Кому проиграл иван поддубный ал клыч. "дела спортивные на юге". Все наши герои

Родился 11 декабря 1982 года в селении Чикола Ирафского района Северной Осетии - Алании в мусульманской семье осетин-дигорцев. В 90-х годах начал заниматься вольной борьбой в селении Чикола под руководством Ахсара Макоева. Затем продолжил тренировки в городе Владикавказе в спортивном клубе «Аланы» под руководством тренера Вадима Цебоева. Спортивный клуб «Аланы» был открыт Арсеном Фадзаевым в середине 90-х годов. Выпускник Северо-Осетинского государственного университета. Воинское звание – старший лейтенант. В сборной команде России с 2001 года. Выступает за ЦСКА. В 2009 году признан лучшим спортсменом Северной Осетии. Лауреат премии «Серебряная лань – 2009». Личный тренер: Цебоев В.В. Маргиев А.Х. Женат, имеет четверых детей. Живёт во Владикавказе.

Спортивные достижения

  • Олимпийский чемпион (2004)
  • Четырёхкратный чемпион мира (2005, 2006, 2007, 2009)
  • Трёхкратный чемпион Европы (2003, 2004, 2006)
  • Трёхкратный обладатель Кубка мира (2002, 2003, 2007)
  • Семикратный чемпион России (2002, 2004, 2005, 2006, 2007, 2009, 2011)
  • Победитель турнира на призы Сослана Андиева (2002)
  • Победитель международного турнира памяти Олега Наниева (2003)
  • Победитель международного турнира в Ницце (2003)
  • Победитель международного турнира в Мадриде (2004)
  • Победитель кубка европейских чемпионов в Москве (2004)
  • Обладатель кубка Независимости Узбекистана (2006)
  • Борец года (2006)
  • Обладатель командного кубка ЦСКА в Москве (2007)
  • Победитель абсолютного чемпионата FILA (2008)
  • Победитель мемориала Циолковского в Варшаве (2009)
  • Победитель международного турнира в Киеве (2010)

Награды и звания

  • Орден Дружбы (18 февраля 2006 года) - за большой вклад в развитие физической культуры и спорта и высокие спортивные достижения

В воскресенье в датском Хернинге завершился чемпионат мира по борьбе, в общекомандном зачете которого первенствовали россияне, выигравшие 12 медалей. Одним из главных героев турнира стал олимпийский чемпион Афин Хаджимурад ГАЦАЛОВ, уже в четвертый раз завоевавший титул сильнейшего на планете борца вольного стиля в весовой категории до 96 кг. «Новые Известия» поздравили четырехкратного чемпиона мира и отца четверых детей.


Хаджимурад, уже, наверное, отдыхаете после мирового первенства?

– Да можно сказать, что отдых уже почти закончился. В ближайшие дни снова приступаю к тренировкам. Жаль, что не удалось побывать во Владикавказе, где живет семья. Все время после возвращения из Дании провел в Москве. Да и тренироваться буду в Подмосковье. С точки зрения работы меня здесь все устраивает. А вот если будут еще и соответствующие жилищные условия, то перевезу сюда жену и детей.

Вам нет еще и 27 лет, а вы уже, получается, многодетный отец!

– А что тут такого? Дети вырастут, а мы с супругой еще будем находиться в хорошей форме. Вообще, я сам вырос в большой семье. Мне так нравится, когда шумно, дети бегают…

У вас четыре чемпионских титула и столько же детей. Может быть, стоит довести оба показателя до цифры пять?

Не скрою, желание такое имеется. И потенциал есть. Как на борцовском ковре, так и в семейных отношениях (смеется). Я даже не против, чтобы детей у меня было больше, чем пять. Как и чемпионских титулов.

Слышал, что вы собираетесь всех детей – дочку и сыновей – отдать в борьбу?

