Скорость сноубордиста на скоростном спуске. Рекорды скоростного спуска на сноуборде. Фрирайд и Фристайл: сравнение техник

Сноубординг набирает всё большую популярность у любителей активного зимнего отдыха. Название этого вида спорта происходит от английского слова «snow», что в переводе означает снег и «board» - доска. Простыми словами, сноубординг - это скоростной спуск на доске для катания со склона горы по специально подготовленной трассе или снежной целине.

Любой человек, вставший на доску и прошедший стадию «чайника» рано или поздно встаёт перед выбором определённого стиля катания, ведь в зависимости от стиля, требуется соответствующая экипировка и снаряжение.

Существует множество различных стилей и перед тем как сделать выбор в пользу одного из них, необходимо чётко определиться с целями, которые преследуются при занятиях этим видом спорта.

  • Фрирайд . Это наиболее распространённый стиль катания на сноуборде. Для спуска используются любые склоны, имеющие снежный покров, чаще всего не подготовленные.
  • Фристайл . Второй наиболее популярный стиль, включает в себя большое количество всевозможных трюков, исполняемых во время спуска.
  • Карвинг или слалом . Скоростной спуск на сноуборде. Подразумевает скоростное прохождение хорошо подготовленной трасы. Никакие трюки при карвинге неприменимы.
  • Бэккантри . Разновидность фрирайда, при которой не используются подъёмники. Его можно назвать «диким» сноубордингом, когда катающий поднимается на вершину своим ходом (пешком, на вертолёте или снегоходе).
  • Джиббинг . Катание по разнообразным конструкциям помимо снега. По большей части джиббинг подразумевает исполнение различных трюков, чем просто спуск по склону.

Ввиду того, что карвинг, бэккантри или джиббинг требуют наличия определённых навыков катания на доске, то эти способы не подходят новичкам, начинающим поиск своего стиля. Начинать лучше с освоения фрирайда и фристайла, а в дальнейшем уже совершенствовать свои навыки, пробуя свои силы и в остальных стилях.

Как подготовить сноуборд к сезону: нужно ли парафинить, как заточить канты и другие процедуры в .

Фрирайд и Фристайл: сравнение техник

Название техники фрирайд - производное двух слов «free» и «ride », что в совокупности означает «свободный спуск» . Спортсмен практикует свободное катание вне специализированных трасс, в отличие от фристайла.

Фристайл («free» - свободный и «style» - стиль), в силу своей специфики требует подготовленную трасу.

При фристайле спортсмен исполняет множество разнообразных фигур, при этом оценивается сложность и техничность выполняемых трюков.

Нельзя сказать, что в стиле фрирайд какие-либо трюки полностью отсутствуют, тут тоже присутствуют всевозможные прыжки и другие манёвры, но, стоит повториться, они не являются обязательными. Качество катания при фрирайде можно определить по непрерывности передвижения и отсутствию падений.

Помимо техники катания, фрирайд и фристайл требуют различную экипировку и снаряжение:

  • При фрирайде используются широкие и длинные доски, которые позволят проехать по мягкому снегу,
  • а доски для фристайла имеют меньшую длину для лучшей манёвренности. Также, во избежание травм, которые можно получить при выполнении трюков, фристайл требует максимальную степень защиты для райдера.

Описание техники Фрирайд

Технически спуск по склону в стиле фрирайд складывается из двух основных составляющих:

1. Первая - умение двигаться. Правильные движения позволяют затратить оптимальные усилия во время спуска. Отточенность движений достигается многократными повторениями основных движений на простом укатанном склоне, все движения должны быть доведены до автоматизма. Любые повороты и ведение сноуборда, прежде всего, зависят от правильной стойки. Можно сказать, что правильная стойка - гарантия равномерного спуска и отсутствие падений.

2. Второй аспект техники состоит в умении вести непрерывный спуск без падений и чрезвычайных происшествий. Больше всего внимания уделяется по принципу «от укрытия к укрытию», когда райдер быстро передвигается от одного безопасного участка к другому. Опытный спортсмен способен к мгновенной оценке ситуации и определению возможных опасностей, но это умение приходит с опытом и регулярной практикой.

Опасности стиля

Основная опасность, которая подстерегает сноубордистов, катающих по технике фрирайда - это . Предсказать сход снега практически невозможно и достаточно малейшего движения мягкого снега, как начинается лавина.

Вторая, не менее распространённая опасность, которая может подстерегать райдера, заключается в том, что под слоем снега не видно, что там находится. При спуске можно напороться на камень, припорошённый тонким слоем снега или же провалиться в трещину. Поэтому, во время спуска, всегда необходимо учитывать окружающую обстановку стараться предвидеть возможные препятствия на пути.

