Его комплекс объединяет в единую сеть все виды сообщения: воздушное, морское, автомобильное и собственно железнодорожное .

    В Олимпийском парке при Имеретинском комплексе построен специальный вокзал для спорткомплекса по проекту петербургского архитектора Никиты Явейна – потомственного зодчего железнодорожных построек. Это сооружение чуть в стороне от главных крытых стадионов радует своим благоустройством и особенно мощным водным каскадом на подходе к нему.

    Все главные спортивные сооружения сосредоточены в двух комплексах, отстоящих друг от друга на 48 км, – горном кластере, расположенном выше Красной Поляны на склонах близлежащих хребтов Аибга и Псехако, и прибрежном кластере в Имеретинской долине.

    – небольшой поселок вместе с соседними поселениями ( , где в конце XIX века осели эстонские переселенцы, Роза Хутор и др.) – превратилась в оживленный туристический центр с многоэтажными гостиницами, кафе, ресторанами и т.д. Над ним в горах были построены: комплекс трамплинов, совмещенный лыжно-биатлонный комплекс «Лаура», санно-бобслейная трасса, сноуборд- парк, фристайл-центр, а также горнолыжныйцентр «Роза Хутор». Все это образовалось практически на горной целине с выходом на долину реки Мзымта. Были построены зрительские трибуны и оборудованы подъезды и стоянки автомобилей. Руководить созданием горнолыжного проекта пригласили Гира Олсена из Норвегии – с 2009 года генерального директора и основателя консалтинговой компании «Norwegian Snow Consulting AS» в Лиллехаммере. Он стал ответственным за подготовку олимпийских трасс в Сочи. Прежде отвечал за подготовку олимпийских горнолыжных трасс в своем Лиллехаммере и в Солт-Лейк-Сити (США) .

    В то время как в долине строился новый город, на склонах создавались горнолыжные трассы по проекту всемирно известного олимпийского чемпиона и чемпиона мира Бернарда Руси (Швейцария). По его словам, проблема дизайна трасс связана с тем, что предлагает горный ландшафт.

    «Моя цель, – заявил он, – найти и выстроить наиболее привлекательную трассу, где решающую роль будет играть именно мастерствоспортсмена, а не снаряжение. Я стараюсь сбалансировать скорость и техническое мастерство. Однако дизайн – это только 50% стоимости конечного продукта, в остальном качество трассы для спуска определяется подготовкой снега и, конечно, условиями в день гонки» .

    Горнолыжный курорт «Роза Хутор» находится в красивом горном регионе с большими пиками и обширными лесами на высоте от 500 до 2500 м. Близость к Черному морю и географическая широта Ниццы гарантируют зимой обильные снегопады.

    В долине реки построена медиадеревня – городок, напоминающий европейские курорты вроде Карловых Вар с нарочито эклектической архитектурой без всякого намека на оригинальность. Здесь можно увидеть и уютные европейские домики XIX века, и фахверковые, немного нелепые стены, и альпийские хижины, и многоэтажные композиции до наглости безграмотной классической архитектуры. Безграмотность, похоже, демонстрируется сознательно, чтобы обратили на неё внимание. Это пляшущие по многоэтажному фасаду якобы классические портики (по слухам, произведение известного художника-архитектора М. Филиппова или его партнеров).

    Правда, в одном месте параллельно дорогам представлена затейливая декоративная композиция на тему построек разных районов нашей огромной страны – Сибири, Урала, Русского Севера, аркады и галереи торговых рядов и гостиных дворов Костромы, Ярославля, Санкт-Петербурга и, похоже (но не очень), Москвы. Идея не новая, на уровне ВСХВ, ВДНХ и т.д. Но при отсутствии больших идей в современной архитектуре это палочка-выручалочка. Но и не это главное.

