Народные приметы на 31 августа. Приметы и обычаи связанные с последним днем лета. Сказания русского народа собранные И. П. Сахаровым

Флор и Лавр. Фролов день. Лошадиный праздник. В Древней Руси на иконах рядом с ликами святых Флора и Лавра очень часто изображались лошади, и в древних наших подлинниках именно под 18 августа о Флоре и Лавре читаем даже наставление, что эти угодники должны быть не иначе писаны, как с этими покровительствуемыми ими животными. В этот день на лошадях не работают. С утра лошадей чистят, моют, заплетают им гривы и после отводят к обедне кропить святой водой. Это, по древним поверьям, охраняет лошадей от болезней. В этот день их старались подкормить каким-нибудь лакомством. Для табунщиков же и конных пастухов устраивали мирское угощение, пекли им пироги, потчевали молодым пивом.
С Фрола и Лавра начинались вечерние бабьи «засидки» – крестьянки собирались артелями к какой-либо вдове, в просторную избу, с рукоделием, прядевом и вязаньем.
Фролов день считался концом основных полевых работ. К Фролову дню старались управиться с озимым севом, и этот день назывался «досевками». «Кто на Флора сеет, у того флорки и будут». И день окончания сева озимых было принято отмечать праздничным гуляньем.
С Флора и Лавра осенние утренники. Вот и осень пришла: вокруг начинает краснеть, желтеть, буреть. Как только солнышка деревьям станет мало, они и вовсе лист сбросят. Птицы собираются в теплые края - и ночью, незаметно, отбывают в дальний путь.

День Фрола и Лавра, покровители лошадей. Начало осенним утренникам, случаются и заморозки. Коли до Фрола не отсеешься, фролы и родятся (цветочки). Смотрели у полыни корни: если корни толсты - год будет урожайным. "На Фрола и Лавра лошадиный праздник". "Умолил Фрола и Лавра - жди лошадям добра". Последний срок озимого посева. Начинаются вечерние "засидки" (бабьи работы в избах при огне).
Умеренно теплый и сырой воздух и днем и ночью при отсутствии дождя - к ненастью.
Если воздух над лесом посинеет - тепло будет.
Коровье молоко закисает вскоре после надоя - перед грозой.
Диск солнца имеет сильно искаженную форму - к сырому облачному дню.
Козы охотно гуляют по лужайке, щиплют траву - к вёдру.

Другие народые приметы августа.

Коли грибовно, то и хлебовно.
В августе дуб желудями богат - к урожаю.
Если листья на деревьях в августе желтеют снизу - ранний сев будет хорош.

Русские народные приметы и суеверия.

Если корова вымнеет с задних вымей - принесет бычка, с передних - телку.
Если труднобольной чихнет, будет жив.
Зеркала в доме, где покойник, завешиваются, чтоб он не мог в них смотреться.
И в одной бане, да не одни приметы.
Ложка, забытая на столе, - к гостю.
Нитку первоученку пряха должна сжечь и съесть.
Чу, кикимора пряжу прядет! Спи, кикимора спрядет за тебя.

31 августа Православная церковь почитает память раннехристианских мучеников Флора и Лавра, пострадавших во II веке в Иллирике. В народном календаре дата получила названия:

  • Флор и Лавр лошадник;
  • Лошадиный праздник;
  • Досевки.

Флор и Лавр были родными братьями. Они с юных лет уверовали во Христа. Братья были хорошими каменщиками, поэтому правитель Иллирика направил их для построения нового языческого храма к правителю соседней области. Полученную за строительство плату братья отдавали бедным и проповедовали им Христа. Они совершали различные чудеса, одним из которых стало исцеления сына язычника, после чего отец и исцеленный сын стали христианами.

В построенном храме, в который ещё не внесли идолов, Флор и Лавр вместе с другими христианами совершали совместную молитву. Потом они уничтожили предназначенных для перенесения в храм идолов.