Обучение Фрирайду

Начинать осваивать технику свободного катания стоит с освоения стойки. За базу можно взять начальные навыки катания на сноуборде. Учиться можно самостоятельно, но эффективнее обучение с тренером. Тренер позволит избежать множества ошибок, которые совершают начинающие райдеры.

Освоив стойку и основные элементы управления сноубордом можно переходить на неподготовленные склоны.

Если есть необходимость в выполнении эффектных трюков, то, опять же, лучше всего освоить их на подготовленной трасе. Для этого, кроме фрирайдинга, можно взяться за изучение основ фристайлинга - прыжки, развороты и иные трюки практически не различаются.

Во время обучения, при отсутствии начальных навыков всегда важно помнить о необходимости применять защитную экипировку.

Смотрите также видео-урок по обучению фрирайду:

Лучшие сноуборды для фрирайда

Сноуборды, предназначенные для свободного катания, отличаются от досок для других техник. Так, они имеют большую длину для преодоления снежной целины. Центр тяжести немного смещён к задней части.

Сама доска жёсткая или средней мягкости, а зона под ногами жёстче остальной части сноуборда. Такие доски имеют маркировку FR. Помимо специализированных, для лёгкого фрирайда подходят также универсальные сноуборды, которые имеют маркировку All-mountain.

При выборе сноуборда для фрирайда следует руководствоваться несколькими основными параметрами:

    • Длина . Выбор зависит от роста спортсмена. Если выбирается универсальный сноуборд, то его длина должна быть на 15 см меньше роста. Это легко определить, поставив сноуборд перед собой. Верхняя часть должна находиться в районе носа спортсмена или подбородка. Фрирайдовый сноуборд должен быть на 10 см меньше величины роста катающегося. Новичкам следует выбирать доску на 2–3 сантиметра длиннее, чем опытным сноубордистам.
    • Ширина . Бывает узкой (талия до 25 см, «narrow»), стандартной (талия 25–26 см, концы до 30 см, «regular»), средней (талия 25–26 см, концы от 30 см, «mid-wide») и широкой (талия от 26 см, «wide»). Подбирается, в зависимости от размера ноги. Так, например, если размер 45, то следует выбрать ширину «wide».
    • Прогиб . От этого параметра зависит управляемость сноуборда. Существует несколько типов прогибов: классический («camber»), рокер («rocker», «банан»), нулевой («flat») и комбинированные. Все они, кроме нулевого, могут использоваться для свободного спуска, однако новичкам, во время становления навыков, следует выбирать «банан».
    • Кант . Стальные полосы по краям сноуборда позволяют выполнять резкие манёвры во время движения. Больше используются для укатанного снега. Фрирайдовые сноуборды в частности комплектуются прямым кантом.

Атлеты, которые разрушают наши привычные представления о скорости, и их рекорды


Атлеты, которые разрушают наши привычные
представления о скорости,
и их рекорды

Сложно себе представить тот или иной вид спорта без скорости и рекордов. Конечно, это вовсе не главное, но даже во вдумчивом и острожном скалолазании есть отдельная дисциплина, которая так и называется - «скорость». Пожалуй, основная изюминка большинства опасных затей - это именно молниеносность происходящего, причем в таком соотношении, чтобы атлет успел сделать задуманное, а зритель успел осознать, что перед его глазами произошло нечто невероятное. К счастью, практически во всех роликах за оригиналом трюка следует замедленный повтор, обнажающий неуловимые глазу детали и безумие в глазах спортсмена, в которых и без дисклеймера можно прочитать «Не пытайтесь повторить это дома».

Что такое скорость без посторонней помощи в виде груды самостоятельного железа под названием «мотор»? Чистый эликсир, который просто невозможно добыть без личного участия и, что самое главное, риска для жизни. В ход идут только сила мышц, нужное время и подходящее место. Сегодня на конкретных примерах мы расскажем вам о способах развить нешуточную скорость, используя лишь силы природы и свои собственные (не лошадиные) силы. Не исключено, что на момент выхода этой статьи некоторые цифры значительно вырастут, и на сцене появятся новые герои. Собственно, это не важно, как и то, что некоторые из описанных ниже рекордов по каким-то причинам являются неофициальными.

130км/ч. Лонгборд

Мы не так давно писали о соревнованиях «колесной техники», проходящих в бетонных трассах для бобслея, так вот, это не единственный способ развить на лонгборде скорость, с которой и на машине не каждый день поездишь. Вспомните, что такое 80 км/ч на мопеде, а теперь представьте, что вы не сидите, а стоите на доске в десяти сантиметрах от сверкающего асфальта. Ах да, и скорость ваша значительно выше. На чемпионатах по даунхиллу (а они обычно проходят сразу в нескольких дисциплинах, в зависимости от снарядов) отметка в 100 км/ч - вполне нормальное явление. В 2012 году в Квебеке на обычной автомобильной трассе с 18-градусным уклоном атлет Мишо Эрбан развил рекордные 130 км/ч. Практически неизвестные в нашей стране уличные сани (street luge) ушли еще дальше, точнее, быстрее. Короче говоря, 157 км/ч, лежа на спине ногами вперед, в паре сантиметров от асфальта - это вам не 100 на мотоцикле.

