Привычная поза. Психология тела: как поза влияет на вашу личность. односторонние занятия некоторыми видами спорта и т.д

Здравствуйте, уважаемые гости и подписчики блога. Сегодня мы поговорим о том, что такое самоактуализация и какую роль она играет в жизни каждого из нас.

Понятие «самоактуализация»

Понятие самоактуализация имеет множество определений. Однако, если свести все трактовки к общему знаменателю, можно сказать, что оно означает стремление личности раскрыть свой потенциал и реализовываться в близкой для нее отрасли. Хочется отметить тот факт, что этот процесс не имеет ограничений.

Явление самоактуализации психология изучает длительное время. Существенный вклад в исследование сделал Абрахам Маслоу. Кроме него над этой темой также трудился представитель гуманистической психологии Карл Роджерс и многие другие.

Психологи-гуманисты выделили целый ряд разновидностей процесса самоактуализации. Далее мы подробнее рассмотрим каждую из них.

  1. Глубокая: личностный рост, развитие человека.
  2. Поверхностная - это не стремление развиваться, но желание самовыразиться без какого-либо личностного роста.
  3. Пассивная: естественный рост интеллекта и культуры личности.
  4. Активная или продуктивная. Характерна наличием намерения. То есть, человек ставит себе конкретную цель, затем занимается развитием тех качеств, которые необходимы для ее выполнения.
  5. Гармоничная.
  6. Проблемная.
  7. Осторожная.
  8. Энергичная.

Очень часто самоактуализацию принимают как основную дорогу, ведущую к вершине развития человека. Однако это совсем не так. В виду безграничных возможностей разума рассматриваемое нами явление безгранично.

Этапы

Если у вас есть стремление к развитию, следует определиться с планом действий.

Для начала нужно выделить потребности. Далее следует оценить возможности и понять способности. То есть, вам нужно уделить время для себя. Займитесь самопознанием, . Если очень сложно самостоятельно разобраться в себе, попробуйте обратиться к специалистам.

Вторым этапом станет поиск способов самореализации. Это может быть все, что угодно, независимо от направления. Уровень подготовки также не имеет значения. Здесь основным является только ваше отношение к занятию. Главное, чтобы выбранное дело приносило удовольствие. Для девушек рекомендую почитать .

Способы

Исследования А.Маслоу


Всю свою жизнь с момента зачатия организм решает множество проблем. Сначала все происходит на бессознательном уровне. Существо, до того как станет сознательной личностью, стремится к удовлетворению потребностей, прежде всего фундаментальных. С развитием организма в целом и осознанности в частности происходит рост потребностей, среди которых А. Маслоу называет 5 наиболее распространенных. Наверное вы слышали о .

Так вот, он составил иерархию: от самых простых до потребностей наивысшего уровня:

  • базовые (физиологические или фундаментальные): вода, еда, сон и т.д.;
  • безопасность (срабатывает инстинкт самосохранения): режим дня, жилье, одежда;
  • любовь, принадлежность: общество родных, друзей;
  • уважение или участие в общественной жизни;
  • самоактуализация.

Для того чтобы мы смогли удовлетворить самую высшую и одновременно сложную потребность, необходимо знать, как это сделать. Существует масса методик, как запустить механизм осознанно.

Наиболее распространенные методы самоактуализации


1. Полное погружение . Соберитесь с мыслями и позвольте чему-либо поглотить вас. Забудьте про защиту, застенчивость. В этот миг вас наполнит что-то очень невинное, что-то свежее, возродится детское простодушие. Пропадет ваш привычный цинизм, а стойкость и желание казаться мудрым не по годам просто улетучатся. Чтобы достичь такого состояния, следует быть бескорыстным. Ведь очень часто мы страдаем от того, что слишком застенчивы. А действительно бескорыстные дела совершаем очень редко.

2. Представьте себе, что жизнь - это процесс непрерывного выбора . Его вы делаете каждый миг: двигаетесь вперед или делаете шаг назад. Вы стремитесь защитить себя, ищете безопасное укрытие, потому что боитесь покидать зону комфорта. Или наоборот - вы готовы к свершениям, открывать нечто новое, расти и развиваться. Если каждый день делаете выбор в пользу развития и роста, значит вы уже стоите на пути к самоактуализаци, которая и подразумевает под собой этот выбор. То есть, вы отбрасываете все то, что мешает вашему личностному росту.

4. В период сомнений будьте честны . Сомнения нередко сопровождаются ложью. Требуйте от себя четкий ответ, не бойтесь стать ответственным за свой выбор, свое решение. Только когда вы полностью в ответе за то, что у вас происходит и чего у вас нет, вы самоактуализируетесь.

5. Развивайте интеллект и свои возможности . Старайтесь максимально реализовать потенциал, который находится внутри вас. Для самоактуализации необходимо много работать, чтобы превратить желаемое в реальность. Задумайтесь, ведь каждый из нас стремится стать лучшим в той сфере, в которой он действительно хорош.


6. Очень важными моментами самоактуализации являются высшие переживания . То есть, это те самые вспышки экстаза, чувство полного удовлетворения, которые невозможно получить извне. Отбросьте все иллюзии, примите, что существует нечто, что не является вашим, к чему вы просто не способны. Таким образом вы будете постепенно раскрывать свой потенциал, свое истинное Я.

7. Сущность. Чтобы разобраться в себе, открыть свою истинную сущность, осознать, что для вас хорошо, а что плохо, и, в конце концов, чтобы найти свою цель жизни, следует хорошенько покопаться и разобраться в собственной психопатологии. Чтобы дать ответы на все эти вопросы, требуется осознать свои и преодолеть их. Это сложный процесс и очень болезненный, потому что защита ограждает от того, что является неприятным. Однако вы будете довольны полученным результатом, если сумеете преодолеть этот барьер.