Участников этих событий схватили и сожгли, а Флора и Лавра отправили обратно в Иллирик. Перед своим правителем братья исповедали себя христианами, после чего их бросили в колодец и засыпали землей. Мощи Флора и Лавра были обретены нетленными. Их перенесли в Константинополь.

Предание гласит, что сразу после обретения мощей святых прекратился падеж скота. Поэтому на Руси святые считались покровителями лошадей. Крестьяне молились Флору и Лавру о здоровье и благополучии этих животных. Иконы святых находились не только в церквах и часовнях, но и в красных углах домов крестьян, а также в конюшнях справа, над яслями.

31 августа: традиции и обычаи дня

В этот день отмечался конский праздник. Лошадей не использовали для работы, давали им отдохнуть. Даже в скачках они не участвовали. Коней в полную сыть кормили.

Крестьяне с утра прикармливали лошадок овсом и свежим сеном, заплетали им гривы пестрыми ленточками. Животных приводили к ближайшим водоёмам, где их купали. Мужчины рядились в нарядные рубахи и вели коней на поводу к реке. Сами же шли рядом по берегу.

После обеда возле церквей приведенных лошадей кропили святой водой. Верили, что это поможет защитить животных ото всякого лиха. Коней выводили на луг, где их чистили и закармливали овсом с ладони. В зимнюю шапку клали серебряную монету, наливали воду и поили из неё животных. Считалось, что это сделает их добрее и покорнее, и они не будут никакого лиха бояться. Потом монету прятали под яслями и закладывали соломой.

В некоторых местах между деревнями устраивали конные соревнования. Хозяйки делали обрядовую выпечку: в форме подковы или в форме двухголовых коней.

Для конепасов и табунщиков готовили специальный «именинный» пирог. Кормили лошадей посоленным яичным хлебцем или ржаной (фроловской) просфорой, которую хозяева несли из церкви за пазухой. Придя домой, её разламывали на несколько частей и по кусочку давали каждой дворовой скотине. Для лошадей выпекали обрядовое печенье «фролы», которое имело форму круглых шариков. Изготавливались его из толокна, реже из пшеничной или ячневой муки. Выпекалось такое печенье в большом количестве. Выпечку давали лошадям, ели сами, угощали гостей.

В степных губерниях с 31 августа начинались «помочи» - всем селом помогали вдовам и сиротам. В народе говорили: «На вдовий двор хоть щепку брось ». На таких массовых собраниях косили сено, удобряли поля, сжинали хлеб, обмолачивали снопы, рубили дрова. Каждая из этих работ имела своё название: полотушки, супрядки, потрепушки, назьмы, сеновницы, дровяницы . У зажиточных людей помочи сопровождались угощениями. На дворе для рабочих выставлялись столы с калачами или пирогами, сулейки с вином, кадки с брагой.

В этот день в северных областях обычно начинаются первые заморозки. Крестьяне заканчивали посев озимых. В народе говорили: «Если до Флора не отсеешься, то родятся одни сорняки ». Окончание сева отмечали гуляньями и праздничной трапезой.

31 августа: приметы и поверья

  1. Воздух прозрачный и свежий – к скорому ненастью.
  2. Если день жаркий, а солнце за тучами спряталось, то будет дождь.
  3. Если лошадь фыркает и часто ногами перебирает, то погода скоро испортится.
  4. Облака низко плывут – к непогоде.
  5. Багрово-красная звезда – к ветру и дождю.
  6. Чтобы защитить жилище от нечистой силы в этот день во дворе жгли костер из сухой полыни.
  7. Чтобы проверить, есть ли порча на ком-то из жильцов дома, утром из полыни плели венок, и крепили его над входной дверью. Если до вечера венок упадет, то на хозяев дома наведена порча.
  8. В этот день на лошадях работать нельзя, чтобы падежа не было.
  9. Смотрели корни у полыни: если они толстые, то следующий год будет урожайным.

Человек, родившийся 31 августа, знает толк в лошадях. В качестве талисмана ему подходит коралл.