363 км/ч. Вингсьют

После того, как Феликс Баумгартнер превысил скорость звука, говорить о рекордах скорости падения человека весьма неоднозначно, поэтому оставим стратосферу для космонавтов и спустимся километров на 30 пониже. Например, для полетов в вингсьюте скорость в районе 200км/ч - это весьма обычное дело, если можно назвать обычными полеты в паре метров от скальных выступов. Рекорд скорости в костюме-крыле на данный момент принадлежит пилоту Шин Ито, который, к слову, побил еще несколько рекордов дальности полета. Японец выпрыгнул из самолета с высоты 9750 метров и за свой пятиминутный полет развил невероятную скорость, равную 363 км/ч.


Фото: rastaschas @ flickr.com

251 км/ч. Лыжи и сноуборд.

Довольно сложно представить сноубордиста или лыжника, который не получал бы удовольствия от скоростных спусков на склоне, полном пухлого, переливающегося на солнце снега. Но есть особая порода райдеров, для которых горные склоны - это в первую очередь экспериментальная площадка, для развития нехарактерных для «нормального» катания скоростей. Еще в 1999 году на французском курорте Лез Арк Даррен Пауэлл на специально сконструированном сноуборде, в жестких ботинках и куполообразном шлеме показал миру, как за один световой день успеть прокатиться на всех склонах курорта. Максимальная скорость гонщика составила 201.9 км/ч. Лыжники, разумеется, не могли долго оставаться в стороне, поэтому отправили на «переговоры» чемпиона по спидскиингу и просто самого быстрого человека на земле - Симоне Оригоне, который показал всему миру, что 251 км/ч без мотора - это лишь очередной рекорд, который он намерен побить в будущем.


Фото: wintersportweerman.nl

133 км/ч. Кайт

Как вы уже успели заметить, хождение под змеем абсолютно не ограничивает человека в выборе и снаряда и поверхности, по которой он собирается гнать. Снежная, солевая, песчаная и, наконец, водная пустыня — неважно, главное, чтобы был подходящий ветер. Осенью прошлого года на французском споте «Salt and Speed» в Салин-де-Жиро при ветре в 30 м/с был установлен новый мировой рекорд кайт-скорости на воде. На 500 метровом отрезке Александру Кайзергесу удалось разогнаться до 104.8 км/ч, что превысило прошлый рекорд на несколько десятых километра. Еще быстрее оказались гонки по заснеженным полям: например, в РФ зимний кайтинг поднял планку до 109 км/ч. В 2010-м неподалеку от Лас-Вегаса в месте под название Драй Лэйк голландский райдер (без помощи допинга) разогнал свою трехколесную багги до рекордных 133.4 км/ч.

268 км/ч. Велосипед

Мировое сообщество велосипедистов настолько велико и многолико, что они, как и жители планеты Земля, уже не считают себя одной командой, а делятся на множество подгрупп, в свою очередь, тоже невероятно обширных. Собственно, поэтому безумных скоростей на педальном приводе все достигают кто как может. Например, в 2007 году на чилийском горнолыжном курорте Ла Парва Маркус Штекль, вооруженный горным велосипедом, спустился с заснеженного склона со скоростью 210 км/ч. Несколькими годами позже этот же атлет побил все предыдущие рекорды скоростных спусков с действующего вулкана Серро-Негро в Никарагуа, показав 164,95 км/ч на серийном велосипеде. Что касается специально сконструированных агрегатов и дополнительных благоприятных условий вроде защитного аэродинамического купола, то здесь просто нельзя не упомянуть про Фреда Помпелберга. В 1995 году на Бонневильской соляной равнине в Юте, «спрятавшись» за скоростной болид, этот велосипедист-испытатель разогнался до скорости 268 км/ч, пополнив тем самым свою коллекцию побед и рекордов званием «самого быстрого велосипедиста в мире».


Фото: antrover @ flickr.com

Надеемся, что впечатлившись чужими рекордами, вы не начнете слепо гнаться за цифрами и титулами, а продолжите получать удовольствие от любимого занятия, зная, что всегда есть к чему стремиться и где искать новых ощущений.


«Когда я был лыжником, я просто ненавидел бордеров. Они были моими естественными врагами, пока сам не стал бордером и все поменялось))), теперь дружу со всеми » (Михаил Гринёв ).

Про противостояние между поклонниками горных лыж и фанатами сноубордов слышали все, кто любит снег и горные склоны. И у тех, и у других есть очень даже уважительные причины.