Сферы процесса самоактуализации

  • общественно-политическая активность;
  • увлечения и хобби;
  • семья;
  • профессиональный труд.

Психолог Отто Ранк к способам самоактуализации причисляет религию. Это объясняется тем, что через призму веры человек ищет понимание того, что делает его особенным.
Еще один из важных способов самоактуализации в современном обществе - это приобщение к киберкультуре. Ведь наш мир - это мир высокоразвитых цифровых технологий. По этой причине хорошим способом адаптации в обществе являются знания электроники и технологий.

Отдельным способом самореализации можно назвать креативность. Его применяют люди, которые уже реализовали какие-то сугубо личные стремления.

Преграды

На первый взгляд кажется, что нет ничего сложного, чтобы приступить к самоактуализации. И вот вы уже готовы встать на свой путь, чтобы постепенно совершенствоваться. Однако все не настолько легко, как хотелось бы. В жизни каждого из нас хватает причин, чтобы не начинать выполнять задуманное.

Полностью раскрыть свои возможности могут помешать следующие факторы:


  • Мотивация. Точнее, ее отсутствие. Если нет причин чем-то заниматься, вы не станете стремиться к цели, какой бы важной она не казалась. Результатом такой работы станут потраченные впустую усилия и отсутствие морального удовлетворения.
  • Лень. Чтобы чего-то добиться, нужно действовать, прикладывать усилия. Просто так ничего не дается.
  • Давление общества. Прежде всего, это касается тех государств, где в приоритете нужды коллектива, а проявление индивидуальности всячески не приветствуется, вплоть до жестких наказаний. Еще один пример: сложность реализации себя как личности, когда твои таланты не востребованы.
  • Страх, закомплексованность, отсутствие уверенности в себе. Человек может спокойно жить размеренной жизнью, сознательно избегая сложностей. Но будет ли при этом он счастлив или успешен?!
  • Заниженная самооценка и ложные представления о своих способностях. К примеру, человека начинают посещать такие мысли, как «мне этого никогда не добиться», «я не смогу», «это слишком сложно для меня» и др.

Большинство факторов, которые могут помешать реализоваться, находятся в голове, то есть, в сознании. Стоит лишь от них избавиться - и вы уведите, как ваши дела пойдут вверх и вы начнете получать желаемое.

Как определить самоактуализирующуюся личность?


Давайте с вами разберемся, как в окружающем нас социуме определить личность, которая уже находится в потоке самоактуализации. Итак, человек в процессе самосовершенствования имеет следующие признаки:

  • Эмоциональная открытость: быстро и легко прощает резкие срывы несдержанных или слишком чувствительных людей.
  • Полный контроль над своей жизнью: на таких людей невозможно повлиять или как-либо надавить, они самостоятельно принимают решения, не зависят от чужого мнения.
  • Непрерывное стремление к развитию и совершенству - новую информацию предпочитает получать из литературы.
  • Чаще всего это творческая личность с позитивным мышлением.

Если в вашем окружении есть люди, которые занимаются любимым делом, они однозначно принадлежат к числу тех, кто находится в процессе самоактуализации.

Заключение

Одним из важнейших постулатов самоактуализации является гармония. В равновесии должны находиться ваши истинные внутренние стремления, материальное и социальное положения.

Самоактуализация - непрерывный труд. Как говорит народная мудрость, если вы трудолюбивый, хоть и не обладаете большим талантом, вы способны достичь большего, чем талантливый, но ленивый человек.

Благодарю за внимание! Надеюсь, вам понравилась моя статья. Подписывайтесь на блог, читайте новые материалы, а также делитесь с друзьями в социальных сетях.

Материал подготовила Юлия Гинцевич.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Потребность человека в самоактуализации

Введение

1. Определение самоактуализации по А. Маслоу

2. Характеристики самоактуализирующихся людей

3. Развитие теории самоактуализации в отечественной науке

Заключение

Список литературы

Введение

Самоактуализация (от лат. actualis -- действительный, настоящий) -- стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуализация выдвигается (в противовес бихевиоризму и фрейдизму, считающим, что поведением личности движут биологические силы, а его смысл заключается в разрядке создаваемого ими напряжения и приспособлении к среде) на роль главного мотивационного фактора.

Подлинная самоактуализация предполагает наличие благоприятных социально-исторических условий. Самоактуализация - это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т.п., как более полное познание и, стало быть, приятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности.

Проблематику самоактуализации активно разрабатывал А. Маслоу. Он считал, что самоактуализация является наивысшей потребностью человека, в соответствии с "пирамидой потребностей". В соответствии с его теоретическими положениями, человек способен к удовлетворению более высоких (по пирамиде) потребностей только после того, как удовлетворены более низкие. Следовательно, чтобы человек смог самоактуализироваться, ему сначала необходимо удовлетворить все остальные потребности в соответствии с пирамидой.

1. Определение самоактуализации по А.Маслоу

Абрахам Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого уровня развития, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. Самоактуализироваться -- значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала. Говоря словами Маслоу: «Музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самими собой. Люди должны быть тем, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе». Маслоу А. Самоактуализация.// Психология личности. Тексты. - М., 1982.

