Портреты футболистов. Как нарисовать футболиста карандашом поэтапно

В настоящее время существует множество теорий происхождения человека на нашей планете. Вопрос о появлении разумной жизни на Земле всегда привлекал к себе внимание ученых разных областей. В данной лекции будут рассмотрены основные версии происхождения человека, хотя ни одна из них не имеет 100% гарантию своей правдивости. Ученые-археологи вместе с астрологами из разных стран исследовали самые разнообразные источники зарождения жизни (морфологические, биологические, химические). Но все эти усилия, к сожалению, не помогли узнать в каком именно столетии до н.э. появились первые люди.

Теория Дарвина

Самой вероятной и близкой к истине, версией происхождения человека, является теория Чарльза Дарвина (британского ученого). Именно этому ученому удалось внести огромный вклад в биологическую науку. Теория Дарвина основывается на определении естественного отбора. По его мнению, естественный отбор играет большую роль в эволюции. Фундамент теории Дарвина создавался из многочисленных наблюдений за природой, в процессе путешествия вокруг света. Проект начался в 1837 году и длился на протяжении более 20 лет. Другой ученый А. Уоллес поддержал Дарвина в конце 19 века. На своем докладе в Лондоне он заявил, что именно Чарльз являлся его вдохновителем, после чего появилось направление, которое имело название "дарвинизм".

Все последователи такого движения утверждают, что каждый представитель флоры и фауны изменчив и происходит из ранее существовавших видов. Получается, что теория Дарвина основана на непостоянстве живого в природе, а причиной такому процессу является естественный отбор. Получается, что на планете выживают исключительно сильнейшие формы, способные быстро приспосабливаться к окружающей среде. К таким существам относится и человек. Эволюция и стремление выживать способствовали развитию разнообразных навыков и умений.

Эволюционная теория

По мнению последователей данной теории, появление людей на Земле связано с видоизменением приматов. В наше время эволюционная теория является одной из самых обсуждаемых и распространенных. Ее суть заключается в том, что люди являются потомками некоторых видов обезьян. Что касается самой эволюции, то она началась еще с незапамятных времен под влиянием естественного отбора и других внешних факторов. Эта версия происхождения человека подтверждается многими свидетельствами и доказательствами (психологическими, палеонтологическими, археологическими). С другой стороны неоднозначность многих фактов не дают право считать ее верной на 100%.

Рис. 1 - Эволюционная теория происхождения человека

Аномалии пространства

Данная теория является наиболее фантастической и спорной. Ее последователи уверены, что человек появился на планете Земля случайно. Ее суть заключается в том, что человек - это плод параллельных аномальных пространств. Праотцами современных людей были представители других цивилизаций, представляющие собой сочетание энергии, ауры и материи. Теория предполагает, что во Вселенной существует огромное количество планет с такими же биосферами как Земля, которые создавались информационной субстанцией. Если условия для этого были благоприятными, то они способствовали возникновению жизни.

Такое ответвление имеет название "креационизм". Все его последователи отрицают главные теории появления человека. Они уверены, что всех людей сотворил именно Бог, который представляет собой высшее звено. При этом человека он создавал по своему подобию.

Рис. 2 - Теория творения

Если рассматривать библейскую теорию происхождения человека на Земле , то первые люди - это Адам и Ева. Например, в таких странах как Египет религия уходит глубоко в античные мифы. Большое количество скептиков считают такую версию невозможной. Эту версию не подтверждают какие-либо доказательства, она просто есть.

Основой это версии является деятельность посторонних цивилизаций. Другими словами, люди - это потомки инопланетных созданий, которые прилетели на нашу планету миллионы лет назад. В этой версии происхождения человечества имеется несколько развязок. Одна из них заключается в скрещивании прародителей с инопланетянами. В других развязках виновата генная инженерия высшего разума, который создал мыслящего человека из собственного ДНК. Очень интересной считается версия про вмешательство инопланетян в эволюционное развитие людей. Археологи до сих пор находят разные свидетельства (записи, рисунки), что античным людям помогали сверхъестественные силы.

Рис. 3 - Теория вмешательства

Этапы эволюции

Какой бы не была история происхождения человека, большинство ученых соглашаются в идентичности стадий развития. Первыми прообразами людей считаются австралопитеки. Они общались между собой при помощи рук, а их рост не превышал 130 см.