Видео: 31 августа. Святые мученики Флор и Лавр

Последний день лета не только вызывает легкую досаду и тоску об уходящем тепле и отдыхе, но и связан с рядом интересных примет. Наши предки последний день лета ассоциировали с окончанием полевых работ. С этим фактом было связно много разных пословиц и поговорок. С другой стороны появлялось хоть немного свободного времени и женщины по вечерам собирались на посиделки за рукоделием.

Раньше люди были более внимательными и подмечали, что все в природе взаимосвязано. Именно так сформировались разнообразные приметы. Они чаще всего связаны с каким-то праздником. Существуют так же приметы на последний день лета.

Если в этот день воздух был свежим, то готовились к ненастью. Точно также с приближением непогоды была связана другая примета - очень низкие облака. Ветер и дождь предугадывали по мерцанию звезд на ночном небе. В противовес к этой есть и другая примета: если солнце спряталось за тучи в жаркий день, то скоро будет дождь.

Щедрый у рожай на следующий год предвещал корень полыни, который выкапывали из земли. В последний день лета традиционно проводили сбор лекарственных трав. Бытовало мнение, что только один день в году травы шепчут и предвещают. Отличная идея провести 31 августа 2018 года на природе.

Приметы и обычаи связанные с последним днем лета

Разместиться на траве и внимательно вслушиваться в ее шелест. Это не только отличный способ расслабиться и отдохнуть, но и появляется возможность услышать для себя слова пророчества. Кроме того именно в последний день самого теплого времени года занимались квашением огурцов.

В старину урожай яблок собирали до момента окончания лета. Конец лета считался горячей порой. К этому времени уже все поспевало и на огороде, и в саду и нужно было чем быстрее убрать на хранение. Сварить варенье и компоты, а еще день становился заметно короче, что еще больше стимулировало работать быстро.

Приметы на последний день лета 31 августа 2018 года связанные с лошадьми

Были и запреты на этот день. Один из них касался лошадей. Ни в коем случае нельзя было ни запрягать, ни трудиться, ни даже кататься верхом на коне в последний день лета. Домашних питомцев готовили к зимовке. Их щедро кормили, холили и выпасали. Считалось, что все это поможет легче перезимовать.

Дата прощания с летом была важной и символичной. К ней даже выпекали печенье, часто в форме подковы. Этот день считался Днем рождения лошади, которая заслуживала почета и уважения у людей. Именно она помогала им в разных хозяйственных делах, начиная от возделывания земли и заканчивая доставкой урожая. Поэтому испеченное печенье ели не только члены семьи, но и угощали им коней.

Мчч. Флора и Лавра. Мчч. Ерма, Серапиона и Полнена. Сщмчч. Илариона, Дионисия и Ермиппа. Прп. Иоанна Рыльского. Прп. Макария Пеликитского. Свтт. Иоанна и Георгия, патриархов Константинопольских.

31 августа - Флор (Фрол) и Лавр (Лавёр) — лошадники Конский праздник

Мученики Флор и Лавр были родными братьями не только по крови, но и по духу; исповедуя веру Христову, они вели богоугодную жизнь. Братья были по ремеслу каменотесами, они жили во II веке в Византии, потом переселились в Иллирию (на Балканах). Правитель Иллирии послал их в соседнюю область строить языческий храм. Святые добросовестно трудились, но раздавали заработанные деньги нищим и постоянно молились. Когда постройка храма была завершена, Флор и Лавр собрали помогавших им христиан, сокрушили идолов и поставили в восточной части храма святой крест. Всю ночь они провели в молитве, озаряемые небесным светом. Узнав об этом, начальник области взял их под стражу, затем святых братьев бросили в пустой колодец и засыпали его землей. Через много лет их нетленные мощи перенесли в Константинополь.

С Флора и Лавра начинаются осенние утренники.

С Фролова дня засиживают (т. е. работают при огне) ретивые, а с Семёна (14 / 1 сентября) — ленивые.

Флор и Лавёр — кончай посев ржи.

