Методика обучения детей разных возрастных групп бегу. Бег с поднятием колен вверх

Возраст

Особенности выполнения движения детьми

Программные требования

Педагогические требования при обучении движению

Младший дошкольный возраст

Малыши еще не могут хорошо оттолкнуться от земли, пола, бегут тяжело, шаг у них мелкий, координация движений не у всех хорошо развита. Трудным для детей является коллективный бег

Приучать детей бегать легко, естественно размахивая руками Учить детей бегать в определенном направлении

Обращать внимание на осанку детей во время бега.

Длительность бега в младших группах составляет 30 – 40 с.

Бег нужно чередовать с другими движениями, так как дети быстро устают.

Обращать внимание на легкость бега, координацию движений.

Учить бегу целесообразно небольшими группами.

Бег сочетать с отдыхом.

Каждый ребенок бежит в своем темпе, стараясь не наталкиваться на других – при беге стайкой в указанном направлении

Средний дошкольный возраст

Трудности в беге группой.

Некоторые дети по прежнему наступают на всю стопу

Приучать детей бегать легко, естественно размахивая руками Учить детей бегать в определенном направлении

Учить детей использовать все пространство комнаты или площадки

Упражнять в беге с остановками на сигнал воспитателя, с поворотом

Особое внимание обращать на естественность, легкость бега, энергичное отталкивание, эластичную постановку стопы, умение выполнять разные виды бега.

По мере освоения бега повышаются требования к его технике

Старший дошкольный возраст

Сравнительно высокий уровень координации движений, что дает возможность выполнять сложные упражнения

Воспитывать выносливость, ловкость, внимание

Создавать привычку ежедневно заниматься физическими упражнениями

Предлагаются дополнительные задания: изменить темп или направление бега, быстро остановиться и вновь продолжить бег, обежать предметы, чередовать бег с другими видами движений – ходьбой, прыжками и др.

Добиваться правильной техники выполнения бега. Длительность бега составляет 2 – 3 мин.

Увеличивается беговая дистанция.

Дети соревнуются в беге на скорость (20 – 30 м).

Более продолжительным становится бег в медленном темпе (1,5 – 2 мин)

Детей дошкольного возраста нужно научить бегать быстро, легко и ритмично , с хорошей координацией движений рук и ног. Дети должны уметь использовать наиболее целесообразный вид и технику бега в зависимости от конкретных условий . Так, на неровной поверхности эффективнее бег в замедленном темпе с сохранением равновесия; в горку - мелким шагом, с горы - широким, в играх с ловлей и увертыванием - бег в переменном темпе, с поворотами, неожиданными остановками.

В своей повседневной деятельности и играх дети чаще всего используют бег на слегка согнутых ногах в среднем темпе со сменой направления. Но необходимо научить детей и другим видам бега (на скорость, в медленном темпе, бег высоко поднимая колени), имеющим важное значение для всестороннего физического воспитания, развития двигательных качеств, таких, как ловкость, быстрота, выносливость.

Бег как новый вид двигательных действий появляется у детей на 2-м году жизни после того, как они научатся уверенно ходить. Сначала это просто ускоренная ходьба частыми и мелкими шагами . Туловище при этом сильно наклоняется вперед, ноги согнуты в коленях. Создается впечатление, что ребенок как бы падает.

В начале 3-го года жизни ребенка эта своеобразная ускоренная ходьба становится собственно бегом, появляется характерная его особенность - полет, хотя шаги все еще семенящие, неравномерные , а нога ставится на поверхность тяжело, сразу всей стопой – «шлепает» . Движения рук не всегда согласуются с движениями ног .

К 4 годам под влиянием упражнений у ребенка улучшается координация движений рук и ног в беге , совершенствуются полетность, ритмичность . Однако длина шага еще недостаточна, поэтому ему дают упражнения в беге через палки, положенные на полу, кружки, обручи, а также применяют бег с увертыванием и ловлей.

В 5 лет ребенок овладевает техникой бега , хотя в деталях ему не удается достичь достаточной четкости . Обучая бегу, педагог обращает внимание на совершенствование деталей, легкости и скорости бега.

В 6 лет дети овладевают доступной им техникой бега. Бегут легко, ритмично, равномерно, с хорошей координацией движений, соблюдением направления.