В следующем этапе эволюции появляется питекантроп, который уже научился пользоваться огнем и пользоваться дарами природы для собственных нужд (кости, шкуры, камни). Следующим этапом эволюции является палеоантроп. Такие прообразы людей уже умели мыслить коллективно и общаться при помощи звуков.

До появления мыслящего человека, последним этапом в эволюции считаются неоантропы. Визуально они были очень похожими на современных людей, создавали орудия труда, выбирали вождей, соединялись в племена и т.д.

Прародина людей

Пока идут споры относительно того какая теория происхождения человека является верной, удалось установить где именно зародился разум. Речь идет о африканском континенте. Большое количество археологов полагает, что локацию можно смело сузить до северо-восточной части материка. Хотя, есть ученые, которые предполагают, что человечество начало свое развитие с Азии, а именно с Индии и других соседних стран.

Тот факт, что первые люди обитали, именно, в Африке подтверждают многочисленные находки в масштабных раскопках. Можно отметить и то, что в то время существовало несколько типов прообраза человека.

Новость о том, что Вселенная, согласно свежей математической теории, может представлять собой голограмму, несколько дней назад взорвала сайт Nature - ведущего научного журнала мира. Как обычно, на расчёты, их методику и место в современной физической космологии обратили внимание немногие - но заголовок, будто материализовавшийся из книги Филипа Дика, разошёлся по всем соцсетям. Подобную судьбу в последние годы наследуют почти все термины такого рода, связанные с научными гипотезами о возникновении сущего, - от «сингулярности» до «тёмной материи». Будьте уверены, поп-культура переварит их и превратит значения слов в нечто максимально таинственное и непонятное - тем более что интерес массового зрителя и читателя к космологии в последние годы неуклонно растёт. В этом материале мы решили собрать другие известные теории возникновения Вселенной, превратившиеся в поп-культурные мемы.

1 Мифологическая космология

Ничто не мило читателю или зрителю в постмодернистском мире так сильно, как синкретическое сочетание различных мифологий: на этом строится буквально любой супергеройский эпос (лучший пример из недавнего - «Мстители»: германские боги, лавкрафтианские инопланетяне, мессианская фигура жертвующего собой Тони Старка, индустриальный оборотень Халк и т. д., и т. п.). Какое это имеет отношение к научным теориям устройства мира, спросите вы? Самое прямое: истории о ясене Иггдрасиле и черепе Урана предшествовали научному пониманию мира и формировали его. Эту хитрую наследственность в жанровом кинематографе любят демонстрировать в лоб - как в «Звёздных войнах», где обеспечивающая существование далёкой галактики Силы имеет двойную природу - мистическую и биологическую (все помнят слово «мидихлорианы»?), или в «Хижине в лесу», где высокотехнологичный центр поддерживает бесперебойное обеспечение древних богов человечиной.

Истории о ясене Иггдрасиле
и черепе Урана предшествовали научному пониманию мира
и формировали его.

2 Мультиверс

Представлению о множественности миров гораздо больше лет, чем вы, скорее всего, думаете - и мы сейчас не имеем в виду индуистскую концепцию перерождения. Еще в XII веке мусульманский философ Фахруддин ар-Рази предположил, что за пределами нашего мира существует пустота, заполненная другими вселенными - а в начале XXI века такая точка зрения является крайне популярной частью персонализированной метафизики. Кстати говоря, личностные квазирелигиозные воззрения, сочетающие в себе христианскую мораль, представления о карме и параллельных мирах раньше любил описывать Дуглас Коупленд - в «Поколении X» для этого даже вводится специальный термин, «селф-изм». Что касается мультиверса, то он стал общим местом в научной фантастике и комиксах как таковых: именно так компания DC, скажем, объясняет одновременное существование полудюжины версий Бэтмена. С другой стороны, в данном случае интерпретация понятия довольно далеко ушла от его современной дефиниции: там, где в нынешней квантовой механике продолжается активная дискуссия о правомерности «многомировой» гипотезы, делающей реальными абсолютно все исходы и события (в том случае если они принципиально возможны), в научной фантастике (от «Эффекта бабочки» Брэдбери до трилогии «Назад в будущее») части мультиверса почти всегда так или иначе влияют друг на друга.