    Если подняться немного в горы, то на месте стыка двух горных хребтов, неподалеку от поселка Эсто-Садок, в ложбине, защищенной от боковых ветров (что важно для соревнований), можно увидеть высокий комплекс для прыжков с трамплина, наивно названного «Русские горки». Трамплины, построенные на северном склоне (чтобы не так быстро таяли) горного массива Аибга, прекрасно вписаны в окружающий пейзаж вместе с трибунами на 7,5 тыс. зрителей. Несмотря на некоторую незаконченность в архитектурных деталях, объект производит впечатление очень серьезно и хорошо продуманного сооружения. Два суперсовременных трамплина – большой (К-125) и малый (К-95) – успешно прошли международную аттестацию. Еще три тренировочных трамплина предназначены для обучения начинающих спортсменов. Любопытно, что трамплины работают круглогодично. Мы наблюдали, как в начале мая, при полном отсутствии снега и льда, по специальному покрытию большого трамплина успешно прыгали и катились по моченному пластмассовому покрытию настоящие спортсмены. Снежная зимой нижняя равнина летом превращается в футбольное поле. За ним – корпус с тремя этажами комментаторских кабин, значительно выше над местом отрыва от трамплина висит в воздухе на металлических раскосах кабина для главных судей. Большие стоянки и удобный серпантин предусмотрены для всех уровней этого сооружения .

    По другой дороге можно подняться к санно-бобслейной трассе в урочище Ржаная Поляна на склоне того же хребта Аибга. Это, безусловно, выдающееся произведение архитектуры производит огромное впечатление даже в летнее время. Трасса в 1814 м прихотливо змеёй извивается по защищенному от прямых солнечных лучей северному склону хребта. Особенно ценно, что она повторяет рельеф местности и безукоризненно вписана в лесной ландшафт Кавказских гор на абсолютных отметках от 840 до 670 м над уровнем моря. Комплекс предназначен для спортивных соревнований по бобслею, скелетону и санному спорту. Этот сложный объект состоит из целого ряда удачно скомпонованных построек: зданий старта для мужчин и для женщин, здания финиша, аммиачной станции холодоснабжения, пожарного депо, здания единого центра управления, контрольно-пропускных пунктов, подземных и надземных переходов для зрителей, трансформаторных подстанций, насосных, резервуаров воды и т.д. Технологически наиболее сложная часть – это искусственно охлаждаемый желоб с регулируемым контуром, конструктивная модель которого в натуральную величину выставлена на территории для просвещения зрителей и участников. Вдоль трассы располагаются несколько площадок для зрителей и трибуны. Внутри финишной петли устроена основная зрительская зона таким образом, чтобы оттуда был возможен максимально комфортный обзор двух последних виражей и финишного участка . Вместимость зрителей – до 9 тыс. человек. Здесь возможно проведение соревнований любого международного уровня. По мнению специалистов, сегодня в мире насчитывается не более полутора десятков подобных сооружений. К тому же этот комплекс отличается высоким архитектурным качеством. Для основных крупных его элементов выбрана эффектная конструкция гнутых клееных деревянных рам со светопрозрачным заполнением. Их изгибы, многократно повторенные, как бы вторят формам горных вершин и растворяются в пересеченном ландшафте.

    Совершенно замечательно выглядят эти конструкции изнутри сооружений, создавая определенный ритм, созвучный с этим видом спорта. В отдельных местах деревянные конструкции напоминают гигантские хоккейные клюшки. Тёплая охристая поверхность дерева безукоризненно сочетается с видными сквозь конструкции заснеженными склонами и вершинами Кавказа. По официальным данным, авторами проекта этого замечательного сооружения являются сотрудники ООО «НПО Мостовик» А.А.Князев (руководитель мастерской), А.И.Певнев (ГАП), А.А.Устинов (ГИП), А.А.Виноградов (ГИП), архитекторы В.А.Данилова (Фимина), Ф.А.Скокан, И.Г.Ивлева, М.Н.Комарова, Д.Е.Травников, Т.В.Зозуленко, Е.Н.Евстигнеева, И.О.Бабич, С.В.Дорофеев, И.В.Плевин .

    Горный кластер двумя шоссейными дорогами и железной дорогой соединён с прибрежным кластером в Имеретинской долине.

    Застройка этой территории основными, крытыми олимпийскими сооружениями наиболее сложна, интересна, в чём-то спорна и, несмотря на все технические трудности, реализована. Олимпийский парк расположен между долинами рек Мзымта и Псоу. Основная часть территории была заболочена, её уровень находился несколько ниже поверхности Чёрного моря , что раньше требовало постоянной откачки воды.