За период от 2 до 7 лет бег у детей становится легким, ритмичным, в нем хорошо выражен полет, движения рук и ног согласованы. Стопа ставится эластичным перекатом с пятки на носок . Дети уже способны выполнять разные виды бега, применяя различную его технику. Например, на коротком отрезке при задании пробежать быстро они выполняют энергичный бег на носках, с активными движениями рук. При беге на большую дистанцию они бегут в спокойном темпе, ставя ногу перекатом с пятки на носок, движения рук слегка расслабленные.

Для того чтобы дети постепенно совершенствовали разные виды бега, необходимо создавать им соответствующие условия.

Чтобы дети МЛАДШИХ ГРУПП лучше освоились в коллективе, научились использовать свободное пространство, обучение бегу целесообразно начинать с небольшими группами . В начале они бегают так, как хотят, особенно интересно им бегать с ленточками, возить за собой машины, каталки, коляски. Такой бег чередуется с остановками. Малыши по своей инициативе приседают, идут, вновь бегут. Получаются как бы естественные перерывы для отдыха в беге. Воспитатель наблюдает за детьми, по мере необходимости предлагает, например, малоподвижному ребенку пробежать до дерева, с ярким платочком в руках, а ребенку, долго бегающему с машиной, нагрузить ее песком, мелкими камешками, листьями.

Самое простое задание - бежать стайкой в указанном направлении, за воспитателем, к игрушке, стульчику. Бег одного ребенка в этом случае мало связан с бегом других детей. Каждый бежит в своем темпе, сохраняя направление бега, стараясь не наталкиваться друг на друга.

Бег в колонне, по кругу, парами требует от каждого умения соразмерять свои движения с бегом других детей, не обгонять впереди бегущего. Эти виды бега осваивают постепенно, начиная с небольших подгрупп. Воспитатель сам активно действует, бежит впереди детей, увлекая их за собой. Предлагает интересные игровые задания типа: «Добежать до дерева», «Обежать пенек» и др. Бег в колонне чаще используется на утренней гимнастике, физкультурных занятиях. Бег стайкой, бег по кругу составляют содержание многих подвижных и хороводных игр.

При обучении бегу детей младшего возраста большое значение имеет пример воспитателя . Поэтому в упражнениях и играх педагог выполняет задание вместе с детьми , обращая их внимание на легкость бега, координацию движений . Использует при этом игровой образ , например, бегите, как мышки. При выполнении таких имитационных действий не всегда нужно показывать движения, но воспитатель должен быть уверен, что детям понятен и знаком предложенный для подражания образ.

Не нужно давать детям много порой непонятных указаний, например «выше поднимайте ноги» или «сильнее двигайте руками». Нередко это приводит к обратному результату: дети начинают топать, бег становится тяжелым, резким, разлаживается уже наметившаяся координация движений рук и ног. Чтобы поддержать у малышей интерес к обучению, целесообразно чаще предлагать игровые задания – добежать до игрушки, подбежать к дереву или камню, проводить подвижные игры с бегом: «Воробушки и автомобиль», « Кошка и мышки» и др.

В дальнейшем при обучении бегу детей более старшего возраста педагог уже, меньше показывает сам, больше объясняет, обращает внимание на тех, кто хорошо выполняет бег (бежит легко, ритмично, правильно соблюдая технику бега) и может служить примером.

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ по мере освоения бега повышаются требования к его технике . Особое внимание воспитатель должен обращать на естественность и легкость бега, энергичное отталкивание, эластичную постановку стопы, умение выполнять разные виды бега . Например, при ускорении темпа делать более частые шаги, энергичнее работать руками; при переходе к медленному темпу шаги реже, движения рук спокойнее.

В беге на скорость дети должны быстро начать движение по сигналу, бежать энергично, целеустремленно, смотреть вперед не отвлекаясь. Воспитатель следит, чтобы при беге дети ставили стопы ближе одна к другой, не разводили в стороны носки ног. С этой целью предлагает пробежать по узкой дорожке, доске шириной 30-20 см.

Во время бега в колонне так же усложняются задания: обегать поставленные в ряд предметы поворотами вправо и влево, не отбегая далеко в стороны от предметов. Следует напомнить о том, что в этом беге несколько больше согнуты ноги в коленях, нога ставится на переднюю часть столы, руки помогают сохранению равновесия. Желательно использовать пример хорошо бегающего ребенка, умеющего ловко и достаточно быстро выполнить задание. В этой группе надо стремиться к тому, чтобы по возможности каждый ребёнок мог быть ведущим в колонне , и не поручать это одним и тем же детям.