Самоактуализация не обязательно должна принимать форму творческих усилий, выражающихся в создании произведении искусства. Родитель, спортсмен, студент, преподаватель или рабочий у станка -- все могут актуализировать свой потенциал, выполняя наилучшим образом то, что они делают; специфические формы самоактуализации очень разнообразны. Именно на этом высшем уровне иерархии потребностей люди сильнее всего отличаются друг от друга. Маслоу сделал предположение, что большинство людей, если не все, нуждаются во внутреннем совершенствовании и ищут его.

Его собственные исследования привели к заключению, что побуждение к реализации наших потенциалов естественно и необходимо. И все же только некоторые -- как правило, одаренные -- люди достигают ее (меньше чем 1% всего населения по оценке Маслоу). Отчасти дела обстоят столь неблагополучным образом потому, что многие люди просто не видят своего потенциала; они и не знают о его существовании, и не понимают пользы самосовершенствования. Пожалуй, они склонны сомневаться и даже бояться своих способностей, тем самым уменьшая шансы для самоактуализации. Это явление Маслоу называл комплексом Ионы. Он характеризуется страхом успеха, который мешает человеку стремиться к величию и самосовершенствованию. К тому же социальное и культурное окружение часто подавляет тенденцию к актуализации определенными нормами по отношению к какой-то части населения.

Примером тому является культурный стереотип мужественности. Такие человеческие качества, как сочувствие, доброта, мягкость и нежность часто мешают мужчинам, потому что существует культурная тенденция рассматривать данные характеристики как «немужественные». Или вспомним о подавляющем влиянии традиционной женской роли на психосоциальное развитие женщин.

Исходя из этого, актуализация высших потенциалов в общей массе возможна только при «хороших условиях». Или, более точно, людям нужно «способствующее» общество, в котором можно раскрыть свой человеческий потенциал наиболее полно. С этой точки зрения, ни одно общество в человеческой истории не предоставляло оптимальной возможности для самоактуализации всех его членов, хотя, надо признаться, некоторые все же намного лучше других в смысле обеспечения условий для самосовершенствования индивида.

Последнее препятствие для самоактуализации, упоминаемое Маслоу, -- сильное негативное влияние, оказываемое потребностями безопасности. Процесс роста требует постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказываться от старых привычек. Это требует мужества. Следовательно, все, что увеличивает страх и тревогу человека, увеличивает также и тенденцию возврата к поиску безопасности и защиты.

Очевидно и то, что большинство людей имеют сильную тенденцию сохранять специфические привычки, то есть придерживаться старого стиля поведения. Реализация же нашей потребности в самоактуализации требует открытости новым идеям и опыту. Если бы большое число людей достигло самоактуализации, то могли бы измениться потребности человечества в целом, и появилось бы больше возможностей для удовлетворения потребностей низких уровней. Очевидно, такая задача потребует существенной реорганизации многих наших социальных институтов и политических структур.

2. Характеристики самоактуализирующихся людей

Достижение самоактуализации означает идеальный стиль жизни. По Маслоу, эти люди представляют собой «цвет» человеческой расы, ее лучших представителей. Он также полагал, что эти люди достигли того уровня личностного развития, который потенциально заложен в каждом из нас. Конечно, как и в случае любого абстрактного образа идеального психического развития, нельзя достичь самоактуализации, просто следуя предписаниям.

Напротив, это медленный и болезненный процесс, который лучше рассматривать как постоянный поиск, а не достижение фиксированной точки. Каждый человек стремится реализовать свой внутренний потенциал по-своему. Следовательно, любая попытка применить критерии Маслоу для самоактуализации должна сдерживаться пониманием того, что каждый человек должен сознательно выбрать собственный путь самосовершенствования, стремясь стать тем, кем он может быть в жизни.

Маслоу пришел к заключению, что самоактуализирующиеся люди имеют следующие характеристики.

· Более адекватное восприятие реальности.

Самоактуализирующиеся люди способны воспринимать мир вокруг себя, включая других людей, правильно и беспристрастно. Они видят действительность такой, какая она есть, а не такой, как им хотелось бы ее видеть. Они менее эмоциональны и более объективны в своем восприятии и не позволяют надеждам и страхам повлиять на свою оценку. Благодаря такому восприятию, самоактуализирующиеся люди могут без труда обнаружить фальшь и нечестность в других. Маслоу обнаружил, что эта способность распространяется на многие сферы жизни, включая искусство, музыку, науку, политику и философию.

Ожидания, тревоги, стереотипы, ложный оптимизм или пессимизм также оказывают меньшее влияние на восприятие самоактуализирующегося человека. Маслоу назвал такое неискаженное восприятие «бытийным, или Б-познанием». С высоко объективным восприятием связано и то, что самоактуализирующиеся люди более толерантны к противоречивости и неопределенности, чем большинство людей. Они не боятся проблем, которые не имеют однозначных правильных или ошибочных решений. Они приветствуют сомнение, неопределенность и нехоженые пути.

· Приятие себя, других и природы.

Самоактуализирующиеся люди могут принять себя такими, какие они есть. Они не сверхкритичны к своим недостаткам и слабостям. Они не отягощены чрезмерным чувством вины, стыда и тревоги -- эмоциональными состояниями, которые вообще столь присущи людям. Самоприятие также четко выражено на физиологическом уровне. Самоактуализирующиеся люди принимают свою физиологическую природу с удовольствием, ощущая радость жизни. У них хороший аппетит, сон, они наслаждаются своей сексуальной жизнью без ненужных запретов. Основные биологические процессы (например, мочеиспускание, менструация, старение) считаются частью человеческой природы и благосклонно принимаются. Подобным образом они принимают других людей и человечество в целом. У них нет непреодолимой потребности поучать, информировать или контролировать. Они могут переносить слабости других и не боятся их силы. Они осознают, что люди страдают, стареют и в конце концов умирают.