– Не совсем так. Я хочу, чтобы они сами выбрали себе занятие по душе. Но, если это будет борьба, я буду только рад. А пока в этом году собираюсь отдать своего старшего сына Умара, которому шесть лет, в секцию спортивной гимнастики. Потом пусть сам выбирает. Может быть, ему футбол понравится.

А вы-то сами как в борьбу попали?

– Да очень просто. В нашем селе Чикола был только один спортивный кружок – секция вольной борьбы. Мне было уже 12 лет, когда родители меня туда записали, чтобы я по улицам не шастал. Но, если бы не бабуля, я бы, наверное, не стал борцом. Мне, если честно, было лень вставать рано утром. Да и вообще дисциплина хромала. А бабушка хитростью заставляла меня вставать с кровати и делать зарядку. Ну и следила, чтобы я на тренировки ходил. Правда, мне самому быстро понравилось, да и первые результаты пошли. Учителя в школе шли навстречу. Знали: если меня нет, то я где-то на соревнованиях. А мне это было только на руку. Борьбу я любил больше, чем учебу. Потом переехал во Владикавказ, и там началась уже серьезная работа. Но мне снова повезло с преподавателями в институте физвоспитания. Начиная со второго курса они разрешили мне так называемое свободное посещение занятий. Словом, учеба много времени не отнимала.

Ваша карьера развивалась блестяще: несколько лет вы никому не проигрывали в своей весовой категории, стали олимпийским чемпионом, три раза подряд побеждали на мировых первенствах. Но на Игры в Пекин вы уже не сумели отобраться, уступив место в составе Ширвани Мурадову, который, кстати, привез из Китая золотую медаль

– Думаю, в какой-то момент в моей карьере наступил спад. Это бывает у всех. А потом я считаю, что выиграть чемпионат России в нашей категории до 96 килограммов даже сложнее, чем Олимпиаду. У нас в этом весе очень много сильных борцов – Мурадов, Кетоев, Саидов… Все претендуют на то, чтобы называться лучшими в мире, но на Олимпиаду, чемпионат мира или Европы от России может поехать только один человек. Да еще мы все друг друга очень хорошо знаем, иногда просто в одном зале готовимся. Поэтому если чуть дать слабину, то конкуренты этим обязательно воспользуются. Это и произошло в финале чемпионата России перед Олимпиадой. Да и сам я виноват: уже прикидывал в голове, как буду выступать в Пекине. А сначала надо было Мурадова победить.

Тот финал закончился скандалом. Некоторые болельщики стали бросать пустые пластиковые бутылки в судей и в президиум, причем считали, что арбитры симпатизировали именно вам…

– Да нет, судейство было нормальным. К арбитрам у меня по той схватке претензий нет, только к себе. А бутылки кидали, по-моему, неадекватные люди, которые бывают не только среди футбольных фанатов.

Как переживали это болезненное поражение?

– Первое время жил, как в тумане. Никак в себя прийти не мог. Олимпиаду даже не смотрел. Уехал в горы и стал тренироваться. Из депрессии помогла выйти религия. Посчитал, что так было угодно Всевышнему. Возможно, он наказал меня за то, что я стал меньше времени уделять спорту. Вообще думаю, что людям с верой в душе проще выйти из сложной жизненной ситуации, чем атеистам.

Вы по-прежнему увлекаетесь чтением религиозной литературы?

– Да, я люблю книги по истории религий – мусульманской, христианской, католической. Но это не значит, что я не читаю художественную литературу. Круг моих интересов вообще очень широк. Например, люблю рыбалку. Она помогает как сосредоточиться, так и отвлечься. Обожаю гонять по горам на сноуборде. Катался и в Приэльбрусье, и на Эльбрусе. А однажды мы с моим близким другом, дзюдоистом Тамерланом Тменовым и в компании хороших товарищей встретили Новый год в горах, правда, у нас в Осетии. По-моему, это была самая незабываемая новогодняя ночь! Представьте, зима, снег, горы, сноуборды… В этом году, правда, не катался – боялся получить травму. Но рано или поздно я вновь встану на сноуборд.