Сей озимь от Преображения до Флора.

После этого дня посев ржи считается запоздалым.

После Фролова дня рожь сеять нельзя.

Коли до Флора не отсеешься — фролки (флорки) и родятся, то есть вырастут на ниве вместо ржи цветы.

Кто сеет на Фрола, у того фролки и будут.

В заонежских деревнях «новь высевалась через неделю после стари. Эту работу необходимо было закончить до Фролова дня, т. к. с этой поры начинались сильные северные ветры и неукрепившиеся в земле семена выдувало» [Логинов, 22].

Флоры — голы . Так говорили, если не успевали посеять озимые до Фролова дня: хоть и посеешь — «уже ничего не будет» [Ветлуж. сторона, 2; 66].

На Фролов день вывози в поле навоз (вят.).

Ко дню Флора и Лавра должна окончиться овсяная жатва.

В середине XIX века по завершении уборки овса, когда оставалось неубранной лишь совсем небольшая часть, совершался такой обряд: «Все рабочие одной семьи или их наемные работники, сделав из себя круг, поджинают достальной овес со всех сторон и в самом центре обжатого таким образом круга оставляют на полосе около горсти овса несжатою, говоря к ней: „Флор да Лавёр, приходите коня кормить"» [Майков, 112]. Почти то же самое сохранялось в первой трети XX века в Вологодской области: при «сожинках» овса «оставляют несжатыми несколько волотей, <...> к которым обращаются с заговором: „Илье пророку бородка!" или же: „Флор да Лавер, приходите коня кормить!"» [НТ Волог. края, 208].

Последний освяный сноп нередко ставили в доме под икону Флора и Лавра. Потом, в Покровскую субботу, им «закармливали» скот [Громыко, 51].

Смотрели у полыни корни: если побеги корня толсты — следующий год будет урожайным.

Практически на всей территории России 31/18 августа именуется лошадиным праздником, поскольку Флор и Лавр считаются покровителями лошадей и конюхов.

Фрол-Лавёр — конский праздник.

Фрол и Лавёр до рабочей лошади добёр.

Умолил Флора и Лавра, жди лошадям добра.

Фрол и Лавр охраняют лошадей, им молятся: «Паси, Фрол и Лавр, лошадок. Аминь» (вят.).

Конюхи и пастухи устраивали себе выходной день и отмечали день Флора и Лавра как свой праздник. В некоторых местах пастухам, приставленным к конским табунам, жители устраивали угощения.

Надо заметить, что святые коневоды в сознании народа часто объединялись в одно лицо и понимались как один «лошадиный бог». «Святая двоица» Флор и Лавр — не исключение. В глазах крестьянина как одно лицо воспринимались и другие парные святые: Петр и Павел, Кузьма и Демьян, Зосима и Савватий.

Наибольшее развитие и распространение культ Флора-Лавра как «конских богов» получил в тех регионах, где коневодство занимало ведущее положение в хозяйстве. Это Новгородские земли, Русский Север, отчасти Верхнее Поволжье. Исследования Т. А. Бернштам показали, что на обширной территории бассейна Северной Двины и ее притоков — Ваги, Устьи и др.— имелось множество часовен во имя Флора и Лавра, здесь же в храмовом и часовенном убранстве превалировали иконы с изображениями Николы, Георгия, а также Флора и Лавра [Бернштам, 1995; 283, 284].

Лошадей по общему и неизменному правилу 31 августа кормят в полную сыть и ни в коем случае на них не работают, даже на скачках седлать лошадей не принято. Коней не впрягают в телеги и не надевают пут на ноги, считая это за грех. По верованиям крестьян, несоблюдение правил, предусмотренных праздником, чревато большими неприятностями, а то и бедами: На Фрола и Лавра на лошадях не работают, а то падеж будет.

На Рязанщине даже в конце XIX века «старики предпочитали на лошадях не работать» [Тульцева, 57]. Запрет касался только работы на полях, в гости же или на базар ездить было можно [Завойко, 1914; 118].