· Непосредственность, простота и естественность.

Поведение самоактуализирующихся людей отмечено непосредственностью и простотой, отсутствием искусственности или желания произвести эффект. Но это не означает, что они постоянно ведут себя вразрез с традициями. Их внутренняя жизнь (мысли и эмоции) чужда условности, естественна и непосредственна. Но эта нетрадиционность не ставит целью произвести впечатление, они могут даже подавить ее, чтобы не огорчать других, и соблюдать определенные формальности и ритуалы. Следовательно, они могут приспосабливаться, чтобы оградить себя и других людей от боли или несправедливости. По этой причине, например, самоактуализирующиеся люди могут быть терпимыми к принятой в различных образовательных учреждениях практике обучения, которую они считают глупой, скучной или отупляющей. Однако, когда того требует ситуация, они могут быть непримиримыми даже под угрозой остракизма и осуждения. Короче, они не колеблясь отклоняют социальные нормы, когда считают, что это необходимо.

· Центрированность на проблеме.

Маслоу считал, что все обследованные им личности без исключения были привержены какой-то задаче, долгу, призванию или любимой работе, которую они считают важной. То есть они не эго-центрированы, а скорее ориентированы на проблемы, стоящие выше их непосредственных потребностей, проблемы, которые они считают для себя жизненной миссией. В этом смысле они скорее живут, чтобы работать, а не работают, чтобы жить; работа субъективно переживается ими как их определяющая характеристика. Маслоу сравнивает поглощенность самоактуализирующихся людей работой с любовным романом: «работа и человек, кажется, предназначены друг для друга... человек и его работа подходят друг другу и принадлежат друг другу как ключ и замок».

· Независимость: потребность в уединении.

Маслоу пишет, что самоактуализирующиеся люди очень нуждаются в неприкосновенности внутренней жизни и одиночестве. Так как они не стремятся устанавливать с другими отношения зависимости, то могут наслаждаться богатством и полнотой дружбы.

Потребность в уединении и уверенность в себе проявляются также и в других аспектах поведения самоактуализирующихся людей. Например, они сохраняют спокойствие и невозмутимость, когда их постигают личные несчастья и неудачи. Маслоу объясняет это тем, что самоактуализирующиеся люди стремятся иметь собственный взгляд на ситуацию, а не полагаться на те мнения или чувства, которые демонстрируют по данному поводу другие люди. Действительно, они сами для себя являются движущей силой, сопротивляющейся попыткам общества заставить их придерживаться социальных условностей.

· Автономия: независимость от культуры и окружения.

Исходя из характеристик, рассмотренных выше, можно предположить, что самоактуализирующиеся люди свободны в своих действиях, независимо от физического и социального окружения. Эта автономия позволяет им полагаться на свой собственный потенциал и внутренние источники роста и развития. Например, для истинно самоактуализирующегося студента колледжа не обязательна «правильная» академическая атмосфера студенческого городка. Он может учиться везде, потому что у него есть он сам. В этом смысле он представляет собой «самодостаточный» организм.

· Свежесть восприятия.

Самоактуализирующиеся люди обладают способностью оценивать по достоинству даже самые обычные события в жизни, при этом ощущая новизну, благоговение, удовольствие и даже экстаз. Например, сотая радуга так же прекрасна и величава, как и первая; прогулка по лесу никогда не бывает скучной; вид играющего ребенка поднимает настроение. В отличие от тех, кто принимает счастье как должное, самоактуализируюшиеся люди ценят благосклонную судьбу, здоровье, друзей и политическую свободу. Они редко жалуются на скучную, неинтересную жизнь.

· Вершинные, или мистические переживания

Изучая процесс самоактуализации, Маслоу пришел к неожиданному открытию: у многих его испытуемых было то, что он назвал вершинными переживаниями. Это моменты сильного волнения или высокого напряжения, а также моменты расслабления, умиротворения, блаженства и спокойствия. Они представляют собой экстатические состояния, какие переживаются в кульминационные моменты любви и интимности, в порывах творчества, озарения, открытия и слияния с природой. Такие люди могут «включиться» без искусственных стимуляторов. Их включает уже то, что они живы.

По Маслоу, вершинные или мистические переживания не имеют божественной или сверхъестественной природы, хотя по своей сути они религиозны. Он обнаружил, что в состоянии вершинного переживания люди чувствуют большую гармонию с миром, теряют ощущение своего «Я» или выходят за его пределы. Они одновременно чувствуют себя и более сильными, и более беспомощными чем прежде и утрачивают чувство времени и места. По Маслоу, вершинные переживания, которые действительно меняют человека, происходят, когда их заслуживают: «Человек пришел к инсайту после года нелегкого лечения у психоаналитика; или философ, который в течение 15 лет работал над какой-то проблемой, наконец увидел ее решение». Маслоу А. Самоактуализация.// Психология личности. Тексты. - М., 1982.

· Общественный интерес.

Даже когда самоактуализирующиеся люди обеспокоены, опечалены, а то и разгневаны недостатками рода человеческого, их, тем не менее, роднит с ним глубокое чувство близости. Следовательно, у них есть искреннее желание помочь своим «смертным» собратьям улучшить себя. Это стремление выражается чувством сострадания, симпатии и любви ко всему человечеству. Часто это особый вид братской любви, подобной отношению старшего брата или сестры к младшим братьям и сестрам.

· Глубокие межличностные отношения.

