Конь богатырский значение. Конь в славянской традиции. Кони в наше время

Видеть лошадей – увеличение богатства, радость жизни в любых ее проявлениях;
скакать на белой лошади или видеть ее – прекрасный знак;

Прочность дружеских связей, радость встреч с товарищами по духу, верность женщин;

Ваша лошадь грязная и тощая – обман и зависть со стороны тех, кому Вы доверяетесь;

Скакать на вороной лошади – Вы долго будете преуспевать в делах и неожиданно для себя откроете суетность и тщетность своих занятий;

Для женщины - скакать на вороной лошади – неверность мужа;

Наблюдать бег каурых лошадей – благоприятные обстоятельства, которые неожиданно изменятся к худшему или быстротечные и поверхностные увлечения;

Видеть лошадей в яблоках (пятнистых) – грядущая выгоде в делах;

Скакать верхом на прекрасном гнедом коне – возвышение, удовлетворение желаний;

Для женщины - скакать верхом на прекрасном гнедом коне – решимость в отказе назойливому поклоннику, материальная выгода ближайшее время;

Ваша лошадь убегает, присоединяясь к дикому табуну – известие о чьей-то болезни;

Вы сидите на лошади и она Вас понесла – неприятности от друга или работодателя;

Табун кобылиц – близость и отсутствие ревности по отношению к своим возлюбленным;

Видеть прекрасных коней – успех и благосостояние;

Верхом переезжать через прозрачный ручей или реку – удача и удовольствия, но если при этом вода темная или неспокойная – радость будет чем-то омрачена;

Переплывать чистую воду на лошади – осуществление многих мечтаний и получение выгоды в делах;

Раненая лошадь – неприятности у друзей;

Мертвая лошадь – разочарования, горестные известия;

Скакать верхом на брыкающейся лошади – различные трудности на пути к удаче;

Лошадь сбрасывает Вас – противники или болезнь;

Лягает Вас – быть отвергнутым возлюбленной;

Схватить лошадь под уздцы и подчинить ее своей воле – резкие благоприятные перемены в жизни;

Не удалось подчинить лошадь своей воле – судьба повернется к Вам спиной;

Любоваться хорошо подкованной лошадью – Ваш успех в ближайшее время поразит даже Ваше собственное воображение; женщине такой сон сулит надежного друга на всю жизнь;

Участвовать в скачках – благополучная жизнь;

Подковывать свою лошадь – к приобретению сомнительным путем имущества;

Ловко скакать на неоседланной лошади – Вам удастся приобрести благосостояние и комфорт в нелегкой борьбе, возможна и надежная помощь друзей;

Скакать верхом в женском окружении – неопределенность в будущих желаниях,

Зависимость; ваш предмет страсти – женщина свободного поведения;

Наблюдать, как чистят лошадь, или самому чистить ее скребницей – великие испытания, тяжкий труд на пути к почестям и твердому положению в жизни;

Для деловых людей, крестьян, литераторов - украшать гриву и хвост лошади – очень благоприятный сон;

Запряженная в телегу или экипаж – благополучие ограниченное обязательствами, любовь и счастье с препятствиями;

Верхом забираться по узкой тропе на высокую гору – достижение очень прочного жизненного положения;

При таком подъеме лошадь не выдерживает и Вы поднимаетесь остаток пути пешком – прочное положение будет завоевано ценой великих усилий;

Для девушки - видеть себя наездницей на вороном коне – неожиданный случай, который поможет исполнению ее желаний, общение с мудрыми уважительными собеседниками;

Спускаться верхом с холма – к неудачам;

Для женщины - видеть, что возлюбленный едет на лошади позади нее – успех у интересных преуспевающих поклонников;

Быть испуганной наездницей – тревога и ревность близкого человека;

Для девушки - соскакивать с лошади и та мгновенно превращается в свинью – безрассудное отвержение выгодных предложений руки и сердца, после чего предпочитаемая ею свобода скоро покажется ей постылой;

Девушке снится, что она скачет верхом на белом коне по холмистой местности и, оглядываясь, постоянно видит позади себя всадника на вороном коне – чередование успехов и неудач и постоянную тревогу в душе за судьбу важного для нее дела;

Лошадь, упавшая с небес и превратившаяся в незнакомца, который чем-то бросает в Вас – серьезная неудача, несбывшиеся надежды и на какое-то время - безуспешность Ваших попыток овладеть ситуацией;

Пасущиеся на лугу лошади – хорошо налаженное дело и согласованные поступки Ваших партнеров;

Бесплодное пастбище, сухая земля – бедные, но преданные друзья. Для юной особы - это предвестье счастливого брака;

Торговец лошадьми – материальная выгода, но рискованные предприятия;

Покупать лошадь и сознавать во сне, что торговец обманывает Вас – к потерям;

Продавать не очень хорошую лошадь, оставляя себе породистую – к большому везению;

Убивать лошадь – ранить кого-то из друзей своим эгоизмом;
взобраться на лошадь – благополучное завершение трудной борьбы;

Ехать без седла в компании мужчин – честные люди придут вам на помощь;

Также см. Конюшня, Виноград, Ехать, Жеребец, Жокей, Река, Ручей, Подкова, Женщина, Набережная, Рана, Ехать.