Давайте все-таки вернемся на борцовский ковер. В ноябре прошлого года вы стали абсолютным чемпионом по версии Международной федерации объединенных стилей борьбы, победив в финале самого Биляла Махова, который выступает в категории до 120 килограммов. Как вам это удалось?

– Что сказать… Трудно было справиться с таким гигантом. Он, кстати, сейчас тоже стал чемпионом мира в своей категории. Но я обыгрывал его за счет скорости. А вообще во Владикавказе я часто боролся с теми, кто намного тяжелее меня. Так что опыт был. Еще я чувствовал, что нахожусь в хорошей форме. Горжусь этой победой.

Но вскоре последовала серьезная травма колена, и вы рисковали не выиграть чемпионат России и, следовательно, не попасть в Данию на первенство мира...

– Действительно, не было времени готовиться к чемпионату по какой-то системе. Просто как только колено окрепло, старался «пахать» до седьмого пота. Много тренировался, боролся. Травма-то была обидной: просто однажды упал неудачно, вот колено и «развалилось». Но хорошо то, что хорошо кончается.

Да, но в финальном поединке чемпионата России судьи вообще-то сначала присудили победу Ибрагиму Саидову. Расскажите, что произошло?

– Ну, если не вдаваться в тонкости, во втором периоде мой соперник провел прием, за который судьи начислили ему четыре балла, но не заметили, что во время броска он коснулся спиной ковра. А за это два балла снимают. Плюс в этом же эпизоде они не заметили мое результативное действие на два балла. После схватки я подал апелляцию, и судьи посмотрели повтор спорного эпизода. Там было все четко видно. Арбитры признали свою ошибку и присудили мне победу. А уже к чемпионату мира я сумел подготовиться как следует. Подошел на пике формы.

Одним из ваших соперников в Дании снова был грузинский борец Георгий Гогшелидзе. У вас с ним, как известно, давние счеты...

– В Дании я был сильнее его, хотя он тоже заслуживал финала. Очень сильный борец. Сложнее всего пришлось в финале против Хетага Гозюмова, призера последней Олимпиады. Он ведь когда-то и за российскую сборную выступал, а потом поменял спортивное гражданство и сейчас борется за Азербайджан. Мы с ним часто пересекались на ковре, и получилась тяжелая схватка. Мне, наверное, снова помогла моя вера.

Хаджимурад, помнится, когда-то вы обещали взяться за изучение английского языка с прицелом на Олимпийские игры 2012 года в Лондоне...

– Уже учу. Не хочется молча гулять по берегам Темзы. Но, помня печальный опыт с Пекином, сейчас не хочу ничего загадывать. 2012 год далеко, а век спортсмена короток.

On Kavkaz продолжает серию видео-интервью со знаковыми общественными и политическими фигурами, чья работа имеет непосредственное отношение к Кавказу и кавказскому пространству в России и за ее пределами.

Сегодняшнее видео-интервью в рамках данного цикла – это беседа с одним из самых авторитетных духовных лидеров Северного Кавказа и России – председателем Духовного управления мусульман Северной Осетии Хаджимуратом Гацаловым.

Вниманию наших читателей и, теперь уже, зрителей мы будем представлять и видео-версию интервью с приглашенным к беседе экспертом, и текстовую версию ключевых тезисов и идей, озвученных им в ходе беседы.

Хаджимурат Гацалов:

Все то, что преподносилось под видом борьбы с радикализацией, было полное ощущение, что идет борьба с исламом. В кулуарах открыто говорили, что ислам в Осетии не нужен.

Мы абсолютно открыты для ФСБ: зовем их на наши мероприятия, распечатываем свои планы… Но они не приходят, чтобы не ломать тот негативный стереотип, который сложился.

Негласное давление чувствуется. Мы не можем до сих пор получить мечеть, которая находится в центре города. Мы об этом говорим 7 лет.