Самоактуализирующиеся люди стремятся к более глубоким и тесным личным взаимоотношениям, чем «обычные» люди. Чаще всего те, с кем они связаны, более здоровы и близки к самоактуализации, чем средний человек. То есть самоактуализирующиеся люди склонны устанавливать близкие отношения с теми, кто обладает сходным характером, талантом и способностями («два сапога пара»), хотя благодаря своему социальному интересу они обладают особым чувством эмпатии к менее здоровым людям. Обычно круг их близких друзей невелик, так как дружеские отношения в стиле самоактуализации требуют большого количества времени и усилий. Самоактуализирующиеся люди также испытывают особую нежность к детям и легко общаются с ними.

· Демократичный характер.

Самоактуализирующиеся личности, по Маслоу, самые «демократичные» люди. У них нет предубеждений, и поэтому они уважают других людей, независимо от того, к какому классу, расе, религии, полу те принадлежат, каков их возраст, профессия и прочие показатели статуса. Более того, они с готовностью учатся у других, не проявляя стремления к превосходству или авторитарных склонностей. Самоактуализирующийся музыкант, например, полон почтения к искусному механику, потому что тот обладает знаниями и навыками, которых нет у музыканта.

· Разграничение средств и целей.

В повседневной жизни самоактуализирующиеся личности более определенны, последовательны и тверды, чем обычные люди, в отношении того, что правильно и что ошибочно, хорошо или плохо. Они придерживаются определенных нравственных и этических норм, хотя очень немногие из них религиозны в ортодоксальном смысле этого слова. Маслоу также отметил у обследованных самоактуализирующихся личностей обостренное чувство разграничения целей и средств их достижения. В то же время, они часто наслаждались собственно средствами (инструментальным поведением, ведущим к цели), которые не нравились менее терпимым людям. Им больше нравилось делать что-то ради самого процесса (например, физические упражнения), а не потому, что это средство для достижения какой-то цели (например, хорошее состояние здоровья).

· Философское чувство юмора.

Другой примечательной характеристикой самоактуализирующихся людей является их явное предпочтение философского, доброжелательного юмора. Если обычный человек может получать удовольствие от шуток, высмеивающих чью-то неполноценность, унижающих кого-то или непристойных, то здорового человека больше привлекает юмор, высмеивающий глупость человечества в целом. Юмор Авраама Линкольна может служить примером. Его шутки были не просто смешны. В них часто было что-то от иносказания или притчи. Маслоу замечал, что философский юмор обычно вызывает улыбку, а не смех. Из-за подобного отношения к юмору самоактуализирующиеся люди часто кажутся довольно сдержанными и серьезными.

· Креативность.

Маслоу обнаружил, что все без исключения самоактуализирующиеся люди обладают способностью к творчеству. Однако творческий потенциал его испытуемых проявлял себя не так как у выдающихся талантов в поэзии, искусстве, музыке или науке. Маслоу говорил, скорее о такой же естественной и спонтанной креативности, которая присуща неиспорченным детям. Это креативность, которая присутствует в повседневной жизни как естественный способ выражения наблюдательной, воспринимающей новое и живительно простой личности.

· Сопротивление окультуриванию.

И наконец, самоактуализирующиеся люди находятся в гармонии со своей культурой, сохраняя в то же время определенную внутреннюю независимость от нее. Они обладают автономностью и уверенностью в себе, и поэтому их мышление и поведение не поддается социальному и культурному влиянию. Такое сопротивление окультуриванию не означает, что самоактуализирующиеся люди нетрадиционны или антисоциальны во всех сферах человеческого поведения. Например, в том, что касается одежды, речи, пищи и манеры поведения, если это не вызывает у них явных возражений, они не отличаются от других. Подобным образом, они не тратят энергии на борьбу с существующими обычаями и правилами. Однако они могут быть чрезвычайно независимыми и нетрадиционными, если затрагиваются какие-то основные их ценности. Поэтому те, кто не дает себе труда понять и оценить их, иногда считают самоактуализирующихся людей непокорными и эксцентричными. Самоактуализирующиеся люди также не требуют от своего окружения немедленного улучшения. Зная о несовершенствах общества, они принимают тот факт, что социальные перемены могут быть медленными и постепенными, но их легче достичь, работая внутри этой системы.

3. Развитие теории самоактуализации в отечественной науке

Теория самоактуализации является ключевым системообразующим элементом гуманистического направления в психологии и педагогике. Основополагающей для гуманистического направления является идея о том, что осознанное стремление к максимально возможному раскрытию своего человеческого потенциала и его реализации в практической жизнедеятельности на благо общества путем самоактуализации является необходимым фактором полноценного развития человека. Важный вклад в развитие теории самоактуализации принадлежит отечественным ученым. В философско-методологическом и культурологическом аспектах теория самоактуализации развивается в работах Л.И. Антроповой, Л.Г. Брылевой, И.А. Витина, Н.Л. Кулик, К.Ч. Мухаметджанова.

И.А. Витин (1999) считает понятие «самоактуализация» центральным в современном научном гуманитарном знании. По его мнению, теория самоактуализации является одной из наиболее удачных попыток не только поставить, но и решить (в известных пределах) проблему личности в современной общественной ситуации. В России значимость разработки этой теории возрастает в связи с отказом от понимания личности как части коллектива и поиском более сложных моделей развития личности, включающих представления о ее неповторимости, уникальности, единственности.