Толкование снов из Сонника Миллера

Подпишись на канал Сонник!

Задачи:

обучающие:

Познакомить с творчеством В.М. Васнецова;

Формировать умение составлять текст с элементами оценки действительности;

Обогащение словарного запаса.

развивающие:

Развивать у детей любовь к искусству;

Развивать творческие способности и воображение;

Развивать речь учащихся.

воспитывающие:

Формировать интерес к героическому прошлому нашего народа;

Способствовать воспитанию у младших школьников патриотизма;

Воспитывать интерес к живописи.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя. Подготовка к восприятию картины.

(Учитель зачитывает отрывок из былины)

Посреди поля чистого,
На закате красна солнышка,
На восходе ясна месяца
На заставу богатырскую
Собирались на походный совет
Славнорусские богатыри.
Думу думали, раздумывали,
По нарядам снарядилися.

Что я сейчас прочитала?

Что такое былина? (Былина – русская народная эпическая песня о богатырях.)

В большинстве былин говорится о делах и обычаях давних лет, о событиях времён Киевской Руси.

На высоких холмах стоял Киев-град. Пахали под Киевом пахари, раздували горны кузнецы, пасли овец пастухи. По берегам Днепра трудились рыбаки. За пригородами и сёлами тянулись дремучие леса. Бродили по ним охотники. А за лесами раскинулись степи. Шло их этих степей на Русь много горюшка. Не однажды пытались овладеть славянской землёй кочевники-степняки на лихих низкорослых конях. Обрушивали они на мирные очаги смертоносные удары, пожарами освещали свой путь в ночи, оставляя раненых и убитых, увозя добро.

Но всегда был крепок духом русский народ, и много доблестных витязей вставало в ту пору на защиту родной земли. Разбросались по краю степи заставы богатырские, маленькие крепости. Без устали разъезжали по степям богатыри, зорко всматриваясь вдаль, оберегая путь на Киев.

Вы на уроках изобразительного искусства тоже говорили о былинных героях и попытались изобразить того человека, который не боялся несметных полчищ врагов. Мне кажется, что вам удалось нарисовать мужественных, преданных Родине, народу защитников.

Вот и художнику Виктору Михайловичу Васнецову очень много сказаний о богатырях рассказывал его отец. Зимой в их дом часто заходили странники, пересказывали истории, сказки, предания. Образы русских богатырей крепко запали в душу мальчика.

Вряд ли найдётся в России человек, который не видел бы картину В.М.Васнецова. В Третьяковской галерее, висит большое живописное полотно, которое стало воплощением всех творческих замыслов художника, его размышлений, частью его жизни. Два десятилетия посвятил он созданию этой картины. Чтобы нарисовать богатырей, художник изучал былины, историю Древней Руси, в музеях знакомился с образцами древнего оружия, одежды наших предков. Спустя много лет художник сказал о своей картине “Богатыри”: “Они были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом. Я обязан был выполнять свои обязанности перед ним так, как их понимал и чувствовал”.

3. Рассматривание картины.

Под музыку “Богатырская застава” В.Кикты ребята рассматривают картину, обращают внимание на одежду и вооружение воинов, на богатырских коней.

4. Беседа по содержанию картины.

Кто из вас знает имена богатырей, изображённых на этой картине? (Дети записывают в тетрадь.)

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович – богатыри.

Ребята, мы всегда говорим, что при передаче текста должны избежать повторов. Давайте сразу поработаем над словами одинаковыми по значению

Как называются такие слова? (Синонимы.)

Синонимы: богатыри – защитники, художник- живописец, нарисовал – изобразил.

Как вы считаете, кто из троих – Илья Муромец? Почему вы так решили?

(Да, в центре на вороном коне – Илья Муромец. Зорко всматривается он вдаль.)

Что можно сказать про Илью Муромца, выражение его лица? (У него спокойное, мужественное лицо.)

Каков возраст Ильи? (Илья самый старший, опытный из богатырей. Густая седая прядь выбилась у него из-под шлема, серебряные нити сверкают у него в бороде.)