    Для заявочной книги американское архитектурное бюро НОК Sport (теперь Populоus), давно и профессионально обслуживающее Олимпиады, подготовило эскиз генерального плана олимпийского парка. Основная его идея была очень проста – все крытые стадионы разместить по кругу, а в центре сделать площадь. По мнению многих отечественных специалистов, этот план имел ряд недостатков: размещение объектов по кругу выглядело случайным и полностью игнорировало близость моря , не принималось во внимание наличие особо охраняемой территории исторических поселений, старообрядческого кладбища, не учитывалась и сложнейшая гидрогеология района. Несмотря на организованный Союзом архитекторов России специальный семинар-конкурс в Суханове, на котором были выдвинуты альтернативные предложения по размещению арен иным способом (например, вдоль берега моря или по дуге, обращённой к морю), основная идея HOK Sport была сохранена, доработана и реализована.

    В результате на колоссальной территории Олимпийского парка (более 200 га) были построены действительно по кругу шесть основных спортивных залов и несколько объектов, обеспечивающих работу спортивных сооружений. Затем эта территория была засорена утилитарными и техническими объектами , точками общественного питания, временными складами, туалетами, щитовыми и т.п., появились киоски и палатки, необходимость которых почему-то не была учтена генеральным планом. После Олимпиады количество всего этого значительно уменьшилось, но появились заборы, ограждающие реконструируемые части комплекса. Цельность композиции участка была нарушена внедрением туда тематического парка с аттракционами для семейного отдыха и устройством нешуточной трассы для «Формулы-1». Это нужно, это работает, но, к сожалению, не было предусмотрено в изначальном генеральном плане.

    Вообще к генеральному плану здесь можно предъявить много претензий. Концептуальный круг совершенно не читается. Первое впечатление, что все залы разбросаны по огромной территории как попало. Разные формы мощных покрытий и огромные размеры самих сооружений с разной геометрией, нечеловеческие расстояния между ними создают ощущение планировочного хаоса , усугубляющегося из-за отсутствия зелени и серьёзного благоустройства. Возникает желание пользоваться для осмотра каким-нибудь транспортом. Слишком удалены от главной площади стоянки и железнодорожный вокзал, который не имеет никакой визуальной связи с комплексом, а ось его замечательной лестницы с водяным каскадом направлена, по сути дела, в пустоту. Ошибка в масштабе – самая тяжёлая ошибка для градостроителя. В результате огромные расстояния между объектами принижают значимость самих объектов и притупляют ориентацию посетителя. В центре площади, скорее пустыря, стоит символ Олимпиады – высокое устройство для олимпийского огня с бассейном и фонтаном, напоминающее мемориал. При достаточных размерах оно могло бы объединить всю эту сложную композицию как некая вертикальная доминанта.

    Но «мемориал» этот катастрофически мал и для такой площади, и для таких дворцов спорта («и для этого вальса, и для этой гитары»). Говорят, что в процессе стройки было слишком много изменений в градостроительной документации. Постоянно добавлялись новые, в том числе крупные, объекты. Каждый нарушал общую первоначальную градостроительную композицию. Ничего необычного – такова жизнь авральных объектов.

    Несмотря на начавшуюся реконструкцию главного стадиона, где происходили открытие и закрытие Олимпиады, объект этот производит самое серьёзное впечатление. Он и поставлен очень удачно – своей осью с мощной расщелиной направлен прямо на берег Черного моря, от которого его отделяют только небольшая стоянка, шоссе и пляж с подпорной стенкой. Зрители олимпийского стадиона « » могут видеть и снежные горные вершины, и морские волны, и «лукоморье» изогнутого берега. Через некоторое время он превратится в полноценный футбольный стадион и Сочинский район примет ещё одно мероприятие.