Л.Г. Брылева (1998) рассматривает с культурологических позиций методологические проблемы самореализационной парадигмы в гуманистическом движении второй половины ХХ века. По ее мнению, самореализация личности - это оптимальный (наилучший из возможных) и целостный способ ее самоосуществления в совокупном континууме Культура - Социум. Л.Г. Брылева пролагает, что культурологическом плане исследования самореализация личности есть процесс и результат «опредмечивания», «овеществления», проявления Смыслов в Универсуме, развертывания и осуществления их, перехода-перевода их из Небытия в Бытие, обеспечивающее присутствие в мире Добра, Жизненности, Негэнтропии. Самоактуализация - это путь самораскрытия, ведущий в экзистенциальные глубины к Сущности человека, к его Сокровенному Ядру, где происходит его Встреча с Абсолютом.

Л.И. Антропова (1980), Н.Л. Кулик (1992) и К.Ч. Мухаметджанов (1992) рассматривает в философском аспекте самореализацию личности человека как источник, побуждающий к поиску Смысла Жизни и как фактор духовного роста. Н.Л. Кулик, прослеживая философские корни проблемы самоактуализации в отечественной культуре, приходит к выводу о том, что в философии Нового времени впервые эта проблема была поставлена Г. Сковородой, который считал возможным достижение истинно человеческого счастья только в труде по призванию, труде, соответствующем внутренней натуре человека, его склонностям и дарованиям. Н.Л. Кулик видит в самореализации реальный процесс превращения деятельностных характеристик человека, его сущностных сил в способ человеческого бытия, в «мир человека», в предметный мир человеческой культуры.

П.И. Пидкасистый, Л.М. Фридман и М.Г. Гарунов (1999) пишут, что потенциальные возможности человека могут проявиться и реализоваться лишь при рациональной самоорганизации учебной деятельности, которая не связана прямо с уровнем развития познавательных способностей. Эффективная самоорганизация учебной деятельности заключается в умении автономно, без внешнего систематического контроля, помощи и стимуляции рационально организовать свою учебную деятельность. Этот уровень самоорганизации, основанный на способности к саморегуляции, ранее считался необходимым для успешного обучения в ВУЗе, однако в последние годы он становится необходимым в старших классах школы, а своего рода «педагогическая прививка», стимулирующая этот способ саморазвития и самообразования, необходима уже в подростковом возрасте. Сущность процесса самоактуализации в образовательном пространстве эти авторы видят в передаче, трансляции от воспитателей к воспитуемым способов, методов и путей, посредством которых человек может стать тем, кем он может стать.

В последние годы возрастает число практически ориентированных исследований по проблемам духовности, смысла жизни человека и вершин его профессиональной деятельности, акме, как цели процесса самоактуализации. Идеи теории самоактуализации сегодня широко развиваются и применяются в гуманистической и экзистенциальной психотерапии, акмеологии, педагогике, логопсихотерапии (А.А. Бодалев, Б.С. Братусь, Д. Бьюдженталь, Н.Л. Карпова, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, А. Маслоу, Ю.Б. Некрасова, В.А. Петровский, К. Роджерс, В. Франкл, В.Э. Чудновский и др.).

Заключение

Сказанное выше может привести к заключению, что самоактуализирующиеся люди -- избранная группа «суперзвезд», приближающаяся к совершенству в искусстве жить и стоящая на недосягаемой для остального человечества высоте. Маслоу недвусмысленно опровергал подобные выводы. Будучи несовершенными по своей человеческой природе, самоактуализирующиеся люди также подвержены глупым, неконструктивным и бесполезным привычкам, как и мы, смертные. Они могут быть упрямы, раздражительны, скучны, вздорны, эгоистичны или подавлены, и ни при каких обстоятельствах они не защищены от необоснованного тщеславия, чрезмерной гордости и пристрастия к своим друзьям, семье и детям. Вспышки темперамента не так уж необычны для них. Маслоу также обнаружил, что его испытуемые способны проявлять определенную «хирургическую холодность» в межличностных конфликтах. Например, одна женщина, осознав, что больше не любит мужа, развелась с ним с решимостью, граничащей с безжалостностью. Другие оправлялись после смерти близких им людей настолько легко, что казались бессердечными. Далее, самоактуализирующиеся люди не свободны от чувства вины, тревоги, печали и сомнений в себе. Из-за чрезмерной сосредоточенности они зачастую не переносят пустых сплетен и легкого разговора. Фактически они могут говорить или вести себя так, что это подавляет, шокирует или оскорбляет других. И наконец, их доброта к другим может сделать их уязвимыми к бесполезному для них общению (скажем, им грозит опасность погрязнуть в общении с надоедливыми или несчастными людьми). Несмотря на все эти несовершенства, самоактуализирующиеся люди являются великолепными образцами психического здоровья. По крайней мере, они напоминают нам, что потенциал психологического роста человечества гораздо выше, чем тот, которого мы достигли.

Список литературы

1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1999. - 224 с.

2. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности. М. - 2001.

3. Вахромов Е.Е. Понятия «самоактуализация» и «самореализация» в психологии// Потенциал личности: комплексный подход: Материалы Всероссийской Internet-конференции /Отв. ред. Е.А. Уваров. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002 - с. 129-133.

4. Вахромов Е.Е. Самоактуализация и жизненный путь человека//Современные проблемы смысла жизни и акме: Материалы VI-VII сипозиумов ПИРАО / Под ред. А.А. Бодалева, В.Э. Чудновского, Н.Л. Карповой, Г.А. Вайзер. - Самара: Издательство «НТЦ», 2002. - с.147-164.

5. Калина Н.Ф. Вопросник самоактуализации личности. - М.: Журнал практического психолога, 2003, №1. - С.65-75.