В Сибири в день Флора и Лавра люди «трудятся весь день, но освобождают от работы лошадей» [Макаренко, 34]. Здесь этот день считался полупраздником, и в некоторых местах рабочим лошадям давали отдых не на весь день, а только полдня. На Ангаре жители вообще не отмечали «Фролы и Лавры» как лошадиный праздник, знали только, что к этому числу следует закончить сев озимой ржи. Зато в деревне Вараковщина Казачинской волости совершался крестный ход от «поветрия на скота», в городе Ачинске крестный ход имел целью уберечь лошадей от падежа [Там же, 76].

В день мучеников Флора и Лавра не выжигали тавра. Лошадей купали, завивали лентами их хвост и гриву. В этот же день «в некоторых внутренних губерниях России, например, в Орловской, поселяне пекли хлеб, оттискивая на нем знаки в виде конских копыт» [Калинский, 174]. Это печенье собирали со всех приходящих в церковь на молебен и жертвовали священнику. Жители Северного Белозерья (Вашкинский р-н Вологодской обл.) относительно недавно выпекали на Фролов день небольшие лепешечки, которые назывались «фролы». В храмах приготавливались специальные «фроловские просфоры» из ржаной муки, такой просфорой хозяева кормили лошадей, а кой-кто и «каждую дворовую скотину» [Успенский, 132].

На Флора и Лавра служили святым угодникам молебен, чтобы предохранить лошадей от моровой язвы. Если же случался конский падеж, возводили «обет- ные» часовни во имя Флора и Лавра (часовни строились буквально за сутки, всем миром).

Поскольку кони имели огромное значение не только в сельском быту, велика была их роль в жизни всего населения России, лошадиный праздник и сопровождавшие его ритуалы зафиксированы и в городах. Долго сохранялась традиция освящать лошадей около церкви Флора и Лавра в Москве. Об этом вспоминал Борис Пастернак в автобиографическом очерке «Люди и положения»: «Осенью в Юшковом переулке, <...> во дворе церкви Флора и Лавра, считавшихся покровителями коневодов, производилось освящение лошадей, и ими вместе с приводившими их на освящение кучерами и конюхами наводнялся весь переулок, <...> как в конную ярмарку».

На лошадиный праздник устраивалась «конная мольба»: окропляли лошадей святой водою, освященной в тот же день. Чаще всего лошадей пригоняли к водоему, заводили их в воду, а священник служил на берегу благодарственный молебен. Обычай этот хорошо был известен и долго сохранялся не только у русских, но у мордвы, коми-пермяков и других народов Поволжья, Урала, Русского Севера. По сообщению Д. К. Зеленина, «в Пермской губернии, где соседство финнов (финно-угров. — А. Н.) способствует сохранению языческих традиций, самый день 18 августа известен под более общим названием „скотского праздника", происходит и общественное жертвоприношение, причем мясу заколотых животных приписывается „особо освященное свойство"» [Зеленин, 1994; 130].

Обряд принесения быков в жертву Флору и Лавру как покровителям домашнего скота с последующей массовой трапезой, к которой варилось большое количество пива, принимал в ряде случаев поистине грандиозные масштабы. Главным образом это наблюдалось в коми-пермяцких селениях. Г. Н. Чагин пишет о том, что в деревне Большая Коча на Среднем Урале, «по сведениям очевидцев, в начале 1860-х годов закалывалось 60—80 быков, а позднее — до 20» [Чагин, 117].

Русские хорошо знали и использовали архаичный обряд, восходящий к дохристианским временам, долженствующий сохранить скот (и лошадей в том числе) во время повальной болезни. В Казанской, Тамбовской, Воронежской, Нижегородской, Саратовской, Астраханской и других губерниях прогоняли скот через специально прорытый туннель, ров или овраг, в котором обычно разводили «живой огонь». Данный обряд чаще всего не был приурочен ко дню Флора и Лавра, а проводился «по случаю», то есть при эпизоотии, но в нем нередко использовалась икона с изображением Флора и Лавра.