Два года подряд мое имя полоскали в Kavkaz Press со всеми небылицами, создавали вокруг меня полосу отчуждения, не понимая, что я вырос и живу в этой республике, и меня в ней все знают.

Если есть мусульмане, молодежь, то должна быть мечеть. Чтобы они получали образование из достоверных источников, чтобы видели, что есть имам, старшие, которые объяснят и будут вести.

Никто не знает, о чем молодежь думает, какие у нее мысли и стремления. Вот почему нужна мечеть.

Нет никакой опасности в строительстве мечети.

Когда мы говорим о мечетях, то мы забываем, что это, в первую очередь, очаг культуры. Первые университеты родились при мечетях. Мечеть просвещает и воспитывает людей, берет на себя решение всех бытовых вопросов.

Невежда – опасный человек.

Мы по-разному понимаем «джихад». Я попросил одного, так называемого радикального богослова объяснить, как они его понимают. … Он ответил, что, если все основные положения ислама соблюдать разрешают, воевать нельзя: «Почему у вас джихад? На каком основании?».

Молодежь пассионарна по своей сути и с ней надо всегда работать. Она должна постоянно мыслить, быть постоянно в действии. У нас помимо мусульманских, много социальных мероприятий.

Живя в одном обществе, человек понимает, что он ответственен перед не мусульманами, он понимает, что должны вести себя так, чтобы и тень не падала на ислам.

Никакого разделения не происходит, мы консолидируем общество, показываем, что религия или религиозная принадлежность должна приносить благо тому обществу, где этот человек живет. Думаю, что нам это удается. Но есть и противники…

Тот, кто пачкает, будет отвечать перед Аллахом.

Если вам что-то не нравится, и вы хотите изменений – учитесь, работайте, идите во власть, участвуйте в выборах, будьте активными. Проблема не решится без личного участия.

Мы как-то убрали территорию вблизи мечети. И однажды подошла женщина и спрашивает, вы можете мне искренне сказать, почему вы убираете? Я вижу, что человек не понимает и ответил, что хочу, чтобы было чисто. На что она промолвила, мол, это для пропаганды.

А, по сути, зачем убираете? Я опять отвечаю то же самое. Она, по-прежнему, задает свой вопрос. Я сказал, что у нас мысль одна, чтобы в городе было чисто. Она ответила, что я не хочу говорить правду, повернулась и ушла. …

Одна женщина подошла и сказала, что она с опаской относилась к мусульманам, но теперь хочет, чтобы ее дочь вышла замуж за мусульманина. Почему?… Потому что вы работали с азартом, друг с другом весело переговаривались, не курили, не пили, как другие. Я весь день наблюдала за вами, и я хочу, чтобы моя дочь жила в таком обществе.

Уровень нравственности народа сегодня довольно низок…

На всем Кавказе принцип порицания иссяк, выдохся. Это факт. Люди не порицают, если видят молодого человека, который делает что-то неодобряемое. Боятся, считают, что его хата с краю. Это последний момент, после которого общество разваливается. Мы должны над этим подняться и опять научить людей порицать порицаемое. Это не стыдно, это обязательно.

В Осетии конгломерат религий. И говорить, что это православная республика тоже стереотип.

Мои убитые заместители Ибрагим Дударов и Расул Гамзатов были мне братьями. Их гибель потрясла нас. Я заявлял, что правоохранительная система не расследует дело. Время подтверждает, что я был прав. Более того, об этом никто не вспоминает. Объективность в отношении этого дела вызывает большие сомнения.

Наш национальный этикет и его суть в том, что женщина должна быть покрыта. Я не помню в своей молодости женщин без платков. Это было недавно, 30-40 лет назад. И сегодня все с таким упоением заявляют, что это чуждо для нас, для меня это дико. Я понимаю, что это наущения шайтана. …Считаю, что ситуация с платком – это целенаправленная борьба с нравственностью.