Основные претензии лыжников:

  • Сноубордисты любят сидеть стаями поперек трассы на пути у спускающихся лыжников и вести неторопливые беседы.
  • Сноубордисты затрудняют быстрое продвижение очереди на подъёмник.
  • Сноубордист может проехать своей доской по горной лыже, сломать её и даже не заметить.
Основные претензии сноубордистов:
  • Лыжники портят природу, роя бугры на девственном пухляке и разрушая его.
  • Лыжники проезжая мимо сидящих на снегу сноубордистов, ведут себя агрессивно: тыкают палкой, матерят, падают на сидящих.
  • Лыжники разбивают выбоинами трамплины сноубордистов.

Недовольное ворчание слышно практически на всех оборудованных склонах. Однако чем дальше от цивилизации, от респектабельности курорта в мир дикого снега и неприрученных гор, тем меньше значения имеет непохожесть снаряжения. «Про войну между лыжами и сноубордом. Сейчас она для меня непонятна. В конце концов, на каждом снаряде катают и хорошие, и плохие парни. Моё мнение - это болезнь больших городов и маленьких курортов. И вот ходят и стонут. В больших горах никакой войны между лыжами и сноубордом нет. Там это не важно. Делить там нечего.» (Михаил Гринёв ).

Время идет, и новизна, молодость снежной доски потихоньку уходят в прошлое. Соотношение сил между поклонниками лыж и сноуборда постепенно выравнивается и скоро составит 50% на 50%. Ещё немного подождать, и отношения «отцов» (лыжников) и «детей» (сноубордистов) перерастут в партнерские отношения давних друзей. А настоящие партнёры хоть и смотрят на мир гор и снега разными глазами, но уважают при этом точку зрения друг друга. Не без подколов и стёба, конечно:

«Эй, ты в курсе, что борды придумали парни, у которых ноги заплетались?», «Брателла! Сидя на снегу, можно подхватить геморрой!», «Слушай, за что ты так ненавидишь пухляк, что постоянно портишь его своим катанием?»

На курортах лыжи и сноуборд начинают разводить по разным трассам с учётом специфики снаряжения. Возводят специальные сноуборд-парки. Интересы поклонников разных способов спуска с гор перестают пересекаться. И начинающие принимают решение «лыжи или сноуборд» более осознанно, тщательно изучая все аргументы. Читайте здесь про сходства и различия горных лыж и сноуборда.

Моторика движений.
Естественная, привычная, как при ходьбе или беге. Обе ноги могут действовать независимо друг от друга. Стойка лицом по направлению движения. Непривычная для физиологии человека. Ноги зафиксированы доской и лишены свободы перемещения. Стойка боком относительно направления движения, заимствована из сёрфинга. Ограничения по возрасту.
с трёх лет. с пяти лет.
Острота ощущений.
Адреналиновый всплеск может появиться только под влиянием скорости или особенностей трассы (препятствия, большая крутизна, повороты и пр.) Острота ощущений выше, чем на горных лыжах. Сноуборд провоцирует дополнительный приток адреналина в кровь, так как моторика движений непривычна. Философия.
Имидж статусного, элитарного зимнего отдыха для избранных. Важно соблюдение определенных правил. Классика и консерватизм. Лыжники в большинстве своем серьезные люди, сосредоточенные на собственной значимости, тяготеющие к солидности. «Хотя стиль new-scool все подвинул))) одежда как у бордеров, катают в парках и паудере free-ski» (Михаил Гринёв ).
Главная ценность - полная свобода. Это даже отражено в названиях некоторых стилей в сноубординге: free -style, free -ride, free -carve. Хорошо и можно - всё, что доставляет удовольствие. Сноуборд свободен от обременительных ограничений. Ты можешь быть тем, кем ты хочешь. Период обучения, сложность освоения. Горные лыжи более сложный в освоении вид зимнего активного отдыха. На горные лыжи проще встают, однако медленнее достигают среднего уровня. Требуется несколько сезонов. Можно утверждать, что по результативности три дня обучения катанию на горных лыжах равны одному дню обучения катанию на сноуборде. Большой плюс в том, что горнолыжнику обеспечено практически постоянное развитие. На сноуборд сложнее встать, однако средний уровень катания достигается быстро, практически за 1 сезон. Райдер будет прогрессировать быстрее на сноуборде, чем на лыжах. В его распоряжении - меньше степеней свободы (ноги скреплены) и меньше предметов (одна доска против двух лыж и двух палок). Минусы в том, что если сноубордист не планирует осваивать акробатику, то довольно быстро наступает застой в развитии. Падения.

На горных лыжах падают редко, даже начинающие. Зато падение на горных лыжах гораздо эффектнее, чем на сноуборде: хаос палок и лыж в снежном вихре.

Падать придется много-много раз во время обучения, пока не будет преодолена «точка постоянных падений». После падения на сноуборде поначалу сложнее встать на ноги. Однако, после того как выработалась привычка, сноубордист поднимается быстрее, чем лыжник (при условии отсутствия травм).