При беге парами ставится требование соразмерять свои движения с движениями партнера, соблюдать необходимый интервал от впереди бегущей пары.

Увеличиваются скорость и продолжительность бега , совершенствуются ловкость, быстрота, выносливость . Бег широким шагом уже требует больших мышечных усилий для энергичного отталкивания, хорошего полета и активных движений рук. При условии частого использования бега во всех формах работы применяется бег на отрезках 40-б0 м, чередуя его со спокойной ходьбой.

Широко используется бег в подвижных играх.

Упражнения в беге для детей СТАРШЕЙ ГРУППЫ усложняются. Воспитатель добивается от ребят умения выполнять разные виды бега технически правильно : на носках короткими и частыми беговыми шагами; бег широким шагом с большим легким полетом и размашистыми движениями рук. Педагог поощряет детей, умеющих применять соответствующие заданию виды бега , и во всех случаях положительно оценивает легкий свободный бег с естественными движениями рук.

Для того чтобы не снижался интерес к бегу , детям старших групп следует предлагать дополнительные задания при беге в среднем темпе: изменить темп или направление бега, быстро остановиться и вновь продолжить бег, обежать предметы, сменить ведущего, выполнить поворот кругом, перестроиться из колонны в пары, чередовать бег с другими движениями - ходьбой, перелезанием, прыжками и др.

Бег с введением дополнительных заданий чаще всего проводится в таких упражнениях, как «Догони мяч», «По мостику», «За высоким, за низким», «Аист, бабочка, лягушка», «Пробеги - не урони». В содержание многих из них включается бег с ловлей и увертыванием, влияющий на улучшение координации движений, скорость бега, на развитие ловкости.

Также в среднем темпе выполняется бег по пересеченной местности . Дистанция такого бега типа кросса для детей 6 лет находится в пределах до 150-200 м. По возможности включаются препятствия, которые дети должны преодолеть на бегу: подлезть, перепрыгнуть, ловко обежать.

В старшей группе ведется специальная работа над развитием у детей двигательных качеств быстроты и выносливости , для чего увеличивается длина беговых дистанций. Дети соревнуются в беге на скорость на дистанции 20-30 м или повторяют 3-4 раза быстрый бег на 10 м.

С целью воспитания выносливости детям предлагается пробежать от б0 до 100 м, затем пройти часть пути и вновь пробежать такое же расстояние. Более продолжительным становится бег в медленном темпе - до 1,5-2 минуты. Воспитатель вначале сам показывает, как бежать в медленном темпе, а затем кто-либо из детей демонстрирует свое умение равномерно и неторопливо бежать. Медленный бег целесообразнее проводить в естественных условиях на воздухе.

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРАВИЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ

Показателями правильного бега являются: определенное положение головы, корпуса (беговая осанка), рук, бедра, голени, стопы.

Правильный бег, так же как и обычная ходьба, строится от бедра активным перекатом с пятки на носок .

Положение головы свободное, взгляд направлен вперед. При беге голову необходимо держать прямо и ровно, смотреть на дорожку впереди себя, приблизительно на 2 м.

Важное требование - соблюдение беговой осанки . При этом корпус расположен прямо с небольшим общим наклоном вперед, т.е. голова, туловище, таз, толчковая нога находятся как бы на одной линии. Плечи опущены, расслаблены.

Положение рук в беге свободное, ненапряженное. Руки согнуты в локтях под углом 90°. Пальцы разжаты, слегка согнуты, но не сжаты в кулаки. Руки в беге движутся точно вперед - до уровня груди, назад - до упора. При движении вперед угол в локтевом суставе несколько уменьшается, а при движении назад - немного увеличивается.

Важным показателем правильного бега является положение бедра . В беге оно выносится вперед- вверх и выше, чем при ходьбе. Высота выноса бедра зависит от темпа бега: чем выше темп бега, тем активнее подъем бедра вверх. Наряду с этим еще одним показателем является разведение и сведение бедер . Постепенно, с возрастом, угол разведения бедер увеличивается, шаг становится шире, постановка стопы активнее. Все это способствует повышению темпа бега, его экономичности.