Кто вспомнит из былин, как называется предмет, висящий на его руке? (С удивительной лёгкостью держит Илья “палицу булатную сорока пудов” и рука его не сгибается от такой тяжести.)

Что такое палица? (Тяжёлая дубина с утолщённым концом.)

Ученик зачитывает описание Ильи Муромца из былины:

На заставе был богатырь Илья,
Илья Муромец, сын Иванович
Из-под славного города из-под Мурома,
Из того ли села Карачарова,
И конь под Ильёй, словно лютый зверь,
Он сам на коне как ясен сокол…

Какими подвигами прославился Илья в былинах? (Он чаще других стоит на заставе богатырской. Победил Соловья-разбойника, истребил несметные полчища врагов во главе с Калином-царём.)

Запишем в тетрадях те слова и словосочетания, которые помогут вам охарактеризовать Илью Муромца.

Спокойное лицо, седая прядь, в руке копьё, на чёрном мощном коне, золотая цепь.

А теперь послушайте описание богатыря из былины “Добрыня Никитич”. (Читает подготовленный ученик.)

“Растёт Добрыня, в плечах широк, тонок в поясе, брови чёрные вразлёт, соболиные, глаза зоркие, соколиные, кудри русые вьются кольцами, рассыпаются, с лица бел да румян, ровно маков цвет, а силой да ухваткой ему равных нет, и сам он ласковый, обходительный”.

Былины говорят, что Добрыня знатного происхождения, сын рязанского князя. На картине Добрыня выделяется нарядностью одежды и красотой воинского снаряжения.

Что общего в былинном описании богатыря и образе Добрыни на картине?

(Кудри русые вьются кольцами, рассыпаются, глаза зоркие, соколиные, силён, ловок, ухваткой равных нет.)

Теперь запишем в тетрадь слова, которые помогут описать Добрыню Никитича.

Глаза зоркие, соколиные; кудри вьются кольцами; кольчуга серебром блестит; Взгляд пристальный; огромный меч; силён.

По левую руку от Ильи Муромца – самый молодой богатырь Алёша Попович.

Что вы можете сказать о третьем богатыре, Алёше Поповиче?

(Он молод и красив, силён и отважен, весел и лукав. Он с усмешкою, без боязни всматривается в ту сторону, где могут быть враги земли Русской.)

Зачитывается ещё один отрывок из былины.

А и был там Алёша Попович – млад.
Он Добрыне Никитичу крестовый брат,
Что из присна города, из Ростова,
Сын соборного попа ростовского.

Дети записывают в тетрадь.

Молод и красив; весёлый; лукав да хитёр.

Почему на переднем плане картины у ног богатырских лошадей художник нарисовал маленькие сосёнки и ёлочки? Для чего он это сделал? (Чтобы показать силу и мощь богатырей, зритель смотрит на богатырей как бы снизу вверх.)

Теперь в тетрадь запишем слова, которые вам помогут описать природу на этой картине.

Где стоят богатыри на своих конях? (В широкой степи)

Запись в тетрадь: Широкая степь, молодые ёлочки.

Что мы видим на заднем плане картины до самого горизонта? (Тёмные холмы, грозовое небо)

Запишем: Тёмные холмы, грозовое небо.

Какие краски использовал художник, чтобы показать равнину, холмы? (Художник использовал тёмно-фиолетовые, синие, тёмно-зелёные, тёмно-коричневые цвета, которые вызывают чувство тревоги, беспокойства, настороженности: не затаился ли где по близости враг.)

Записываем: Тёмно-зелёные, тёмно-коричневые цвета.

Яркими и нарядными предстают перед нами богатыри. Темно и страшно за ними. Этот приём контраста как бы усиливает мощь героев картины. Под их пристальным, чутким взором ни врагу, ни зверю, ни птице не пробраться, не проскользнуть.

5. Работа над раскрытием замысла художника.

Широка ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулась!
У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов!

Какие слова Никитина можно отнести к картине? (У Руси всегда было много громких подвигов, которые совершили её богатыри, они приносили ей славу во все времена.)

А Васнецов утверждает своей картиной, что богатыри земли Русской всегда готовы:

Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову.

На картине изображены былинные богатыри, но мы вспоминаем их как живых людей, тем более что все эти былинные герои имели в жизни свои прототипы.

Как вы считаете, какие думы и чаяния хотел выразить в картине художник?

(Художник прославляет защитников Родины. Васнецов хочет, чтобы мы все гордились своими героическими предками, помнили о них, любили землю, где родились.)