3 Теория Большого Взрыва

Наиболее часто встречающееся в современной поп-культуре космологическое понятие - соответствующее словосочетание можно найти в текстах песен (между прочим, групп с таким названием существует как минимум три: норвежская металлическая, британская синтипоповая и корейский бойз-бэнд), в бесчисленных сценариях комиксов и, разумеется, в названии популярного ситкома о гиперболизированной жизни молодых учёных. Как ни странно, суть события при пересказе почти не перевирают: действительно, Большой Взрыв - это своеобразный «акт творения» Вселенной; событие, в результате которого появились и время, и материя. Именно поэтому, например, бессмысленно задаваться вопросом «что было до Большого Взрыва?» - поскольку само время появилось ровно с началом этого события! (Этот момент хорошо проясняется в «Краткой истории времени», классическом нон-фикшне Стивена Хокинга.) Не зря к этой теории тепло относился Иоанн Павел II: действительно, она довольно неплохо стыкуется с космологией авраамических религий.

Большой Взрыв - это своеобразный «акт творения» Вселенной; событие, в результате которого появились и время, и материя.

4 Эволюционная космология

Строго говоря, эволюция - что в исходном понимании гениального Чарльза Дарвина, что в современной версии, рассматривающей эволюцию в применении к популяциям, - не является космологической теорией и описывает лишь развитие жизни. Но в расширительном смысле идея и философия бесконечного изменения находит очень большой отклик у людей творческих профессий - в том числе её переносят на такие метафизические материи как этика и эстетика. Ярчайшим примером работы на эту тему является «Древо жизни» Терренса Малика: даже если не рассматривать те моменты, где режиссёр обращается к космологии напрямую (речь о вызвавших противоречивые отзывы зрителей моментах с древней Землёй, населённой динозаврами), идея эволюционного изменения - это смысловой стержень фильма.

5 Теория струн

Попыток модификации Теории Большого Взрыва за те почти уже 100 лет, что она существует, было предпринято довольно много. Теорию струн часто называют очередной «теорией всего» или наследницей теории расширяющейся Вселенной, возникнувшей в результате Большого Взрыва, - но, строго говоря, это не совсем так. Хороших объяснений теории струн «на пальцах» почти нет и по сей день (притом что её история насчитывает несколько десятилетий). Главное, что вам нужно знать о ней, - это то, что в её рамках мир представляется не четырёхмерным, как в эйнштейновском варианте общей теории относительности (три пространственных измерения + время), а вовсе даже 11-мерным: такая интерпретация позволяет получить определённые математические преимущества и снять ряд противоречий между экспериментом и теорией. Несмотря на строгую математичность, за теорией сохраняется эзотерический флёр: именно в таком ключе её использовали режиссер Ридли Скотт и автор сценария Кормак Маккарти в недавнем философском экшене «Советник». Вибрация многомерных струн здесь воспринимается как в метафорическом, так и в совершенно буквальном смысле: струны нарушают структуру мироздания - и разрушают жизни.