Максимально возможная скорость. На горных лыжах можно развить более высокую скорость. Средний по уровню лыжник может катать до 100 км в час. Это связано с обтекаемой посадкой и с располагающим к набиранию скорости стилем спуска. Нужен более длинный склон для лыж, чем для сноуборда, чтобы наслаждаться стремительными спусками. Мировой рекорд скорости на горных лыжах 250 км в час. Сноуборд уступает лыжам в скорости. Возможный максимум для среднего райдера 70 км в час. Мировой рекорд скорости на доске 201 км в час. Прыжки и трюки в воздухе.

Прыжки в Newschool на горных лыжах смотрятся более эффектно, чем фристайл на сноуборде.

Больше предметов, которыми можно управлять (две палки и две лыжи), а значит можно делать более красивые и сложные фигуры в воздухе.

Кроме того, прыгать на горных лыжах можно выше, чем на сноуборде.

У сноубордиста в воздухе меньше степеней свободы, поскольку его ноги закреплены на доске, поэтому трюки более простые, чем на горных лыжах. Максимальная высота прыжка на сноуборде уступает максимальной высоте прыжка на горных лыжах на пару метров.

Движение по плоской поверхности, траверсы. Как при ходьбе пешком или на беговых лыжах. Хотя, конечно, изображать обычный шаг на литых колодках дискомфортно. Опять-таки при таком передвижении хорошо помогают лыжные палки. Невозможно или крайне затруднительно. Тратится много сил и энергии. «Лыжи более универсальны. Если выпал на плоскость на лыжах, то нестрашно. Потолкался и укатил. А на сноуборде - только прыгать или выстегивайся. Без вариантов» (Михаил Гринёв ). Маневренность снаряжения.
Маневренность горных лыж слабее, чем у сноуборда. Возможность мгновенного сброса скорости и резкой смены направления. Подъёмники.
Подъемники придумали поклонники горных лыж, и этим всё сказано. Бугельный подъемник - это целый этап в обучении. Для начинающего катать на сноуборде сложно заходить на такой подъемник, ехать на подъемнике и сходить с подъемника. Этот навык/трюк надо оттачивать, прежде чем его выполнение станет комфортным и безукоризненным. Стоимость основного снаряжения.
Палки + лыжи + ботинки + крепления. Снаряжение для горных лыж чуть дороже, чем для сноуборда. Это объясняется спецификой производства. Так, у горных лыж четыре канта, а у сноуборда - два. Также, к горным лыжам нужны палки. Сноуборд + крепления + ботинки. Снаряжение среднее по стоимости. Есть модели, рассчитанные на любой кошелек. Стоимость одежды.
В целом любители горных лыж тратят на одежду больше денег. В цену включены престиж и статус. Желание поддерживать имидж состоятельного и состоявшегося человека приводит к тому, что производители выпускают огромную линейку модельной одежды для горнолыжников с большим разбросом цен. Сноуборд свободен от веяний моды. Потому средний сноубордист обычно довольствуется одним, простым по исполнению, комплектом одежды. Транспортировка снаряжения.
Надо тащить палки и лыжи, итого 4 предмета. Неудобно. В руках одна доска. Реально повесить сноуборд на плечо, как автомат. Физическая форма райдера.

Лыжные палки и свободные ноги помогают удерживать равновесие на горных лыжах, когда райдер стоит на склоне. Причём это не требует каких-либо дополнительных физических усилий. Физически на горных лыжах катать сложнее. Больше требований к выносливости райдера.

На сноуборде надо затрачивать дополнительную энергию для удержания канта в неподвижном положении. Поэтому сноубордисты так часто сидят на склонах. «Когда при катании в группе случаются долгие объяснения, я часто сажусь на склон. Даже если обучаю катанию на горных лыжах. Эта привычка неумолимо выдает во мне бордера» (Михаил Гринёв ).

Виды снега.
Лыжи в целом более универсальны. Лыжник с хорошей техникой легко переходит с целины на жесткие бугры и обратно. На горных лыжах можно спуститься там, где не пройти на сноуборде, если это специальная модель. «Бордер в больших горах более ограничен. Совсем другие уклоны. Поэтому в больших горах лыжников больше, чем сноубордистов» (Михаил Гринёв ). Однако в целом горные лыжи созданы для зализанных трасс, а также хорошо справляются со льдом. Доска пришла из моря, она изначально предназначена для катания в стихии, в необузданности. Поэтому сноубордисты отлично чувствуют себя в пухляке на диких склонах. Доступность инфраструктуры.

Профессиональных инструкторов по горным лыжам очень много.

Для горнолыжника подойдет любой курорт, любая трасса.

Зависимость от качества инфраструктуры высока.

Сложно найти профессионального инструктора по сноуборду. Их единицы.