Положение голени в беге тоже влияет на его эффективность . После отталкивания голень складывается более значительно, чем в ходьбе. Движение голени в беге характеризуется и большей амплитудой. Максимальное сложение голени происходит в момент вертикали. После этого сложенная голень выходит вперед и вверх вместе с бедром. По мере снижения бедра голень раскрывается (происходит выпрямление в коленном суставе) и подготавливается к загребающему движению под себя.

Наименьший полетный интервал составляет всего 0,06-0,08 с при относительно большой частоте шагов 4-4,5 шага/с у детей 3-4 лет.

В первой младшей группе дети должны бегать непрерывно в течение 30-40 с.

Во второй младшей группе время увеличивается до 50-60 с и уже вводится бег на скорость (10 с).

В средней группе дети уже бегают в медленном темпе непрерывно в течение 1-1,5 мин , 40-60 с - со средней скоростью 20 м за 5,5-6 с.

В старшей группе непрерывный бег доводится до 1,5-2 мин в медленном темпе , бег в среднем темпе - до 80-120 с , 2-3 раза в чередовании с ходьбой . Уменьшается время пробегания 20 м на скорость . К концу учебного года дети должны пробегать этот отрезок за 5,5-6 с. Вводится новая дистанция 30 м . К концу года дети должны ее пробегать за 7,5-8,5 с.

В подготовительной группе непрерывный бег доводится до 2-3 мин в медленном темпе . Бег в среднем темпе 80-120 с , 2-4 раза в чередовании с ходьбой . К концу года дети должны пробегать 30 м за 6,5-7,5 с.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ БЕГ - э то длительный бег в медленном темпе .

Этот бег полезен для воспитания выносливости. Он используется в работе с детьми всех возрастных групп. Для детей первой и второй младших групп длительность бега составляет 30-60 с., для детей старших групп продолжительность бега увеличивается до 2-3 мин.

МЕТОДИКА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО БЕГА

Вначале производится разминка для того, чтобы разогреть мышцы, сделать более подвижными суставы, настроить ребенка психологически. Заканчивается разминка бегом на месте (чтобы дети не « сорвались» с места, а побежали в нужном темпе).

Дети продвигаются вперед « стайкой». Не следует выстраивать их друг за другом, т.к. индивидуальный темп бега у каждого ребенка свой. Они начинают подталкивать друг друга, наступать на пятки, некоторые отстают, а потом бросаются догонять. Неритмичный, прерывистый бег оздоровительного эффекта не дает.

Всю дистанцию воспитатель бежит вместе с детьми. Она следит за каждым ребенком в отдельности, в случае необходимости, предлагает сойти с дистанции и отдохнуть. Воспитатель во время бега находиться то сбоку от детей, то впереди, то сзади, подбадривая детей. Постепенно дети начинают пристраиваться друг за другом, вытягиваясь в цепочку, и бегут равномерно. Заканчивается бег еще большим замедлением и переходом на ходьбу с выполнением упражнений на дыхание, затем на расслабление и дети некоторое время отдыхают.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО БЕГА

1.Бег должен доставлять детям удовольствие;

2.Бегать вместе с детьми, но в темпе, предусмотренном для детей;

3.Бегать каждый день;

4.Чем длиннее дистанция бега, тем короче разминка;

5.После бега необходимо расслабиться.

Важно помнить, что исходная длительность бега определяется для каждого ребенка индивидуально. Детям, пришедшим после болезни, вместо бега предлагается пройти несколько кругов, пробежать меньшую дистанцию или не бегать вовсе, а просто погулять. Учитывается и настроение ребенка. Всякое принуждение запрещается категорически

10. Методика обучения детей ходьбе, упражнениям в равновесии. (Классификация; ошибки при ходьбе у малышей и способы их исправления; количественные и качественные показатели правильного выполнения движений).

ХОДЬБА циклическое движение , естественный способ передвижения ребенка .

Для ходьбы характерно однообразное повторение одинаковых фаз движений . При этом различаются чередующиеся фазы: опора одной ногой, перенос ноги, опора двумя ногами. Эти фазы движений, повторяющиеся при каждом двойном шаге, составляют цикл .

В результате повторения одних и тех же действий происходит чередование напряжения и расслабления мышц . Это обеспечивает их продолжительную работоспособность на высоком уровне.

Благодаря автоматизму и ритмичности, чередованию сокращения и расслабления работы мышц ходьба при определенной дозировке не утомляет ребенка, так как когда опорная нога выдерживает тяжесть всего тела - другая, отделяясь от земли, производит маятникообразное движение и имеет меньшую нагрузку.