6. Лисовская Е.Б. Самоактуализирующаяся личность. // Научно-техническая революция и социальная психология/ Материалы межгородской конференции. М.: Наука, 1981. С. 76-84.

7. Маслоу А. Самоактуализация.// Психология личности. Тексты. - М., 1982. Практическая психология: Учебник /Авторы: М.К. Тутушкина и др. - СПб.1998.

Подобные документы

    Краткая биография Абрахама Маслоу. Анализ иерархии потребностей А. Маслоу. Потребность в самоактуализации как вершина человеческих потребностей. Способы удовлетворения потребности. Пирамида Маслоу и выявление закономерности развития потребностей.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2010

    Концепция самоактуализации А. Маслоу, ее фундаментальные положения. Иерархия человеческих потребностей и их классификация. Дефицитарные (голод, холод) и бытийные (актуализация потенциала) мотивы. Пиковые переживания в личностном росте (трансцендирование).

    курсовая работа , добавлен 24.08.2009

    Удовлетворение потребности в самоуважении и его реализация. Проблема смысла жизни и жизненных ориентиров. Отличительные черты личности с ярко выраженной потребностью в самоактуализации. Теория социального действия и фазы потребностей смысла жизни.

    реферат , добавлен 06.02.2009

    Развитие проблемы самоактуализации личности в психологии. Положения о формировании личности как непрерывном выходе за пределы самого себя. Концепция самоактуализации А. Маслоу. Основные методы исследования и обработки данных: беседа, наблюдение, тест.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2011

    Научная и практическая актуальность проблемы адаптации и самоактуализации. Механизмы и закономерности адаптации и самоактуализации человека в разнообразных социальных условиях. Взгляд на проблему адаптации и самоактуализации современного студента.

    курсовая работа , добавлен 29.10.2008

    Гуманистическая теория личности А. Маслоу: оценка самоактуализации, характеристики самоактуализирующих людей. Гуманистическая теория К. Роджерса. Поле опыта. Самость. Идеальная самость. Конгруэнтность и неконгруэнтность. Тенденция к самоактуализации.

    контрольная работа , добавлен 04.12.2007

    Формирование феномена самоактуализации и способы ее достижения через манипуляции. Использование эффекта ложного подозрения. Иерархия потребностей по Маслоу. Рассмотрение личности с позиции гуманистической психологии. Анализ свойств сознания человека.

    курсовая работа , добавлен 06.09.2014

    Психоанализ. Гештальтпсихология. Истоки изучения самоактуализации. Теория самоактуализации. "Пик-переживание". "Плато-переживание". Иерархия потребностей. Жалобы и мета-жалобы. Дефициентная и бытийная мотивация, познание.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2003

    Теории самоактуализации в зарубежной и отечественной психологии. Уровень притязаний как метод исследования самоактуализирующейся личности. Проведение эмпирического исследования, направленного на раскрытие уровня притязаний и самоактуализации студентов.

    дипломная работа , добавлен 15.01.2011

    Определение понятия самоактуализации как перехода из состояния возможности в состояние действительности в концепции К. Роджерса. Способы и тенденции при сравнении представлений о самоактуализации Роджерса и других представителей гуманистической школы.

Измениться не может никто, но стать лучше может каждый.

Э. Фейхтерслебен

Самоактуализация.

Самоактуализация является высшей и одновременно интегрирующей формой саморазвития и вбирает в себя в определенно ной степени все предыдущие формы, особенно самосовершенствование, во многом имея с ним общие цели и мотивы. Отличие ее от предыдущих форм состоит в том, что здесь актуализируются высшие смысловые мотивы поведения и жизни человека, а также акцент делается не на утверждении чего- либо в себе или приобретении какого-то свойства, а на полном использовании имеющегося потенциала и реализации себя. Как ее определил автор теории самоактуализации А. Маслоу, самоактуализация - это умение человека стать тем, кем он способен стать, т.е. он обязан выполнить свою миссию - реализовать то, что в нем заложено, в соответствии с собственными высшими потребностями: истиной, красотой, совершенством и т.д. | Маслоу, 19821. Другой известный американский представитель гуманистической психологии К. Роджерс стремление к самоактуализации рассматривает как универсальную интенцию живых организмов к росту, развитию, созреванию, тенденцию проявлять и активизировать все способности организма в той мере, в какой эта активация способствует развитию организма или личности [Роджерс, 1990, 1994].

В основе процесса самоактуализации лежит одноименная потребность. Согласно А. Маслоу, потребность в самоактуализации является вершиной в ряду потребностей человека, она не может возникнуть и быть реализованной, если не реализованы потребности низшего порядка. На базе потребности в самоактуализации рождаются мотивы, направляющие человека к реализации высших смыслов своего существования.

Согласно другому представителю гуманистической психологии,

В. Франклу , смыслы жизни не даны человеку изначально, их необходимо специально отыскивать. По мнению В. Франкла, существует три наиболее общих пути поиска смысла: 1) то, что мы делаем в жизни (творчество, созидание); 2) то, что мы берем от мира (переживания); 3) позиция, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую не в силах изменить. Соответственно им выделяются и три группы ценностей: созидания, переживания и отношений. Смысл определяется В. Франклом как то, что имеется в виду: человеком, который задает вопрос, или ситуацией, которая также подразумевает вопрос. Способ, с помощью которого отыскиваются смыслы, В. Франкл называет совестью. Совесть есть интуитивное отыскивание единственного смысла данной конкретной ситуации. Смысл жизни, согласно В. Франклу, не в поисках удовольствия, стремления к счастью, он - в постижении и реализации ценностей: созидания, переживания, отношения.