Редкостью на российских курортах являются сноупарки с набором стандартных профилей: полутруба для half pipe, трамплин для big air, ряд фигур для slope style. Россиянам приходится довольствоваться небольшими трамплинчиками.

Сноубордист отлично чувствует себя на целинных полях, прилегающих к разратраченным трассам. Поэтому он меньше зависит от качества инфраструктуры.

Травмы.

Зона риска - ноги (колени, голень, бедро), руки, голова.

Ноги лыжника не закреплены между собой, поэтому падает он, как правило, на растопырку. Отсюда часто встречающиеся крученные травмы колена и голени, часто связанные с повреждением передних крестообразных связок.

Основную зону риска - ноги - защитить сложно. Риск травмироваться существует практически всегда.

Зона риска - запястье, лодыжка, колено, голова (в том числе подбородок), плечо, спина, локоть.

Ноги травмируются реже на сноуборде, чем на лыжах, потому что они зафиксированы.

Практически все зоны риска легко защитить, а в хорошей защите - волноваться не о чем.

Параметр сравнения
Горные лыжи
Сноуборд

«Выбирая лыжи или сноуборд, человеку лучше учесть свой темперамент и предпочтения. НЕ надо слушать друзей, родителей и моду. Когда парень говорит - я хочу аккуратно и технично кататься по подготовленным склонам, это явный признак, что ему надо на лыжи. Сноубордисты - в большинстве раздолбаи по характеру. Либо в лес лезут, либо в горы» (Михаил Гринёв ).

Если вы готовы бесконечно шлифовать технику катания, выписываете каталоги модной одежды, вас возбуждают упоминания в прессе крутых горных курортов, если вам необходимы восторженные взгляды зрителей, то имеет смысл выбрать горные лыжи.

Если вам нравится быть первопроходцем, вас будоражит новизна, ваша внутренняя самооценка не зависит от наличия аплодисментов снаружи, если в каждом деле вы ищете Свою Неповторимую Дорогу, то вероятно, стоит начать со сноуборда.

Всё уже сказано, осталось только выбрать. Правильный выбор вы сделали или нет, покажет время. Вполне вероятен вариант, что вам захочется кататься и на лыжах, и на сноуборде. «Я до сих пор определиться не могу, кто же я - лыжник или бордер. С другой стороны и задачи такой не стоит. Я же сертифицированный инструктор по обоим снарядам. И мне по документам не то, что разрешено, а прямо даже предписано освоить оба снаряда. И в мире, кстати, всё больше таких, кто умеет катать и на лыжах, и на борде, и чередует их в зависимости от настроения» (Михаил Гринёв ).

Если вы осознанно решили катать на сноуборде, то найдите хорошего

Время от времени в Астане появляются отмороженные головы, которые приходят ко мне с вечным зимним вопросом - Горные лыжи или Сноуборд?

Сегодня я попытаюсь на него ответить, исходя из собственного опыта. А формальный опыт у меня уже почти... 27 лет. Впервые на горные лыжи встал во время учебы в Новосибирске, потом был длительный перерыв и вновь горнолыжная тема меня захватила в полной мере в 1998 году. Сноуборда в те далекие годы еще не было, поэтому проблемы выбора не стояло.

Далекий 1998. Лыжи Atomic pro 215 см. Наглядная иллюстрация всех "новичковых" грехов.

Взлет популярности сноуборда пришелся на начало 2000-х, именно в это время под воздействием моды народ массово начал переход на "монолыжу". Процесс исхода горнолыжников в какой-то момент дошел до того, что на подъемнике 70% поднимающихся корчились на доске. На горнолыжников смотрели, как на умирающий класс. Неандертальцы проигрывали эволюционную битву. Мне пришлось приложить определенные усилия, в некотором смысле даже волюнтаристические, чтобы два сына остались в ложе традиционного православия горнолыжнинга. Еще бы - сноуборды были вызывающе ярко раскрашены, интернет наполнен роликами с лихо прыгающими бордерами, производители спортивной одежды бросились выпускать специальные модные линейки, пожиная маржу с нового рынка. С тех пор прошло больше 10 лет, ажиотаж прошел, количество бордеров на курортах значительно уменьшилось, на мой взгляд придя к обратной пропорции 30/70. Попробую рассказать, почему это произошло. Заодно может быть помогу кому-то сделать правильный выбор. Мнение мое будет субъективно, спорно и вентилляторно, но... почему бы и не повеселиться?