Нагрузка при ходьбе зависит от ее темпа и затраты энергии при ее выполнении. Темп ходьбы может быть обычный, умеренный, быстрый и т.д.

Ходьба является сложным движением . В ее нервной регуляции принимают участие различные отделы центральной нервной системы, включая и кору больших полушарий головного мозга.

Она оказывает значительное физиологическое воздействие на организм: во время ходьбы в работу включается более 60% мышц, активизируются обменные, дыхательные процессы; повышается работа сердечно-сосудистой, нервной и других систем организма.

ВИДЫ ХОДЬБЫ

В Программу обучения и воспитания в детском саду входят следующие виды ходьбы :

Обычная ходьба,

Ходьба на носках, на пятках,

Ходьба с высоким подниманием колена,

Ходьба широким шагом,

Ходьба приставными шагами (прямо и боком),

Ходьба перекатом с пятки на носок,

Ходьба в полуприседе и приседе,

Ходьба выпадами,

Ходьба скрестным шагом,

Гимнастическая ходьба.

Определяющим условием формирования ходьбы является обучение . Формируя навык правильной ходьбы у ребенка, педагог воспитывает у него согласованность движения рук и ног, равновесие, правильную осанку, что развивает и укрепляет свод стопы.

Постоянное, ежедневное упражнение человека в ходьбе рано формирует прочный навык в этом движении . К началу дошкольного возраста дети уже довольно свободно владеют ходьбой .

1885. Нам передал Абу Саляма Муса Ибн Исмаил: «Нам передал Хаммад: «Нам передал Абу Асым Аль-Ганавий от Абу Аль-Туфайля, сказавшего: «Я сказал Ибн Аббасу: «Твой народ утверждает, что Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, семенил мелкими шажками вокруг Дома и что это Сунна». Он ска­зал: «И тот ответил: «Они сказали правду и солгали». Он сказал: «Я спросил: «В чём именно они сказали правду и в чём солгали?» Он ответил: «Они сказали правду в том, что Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, действительно бежал мелкими шажками вокруг Дома. Но солгали, так как это не сунна. Курайшиты сказали во время Худайбии: «Оставьте Мухаммада и спутников его умирать как червей. Когда же они заключили с ним договор о том, что те придут на следую­щий год и пробудут в Мекке три дня, и Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, а также многобожники прибыли из Куайкаана, тогда Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал своим спутникам: «Пробегите вокруг Дома мелкими шагами три круга». Но это не сунна». Я сказал: «Твой народ утверждает, что Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, исполнил ход между Сафой и Марвой верхом на верблюде и что это Сунна». И тот ответил: «Они сказали правду и солгали». Он сказал: «Я спросил: «В чём именно они сказали правду и в чём солгали»?» Он ответил: «Они сказали правду, когда заявили, что Посол Аллаха, мир ему и благословение Ал­лаха, совершил таваф между Сафой и Марвой верхом на верблюде. Но солгали, так как это не сунна. Людей не возможно было оттолкнуть от Посла Аллаха, мир ему и благословение Аллаха,

и они не отходили от него.

Поэтому он и совершил таваф на верблюде, дабы они слышали речь его, видели его место и чтобы не смогли дотянуться до него руками».

1886. Нам передал Мусаддад: «Нам передал Хаммад Ибн Зэйд от Аюба, от Саида Ибн Джубайра, что он передал от Ибн Аббаса, сказавшего: «Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, прибыл в Мекку (вместе со своими спутниками) ослабленными ясрибской лихорадкой. Многобожники сказали: «Скоро к вам прибудет народ обессиленный лихорадкой. Ой, как они от неё пострадали!» И тогда Прес- лавный Аллах оповещает Пророка Своего, мир ему и благословение Аллаха, об их речах и поэтому он приказал им просеменить три круга, а между двумя углами идти (спокойно). Увидев, что они бегут мелкими шагами, те сказали: «Вы про этих что ли говорили, что лихорадка ослабила их?! Да они крепче нашего!» Ибн Аббас сказал: «Он приказал им семенить исключительно для того, чтобы тем самым внушить уважение».