    Впечатляют мощная архитектура стадиона с грандиозными металлическими фермами, накрывшими зрительские трибуны, и изысканная серебристая поверхность изогнутого покрытия с прозрачным поликарбонатом. Но не всё понятно с авторством этого произведения, как, впрочем, и всех других олимпийских объектов. И тут я полностью согласен с Григорием Ревзиным, написавшим в Интернете:

    «Вы не знаете имён архитекторов, построивших олимпийский город, не видели их на открытии и закрытии (и я не видел – их не приглашали), не читали интервью с ними – так, будто их и не было вовсе. Для оценки архитектуры сочинской Олимпиады это принципиальный факт, потому что в других странах так не делают. Мы знаем архитекторов Олимпиад в Лондоне, Афинах, Пекине – их очень активно пропагандировали, делали выставки, печатали интервью, показывали фильмы. У нас как будто не было таких людей. Это то, что резко отличает нашу прекрасную Олимпиаду от не нашей…» .

    Кто-то из сочинских архитекторов сказал, что первый проект «Фишта» был сделан какими-то архитекторами из Южной Африки. Где-то не очень чётко упоминаются наши архитекторы, закончившие объект, упоминается и какой-то английский архитектор… Тайна, небрежность или жульничество?

    Своим размером обращает на себя внимание Большая ледовая арена на 12 тыс. зрителей. Криволинейная оболочка её покрытия выполнена из металла и светопрозрачных материалов. Предназначена для основных матчей хоккейного турнира. В дальнейшем Ледовый дворец будет использоваться как многофункциональный зал для крупных спортивных и развлекательных мероприятий. Кто-то решил, что его форма забавно напоминает замерзшую каплю… .

    Гигантской прямоугольной плашкой с эффектно закругленными торцами поднялся конькобежный центр «Адлер-Арена», где проходили соревнования по скоростному бегу на коньках. По имеющимся данным, его проектировал итальянский архитектор Алессандро Цоппини из бюро Happold . Стандартный по технологии 400-метровый овальный конькобежный стадион с двумя дорожками и трибунами на 8000 мест для зрителей по своей внешней архитектуре производит хорошее впечатление – с разных точек открываются эффектные ракурсы. При этом нет чуждых обстановке цветовых заплаток и амбициозных, не обоснованных технологией форм. Дорабатывали проект наши специалисты.

    Каток построен в Олимпийском парке у моря, на высоте 3 м. В центре трибун три вип-ложи площадью 250 кв.м, 12 оборудованных раздевалок по 15 атлетов на каждую. К центру ледовой арены из раздевалок ведет туннель.

    Строительство его велось ОАО «Центр передачи технологий строительного комплекса Краснодарского края „Омега“». Наружные ограждения туннеля выполнены из трехслойных сэндвич-панелей. После Олимпиады, с несколькими кортами.

    Дворец зимнего спорта «Айсберг» вместимостью 12 тыс. мест хорошо заметен за счёт окраски панелей в голубые и белые цвета и прихотливо изогнутых стен как по вертикали, так и по горизонтали. Зал спроектирован в виде сборно-разборной конструкции, изначально допускающей возможность его демонтажа и установки в другом городе России. Проектирование велось под руководством наших опытных в области строительства спортивных сооружений архитекторов А.Бокова и Д.Буша.

    Малая ледовая арена «Шайба» на 7 тыс. зрителей с нарочито цветными в холодной гамме стенами, видимо, по мнению авторов, должна хорошо сочетаться со снежными горными вершинами. Но ведь там цвет настоящий, естественный, он радует глаз и не рвёт пространство искусственной покраской, как пластмассовый парик, приклеенный к живописному портрету. Задуманная как сборно-разборное сооружение, арена будет увезена в другой город (кажется, в Краснодар), что хорошо. Её структура напоминает хоккейный стадион на месте Аэропорта, спроектированный в Моспроекте-4 несколько лет назад. Но этот объект, по имеющимся данным, проектировался в институте Промстройпроект .

    Представляется, что разборка двух крупных сооружений окончательно деформирует призрачное планировочное кольцо Имеретинского комплекса, и тогда, конечно, встанет вопрос о новой, уже стационарной планировке территории.

    Между конькобежным центром и Большой ледовой ареной приютился сравнительно скромный объём кёрлингового центра «Ледяной куб». Нужно сказать, что на куб он совсем не похож. Арена центра – самая небольшая среди всех объектов Олимпийского парка – всего 30 на 60 м с трибунами на 3 тыс. зрителей. Высота здания составляет 19,3 м.