1. Мотивация и профессиональный рост. Высшей точкой горнолыжной или сноубордической карьеры для обычного любителя является карвинг. Приведу такое условное сравнение, все, чем вы занимаетесь до карвинга - это трехколесный велосипед. Карвинг - это двухколесный велосипед. Как вы понимаете, переход от трехколесного к двухколесному связан с преодолением ряда существенных трудностей, но в результате вы получаете и принципиально другие ощущения. В самые тяжелые для горнолыжников времена, когда размер их популяции стремительно падал, число отлично катающихся горнолыжников в карвинге всегда было больше, чем бордеров. Даже на крупных горнолыжных курортах можно кататься весь день, но так и не встретить ни одного бордера, идущего в достойном уважении карвинге. Еще одно подтверждение - увидеть бордера со специализированной карвинговой доской тоже большая редкость. Не редкость - увидеть горнолыжника, который в карвинге спускается без остановки 1-2 км. по склону. Бордеры мне такие попались только на Чимбулаке.

Делаю вывод, что встать на карвинг на доске значительно сложнее, чем на лыжах. Значит, выбрав сноуборд, если вы не чрезвычайно упертый и мотивированный человек, то скорее всего вы останетесь без сладкого в конце вечеринки карвинга. Итак, выбирая Горные лыжи или Сноуборд первый бал уходит в пользу горных лыж.
Карвинг на лыжах:

Карвинг на доске:

2. Пухляк. Кто-то может не согласиться с первым утверждением и скажет, что самый-самый топ для любителя - это умение ходить в пухляке. Да, в пухляке на ранней стадии проявилось конкурентное преимущество бордеров, они легко уходили с ратраченного склона (на котором особо делать ничего не могли) в лес, поля, на зависть г/лыжникам. Однако зависть эта была от незнания рынка. В те далекие времена компания К2 уже выпускала отличные целинные лыжи, про которые знали единицы. За что нужно поблагодарить бордеров, так за то, что они подтолкнули индустрию целинных лыж к мощному взрыву. Сегодня рынок предлагает лыжи на любой цвет, вкус и погодные условия, а удобство вертикального положения, наличие палок, "пешеходные" возможности на мой взгляд не оставляют вариантов для выбора.

3. Безопасность. В этой части я бы отдал преимущество бордерам, потому что в отличии от лыжников, новички не способны разогнаться на доске до скоростей, которые могут причинить большой вред себе или другим. Да, они могут отбить себе копчик, поймать зубами кант, но это не проблема для окружающих. Проблемой для окружающих и для самих бордеров является невозможность их вертикального пребывания, поэтому бордеры раскладываются по склону в самых неожиданных местах (если вы не такой, вы молодец, но на статистическую картину мира влияете мало). В силу своего горизонтального расположения их не видно и порой это приводит к печальным последствиям. В минус горным лыжам отнесу травмоопасность в части ног, как ни крути, а точнее, как только крутанешь неправильно - переломы, растяжения, связки.

4. Скорость. Я не сторонник скоростных рекордов, так как максимальная скорость по GPS не свидетельствует о мастерстве лыжника, тем не менее контролируемая скорость в опытных ногах - это удовольствие, ради которого мы и идем на склон. Скорость движения на горных лыжах существенно выше, чем на доске.

5. Удобство. В части посадки/высадки на креселках, бугельных подъемниках, лыжи выигрывают с крупным отрывом. Но тут же крупно проигрывают из-за горнолыжных ботинок, для опытного лыжника ботинок есть продолжение ноги, но для большинства - инструмент из арсенала инквизиции. Лыжи удобны тем, что их можно воткнуть в снег и даже сделать из них кресло. Свои плюсы, свои минусы у каждой стороны.

6. Карма. Большинство людей на склоне имеют невысокий уровень катания, начинающие бордеры наносят ущерб подготовленному склону в сокрушительных размерах по сравнению с лыжниками. Так как популяция бордеров сейчас меньше, чем лыжников, то все лучики ненависти прилетают в них на каждой кочке.

7. Обучение. Учитывая пункт про скорость, отдам преимущество бордерам. Только с начинающими лыжниками можно увидеть картины, шевелящие волосы на загривке, когда не рассчитав свои силы народ забирается на черно-красные склоны, а после этого летит вниз, кувыркаясь и раскидывая лыжи по своему тернистому пути. Безопаснее учиться на доске.

Но не маленьким детям, им только лыжи. Посмотрите на 2-х летнюю лыжницу. Классная идея, связать носки лыж! Надо будет не забыть, когда внуки пойдут.

Итог Горные лыжи или Сноуборд.

Если ваши приоритеты неподготовленные трассы, то выбор Горные лыжи или Сноуборд - дело вкуса. Помните, что целинные и универсальные лыжи не уступают доске, а по удобству даже превосходят.

Если ваши приоритеты - подготовленные склоны, и вы определились, что спорт для вас это просто не напрягающее хобби, то по большому счету разницы нет, на каком "трехколесном велосипеде" кататься. Выбирайте любой инструмент с учетом вышеперечисленного и получайте наслаждение от замечательных пейзажей, голубого неба, яркого солнца, дружеской компании и вкусных шашлыков.