1887. Нам передал Ахмад Ибн Ханбаль: «Нам передал Абдульмалик Ибн Амр: «Нам передал Хишам Ибн Сад от Зэйда Ибн Асляма, от отца его, сказавшего: «Я слышал, как Умар Ибн Аль-Хаттаб говорил: «На что нам бег се­годня и сверканье пятками? Аллах избыл неверие и род его и даровал стабильность Он Исламу. Но, вместе с тем, мы не прекратим делать всё то, что делали во времена Посла Аллаха, мир ему и благословение Аллаха».

1888. Нам передал Мусаддад: «Нам передал Иса Ибн Юнус: «Нам передал Убайдулла Ибн Абу Зияд от Аль-Ка- сима, от Аиши, сказавшей: «Был утверждён таваф вокруг Дома, а также между Сафой и Марвой, и ки­дание камней лишь для установления памятования об Аллахе».

1889. Нам передал Мухаммад Ибн Сулейман Аль-Анбари: «Нам передал Яхья Ибн Салим от Ибн Хусайма, от Абу Аль-Туфайля, от Ибн Аббаса, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, продел плащ через подмышку, прикоснулся (к углу), произнёс такбир, а после просеменил три крута. Доходя до йе­менского угла, они скрывались от взоров Курайша (курайшитская знать сидела напротив одной из сторон Куба, а именно со стороны хиджра Исмаила - п.п.), и переходили на спокойный шаг, а затем снова выбегали пред их взорами. И курайшиты сказали: «Они как газели!» Ибн Аббас ска­зал: «Так это стало сунной».

1890. Нам передал Муса Ибн Исмаил: «Нам передал Хаммад: «Нам сообщил Абдулла Ибн Усман Ибн Хусайм от Абу Аль-Туфайля, от Ибн Аббаса, что Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, со своими спут­никами прибыли на умру через Джурану. Вокруг Дома они пробежали мелким шагом три (круга), а четыре прошли (спокойно)».

1891. Нам передал Абу Камиль: «Нам передал Суляйм Ибн Ахдар: «Нам передал Убайдулла от Нафиа, ЧТО Ибн Умар бежал от камня до хиджра и упомянул о том, что Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, поступал именно так».

Теперь встает немаловажный вопрос: как же в сжатые сроки времени овладеть техникой «импульсного» бега, чтобы взять его на вооружение в беге на выносливость? Поскольку он не только внесет разнообразие в вашу привычную, но, к сожалению, довольно монотонную манеру бега, но и поможет овладеть бесценным даром расслабления мышц в микроинтервалы времени и использования инерционных сил, без которых «мышечная радость» и даже наслаждение от бега (а к этому надо, в принципе, стремиться!) немыслимы.
Давайте же попробуем овладеть техникой «импульсного» бега. Для начала необходимо освоить следующие специальные упражнения.
1. Бег с «умеренным» (по высоте) подниманием бедра одной ноги за счет акцента на активное «сведение бедер». Это упражнение выполняется сначала из исходного положения, при котором бегун стоит на левой ноге со свободно поднятой правой (голень «висит», рис. 3.). А задание такое: каждый раз, как только после энергичного (с загребающим движением) приземления правой ноги левая нога пройдет за «вертикаль», максимально ее расслаблять, с тем, чтобы дальнейший подъем ноги осуществлялся по инерции. Естественно, что при этом бедро левой ноги не поднимается до высоты правого бедра (рис.4.). Далее следует расслабленное, пассивное опускание левой ноги на грунт, а правая нога за счет «сведения бедер» вновь активно движется вперед - вверх.