Первые азы нравственности, добра, любви закладывает мать. Маленькие дети добрые и светлые. Потом общество их воспитывает. А сегодня мы хотим развратить этих матерей?!

Нравственное общество вне времени.

Я не понимаю, когда министр образования выступает против ношения платков. Она православная, умная женщина. И вдруг она резко опускается на борьбу с платком. Кто ее толкнул на этот путь?

Жизнь человека – это поклонение Господу в первую очередь. … А что такое поклонение? Это не бить лбом об землю с утра до вечера. Это жить в гармонии, ниспосланной Богом.

Я очень хочу быть добрым, у меня это не всегда получается. … Доброта – великий удел великих людей. Это очень тяжело.

Я попросил бы молодежь Кавказа учиться, быть первыми как в религиозных, так и светских науках. И творить добро во благо народа.

Мне бы хотелось быть похожим на своих родителей.

Ал-Клыч Хасаев (1880-1920 гг.) - дагестанский атлет - гиревик, и борец, по национальности кумык. В 1917-1920 годы активный участник мусульманского движения на Северном Кавказе. Расстрелян по приговору Дагестанского областного ревтрибунала

Прославленный сын Дагестана, знаменитый силач и борец, гордость кумыкского народа, "Геракл" ХIХ-ХХ вв. непобедимый Ал-Клыч Хасаев родился в селении Буглен, Темир-Хан-Шуринского округа в семье бедняка. Отца звали Хасай, мать Патимат-ханум. У Ал-Клыча было трое братьев и две сестры. Приставку "Ал" (первый, ведущий) он получил, когда одержал победу на борцовском ковре. Невысокого роста, но крепкого телосложения, Клыч был по натуре щедрым человеком. На заработанные им деньги в цирке и на ковре, он часто покупал различные подарки беднякам. О его невероятно огромной природной силе и подвигах ходили легенды. Хасаев стал легендой ещё при жизни. О реальности его могучей силы свидетельствовали рельсы узкоколейки, скрученные в спираль. Результаты его подвигов до сих пор сохранились и находятся в качестве экспонатов в школьном музее в селении Буглен Буйнакского района.

Очевидцы, которые наблюдали за выступлением кумыкского нарта, вспоминали, как на его плечах гнулись рельсы (старого образца), ломались телеграфные столбы, как он валил на спину, как кошку, быка весом в 2 т., вязал узлы из толстых железных прутьев, рвал цепи и толстые канаты, и т. д. Клыч мог без труда поднять лошадь с всадником. Будучи в Аксае кумыкский силач, взяв тяжёлую круглую гирю в руки и отломав от нее ручку, подарил её на память местным жителям.

Сила и мощь Ал-Клыч достигла такого предела, что не найдя себе соперников среди людей, он однажды вступил в схватку со львом. По словам покойной дочери Ал-Клыча Солтанат, случилось это так: "Будучи в Петербурге на крупном турнире, где присутствовали царь Николай II с супругой, вся столичная элита, а также множество иностранцев, Ал-Клыч победил любимого борца царя (борец этот в результате схватки погиб). Царь был в ярости, и лишь вмешательство венценосной супруги Александры Федоровны помогло его успокоить, Ал-Клыч согласился по просьбе царя вступить в схватку со львом. Против него выпустили разъярённого льва. Лев ударил лапами ему в грудь, и борец упал. В этот момент лев прыгнул на него. Ал-Клыч перехватил льва на лету и разорвал ему пасть. После этого, из-за сверхчеловеческого напряжения, Ал-Клыч потерял сознание и пришёл в себя только на третий день. Царь и все присутствующие были не только удивлены, но и шокированы. Николай II щедро наградил его за этот подвиг". На золотом поясе, подаренном царём, была выгравирована сцена поединка Ал-Клыча со львом.