Такую картину мог создать человек, который очень любил свой народ, свою историю. Картина заставляет людей волноваться, переживать самое хорошее чувство – чувство гордости за Родину.

Л.Н. Толстой так оценил картину в письме к художнику: “Я особенно никогда не задумывался, какие в жизни были наши богатыри, но, увидев Ваши картины, подумал, что именно такими были защитники и поборники родной земли и никакими другими в представлении народа быть не могли”.

6. Работа по составлению плана.

Учитель на доске записывает план описания картины.

  1. Художник, создавший картину “Богатыри”.
  2. Описание защитников: выражение лиц, одежда.
  3. Природа, на фоне которой изображены богатыри.
  4. Мысли и чувства, которые вызывает картина.

7. Работа над первым пунктом плана.

Ребята, всегда бывает трудно начать своё сочинение. Я вам немножко помогу. У каждого из вас на партах лежат карточки. В них возможные варианты начала текста, но с пропущенными словами. Вы сейчас должны внимательно прочитать и вставить подходящие по смыслу слова и словосочетания.

Карточка № 1

Виктор Михайлович Васнецов - ________________. Он написал много картин на тему __________ сказаний, былин. Одна из самых любимых всеми картин - ___________________.

Художник __________ писал её, много лет жизни _________________________.

Карточка № 2

На картине “Богатыри” В.М. Васнецов изобразил ________________. Тема русских богатырей его интересовала давно. Много лет шёл художник к этой картине. В ней он сумел показать ____________.

(Дети самостоятельно вставляют, потом идёт обсуждение.)

8. Итог урока.

9. Домашнее задание.

Устно подготовиться к сочинению.

Придумали использовать для разведки и преследования врага воинов, посажёных непосредственно на спины лошадей.

В VIII веке этим способом передвижения овладели племена Северного Причерноморья - киммерийцы и скифы .

Сами ассирийцы держались в седле скверно. Для стрельбы они останавливались, а для рукопашного боя спешивались. Скифы же могли стрелять с коня и в движении. Но и их, по современным меркам, едва ли можно признать мастерами верховой езды. До изобретения стремени всадник вынужден был крепко охватывать бока лошади ногами. Посадка получалась очень плотной - на седалище всадника передавались все колебания, которые претерпевала лошадиная спина в движении. Быстрая езда и взятие барьеров оставались для наездников античности недоступными удовольствиями. В древности популярным видом спорта были гонки колесниц , а не всадников. В коляске в то время можно было ездить быстрее, чем верхом.

Искусство верховой езды распространилось по планете не за один день. Греки сели на лошадей в VI веке до н. э. До Китая эта наука добралась только во II веке до н. э. Во время походов Цезаря галлы юга Франции были лучшими наездниками Европы . В начале нашей эры, в период Иудейской войны , у иудеев конницы не имелось.

Кавалерия античности

Скифский всадник располагал коротким луком и сотней стрел с костяными или бронзовыми наконечниками, коротким копьём и кинжалом - акинаком . Защитой ему служили кожаный панцирь и лёгкий щит - тоже кожаный. Противника скифы стремились расстреливать из луков с дистанции 30-40 метров. Кони им требовались для того, чтобы не подпускать врага близко.

Появление стремени, а также распространение таранного копейного удара, решительно изменило соотношение сил между пехотой и конницей и привело к настоящей революции в военном деле. К IX веку франки превратили своих тяжеловозов в гигантских рыцарских коней - дестриэ. С этого времени в Европе пеший перестал считаться воином, но в XI веке пехота еще осталавась основным родом войск на британских островах (до завоевания Англии Вильгельмом), а также в Скандинавии и северной Руси.

Рост дестриэ колебался между 175 и 200 см в холке. Весил такой конь, как пара колесничных лошадей античности. Или как четыре скифских лошади. Сидя на спине такого чудовища, рыцарь мог не обращать внимания на пехоту.

Кони в наше время

Следует признать, что и в наши дни кавалерия сохраняет немалое значение для силовой машины государства. Вместо борьбы с внешними врагами конники используются для противодействия врагам внутренним. Так, полиция во всех развитых странах активно использует лошадей для патрулирования улиц в тех случаях, когда любой другой вид транспорта был бы попросту бесполезен (парки , скверы , массовые мероприятия и т. п.). Стоит отметить также, что в профессии конной милиции одна голова хорошо, а две - лучше.

Сёдла

В средние века сложились две принципиально различные разновидности сёдел: европейская и азиатская. Европейские сёдла конструировались с целью обеспечения наибольшего удобства для боя на копьях. Азиатские сёдла предназначались для быстрой езды, стрельбы из лука и нанесения ударов саблей.



  • Разделы сайта