    Строительство Большой ледовой арены в Олимпийском парке на черноморском курорте. Парк сможет вместить около 75 тысяч посетителей, все ледовые арены будут находиться в пределах пешей досягаемости друг от друга. В Сочи пройдет зимняя Олимпиада 2014 года, открытие которой запланировано на 7 февраля 2014 года.

    Охранники проходят по обломкам разрушенных зданий. Фотография сделана в Имеретинской долине, Сочи, где будут проходить Олимпийские игры в 2014 году.

    на строительство Олимпийского парка в Сочи 18 мая 2012 года.

    Завершено строительство «Айсберга», в котором пройдут соревнования по шорт-треку и фигурному катанию во время зимней Олимпиады 2014. Фото сделано 7 декабря 2012 года в Сочи.

    Люди ловят рыбу с сочинского берега недалеко от места строительства Олимпийской деревни в Имеретинской долине. Фото сделано 22 ноября 2012 года.

    Строительство конькобежного центра «Olympic Oval», в котором будут проходить соревнования по скоростному бегу на коньках во время зимних Олимпийский игр и паралимпиады в Сочи. По окончании олимпиады 2014 года, стадион будет использован в качестве торгового и выставочного центра.

    Большой ледовый дворец в стадии строительства в Олимпийском парке.

    Местные жители работают в огороде недалеко от строящегося Олимпийского парка в Имеретинской долине, где на 2014 год запланированы зимние Олимпийские игры.

    Строительство железнодорожной линии, которая свяжет прибрежные олимпийские центры и площадку в горах. Фото сделано 9 декабря 2012 года в Сочи, Россия.

    Горнолыжный курорт в стадии строительства.

    Река, протекающая через городок, где остановятся участники зимней сочинской Олимпиады 2014.

    Строительство горнолыжных трамплинов (Ski Jump), которые будут использоваться для соревнований по прыжкам во время Олимпийских игр в Сочи в 2014 году.

    Сноубордист проходит мимо рекламного плаката, висящего возле строящегося горнолыжного курорта на Красной Поляне, в 40 километрах от города Сочи. Во время Олимпиады 2014 здесь будет находиться олимпийская деревня.

    Российский спортсмен парит над строительной площадкой, расположенной на Красной Поляне (поселок городского типа в Адлерском районе Сочи), 7 декабря 2012 года. Фото сделано в преддверии зимних Олимпийских игр, открытие которых запланировано на 2014 год.

    Комфортабельные кабинки, при помощи которых можно будет подняться на хребет Аибга. Фото сделано на горнолыжном курорте, где полным ходом идет подготовка к зимней Олимпиаде 2014.

    Разрушенный дом семьи Хлыстовых в черноморском городе Сочи, 19 сентября 2012 года. Рабочие таким образом расчистили путь для прокладки канализационных труб в Олимпийскую деревню.

    Татьяна обнимает убитую горем мать после того, как ее дом разрушили. Хлыстов и его 33-летний сын-в-законе, Максим, попытались заблокировать бульдозерам дорогу, но безрезультатно. Дома в сочинском поселке Мирный снесены, чтобы освободить место для строительства Олимпийского парка.

    Жилые дома и другие объекты спортивного комплекса. Строительство, по мнению организаторов, должно быть завершено к августу 2013 года.

    Рабочие на крыше Большой ледовой арены, которая находится на стадии строительства в преддверии Олимпиады 2014 в Сочи.

    Вид на Адлеровскую Арену, где будут проходить соревнования по конькобежному спорту во время зимних олимпийских игр.

    Строительство одного из стадионов в Олимпийском парке, 2 декабря 2012 года.

    Журналистка на трибунах строящейся Большой ледовой арены, находящейся в Имеретинской долине.

    Частично завершен интерьер хоккейной арены, которую строят специально для зимней Олимпиады 2014 в Сочи. Стадион рассчитан на семь тысяч зрителей. Также здесь планируется провести паралимпийские игры.

    Мужчина начищает пол конькобежной Адлеровской арены.

    Внешний вид Арены «Шайба», 6 ноября 2012 года.

    Строительство спортивных объектов в Олимпийском парке. Церемония открытия зимней Олимпиады в Сочи запланирована на 7 февраля 2014 года.



  • Разделы сайта