На международной арене Ал-Клыча Хасаев был известен под псевдонимом "Робен". Его таланту и мастерству аплодировали и восхищались в залах и манежах Чикаго, Дели, Вашингтона, Стокгольма, Парижа, Лондона, Рима, Тегерана, Стамбула и во многих других местах. Ал-Клыч побеждал таких известных борцов и силачей того времени как: француз Рауль Ле Буше, русские Иван Заикин и Иван Шемякин, датчанин Педерсон, австриец Иосиф Графельни, иранец Билал, эстонец Георгий Лурих, поляк Станислав Збышко, осетин Бол Конуков ("Казбек Гора"), прославленного иранского борца по прозвищу "Чёрный Нарт" и т.д.

Русский писатель Д. Корнев, восхищённый Ал-Клычом, написал о нём книгу под названием "Силач Рубинэ", где рассказывал о триумфальном победном шествии дагестанского нарта по столицам европейских держав.

Многие слышали о знаменитом запорожском казаке, силаче и борце Иване Поддубном. Но мало кто знает, что Ал-Клыч в очном поединке легко победил прославленного атлета. Случилось это в Петербурге, где Иван Поддубный честно признав своё поражение, лично снял и вручил Алкылычу свой золотой чемпионский пояс. "Это не человек, а сам дьявол, состоящий из стальных мускулов", говорил о нём Иван Поддубный.

В 1915 году Ал-Клыч поступил на военную службу. Служил он при штабе Кавказского Военного округа. Позже, у властей появились подозрения, что Ал-Клыч проводит работу в пользу Турции, поэтому, Ал-Клыча выслали под негласный надзор полиции в Томскую губернию.
Вскоре Ал-Клыч вернулся в Дагестан. Он стал принимать активное участие в политических событиях. В период нашествия бичераховцев, Ал-Клыч боролся за независимость Дагестана. Как представитель дагестанского исполкома "Джамиатуль исламийе" , он много сделал для создания национальной милиции, для поддержания порядка в аулах. Во время вторжения в Дагестан деникинцев, храбро бился против захватчиков.

Везде ему рукоплескали, и везде он одерживал блестящие победы. Не будет лишним добавить, что одна из сестёр Ал-Клыча тоже обладала огромной силой. Однажды, при людно в Темир Хан Шуре, она подняла и об землю ударила известного большевика Кара Караева, который выступал против Ал-Клыча в суде, когда его взяли под стражу. А Кара Караев был человек немалого роста и внушительного телосложения.

После победы Октябрьской революции Ал-Клыч присоединился к Нажмудину Гоцинскому, который в тот период находился на пике своего могущества. В январе 1918 года вооружённые отряды Гоцинского, возглавляемые Ал-Клычем, заняли тогдашнюю столицу Дагестана — Темир-Хан-Шуру. Штаб Гоцинского находился в Нижнем Казанище в усадьбе сельского старшины Тонаева Джалава, а Ал-Клыч вместе с другими нукерами имама, были всегда при нём. В марте 1918 года Ал-Клыч возглавил отряд в 500 человек для ликвидации Порт-Петровского Военно-революционного комитета. Вскоре отрядами Гоцинского был захвачен и Порт-Петровск, однако в апреле 1918 года отряды Гоцинского оставили Порт-Петровск, и отошли в горные районы Дагестана.

К сожалению, жизнь этого необычного человека трагически оборвалась. В начале лета 1920 года Хасаева арестовали по обвинению в контрреволюционной деятельности. Попытки некоторых известных людей того времени освободить атлета, не увенчались успехом. 11 июля 1920 года Дагестанский областной ревтрибунал вынес приговор о расстреле Ал-Клыча Хасаева. Большевики держали в тайне место захоронения Ал-Клыча, поэтому оно по сей день неизвестно... Спустя 70 лет Ал-Клыч был реабилитирован.

Стоит добавить, что Ал-Клыч был первым профессиональным борцом в Дагестане

Ал-Клыч Бугленский (Хасаев)

(1880 / 1920)
место рождения: с. Буглен, Буйнакский р-н

Выдающийся борец вольного стиля. Обладатель золотого пояса, выступал на борцовских коврах Ирана, Турции, Франции, одержал победы над сильнейшими борцами своего времени.