Футбольная тематика в кинематографе не получила широкого размаха - по причине необычайной трудности передачи средствами кино напряжения и страстей, кипящих на поле. Однако следует отметить ряд картин, попавших в классику футбольного и околофутбольного жанра. К примеру:
  • «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым» - режиссёра Вима Вендерса 1972 год. Фильм о падении человеческой личности.
  • «Финал Кубка» - режиссёра Ёрана Риклиса 1982 год. Лейтмотив этого фильма образуют взаимоотношения двух главных героев - пленника еврея и охраняющего его боевика из Палестины. События картины относят нас ко времени проведения Чемпионата мира 1982 года, и оба героя стараются следить за ходом турнира. Через бинокль на экране телевизора им удается увидеть несколько моментов: мячи, забитые в ворота Бразилии Паоло Росси в последнем матче группового этапа, и решающий гол скуадроадзуры в финальном матче с Германией. При этом у израильтянина есть билет на игру, и в самые сложные минуты он сжимает его в руке.
  • «Удостоверение» - режиссёра Филиппа Дэвиса 1995 года. Действие ленты берут начало в Англии, где четверым копам даётся задание внедриться в банду футбольных хулиганов «Dogs», с целью установить личности главарей и тех, кто замешан в околофутбольных беспорядках. Главный герой фильма (Джон Трэвел) принимает решение на одном из выездов поучаствовать в беспорядках, но быстро втягивается в это, и у него начинаются проблемы - как на слудбе, так и дома.
  • «Кубок» - режиссёра Каньесте Норбу 1999 года. Фильм основан на реальной истории детей с Тибета, чьи родители за большие деньги отправили их в монастырь Чок-Линг у основания Гималаев для прохождения курса «дхармы» - священного религиозного обучения. Но религия не единственное что увлекает умы молодых людей. Под наказом из запрещают ходить в соседнюю деревеньку и смотреть там матчи финального турнира, но запретный плод сладок.
  • «Играй как Бекхэм» - режиссёра Гуриндера Чадхи 2002 года. В картине отражена попытка, взглянуть с оптимистической точки зрения на культурные различия в современной в Соединенном Королевстве. Юная особа - дочь индийских эмигрантов, вынуждена пережить конфликт со своими родителями, прежде чем ей удаётся уехать в Америку, где она получает соккер-стипендию в учебном заведении и начинает карьеру профессионал
  • «Гол» - режиссёра Дэнни Кэнона 2005 года. Картина повествует о жизни мексиканского эмигранта из США. Весь досуг главный герой посвящает игре в футбол и волею случая, его замечает знаменитый футбольный агент, который поверив в юношу, устраивает его для просмотра в профессиональную команду «Newcastle United» английской Премьер-Лиги. Пройдя огонь, воду и медные трубы, наш герой достигает своей цели и в финале картины забивает решающий гол в ворота «МЮ».
Из отечественных фильмов стоит отметить картины:
  • «Вратарь» - режиссёра Сергея Тимошенко 1936 год. Картина снята по повести Льва Кассиля, и повествует о голкипере самоучке Антоне Кандидове - грузчика арбузов, неожиданно для себя ставшим футбольной звездой. Позднее был конфликт на почве лёгкого зазнайства, уход в команду противников, возвращение «нерадивого сына».
  • «Мой лучший друг, генерал Василий, сын Иосифа» - режиссёра Виктора Садорвского 1991 года. Лента, основанная на исторических событиях, о судьбе знаменитого спортсмена Всеволода Боброва, будучи являясь фаворитом сына вождя - Василия Сталина, авиационного военачальника . В основе фильма - факты из биографии легендарного капитана сборных СССР по футболу и хоккею. Это фильм-повествование о спортивной жизни в Советском строю того тех годов, а так же о жизни генерала, сыне главного генералиссимуса .
  • «Околофутбола" - художественный фильм режиссёра Антона Борматова, о фанатах российских клубов "Спартака", "ЦСКА" и "Зенита". Параллельно с разборками и предательствами, в сюжетной линии переплетается любовь и дружба.
Завтра в Бразилии открывается 20-й Чемпионат мира по футболу. Впереди у болельщиков месяц хорошего футбола. В канун праздника AI решил напомнить о некоторых произведениях, вдохновленных самой популярной игрой в мире

Завтра, 12 июня 2014 года в Бразилии открывается 20-й Чемпионат мира по футболу. Мир находится в предвкушении большого футбольного праздника. Будем ожидать прохода сборной России как минимум в 1/8 финала, а также сюрпризов от «темных лошадок» чемпионата - таких команд, как сборные Чили, США, Бельгии и Швейцарии. Но главное - впереди у болельщиков месяц большого футбола.

Выдающиеся художники тоже были не чужды ярких футбольных переживаний. И в канун праздника Copa do Mundo портал решил напомнить о некоторых произведениях, вдохновленных самой популярной игрой в мире.

Начать было бы правильно именно с этой работы, потому что футбольные переживания стали судьбоносными для творчества Николая Владимировича Сталя фон Гольштейна . Считается, что именно благодаря ночному футбольному матчу на парижском стадионе Парк де Пренс в 1952 году история искусства обогатилась его новаторскими находками в абстрактном искусстве. Впечатления от той игры в свете прожекторов (вероятно, это был товарищеский матч Франция - Швеция) привели к созданию двух десятков полотен на футбольную тему и положили начало очень короткого особо ценного полуабстрактного периода в творчестве русского художника (1952–1955). Конкретно этот холст «Футбол в свете прожекторов» (1952) был сфотографирован в Москве в 2004 году на первом международном Салоне изящных искусств (нынешний MWFAF) для рубрики «Инвестиции в искусство» журнала «Dиректор-инфо» - предтечи портала . Картину привозила ныне не существующая галерея «Ян Крюжье - Дитесхейм» (Ян Крюжье еще был жив), и просили за нее тогда 3 миллиона долларов. Сейчас бы такая вещь стоила порядка 6 миллионов долларов. Цены на работы художника с тех пор заметно выросли. А с 2011 года де Сталь входит в топ-10 самых дорогих художников орбиты русского искусства .