Если же вы из числа упертых товарищей или подруг, которые хотят брать по максимуму и готовы потратить для достижения результата энное количество дней своей жизни и эмное..., нет, даже эхное количество своих денег, тогда серьезно задумайтесь на старте. Вероятность того, что через пяток лет вы будете лихо резать склон в карвинге, в случае выбора сноуборда заметно ниже, чем в случае выбора горных лыж.

С удовольствием выслушаю мнение оппонентов и приверженцев по теме Горные лыжи или Сноуборд, благо сезон совсем скоро, уже пора разминаться. Хотя бы в словесных баталиях.


// Сноубординг

Что общего между сёрфом, сноубордом и болидом? Скорость. Сумасшедшая, разрезающая стихию, дарящая адреналин и ощущение полёта. Приплюсуйте к этому возможность быть победителем! Это взрывная смесь. И она манить сотни отчаянных сноубордистов к вершине славы. Стать самым быстрым райдером на планете – мечта многих. Но лишь избранный может преодолеть черту невозможного и стать первым. Лучших много, победитель – один. Сегодня мы пытаемся понять секреты рекордов скоростного спуска на сноуборде. 100… 202…И даже 203 км/час… Мы уверены - райдеры – не инопланетяне, но как им такое удаётся?

Жажда скорости и ощущения полёта всегда манила человека. Сноуборд – это первопроходец. Он стал средством достижение этой цели.

Просто сделать это. Отчаянные райдеры поднимаются на новую вершину и благодаря, на первый взгляд, простой доске преодолевают всё более невероятные препятствия.

Риск, взрыв острых ощущений, вкус победы? Понять, есть ли предел возможностям. Чем определяется точка максимума райдера и его борда? Скорость на пределе - тонкая грань между безумием и восторгом.



Как известно, болиды-участники «Формулы-1» могут разогнаться до 100 км/час за 1,9 секунды. Впечатляет? Обычных людей - да, но не профессиональных райдеров.

Прообраз борда – сёрф. Сноуборд призван обуздывать, покорять и преодолевать стихию.

Свою доску райдер способен за три секунды разогнать до скорость в 100 км/час, еще три секунды – и борд летит со склона со скоростью 200 км/час! Такие феноменальные скорости райдерам удается развивать в рамках соревнований «World Speed Snowboarding Champ». Проводятся они во Французском Лез Арке, где подготовлена специальная трасса длинной более 1,5 км и с перепадом высот в 600 м. Каждый скоростной спуск здесь длиться примерно 20 секунд!



Обычные райдеры на типичных склонах развивают скорость порядка 80 км/час. Тогда в чём же секрет? 80 км/час и 200 км/час - спуск или полёт?

Жёсткость доски. Нужен специальный сноуборд. Обыкновенный, даже самый качественный, борд просто разлетится из-за нагрузок во время такого экстремального спуска. Кроме того, райдеру необходима обтягивающая экипировка – защитный костюм и аэродинамический шлем. Во время экстремальных соревнований велика вероятность травм и летального исхода. Аэродинамика – упрямая вещь. Заставляет считаться с собой.

Экстремальная мекка скоростного сноубординга



Лез Арк. Всемирно известная горнолыжная трасса, где пишется история рекордов современного сноубординга. Северный склон предназначен для скоростных спусков:

    Длина трассы – 1740 м

    Старт на высоте 2750 м

    Крутизна склона – 76%

    Перепад высот – 605 м

    Скоростной участок – 900 м, на последних 50 м и фиксируется скорость

Всего в мире около 30 скоростных трасс, среди них только 8 квалифицированы Международной горнолыжной федерацией для соревнований по спид-скиингу.



До 2015 года самым быстрым сноубордистом мира был австралиец. Рекорд принадлежал Даррену Паэллу, который развил скорость на сноуборде 201,9 км/ч (125,5 миль в час). 2 мая 1999 года на французской трассе скоростных спусков Лез Арк, райдер побил свой собственный рекорд, установленный в 1997 году.

16 лет никто не мог сравниться с Дарреном Пауэллом. Несколько сноубордистов, желая побить мировой рекорд, поплатились за это жизнями.

Но на каждого смельчака найдется еще более экстремальный про-райдер.

3 апреля 2015 года. Те же Французские Альпы. Курорт Варс, горнолыжная трасса Шабрире. Француз Эдмонд Плавчик установил новый мировой рекорд, став самым быстрым сноубордистом планеты. Он разогнался до 203 км/час! Не мудрено, что склон покорился именно ему. Эдмонд – заядлый сноубордист и непоколебимый перфекционист.

Сколько еще смельчаков изо дня в день тренируются, мечтают и ставят перед собой цель – побить мировой рекорд? Десятки, сотни? Лишь немногим удастся преодолеть черту, за которой начинается слава и мировое признание. 203 км/час – новая точка невозврата, высшая грань возможностей райдера и его сноуборда. Но только сегодня. Уже завтра всё может измениться. Сноубординг покоряется отважным.



  • Разделы сайта