В Самарской же губернии подобное молебствие устраивалось в день Флора и Лавра как предохранительный обряд.

Фролов день, особенно там, где была церковь, часовня или престол во имя Флора и Лавра, выливался в большой праздник. Съезжались гости из окрестных селений, варили пиво, пекли пироги. «А Фрол был престольный праздник,-— вспоминали в одной из псковских деревень,— кипь кипела: и пляски, и драки, со всех деревень пойдут» [Мокиенко, 110]. Нередко на Флора и Лавра устраивались традиционные ярмарки, как, скажем, в городе Козлове Можайского уезда Московской губернии.

К Флору и Лавру обращались не только в день их памяти, но практически по любому поводу, связанному с лошадьми. Если в коровниках помещали икону Власия, то в конюшнях — образ Флора и Лавра. В черноземных губерниях образ Флора и Лавра вешали в конюшнях с правой стороны, над яслями.

В текстах пастушьих заговоров, особенно в письменных «отпусках», которые приготавливались и обязательно читались в день весеннего выгона скота (на Егория весеннего), а потом на протяжении всего периода выпаса сохранялись у пастуха, почти всегда упоминаются Флор и Лавр, часто — рядом с Егорием: «Спасите и помилуйте, Фрол и Лаврей, святый Егорей Храбрый, милые кониные и коровьи стада, кони и кобылы, и коровы...» [Рыбников, 3; 224].

Когда в крестьянском хозяйстве Буйского уезда Костромской губернии рождался теленок, его приносили в избу и, трижды легонько ударив головой об угол голбца, просили святых мучеников Флора и Лавра, чтобы они «пустили скотинку вдоль всего двора», то есть чтобы теленок был здоров и прижился во дворе («пришелся ко двору») [Журавлев, 84].

Существует мнение о том, что культ Флора и Лавра как святых коневодов и покровителей лошадей был занесен на Русь с Балкан, и особенно широкое распространение он получил в Новгороде.

В. Н. Лазарев пишет о том, что христианский культ Флора и Лавра, чьи мощи были открыты во Фракии и Иллирии, по-видимому, пришел на смену популярному в этих местах культу Диоскуров. Как раз во Фракии и Иллирии часто встречаются античные изображения героизированных всадников. При этом обращается внимание на один интересный факт: и Диоскуры, и Флор и Лавр, и каппадокийские конюхи были близнецами. Если эта гипотеза верна, то иконы

Флора и Лавра могут рассматриваться как хранители античных традиций, которые оказались оплодотворенными живым народным творчеством [Лазарев, 32].

«Народное истолкование дня Флора и Лавра как летнего конского праздника, не обоснованное преданиями Церкви, было настолько устойчиво и общепризнанно, что определило собой иконописное изображение этих святых. На иконах Флор и Лавр изображаются с лошадьми» [Чичеров, 222].

С такой трактовкой образов святых мучеников Церковь долгое время не могла согласиться. Еще в XVIII веке иконописные изображения Флора и Лавра с конями (появившиеся, видимо, в Новгородских землях в конце XIV в. и ставшие многочисленными уже в XV в., а в московской традиции — в XVI столетии) вызывали протест церковных властей. Так, Димитрий Ростовский в известном своем «Розыске о Брынской вере», написанном в 1709 году, считал подобное осмысление святых нелепостью, «яже суть небылица» [Успенский, 132]. Указом от 21 мая 1722 года Синод запрещает «образ Флора и Лавра „с лошадьми и конюхами", с надписанными над последними вымышленными именами» [Там же].

Действительно, легко заметить, что каноническое житие святых мучеников Флора и Лавра не содержит никаких оснований для подобной интерпретации их образов. На это обратил внимание и Н. М. Карамзин, высказавший в «Истории государства Российского» справедливое предположение, что истоки как верований, так и обрядов, совершаемых на день памяти святых угодников Флора и Лавра, а также иконописной традиции изображать святых с лошадьми следует искать в «древнем язычестве».