Так циклы повторяются с характерным для этого упражнения «хромающим ритмом», возникающим вследствие необычно раннего расслабления сгибателей бедра одной ноги на фоне привычной работы мышц другой.
Затем это же упражнение выполняется из исходного положения, стоя на правой ноге (со свободно поднятой левой) с установкой на ее расслабление после активного « сведения бедер» до «вертикали». Здесь уже левая нога выполняет ведущую, рабочую миссию.
Овладение этим « аналитическим упражнением» дает возможность в облегченных условиях ощутить тонкую дифференцировку мышечных ощущений возникающих при «импульсном» беге.
(Выполним 2 раза по 30-40 м. из и. п.- стоя на левой ноге + 2 раза по 30-40 м. из и. п. - стоя на правой).
2. Бег с «умеренным» подниманием бедер за счет активного их сведения в полетный период и поочередного их расслабления сразу за « вертикалью».
Это упражнение для «контрастного» восприятия хорошо делать в чередовании с бегом с нарочито высоким подниманием бедра.
В своей тренерской практике мы часто применяли такое сочетание: сначала спортсмен на небольшом отрезке (20 м.) выполнял бег с нарочито высоким подниманием бедер, а далее после 3-4 шагов бега по инерции переключался на бег «умеренным» подниманием бедер по схеме «импульсного» бега.
(Выполним 2 раза такое упражнение: 20 м. бега с высоким подниманием бедер с медленным продвижением вперед + 3-4 шага бега по инерции + 20 м. бега с «умеренным» подниманием бедер).
3. «Семенящий» бег (мелкими шажками) с акцентом на активную, загребающую постановку стоп при постепенно возрастающей амплитуде движений и плавном переходе в «импульсный» бег. Внимание: если в этом упражнении вам удастся уловить после прохождения за «вертикаль» своевременное расслабление мышц маховой ноги и выключение из активной работы мышц опорной ноги, возникает ощущение необычной легкости бега. Прилагая минимум усилий, вы словно «катитесь» по беговой дорожке.
(Выполним 3-4 раза по 30 м.).
4.После предварительного небольшого ускорения в обычном беге пробежать 3-4 шага расслабленно по инерции и плавно включиться в «импульсный» бег.
(Выполним 2 раза: на отрезке 20 м.-небольшое ускорение + 3-4 шага бега по инерции + 20 м. «импульсного» бега.
5. Бег с многократным переключением с одного варианта техники на другой. В этом чрезвычайно полезном упражнении всякий раз на стыке переключений используется бег по инерции (3-4 шага). Почему? Практика показала, что кратковременный бег по инерции необходим для того, что бы не вызвать закрепощения мышц ног в момент переключения.
(Выполним во время тренировочного бега 5-6 таких сочетаний: 50 м. бега в привычном стиле + 3-4 шага бега по инерции + 50 м. «импульсного» бега и т. д.).
Для овладения техникой бега с переключением на «импульсный» вариант достаточно включит в разминку отдельные из перечисленных выше специальных упражнений, а главное - постоянно применять это внутрицикловое переключение во время тренировок.
Переключение на «импульсный» бег особенно выгодно на подъемах, при беге по рыхлому грунту, бегу по виражу манежа и стадиона по мере утомления от монотонной «работы» и конечно же, ближе к концу дистанции. Авторы особенно хотят подчеркнуть энергетическую выгоду перехода на сугубо частотный «импульсный» бег на финише средних и длинных дистанций.
Думаем, что особенно по душе это вид переключений придется спортсменам с солидным беговым стажем и хорошей школой расслабления.
4.Другая разновидность переключений.
Теперь остановимся еще на одном, весьма перспективном и, пожалуй, доступном виде переключений абсолютно каждому бегуну на выносливость.
Мы имеем ввиду многократное переключение от обычного, привычного для вас стиля бега на предельно расслабленный, свободный бег почти по инерции на протяжении нескольких шагов, после которых вы вновь включаетесь в обычный бег.
Удобнее всего такое переключение увязывать с дыханием. К примеру, на протяжении 4-х дыхательных циклов (вдох и выдох) вы бежите в привычной своей манере, а затем, на 5 цикле после вдоха полностью расслабляетесь и на выдохе выполняете бег по инерции. Выражаясь языком автолюбителей, представляете, какая получается экономия топлива. А главное,- какое облегчение и даже блаженство от этой свободы испытаете вы! И так - многократно по дистанции. Разумеется можно использовать и другие алгоритмы дыхания для переключения на предельно свободный бег. Для этого надо просто немного поэкспериментировать и найти вариант, наиболее комфортный именно для вас.
Кстати, для того, чтобы не вести про себя подсчет дыхательных циклов во время дальнего пробега можно воспользоваться (и просим не улыбаться) собственным «музыкальным сопровождением», мысленно напевая какую-нибудь простенькую - вроде частушки - мелодию, которая сама будет подавать «команду» на своевременное переключение. К слову, в частушечном варианте свободный бег почти по инерции напрашивается после трех с половиною куплетов, под аккомпанемент которых «исполняется» бег в привычном стиле.
Резюме: использование перечисленных выше внутрицикловых переключений - это на сегодня скрытый и почти не используемый на практике резерв повышения скоростей в беге на выносливость.