Ал-Клыч Бугленский

В наше время много говорят о невинных жертвах репрессий, о возвращенных именах. Речь обычно идет о писателях, художниках, философах, политических деятелях... И как-то непривычно в этом ряду слышать имя спортсмена, артиста цирка.

Ал-Клыч Хасаев - феноменальное явление в истории мирового спорта. Родился он в 1880 году в крестьянской семье в селении Буглен Темирханшуринского округа (ныне Буйнакский район).

Еще в юношеские годы у Ал-Клыча проявились незаурядные физические способности, восхищавшие сверстников, односельчан. Вскоре о нем как о необычайном силаче, с которым никто не может состязаться, заговорил весь Дагестан. Он принимал участие в состязаниях борцов, одерживал одну победу за другой над самыми прославленными борцами. Слава о непревзойденном борце вскоре распространилась далеко за пределы Дагестана. С ошеломляющим успехом он выступал в городах Северного Кавказа, Закавказья, Средней Азии, Казахстана, России, Украины. Наибольшую славу Ал-Клычу принесли его великолепные победы на спортивных аренах Турции, Ирана, Азербайджана, Китая, Франции. Он - единственный человек, одержавший победу над чемпионом чемпионов Иваном Поддубным. Как великий спортсмен Иван Поддубный честно признал свое поражение и вручил Ал-Клычу свой золотой пояс чемпиона мира.

Говорят, Ал-Клыч боролся даже со львом, и что шкура побежденного им зверя хранилась в доме борца. В народе ходили легенды о своем кумире. Став состоятельным человеком, Ал-Клыч закупал много скота, товаров и раздавал нуждающимся бугленцам. Начиная с периода первой мировой войны, Ал-Клыч выступал против самодержавия и боролся за свободу Дагестана, участвовал в революционных событиях в Турции и Афганистане.

Февральскую революцию он встретил восторженно. В период нашествия бичераховцев боролся за независимость Дагестана. Как представитель дагестанского областного исполкома "Джамиатуль исламийе" ("Общество исламистов") много сделал для создания национальной милиции для поддержания порядка в аулах. Во время вторжения в Дагестан деникинцев храбро бился против захватчиков.

Однако ревтрибунал - печально известная "тройка", вопреки разуму и совести, 11 июля 1920 года вынес решение о расстреле Ал-Клыча.

Так за что же был казнен Ал-Клыч? Как случилось, что "врагом народа" был объявлен кумир горцев, преданный родине всей душой и всеми помыслами? Как свидетельствуют недавно опубликованные документы из архивов КГБ, после ареста Ал-Клыча началось поистине драматичная борьба за спасение великого спортсмена и популярного общественного деятеля. Он сам, его адвокат А. Загорянский, общества селений Буглен, Салта, Кудали, Куппа приводили десятки фактов, свидетельствующих о невиновности Ал-Клыча, о его большом вкладе в борьбу за освобождение Дагестана, настоятельно просили обратиться к таким авторитетным свидетелям, как известный революционер Осман Османов и шейх Али-Хаджи Акушинский. Более того, вне внимания ревтрибунала осталось и "вето", наложенное Дагревкомом на исполнение решения "тройки". Спустя же пять месяцев после расстрела Ал-Клыча Дагревком на спешно созванном заседании задним числом отменяет свое "вето" - еще один факт вопиющего беззакония! Так в сорокалетнем возрасте трагически оборвалась жизнь человека феноменальной силы, незаурядного мужества, большой человечности, патриота.

Когда Ал-Клыча вели на казнь, он сорвал рельс-угольник и изогнул его в спираль, оставив потомкам вещественное свидетельство своей уникальной силы.

Все, что зависело от него, Ал-Клыч сделал при жизни. Воздать должное его светлой памяти - долг живущих ныне.



  • Разделы сайта