Народная легенда создала свой образ христианских мучеников, братьев-близнецов. Согласно ей Флор и Лавр были обучены архангелом Михаилом искусству понимать лошадей и управлять ими. В легенде, явно созданной на Руси, переплелись и христианский культ мучеников, и античные сказания, и славянское народное представление о «скотьих богах». Именно это и нашло отражение в иконописи, в частности в популярнейшем сюжете «Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре», получившем особое распространение в Новгородских землях и на Русском Севере. Шедевром новгородской иконописи позднего XV века по праву считается икона с этим сюжетом, хранящаяся в Третьяковской галерее. Здесь фигура архангела Михаила расположена сверху в центре, на типичной иконописной «горке»; по бокам, чуть ниже — Флор и Лавр. Архангел держит за длинные поводья белого и вороного коней, «как бы сошедших с герба, столь отработаны их четкие силуэты». Еще ниже — небольшие фигурки троих каппа-докийских конюхов, в руках у них кнуты, с помощью которых они погоняют стоящих в воде лошадей. Здесь либо сцена водопоя, либо священного купания лошадей, совершаемого в день памяти Флора и Лавра.

Некоторые иконы имеют надпись: «Архангел Михаил вручает коней Флору и Лавру».

Словесное творчество русского народа не осталось в стороне от попыток объяснить, почему Флора и Лавра принято считать покровителями лошадей. Приведем орловскую легенду, в которой удивительным образом (надо сказать, достаточно логично) соединились мотивы христианского жития и народных верований. Согласно ей, Флор и Лавр «жили тем, что ходили по деревням и рыли колодцы. Один раз работа их была настолько неудачна, что обвалилась земля и похоронила обоих, и притом так, что никто этого не заметил. А колодец, между тем, завалился обычным порядком. Необычна была лишь та лужица, которая стала протекать из обвала и обнаружила чудодейственную силу: ходившая сюда чахлая лошаденка одного мужика начала добреть,— не с овса, а именно от этого самого пойла. Стали гонять сюда своих кляч и другие и достигли того же. Тогда вздумали мужики рыть на этом месте колодезь и наткнулись там на Флора и Лавра: стоят оба брата, с железными лопатами в руках, целы и невредимы» [Максимов, 369—370].

Пензенский рассказ мотивирует отмечание лошадиного праздника 31 / 18 августа явлением мужику Флора и Лавра. Когда крестьянин пахал свой пар, чтобы посеять озимую рожь, он в сердцах стал бить и проклинать уставшую лошадь. Тут-то ему и явились святые братья в виде двух странников с посохами. «За что ты бьешь лошадь? — спрашивают они мужика.— Ведь ты ответишь за нее Богу, всякая животина на счету у Бога, а лошадь и сама умеет Ему молиться. У вас, вот, на каждой неделе полагается для отдыха праздник, а у коня твоего в круглый год нет ни единого. Завтра наш день — Флора и Лавра: вот мы и пришли заступиться и посоветовать свести твою лошадь на село к церкви и соседям то же наказать, если хотят, чтобы лошади их были здоровы и в работе крепки и охотливы. Мы приставлены к лошадям на защиту. Бог велел нам быть их заступниками и ходатаями перед Ним» [Там же, 369].

Остается добавить, что новгородцы, а под их влиянием население и некоторых других губерний, почитали Флора и Лавра и как целителей. Это отражено в иконописи: фигуры Флора и Лавра располагались нередко рядом с Космой и Дамианом и рассматривались, подобно последним, как врачеватели-«безмездники», святые целители. О том же говорит наличие в новгородской церкви Флора и Лавра придела других почитаемых врачей — Кира и Иоанна; также роспись новгородского Антониева монастыря (1125 г.), где святые коневоды держат палочки и коробочки — атрибуты целителей, а рядом с ними опять-таки святые врачи Кир и Иоанн.



  • Разделы сайта