Детям свойственно вести достаточно активный образ жизни, при котором нет минуты свободного времени. По данной причине многие взрослые считают лишним участие в спортивной жизни ребенка, которая и без того насыщенна событиями. Однако иногда все-таки стоит задуматься о качестве в ущерб количеству, в особенности в случае со спортивным воспитанием. Речь о беге. Любой ребенок любит быстро бегать и игры в догонялки, но лишь единицы делают это правильно. А неверная техника бега, в свою очередь, способна отрицательным образом сказаться на здоровье. Вследствие этого, целесообразно научить ребенка правильно бегать, чтобы данный этап в его развитии стал не только интересным, но и полезным.

Основы бега

Когда ребенок учится бегать нужно обьяснить ему, что основой любого вида бега , в соответствии с которым определяются скоростные и временные показатели тренировок. Ритмичность движения обуславливается темпом самого бега:

  1. Прогулочный бег. В данном случае на вдох и выдох должно приходиться по 4 шага.
  2. Бег умеренной интенсивности. При ускорении темпа соотношение шагов снижается до 3.
  3. Быстрый бег . Максимальный темп предполагает максимально быструю вентиляцию легких. В таком случае на вдох и выдох должно хватать по два шага.

Дети, не достигшие школьного возраста должны учиться бегать в быстром ритмичном темпе с хорошей координацией верхних и нижних конечностей. Важно менять техническую и типовую составляющие бега соответственно имеющимся условиям:

  • по неровной поверхности темп должен быть замедленным;
  • при поднятии в гору — бег должен осуществляться посредством мелких шагов, при спуске — широких.

Бег в игровой форме требуют способности резкой смены темпа и интенсивности. Верно выполняемый бег обуславливается небольшим наклоном корпуса вперед и прямым взглядом. Движения согнутых рук и плечей должны быть незажатыми, пальцы находятся в полусогнутом положении.

Виды бега для детей

Ребенка можно научить следующим техникам бега, которые станут полезными для его здоровья:

1. Бег с поднятием колен вверх

Такая разновидность бега всегда комбинируется с пешей ходьбой или простой пробежкой. Техническая сторона сводится к следующему:

  • нога в согнутом положении поднимается соответственно прямому углу, после чего на пол ставится носок стопы;
  • шаг должен быть коротким;
  • голова должна быть в высоко поднятом положении, корпус — прямым, немного наклоненным назад;
  • руки должны лежать на поясе.

Продолжительность такого занятия составляет 10-20 секунд.

2. Бег на носочках

Такая техника предполагает отсутствие касания пола пятками. Бег осуществляется посредством коротких шагов. Руки должны находиться в поднятом положении или располагаться на поясе. Длительность тренировки аналогична предыдущей — 10-20 секунд.

3. Бег с использованием широкого шага

Суть такого бега заключается в усилении толчка и увеличении продолжительности полета. Это выглядит, будто ребенок совершает прыжки. Данный тип бега делает возможным использование различных гимнастических снарядов в виде палок, мячей и . При этом должна соблюдаться дистанция в 10-20 метров.

4. Бег с отведением согнутой ноги

Такая техника бега также разбавляется классической пробежкой. После наклона вперед нога в согнутом положении по завершении толчка направляется назад. Одновременно с этим, необходимо доставить до ягодицы пяточной частью стопы. Местоположение рук — пояс. Длительность тренировочного процесса в среднем равна 15 секундам.

5. Перекрестный бег

Нижние конечности в практически прямом положении захлестываются перекресток. Когда производится , должна задействоваться стопа.

6. Бег с прыжками

Такой бег выполняется в энергичном темпе, сопровождаясь широкими движениями. Толчок выполняется в верхнем и переднем направлениях.

7. Быстрый бег

Тренировка характеризуется быстрым темпом с использованием широких и стремительных шагов. При этом корпус должен быть направлен вперед. Важно соблюдать прямое положение головы, а также развернутость и отсутствие напряжения в плечах. Нога,осуществляющая толчок, после отталкивания полностью выпрямляется, а нога, совершающая маховые движения, выносится в верхне-переднем направлении. Руки должны совершать активные движения, совпадающие с тактом ног.

Быстрый бег актуален х. Его продолжительность может составлять 8 секунд. Повторы можно совершать до 5 раз , чередуя их с отдыхом.

Польза бега

И в завершении хочется обратить , которую несёт бег для детского организма:

  1. Развивается система дыхания.
  2. Увеличивается объем легких, .
  3. Происходит


  • Разделы сайта