«Живописный реализм футболиста» - не единственное обращение Малевича к теме футбола. Если в датировке нет мистификации, то футбол стал одним из первых сюжетов в его новом цикле только что открытого супрематизма. Картина на фото происходит из числа четырех супрематических работ, отсуженных наследниками у амстердамского музея Стеделийк в 2008 году. Позже первая картина из этой партии была продана за 60 миллионов долларов. Сегодня вероятная цена «Живописного реализма футболиста» могла бы составить 75 миллионов долларов. Возможно, в недалеком будущем эта картина появится на одном из мировых аукционов.

Эту работу многие успели увидеть на недавней выставке «Спорт» в Институте русского реалистического искусства. Аукционный рекорд для работ Юрия Пименова (ОСТовца и автора знаменитой «Новой Москвы» 1937 г.) пока составляет 1,3 миллиона долларов без учета комиссии аукционного дома. Но при этом произведения столь высокого класса, как «Футболисты» из Астраханской ГКГ, на торгах никогда не появлялись. Случись такое гипотетически, цена за «Футболистов», скорее всего, была бы в диапазоне 1,8–2,3 миллиона долларов.


Имя Дейнеки в футбольном контексте все, наверное, в первую очередь связывают с исполинским «Вратарем» из Третьяковской галереи. Но захотелось поговорить о другой работе. Новаторский «Футбол» Александра Дейнеки считается манифестом «Объединения трех» - группы вхутемасовцев Дейнеки, Пименова и Гончарова , одной из предшественниц знаменитого ОСТа. Работа была показана в 1924 году на московской «Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства». Работа ознаменовала рождение «экспрессионистического урбанизма» и в определенном смысле стала поворотной в творчестве Дейнеки.


Эта редкая ранняя работа 1956 года, ранее находившаяся в собрании Владимира Немухина , а позже в коллекции Александра Кроника, была показана на выставке «Оскар Рабин. Графика 1950-х - 1960-х» в Московском Мультимедиа Арт Музее в июле 2013 года. Зрители впервые увидели особое в своей метафоричности обращение лидера «барачной школы» к теме футбола. Мячеголовые и мяченогие игроки борются за мяч под гул трибун мячеголовых зрителей. Пусть в рисунке Рабина больше видится иронии, нежели восхищения игрой, но по крайней мере футбол и его не оставил равнодушным.

Футбол у «Таможенника» Руссо получился столь же мистичный, как и другие живописные фантазии знаменитого наивного постимпрессиониста. Все запутанно: игроки одной команды выглядят как близнецы, а играют они не в футбол, а в регби, где игрок ловит мяч руками. Впрочем, в картинах Анри Руссо всегда важнее не достоверность, а настроение. А с настроением там все в порядке - праздничное, футбольное, как надо.

Сам страстный болельщик, Пикассо много раз обращался к теме футбола в графике и скульптуре. А узнаваемый контур футболиста стал его визитной карточкой в этом жанре. Одна из копий тиражной скульптуры «Футболист» занимает сегодня центральное место в экспозиции Национального музея футбола в Манчестере. А может быть, на фото она и есть. По крайней мере скульптура была подарена музею спонсором вскоре после того, как аналогичного «Футболиста» купили на Christie’s летом 2012 года. Купили, кстати, с 10-кратным превышением эстимейта - за 67 тысяч долларов. Ну что ж, в Манчестере футбол тоже религия, почти как в Бразилии.

Тут бы самое время завершить обзор футбольной работой нашего «Пикассо» - Анатолия Зверева , выдающегося экспрессиониста и болельщика «Спартака». Доподлинно известно, что такие рисунки существуют. Валерий Силаев рассказывал, что видел целый альбом с классными зверевскими зарисовками футбола. Но пока не нашли, ищем, может, еще успеем.

А тем временем скоро пора к экранам. Поздравляю все с наступающим праздником футбола! Хороших всем впечатлений. Но не забывайте об искусстве. Ведь арт-лето в Москве и Санкт-Петербурге тоже обещает быть как никогда жарким.

Владимир Богданов, AI

P.S. Кто ищет, тот всегда найдет! Пусть даже и через десять месяцев после того, как мы опубликовали статью и посмотрели ЧМ–2014. На XXXVIII Антикварном салоне выставляется-таки зверевский футбол - точнее, «Футболисты» 1969 года. Прекрасная работа!

Владимир Богданов, AI



  • Разделы сайта