На базе потребности в самоактуализации рождаются мотивы в поисках смысла собственной жизни в целом и отыскание их в реализации ценностей созидания, переживания, отношения. Эти мотивы и определяют специфическую форму саморазвития, названную самоактуализацией. Цель ее состоит в том, чтобы достичь полноты ощущения жизни как очень короткого промежутка времени, который по всем законам должен был бы вызывать отчаяние. Но человек, за редким исключением, такого отчаяния не испытывает, поскольку он проживает жизнь, как может. А если ему удается прожить ее во всей полноте, т.е. самоактуализироваться и затем реализовать себя, то он испытывает высшую удовлетворенность собой и своей жизнью, способен до самого конца проявлять активность, радоваться успехам, тем, что именно ему удалось что-то сделать. Разумеется, как и в предыдущих случаях, имеется и обратная тенденция - стремление не следовать своему предназначению. Здесь рождаются самообман, многочисленные защиты, и как итог жизни - отчаяние, что зафиксировал в своей концепции Э. Эриксон .

В самоактуализации смыкаются две линии человеческого бытия - самопознание и саморазвитие. Познать себя, насколько это возможно, значит приобрести основу для самоактуализации как способности наиболее полно использовать свои таланты, способности, возможности. Самоактуализиро- ваться - обрести смысл жизни, реализовать себя, выполнить тем самым свою миссию, свое предназначение и, как итог, ощутить полноту жизни, полноту существования.

Каковы же способы самоактуализации? Маслоу выделяет восемь способов поведения , ведущих к самоактуализации и реализации себя в жизни :

  • - самоактуализация означает полное, живое и бескорыстное переживание с полным сосредоточением и погруженностью; в момент самоактуализации индивид является целиком и полностью человеком; это момент, когда «Я» реализует себя;
  • - жизнь есть процесс постоянного выбора; всегда имеется выбор: продвижение или отступление; самоактуализация - это непрерывный процесс, когда предстоят многократные выборы: лгать или оставаться честным, воровать или не воровать; самоактуализация означает выбор возможности роста;

самоактуализация выступает как способность человека прислушиваться к самому себе, т.е. ориентироваться не на мнение других, а на свой опыт, «прислушиваться к голосу импульса»;

  • - самоактуализация - это способность быть честным, умение брать на себя ответственность; как отмечает А. Маслоу, «всякий раз, когда человек берет на себя ответственность, он самоактуализируется»;
  • - самоактуализация - это способность быть независимым, быть готовым к независимой от других позиции;
  • - самоактуализация одновременно не только конечное состояние, но и сам процесс актуализации своих возможностей;
  • - высшие переживания - это моменты самоактуализации, это мгновения экстаза, которые нельзя купить, которые не могут быть гарантированы и которые невозможно даже искать;
  • - самоактуализация выступает также как способность человека к «разоблачению» собственной психопатологии, что выражается в умении выявить свои защиты и после этого найти в себе силы преодолеть их.

Маслоу в своих работах указывает также на пути помощи людям в обретении способности к самоактуализации. По его мнению, задачей подлинного научения является быть лучшим человеком, насколько это возможно.

Если говорить о результатах самоактуализации, то они со всей очевидностью могут быть определены из сказанного ранее. Самый важный результат - ощущение осмысленности жизни и полноты своего бытия, полноты того, что ты все делал правильно, несмотря на частные промахи и ошибки, что другие признали в тебе личность, твою уникальную индивидуальность и одновременно универсальность. А ради этого, конечно, стоит жить, творить, самосовершенствоваться и самоактуализироваться. Конкретными результатами являются удовлетворенность жизнью, деятельностью, собой и успешность (состоятельность) личности в различных сферах бытия.

Самореализация . Самореализация, как уже отмечалось ранее, является одновременно и формой саморазвития, и самостоятельным процессом. В современной психологии под самореализацией понимается «осуществление самого себя в жизни и повседневной деятельности, поиск и утверждение своего особого пути в этом мире, своих ценностей и смысла своего существования в каждый данный момент времени» | Коростылева, с. 52]. В настоящее время в психологии обозначена проблематика изучения самореализации. Можно сослаться на обобщающую работу Л. А. Коростылевой, в которой определены:

  • - стратегии самореализации - оптимальные и неоптимальные;
  • - уровни самореализации - примитивно-исполнительский, индивидуально-исполнительский, уровень реализации ролей и норм в социуме, уровень смысложизненной и ценностной реализации;
  • - механизмы - мотивационно-смысловые и личностно-ситуативные;
  • - этапы - самоопределение и выбор; становление, дальнейший рост и развитие;
  • - барьеры самореализации - ценностный барьер, барьер смыслового конструкта и диспозиционный барьер.

Самореализация наиболее тесно связана с самоактуализацией личности. Недостаточно только посредством обнаружения, осознания, обретения каких-то качеств и способностей актуализировать свой потенциал. Важно использовать его в полной мере, тем самым реализовать себя в жизни. Только в этом случае человека и можно назвать самоактуализирующейся личностью, согласно определению А. Маслоу, выполнившей свою миссию и свое предназначение. Самореализация также тесно связана и с другими формами саморазвития. Если человеку удается самоутвердиться в своих глазах или глазах других - это серьезный шаг в реализации себя. Тем более это справедливо применительно к самосовершенствованию. Достигая каких-то высот в своей жизни и личностных приобретениях, человек, несомненно, решает задачу и самореализации.



  • Разделы сайта